Брейгель поклонение волхвов в зимнем пейзаже. Поклонение волхвов в подмосковном пейзаже

Подготовила Надежда Бирюкова

Одно из самых известных стихотворений Бориса Пастернака «Рождественская звезда» было написано в 1947 году и вошло в живаговский цикл. Николай Заболоцкий говорил, что «Рождественскую звезду» следует повесить на стену и каждый день снимать перед этим стихотворением шляпу.

Объяснение этой фразы Заболоцкого и подсказка, как именно следует читать текст «Рождественской звезды», появляются в прозаической части романа: по пути на елку к Свентицким Юрий Живаго думает о том, что «надо написать русское поклонение волхвов, как у голландцев, с морозом, волками и темным еловым лесом». Много лет спустя, когда Живаго будет в Варыкине, эта идея воплотится в «Рождественской звезде».

«В рождественском стихотворении у Пастернака вообще много всего — и итальянская живопись, и Брейгель, какие-то собаки бегут и так далее и так далее. Там уже и замоскворецкий пейзаж».

Иосиф Бродский

О значении самых разных визуальных цитат и различных художественных концепций для понимания этого текста говорят и многие исследователи. Так за зимним пейзажем Переделкина открывается общекультурное прочтение евангельского рассказа.

Рождество Христово. Репродукция иконы, школа Андрея Рублева. Происходит из Рождественской церкви Рождественской слободы в Звенигороде. Первая четверть XV века Павел Балабанов / РИА «Новости»

По мнению исследователя русской иконописи Валерия Лепахина, для понимания композиции пастернаковского текста следует вспомнить икону «Рождество Христово»:

«Взгляд поэта словно совершает круг по этой композиционной схеме — от смыслового центра, каковым является Младенец, вправо к пастухам, далее вверх влево — к звезде, затем еще левее — к волхвам».

Пастернак обращается к иконописному изображению, чтобы передать явление Рождества с точки зрения вечности — события не следуют одно за другим, они существуют параллельно друг другу:


Поклонение волхвов в зимнем пейзаже. Картина Питера Брейгеля Старшего. 1567 год Museum Oskar Reinhart

Норвежская исследовательница Лиллиан Юрунн Хелле видит в стихотворении черты, схожие с картиной Питера Брейгеля Старшего «Поклонение волхвов в зимнем пейзаже». Вслед за Брейгелем Пастернак совмещает сакральное и повседневное и показывает, как для простых людей рождественская тайна становится личным переживанием:

Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи.


Поклонение волхвов. Триптих Иеронима Босха. Ориентировочно 1495 год Museo Nacional del Prado

Элементы повседневной жизни становятся частью рождественского чуда, что, по мнению Валерия Лепахина, заставляет вспомнить «Поклонение волхвов» Босха:

Средь серой, как пепел, предутренней мглы
Топтались погонщики и овцеводы,
Ругались со всадниками пешеходы,
У выдолбленной водопойной колоды
Ревели верблюды, лягались ослы.


Зимний пейзаж. Картина Алексея Саврасова. Ориентировочно 1880 год wikiart.org

Норвежский славист Пер Кристиан Эндерле Норхейм считает, что описания «Рождественской звезды» сочетают в себе черты не только фламандского, но и русского зимнего пейзажа. Писатель Яков Хелемский также отмечает, что русское поклонение волхвов Пастернак запечатлел «на родном, переделкинском фоне». Бродский еще более категоричен: «Саврасов проглядывает».

Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звезд.

Поклонение волхвов. Фрагмент триптиха Андреа Мантеньи. Ориентировочно 1463 год © Wikimedia Foundation / Google Cultural Institute

Поклонение волхвов. Картина мастерской Джованни Беллини. Ориентировочно 1475–1480 годы © The National Gallery, London

По мнению Бродского, в стихотворении проглядывают и итальянские художники — он называет два имени: Андреа Мантенья и Джованни Беллини. Итальянский славист Стефано Гардзонио уточняет это наблюдение и обращает внимание на общность композиционной структуры и отдельных образов между пастернаковским текстом и «Поклонением волхвов» Мантеньи, в частности, в следующих строках:

За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.

И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после.

И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.


