Буддийская живопись. Китайская живопись чань буддизма

Живопись


Считается, что первые изображения Будды были созданы еще при его жизни. Учение Будды Шарипутра составил канон "Общие принципы изображения будд".
Все изображения по сюжету делятся на несколько видов: изображения просветленных учителей, сцены из жизни Будды Шакьямуни и изображения будд, http://йидам " >йидамов , http://защитники учения" >защитников - различных аспектов ума в той или иной форме. Этот третий вид сюжетов отображает определенные качества ума, символически представленные на картине в виде множества форм и атрибутов. Эта символика воспринимается на глубоком уровне сознания, и практикующий, отождествяясь с той или иной формой, сознательно и бессознательно перенимает качества, которые она олицетворяет. Именно поэтому так важно соблюдение канонов в написании живописных полотен. Художник может выбирать манеру и традиции живописи на свое усмотрение, может по желанию изменять фон, делать его более современным или более классическим - но цыета и символика основной фигуры остаются неизменными.
Когда практикующий получал от своего http://Лама " >Ламы практику, он заказывал художнику изображение аспекта, на который ему предстояло медитировать. Такие изображения могли создаваться в течение полугода или года и стоили больших денег, поэтому чаще всего заказчик предлагал художнику поселиться в его доме, кормил и содержал его все время, пока писалась картина.
В тибетском искусстве живопись занимает особое место. Мастера тибетского искусства на протяжении веков совершенствовали свои художественные приемы, добиваясь их высокой эстетической значимости.
В качестве основы для живописи, традиционно использовалась хлопчатобумажная ткань, которая грунтовалась специальной смесью клея и мела, а затем полировалась. Художник добивался, чтобы поверхность была гладкой, прочной, эластичной и хорошо удерживала красочный слой. Что было особенно важно, т.к. живописные полотна (тханки) должны были быть достаточно гибкими, чтобы их можно было сворачивать и брать с собой, как делали странствующие монахи. Художники использовали для написания тханок краски, в состав которых входили минеральные и органические вещества. Также в состав красок для написания особо важных тханок иногда добавлялись частицы земли и воды, собранные в святых местах, размельченное золото, драгоценные камни. В работе над живописным произведением художники использовали описания персонажей буддийского пантеона, содержащиеся в тантрических текстах, таких как Калачакра Тантра, Самварадая Тантра, Кришнаямари Тантра и другие, а также в комментариях к ним. Кроме этого, художники использовали графические сетки и прорисовки. Канон определял не только сюжет тханки, его композицию и цветовую гамму, но и весь процесс творчества. При этом традиционная формула канона не довлела над сознанием художника. Каждый раз, создавая новое произведение, мастер мог передавать свое внутреннее видение образа, свое понимание гармонии и красоты. В зависимости от принадлежности к той или иной художественной традиции для украшения изображения, художник мог либо использовать замысловатые орнаменты и глубокие насыщенные тона, либо прозрачные тона и приближенные к реальным пейзажи.



Карма Гадри

Художественная традиция "карма гадри" как раз и отличалась прекрасными пейзажами, похожими на пейзажи китайских акварелей, специальной точечной техникой нанесения красочного слоя при рисовании неба и воды, что позволяло достичь необыкновенной глубины и объемности изображения. Традиция «карма гадри» была основана Восьмым Кармапой Микье Дордже (1507-1554). Он был великолепным художником и скульптором, а также написал много работ по иконометрии. "Гадри" с тибетского переводится как, "га" - путешествие с места на место, "дри" - рисование. Данная традиция была характерна для Восточного Тибета. Художники этой школы путешествовали из монастыря в монастырь и рисовали тханки, отсюда такое название.











