Братья васнецовы художники. Вятский период в жизни и творчестве братьев-художников васнецовых

по теме: Братья Васнецовы и их деятельность в Вятке



Введение

Виктор и Аполлинарий Васнецовы - жизнь и творчество

Творчество и организационная деятельность в Вятке

Заключение

Список литературы


Введение


Город Вятка (Хлынов, Киров) является крупным городом России, который расположен на реке Вятка в 896 км от столицы нашей страны. Датой основания Вятки считается 1374 год, именно тогда она впервые была упомянута в летописи. Известно, что в эпоху Киевской Руси (IX-XII века) бассейн реки Вятки населяли племена древних удмуртов. Предполагают, что одно из этих племен называлось «ватка», что предположительно и послужило основой для наименования главной реки края. По другой версии, удмуртское племя «ватка» именовалось от реки, исследователи также возводят слово «вяда» к финно-угорскому «венто» - медленный, спокойный, глубокий. Однозначного подтверждения какой-либо из версий нет, поэтому загадка слова «Вятка», как и названий многих других русских рек и городов, останется неразгаданной.

Известно, что на протяжении XVIII и XIX вв. Вятка была местом политической ссылки. В 1826-1828 г.г. через территорию Вятской губернии проехали, направляясь в Сибирь на каторгу и ссылку, около 100 участников восстания декабристов. Часть из них побывала в Вятке, в их числе близкий лицейский друг Пушкина И.И. Пущин. Из среды вятчан вышел декабрист А.А.Фок, он был подпоручиком Измайловского полка и принял активное участие в восстании 14 декабря, за что был разжалован в солдаты. Некоторое время в Вятке находился на службе видный декабрист А.Н.Муравьев.

В поселении при Воткинском заводе (современный Воткинск) Сарапульского уезда родился П.И. Чайковский - всемирно известный композитор и дирижер. В городе Вятка родился известный писатель-реалист Н.Ф. Бажин. Однако наибольшую известность среди деятелей культуры Вятке принесли знаменитые художники - братья Васнецовы.

Именно этими художниками здесь в 1910 году был открыт один из старейших музеев России - Вятский художественный музей.

Цель работы состоит в подробном рассмотрении деятельности Братьев Васнецовых в Вятке.

Задачи работы:

Рассмотреть жизнь и творчество братьев Васнецовых;

Изучить организационную деятельность братьев Васнецовых в Вятке.


1. Виктор и Аполлинарий Васнецовы - жизнь и творчество

васнецов вятка творчество художник

Из двух братьев Васнецов, несомненно, более известен Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Он родился в далеком вятском селе Лопьял в патриархальной семье деревенского священника. Вскоре родители с детьми переехали в село Рябове, где и прошло детство будущего художника. В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. По вечерам читали много книг и журналов, посвященных естественным наукам и астрономии, рисовали. И бабушка и отец художника владели акварелью, именно отец стал его первым учителем рисования.

Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием рос не обособленно, а находясь в тесном общении с крестьянскими детьми. Художник с детства проникался поэзией народных сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства, красочной обрядовой стороной быта. Он воспринимал природу как одушевленное существо. Мальчик рано начал рисовать, но по традиции сыновья должны были наследовать профессию отца, и ребенка в 1858 году отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию.

В то время Вятская губерния славилась местными художниками, которые чего только не делали: вышивали, занимались резьбой по дереву, начиная с дуг и вальков и кончая наличниками деревенских изб, разрисовывали ложки и мебель, делали глиняные расписные игрушки, знаменитые вятские пряники и за всем этим мог наблюдать любознательный и пытливый мальчик.

С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.

Известно, что Вятка шестидесятых годов прошлого века была переполнена политическими ссыльными. Среди них оказалось много участников польского освободительного движения - культурных и образованных людей. Виктор Васнецов, попав в новую для него среду, начал усиленно восполнять недостатки своего образования чтением художественной литературы - произведений С.Т. Аксакова, И.С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, не забывая, конечно, и рисования.

Время, прожитое в Вятке (1858-1867), занятые учебой в училище и семинарии, были временем созревания твердого решения Васнецова стать художником. Он с благодарностью вспоминал тех людей, которые помогли ему осуществить это захватившее его желание. Среди них был преподаватель рисования вятской гимназии художник Николай Александрович Чернышев.

Согласно воспоминаниям учеников Чернышева, они могли делать на уроках рисования все, что угодно. Учитель же невозмутимо сидел на кафедре, время от времени подзывая к ней то одного, то другого из них, или потихоньку бродил по классу, позвякивая монетами в кармане, или играл цепочкой часов. Зато в своей иконописной мастерской Чернышев преображался: был внимательным, делал толковые замечания, давал ученикам советы. Познакомившись с рисунками Васнецова, Чернышев предложил ему заходить в его мастерскую и смотреть, как он обучает иконописцев.

Также человеком, оказавшим влияние на Виктора Васнецова, был преподаватель старших курсов семинарии Александр Александрович Красовский, горячий почитатель Чернышевского и Добролюбова, связанный с польским освободительным движением, приговоренный впоследствии к бессрочной каторге. Красовский, имевший небольшую, хорошо подобранную библиотечку и охотно снабжавший книгами всех желающих познакомиться с передовой литературой того времени, благотворно влиял на общее развитие юноши.

Однако больше всего в приобретении художественных знаний и навыков дал Виктору Васнецову Эльвиро Андриолли, высланный на поселение в Вятку за ту же «провинность», что и Красовский. Это был разносторонне образованный талантливый человек. До ссылки он учился в Петербургской Академии художеств, бывал в художественных мастерских Парижа, Рима, Лондона, писал портреты, увлекался гравированием.

Эти люди, очень различные по складу характера, темпераменту, вкусам и художественным увлечениям, каждый по-своему влияли на Васнецова. Они укрепили его в мысли стать художником, помогли вырваться из окружавшей его провинциальной обстановки. В числе сосланных на поселение в Вятку был виленский архиепископ, поэт и филолог, Адам Красинский. Его очень почитал местный архиерей. При содействии Адама Красинского для росписи строящегося в Вятке собора был приглашен его соотечественник Эльвиро Андриолли. В помощь Андриолли был направлен, по указанию архиерея, семинарист богословского факультета Васнецов, известный товарищам и преподавателям своим увлечением рисованием.

Андриолли, просмотрев принесенные мною рисунки, - вспоминал Васнецов, - пригласил помогать ему в работе. У нас вскоре установились дружеские отношения. Однажды Андриолли сказал мне: «Зачем вы готовите себя к священническому сану? Священников и без вас много, а с художественным дарованием людей значительно меньше. Бросайте семинарские занятия и отправляйтесь в Академию художеств в Петербурге. Там вы научитесь всему, что нужно знать художнику».

Духовная семинария в Вятке была высокоразрядным учебным заведением. В семинарии Васнецов изучал летописные своды, хронографы, четьи минеи - жития святых, притчи и другие произведения. Древнерусская литература, ее поэтика также направляли интерес будущего художника к русской старине. «Я всегда только Русью и жил», - вспоминал позднее художник. Из семинарии Васнецов вынес глубокое знание сложной православной символики, которое использовал потом в монументальной живописи, в своих храмовых росписях.

