Бумажный змей пермяк главная мысль. Сценарий урока литературного чтения "Бумажный змей" Е.Пермяка

СЦЕНАРИЙ

урока литературного чтения в 1 классе

Тема: «Е. Пермяк. Бумажный змей».

Цель урока: знакомство с творчеством Е. Пермяка, с новым произведением и определение главной мысли текста.

Предметные результаты – формировать умение:

    выделять смысловые части текста;

    отвечать на вопросы по содержанию текста;

    соотносить иллюстративный материал и содержание литературного произведения;

    строить высказывание по заданному образцу.

Регулятивные УУД – формировать умение:

    ставить цель работы, планировать деятельность;

    сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД – формировать умение:

    понимать фактическое со­держание текста;

Выделять события, видеть их последователь­ность в произведении;

Пользоваться словарем учебника;

    выполнять логические действия (анализ, сравнение);

    работать с сопоставительными таблицами, моделями.

Коммуникативные УУД – формировать умение:

    воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников;

    использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;

    принимать участие в обсуждении прочитанного.

Личностные УУД – формировать умение:

    формировать первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в тексте (взаимопомощь, щедрость).

Воспитание чувства товарищества.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мобилизую-щее начало.

Положительный эмоциональный настрой.

2. Актуализация знаний.

Цель: вспомнить произведения, прочитанные из раздела «Учимся уму-разуму».

Задание на сопоставление названия произведения и автора.

Детям необходимо найти лишнее произведение.

В каком разделе мы читали эти рассказы?

Почему так называется раздел?

Каким должно быть новое произведение, если оно находится в этом же разделе?

Что вы должны сделать, чтобы узнать то, чему учит произведение?

Добрая лошадь – Пляцковский

На катке – Осеева

Про то, для кого Вовка учится – Голявкин

- «Учимся уму-разуму»

Осталось название «Бумажный змей»

Поучительным.

Планирование деятельности.

3. Вводный этап.

Цель: знакомство с творчеством Пермяка. Прогнозирование по заголовку.

Сведения о творчестве Пермяка.

Попробуйте спрогнозировать по заголовку то, о чем этот текст.

Из чего изготавливают змея?

(иллюстрации)

Высказывания детей.

Предположения.

4. Первичное восприятие (чте-ние учителем).

Цель: знакомство с произведением.

Словарная работа (в тексте выделены слова, снизу словарик).

Трудночитаемые слова (подчёркнуты).

Чтение учителем. Я прочитаю текст, ваша задача – запомнить сведения о змее.

О чём текст?

Что узнали про бумажного змея?

Работа в тетради.

В какую погоду запускают змея?

Мочало, дранки.

Недоставало, развевает.

То, из чего изготавливают змея.

Записывают материалы.

При лёгком ветерке.

5. Чтение учащимися. Порождение первичных смысловых версий детьми.

Цель: построе-ние версий и их фиксация.

Чтение детьми. Ваша задача – определить жанр, главную мысль, запомнить героев произведения.

Какой жанр произведения? (доказать)

Кто главные герои? (модели)

Модель обложки.

Какова главная мысль рассказа?

Рассказ.

Мальчики. Дети.

Выдвижение версий. Фиксация.

(это произведение учит быть:

Добрыми

ДРУЖНЫМИ)

6. Передача средств пони-мания смысла текста, обнару-жение содержа-ния текста.

Цель: анализ версий, сотне-сение своей версии с частью текста или полным текстом, с другими версиями.

Учитель различает смысловую версию от характеристик героев.

Имеющиеся материалы у мальчиков. На слайде по ходу ответов детей.

Работа с иллюстрацией.

Как вы думаете, как зовут первого мальчика?

- Доказательство найдите в тексте.

Кто в центре? Докажите.

А как зовут третьего мальчика?

Доказывают выдвинутые версии.

Заполнение таблицы в тетрадях.

(работа в парах )

Определяют героев.

7. Порождение вторичных вер-сий понимания текста.

Цель: нахож-дение обобще-ния разных версий, которые возникли по поводу текста.

Овладение средством соотнесения своей версии с полным текстом.

Чья версия не подтвердилась?

Изменилась ли ваша версия? Как?

У кого не изменилась? Почему? Докажи.

Как же должны были поступить мальчики? СЛАЙД (все вместе)

Какова главная мысль?

Работа с пословицами: подобрать подходящую к тексту.

Какие жизненные ситуации вы можете привести, когда подобное случалось с вами?

Как бы вы продолжили рассказ?

Фиксация (минус-плюс).

Высказывания-обобщения.

Работа в парах. Доказывают выбор.

Рассказы детей.

Работа в парах.

A+ A-

Бумажный змей — Пермяк Е.А.

Поучительный рассказ о мальчиках, которые не умели дружить и договариваться. Из-за этого они не могли собрать и запустить воздушного змея.

Бумажный змей читать

Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота!

Задумал Боря своего змея сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он выстрогал. Да недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змеев пускают.

А у Семы большой моток ниток. Ему есть на чем змеев пускать. Если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал, тоже бы своего змея запустил.

Мочало у Пети было. Он его для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками.

У всех все есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает.

Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижимает. Сема свои нитки в кулак зажал. Петя свое мочало за пазухой прячет.

Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небо дружные ребята змея запустили. Весело он мочальный хвост развевает. Туго нитку натягивает. Красота!

Боря, Сема и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только дружить они еще не научились - вот в чем беда.

Опубликовано: Мишкой 08.08.2018 15:19 25.05.2019

Подтвердить оценку

Оценка: 4.5 / 5. Количестов оценок: 64

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Отправить

Спасибо за отзыв!

Прочитано 4182 раз(а)

Другие рассказы Пермяка

  • Раки — Пермяк Е.А.

