Бунин легенда анализ рассказа. И А Бунин Анализ рассказа "Господин из Сан-Франциско" план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Каждый литературный род делится на жанры, которые характеризуются общими для группы произведений признаками. Различают эпические, лирические, лироэпические жанры, жанры драматургии.

Эпические жанры

Сказка (литературная) — произведение в прозаической или стихотворной форме, опирающееся на фольклорные традиции народной сказки (одна сюжетная линия, вымысел, изображение борьбы добра и зла, антитеза и повтор как ведущие принципы композиции). Например, сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Притча (от греческого parabole — «находящийся (помещенный) позади») — малый жанр эпоса, небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее нравственное или религиозное поучение, основанное на широком обобщении и использовании аллегорий. Русские писатели часто использовали притчу как вставной эпизод в своих произведениях, чтобы наполнить повествование глубоким смыслом. Вспомним калмыцкую сказку, рассказанную Пугачёвым Петру Гринёву (А. Пушкин «Капитанская дочка») — по сути, это кульминация в раскрытии образа Емельяна Пугачёва: «Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!». Сюжет притчи о воскрешении Лазаря, которую читала Сонечка Мармеладова Родиону Раскольникову, подсказывает читателю мысль о возможном духовном возрождении главного героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В пьесе М. Горького «На дне» странник Лука рассказывает притчу «о земле праведной», чтобы показать, как опасна бывает правда для слабых и отчаявшихся людей.
Басня — малый жанр эпоса; сюжетно законченная, имеющая аллегорический смысл, басня является иллюстрацией к известному житейскому или нравственному правилу. От притчи басня отличается законченностью сюжета, для басни характерны единство действия, сжатость изложения, отсутствие детальных характеристик и других элементов неповествовательного характера, тормозящих развитие фабулы. Обычно басня состоит из 2 частей: 1) рассказ о событии, конкретном, но легко поддающемся обобщению, 2) нравоучение, следующее за рассказом или ему предшествующее.
Очерк — жанр, отличительным признаком которого является «писание с натуры». В очерке ослаблена роль сюжета, т.к. вымысел здесь имеет несущественное значение. Автор очерка, как правило, ведёт повествование от первого лица, что позволяет ему включать в текст свои размышления, проводить сравнения и аналогии — т.е. пользоваться средствами публицистики и науки. Образцом использования в литературе жанра очерка являются «Записки охотника» И.С. Тургенева.
Новелла (итал. novella — новость) — это разновидность рассказа, эпическое остросюжетное произведение с неожиданной развязкой, отличающееся краткостью, нейтральным стилем изложения, отсутствием психологизма. Большую роль в развитии действия новеллы играет случай, вмешательство судьбы. Типичным примером русской новеллы является цикл рассказов И.А. Бунина «Тёмные аллеи»: автор психологически не прорисовывает характеры своих героев; прихоть судьбы, слепой случай сводит их на время и разлучает навсегда.
Рассказ — эпический жанр небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. В центре повествования — изображение какого-либо события или жизненного явления. В русской классической литературе признанными мастерами рассказа были А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, М. Горький, А.И. Куприн и др.
Повесть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. От рассказа и романа повесть отличается объёмом текста, количеством героев и поднятых проблем, сложностью конфликта и т.д. В повести важно не столько движение сюжета, сколько описания: героев, места действия, психологического состояния человека. Например: «Очарованный странник» Н.С. Лескова, «Степь» А.П. Чехова, «Деревня» И.А. Бунина. В повести эпизоды часто следуют один за другим по принципу хроники, внутренней связи между ними нет, или она ослаблена, поэтому повесть часто строится как биография или автобиография: «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н. Толстого, «Жизнь Арсеньева» И.А. Бунина и т.д. (Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / под ред. проф. А.П. Горкина. — М.: Росмэн, 2006.)
Роман (франц. roman — произведение, написанное на одном из «живых» романских языков, а не на «мёртвой» латыни) — эпический жанр, предметом изображения в котором является определённый период или целая жизнь человека; Роман что это? — роман характеризуется длительностью описываемых событий, наличием нескольких сюжетных линий и системы действующих лиц, в которую входят группы равнозначных персонажей (например: главные герои, второстепенные, эпизодические); произведение этого жанра охватывает большой круг жизненных явлений и широкий спектр общественно-значимых проблем. Существуют разные подходы к классификации романов: 1) по структурным особенностям (роман-притча, роман-миф, роман-антиутопия, роман-путешествие, роман в стихах и др.); 2) по проблематике (семейно-бытовой, социально-бытовой, социально-психологический, психологический, философский, исторический, авантюрный, фантастический, сентиментальный, сатирический и др.); 3) по эпохе, в которую господствовал тот или иной тип романа (рыцарский, просветительский, викторианский, готический, модернистский и др.). Следует отметить, что точная классификация жанровых разновидностей романа ещё не установлена. Существуют произведения, идейно-художественное своеобразие которых не укладывается в рамки какого-либо одного способа классификации. Например, произведение М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» содержит как остро-социальную, так и философскую проблематику, в нём параллельно развиваются события библейской истории (в авторской интерпретации) и современной автору московской жизни 20—30-х годов XX в., сцены, полные драматизма, перемежаются сатирическими. Исходя из этих особенностей произведения, его можно классифицировать как социально-философский сатирический роман-миф.
Роман-эпопея — это произведение, в котором предметом изображения является не история частной жизни, а судьба всего народа или целой социальной группы; сюжет строится на основе узлов — ключевых, переломных исторических событий. При этом в судьбах героев, как в капле воды, отражается судьба народа и, с другой стороны, картина народной жизни складывается из отдельных судеб, частных жизненных историй. Неотъемлемой принадлежностью эпопеи являются массовые сцены, благодаря которым автор создаёт обобщенную картину потока народной жизни, движения истории. При создании эпопеи от художника требуется высочайшее мастерство в сцеплении эпизодов (сцен частной жизни и массовых сцен), психологической достоверности в прорисовке характеров, историзма художественного мышления — всё это делает эпопею вершиной литературного творчества, на которую может взойти не каждый писатель. Именно поэтому в русской литературе известны всего два произведения, созданных в жанре эпопеи: «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А. Шолохова.