Ноктюрн в синем и серебряном: лагуна, Венеция. Картина Джеймса Эббота МакНила Уистлера. 1879-1880 годы Emily L. Ainsley Fund / Museum of Fine Arts, Boston

«Когда я вышел из вокзального зданья с провинциальным навесом в каком-то акцизно-таможенном стиле, что-то плавное тихо скользнуло мне под ноги. Что-то злокачественно-темное, как помои, и тронутое двумя-тремя блестками звезд. Оно почти неразличимо опускалось и подымалось и было похоже на почерневшую от времени живопись в качающейся раме. Я не сразу понял, что это изображенье Венеции и есть Венеция. Что я — в ней, что это не снится мне.
<…>
Есть особый елочный восток, восток прерафаэлитов. Есть представленье о звездной ночи по легенде о поклоненьи волхвов. Есть извечный рождественский рельеф: забрызганная синим парафином поверхность золоченого грецкого ореха. Есть слова: халва и Халдея, маги и магний, Индия и индиго. К ним надо отнести и колорит ночной Венеции и ее водных отражений». 

В коллекции Эрмитажа есть несколько работ Питера Брейгеля Младшего, сына любимого мною Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого). Кроме двух Питеров в истории мирового искусства отметились двое Янов - Ян Брейгель Старший и Ян Брейгель Младший. Трое из Брейгелей оставили после себя картины на библейский сюжет поклонения волхвов, а Питер Брейгель Старший сделал это за свою жизнь дважды: в 1564 году - широко известная картина "Поклонение волхвов", хранящаяся в коллекции Лондонской национальной галереи, и в 1567 году - менее известная картина "Поклонение волхвов в зимнем пейзаже", принадлежащая Фонду Оскара Райнхарда.

Младшенький Питер Брейгель оставил потомкам копию первой картины своего отца о поклонении волхвов. Эта копия находится в Эрмитаже. Если присмотреться к копии сына и сравнить ее с работой отца, то станут заметны мелкие различия, которые внесены в картину копиистом. Принципиального ничего в них нет, но сравнение любопытно.

Самый известный вариант "Поклонения волхвов" Питера Брейгеля Старшего совсем не похож на вариант в "зимнем пейзаже". Это совсем другая картина: другая композиция, другие краски, другой свет, другой смысловой фон. Это совсем другой, не традиционный Брейгель. Есть мнение, что этой работой Питер признался в любви к своей жене Майкен.

Менее известный вариант - "Поклонение волхвов в зимнем пейзаже", на мой взгляд, более классичен для манеры Брейгеля и может быть поставлена в один ряд с такими его работами как "Избиение младенцев" и "Перепись в Вифлееме". И она мне больше нравится.

Ян Брейгель Старший (Бархатный) также отметился в истории искусства картиной "Поклонение волхвов". Безусловно, в манере его письма есть элементы от манеры Питера Старшего, но в остальном - все не так пронзительно, все не так гениально, все не так оригинально. Кроме этой картины в собрании Эрмитажа есть еще одна его картина - "Отдых на пути в Египет", более чем справедливо в первую очередь называемая "Лесной пейзаж".

"Поклонение волхвов в зимнем пейзаже" Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого)

Брейгель, Питер Старший.
Холст, масло.
Нидерланды. 1567.
Фонд Оскара Райнхарда.

"Поклонение волхвов" Питера Брейгеля Младшего

Брейгель, Питер Младший.
Холст, масло. 36x56 см.
Нидерланды. Вторая половина 16 в.
Государственный Эрмитаж.
Источник поступления в музей: Музей Академии художеств в Петрограде. 1922.
"Поклонение волхвов" Яна Брейгеля Старшего (Бархатного)

Брейгель, Ян Старший (Бархатный).
Медь, масло. 26.5x35.2 см.
Фландрия. Между 1598-1600 гг.
Государственный Эрмитаж.
Источник поступления в музей: Собрание сэра Роберта Уолпола в Хоутон Холле. 1779.

"Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен".

Упоминание о волхвах заставляет нас обратиться к истории рождения Иисуса Христа. Однако, в Библии об этих странниках сказано немного. Рождество описывали два евангелиста Лука и Матфей. Но Лука, вообще, не упоминает о волхвах ни слова. А Матфей посвящает им лишь 12 строф, в которых сведения о путешественниках весьма скупы: автор не указывает их числа, и даже не называет имён.

