Бурановские бабушки биография каждой. История создания

Бурановские бабушки состав.



Галина Николаевна Конева , 73 года. Её называют "мамой коллектива". Всю жизнь проработала в детском саду воспитателем. Дома коллекционирует кукол, сама для них шьёт одежду. Галина Николаевна - заядлая лыжница, у неё первый взрослый разряд по лыжному спорту. Двое сыновей и дочь.

Граня Ивановна Байсарова , 62 года, любит мастерить руками. В 1975 году переехала жить в Бураново вместе со всей семьёй. До этого работала на одном из заводов Ижевска . По профессии - штукатур-маляр. Работала в совхозе дояркой. Очень любит вязать. Воспитала шестерых детей, сейчас подрастают восемь внуков.

Наталья Яковлевна Пугачёва , 76 лет - самая старшая и самая маленькая участница коллектива. Её называют Пугачёвой коллектива. Образование - всего несколько классов школы. Всю жизнь прожила в селе Бураново. Работала в местном колхозе. У неё четверо детей, четверо внуков и уже шесть правнуков. Очень плохо знала русский язык, но когда начала выступать с "бабушками", он ей дался просто. Именно она главная звездочка "Бурановских бабушек". И танцует, и поет.

Валентина Семёновна Пятченко , 74 года - филолог "Бурановских бабушек". За плечами Валентины Семёновны 21 год работы учителем русского языка и литературы в Туркмении. Но случилось так, что пришлось вместе с детьми возвращаться в родное Бураново. Начала работать в школе учителем. Потеряла правую руку - попала в циркулярную пилу. Перед выходом на сцену надевает протез. Но при этом помощи ни в чем не просит. Сама одевает сценический наряд, сама огород садит и по дому работает. Делает самое вкусное варенье из тыквы и кабачков.

Екатерина Семёновна Шкляева , 74 года – самая спокойная и послушная певица. Родилась в Бураново. Долгие годы проработала штукатуром на ижевском заводе. После смерти мужа вернулась в родное село. Устроилась работать в колхоз. После выхода на пенсию занялась пением. У Екатерины Семёновны трое детей, пятеро внуков и один правнук. Готовит самую вкусную квашеную капусту. В коллективе равняются именно на нее. Она камертон "Бурановских бабушек".

Алевтина Геннадьевна Бегишева , 53 года – хозяюшка "Бурановских бабушек". По образованию бухгалтер, поэтому следит за порядком в коллективе. Именно благодаря ее способностям получилось собрать многие костюмы для певиц. Последние 4 года руководит музеем в доме культуры Бураново. За это время коллекция пополнилась старинными редкими экспонатами. Муж Алефтины Геннадьевны по просьбе жены научился вязать лапти и обул всех "бабушек". Вместе они воспитывают троих детей.

Зоя Сергеевна Дородова , 71 год - главный повар коллектива. Зоя Сергеевна после смерти мужа вернулась в Бураново. Всю жизнь проработала поваром-пекарем. Сначала в школьной столовой, затем в частной конторе. В Бураново о Зое Сергеевне говорят, что вкуснее её выпечки во всём селе не сыскать.

Ольга Николаевна Туктарёва , 43 года. Руководитель коллектива "Бурановские бабушки". Ольга Николаевна является автором всех переводов известных песен, исполняемых "бабушками". По жизни директор дома культуры, в душе - массовик-затейник.

Глава республики Александр Волков подписал указ о присвоении почётного звания «Народный артист Удмуртской республики» участникам творческой группы «Бурановские бабушки». В указе сказано, что артистки удостоены этого звания «за большой вклад в развитие искусства и высокое исполнительское мастерство». Звания получили пенсионерки Наталья Пугачева, Граня Байсарова, Зоя Дородова, Галина Конева, Екатерина Шкляева, Валентина Пятченко, методист Бурановского сельского Дома культуры Алевтина Бегишева, художественный руководитель коллектива и директор Бурановского сельского Дома культуры Ольга Туктарева.

Примерно в 30 километрах от Ижевска между холмами спряталась небольшая деревушка Бураново, где живут 670 человек.