    Короткая история о том, как Тишка развел раков в речке, из которой они исчезли. Он не побоялся один сходить на соседнюю речку через лес и принести корзину с раками. Раки читать Речка Берёзовка хоть и …

  • Филя — Пермяк Е.А.

    Рассказ о мальчике Филе, который не хотел вникать ни в одно дело, а только хвалился, что все умеет. Однако ничего Филе не удавалось сделать хорошо. Филя читать Хвалился Филя, что он все может делать. Все …

  • Как Маша стала большой — Пермяк Е.А.

    Небольшая история о том, как девочка Маша хотела стать большой и наряжалась во взрослую одежду. Но все над ней смеялись. Но однажды Маша так чисто подмела пол, что все сразу заметили, как Маша повзрослела! Как …

    • Косточка — Толстой Л.Н.

      Мама купила сливы на рынке. Один из сыновей не удержался и съел одну, но признать в этом не захотел. Папа сказал детям, что кто не умеет правильно есть косточки, тот через день умрет. Мальчик сразу …

    • Выскочка — Пришвин М.М

      Рассказ про охотничью собачку Вьюшку, у которой сороки повадились отбирать косточки. Они действовали сообща: одна отвлекает собаку, а другая ворует кость. Но одна сорока решила действовать в одиночку и поплатилась за это. Выскочка читать Наша …

    • Саша — Носов Н.Н.

      Рассказ про мальчика Сашу, которому очень хотелось иметь пистолет с пистонами, но мама не хотела его покупать, так как это опасная игрушка. Саша уговорил старших сестер купить ему пистолет и обещал всегда вести себя очень …

    Солнечный Заяц и Медвежонок

    Козлов С.Г.

    Однажды утром Медвежонок проснулся и увидел большого Солнечного Зайца. Утро было прекрасное и они вместе заправили постель, умылись, сделали зарядку и позавтракали. Солнечный Заяц и Медвежонок читать Медвежонок проснулся, приоткрыл один глаз и увидел, что …

    Необыкновенная весна

    Козлов С.Г.

    Сказка про самую необыкновенную весну в жизни Ежика. Погода была замечательная и все вокруг распускалось и цвело, даже на табуретке появились березовые листочки. Необыкновенная весна читать Это была самая необыкновенная весна из всех, которые помнил …

    Это чей холм?

    Козлов С.Г.

    История про то, как Крот изрыл весь холм, пока делал себе много квартир, а Ежик и Медвежонок велели ему заделать все дыры. Тут солнце хорошо осветило холм и иней на нем красиво засверкал. Это чей …

    Ёжикина скрипка

    Козлов С.Г.

    Однажды Ежик сделал себе скрипку. Он хотел, чтобы игра скрипки напоминала шум сосны и дуновение ветра. Но у него получилось гудение пчелы, и он решил, что это будет полдень, ведь в это время пчелы летают …

    Чарушин Е.И.

    В рассказе описываются детеныши разных лесных зверей: волка, рыси, лисы и оленихи. Скоро они станут большими красавцами-зверями. А пока они играют и шалят, очаровательные, как любые малыши. Волчишко Жил в лесу волчишко с матерью. Ушла …

    Кто как живет

    Чарушин Е.И.

    В рассказе описывается жизнь самых разных зверей и птиц: белки и зайца, лисицы и волка, льва и слона. Тетерка с тетеревятами Ходит тетёрка по полянке, бережёт цыплят. А они копошатся, разыскивают еду. Летать ещё не …

    Рваное Ушко

    Сетон-Томпсон

    Рассказ про крольчиху Молли и ее сыночка, которого прозвали Рваное Ушко после нападения на него змеи. Мама учила его премудростям выживания в природе и ее уроки не прошли даром. Рваное ушко читать Рядом с опушкой …

    Животные жарких и холодных стран

    Чарушин Е.И.

    Небольшие интересные рассказы про животных, живущих в разных климатических условиях: в жарких тропиках, в саванне, в северных и южных льдах, в тундре. Лев Берегитесь, зебры - полосатые лошади! Берегитесь, бы­стрые антилопы! Берегитесь, круторогие дикие буйволы! …

    Какой самый любимый праздник всех ребят? Конечно, Новый год! В эту волшебную ночь на землю спускается чудо, всё сверкает огнями, слышен смех, а Дед Мороз приносит долгожданные подарки. Новому году посвящено огромное количество стихов. В …

    В этом разделе сайта Вы найдете подборку стихотворений про главного волшебника и друга всех детей — Деда Мороза. Про доброго дедушку написано много стихов, но мы отобрали самые подходящие для детей 5,6,7 лет. Стихи про …

    Пришла зима, а с ней пушистый снег, метели, узоры на окнах, морозный воздух. Ребята радуются белым хлопьям снега, достают коньки и санки из дальних углов. Во дворе кипит работа: строят снежную крепость, ледяную горку, лепят …

    Подборка коротких и запоминающихся стихов про зиму и Новый год, Деда Мороза, снежинки, ёлочку для младшей группы детского сада. Читайте и учите короткие стихи с детьми 3-4 лет для утренников и праздника Нового года. Здесь …

    1 - Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

    2 - Три котёнка

    Сутеев В.Г.

    Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка - чёрный, серый и …

    3 - Ёжик в тумане

    Козлов С.Г.

    Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

    4 - Про мышонка из книжонки

    Джанни Родари

    Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать …

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц)

Шрифт:

100% +

Евгений Андреевич Пермяк
Бумажный змей: Рассказы и сказки

Рассказы

Бумажный змей

Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота! Задумал Боря свой змей сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он выстрогал. Да недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змей пускают. А у Сёмы большой моток ниток. Ему есть на чём змей пускать. Если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал, тоже бы свой змей запустил.

Мочало у Пети было. Он его для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками.

У всех всё есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает.

Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижимает. Сёма свои нитки в кулак зажал. Петя своё мочало за пазухой прячет.

Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небо дружные ребята змей запустили. Весело он мочальный хвост развевает. Туго нитку натягивает. Красота!