Однако, мы узнаём, что волхвы прибыли в Иерусалим с Востока, ведомые Новой звездой (знак рождения царя). Желая получить помощь, странники отправляются ко дворцу Ирода (правитель Иудеи 37-34г. до н. э) Ирод, видя в новом царе соперника, решает погубить Его, для этого приказывает волхвам доставить найденного Младенца во дворец, якобы для того, чтобы сам Ирод смог отдать будущему царю почести. И странники, получив приказ правителя Иудеи, отправились в дальнейший путь.

Волхвы встретили Христа в месте, над которым остановилась Новая звезда. Они принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Получив во сне предостережение, волхвы не стали возвращаться к Ироду.

Вот такую историю доносит до нас Матфей. Однако, как выясняется, это не единственное упоминание в Библии о волхвах. Ещё в «Ветхом Завете» можно найти пророчество о их появлении. Так в Пророчестве Исайи (60:6) говориться «Все они из Савы придут, принесут золото и ладан, и возвестят славу Господа». И псалом (71:10 -11) «Цари Фарсиа и островов принесут Ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклоняться Ему все цари, все народы будут служить Ему». Так образы волхвов получили царские титулы.

Вообще, волхвы были хорошо известны в древнем мире. Они стояли в одном ряду с магами, жрецами, астрологами. Были, скорее всего, членами жреческой касты, предположительно, зороастризма - религии Древней Персии. После завоевания Персией Вавилона (6 в до н. э.) религии их смешались, и преклонение перед волхвами сменилось на недоверие: народ прировнял их к жуликам и шарлатанам. В «Деяниях апостолов» (8:9-24) упоминается волхв Симон, который пытается купить у Святого Петра дар «позволяющий подавать людям Дух Святой, возлагая на них руки», то есть Дар Божий.

В 8 в н.э. три волхва кроме царственного сана приобрели и имена, и земли. Битхисарея (Бальтазар или Вальтасар) стал царём Аравии; Мелихиор (Мельхиор) - Персии; Гатхаспа (Гаспар или Каспар) - Индии.

Христианские историки средневековья рассказывают легенду о встрече волхвов. В Турецком городе Шева, спустя более чем полвека с их первой встречи, собрались волхвы последний раз поклониться Христу, будучи в то время глубочайшими старцами (более 150 лет).

Дальнейшая история повествует лишь о трёх телах, которые были перенесены из Шевы в Милан, а от туда в 12 веке выкрадены Фридрихом Барбароссой, и перенесены а Кёльн. Так волхвы получили имя Кёльнских царей. Их предполагаемые останки так и хранятся в Соборе.

Однако, в записях Марко Поло (1254-1324) также есть описания захоронений библейских волхвов. Так будучи в Савве (город, расположенный к юго-западу от Тегерана) путешественник видел три отдельных украшенных гробницы, тела в которых не были тронуты разложением «совсем целые с волосами и бородами». Во времена Марко Поло в Саве ещё бытовало множество легенд о трёх странниках, одна из которых гласит о том, что каждый из царей, видя Младенца, находил в Иисусе разительное сходство с самим собой.

Вот так сюжет 12 строф Библии разлетелся на множество историй дополняющих или опровергающих друг друга. А тема «Поклонение волхвов» стала мотивом для творчества мастеров Средневековья, Возрождения и последующих эпох.

Интересны три картины.

Питер Брейгель Старший (Мужицкий) к библейскому сюжету поклонения волхвов в своих картинах обращался за свою жизнь дважды: в 1564 году - широко известная картина "Поклонение волхвов", хранящаяся в коллекции Лондонской национальной галереи, и в 1567 году - менее известная картина "Поклонение волхвов в зимнем пейзаже", принадлежащая Фонду Оскара Райнхарда.

Pieter Bruegel. Питер Брейгель Старший (1525-1569)

Поклонение волхвов
1564. Национальная галерея, Лондон.

