Буллинг: выйти из роли «жертвы. Буллинг и его виды

В психологии этот термин обозначает моральный, физический террор, запугивание, с целью вызвать у другого человека страх и добиться его подчинения. Особенно остро проблема стоит в подростковом возрасте из-за сложности и противоречивости особенностей развития личности в подростковом возрасте. Сегодня слово «буллинг» имеет социологический, психологический характер и стало международным термином, активно используемым педагогами и психотерапевтами.

Виды буллинга

От конфликта это явление отличается неравенством сил участников. При этом жертва слабее агрессора, а террор носит длительный характер. Изгой испытывает физические и психологические мучения. Согласно зарубежной статистике, в учебных заведениях до 50% учащихся сталкиваются с буллингом: для кого-то это единичные случаи, для остальных – непрекращающаяся травля.

Результаты российских исследований в школах, проведенные в 2010 году, показали, что 21% девочек и 22% мальчиков становятся жертвами психологического насилия с 11-летнего возраста. Для подростков 15 лет показатели составляют 12-13%. Психологами выделяется несколько видов травли:

  • физический;
  • поведенческий;
  • кибербуллинг;
  • вербальная агрессия.

Физический

Проявляется побоями, умышленным членовредительством (удары, пинки, толчки, нанесение телесных повреждений). Пример физического буллинга – это публичное стягивание штанов с малыша на детской площадке. Многие дети не рассказывают родителям об инциденте, поэтому важно следить за возможными предупреждающими сигналами и косвенными признаками – необъяснимыми ссадинами, синяками, царапинами, порванной одеждой.

При подозрении, что вашего ребенка подвергают насилию, начните с ним случайный разговор: поинтересуйтесь, как дела в школе, что происходило на перемене или по дороге домой. Слушайте ответы ребенка, выясните, вел ли кто-нибудь себя оскорбительно по отношению к нему. При этом следует сдерживать собственные эмоции, подчеркните важность таких доверительных разговоров с вами, учителями, школьным психологом.

Записывайте даты и время случаев буллинга, реакцию вовлеченных лиц, их действия (со слов ребенка). Не стоит обращаться к родителям хулиганов для самостоятельного разрешения проблемы. При продолжении физического насилия и необходимости дополнительной помощи за пределами школы следует обратиться в местные правоохранительные органы. Есть законы, предполагающие наказание за запугивание и домогательства.

Вербальный

Это насмешки, словесное издевательство, оскорбления, окрики или запугивание жестокими словами. Примером вербальной травли являются слова о физических недостатках, обзывания, пр. Дети, подвергающиеся вербальным издевательствам, как правило, замыкаются в себе, имеют проблемы с аппетитом, становятся капризными. Некоторые рассказывают взрослым об обидных словах в свой адрес, и спрашивают, правда ли это.

Важно учить детей уважению, укреплять их в мысли, что каждый человек заслуживает хорошего отношения. Служите наглядным примером: благодарите учителей, хвалите друзей, будьте вежливы к продавцам в магазинах. Говорите детям об их сильных сторонах, хвалите. Лучшая защита, которую могут обеспечить родители ребенку, - это укрепление их чувства собственного достоинства, предоставление независимости для развития умения принимать меры при необходимости. Обсуждайте, практикуйте конструктивные и безопасные способы реагирования на слова хулигана.

Поведенческий

Это буллинг с применением тактики изоляции, предполагающий, что кого-то не допускают к совместному времяпрепровождению группы, к примеру, трапезе за общим столом, игре, общественно деятельности, пр. При этом у школьника можно заметить нежелание поддерживать участие в компании сверстников, появление стремление побыть в одиночестве. Девочки чаще мальчиков испытывают социальную изоляцию, эмоциональное или невербальное запугивание.

Душевные страдания от поведенческого буллинга могут быть такими же сильными, как от физического насилия, причем длятся они намного дольше. Родителям стоит разговаривать с детьми о том, как прошел их день, помогать им во всех находить положительные моменты, акцентировать внимание на хороших качествах детей, убедить их в том, что есть люди, которые их любят и всегда поддержат. Следует сосредоточиться на развитии талантов ребенка, больше времени уделять его интересам, будь то спорт, чтение, искусство, чтобы он мог строить взаимоотношения за пределами школы.

Кибербуллинг

Термин обозначает обвинение кого-либо с использованием оскорбительных слов, лжи, распространение неправдивых сплетен посредством смс, электронной почты, сообщений в социальных сетях. Расистские, сексисткие и другие послания формируют враждебную атмосферу. Сообщения оскорбительного характера распространяются быстро и анонимно, что приводит к круглосуточному кибербуллингу, поэтому важно установить для ребенка правила пользования Интернетом.

Объясните чаду, что он не должен участвовать и реагировать на слова обидчиков. Если ситуация будет усугубляться, распечатайте провокационные сообщения (нужно, чтобы были видны даты и время их получения). Далее необходимо оповестить о киберзапугивании в школу и Интернет-провайдера. Если сообщения содержат угрозы и носят явный сексуальный характер, обратитесь к местным правоохранительным органам.

Социальный буллинг в школе

Участниками в травле всегда являются три группы учеников – агрессор (зачинщик), изгой и наблюдатели. Гонения начинает один человек, как правило, лидер в классе, отличник или же, наоборот, двоечник, склонный к агрессивности. Наблюдатели зачастую не испытывают удовольствия от издевательств, но вынуждены либо включаться, или же молчать под влиянием страха, что сами могут оказаться в роли жертвы.

Более смелые, уверенные школьники оказывают сопротивление агрессору, вставая на защиту изгоя, но пассивная поддержка травли со стороны взрослых заставляет их отступить. Жертва остается один на один с мучителями. Объектом издевательств может стать любой человек, который в определенный момент окажется в более слабой позиции либо перейдет кому-то дорогу. Чаще школьный буллинг наблюдается среди детей, чем-то отличающихся от своих ровесников: успехами в учебе, физическими данными (особенностями внешности), материальными возможностями, характером.

Около половины агрессоров сами ранее находились под прессингом или истязаются в настоящем времени в собственной семье. Личность преследователя формируется под влиянием жестоких родителей, допускающих бытовое насилие. Мальчики, которых бьет отец, либо наблюдающие, как он издевается над мамой, придя в школу, будет отыгрываться на менее сильных учениках.

Послужить причиной психологического насилия могут наказания, оскорбления из-за низких оценок, лишение прогулок/сладкого, создание жесткого режима занятий. При этом ребенок перенимает такую модель поведения и ведет себя агрессивно в стенах школы. При этом он начнет действовать против соперников, подвергая их унижению, насмешкам, физическому насилию. К более слабым ученикам такие агрессоры чувствуют презрение, поэтому не трогают их.

Как проявляется

Чтобы понять признаки этого явления, нужно знать, что такое буллинг. Это насилие, действующее на психику, которое причиняет психологическую травму путем угроз или словесных оскорблений, запугивания, преследования, которыми намеренно вызывается эмоциональная неуверенность. Формами агрессии по отношению к жертве могут являться такие:

  • вербальное насилие, орудием которого служит голос (обзывания, дразнение, обидные клички, распространение оскорбительных слухов);
  • вымогательство (еды, денег, вещей, принуждение украсть что-либо);
  • обидные действия, жесты (плевки, пр.);
  • запугивание посредством агрессивного языка тела или интонаций, чтобы принудить жертву сделать или не совершать чего-либо);
  • повреждение либо другие действия с имуществом (грабеж, воровство, прятанье вещей);
  • изоляция (игнорирование, изгнание из коллектива).

Причины школьной травли

Жертва травли испытывает физические и психологические мучения. Причины агрессивного поведения по отношению к ребенку находятся в двух плоскостях:

  1. Окружение и семья. Поведенческую модель школьники копируют у родителей, общества, где главенствуют принципы грубой силы. «Дворовая» этика, фильмы, наполненные жестокостью, неуважительное отношение к слабым со стороны взрослых, учат детей определенным способам взаимодействия с другими.
  2. Школа. Некоторые низкоквалифицированные учителя намеренно сами дают начало буллингу, поскольку не способны справляться с проявлениями агрессии в детских коллективах. В своей некомпетенции они доходят до того, что сами дают ученикам клички и оскорбляют их на глазах у класса. Коллектив транслирует свое неуважительное отношение к таким ученикам посредством тона, жестикуляции.

Травля возникает не в каждом классе. Вербальное, поведенческое и физическое насилие возможно лишь при совпадении следующих факторов:

  1. Беззащитность. Важно, чтобы агрессору никто не дал отпор, в стремлении защитить изгоя, иначе травля быстро прекратится. Если младших ребят избивают старшие, при этом никто не реагирует, издевательства будут повторятся в будущем. Физические слабые мальчики тоже подвергаются нападкам со стороны более сильных одноклассников. При жесткой реакции на происходящее со стороны старших (учителей, родителей) психологическое насилие закончится. В связи с этим агрессоры при выборе жертвы последовательно уничтожают у окружающих симпатии к ней, делая удобной мишенью для насмешек и физического насилия.
  2. Неготовность постоять за себя, беспомощность. Зачинщики – трусы, поэтому для нападок зачастую выбирают более слабых ребят, которые точно не смогут ответить обидчикам. Жертва не готова дать отпор из-за перевеса сил, страха получить еще большую агрессию в ответ либо потому, что не хочет быть «плохой». Некоторые школьники не защищают себя из-за установки родителей, будто драться нельзя. Таких ребят нужно переубедить, сказав, что защищать себя не только можно, но и нужно.
  3. Заниженная самооценка. Жертва, как правило, страдает недовольством собой, ощущает вину. Особенно ярко это проявляется у школьников, которые имеют некие особенности развития – гиперактивность, заикание, синдром дефицита внимания. В зону риска входят дети, которых не поддерживают родные, из семей, где нет доверительных отношений.
  4. Социальные, психологические проблемы. Депрессия, одиночество, отсутствие коммуникативных навыков, социальное неблагополучие, комплекс неполноценности, насилие в собственной семье – предпосылки оказаться в роли жертвы. Чувствительность, мнительность, пугливость и тревожность являются индивидуальными чертами характера, которые делают ребенка беззащитным и привлекательным для агрессора.
  5. Повышенная агрессивность. Иногда изгоями становятся задиристые, болезненно и эмоционально реагирующие на просьбы или замечания дети. При этом агрессивность имеет реактивный характер и развивается вследствие высокой возбудимости и беззащитности.