Боря, Сёма и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только дружить они ещё не научились. Вот в чём беда.

Как Маша стала большой

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Все перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тёти Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала. Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.

Один раз как-то Маша вздумала пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:

– Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:

– Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. Не только пол метёт, но и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов.

Не они, видно, маленьких большими делают.

Как Миша хотел маму перехитрить

Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула:

– Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо отломать?

– Оно, мама, само отломалось.

– А почему у тебя, Мишенька, рубашка разорвана?

– Она, мамочка, сама разорвалась.

– А куда твой второй башмак делся? Где ты его потерял?

– Он, мама, сам куда-то потерялся.

Тогда Мишина мама сказала:

– Какие они все нехорошие! Их, негодников, нужно проучить!

– А как? – спросил Миша.

– Очень просто, – ответила мама. – Если они научились сами ломаться, сами разрываться и сами теряться, пусть научатся сами чиниться, сами зашиваться, сами находиться. А мы с тобой, Миша, дома посидим и подождём, когда они это всё сделают.

Сел Миша у сломанного велосипеда, в разорванной рубашке, без башмака, и крепко задумался. Видимо, было над чем задуматься этому мальчику.

Первая рыбка

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

– Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Ах!

Ничего Надя делать не умела. Бабушка Надю одевала, обувала, умывала, причёсывала.

Мама Надю из чашечки поила, с ложечки кормила, спать укладывала, убаюкивала.

Прослышала Надя про детский сад. Весело там подружки играют. Танцуют. Поют. Сказки слушают. Хорошо детям в детском саду. И Наденьке было бы там хорошо, да только не взяли её туда. Не приняли!

Заплакала Надя. Заплакала мама. Заплакала бабушка.

– Почему вы Наденьку в детский сад не приняли?

А в детском саду говорят:

– Да как мы её примем, когда она ничего не умеет делать.

Спохватилась бабушка, спохватилась мама. И Надя спохватилась. Стала Надя сама одеваться, сама обуваться, умываться, есть, пить, причёсываться, спать укладываться.

Как узнали об этом в детском саду – сами за Надей пришли. Пришли и увели её в детский сад, одетую, обутую, умытую, причёсанную.

Про нос и язык

У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один.

– Скажи, бабушка, – просит Катя, – почему это у меня всего по два, а язык один и нос один?

– А потому, милая внучка, – отвечает бабушка, – чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.

Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.

Торопливый ножик

Строгал Митя палочку, строгал да бросил. Косая палочка получилась.

Неровная. Некрасивая.

– Как же это так? – спрашивает Митю отец.

– Ножик плохой, – отвечает Митя, – косо строгает.

– Да нет, – говорит отец, – ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.

– А как? – спрашивает Митя.

– А вот так, – сказал отец.

Взял палочку да принялся её строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.

Долго торопливый ножик не хотел слушаться. Торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.

Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

Кто?

Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.

– Я буду лучшей первоклассницей, – говорит Люся, – потому что мне мама уже школьную сумку купила.

– Нет, я буду лучшей первоклассницей, – сказала Катя. – Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.

– Нет, я… Нет, я, – спорит с подругами Леночка. – У меня не только школьная сумка и пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне ещё две белые ленточки в косички подарили.

Спорили так девочки, спорили – охрипли. К подружке побежали. К Маше.

Пусть она скажет, кто из них самой лучшей первоклассницей будет.

Пришли к Маше, а Маша за букварём сидит.

– Не знаю я, девочки, кто самой лучшей первоклассницей будет, – ответила Маша. – Некогда мне. Я сегодня должна ещё три буквы выучить.

– А зачем? – спрашивают девочки.

– А затем, чтобы самой плохой, самой последней первоклассницей не оказаться, – сказала Маша и принялась снова читать букварь.

Притихли Люся, Катя и Леночка. Не стали больше спорить, кто лучшей первоклассницей будет. И так ясно.

Самое страшное

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал.

Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его – и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.

Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.

Один-одинёшенек!

Пичугин мост

По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.

– Хорошо бы, – говорит один, – на пожаре ребенка спасти!

– Даже самую большую щуку поймать – и то хорошо, – мечтает второй. – Сразу про тебя узнают.

– Лучше всего на Луну полететь, – говорит третий мальчик. – Тогда уж во всех странах будут знать.

А Сёма Пичугин ни о чём таком не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым.

Как и все ребята, Сёма любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Эта маленькая речка текла в крутых бережках, и перескакивать через неё было очень трудно. В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. А этой зимой две девочки переходили речку по первому льду и оступились. Повымокли. И тоже крику всякого было много.

Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдёшь, когда короткая есть!

Вот и задумал Сёма Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить.

Топор у него был хороший. Дедушкой точенный. И стал он рубить им ветлу.

Нелёгким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоём не обхватишь. Только на второй день рухнуло дерево. Рухнуло и легло через речку.

Теперь нужно было обрубить у ветлы ветви. Они путались под ногами и мешали ходить. Но когда обрубил их Сёма, ходить стало ещё труднее.

Держаться не за что. Того гляди, упадешь. Особенно если снег.

Решил Сёма приладить перильца из жердей.

Дед помог.

Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить из села в село короткой дорогой. Чуть кто в обход пойдёт, ему обязательно скажут:

– Да куда ты идёшь за семь вёрст киселя хлебать! Иди прямиком через Пичугин мост.

Так и стали его называть Сёминой фамилией – Пичугин мост. Когда же ветла прогнила и ходить по ней стало опасно, колхоз настоящий мосток перекинул. Из хороших брёвен. А название мосту осталось прежнее – Пичугин.

Вскоре и этот мост заменили. Стали спрямлять шоссейную дорогу. Прошла дорога через речку Быстрянку, по той самой короткой тропинке, по которой ребята бегали в школу.

