Борис полевой произведения о войне. Борис николаевич полевой биография

Борис Николаевич Полевой – псевдоним, настоящее имя – Борис Николаевич Кампов; Москва, Российская империя; 04.03.1908 – 12.07.1981

Книги Бориса Полевого приобрели широкую известность после окончания Второй мировой войны. Именно тогда вышло произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Именно оно принесло писателю всесоюзную славу, которая выразилась в многочисленных наградах, а также экранизации книги. И даже по прошествии многих лет книга Б Полевого «Повесть о настоящем человеке» занимает значимое место среди .

Биография Бориса Полевого

Борис Полевой родился в Москве. Позже его семья переехала в Тверь, где мальчик и пошел в школу. Уже в 14-летнем возрасте у него проявилась тяга к литературе. Он пробует писать небольшие заметки в местные газеты. После окончания школы Борис поступает в Тверской промышленный техникум у здесь все больше увлекается журналистикой. К 16 годам его заметки в местных газетах публикуются с завидным постоянством. Поэтому когда он после окончания техникума устроился на местной текстильной фабрике, все понимали это не надолго. Так и случилось. Уже в 1928 году Борис оставляет фабрику и полностью посвящает себя журналистике.

Предшествовало этому первая книга Бориса Полевого «Мемуары вшивого человека», которая вышла в 1927 году. Кстати, ее очень высоко оценил , который тогда находился на очень хорошему счету у власти. После выхода дебютной книги Борис Кампов и решил себе взять псевдоним Полевой. Он образовался путем перевода с латинского его родной фамилии.

В годы Второй мировой войны Борис Полевой стал военным корреспондентом газеты «Правда». С под руки Полевого на тот момент вышло много хороших статей. Но здесь он услышал и немало военных историй, которые начал воспроизводить в книгах сразу после окончания войны. Первой из них была книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», которая была экранизирована уже на следующий год после издания книги. В дальнейшем из-под пера писателя вышло еще немало книг, дневников-очерков и статей, но не один из них не стал так любим как книга «Повесть о настоящем человеке». При этом на литературном небосклоне Борис Полевой занимал очень высокую позицию. Это позволило ему в 1962 году возглавить журнал «Юность», который он возглавлял практически до дня своей смерти.

Книги Бориса Полевого на сайте Топ книг

Из книг Бориса Полевого преимущественно знают только «Повесть о настоящем человеке». Но читать это произведение настолько популярно, особенно в преддверии 9 Мая, что это позволило книге Б Полевого «Повесть о настоящем человеке» занять ввысоке место в рейтинге . При этом интерес к этой книге достаточно стабилен, а среди лучших книг о войне повесть наверняка заняла одно из самых высоких мест.

Бориса Полевого список книг

  1. Вернулся
  2. Глубокий тыл
  3. Горячий цех
  4. Доктор Вера
  5. Золото
  6. Мемуары вшивого человека
  7. Мы — советские люди
  8. На диком бреге
  9. От Белгорода до Карпат

Дневники-очерки:

  1. 30тысяч ли по новому Китаю
  2. Американские дневники
  3. Ангарские записи
  4. За тридевять земель
  5. По белу свет
  6. Саянские записи
  7. Цикл рассказов «Современники»



Полевой (псевдоним; настоящая фамилия – Кампов) Борис Николаевич – русский советский писатель и общественный деятель, военный корреспондент, член Союза писателей СССР.

Родился 4 (17) марта 1908 года в Москве в семье юриста и врача. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1940 года. В 1913 году семья переехала в город Тверь (в 1931-1990 – Калинин), где прошли детство и юность будущего писателя. После смерти отца в 1916 году мать стала работать врачом в больнице при текстильной фабрике Морозовых (ныне – ОАО «Товарищество «Тверская мануфактура»). Впоследствии мир фабричного двора, картины рабочего быта, образы знакомых земляков появятся на страницах многих романов писателя.

В Твери он учился в начальной школе 2-й ступени, много читал, увлекался природой, активно участвовал в работе кружка юных натуралистов. В школьные годы у него пробудилась тяга к журналистике, и в сатирическом отделе школьной стенгазеты под псевдонимом «Б.Овод» стали появляться его острые фельетоны.

Первая заметка (семь с половиной строк и без подписи автора) была напечатана в газете «Тверская правда» в 1922 году, когда он был учеником 6-го класса. В ней говорилось о посещении их школы поэтом-крестьянином С.Д.Дрожжиным. После этого он начал помещать в «Тверской правде» информации и зарисовки из городской жизни. Вскоре по предложению её редактора А.И.Капустина, школьник Кампов стал подписывать свои материалы псевдонимом «Полевой».

После школы он окончил промышленно-экономический техникум и затем в 1926-1928 годах работал лаборантом, сменным мастером, начальником цеха на каустическом заводе при текстильной фабрике «Пролетарка». Одновременно он сотрудничал в тверских газетах. В 1928 году Полевой уволился с фабрики и перешёл на постоянную работу в недавно основанную областную молодёжную газету «Смена». С этого времени и вплоть до 1941 года в «Тверской правде», «Тверской деревне», «Смене» и журнале «В наши дни» публикуются многочисленные корреспонденции, статьи и очерки Полевого. Молодой журналист смело и увлечённо взялся за полюбившееся дело: он совмещал в одном лице очеркиста, фельетониста, разъездного корреспондента, книжного обозревателя и театрального рецензента. Помимо этого, Полевой активно участвовал и в литературной жизни Твери: входит в Тверскую ассоциацию пролетарских писателей (ТАПП) и «литературную группу».