8 из них в субботу выступят в Баку на финале "Евровидения". Им предстоит защищать честь России в этом престижном конкурсе.

"Бурановские бабушки" всю свою жизнь, а кто-то большую ее часть, прожили в Буранове. Пели, как говорят, сколько себя помнят. Состав под звездным названием образовался сравнительно недавно, в 2000 году. Запели Цоя и Гребенщикова на удмуртском, затем - песни из репертуара Beatles, Eagles и получили признание всей страны.

Собственно, главный секрет успеха "Бурановских бабушек" - их самобытность, искренность и чистота образов - виден, что называется, невооруженным глазом. Какие артистки на сцене, такие они и в жизни - простые, добрые и настоящие.

Накануне самых ответственных выступлений в карьере "Бурановских бабушек" корреспонденты "РГ" побывали в гостях у певиц, расспросили их о быте, семьях и увлечениях.

Гостеприимные бабушки (о некоторых из них "РГ-Неделя" рассказала в номере от 22 марта нынешнего года) охотно выступили в роли интервьюируемых и поведали о себе все секреты.

Многодетная мама поет, вышивает и вяжет

Граня Ивановна Байсарова родилась 12 июня 1949 года. По профессии - штукатур-маляр, плиточница. После окончания училища некоторое время проработала на Ижевском машзаводе.

Мы всегда любили петь. Когда работали малярами, песни горланили на весь подъезд, в котором делали ремонт! - вспоминает Граня Ивановна и добавляет: - Сейчас уж так, наверное, не поют.

В 1976 году с семьей переехала в Бураново, где 20 лет работала дояркой. Был у Грани Ивановны большой перерыв в творчестве, когда два сына один за другим ушли служить в армию, в Чечню. Вернулись они целы и невредимы, и мама снова запела.

Мастерица на все руки - вяжет, вышивает, плетет. У нее всегда с собой пряжа и спицы. Почти всем бабушкам вяжет цветные чулки для выступлений.

Воспитала шестерых детей, подрастают восемь внуков и правнучка.

Лапти от Бегишевых

Всю жизнь работала бухгалтером в бурановском совхозе. После ухода из совхоза создала музей в местном Доме культуры. Хоть музей и неофициальный, Алевтина Геннадьевна ведет учет всех экспонатов, которые собирает сама и с помощью односельчан. Такой уж характер - во всем должен быть порядок.

Один мальчик принес старинный утюг, - рассказывает Алевтина Бегишева, - думал, мы ему денег дадим, а когда узнал, что денег у ДК нет, очень расстроился, но обратно утюг не забрал. А один мужчина принес трехкилограммовый зуб мамонта. Хоть к старинному быту он отношения не имеет, но номер я ему присвоила и всем показываю.

А еще муж Алевтины Геннадьевны плетет лапти для всего коллектива. Бегишевы вырастили троих детей.

Повар на всю команду

Зоя Сергеевна Дородова родилась 15 апреля 1940 года в Буранове. Работала пекарем в бурановской пекарне. Вышла замуж и уехала в село Бабино (тоже в Удмуртии). Там работала поваром и заведующей школьной столовой. После смерти мужа вернулась в Бураново и до пенсии проработала поваром в столовой геологов.

Самая степенная и немногословная участница коллектива. В поездках всегда готовит обед на всех. В Буранове живет с дочерью и двумя внуками.

Генератор идей

Галина Николаевна Конева родилась 15 октября 1938 года. Окончила Сарапульское дошкольное педучилище. Несколько лет трудилась в детском доме. Вернулась в родную деревню и больше не смогла уехать - затянул детский сад. До 60 лет проработала воспитателем. Потом нехотя ушла на пенсию и нашла себе новые увлечения: стала шить наряды для кукол, взяла на себя роль "старшей" по деревне. Вспоминает, как пару лет назад в деревне чуть не открыли "ночной клуб". Имея четкую воспитательную идею и силу духа, Галина Николаевна добилась запрета открытия кафе.