Виктор Васнецов с увлечением рисовал, и эта страсть скоро сделалась для него не только радостью и отдыхом, но и главной целью в жизни - Васнецов не стал священником, как мечтал отец. Для рисования использовал каждую свободную минуту в семинарии, и на последнем курсе юноша решил, что уедет из Вятки в Петербург и поступит в Академию художеств. Это и было сделано, Васнецов сначала начинает заниматься в школе Общества поощрения художеств, а в 1868 году становится учеником Академии.

После года учебы в академии Васнецов получает две малые серебряные медали за рисунок «Два обнаженных натурщика» и этюд с натуры, а через два года удостаивается большой серебряной медали за рисунок «Христос и Пилат перед народом». Время это для Васнецова очень трудное. Он переживает смерть отца, заботиться о младшем брат и много работает ради заработка.

Виктора Васнецова называли «истинным богатырем русской живописи», причем это определение родилось не только благодаря образной связи с «богатырской» темой его живописи, но и осознанию современниками значительности личности художника, пониманию его роли как родоначальника нового, национального направления в русском искусстве. Значение творчества Васнецова не только в том, что он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. Хотя именно этот Васнецов - автор «Аленушки», «Богатырей», ««Ивана-Царевича на Сером Волке», широко репродуцируемых в течение многих лет огромными тиражами в школьных учебниках, на календарях, ковриках, конфетных и папиросных коробках, - вошел в массовое сознание, заслонив истинное лицо художника.

И хоть многие считают, что основной темой творчества Васнецова была русская история и фольклор, однако на самом же деле он был весьма многогранным мастером и в жанровом плане, и по технике исполнения. Помимо картин бытового жанра художник создал множество иллюстраций к произведениям русских писателей, эскизы театральных постановок, портреты, а также архитектурные проекты.

Творчество Виктора Михайловича Васнецова играет огромную роль в русской культуры. Художник своим обращением к фольклору углубил и расширил основную тему передвижников - тему народной жизни, обогатив русский реализм новой поэтикой. Он одним из первых поднял на большую высоту русскую театрально - декорационную живопись.

Искусство Васнецова основано на подлинно народных представлениях о красоте и правде, поэтому оно пользуется неизменной любовью и признательностью и в наше время. Однако и при жизни творчество Виктора Михайлович было признан.

Он является действительным членом Императорской Академии Художеств, Почетным членом Рейнской Академии живописи, Почетным членом Московской духовной Академии, Почетным членом Киевского общества древностей, профессором живописи, действительным членом Музея изящных искусств в Москве, Почетным членом Строгановского училища, действительным членом Исторического музея, Почетным членом «Общества им. А.И. Куинджи», членом Союза художников России, награжден орденом «почетного легиона» (Франция) «за заслуги на поприще человеческой мысли и деятельности».

Младший брат писателя Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) известен гораздо менее, однако он не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием. Превосходный мастер-пейзажист, А.М. Васнецов прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы. Его картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем реальный образ древней русской столицы, редко кого оставляют равнодушными. Аполлинарий Васнецов не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками братом, И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и другими.

Аполлинарий в отличие от брата, родился уже в селе Рябове Вятской губернии (ныне Кировская область). Детские годы мальчика были омрачены большим горем: в 1866 году скончалась его мать, а в 1870 - отец; в тринадцать лет будущий художник остался круглым сиротой, поэтому о нем стал заботиться брат Виктор, который был на восемь лет старше Аполлинария. Именно брат, увидел талантливые рисунки юноши и понял, что в семье растет еще один художник. Виктор отправил брата учиться к польскому художнику Эльвиро Андриолли, сосланному в Вятку за участие в восстании 1863 года.

Окончив Вятское духовное училище в 1872 году Аполлинарий, по настоянию брата переезжает в Петербург. Первые три года жизни в столице будущий художник под руководством брата активно готовится к поступлению в Академию художеств; он много рисует, знакомится с И. Е. Репиным, М. М. Антокольским, В. М. Максимовым и другими художниками.

В 1875 году Аполлинарий возвращается в Вятку для сдачи экзамена за курс реального училища с тем, чтобы в последующем иметь право поступления в Академию художеств. Однако там принимает активное участие в работе кружка самообразования, в котором ему было поручено хранение нелегальной литературы и он решает посвятить себя просвещению простого народа. В 1875 году Аполлинарий сдает экзамен на звание народного учителя и уезжает в село Быстрица Орловской губернии.

Младший Васнецов в 1878 году покидает деревню, уезжает в Москву, к брату, и с тех пор уже все свои силы безраздельно отдает искусству, близкому и понятному народу, воспевая родную природу, талантливо воссоздавая картины прошлого своей страны.

С 1882 года Аполлинарий ежегодно проводит лето на даче у брата в селе Ахтырка, расположенном близ Абрамцева, имения известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Семья Мамонтовых и группировавшийся вокруг нее кружок передовых талантливых представителей интеллигенции оставили яркий след в русской художественной культуре последней четверти XIX века. На формирование Аполлинария Васнецова как художника большое влияние оказало тесное общение с членами абрамцевского кружка и вообще с товарищами Виктора Михайловича Васнецова, обладавшими большими, яркими талантами.

С 1883 года А. Васнецов начинает показывать свои произведения на выставках Товарищества передвижных художественных выставок. В том же году чуткий ко всему новому П. М. Третьяков приобретает у него для своей галереи пейзаж «Серый денек» (1883). Для молодого художника это была, несомненно, большая творческая победа. Он становится все более широко известным мастером-пейзажистом.

В 1898 году А. М. Васнецов предпринимает поездку за границу. Он посещает Францию, Италию, Германию, где внимательно знакомится с жизнью и искусством этих стран, пишет много этюдов, особенно в Риме и его окрестностях. Почерпнув много ценного для себя как художника, он возвращается на Родину. Однако при всей, казалось бы, полноте и незабываемости заграничных впечатлений Аполлинарий Михайлович вовсе не собирался отходить от своего основного творческого направления, от национальной тематики. 30 октября 1900 года Академия художеств признала А. М. Васнецова своим академиком, а 27 октября 1903 года он был избран действительным членом Академии. Помимо творческой и преподавательской деятельности, Васнецов более десяти лет участвовал в работе Комиссии по охране древних памятников. Ему часто приходилось обследовать старые здания, спускаться в подвалы, лазить по чердакам старинных домов и под крыши церквей, а также изучать древние иконы и руководить их реставрацией. Обследуя исторический памятник, художник давал его обмеры, делал зарисовки и высказывал в письменном виде соображения о возможности его реставрации.

Аполлинарий Михайлович Васнецов был одним из тех русских художников, которые не только приняли Великую Октябрьскую социалистическую революцию, но и вложили немалый труд в становление молодой советской культуры. Он много работал в различных творческих комиссиях, продолжал свою деятельность и как художник и как ученый-археолог. По свидетельству современников А.М. Васнецов являлся одним из самых активных членов общества «Старая Москва», он принимал личное участие в археологических раскопках, неутомимо, строго исторически, научно пополняя свои и без того обширнейшие знания, касающиеся архитектуры, жизни и быта древней Москвы. Достаточно сказать, что даже в самые последние годы своей жизни А. Васнецов не упускал возможности археологических изысканий, спускаясь в шахты и котлованы строившегося в начале 1930-х годов Московского метрополитена. Знакомясь с древними планами, летописями, свидетельствами иностранных путешественников, А.М. Васнецов создавал ценнейшие в своем роде произведения. Недаром его называли и знатоком, и певцом древней Москвы.

