Бурлюк давид давидович краткая биография. Картины Бурлюка

21 июля 1882 года родился поэт и художник Давид Бурлюк, один из основоположников русского футуризма.

Личное дело

Давид Давидович Бурлюк (1882 - 1967) родился на хуторе Семиротовка в Харьковской губернии, где его отец работал агрономом. В семье было шестеро детей. С ранних лет мальчик проявлял склонность к живописи. Учился в Тамбовской, Тверской и Сумской гимназиях, затем - в Казанском и Одесском художественных училищах, после отправился за границу, где обучался в Королевской академии в Мюнхене и Школе изящных искусств в Париже. Участвовал в художественных выставках.

Вернувшись в Россию, в 1907—1908 годах сошёлся с левыми художниками, участвовал в художественных выставках. Поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где познакомился с Владимиром Маяковским.

В 1910-е годы Бурлюк стал лидером группы художников и поэтов, искавших новые пути развития искусства. Вскоре они выбрали себе название - футуристы.

В имении графов Мордвиновых в селе Чернянка Таврической губернии, где его отец работал управляющим, Давид основал колонию «Гилея», куда вошли Велемир Хлебников, Владимир Маяковский, Бенедикт Лившиц, Василий Каменский, Алексей Крученых, Елена Гуро.

«Гилея» выпустила альманахи: «Пощечина общественному вкусу», «Садок судей 2», «Требник троих», «Трое», «Дохлая луна» (1913), «Молоко кобылиц», «Затычка», «Рыкающий Парнас», «Первый журнал русских футуристов» (1914), «Весеннее контрагентство муз», «Взял» (1915). Бурлюк и другие «гилейцы» принимали участие в многочисленных литературных диспутах, пропагандируя левое искусство. Эти выступления запомнились намеренным эпатажем публики. В 1914 году Бурлюк и Маяковский были исключены из училища «за участие в публичных диспутах».

В Первую мировую войну Бурлюк не подлежал призыву по медицинским показаниям. Жил в Москве, издавал стихи, сотрудничал в газетах, писал картины. Весной 1915 года уехал в Уфимскую губернию на станцию Иглино, где находилось поместье его жены. За два года, проведенные там, он создал около двухсот полотен.

Вернувшись после революции в Москву, Давид Бурлюк чудом избежал гибели во время погромов. Он снова уехал в Уфу и далее - в Сибирь и на Дальний Восток, где выступал с лекциями, устраивал выставки, продавал свои картины.

Бурлюк проехал через всю страну - побывал в Златоусте, Уфе, Челябинске, Екатеринбурге, Омске, Томске, Иркутске, Чите.

В октябре 1918 года в Златоусте Бурлюк выпустил свой первый сборник стихов «Лысеющий хвост» - маленькая брошюра, изданная в количестве двух тысяч экземпляров, быстро разошлась, и в феврале 1919 года в Кургане вышло ее второе издание.

«Большое сибирское турнэ» Давида Бурлюка, продолжавшееся в течение почти года, до сих пор остаётся белым пятном в его литературной биографии. Известно, что он выступал с лекциями («Футуризм — искусство современности») и чтением произведений своих литературных соратников, устраивал выставки картин и пропагандировал новое искусство в провинциальной прессе. Несмотря на затруднительные обстоятельства, ему удалось издать в апреле 1919 года в Томске вторую «Газету футуристов», со стихами Маяковского: первую «Газету футуристов» Бурлюк издал в Москве в марте 1918 года.

25 июня 1919 года Бурлюк доехал до Владивостока, где встретился с находившимися там и С. Третьяковым.

С приездом Бурлюка, Владивосток становится базой объединенных футуристов Сибири. Асеев писал: «Предполагается в предстоящем зимнем сезоне выступить согласованно объединенным футуристам, как на литературном поприще, так и организацией картинных выставок, футуристического книжного магазина, лекций, выступлений и т.д.».

После Владивостока Бурлюк читал лекции и устраивал выставки в Харбине. С 1920 года жил в Японии, а с 1922 - в США. Написал воспоминания о Сибири 1918 - 1919 годов «Записки простого человека о днях совсем недавних» и опубликовал их в нескольких номерах нью-йоркской газеты «Русский голос» в июле 1923. Также написал сборники малой прозы «По Тихому океану» (Нью-Йорк, 1925) и «Ошима. Японский Декамерон» (1927), основанные на японских впечатлениях. Продолжал заниматься живописью и литературой, издавал журнал «Цвет и рифма».