Искусство Нидерландов 16-го века
Картина «Поклонение волхвов» датируется 1564 годом, в основе создания картины лежит мировой библейский сюжет. В картине «Поклонение волхвов» художник Питер Брейгель в иносказательной форме показал, что рождение ребенка не вызывает радости, если в мире царят война и смерть композиционным центром картины, полностью заполненной людьми, служит печальная фигура Девы Марии с Младенцем на коленях. Она закутана в голубой плащ, и ее лица почти не видно. Ее фигура, написанная в холодных тонах, контрастирует с окружением, решенным в теплых тонах, и потому невольно притягивает к себе внимание зрителя. За ее спиной светлым силуэтом возвышается фигура Иосифа, внимательно слушающего нашептывание случайного прохожего. Перед Марией - трое волхвов. Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары. Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. По левую сторону от Мадонны Валтасар. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. У входа, внутри и вокруг хлева, где Мария произвела на свет Младенца-Христа, толпятся насмехающиеся над событием люди, выражения их лиц крайне жестоко. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Тем самым художник как бы переносит Рождение Христа в современные ему, объятые войной Нидерланды. Художественные образы Брейгеля перегружены смысловым содержанием: намеки на злободневность, библейское иносказание, игра воображения самого художника - все это включается в тесные рамки одного произведения. Творения Брейгеля требуют от зрителя напряженного внимания, тревожат своей неоднозначностью, будят воображение. Все это придает и его хранящейся в Лондонской Национальной галерее картине «Поклонение волхвов» глубочайший смысл.

Поклонение волхвов в зимнем пейзаже
1567. Собрание Оскара Райнхарда.

Питер Брейгель Старший

Картина Питера Брейгеля «Поклонение волхвов в зимнем пейзаже» создана на известный библейский сюжет, популярный в западноевропейском искусстве. В творчестве Брейгеля зимний пейзаж картины восходит к реалиям нидерландской живописи. У Питера Брейгеля в картине «Поклонение волхвов в зимнем пейзаже» внимание зрителя приковано к зимнему пейзажу и к людям, спасающимся от зимнего холода. Вся площадь картины Питера Брейгеля Старшего заполнена зимним пейзажем со снегом и четкими силуэтами голых деревьев, со множеством фигурок суетящихся людей, и только где-то в нижнем левом углу - волхвы, поклоняющиеся Младенцу. Если не знать названия картины, то увидеть в этом заснеженном нидерландском пейзаже евангельский сюжет довольно трудно. Картина «Перепись в Вифлееме» также подробно рассказывает о мире нидерландских крестьян 16-го века: о детях, играющих на льду, о деревенской архитектуре, а согнувшийся под тяжестью плотницких инструментов Иосиф и Мария, укутанная плотным серым покрывалом, ничем не отличаются от людей, собравшихся на площади, и не сразу заметны.

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ МЛАДШИЙ (1564- 1638)
Нидерландская школа
Поклонение волхвов
Повторение картины Питера Брейгеля Старшего
Государственный Эрмитаж

Питер Брейгель Младший - сын великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (1525-1569), не обладая дарованием отца, часто варьировал его мотивы или же, напротив, с большой тщательностью повторял его картины.

Маленькая площадь маленького северного городка. Зима, пасмурное утро, идет снег. Люди заняты своими будничными делами: обрубают ветки деревьев, таскают воду из проруби, куда-то торопятся. Зрителю на первый взгляд не может прийти в голову, что здесь происходит какое-то важное событие. Только присутствие на площади мулов в драгоценных красных попонах, затканных золотом, заставляет его обратить внимание на толпу, осаждающую здание слева. Так изобразил библейскую сцену поклонения волхвов Питер Брейгель Старший.
В интерпретации Брейгеля волхвы в их роскошных одеждах почти не выделяются из многолюдной толпы, Мария и младенец превращаются в маленькие, еле заметные фигурки. Главное значение в картине приобретает повседневная жизнь: деятельная, суетливая, будничная, но необходимая, ни на минуту не останавливающаяся, связывающая в единое целое отдельного человека, общество и природу. Картины библейских событий Брейгель трактовал как сцены, которые он видел в действительности.

Младшенький Питер Брейгель оставил потомкам копию первой картины своего отца о поклонении волхвов. Эта копия находится в Эрмитаже. Если присмотреться к копии сына и сравнить ее с работой отца, то станут заметны мелкие различия, которые внесены в картину копиистом. Принципиального ничего в них нет, но сравнение любопытно.