Художник и ученый, пытливый историк и вместе с тем вдохновенный поэт русской природы и седой старины - таков был этот замечательный человек в глазах современников. «Искусство Аполлинария Васнецова, обладавшего даром видеть и воскрешать живой трепет жизни ушедших веков, было проникнуто подлинно вдохновенным теплом и правдой. Оно не только не умрет, а, наоборот, чем дальше будет существовать, тем будет ценимее...» - пророчески писал об этом большом мастере его современник, теоретик искусства К. Ф. Юон.

Примером общественной деятельности Васнецова является его участие в 1910 году в хлопотах по созданию в Вятке Художественно-исторического музея.


2. Творчество и организационная деятельность в Вятке


Изначально желание собирать картины и создать Художественный музей было высказано Николаем Хохряковым в письме в Москву своему другу - уже известному художнику Аполлинарию Васнецову в 1899 г. От этой идеи до реальных дел прошло десять лет, когда 137 вятских художников и любителей искусства создали в 1909 г. художественный кружок, программа и деятельность которого удивляет до сих пор своими масштабами. Кроме устройства выставок, содействия молодежи в получении художественного образования, организации рисовальной школы и художественного базара, в работе кружка значилось еще одно дело - создание художественно-исторического музея с гравюрным кабинетом и библиотекой при нем. И как показало время, организация музея - одно из самых значительных дел кружка.

В начале века старшие братья Виктор и Аполлинарий жили в Москве и были уже известными художниками. Их младший брат Аркадий Михайлович Васнецов служил «заступающим место городского головы» в городском общественном управлении Вятки и отвечал за благосостояние города, за просвещение и образование жителей губернского центра, а также был искусным столяром-краснодеревщиком и даже принимал участие во Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 г. В переписке братьев Аполлинария и Аркадия за 1900 г. предметом обсуждения стал вопрос об устройстве в Вятке музея, где могли бы разместиться картины. Аполлинарий собирался приехать в этом году в гости к брату. Но до его летнего посещения Аркадий пишет: «…Относительно музея пока ничего нельзя сказать. В том здании, где ты говорил музей устроить, сейчас находится… совестно сказать… трактир, и очень много он доходу дает, так что наши Ким Кимычи не променяют его на картинную галерею. Поскребышев предполагает поместить картины в Управе, в канцелярии, но этого никоим образом нельзя допустить: картины со временем улетучатся. Да и что за музей, когда за столами будут писцы сидеть, а по Управе будет ходить публика и глядеть на картины. Вот в Музей реального училища можно, пожалуй, поместить картины, он в отдельном здании и совсем самостоятелен от училища. Это бывший музей, который устраивал Алабин».

Подлинное единомыслие братьев, заинтересованность искусством прочитывается еще в одном сохранившемся письме из Вятки: «…Музей наш живет жизнью неважной… Сколько раз я говорил в правлении, чтобы обратились в думу, но так ничего и не добился… Не особенно давно в Вятке был скульптор Аронсон. Музей ему понравился. Очень ему понравилась, как и тебе нравится, картина Досекина «Северное море». Это хорошо, а то наши «местные» художники не ставят ее ни во что. Им больше нравятся и больше они ценят картины Бохана и Богаевского… Голова у нас нынче (Шкляева не утвердили) выборный, только очень неважный, малообразованный и не может разбираться в делах. Он торговал кожей. Если бы был жив и здоров Поскребышев, то, наверное, устроил бы художественный музей по-хорошему. А на этого голову надежда плохая».

За все 10 лет существования кружка Аркадий Михайлович избирался то казначеем, то товарищем председателя, то председателем, но, главное, что в течение почти 20 лет он был соавтором идеи создания музея и занимался ее осуществлением. В драматический момент жизни Аркадия Михайловича, когда он был арестован и осужден после революционного переворота 1917 г., Аполлинарий Михайлович прислал брату письмо не только утешающее, обнадеживающее, направляющее, но и утверждающее значимость его деятельности. За него, как за деятеля культуры, заступился отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса.

Переписка позволяет определить значение деятельности А.П. Васнецова как первостепенное в истории создания музея. Совершенно очевидно: забери Аполлинарий Михайлович свои произведения в трудный для молодого музея период, за ним последовали бы другие жертвователи, и музей в Вятке не имел бы такой примечательной истории или не существовал вовсе.

Главными затейщиками были братья Васнецовы - Виктор, Аполлинарий, Аркадий. 28 августа 1908 г. на заседании правления кружка Аркадий Васнецов передал желание своих братьев, живших тогда в Москве, «устроить в Вятке галерею и дать для нее свои произведения, а так же содействовать в приобретении картин других художников». Членами Вятского художественного кружка были историк искусства Н.Г. Машковцев <#"justify">В настоящее время музей насчитывает свыше двадцати тысяч экспонатов и располагается в четырех зданиях в центре города.


Заключение


На Вятской земле род Васнецовых был известен с 1629 года. В XVII веке Васнецовы жили в основном в городе Хлынове. В память об этом на юго-западной окраине города Вятки в 1891 году значилась деревня Васнецовская (Пересторонины). Причем всего 6 семей Васнецовых, из более чем 20, не были церковными служителями. К ним относятся и братья Васнецовы - знаменитые художники, среди которых особенно известен Виктор Михайлович Васнецов.

Однако и его младший брат Аполлинарий Михайлович является большим и хорошо известным живописцем. Поскольку оба они родились в Вятской области, отношение к этому краю у них особое, поэтому они и с восторгом поддержали предложение о создании в Вятке Художественного музея, который в последствие стал носить их имя. Этот музей был первый художественно-историческим музеем на Севере и Северо-Востоке России.

Вклад братьев Васнецовых в создание музея трудно переоценить, так они не только передавали туда свои произведения, подавая тем самым пример остальным художникам, но и всячески поддерживали все творческие идеи в родном городе.


Список литературы


1. XIX век: целостность и процесс. Вопросы взаимодействия искусств. Сборник статей. - М.: ВГНИУ ГИИ, 2000.

Аполлинарий Васнецов. К столетию со дня рождения. / Под общ. ред. К.Ф. Юона. - М.: Искусство, 2007.

Аполлинарий Васнецов. Альбом /Авт. Сост. Е.К. Васнецова, И.М. Шмидт. - М.: Искусство, 1980.

Астахова Н. Шедевры Русской живописи. -М.: Белый город, 2005.

Беспалова Л.А. Аполлинарий Михайлович Васнецов. - М.: Искусство, 1983.

Богемская К.Т. Пейзаж. Страницы истории. - М.: Наука, 2004.

Васнецов A.M. Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи / A.M. Васнецов. - М.: Издание И. Кнебель, 1988.

Верещагина А.Г. Художник и время. История. Очерки русской исторической живописи XVII - начала XX века. - М.: Искусство, 2006.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. -М.: Искусство, 2005.

История города Вятки: Очерки /Сост. В.А. Бердинских. - Киров, 2008.

Лапшин В.П. Союз русских художников. - Л.: Художник, 2004.

Маковский С.К. Силуэты русских художников. - М.: Республика, 2002.

Манин B.C. Русский пейзаж. - М.: Белый город, 2003.

Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX-начала XX века. - М.: Искусство, 2005.

