Боровиковский портреты. В

Боровиковский, Владимир Лукич (1757-1825) - выдающийся российский портретист. Мастер религиозной живописи. Славу художнику принесли многочисленные портреты высочайших особ и петербургской знати. Многие из них выполненные в духе сентиментализма.

В. Л. Боровиковский родился в семье получившего дворянство казачьего старшины Луки Боровика. Отец художника занимался иконописью, и Владимир Лукич вместе со своими братьями Василием, Иваном и Петром обучался у отца этому искусству. По семейной традиции Боровиковский был определен в Миргородский полк (1774), но военная карьера не прельщала будущего художника, и в 1783 году он вышел в отставку, поселился в родном Миргороде и занялся живописью, в основном иконописью.
По свидетельству биографов, Боровиковским на Украине было создано большое количество икон и иконостасов, но большинство из них не сохранилось. Точно известно, что художник работал в 1784 году в Троицкой церкви в Миргороде, где исполнил весь иконостас. Занятия иконописью и религиозной живописью Боровиковский не оставлял на протяжении всей своей жизни. Художник писал иконы для Казанского собора в Петербурге и некоторых других храмов столицы, для церквей в Могилеве, Торжке, Москве. Его иконы находятся ныне в Государственной Третьяковской галерее, Музее В. А. Тропинина и художников его времени (Москва), в Тверской областной картинной галерее, Государственном Русском музее и других собраниях.
Иконописное творчество Боровиковского опиралось, с одной стороны, на традиции украинской иконописи (в ранний период), с другой - на традиции русской академической религиозной живописи и иконописи, испытывавшей серьезное влияние западноевропейского религиозного искусства XVII-XVIII вв.
В 1786-1787 годах Боровиковский был привлечен к украшению дворца, в котором предполагала остановиться Екатерина II во время путешествия на юг России. Екатерина II оценила работы художника и повелела вызвать его в Петербург. В 1788 году Боровиковский покинул Миргород и переехал в северную столицу, где в течение восьми лет жил в доме архитектора, поэта, музыканта и ученого Н. А. Львова, вокруг которого сложился просветительский кружок. Общение с его членами оказало влияние на мировоззрение и эстетические взгляды художника. Среди членов кружка были И. И. Хемницер, В. В. Капнист, Г. Р. Державин, Д. Е. Левицкий и другие. К советам последнего Боровиковский прибегал в начале своей творческой карьеры в Петербурге. В 1792 году Боровиковский начал систематические занятия живописью у И. Б. Лампи-старшего, под руководством которого он совершенствовался в течение нескольких лет. В 1780-х годах, еще в миргородский период, Боровиковским был написан первый из известных его портретов - полковника П. Я. Руденко (Днепропетровский художественный музей).
В Петербурге в 1790 году художник исполнил портреты O. K. Филипповой (ГРМ), затем Е. М. Олениной (1791, ГТГ). Это были первые опыты Боровиковского-портретиста, в которых лишь начинал развиваться его талант. В первые годы жизни в Петербурге Боровиковский занимался в основном миниатюрным портретом (на кости, картоне, меди; маслом, гуашью, акварелью). Одним из лучших произведений этого периода является «Портрет В. В. Капниста» (начало 1790-х, ГРМ). В это же время художник продолжал занятия иконописью: в 1791 году он писал в технике гризайли образа для церкви в имении Н. Л. Львова Арпачево Тверской губернии. Им были выполнены образа для собора Борисоглебского монастыря в Торжке (1790-1792) и Иосифского собора в Могилеве (1793-1794), архитектором которых был Н. А. Львов.
В 1794 году Боровиковский представил в Академию художеств портрет «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (ГТГ), за который его признали «назначенным» в академики, а в 1795 году за портрет великого князя Константина Павловича художник был удостоен звания академика. В 1802 году Боровиковский стал советником Академии художеств. Несмотря на полученные звания, мастер никогда не был связан государственной службой, в основном он работал по заказам. Художник вошел в историю русского искусства как создатель сентиментального портрета, образов «частного» человека с его простыми чувствами и мечтами «на лоне природы». «Мир чувств» и «жизнь сердца» стали основой творческого понимания моделей художника, индивидуальную внутреннюю жизнь каждой из них мастер подчеркивал фоновыми деталями.
Камерные портреты Боровиковского открыли новую страницу в русском искусстве. На полотнах художника можно видеть и крестьян и аристократов, однако образы сближает единая эстетико-мировоззренческая трактовка их как личностей со своим глубоко индивидуальным душевным миром. Опыт работы в миниатюре позволял Боровиковскому в малых формах находить новые выразительные средства. Таковы «Портрет Лизынки и Дашеньки» (1795, ГТГ), портреты крепостных Н. Л. Львова, архитектора А. А. Менеласа (начало 1790-х, ГРМ) и другие работы.