Психологический портрет участников буллинга

В ситуации травли обязательно есть четкое распределение ролей. Всегда есть жертвы, зачинщики и преследователи – основная часть детей, которая под руководством агрессоров осуществляет гонения. Зачастую в классе присутствуют и нейтральные наблюдатели, которые по сути не отличаются от преследователей, поскольку своим бездействием поощряют психологическое насилие, но никак ей не препятствуют.

Изредка среди сверстников находятся защитники, что способно в корне изменить ситуацию (особенно если таких детей несколько или они имеют авторитет в классе). Большая часть преследователей оставляют жертву в покое и конфликт завершается. Часто защитник сам становится изгоем, к примеру, если по указанию учителя ребенок вынужден сидеть за одной партой с изгоем, он может со временем сам превратиться в объект издевательств.

Зачинщиками, как правило, становятся 1-2 ученика, которым почему-то не понравился кто-то среди одноклассников. Они начинают осмеивать, дразнить, задирать, демонстративно избегать этого ребенка. Процесс травли начинается практически сразу после формирования коллектива – уже в первой классе. Как правило, агрессором становится мальчик, но редко встречается и девочка-зачинщик. В последнем случае нападкам зачастую подвергается другая девочка. В основе преследования лежит стремление самоутвердиться и выделиться на общем плане.

Крайне редко травля является следствием личной мести. Норвежский психолог Дан Ольвеус выделил следующие черты, присущие для инициатора школьного буллинга:

  • наличие физической силы;
  • легкая возбудимость, импульсивность, вспыльчивость, проявления гнева;
  • неумение сочувствовать изгоям;
  • самовлюбленность (нарциссические комплексы), желание быть в центре внимания;
  • неуравновешенность, слабый самоконтроль;
  • высокий уровень притязаний;
  • уверенность в превосходстве над жертвой;
  • непризнание компромиссов.

Такой ребенок-агрессор уверен, что с помощью лидерства, подавление других смогут легче достичь своих целей. Зачинщиком травли может стать ученик, который:

  • претендует на власть, хочет главенствовать в классе;
  • обладает коммуникативными навыками, ведет себя активно;
  • агрессивно себя ведет;
  • привык относиться к другим с чувством собственного превосходства;
  • стремится любой ценой находится в центре внимания;
  • является эгоцентриком, не способным к сопереживанию окружающим;
  • делит всех на «чужих» и «своих» (такой снобизм или шовинизм – результат семейного воспитания, формирующего враждебность к другим);
  • является максималистом, не идущим на компромиссы (особенно эта черта присуща подросткам).

Зачинщиками буллинга становится один или несколько человек, остальные являются их последователями, которые либо активно участвуют в травле, или игнорируют происходящее. Причинами, почему добрые и отзывчивые к своим близким дети становятся тиранами для ни в чем неповинного сверстника, являются:

  1. «Стадное» чувство. Школьник не анализирует происходящее, а просто участвует в общем веселье. Ему не приходит в голову, что в этот момент ощущает жертва буллинга.
  2. Желание заслужить расположение лидера класса.
  3. Скука. Для них буллинг – это развлечение наравне с игрой в мяч, салки, пр.
  4. Страх оказаться в таком же положении.
  5. Стремление к самоутверждению. Некоторые дети так берут реванш за свои неудачи в чем-то. Часто их третируют во дворе, обижают старшие, они не вызывают симпатий у одноклассников или не успешные в учебе.

Большая часть ребят, которые активно или пассивно поддерживают психологическое насилие, имеют общие черты. Характерными для детей-преследователей общими признаками являются следующие:

  • несамостоятельность, зависимость от влияния окружающих, безынициативность;
  • комформизм (стремление следовать действующим правилам, стандартам);
  • отсутствие чувства ответственности (склонность обвинять других в происходящем);
  • подверженность жесткому контролю со стороны родителей, старших;
  • эгоцентричность, неспособность к эмпатии, к прогнозированию последствий собственного поведения;
  • неуверенность в себе, ощущение бессилия;
  • трусость, озлобленность.

Изгоями зачастую становятся дети, не способные постоять за себя, сверхчувствительные. При этом, такие дети не просто не способны к агрессивному поведению для борьбы за свою безопасность, они не могут демонстрировать уверенность и отстаивать свои интересы. Вероятная жертва буллинга – ученик, старающийся сделать вид, что его не оскорбляет и не задевает жестокость. При этом его лицо выдает внутренние чувства – краснеет, становится чрезвычайно напряженным, пр.

Дети, не умеющие прятать свою беззащитность могут провоцировать повторение инцидента со стороны агрессора. Дэн Олвеус (американский исследователь) выделяет 2 типа жертв буллинга:

  1. Дети, которые не могут скрыть собственной слабости (физически слабые, неуверенные, чрезмерно эмоциональные, тревожные).
  2. Дети, невольно вызывающие негативное отношение к себе (слишком бурно реагирующие на провокации, неприятные в общении из-за неряшливости или других дурных привычек, вызывающие неприязнь взрослых).

Буллинг на работе

В западных странах это понятие определяет ситуации, при которых сотрудник подвергается психологическому давлению и физически ущемляется со стороны своих коллег. При этом обстоятельства могут быть настолько критическими, что личность становится объектом травли для всех окружающих его на работе людей. Зачинщики буллинга, как правило, преследуют цель внушить страх коллеге, чтобы подчинить его.

Зачастую, чтобы коллектив невзлюбил одного сотрудника хватает лишь мелкой ссоры с кем-нибудь, принадлежащим «прайду». Через пару дней конфликта все может выглядеть нормально и спокойно, но, как правило, это обманчивое ощущение и страсти в группе накаляются. Со временем конфликты учащаются, доходя до того, что неприязнь со стороны коллектива становится необратимой.

Другой сценарий эмоционального буллинга разворачивается во время всеобщего напряжения (перед сдачей отчетности, при упадке эффективности работы компании, пр.). При этом сотрудникам нужен «козел отпущения», которым, как правило, становится самый спокойный, стрессоустойчивый человек. Поводом для буллинга служит зависть или личная неприязнь к нему зачинщика. Невзирая на то, что сегодня существует множество программ защиты прав работников, травля продолжает развиваться в большинстве коллективов. Для этого есть несколько причин:

  • игнорирование конфликтов в коллективе со стороны начальства;
  • непризнание буллинга официальным нарушением на рабочем месте;
  • молчание жертвы (она сама зачастую утаивает от начальства неэтичное поведение коллег из-за стыда или моральной подавленности).

Среди рядовых сотрудников

При буллинге против одного работника ополчается вся группа. Это проявляется по-разному: к примеру, изгою «случайно» забывают передать важные бумаги, либо опять же «не нарочно» портят личные вещи, мешают выполнять служебные обязанности и т. д. Буллинг предполагает травлю работника со стороны одного конкретного человека, с которым он имеет равные права, либо находится у него в подчинении.

Проявления психологического насилия отличаются и зависят от самого коллектива и особенностей жертвы. Тем не менее, суть действий агрессоров при буллинге практически сводится к издевательству над изгоем и принуждению его уволиться с работы. При неграмотном проведении кадровой политики или осуществлении работы с нарушениями трудового законодательства тоже может начаться травля: у сотрудников появляется соблазн переложить свои обязанности на более уязвимого, беззащитного коллегу.

К примеру, на вас незаконно взвалят дополнительную работу без увеличения заработной платы, а спрос с вас при этом будет повышен. Вследствие этого в глазах начальства жертва буллинга может вскоре оказаться «несостоятельным» работником. Часто офисная травля начинается просто потому, что сотрудникам скучно. При этом жертвой становится человек с мягким характером, неспособный дать отпор.

Травля подчиненных со стороны начальства

Психологичекское насилие на работе – распространенная, сложно решаемая проблема. Иногда зачинщиком травли становится руководитель. Приходя на работу, сотрудник вынужден ежедневно взаимодействовать/пересекаться с управленцем, регулярно унижающим и оскорбляющим персонал. Из-за того, что управленец имеет полномочия уволить работника по статье либо лишить премии, никто не решается защитить изгоя, а сама жертва молча терпит издевательства.

Если у подчиненного есть альтернативное место работу либо он в хороших отношениях с более высокопоставленными руководителями компании, он может позволить себе дать отпор хаму. Тем не менее, ответная реакция зачастую не приносит удовлетворения, на которое рассчитывала жертва. Если человек склонен к мнительности и имеет тонкую душевную организацию, он еще долго ощущает обиду, скованность и дискомфорт, вспоминая о публичных оскорблениях и притеснениях.