Пилипенко В.Н. Пейзажная живопись. - СПб.: Художник России, 1993.

Самин Д.К. 100 великих художников. -М.: Вече, 2010.

Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX - начала ХХ века. М.: Советский художник, 2004.

Целая поэма запустения. //Московско-Вятский литературно-художественный, краеведческий журнал. Вятка. - 1997. № 1.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

«Я всегда был убежден, что в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим»

(Виктор Васнецов)

Вы любите сказки? Я очень люблю! В детстве, читая книги, я всегда рисовала себе образ героев сказок и историй. Часто русские-народные сказки были без иллюстраций, и созданные образы, надолго оставались в моем воображении. Многие русские сказки были экранизированы и вымышленные образы заменялись образами, созданными на экране. К чему это я? Да к тому, что есть некоторые сказки, некоторые образы, которые не забудутся никогда. Я сейчас говорю о картинах Виктора Васнецова .

Его Иван царевич на сером волке, Аленушка, Богатыри настолько красочно передают дух сказок и былин, что, кажется, что сейчас пространство раздвинется, и они сойдут с картин. И мне очень хочется, чтобы в век компьютерных технологий, моя дочка также любила образы, созданные великим художником, и не просто любила, а знала, кто их нарисовал и сколько души вложил художник в свое творчество.

Понятно, что в середине 19 века, когда Виктор Васнецов был маленьким, еще не было ни аудио книг, ни компьютеров. И даже книжек с картинками в русских деревнях не было. Сказки детям рассказывали бабушки и дедушки, которых называли сказителями. Рассказывали такие люди не только сказки, но и былины, потешки, прибаутки пословицы и поговорки. Сказителями были и бабушка с дедушкой Виктора Васнецова, который рос в семье сельского священника. Именно от них и узнал маленький Виктор о русских богатырях, о кощее бессмертном и других сказочных героях. Отец Виктора был человеком очень умным и учил своего сына не только наукам, но и приобщал его к творчеству, его и его брата Апполинария. Благодаря отцу и любви братьев к рисованию появились поистине великие картины, картины, которые ценят и любят люди со всех уголков мира.

Пришло время и Виктор отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств. Он поступил с первого раза, но так переживал, что не ходил даже посмотреть результаты экзаменов и целый год не знал, что его приняли в академию. Виктор очень любил ходить на базар и рисовать людей. Так как они все время двигались, то рисовать приходилось быстро, он натренировал свой глаз и руки за дни таких «тренировок».

Через некоторое время Виктор Васнецов становится известным благодаря своим картинам, на которых он отражает жизнь реальных людей. Он старался отразить реальность этого мира: бедность и нищету. В этот период Виктор подружился с другими художниками. Вместе они устраивали выставки в разных городах, переезжая со своим картинами. И вскоре образовали Товарищество передвижных художественных выставок или кратко Художники – передвижники. Но на удивление своих коллег, Виктор перестал рисовать реальных людей и увлекся героями сказок и былин.

Одной из первых его сказочных картин стала «Витязь на распутье». До него никто даже не решался рисовать сказочных и былинных персонажей. А он нарисовал и нарисовал так, что мы все любим и помним его картины. Но тогда никто его не понимал, друзья критиковали его, просили вернуться к реальной жизни. И вот его легендарные «Богатыри» растопили лед в сердцах критиков. Картину приобрел Павел Третьяков для своей знаменитой галерее. Виктор трудился над картиной почти двадцать лет, ведь изображенные на ней русские богатыри должны были стать символом русского народа.

Умение рисовать то, что никто никогда не видел, привлекло к Виктору Васнецову внимание ученых. Они попросили его сделать роспись для Исторического музея в Москве. Потом Васнецова пригласили расписать Владимирский собор в Киеве, который был построен в честь 900 летия крещения Руси.

Васнецов рисовал не только картины и расписывал соборы, он рисовал книжные миниатюры: рисунки, буквицы. Рисовал Виктор и художественные орнаменты и иллюстрации к былинам.

Виктор Васнецов прославился и как великий Архитектор, создатель целого направления в архитектуре. Именно он разработал фасад знаменитой Третьяковской галереи.

А что же случилось с братом Виктора, Аполлинарием ? Он был младше своего брата на 8 лет. И когда умерли его родители, Виктор, видя талант брата отправил его учится к польскому художнику Эльвиро Андриолли, сосланному в Вятку. Апполинарий окончил Вятское духовное училище и переехал к брату в Петербург, где готовился к поступлению в Академию художеств. В какой-то момент он передумал и собрался поступать в геологический институт, но Виктор не дал ему этого сделать. В Академию художеств он также не поступил, а вернулся в Вятку.

Спустя несколько лет Аполлинарий приезжает в Москву и влюбляется в нее. Он начинает изучать Москву и ее архитектурные памятники. Апполинарий живет и общается с братом, его друзьями и это не могло не отразиться на его творчестве. Он увлекается облаками, наблюдает за ними, за их превращениями. В 1885-1886 годах Васнецов предпринял путешествие по России. В семье Васнецова хранится «карта России, на которой красным карандашом самим художником отмечено около ста пунктов — Урал, Сибирь, Крым, Кавказ, Украина, побережье Финского залива и т. д., где он писал этюды и рисовал.

В 1900 году он становится известным. Начинает преподавать в Московском училище живописи.

Обращение Аполлинария к историческим архитектурным пейзажам Москвы было одновременно работой и благодарной и трудной. Благодарной, ибо художнику предстояло открыть новую и по-своему чрезвычайно своеобразную страницу в истории русской живописи.

Вот что говорил о специфике своего многолетнего труда по воссозданию исторического облика древней Москвы сам художник: «Многие задают мне вопрос: почему я занялся старой Москвой и так увлекся ею? На это трудно ответить. Может быть потому, что я люблю все родное, народное, а старая Москва — народное творчество в жизни прошлого.

Познакомиться с картинами братьев.

Вы с ребенком изучаете творчество художников: Васнецова Виктора и Васнецова Аполлинария. Например, вы берете одну из картин художников, рассматриваете ее, разговариваете с ребенком о том, что на ней изображено, что хотел сказать художник. Если это картины Виктора, вы вспоминаете сказки, былины, характеры и образы героев. Если это картины Аполлинария, вы разговариваете о том, что изображено на картине, какая был а Москва несколько столетий назад, какое значение имели постройки, изображенные на картине. Вы пытаетесь повторить картину в разных техниках, как сказочную, так и историческую (в зависимости от выбранного художника): аппликация, коллаж, граттаж, рисунок и т.д.


Виктор Михайлович Васнецов – один из самых знаменитых русских художников, его брат Аполлинарий также известен, но скорее тем, кто интересуется исторической живописью и театром. Другие же братья Васнецовы, в частности, Аркадий, находятся в тени славы великого живописца-сказочника. А ведь Виктор Васнецов как явление в мировом искусстве не смог бы состояться, если бы не атмосфера творчества, добросовестного служения искусству, знакомая каждому из братьев с раннего детства и приведшая нескольких из них к прекрасному увлечению – созданию резной деревянной мебели.

Начало творческой жизни

Глава семьи, Михаил Васильевич Васнецов, был священником в Вятской губернии, и с детских лет увлекался рисованием. В доме его матери, бабушки Виктора Васнецова Ольги Александровны, как вспоминал позже художник, все стены были заняты картинами, автором которых была она сама. Род Васнецовых вообще был всегда близок творчеству – его представители участвовали в росписи храмов, проектировании церковных оград и оформлении иконостасов.