Большой мост возвели. С чугунными перилами. Такому можно было дать громкое название. Бетонный, скажем… Или какое-нибудь ещё. А его все по-старому называют – Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост можно назвать как-то по-другому.

Вот оно как в жизни случается.

Смородинка

Танюша много слышала о черенках, а что это такое – не знала.

Однажды отец принес пучок зелёных прутиков и сказал:

– Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать.

Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки – чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша:

– Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек?

А отец отвечает:

– Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст.

Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их.

Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелёгкая это работа. Сперва надо дёрн снять, потом комья разбить. А дёрн у земли толстый да жёсткий. И комья твёрдые.

Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой.

Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Всё сделала как отец велел и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать.

Пришёл долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки.

К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А ещё через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста.

Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку:

– Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растет. Настойчивая.

Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.

Легкомысленная покупка

Однажды я поехал на московский Птичий рынок, чтобы купить попугайчиков, а купил лисенка. Купил, не желая этого. Тётка, продававшая лисёнка, так настойчиво предлагала его, а лисёнок был до того симпатичен и стоил так недорого, что я купил его вместе с корзинкой и привёз на дачу, которую мы арендовали под Москвой.

Жильё для лисёнка придумалось ещё дорогой. По приезде я соорудил из сетки довольно просторный невысокий вольер.

Пол вольера тоже был сетчатым, чтобы лисёнок не убежал. Крыши никакой. А чтобы зверьку не мокнуть, я поставил в вольер плотный ящик, проделав в нем отверстие и застлав его всякими «мягкостями», от ваты до мха.

Лисёнок быстро освоился. Спал в ящике. Забегал в него до наступления дождя, как бы предсказывая этим непогоду. Кормили лисёнка чем только можно. И конечно, мясом. Покупали третий сорт. Зверёк становился прожорливее, очень быстро подрастая.

К осени он вымахал и стал если не лисой, то уже около этого. Мне домашние сказали, что они уже устали покупать мясо, да и недельный мясной рацион оказался не таким дешёвым. Мясо третьего сорта не всегда можно было достать. К тому же приближалась осень. Не везти же лису в Москву! Выход был единственный и самый простой. Выпустить обжору на волю и пусть заботится сама о себе, живёт на доброе здоровье.

И вскоре, когда лиса забежала в ящик, мы закрыли отверстие, через которое она входила. Затем раскрыли сетчатый вольер и понесли лису в лес.

Пришли на полянку, поставили ящик, открыли дверцу. Вскоре лиса осторожно высунула морду, огляделась, затем вышла. Выйдя, она не захотела уходить в лес. Мы решили пугнуть. Хлопали в ладоши. Бросали в её сторону что попадёт под руку, а она не убегала.

Наконец мы её прогнали в лес и вернулись к себе. Кончилось как будто всё хорошо. Но как выяснилось, ничего не кончилось, а – началось.

Лиса захотела есть и вернулась в вольер. Я накормил, выпроводил её и заделал отверстие в сетке вольера. Произошло ещё более худшее. Лиса, привыкшая к легкому корму и людям, стала охотиться за курами дачного поселка.

Охотницу скоро опознали. На меня посыпались жалобы. Говорилось определенно и ясно: «Ты завёл, ты и расплачивайся за неё». Я это делал сколько мог, а потом открыл отверстие в сетке вольера и поймал преступницу, решив отдать её в зоопарк. Не превращать же свою старую знакомую в воротник… Но до зоопарка дело не дошло. Выручили пионеры. Взяли лису в уголок живой природы. Что потом было с ней, я не узнавал и узнавать не хотел. Только после этого дал себе слово никогда не заводить диких зверей и не заводил их.

Пусть этим занимаются другие, кто может, у кого есть для этого возможности, навыки, всё прочее. Даже милым безмолвным аквариумным рыбкам и тем нужно тщательно подготовить всё необходимое, прежде чем сделать их своими жильцами. А без этого и жильцам будет плохо, и ещё хуже – их хозяевам.

Легкомысленную покупку сделать нетрудно, да не всегда легко переживать потом её последствия. Щенка и того прежде чем заводить, нужно продумать всё до последней мелочи…

И опять же всё это я говорю не для досужего поучительства, а на всякий случай, как доброжелательное предупреждение…

Мама и мы

Если обо всём своём детстве говорить, недели, пожалуй, мало будет. А так, кое-что – пожалуйста. Вот, например, случай был…

Мы задержались в школе, потому что заканчивали выпуск стенной газеты. Когда мы вышли, уже смеркалось. Было тепло. Падал крупный, пушистый снег. Видимо, поэтому Тоня и Лида дорогой танцевали танец снежинок. Мой младший брат, ожидавший меня, чтобы идти вместе, подсмеивался над ними:

– Скачут, как первоклассницы!

Снег падал всё гуще и гуще. Танцевать стало нельзя. Снегу навалило до половины валенка.

– Не заблудиться бы! – предупредил нас, на правах самого дальновидного, мой младший братец.

– Да ну тебя, трусишка! – отозвалась Лида. – Через пятнадцать минут будем дома.

Снегопад между тем усиливался. Забеспокоился и я, зная, как жестоки наши степные сибирские метели. Случалось, что люди теряли дорогу, находясь близ своего дома. Я посоветовал прибавить ходу, но этого сделать уже было нельзя по глубокому слою снега, покрывшему дорогу.

Стало ещё темнее. Наступила какая-то белая снежная темнота. А потом началось то, чего я опасался. Снежинки вдруг закружились… Закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран.

Девочки закутали лица платками. Мы с Федей опустили у шапок уши. Узенькая дорожка, которая вела в наше сельцо, то и дело исчезала под ногами. Я шёл первым, стараясь не потерять под ногами дорожный накат. До дому оставалось менее версты. Я верил, что мы выберемся благополучно.

Напрасно.