Формы и способы

Основное отличие буллинга от обычных конфликтов на работе заключается в постоянстве и длительности травли (как правило, она продолжается от пары недель до нескольких лет). Есть и другие признаки, указывающие на то, что против вас развязали войну. К ним относятся такие:

  • бойкот со стороны коллектива (не приглашают на совместные мероприятия, избегают вашего общества);
  • неуважительное обращение, насмешки;
  • регулярная критика (мелочная или не содержащая конкретики);
  • пакости исподтишка (порча, прятанье имущества);
  • оскорбления, угрозы;
  • клевета, распускание неприятных сплетен;
  • сокрытие важной информации, ее задержка при передаче вам;
  • игнорирование успехов, раздувание мелких промахов до больших масштабов;
  • загрузка делами, которые не относятся к вашей компетенции;
  • создание препонов для решения рабочих вопросов;
  • блокирование предложений, идей, исходящих от вас;
  • откровенное хамство, рукоприкладство (в крайних случаях).

Последствия буллинга

Чтобы избежать серьезных последствий травли, нужно не просто наказывать зачинщиков, но и выяснять причины начала этого процесса. Если изгой сможет узнать, что движет сотрудников в их желании издеваться над ним, ситуация будет легче контролировать. Вследствие психологического давления страдает не только жертва, но и сам агрессор, а также наблюдатели.

Для жертвы

Травля негативно отражается на всех участниках процесса, но хуже всего она отражается на жертве. Объект насмешек со временем становится:

  • апатичным, подавленным;
  • замкнутым;
  • скрытным;
  • тревожным;
  • неуверенным.

Некоторых изгоев посещают мысли о самоубийстве, как единственном выходе из сложившейся тяжелой ситуации. Вследствие регулярных стрессов у жертвы развиваются разные психические расстройства и отклонения, она начинает болеть, может страдать анорексией, булимией, тяжелой депрессией. Кроме того, у объектов насмешек часто происходят нарушения сна, физическое истощение, гормональные сбои, вследствие чего они даже попадают в больницу.

Для агрессора

Буллерами, как правило, становятся люди с низкой самооценкой, которые в прошлом тоже подвергались психологическому насилию. Ими движет стремление самоутвердится за счет других. Ученики-буллеры, согласно статистике, в будущем связываются с криминалом и имеют проблемы с законом. У взрослых, склонных к травле других, могут развиваться психосоматические болезни и депрессия. В запущенных случаях у буллеров наблюдаются поведенческие расстройства и антисоциальное поведение.

Для наблюдателей

Очевидцами являются все те, кто видит издевки над изгоем и не реагирует на это. Невзирая на невмешательство в процесс, наблюдатели, как правило, находятся под впечатлением от увиденного, но часто испытывают страх или беспомощность, поэтому не могут остановить психологическое насилие в коллективе. Наблюдателей может мучить чувство вины из-за бездействия либо потому, что они тоже участвовали в издевательствах. Последствием становится отчужденная, холодная атмосфера в коллективе.

Как противостоять психологической и физической агрессии

Жертве насмешек необходимо для начала разобраться в ситуации: проанализируйте, почему это происходит. Самый легкий способ закончить издевки – уволиться, но без выяснения причин травли есть риск вновь оказаться на месте изгоя в новом коллективе. При наличии моральных сил, лучше остаться на прежнем месте работы и бороться за собственное достоинство. Психологи предлагают несколько эффективных способов борьбы с проблемой:

  1. Докажите начальству свою незаменимость и высокую квалификацию. Работайте так, чтобы у руководства не было повода быть недовольным вами, как профессионалом. Внимательно анализируйте каждую ситуацию, чтобы своевременно заметить «подложенную свинью».
  2. Игнорируйте все колкости. Держитесь в коллективе уверенно, общайтесь вежливо, при этом важно сдерживаться, чтобы не опускаться до ответных оскорблений или шпилек.
  3. Не пускайте ситуацию на самотек. Не стоит молчать, когда об вас откровенно вытирают ноги. Терпимость и слабая позиция не разжалобит агрессоров, а еще больше настроит против вас. Кричать и истерить тоже нельзя, лучше выражаться твердо, с достоинством и максимально корректно.
  4. Поговорите с зачинщиком травли. Искренний диалог способен быстро вернуть ситуацию в мирное русло.
  5. Попробуйте сплотить вокруг себя единомышленников. Если перевес сотрудников будет на вашей стороне, травля прекратиться.

Каждое действие и слово должны быть обдуманы, жертве важно оставаться спокойной и уверенной, чтобы сохранить сильную позицию. Если суметь доказать собственную работоспособность, профессионализм и не сломаться под обстоятельствами, вы завоюете уважение коллег. Выйдя из роли жертвы, вы приобретете отличный опыт, научитесь в любых ситуациях стоять за себя.

Видео

Содержание статьи:

Буллинг в школе - это систематическое негативное влияние на ученика его одноклассником или группой детей. Само слово английское, его дословный перевод означает «драчун, насильник, хулиган». Обозначает термин групповой или индивидуальный террор. Степень насилия может быть разной. От легкой до тяжелой, с нанесением физических увечий и доведением до самоубийства. Первое определение по отношению к буллингу - достаточно условное, так как любые моральные и физические издевательства имеют серьезные отстроченные последствия.

Особенности и виды буллинга в школе

О нем заговорили в начале прошлого века за рубежом. Первая публикация на эту тему появилась в 1905 году в Англии, и с тех пор изучение и обсуждение проблемы не затихает. Явление характерно не только для школы, но даже и для детских садов.

Дети довольно жестоки по своей природе. У них еще не выработались сдерживающие эмоции механизмы. Особенно это касается подростков. Если они невзлюбили одного из класса, последнему придется туго. Иногда родителям не остается выбора, кроме как сменить школу.

Согласно зарубежной статистике, в разных учебных заведениях от 4 до 50% учеников сталкивается с буллингом. Для одних это единичные случаи, для других - постоянная травля.

Российские исследования буллинга в школе, проведенные в 2010 году, показывают, что 22% мальчиков и 21% девочек становятся жертвами травли уже в одиннадцатилетнем возрасте. Для подростков 15 лет эти показатели составляют соответственно 13 и 12%.

Выделяют несколько типов буллинга:

  • Физический . Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством. По сети гуляет письмо мужчины - жертвы школьного буллинга. Он вспоминает, как одноклассник ломал ему пальцы, чтобы услышать, какой звук будет при этом.
  • Поведенческий . Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).
  • Вербальная агрессия . Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.
  • Кибербуллинг . Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.

Буллинг отличается от конфликта неравенством сил участников. Жертва всегда намного слабее агрессора, а террор имеет длительный характер. Тот, над кем измываются, испытывает психологические и физические мучения.

Основные причины буллинга в школе


Причины агрессивного поведения к одному из членов класса находятся в двух плоскостях:
  1. Семья и окружение . Пример поведения школьники берут из своих родителей и общества, где главенствует культ грубой силы. Бесконечные бандитские сериалы по телевидению, дворовая этика, неуважительное отношение к слабым и больным со стороны взрослых учат детей определенным способам поведения. Важную роль в формировании личности играют и компьютерные игры, в которых ребенок может безнаказанно убивать и бить.
  2. Школа . Учителя иногда намеренно сами дают начало буллингу, потому что не умеют справляться с проявлениями агрессии в детских коллективах. Некоторые педагоги опускаются до того, что придумывают детям клички и оскорбляют их в присутствии других одноклассников. Другие транслируют свое неуважительное отношения к плохо учащимся ученикам при помощи тона и выражения лица. Широкое распространение буллинга в школе объясняется попустительством со стороны педагогов и их низкой квалификацией.
Травля - болезнь коллектива. Чтобы ее убрать, надо кардинально перестроить отношения в группе и сделать их поддерживающими и позитивными. Учителя просто не умеют этого делать и, что скрывать, не хотят. Собственно, как и полностью исключить влияние телевизора, компьютера на формирование личности ребенка родители так же либо не желают, либо не могут.

Психологический портрет участников буллинга в школе

Принимают активное участие в буллинге всегда три группы детей: жертва, агрессор и наблюдатели. Травля начинается одним человеком, обычно он лидер в классе, успешный в учебе или же, наоборот, агрессивный неуч. Наблюдатели, как правило, не испытывают удовольствия от буллинга, но вынуждены или включаться, или молчать из страха, что сами окажутся в роли жертвы. Более смелые из них встают на защиту жертвы. Но пассивное не сопротивление последней и молчаливая поддержка буллинга со стороны взрослых заставляет их отступить. Жертва оказывается один на один со своими мучителями или мучителем.

Жертва буллинга в школе


Жертвой буллинга или его более легкой формы моббинга может стать любой человек или ребенок. Достаточно просто оказаться в более слабой позиции или перейти кому-то дорогу. Но наиболее часто в разряд жертв попадают дети, чем-то отличающиеся от своих ровесников: физическими данными, успехами в учебе, материальными возможностями, даже просто характером. Для того чтобы стать жертвами более старших детей, не нужно и этого.

Порядка 50% школьных агрессоров сами являются истязаемыми в настоящем времени. Они подвергаются обструкции и жестокому обращению в собственной семье. Мальчишки, которых бьет отец, видят, как он издевается над матерью, придя в школу, будут отыгрываться на более слабых.

