Бурдинский игорь ильич. "красное знамя" продадут за долги его владельца

До конца августа определит дату проведения открытых торгов по продаже участка, который предприниматель Игорь Бурдинский выкупил у "Красного Знамени" в 2006 г. В связи с признанием его ИП банкротом в феврале 2012 г. все принадлежащее ему имущество, в том числе комплекс по адресу: Петербург, Пионерская ул., 53, будет продано. Арбитражным судом назначен конкурсный управляющий Андрей Блинков, который сейчас занимается организацией торгов. В какой форме будут проходить торги, пока не решено.

ИП Игоря Бурдинского не смогло рассчитаться перед кредиторами по своим долгам, и в феврале по заявлению ООО "Промышленные технологии" ИП было признано банкротом. Как рассказали в пресс-службе Транскапиталбанка (банка-кредитора), размер задолженности ИП, подтвержденной судом, составляет более 2,5 млрд рублей: это задолженность перед (150 млн рублей), и бизнес-партнерами ИП. У Транскапиталбанка в залоге по кредиту находится несколько зданий, однако в банке не уточняют, сможет ли их продажа покрыть задолженность. В пресс-службе Сбербанка не смогли уточнить сумму долга предпринимателя. С ООО "Промышленные технологии" связаться не удалось.

Но, по-видимому, продажа недвижимости не покроет все долги банкрота - сегодня имущество завода аналитики оценивают в $50 млн. Мобильный телефон Игоря Бурдинского, который раньше охотно общался с прессой, не отвечает. Согласно "СПАРК-Интерфакс", он является учредителем еще двух компаний - ТСЖ "Дом Архитектора Старова" и ООО "Премьер Строй Сервис".

"На конец августа назначено собрание конкурсных кредиторов, где должен быть представлен отчет о принятых мерах и о текущем положении дел. В связи с создавшейся ситуацией были приняты меры по финансовому оздоровлению компании, и сегодня некоторые конкурсные кредиторы рассматривают возможность заключения мирового соглашения с ИП "Бурдинский", - комментирует ситуацию его пресс-служба. В банках-кредиторах отказались комментировать вопрос "мирового соглашения" с предпринимателем.

В 2006 г. петербургский предприниматель Игорь Бурдинский выкупил у топ-менеджмента и акционеров ОАО "Красное знамя" 4 га на Петроградской стороне, между Пионерской ул. и Большой Разночинной ул. На этой территории расположены три производственных здания общей площадью более 40 тыс. м2 и силовая подстанция, построенная в начале XX века по проекту немецкого архитектора Эриха Мендельсона. Игорь Бурдинский рассчитывал развивать территорию как культурно-рекреационное пространство. В здании силовой подстанции планировалось разместить музей современного искусства.

Игорь Бурдинский ранее заявлял "ДП", что горд тем, что смог собрать всю территорию в своих руках. "Приобретя недвижимость "Красного знамени", я, по сути, приостановил продажу этого памятника по кускам, - говорил бизнесмен. - Пришлось потратить на это десятки миллионов долларов".

Тогда он говорил, что его партнером выступает банк , а объем инвестиций в проект оценивался в $500 млн. Впрочем, инвесторов он так и не нашел, а партнер бизнесмена во время кризиса "пошел ко дну".

"На участке можно построить многофункциональный комплекс площадью 80-90 тыс. м2 из жилья и офисов в формате лофт. А памятники можно приспособить под арт-пространство", - считает директор по инвестициям и консалтингу . "Участок удачно расположен - на Петроградской стороне, в пешеходной доступности от метро. В этом районе высокие арендные ставки на офисы - не ниже $40 за 1 м2 в месяц, а жилье можно продать по $4 тыс. за 1 м2", - добавляет руководитель отдела консалтинга Ольга Земцова.

