Бронзовый и гостеприимный дворец александра андреевича безбородко. Бронзовый и гостеприимный дворец александра андреевича безбородко Особняк безбородко на почтамтской

Александр Андреевич Безбородко – необычный человек, который, обладая феноменальной памятью и выдающимися способностями дипломата, смог повысить свою значимость при дворе, сделав карьеру от обычного подателя прошений до назначения его канцлером Российской Империи. Еще до вступления в должность главы Почтового ведомства, в 1781 году Безбородко приобрел и объединил 2 участка с находившимися на них строениями. Над проектом перестройки двух зданий в одно работал Дж. Кваренги. До наших дней в сохранности дошли чертежи интерьеров и проект фасада (со стороны Почтамтской ул.). Особой отличительной чертой этого поместья было то, что тут же размещались картинные галереи – А. Безбородко часто пользовался любой возможностью, чтобы украсить свой дом редкими произведениями искусства.

История

Александр Андреевич Безбородко при императрице возглавлял Почтовый департамент. И судьба распорядилась так, что часть его дворца родственники сначала сдавали внаем (1809-1815 г), а в другой части проживали сами. До 1825 года дом передавался от одного родственника к другому, делился между ними, а после его решили продать. Сторговались о цене только к 1829 году, и дом благополучно отошел Почтовому департаменту за 350 тысяч рублей.

После продажи все интерьеры дома были переделаны и потеряны для истории. Остались только письма самого А. Безбородко, где он в подробностях описывает интерьеры, и записи Реймерса (автор сочинений о Санкт-Петербурге).

С 1924 года в здание переезжает Музей Народной Связи, а с 1935 года постройка охраняется государством и признается как памятник архитектуры.

Дворец сегодня

Сегодня бывший дворец канцлера Безбородко является Центральным музеем связи им. А. С. Попова, полная реконструкция которого была завершена в 2003 году (с 2001 года музей находится на государственном финансировании).

Залы первого этажа радуют гостей 2-мя атриумами, в одном из которых проводятся выставки, семинары и конференции, во втором действуют постоянные экспозиции («Мобильная связь», «Эволюция технологий», «Связь с внеземными цивилизациями» и др.).

Второй этаж порадует гостей Большим парадным залом и Залом временных выставок, Аванзалом, а также залами с экспонатами, которые посвящены истории и развитию всех видов связи, от телеграфной до космической, а также радио и телевидению. Посетив музей, гости узнают о том, что:

  • он на третьем месте среди всех музеев мира, имеющих научно-техническую направленность;
  • в нем хранятся первые экземпляры спутника связи "Луч-15" и радиоприемника А.С. Попова;
  • здесь расположен один из важных экспонатов – государственная коллекция знаков почтовой оплаты РФ, являющаяся бесценной для любого филателиста в мире.

Музей существует много лет и до сих пор радует своих посетителей инновационными «фишками». Здесь работает почтовое отделение, интернет-центр, научно-техническая библиотека. Есть возможность ознакомиться с экспонатами и даже поработать с ними. Например, на втором ярусе выставочного зала «Радиосвязь. Середина ХХ века» находится радиостанция, на которой в любой вторник с 14.00 до 17.00 проводятся сеансы радиосвязи с позывными.

Что посмотреть

Оплачивая разовое посещение без экскурсии, вы можете самостоятельно осмотреть различные залы с экспонатами, почитать информацию о них. Экскурсионные программы рассчитаны на большое количество человек и на разные возрастные категории. Для самых маленьких в музее проводятся интерактивные тематические занятия, а для школьников – тематические экскурсии.

Стоимость групповых экскурсий, на которые необходима предварительная запись, составит до 3500 рублей. Разовое посещение музея будет стоить 200 рублей для взрослого, 100 рублей льготные посетители (студенты, пенсионеры, школьники), дошкольникам вход бесплатный.

И взрослые, и дети могут поучаствовать в занимательном квесте «Связист». Сложность квеста разделена по возрастам. Стоимость участия: 5000 рублей для взрослых, для детей – 7000 рублей. Цена указана без учета входного билета в музей на каждого присутствующего.

Время работы музея: ежедневно с 10:30 до 18:00. Касса перестает работать за час до закрытия – в 17:00. Дворец не работает по воскресеньям и понедельникам (выходные дни), а также в последний четверг каждого месяца.

Как добраться:

Добраться до музея можно от ст. метро «Спасская», «Адмиралтейская» или «Садовая». Дворец расположен в исторической части города, в самом центре, вблизи Исаакиевского собора по адресу Почтамтский переулок, 4 (или Почтамтская улица, 7). Ближайшие остановки наземного транспорта: «Исаакиевская площадь» (автобусы № 10, 70, маршрутное такси № 252), «Почтамтский переулок» (троллейбусы № 5, 22), «ДК Связи» (автобусы № 3, 22, 27).

Строгановский дворец и дворец Безбородко

Блеснул, блеснул троякий свет,

Прогнал лучами мрачность ночи.

К святилищу преграды нет,

Питайтесь истиною, очи!

При свете тройственных лучей

Познайте чин природы всей.

Ф.П. Ключарев

Сумрачным февральским днем 1782 года граф Захар Григорьевич Чернышев давал торжественный обед в Петербургском Благородном собрании. Он прощался со столицей, так как получил назначение главнокомандующим в Москву. В конце обеда, когда подали кофий с ликером, граф вытащил из кармана свою знаменитую синюю эмалевую табакерку. Все неизменно поражались затейливости работы. На внутренней, позолоченной стороне крышки был выгравирован целый набор масонских символов: квадрат, молоток, алхимический глобус и компас. Чернышев охотно показывал табакерку окружающим, демонстрируя не только свою принадлежность к ордену, но и гордость по этому поводу. На просьбы истолковать значение масонских знаков Чернышев лишь усмехался и неизменно отвечал: «За сим в ложу ходить надобно». «А что, граф, в Москве также ложи посещать будете?» – спросил его кто-то. «Непременно! – ответил Чернышев. – Не только посещать, но и всячески помогать стану. Славного Новикова и доброго Гамалею поддержу всемерно». «А здесь, в Питере, кому из братьев прощальный визит отдадите? Строганову али Безбородке?» «Заеду и к тому, и к другому. Сначала в „Конкордию” к Строганову, потом в „Пламенеющую звезду” к Безбородке. Тут надо эквилибриум наблюдать».