В 1790-е годы художник привнес принципы миниатюрного письма в портрет маслом на холсте привычных размеров. Постепенно Боровиковский выработал нечто вроде иконографического канона женских портретов: поясное (редко поколенное) изображение фигуры, опирающейся на тумбу, дерево и тому подобное, непременно с чем-нибудь в руке; фон, как правило, природный. Фигура всегда размещена на грани темного тона (деревья) и светлого (небо). Иногда в портретах повторяется не только композиция, но и отдельные детали. Например, в портретах Е. Н. Арсеньевой (1796, ГРМ) и Скобеевой (втор. пол. 1790-х, ГРМ) одно и тоже платье, яблоко в руке, браслет, однако образы при этом совершенно различны, индивидуальны. К числу лучших работ 1790-х годов относятся «Портрет торжковской крестьянки Христиньи» (1795, ГТГ), «Портрет М. И. Лопухиной» (1797, ГТГ) - одно из самых одухотворенных произведений художника, «Портрет Н. И. Куракиной» (1795, ГРМ). В те же годы художник создал мужские портреты, которые написаны на основе тех же эстетических принципов, что и женские, но отличаются композиционным решением. Среди них «Портрет Г. Р. Державина» (1795, ГТГ), «Портрет Павла I» (1796, ГРМ), «Портрет вице-канцлера князя А. Б. Куракина» (1799, ГРМ).
В конце 1790-х - начале 1800-х годов слава Боровиковского достигла вершины. Это время расцвета творчества художника. В 1797 году ему присудили премию в академическом конкурсе за портреты Бутурлиных. Художник получил множество заказов. Ему позировали цари, государственные деятели, полководцы, отцы церкви. В этих портретах Боровиковский умело сочетал условность композиции и правдивость в характеристике модели, типичность и индивидуальность. Художник использовал различные живописные и композиционные приемы, обогащая «мир вещей» своих произведений, позволявший выявлять характеристику модели. К числу лучших произведений этого ряда принадлежат портреты статс-секретаря Екатерины I Д. П. Трощинского (1799, ГРМ), Е. Г. Темкиной (1798, ГТГ), суворовского генерала Ф. А. Боровского (1799, ГРМ), Павла I (1800, ГРМ), князя А. Б. Куракина на фоне Михайловского замка (1801-1802, ГТГ).
В 1802 году Боровиковский написал портрет сестер А. Г. и В. Т. Гагариных (ГТТ), которым завершается период «сентиментального» Боровиковского и начинается, по мнению ряда исследователей, « ампирный период» творчества художника. В 1800-1810-х годах мастер писал в основном семейные групповые портреты. В искусстве Боровиковского культ семьи получил некоторый философский аспект, характерный для просветительской идеологии. В его произведениях восторженная одухотворенность, эмоциональность сменяются назидательностью, некоторой обобщенностью образов, их внутренней философичностью, подчеркнутой скульптурной пластикой моделей. К числу лучших произведений этого направления относятся «Портрет графини А. И. Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой» (1803, ГРМ), «Портрет Г. Г. Кушелева с детьми» (1803, Новгородский историко-художественный музей), «Портрет А. Е. Лабзиной с воспитанницей С. А. Мудровой» (1803, ГТГ), «Портрет М. И. Долгорукой» (ок. 1811, ГТГ), «Портрет Г. Р. Державина» (1811, Всероссийский музей А.С. Пушкина), «Портрет А.-Л.-Ж. де Сталь» (1812, ГТГ), «Портрет Д. П. Трощинского» (1819, ГТГ). В 1800-х годах Боровиковского все более охватывают мистические настроения. Художник был близок с Н. И. Новиковым и статс-секретарем Академии художеств Лабзиным, под влиянием которых он в 1802 году стал членом масонской ложи «Умирающий сфинкс» (в нее же входил Д. Г. Левицкий). В 1819-1824 годах художник вошел в «Духовный союз» Е. Ф. Татариновой - мистическую секту, бдения которой проходили в Михайловском замке, но, согласно записям в его дневнике, был ею разочарован.
С 1800-х годов Боровиковский вновь начал уделять много внимания религиозной живописи и иконописи. Он написал иконы для Казанского собора в Петербурге (1804-1811) - десять икон для Главного иконостаса и образа для второго и третьего иконостасов. В 1814-1815 годах Боровиковский выполнил иконостас для Покровской церкви села Романовна Черниговской губернии, в котором заметны духовные искания мастера, отступления от традиционной иконописи.
Боровиковский никогда официально не преподавал, но имел частную школу в Петербурге. У него учились многие русские художники, среди которых наиболее известны И. В. Бугаевский-Благородный и А. Г. Венецианов.
Русская живопись. Энциклопедия. – М.: АСТ, Астрель, 2003. С. 90-94.