Жанры лирики

Песня — малый стихотворный лирический жанр, характеризующийся простотой музыкально-словесного построения.
Элегия (греч. elegeia, elegos — жалобная песня) — стихотворение медитативного или эмоционального содержания, посвящённое философским раздумьям, вызванным созерцанием природы или глубоко личными переживаниями о жизни и смерти, о неразделённой (как правило) любви; преобладающие настроения элегии — грусть, светлая печаль. Элегия — излюбленный жанр В.А. Жуковского («Море», «Вечер», «Певец» и др.).
Сонет (итал. sonetto, от итал. sonare — звучать) — лирическое стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы. Строки сонета могут располагаться двояко: два катрена и два терцета или же три катрена и дистих. В катренах может быть всего две рифмы, а в терцетах — две или три.
Итальянский (петрарковский) сонет состоит из двух катренов с рифмовкой abba abba или abab abab и двух терцетов с рифмовкой cdc dcd или cde cde, реже cde edc. Французская форма сонета: abba abba ccd eed. Английский (шекспировский) — со схемой рифмовки abab cdcd efef gg.
Классический сонет предполагает определенную последовательность развития мысли: тезис — антитезис — синтез — развязка. Судя по названию этого жанра, особое значение придается музыкальности сонета, которая достигается чередованием мужских и женских рифм.
Европейские поэты разработали много оригинальных видов сонета, а также венок сонетов — одну из наиболее трудных литературных форм.
К жанру сонета обращались русские поэты: А.С. Пушкин («Сонет», «Поэту», «Мадонна» и др.), А.А. Фет («Сонет», «Свидание в лесу»), поэты Серебряного века (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, И.А. Бунин).
Послание (греч. epistole — эпистола) — стихотворное письмо, во времена Горация — философского и дидактического содержания, позже — любого характера: повествовательного, сатирического, любовного, дружеского и т.д. Обязательный признак послания — наличие обращения к конкретному адресату, мотивы пожелания, просьбы. Например: «Мои пенаты» К.Н. Батюшкова, «Пущину», «Послание цензору» А.С.Пушкина и др.
Эпиграмма (греч. epgramma — надпись) — короткое сатирическое стихотворение, представляющее собой поучение, а также непосредственный отклик на злободневные события, часто политические. Например: эпиграммы А.С. Пушкина на А.А. Аракчеева, Ф.В. Булгарина, эпиграмма Саши Чёрного «В альбом Брюсову» и др.
Ода (от греч. ōdḗ, латин. ode, oda — песня) — торжественное, патетическое, прославляющее лирическое произведение, посвященное изображению крупных исторических событий или лиц, говорящее о значительных темах религиозно-философского содержания. Жанр оды был распространён в русской литературе XVIII — начала XIX вв. в творчестве М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, в раннем творчестве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, но в конце 20-х годов XIX в. на смену оде пришли другие жанры. Отдельные попытки некоторых авторов создать оду не соответствуют канонам этого жанра («Ода революции» В.В. Маяковского и др.).
Лирическое стихотворение — небольшое поэтическое произведение, в котором отсутствует сюжет; в центре внимания автора — внутренний мир, интимные переживания, размышления, настроения лирического героя (автор лирического стихотворения и лирический герой — не одно и то же лицо).

Лироэпические жанры

Баллада (провансальское ballada, от ballar — плясать; итал. — ballata) — сюжетное стихотворение, то есть рассказ исторического, мифического или героического характера, изложенный в поэтической форме. Обычно баллада строится на основе диалога персонажей, при этом сюжет не имеет самостоятельного значения — это средство создания определённого настроения, подтекста. Так, «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина имеет философский подтекст, «Бородино» М.Ю. Лермонтова — социально-психологический.
Поэма (греч. poiein — "творить", "творение") — крупное или среднее стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом (например, «Медный всадник» А.С. Пушкина, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Двенадцать» А.А. Блока и др.), в систему образов поэмы может входить лирический герой (например, «Реквием» А.А. Ахматовой).
Стихотворение в прозе — небольшое лирическое произведение в прозаической форме, отличающееся повышенной эмоциональностью, выражающее субъективные переживания, впечатления. Например: «Русский язык» И.С. Тургенева.