Мы лучше храм построим, это важно для воспитания подрастающего поколения. Не надо нам никаких кафе, чтобы народ спаивать! Пусть молодежь Богу молится, - говорит Конева. Галина Николаевна - стержень коллектива и генератор идей. Воспитала троих детей, подросли восемь внуков и уже два правнука.

Самая старшая разводит "слесарок"

Наталье Яковлевне Пугачевой, самой старшей из "Бурановских бабушек", в этом году исполнится 77 лет. Родилась она 28 ноября 1935 года неподалеку от Буранова, в деревне Чутожмон (дословно переводится с удмуртского как "я пришел с войны хромой"). Успела окончить только первый класс школы, как началась война. Потом было уже не до учебы. Всю жизнь проработала в бурановском колхозе. Наталья-апай (в переводе с удмуртского - бабушка Наталья), как называют ее в коллективе, очень любит домашнюю животинку и цветы. Сейчас они с мужем держат корову и разводят кур с цесарками, которых Наталья Яковлевна называет "мои слесарки".

Наталья Пугачева отлично стряпает. На ее столе всегда изумительные пироги, перепечи и печенье. Обладает удивительным чувством юмора, всегда улыбчива и подвижна.

Четверо детей, трое внуков и шесть правнуков.

Камертон для ансамбля

Екатерина Семеновна Шкляева родилась второго ноября 1937 года неподалеку от Буранова в деревне, которой уже нет. Доучилась только до 4-го класса, так как пришлось стать старшей для братьев и сестер, когда тяжело заболела мать, а отца забрали на фронт.

Потом работала на Ижевском механическом заводе, штукатуром-маляром на стройке в Пермской области. Через 6 лет, когда скончался муж, приехала обратно в Бураново.

В коллективе по ней сверяют тональность.

Воспитала троих детей, подрастают пять внуков и один правнук.

Одной левой

Валентина Семеновна Пятченко родилась 21 октября 1937 года в Буранове. Окончила восьмилетку и уехала в Сарапул учиться на швею. Окончив училище, продолжила учебу в Удмуртском педагогическом институте. Получила филологическое образование, вышла замуж и уехала в Красноводск, куда мужа-военного определили по назначению.

После развода вернулась в Бураново с двумя сыновьями, один из которых в 17 лет погиб.

Валентина Семеновна потеряла правую руку, работая на циркулярной пиле (на сцену она выходит с протезом). Тем не менее она отлично справляется по хозяйству и с одной рукой: перекапывает огород, собирает ягоды, варит вкуснейшее варенье и даже шьет на швейной машинке. Раньше платья для коллектива шила именно она.

Особенная гордость Валентины Пятченко - клубничная "плантация": ягод хватает и на продажу, и на варенье, которое она изготавливает в огромных количествах и раздает всем городским друзьям, коллегам, родственникам.

У Валентины Семеновны сын и двое внуков.

Режиссер успеха

Ольга Николаевна Туктарева - художественный руководитель "Бурановских бабушек", директор Бурановского дома культуры, автор переводов песен на удмуртский язык.

Она родилась 26 апреля 1968 года в деревне Пуро-Можга неподалеку от Буранова. Окончила Пермский институт культуры. Причем, когда приехала поступать, очень плохо разговаривала по-русски. Учиться решила на режиссера, даже не зная, что означает это слово.

Мне предложили поступать на методиста, библиотекаря и режиссера. Я выбрала последнее - мне слово уж очень понравилось! - рассказала Ольга Туктарева.

Ее главное увлечение, кроме ансамбля "Бурановские бабушки", - детская театральная студия, которую Ольга Николаевна организовала в местном Доме культуры. В ДК худрук практически днюет и ночует. А муж в это время занимается теплицами и уже в апреле потчует все семейство свежими огурцами. Супруги воспитывают двоих детей.

Сначала была эйфория. Родина встречала их как героинь.