В Нью-Йорке сблизился с кружком пролетарских писателей в Северной Америке и принял участие в выпуске альманаха «В плену небоскребов» (1924). В том же году вышел альманах «Свирель сабвея» и сборник «Сегодня русской поэзии». Всего в 1920-е - 1930-е годы в США было выпущено более двадцати книг Бурлюка, где, как правило, помещались стихи, рисунки, теоретические статьи, графическая поэзия, отрывки из дневников и воспоминаний. На обложках значилось «Д.Бурлюк. Поэт, художник, лектор. Отец российского футуризма». После 1930-х годов выступал в основном как художник. В 1956 и 1965 годах Бурлюк приезжал в Советский Союз.

Чем знаменит

Давид Бурлюк. 1919

Сейчас Давид Бурлюк наиболее известен даже не собственным поэтическим и живописным творчеством, а своей определяющей и организующей ролью в русском модернистском искусстве начала XX века. Во многом именно благодаря Бурлюку - «неистовому агитатору, спорщику, выдумщику, составителю громких заявлений и манифестов» - в качестве самостоятельного течения оформился русский футуризм. А роль Бурлюка в судьбе молодого поэта Маяковского и вовсе огромна.

О чем надо знать

К сожалению, современным зрителям мало известно творчество Давида Бурлюка-художника, между тем ему принадлежит немало интересных пейзажей, портретов, натюрмортов и жанровых картин, графических работ. Несколько картин Бурлюка есть в Третьяковской галерее, но самым интересным собранием располагает Башкирский государственный художественный музей имени Нестерова.

Работы, созданные в американский период жизни Давида Бурлюка, находятся в частной коллекции его внучки Мэри Клэр Бурлюк.

Прямая речь

«Истинное художественное произведение можно сравнить с аккумулятором, от которого исходит энергия электрических внушений. В каждом произведении отмечено, как в театральном действии, определенное часов количество для любования и разглядывания его. Многие произведения вмещают в себя запасы эстет-энергии на долгие сроки».

Давид Бурлюк

«В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая. Я стал задирать. Почти задрались. Благородное собрание. Концерт. Рахманинов. Остров мёртвых. Бежал от невыносимой мелодизированной скуки. Через минуту и Бурлюк. Расхохотались друг в друга. Вышли шляться вместе. Разговор. От скуки рахманиновской перешли на училищную, от училищной — на всю классическую скуку. У Давида — гнев обогнавшего современников мастера, у меня — пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья. Родился российский футуризм. Днем у меня вышло стихотворение. Вернее — куски. Плохие. Нигде не напечатаны. Ночь. Сретенский бульвар. Читаю строки Бурлюку. Прибавляю — это один мой знакомый. Давид остановился. Осмотрел меня. Рявкнул: "Да это же вы сами написали! Да вы же гениальный поэт!". Применение ко мне такого грандиозного и незаслуженного эпитета обрадовало меня. Я весь ушёл в стихи. В этот вечер совершенно неожиданно я стал поэтом. Уже утром Бурлюк, знакомя меня с кем-то, басил: "Не знаете? Мой гениальный друг. Знаменитый поэт Маяковский". Толкаю. Но Бурлюк непреклонен. Ещё и рычал на меня, отойдя: "Теперь пишите. А то вы меня ставите в глупейшее положение"».

Владимир Маяковский «Я сам»

Каждый молод молод молод
В животе чертовский голод
Так идите же за мной…
За моей спиной
Я бросаю гордый клич
Этот краткий спич!
Будем кушать камни травы
Сладость горечь и отравы
Будем лопать пустоту
Глубину и высоту
Птиц, зверей, чудовищ, рыб,
Ветер, глины, соль и зыбь!
Каждый молод молод молод
В животе чертовский голод
Все что встретим на пути
Может в пищу нам идти.

Искусственный глаз
прикрывался лорнеткой;
в сарказме изогнутый рот
напевал,
казалось, учтивое что-то;
но едкой
насмешкой
умел убивать наповал.

Николай Асеев

«Однажды вечером, когда я уже собирался лечь в постель, ко мне в дверь неожиданно постучалась Александра Экстер. Она была не одна. Вслед за нею в комнату ввалился высокого роста плотный мужчина в широком, по тогдашней моде, драповом, с длинным ворсом, пальто. На вид вошедшему было лет тридцать, но чрезмерная мешковатость фигуры и какая-то, казалось, нарочитая неуклюжесть движений сбивали всякое представление о возрасте. Протянув мне непропорционально малую руку со слишком короткими пальцами, он назвал себя: — Давид Бурлюк. Приведя его ко мне, Экстер выполняла не только мое давнишнее желание, но и свое: сблизить меня с группой ее соратников, занимавших вместе с нею крайний левый фланг в уже трехлетней борьбе против академического канона».