Чернышев знал, о чем говорил: два блестящих екатерининских вельможи, президент Академии художеств граф Александр Сергеевич Строганов и канцлер граф Андрей Александрович Безбородко конкурировали между собой. Каждый старался превзойти другого роскошью дворца, пышностью обстановки, богатством коллекций и картинных галерей. Отношения между ложами, в которые они входили, тоже не были безоблачными. Тут в самом деле требовалось «наблюдать эквилибриум», то есть соблюдать равновесие. Захар Григорьевич, выдающийся полководец (он со своими войсками в 1760 году, в Семилетнюю войну, взял Берлин) и умелый дипломат, отлично это понимал. «Ну а нынче к кому поедете?» – не унимался собеседник. «Нынче? – граф закрыл табакерку и внимательно посмотрел на тонкий узор. – В Строгановский дворец на Мойке. Особая оказия сегодня: капитул Феникса заседает, избранные братия прибудут. Малую храмину нарядят, трактование поучительных интерьеров объявлено».

Малой храминой братья называли помещения, где проходили заседания масонских лож. Обычно такие заседания проходили во дворцах вельмож и сановников. Ложа «Конкордия», к которой принадлежал граф Чернышев, собиралась в Строгановском дворце, что на углу Мойки и Невского проспекта. Дворец делился на две половины: одна для балов, раутов и званых ужинов, которыми так славился дом графа, вторая же предназначалась только для братьев-масонов, туда никогда не допускали посторонних. Не могли попасть туда и дамы, даже самой госпоже графине ходу туда не было. В этой части дворца были библиотека, картинная галерея и минералогический кабинет, почитавшийся братьями масонским святилищем, откуда мистическим образом осуществлялась связь с Небесами. Этому кабинету было придано сходство с римским Пантеоном, храмом всех богов, построенным в античные времена императором Адрианом.

Не менее таинственным местом была специальная комната для ученых штудий братьев, известная своими «поучительными интерьерами». Шпалеры, которыми были обиты стены комнаты, выполняли роль учебных пособий, подобно росписям в церквях. Представим, что происходило в этой таинственной комнате в тот вечер, когда туда приехал Чернышев. Мужчины разного возраста из знатных дворянских семей в праздничных камзолах, в туфлях с золотыми пряжками и напудренных парадных париках чинно проходят в залу и рассаживаются. Брат-вития (оратор) возглашает: «Любезные братья, поблагодарив хозяина за щедрый обед, приступим же ныне к работам каменщическим. Взгляните на сию шпалеру, с великим искусством расписанную. Для профанов сие – лишь украшение и праздная роскошь, для нас же, посвященных, в сем сокрыто поучающее толкование».

Нижняя часть шпалеры символизирует рай: две обнаженные женщины прильнули к молодому красавцу, на голове у которого корзина, полная спелых плодов. Это античный рай – Элизиум, или Елисейские поля. Два скрещенных ключа и балдахин над ними – рай христианский. А красный цветок экзотического дерева – цветок граната – отсылает нас к раю иудейскому. Тут скрыта аллюзия на Песнь песней 4:13, когда жених зовет невесту предаться любви в гранатовом саду. В иудейской традиции, а также в Каббале гранатовый сад (на иврите – пардес римоним) – образ рая. Большинство людей полагают, что рай есть желанный конец жизненного пути. Но живописец, задумавший шпалеру, утверждает обратное: рай – лишь начало пути, а потому не стоит сокрушаться о его потере. Античный рай чувственных удовольствий, вечной молодости и телесных утех – то, к чему стремится большинство людей. Это инфантильное представление о предназначении человека, которое, согласно масонскому учению, следует преодолеть. Недаром философы называли античность «детством человечества».

Выше мы видим женщину, склонившуюся над расселиной, из которой вырываются клубы дыма. Это пифия – жрица в святилище Аполлона Дельфийского, которая вещала, надышавшись дурманящих испарений.

Дальнейший этап духовного взросления человечества – раннее христианство. Его символизирует следующее изображение: двое юношей, по-видимому монахи-аскеты, ибо на рисунке нет женщин, а между ними химера – воображаемое существо, составленное из частей различных животных. Химера – это персонаж мифологического бестиария, порождение человеческой фантазии.

Следующая ступень развития человечества – зарождение науки. В центре арки, украшенной скульптурами двух сфинксов, мы видим египетскую богиню Изиду, облаченную в длинное одеяние. Две женщины как бы раздвигают занавес – это жрицы Изиды. Древние египтяне считали, что девственная Изида символизирует тайны мироздания. На подоле ее платья вышита надпись: «Сего покрова никто из смертных да не совлечет». Лишь немногие избранные, посвятившие себя поиску Истины, могли рассчитывать заглянуть за завесу бытия.

Следующая картина – символическое изображение европейского Средневековья. Охотник несет на плече добытую дичь, глаза его опущены долу. Это символ человека, живущего сегодняшним днем, главная забота его – добывать себе пропитание. Он даже не помышляет о том, чтобы поднять глаза к небу. От мира горнего, высшего, населенного музами, покровительницами искусств и наук, он отделен тремя кольцами. Он даже не подозревает о существовании иного мира. А музам нет дела до его повседневных забот.

Эпоха, которая для Строганова и его друзей была современностью, воплощена на следующем рисунке шпалеры. Два единорога – символ чистоты действий и помыслов. Это мифическое животное описывалось в легендах как существо, неуловимое даже для самых быстрых собак, самых искусных охотников и самыми хитроумными ловушками. Но к непорочной, чистой деве он подходил сам и клал свою голову ей на колени. Выше – человек, преследующий кабана, – символ бесконечной и бесплодной погони людей за земными благами. Следует помнить, что кабан является воплощением целого ряда грехов: жадности, обжорства, глупости, злобы и похоти. То «новое время» являет собой резкий контраст с проявлениями самоотречения и аскетизма, с одной стороны, и полной разнузданности и потакания своим прихотям – с другой.