Учителя традиции "карма гадри"

До последнего времени держателем линии "карма гадри" был Гега Лама. Он был тибетцем и в последние годы жизни жил в Катманду. Гега Лама много путешествовал, особенно по Сиккиму, был в Бельгии. Он был выдающимся художником и его творчество очень ценил Шестнадцатый Кармапа Рангджунг Ригпей Дордже. Гега Лама оставил обширные труды по тибетской иконографии и иллюстрировал их прекрасными графическими изображениями и сетками. У него было много учеников, в том числе и на Западе. Одной из своих учениц из Голландии - Марианне Вандерхорст, он поручил учить тханкописи в западных странах. Когда Марианну впервые пригласили в Россию, она сообщила об этом Гега Ламе, и он сказал "если в России найдется хоть один ученик, езжай и учи". И теперь Марианна приезжает почти каждый год. На ее ритритах начинающие могут освоить основные приемы рисования, научиться строить специальные графики и готовить прорисовки. Марианна дает очень интересные лекции по истории тибетской живописи, иконографическим канонам, рассказывает о буддийской символике. И главное, под руководством этой чудесной и доброй учительницы начинающий художник сможет создать свое первое изображение Будды. Для того чтобы начать рисовать тханки не обязательно быть профессиональным художником, главное иметь желание научиться и верить в свои силы. Как говорит Марианна: "Мы постепенно учимся точно строить сетки и так мы строим собственные возможности. Это великолепный метод научиться концентрироваться и вложить все свои действия в один творческий акт. Постепенно мы учимся и находим свой стиль, свою музыку линий". Продолжающие обучение, под руководством Марианны смогут нарисовать новые эскизы, подобрать подходящую цветовую палитру для новой тханки, получить советы по созданию композиции, правильной подготовке холста и ответы на трудные вопросы.

Буддийская живопись связана непосредственно с Буддой и его учением, есть мнение, что первые изображения Будды были созданы еще при его жизни. Ранние изображения Будды сохранились лишь в виде скульптур из камня.

Зарождение живописи в Буддизме на холсте, то, что называют танка, в полной мере проявилось в Тибете примерно в тот же период, когда туда пришел Буддизм в седьмом веке.

Некоторые уникальные экземпляры тибетской живописи в хорошем состоянии можно увидеть сегодня в музеях Мира, в частности в Лондоне и Нью-Йорке. Купить старинные антикварные экземпляры живописи из Тибета или Непала восемнадцатого, девятнадцатого веков еще можно, но более старых практически нет.

В тибетском Буддизме живопись занимает одно из важнейших мест, примерно такое же, как иконопись в Православном Христианстве. Буддийская живопись изображает не только Будд, Бодхисаттв, Дхармапал, Лам и Йогинов.

Вот некоторые типы тибетских изображений:

В каждом регионе центральной Азии, где в основном распространена буддийская живопись, есть свои особенности, свой стиль, несмотря на общий канон. Например, в Монголии изображения имеют совой национальный колорит, деталям там место мало, напротив в Тибете мастера уделяют большое внимание деталям. Тибетская живопись более контрастна, в отличие от непальской, где часто преобладают пастельные тона.

Китайская живопись чань буддизма

Чань буддизм появился в Китае в 6 веке н.э. Основателем школы Чань буддизма по преданию считается Бодхидхарма, прославленный индийский буддист, ставший первым патриархом Чань буддизма в Китае. Его принял император Ву-адепт буддизма прославившийся строительством монастырей, переводами буддийских писаний обращением множества мужчин и женщин в монахи. В сунское время появляются художники — чань буддисты. Их творчество так же глубоко связано с изображением природы и человека в ней.

Возникает живопись, которую создают художники чань, и которую можно назвать » Живопись чань».

Восемь благородных монахов. (фрагмент)


Художники придерживались стиля Се-и, который характеризуется простыми и широкими штрихами, в ней ценится символический и чувственный образ, полет фантазии, несмотря на кажущуюся небрежность
(вторая половина 12 века-начало 13 века) чань буддийский монах.
Лян Кай один из классиков «лапидарной кисти».
Он видел в искусстве способ запечатлеть и уловить то, что наиболее неповторимо в своей свободе и открывается мысленному взору в момент просветления. Чань буддизм искал путь к истине через созерцание, способствующее духовному прозрению, когда человек сливается с окружающим миром. Усилием духа постигает он свое единение с миром.