Жанры драматургии

Трагедия — драматическое произведение, основной конфликт которого вызван исключительными обстоятельствами и неразрешимыми противоречиями, приводящими героя к гибели.
Драма — пьеса, содержание которой связано с изображением обыденной жизни; несмотря на глубину и серьёзность, конфликт, как правило, касается частной жизни и может быть разрешён без трагического исхода.
Комедия — драматическое произведение, в котором действие и характеры представлены в смешных формах; комедия отличается стремительным развитием действия, наличием сложных, запутанных сюжетных ходов, благополучной концовкой и простотой стиля. Различают комедии положений, основанные на хитроумной интриге, особом стечении обстоятельств, и комедии нравов (характеров), основанные на осмеянии человеческих пороков и недостатков, высокую комедию, бытовую, сатирическую и т.д. Например, «Горе от ума» А.С. Грибоедова — высокая комедия, «Недоросль» Д.И. Фонвизина — сатирическая.

Как выяснилось, стихотворений есть очень много всяких разных... Вашему вниманию представляю виды стихотворений. Не исключено, что это не полная информация и я что-то упустила. По крайней мере старалась охватить все.

БЕЛЫЙ СТИХ - стих без рифм. Разновидностью белых стихов являются народные стихи и их имитации, среди которых есть шедевры, удивляющие своей неповторимой напевностью и мелодичностью:

Сяду я за стол да подумаю:
Как на свете жить одинокому?
Нет у молодца молодой жены,
Нет у молодца друга верного.
(А. Кольцов)

Во тьме ночной явилась буря;
Сверкал на небе грозный луч;
Гремели громы в чёрных тучах,
И шумный дождь в лесу шумел...
(Н. Карамзин)

В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…
(Н.А. Некрасов)

Далёким предком белого стиха был т.н. БЕЗРИФМЕННЫЙ СТИХ, к которому относится вся античная поэзия и европейская поэзия более позднего периода, когда традиция рифмованной поэзии ещё не сложилась. Пример безрифменного стиха:

О том. что ждёт нас, брось размышления,
Прими, как прибыль, день нам дарованный
Судьбой, и не чуждайся друг мой,
Ни хороводов, ни ласк любовных.
(Гораций)

Т.о. белые стихи, в отличие о безрифменных, - это сознательное отступление от сформировавшихся правил и стихотворных традиций, игнорирование рифмы как своеобразный художественный приём.

ВЕРЛИБР (свободный стих) - нерифмованные стихи без метра, расчлененные на стихотворные строки и не обладающие постоянными признаками их соизмеримости.

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовнёй.
(А. Блок)

ВОЛЬНЫЙ СТИХ (вольный ямб) - свободное чередование разностопных по количеству строк. В русской поэзии обычный размер басен, многих элегий, посланий и пр. Вольные стихи больше всего подходят для передачи разговорной речи.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась...
(И.А. Крылов)

ХОЛОСТЫЕ СТИХИ - стихи с холостой рифмовкой, при которой в строфе, помимо зарифмованных строк, присутствуют и незарифмованные (не имеющие рифмованной пары). Холостые стихи могут быть как с регулярным ожиданием отсутствия рифмы в определённых местах строфы (схема рифмовки АВСВ, АВАС, ААВА и т.п.) так и с эффектом обманутого ожидания. Традицию холостых стихов русские поэты переняли из немецкой поэзии - с середины 19 в. на русский язык переводилось большое количество стихов Г. Гейне, применявшего холостую рифмовку. С тех пор холостые стихи стали привычным явлением в русской поэзии, знавшей до того лишь единичные случаи.

Я, к мачте прислонясь, стоял,
За валом вал считая,
Корабль летит вперёд быстрей, -
Прощай, страна родная!
(Г.Гейне)

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А.Н. Плещеев)

От германского поэта
Перенять не в силах гений,
Могут наши стихотворцы
Брать размер его творений.

Пусть рифмует через строчку
Современный русский Гейне,
А в воде подобных песен
Можно плавать, как в бассейне...
(Д. Минаев)

Зарыться бы в свежем бурьяне,
Забыться бы сном навсегда!
Молчите, проклятые книги!
Я вас не писал никогда!
(А.Блок)

Нет не сдамся: папа-мама,
Дратва-жатва, кровь-любовь,
Драма-рама-панорама,
Бровь, свекровь-морковь... носки!
(Саша Чёрный)

РИФМОИД - стих с очень приблизительными рифмами. Термин практически не употребляется.

А если я вас когда-нибудь крою
И на вас замахивается перо-рука,
То я, как говорится, добыл это кровью,
Я больше вашего рифмы строгал.
(В. Маяковский)

СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ - небольшое эмоционально насыщенное лирическое произведение в прозаической форме без признаков метра и рифмы. Отличительные черты - мелодичность и напевность.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, -
Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Не будь тебя - как не впасть в отчаянье при виде всего, что свершается дома?
Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
(И. С. Тургенев)

МОНОРИМ (греч. monos - один, rime - стих) - стих, построенный на одной рифме; редкий в европейской поэзии, но широко распространённый в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, рубаи, тарджибанд и др. Пример рубаи Омара Хайяма:

Не завидуй тому, кто силён и богат.
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся, как с данной тебе напрокат.
(Омар Хайям)
Холодеет жар камина,
Смолкли звуки пианино,
Отзвучала каватина...
Где ж иных небес картина,
Белый лебедь Лоэнгрина?