Домашнее насилие может выступать и в образе заботы о будущем. Если мать или отец проходу не дают ребенку из-за оценок, кричат на него и оскорбляют за плохие результаты, лишают прогулок и сладкого, создают жесткий режим занятий, не оставляя время для отдыха, ребенок будет вести себя в школе так же. Но его агрессия направлена больше на соперников. Впрочем, более слабых учеников такие дети просто презирают.

Хороший пример жертвы и агрессора можно увидеть в Поттериане. Главный герой Гарри Поттер и другой ученик Драко Малфой ссорятся со дня знакомства. Часто они равные противники, но иногда Гарри превращается в классическую жертву. С той только разницей, что буллеры для своих нападок чаще выбирают внешне несимпатичных детей.

Итак, Гарри Поттер - спокойный, неагрессивный мальчик. Жертвы буллинга транслируют в окружающее пространство свое миролюбие и добродушное отношение. Агрессор воспринимает данное качество как слабость и нападает.

Гарри показывает яркую эмоциональную реакцию. Он выходит из себя при упоминании своих родителей. Жертва так же имеет какую-либо выраженную слабость, на которую могут надавить, чтобы полюбоваться слезами или вспышкой неконтролируемой ярости, показать свое превосходство или развлечь окружающих. Ребенка, который сносит все тихо и молча, не показывая страданий, травить не очень интересно. С тем, кому наплевать, вообще делать нечего.

Сам процесс буллинга происходит только при совпадении таких факторов:

  • Беззащитность . Важно, чтобы жертву никто не защищал, иначе травля очень быстро прекратится. Если малышей избивают в туалете старшие ребята, и никто не реагирует, издевательства будут продолжаться и дальше. Физически слабые мальчики также подвергаются повышенным нападкам со стороны более сильных сверстников. Но при жесткой реакции родителей и педагогов случаи буллинга не повторятся. Поэтому буллеры поступают мудро: они или выбирают беззащитную жертву, или последовательно уничтожают к ней симпатии окружающих. Так, в Поттериане Драко распустил слухи о Гарри, что он наследник убийцы и убивает всех в школе. Таким образом, жертва лишилась симпатий других школьников и стала удобной мишенью.
  • Неготовность биться «насмерть» . Буллеры - трусы. Именно поэтому они выбирают для нападок более слабых, тех, кто гарантированно не сможет ответить. Жертва не дает отпор агрессору по нескольким причинам: явному перевесу сил, страху получить в ответ еще большую агрессию или потому, что не хочет быть «плохой». Некоторые дети не защищаются из-за установки родителей «драться - это плохо». Если их переубедить и доказать, что защищать себя можно и нужно, ситуация становится менее трагичной.
  • Низкая самооценка . В голове жертвы прочно сидит недовольство собой или вина. Особенно ярко это проявляется с детьми, у которых действительно имеются те или иные особенности развития: гиперактивность, синдром дефицита внимания, заикание. В зоне риска и ребята, которых не поддерживает семья, где нет доверительных отношений с родными, малыш предоставлен по большей части сам себе и улице.
  • Высокая агрессивность . Иногда жертвами становятся дети задиристые, эмоционально и болезненно реагирующие на любое замечание или просьбу. Здесь агрессивность носит реактивный характер и идет от высокой возбудимости и беззащитности.
  • Психологические и социальные проблемы . Одиночество, социальное неблагополучие, депрессивность, неумение общаться с ровесниками, комплекс неполноценности, глубинное убеждение в негативной картине мира, насилие в собственной семье, пассивная покорность насилию - вот предпосылки для того, что ребенок окажется в роли жертвы в школе. Пугливость, тревожность, чувствительность и мнительность, как индивидуальные черты характера, делают ребенка беззащитным, привлекают агрессора.

Агрессор буллинга в школе


Общей чертой всех буллеров являются внешне выраженные нарциссические черты. Нарциссы зациклены на себе, но не имеют внутренней опоры. Они нуждаются в уважении и поддержке, но не получают ее от родителей. Зачастую у такого ребенка фиксируют плохие отношения с мамой, он может воспитываться в социально неблагополучной семье. Поэтому добиваются от окружающих признания путем насилия и террора.

Кроме того, буллерам характерны:

  1. Неуравновешенность, самовлюбленность . Вспыльчивость, импульсивность и невыдержанный характер с чрезмерно задранной самооценкой. Любые стимулы, которые могут понизить мнение о себе, воспринимаются как личная угроза и требуют немедленного действия. Авторитет поднимается не за счет личных достижений, а путем унижения других. Девочки чаще действуют исподтишка, науськивая окружающих. Они нечувствительны к страданиям других и таким образом просто развлекаются. Иногда буллинг для них - это инструмент для борьбы с соперницами. При этом жертва необязательно должна бросать вызов явно. Достаточно быть красивее и успешнее.
  2. Чрезмерная злоба, враждебность, желание «почесать кулаки» . Нападающий - всегда поклонник культа силы и насилия, закон джунглей для него свят. Социальные нормы и правила размыты и необязательны к исполнению. Испытывает презрение к более слабым. Физическое развитие в норме или выше. Все вопросы решает при помощи конфликтов, крика, шантажа, физических угроз и побоев. Часто лжет. Присутствуют садистские наклонности.
  3. Возвышенное положение в обществе . Девочки-зачинщики буллинга обладают высоким социальным авторитетом. Они уверены в своей внешности и никогда не испытывали чувства неловкости из-за того, что у них чего-то нет. Родители потакают всем капризам и часто в присутствии ребенка высказывают презрении к окружающим. Отношение к миру меркантильное, к людям - потребительское. Мальчики же из богатых семей ни в чем не знают отказа, на все их проделки родители закрывают глаза, предпочитая откупаться солидной суммой, чем проводить время вместе. Ребенок с детства привыкает, что все покупается и продается, а любое его действие не влечет последствий, кроме как немного опустевшего семейного счета. Таких детей чаще всего называют мажорами.

Последствия буллинга в школе

Как и любое внешнее воздействие, перенесенные травмы обязательно отразятся на дальнейшей жизни. Причем, не стоит думать, что для агрессора манера его поведения останется безнаказанной.

Последствия для жертвы буллинга в школе


Оказавшись в роли жертвы буллинга, ребенок получает огромное количество психических травм, которые неизбежно сказываются на его дальнейшей жизни:
  • . Даже единичный случай буллинга оставляет глубокий эмоциональный шрам, требующий специальной работы психолога. Ребенок становится агрессивным и тревожным, что переходит и во взрослый возраст. У него появляются трудности в поведении. Они чаще других подвержены депрессиям и заканчивают жизнь самоубийством.
  • Сложности во взаимоотношениях . Шансы стать жертвами моббинга на рабочем месте у людей, переживших буллинг в детстве, вырастают многократно. Мировая статистика утверждает, что взрослые, перенесшие издевательства в детстве, в большинстве своем остаются одинокими на всю жизнь, им тяжелее подниматься по карьерной лестнице. Поэтому они чаще других выбирают надомную или обособленную работу. Больше общаются в социальных сетях, чем в реальном мире.
  • Болезни . Близким результатом буллинга очень часто бывают физические недомогания. Известны случаи, когда у мальчиков от стресса и бессилия начинались серьезные проблемы с сердцем. Девочки-подростки подвержены другому несчастью: насмешки и оскорбления приводят их к анорексии или булимии. Возможны расстройства сна и перерастание травмы в психосоматику. Например, подросток страдает от болей в почках, но обследования и анализы ничего не показывают. Болевой синдром уходит только после работы психолога.

Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция - отреагировать. На беседу вызываются родители буллера, а школе придется объяснить, как они допустили данную ситуацию.

Последствия для буллера в школе


В редких случаях взрослые буллеры осознают неприглядность своего поведения. Воспоминания о былых «подвигах» вызывают у них чувство жгучего стыда. Иногда они пытаются даже как-то загладить свою вину. Но жертвы школьного буллинга редко идут на контакт со своими мучителями.

Как написал в открытом письме одноклассникам один пострадавший: «Меня тошнит даже от ваших имен, а о встрече не может быть и речи». Особенно в этом плане не повезло соученикам Джулии Робертс и Анджелины Джоли. Обе не слишком привлекательные в детстве, они очень страдали от насмешек одноклассников. Сейчас о жестокости и глупости последних знают все, даже их собственные дети.

Агрессор меньше страдает от последствий буллинга, чем жертва, но все же бесследно это не проходит и для него:

  1. Неблагоприятное будущее . Примитивные асоциальные способы поведения перестают действовать во взрослом мире, и буллеры оказываются на помойке жизни. В то время, как их жертвы, заучки и ботаны, заканчивают университеты, получают хорошую работу и обеспеченную жизнь, дорога их мучителей заканчивается в тюремной камере. В лучшем случае они прозябают на низкоквалифицированной малооплачиваемой работе и с завистью смотрят на своих бывших школьных товарищей.
  2. Проблемы во взаимоотношениях . Дети, которые умудрялись сочетать буллинг с высоким социальным статусом, становятся диктаторами в семье и сущим наказанием на работе. Это сплетники и интриганы. Они плетут сети более успешным коллегам, подсиживают, ставят подножки и идут к своей цели «по трупам». Многие из них достигают высоких результатов в карьере. Поэтому рано или поздно наживают смертельных врагов, а остальные их недолюбливают и боятся.
  3. . Даже если уже во взрослой жизни они успешны, то окружающим с ними неуютно. Развлекаться чужими несчастьями остается их хобби на всю жизнь. Они не умеют выстраивать теплые отношения с детьми, с любимыми, часто просто копируя поведение своих родителей.
Что такое буллинг в школе - смотрите на видео:


Опыт насилия деструктивен для личности насильника. У него разрушаются механизмы формирования близости с другими людьми, и он никогда не сможет создать доверительных теплых отношений с партнерами, даже с собственными детьми всегда будет на расстоянии.