Состояние большинства корпусов завода плохое. "Я последний раз проводила осмотр зданий весной. На территории пять памятников регионального значения, в том числе законсервированная силовая подстанция, трикотажный цех и три прилегающих к нему мастерских. Ситуация сложная, но не аварийная",- говорит эксперт Маргарита Штиглиц. "Там не работают инженерные коммуникации - их придется реанимировать. И вообще, не идет речь о демонтаже или частичном сносе зданий. Можно будет только проводить реконцепцию. А ее стоимость, исходя из нашего опыта работы на проекте Дома Пропера, будет не менее $120 млн (от 60 тыс. рублей за 1 м2)", - добавляет коммерческий директор .

Неудивительно, что опрошенные девелоперы по-разному оценивают перспективы аукциона по "Красному знамени". "Мы, конечно, изучим этот лот - его цену и возможности дальнейшего использования. Но на рынке и так много готовых бизнес-центров в продаже, где нет таких больших обременений", - говорит Андрей Ростовцев, финансовый директор (у компании два действующих бизнес-центра по соседству: на Малом пр. и ул. Кропоткина). "А мы считаем этот участок перспективным и рассматриваем его для приобретения. Рядом наши проекты "Классика" и "Премьер Палас", где очень хорошо идут продажи квартир", - говорит руководитель компании . По его словам, культурные обременения проекта не беда. "Экономически успешных арт-зон в больших городах все больше. У нас в портфеле таких проектов пока нет", - говорит он.

Между тем в Смольного "ДП" сообщили, что территорию "Красного знамени" могут рассмотреть в рамках рабочей группы по формированию перечня потенциальных площадок для создания первого креативного квартала в Петербурге.

Единого рецепта успеха для проектов редевелопмента промзон под объекты с культурной изюминкой нет. Но их реализация должна быть прозрачной и вменяемой с экономической и культурной стороны. Прозрачность может обеспечить открытый конкурс на сценарий развития территории. Этому, кстати, может способствовать администрация города. Жители должны знать, что будет на депрессивном участке, иначе они по привычке будут обходить его стороной. А вменяемость проекта, в том числе экономическую, могут обеспечить глубокий анализ и бизнес-план, в составлении которого должны принимать участие не только маркетологи, но и культурологи. Если город заинтересован в преобразовании промышленных территорий, власти должны быть лояльны к девелоперам, которые берутся за такие проекты, поскольку их экономический эффект не очевиден. Формы помощи можно обсуждать.

Креативный директор лофта "Этажи"

Пока успешные примеры превращения бывших промышленных территорий в проекты с культурной составляющей в России можно сосчитать по пальцам. Можно вспомнить Даниловскую мануфактуру в Москве, которую превратили в современный бизнес-центр, арт-пространства "Винзавод" и "Гараж", а также лофт "Этажи" и остров "Новая Голландия" в Петербурге, которые стали модными культурными и рекреационными центрами. "Мы в начале пути: даже не приступали к освоению всей территории острова. Программы "Лето в Новой Голландии" временные. Это большое маркетинговое исследование, которое поможет изучить аудиторию", - скромно замечает креативный директор "Айрис Новая Голландия" Роксана Шатуновская.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

После выставки «Пространство тишины», которая прошла на фабрике летом, о «Красном знамени» заговорили: назвали ответом «Винзаводу», например.

Вообще, мы скорее хотели бы стать достойным ответом Музею Гуггенхайма или Центру Помпиду: комплекс Мендельзона способен достичь мирового уровня. Но самое важное, что о нас узнали люди. Все лето сюда стекались сотни посетителей: и любители искусства, и галерейщики, которые вдруг стали считать нас конкурентами.

Теперь по фабрике постоянно ходят экскурсии: приезжают студенты, изучающие Мендельзона, кураторы из Музея Гуггенхайма и нью-йоркского Музея современного искусства.

Комплекс «Красное знамя» всегда привлекал внимание тех, кто неравнодушен к истории архитектуры и культуре вообще. У одних интерес к проекту возник из-за нашего сотрудничества с архитектором Дэвидом Чипперфильдом. Когда-то он работал с небезызвестным Норманом Фостером, но их пути разошлись. Видите ли, Дэвид не коммерческий архитектор, поэтому он так бережно обращается с архитектурной средой. Я думаю, что о нем останутся более теплые воспоминания, чем о Фостере. Других заинтересовала идея сделать в этом знаковом месте культурный центр. Так, специалисты из Фонда Гуггенхайма были здесь с предложением разработать концепцию развития. Мне приятно, что на нас обратил внимание даже Эрмитаж. Михаил Борисович Пиотровский написал коротенькое письмо, что поддержит любую идею создания центра современного искусства, я этим письмом дорожу и храню его.