Бенедикт Лившиц «Полутораглазый стрелец»

«Года два назад в Москву приехали американские туристы — Давид Бурлюк с женой. Бурлюк в Америке рисует, прилично зарабатывает, стал почтенным, благообразным; нет ни лорнетки, ни "беременного мужчины". Футуризм мне теперь кажется куда более древним, чем Древняя Греция».

Илья Эренбург «Люди, годы, жизнь»

11 фактов о Давиде Бурлюке

  • Один из братьев Давида Бурлюка - Владимир - и сестра Людмила стали художниками, другой брат - Николай - поэтом.
  • В детстве во время игры Давид Бурлюк случайно лишился глаза. Позднее монокль в стеклянному глазу стал элементом его футуристского стиля.
  • В Мюнхене одним из учителей Давида Бурлюка стал выдающийся австро-венгерский художник словенского происхождения Антон Ажбе . Он называл Бурлюка «удивительным диким степным конем».
  • Стихотворение «Каждый молод молод молод» представляет собой вольный перевод стихотворения «Праздник голода» («Fetes de la faim») французского поэта-символиста Жана-Артюра Рембо. На это указывает и заголовок «И. А. Р.», которые означает «из Артюра Рембо».
  • «Отцом русского футуризма» Давида Бурлюка впервые назвал Василий Кандинский.
  • Второй персональный сборник стихов Давида Бурлюка был издан в Японии в 1921 году и назывался «Восхождение на Фудзи-сан».
  • После произошедшего в 1923 году землетрясения, практически полностью уничтожившего Токио и Йокогаму, Бурлюк организовал в Нью-Йорке благотворительную выставку-продажу своих работ для сбора средств в помощь пострадавшим.
  • Бурлюк встречал и сопровождал в поездках по стране приезжавших в США в середине 1920-х Маяковского и Есенина.
  • Именно Бурлюк познакомил Владимира Маяковского с российской эмигранткой Элли Джонс (урожденной Зиберт), которая стала матерью единственного ребенка Маяковского — Патриции.
  • Во время Второй мировой войны Бурлюк создал большую работу «Дети Сталинграда» (1944), которую иногда называют бурлюковской «Герникой».
  • Русским поэтам, продолжающим традиции футуризма, и исследователям (независимо от национальной принадлежности), изучающим русский авангард, вручается ежегодная премия - Международная отметинаоте имени отца русского футуризма Давида Бурлюка.

Материалы о Давиде Бурлюке

Происходил из старинного казачьего рода. Отец художника, Д.Ф.Бурлюк, агроном, служил управляющим в крупных поместьях на юге России; мать, Л.И.Михневич, занималась живописью. Первые художественные навыки получил в гимназиях г. Сумы у А.К.Венига (1894) и в Тамбове у П.П.Ризниченко (1895–1897). Учился в КазХУ (1898–1899, 1901–1902) у Г.А.Медведева и К.Л.Мюфке; в ОХУ (1899–1901, 1910–1911) у К.К.Костанди, Г.А.Ладыженского, А.А.Попова и Л.Д.Иорини, в Мюнхене в Королевской АХ (1902) у Вильгельма фон Дица и в школе Антона Ашбе (1903–1904), в Париже в студии Фернана Кормона (1904). С 1911 – в МУЖВЗ у Л.О.Пастернака и А.Е.Архипова (исключён в 1914). С 1905 участвовал в выставках, публиковал статьи в газете «Юг» (Херсон). В 1906 принимал участие в деятельности Товарищества харьковских художников.

Бурлюк стоял у истоков авангарда. После обучения за границей последним словом современного искусства считал импрессионизм (неоимпрессионизм), принципы которого активно пропагандировал; свой первый манифест назвал «Голос импрессиониста в защиту нового искусства» (1908). Новое отношение к живописной форме, которое он демонстрировал на выставках 1906–1907, было встречено враждебно («губительная мода», «дикие приёмы», «какие-то точки и кружки»).

Д.Д.Бурлюк. Женщина с зеркалом. Холст, масло, бархат, кружево,зеркальное стекло. 37,8×57,5. РГОХМ


Д.Д.Бурлюк. Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского. 1916. Холст, масло,бронзовая краска. 98×65,5. ГТГ


Д.Д.Бурлюк. Святослав (Всадник). 1915–1916. Холст, масло, гипс, дерево,стекло, жесть, медь. 53,5×67. ГТГ