В 1927 году ТАПП издаёт первую книгу Полевого – сборник публицистических новелл «Мемуары вшивого человека». История рождения этой книги весьма необычна: летом 1926 года по заданию редактора «Тверской правды» Полевой под видом московского «вора в законе» внедряется на 20 дней в тверскую преступную среду в целях написания серии очерков социального плана. Однако скитания по «дну» неожиданно вывели его на факты контактов уголовников с руководителями ряда партийно-советских учреждений Твери. Результатом выполнения этого журналистского задания были несколько публикаций в «Тверской правде», снятие с высоких постов многих тогдашних должностных лиц и «Мемуары вшивого человека», которые журналисты «Смены» послали М.Горькому в Италию. В своём ответном письме М.Горький отозвался о «Мемуарах…» довольно критично и строго, но дал начинающему прозаику много ценных советов и рекомендовал учиться. Именно в этой книге Полевой сформулировал свой главный творческий принцип «Пишу без вымысла» и продемонстрировал хорошее умение показывать особенности психологии и мышления изображаемых лиц.

В Твери Полевой сформировался как журналист и писатель. В 1930-е годы он, помимо газетных материалов, писал рассказы и исторический роман «Биография «Пролетарки», который остался незавершённым, а его рукопись погибла при оккупации города немецко-фашистскими захватчиками.

В 1939 году в журнале «Октябрь» вышла повесть Полевого «Горячий цех», которая была откликом на развитие стахановского движения. Сюжетную основу произведения составил реальный жизненный конфликт, связанный с перевоспитанием бригадой Калининского вагоностроительного завода «трудного человека».

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов; военный корреспондент. на период боевых действий призывался в РККА. В 1939 году был контужен. Член ВКП(б)/КПСС с 1940 года.

Участник Великой Отечественной войны. В 1941-1945 годах - в Красной Армии. С лета 1941 года батальонный комиссар Б.Н. Полевой постоянно находился в действующей армии, с октября 1941 года в качестве военного корреспондента газеты «Правда» и старшим коррепондентской группы газеты на Калининском, Степном и 2-м Украинском фронтах. Пройдя боевой путь от Калинина (Твери) до Берлина и Праги, он создал многочисленные военные очерки, репортажи, корреспонденции, рассказы, которые, запечатлев суровую реальность войны и героизм нашего народа в борьбе с фашизмом, стали затем основой книг «Мы – советские люди» (1948; Сталинская премия, 1949) и «Современники» (1954). Очерки, написанные в 1941 году непосредственно на Калининском фронте, писатель объединил в цикл «В ту тяжёлую зиму».

Полевой был не только смелым репортёром, но и солдатом, не боявшимся передовой. Он летал на бомбардировщике дальнего действия на бомбёжку германских городов, был под Сталинградом (ныне – Волгоград), в партизанских отрядах в тылу врага, на Курской дуге, в Польше и на Карпатах. А в мае 1945 года Полевой по заданию командования на самолёте «У-2» приземляется на стадионе в центре сражающейся Праги и сообщает повстанцам о продвижении к городу советских танковых армий. Здесь под огнём немцев Полевой сначала передал в штаб фронта информацию об обстановке в городе, а затем – статью в газету «Правда», диктуя её строки по заметкам, наспех сделанным на папиросной коробке. С 1945 года подполковник Б.Н. Полевой - в запасе.

Наибольшую писательскую известность и славу Полевому принесла «Повесть о настоящем человеке» (Сталинская премия, 1947), опубликованная в 1946 году в журнале «Октябрь», а в 1947 году – отдельным изданием. Её герой – военный лётчик, Герой Советского Союза лейтенант А.П.Маресьев (в повести – Мересьев), после ампутации обеих ног вновь вернулся в боевой строй. Она выдержала более 180 изданий на 49 языках мира общим тиражом 9 миллионов 745 тысяч экземпляров. В 1948 году на экраны страны вышел одноимённый кинофильм (в главной роли снялся П.П.Кадочников) и в том же году гениальный русский композитор ХХ века С.С.Прокофьев написал по этому произведению оперу, которая была поставлена на сцене Большого театра в 1960 году.

После войны писатель в качестве корреспондента «Правды» подолгу жил на Ангаре, Волго-Доне и Днепрогэсе, где собирал материал и для романа «На диком бреге» (1962, экранизирован в 1966), в художественной форме воплотившего подлинные события и реальных людей – геологов и гидростроителей. Он также побывал во многих странах и посвятил этим поездкам книги-репортажи «Американские дневники» (1956; Международная премия Мира, 1959), «За тридевять земель» (1956), «Тридцать тысяч ли по Китаю» (1957).

Тема войны и героизма советских людей занимала важное место и в последующем творчестве Полевого – в романах «Золото» (1949-1950, экранизирован в 1970), «Глубокий тыл» (1958), повестях «Доктор Вера» (1966, экранизирована в 1968) и «Анюта» (1976). Все эти произведения насыщены тверскими событийными, географическими и образными реалиями.

Кроме того, из фронтовых дневников, которые писатель вёл всю войну, выросли документально-публицистические книги «В большом наступлении» (1967), «В конце концов: Нюрнбергские дневники» (1969), «Сокрушение «Тайфуна» (1971), «До Берлина – 896 километров» (1971). Биографическая повесть «Полководец» (1974) рассказывала о жизни и деятельности Маршала Советского Союза И.С.Конева, с которым автор был знаком лично.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1974 года за большие заслуги в развитии советской литературы, активную общественную деятельность и в связи с 40-летием со дня образования Союза писателей СССР Полевому (Кампову) Борису Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1974 году Полевой объединил документальные повествования «В ту тяжёлую зиму», «При штурме Великих Лук», «В большом наступлении», «До Берлина – 896 километров» и «В конце концов» в дилогию «Эти четыре года». В ней наиболее полно отразился принцип историзма, позволивший писателю проанализировать события прошлого с точки зрения современности. Героями портретов и литературно-критических очерков, вошедших в его книгу «Силуэты» (1974) стали С.Д.Дрожжин, И.А.Рябов, М.Горький, А.А.Фадеев, К.А.Федин, Э.Л.Войнич, Ю.Фучик, А.Зегерс и другие.

