Бурановские бабушки продюсер кто. Все, что вы хотели знать о *Бурановских бабушках*: состав, возраст, костюмы
Бурановские бабушки состав.
Галина Николаевна Конева , 73 года. Её называют "мамой коллектива". Всю жизнь проработала в детском саду воспитателем. Дома коллекционирует кукол, сама для них шьёт одежду. Галина Николаевна - заядлая лыжница, у неё первый взрослый разряд по лыжному спорту. Двое сыновей и дочь.
Граня Ивановна Байсарова , 62 года, любит мастерить руками. В 1975 году переехала жить в Бураново вместе со всей семьёй. До этого работала на одном из заводов Ижевска . По профессии - штукатур-маляр. Работала в совхозе дояркой. Очень любит вязать. Воспитала шестерых детей, сейчас подрастают восемь внуков.
Наталья Яковлевна Пугачёва , 76 лет - самая старшая и самая маленькая участница коллектива. Её называют Пугачёвой коллектива. Образование - всего несколько классов школы. Всю жизнь прожила в селе Бураново. Работала в местном колхозе. У неё четверо детей, четверо внуков и уже шесть правнуков. Очень плохо знала русский язык, но когда начала выступать с "бабушками", он ей дался просто. Именно она главная звездочка "Бурановских бабушек". И танцует, и поет.
Валентина Семёновна Пятченко , 74 года - филолог "Бурановских бабушек". За плечами Валентины Семёновны 21 год работы учителем русского языка и литературы в Туркмении. Но случилось так, что пришлось вместе с детьми возвращаться в родное Бураново. Начала работать в школе учителем. Потеряла правую руку - попала в циркулярную пилу. Перед выходом на сцену надевает протез. Но при этом помощи ни в чем не просит. Сама одевает сценический наряд, сама огород садит и по дому работает. Делает самое вкусное варенье из тыквы и кабачков.
Екатерина Семёновна Шкляева , 74 года – самая спокойная и послушная певица. Родилась в Бураново. Долгие годы проработала штукатуром на ижевском заводе. После смерти мужа вернулась в родное село. Устроилась работать в колхоз. После выхода на пенсию занялась пением. У Екатерины Семёновны трое детей, пятеро внуков и один правнук. Готовит самую вкусную квашеную капусту. В коллективе равняются именно на нее. Она камертон "Бурановских бабушек".
Алевтина Геннадьевна Бегишева , 53 года – хозяюшка "Бурановских бабушек". По образованию бухгалтер, поэтому следит за порядком в коллективе. Именно благодаря ее способностям получилось собрать многие костюмы для певиц. Последние 4 года руководит музеем в доме культуры Бураново. За это время коллекция пополнилась старинными редкими экспонатами. Муж Алефтины Геннадьевны по просьбе жены научился вязать лапти и обул всех "бабушек". Вместе они воспитывают троих детей.
Зоя Сергеевна Дородова , 71 год - главный повар коллектива. Зоя Сергеевна после смерти мужа вернулась в Бураново. Всю жизнь проработала поваром-пекарем. Сначала в школьной столовой, затем в частной конторе. В Бураново о Зое Сергеевне говорят, что вкуснее её выпечки во всём селе не сыскать.
Ольга Николаевна Туктарёва , 43 года. Руководитель коллектива "Бурановские бабушки". Ольга Николаевна является автором всех переводов известных песен, исполняемых "бабушками". По жизни директор дома культуры, в душе - массовик-затейник.
Глава республики Александр Волков подписал указ о присвоении почётного звания «Народный артист Удмуртской республики» участникам творческой группы «Бурановские бабушки». В указе сказано, что артистки удостоены этого звания «за большой вклад в развитие искусства и высокое исполнительское мастерство». Звания получили пенсионерки Наталья Пугачева, Граня Байсарова, Зоя Дородова, Галина Конева, Екатерина Шкляева, Валентина Пятченко, методист Бурановского сельского Дома культуры Алевтина Бегишева, художественный руководитель коллектива и директор Бурановского сельского Дома культуры Ольга Туктарева.
Бураново, где живут "Бурановские бабушки", небольшое село в Удмуртии, в 30 км от столицы – Ижевска.