— Хотели тайком в Бураново вернуться — да где там! — вспоминает Галина Конева. С трапа самолёта невозможно было спуститься — все вышли на лётное поле. На полпути к деревне люди стояли с флагами и перепечами (удмуртские ватрушки с разными начинками. — Авт.). Они поют, ревут. Мы ревём. Никто ведь не думал о победе. Деревенские же! Уж сколько нас Москва просила лапти и антикварные платья снять. Но это же национальная одежда — из сундуков, с чердаков. Да и мы старинные.

Самая молодая в коллективе 49-летняя худрук Ольга Туктарева работает с бабушками уже четверть века. Они же все как на подбор «антикварные»: старшей 81 год. Добрая половина многодетные. У каждой — своя доля. Валентине Пятченко циркулярная пила отхватила часть руки — так она одной левой приспособилась и огород сажать, и коврики плести. Екатерина Шкляева сломала шейку бедра. Вышла из больницы — и дальше петь. Несколько женщин перенесли онкологию. «Все вылечились, настоящие борцы», — говорит Ольга.

Кто раньше знал Бураново? Вроде под боком у столицы Удмуртии, а дорог, считай, не было. Газ — только в половине домов. Электрические столбы того и гляди рухнут. После успеха бабушек на «Евровидении» проблемы как по мановению волшебной палочки решились. Школа получила помощь, ДК отреставрирован. Дважды отгремел на бурановских просторах международный фестиваль.

Сегодня, как и 125 лет назад, в Буранове почти 700 жителей, и с виду это обычное село.

— Не-ет! — улыбается Ольга Туктарева. — «Бабушки» не на пустом месте родились. Здесь всегда была интеллигенция. Школа, больница, библиотека в селе открылись одними из первых в Удмуртии. Учителями работали священники. В том числе отец Григорий Верещагин — этнограф, просветитель. В 1927-м его лишили духовного звания, едва не расстреляли. Сельчане прятали батюшку в лесах. Храм был закрыт. Но в 1939 г. здесь ещё окрестили мою маму и Галину Николаевну Коневу — участники таинства залезли в церковь через окно.

После войны храм разрушили. А в ХХI веке у бабушек появилась мечта его восстановить. Но денег не было.

— Вдруг один богатый мужчина попросил нас спеть на удмуртском песни Цоя и Гребенщикова , — вспоминает Валентина Пятченко. — Ольга их перевела, мы записали диск. С того гонорара всё и началось.

Молебен на месте строительства Храма Святой Троицы в селе Бураново. Фото: РИА Новости / Константин Ившин

И ради благого дела послал им Господь встречу с великой Зыкиной . Её директор, ижевчанка Ксения Рубцова, привезла бабушек в Москву. Они очаровали Людмилу Георгиевну. Рубцова стала их продюсером. Но через два года после «Евровидения» контракт закончился, и бабушек поменяли на профессионалов.

— Мы случайно увидели их в Интернете, — рассказывает Галина Конева. — Очень больно было...

— Бывший продюсер запрещает нам петь и распространять песни, частично записанные на её деньги! — возмущается Валентина Пятченко.

— Мы гастролируем, а она говорит, что бабушки старые, болеют, ездить не могут, — сетует Граня Байсарова. — Про новых певиц рассказывает, что они на «Евровидении» выступали, храм строят. А они здесь и не были никогда. Да и Рубцова оформила бренд на себя. Мы не против, чтобы та группа выступала. Пусть поют, пляшут. Только бы нас грязью не обливали.

Сегодня коллектив, победивший на «Евровидении», называется «Бабушки из Буранова». И люди любят их, может, ещё больше, чем прежде.

— Люди-то понимают, кто есть кто, — уверена Граня Байсарова. — Встречают настороженно: настоящие ли? А увидят нас — и оттаивают. Про новый же коллектив рассказывают: пришли зрители — поняли, что бабушки «поддельные», и ушли.

«Бабушки» разбудили народ. В Удмуртии как грибы после дождя выросли фольклорные коллективы. Молодёжь вернулась в клуб — ставит спектакли. Совхоз заработал. И блестят на солнце золотые маковки: вот уже два года в храме Святой Троицы проходят службы.