И наконец венчает ряд образов на шпалере картина обретенного рая. Два ангела встречают достойного переступить порог Царствия Небесного. Кто же удостоится войти туда? Заяц. Что неудивительно, если мы вспомним, что в мифологическом бестиарии это животное наделялось способностью к возвышенной любви, верности и целомудрию. Считалось, что заяц (мифологический, а не реальный) оскоплял себя, если получал отказ от своей возлюбленной. Речь идет о добровольном скопчестве, о котором сказано в Евангелии: «Не все вмещают слово сие, но кому дано; ибо есть скопцы, которые из чрева материнского родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Матф. 19:11–12). Идея добровольного и осознанного отказа от плотских излишеств была особенно актуальна в ту «галантную» эпоху.

В Строгановском дворце собирались представители знати. Во дворце Безбородко – иная публика. Александр Андреевич совмещал несколько должностей. Он заведовал иностранными делами, был обергофмейстером двора и возглавлял почтовое ведомство. Надо напомнить, что роль почтовой службы в те времена была куда более важной, чем в нынешние. Почта связывала воедино части громадной империи. Помимо доставки корреспонденции почтовые служащие использовались как курьеры по особым поручениям, соглядатаи, поставщики конфиденциальной информации. Через них правительство узнавало о слухах и толках в народе, об истинном положении дел в отдаленных областях, о настроении людей разных сословий.

Почтовое ведомство с самого своего зарождения в России было традиционно масонским учреждением. Братья верно служили, умело и быстро принимали решения, охотно внедряли всяческие технические и организационные новшества. Андрею Александровичу по должности приходилось принимать у себя дома в любое время гонцов и курьеров со всей империи и из-за границы. Это были люди разных званий и чинов, разных наций и народов. Граф Безбородко не разделял многих предрассудков своей эпохи. Он не забывал и не стыдился своего украинского происхождения, с братом Ильей говорил дома на «малороссийском наречии», издал книгу «Очерки малороссийской истории». Он без труда находил общий язык с простым народом, а для тех, кто попрекал его худородностью и незнатным происхождением, приберегал свое парадное одеяние – кафтан с бриллиантовыми пуговицами и туфли с бриллиантовыми пряжками. Увидев такое, умолкали самые злобные критики…

Для тех, кто не был посвящен и интересовался масонскими знаками в его жилище, он указывал на плафон, специально расписанный для подобных случаев (к сожалению, он не сохранился). На нем была изображена сцена состязания Феба с Марсием. Напомним ее содержание. Сатир Марсий хорошо играл на свирели.

Нимфы заслушивались его игрой, они говорили, что Марсий играет лучше всех на свете. Похвалы нимф вскружили голову сатиру, и он вызвал на музыкальное состязание самого бога искусств Феба (римляне называли его Аполлоном). Тот принял вызов. Арбитрами назначены были музы (между прочим, прямые подчиненные бога). В назначенный день козлоногий сатир появился перед судьями со своей жалкой пастушеской свирелью, а солнцеликий Феб предстал перед ними с золотой кифарой. Марсий играл первым, нимфы плакали, но музы остались равнодушны. Затем заиграл Феб, и музы восторженно ему аплодировали. Разумеется, победа была присуждена богу. Злобный Феб решил примерно наказать сатира, он содрал с него шкуру и повесил ее на дереве. Шкура бедняги Марсия издает под ветром жалобные звуки, напоминая всем, что бывает с теми, кто не рассчитывает свои силы…

В овальном зале дворца Безбородко собирались члены ложи «Пламенеющая звезда». Они славились ученостью и осведомленностью в тайных науках. Об этом свидетельствуют стоящие и поныне в зале круглые колонны, облицованные искусственным зеленым мрамором. На нескольких колоннах видны некие знаки. Посвященные и люди сведующие знают, что это надписи на древнееврейском языке. Три буквы – «алеф», «мем» и «тав» – это первая, средняя и последняя буквы ивритского алфавита. Вместе они образуют слово «эмет», что означает «правда, истина». На других колоннах написаны буквы «алеф», «тав» и «шин». Это религиозный манифест: от начала (алеф) до конца (тав) есть только Бог Всесильный (шин). Сравните со словами из Апокалипсиса (Откровение Иоанна Богослова 1:8): «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель». С буквы «шин» начинается одно из имен Бога, так в древнееврейском оригинале Библии и в Каббале назван Бог в той Его ипостаси, которая определяется словом «Шаддай» – Всесильный.

Конечно, прочесть и истолковать эти надписи могли не все, но тут дело не в количестве, а в качестве. Масоны никогда не гнались за увеличением числа своих приверженцев, предпочитая тщательнейший отбор и индивидуальный подход. Они при этом ссылались на евангельские слова, которые Иисус сказал своим ученикам: «Вы есть соль земли» (Матф. 5:13). Себя они считали именно солью земли, полагая, что принадлежат к единственной подлинной аристократии – аристократии духа. Это позволяло не очень родовитым братьям забыть о социальном происхождении и ощущать свое превосходство над самыми знатными вельможами. Кроме того, эти детали масонского учения были проникнуты таинственностью (как в случае с каббалистическими надписями), а это особенно нравилось российским братьям. Если тайна увлекает тебя, не пожалей усилий для ее разгадки – вот что хотел сказать граф Безбородко молодым братьям.

Александр Андреевич приехал в Петербург молодым человеком без имени и связей в обществе. Он не знал иностранных языков, не знал французского (какой ужас!) и даже по-русски говорил с явственным украинским акцентом. За несколько лет он выучил четыре европейских языка, стал образчиком стиля, первым дипломатом эпохи, «лучшим секретарем государыни», как характеризовала его княгиня Дашкова. Он приобрел обширные познания, огромное состояние, немалое влияние при дворе и в европейской политике. Всего этого он добился сам благодаря выдающимся способностям и беспримерному трудолюбию. Надпись на его фамильном гербе гласила: «Labore et Zelo» – «Трудом и усердием». Так он понимал главный смысл масонской деятельности – «работа над диким камнем» своей души, превращение его в «камень отшлифованный», достойный лечь краеугольным камнем в основание Храма Мудрости.