Дорога исчезла. Будто её из-под ног украл кто-то очень недобрый из сказки моей бабушки. Может быть, Шальная Метелица… может быть, злой старик Буран Буранович.

– Вот, я же говорил! – упрекнул нас Федя.

Лида ещё бодрилась, а Тоня почти плакала. Она уже побывала в пурге со своим отцом. Она ночевала в снежной степи. Но тогда в санях был запасной теплый тулуп, и Тоня, укрытая им, благополучно проспала ночь. А теперь?

Теперь мы уже выбивались из сил. Я не знал, что делать дальше. Снег таял на моём лице, и лицо от этого обледеневало. Ветер свистел на все лады. Чудились волки.

«Кого ты испугался? Пурги? Тебе хочется кричать? Кто тебя услышит при таком ветре! Может быть, ты надеешься, что вас найдут собаки? Зря. Какая собака пойдёт в степь при такой погоде! У тебя осталось только одно: зарыться в снег».

– Мы сбились с дороги. Мы можем выбиться из сил и замерзнуть. Давайте зарываться в снег, как это делают кочевники.

Видимо, я объявил об этом так твёрдо, что никто не возразил мне. Только Тоня плачущим голосом спросила:

И я ответил:

– Так же, как куропатки.

Сказав так, я первым начал рыть колодец в глубоком февральском снегу. Я его начал рыть сначала школьной сумкой, но сумка оказалась толста; тогда я вынул из сумки географический атлас в прочном картонном переплёте. Дело пошло быстрее. Меня сменил брат, потом Тоня.

Тоня даже развеселилась:

– Тепло как! Попробуй, Лидочка. Разогреешься.

И мы стали поочередно рыть колодец в снегу. После того как колодец достиг нашего роста, мы стали прорывать пещёрку в его снежном боку. Когда метель заметет колодец, мы окажемся под снежной крышей вырытой пещёрки.

Вырыв пещёрку, мы стали размещаться в ней. Ветер вскоре замёл снегом колодец, не задувая в пещёрку. Мы оказались под снегом, как в норе. Будто тетерева. Ведь и они, бросаясь с дерева в сугроб и «утонув» в нём, потом проделывают подснежные ходы и чувствуют себя там самым великолепным образом.

Усевшись на школьные сумки, согревая своим дыханием маленькое пространство нашей каморки, мы почувствовали себя довольно уютно. Если бы ко всему этому ещё оказался огарок свечи, мы могли бы видеть друг друга.

У меня был с собой кусок свиного сала, оставшийся от завтрака. И если бы спички, я бы сделал фитиль из носового платка и у нас бы появился светильник. Но спичек не было.

– Ну вот, мы и спаслись, – сказал я.

Тут Тоня неожиданно объявила мне:

– Коля, если ты захочешь, я подарю тебе моего Топсика.

Топсиком назывался ручной суслик.

Суслик мне был не нужен. Я ненавидел сусликов. Но мне было очень приятно Тонино обещание. Я понимал, чем вызван этот щедрый порыв души. Да и все понимали. Не зря же Лида сказала:

– Ты, Николай, теперь у нас сила! Мужчина!

Я почувствовал себя в самом деле сильным и стал рассказывать бабушкины сказки. Я их стал рассказывать потому, что боялся уснуть. А когда я усну – уснут и остальные. А это было опасно. Можно замёрзнуть. Одну за другой я рассказал, наверное, тридцать, а может быть, и больше сказок. Когда же вышел весь запас бабушкиных сказок, я стал придумывать свои. Но, видимо, придуманные мною сказки были скучными. Послышался легкий храпоток.

– Кто это?

– Это Тоня, – ответила Лида. – Она уснула. Мне тоже хочется спать. Можно? Я вздремну только одну минуточку.

– Нет, нет! – запретил я. – Это опасно. Это смертельно опасно.

– Почему же? Смотри, как тепло!

Тут я нашёлся и соврал так удачно, что после этого никто не пожелал даже дремать. Я сказал:

– Волки нападают на спящих. Они только того и ждут, чтобы услышать, как храпит человек.

Сказав так, я привёл уйму случаев, выдумываемых мною с такой быстротой, что даже не верится сейчас, как это я мог…

Теперь рассказывали другие. По очереди.

Время шло медленно, и я не знал, полночь сейчас или, может быть, уже брезжит рассвет. Колодец, вырытый нами, давно замела пурга.

Пастухи-кочевники, оказываясь в таком же положении, выставляли из снега высокий шестик. Они специально брали его в степь на случай бурана, чтобы потом их можно было найти, отрыть.

У нас не было шеста, и нам не на что было надеяться. Только на собак. Но и они бы не учуяли нас сквозь толщу снега.

Мое сало давно было разделено и съедено, как и Лидин ломоть хлеба.

Всем казалось, что уже наступило утро, и хотелось верить, что пурга кончилась, а я боялся прорываться наверх. Это значило забить снегом пещёрку, вымокнуть и, может быть, очутиться снова в белой снежной мгле. Но каждый из нас понимал, какое беспокойство мы причинили всем. Нас, может быть, ищут, кличут в степи… И я представил свою маму, которая кричит сквозь ветер:

«Колюнька… Федюнька… Отзовитесь!..»

Подумав об этом, я стал прорываться наверх. Снежная крыша над нами оказалась не столь толста. Мы увидели бледнеющую луну и гаснущие звезды. Занималась какая-то сонливая, словно невыспавшаяся, бледная заря.

– Утро! – крикнул я и стал проделывать ступени в снегу, чтобы выбраться остальным.

С неба сыпались запоздалые снежинки. Я сразу же увидел наш ветряк. Дым из труб поднимался тонкими, будто туго натянутыми, струнами. Люди проснулись. А может быть, они и не спали в эту ночь.

Вскоре мы увидели наших ребят. Они обрадованно бежали к нам и кричали:

– Живые! Все четверо! Живые!