Любовь к искусству проявилась в той или иной степени у всех братьев – Николая, Виктора, Петра, Аполлинария, Аркадия и Александра. Начальное образование всем шестерым дал сам Михаил Васильевич.
Став старше, Виктор Васнецов стал брать уроки рисования неподалеку от дома, а затем и вовсе уехал в Санкт-Петербург, чтобы получить образование в Академии художеств. Там он познакомился со многими именитыми мастерами, в том числе Крамским, Репиным, Нестеровым, вошел в знаменитый мамонтовский кружок – творческое сообщество, возникшее вокруг мецената Саввы Мамонтова и его усадьбы в Абрамцево.


Аполлинарий Михайлович, младший брат Виктора, брал в детстве уроки у польского художника Михала Эльвиро Андриолли, работавшего в сфере романтизма, но академическое образование так и не получил, несмотря на учебу в Санкт-Петербурге у таких живописцев, как И. Репин и В. Поленов. В историю отечественного искусства Аполлинарий Васнецов вошел благодаря изображениям старой Москвы – не просто высокохудожественным, но и созданным с безупречной исторической точностью.


Другим главным делом его жизни было создание декораций к театральным постановкам – в том числе операм «Жизнь за царя», «Хованщина», «Снегурочка», «Садко». К абрамцевскому кружку Аполлинарий имел самое непосредственное отношение, постоянно поддерживая общение с его представителями. Особенным событием в жизни Абрамцево стало создание столярной мастерской.


Абрамцево и его влияние на творчество Васнецовых

В конце XIX века интерес к народной культуре заметно возрос, и состоявшаяся в 1882 году Всероссийская художественно-промышленная выставка вдохновила многих художников обратиться к тематике прикладного искусства. Другой известный меценат, Сергей Тимофеевич Морозов, из династии купцов Морозовых, приобрел в собственность выставленные на выставке экспонаты и через несколько лет открыл Музей кустарных изделий, в котором помимо прочего экспонировались предметы, созданные мебельных дел мастерами.


Члены абрамцевского кружка, и в первую очередь сестра Василия Поленова Елена, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Елизавета Григорьевна Мамонтова, приняли самое живое участие в поиске образцов народного творчества и создании собственных эскизов для кресел, полок, буфетов, комодов и других деревянных предметов мебели, которая не только попадала на обозрение посетителей музея, но и служила в первую очередь удобству и украшению интерьера в домах самих художников.


За десять лет функционирования в Абрамцево столярной мастерской в ней было создано более ста изделий, в том числе и за авторством братьев Васнецовых. Здесь же Аполлинарий создавал проекты для интерьера своей квартиры.


Дубовый буфет, с фронтоном, украшенным резными яблоками, с засовами «под старину», напоминает русский теремок. А другой, тоже авторства Аполлинария, как будто возвращает в далекое прошлое – его дверцы оформлены как слюдяные окошки, а элементы резьбы содержат изображения петушков, винограда, фигурки волшебных птиц Алконост и Сирин.


Эти предметы мебели и сейчас украшают квартиру художника – в ней разместился музей, где собраны его работы и предметы интерьера, которые Аполлинарий не только создавал сам, но и отыскивал на знаменитом Сухаревском рынке, расположенном неподалеку. Одним из таких приобретений стал сундук-подголовник – ларец, который брали в дорогу и клали под голову на ночь.

Работы мастеров абрамцевской мастерской, а также мастерской Кустарного музея в Сергиевом Посаде, где для изделий часто использовались эскизы художников – воплощение неорусского стиля в декоративно-прикладном искусстве, и самым, возможно, законченным его выражением стало обустройство дома Виктора Васнецова, оформленного в виде сказочного русского теремка.


Дом-музей Виктора Васнецова

К интерьеру своего дома художник относился с особым вниманием – достаточно упомянуть огромную наполненную светом мастерскую на втором этаже, куда вела винтовая деревянная лестница, а на стене висели доспехи – чтобы изображать на полотнах богатырей. Вся обстановка в доме Васнецова была придумана или создана им самим. Стулья и кресла по эскизам Виктора изготавливал его младший брат Аркадий, великолепный резчик по дереву, по профессии – народный учитель.


В абрамцевских мастерских были изготовлены и большой дубовый стол, и кресла у стола, и скамеечка, и малый буфет «с совами».



В столовой же разместился буфет, изготовленный Аркадием по проекту Виктора – буфет, получивший имя «самобранка». Казалось, что кушанья в нем появляются сами собой – все дело в том, в задней стенке буфета, обращенной в кухню, была сделана дверца, и по хлопку хозяина дома – как в сказке – кухарка ставила внутрь блюда.
Сказочной в доме Васнецова стала и печь – тоже в виде теремка, изразцы для которой были изготовлены в Абрамцево Врубелем.


Атмосфера дома Васнецова, который сложно назвать музеем – настолько сохранилась в нем живая, жилая обстановка, пронизана одновременно и духом старины, и индивидуальностью художников, творивших для дома или посещавших его.
роскошный французский секретер.

Виктор и Аполлинарий Васнецовы - оригинальные художники, каждый по-своему выразившие русский дух, русскую идею.

Виктор Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Один из самых знаменитых русских художников 19 века, он знал восторженное преклонение и холодно-сдержанное, до полного неприятия, отношение к своему творчеству, огромный успех и резкую критику своих работ.

Нельзя сказать, чтобы он был равнодушен и к популярности, и критике. Но всеми ощущаемая внутренняя сила в нем как бы поднимала его и над хвалой, и над хулой. Его называли «истинным богатырем русской живописи». Это определение родилось благодаря осознанию современниками значительности личности художника, пониманию его роли как родоначальника нового направления в русском искусстве, для чего действительно нужны были силы богатырские. Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. Когда звучит фамилия «Васнецов», в мыслях возникают сказочные образы Богатырей, ковра-самолета, Аленушки и Cерого волка. Только очень добрый художник мог написать их с такой любовью. «Богатыри», или «Три Богатыря», - самая известная картина, созданная художником Виктором Васнецовым. Этот популярный образ, растиражированный в советское время на ковриках, скатертях и прочих предметах, первым возникает в памяти при мыслях о богатырской силе. «Тройка появилась не случайно, Троица придумана не зря, ведь недаром в каждой русской чайной есть картина «Три богатыря…» Как нет Москвы без Красной площади, так мы не можем представить России без сказочных персонажей Виктора Васнецова.

Но для современников «главная заслуга была в том, что он уничтожал ужасные предрассудки, сковывавшие мнение нашего общества и в частности наших художников. Он был одним из первых, кому стали тесны рамки станковой картины и кто «обратился к украшению жизни», взялся за самые разнообразные области искусства - театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию, что было в то время для многих необъяснимо и воспринималось как «разменивание таланта». Таким образом, очевидно, что обращение Васнецова к различным областям искусства не было свободной игрой бьющего через край творческого начала, а скорее сознательной целенаправленной реализацией постепенно сложившегося у него общественно-эстетического идеала. В становлении этого идеала огромную роль играло происхождение художника и его детские, и юношеские годы.

Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее, Аполлинарий Васнецов отнюдь не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием.