— Деньги ещё нужны, — переживает Алевтина Бегишева. — Трещины по стенам пошли, двери надо поменять — зимой холодно. Хотим домик для одиноких при храме устроить. Трапезную затеяли с гостевой комнатой, чтобы людям было где переночевать. Пока у себя кладём. На матрацах.

После того как бабушки прославились, в Буранове появились собственные сувениры. Фото: АиФ/ Татьяна Уланова

Кырӟалом жон-жон-жон

— 50 млн вложили в инфраструктуру, могли бы развивать село, — высовывается из-за непривычного для деревни высоченного забора дизайнер Александр Пилин, купивший дом купца Ларионова напротив ДК. — Я пришёл сюда с миссией поднять деревню. Говорил: давайте продавать продукты, валенки! Я вон даже воздух бурановский законсервировал. Можно было сделать культурный центр, зоопарк домашних животных, рынок. Но местным ничего не надо. Аудитория у нас с бабушками разная. Те, кто едет к ним, не заходят ко мне. И наоборот. Некрасивые, нелепые — они просто продукт пиара.

Пилин участвует в выставках, читает лекции за границей. В его доме можно увидеть чёрный квадрат из поношенных носков, «услышать» гимн спущенным штанам и купить стильный ковёр из войлока в виде грампластинки. Но он западник, бабушки — славянофилы. И им сложно понять друг друга.

— Повалят сюда толпы — душевность уйдёт, — считает Алевтина Бегишева.

— У удмуртов есть пословица: вперёд не вырывайся, сзади не плетись, в середине не болтайся, — резюмирует Ольга Туктарева. — Храм достроить, содержать его — вот наши планы.

* В материале использованы строчки на английском и удмуртском языках из песни, с которой «бурановские бабушки» победили на «Евровидении»:

— Вечеринка для всех! Танцуйте! Давайте танцуйте!

— Будем петь звонко-звонко.

Фольклорный коллектив из Малопургинского района Удмуртии, из села Бураново, исполняющий на удмуртском языке разнообразные хиты, перепевая известных российских и зарубежных исполнителей. Коллектив был выбран представителем России на конкурсе песни «Евровидение 2012».


Ансамбль был создан более 40 лет назад. Впервые коллектив стал выступать с перепевками на удмуртском языке в 2008 году. На Дне родного языка в Удмуртской филармонии бабушки исполнили известные песни Бориса Гребенщикова и Виктора Цоя на удмуртском языке. С тех пор неоднократно становился объектом вни

мания прессы и телевидения.

Коллектив участвовал в Российском отборочном туре Евровидения-2010 с песней «Длинная-длинная береста и как сделать из нее айшон» (заняли 3 место)и Евровидения-2012 с песней «Party for Everybody». По результатам последнего «Бурановские бабушки» одержали победу и предста

вят страну на конкурсе Евровидение-2012 в Баку.

Состав

Состав (указан, включая возраст участников, по состоянию на 2012 г.):

Граня Ивановна Байсарова (62 года)

Алевтина Геннадьевна Бегишева (по разным данным от 53 до 56 лет)

Зоя Сергеевна Дородова (71 год)

Галина Николаевна Конева (73 год

Лучистые глаза, светлые лица, непластмассовая радость на лицах – Бурановские бабушки опережают всех звезд Евровидения и покоряют сердца зрителей. Они труженицы и действительно бабушки – почти у всех много детей и внуков.

Познакомимся с ними поближе.

Байсарова Граня

По профессии штукатур-маляр, плиточница. Работала на Ижевском машзаводе. В 1975 году с семьей переехала в Бураново, где 20 лет проработала дояркой. Вяжет каждую свободную минуту. Красивые чулочки, в которых выходят бабушки на сцену – ее творение.

Воспитала 6 детей, которые подарили ей 8 внуков. Есть правнучка.

Конева Галина

Окончила Сарапульское дошкольное педучилище. Всю жизнь проработала воспитателем в детском саду. С юных лет выступает на сцене в художественной самодеятельности и всего два года как не участвует в лыжных соревнованиях – у Галины Николаевны 1 взрослый разряд по лыжным гонкам.