Пейзажи чань буддистов обычно написаны одной тушью в свободной манере, когда всем формам присуща некая неуловимость, но намек и недосказанность чаньских мастеров способствует их обостренной эмоциональности. В максимально концентрированном виде живописцы доносят свое ощущение в дерзновенно обобщенной форме, смело и свободно выраженной».

На примере картины Лян Кая «Поэт, прогуливающийся по болотистому берегу» мы видим истинную картину Чань, отражающюю чань -убежденность в том, что глубокое понимание возникло спонтанно, как будто пришло только что из космоса. «Пустота» присутствует в открытом космосе, в реке и в средней части горы. Спонтанность проявляется в методе выполнения мазков Лян Каем. Это спонтанность работы мастера повышает эмоциональность картины. «Необузданность» мазков усилена прозрачностью форм земли. Если бы все было четко определено в картине, не было бы взволнованности и озаренности, которая ее пронизывает. Этот пейзаж отражает ум художника в момент вдохновения.



Так же Му Ци писал пейзажи.

Обезьяна с детенышем. Му Ци

Ся Гуй (1195-1224) — китайский художник-пейзажист династии Сун. Для его стиля характерна композиция, в которой лишь небольшая часть пейзажа видна, тогда как все остальное скрыто в тумане. В дополнение к его инновации в композиции, его мазки были богаты и разнообразны. Сохранилось немного его работ. Однако, он считается одним из величайших художников Китая.

Эта работа «Вид на Водопад» (观瀑 图) изображает угол горы Кси. Три путешественники сидят в павильоне и обсуждают водопад на вогнутой части горы справа от них. Облако и туман скрывает основную часть горы, только линия горной вершины открывается. Перед Павильоном сосны, небольшая лодка с тентом причалена к берегу. Видимый на половину берег реки и кусты слева от павильона особенно ярки. Они не только расширяют пространство работы, но и соответствует вершине холма выше. Пейзаж я вызывает особое ощущение цельности и духовной свободы.

Жилище рыбака после дождя

Ся Гуй. Жилище рыбака после дождя

Ся Гуй Далекий вид
В эпоху Юань Чань философия стала популярной среди образованных китайцев. Чань картина — наглядное пособие для медитации — изображала пейзажи, растения, или святых Чань. Литераторы возродили старую идею — живопись, как бессловесный стих и стихи, как живопись без образов.


Из-за бледных тонов, принятых этими художниками в их попытке изобразить несущественность всех вещей, их стиль стал известен как «Призрачная живопись». Это видно на примере картины Цянь Сюаня, в болезненно лирическом произведении которого цветовая палитра предназначена для того, чтобы вызвать печаль.

Приверженцем чань-буддизма был художник и теоретик живописи Дун Цичан (1555-1636); он верил в переселение душ, полагая, что в каждом художнике, несмотря на кажущуюся самостоятельность, живет дух какого-либо художника из прошлого. Впрочем, так же считали и Ми Фэй и Чжао Мэнфу. Прославившая его эстетическая теория, изложенная в трактате «Суть живописи», тоже была выстроена в тесной связи с чань. Дун Цичан ставит в ней «живопись учёных» вэньжэньхуа, ведущую своё начало от Ван Вэя, выше академической придворной живописи. Он рассматривает «живопись учёных» как одну из буддийских духовных практик, способ тренинга, способствующий гармонизации личности и долголетию.

В послесунский период Южная школа расширялась, находя всё новых сторонников, тогда как Северная школа постепенно приходила в упадок. Южная школа достигла зенита к концу Минской династии, когда, стремясь избежать политических конфликтов при дворе, многие учёные предпочитали не службу, а затворничество, находя в чань необходимый душевный комфорт. Под влиянием этих событий, Дун Цичан, Мо Шилун и Чэнь Цзижу использовали теорию и постулаты чань для изучения исторического развития художественных стилей. Стремясь связать воедино духовную историю чань и историю живописи, Дун Цичан сделал вывод, что они развивались параллельно и из одной точки отсчёта — времён династии Тан (618-907 гг.).