В чистом виде моноримы пишутся довольно редко. У русских поэтов стихи-моноримы часто встречаются как составные части какого-либо произведения.Пример такой на свете не один:

И диво ли, когда жить хочет мещанин,
Как именитый гражданин,
А сошка мелкая, как знатный дворянин.
(И.А. Крылов)

Есть черный тополь, и в окне - свет,
И звон на башне, и в руке - цвет,
И шаг вот этот - никому - вслед,
И тень вот эта, а меня - нет.
(М. Цветаева)

Праобразы первых русских моноримов можно встретить в устном народном творчестве: загадках, потешках, скороговорках, основанных на звуко-смысловой игре схожих по звучанию слов.

Села Алеся
с печи ноги свеся,
Не смейся, Алеся,
а на печи грейся.
(русская скороговорка)

Моноримические цепи встречаются ещё в средневековых стихотворных памятниках Древней Руси, как например:

Но еже к Богу верою вооружився,
и креста честного силою укрепився,
и молитвами пречистые Богородицы защитився,
и предстательством небесных сил оградився,
и Богу помолився...
("Задонщина", 14 век)

АЛФАВИТНЫЙ СТИХ - стихотворение, в котором каждый стих или строфа (чаще -двустишие), начинаются с новой буквы и все вместе выстроены в алфавитном порядке.

Антисемит Антанте мил.
Антанта сборище громил.

Большевики буржуев ищут.
Буржуи мчатся вёрст за тыщу.

Вильсон важнее прочей птицы.
Воткнуть перо бы в ягодицы…
(В. Маяковский)

Русский алфавитный стих ведёт своё начало от Азбучной молитвы (Х в.), широко распространённой в средневековой Руси и по форме напоминавшей современный верлибр. В таком стихе каждое изречение начиналось с новой строки и буквы алфавита.

Азъ словом симь молюся Богу
Боже вьсея твари и зиждителю
Видимыимъ и невидимыимъ!
Господа духа посъли живущаго
Да въдъхнетъ въ сьрдце ми слово
Еже будетъ на успехъ вьсемъ...

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ СТИХИ (экзотические стихи) - оригинальные стихи, построенные на нетрадиционных способах рифмовки, построения строф, чередовании рифм и пр. К таким стихам можно отнести: акростихи, панторимы, палиндромы, моноримы, фигурные стихи, анациклы, бесконечные стихи и т.д.

АКРОСТИХ (греч. akrostichis - крайние стих) - стих, первые буквы всех строк которого образуют слово или фразу, чаще всего имя самого автора. Акростих ведёт своё начало из магических текстов и был популярен в поэзии Средневековья.

Сложнейшее из построений,
Творенье буйного ума.
Искусство слов и их сплетений,
Хроническая, до изнеможений,
Основа трудного письма.
Скупая исповедь поэта,
Летящих в неизвестность фраз;
Осипшая от всех запретов,
Жизнь без притворства и прикрас.
Едва слышна тугому уху,
Незримая полуслепцу.
Инакомыслие для слуха,
Елей лишь сердцу и Творцу.
(И. Блуменфельд)

Довольно именем известна я своим;
Равно клянётся плут и непорочный им;
Утехой в бедствиях всего бывало боле;
Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
Блаженству чистых душ могу служить одна;
А меж злодеями не быть я создана.
(Нелединский-Мелецкий)

Прозаики от рифмы далеки,
От четкого размера, тайны света,
Эфирного дыхания строки -
Того, что позволяет стать поэтом.
(Семён Цванг)

МЕСОСТИХ (от греч. mesos - находящийся в середине и stichos - стих) - стих, в котором из букв каждой строки составляется слово или фраза. В отличие от акростиха и телестиха, в месостихе слово образуют буквы, распололоженные в определённом порядке внутри строчек, причём вертикальное расположение не обязательно. Кроме того, как правило, зашифрованное слово или фраза выделяются. В качестве примера - четверостишие одного из родоначальников русского месостиха иеромонаха Кариона Истомина, в котором он зафиксировал своё духовное звание и фамилию.

Иисус господь Ему Рабов Оных,
возмёт ей МОльбы НАук всех свободныХ
Иже, Сия зде ТОщие навыкают.
МИлости любве всех благ Научают.
(Карион Истомин)

ТЕЛЕСТИХ - стих, в котором последние буквы каждой строки образуют слово или фразу. Разновидность акростихов.

КОЛОКОЛ
Произнося чудесный чистый звуК,
Вишу на колокольне. ВысокО!
Неоднократно сам звенеть хотеЛ,
Разлиться песней сердца далекО,
Но мой язык во власти чьих-то руК.
Вздохнул бы я свободно и легкО,
Когда бы сам, не по заказу, пеЛ.
(И. Чудасов)

ЛАБИРИНТ - ещё один жанр визуальной поэзии, часто рассматриваемый как вариант фигурных стихов; стихи, в которых различные буквы из различных строк складываются в зашифрованное слово или фразу, образуя какие-либо линии или геометрические фигуры. Как пример, послание в стихах Валерия Брюсова Вадиму Шершеневичу, а также акроконструкция Валентина Загорянского.

ВлекисуровуюмечтУ,
дАйутомленнойреЧи
ваДимъ,иэтудальИту,
дарИнастаромВече
себеМгновениЕогня,
дайсмУтестеНыволи.
тыискуШениЕкремля:
затмениЕоШибокбудня -
троньискРоюдоболи!
(В. Брюсов)

ЦЕНТОН (от лат. cento - одежда или одеяло из лоскутков) - юмористическое стихотворение, составленное из «заготовок» - отрывков разных стихов одного или нескольких авторов. Вот пример центона, собранного в основном из первых строк стихов Пушкина.
Я помню чудное мгновенье -
Три сестрицы под окном.
Зима!.. крестьянин торжествуя,
Всё ходит по цепи кругом,
Гонимый вешними лучами.
Уж солнце меркнет за горами...
Беги, сокройся от очей!
И сердцу будет веселей.