Происходящий из небогатой казацкой семьи, Боровиковский Владимир Лукич (1757 —1825) появился на свет в Украине. Оба его брата и отец занимались религиозной живописью - они писали иконы для местных храмов. Немалый талант Владимира был заметен уже тогда, и кроме икон, сам Владимир пользовался популярностью и как талантливый портретист.

Настоящую же удачу ему принесли два аллегорических портрета, написанных для «путевого дворца» — одного из небольших, но роскошных имений, возведенных на пути императрицы Екатерины II в Крым. Архитектор, художник и музыкант Н.А. Львов, бывший в свите императрицы, обратил внимание на картины Боровиковского Владимира и нашел художника. Уже через год Владимир переехал в Петербург и первое время обретался в доме Львова и его семьи.

Быстро набравший популярность и клиентуру в Петербурге, Боровиковский никогда не зазнавался. Работал он очень много. Брался и за парадные портреты, и за «домашние сцены», и за иллюстрации к книгам и романам, и за копии, используя красивый багет для картин . «Портрет М. И. Лопухиной», написанный в 1797 году, считается одним из каноничных для стиля Боровиковского. Репродукции картин Боровиковского Владимира отличаются мягкой цветовой гаммой, лиричным настроением и умением выразить характер изображенного на них человека, при этом подчеркнув именно лучшие его черты.

Работал Владимир Боровиковский до глубокой старости. Постепенно популярность его пошла на спад, художник сделался мрачен и хмур, перестал поддерживать переписку с друзьями, углубился в мистику и последняя серия его картин, альбомы с набросками - это своего рода «конспект» той мифологии и мистики, которую он изучал. Самой же последней его работой был иконостас в церкви Смоленского кладбища в Петербурге, где и похоронен художник Владимир Лукич Боровиковский.

Боровиковский известные картины

Портрет великой княжны Александры Павловны

Портрет великой княжны Елены Павловны

Владимир Лукич Боровиковский (1757 - 1825) был одним из самых талантливых художников конца XVIII - начала XIX века. Его портреты, нежные, сентиментальные и пышные, парадные, раскрывают нам дворянскую культуру этого времени, когда проливали слезы над «Бедной Лизой» Н. Карамзина, читали шутливую «Жизнь Званскую» Г. Державина, восторгались новым слогом, которым стал писать А. Пушкин.

Детство и юность

Будущий художник родился в Малороссии в шумном Миргороде, в семье казака Луки Боровика. Весь клан Боровиковских служил в Миргородском полку. Не стал отступать от семейной традиции и Владимир Лукич. Но, дослужившись до чина поручика, вышел в отставку. С детства рисовавший юноша решил заниматься живописью. Он видел, как, придя со службы, отец, дядя и братья, помолившись, начинали писать иконы. Именно с икон начинал и сам Владимир. Но в 1787 году, когда Владимиру Лукичу было уже тридцать лет, Екатерина II отправилась в Крым. Киевской губернии, поэт XVIII в. В. Капнист пригласил Боровиковского расписывать помещение, в котором должна была остановиться императрица. Художник Боровиковский картины выполнил на аллегорические темы. Они, видимо, понравились, так как его пригласили в Петербург. Закончив дела с наследством, художник навсегда расстается с Миргородом.