Документальные и художественные произведения Полевого отличаются высокой гражданственностью и патриотизмом, острым чувством времени, утверждением гуманизма, добра и человеческого достоинства, любовью и интересом к людям труда, углублённым психологизмом, напряжённым сюжетом и живым языком.

Несмотря на большую творческую и общественную работу, Полевой не терял связей с Калинином. Он периодически приезжал в город, выступал в школах и на предприятиях, встречался с местными писателями и журналистами, давал интервью областным газетам.

Депутат Верховного Совета СССР трёх созывов, главный редактор журнала «Юность» (1962-1981), секретарь правления Союза писателей СССР (1967-1981), председатель правления советского Фонда мира, вице-президент Европейского общества культуры (1952-1981).

Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 12 июля 1981 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 9).

Награждён 3 орденами Ленина (1967, 27.07.1974, ...), орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени (4.12.1944, 16.06.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (21.10.1943, 1945), орденами Трудового Красного Знамени (15.03.1958), Красной Звезды (27.04.1942), медалями, в том числе медалью «За оборону Сталинграда» (1943), а также орденами и медалями иностранных государств.

Лауреат Сталинской премии (1947, 1949), Международной премии Мира (1959). Золотая медаль Мира (1968).

Почётный гражданин города Калинин (16.03.1978).

В 1983 году его именем была названа улица в Калинине (Твери), а 16 декабря 2006 года на доме, где жил писатель, была установлена мемориальная доска. Именем писателя назван теплоход. В Москве на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

© Произведения этого автора несвободны

Бори́с Никола́евич Полево́й (настоящая фамилия - Ка́мпов ; 4 (17) марта 1908 года , Москва - 12 июля , там же) - русский советский журналист и прозаик , киносценарист. Герой Социалистического Труда. Лауреат двух Сталинских премий второй степени ( , ). Лауреат Международной премии Мира (1959). Член ВКП(б) с 1940 года .

Биография

Борис Николаевич Кампов родился 4 (17) марта 1908 года в Москве , в семье юриста . В 1913 году семья переехала в Тверь .

С 1917 по 1924 годы учился в школе № 24 (ныне Тверская гимназия № 6).

Закончил техническое училище в Твери и работал технологом на текстильной фабрике. Карьеру журналиста начал в 1928 году , имел покровительство Максима Горького.

Борис Полевой работал в газетах «Тверская деревня» , «Тверская правда», «Пролетарская правда», «Смена».

Военные впечатления легли в основу книг:

  • «От Белгорода до Карпат» ()
  • «Повесть о настоящем человеке » ()
  • «Мы - советские люди» ()
  • «Золото» ( -)

Автор четырёх книг военных мемуаров «Эти четыре года». Менее известны материалы об его присутствии на Нюрнбергском процессе в качестве корреспондента газеты «Правда» - «В конце концов» (1969).

Выступил на общемосковском собрании писателей 31 октября 1958 года, осудившем Б. Л. Пастернака , требовал выдворения его из СССР .

Б. Н. Полевой умер 12 июля 1981 года . Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 9).

Семья

Память

Именем писателя назван теплоход . 16 марта 1978 года «за создание произведений, правдиво отображающих героические и трудовые подвиги калининцев в годы Великой Отечественной войны и мирного труда, большой вклад в развитие города и в связи с 70-летием со дня рождения» Б. Н. Полевому было присвоено звание «Почётный гражданин города Калинина».

В 1983 году его именем названа улица в Твери, а 16 декабря 2006 года на доме, где жил писатель, была установлена мемориальная доска.

Награды и премии

  • три ордена Ленина (1967, 1974)
  • два ордена Красного Знамени (4.12.1944; 1958)
  • два ордена Отечественной войны I степени (21.10.1943)
  • орден Красной Звезды (27.4.1942)
  • орден Дружбы народов (16.03.1978)
  • медали
  • иностранные награды
  • Сталинская премия второй степени (1947)- за «Повесть о настоящем человеке» (1946)
  • Сталинская премия второй степени (1949) - за сборник очерков и рассказов «Мы - советские люди» (1948)
  • Международная премия Мира (1959) - за сборники очерков «Американские дневники»

Библиография

  • Мемуары вшивого человека, 1927
  • Го­рячий цех, 1940
  • Мы - советские люди, 1948
  • Золото, 1950
  • Современники, 1952
  • Американские дневники, 1956
  • Глубокий тыл, 1959
  • Наш Ленин, 1961
  • На диком бреге, 1962
  • Доктор Вера, 1967
  • До Берлина - 896 километров, 1973
  • Эти четыре года (в 2-х книгах), 1974
  • Силуэты, 1978
  • Самые памятные, 1980

Автор сценария

  • - Золото (совместно с Дамиром Вятич-Бережных)

Экранизации

  • - Повесть о настоящем человеке
  • - Я - «Берёза»
  • - На диком бреге
  • - Доктор Вера
  • - Золото

Напишите отзыв о статье "Полевой, Борис Николаевич"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Полевой, Борис Николаевич