Во глубине сибирских руд
Горит восток зарёю новой.
Не пой красавица при мне,
Подруга дней моих суровых.
Прощай свободная стихия,
Гусей крикливых караван…
Мороз и солнце! День чудесный!
Храни меня мой талисман!

ПАНТОРИМ - стих, в котором все слова рифмуются. В чистом виде панторим существует крайне редко. В основном, стихи-панторимы встречаются как составные части какого-либо произведения. Также см. Панторифма.
Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
(В. Брюсов)

"Сорвано, уложено, сколото -
Чёрное надёжное золото"
(В. Высоцкий)

АНАЦИКЛ (греч. ana - вперёд, против и cyclos - круг, цикл) - стихотворение, написанное таким образом, что его можно одинаково читать как сверху вниз слева направо, так и снизу вверх справа налево. Анацикл читается в обоих направлениях не по буквам (как в палиндроме), а по словам. В отличие от стихотворения-реверса, порядок изложения, рифмы и рифмовка сохраняются. Анациклические стихи - крайне редкое явление даже для эксперементальной поэзии.

Жестоко - раздумье. Ночное молчанье
Качает виденья былого,
Мерцанье встречает улыбки сурово.
Страданье -
Глубоко - глубоко!
Страданье сурово улыбки встречает...
Мерцанье былого - виденья качает...
Молчанье, ночное раздумье, - жестоко!
(В. Брюсов)

РЕВЕРС - стихотворение, которое можно читать как сначала (слева направо), так и с конца (справа налево), при этом общий смысл сохраняется, но меняется очерёдность изложения и, что самое главное, меняются рифмы и может меняться рифмовка.
В образчике ниже четверостишие имеет смежную рифмовку и две рифмы "твои - и", "твой - шальной". При воспроизведении стихотворения по словам в обратном порядке (с конца) смежная рифмовка меняется на перекрёстную, а также происходит смена конечных рифм на "весне - мне" и "слеза - глаза". Жанр практически не разработан.

Глаза зелёные твои
Мне будут снова сниться и
Слеза как чистый образ твой
Весне запомнится шальной.
Шальной запомнится весне
Твой образ чистый как слеза
И сниться снова будут мне
Твои зелёные глаза.

РОПАЛИК или РОПАЛИСТИЧЕСКИЙ СТИХ (греч. ropalicos - палица, дубина) - стихотворение c постепенным наращиванием кол-ва слогов. Ропалический стих был впервые замечен у Гомера: в его гекзаметре каждое слово в строке имело на 1 слог больше (1, 2, 3, 4, 5). В последующем некоторые античные стихотворцы взяли этот приём на вооружение и пытались писать такими строками целые стихотворения Из наиболее известных - "Молитва" Авсония" (IV в. н. э.).

Бог Отец, податель бессмертного существованья,
Слух склони к чистоте неусыпных молитвословий...

В горизонтальном ропалическом стихе слова от начала к концу строки увеличиваются на один слог. Так, в примере ниже (частично панторимичном) в каждой строке первое слово - односложное, второе - двусложное, третье - трёхсложное, четвёртое - четырёхсложное.

Жизнь - игра желаний мимолётных,
Есть - пора мечтаний безотчётных,
Есть, потом, - свершений горделивых,
Скук, истом, томлений прозорливых...
(В. Брюсов)

В вертикальном ропалике каждая новая строчка имеет на один слог больше. Как пример, - юмористический ропалик "Бдительный пограничник" .

1 Стой!
2 Видишь -
3 Граница.
4 Дальше нельзя,
5 Не положено!
6 Что, снова не спится?
7 Хочешь туда, рожина?
8 Там ведь повсюду мафия,
9 Кланы и эксплуатация!
10 Будь патриотом - в это болото
11 Не лезь!.. без визы на эмиграцию.

ФИГУРНЫЙ СТИХ - стихотворение, строки которого визуально образуют какую-либо фигуру или предмет - звезду, конус, сердце, крест, пирамиду, ромб и пр. Таким образом, фигурные стихи предназначены исключительно для зрительного восприятия. Изобретателем фигурных стихов принято считать Симмия Родосского - древнегреческого поэта, написавшего три стихотворения в форме яйца, секиры и крыльев. Позднее, фигурный стих был в ходу в европейской поэзии барокко, а также не был обделён вниманием и русскими поэтами: первые фигурные стихи в России составляли виршеписцы ещё на заре русской поэзии - в 17 веке, когда стихотворная "алхимия" была в большой моде. В 18 веке в этом жанре написал несколько образцов (в виде лабиринта, креста, сердца и восьмиугольной звезды) и один из крупнейших стихотворцев того времени Симеон Полоцкий. В 18-19 вв. к фигурным стихам обращаются Державин, Сумароков, Ржевский, Апухтин, Рукавишников и некоторые другие поэты. В дальнейшем интерес к фигурным стихам проявляют символисты (Брюсов) и модернисты (Кирсанов, Вознесенский). В целом, фигурные стихи - не более чем стихотворная забава, в которой форма преобладает над содержанием. По этой причине высокохудожественных образцов создано крайне мало. Как пример, стихотворение в виде треугольников Апухтина:

Проложен жизни путь бесплодными степями,
И глушь и мрак... ни хаты, ни куста...
Спит сердце; скованы цепями
И разум, и уста
И даль пред нами
пуста.