Роль Бурлюка была особенно велика в деле консолидации творческих исканий и объединения художников-новаторов. На выставках 1906–1908 он выступал совместно с братом В.Д.Бурлюком и сестрой Л.Д.Бурлюк. Осенью 1907, приехав в Москву, познакомился с М.Ф.Ларионовым, сблизившись с ним на платформе неоимпрессионизма, противопоставленного символизму «Голубой розы». В конце 1907 финансировал организованную совместно с Ларионовым выставку «Стефанос» в Москве, в 1908 с А.А.Экстер организовал в Киеве выставку «Звено». В том же 1908 вместе с братьями приехал в Петербург, где сблизился с Н.И.Кульбиным и В.В.Каменским, в 1909 – с Е.Г.Гуро и М.В.Матюшиным, около 1910 – с В.В.Хлебниковым. Осенью 1910 в Одессе познакомился с В.В.Кандинским и стал участником его начинаний: выставок «Нового мюнхенского художественного общества», общества «Синий всадник» и автором одноимённого альманаха.

Около 1910 Бурлюк повёл борьбу с критикой, обвиняя её в некомпетентности и пристрастности, опубликовал листовку «По поводу “Художественных писем” г-на А.Бенуа» (1910) и брошюру-памфлет «Галдящие “бенуа” и новое русское национальное искусство» (М., 1913). Бурлюк показал необходимость для художников авангарда самостоятельно разрабатывать вопросы теории. В статье «Дикие в России» («Синий всадник», 1912) он попытался сформулировать общие принципы нового искусства: отказ от академических правил и опора на «варварские» традиции (искусство Древнего Египта), свободный рисунок, совмещение ракурсов, «закон колористического диссонанса» и т.п.

Живопись Бурлюка около 1910 эволюционировала к фовизму, затем к оригинальному варианту футуризма. В 1912 он предпринял путешествие по странам Европы (Германия, Франция, Швейцария, Италия), в ходе которого освоил французский кубизм и итальянский футуризм, и по возвращении выступал в Москве и Петербурге с докладами, носившими характер скандала. Свои взгляды он излагал в эпатажно-игровой форме, провоцируя бурную реакцию публики. Бурлюк был создателем коллективного образа-маски авангардиста (в терминологии 1910-х – футуриста), которая отличалась от образа декадента не столько экстравагантностью облика и поведения, сколько близостью к «смеховой культуре».

Одновременно с публичными выступлениями Бурлюк развернул активную литературно-издательскую деятельность. В 1910 учредил первую футуристическую литературную группу «Гилея»; написал (совместно с Хлебниковым и В.В.Маяковским) и издал манифест «Пощёчина общественному вкусу» (М., 1913 ). Автор текстов и иллюстраций в поэтических сборниках «Садок судей» (СПб., 1910) и «Садок судей II» (СПб., 1913); «Требник троих» (М., 1913); «Дохлая луна» (М., 1913); «Рыкающий Парнас» (М., 1913) и других. Издавал произведения Хлебникова, Маяковского, Каменского и Б.К.Лившица, в 1913–1914 с Маяковским и Каменским совершил турне по городам России с лекциями и чтением стихов.

Один из организаторов общества «Бубновый валет» (1911), участник одноимённых выставок 1910–1917. Член объединения «Союз молодёжи» (с 1913) и участник его выставок 1910–1914. В живописи Бурлюк постепенно уступал приоритет представителям более радикальных концепций. На протяжении 1910-х он совмещал работу с натуры (пейзаж, портрет) с созданием футуристических композиций (которым часто давал квазинаучные «заумные» названия), экспериментировал с фактурой, не отказываясь от приёмов импрессионизма и традиционного реализма. Всё это, включая интерес к национально-историческим сюжетам («Святослав», «Казак Мамай». Обе – 1916) и символике («Опоздавший ангел мира». 1917) давало повод бывшим соратникам для обвинений Бурлюка в эклектизме.

В 1915, в связи с необходимостью содержать семью, выехал в Башкирию, где занимался торговлей военным фуражом. Жил на станции Иглино близ Уфы. Во время недолгого пребывания в Москве в конце 1917 – начале 1918 возобновил футуристические акции с Маяковским и Каменским, затем вернулся в Уфимскую губернию, оттуда направился в гастрольное турне по Сибири и Дальнему Востоку (1918–1919). Провёл выставки и лекции в Златоусте, Миассе, Екатеринбурге, Иркутске, Троицке, Омске, Томске, Чите. В 1919–1920 жил во Владивостоке, где собрал вокруг себя представителей левого искусства и литературы. В августе 1920 с В.Н.Пальмовым отплыл в Японию для показа выставки русских художников. Писал картины в духе футуризма («Японский рыбак». 1921), натурные пейзажи и жанровые сцены, исполнял заказные портреты.