Из книги В поисках деревянного слона. Облики Парижа автора Бетаки Василий Павлович

Дворец Карнавале (Carnavalet) Это одно из самых совершенных зданий французского ренессанса. Тут располагается Музей истории Парижа. Название дворца - Карнавале - лишь изменённое на французский лад бретонское имя Керневеной. Так звали одного из владельцев особняка, позднее

Из книги Детский мир императорских резиденций. Быт монархов и их окружение автора Зимин Игорь Викторович

Зимний дворец В Зимнем дворце не было возможности устроить развлекательные комплексы для детей снаружи дворца, поскольку его окружали площади и плацы. А с учетом того, что в этой резиденции императорская семья жила с ноября по май, то для детей Николая I выделили две

Из книги Викторианский Лондон автора Пикард Лайза

Из книги Викторианский Лондон [С иллюстрациями] автора Пикард Лайза

Глава 18 Хрустальный дворец в Сиднеме Перенесение в Сиднем - подъездные пути - сооружение - цель просветить массы - Архитектурные дворы - алкоголь и работа по воскресеньям - обнаженные статуи - фонтаны Пакстона - вымершие животные - популярные развлечения - музыка

Из книги Все, что я знаю о Париже автора Агалакова Жанна Леонидовна

Елисейский дворец Тот, кто будет искать Елисейский дворец прямо на Елисейских полях, зря потеряет время. Резиденция президента Французской республики стоит в стороне, ее официальный адрес – улица Фобур Сен-Онорэ, 55 (55, rue Faubourg Saint-Honore) в 8-м округе. Но, даже дойдя до этого

Из книги Кое-что за Одессу автора Вассерман Анатолий Александрович

Воронцовский дворец Бульвар упирается во дворец, где жил генерал-губернатор Новороссийского края Михаил Семёнович Воронцов. После революции во дворце собрался первый Совет рабочих депутатов Одессы. Затем здание стало дворцом пионеров. После войны он получил имя Яши

Из книги Многоточие сборки автора Андреева Юлия

Королевский дворец Кафе напротив гостиницы «Моцарт», естественно, названо «Сальери». Через него можно пройти в скверик у театра – Пале Рояль. Скверик окружён зданиями, изначально созданными в качестве торговых: в первом этаже – лавки, во втором – склады и жильё

Из книги 100 знаменитых чудес света автора Ермановская Анна Эдуардовна

Дворец И все же дети – невероятно живучие существа. По крайней мере, ко мне это можно отнести в полном объеме. Вот вроде, с одной стороны, от боли на стенки лезла, без ингалятора дышать почти разучилась, но два раза в неделю во Дворец пионеров имени А. Жданова – при любой

Из книги Досье Сноудена. История самого разыскиваемого человека в мире автора Хардинг Люк

Дворец-лабиринт Однажды бог морских глубин Посейдон послал Миносу белого красавца-быка, чтобы тот принес его в жертву. Минос же нарушил обет, данный своему покровителю, и тогда рассерженный Посейдон околдовал жену Миноса Пасифаю, заставив ее влюбиться в злополучного

Из книги Книга чудес света автора Поло Марко

Вестминстерский дворец - парламентский дом Рядом с аббатством в Вестминстере Эдуард Исповедник построил и королевский дворец, до 1512 года служивший резиденцией английских королей, а затем - местом заседаний парламента.Это здание возникло в 1840–1860 годах на месте

Из книги Кокаиновые короли автора Гульотта Гай

Глава 4 «Дворец загадок» Агентство национальной безопасности, Форт-Мид, штат Мэриленд 2001–2010 годы Эти возможности в любое время могут обернуться против американского народа, и ни у одного американца не останется частной жизни, и это - возможность контролировать все что

Из книги Легенды таинственного Петербурга автора Асадова Наргиз

Глава LXXV. Здесь описывается город Чианду [Шанду] и чудный дворец великого хана От того города, что я вам называл выше, через три дня приходишь к городу Чианду. Его выстроил великий хан Кублай [Хубилай], что теперь царствует. В том городе приказал он выстроить из камня и

Из книги автора

Глава LXXXIV. Здесь описывается дворец великого хана Три месяца в году, декабрь, январь и февраль, великий хан живет в главном городе Катая Кабалут; там его большой дворец, и вот он каков: прежде всего, квадратная стена; каждая сторона миля в длину, а в округе, значит, четыре

Из книги автора

Глава LXXXV-А. Здесь описывается дворец сына и наследника великого хана Возле своего дворца великий хан приказал выстроить другой, совсем похожий на него, для сына, когда он будет царствовать и властвовать; поэтому-то второй дворец выстроен совершенно таким же, как и первый;

Из книги автора

23 ДВОРЕЦ ПРАВОСУДИЯ Однажды в августе 1985 года в кабинете члена Верховного суда Алфонсо Патиньо во Дворце правосудия в Боготе раздался телефонный звонок.- Мы требуем, чтобы вы объявили соглашение о выдаче преступников незаконным, - произнес чей–то голос.- Что–что? -

Из книги автора

Глава 2 Елагин и его дворец Ах, где найдешь веселье беззаботней, Чем на Елагином зеленом острову? Я. Княжнин В самом центре Петербурга, в сквере напротив Александринского театра высится величественный памятник Екатерине II. «Северная Семирамида» снисходительно

Фото - Mary, 2012.

Дворец А. А. Безбородко - Центральный музей связи им. А. С. Попова

Почтамтский пер., 4 - Почтамтская ул., 7

Пам. арх. (федер.)