Самый известный вариант "Поклонения волхвов" Питера Брейгеля Старшего совсем не похож на вариант в "зимнем пейзаже". Это совсем другая картина: другая композиция, другие краски, другой свет, другой смысловой фон. Это совсем другой, не традиционный Брейгель. Есть мнение, что этой работой Питер признался в любви к своей жене Майкен.

Менее известный вариант - "Поклонение волхвов в зимнем пейзаже", на мой взгляд, более классичен для манеры Брейгеля и может быть поставлена в один ряд с такими его работами как "Избиение младенцев" и "Перепись в Вифлееме". И она мне больше нравится.

В картине Брейгеля «Перепись в Вифлееме» использован евангельский рассказ о том, как согласно приказу Цезаря Августа на всей территории Римской империи была объявлена перепись населения, и Иосиф вместе с Марией направился в город Вифлеем. Изображение этого эпизода Брейгель , в свою родную страну. Религиозная сцена у него теряет доминирующий характер. Жизнь народа с его трудами и заботами становится основной темой произведения. Едва различимые в толпе людей, узнаваемая лишь по голубому плащу, становятся частью народной массы. Художник дает свою версию легенды. окажется переполненной, и святая чета будет ночевать в хлеву, где в студеную ночь родится Христос. Эта идея близости персонажей христианской легенды к народу была порождена эпохой революционной ситуации, которая назревала в Нидерландах, и распространившимся протестантским вероучением. Картина подписана Брейгелем и датирована 1566 годом.

«Падение Икара», одна из замечательных картин художника, пронизана глубоким философским содержанием. С высокой горы Брейгель открывает далекую перспективу гор, земли и широкой морской глади. Крестьянин пашет, разрезая плугом упругие слои земли. Пастух мечтательно глядит вверх, окруженный стадом. Прозрачный воздух, нежное голубое небо, зелень деревьев - все передает свежесть весеннего дня. доминирует над огромным пространством земли и в то же время составляет с ней единое целое. Сюжет же картины взят из греческой легенды об Икаре и Дедале. Дедал-легендарный скульптор-бежал из Афин на остров Крит. Тоскуя по родине, он сделал крылья себе и сыну Икару, чтобы достигнуть берегов Греции. Во время полета Икар слишком высоко поднялся к солнцу, и воск, скрепляющий крылья, растопился. Икар упал в море и погиб. Если внимательно приглядеться, то можно увидеть в правой части картины около корабля внизу всплеск воды и ногу тонущего . Однако это событие не отражается на общем настроении картины. Оно проходит незамеченным для тех, кто занят работой, живет в согласии с миром природы, следуя ее законам, ее ритмам.

В этом единстве с природой Брейгель видит смысл и основное условие человеческого существования. Безумное дерзание Икара обречено на гибель, так как оно противно законам мира, в то время как труд пахаря и его жизнь имеют крепкие извечные связи с природой и в этой прочной общности - залог незыблемости его счастья.

Брейгель был неповторим в своем искусстве, хотя ему подражали и многое копировали, особенно, как мы уже упоминали, его сын Питер Брейгель Младший. Другой его сын, Ян, получил прозвище Бархатный за нежную красоту почти эмалевой живописи. Ян родился за год до смерти отца, в 1568 году, и умер в 1625 году, работая уже в новую эпоху подъема искусства, рядом с Рубенсом, ближайшим другом которого он стал. Известны картины, созданные ими сообща. В музее хранится очаровательный натюрморт его кисти, датированный 1618 годом. В нем удивительно сочетание живой непосредственности композиции из разбросанных вещей с отточенной живописной характеристикой каждого предмета. Все здесь драгоценно: жемчужное колье, перстни, подвески, золотые монеты, ваза для фруктов великолепной чеканки, прелестный венок из красиво подобранных цветов, все свидетель* ствует о тонком художественном вкусе, об изумительном мастерстве человеческих рук. И, наконец, живопись Яна Брейгеля словно соперничает в совершенстве воспроизведения этих предметов с совершенством их формы, цвета и узора.

Любовь фламандцев XV века к вещам, предметам оживает в этой работе в совсем новом качестве. То, что было одним из средств раскрытия образного содержания картины, превратилось в самостоятельный объект изображения. Появление натюрморта связано с новым художественным мировоззрением, его стремлением к анализу действительности, к осмыслению частностей, которые тем не менее могут нести в себе элементы большого глубокого содержания, способны выражать через малое великое.




Top