Осенью 1922 Бурлюк с семьёй переехал в США (в 1931 получил гражданство). Жил в Нью-Йорке, сотрудничал с «Анонимным обществом» («Société Anonyme»), работал в прокоммунистической газете «Русский голос» (1923–1940). Совместно с женой, М.Н.Бурлюк, организовал издательство (1924) и выпускал журнал «Color & Rhyme» (1930–1966). В 1941 поселился в Хемптон-Бейз (Лонг-Айленд) и основал одноимённую художественную группу (один из членов – Арчил Горки). Совершил множество поездок по Америке. В 1950–1960-е путешествовал по странам Европы, побывал в Австралии и Северной Африке, дважды посетил СССР (1956 и 1965).

Творчество Бурлюка американского периода неоднородно. На протяжении 1920-х он стремился сохранить престиж авангардного художника и создавал картины с элементами футуризма («Рыбак с Южного моря»; «Рабочие». 1922), близкие к экспрессионизму («Рабочие». 1924), иногда с использованием символики и монументальных форм («Пришествие механического человека». 1926). Повторял композиции 1910-х («Пейзаж с мостом», «Портрет матери», «Казак Мамай»), создавал беспредметные работы («Коллаж»), ставя на них ложные даты. В середине 1920-х провозгласил открытие «радиостиля» («Гудзон». 1924). В 1930-х в его картинах появляются отголоски сюрреализма («Головы на берегу»). Однако основная продукция Бурлюка 1930–1960-х имеет откровенно коммерческий характер. Помимо натурных портретов (в большинстве – жены Маруси) и натюрмортов, его наследие включает множество пейзажно-жанровых композиций в манере, имитирующей наивную живопись, которую он считал наиболее адекватно передающей американскую действительность. Многие работы посвящены воспоминаниям о России (сельские мотивы, анималистика), в том числе историческим фигурам («Ленин и Толстой». 1925–1930). Позднюю живопись Бурлюка отличает кричащая цветовая гамма и близость к китчу. Но его стиль всегда узнаваем, а наименование «отец русского футуризма» осталось в истории авангарда.

Автор книг: Лысеющий хвост (Курган, 1918); Маруся-сан. Стихи (Нью-Йорк, 1925); Радиоманифест (Нью-Йорк, 1926); Восхождение на Фудзи-сан (Нью-Йорк, 1926); Десятый октябрь (Нью-Йорк, 1927); Русское искусство в Америке (Нью-Йорк, 1928); Горький (Нью-Йорк, 1929); Отец российского футуризма (1929, Нью-Йорк); «Энтелехизм». Теория. Критика. Стихи. Картины (К 20-летию футуризма – искусства пролетариата. 1909–1930). (Нью-Йорк, 1930) и других.

Участвовал в выставках местных и иногородних художников (1905. Херсон); Товарищества харьковских художников (1906, 1906–1907, 1907); Общества им. Леонардо да Винчи (1906. Москва); ТЮРХ (1906, 1907. Одесса); СРХ (1906–1907); МТХ (1907, 1912, 1918); ТПХВ (1907, 1908); «Звено» (1908. Киев); «Стефанос» (1907–1908. Москва); «Венок-Стефанос» (1909. Петербург); Салон С.К.Маковского (1909. СПб.); «Венок» (1909. Херсон); «Импрессионисты» (в группе «Венок»; 1909–1910. Вильна–Петербург); Салон В.А.Издебского (1909–1910. Одесса–Киев–Петербург–Рига); 7-й выставке Екатеринославского научного общества (1910. Екатеринослав); Областной южнорусской (1910. Екатеринослав); «Нового мюнхенского художественного общества» (1910. Мюнхен); Второй салон Издебского (1911, Одесса–Николаев); «Синий всадник» (1911–1912. Мюнхен); «Мир искусства» (1911. Москва; 1915, Петроград); 2-й выставке группы «Кольцо» (1912. Харьков); ученических МУЖВЗ (1912–1914); современной живописи (1912. Екатеринбург); 1-й выставке художественно-артистической ассоциации (1912. Петербург); «Московский салон» (1913); современного искусства (1913. Петербург); Первого немецкого Осеннего салона (1913. Берлин); Салона Независимых (1914. Париж); выставки в пользу лазарета деятелей искусств (1914. Петроград), «Выставке живописи1915 год» (1915. Москва); левых течений (1915. Петроград); современной русской живописи (1916. Петроград); Товарищества независимых (1916. Петроград); 7-й выставке общества «Свободное творчество» (1918. Москва); Первой выставке русских художников в Японии (1920. Токио–Иокогама–Осака); Первой русской художественной выставке (1922. Берлин); русской живопи­си и скульптуры (1923. Нью-Йорк); интернациональной (1926. Филадельфия); интернационального искусства (1927. Нью-Йорк); новейших течений в искусстве (1927. Ленинград); «Рабочий и крестьянин в дореволюционной и советской живописи» (1930. Самара); группы «Тринадцать» (1931. Москва); современного русского искусства (1932. Филадельфия), в многочисленных выставках современного искусства в Америке, а также Париже, Мюнхене, Лондоне, Праге.