Дом Курского Знаменского монастыря и

Дом А. Я. Топоркова

Дворец Безбородко русский классицизм

1780-1790-е - арх. Джакомо Кваренги - частично сохранены старые дома

Дом Почтового ведомства неоренессанс

1829 - арх. Глинка Василий Алексеевич, Кавос Альберт Катаринович - изменение интерьеров

1837 - арх. Кавос Альберт Катаринович - перестройка углового зала дворца

1870 - арх. Любимов Николай Андреевич - переделка фасадов и интерьеров

1870-е - арх. Кавос Цезарь Альбертович, арх. Любимов Николай Андреевич - перестройка ( . С. 149, 200)

Дворец канцлера Безбородко

Здание, которое сегодня занимает Центральный музей связи им. А. С. Попова (Почтамтская ул., 7), является памятником архитектуры последней четверти XVIII века. Оно было построено для видного государственного деятеля времен Екатерины II Александра Андреевича Безбородко (1747-1799).

В 1781 г. А. А. Безбородко, возглавлявший в числе др. учреждений и Почтовый департамент, приобрел 2 каменных дома близ Почтамта - подворье Курского Знаменского монастыря на углу Выгрузного пер. (пер. Подбельского) и смежный с ним дом "танцовальщика" Топоркова, построенный в 1756 г. Безбородко объединил дома и создал дворец, сравнительно скромный по внешнему облику, но великолепно отделанный внутри. При перестройке домов были сохранены их стены и частично внутренняя планировка. Чертежи домов утрачены, но ясное представление о них дает аксонометрический план Пб. 1760-х гг.

В 1829 г. здание приобретено Почтовым ведомством. В 1870-х гг. фасады дворца, решенные в формах русского классицизма, получили новую декоративную обработку в характере Ренессанса, значительно изменившую первоначальный облик. От старой композиции сохранились центральный портик из 4 гранитных колонн и размещение оконных проемов.

Церковь Двунадесяти апостолов при Министерстве почт и телеграфов.

После постройки Почтамта, директор почт граф А. А. Безбородко разрешил устроить в своем близлежащем особняке церковь для почтовых служащих, которая была освящена 26 февраля 1795 г. и разместилась на верхнем этаже дворцового флигеля. Здесь церковь пробыла три года, а потом была перенесена в дом. стоящий на другой стороне Почтамтской ул., заняв в нем выходивший во двор третий этаж. В 1813 г. образа для этой церкви написал А. И. Аванов.

После покупки в казну дворца Безбородко храм вернулся в него, но уже в бывший танцевальный зал с хорами, который арх. В. А. Глинка, не меняя общей отделки, приспособил для богослужений. Зал оформлен коринфскими колоннами искусственного мрамора с золочеными капителями, монохромными библейскими сценами. Потолок богато расписан. Храм был освящен 15 февраля 1830 г. Через пятнадцать лет при очередном ремонте иконостас в нем заменили на ампирный, в два яруса. Образа были написаны академиком П. М. Шамшиным, В. К. Сазоновым, П. Т. Бориспольцем. 30 нобря 1845 г. состоялось новое освящение после ремонта. В 1911 г. в церкви был проведен последний реставрационный ремонт. Живопись реставрировал А. А. Гуджиари.

Центральный музей связи им. А. С. Попова (1924)

Залы первого этажа.

Атриум 1. В зале проводяься выставки, конференции и другие мероприятия. Центральный экспонат - гражданский спутник связи "Луч-15".

Атриум 2. "Услуги современной связи". Темы экспозиций "Эволюция технологий", "Цифровые телефонные станции", "Технологии транспотных сетей и доступа", "Мобильная связь", "Космическая связь", "Связь с внеземными цивилизациями".

Сокровищница знаков почтовой оплаты. Представлены коллекции знаков почтовой оплаты России с 1743 по 1923 гг, почтовые марки, письма и почтовые карточки, подготовительные материалы к их изданию, включая рисунки известных художников.

Залы второго этажа.

1. Почтовая связь. В экспозиции представлены коллекции почтовых ящиков, почтовых принадлежностей XVIII -XIX вв., макеты почтового транспорта XVIII -XХ вв. форма и оружие почтовых служащих, средства автоматизации обработки почтовой корреспонденции.

2. Исторический зал. В центре исторического зала расположен макет "Почтовый квартал Санкт-Петербурга". В зале на большом видеоэкране демонстрируются исторические видеосюжеты, созданные на основе документальных материалов музея, а также фильмы о истории связи.

3. Физические основы электросвязи. Научно-позновательная экспозиция объясняет ключевые физические явления, применяемые в электросвязи. Их можно самостоятельно изучить с помощью интерактивных экспонатов. Коллекция подлинных лабораторных приборов соседствует с макетами и их интерактивными аналогами.

4. Телеграфная и телефонная связь. В экспозиции демонстрируются редкие и наиболее распространенные в России телеграфные и телефонные аппараты XVIII -XX вв., первые телефонные коммутаторы ручного обслуживания.

5. Радиосвязь. А. С. Попов. Экспозиция посвящена жизни и деятельности выдающегося русского физика и электротехника Александра Степановича Попова (1859-1906), изобретателя радиосвязи. ПРедставлены подлинные приборы, которые А. С. Попов использовал в своей научной деятельности.

6. Радиосвязь. Конец XIX в.. Экспозиция рассказывает о начале промышленного производства радиоаппаратуры в разных странах. В зале находится действующий макет первого в мире радиоприемника А. С. Попова.

7. Радиосвязь начала ХХ в. В зале представлена радиоаппаратура, выпускавшаяся российскими радиотехническими предприятиями, а также Нижегородской лабораторией. В отдельной витрине представлена эволюция радиоламп, внедрение которых в 1930-х гг. стало прорывом в радиоделе.

8. Радиосвязь. Середина ХХ в. В зале представлена радиоаппаратура, применявшаяся в народном хозяйстве, армии, авиации и на флоте в 1930 - 1970 гг. Действующая любительская радиостанция с позывными RK1A расположена на втором ярусе.

9. Мобильная связь. Экспозиция отражает основные этапы истории мобильной связи в России, начиная с 1960-х гг. В зале представлены элементы профессиональной системы подвижной связи "Алтай", пейджеры, мобильные телефоны 1990 - 2000 гг.

10. Радиовещание. В экспозиции представлены коллекции детекторных, ламповых и транзисторных радиоприемников, громкоговорители, приборы звукозаписи и звуковоспроизведения. Мультимедмйные устройства позвояют послушать архивные звукозаписи: как звучали грммофон и фонограф и радиопередачи.