"Бабушки" на репетициях и при журналистах общаются между собой только на удмуртском, но обещают начать учить с апреля английский язык, пишет "Комсомольская правда".
С апреля же численность жителей Бураново с 650 вырастет еще на несколько десятков человек: приедут репетиторы, хореографы, постановщики номера из Москвы. Продюсеры решили не дергать "бабушек", чтобы не ставить под удар их здоровье. Все-таки средний возраст коллектива 66 лет.
Галина Николаевна Конева, 73 года - "мама коллектива" - живет в деревянном доме одна. Воду носит на коромысле. Готовит еду в печке. Большая комната – гостиная, тут стоит телевизор, накрытый белой салфеточкой, диван и кресло. И спальня, скрытая от посторонних глаз занавеской. На полу - связанные вручную коврики, на окнах – расшитые цветами занавески. Она всю жизнь проработала воспитательницей в детском саду.
Ольга Николаевна Туктарева, 43 года - самая главная и самая суровая участница коллектива. Именно ей принадлежит идея создания "Бурановских бабушек". По жизни директор дома культуры, в душе - массовик-затейник.
Наталья Яковлевна Пугачева, 76 лет - самая старшая и самая маленькая участница коллектива. Именно она главная звездочка "Бурановских бабушек". И танцует, и поет.
Екатерина Семеновна Шкляева, 74 года – самая спокойная и послушная певица. Готовит самую вкусную квашеную капусту. В коллективе равняются именно на нее. Она камертон "Бурановских бабушек".
Валентина Семеновна Пятченко, 74 года - филолог "Бурановских бабушек". В конце 90-х годов потеряла руку, работая на циркулярке. Перед выходом на сцену надевает протез. Но при этом помощи ни в чем не просит. Сама одевает сценический наряд, сама огород садит и по дому работает. Делает самое вкусное варенье из тыквы и кабачков.
Алевтина Геннадьевна Бегишева, 53 года – хозяюшка "Бурановских бабушек". Всю жизнь проработала бухгалтером, поэтому следит за порядком в коллективе. Именно благодаря ее способностям получилось собрать многие костюмы для певиц. Руководит музеем в Бураново. А ее муж смастерил лапти из липы для всех участниц коллектива.
Граня Ивановна Байсарова, 62 года, любит мастерить руками. В молодости дома строила, а после переезда в Бураново работала дояркой.
Зоя Сергеевна Дородова, 71 год. - главный повар коллектива. Если нужно обед во время гастролей приготовить, то все обязанности возлагают на нее.
У каждой "бабушки" есть маленькое хозяйство. Коза, с десяток кур, у кого свинья, у кого кролики. Всех коз зовут одинаково - Милка.
Костюмам, в которых выступают "бабушки", около века. По крайней мере, большей их части. Нашли их дома в сундуках, часть взяли из музея в Бураново. Основная часть костюма: платье или рубаха. Они сшиты вручную, а полотно соткано на старинных ткацких станках. Надевали такой наряд исключительно по праздникам.
Узоры на рукавах и подолах тоже не просто украшение. Каждый из них значит что-то. Лейтмотив - оберег от злых удмуртских духов, в которых верят испокон веков.
Сверху платья – нагрудник. Очень похож на современный фартук. И сделан уже нынешними бурановскими мастерами.
На ногах: лапти и чулки - уже современные атрибуты. Обувь для "Бурановских бабушек" мастерит муж одной из певиц - Илья Бегишев.
Украшения на шее – монисто – сделаны из серебряных монет. Некоторые из них датируются екатерининской эпохой.
Российский коллектив "Бурановские бабушки", средний возраст которых - 66 лет, выступит в первом полуфинале "Евровидения-2012" в Баку 22 мая.
Сначала была эйфория. Родина встречала их как героинь.
— Хотели тайком в Бураново вернуться — да где там! — вспоминает Галина Конева. — С трапа самолёта невозможно было спуститься — все вышли на лётное поле. На полпути к деревне люди стояли с флагами и перепечами (удмуртские ватрушки с разными начинками. — Авт.). Они поют, ревут. Мы ревём. Никто ведь не думал о победе. Деревенские же! Уж сколько нас Москва просила лапти и антикварные платья снять. Но это же национальная одежда — из сундуков, с чердаков. Да и мы старинные.
