Бумажная кукла в национальный костюм народов поволжья. Кукла оберег своими руками: мастер класс в русском стиле

Нина Радаева
Мастер-класс «Традиции народов Поволжья. Мордовский национальный костюм»

Для детей ознакомление с традициями , культурой своего народа – это мир ярких впечатлений, источник познания и развития. И чем раньше этот мир станет ближе и понятней ребенку, тем вероятнее, что у него сформируется потребность пополнять свои знания, уважать культуру и обычаи общества, что, несомненно, будет являться фактором его духовного становления.

В условиях поликультурного региона, каким и является Поволжье , образование должно строится как этнокультурная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур , воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа , но и к культуре других народов .

Самарская область является многонациональным субъектом РФ и возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области различных культур, стремление и готовность к межкультурному диалогу. И дошкольное образование является первым звеном в этой работе.

Установлено, что дети способны воспринимать культуру разных народов . Яркие впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь.

Этот факт актуализирует изучаемую тему.

Главной целью нашей работы стало создание педагогических условий, способствующих приобщению детей к истокам народной культуры через ознакомление с куклами народов Поволжья .

Исходя из поставленной цели, наметили задачи :

Сформировать первоначальные представления о традициях и обычаях народов Поволжья у детей младшего дошкольного возраста;

Спроектировать предметно–развивающую среду, способную расширить представления детей об истории происхождения кукол, о типах народных кукол , об особенностях каждого типа, о значении каждой куклы. Познакомить с особенностями национальных костюмов народов Поволжья ;

Вовлечь родителей (законных представителей, как активных участников образовательных отношений, в процесс, обеспечивающий приобщение детей к истокам народной культуры ;

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям .

В результате целенаправленной работы разработана система педагогических условий, обеспечивающая приобщение детей к истокам народной культуры через народную куклу :

Взаимодействие всех субъектов образовательных отношений : дети–воспитатели - родители.

- создание мини–музея : Куклы народов Поволжья , атмосферы национального быта , присутствие в окружающей обстановке предметов народного искусства .

Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (познавательная, изобразительная, музыкальная, сюжетно–ролевая, театрализованная).

Материалы и инструменты

Для работы понадобятся :

Плотная, белая ткань прямоугольной формы,

3 лоскутка цветной ткани,

Цветные нитки,

Нитки для вязания,

Кружево, тесьма, лента атласная,

Синтепон или вата

1. Возьмите лист белого картона размером А4, сверните в трубочку, затем обмотайте ниткой в начале, в середине и в конце.

2. Положите скрутку на белую ткань прямоугольной формы и скатайте в трубочку, затем обмотайте ниткой в начале, в середине и в конце. Это будет туловище куклы.

3. Положите скрутку сверху на прямоугольную ткань белого цвета. Скатайте вату в шарик, положите на скрутку и сложите ткань пополам, затем обмотайте ниткой. Это будет голова куклы.

4. Концы ткани разрежьте ножницами, заплетите в косички.

5. Согните косички и обмотайте ниткой. Это будут руки куклы.

6. Возьмите цветную красную ткань и обверните вокруг куклы. Сверху обмотайте ниткой. Это будет платье куклы.

7. Сверху на платье наложите фартук из шитья и обмотайте ниткой.

8. На голову сшейте платок, украшенный тесьмой. Кукла в мордовском национальном костюме готова !

Публикации по теме:

«Ярмарка сказок» народов Поволжья «Ярмарка сказок» народов Поволжья Музыкальный руководитель Романович Елена Альбертовна 2017 год.

«Мордовский национальный костюм». Тематическое музыкальное занятие в подготовительной группе в рамках темы «Мой родной край» МБДОУ «Детство» Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад» Мордовский национальный костюм Тематическое занятие в подготовительной.

Фестиваль народов Поволжья Сценарий фестиваля народов Поволжья «У бабушки в деревне» Цель: формирование творческой личности, гражданина своей страны, ориентированного.

Между Волгой и Уралом Мы одной семьей живем. И Россию мы недаром Нашей матушкой зовем. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет праздника «Национальный.

В нашей группе есть уголок посвящённый нашей республике-Мордовии. Мы знакомим детей с культурным наследием, традициями, обычаями, обрядами.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Башкирский национальный костюм» Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Башкирский национальный костюм» Программное.

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ИТ «Традиции народов Среднего Поволжья» АНО ДО «Планета детства «Лада» Детский сад №182»Золотой ключик» Г о Тольятти Конспект Непосредственно образовательной деятельности.