Превосходный мастер-пейзажист, А.М. Васнецов прославился как знаток и вдохновенный поэт старой Москвы. Редко кто, однажды увидев, не запомнит его картины, акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем столь убеждающе реальный образ древней русской столицы.

Аполлинарий Васнецов не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками братом, И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и другими.

Искусство Васнецова глубоко национально и демократично. Оно питалось источниками, уходящими в самую глубину народной жизни. Русская природа, жизнь народа, его история - основные темы в живописи художника. Замечательный мастер эпического и исторического пейзажа, он также написал несколько научных работ по теории искусства, истории, археологии. Эти работы, интересные сами по себе, способствовали обогащению и углублению содержания его художественных произведений.

Вятский период в биографии и творчестве В.М. Васнецова (1848-1926) и Ап.М.Васнецова (1856-1933) определяется со времени их рождения и до осени 1878 года, когда Виктор Михайлович с женой Александрой Владимировной окончательно покинули Вятку, и вслед за ними в Москву переехал младший брат Аполлинарий.

Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова и Аполлинарии Ивановны в селе Лопьял Уржумского уезда. Через два дня младенца крестили в местной Троицкой церкви, на крещение к внуку приехала бабушка Ольга Александровна Васнецова из Курчумского. Из 6 братьев одного Виктора одарила она своей милостью - стала ему крестной. В 1850г. семья переезжает в Рябово. Аполлинарий Михайлович Васнецов родился в 1856 году в селе Рябово. Первое десятилетие жизни Васнецовых в Рябове было связано с укреплением быта, семьи. В 1854 году закончилось строительство васнецовского дома по городскому образцу, на каменном фундаменте и в пять окон. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. Заботами Михаила Васильевича и Аполлинарии Ивановны дети росли в теплой, уютной обстановке, «в общей семейной радости». По материальным условиям жизнь многодетной семьи напоминала скорее быт крестьянина-середняка. «Я жил в селе среди мужиков и баб, - вспоминал позднее художник В.М.Васнецов, - и любил их не народнически, а попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на посиделках при свете и треске лучины». Детские впечатления оказали большое влияние на творчество художника. Можно сказать, что в глуши наших вятских лесов зародилась его страстная привязанность к народной сказке и эпосу, а своеобразное искусство вятских умельцев-резчиков по дереву, мастеров глиняной расписной игрушки, лубочных картинок - пробудило интерес к сказочному творчеству. Природа края с холмистыми перелесками и таежными глухими лесами, извилистыми речками и широкими равнинами таила в себе особое очарование и прелесть. Ее нельзя было не полюбить, не привязаться к ней сердцем. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника, на развитие его таланта. Здесь, на Рябовской земле, возникали замыслы его будущих картин. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.

В доме отца выучились братья читать и писать, петь и считать. Первые навыки по рисованию сыновья также получили от отца. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. В Курчумском у Ольги Александровны Виктор и Аполлинарий увидели «настоящие картины» - бабушкины акварели. Художественный опыт бабушки и отца восприняли братья Васнецовы.

Непосредственно с Вяткой как губернским городом братья были связаны с момента приезда Виктора для поступления в учебное заведение. В 1858 году он отдан для учебы в Вятское духовное училище, а затем переведен в семинарию, в которой обучался до 1867 года. Успешно занимаясь в рисовальном классе, Виктор привозил свои рисунки с гипсов, жанровые зарисовки. В творческой среде у Аполлинария тоже возникло желание рисовать, его первые опыты углем и мелом появились на бревенчатых стенах мезонина. Виктор учился уже на высшем богословском отделении семинарии, когда Аполлинарий приехал в Вятку, чтобы повторить путь старшего брата. В 1866 году он поступает в Вятское духовное училище. Способности младшего брата стал умело направлять старший. Он учил его рисунку, зорко следил за формой, техникой и выбором натуры. Все альбомы того времени выполнены под руководством Виктора. В ранних рисунках того периода Аполлинарий запечатлел родное село Рябово, его живописные окрестности, деревенский быт.

Вятский период для Виктора Васнецова прерывается летом 1867 года. Не окончив полного курса семинарии, Виктор уезжает в Петербург для поступления в Академию художеств. Первый год пребывания Васнецова в Петербурге, несомненно, сыграл и свою положительную роль: он жадно впитывал впечатления большого города, принял решение и начал заниматься в Школе поощрения художников. Большое влияние на Васнецова в этот период оказал Илья Николаевич Крамской и его ближайшее окружение. Осенью 1868 года начинает учиться в Академии и оказывается в центре бурной жизни молодых художников. Здесь у него завязалась большая дружба с И.Е.Репиным, М.М.Антокольским.

Второй и самый результативный этап пребывания Виктора в Вятке начался с марта 1870г., когда он приехал поклониться могиле отца и задержался на полгода. Сельского священника М.В.Васнецова, 46 лет от роду, похоронили на церковном кладбище, рядом с его женой, умершей в 1866 году. Осиротела семья Васнецовых, пустынным показался Виктору отчий дом. Тяжело он пережил безвременную кончину своих родителей. Утешением для него стало общение с Рябовскими крестьянами. А с августа 1871г. он на целый год снова поселился на родине, чтобы помочь младшим братьям и самому поправить здоровье. Побывал Васнецов на родине, пожил в отчем доме в Рябове, набрался новых свежих впечатлений. Работы того периода показывают возросшее мастерство начинавшего художника. И в Рябове, и в Вятке Виктор занимался со своим младшим братом, Аполлинарием, в котором разглядел будущего художника. Просмотрев все рисунки брата за последние два года, он понял, что в семье растет еще один художник и решает взять его с собой в Петербург. В Петербурге Виктор направил брата учиться к польскому художнику Эльвиро Андриолли, сосланному в Вятку за участие в восстании 1863 года. Андриолли был человеком весьма прогрессивных взглядов, что не могло не сказаться в дальнейшем на формировании демократического мировоззрения Аполлинария Васнецова. Трехлетнее пребывание в Петербурге решительным образом повлияло на становление Аполлинария как художника и человека. Здесь он познакомился с И.Н.Крамским, И.Е.Репиным, М.М.Антокольским, П.П.Чистяковым, И.И.Шишкиным. Аполинарий мечтает о поступлении в Академию, но у него не было среднего образования. Для получения диплома он в 1875 году возвращается в Вятку и поступает в сельскохозяйственное земское училище. Он продолжает занятие рисованием. По предложению известного издателя Ф.Ф.Павленкова он выполнил иллюстрации для двух книг - «Азбука-копейка» и «Наглядные несообразности». На становление личности в этот период большое воздействие оказали идеи народничества, которое получило распространение и на Вятке. Васнецов сдал экзамены на звание народного учителя и уехал в село Быстрица Орловского уезда. К учительским обязанностям Васнецов относился с большой ответственностью. Крах идей народничества в конце 70-х годов внесли смятение в душу А.Васнецова. Долгие годы художник размышлял о судьбах русского народа, любовь и преданность к которому он пронес через всю жизнь. Но именно в эти годы творчество Аполлинария приобретает ту художественную направленность, которая основывалась на глубоком интересе к родной истории и культуре.