Стержень коллектива, генератор идей. Недаром подруги называют ее «муш муммы» – пчелиная матка. Если бы жила в городе, непременно стала бы государственным деятелем.

Вырастила 3 детей. Есть 8 внуков и 2 правнука.

Наталья Яковлевна Пугачёва

В школе проучилась всего один год, потом началась война - было уже не до учебы. Всю жизнь проработала в колхозе в селе Бураново.

Про таких говорят: маленькая, да удаленькая. Действительно - успевает все! А еще обладает великолепным чувством юмора.

Воспитала 4 детей. Сейчас ее радуют 3 внуков и 6 правнуков.

Туктарева Ольга

Окончила Пермский институт культуры. Директор Бурановского Дома культуры, худрук «Бурановских бабушек». Автор переводов песен на удмуртский язык. Очень искренняя тонкая натура. При этом не забывает и о хозяйстве. Ее семья уже в апреле ест свежие огурцы из собственной теплицы.

Двое детей.

Пятченко Валентина

Сначала выучилась на швею, потом окончила историко-филологический факультет Удмуртского пединститута. 21 год проработала учителем русского языка и литературы в Туркмении, куда отправили служить мужа. Но семейная жизнь не сложилась, и в 1984 году Валентина Семеновна с детьми вернулась в родное село, где до пенсии работала в школе.

В 1998 году, работая на циркулярной пиле, потеряла правую руку (для выхода на сцену надевает протез). Со временем все научилась делать сама: шить на машинке, печь пироги, варить вкуснейшее варенье. Минувшим летом за неделю собрала 8 ведер лесной клубники! А еще даже в самое засушливое лето ей удается собрать с огорода самый большой урожай. В коллективе ее называют «ширпи», по-русски – мышонок. Такая она тихая.

Воспитала 2 сыновей, один из которых погиб. Имеет 2 внуков.

Дородова Зоя

По профессии пекарь. Работала в Бурановской пекарне, дояркой в колхозе. Вышла замуж в Бабино. Там работала поваром и заведующей школьной столовой. После смерти мужа вернулась в Бураново и до пенсии проработала поваром в «Геофизике».

Самая степенная и немногословная участница коллектива. Если в поездках нужно приготовить обед, то делает это Зоя Сергеевна.

Воспитала дочь, которая подарила ей 2 внуков.

Бегишева Алевтина

Всю жизнь была бухгалтером и лишь последние 4 года руководит музеем в Бурановском Доме культуры. Работу сменила неслучайно: всей семьей собирали старинные вещи. Так семейное увлечение стало профессией.

Бухгалтер по жизни - во всем любит четкость и порядок. Обожает разгадывать судоку.

Трое детей.

Шкляева Екатерина

Когда училась в 4-м классе, заболела мать. Поэтому учебу в школе пришлось бросить и взвалить на себя всю работу по дому. Работала на Ижевском механическом заводе, потом на стройке штукатуром-маляром в Пермской области. Там же вышла замуж, но через 6 лет муж умер. Вернулась в родную деревню и до выхода на пенсию работала в сельском хозяйстве села Бураново.

Камертон коллектива – по ней сверяют тональность. Квасит самую вкусную капусту. В ее карманах всегда есть хлеб для птиц: куда бы бабушки ни приезжали, она везде кормит голубей, воробьев, уток.

Воспитала 3 детей. Есть 5 внуков и 1 правнук.

Когда они вышли на сцену российского этапа конкурса «Евровидение-2010», зал встречал их стоя. Молодые люди, известные музыканты и респектабельные продюсеры смотрели на выступление уникального коллектива и с удивлением открывали для себя новое имя российского шоу-бизнеса «Бурановские бабушки».

Самобытность и искренность исполнительниц покорили российскую публику с первого взгляда. Для зрителей стало неожиданностью, что бабушки, которым уже за 70, решились приехать в Москву, а главное, не испугались выступить перед огромной телевизионной аудиторией. Уже утром следующего дня Интернет взорвался сообщениями о том, что бабушки из малоизвестного удмуртского села Бураново заняли 3 место в российском этапе конкурса «Евровидение».