И вдруг покажется не так тяжка дорога,
Захочется и петь, и мыслить вновь.
На небе звёзд горит так много,
так бурно льётся кровь...
Мечты, тревога,
Любовь!

О, где же те мечты? Где радости печали,
Светившие нам столько долгих лет?
От их огней в туманной дали
Чуть виден слабый свет…
И те пропали,
Их нет.
(А. Апухтин)

БЕСКОНЕЧНЫЙ СТИХ - стихи с кольцевой структурой, где конец переходит в начало. Всем известен стих:
«У попа была собака…». А вот пример бесконечной басни:

…Сидел на ветке
Как-то глупый попугай.
И взлетая очень редко,
Он смеялся с птичьих стай:
«Будет дымка голубая,
Красивее облака,
Вот тогда и полетаю
Выше всех, наверняка!»
И решил он вниз спуститься,
Сэкономить больше сил.
Только ж надо так случиться:
Он в силки и угодил.
И теперь в красивой клетке
Всё твердит: …

БУРИМЕ (от франц. bouts rimes -"зарифмованные концы") - сочинение стихов на заранее заданные рифмы, как правило, шуточного характера. Форма буриме зародилась во Франции в первой половине 17-го века. История возникновения буриме обязана французскому поэту Дюло, который заявил, что написал 300 сонетов, но рукопись потерял. После массовых сомнений публики в таком большом количестве написанных стихов, Дюлло признался, что написал не сами стихи, а только заготовленные рифмы. После этого его коллеги по перу написали сонеты на рифмы-заготовки, а новая стихотворная игра вошла в моду и в 17-18 вв. была довольно популярным салонным развлечением. Известно также, что А. Дюма в 19 веке был огранизатором конкурса на лучшее буриме и опубликовал книгу лучших стихотворений.
В наше время буриме продолжает оставаться популярной игрой среди всех любителей стихотворного жанра. Буриме позволяет проявить свои творческие способности, блеснуть остроумием и оригинальностью, в считанные минуты (или даже секунды) продемонстрировать своё владение словом. По этой причине жанр буриме особо популярен среди артистов разговорного жанра и конферанса. Вот показательный пример от Юрия Горного, которому было предложено 4 пары рифм, и который мгновенно (!) выдал замечательный экспромт.

заданные рифмы:

воздух - отдых
игра - топора

недуг - досуг
земля - рубля

Избу не возвести без друга-топора,
И труд иной порою просто отдых,
Работа- радость мне: весёлая игра,
Когда в лицо - удачи свежий воздух.

Болезни я отверг, мне незнаком недуг.
Не трачу на лекарства ни рубля.
Дорогой под ноги мне стелится земля:
Природа для меня - лекарство и досуг.

ШАРАДА (от франц. charade - беседа, болтовня) - стихотворение - загадка, иносказательно описывающее какое-либо слово.

Начало слова - зверь морской,
В лесу растёт конец шарады,
Отгадку в швейной мастерской
Сошьёт портной вам, если надо.
(кит + ель = китель)

ЛОГОГРИФ - это усложнённая шарада, основой которой является метаграмма (слова с различием в одну букву). В примере ниже от слова "победа" в каждой строчке отнимается по одной букве.

На фабрике «Победа»
Во время обеда
Случилась беда -
Пропала еда!
Ты съел? - Да!

ПАЛИНДРОМОН (греч. palindromos - бегущий обратно) - стихотворение, строки которого являются палиндромами и одинаково читаются от начала к концу и от конца к началу. Жанр экспериментальной поэзии (В. Хлебников и др.)

ЗВУКОВОЕ КОЛЬЦО - четверостишие или стихотворение, в котором последняя буква каждого стиха совпадает с первой буквой последующего стиха, а последняя буква последней строчки - с первой буквой первой.

Давно известно: жизнь - борьба,
А у борьбы - один исход:
Держать, как нам велит судьба,
Атаки яростных невзгод...
(Иван Овчинников)

ГЕТЕРОГРАММА (равнобуквица) - игра слов, различных по значению, но сходных по буквенному составу (больше веков - большевиков, не бомжи вы - небом живы, теперь я - те перья). Разновидность каламбура. Стихи, состоящие из гетерограмм - редкое, но весьма интересное явление в поэзии.

Азам учили,
а замучили.
Пока лечили -
покалечили.
(С. Федин)

Что вы простонете?
Что вы просто не те?

Разведу руками - мир стоит
Разве дураками мир стоит?
(Д. Авалиани)

Полный набор уроков имеется вот здесь.

Жанр в переводе с французского (genre) - род, вид. В художественной литературе различают три жанра: драма, эпос и лирика. К эпическим жанрам относятся не только про­заические произведения (эпопея, сказка, роман, повесть, но­велла, рассказ, очерк и т. п.), но и стихотворные, такие, как басня, былина, поэма, роман, сказка в стихах. К лирическим жанрам поэзии относят оду, балладу, элегию, песню, не­большое стихотворение и т. д.