Северная столица

Первые десять лет, по рекомендации, Владимир Лукич проведет в гостеприимном и шумном доме архитектора В нем собирается культурный цвет столицы. У Львова он знакомится с новым направлением в литературе - сентиментализмом. Здесь читают «письма путешественника» и «Бедную Лизу» Карамзина, тут звучат новые стихи Капниста, чувствительные вирши читает поэт Дмитриев, здесь бывает Г. Державин, а также художник Д. Левицкий, который становится первым учителем новичка в столице. Все жадно впитывает Боровиковский. Художник берет уроки в мастерской И.Б. Лампи. Среди первых работ можно выделить портрет

Она была женой друга, такого общительного и приветливого человека, как Боровиковский. Художник написал ее в белом утреннем туалете на фоне сада с розой в руке. Она не жеманничает. Не кокетничает, а просто спокойно и приветливо смотрит на зрителя большими Молодая женщина нежна и мечтательна.

Первые портреты

Непринужденно пишет Боровиковский. Художник в середине 90-х годов склоняется к идиллическим изображениям. Такова

Молоденькая «смолянка», фрейлина императрицы, кокетливо смотрит на нас, изображая собой пастушку. В руке она держит символ богини любви - яблоко. Сияют, блещут перламутром краски, сверкает весельем юное свежее личико, задорно вздернут курносый носик. Фигура девушки объемно выделяется на фоне деревьев. Сияющую молодость написал Боровиковский. Художник показал легкий и жизнерадостный характер юности.

Лирическое произведение

В столице пробежало семь лет жизни, и перед нами - зрелый Боровиковский. Художник создает лирическую поэму. Нет, пожалуй, элегию Марии Ивановне Лопухиной, где молодая женщина и природа сольются в единое целое.

Ее поза совершенно непринужденна, но в то же время изысканна и изящна. Гармония создается всем строем портрета - линии певучи и плавны, положение руки повторяет форма ветки дерева над молодой женщиной. Колорит поразителен нежно-голубыми и перламутровыми оттенками, играет свет и тень. Еще немного - и зазвучат волшебные звуки музыки. Спустя сто лет посвятит портрету проникновенные строки. Да, вслед за поэтом скажем, эту красоту спас В.Л. Боровиковский. Художник показал не только ее несравненную красоту, но и личные стороны ее характера.

Мужской портрет

Екатерининский вельможа привлек живописца своим незаурядным умом.

Дмитрий Прокофьевич Трощинский вышел из самой простой семьи писаря. Учился он в а в итоге стал статс-секретарем Екатерины Великой. Со всеми орденами и регалиями, овеянным славой суворовских походов, мужественным изобразил его художник. С большим реализмом написано его суровое и энергичное лицо.

Г. Р. Державин

Гавриила Романовича Державина художник писал дважды. Первый раз, когда поэт занимал государственные должности и был полон энергии, которой хватало и на работу губернатором в Карелии, и на поэтическое творчество. Второй раз - уже отошедшего от государственных дел мудрого, весьма немолодого человека. Этот портрет представляется более интересным. В нем нет кабинетного антуража. Письменного стола и всего, что сопровождает подобную работу.

В парадном алом мундире с орденами св. Александра Невского, св. Владимира, св. Анны и св. Иоанна Иерусалимского (командорский крест), ласково и спокойно улыбаясь, смотрит на нас выдающийся русский поэт. Он многое повидал и познал и обо всем поведал людям. Наступила осень жизни. И поэт с достоинством ее встречает, а вскоре он увидит своего юного преемника, который перевернет всю русскую словесность и обрадуется встрече с ним. Спокойная мудрость смотрит на зрителя с портрета. Достойная старость.