Макар Алексеич, распустив губы, как бы засыпая, качался, прислонившись к стене.
– Brigand, tu me la payeras, – сказал француз, отнимая руку.
– Nous autres nous sommes clements apres la victoire: mais nous ne pardonnons pas aux traitres, [Разбойник, ты мне поплатишься за это. Наш брат милосерд после победы, но мы не прощаем изменникам,] – прибавил он с мрачной торжественностью в лице и с красивым энергическим жестом.
Пьер продолжал по французски уговаривать офицера не взыскивать с этого пьяного, безумного человека. Француз молча слушал, не изменяя мрачного вида, и вдруг с улыбкой обратился к Пьеру. Он несколько секунд молча посмотрел на него. Красивое лицо его приняло трагически нежное выражение, и он протянул руку.
– Vous m"avez sauve la vie! Vous etes Francais, [Вы спасли мне жизнь. Вы француз,] – сказал он. Для француза вывод этот был несомненен. Совершить великое дело мог только француз, а спасение жизни его, m r Ramball"я capitaine du 13 me leger [мосье Рамбаля, капитана 13 го легкого полка] – было, без сомнения, самым великим делом.
Но как ни несомненен был этот вывод и основанное на нем убеждение офицера, Пьер счел нужным разочаровать его.
– Je suis Russe, [Я русский,] – быстро сказал Пьер.
– Ти ти ти, a d"autres, [рассказывайте это другим,] – сказал француз, махая пальцем себе перед носом и улыбаясь. – Tout a l"heure vous allez me conter tout ca, – сказал он. – Charme de rencontrer un compatriote. Eh bien! qu"allons nous faire de cet homme? [Сейчас вы мне все это расскажете. Очень приятно встретить соотечественника. Ну! что же нам делать с этим человеком?] – прибавил он, обращаясь к Пьеру, уже как к своему брату. Ежели бы даже Пьер не был француз, получив раз это высшее в свете наименование, не мог же он отречься от него, говорило выражение лица и тон французского офицера. На последний вопрос Пьер еще раз объяснил, кто был Макар Алексеич, объяснил, что пред самым их приходом этот пьяный, безумный человек утащил заряженный пистолет, который не успели отнять у него, и просил оставить его поступок без наказания.
Француз выставил грудь и сделал царский жест рукой.
– Vous m"avez sauve la vie. Vous etes Francais. Vous me demandez sa grace? Je vous l"accorde. Qu"on emmene cet homme, [Вы спасли мне жизнь. Вы француз. Вы хотите, чтоб я простил его? Я прощаю его. Увести этого человека,] – быстро и энергично проговорил французский офицер, взяв под руку произведенного им за спасение его жизни во французы Пьера, и пошел с ним в дом.
Солдаты, бывшие на дворе, услыхав выстрел, вошли в сени, спрашивая, что случилось, и изъявляя готовность наказать виновных; но офицер строго остановил их.
– On vous demandera quand on aura besoin de vous, [Когда будет нужно, вас позовут,] – сказал он. Солдаты вышли. Денщик, успевший между тем побывать в кухне, подошел к офицеру.
– Capitaine, ils ont de la soupe et du gigot de mouton dans la cuisine, – сказал он. – Faut il vous l"apporter? [Капитан у них в кухне есть суп и жареная баранина. Прикажете принести?]
– Oui, et le vin, [Да, и вино,] – сказал капитан.