Пиотровский известен осторожным отношением ко всем проектам, связанным с современным искусством.

Тут, я думаю, все очень просто. Фабрика находится сейчас в довольно мрачном и уязвимом состоянии и требует к себе творческого, уважительного и серьезного подхода. Бетон, из которого построено здание, не самый долговечный материал, он постепенно разрушается. К тому же сюда, кроме центра современного искусства, ничего и не напрашивается. Можно, конечно, следуя идеям некоторых застройщиков, возвести жилой массив, но вряд ли эту идею поддержал бы такой уважаемый человек, как Михаил Борисович, и вообще вся мировая общественность. Идея о центре продиктована местом: сюда пойдут смотреть не только современное искусство, но и не в последнюю очередь знаменитый «корабль» Мендельзона, грамотно отреставрированный и приспособленный под новые цели.

А как все началось?

Три года территория находится в собственности, первый год ушел на оформление всех бумаг, затем еще один год на отстаивание фабрики в судах. И на отдельных фронтах противостояние еще продолжается. Поэтому, к сожалению, утекают финансовые и другие ресурсы, не все пошло на созидание. Но я ни о чем не жалею. Отношусь по-философски: все проходит, и это пройдет. Кто-то из журналистов написал: «Бурдинский осознанно овладел этим зданием». Знаете, не так просто было это здание купить, потом удержать, а теперь развивать всю эту историю. Мы начали с того, что вывезли отсюда огромное количество мусора и залатали крышу. Хотя объем работ представляется масштабным, именно в этом и заключается интерес.

Правительство не может выдать некий карт-бланш, учитывая общий благородный замысел?

Я считаю, что правительство правильно делает, что занимает нейтральную позицию, – с хозяйственными спорами в судах мы разберемся сами.

Удивительно: что ни девелопер, то необъяснимая тяга к искусству и собственный музей.

Мне это кажется логичным. Люди посвятили большую часть жизни зарабатыванию денег, это со временем становится рутиной. Мозг начинает нуждаться в чем-то приятном. Почему бы не современное искусство? К тому же появляются молодые жены и вместе с тем новые увлечения. Да и само современное искусство – это тоже крупный бизнес. Когда в 1986 году началась перестройка, я занялся недвижимостью – тогда только ленивый не занимался недвижимостью, а я не был ленивым. Сейчас у меня двое взрослых детей, недавно родилась внучка Амелина. Хотя у меня прекрасная семья, я бродяга по жизни, кочевник, наверное, благодаря генам моего отца – уйгура. Это такой древний народ, известный еще со времен Тюркского каганата.

Не планируете сами заняться коллекционированием?

Все свои ресурсы трачу на развитие территории. Может быть, в будущем, не от нечего делать, а искусства ради, я об этом задумаюсь, но сейчас мне вполне достаточно фабрики. Вместе с российскими специалистами мы готовим концепцию развития ЦСИ, чтобы диалог с городом наконец начался. Нам сказали: сначала задекларируйте свои намерения.

Сколько времени нужно проекту на старт?

Для начала мне не хватает только одного – партнеров-единомышленников, это так просто и сложно одновременно. С участием партнерских инвестиций потребовалось бы максимум пять лет. Одному такой проект не поднять, иначе нужно иметь доступ к нефтяной или газовой трубе и постоянно оттуда немножечко откачивать. Причем речь идет не о гигантских вложениях: сметы не самые ужасные. Чтобы создать сто тысяч метров улучшений, достаточно сто пятьдесят миллионов долларов, это не так много.

Не самая русская история – вложение в долгосрочные проекты.

Это смотря кто зачем живет. Тому, кто существует ради денег, неинтересно.