Здание, которое сегодня занимает Центральный музей связи им. А.С. Попова, расположенное на Почтамтской улице под № 7, является памятником архитектуры последней четверти XVIII века.

Оно было построено по проекту известного архитектора Джакомо Кваренги для видного государственного деятеля времен Екатерины II Александра Андреевича Безбородко (1747-1799).

Благодаря феноменальной памяти и исключительным дипломатическим способностям, он сделал головокружительную карьеру от «подателя прошений» до канцлера Российской империи.

С 1784 г. - граф, с 1797 - светлейший князь и канцлер. С 1782 г. до последних дней своей жизни А.А. Безбородко возглавлял почтовое ведомство.

В 1781 г. А. Безбородко приобретает в Адмиралтейской части города два участка со строениями. Один из домов принадлежал Курскому Знаменскому монастырю, а второй дом - наследникам танцовщика Императорского двора Афанасия Яковлевича Топоркова.

Перестройка здания была поручена архитектору Джакомо Кваренги.

В 1783 г. строительство уже велось. Подтверждение этому находим у Н. Григоровича, в его монографии «Канцлер князь Безбородко», где, в частности, говорится, что в 1783 г. по мысли Н.А. Львова Безбородко заказал Левицкому для своего дома, который отстраивался, портрет императрицы.

Сохранился проект фасада со стороны Почтамтской улицы и чертежи интерьеров здания. Судя по этим документам, дом Топоркова был перестроен и увеличен в длину по улице на 2 оси (первоначально их было 11), дворовые флигели расширяются, соединяются с домом и застраиваются по всему периметру восточного двора. Главный дом увеличивается на один этаж, дворовые флигели - на два и все здание становится трехэтажным.

Второе здание после перестройки домов Топоркова и подворья имело 7 осей первоначального обьема и, будучи надстроенным на 1 этаж, сохранило основные членения бывшего дома подворья Курского монастыря.

Фасад углового дома был решен в одинаковых декоративных приемах с главным зданием и составлял с ним одну композицию, из чего можно предположить, что автором этого дома также является Кваренги.

Документы о перестройке зданий подворья Курского монастыря не обнаружены, но перестройка второй половины дома скорее всего проходила в 1790-е гг. Дело в том, что в 1792 г. Безбородко приобретает большое количество картин. В письме к графу С. Воронцову от 11 июля 1795г. он сообщает: «случай разорений французских благоприятствовал мне достать несколько отличных штук... словом с моим жарким старанием, с помощью приятелей и с пособием до 100 тысяч издержанных мною менее 3-х лет составил я хорошую коллекцию... от сего вышел другой расход, что я должен был построить большую картинную галерею.» Галерея разместилась в западном флигеле, выходившем лицевым фасадом в переулок.

Устройство галереи повлекло за собой другие переделки в здании. Были построены аванзал в северном флигеле, в западном, кроме галереи - танцевальный зал. Меняют облик парадные комнаты восточной половины дома: Парадная спальня, Красная гостиная, (бывший кабинет), Голубая гостиная, обыкновенная спальня.

В письме к Николаю Львову из СПб от 9 февраля 1798 г. Безбородко пишет: «В здешнем моем доме вы найдете много нового, например, бывшая спальня обита по теперешней моде красным бархатом и в нише имеет бюст императорский, а на двух сторонах двери, два их величества портреты.

Голубая гостиная с портретом покойной государыни превратилась в голубую бархатную, к портрету ее сделана новая великолепная рама, а на столе стоит пьедестал с медалями ее царствования, и... держит на себе чашу по вашему рисунку составленную славным Бунцелем. Спальня превосходная, вмещающая 16 Вернетов (Имеются в виду картины французского художника XVIII в. Клода Верне).

Завершающим аккордом в истории строительства стало возведение Большого Парадного зала, которое относится к 1797-1799 гг.

Известно, что в октябре 1797 г. Безбородко покупает у Томилова по двум купчим участок, одна из которых датируется 5 октября, другая - 8 октября. Конечно же, покупка связана с целью расширения строительства дворца, но если это так, то строительство Большого Парадного зала начинается не ранее октября 1797 г. В письме к А. Львову в феврале 1798 г., где он описывает перемены, произошедшие в доме, хозяин ничего не сообщает о строительстве Парадного зала.

Купчая на продажу дома графа Г.Г. Кушелева
Почтовому департаменту от 6 февраля 1829 г.

Дворец поражал посетителей своим великолепием. Вот как описывает в 1803 г. свои впечатления о дворце, его хозяине и его сокровищах Г.С. Реймерс - автор сочинений о Санкт-Петербурге - в книге «Санкт-Петербург в конце своего первого столетия»: «Этот дом с четырьмя стоящими у входа колоннами из полированного гранита с бронзовыми базами и капителями и мраморным балконом над ними с бронзовыми перилами, предстающий перед нашим взором, задней стороной выходит на Б. Исаакиевскую улицу. Он принадлежал умершему в 1799 г. выдающемуся государственному канцлеру А.А. Безбородко. При громадных средствах, имея возможность приобретать все, что представляет нового, почти ежедневно для богатых людей никогда не исчезающая роскошь, покойный князь обладал большим вкусом и имел склонность представлять с подобающей важностью сильного и знаменитого вельможу, соответствующего своему положению, которое он занимал в России. Дом его служил тому явным доказательством. Чем больше приобретал он силы и значения по службе, чем больше, вследствие подарков от государей увеличивались его доходы, тем больше увеличивал и украшал он свое жилище».