Французский офицер вместе с Пьером вошли в дом. Пьер счел своим долгом опять уверить капитана, что он был не француз, и хотел уйти, но французский офицер и слышать не хотел об этом. Он был до такой степени учтив, любезен, добродушен и истинно благодарен за спасение своей жизни, что Пьер не имел духа отказать ему и присел вместе с ним в зале, в первой комнате, в которую они вошли. На утверждение Пьера, что он не француз, капитан, очевидно не понимая, как можно было отказываться от такого лестного звания, пожал плечами и сказал, что ежели он непременно хочет слыть за русского, то пускай это так будет, но что он, несмотря на то, все так же навеки связан с ним чувством благодарности за спасение жизни.
Ежели бы этот человек был одарен хоть сколько нибудь способностью понимать чувства других и догадывался бы об ощущениях Пьера, Пьер, вероятно, ушел бы от него; но оживленная непроницаемость этого человека ко всему тому, что не было он сам, победила Пьера.
– Francais ou prince russe incognito, [Француз или русский князь инкогнито,] – сказал француз, оглядев хотя и грязное, но тонкое белье Пьера и перстень на руке. – Je vous dois la vie je vous offre mon amitie. Un Francais n"oublie jamais ni une insulte ni un service. Je vous offre mon amitie. Je ne vous dis que ca. [Я обязан вам жизнью, и я предлагаю вам дружбу. Француз никогда не забывает ни оскорбления, ни услуги. Я предлагаю вам мою дружбу. Больше я ничего не говорю.]
В звуках голоса, в выражении лица, в жестах этого офицера было столько добродушия и благородства (во французском смысле), что Пьер, отвечая бессознательной улыбкой на улыбку француза, пожал протянутую руку.
– Capitaine Ramball du treizieme leger, decore pour l"affaire du Sept, [Капитан Рамбаль, тринадцатого легкого полка, кавалер Почетного легиона за дело седьмого сентября,] – отрекомендовался он с самодовольной, неудержимой улыбкой, которая морщила его губы под усами. – Voudrez vous bien me dire a present, a qui" j"ai l"honneur de parler aussi agreablement au lieu de rester a l"ambulance avec la balle de ce fou dans le corps. [Будете ли вы так добры сказать мне теперь, с кем я имею честь разговаривать так приятно, вместо того, чтобы быть на перевязочном пункте с пулей этого сумасшедшего в теле?]
Пьер отвечал, что не может сказать своего имени, и, покраснев, начал было, пытаясь выдумать имя, говорить о причинах, по которым он не может сказать этого, но француз поспешно перебил его.
– De grace, – сказал он. – Je comprends vos raisons, vous etes officier… officier superieur, peut etre. Vous avez porte les armes contre nous. Ce n"est pas mon affaire. Je vous dois la vie. Cela me suffit. Je suis tout a vous. Vous etes gentilhomme? [Полноте, пожалуйста. Я понимаю вас, вы офицер… штаб офицер, может быть. Вы служили против нас. Это не мое дело. Я обязан вам жизнью. Мне этого довольно, и я весь ваш. Вы дворянин?] – прибавил он с оттенком вопроса. Пьер наклонил голову. – Votre nom de bapteme, s"il vous plait? Je ne demande pas davantage. Monsieur Pierre, dites vous… Parfait. C"est tout ce que je desire savoir. [Ваше имя? я больше ничего не спрашиваю. Господин Пьер, вы сказали? Прекрасно. Это все, что мне нужно.]
Когда принесены были жареная баранина, яичница, самовар, водка и вино из русского погреба, которое с собой привезли французы, Рамбаль попросил Пьера принять участие в этом обеде и тотчас сам, жадно и быстро, как здоровый и голодный человек, принялся есть, быстро пережевывая своими сильными зубами, беспрестанно причмокивая и приговаривая excellent, exquis! [чудесно, превосходно!] Лицо его раскраснелось и покрылось потом. Пьер был голоден и с удовольствием принял участие в обеде. Морель, денщик, принес кастрюлю с теплой водой и поставил в нее бутылку красного вина. Кроме того, он принес бутылку с квасом, которую он для пробы взял в кухне. Напиток этот был уже известен французам и получил название. Они называли квас limonade de cochon (свиной лимонад), и Морель хвалил этот limonade de cochon, который он нашел в кухне. Но так как у капитана было вино, добытое при переходе через Москву, то он предоставил квас Морелю и взялся за бутылку бордо. Он завернул бутылку по горлышко в салфетку и налил себе и Пьеру вина. Утоленный голод и вино еще более оживили капитана, и он не переставая разговаривал во время обеда.
– Oui, mon cher monsieur Pierre, je vous dois une fiere chandelle de m"avoir sauve… de cet enrage… J"en ai assez, voyez vous, de balles dans le corps. En voila une (on показал на бок) a Wagram et de deux a Smolensk, – он показал шрам, который был на щеке. – Et cette jambe, comme vous voyez, qui ne veut pas marcher. C"est a la grande bataille du 7 a la Moskowa que j"ai recu ca. Sacre dieu, c"etait beau. Il fallait voir ca, c"etait un deluge de feu. Vous nous avez taille une rude besogne; vous pouvez vous en vanter, nom d"un petit bonhomme. Et, ma parole, malgre l"atoux que j"y ai gagne, je serais pret a recommencer. Je plains ceux qui n"ont pas vu ca. [Да, мой любезный господин Пьер, я обязан поставить за вас добрую свечку за то, что вы спасли меня от этого бешеного. С меня, видите ли, довольно тех пуль, которые у меня в теле. Вот одна под Ваграмом, другая под Смоленском. А эта нога, вы видите, которая не хочет двигаться. Это при большом сражении 7 го под Москвою. О! это было чудесно! Надо было видеть, это был потоп огня. Задали вы нам трудную работу, можете похвалиться. И ей богу, несмотря на этот козырь (он указал на крест), я был бы готов начать все снова. Жалею тех, которые не видали этого.]
– J"y ai ete, [Я был там,] – сказал Пьер.
– Bah, vraiment! Eh bien, tant mieux, – сказал француз. – Vous etes de fiers ennemis, tout de meme. La grande redoute a ete tenace, nom d"une pipe. Et vous nous l"avez fait cranement payer. J"y suis alle trois fois, tel que vous me voyez. Trois fois nous etions sur les canons et trois fois on nous a culbute et comme des capucins de cartes. Oh!! c"etait beau, monsieur Pierre. Vos grenadiers ont ete superbes, tonnerre de Dieu. Je les ai vu six fois de suite serrer les rangs, et marcher comme a une revue. Les beaux hommes! Notre roi de Naples, qui s"y connait a crie: bravo! Ah, ah! soldat comme nous autres! – сказал он, улыбаясь, поело минутного молчания. – Tant mieux, tant mieux, monsieur Pierre. Terribles en bataille… galants… – он подмигнул с улыбкой, – avec les belles, voila les Francais, monsieur Pierre, n"est ce pas? [Ба, в самом деле? Тем лучше. Вы лихие враги, надо признаться. Хорошо держался большой редут, черт возьми. И дорого же вы заставили нас поплатиться. Я там три раза был, как вы меня видите. Три раза мы были на пушках, три раза нас опрокидывали, как карточных солдатиков. Ваши гренадеры были великолепны, ей богу. Я видел, как их ряды шесть раз смыкались и как они выступали точно на парад. Чудный народ! Наш Неаполитанский король, который в этих делах собаку съел, кричал им: браво! – Га, га, так вы наш брат солдат! – Тем лучше, тем лучше, господин Пьер. Страшны в сражениях, любезны с красавицами, вот французы, господин Пьер. Не правда ли?]

ведущий научный сотрудник

ОИПП, к. п.н.