Самая молодая в коллективе 49-летняя худрук Ольга Туктарева работает с бабушками уже четверть века. Они же все как на подбор «антикварные»: старшей 81 год. Добрая половина многодетные. У каждой — своя доля. Валентине Пятченко циркулярная пила отхватила часть руки — так она одной левой приспособилась и огород сажать, и коврики плести. Екатерина Шкляева сломала шейку бедра. Вышла из больницы — и дальше петь. Несколько женщин перенесли онкологию. «Все вылечились, настоящие борцы», — говорит Ольга.
Кто раньше знал Бураново? Вроде под боком у столицы Удмуртии, а дорог, считай, не было. Газ — только в половине домов. Электрические столбы того и гляди рухнут. После успеха бабушек на «Евровидении» проблемы как по мановению волшебной палочки решились. Школа получила помощь, ДК отреставрирован. Дважды отгремел на бурановских просторах международный фестиваль.
Сегодня, как и 125 лет назад, в Буранове почти 700 жителей, и с виду это обычное село.
— Не-ет! — улыбается Ольга Туктарева. — «Бабушки» не на пустом месте родились. Здесь всегда была интеллигенция. Школа, больница, библиотека в селе открылись одними из первых в Удмуртии. Учителями работали священники. В том числе отец Григорий Верещагин — этнограф, просветитель. В 1927-м его лишили духовного звания, едва не расстреляли. Сельчане прятали батюшку в лесах. Храм был закрыт. Но в 1939 г. здесь ещё окрестили мою маму и Галину Николаевну Коневу — участники таинства залезли в церковь через окно.
После войны храм разрушили. А в ХХI веке у бабушек появилась мечта его восстановить. Но денег не было.
— Вдруг один богатый мужчина попросил нас спеть на удмуртском песни Цоя и Гребенщикова , — вспоминает Валентина Пятченко. — Ольга их перевела, мы записали диск. С того гонорара всё и началось.
Молебен на месте строительства Храма Святой Троицы в селе Бураново. Фото: РИА Новости / Константин Ившин
И ради благого дела послал им Господь встречу с великой Зыкиной . Её директор, ижевчанка Ксения Рубцова, привезла бабушек в Москву. Они очаровали Людмилу Георгиевну. Рубцова стала их продюсером. Но через два года после «Евровидения» контракт закончился, и бабушек поменяли на профессионалов.
— Мы случайно увидели их в Интернете, — рассказывает Галина Конева. — Очень больно было...
— Бывший продюсер запрещает нам петь и распространять песни, частично записанные на её деньги! — возмущается Валентина Пятченко.
— Мы гастролируем, а она говорит, что бабушки старые, болеют, ездить не могут, — сетует Граня Байсарова. — Про новых певиц рассказывает, что они на «Евровидении» выступали, храм строят. А они здесь и не были никогда. Да и Рубцова оформила бренд на себя. Мы не против, чтобы та группа выступала. Пусть поют, пляшут. Только бы нас грязью не обливали.
Сегодня коллектив, победивший на «Евровидении», называется «Бабушки из Буранова». И люди любят их, может, ещё больше, чем прежде.
— Люди-то понимают, кто есть кто, — уверена Граня Байсарова. — Встречают настороженно: настоящие ли? А увидят нас — и оттаивают. Про новый же коллектив рассказывают: пришли зрители — поняли, что бабушки «поддельные», и ушли.
«Бабушки» разбудили народ. В Удмуртии как грибы после дождя выросли фольклорные коллективы. Молодёжь вернулась в клуб — ставит спектакли. Совхоз заработал. И блестят на солнце золотые маковки: вот уже два года в храме Святой Троицы проходят службы.
— Деньги ещё нужны, — переживает Алевтина Бегишева. — Трещины по стенам пошли, двери надо поменять — зимой холодно. Хотим домик для одиноких при храме устроить. Трапезную затеяли с гостевой комнатой, чтобы людям было где переночевать. Пока у себя кладём. На матрацах.