И далее он продолжает: «По свойству построек видно, как возникали один салон за другим, одна галерея за другою. Особенно красивы столовая и танцевальный зал и просто великолепен Большой Парадный зал, с колоннами под мрамор, превосходно исполненный по проекту архитектора Кваренги. По обоим узким концам этого зала стоят две большие мраморные, изготовленные в Риме вазы с барельефными фигурами выдающейся работы. По обеим длинным сторонам находятся возвышающиеся почти до потолка две значительные этажерки, которые сверху донизу заполнены японским и китайским фарфором. Дворец Безбородко также выглядит удивительным благодаря множеству богато украшенной мебели, которая раньше блистала в королевской Франции и тамошних первых дворцах до революции и до ужасных времен, последовавших за нею, которую (мебель) князь приобрел за большую сумму. Так здесь можно увидеть мебель и комнатные украшения, бюро, жирандоли, бронзовые фигуры для украшения столов, урны, шелковые тамбурные занавески и шелковые чехлы для кресел, которые прежде находились в Кабинете Малого Трианона несчастной Марии Антуанетты, это прекрасная мебель и люстры из горного хрусталя из Пале Рояля герцога Орлеанского в Париже, богатые и очень редкие, отделанные инкрустацией из черепахи и желтой медью бюро Шарля Буле, прекрасные бронзовые статуи Гудона и вместе с ними выделяющиеся необычными размерами, сделанные в Севре под Парижем вазы из голубого фарфора с прекрасной отделкой из бронзы и белого бисквита...»

Со времени покупки дома Александр Андреевич пользовался всяким удобным случаем, чтобы приобрести какое-нибудь редкое произведение искусства. Академия художеств 14 мая 1794 г. оценила деятельность Безбородко как поощрителя искусств избранием его в «почетные художеств любители за любовь и почтение к достохвальным художествам», как сказано в «пергаментной грамоте», полученной им на это звание от Академии.

В 1799 г. Александр Безбородко умирает. У дома появляется новый хозяин, младший брат Александра Андреевича Илья Андреевич Безбородко, к этому времени, граф, сенатор, член Госсовета. Его семья состояла из трех детей - сына Андрея и двух дочерей: Любови и Клеопатры. Сын Андрей умрет в юношеском возрасте. Старшая дочь Любовь выйдет замуж за графа Григория Кушелева, который был вице-президентом адмиралтейств-коллегии. У Кушелевых было два сына: Григорий Григорьевич, впоследствии директор артиллерийского департамента военного Канцлер министерства, и Александр Григорьевич, получивший в 1816 г. разрешение присоединить к своей фамилии фамилию своего знаменитого деда по матери Александра Безбородко (впоследствии он стал государственным контролером).

Сын его, Григорий Александрович, основал журнал «Русское слово» и «Шахматный листок», написал «Очерки и рассказы» (СПб, 1857 г., под псевдонимом Грицько Григоренко).

Младшая дочь Ильи Андреевича Клеопатра вышла замуж за князя Лобанова-Ростовского.

В Записках князя А.В. Кочубея говорится о том, что в 1809 г. дом графа Безбородко «особенно оживился... с того времени в доме графа стали давать балы в огромном зеркальном зале, смежном с красною гостиною «Мария Антуанет». Это было связано с выходом в свет младшей дочери графа Клеопатры.

Часть дома уже с 1809 г. сдается внаем. В нем жили министры А.Б. Куракин, Шишков, О.П. Козодавлев, А.Н. Голицын.

3 июня 1815 г. умер Илья Андреевич Безбородко, особняк перешел к его вдове Анне Ивановне Безбородко, в девичестве Ширяевой.

После смерти Анны Ивановны, последовавшей 27 июля 1824 г., дом по наследству и по «полюбовному разделу» между полковницей княгиней Клеопатрой Ильиничной Лобановой-Ростовской, (в девичестве Безбородко), и сыновьями старшей дочери Ильи Андреевича Безбородко Любови Ильиничны Кушелевой - графом Александром Григорьевичем и графом Григорием Григорьевичем Кушелевыми - достался последнему.

В 1825г. наследники пожелали продать его Почтовому департаменту за 400 тысяч рублей. Когда главноначальствующий над почтовым департаментом Александр Николаевич Голицын доложил об этом императору Александру I, тот велел «торговать» дом, но « сторговались» только в 1829 г. за 350 тысяч рублей.

В связи с покупкой здания Почтовым департаментом в 1829 г. была изменена отделка всех интерьеров, на устроение дома в 1829 г. было потрачено 81034 руб. 32 коп. Основные перестройки здания проводились архитекторами Василием Глинкой и Альбертом Кавосом в 1837 г., что было связано с приспособлением Парадного зала под церковь. По проекту А. Кавоса были также перестроены Угловой зал между аванзалом и Бывшей картинной галереей, и на этом месте устроена лестница.

В 1845 г. были произведены новые переделки в церковном зале, что связано с 50-летием основания церкви, автором которой был архитектор Таманский.

На 1870 г. пришлись дальнейшие переделки фасадов и интерьеров здания по проекту архитектора Н. Любимова. С тех пор до конца двадцатого века отделка фасадов оставалась практически без изменений.

Начиная с 1829 г. здание принадлежало ведомству связи, после переезда в 1918 г. Наркомпочтеля в Москву освободившиеся помещения были переданы вновь образованному Главному управлению Северо-Западного округа.

Церковь Двенадцати апостолов оставалась на своем прежнем месте и продолжала действовать до декабря 1922 г.

А 20 октября 1924 г. в Красной газете появилось объявление: «С сего числа Музей Народной Связи приступил к подготовительным работам по перевозке Музея в новое помещение в дом 7 по улице Союза Связи (б. Почтамтская).»

С 1935 г. дворец как памятник архитектуры находится под охраной государства.

В 1938 г. поднимался вопрос о капитальном ремонте здания, но помешала Великая отечественная война. Во время войны дворец сильно пострадал от артобстрелов, но был довольно быстро отремонтирован, уже в 1950 г. часть экспозиции была открыта для посетителей. Бывший Церковный зал (ранее Большой Парадный) стал Советским.

В 1974 г. здание было закрыто на капитальный ремонт по аварийному состоянию.

Пережив за эти почти 80 лет обитания во дворце Великого канцлера периоды спадов и подъемов, Центральный музей связи им. А.С. Попова объявляет о завершении капитального ремонта дворца и приглашает посетителей на открытие новой экспозиции.