ПИСАТЕЛЬ БОРИС ПОЛЕВОЙ,

НАШ ЗЕМЛЯК

Борис Николаевич Полевой (Кампов), известный писатель-фронтовик и общественный деятель. Лауреат Международной премии Мира, родился 17 марта 1908 года в Москве. Когда мальчику было 5 лет, семья Полевых переехала в старинный русский город Тверь.

В этом городе прошли многие годы жизни автора знаменитой «Повести о настоящем человеке». В автобиографии он пишет: «Отец мой был юрист, умер в 1916 году. Я его почти не помню. Но, судя по хорошей библиотеке, оставшейся после него, где были собраны все русские и лучшие иностранные классики, это был человек широко образованный. После смерти отца мать работала врачом на текстильной фабрике, которая принадлежала купцам Морозовым (ныне это «Пролетарка»). Впоследствии мир фабричного двора, Морозовских казарм, картины рабочего быта, образы тверичей появятся на страницах его произведений.

Ул. Б. Полевого, д. 12, в котором писатель жил в детские годы.

Борис Полевой был истинным патриотом нашего города, не раз он подчёркивал, что «вырос, учился, приобщился к журналистской профессии, написал первую книгу в Твери и потому сейчас не без основания считаю себя тверяком»..

В наше время, когда речь заходит о том, где учился наш знаменитый земляк, обычно называют гимназию № 6, из стен которой вышло много выдающихся людей (поэт Андрей Дементьев, экономист Шаталин и др.)

Тверь

Школа №6 (ныне Гимназия №6)

Однако, по утверждению тверского литературоведа, будущий писатель сначала учился в начальной школе II ступени (на Пролетарке), много читал, активно участвовал в работе кружка юных натуралистов. И лишь позднее он окончил промышленно-экономический техникум (ныне в этом здании находится гимназия № 6). Свою трудовую биографию он начал с работы лаборантом, затем сменным мастером, начальником цеха на «Пролетарке».

Со школьных лет его привлекала журналистика. В 1922 году в газете «Тверская правда» была напечатана небольшая заметка шестиклассника Бориса Полевого, в которой автор писал о посещении школы поэтом-крестьянином Спиридоном Дрожжиным.

Борис Николаевич Полевой принадлежит к славной плеяде писателей, которым путёвку в большую литературу дал Алексей Максимович Горький.

Работая на «Пролетарке», он публикует в местных газетах статьи и очерки о людях труда. В 1927 году его очерки получают положительный отзыв Горького и одновременно добрый совет молодому автору – упорно работать над словом: «Так же, как токарь по дереву или металлу, литератор должен хорошо знать свой материал – язык, слово, иначе он будет не в силах изобразить свой опыт, свои чувства, мысли; не сумеет создать картин, характеров».

С 1928 года Полевой переходит на постоянную работу в областную молодежную газета «Смена», печатается в «Тверской правде» и других изданиях. В один из летних месяцев, будучи в отпуске, он уезжает в Селижаровский уезд. Там Полевой работает на лесозаготовках , становится сплавщиком леса. Свои очерки о лесорубах и сплавщиках леса он пишет по ночам, сидя у костра, разложенного на плоту.

Уже с первых шагов у него складывается черта, которой он будет следовать неукоснительно, - писать только о том, что хорошо знаешь, что видел сам.

Борис Полевой, газетчик, журналист, писатель, всегда жил тем, чем жила его родная страна. Накануне Великой Отечественной войны в литературном журнале «Октябрь» была опубликована повесть «Горячий цех». Она была посвящена стахановскому движению на Калининском вагоностроительном заводе. В годы Великой Отечественной войны Борис Николаевич был военным корреспондентом «Правды». С первых дней войны и до Дня Победы он находился в действующей армии, на самых опасных участках, где шли кровопролитные бои. Вспоминая эти грозные годы, известный писатель Вадим Кожевников пишет: «Мы с Борисом Полевым, два правдиста, на «эмке» добираемся до передовой. Солдаты, офицеры, генералы обычно узнавали Полевого и, что там говорить, очень радовались, что Полевой напишет о них и напишет хорошо, и они прочитают, если, конечно, и они, и он, военный корреспондент, останутся живы.

Не однажды это роковое «если» висело над Полевым, потому что он добывал материал о воинах и событиях в самом пекле боев, неслучайно на его груди мы видим два ордена Красного Знамени. Известно, что к Полевому проникся большой симпатией маршал Иван Степанович Конев. Он любовался отвагой Полевого, как может любоваться ею и ценить её испытанный воин.

и Конев

Военный корреспондент Борис Полевой в нашей литературе стоит в одном ряду с такими прославленными писателями-фронтовиками, как Константин Симонов, Алексей Сурков, Александр Твардовский, Александр Фадеев, Алексей Толстой. «С лейкой и блокнотом, а то и пулеметом» и главным своим оружием – пером, он помогал нашему народу приближать победу над врагом. В годы войны Полевой вел фронтовые дневники, а после неё по горячим следам фронтовых впечатлений и встреч с ветеранами пишет роман «Глубокий тыл», книги «Золото», «Доктор Вера», «Полководец» (о маршале).

Читателям всего мира известна знаменитая «Повесть о настоящем человеке». Бесспорно, это главная книга Бориса Полевого. Далеко не каждый знает, что она создавалась в дни, когда шел Нюрнбергский процесс – суд народов над фашистскими главарями. По воспоминаниям Андрея Дементьева, из, известный журналист и тогда еще молодой писатель, приехал к нам в Калинин. Встреча состоялась в Доме офицеров, в одном из красивейших залов нашего города. В зале стояла напряженная тишина, потому что каждый слушатель вновь переживал недавнюю войну. собрался уходить, его окружили знакомые журналисты. Начались вопросы и среди них – «Над чем вы сейчас работаете?». И вот тут впервые Полевой назвал «Повесть о настоящем человеке». Писатель брал материал для своих книг из жизни. Именно он первым в нашей литературе назвал летчика Алексея Маресьева, героя войны – «настоящим человеком». Это выражение стало крылатым.