В это время Виктор много работает. В 1876 году по совету Репина он едет во Францию и живет там, около года, изучает в музеях произведения старых мастеров, знакомится с французским искусством. В 1877 году возвращается в Петербург. В 1878 году он переезжает в Москву, сближается с С.И. Мамонтовым и П.М. Третьяковым и вступает в члены ТПХВ. Москва давно манила к себе художника. Жизнь в Москве складывалась счастливо. В 1878 году А. Васнецов покидает деревню, уезжает в Москву, к брату, и с тех пор уже все свои силы безраздельно отдает искусству, близкому и понятному народу, воспевая родную природу, талантливо воссоздавая картины прошлого своей страны. "Очутившись в Москве в 1878 году, после деревенской жизни, - вспоминал Васнецов, - я был поражен видом Москвы, конечно, главным образом Кремлем. Жил неподалеку от него на Остоженке, и любимыми прогулками после работы было кружение около Кремля: я любовался его башнями, стенами и соборами".

Уже в первые годы пребывания в Москве у художника появляется особый интерес к ее архитектурным памятникам, который впоследствии вылился в серьезное увлечение, определившее одну из существенных сторон его творчества.

В Москве Васнецов начал усиленно заниматься живописью, как бы стремясь наверстать потерянное время. Долгие годы постоянным наставником и по существу его основным учителем был брат Виктор Михайлович. Под его руководством Аполлинарий много и упорно работал, достигая все более заметных успехов.

Братья Васнецовы проявляли на протяжении всей жизни друг к другу родственные, дружеские чувства. В проявлении человеческих чувств сказалась способность любить, воспитанная родителями, окружением с детства. Позднее, странствуя по свету, Аполлинарий всегда переписывался с братом, а с 1892 года они уже были неразлучны. Влияние Виктора на формирование Аполлинария как художника было бесспорно.

Виктор и Аполлинарий Васнецовы - оригинальные художники, каждый по-своему выразившие русский дух, русскую идею. Их искусство живо и сейчас, они оставили богатейшее художественное наследие. Их имена занимают почетное место в истории русского искусства. Они были первыми среди русских художников, раскрывших в своем творчестве всю глубину и красоту народной мудрости, утверждавших гуманизм, глубокую веру в силу и величие своей Родины.

Умер Виктор Михайлович 23 июня 1926 года в Москве, похоронен на Введенском кладбище. Аполлинарий умер 23 января 1933 года и похоронен недалеко от своего брата.

Итак, мы с вами только что окунулись в историю жизни на Вятке братьев-художников Васнецовых. Их деятельность действительно заслуживает восхищения, так как они были настоящими мастерами своего дела, великими художниками.

«Вятские» братья Васнецовы - Николай, Аркадий и Александр - внесли большой вклад в развитие родного вятского края, всей своей жизнью показали, что они были не только честными исполнителями обязанностей земских учителей, но были людьми одаренными, творчески реализующими свои способности на благо простого народа, среди которого они жили, чьих детей воспитывали, вкладывая в них лучшие душевные начала.

Каждый из них оставил после себя по научному труду, актуальность которых особенно очевидна в наши дни. Их брат Николай составил «Материалы для объяснительного словаря вятского говора». Аркадий написал книгу «Русский школьник» и был прекрасным резчиком по дереву, а младший Александр собрал и издал сборник вятских песен «Песни Северо-Восточной России». Каждый из них внес свою долю в развитие искусства, унаследованного в течение веков от простого вятского народа.

Биография Васнецовых, их творческая и хозяйственная деятельность связана в Кировской области со многими селами, в которых осталась вечная история об этом знаменитом роде.

По материалам исследователей знаменитого рода известно, что Васнецовы жили более чем в 30 селах. Многие села в состоянии умирания, так как жителей осталось мало.

братья, рус. художники. Род. в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова (1823-1870).

Виктор Михайлович

(3.05.1848, с. Лопьял Уржумского у. Вятской губ.- 23.07.1926, Москва), живописец, график, архитектор, театральный художник. Начал заниматься рисованием в 60-х гг. XIX в. в Вятской ДС. В 1867-1868 гг. учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в С.-Петербурге у И. Н. Крамского; 1868-1875 гг. (с перерывами) - в имп. АХ у П. П. Чистякова, был исключен за убеждения, сформировавшиеся под влиянием разночинцев-демократов. В 1870 г. за эскиз «Христос и Пилат перед народом» (картина «Пилат умывает руки». 1870, ГРМ) получил большую серебряную медаль. Член (с 1878) и экспонент художественных объединений: Товарищество передвижных художественных выставок (1874-1889, 1897), абрамцевский кружок (80-90-е гг. XIX в.), «Мир искусства» (1900), «36 художников» (1902), Союз русских художников (1903-1923 (с перерывами)). С 1893 г. действительный член имп. АХ (в 1905 от звания отказался).

Творческие принципы В. М. формировались в среде художников-передвижников; для раннего периода характерны также жанровые произведения («С квартиры на квартиру». 1876, ГТГ; «Военная телеграмма». 1878, ГТГ; «Преферанс». 1879, ГТГ). В них В. создал выразительные образы-типы из рус. жизни, отражавшие искания реализма. Но определяющим основу художественного поиска стало обращение к искусству и эстетике рус. средневековья, к историческим, былинным и сказочным образам. Особое значение для развития стиля мастера имело знакомство с семьей С. И. Мамонтова и участие в Абрамцевском кружке, члены к-рого изучали традиции национальной культуры. В то время В. М. работал совместно с И. Е. Репиным, М. В. Нестеровым, В. А. Серовым, М. А. Врубелем, В. Д. Поленовым и др.

В 1876 г. совершил поездку во Францию, где был создан первый эскиз к картине «Богатыри» (завершена в 1898; ГТГ), ставшей одним из лучших произведений мастера. Картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880, ГТГ) открыла новый этап в рус. исторической живописи, когда за основу был взят не исторический факт, а лит. сюжет; по мотивам сказок были написаны «Аленушка» (ГТГ), «Три царевны подземного царства» (1879, ГТГ), «Иван-царевич на сером волке» (1889, ГТГ).

Как театральный художник В. М. создал эскизы к пьесе-сказке А. Н. Островского «Снегурочка» (1882) для домашней сцены в Абрамцеве и одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова для частной рус. оперы С. И. Мамонтова (1885).

В области архитектуры и дизайна мастер развивал принципы «русского стиля», используя традиции древнерус. каменного и деревянного зодчества. По его эскизам были созданы ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя в Абрамцеве (1881-1882), павильон Всемирной выставки в Париже (1898), памятный крест на месте убийства вел. кн. Сергея Александровича в Московском Кремле (1905, уничтожен весной 1918, воссоздан в 1998 по благословению Патриарха Алексия II на территории Новоспасского московского мон-ря); разработал проекты дома И. Е. Цветкова, фасада Третьяковской галереи (1906). Его архитектурные работы положили начало новому стилю, к-рый вошел в историю архитектуры как «неорусский стиль».

Как художник-иллюстратор он работал над произведениями А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева. В жанре портрета В. создал глубокие психологические произведения - портреты В. С. Мамонтовой (1896, Музей-заповедник «Абрамцево»), Е. А. Праховой (1894, ГТГ), Б. В. Васнецова (1889, ГТГ), а также исторический портрет «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897, ГТГ).