А вы ради чего живете?

Теперь получается, ради того, чтобы создать ЦСИ. А потом уйти и заниматься своим любимым делом – путешествовать. Может, кто и думает, что я люблю работать, но в последнее время я понял, что отдыхать я тоже люблю. Когда появился проект, я осознал, что отдых – это общение с интересными людьми: Михаилом Шемякиным, Саем Туомбли и талантливыми молодыми художниками. Я будто перешел на другую орбиту.

Председатель координационного совета общественной инициативы по защите архитектурного комплекса «Красное Знамя» Игорь Бурдинский написал письмо членам совета по сохранению культурного наследия, в котором раскритиковал историко-культурную экспертизу здания ТЭЦ фабрики «Красное знамя» на Пионерской улице, которую хотят приспособить для современного использования. Экспертизу делала Маргарита Штиглиц, и господин Бурдинский попросил ее лишить лицензии. В ответ госпожа Штиглиц ответила ему открытым письмом. «Канонер» публикует оба обращения.

Уважаемые члены совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга!

Обращаемся к вам в связи проблемой сохранения ансамбля фабрики «Красное знамя», который построен по проекту выдающегося архитектора Эриха Мендельсона и имеет общемировую культурную ценность. Ниже представлены факты, которые необходимо принять во внимание на сегодняшнем заседании совета (он состоялся 20 марта).

Предлагаемая сегодня к обсуждению членов совета архитектурная концепция приспособления для современного использования доминанты архитектурного ансамбля фабрики «Красное знамя» - здания ТЭЦ - выполнена в полном несоответствии утверждѐнному охранному обязательству от 01.02.16 г. № 40-4 и представляет собой проект с вопиющими нарушениями предмета охраны памятника. В связи с этим вынесение данного вопроса на совет является неправомочным.

Акт по результатам историко-культурной экспертизы от 9 февраля 2017 года, уточняющий предметы охраны объекта культурного наследия регионального значения «ТЭЦ фабрики „Красное знамя“», выполненный экспертом М. С. Штиглиц, содержит грубейшие ошибки, а также недостоверные сведения об объекте. Таким образом, утверждение данной экспертизы недопустимо.

Общественная инициативная группа направила в КГИОП возражения на выводы вышеуказанной экспертизы, которые были официально приняты комитетом.

Анализ двух выполненных экспертом М. С. Штиглиц историко-культурных экспертиз по объектам, находящимся на территории фабрики «Красное знамя», в которых делаются выводы относительно здания ТЭЦ фабрики «Красное знамя» (от 25 сентября 2015 и от 9 февраля 2017 года), выявил различия в указании исторических фактов и противоречия сделанных выводов.

Данные несоответствия указывают на недобросовестное и произвольное отношение эксперта к сохранению объектов выдающейся ценности.

Аргументы и материалы, подтверждающие вышеуказанные утверждения, направлены в Министерство культуры РФ, на основании которых общественная инициатива поднимает вопрос о лишении эксперта М. С. Штиглиц аккредитации.

Задекларированные планы реставрации фасадов памятника к футбольному чемпионату демонстрируют абсолютную некомпетентность и непонимание проблематики санации бетона. Стремление обеспечить видимость сохранности объекта в столь сжатые сроки опасно для здания, запланированные работы не имеют ничего общего с понятием «реставрация» и противоречат принципам обращения с объектами национального культурного достояния.

Принимая решения в отношении фабрики «Красное знамя», необходимо учитывать важнейшее значение данного архитектурного ансамбля для российско-немецких культурных связей. В 2009 году в рамках российско-германского форума «Петербургский диалог» была подписана резолюция о полном сохранении данного архитектурного ансамбля. Также в рабочих документах форума объект рассматривается как объединяющий фактор в истории взаимоотношений России и Германии.

Приглашенные на круглый стол по сохранению фабрики «Красное знамя» немецкие специалисты констатировали недопустимое обращение с исторической территорией фабрики. По результатам визита немецких специалистов на объект и ознакомления с концепцией приспособления для современного использования доминанты ансамбля - здания ТЭЦ - готовится документация. И, согласно их заявлению, в ближайшее время будет отправлен протест международных экспертных организаций DOCOMOMO и ICOMOS.