После того как бабушки прославились, в Буранове появились собственные сувениры. Фото: АиФ/ Татьяна Уланова
Кырӟалом жон-жон-жон
— 50 млн вложили в инфраструктуру, могли бы развивать село, — высовывается из-за непривычного для деревни высоченного забора дизайнер Александр Пилин, купивший дом купца Ларионова напротив ДК. — Я пришёл сюда с миссией поднять деревню. Говорил: давайте продавать продукты, валенки! Я вон даже воздух бурановский законсервировал. Можно было сделать культурный центр, зоопарк домашних животных, рынок. Но местным ничего не надо. Аудитория у нас с бабушками разная. Те, кто едет к ним, не заходят ко мне. И наоборот. Некрасивые, нелепые — они просто продукт пиара.
Пилин участвует в выставках, читает лекции за границей. В его доме можно увидеть чёрный квадрат из поношенных носков, «услышать» гимн спущенным штанам и купить стильный ковёр из войлока в виде грампластинки. Но он западник, бабушки — славянофилы. И им сложно понять друг друга.
— Повалят сюда толпы — душевность уйдёт, — считает Алевтина Бегишева.
— У удмуртов есть пословица: вперёд не вырывайся, сзади не плетись, в середине не болтайся, — резюмирует Ольга Туктарева. — Храм достроить, содержать его — вот наши планы.
* В материале использованы строчки на английском и удмуртском языках из песни, с которой «бурановские бабушки» победили на «Евровидении»:
— Вечеринка для всех! Танцуйте! Давайте танцуйте!
— Будем петь звонко-звонко.
Коллектив "Бурановские бабушки" появился более 40 лет назад. Пенсионерки из удмуртского села вначале исполняли старинные песни на национальном языке. Потом стали перепевать на удмуртский хиты Цоя и Гребенщикова. Но всемирную известность ансамблю принесло участие в конкурсе "Евровидение" в Баку, где бабушки заняли второе место.
ПО ТЕМЕ
Согласились старушки, средний возраст которых составлял 70 лет, на эту авантюру с благой целью – собрать деньги на восстановление разрушенного храма в родном селе. "У нас почти все получилось, хотя реконструкция его будет идти еще минимум год, поэтому в течение этого времени мы точно продолжим выходить на сцену. Но уже в свободном графике: куда хотим – туда и едем, без длительных обязательств", – рассказала Ольга Туктарева, директор Бурановского дома культуры, которая в свое время и объединила пенсионерок под своим крылом.
Но выступают бабушки теперь в основном в Удмуртии – им трудно преодолевать большие расстояния. Да и называется группа теперь иначе – "Бабушки из Бураново". "Дело в том, что контракт с ансамблем "Бурановские бабушки" и продюсером Евгенией Рубцовой у нас закончился. Был очень напряженный график, а ведь у нас у всех семьи, дети, внуки, огород. Куда нам так работать!" – цитирует Туктареву портал Eg.Ru .
Действительно, теперь участницы группы "Бурановские бабушки", которые выступают во всех столичных сборных концертах, совсем не те, кто пел про Party For Everybody четыре года назад. Да и выглядят голосистые старушки сильно моложе, словно время пошло вспять. "Они уже не из Бураново и совсем не бабушки. Мы же – обычный деревенский коллектив и теперь поем свои песни, а не те, которые нам навязывают. А прежний репертуар и места выступлений нам особо и не нравились. Жалко, что всем нам мудрости не хватило красиво эту историю закончить. Но ссориться ни с кем не хочу, чтобы не тратить на это здоровье наших бабушек. Люди будут слушать оба коллектива и уже сами решат, нравится им или нет", – сказала Туктарева.
ИА SakhaNews. Через несколько дней на конкурсе «Евровидение» в Баку несколько очень пожилых и совершенно не гламурных женщин из России исполнят песню «Party for Everybody». На конкурсе им прочат если и не чистую победу, то одно из самых высоких место - это точно. А изумленный мир, недоуменно пожимая плечами, уже сегодня спрашивает друг у друга: а кто они?
Так все-таки, кто они, «Бурановские бабушки»?
ГДЕ-ТО В РОССИИ
Не каждый европеец найдет на карте Удмуртию. Спросишь - ответят: да где-то там, в огромной и загадочной России.