Елена Божор, семейный и детский психотерапевт, психолог проекта #Небийдитину от ГО «Батьківська спілка»

Сегодня все чаще в школьной среде и в среде психологической помощи звучит слово « «. В переводе с английского оно означает издевательство , травлю и запугивание . Большинство детей в свое время дразнили братья, сестры или друзья. Если это происходит в игровой, дружеской и обоюдной форме, когда оба ребенка просто балуются, такие обиды, как правило, не наносят вреда. Но когда словесные уколы становятся обидными, злыми и постоянными, они превращаются в издевательства и их необходимо прекратить.

Буллинг – это заносчивое, оскорбительное поведение, агрессивное преследование одного из членов коллектива (школьного, студенческого или профессионального) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок. Таким образом травля отличается от , где силы сторон примерно равны.

Причины буллинга

В своей психотерапевтической практике я работала как с жертвами буллинга, так и с детьми, которые сами унижают и запугивают других детей. Каковы же причины такого положения дел? Приведу примеры из практики.

Девочка 13-ти лет. Жертва буллинга. Будем называть ее Машей. Маша была вполне счастливым и довольным жизнью ребенком. Когда девочке было 12, ее родители развелись. После развода она осталась жить с матерью. Маша очень тяжело переживала это событие, утратила уверенность в себе и «почву под ногами», стала замкнутой, подавленной, разрушилась ее привычная жизнь. Девочка переживала травму потери, так как с отцом у нее была особенная связь. В этот сложный период она стала жертвой школьного буллинга, потому что была настолько подавлена, что у нее не было сил сопротивляться издевательствам со стороны одноклассников. Она отказывалась ходить в школу. В таком состоянии мать привела ее ко мне на консультацию.

Другой случай с девятилетним мальчиком Сережей, который сам «буллил» одноклассника. Дома Сережа подвергался психологическому и физическому насилию. И его буллинг в школе был уже следствием. Ребенок пытался восстановить чувство собственного достоинства, унижая другого ребенка.

То есть, причины возникновения буллинга могут быть самые разные, но в первую очередь, это следствие домашних унижений, отсутствия доверительных взаимоотношений и поддержки со стороны родителей.

Кто становится жертвой буллинга

Жертвами травли в школе, чаще всего, становятся двоечники, круглые отличники, любимчики учителей, физически слабые дети, дети, гиперопекаемые родителями, жертвы домашнего насилия, ябеды, дети, страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива, дети, не имеющие электронных новинок современного прогресса или же имеющие самые дорогие из них, недоступные другим детям, вундеркинды, представители сексуальных меньшинств.

Объединяет всех жертв одна черта: чаще всего объектами издевательств становятся дети и подростки, обладающие повышенной чувствительностью, показывающие свою «слабость» (страх, обиду или злость). Их реакция соответствует ожиданиям агрессоров, рождая искомое ощущение превосходства.

Мальчики чаще являются жертвами и инициаторами школьной травли. Методы травли отличаются в зависимости от гендера жертвы: мальчиков чаще бьют, про девочек одноклассницы, как правило, распускают порочащие слухи.

Буллинг приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Также это явление может приводить к разной тяжести психическим отклонениям, а также психосоматическим заболеваниям, и может явиться причиной самоубийства. В этом случае важно объяснить человеку, что его травят, и показать, как действовать в сложившейся ситуации.

Основные виды буллинга

Рассмотрим основные виды буллинга, их характерные признаки и действия, которые нужно предпринять:

Вербальный буллинг

Что это такое: это словесное издевательство или запугивание с помощью жестоких слов, которое включает в себя постоянные оскорбления, угрозы и неуважительные комментарии о ком-либо (о внешнем виде, религии, этнической принадлежности, инвалидности, особенностях стиля одежды и т. п.).

Пример: один ребенок говорит другому ребенку: «Ты очень, очень жирный, прямо как твоя мама».

Характерные признаки: дети, подвергшиеся вербальному буллингу, часто замыкаются в себе, становятся капризными или имеют проблемы с аппетитом. Они могут рассказать вам об обидных словах, которые кто-то произнес в их адрес, и спросить вас о том, правда ли это.

Что необходимо делать: во-первых, учите своих детей уважению. С помощью собственной модели поведения укрепляйте их в мысли о том, что каждый заслуживает хорошего отношения, – благодарите учителей, хвалите друзей, проявляйте доброе отношение к работникам магазинов. Развивайте самоуважение детей и учите их ценить свои сильные стороны. Лучшая защита, которую могут предложить родители, – это укрепление чувства собственного достоинства и независимости своего ребенка и его готовности принять меры в случае необходимости. Обсуждайте и практикуйте безопасные, конструктивные способы реагирования вашего ребенка на слова и действия хулигана. Вместе придумывайте основные фразы, которые ребенок может сказать своему обидчику твердым, но не враждебным тоном, например: «Твои слова неприятны», «Оставь меня в покое» или «Отстань».

Физический буллинг

Что это такое: физическое запугивание или буллинг с помощью агрессивного физического устрашения заключается во многократно повторяющихся ударах, пинках, подножках, блокировании, толчках и прикосновениях нежелательным и неподобающим образом.

Пример: с ребенка привселюдно стягивают брюки или юбку на детской площадке.

Характерные признаки: когда это происходит, многие дети не рассказывают своим родителям об инциденте, поэтому необходимо следить за возможными предупреждающими сигналами и косвенными признаками, такими как необъяснимые порезы, царапины, ушибы, синяки, отсутствующая или порванная одежда, частые жалобы на головную боль и боль в животе.

​Что необходимо делать: если вы подозреваете, что вашего ребенка подвергают физическому насилию, начните случайный разговор – спросите, как дела в школе, что происходило во время обеда или на перемене, по дороге домой. На основе ответов выясните у ребенка, вел ли кто-нибудь себя оскорбительно по отношению к нему. Старайтесь сдерживать эмоции. Подчеркните важность открытой, постоянной связи ребенка с вами, учителями или школьным психологом. Документируйте даты и время инцидентов, связанных с издевательствами, соответствующую реакцию вовлеченных лиц и действия, которые были предприняты. Не обращайтесь к родителям хулигана (хулиганов), чтобы разрешить проблему самостоятельно. Если физическое насилие над вашим ребенком продолжается и вам нужна дополнительная помощь за пределами школы, обратитесь в местные правоохранительные органы. Существуют законы о борьбе с запугиванием и домогательствами, которые предполагают оперативные корректирующие действия.

Социальный буллинг

Что это такое: социальное запугивание или буллинг с применением тактики изоляции предполагает, что кого-то намеренно не допускают к участию в работе группы, будь то трапеза за обеденным столом, игра, занятие спортом или общественная деятельность.

Пример: группа девочек в танцевальном классе обсуждает вечеринку в выходные и обменивается фотографиями, не обращая при этом никакого внимания на одну девочку, которую они решили не приглашать, делая вид, что ее не существует.

Характерные признаки: следите за изменениями настроения своего ребенка, его нежеланием поддерживать участие в компании сверстников, и бо́льшим, чем обычно стремлением к одиночеству. Девочки чаще, чем мальчики, испытывают социальную изоляцию, невербальное или эмоциональное запугивание. Душевная боль от такого вида буллинга может быть такой же сильной, как от физического насилия, и длиться намного дольше.

​Что необходимо делать: используйте вечернее время, чтобы поговорить с детьми о том, как прошел их день. Помогайте им во всем искать положительные моменты, обращайте внимание на хорошие качества детей и убедитесь, что они знают, что есть люди, которые их любят и всегда готовы позаботиться о них. Сосредоточьтесь на развитии их талантов и интересов к музыке, искусству, спорту, чтению и внешкольным мероприятиям, чтобы ваши дети могли строить взаимоотношения вне школы.

Кибербуллинг

Что это такое: заключается в обвинении кого-либо с использованием оскорбительных слов, лжи и неправдивых слухов с помощью электронной почты, текстовых сообщений и сообщений в социальных сетях. Сексистские, расистские и другие подобного рода сообщения создают враждебную атмосферу, даже если не направлены непосредственно на ребенка.

Характерные признаки: следите за тем, проводит ли ваш ребенок больше времени в интернете, чем раньше, бывает ли при этом грустным и тревожным. Даже если он читает неприятные сообщения на своем компьютере, в телефоне или планшете, это может быть его единственным способом социализации. Также обращайте внимание, есть ли у ребенка проблемы со сном, просит ли он остаться дома и не ходить в школу, или отказывается от любимых занятий.

​Что необходимо делать: сообщения оскорбительного характера могут распространяться анонимно и быстро, что приводит к круглосуточному киберзапугиванию, поэтому сначала установите домашние правила пользования интернетом. Договоритесь с ребенком о соответствующих его возрасту временных ограничениях. Будьте в курсе популярных и потенциально оскорбительных сайтов, приложений и цифровых устройств, прежде чем ваш ребенок начнет использовать их. Дайте ребенку знать, что вы намерены отслеживать его деятельность в сети. Скажите ему о том, что, если он подвергается киберзапугиванию, он не должен втягиваться, реагировать или провоцировать обидчика. Вместо этого ему необходимо сообщить о кибурзапугивании вам, чтобы вы смогли распечатать провокационные сообщения, включая даты и время их получения. Сообщите о киберзапугивании в школу и интернет-провайдеру. Если кибербуллинг обостряется и содержит угрозы и сообщения явного сексуального характера, свяжитесь с местными правоохранительными органами.