Видеоролик с выступлением бабушек моментально стал хитом рунета, его разместили многие новостные порталы и сайты. Буквально за пару суток его посмотрели более 30 тысяч человек.

Пользователи Интернета восхищенно комментировали выступления бабушек: «Бабушки…” – просто супер! Как они сумели завести зал! Это просто потрясающе. Зал им аплодировал стоя. “Бабушки…” своей самобытностью, неформатностью и нестандартностью запросто могли бы выиграть Евровидение. “Бабушки…” – молодцы. Здоровья им и удач!»

Это была оглушительная победа!

Триумфальную песню «Длинная-длинная береста и как сделать из нее айшон», с которой бабушки выступили на отборочном туре, написала 10 лет назад участница коллектива Елизавета Филипповна Зарбатова или просто Баба Лиза. В то время коллектив «Бурановские бабушки» еще только создавался. Баба Лиза призналась, она рада, что ее песню услышали многие люди. Баба Лиза и сама бы с удовольствием поехала в Москву, да годы уже не те – ей 84 .

В песне поется о нелегкой женской доле: удмуртская женщина, выйдя в поле, обращается к березке: “Как мне сделать из бересты айшон? Как из льна сплести пояс? В доме семеро по лавкам – как их прокормить? В стойле – молодая кобыла – как ее научить пахать? Выхожу в поле – даль безграничная – как мне, неученой, землю распахать и семена посеять?”

Многие специалисты от шоу бизнеса гадают: в чем феномен бабушек? «Бурановские бабушки» – небольшой коллектив, руководителем которого является Ольга Николаевна Туктарева. Самая маленькая «звезда» коллектива – солистка баба Наташа гордо носит фамилию Пугачева. Никто из бабушек всерьез о профессиональной сцене и не думал, собирались просто попеть. Они поют так, как пели много лет назад их прабабушки. Вместе с тем, они всегда удивляли зрителей, к примеру, спев на удмуртском языке песни Цоя, Гребенщикова и Битлз.

Они хранят те истинные ценности, которые веками передавались из поколения в поколение. Они живут натуральным хозяйством так, как жили их предки. Они могут отказаться от выступления только потому, что надо посадить картошку или пришло время плодиться домашним животным. И все к этому относятся с пониманием.

В сельском клубе села Бураново бабушки собственными силами открыли музей, экспонатами которого стали платки, которым по 200 лет, старый патефон и прочая утварь. «Меня бабушки научили многому, я пересмотрела всю свою жизнь. И когда мне бывает трудно или что-то не получается, я себе говорю: не ной, бабушки в это время в огороде работают. Встаю и иду дальше. Вот так благотворно они на меня повлияли», – рассказывает одна из их поклонниц.

Есть еще одна тема, которая очень важна для бабушек. В 1939 году в селе Бураново до основания разрушили церковь. При советской власти храм не восстановили. Жители села ездят в ближайший храм аж за 40 километров. Мечта бабушек – построить храм в родном селе. И, пожалуй, это один из главных стимулов, который ведет бабушек на сцену.

Вот уже несколько лет Европа переживает бум – моду на фольклор. Аналогов «Бурановским бабушкам» сегодня в шоу-бизнесе нет. Никто из специалистов не может дать четкого определения, в каком стиле или жанре поют бабушки. Но одно известно точно – этнический проект «Бурановские бабушки» вызвал интерес не только в России, но и в мире. Японские журналисты сняли о бабушках сюжет, финское телевидение готовит большую передачу, РТР снимает клип.

Когда-то давным-давно в предгорьях Уралa жило племя, от которого образовались многие финно-угорские народы, в том числе и удмурты. Предки финно-угров были наблюдательны, знали законы мира и природы. Их потомки разошлись по Европе, заговорив на разных языках. Все они сегодня составляют большой финно-угорский мир. Кто знает, может, от того такой интерес у продвинутой европейской молодежи к маленькому коллективу из Удмуртии, ведь по сути они являются генетическими бабушками многих жителей Европы?




Top