Уважаемые члены совета! Неизменным, незыблемым условием для определения будущей функции для столь значительного памятника архитектуры является обеспечение исторической подлинности объекта, а именно абсолютное сохранение внутреннего и внешнего облика здания. Принимая во внимание значение ансамбля фабрики «Красное знамя» для истории мировой архитектуры. Каждый его элемент обладает выдающейся культурной ценностью. В связи с этим на членов совета возложена ответственность за определение будущего этого легендарного объекта и за сохранение общемирового культурного достояния.

Игорь Бурдинский, председатель координационного совета общественной инициативы по защите архитектурного комплекса «Красное Знамя»

Председателю КГИОП С. В. Макарову

Уважаемый Сергей Владимирович!

В связи с письмом г-на Бурдинского по поводу ситуации с ТЭЦ фабрики «Красное знамя» сообщаем следующее.

Экспертиза, о которой он пишет, была выполнена ООО «Северо-западная ассоциация историко-культурных исследований и экспертиз» и поступила в КГИОП 14 февраля 2017 года. Она была отозвана заказчиком экспертизы ООО «Мендельсон» 21 февраля 2017 года, поскольку экспертом Штиглиц М. С. были обнаружены серьезные технические пропуски и ошибки. Таким образом, речь идет о дезавуированной работе, не рассмотренной и не утвержденной ни в одной инстанции.

Вместе с тем на совете по охране культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга, состоявшемся 20 марта, было вынесено рассмотрение предварительной концепции реставрации и использования ТЭЦ фабрики «Красное знамя», выполненной архитектурным бюро «Литейная часть-91». Этот вопрос был вынесен на обсуждение совета с целью коллегиальной выработки правильного направления на самой ранней стадии проектирования и приспособления уникального памятника архитектуры авангарда. Советом рекомендовано одобрить концепцию в части реставрации и продолжить работу над функциональной частью концепции (с учетом уточнения предмета охраны).

Предшествовало совету обсуждение проблем, связанных с судьбой всего комплекса фабрики «Красное знамя», на круглом столе, проведенном 17 марта СПбГО ВООПИиК при содействии КГИОП при участии широкого круга специалистов.

Кроме того, на заседании рабочей группы совета, состоявшемся 15 марта, рассматривался вопрос о включении выявленного объекта культурного наследия - производственных корпусов фабрики «Красное знамя» - в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения.

Отметим, что г-н Бурдинский, будучи на протяжении многих лет собственником зданий бывшей фабрики «Красное знамя», не только не предпринял реальных действий для сохранения здания ТЭЦ, но и добивался исключения из списка выявленных объектов остальных сооружений комплекса. Этого не произошло благодаря позиции КГИОП, усилиям общественности и, в частности, ведущего специалиста в области промышленной архитектуры Штиглиц М. С.

Вызывает удивление, что г-н Бурдинский, немало навредивший состоянию памятника, сегодня выступает его ярым защитником.

Александр Марголис, председатель санкт-петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
Михаил Мильчик, председатель Ассоциации экспертов по проведению государственных историко-культурных экспертиз, заместитель председателя совета по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга

Полиция посетила бывшего владельца памятника промышленной архитектуры «Красное знамя» на Петроградской стороне Игоря Бурдинского. Обыски прошли по его месту регистрации, жительства и у его знакомых. Мероприятия связаны с миллионными претензиями одного из покупателей мансард в доходном доме на улице Чайковского, которыми занимается Бурдинский последние 10 лет. Помимо этого в полиции Центрального района рассматривается материал по так называемой «рейдерской» статье.

По информации «Фонтанки», сегодня, 21 декабря, около восьми часов утра, оперативники отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД по Центральному району провели три обыска в помещениях, связанных с известным в Петербурге предпринимателем Игорем Бурдинским. Так, сотрудники посетили квартиру его делового партнера Оксаны Лексаченко, где он проживает, и квартиру другой его знакомой. Также обыск коснулся квартиры, где зарегистрирован Бурдинский.