Прижизненные персональные выставки Бурлюка состоялись в Херсоне (1907, совместно с В.Д. и Л.Д.Бурлюк), Самаре (1917), Нью-Йорке (1924, 1924–1925, 1930, 1941, 1943–1944, 1945, 1946–1947, 1947–1948, 1949, 1954, 1961, 1963, 1964, 1965), Филадельфии (1926), Сан-Франциско (1932–1933); Вашингтоне (1939); на Кубе (1955), Лонг-Айленде (1960), в Нешвиле (1961), Лондоне (1966).

Творческая экспансия российских футуристов, достигшая пика своей активности в начале XX века, не обошла стороной, практически, ни одной области искусства и, вряд ли бы это авангардное движение получило столь широкую известность, не будь в его первых рядах Давида Давидовича Бурлюка – гениального самородка из глухой сельской глубинки.

Родился «первый футурист» России 9 (21) июля 1882 г. в многодетной семье, которая постоянно меняла место жительства и, наверное, поэтому Бурлюк на протяжении жизни придерживался этой «традиции», а география его переездов охватывала как пределы Российской империи, так и страны ближнего и дальнего зарубежья. На момент рождения Давида, семейство Бурлюков проживало на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии (ныне Сумская область).

В Сумах, Тамбове, и Твери – городах, поочередно избираемых семьей для проживания, Давид получал гимназическое образование, а живописи он обучался в Казанской художественной школе (1898-99), затем в Одесском художественном училище (1899-1901, 1909-11), где и получил диплом.

В 1902 г., после неудачной попытки стать учеником Академии художеств, Бурлюк отправляется в Мюнхен в Королевскую академию искусств, затем посещает школу А. Ашбе, а в 1904г. начинает обучение в мастерской Ф. Кормона в Париже.

Время, проведенное Бурлюком в Мюнхене и Париже, совпало с периодом, когда живопись ключевых европейских центров культуры испытывала мощную трансформацию под влиянием новых открытий, и «жадный» до всего нового художник, имел возможность «с первых рук» ознакомиться с авангардными течениями.

Кажется, что молодое русское искусство, «томилось» в ожидании неординарной личности, способной организовать и повести за собой передовое художественное общество, и возвратившемуся в 1907 г. в Россию Бурлюку, больше всех подошла роль такого «мессии».

Много дала художнику учеба в МУЖВЗ (1910-14), как в плане художественного образования, так и знакомства с такими же прогрессивно мыслящими талантами – В. Маяковский, В. Хлебников, Н. Гуро; среди сложной по характеру группы ярких индивидуальностей, его лидерство и авторитет были абсолютными. Благодаря непосредственному участию Бурлюка, создавалось и стало популярным объединение живописцев «Бубновый валет» (1910 г.). Художники этой группы не воспринимали академизма и реализма, больше ориентируясь на кубизм и постимпрессионизм, и чуть позже привнесли в эти направления элементы национального колорита, сочетая их с народным искусством. Следуя своей эпатажной «линии», объединению было подобрано соответствующее название – «Ослиный хвост».

Мысли Бурлюка о творческом объединении, которое продвигало бы новое национальное искусство, привели к созданию в 1908 г. футуристической группы «Гилея», но официально о ней услышали в 1910 г. Впоследствии, участники объединения стали называться кубофутуристами.

Пропагандируя кубизм в живописи, Бурлюк считал своим долгом донести идеалы нового искусства и до окраин России, и в 1913-1914 гг. своеобразная «агитбригада», в которую вошли и В. Маяковский с В. Каменским, посетила 27 городов империи. Лекционная деятельность стоила художнику отчисления из МУЖВЗ.

В 1915 г. новым местом жительства Бурлюка становится Уфимская губерния, где он продолжает заниматься лекционной деятельностью, при этом пишет картины, часть которых критика отнесла к образцам русского искусства.

После посещения в 1918 г. Москвы, чуть не попав под расстрел с анархистами, художник возвращается в Башкирию, а оттуда отправляется в очередное турне по городам Урала и Сибири; в 1920-1922 гг. живет в Японии, где параллельно с творчеством, изучает искусство и обычаи Востока. Благодаря упорному труду (создано около 300 работ), Бурлюк получает финансовую возможность переехать в Америку, и с 1922 г. он становится жителем Нового Света, успешно ассимилировавшись в общество, и проведя здесь остаток своих дней.