Как начать говорить о буллинге

Если ребенок сообщает вам о том, что он или еще кто-то подвергается издевательствам, буллингу, поддержите его, похвалите ребенка за то, что он набрался смелости и рассказал вам об этом, и соберите информацию (при этом не стоит сердиться и обвинять самого ребенка). Подчеркните разницу между доносом, с целью просто доставить кому-то неприятность, и откровенным разговором со взрослым человеком, который может помочь.

Еще один из способов начать говорить с ребенком о буллинге – это совместный семейный просмотр фильмов соответствующей тематики, так называемая фильмотерапия. Вот список фильмов

Школьная травля, или буллинг, - одна из самых распространенных форм психологического насилия, которая, тем не менее, до сих пор воспринимается как нечто естественное и нормальное. Согласно по теме школьного буллинга, в среднем каждый третий подросток в возрасте от 12 до 18 лет становится участником травли в той или иной роли, в то же время кибербуллинг (травля в интернете. - Прим. ред. ) менее распространен - с ним сталкиваются 15% подростков.

Как правило, такой опыт не проходит бесследно. медицинских последствий травли отмечается, что бывшие жертвы чаще страдают в зрелом возрасте агорафобией (боязнь открытых пространств. - Прим. ред. ), тревожными расстройствами и паническими атаками. У чистых агрессоров наблюдается повышенный риск диссоциального расстройства личности, которое характеризуется импульсивностью, агрессивностью, игнорированием социальных норм и проблем с формированием привязанности. «Афиша Daily» узнала у бывших жертв школьной травли, что им пришлось пережить, и спросила у зачинщиков, зачем они это делали.

Алиса, 20 лет

«Мне кричали в спину, что я лесбиянка, а потом игнорировали»

Меня с детства называли полной, хотя у меня был только по-детски пухлый живот, за который и дразнили. Одно из ранних школьных воспоминаний: я подстриглась, вышла к доске, а меня засмеяли. В начальной школе я во всем хотела быть первой: петь, танцевать, читать стихи. Но в постановки меня всегда брали последней или не брали вообще. Впрочем, настоящие проблемы начались в 8-м классе, когда моя семья переехала из Красноярска в Сочи и я пошла там в престижную школу.

Я влюбилась в девушку - это казалось странным, хотя чувства были взаимными. Я поделилась с подругой, а она рассказала своему парню-гопнику, после чего о моих отношениях узнали все.

Еще надо мной «шутили»: выбрасывали учебники из окна, клали бычки в портфель, писали записки про меня

Каждое утро по дороге в школу я проходила мимо площадки, где тусила компания с гопником-заводилой, и мне кричали в спину: «Эй, лесбиянка, может, тебе девочку вызвать?» Каждый раз, собираясь в школу, я думала: «Хоть бы никого не встретить, просто дойти до класса и сесть за парту». Я стала часто опаздывать на первый урок. Но все равно, даже если я заходила в класс после звонка, одноклассники поворачивались ко мне и кто-нибудь обзывался - на учителя внимания никто не обращал.

Во время перемен я не выходила одна из класса - только если за компанию с кем-нибудь. Но в какой-то момент со мной перестали общаться вообще все. Бойкота никто не объявлял - просто перестали разговаривать. Например, я задаю вопрос - а меня в ответ игнорируют или обзывают. Еще надо мной «шутили»: выбрасывали учебники из окна, клали бычки в портфель, писали записки про меня. Однажды я шла с мамой - и мне плевали в спину.

С главным обидчиком, заводилой, мы жили в одном подъезде. Наедине он меня не унижал, но когда я спросила его, почему он издевается надо мной, он сказал, что это потому, что я живу неправильно, не по понятиям. Когда я спросила, кто эти понятия определяет, он ответил, что если я живу в обществе, то должна соответствовать.

Со мной продолжала общаться только одна одноклассница. Мы жили в одном подъезде, и после школы она звонила и приглашала в гости, и я почему-то шла, хотя в школе она тоже меня не замечала. Видимо, боялась, что и ее травить начнут.

В нашем классе были и другие ребята, над которыми жестоко подшучивали одноклассники. Как правило, приходили их родители и выясняли отношения, и на этом примере я поняла, что родителей нельзя втягивать в конфликт: они уйдут, а я останусь наедине с обидчиками.

Бывало, я прогуливала уроки, шла на площадку, покупала себе бутылку пива и в одиночестве пила

В 9-м классе стало еще хуже. Я сидела на задней парте в наушниках, на голове - капюшон. Или вторая поза - лицом утыкалась в сложенные на парте руки. Бывало, я прогуливала уроки, шла на площадку, покупала себе бутылку пива и в одиночестве пила. Я прогуляла в 9-м классе примерно месяц - учителя маме даже записки не написали, они вообще писали только тогда, когда надо было сдать деньги. Учеба меня не интересовала совершенно: все кругом занимались с репетиторами, у меня же были двойки, и мне было все равно.

Я стала смелее: начала писать им, что они сломали мне жизнь и превратили ее в ад. Они отвечали, что это были всего лишь шутки

Однажды я на месяц уехала в Красноярск. И тогда одноклассница взломала мою страницу в «ВКонтакте» и написала на моей стене, что я лесбиянка. Я не стала выяснять отношения, просто удалила запись, но взлом страницы - это прямо совсем перебор.

Учиться я начала, только когда вернулась в Красноярск. После переезда одноклассники из Сочи начали добавляться ко мне в друзья. Я стала смелее: начала писать им, что они сломали мне жизнь и превратили ее в ад. Они отвечали, что это были всего лишь шутки.

В новой школе я скрывала свою ориентацию - смириться с тем, что мне нравятся и мальчики, и девочки, я не могла до 11-го класса. Однажды я начала встречаться с одноклассницей и как-то в переписке с одноклассником описалась, что у меня есть «она» вместо «он». Одноклассник в курилке пристал: «Ну, рассказывай». А я так боялась повторения травли, меня трясло, но от страха я внезапно выложила все. Он посмотрел на меня: «Ну и что? Это твоя жизнь, делай что хочешь». Так же спокойно отнеслись и другие одноклассники. Это помогло мне принять себя.

Елена, 30 лет

«Я была главным врагом «нормальных» девочек»

Я училась в селе, в Ленинградской области. В классе было 25 человек - мальчиков и девочек примерно поровну. В начальной школе я не особенно старалась, и моя мама сказала, что не против, если я учиться не буду совсем, потому что дояркой она меня всегда устроит. Я так испугалась, что стала отличницей и оставалась ею до конца одиннадцатого класса.

Проблемы появились в 6-м классе, когда начался пубертатный период. Одни девочки созрели раньше: начали краситься, ходить на дискотеки и встречаться с мальчиками - то есть стали «нормальными» девочками. Таких в классе было всего две, зато у них была целая свита, которая хотела соответствовать. А другие - я и еще три или четыре неудачницы - стали «ненормальными». Я хорошо училась, а к дискотекам была равнодушна, к тому же возмущалась этой иерархией, поэтому попала в немилость и стала главным врагом «нормальных» девочек.

Оскорбления были стандартными: заучка, ботаник, а еще почему-то меня иногда называли фисташкой. Сейчас все эти ругательства кажутся глупыми и детскими, но тогда это задевало. Еще у меня постоянно пытались списать, а если я отказывала, то травля усиливалась. Однажды я дала списать, а потом нашла у себя ошибку и исправила. В итоге получила более высокую оценку. После школы меня догнали две девочки, которые стали кричать и толкать меня. Это было унизительно и обидно.

Учителя ко мне относились очень хорошо, потому что я была одной из немногих в нашей школе, кто хорошо учился, но о травле не догадывались. Я не показывала вида, хорошо мне или плохо. В школе я почти ни с кем не общалась. Подруга была всего одна - такая же заучка, как и я. Мы поддерживали друг друга, и из-за этой дружбы я не чувствовала себя одинокой.

Практически всю школу меня сопровождало полное ощущение неуверенности в себе: в своей внешности, в том, как звучит голос

В девятом классе стало лучше. Приближались экзамены, все понимали, что после них класс разделится - многие уйдут в колледжи и техникумы. Мои обидчицы сами пришли мириться: «Ну что, будем общаться?» Я посмотрела на них и сказала: «Нет». В шестом классе я бы радовалась их инициативе, а в девятом, когда по школьным меркам прошла целая вечность, дружба с ними мне была уже не нужна. Нейтральным наше общение стало только во время экзаменов.

Потом я перешла в более сильную математическую школу, и с одной из главных обидчиц мы даже стали приятельницами. В 11-м классе она передо мной извинилась: «Я не знаю, что на меня нашло - гормоны, мальчики. Прости». Сейчас я думаю, что, возможно, она возненавидела меня потому, что я понравилась, сама того не зная, симпатичному ей мальчику.

Практически всю школу меня сопровождало полное ощущение неуверенности в себе: в своей внешности, в том, как звучит голос. Преследовал страх, что я делаю что-то не так. Наверное, это до конца не ушло. Если я вливаюсь в новый коллектив, то веду себя очень тихо: сижу и молчу. Еще мне до сих пор проще общаться с мальчиками, а с девочками отношения строить трудно. Возможно, поэтому мне интересны виды спорта, где девочек не очень много: бег на длинные дистанции, триатлон и мультиспорт.