Мы бросились к ним навстречу. Я не стал медлить и слушать, что рассказывали об этой ночи, обо мне Тоня и Лида. Я побежал к нашему домику.

Саней на дворе не было – значит, отец ещё не вернулся. Открыв дверь, далеко оставив за собой Федюньку, я бросился к маме. Бросился и… что было, то было… и заплакал.

– Да о чём ты? – спросила мать, утирая мне слёзы передником.

И я сказал:

– О тебе, мама… Ты, наверное, голову потеряла без нас.

Мать усмехнулась. Освободилась из моих объятий и подошла к кроватке Леночки. Это наша младшая сестра. Подошла и поправила одеяльце. И сказала ей: «Спи». Хотя та и без того спала и одеяльце незачем было поправлять. Потом она подошла к подоспевшему Федюньке и спросила:

– Валенки не промокли?

– Нет, – ответил он. – Под валенками атлас был. Полушубок вот подмок. Есть я хочу…

– Переобувайтесь да живо за стол, – сказала мать, ничего не спросив о минувшей ночи.

«Да любит ли она нас? – впервые подумал я. – Любит ли? Может, эта ревунья Леночка у неё один свет в глазу?»

Когда мы съели по две тарелки горячих щей, мать сказала:

– Я постлала, ложитесь. В школу не пойдёте. Нужно выспаться.

Я не мог уснуть, а спать хотелось. Я пролежал до полудня в тёмной горнице с закрытыми ставнями.

Нас позвали обедать. Приехал отец. Он уже знал всё от Лиды и Тони. Он хвалил меня. Обещал мне купить маленькое, но настоящее ружьё. Он удивлялся моей находчивости.

Мать сказала:

– Парню тринадцатый год. И смешно было бы, если бы он растерялся в метель да себя с товарищами не спас.

– Анюта!.. – укоризненно заметил отец матери.

А мама перебила отца и сказала:

– Ешь давай! Каша стынет. Хватит разговоры разговаривать! За уроки им браться надо. Ночь пробродяжничали, день потеряли…

После обеда Тоня принесла мне Топсика. Я не взял его.

Лидина мать, Марфа Егоровна, явилась с большим гусаком и, низко поклонившись матери, сказала:

– Спасибо тебе, Анна Сергеевна, что такого сына вырастила! Двух девок спас. У Тоньки-то сестры есть, а Лидка-то ведь у меня одна…

Когда Марфа Егоровна кончила свои причитания, мама сказала:

– Как тебе не стыдно, Марфа, моего недотёпу Кольку героем выставлять! – и, повернувшись, наотрез отказалась взять гусака.

Вечером мы остались с бабушкой вдвоём. Мать ушла на станцию, к фельдшеру. Сказала, что угорела – болит голова.

С бабушкой мне всегда было легко и просто.

Я спросил её:

– Бабушка, хоть ты скажи мне правду: за что нас так не любит мать? Неужели мы в самом деле такие нестоящие?

– Дурень ты, больше никто! – ответила бабушка. – Мать всю ночь не спала. Ревела как умалишённая… С собакой по степи вас искала. Колени обморозила… Только ты ей, смотри, об этом ни гугу! Какова она есть, такую и любить надо. Я её люблю…

Вскоре вернулась мать. Она сказала бабушке:

– Фельдшер дал порошки от головы. Говорит, чепуха. Через месяц пройдёт.

Я бросился к матери и обнял её ноги. Сквозь толщу юбок я почувствовал, что её колени забинтованы. Но я даже не подал виду. Я никогда ещё не был так ласков с нею. Я никогда ещё так не любил свою мать. Обливаясь слезами, я целовал её обветренные руки.

А она всего лишь, как бы между прочим, будто телёнка, погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь. Видимо, стоять ей было трудно.

В холодной холе растила и закаливала нас наша любящая и заботливая мать. Далеко смотрела она. И худого из этого не получилось. Федюнька теперь дважды Герой. И про себя я кое-что мог бы сказать, да матерью строго-настрого завещано как можно меньше говорить о себе.

Урок чтения для 3 класса

по теме: Евгений Андреевич Пермяк.

«Бумажный змей»

Цели: продолжить знакомство с творчеством Е.А. Пермяка, формировать интерес к чтению произведений Е.А. Пермяка и умение самостоятельно читать, развивать и корригировать правильное, выразительное и беглое чтение, развивать внимание, воображение, обогащать словарный запас, воспитывать чувство товарищества, интерес к детской литературе .

Оборудование:

выставка книг Е.А. Пермяка;

словарные слова (мочало, дранки, моток ниток, за пазухой, на пригорке);

картинки бумажного змея;

зеркала;

пословицы;

картинки к артикуляционной гимнастике;

иллюстрация к рассказу.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель спросит - надо встать.

Когда он сесть позволит - сядь.

Ответить хочешь - не шуми,

А лучше руку подними.

Ребята, все запомнили (да)

ну а теперь тихо садитесь и начнем наш урок.

II. Артикуляционная гимнастика

а)Тик-так, тик-так

Ходят часики - вот так!

Влево тик, а вправо так.

Ходят часики вот так! (часы)

б) Рот прикроем мы немножко,

Губки сделаем окошком.

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят. (окошко)

в) Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние. (чистим зубки)

г) Широка наша река,

И улыбка широка.

Зубки все наши видны -

От краев и до десны. (заборчик)

д)Нашим детям очень смело

На губу варенье село.

Нужно им язык поднять,

Чтобы капельку слизать (варенье)

е) Я лошадка - серый бок (цок-цок).

Я копытцем постучу (цок-цок).

Ели хочешь - прокачу (цок-цок) (лошадка)

ё) На тонкой ножке вырос гриб,

Он не мал и не велик.

Присосался язычок!

Несколько секунд - молчок! (грибок)

III. Дыхательные упражнения.

Ребята, встаньте пожалуйста.