Дворец канцлера Александра Андреевича Безбородко, который еще называют бронзовым располагается на Почтамтской улице. Видный государственный деятель приобрел в 1781 в Адмиралтейской части города году два смежных дома.


Один дом был собственностью Курского Знаменского монастыря, второе строение принадлежало наследнику танцовщика Императорского двора Афанасия Топоркова. Соединив их он и построил огромный особняк, украшенный гранитными колоннами и вазами из бронзы у главного входа.

Фасад примечателен мраморным балконом с бронзовыми перилами. Бронза и дала название дворцу. Сам Александр Безбородко, был высокопоставленным государственным деятелем при дворе Екатерины II.

Обладая необыкновенной памятью и дипломатическим талантам он поднялся до канцлера Российской империи. До самого конца своей жизни он являлся бессменным главой почтового ведомства.


После кончины в 1799 году дворец переходит по наследству к его младшему брату Илье Андреевичу Безбородко, но с 1809 года родовое гнездо начали сдавать внаем. Его снимали известные в то время министры: А.Н. Голицын, А.Б. Куракин, А.С. Шишков. После смерти Ильи Андреевича, владеть особняком стала его супруга Анна Ивановна. После ее кончины, особняк переходил от родственника к родственнику Безбородко, пока он не достался по взаимному согласию Кушелеву Григорию Григорьевичу, который приходился внуком Александру Андреевичу.

Как дворец Кушелева стал Музеем связи?

В 1825 году дворец было решено продан Почтовому Департаменту. Сначала наследники пытались выручить за него 400 тысяч рублей. Торговаться пришлось в течении четырех лет. И дом был продан в итоге за 350 тысяч.

Департаментом решено было почти полностью переделать все интерьеры, на эти цели было потрачено еще крупная сумма. Основными переделками здания занялись архитекторы Василий Глинка и Альберт Кавосов.

В 1837 году значительные изменения коснулись Углового зала, который был расположен между картинной галереей и аванзалом. Он был заменен на лестницу.

Последующие переделки продолжались вплоть до 1870 года. В основном они коснулись интерьеров и фасада. Ими занимался известный архитектор Н. Любимов. В ХХ веке наружная часть оставалась неизменной.


В 1924 году Музей народной связи расположился в доме на Почтамтской дом 4, а в 1935 дворец был признан памятником архитектуры и переведен под охрану государства. Музей нуждался в ремонте, и вопрос перед войной не раз об этом поднимался. Но этим планам помешало нападение на СССР гитлеровской Германией. Дворец сильно пострадал от артобстрелов, но выстоял, и 1950 году был частично восстановлен и был готов принять первых посетителей.

Архитектура и внутренне убранство

Согласно историческим документам строительство дворца велось уже в 1783 году полным ходом. Многие чертежи сохранились и до наших дней. Дом танцовщика Топоркова был значительно увеличен в длину.

Дворовые флигели присоединили к основному зданию. Дворец получил еще один этаж, и таким образом стал трехэтажным. Дом принадлежавший монастырю сохранил все принадлежавшие ему членения, даже будучи надстроенным.


Документов свидетельствующих о времени перестройки не найдено, но скорее всего это были 1790-е года, так именно в это время Александр Андреевич Приобретает большое количество картин прославленных художников. Картинная галерея расположилась в западном флигеле, фасад которого выходил в переулок.

За галереей последовало строительство аванзала и танцевального зала. Все парадные комнаты находились в восточной части дворца. Спальни Парадная и обыкновенная, Красная и Голубая гостиная. Интерьеры были отделаны по последнему слову моды ХVII века, оббиты бархатом красным и голубым, в нишах установлены императорские бюсты, картины царствующих особ расположили на дверях.

Строительство Парадного или основного зала венчала эту грандиозную перестройку. Согласно документов его устроение продолжалось с 1797 по 1799. Дворец поражал своей роскошью.

Парадный зал, который строился по проекту архитектора Кваренги был украшен колоннами под мрамор. Наполнен дорогими вещами из фарфора: японскими и китайским вазами.


Необыкновенно роскошная мебель, которая принадлежала французским монархом, современники свидетельствуют, что она была приобретена за «большие суммы».

Французская революция позволила Безбородко стать новым владельцами шелковых занавесок, чехлов на кресла, бронзовых скульптур, люстр из горного хрусталя, комнатных украшений и жирандолей, которые раньше украшали комнаты несчастной Марии Антуанетты.

Александр Андреевич интересовался искусством и не упускал возможности приобретать интересные вещицы.

Дворец Безбородко: концертный зал

Дворец Безбородко в наши дни многофункционален. В нем располагается постоянная экспозиция, где можно посмотреть исторические интерьеры, предметы искусства и живописи. Концертный зал с радостью принимает как взрослых, так и маленьких ценителей – театралов. Концерты и спектакли там можно посмотреть круглогодично.

Дворец графа Безбородко: ресторан

Ресторан, расположившийся в этом здании уже давно себя зарекомендовал, как популярное место отдыха с хорошей спокойной атмосферой и вкусной кухней. Празднование любого события, дня рожденья, свадьбы в этом месте наполненного исторической атмосферой великолепия и роскоши конца ХVII века, оставит яркие впечатления и воспоминания.

Дворец Канцлера Безбородко и новогодняя елка

Дворцы – это всегда балы, блеск дорогих нарядов и шумная праздничная атмосфера. Этот памятник архитектуры просто создан для торжеств. Новогодние елки уже не первый год он приглашает на новогодние праздники. И взрослые, и дети встречая Новый год в стенах старинного дворянского дома времен Екатерины II, получают незабываемые впечатления проникнувшись атмосферой ХVII века.


Дворец в наши дни

В 1974 году дворец все-таки закрыли на капитальный ремонт. Реставраторы постарались сохранить все основные капитальные стены, восстановить фрески и интерьеры. На площадях особняка А.А. Безбородко находится современный технический музей Попова, кроме этого постоянно присутствуют разные экспозиции, в концертном зале с прекрасной акустикой проводятся концерты и спектакли.


Адрес и как добраться

Дворец Безбородко в Санкт-Петербурге расположен по адресу ул. Почтамтская дом 4.




Top