Россиянам ближе, хотя тоже не все знают. Если смотреть из Москвы - за Волгой, но перед Уралом. Можно и так сориентироваться: на вторые сутки дороги пассажиры поезда Москва - Нерюнгри проезжают станцию Аргыз. В нескольких километрах от Аргыза – поселок Малая Пурга, центр района, там недалеко, за 30 километров до Ижевска, столицы Удмуртии, стоит село Бураново.
Обычная российская глубинка. В селе Бураново никто никуда не торопится. Сотовый телефон работает только на пригорках. Грунтовые улицы, деревянные частные дома, в каждом из которых – свой посаженный и засеянный огород. С одной стороны – скучно и бедновато, с другой – деревенская благодать.
Еще, конечно, и дом культуры. Директор Бурановского сельского клуба Ольга Туктарёва (она же руководитель ансамбля "Бурановские бабушки"), говорит, что в Бураново женщины пели всегда . Сама она местная, с детства помнит доярок, которые в открытых грузовиках ехали на летние пастбища и всегда пели. Удмурты, вообще, отличаются музыкальностью, имеют богатый музыкальный фольклор. Таких, как «бабушки», ансамблей много в деревнях. Любой местный житель навскидку назовет десяток деревенских фольклорных групп - «Зарни шеп» из села Малая Пурга, «Маржан» из Завьяловского района, «Зардон» из Дебесского района и другие.
СКОЛЬКО БАБУШЕК НА СВЕТЕ
Сейчас никто не может сказать, сколько лет ансамблю. Может, 25 лет, а может, и все 40. Поют вместе очень давно. О профессиональной сцене никто никогда не думал, собирались просто попеть - так, как пели много веков подряд их прабабушки.
Точное количество сегодняшних «бурановских бабушек» не знают даже они сами. Кто-то в селе считает, что их одиннадцать. В основном, поют восемь. На «Евровидении», по правилам конкурса, выступать будут шесть.
Ольга Николаевна Туктарёва – директор бурановского ДК и художественный руководитель ансамбля, и совсем не бабушка. «Бабушкам» она годится в дочери, ей всего-то 43 года.
Самая старшая – . Она главный композитор, хотя нот не знает. Ей 85 лет, поет только в Бураново и в гастрольных выступлениях не участвует. Поэтому на «Евровидении-2012» выступать не будет.
«Когда уезжаю, нанимаю женщину, чтобы всю мою скотину кормила. А у меня 18 голов - коза, два кота, куры, петухи, цесарки. Плачу ей 100 рублей в день. А как иначе? Теперь все деньги понимают» , - сокрушается Галина Николаевна.
БАБА ЛИЗА - КОМПОЗИТОР
Песню «Длинная-длинная береста и как сделать из нее айшон», с которой бабушки выступили на отборочном туре Евровидения, написала 10 лет назад участница коллектива Елизавета Филипповна Зарбатова . Все зовут её просто Баба Лиза. В то время коллектив «Бурановские бабушки» еще никто не знал. Баба Лиза призналась, она рада, что ее песню услышали многие люди. Она и сама бы с удовольствием поехала в Москву, да годы уже не те - 85 лет не шутка.
В песне поется о нелегкой женской доле: удмуртская женщина, выйдя в поле, обращается к березке: «Как мне сделать из бересты айшон? Как из льна сплести пояс? В доме семеро по лавкам - как их прокормить? В стойле - молодая кобыла - как ее научить пахать? Выхожу в поле - даль безграничная - как мне, неученой, землю распахать и семена посеять?» . Все это на удмуртском языке .
Впервые композиторский дар проявился у Елизаветы Филипповны в 14 лет, то есть в 1941 году. Война, отец на фронте, а все женское население в колхозе. Лиза заготавливала лес для паровозного парка узловой станции Аргыз, а песни в голове рождались сами собой.
И так до сих пор - песни рождаются стихийно безостановочно. Идет ли она по улице, сидит ли дома, возится ли по хозяйству, в голове - музыка вслед за словами или наоборот. Сочинив, она поет песню вслух прочим хористкам, те запоминают, записывают слова и вперед - на сцену.