а) Закройте глаза, постарайтесь успокоиться, расслабиться. Сделаем глубокий вдох (через нос), задержим дыхание на несколько секунд, и выдох (через рот). Выполняем 2-3 раза.

б) Упражнение «Обдуваем плечи».

Делаем вдох через нос, затем поворачиваем голову налево и делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Далее делаем вдох, поворачиваем голову направо и делаем выдох через рот.

в) «Потягушечки»

На вдохе хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе руки опускаем, встаем на всю стопу и произносим «Ух-ух»

г) «Дудочка»

Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

IV. Работа по слоговым таблицам.

Дети произносят сначала гласные звуки шепотом, потом вполголоса, потом громко. Так же и со слогами.

СА, СО, СУ, СЫ, СИ.

НО, НИ, НЕ, НЮ, НА.

РУ, РЫ, РЕ, РО,РА.

V. Работа со скороговоркой.

Ты с друзьями не дерись

И игрушками делись.

Сначала учитель читает медленно, затем быстрее и совсем быстро. Затем дети произносят либо хором, либо индивидуально

VI. Зрительная гимнастика.

Глазкам нужно отдохнуть (ребята закрывают глаза )

Важно глубоко вдохнуть (глубокий вдох, глаза закрыты )

Глаза по кругу побегут (глаза открывают, делают круговое движение глаз по часовой и против часовой стрелки )

Много-много раз моргнут (частое моргание глазами )

Глазкам стало хорошо (легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз )

Увидят наши глазки всё!

(глаза распахнуты, на губах - широкая улыбка )

Мы подготовились, а теперь проверим домашнее задание.

VII. Проверка домашнего задания.

Несколько уроков подряд мы знакомились с творчеством детской писательницы Валентины Александровны Осеевой и ее рассказом «Волшебное слово». Давайте вместе прочитаем IV часть.

1. Чтение детьми рассказа по цепочке.

2. Беседа по вопросам учителя.

Назовите имя главного героя. (Павлик)

О каком волшебном слове идет речь в рассказе? (пожалуйста)

Почему слово «пожалуйста» называют волшебным? (если его правильно произносить, то люди становятся добрыми и ласковыми)

А как надо произносить волшебное слово?(тихим голосом, глядя прямо в глаза, чтобы твой собеседник видел, что ты искренен)

Какие еще «вежливые слова» вы знаете?(спасибо, благодарю, извините, будьте любезны).

Выставление оценок за домашнее задание

VIII. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением Евгения Андреевича Пермяка, но об этом немного позже.

А сейчас обратите внимание на выставку книг. Перед началом урока вы подходили и смотрели эти книги.

Скажите, ребята, а что общего у этих книг? (у этих книг общий автор Е. А. Пермяков)

А чем они отличаются (разные рассказы, сказки и т.д)

Во втором классе мы знакомились с произведениями Е. А. Пермяка «Про нос и язык» (Из раздела умелые руки не знают скуки), а также «Самое страшное» (из раздела Что такое хорошо и что такое плохо)

В первой четверти 3 класса мы читали рассказ «Смородинка» (из раздела Учимся трудиться), а позже познакомимся еще рассказом «Знакомые следы».

Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 в городе Перми, на Урале. Настоящая фамилия Виссов. Родной город так полюбился писателю, что он предпочел псевдоним Пермяк. Детские годы писателя прошли в небольшом городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые очень любили его и заботились о нем. В этом городе он стал писать свои первые стихи. Писатель любил трудиться. О труде и трудолюбии, о доброте и дружбе написано много книг, которые нравятся взрослым и детям. А вот с каким рассказом мы с вами познакомимся сегодня, вы узнаете, отгадав загадку.

Эта птица не умчится,

Эта птица возвратится.

Пусть кружит под облаками –

Хвостик я держу руками (бумажный змей)

На доске вывешивается картинка бумажного змея.

А вот, кто будут герои нашего рассказа и как будут развиваться события, вы узнаете, если внимательно меня послушаете. Сядьте ровно, закройте учебники, следите за моей интонацией и внимательно слушайте. Но для начала проведем словарную работу.

IX. Словарная работа.

МОЧАЛО – часть коры молодой липы, которую вымачивают в воде и разделяют на мелкие полоски (волокна), из которых делают мочало.

ДРАНКИ – тонкие деревянные доски.

НА ПРИГОРКЕ – бугор, небольшой холм.

ЗА ПАЗУХОЙ – место между грудью и прилегающей к ней одеждой, выше пояса.

МОТОК – клубок ниток

X. Чтение рассказа учителем.

XI. Физминутка «Дружба»

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно и сильнее.

По коленочкам ударим

Тише, тише,тише.

Наши ручки поднимаются

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись и остановились.

XII. Чтение рассказа детьми.

Жужжащее чтение

Чтение по абзацам.

XIII. Беседа по содержанию.

Ребята, как звали мальчиков? (Боря, Сёма, Петя)

Что захотел сделать Боря?(змея)

Чего не хватало Боре?(мочала и ниток)

А какие материалы были у Сёмы?(нитки) Чего ему не хватало? (не хватало листа бумаги и мочала)

Давайте вместе найдём ответ на этот вопрос и прочитаем (стр.87)

А что было у Пети?(мочало, а не хватало ниток, бумажного листа и дранок)

Как вы понимаете выражение « У всех всё есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает»?

Чего ребята не умели делать? (они не умели дружить)

Поэтому они не смогли запустить бумажного змея? (Нужно уметь делиться, быть добрым)

Какие условия нужны, чтобы змей полетел? (хороший ветерок)

XIV. Игра «Выбери нужную пословицу»

  • Ученье – свет, а неученье – тьма.
  • Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
  • Делу время, а потехе час.

Ребята, какая пословица подходит к данному рассказу?

XV. Подведение итогов.

С каким рассказом мы сегодня познакомились? («Бумажный змей»)

Хорошо уметь дружить? (да)

А вы, ребята дружные? (да)

Давайте повторим новую скороговорку еще раз.