Тенистые жилища среди гор и потоков. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Пейзаж написан по мотивам произведения художника X века Дун Юаня» width=»288″ height=»598″ /> Дун Цичан. Тенистые жилища среди гор и потоков. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Пейзаж написан по мотивам произведения художника X века Дун Юаня

Всё буддистское искусство связано с учением Будды. В живописи данное учение тоже нашло своё отражение. Ярким примером развития буддийского изобразительного искусства стала тибетская живопись.

Живопись Тибета

Данная художественная традиция возникла в областях, расположенных на территории Тибета, где распространялся буддизм ваджраяны. Это Китай, Монголия, Бурятия, Бутан, северная Индия и древние княжества центральной Азии.

Для тибетской живописи было характерно использование общих идей в сочетании с местными особенностями. К примеру, китайская разновидность называется сино-тибетским стилем.

Тибетские живописные традиции отличаются разнообразием и многочисленностью стилей, хотя носят религиозный характер буддизма. Живописные полотна в основном находились в монастырях. Это были росписи стен помещений для уединения, медитации, молебнов. Здесь же располагались иконы – танка.

Другой возможностью проявить свои способности для тибетских художников было оформление книг. Живописцы создавали рисунки на деревянных обложках, иллюстрировали тексты художественными миниатюрами.

Монастырские стены расписывались клеевыми красками по сухой штукатурке, которая состояла из глины, измельчённой соломы и навоза. Весь материал накладывался в несколько слоёв. Слои уменьшались по толщине от первого к последнему. Затем мастер наносил цветное изображение. Позднее в рисунок стали вводить позолоту.

Танка

Иконы – танка представляли собой холст из хлопка, льна, конопляника (шёлк был только в Китае), на который наносилась определённая религиозная композиция. Исследователи предполагают, что танка создавалась для удобства совершать религиозные обряды часто передвигающимся кочевникам.

Иногда танка состояла из нескольких кусков материи с тщательно затёртыми швами. Это зависело он площади рисунка. Затем ткань грунтовали смесью светлой глины и животного клея. Чтобы создать чёрный или красный грунт, добавляли сажу или киноварь. Потом наносился контур изображения в соответствии с иконометрией. Конечной работой было раскрашивание танки.

В более позднее время живописцы придумали способы копирования основных сюжетов и рисунков для иконы, обзавелись трафаретами. Причём сами трафареты строго сохранялись, и чтобы стать их обладателем, нужно было вести долгие переговоры на уровне государственной власти. Во времена военных действий это был чуть ли не самый важный трофей.

  • Китай:
  • Тибет: , .
  • Индия: письменность Сиддхам, ()
  • Вьетнам:
  • Буддизм: живопись ,
  • Путешествия: , Вьетнам, Тайланд, Индия
  • Статьи:
  • Буддийская живопись:
  • Предисловие
  • Иконометрия
  • Будда
  • Абсолютные Будды
  • Идамы
  • Бодхисаттвы
  • Женские божества
  • Цзонхава

    Едва ли будет преувеличением утверждать, что в тибетском и центральноазиатском буддизме иконография играет роль более значимую, чем в любой другой религии. Здесь она не просто служит объектом духовного поклонения и иллюстрацией (а для неграмотных людей - заменой) священных текстов, но гораздо более важно то, что в ней воплощается вся символика буддизма, все без исключения его философские понятия, и это делает тибетскую картину объектом не религиозного поклонения, но йогической медитации. Поэтому на тибетском иконописце-лариве ответственности больше, чем на любом другом религиозном художнике; ларива создает не образы богов, а воплощение абсолютных понятий, тончайших энергий; изображения, которые становятся проводниками сил высшей реальности. Поэтому великий Цзонхава в своем трактате «Зерцало, ясно показывающее метрику тела богов, а также изображения Будды» пишет не только разделы по собственно иконометрии, но и «Наставление о пользе изображений» и «Истинные качества дарителя и милостынедателя (то есть заказчика)», в которых он утверждает, что нельзя признавать искусства ни ради личной прихоти, ни даже ради самого искусства. Искусство должно служить высокой цели - учить людей добродетели и мудрости и тем способствовать благу народа, поэтому живопись может быть только культовой. Важно отметить, что в тибетском искусстве нравственные требования предъявляются не только по отношению к художнику, но и к заказчику картины.