А нотной грамоты Елизавета Филипповна так и не знает. Да уже и ни к чему она ей.
ОТ ТУРКМЕНСКОГО КАЗАКА
У Валентины Семеновны Пятченко одна рука неживая. «А руку я давно потеряла , - улыбается Валентина Семеновна и взмахивает культей, как крылом игрушечной мельницы, - зато теперь бесплатный проезд в автобусе до Ижевска» .
Тоже жизнь непростая . С мужем жила в Красноводске, на Каспийском море. «Все наши деды и бабки здешние, бурановские, а я птицей улетела на целину и там со своим казаком повстречалась. Увез он меня в Красноводск. И 21 год в туркменской школе проработала. Русский язык преподавала. На лошади по всем степям ездила. Миражи видела! И вернулась» , – говорит «бурановская бабушка».
Ушла от мужа в 1984 году, когда поняла, что он ей изменяет. Уехала вместе с детьми. Оставила ему в Туркмении квартиру, а сама вернулась в Бураново к старенькой маме. В 1998-м году, работая на циркулярке, потеряла руку. Сейчас, поднимаясь на сцену, надевает протез.
Один из сыновей умер, второй не живет ладом со своей семьей.
Так что спасают песни и подруги – «бурановские бабушки». Когда уезжает на гастроли, за домом и курочками присматривает сноха.
Исполнитель патриотических песен Рамиль Нуриманов в Интернете узнал, что у Валентины Семеновны нет руки, и ее мучают фантомные боли . Рамиль предложил знакомого врача - иглотерапевта. Лечение Валентине Семеновне пока не помогло. Зато врач с певцом накололи дров. Тоже неплохо.
РЫЖИЕ БЕЛЫХ ОБИЖАЮТ
У «бабушки» Грани Ивановны Байсаровой - богатый огород : грядки высокие, как матрасы. В теплице подрастают баклажаны, помидоры, огурцы. Цветов - будто сад на вилле Ротшильда в Монако.
Куры под стать огороду - толсты и красивы. Только «рыжие белых обижают», потому что белые поменьше ростом.
Граня Ивановна вяжет парадные чулочки с узорами для всех «бурановских бабушек».
Зоя Сергеевна Дородова 36 лет отработала дояркой . Как-то весной муж в пьяном угаре пошел по тонкому льду через пруд, оказался в воде у самого берега, а плавать не умел. Остались они жить втроем в бабьем царстве: бабушка, сама Зоя Сергеевна и дочь Оля.
Но, при этом, еще сами дом построили. «Мне нового мужа не надо было, у самой сила мужская была» , - говорит певунья.
ЛАПТИ ДЛЯ БАБУШЕК
В Бурановском ДК, где обитают «бабушки», есть музей национальной культуры, а руководит им Алевтина Геннадьевна Бегишева . Она тоже поет вместе со всеми. В музее экспонаты не пылятся: прясть пряжу, плести тесемки, играть на гуслях – народным премудростям приходят сюда учиться и молодежь, и пожилые.
Костюмы бабушек – тоже живая история. Например, монисто у Алевтины Геннадьевны – из монет середины 19-го века. Эту деталь гардероба носила еще ее прабабушка.
А лапти плетет в свободное от вахты время муж Алевтины Бегишевой, механизатор Илья . Учился у деда из дальнего села, который показал, как заворачивать края. Когда ходит драть лыко в лес, важно найти молодые липки без единого сучка, какие растут в чащобе - густо, как камыши. Из нарезанных десяти концов за вечер можно сплести пару лаптей.
Лапти на ноги, и – на Евровидение!
ТРУДНО ЖИТЬ СО ЗВЕЗДОЙ?
У маленькой, симпатичной бабушки Натальи Яковлевны Пугачевой , что сыплет шутками-прибаутками, тоже муж жив-здоров. Как познакомились? «Я работала дояркой, он - бригадиром. Однажды на ферме меня и поймал» . Того, что муж постоянно поглядывал на сторону, Наталья Яковлевна старалась не замечать. «Четверо детей было, а характер у меня слабый» , - смеется старушка.