Лирическое произведение - произведение музыкальное, волнующее. Именно в лирике воплощаются самые сокровен­ные, глубокие переживания поэта как гражданина страны, передающего свое отношение к обществу и к миру в целом. На каждом стихотворении лежит печать индивидуальности поэта со своими пристрастиями и нравственными оценками. «Самонаблюдение и глубоко личная трактовка переживания становятся у лирика основным методом художественной вы­разительности». 16

Лирику разделяют на четыре основные тематические ка­тегорий: философскую, гражданскую, любовную и пейзаж­ную. Сейчас наблюдается смещение жанров, взаимопроник­новение их. Произведения, в которых соединены лирическое и эпическое начала, называют лиро-эпической поэзией. Ро­мантические поэмы Пушкина, Лермонтова, поэмы В. Мая­ковского, А. Вознесенского и других относятся к этому виду поэзии. (44)

К гражданской лирике относится публицистическая поэ­зия, которая откликается на важные явления общественно-политической жизни страны, на события в мире. Мы знаем публицистическую поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасо­ва. Огромным публицистическим накалом пронизаны стихо­творные произведения М. Горького «Песня о Соколе» и «Пе­сня о Буревестнике». Со «всей своей звонкою силой поэта» В. Маяковский утверждал публицистическую поэзию:

скривится горько,

хлыстиком выстегать:

А где же душа?!

Да это ж -

риторика!

Поэзия где ж?

Одна публицистика?!

Капитализм -

неизящное слово,

куда изящней звучит -

«соловей»,

возвращусь к нему

снова и снова.

агитаторским лозунгом взвей!

(из поэмы «В. И. Ленин»).

Такие лирические стихи, как элегия, проникнуты раз­думьем, размышлением поэта; пронизаны чувством грусти и надежды, печали и радости. Элегии пишутся преимущест­венно пятистопным ямбом:

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...

Одной из разновидностей лирического стиха является со­нет. Сонет - от итальянского слова sonare - звучать, зве­неть. Его родина - Италия XIII века. Сонеты писали Пет­рарка, Данте, Микеланджело, Шекспир; в России - Державин, Пушкин, Лермонтов, Блок, Брюсов, Ахматова... К сонетам обращаются и многие современные поэты.

Сонет - это строгая форма четырнадцатистишия, обычно состоящая из двух четверостиший и двух трехстиший. У Шекспира иная конструкция сонета: три четверостишия и заключительное двустишие. (45)

Сонеты пишутся пятистопным ямбом. Рифмы у сонетов звучные, богатые. Каждая строфа представляет законченное целое. Обычно в первом четверостишии, которое восприни­мается как экспозиция, утверждается основная тема сонета. Во втором - идет развитие положений, выдвинутых в на­чале; в третьем - происходит развязка. И самые сильные по мысли, образности и чувствам - последние две строчки (у Шекспира) или последняя строка в трехстишии. Эти Строчки называют «сонетным замком». На «сонетный замок» и надо обращать внимание при изучении материала и при исполнении сонетов.

Мы хотим закончить раздел, посвященный законам сти­хосложения, словами Л. Н. Толстого: «Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может пра­вильно действовать». Однако, не изжита еще неверная точ­ка зрения некоторых режиссеров, актеров, руководителей самодеятельных коллективов, которые утверждают приори­тет интуиции, импровизации над законами творчества; Нель­зя забывать главный принцип системы К. С. Станиславского «От сознательного к подсознательному»; забывать о том, что актер, чтец может импровизировать лишь тогда, когда все тщательно продумано, до мельчайшей подробности отрабо­тано. Известно, что «интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо дока­зательство». 17 Но чтобы доказывать другим, руководитель самодеятельной студии обязан, быть сведущим во всех во­просах искусства, умеющим постигать законы творчества. Только так обеспечивается эффективность конечного резуль­тата работы и руководителя, и коллектива, и каждого его участника.

СЛОВЕСНОЕ ДЕЙСТВИЕ В ЗВУЧАЩЕЙ ПОЭЗИИ

Мы не хотим великолепно декламировать,

То есть только говорить монолог. Мы хотим

Им действовать, житьим во всеобъемлющем

понятии этого слова!

К. С. Станиславский.

Не декламировать, а действовать, жить в материале не­обходимо и при исполнении стихов. Ведь стихи, особенно ли­рические, по сути. своей есть монолог, в котором раскрыва­ется сложный внутренний мир лирического героя. В работе над любым литературным произведением должна соблюдать­ся определенная последовательность, которая позволяет ор­ганичнее овладевать искусством словесного действия. Како­ва же последовательность работы над стихотворным мате­риалом? |

Режиссерско-исполнительскую работу над поэтическим произведением можно условно разделить на пять этапов. 18

1. Выбор материала.

2. Познание характеристических особенностей выбранно­го материала.

4. Творческий акт исполнения.

5. Анализ выступления.

Выбор материала

При выборе исполнительского материала необходимо со­блюдать определенные условия.Первое условие - актуаль­ность материала, его высокое идейно-художественное звуча­ние. При этом не следует понимать под актуальным материа­лом лишь советскую поэзию, да еще непременно последних лет. Актуальность проблем, которые нас волнуют, мы нахо­дим во многих классических произведениях поэзии. Взяв в работу стихи наших классиков, надо уметь прочесть их с по­зиции современности. Для этого следует точно определить: на изменение какой ситуации в жизни нашего общества, ми­ра может быть направлено классическое произведение.