В своей мастерской

Уезжая из России, И.Б. Лампи, учитель Боровиковского, передает ему свою мастерскую. В ней художник будет жить и работать, покинув дом Львовых. Он выработал уже свою технику, которую до конца дней будет оттачивать, передавая свое мастерство ученикам. А самым любимым у него был А.Г. Венецианов, который увлечется работой в собственном имении и будет писать своих крестьян. Но это потом, позже.

Техника и приемы живописца

Художник Боровиковский Владимир Лукич за 38 лет работы создаст бесчисленное количество портретов. Он научился легко и прозрачно писать, выстраивать композицию. Но главное внимание он обращал на внутренний мир человека, на его личные неповторимые черты. Все служило только рамой для лица - и поза, и положение рук, и пейзаж. К особенностям его письма можно отнести особые переливы, перламутровость красок, которые соединялись у него с академической точностью рисунка.

На шестьдесят восьмом году жизни умер художник Боровиковский. Биография его наполнена неустанной работой, встречами с друзьями, которые зачастую были и его заказчиками. Не потому ли от его портретов исходит любовь и тепло.

ВЛАДИМИР ЛУКИЧ БОРОВИКОВСКИЙ

Боровиковский внес в русское портретное искусство новые черты: возросший интерес к миру человеческих чувств и настроений, утверждение морального долга человека перед обществом и семьей. Обладая виртуозной живописной техникой, Боровиковский по праву может считаться одним из лучших русских портретистов.

Владимир Лукич Боровиковский родился 4 августа 1757 года на Украине, в небольшом городке Миргороде. Отец художника, Лука Боровик, по мнению одних исследователей, был простым казаком, по другим – мелкопоместным шляхтичем. Лука Боровик владел домом в Миргороде и двумя небольшими участками земли. Первые навыки в искусстве Владимир получил в семье: его отец и братья занимались иконописью. Вначале мальчик помогал им в качестве подмастерья, а затем стал писать иконы сам. Они стали пользоваться хорошим спросом у заказчиков. Исполнял молодой художник и портреты, но в целом творчество Боровиковского в то время не выходило за рамки полуремесленного искусства.

Незадолго до визита в Киев и Крым Екатерины II киевский губернатор, известный поэт граф В.В. Капнист, пригласил молодого художника для оформления комнат, в которых должна была остановиться императрица. Боровиковский написал два больших панно.

Рассказывает А.Б. Иванов:

«Быть может, так и остался бы он мало кому известным иконописцем в Миргороде, если бы не счастливый для него случай. Императрица Екатерина II с великой пышностью совершала путешествие в отвоеванные у турок и возвращенные Отечеству земли Таврии. Когда сверкающая позолотой галера "Днепр", на которой плыла от самого Киева императрица, причалила к берегу в Кременчуге, Г.А. Потемкин, некоронованный владыка Новороссии, широким жестом указал царице на отстроенный для нее дворец. Из всего пышного убранства более всего выделялись уверенной кистью выполненные аллегорические полотна. Автором их был В.Л. Боровиковский…

Картины приглянулись государыне. Понравились они и одному из самых авторитетных ценителей в свите императрицы – Н.А. Львову. Он пожелал познакомиться с искусным живописцем… По рекомендации Львова художник был приглашен в Петербург».

20 октября 1787 года Боровиковский навсегда покинул Миргород. Жил Владимир Лукич в столице скромно и уединенно. Сначала (до 1798 года) в доме Львова в «Почтовом стану». А затем Боровиковский переехал в небольшую квартирку при мастерской на Нижней Миллионной улице.

Львов привил провинциальному художнику интерес к истории, поэзии и музыке. В его доме собирался один из известных литературных салонов той поры. Видимо, Львов познакомил Боровиковского и с крупнейшим русским художником восемнадцатого столетия Д.Г. Левицким. По совету последнего Боровиковский брал некоторое время уроки у австрийского художника И. Лампи. От этих мастеров Боровиковский научился филигранной живописной технике, легкому, практически незаметному мазку.

Начиная с конца восьмидесятых годов основным жанром в творчестве Боровиковского становится портрет. Одна из первых работ – портрет Филипповой (1790), жены архитектора, который проектировал Казанский собор. Он написан в традициях сентиментализма: фон едва намечен, женщина сидит в свободной позе, и все внимание художника сосредоточено на ее лице.