Самой значительной работой в области монументальной живописи являются фрески Владимирского собора в Киеве, созданные художником по приглашению А. В. Прахова вместе с др. мастерами в 1885-1896 гг. В 1882 г. для церкви в Абрамцеве выполнил эскиз иконы «Богоматерь с младенцем», послужившей впосл. эскизом для росписи апсиды алтаря Владимирского собора, в 1901 г. по его рисунку была исполнена плащаница для той же церкви. По эскизам художника были сделаны майоликовый фриз и мозаика для рус. ц. св. Марии Магдалины в Дармштадте (1899-1901, ГРМ), росписи ц. Воскресения Христова («Спас на крови») в С.-Петербурге (1883-1901; эскизы в ГРМ, ГТГ, Саратовском художественном музее), правосл. собора во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Варшаве (1906-1911, ГРМ).

В росписи Владимирского собора он следовал иконографическим традициям древнерус. монументальной живописи, воссоздавая духовную историю России в многочисленных образах святых и рус. подвижников благочестия: кн. Владимира, кнг. Ольги, князей Бориса и Глеба, летописца Нестора, кн. Андрея Боголюбского, кн. Александра Невского, прп. Алипия, иконописца и монаха Киево-Печерского мон-ря. Росписи органично связаны с архитектурой, крупные фигуры помещены в неглубоком пространстве с низкой линией горизонта. Важную декоративную роль играют надписи слав. вязью. Самыми замечательными являются образ Богоматери с Младенцем и ряд икон для главного иконостаса собора (большая часть эскизов хранится в ГТГ, ГРМ, в КМРИ). Образ Христа Вседержителя (плафон главного купола) традиционен. В. М. также написал неск. композиций, посвященных принятию христианства на Руси: «Крещение кн. Владимира» и «Крещение Руси». В. М. расписал в соборе центральный неф и апсиду, купол, столпы и иконы для главного иконостаса. В течение многолетней работы художником было создано ок. 400 эскизов и картонов.

Фрески и иконы Владимирского собора оказали большое влияние на развитие религ. искусства в России в кон. XIX - нач. XX в. Произведения мастера несли в себе черты стиля модерн, к-рые получили распространение в иконописи, сменив барокко и академизм. Стилизация визант., новгородского и московского искусства, тонкая рафинированность линии, усложненность формы иконной доски, декоративная звучность цвета, орнаментальность - все эти особенности отвечали требованиям времени и стали характерными как для столичных мастеров, так и для традиц. центров иконописания, напр. Палеха, Мстёры, Холуя и даже для старообрядческой иконы.

В. М. похоронен на Введенском кладбище в Москве.

В 1953 г. открыт Дом-музей художника (Васнецова пер., 13), построенный в 1894 г. по его проекту, где он жил и работал с 1894 по 1926 г. (до 1988 - филиал МИГМ, с 1988 входит в состав ГТГ). В наст. время там хранится 25 тыс. экспонатов, связанных с биографией и творчеством художника.

Арх.: РГАЛИ. Ф. 716: В. М. Васнецов; ОР ГТГ. Ф. 66: В. М. Васнецов; Дом-музей В. М. Васнецова. Ф. В. М. Васнецова; РГИА. Ф. 789. Оп. 6. Ед. хр. 136 [личное дело].

Ист.: В. М. Васнецов: Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. М., 1987.

Лит.: Соболев А . Живопись В. М. Васнецова в Киевском соборе. М., 1898; Рождественский Н . В . О значении Киевского Владимирского собора в рус. религ. искусстве. М., 1900; Дедлов В . Л . Киевский Владимирский собор и его художественные творцы. М., 1901. С. 21-86; Иконописный сб. СПб., 1909. Вып. 2. С. 155-121; Лебедев А . К . В. М. Васнецов. М., 1955; Галеркина О . И . Художник В. Васнецов. Л., 1957; Нестеров В . Давние дни: Встречи и восп. М., 1959; Моргунов Н . С ., Моргунова-Рудницкая Н . Д . В. М. Васнецов: Жизнь и творчество. М., 1962; Васнецов В . А . Страницы прошлого: Восп. о художниках братьях Васнецовых. Л., 1976; В. М. Васнецов: Кат. выст. ГТГ. М., 1990; Пастон Э . В . Виктор Васнецов. М., 1996; Ярославцева Н . А . Москва В. Васнецова. М., 1998.

Аполлинарий Михайлович

(25.07.1856, с. Рябово Вятского у. и губ.- 23.01.1933, Москва), живописец, график, театральный художник. Систематического художественного образования не получил. В 1872 г. окончил семинарию. Занимался живописью у старшего брата, затем у худож. М. Ф. Андриолли (1870-1872), до 1875 г. жил в С.-Петербурге, продолжал занятия рисованием, пользуясь советами Поленова, Репина и И. И. Шишкина. В 1877 г. сдал экзамен на звание народного учителя, нек-рое время под влиянием идей народничества был преподавателем в школе с. Быстрица Орловского у. Вятской губ. В 1878 г. переехал в Москву. Входил в Абрамцевский кружок; с 1883 г. принимал участие в выставках, с 1888 г. член Товарищества передвижных художественных выставок, позднее участник художественных объединений «Мир искусства», один из организаторов Союза русских художников (1903) и др. В 1880-1886 гг. преимущественно как иллюстратор работал для журналов «Всемирная иллюстрация», «Живописное обозрение» и др. В 1900 г. удостоен звания академика за исторические пейзажи Москвы. В 1901-1918 гг. преподавал пейзажную живопись в МУЖВЗ; в 1923-1930 гг.- в Техникуме кустарной промышленности (ТКП).

Основной темой творчества А. М. был пейзаж, с 1890 г. исторический пейзаж Москвы - новое явление в рус. искусстве; в основу его картин легли исторические и археологические изыскания. Архитектурная реконструкция облика древнего города гармонично сочетается с воссозданием быта и духа эпохи («Москва конца XVII столетия: на рассвете у Воскресенских ворот» (1900, ГТГ); иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове» (90-е гг. XIX в.).

Он много путешествовал по Украине (1890-1891), Крыму (1885-1886), Уралу (1890-1891). В нек-рых работах, написанных в результате этих поездок, заметно влияние Шишкина в передаче эпического характера пейзажа (напр., «Тайга на Урале. Синяя гора»; 1891, ГТГ). В 1898 г. совершил путешествие по Европе (Италия, Франция, Германия).

После 1917 г. занимался изучением древней архитектуры и искусства (пейзажи «Новодевичий монастырь. Башни», 1926, «Коломенское. Вид на Дьяково с ходовой паперти церкви Вознесения», 1927 - оба в ГРМ). В 20-х гг. создавал акварели по заказу Музея г. Москвы (ныне МИГМ), среди них - «Красная площадь во второй половине XVII века» (1925).

Автор теоретических трудов по искусству: «Художество: Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи» (М., 1908), «Облик старой Москвы» (История рус. искусства / Под ред. И. Э. Грабаря. М., 1910. Т. 2). Музей художника в Москве (Фурманный пер., 6) создан в 60-х гг. по инициативе его сына, В. А. Васнецова (1901-1989), передавшего гос-ву помещение мемориальной квартиры, собрание произведений и семейный архив. Собрание музея насчитывает ок. 9 тыс. экспонатов.

А. М. похоронен на Введенском кладбище в Москве.

В 1981 г. в с. Рябове открыт мемориальный Дом-музей братьев В. и в нач. 90-х гг. установлен памятник в их честь.

А. Топурия


Top