Книга Полевого «Повесть о настоящем человеке» пришла к читателю в послевоенном 1946 году.

Лётчик А. Маресьев

Её читали в неустроенных домах, в библиотеках, которые размещались во временных помещениях, в холодных школах и, конечно, в семьях, потерявших на войне родных и близких. Автор убедительно раскрыл суровые тяготы войны, показал, на что способен человек, когда речь идет о судьбе Отечества. Известно, что для многих людей, которые оказывались в труднейших жизненных ситуациях, герои Полевого становились примером мужества, помогали выстоять «всем смертям назло», возвращали волю к жизни, несмотря на жестокие испытания судьбы.

Совсем недавно «Повесть о настоящем человеке» была одной из самых популярных книг не только у нас, но и во мире. Она выдержала более 180 изданий на 49 языках общим тиражом около 10 миллионов экземпляров.

Заслуженный учитель Куликова из ЗАТО «Озерный» с горечью говорит: «До перестройки в нашей стране историю о военном летчике Алексее Маресьеве, «настоящем человеке», благодаря книге Полевого, знал каждый школьник». И добавляет: «Жаль, что сейчас она исключена из школьной программы. Только вот историю никаким указом не исключить, память народную нельзя ни стереть, ни переписать».

В послевоенные годы писатель жил среди тех, кто восстанавливал Днепрогэс, строил гидроэлектростанции на Волге и Ангаре. И как результат – его новые книги «Современники» и «На диком бреге».

Велики заслуги нашего знаменитого земляка в воспитании достойной литературной смены. Долгие годы Борис Полевой был главным редактором молодежного журнала «Юность».

Б. Полевой и А. Дементьев

Он любил и умел работать с молодыми авторами. Среди его воспитанников тверичи – поэт Андрей Дементьев, прозаик Алексей Пьянов, журналист Борис Бадеев и многие другие. Нельзя не согласиться с писателем Альбертом Лихановым, когда он утверждает, что, конечно, неслучайно «автор книги о мужестве, книги гуманной и уже потому антивоенной, стал одним из главных организаторов борьбы за мир». Полевой стоял у истоков движения сторонников мира, долгие годы возглавлял правление Советского фонда мира. За боевые заслуги, за заслуги на литературном и общественном поприще он был награжден многими орденами и медалями, ему было присвоено почетное звание Героя Социалистического Труда, присуждены Государственные премии.

В 2008 году отмечалось столетие со дня рождения Бориса Николаевича Полевого. В связи с этим юбилеем в библиотеках ему были посвящены выставки, а в школах, лицеях и гимназиях проводились беседы о жизни и творчестве писателя. Для учащейся молодежи был объявлен конкурс рисунков и сочинений по его произведениям. Задолго до юбилея Бориса Николаевича Полевого в ЗАТО «Озерный» учащиеся школы №2 под руководством заслуженного учителя России в рамках курса по тверскому литературному краеведению вели поисковую работу «По следам летчика Алексея Маресьева, «настоящего человека». В процессе этой работы были изучены материалы по истории создания книги Полевого; школьники многое узнали о послевоенной жизни легендарного летчика. Они совершили незабываемый поход в деревню Плав на берегу озера Шлино и посетили «маресьевскую поляну» в глухом еловом лесу, где в дни войны деревенские ребятишки Саша Вихров и Сережа Малин нашли раненого летчика. Теперь на этой поляне можно увидеть плиту, поставленную краеведами, и стелу, которую установили воины ракетной дивизии и молодежь военного городка ЗАТО «Озерный».

Осенью 2007 года по инициативе, Полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе РФ, в Тверской области был проведен конкурс школьных работ посвященных Дню героев Отечества.

Краеведческая работа восьмиклассницы Александры Прокопенковой, ученицы учителя русского языка и литературы, - «Рассказы о людях, спасших Маресьева», была признана лучшей не только в области, но и в России, и получила самую высокую оценку в Москве. Эта работа была отмечена грамотой Полномочного представителя Президента в ЦФО.

И по сей день изучение жизни и творчества нашего земляка-писателя Бориса Николаевича Полевого способствует патриотическому воспитанию и исторической памяти подрастающего поколения.

Тверь для писателя Бориса Полевого – самый близкий и родной город, откуда начинался его путь в журналистику и литературу, здесь пушкинские музеи, в создании которых он участвовал, здесь на Театральной площади стоит памятник Пушкину, который он привез из города на Неве.

Тверь. Пушкину

(скульптор)

И в наши дни не забыт в Твери писатель Борис Николаевич Полевой, который любил родное Верхневолжье и приезжая в наш край встречался с земляками.

Прославленному земляку, одному из первых в нашем городе, было присвоено звание «Почетный гражданин города Калинина». Одна из улиц названа его именем, а на домах где он жил, установлены мемориальные доски.

Библиография

Сочинения:

· Горячий цех, 1940

· Повесть о настоящем человеке, 1947

· Золото, 1950

· Глубокий тыл, 1959

· На диком бреге, 1962

· Доктор Вера, 1967

· До Берлина – 896 километров, 1973

· Эти четыре года. В 2-х кн.: 1974

· Самые памятные, 1980

Литература

Бутузов, Е. Настоящий человек из нашего города // Доблесть идущих впереди. – Калинин, 1984. – С.115-128.

Гаганова, В. Он писл о рабочих людях // Юность. – 1983. - №3.