В 1795 году Боровиковский написал один из самых известных своих портретов – «Екатерина II на прогулке в Царском Селе». Он изобразил императрицу не как правительницу, а в домашней обстановке, нарушив тем самым традиции официального парадного портрета.

Портрет Екатерины был новым словом в русском искусстве, ярко отразившим новые идеи – простота стала теперь таким же идеалом, каким раньше была пышность.

После портрета императрицы члены императорской семьи и самые знатные дворяне стали заказывать художнику свои портреты. Признание Боровиковского официальными кругами Академии художеств выразилось в том, что в 1795 году он получил звание академика, а в 1802 году – почетное звание советника Академии художеств.

Однако ни слава, ни деньги не повлияли на характер и образ жизни Боровиковского. В письмах того времени встает образ художника, погруженного в свой внутренний мир, всецело поглощенного искусством: «Я занят трудами моими непрерывно… Мне потерять час превеликую в моих обязанностях производит расстройку».

Художник жил замкнуто и одиноко. Он не был женат, не имел детей. Круг его друзей был очень невелик.

В 1797 году Боровиковский пишет портрет М.И. Лопухиной, свое самое поэтическое произведение.

«Тонко, с большой любовью и задушевностью дан нежный образ мечтательной женщины, с поразительной убедительностью раскрыт ее душевный мир, – пишет А.И. Архангельская. – Со всей полнотой выразилось в этом портрете то, что является самым основным и существенным в творчестве Боровиковского, – стремление раскрыть красоту человеческих чувств…

В портрете Лопухиной поражает необычайная гармоничность образа и средств выражения. Задумчивый, томный, грустно-мечтательный взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденность чуть усталой позы, плавные, ритмично падающие вниз линии, мягкие, округлые формы, нежные тона: белое платье, сиреневые шарф и розы, голубой пояс, пепельный цвет волос, зеленый фон древесной листвы и, наконец, мягкая, воздушная дымка, заполняющая пространство, – все это образует такое единство всех средств живописного выражения, при котором полнее и глубже раскрывается содержание образа».

Образ прелестной Лопухиной вдохновил поэта Я.П. Полонского:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз,

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви, и мысли – тень печали,

Но красоту ее Боровиковский спас.

Так часть души ее не отлетела,

И будет этот взгляд

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Благодаря языку возвышенной идеализации художника в памяти потомков остались Е.Н. Арсеньева, М.А. Орлова-Денисова, Е.А. Нарышкина и другие.

В конце девяностых годов художник создает ряд официальных портретов. Первым из них был портрет Д.П. Трощинского, статс-секретаря Екатерины II. Он привлек внимание художника блестящим умом и одаренностью. За ним последовал портрет А.В. Куракина, в котором художник мастерски передал его любовь ко всякой мишуре и блесткам. Боровиковский одним из первых стал использовать деталь как важнейшее средство характеристики героя, своеобразный «ключ» к его внутренней сущности.

После воцарения Павла I Боровиковский создает большой портрет императора в порфире. И снова это не просто официальный портрет монарха, а изображение надменного и внутренне пустого человека. Тем не менее портрет высоко оценили и даже выставляли в конференц-зале Академии художеств.

Не оставлял Боровиковский и занятия иконописью: в начале нового века, наряду с другими русскими художниками, он написал десять икон для строящегося Казанского собора.

В начале девятнадцатого столетия в образах Боровиковского появляется больше строгости и определенности; объем приобретает большую осязательность, линия контура – четкость, порой даже резкость. Цвет становится локальным, прозрачные зеленые тени уступают место серо-лиловым.

Эти черты ярко обнаруживаются в портрете, музицирующих сестер Гагариных (1802), забавно сочетаясь с образами этих двух добродушных толстушек, сохранивших чувствительную жеманность, но утративших задумчивую негу. Боровиковский уже как будто готов чуть-чуть усмехнуться их наивной манерности. В этом – появление новой для Боровиковского трезвой объективности. К этому портрету близок семейный портрет Кушелевой-Безбородко с двумя дочерьми.