2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Что означает слово «кукла»?...............................................................................................1
Как появилась кукла? ……………………………………………………………………..1­3
Куклы ­ обереги……………………………………………………....................................3
Игровые куклы…………………………………………………………………………..... 3
Обрядовые куклы………………………………………………..…………………………4
Куклы в нашей семье………………………………………………....................................4
Куклы чувашского народа................................................................................................... 5
Технология изготовления народной куклы………………………………………………6
Заключение………………………………………………………………………………….7
Список используемых источников………………………………………………………...8
Приложения.

Введение.
«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» ­ гласит народная мудрость. В
куклы дети играли раньше, играют сегодня и будут играть всегда. О кукле можно
заботиться, любить, возить в коляске, заворачивать, укачивать, наряжать. Она
может стать подружкой, сестрой, дочкой.
Думаю, что нет ни одной девочки, которая не любила бы играть в куклы. У наших
предков не было в детстве столько игрушек, сколько у современных детей. Зато их
игрушки были особенные, волшебные, сделанные мамиными, бабушкиными руками
из натуральных материалов: ткани, дерева, травы, соломы, ниток. Народные куклы
бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с
традиционными приёмами их изготовления.
Что означает слово «кукла»?
В словаре Сергея Ивановича Ожегова объясняется, что кукла – это детская
игрушка в виде фигурки человека.
У Дмитрия Николаевича Ушакова слово «кукла» значится как подобие человека,
животного, сделанное из какого­нибудь материала для забавы детей или для
театральных представлений.
По мнению других учёных, это любая фигурка человека, даже если она не является
детской игрушкой.
Как появилась кукла?
Существуют мифы и легенды о появлении куклы. Если верить мифам, кукла
появилась даже раньше людей. Мифы о том, как боги из разных материалов делали
кукол, а те превращались в людей, встречаются у японцев, китайцев, индийцев.
В музеях мира хранится множество фигурок, выполненных из глины, камня, рога и
кости ещё в каменном веке. Это предшественники кукол­игрушек: идолы,

истуканы, кумиры, божества. Игрушки, употребляемые детьми простого народа, в
России немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском
быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца,

В книге И.Н Котова, А.С. Котова. «Русские обряды и традиции. Народная
баночки,
далее.
так

и
кукла» написано, что самые первые куклы делались из золы. Делали кукол не
только из тряпок, а из глины, дерева, кости, соломы, ниток и даже из сыра. Однако
все народные куклы были похожи в одном: у них не было лица, просто белый
лоскут без обозначения глаз, носа, рта и ушей.
Традиционная народная кукла появилась на Руси более 1000 лет тому назад. Это
подтверждается раскопками под Новгородом. На Руси было поверье: если
изготовить для семьи такую куклу, то она способна защищать и охранять всех
членов семьи. Сначала у народной чувашской куклы было предназначение
оберегать семью, а немного позже деревенские девочки стали играть с этими
куклами. Чувашские дети изготавливали куклы из подручного материала: соломы,
глины, холста, нитки, дерева, лыка. Это зависело от того, чем занимались в данный
момент их родители. Например, если отец плел лапти, девочки играли в куклы,
используя колоды для лаптей. Если в семье было несколько детей, то на каждого
из них имелась колода по размеру ноги. Таким образом, девочки изготавливали
кукол ­ пеленашек разного объема, которые напоминали русских матрешек. Своих
кукол девочка катала по полу в только что сделанных лаптях. Для этого отец
готовил из лыка красивого коня. Во время работы с деревом отец или старшие в
семье готовили для детей игрушки из дерева. Деревянная кукла украшалась
чувашским вырезным орнаментом. Примечательно, что Андриан Николаев с собой
в космос брал деревянную куклу, расписанную чувашским орнаментом.
Глиняные игрушки в большинстве случаев изготавливались самими детьми в
весеннее и летнее времена года. Они долго не хранились, так как не обжигались, а
сушились на солнце. Куклы­божества из глины готовились мастерами ­ ваятелями,
поэтому очень отличались от детских работ.

Соломенные игрушки изготавливались круглый год. Даже зимой печка топилась
соломой, занесенной из холода в тепло, она размягчалась и являлась прекрасным
материалом для детского творчества. Соломенных кукол у девочек было много и
они наряжали их, показывая свое творчество. Нужно отметить, что из соломы
делались и игрушки­обереги. Они вешались на потолок, были легкими, а
золотистый цвет радовал глаз и являлся самым любимым цветом чувашей – цветом
солнца.
Куклы – обереги.
В глубокой древности куколка была человеку защитой от болезней, несчастий,
злых духов. Кукла берегла человека и была ему оберегом.
Кукла «Берегиня» ­ от слова "беречь", "оберег". Эту куклу традиционно ставили
напротив входной двери, выше головы людей, чтобы она встречала всех входящих
и не пускала злые силы в дом, охраняла семью от тёмных сил, ссор, болезней.
Пеленашка ­ древнейшая кукла­оберег. Куклу Пеленашку клали в колыбель к
ребёнку до крещения, как оберег от злых духов. Только после крещения куклу
убирали из колыбели. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.
Кубышка­травница – кукла, наполненная душистой лекарственной травой.
Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется
травяной дух, который отгонит духов болезни.
Игровые куклы
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и
свёрнутые.
К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались
очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и
скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой
шарик – голова, с помощью нитки прикреплённый к туловищу. Часто таких кукол
делали сами дети.
Зайчика на пальчик делали детям с трёх лет, чтобы они имели друга, собеседника.
Эту игрушку родители давали детям, когда уходили из дома, и если становилось