Дементьев, А. Вспоминая его жизнь: к 80-летию со дня рождения Б. Полевого // Литературная газета. – 1988. - №13.

Егоров, А. Борис Полевой – земляк, писатель, человек: воспоминания // Тверские ведомости . – 1997. - №60.

Лебедев, Н. Наш земляк Борис полевой (Кампов) // Вече Твери. – 2008. – 18 марта .

Николаев, С. Памяти прославленного земляка // Тверские ведомости. – 2006. - №52.

Пьянов, А. Тропа Бориса Полевого // Юность. – 1985. - №3.

Сланевский, Л. // Тверская жизнь. – 1991.

Чудин, В. Слово о настоящем человеке // Тверская жизнь. – 2001. – 12 июля .

Яковлев, Ю. На этой улице когда-то… // Юность, 1984. - №1.

Писатель Борис Полевой (настоящая фамилия — Кампов ) родился 17 марта 1908 года в Москве. И все же писатель себя всегда называл тверяком: когда мальчику было 5 лет, семья переехала в Тверь. Сам Полевой позже напишет: «Вырос, учился, приобщился к труду, к журналистской профессии, написал свою первую книгу в Твери».

Именно там Борис окончил гимназию, техническое училище, работал на текстильной фабрике. В 19 лет он написал свою первую книгу «Мемуары вшивого человека», она была о людях на «дне». Произведение молодого автора высоко оценил Максим Горький , когда-то прославившийся в том числе и пьесой «На дне». Именно Горький покровительствовал Борису и помог ему устроиться в 20 лет журналистом. Кампов работал в газетах «Тверская деревня», «Тверская правда», «Пролетарская правда», «Смена».

Псевдоним он придумал не сам, это была инициатива одного из литературных редакторов. Фактически тот просто прочитал его фамилию на латыни (campus — «поле») и «перевел» на русский. Так Кампов стал Полевым.

В разговорах с коллегами писатель часто называл себя «тверским козлом». В книге «Самые памятные. История моих репортажей» Полевой пишет: «Козлы — это шутливое прозвище тверяков. То ли за то, что в городе нашем действительно было много коз, то ли в честь бытовавшей легенды, в которой повествовалось, что когда-то некий мифический козел своим блеянием ночью предупредил о приближении татарского дозора и разбудил часовых на стенах города».

Полевого, кстати, очень удивляло, что его коллеги-писатели из Твери вовсе не спешат называть самих себя аналогичным образом.

Рисунок художника Юрия Ивановича Масютина «Писатель Борис Полевой». 18 апреля 1953 года. Фото: РИА Новости / М. Козлов

В годы войны Борис Николаевич писал с фронта репортажи в газету «Правда». В качестве военного корреспондента он побывал и в разрушенном фашистами Калинине, и в освобожденной Праге в 1945 году.

Страшная действительность Великой Отечественной давала множество литературных сюжетов. Полевой написал, основываясь на военных воспоминаниях, «От Белгорода до Карпат», «Повесть о настоящем человеке», «Мы — советские люди», «Золото».

Безусловно, самой знаменитой книгой Бориса Полевого стала «Повесть о настоящем человеке». Повесть в четырех главах автор создал всего за 19 дней: настолько был впечатлен историей военного лётчика Алексея Петровича Маресьева , которого писатель встретил во время боев на Курской дуге. После страшного ранения Маресьеву ампутировали обе ноги. Тем не менее, даже получив инвалидность, он надел протезы и, проявив невероятную силу воли, вернулся в строй. Всего на счету Маресьева 86 боевых вылетов, 10 сбитых фашистских самолётов. Причем 7 из них он сбил уже после ампутации ног.

Книга завоевала славу не только в СССР, но и во всем мире. «Только до 1954 года общий тираж её изданий составил 2,34 миллиона экземпляров. Повесть около сорока раз издавалась за рубежом. И около ста раз — на русском языке. Она пользовалась огромной популярностью в советской стране и далеко за её пределами. И не только потому, что рассказывала о легендарном подвиге советского летчика. И даже не только потому, что стала учебником мужества. (Борис Полевой ярко показал, как можно жить в самых нежизненных условиях. Более того, как можно выжить в самых нежизненных условиях. И ещё более — как остаться человеком в самых нечеловечных условиях). Но, прежде всего, потому, что у каждого, каждого человека есть шанс на жизнь, даже когда шансов нет. Особенно если знаешь, зачем живешь...» — писала исследовательница творчества Бориса Полевого Елена Сазанович в своем эссе.

Удивительно, но очерк, на основе которого Борис Николаевич писал свою знаменитую повесть, изначально зарубили. В 1943 году Полевой отправил очерк о Маресьеве в редакцию. Но в печать материал так и не вышел. Когда автор вернулся с фронта и спросил в редакции, почему очерк не напечатали, ответом ему стал готовый оттиск его материала. Наверху была резолюция: «Интересно, но давать сейчас несвоевременно. Пусть тов. Полевой напишет об этом потом подробнее». Конечно, почерк Иосифа Виссарионовича Борис Полевой узнал сразу.

В 1945-1946 годах писатель работал корреспондентом в Нюрнберге, где шел процесс над лидерами Третьего рейха. Полевой решил, что пора писать книгу о Маресьеве. Именно тогда он создал ее меньше чем за 20 дней. Позже по книге будут поставлены фильм и опера композитора Сергея Прокофьева . Несмотря на огромное число государственных наград, писатель оставался очень скромным человеком. Борис Николаевич, подводя в конце жизни итоги своего писательского труда, написал: «Я увидел, что смог, и описал, как сумел».




Top