В поздних произведениях Боровиковского намечается движение в сторону чистого реализма. Старушка Дубовицкая (1809) изображена совсем просто – и без сентиментальной чувствительности и без благородной позы.

Как считает Н.Н. Коваленская: «Лучшим портретом новой манеры является портрет М.И. Долгорукой (около 1811), в котором художник создал образ женщины исключительного благородства, ей уже знакома не только чувствительность, но и настоящие большие чувства: в ее улыбке есть горечь разочарования. Однако она умеет сдерживать свои чувства, сохраняя спокойное достоинство и самообладание. Эта гармония чувства и воли – характерная черта нового классического идеала. "Долгорукая" – лучший образец его проявления в портрете; в нем достигнуто идеальное единство классической формы и классического содержания».

Получив известность, Боровиковский щедро делился своим талантом с учениками. Одним из самых любимых его учеников был Алексей Венецианов, который в будущем стал главой собственной художественной школы. Некоторое время Венецианов даже жил в доме Боровиковского. Мягкий, добрый человек, Боровиковский постоянно поддерживал своих родных и учеников морально и материально.

Но добровольное отшельничество художника со временем приняло болезненный характер. В своих письмах к родным он признавался, что почти ни у кого не бывает, так как «вовсе неудобен препровождать время в суете», не имеет времени читать, не ведет переписки «иначе как по самой необходимости».

Как рассказывает К.В. Михайлова: «Всегда склонный к религиозным настроениям, Боровиковский увлекся распространенным в это время религиозным мистицизмом. В 1819 году он вступил в "Духовный союз", возглавляемый Е.Ф. Татариновой, надеясь найти единомышленников. Но великосветское сектантство не могло удовлетворить художника, его быстро постигает разочарование в кружке. "Все мне кажутся чужды, – пишет он, – одно высокомерие, гордость и презрение". Старый художник все больше и больше замыкается в себе.

В его искусстве сказывается упадок. Боровиковский пишет все меньше портретов. Отчасти это объяснялось тем, что заказы поступали ему все реже и реже. Симпатии публики оказались отданными другим, более молодым художникам. В конце жизни Боровиковский почти полностью посвящает себя религиозной живописи, которой он так или иначе занимался всю жизнь.

Последней большой работой Боровиковского был иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. В образах этого иконостаса уже чувствуется упадок творческих сил художника, вялость живописи сочетается с болезненной экзальтацией образов».

Умер Боровиковский в Петербурге 18 апреля 1825 года. А.Г. Венецианов писал другу: «Почтеннейший и великий муж Боровиковский кончил свои дни, перестал украшать Россию своими произведениями…»

Из книги Энциклопедический словарь (Б) автора Брокгауз Ф. А.

Боровиковский Боровиковский Владимир Лукич – художник исторической, церковной и портретной живописи, род. в 1758 г. в Миргороде, умер в 1826 г. Сын дворянина, он в молодых летах состоял в военной службе, которую оставил в чине поручика и затем поселился в Миргороде, где и

Из книги 100 великих художников автора Самин Дмитрий

ВЛАДИМИР ЛУКИЧ БОРОВИКОВСКИЙ (1757–1825)Боровиковский внес в русское портретное искусство новые черты: возросший интерес к миру человеческих чувств и настроений, утверждение морального долга человека перед обществом и семьей. Обладая виртуозной живописной техникой,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Ковалёв Федор Лукич Ковалёв Федор Лукич [р. 22.4(5.5).1909, поселок Глушково, ныне Курской области], советский инженер-технолог, один из инициаторов массового внедрения в производство передовых приёмов труда, кандидат технических наук (1954). Член КПСС с 1939. В 1948, будучи главным

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПТ) автора БСЭ

БОРОВИКОВСКИЙ Весьма многозначная фамилия у нашего великого живописца, портретиста конца XVIII – начала XIX вв. В.Л. Боровиковского. В основе – название гриба, растущего обычно в хвойном лесу – бору. Боровиком, Боровичком могли назвать человека плотного телосложения,