Анна, 28 лет

«Я считала, что имею право унижать одноклассника только потому, что он противный»

Я жила в Москве, а училась в Подмосковье. Школа была платной и престижной, и я была там новенькой, но у меня была поддержка - одноклассник. Наши мамы дружили, а он перешел в школу за несколько месяцев до меня и уже завоевал авторитет. В третьем классе к нам пришел мальчик: худой, неприятный, странный, от него всегда пахло табаком, а еще поговаривали, что он курил в свои 9 лет. Его волосы были жирными - казалось, что он не моет голову. И мы с другом начали над ним издеваться. Я не помню наших шуток, но мне казалось, что я имею право его унижать, потому что он был противным.

А потом я взяла и ударила мальчика лицом об стол: кажется, из носа потекла кровь, он заплакал, а мне стало стыдно

Однажды мы остались в классе втроем. Противный мальчик сидел за партой, перебирал свои тетради, а мы с другом ходили вокруг него и говорили какие-то гадости. Потом я запустила руки в волосы мальчика и стала чуть ли не вырывать их - мне даже нравилось, что ему больно. А потом я взяла и ударила мальчика лицом об стол: кажется, из носа потекла кровь, он заплакал, а мне стало стыдно. Я поняла, что я плохая, что я жестокая, а он хоть и противный, но слабый. До этого момента я всегда гордилась тем, что не боялась драться с мальчиками, что была сильной и побеждала, что защищала слабых. А тут я поняла, что хуже всех, что я злая.

Слабого мальчика скоро выгнали из школы: кажется, его родители скрыли какое-то психическое заболевание, которое никак не сочеталось с учебой в престижной школе. В последний день, когда родители уводили его, он плакал и кричал мне при всем классе, что я буду следующей. Так и произошло, кстати. То ли в конце восьмого, то ли в начале девятого класса травили уже меня - за стукачество. Я почему-то решила, что решать конфликты нужно не дракой, а привлечением взрослых, и сказала учителю, что меня обидели. Заводилой в травле стал мой бывший коллега по издевательствам.

Уже взрослой я пыталась найти в соцсетях мальчика, над которым издевалась, и извиниться, но я даже фамилии его толком не помню, хотя хорошо помню запах и красное заплаканное лицо. Этот опыт повлиял на меня таким образом, что я не могу смотреть, как бьют людей, даже понарошку. И злобных комментариев я тоже нигде не пишу.

Николай, 36 лет

«Мы издевались над всеми слабыми ребятами»

Я учился в сельской школе, и мы издевались над забитыми и слабохарактерными людьми. В школе драки были нормой. Я дрался каждый день - не всегда побеждал, но все равно все знали, что лезть ко мне не стоит. А кто-то не мог дать отпор, защитить себя - вот над такими и подтрунивали. Им мимоходом могли доставаться подзатыльники, но в основном унижения были моральные: мелкие поручения и обзывательства.

Например, у нас был парень по кличке Рыба - он мало ел и был очень худым. Часто мы приходили на обед и говорили: «Рыба, ты сегодня в пролете» - и забирали его порцию. Он пожимал плечами, пил чай и уходил. Сейчас об этом стыдно вспоминать, особенно из-за того, что Рыба умер от пневмонии пару лет назад.

Кого-то, например, просили перенести портфель в другой класс. Кому-то в портфель накладывали червяков, опарышей, личинок огромных жуков - их мы выкапывали в школьном огороде. Были еще и совсем детские шутки: намажешь руки мелом и хлопнешь по спине.

Мой товарищ так задавил двух некрасивых одноклассниц, что они обращались к нему только со словами «мой господин»

Тогда была мода - ходить в школу с дипломатами. И вот мой друг взял дрель на уроке труда и просверлил несколько дырок в дипломате одного мальчика, сказав: «Катафоты (светоотражатели, которые, например, часто крепятся на велосипед. - Прим. ред. ) вставишь, будешь ходить и светиться».

Был еще огромный парень Бен - добродушный, сильный. Он был единственным, кого били втроем, а не один на один, как было принято. Просто он был такой большой, что в одиночку с ним было не справиться. При этом Бен вообще не сопротивлялся - просто отходил в сторону, сдачи не давал.

В нашем классе было трое заводил, и я не был самым-самым. Например, я никогда не издевался над девочками, а вот мой товарищ так задавил двух некрасивых одноклассниц, что они обращались к нему только со словами «мой господин».

Еще была одна у нас развитая не по годам девочка с большой грудью. Она сидела как раз перед моим товарищем, и он оттягивал застежку ее лифчика и отпускал - поясом бюстгальтера ее било по спине. Она злилась, жаловалась, а однажды взяла четыре учебника в руки и с разворота дала ему ими по голове.

Почему мы это делали? Тогда это казалось естественным и нормальным, а нам было интересно. Стадное чувство. Наверное, это неправильно. Но, с другой стороны, общество жестоко, детское общество ожесточеннее втройне: не ты - так тебя, нужно уметь заслужить авторитет.

Александра Бочавер

Кандидат психологических наук, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ

Травля, или буллинг, - это регулярное целенаправленное агрессивное поведение по отношению к кому-то в условиях неравенства силы или власти. Она встречается в любом коллективе (тюремном, армейском, школьном), куда людей определили не потому, что они хотят там быть, а по какому-то случайному признаку, например возрасту.

Буллинг - это социальный инструмент, который позволяет выстроить иерархию, распределить статусы и разрешить неопределенность. Занимающий лидирующую позицию агрессор повышает статус через использование физического или социального превосходства - например, через унижение и побои. При этом кто-то становится объектом преследования и занимает самую низкостатусную позицию, а все остальные размещаются в промежутке между ним и агрессором и более-менее успокаиваются. Такая определенность предоставляет безопасное пространство для всех, кроме тех, за чей счет это происходит.

Исследования Дана Ольвеуса (норвежский психолог, специализирующийся на теме школьной травли. - Прим. ред. ) и других психологов показывают, что травля вредна для всех ее участников. Чем дольше длится буллинг и чем меньше ему противостоят дети и взрослые, тем более привычным, нормативным для всех его участников он становится.

Ребенок, которого обижают, привыкает к унижениям, начинает думать, что он недостоин более уважительного отношения, он не рассчитывает на признание со стороны сверстников, поэтому у него снижается самооценка, из-за чего могут проявляться также психосоматические симптомы.

Ребенок, занимающийся буллингом, понимает, что насилие сходит ему с рук, и не учится выстраивать отношения другим образом: агрессия может становиться его основным методом взаимодействия с миром, и у него появляется убеждение, что прав тот, у кого сила, а сила может быть не обязательно физической, это также власть, статус, богатство родителей и так далее. Соответственно, такой ребенок старается удержать власть за собой, а при встрече с кем-то более высокостатусным ожидает подавления и унижения в свой адрес.

Непрекращающаяся травля негативно действует и на свидетелей этих эпизодов, потому что они выбирают не противодействовать, поскольку их пугает перспектива оказаться на месте жертвы. В то же время они нередко переживают стыд за свое бездействие.

Травля обычно начинается в начальной школе, ее пик приходится на возраст младших подростков - 10–12 лет, а потом идет на спад. По-разному травля происходит у мальчиков и девочек. Мальчики чаще используют вербальную и физическую агрессию, а девочки - косвенную, например, распространяют унизительные слухи.

Учителя не всегда справляются с ситуациями буллинга: отчасти они не воспринимают это как свою задачу, потому что их этому не учили. Вроде бы классный руководитель должен отвечать за психологический климат в классе, но часто он не владеет необходимыми для этого инструментами, компетентностью, мотивацией. Некоторым учителям может быть даже удобно, когда в классе есть козел отпущения: дети на нем вымещают агрессию, а учитель в этом случае не становится объектом негативного внимания. Кроме того, акцент на экзаменах оставляет все меньше времени и сил на выстраивание личных отношений с учениками. Притом что дети очень много времени проводят в школе и нуждаются в отношениях со сверстниками и учителями, а такой «конвейер» повышает эмоциональное напряжение.

Для того чтобы вовремя включиться в ситуацию, родителям нужно в целом быть в курсе, что у ребенка происходит с друзьями в школе: созванивается ли он с одноклассниками, переписывается ли в соцсетях, ходит ли в гости, общается ли в чатах. Если все это есть - значит, в классе у ребенка все в порядке. Если же ребенок ходит один, грустит, ему не у кого спросить домашнее задание, некого пригласить на день рождения, то важно понять, что происходит. Не факт, что это травля, - могут быть и другие сложности. В любом случае родителю полезно представлять, как примерно устроены отношения в классе, обсуждать их с ребенком, интересоваться ими не только в момент, когда все становится сложно.

Для подростков очень важны статусы. Оптимально, когда ребенок имеет разный опыт в разных группах и понимает многомерность отношений: скажем, в классе его ценят за то, что он хорошо рисует, а на физкультуре он не лучший. Для любого ребенка важен опыт успешности, и не каждый может получить его в школе: хорошо, когда для этого есть дополнительные среды - секции, кружки, группы по интересам.