скучно или страшно, к зайчику можно было обратиться как к другу, поговорить с
ним, пожаловаться или просто поиграть.
Обрядовые куклы.
Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась
частица души. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе в красный угол.
Кукла Купавка ­ это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало
купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с
собой людские болезни и невзгоды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и
Ивана Купала.
Неразлучники. Куклы «Неразлучники» являются символом крепкого брачного
союза. Эти свадебные куклы имеют общую руку, которая является продолжением
руки другой куклы, что означает, совместно преодоление всех жизненных невзгод.
Для того чтобы в доме сытно было и богато, хозяйка дома делала куклу Зернушку.
Её делали после сбора урожая. В основе куклы ­ мешочек с зерном, собранным с
поля.
С куклой Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла ­ символ
солнца и добрых отношений в семье. Кукла Коляда изготавливалась из спила
дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находились хлеб и соль. За пояс был
заткнут веник, которым Коляда отгоняла нечистую силу.
Куклы в нашей семье.
В каждой семье из поколения в поколение дети играют в куклы. В нашей семье
тоже играли с куклами. Хочу привести в пример рассказ моей бабушки Федоровой
Светланы Николаевны (1951 года рождения). Послевоенное время деревенские
дети не имели покупных игрушек, приспосабливали любой подручный материал
для изготовления игрушек. Бабушка вспоминает о том, когда осенью в деревни
кололи свиней, из них варили холодец. Её мама, перебирала кости, приговаривала:
«Это косточка – Светлана, это ­ Наденька». Это она распределяла косточки для
игр детям. Из этих косточек бабушка с сестрами, «создавали»целые семьи: папу,

маму, дочек, сыночков. Они их раскрашивали, как бы одевали в одежду. Из
коробочек мастерили дома и куклы «ходили в гости друг другу».
У моей мамы были пластмассовые, резиновые куклы, в красивых платьях,
туфельках и с шикарными синтетическими причёсками.
Куклы чувашского народа.
Мажанова Лидия Николаевна, 1948 года рождения, проживающая в нашем селе
Нижняя Якушка, рассказала о технологии изготовлении чувашской куклы Йерех:
«Помню, когда я была девчонкой, мы с подружками делали кукол на палочке. За
основу брали палочку из рябиновой ветки, на которую насаживали скрутку из
лоскутков ткани. Лицо куклы иногда рисовали угольком из печки, но чаще
вышивали, используя традиционные приёмы народной вышивки. Одевали куклу в
белую холщовую рубаху, украшенную ручной вышивкой, поверх которой надевали
фартук. На голову куклы повязывали платок. Тряпичная кукла была самой
распространённой игрушкой среди чувашских девочек. Одна из самых любимых
игр ­ игра «в свадьбу»». Кукла – оберег чувашского народа Йерех. Обрядовая
кукла без лика. Как правило, лицо не обозначалось. Кукла без лица считалась
предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых
сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему
благополучие, здоровье, радость. Таким же образом изготавливались куклы­
обереги. Чуваши делали Йерех – духа покровителя семьи и хозяйства.
Чувашское слово йерех не только по произношению, но и по значению
тождественно армянскому ереха – «малютка, младенец, малыш». В 17­томном
словаре чувашского языка Николая Ивановича Ашмарина пукане – кукла.
Разбирая тряпичные куклы, Г.И.Дзенискевич обратила внимание на важную деталь:
йерех из тряпок в середине содержит неочищенный из коры прутик. «Платье
надето на остов, состоящий из обломка рябиновой ветки, вернее на прутик, на
одном конце которого привязана маленькая круглая голова, …на уровне плеч к