Из книги Шедевры русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

ЧЕРНЫЙ ЛУКИЧ В начале 1986 года Вадим Кузьмин (будущий «Чёрный Лукич») работал инженером на новосибирском заводе «Сибсельмаш», выпускающем снаряды, а его институтский приятель Роник Вахидов - на заводе им. Чкалова, выпускающем самолеты. Они и стали организаторами группы

Из книги Словарь афоризмов русских писателей автора Тихонов Александр Николаевич

Владимир Боровиковский (1757–1825) художник-портретист Владимир Лукич Боровиковский родился 24 июля (ст. ст.) 1757 года в Миргороде. В то время городок насчитывал всего 656 «обывательских домов», но это был «полковой город», центр Миргородского полка, то есть и военной, и

Из книги автора

Боровиковский Владимир Лукич (1757–1825) Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке 1794. Государственная Третьяковская галерея, МоскваБоровиковский писал императрицу за год до ее смерти. Екатерина II изображена без регалий – как обычная помещица в чепце и утреннем

Из книги автора

ПРОСКУРИН ПЕТР ЛУКИЧ Пётр Лукич Проскурин (р. 1928). Русский писатель, лауреат Государственной премии СССР. Автор сборников рассказов «Таежная песня», «Цена хлеба», «Любовь человеческая», «Шестая ночь»; романов «Глубокие раны», «Корни обнажаются в бурю», «Горькие травы»,

Владимир Лукич Боровиковский

Художник Владимир Лукич Боровиковский родился в июле 1757 года в городе Миргороде, в семье иконописца Луки Ивановича Боровиковского. Дядя Владимира Боровиковского был иконописцем, иконописцами, впоследствии, стали и братья художника.

Первым учителем живописи будущего художника стал его отец, однако Владимир Лукич выбрал иную стезю – поступил в Миргородский казачий полк и почти десять лет отдал воинской службе, дослужился до чина поручика и подал в отставку.

Выйдя в отставку Владимир Боровиковский с увлечением расписывает местные храмы, пишет иконы. В этот период художник знакомится с поэтом и драматургом В.В. Капнистом, которому расписывает дом в Кременчуге. Этот дом посетила императрица Екатерина II и была поражена убранством дома. Художника представили Екатерине и императрица повелела Боровиковскому быть в Санкт-Петербурге.

В 1788 году Владимир Лукич переезжает в столицу, некоторое время живет в доме Н.А. Львова, который знакомит живописца с Г.Р. Державиным, Е.И. Фоминым, И.И. Хемницером и Д.Г. Левицким, который становится первым настоящим учителем живописи будущего портретиста.

Творчество художника – это, в основном, камерный портрет. В женских образах – камерный сентиментальный портрет, в котором художник стремится не только к сходству с оригиналом, но и к поиску идеала женской красоты. Не красоты внешней, а красоты духовной.

В 1795 году Боровиковский был удостоен звания академика, в 1803 году – советника Академии художеств.

В последние годы Владимир Лукич вернулся к религиозной живописи, написал несколько икон для ещё строящегося Казанского собора, писал иконостас для церкви смоленского кладбища, давал уроки живописи начинающим художникам, стал учителем для Алексея Венецианова.

Умер художник в апреле 1825 года, его прах был погребен на Петербургском Смоленском кладбище. Всё своё имущество Владимир Лукич Боровиковский завещал нуждающимся.

Картины художника Владимира Лукича Боровиковского

Портрет императрицы Екатерины II в парке Портрет Е.Н. Арсеньевой Портрет генерал-адъютанта графа Петра Александровича Толстого Анна Сергеевна Безобразова Портрет Е.В. Родзянко Портрет Павла Семеновича Масюкова Портрет Павла I Портрет князя А. Б. Куракина Портрет императрицы Марии Фёдоровны Портрет Елены Александровны Нарышкиной Портрет княгини Маргариты Ивановны Долгорукой Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена Портрет графа Григория Григорьевича Кушелева с детьми Портрет великой княжны Марии Павловны Портрет графини Анны Ивановны Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой Портрет великой княгини Елены Павловны Портрет княгини К.И. Лобановой-Ростовской Портрет Варвары Алексеевны Шидловской Портрет Тёмкиной Лизы Портрет Марии Ивановны Лопухиной


Top