По данным «Фонтанки», уголовное дело по типичной для последних лет статье – части четвертой 159-й статьи («мошенничество в особо крупном размере») – было возбуждено Следственным управлением УМВД по Центральному району в середине ноября этого года. Как стало известно «Фонтанке», в материалах дела изучается сделка, совершенная в прошлом году между Игорем Бурдинским и его знакомым коммерсантом, в результате которой Бурдинский получил более 7 миллионов рублей за гарантию осуществления купли-продажи одной из мансард в доходном доме купцов Гулиных на Чайковского, 61.

Несмотря на то, что сделка прошла между Бурдинским и конкретным петербуржцем, дело возбуждено по факту. Однако в постановлении о возбуждении следователь все же установил: «…неизвестный, не имея намерений выполнять взятые на себя обязательства, то есть путем обмана, находясь по адресу: ул. Белинского, 9, получил денежные средства…» (Напомним, что здание на Белинского, 9, когда-то принадлежало полностью Бурдинскому и там находилась танцевальная школа его дочери. Однако вследствие череды его банкротств половина актива была продана.)

Не исключено, что такой вывод следствие сделало также на основании того, что на момент этой сделки по мансарде Бурдинский, только согласно данным судебных приставов Петербурга, был должен 55 миллионов рублей.

Что касается его девелоперского проекта на Чайковского, 61, то он стартовал еще в 2005 году, когда Бурдинским были получены согласования в КГА и КГИОП. Тогда планировалось переделать все пространство крыши этого дома – примерно 800 кв. метров. Тем не менее до сих пор им не получены свидетельства о праве собственности, жители дома постоянно обращаются с претензиями во всевозможные инстанции, а по факту его объект является недостроенным чердачным помещением.

Заметим, что в этом уголовном деле могут появиться и другие потерпевшие. Так, например, в сентябре этого года Санкт-Петербургский городской суд вынес апелляционное определение, где окончательно отказал в иске еще двум петербуржцам, которые пытались отсудить у Бурдинского свои 8 миллионов рублей. Эту сумму они также заплатили ему осенью 2013 года за аналогичную мансарду на Чайковского, 61. Исходя из судебного решения, такое определение вынесено в связи с тем, что инвестор Бурдинский не выполнил обязательств в полном объеме перед КУГИ, и договор их был расторгнут.

В данном случае не лишним будет вспомнить историю продаж памятника промышленной архитектуры, бывшей фабрики «Красное знамя» на улице Красного Курсанта. Не секрет, что большинство объектов недвижимости Игорем Бурдинским были приобретены на кредитные деньги на пике рынка в 2006 – 2008 годах, в том числе и «Красное знамя». Согласно его же планам, к чемпионату мира по футболу 2018 года там должны были открыться отель, художественные и дизайнерские мастерские. Стоимость же воплощения его концепции оценивалась тогда под 8 миллиардов рублей. Однако к 2014 году прошли все процедуры его личного банкротства.

Другое дело, что затем Бурдинский стал вновь наращивать долги, что хорошо видно на сайте Управления Федеральной службы судебных приставов Петербурга, где на сегодня его задолженность равна 260,6 миллиона рублей.

Что касается уголовного дела по мошенничеству, в рамках которого проходят сегодня, 21 декабря, обыски, то, по информации «Фонтанки», Бурдинский доставлен на допрос в Следственную службу.

Также, по данным нашего издания, в той же экономической полиции Центрального района находится материал проверки, где также фигурирует Игорь Бурдинский. Только эти документы касаются уже незаконного, по мнению заявителя, назначения Бурдинского на пост генерального директора реставрационной компании «Коринф» (кстати, в данное время «Коринф» работает на крупных государственных подрядах на реставрации известных объектов в Крыму).

По мнению одного из собеседников «Фонтанки» в ГУ МВД, и эта проверка может закончиться возбуждением так называемой «рейдерской» статьи 170.1 УК – «Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета».




Top