XVI. Заключительная часть.

В разных странах мира существуют свои уникальные змеи. В Индии, например, в виде бабочек и осьминогов, в Китае – в виде драконов и панд. Они бывают разных размеров: от маленьких до больших, ярких и запоминающихся цветов, но для этого должен быть обязательно ровный ветер, без которого они не полетят (Учитель демонстрирует классу картинки с изображением бумажных змеев).

XVII. Итог.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

Удачи вам, дорогие ребята! Старайтесь помогать друг другу, дружите все вместе. Хороших вам друзей. Спасибо за работу!


«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…»

В. Сухомлинский

Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Школа XXI века»

Тема : Е. Пермяк. Бумажный змей.

Цель: создание условий для знакомства с новым произведением Е. Пермяка, желания прочитать его ещё.

Задачи: - учить внимательному, осмысленному чтению;

Развивать чувство товарищества, дружбы;

Прививать любовь к чтению.

План:

    Организационный момент.

Урок литературного чтения.

Выбор видов работы детьми.

Дорогие ребята, чем предлагаете заняться на уроке? (читать, слушать, вычитывать, сочинять …)

2. Антиципация. (Работа над текстом до чтения)

* - Прочитайте фамилию автора. (Е. Пермяк – мы уже встречали фамилию этого автора)

Назовите произведения, которые помните. («Самое страшное», «Торопливый ножик» …)

Что писал Пермяк? Назовите жанр. (рассказы)

Для кого писал Е. Пермяк свои произведения? (для нас, детей)

    Знакомство с названием.

Давайте познакомимся с названием рассказа. Для этого возьмите карточку №1и выполните задание.

Карточка №1

Расставь буквы по порядку.

Ребята, а что это может быть за змей? (слушаем без комментариев)

Почему бумажный? (слушаем без комментариев)

* Откроем учебник и обратимся к иллюстрации.

Подтвердились ли наши предположения? (…о змее, о детях…)

3. Слушание текста.

1) Чтение учителем (дети следят)

В конце перед последним абзацем - ПАУЗА! Дочитываем.

Так чему же не научились дети? (обучающиеся высказываются, учитель не комментирует)

Почему они не научились этому? (дружбе, товариществу и т. д.) Чтобы понять это, нужно ещё раз перечитать произведение. Надеюсь, что читая рассказ мы тоже будем учиться чему-то новому.

4. Чтение текста и работа по содержанию.

1 абзац читает один ребёнок.

Ребята, кто из вас запускал бумажного змея и видел, как развивается хвост?

Какое чувство вы испытывали, когда змей был уже высоко в небе? (радость, гордость…)

Какие условия должны быть? (погода, ветер, мастерство, компания …)

2 абзац – читает ученик.

Что задумал сделать Боря? (змея)

Что для этого у него было? (бумага , дранки )

Что такое «дранки»? (зачитываем объяснение)

Мог ли Боря запустить змея? (нет)

Чего ему не хватало? (мочала, ниток)

3 абзац – читает следующий ученик.

Что задумал сделать Сёма? (запустить змея)

Что было у Семы? И сколько? (нитки, целый моток)

Мог ли он один сделать змея? (нет)

Чего не хватало Семе? (мочала, листа бумаги)

Физкультпауза.

4 абзац – читает ребёнок.

Кто ещё хотел запустить змея? (Петя)

Что было у Пети? (мочало)

Что такое мочало? (2 ребёнка зачитывают значение этого слова из разных словарей)

Как понять выражение «Он его давно припас…»? (приготовил заранее)

5 абзац - читает один ребёнок.

Почему мальчики сидят на пригорке и горюют? (не могут запустить змея)

Почему не могут запустить змея? (Каждый сам за себя, не хотят делиться, не умеют работать сообща…)

Какие слова подсказывают, что каждый сам за себя? (Боря – прижал, Сема – зажал, Петя – за пазухой прячет (движением показать))

Почему так ведут себя дети? (не научились делиться, не научились дружить…) (НЕ ОЦЕНИВАТЬ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

6 абзац - читает следующий ученик.

Другие ребята запустили змея? (да)

Условия позволяют это сделать? (конечно)

Зачитайте ещё раз условия при, которых можно запускать змея? (есть ветер, нет дождя, светит солнце, …)

А Боря, Сема и Петя НЕ МОГУТ!

Дочитываем?

7 абзац - читает ребёнок.

(хотел показать, как хорошо, весело запускать змея; как здорово и интересно играть или что-то мастерить вместе…)

Так чему же НЕ НАУЧИЛИСЬ мальчишки? (дружить, работать в команде…)

Физкультпауза.

5. Закрепление.

Я предлагаю вам самим придумать окончание этой истории. «Что было бы, если мальчики ПОНЯЛИ свои ошибки?»

* Дети работают группами. Время работы 3-5 минут.

* Заслушиваем окончания рассказов.

6. Итог.

Чему же мы учились сегодня на уроке? (дружить, работать в команде, работать сообща, договариваться…)

А что нам помогло это понять? (чтение рассказа, внимательное чтение произведения, «вдумчивое» чтение, …)

Какие виды работы над произведением мы делали? (слушали, перечитывали, сочиняли, осмысливали, читали по абзацам…)

7. Рефлексия. Момент удивления! (используем музыкальное сопровождение)

К нам прилетел «Бумажный змей». (вывешиваем на доску змея)

Подумайте, как вы сегодня работали на уроке и украсьте «хвост» змея! (дети оценивают свою работу, прикрепляя к «хвосту» цветные «ладошки», которые они достают из конверта №2)

Учитель: Чемоданова Л. А.,

МАОУ «Лицей №58»,

класс 1 «А» (коррекционный,

IV вида, слабовидящие),

г. Новоуральск, Свердловская об.



 Top