В США ритм творческой жизни Бурлюка остается прежним – живопись, литература, выставки, издательская деятельность. Художник не забывает о своей настоящей родине, его работы участвуют в выставках советских живописцев.

Преклонные года не сказались на работоспособности Бурлюка, в 1960-х годах он посещает Австралию, где экспонируются его работы, после чего направляется в Чехию и Италию.

Стремясь подтвердить свою неординарность не только в творчестве, но и в жизни, вернее, после нее, Бурлюк завещал кремировать свое тело, а прах развеять над водами Атлантики, что и было сделано после его кончины 15 января 1967 г. Место смерти художника – г. Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк.

Картины художника Давида Бурлюка .

"Истинное художественное произведение можно сравнить с аккумулятором, от которого исходит энергия электрических внушений."
Давид Бурлюк


Портрет матери, 1906. Холст, масло. ГТГ


Натюрморт с букетом и книгой, 1910. Холст, масло. Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера


Пейзаж с речкой, 1910-е. Холст, масло. Собрание Андрея Дзамашвили, Москва


Цветущие акации, 1911-1912. Холст, масло. Частное собрание, Москва


Пейзаж с розовым домом, 1910-е. Холст, масло. Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера


Полдень на Днепре, 1910. Холст, масло. Серпуховский историко-художественный музей


Цветущий сад, 1913. Холст, масло. Собрание Андрея Сарабьянова, Москва


Двусторонний этюд, конец 1900-х. Бумага, масло. Собрание Людмилы Лисиной, Москва


Фрагмент


Куст роз, начало 1910-х. Холст, масло, темпера. Собрание Петра Авена, Москва


Волы, 1908. Холст, масло. Самарский областной художественный музей


Портрет Марии Бурлюк, 1957. Фанера, масло. Собрание Сергея Денисова, Тамбов


Сидящая обнажённая (Маруся). Холст, масло.


Букет жёлтых цветов, 1918. Холст, масло.


Ветер. Холст, масло.


Женщина с зеркалом. Холст, масло, бархат, кружево, зеркальное стекло


Фрагмент с зеркалом


Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского, 1916. ГТГ


Пара с лошадью, середина 50-х. Холст, масло. Собрание ABA Galery, Нью-Йорк

Давид Бурлюк восхищался народным искусством и вдохновлялся им при создании собственных произведений.

Народная картина. Казак Мамай. Фанера, масло. Собрание Андрея Сарабьянова, Москва


Красный полдень, 1915-1918. Холст, масло


Казак. Изображение с пяти точек зрения, 1912. Холст, масло. Частное собрание, Москва


Радуга, 1916. Холст, масло. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова


Казак Мамай, 1916. Холст, масло. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова


Беспредметная композиция с буквой F. Холст, масло. Собрание ABA Galery, Нью-Йорк


Беженцы в Уфе, 1916. Холст, масло. Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля


Семейный портрет, 1916. Холст, масло. Государственный музей В.В. Маяковского


Жница, 1915. Холст, масло. Коллекция Марины Кашуро и Валерия Дудакова, Москва


Японская деревня, 1921-1922. Холст, масло. Частное собрание


Рикша, 1923. Холст, масло. Собрание ABA Galery, Нью-Йорк


Каменщик. Холст,масло. Частное собрание, Нью-Йорк


Японский рыбак, 1921. Холст, масло. Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк


Японец, разделывающий тунца, 1922. Холс, масло. Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк


Крестьянка с петухом, конец 1920-х. Дерево, монеты, резьба, раскраска. Собрание ABA Galery, Нью-Йорк


Рабочие, 1924. Холст, масло. Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк


Озеро у Медвежьей горы, 1924. Холст, масло. Собрание ABA Galery, Нью-Йорк

Давид Давидович Бурлюк (1882-1967) родился на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии в казачьей семье. Отец, продав хутор, работал управляющим в разных имениях, поэтому семья часто переезжала с места на место, и Бурлюку пришлось учиться в гимназиях разных городов: Сумы, Тамбова, Твери.
С десяти лет увлекался живописью, учился в Казанском и Одесском художественных училищах, в Мюнхенской Королевской академии искусств. Участвовал в художественных выставках в России и за границей.
В 1909-1910 годах вокруг Бурлюка объединились молодые поэты и художники, отрицавшие эстетику символизма. Они искали новые пути развития поэзии и искусства. Позже они назовут себя футуристами. К этому времени относится встреча Бурлюка с Маяковским (с 1910 Бурлюк, как и Маяковский, учится в Московском художественном училище живописи и ваяния), который называл его своим "действительным учителем".
Энергия Бурлюка, его организаторские способности и инициативность помогли становлению и утверждению новой поэтической школы. В сборнике "Пощечина общественному вкусу" (1912) провозглашался манифест, в котором звучал призыв отказаться от классических традиций (предлагалось "сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности"). Последовали яростные нападки на сборник, что только увеличивало интерес читающей публики к новой школе.
В эти же годы Бурлюк выступает с публичными лекциями и докладами, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма в живописи. В 1914 Бурлюк и Маяковский были исключены из училища "за участие в публичных диспутах".
В 1918-1919 годах уехал на Дальний Восток, выступал с лекциями в городах Сибири, затем читал лекции и устраивал выставки в Харбине. С 1920 Бурлюк жил в Японии, а с 1922 - в Соединенных Штатах Америки. Он продолжал заниматься живописью и литературой, издавал журнал "Цвет и рифма". В 1956 Бурлюк приезжал в Советский Союз. Умер в США 15 января 1967.
Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Давид Давидович Бурлюк (9 (21) июля 1882, Российская империя хутор Семиротовка Лебединского уезда Харьковской губернии (ныне Сумская область Украины) - 15 января 1967, Хэмптон-Бейз, остров Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк, США) - русский поэт и художник украинского происхождения, один из основоположников русского футуризма.

Биография Давида Бурлюка

Родился на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии. Отец - выходец из «купцов-козаков» - с 1885 г., продав хутор, занимал должность управляющего в ряде имений Харьковской, Курской, Тверской, Московской, Херсонской губерний. Мать - урождённая Л. И. Михневич - сестра фельетониста В. И. Михневича. Младшие братья - Владимир и Николай - стали художниками, одновременно печатали стихи в футуристических изданиях.

Так как семья часто переезжала, Давид учился в гимназиях г. Сумы, Тамбова, Твери.

В 1892 г. увлёкся живописью под влиянием художника К. Первухина, брата домашней учительницы Бурлюков. Первое стихотворение Бурлюк датирует 1897 г.

В 1898 г. поступил в Казанское художественное училище, в 1899 г. перевёлся в Одесское художественное училище, однако в 1901 г. вернулся в Казань.

В 1909 г. вновь поступил и окончил Одесское художественное училище.

В 1910 г. поступил в Московское художественное училище живописи и ваяния. В 1909 – 1910 гг. Бурлюк выступил в роли организатора группы «будетян», объединявшей молодых поэтов и художников, отрицающих каноны символистской эстетики.

Творчество Бурлюка

Начинал Бурлюк как художник, даже участвовал в знаменитой выставке «Бубновый валет» (декабрь 1910 г.) и в дальнейшем был активным членом одноименного художественного общества.

В 1911-1914 занимался вместе с В. Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Тогда же Бурлюк принял участие в первых поэтических альманахах - «Студия импрессионистов», «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу», которые явились началом русского футуризма.

Он же, как принято сейчас говорить, «раскрутил» успешный проект под названием «Гилея», объединив вокруг себя группу поэтов и художников, названных впоследствии кубофутуристами. Главной «звездой» Бурлюка стал Маяковский, которого, по словам Шершеневича, «он поднес на блюде публике, разжевал и положил в рот.

Он был хорошим поваром футуризма и умел “вкусно подать” поэта». Именно его скандальная фигура в глазах общественности стала воплощением сущности футуризма.

В 1918 году Бурлюк покинул Москву, гастролировал по городам Сибири и Дальнего Востока, пропагандируя творчество футуристов.

В 1920 году уехал в Японию, а оттуда в 1922-м - на постоянное жительство в США.

В 1956 и в 1965 гг. посещал СССР. Несмотря на многократные предложения к изданию в СССР своих произведений, ему не удалось напечатать ни строки. Умер 15 января 1967 года в г. Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк. Его тело было кремировано согласно завещанию и прах развеян родственниками над водами Атлантики с борта парома.

Картины и рисунки Бурлюка разбросаны по всему свету в музеях и частных коллекциях. Многие из них репродуцированы в его книгах или книгах о нём. «Отец российского футуризма», Бурлюк принимал активное участие в выступлениях футуристов, являясь их теоретиком, поэтом, художником и критиком.

Работы художника

  • Пейзаж с деревьями
  • Пейзаж с дорогой
  • Маруся
  • В парке
  • Портрет поэта-футуриста Василия Каменского
  • Ворота храма в Японии
  • Портрет Эйзенштейна


  • Лошадки
  • Лошадь-молния
  • Приход весны и лета
  • Любовь и мир
  • Революция
  • Головы



Top