Также важную роль играет интернет. С одной стороны, он может стать ресурсом для тех, у кого очное общение не складывается по каким-то причинам. С другой стороны, он становится и новой средой для всевозможной агрессии, в частности - травли. Кибербуллинг отчасти схож с традиционной травлей, но имеет и ряд отличий. Например, при очной травле ребенок знает, что есть опасное пространство (школьный автобус, класс, туалет), которого лучше избегать. При кибербуллинге жертва не знает, когда она подвергнется нападению, не понимает, кто обидчик и какая информация о жертве ему доступна, - то есть он находится в ситуации уязвимости везде и круглосуточно.

Для того чтобы прекратить буллинг в школьном классе, нужна согласованная активность учителей, школьного психолога и поддержка родителей. Справиться с последствиями травли и помочь ребенку вне школы может психолог - на индивидуальных встречах, тренингах или в рамках подростковой психотерапевтической группы, где в безопасной обстановке можно обсуждать школьные ситуации и учиться новым способам поведения.

В советское время о травле было не принято говорить. Травля вообще достаточно новый термин в психологии образования, хотя как явление она была всегда. Существует ряд мифов о том, почему она полезна, но в целом сейчас довольно много говорят о насилии и противодействии насилию, поэтому и с травлей ситуация должна поменяться.

Термин «буллинг» - что это такое? В переводе с английского он означает хулиганство. Буллинг - это многократное негативное на человека. Это происходит не только в школах, но и на работе. В результате человек, на которого направлено негативное воздействие, начинает испытывать постоянный стресс. И как результат - вынужден менять место учебы или работы. Школьный буллинг отличается своей жестокостью, непримиримостью. И его стоит рассматривать отдельно.

Внешнее проявление буллинга

Внешне буллинг проявляется в необоснованно пренебрежительном и высокомерном отношении к человеку (сотруднику, ученику). Вся его инициатива ставится под сомнение и жестко высмеивается. Так же как высказывания и любые действия. Все это попадает под язвительную критику.

Буллинг как травля коллегой, начальником

Человек, занимающийся буллингом, пытается доказать, что его жертва глупа и бесполезна для коллектива. Он может дойти до открытых унижений, обидных обвинений и оскорблений. Нападающий не всегда является коллегой, он может быть и начальником жертвы.

Со стороны руководителя проявление буллинга лишь показывает его некомпетентность и неумение заниматься управленческой деятельностью. За нападением скрываются профнепригодность и неполноценность, которые определяются степенью травли. В случае если буллингом занимается обычный сотрудник - это самоутверждение за чужой счет.

Такой травле противостоять очень трудно. Коллеги чаще всего принимают нейтральную позицию, и редко кто начинает вступаться за жертву, не желая вмешиваться в чужие отношения. Иногда сотрудники поддерживают нападающего, присоединяются к его издевательствам. Особенно если буллингом занимается начальник.

Почему люди занимаются буллингом?

Буллинг - это которое помогает скрывать свою несостоятельность путем направления агрессии на другого человека. Страх показать собственную неполноценность. Нападающий пытается таким образом скрыть свои слабости. Чаще всего это озлобленный человек, некомпетентный в работе.

Иногда к нему присоединяются другие сотрудники. Это означает, что часть вышеперечисленных качеств существует и у них. Но если нападающий - начальник, то поддержка его действий может быть проявлением страха потерять работу.

Противостояние буллингу

Направленный на человека открытый негативный психологический пресс, травля - это и есть буллинг. Понятие причины, почему так поступает отдельный индивидуум или группа людей, поможет выбрать верный способ противостояния.

В первую очередь жертве нельзя поддаваться этому давлению, паниковать - следует постараться сохранить спокойствие. И понять причину буллинга. Их может быть много - личная неприязнь, давний конфликт, желание получить должность жертвы и т. д. В зависимости от этого попробовать выработать тактику поведения в отношении нападающего.

Если самостоятельно справиться не получается, можно попробовать обратиться к руководству. Попросить о переводе в другой отдел или филиал. Если таких вариантов нет и сил противостоять натиску нападающего не осталось - проще сменить работу. Свои нервы и здоровье намного важнее.

Как жертве противостоять буллингу

Буллинг - что это такое? Иными словами- постоянная психологическая травля, направленная на одного человека или группу людей. Противостоять буллингу можно. Психологи предлагают несколько вариантов решения этой проблемы:

  • работать так, чтобы невозможно было упрекнуть в профессионализме;
  • не отвечать нападающему тем же и постараться не реагировать на язвительные замечания и оскорбления;
  • не допускать срыва в виде крика, открытого словесного конфликта, скандалов и хамства (это только показывает бессилие жертвы);
  • найти единомышленников (возможно, некоторые уже ранее подвергались такой травле);
  • вычислить коллег, которые испытывают антипатию по отношению к агрессору, и постараться найти с ними общий язык;
  • просчитывать каждый шаг и действие.

Почему на работе появляется буллинг?

Буллинг - что это такое? Простыми словами - негативное психологическое воздействие на человека, во время которого его открыто унижают, оскорбляют, критикуют и все это делается в язвительном тоне.

Чаще всего буллинг возникает в среде рядовых сотрудников. Хотя может быть направлен и на отдельных клиентов компании. Менеджеры иногда злоупотребляют своим положением, и нередки случаи, когда их в этом поддерживают даже управляющие.

По проведенным исследованиям было выяснено, что жертвами буллинга чаще всего становятся покорные, слабые и скромные работники. Эти качества способны вызвать к ним антипатию коллег или начальства. Но и напористые и успешные сотрудники также могут подвергнуться психологической травле, вызвав у других зависть.

Руководители, способные на буллинг, - плохие управленцы, недостаточно компетентные для высоких должностей, так как не умеют справляться с гневом, не имеют коммуникативных и социальных навыков. Такой психологической травлей они просто стремятся сохранить свое могущество. Для этого не брезгуют оскорблениями и унижениями в адрес сотрудников.

Буллинг на работе может возникнуть и из-за неудобных рабочих мест, тесноты помещения, плохого оборудования и условий труда. Давление на сотрудников для повышения производительности в этих случаях в большинстве своем вызывает грызню в коллективе. А это может быть началом проявления буллинга.

Буллинг - это последствие расстройства психики

Психологами были проведены исследования, в результате которых установили связь между буллингом и расстройством личности. Всего существует 11 типов нарушений психики. Из них 3 чаще всего встречаются не у преступников, а у руководителей организаций:

  • театральное расстройство - характеризуется неискренностью, манипуляциями, эгоцентризмом и повышенной потребностью во внимании;
  • нарциссическое - отличается отсутствием сочувствия и понимания, превосходством над другими людьми;
  • обсессивно-компульсивное - характеризуется перфекционизмом, упрямством, диктаторством, жестокостью и чрезмерной преданностью работе.

Способы травли человека, применяемые в буллинге

Есть несколько ключевых форм буллинга. Они проявляются агрессивно, безосновательно, постоянно и с чрезмерной настойчивостью. На работе буллинг может быть в виде:


Влияние буллинга на производительность сотрудников и работу предприятия

Буллинг - это длительное агрессивное психологическое (реже физическое) давление на другого человека. Оно отрицательно влияет на работу коллектива в целом и на качество труда сотрудника, на которого направлена такая травля, в частности. Одним из негативных последствий для него будет стресс. С помощью буллинга человека иногда доводят до самоубийства.

Свидетели травли получают свою дозу негатива. Обстановка на работе становится накаленной, и они стараются перейти на другое место. В результате организация может потерять высококвалифицированных сотрудников. Появляются судебные процессы, прогулы, ошибки в работе и т. д.

Буллинг в школах

Школьный буллинг - что это за явление? Иными словами - агрессивная психологическая и физическая травля одного ребенка другим (или группой лиц). В основном это явление начинает проявляться с 11 лет. Нередко происходит не только психологическое давление, но и случаются избиения. Сплетни, обзывания и язвительные шутки называют моббингом.

Почти 50% детей в России становятся объектами буллинга. В начальных классах он может проявляться в виде школьного рэкета (отнимание у жертвы мобильников, денег и т. д.). В возрасте от 11 до 15 лет начинаются язвительные насмешки, унижения, бойкоты. В результате ребенок-жертва испытывает чувство безысходности, одиночество, боль.

Буллинг всегда начинает один ребенок. Затем к нему присоединяются другие. Если жертва не сопротивляется и учитель не пытается остановить травлю, никто не вступается за страдающего ребенка. Иногда сочувствие к нему меняется на равнодушие и раздражение.

В школах, где делается акцент на воспитание человеческого достоинства, буллинг встречается редко. В отличие от учебных заведений, где все пущено на самотек.

Подвергнуться буллингу могут даже сильные школьники, если на них давит группа одноклассников или других детей. Часто жертвы сами неосознанно провоцируют нападающих. Например, их неопрятный внешний вид, повышенная чувствительность и ранимость, также это могут быть любимчики учителей. А также дети, разительно отличающиеся чем-то от одноклассников.

Буллинг - что это такое и как проявляется?Термин можно описать как длительную агрессию, направленную на другого человека. Буллерами становятся школьники, у которых нет уважения к родителям или взрослым. Таким часто не хватает внимания и понимания. Своими действиями они пытаются добиться, чтобы их заметили. Некоторые выплескивают тоску по родительской любви, которой нет, на других детей.

У большинства буллеров преобладают нарциссические черты характера. Эти дети не имеют чувства собственного достоинства и самоутверждаются за чужой счет. Первые тревожные сигналы о том, что ребенок может стать буллером, - это явный эгоизм, агрессия и расстройство психики.




Top