    Корни тибетского искусства уходят в традиции культуры Древней Индии. Его формирование связано с великими достижениями культуры, антропологии, медицины, астрономии, математики, геометрии, логики и философии в едином духовно-нравственном комплексе. Характерной чертой индийского канона является знание анатомии человеческого тела и прославление его одухотворенной земной красоты, что не только не было отвергнуто буддизмом, но, напротив, - глубоко развито, примером чему может служить творчество величайшего монгольского скульптора Дзанабадзара, которого по ясной чистоте создаваемых им духовных образов можно сравнить с Рафаэлем и который пришел в своем творчестве к формулированию тех же пропорций, что и Альбрехт Дюрер. Но хотя в основе тибетского художественного канона лежит строгая система пропорций и количественных измерений, построенная на применении законов точных наук своего времени, его требования нельзя сводить только к линейке и циркулю. Главное здесь - не структура ради структуры, а эстетическая картина мира, понимаемая в единстве духовного и телесного начала . Поэтому в тибетском языке мы не встретим понятие «красота» как таковое, но три комплекса слов, передающих различные аспекты ее понимания:

  • dpe, byad, dpe byad - «размер, пропорция, симметрия, гармония», то есть красота как измеренность, уравновешенность, организованность;
  • bzang-ba, legs-pa, dbe-ba - «добрый, хороший», то есть красота как соответствие истинному порядку вещей, идеалу добра и святости;
  • mdzes, bkra - «пестрый, украшенный», то есть красота внешняя, нарядность формы. Эти три смысла в совокупности и дают буддийское понимание прекрасного.

    Как уже отмечалось, источниками тибетских иконометрических трактатов служили индийские каноны пропорций, как раннебуддийские, например «Пратималакшана» архата Шарипутры, так и более древние, например «Читралакшана». В них мы находим описание женской и мужской красоты, а также тела будды. Вот два из таких описаний.

    32 признака будды :

    1) руки и ноги округленные; 2) ноги красивой постановки; 3) пальцы на руках с перепонками; 4) руки и ноги мягкие, как у младенца; 5) семь главных частей тела выпуклы; 6) пальцы рук длинные; 7) пятки широкие; 8) тело массивное и прямое; 9) колени ног не выдающиеся; 10) волосы на теле направлены вверх; 11) голени как у антилопы; 12) длинные руки красивы; 13) половые органы скрыты; 14) кожа золотистого цвета; 15) тонкая кожа нежна; 16) каждый волос завит в правую сторону; 17) украшен пучком волос между бровями (урна); 18) верхняя часть тела как у льва; 19) плечи спереди округлые; 20) плечи широкие; 21) неприятный вкус превращает в приятный; 22) пропорционален, как дерево нъягродха; 23) на его темени возвышение - ушниша; 24) длинный язык красив; 25) голос подобен голосу Брахмы; 26) щеки как у льва; 27) очень белые зубы; 28) ровные зубы; 29) плотно прилегающие зубы; 30) сорок зубов; 31) глаза подобны сапфиру; 32) ресницы глаз наилучшие.

    18 признаков красоты женского тела :

    1) красивый цвет тела - бело-розовый или голубоватый; 2) глаза длинные, черные и голубовато-белые, глазные сосуды - красные; 3) нос, подобный молодому лотосу, высокий и соразмерный; 4) Губы красные, как плод бимба; 5) щеки ровные; 6) щеки с ямочками - знаком радости; 7) брови черные, постепенно утончаясь, сходятся на переносице; 8) груди и ягодицы обширные; 9) руки белые, как полная луна; 10) налитые груди немного свисают; 11) руки подобны сердцевине банана, икры округлые и тонкие в лодыжке; 12) сочленения незаметные, неискривленные; 13) ляжки упругие и округлые; 14) нижняя часть торса широкая, живот с тремя глубокими складками, выступающий красиво; 15) талия тонкая, округлая; 16) ноги и руки нежные и упругие; I7) волосы густые, очень черные и не лохматые; 18) красота, премного украшенная и без блестящих украшений.



  • 
    Top