прутику привязан другой маленький поперечный прутик, к которому прикреплены
два тряпичных шарика, изображающих груди. На лице нет ни глаз, ни носа, ни рта;
вместо них имеется четыре накрест привязанные узкие соломенные полоски.
Верным представляется мнение Г.И. Дзенискевич о том, что древесная
основа (в форме креста) является вместилищем божества.
Сохранился йенчек – род кошелька, в котором женщины носят жертвенные деньги,
когда идут на поклонение йереху.
Одно из главных отличительных черт йерех является то, что создатели их,
придавая большое значение наряду богинь лишь в редких случаях подчеркивают
наличие у них ног. Указанная особенность характерна и для йерех, выполненных из
глины и дерева. Глиняные и деревянные куклы – наглядные образцы народной
скульптуры малой формы из твердого материала – были сотворены намного
раньше, чем тряпичные йерех – «куклы» из лоскутков.
В разных местах йерех связана с разными поверьями, однако кажется, больше
всего знают о ней на севере. Здесь считают, что когда­то давным­давно она была
старой девой и занималась знахарством, лечением. При жизни она настолько
прославилась своим умением лечить, что после смерти начали её уважать и в
молитвах обращаться к ней при опухолях и глазных болезнях. Телесно она не
видна, а появляется иногда во сне в образе старой девы. Вообще считается добрым
духом, так как лечит болезни. Но если её обидеть, может навредить.
Технология изготовления кукол в народных традициях.
Я хочу рассказать и показать, как можно сделать своими руками куклу Йерех.
Схема изготовления куклы­оберега Йерех представлена в приложении 6.
Этапы изготовления:
1. Берём 2 рябиновых прутика (длинный и короткий).
2. 4 лоскутка белой ткани (2 маленьких – для изготовления грудей, 1 средний
для изготовления головы, 1 больной лоскуток для платья, нитки).
3. Из среднего лоскутка изготавливаем голову.

В соответствии с приказом Управления образованием и Положением «О муниципальном конкурсе «Куклы в национальных костюмах народов Поволжья», был проведен смотр-конкурс, приуроченный к 130-летию со дня рождения великого татарского поэта Габдуллы Тукая. Конкурс проводился в два тура. Первый тур - в дошкольных образовательных учреждениях. Лучшие куклы, занявшие призовые места, были представлены на муниципальный этап. В смотре-конкурсе приняли участие 49 дошкольных образовательных учреждений и представлены 446 кукол.

Результатом смотра-конкурса явилось пополнение предметно-пространственной среды детских садов. Педагоги показали хорошее качество, оригинальность, эстетику изготовления одежды, а также мастерство в технике исполнения деталей костюма. Выявлено повышение интереса к народной культуре, расширение знаний о национальностях народов Поволжья, развитие патриотических и морально-этических качеств педагогов, публичное признание личного вклада педагогов в развитие национального образования детских садов.

Статья

Проект по народной культуре «Родовые куклы народов Поволжья»

В ЭТОМ ГОДУ В ШКОЛЕ №22 БЫЛ РЕАЛИЗОВАН ПРОЕКТ «Родовые куклы народов Поволжья»

В нём приняли участие ребята со 2 по 5класс.

Рукоделие всегда и у всех народов в Поволжье было в большом почете. Многие народы (татары, русские, чуваши, мордва) украсить свой быт красивыми в соответствии с народными традициями. Мебель, посуда, ткани, одежда, игрушки и другое, что окружает человека в повседневной жизни, все это было связано с родовыми обычаями и народной культурой.

Это воспитывало у народов вкус, влияло на настроение. Вот почему особенно важно, чтобы люди живущие на одной территории в Поволжье всё же изучали свои корни, знали традиции предков и его самобытную и неповторимую культуру.

Изучая образцы народных крестьянских вышивок, росписи по дереву, ткачества, кружевоплетения, народные куклы, являющиеся национальной гордостью народа, мастера декоративно-прикладного творчества создают изделия, которые хоть и отличаются от прежних по форме, цвету и материалу, но в полной мере отвечают высоким требованиям времени.

Такие же традиции существуют и у татарского народа.

Именно поэтому у нас в школе № 22 проект имел успех

Дети изучают татарский язык, участвуют в национальных праздниках и естественно есть необходимость в изучении татарской народной культуры, а именно в создании тряпичных татарских кукол, сувениров, игрушек.

Проект « Родовые куклы народов Поволжья призван объединить 2 культуры: татарскую и русскую.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

Более того, именно с куклы начинается детский театр, русские праздники, народные обряды.

Татарская кукла – это символ татарского народа.

Механизм изготовления кукла похож. Но татарская кукла отличается костюмом, вышивкой, изготовлением предметов национальной одежды и вышивки.

Итогом проекта стала выставка русских и татарских кукол как в нашей школе

так на городских и областных выставках рукоделия.

Проект помог приобретения учащимися основных знаний, умений, практических навыков рукоделия: при вязании крючком, работе с соленым тестом, соломой, тканью, нитками - т.е. основными видами народного творчества.




Top