Возьмем к примеру лирическое стихотворение Пушкина «Я вас любил».

«Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим» (47)

Вот главная мысль этого стихотворения. Человек все­гда должен оставаться человеком и быть благодарным тому, кто зажег огонь любви - чувство, которое не всем дано ис­пытать.

Исполняя эти стихи Пушкина, мы совершаем речевое дей­ствие: предостеречь от мелкого чувства злобы и собственни­чества, напомнить человеку о том, что он - высшее сущест­во, обладающее добрым сердцем и мудрым разумом. «Мне дорого любви моей мученье. Пускай умру, но пусть умру любя» - говорит поэт в других своих стихах.

Второе условие верного выбора материала заключается в том, чтобы он нравился исполнителю, волновал его, вызы­вая желание работать над ним. Лучше, если участники кол­лектива сами его отыскивают. И не надо сразу разочаровы­вать их, если предложенный ими материал по каким-либо соображениям не стоит брать в работу. Можно тактично за­менить его другим на ту же тему, взволновавшую чтеца, но более качественным. Либо посоветовать отложить на неко­торое время работу над ним и, как ступеньку к мастерству стиходействия, предложить сделать другое стихотворение, ко­торое обогатит исполнителя необходимыми технологически­ми умениями и навыками.

Третье условие, обеспечивающее успех в работе, - это соответствие материала творческим способностям чтеца-лю­бителя и степени его подготовленности к выступлениям: ведь часты случаи (в этом убеждают итоги конкурсов, смотров, творческих отчетов коллективов художественного слова), ко­гда исполняются материалы, явно непосильные для чтеца. Это особенно видно, когда неправомерно большое место в программах чтецов-любителей занимают стихи поэтов А. Ах­матовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака с их очень личност­ным содержанием, усложненным ходом мысли. Стихи этих поэтов требуют высочайшего мастерства исполнения.

Часто исполнители «тонут» в огромных по времени. (20- 25 минут) поэтических композициях, плохо выстроенных сценарно. При исполнении таких материалов не раскрываются творческие способности, а, наоборот, перечеркиваются. А у зрителей такие выступления вызывают недоумение, досаду. Однако из снисхождения к чтецам-непрофессионалам их да­же хвалят. Это-то и наносит вред развитию творческой ин­дивидуальности. Теряются эстетические критерии искусства, задерживается творческий рост исполнителя, воспитывается дурной вкус и легкомысленное отношение к одному из самых трудных видов искусства - чтецкому искусству. (48)

Второй этап работы над стихами: изучение всех особен­ностей формы выбранного к исполнению стихотворения. * (* Предполагается знание чтецом основных законов стихосложения. Постижение формы стиха осуществляется в неразрывной связи с идей­но-действенным его анализом. Поэтому мы и говорим об условности эта­пов работы. Один этап вплетается в другой. Но миновать их нельзя.)

Чтобы верно прочесть лирическое стихотворение, надо за­жить высокими чувствами поэта, услышать поэтическую ин­тонацию, тон целенаправленного действия; Этому способст­вуют внимательное ознакомление с творчеством поэта, а так­же изучение «биографии» исполняемого стихотворения. Что же значит такая «биография»?

Стихотворения рождаются от пережитых событий, встреч, воспоминаний, нахлынувших чувств, соприкосновений с при­родой и т. д. Подробно изученная «биография» стихов долж­на как бы гарантировать более верное раскрытие замысла поэта, мир его чувств и мыслей. Вот пример «биографии» стихотворения А. С. Пушкина «И. И. Пущину». Напомним его содержание:

Инструкция

Если стихотворение написано в возвышенном силе, в нем прославляются деяния какого-либо или воспевается величие , то это либо ода, либо гимн. Отличить их можно тем, что гимн - это жанр песенный, как правило, в качестве именно текста встречается редко. К тому же, гимны обычно не обращены к конкретной личности. В одах присутствует более возвышенная и устаревшая лексика, ведь это очень старый, еще классицистический жанр. Гимны же актуальны и сейчас.

Отсутствие строгой композиции (нет деления на строфы), повествования, грусть, тягучесть - это все признаки элегии. В элегиях очень важно авторское "я", поэтому повествование часто идет от первого лица.

Их Европы к нам такой жанр как сонет. Определить сонет можно по форме. Традиционно он состоит из четырнадцати строк, скомпонованных особым образом. Выделяется три вида сонетов: французский (abba abba ccd eed (или ccd ede)), итальянский (abab abab cdc dcd (или cde cde)), английский сонет (abab cdcd efef gg).

Если вы видите короткое стихотворение (не более двух четверостиший, как правило), в котором остроумно высмеивается какой-то человек, то перед вами жанр эпиграммы. Важная оставляющая эпиграммы - это комизм. Порой это бывает добрый юмор, а порой - злая сатира.

Если стихотворное произведение, которое вы видите, имеет сюжет и большой объем, то это баллада. В балладах всегда есть главный герой, вокруг которого развиваются события. События, описанные в балладах, всегда необычны, в них есть элементы волшебства, действие очень драматично. Изначально баллады были песенным жанром, поэтому отличить их можно еще и по напевному ритму. В центре баллады всегда лежит какой-то конфликт, главные герои разнополярны, одни представляют сторону добра, а другие - зла.




Top