Теперь все наоборот: бабушка ездит на гастроли, а Афанасий Афанасьевич вынужден смотреть за хозяйством. Каждый раз со скандалом отпускает жену на выступления. Трудно жить со «звездой».
Монисто у Натальи Яковлевны попроще - всё из... советских рублей. Свое старинное украшение в шесть рядов она дала знакомой надеть на свадьбу, а та дорогое ожерелье не вернула. «Потом сама ушла в сырую землю. Где искать концы?» - вопрошает бабушка-малютка.
А, впрочем, бабушка не унывает: «Бог меня воспитывает. Живу хорошо! Корова, куры, индюшки есть! Пою - и сердце стучит лучше» .
ВСЕ ВМЕСТЕ СТРОЯТ ХРАМ
Пенсия у бурановских бабушек – от 6 700 до 10 000 рублей. Подъем у многих в 5.30 утра, а как же – хозяйство! Доят и кормят скотину, а песни помогают им справиться с домашними хлопотами.
«У кого газа нет - надо еще печку растопить. Дрова наколоть, воду принести: вода дома не у всех. Управимся с хозяйством - и в магазин. А там часам к десяти - в клуб. Репетируем, потом поговорить: кто что посеял, какие носки связал, обменяемся узорами, чай попьем…»
Возраст такой, что, по собственному признанию старушек, они дружат как в садике.
Зимой все бабушки стараются вставать на лыжи. Приезжают в лес, разводят костер, варят пельмени, заваривают чай. «Шашлыки у нас есть не принято, нам свое блюдо, удмуртское, нравится - пельнянь. Пель по-удмуртски ухо, нянь - хлеб» .
Собирают сообща деньги на храм . Весной уже будет залит фундамент и начнется строительство. Будет храм трехглавый, из красного кирпича.
ПУЧЕКО, ПУЧЕКО...
Так в чем секрет «бурановских бабушек»? Почему они так популярны? Японские журналисты сняли о бабушках сюжет, финское телевидение готовит большую передачу, РТР снимает клип. Евровидение сходит с ума.
А они даже нот не знают.
Говорят, что когда-то очень давно в предгорьях Уралa жило племя, от которого образовались многие финно-угорские народы , в том числе и удмурты. Предки финно-угров были наблюдательны, знали законы мира и природы. Их потомки разошлись по Европе, заговорив на разных языках. Все они сегодня составляют большой финно-угорский мир. Кто знает, может, отсюда такой интерес у продвинутой европейской молодежи к маленькому коллективу из Удмуртии? Ведь по сути они являются генетическими бабушками многих жителей Европы?
Есть и менее романтическая версия. Несколько последних лет Европа переживает бум - моду на фольклор. Но это не фольклор. Аналогов «Бурановским бабушкам» сегодня в шоу-бизнесе нет. Никто из специалистов не может дать четкого определения, в каком стиле или жанре поют бабушки.
У музыкальных критиков еще более приземленная версия происходящего. «То, что "Бурановские бабушки" выиграли российский отбор на Евровидение – это, скорее, жест отчаяния. Российская попса настолько чудовищна, настолько беспросветна и неконкурентоспособна, что, я думаю, и эксперты, которые голосовали на этом национальном финале, и зрители, провели, так сказать, голосование протеста, голосование против попсы, а не за этническую музыку» , - считает Артемий Троицкий . Но это критик с его очень умными теориями. А, может быть, все намного проще?
Вдумайтесь - о чем поют эти бабушки? Вот перевод песни, с которой они вышли в финал Евровидения: «Мужа нет. Как вскопать огород одной? Как научить молодого жеребенка пахать? Как наткать тонко? Как накормить детей? Как жить дальше? Пучеко… пучеко…» («Пучеко» – по-удмуртски, неровная, с узелками, пряжа. В переносном смысле – трудная, с ошибками, не во всем удавшаяся жизнь).
На сцене у бурановских бабушек нет наигранных и срежиссированных чувств. За плечами у каждой - нелегкая судьба. О невыдуманном и поют.
Вот и весь секрет.
Они – НАСТОЯЩИЕ!
По материалам СМИ подготовил Олег СОЛОДУХИН .
Фото с сайта «Бурановские бабушки» .