Бурлюк картины. Все интересное в искусстве и не только

Происходил из старинного казачьего рода. Отец художника, Д.Ф.Бурлюк, агроном, служил управляющим в крупных поместьях на юге России; мать, Л.И.Михневич, занималась живописью. Первые художественные навыки получил в гимназиях г. Сумы у А.К.Венига (1894) и в Тамбове у П.П.Ризниченко (1895–1897). Учился в КазХУ (1898–1899, 1901–1902) у Г.А.Медведева и К.Л.Мюфке; в ОХУ (1899–1901, 1910–1911) у К.К.Костанди, Г.А.Ладыженского, А.А.Попова и Л.Д.Иорини, в Мюнхене в Королевской АХ (1902) у Вильгельма фон Дица и в школе Антона Ашбе (1903–1904), в Париже в студии Фернана Кормона (1904). С 1911 – в МУЖВЗ у Л.О.Пастернака и А.Е.Архипова (исключён в 1914). С 1905 участвовал в выставках, публиковал статьи в газете «Юг» (Херсон). В 1906 принимал участие в деятельности Товарищества харьковских художников.

Бурлюк стоял у истоков авангарда. После обучения за границей последним словом современного искусства считал импрессионизм (неоимпрессионизм), принципы которого активно пропагандировал; свой первый манифест назвал «Голос импрессиониста в защиту нового искусства» (1908). Новое отношение к живописной форме, которое он демонстрировал на выставках 1906–1907, было встречено враждебно («губительная мода», «дикие приёмы», «какие-то точки и кружки»).

Д.Д.Бурлюк. Женщина с зеркалом. Холст, масло, бархат, кружево,зеркальное стекло. 37,8×57,5. РГОХМ


Д.Д.Бурлюк. Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского. 1916. Холст, масло,бронзовая краска. 98×65,5. ГТГ


Д.Д.Бурлюк. Святослав (Всадник). 1915–1916. Холст, масло, гипс, дерево,стекло, жесть, медь. 53,5×67. ГТГ

Роль Бурлюка была особенно велика в деле консолидации творческих исканий и объединения художников-новаторов. На выставках 1906–1908 он выступал совместно с братом В.Д.Бурлюком и сестрой Л.Д.Бурлюк. Осенью 1907, приехав в Москву, познакомился с М.Ф.Ларионовым, сблизившись с ним на платформе неоимпрессионизма, противопоставленного символизму «Голубой розы». В конце 1907 финансировал организованную совместно с Ларионовым выставку «Стефанос» в Москве, в 1908 с А.А.Экстер организовал в Киеве выставку «Звено». В том же 1908 вместе с братьями приехал в Петербург, где сблизился с Н.И.Кульбиным и В.В.Каменским, в 1909 – с Е.Г.Гуро и М.В.Матюшиным, около 1910 – с В.В.Хлебниковым. Осенью 1910 в Одессе познакомился с В.В.Кандинским и стал участником его начинаний: выставок «Нового мюнхенского художественного общества», общества «Синий всадник» и автором одноимённого альманаха.

Около 1910 Бурлюк повёл борьбу с критикой, обвиняя её в некомпетентности и пристрастности, опубликовал листовку «По поводу “Художественных писем” г-на А.Бенуа» (1910) и брошюру-памфлет «Галдящие “бенуа” и новое русское национальное искусство» (М., 1913). Бурлюк показал необходимость для художников авангарда самостоятельно разрабатывать вопросы теории. В статье «Дикие в России» («Синий всадник», 1912) он попытался сформулировать общие принципы нового искусства: отказ от академических правил и опора на «варварские» традиции (искусство Древнего Египта), свободный рисунок, совмещение ракурсов, «закон колористического диссонанса» и т.п.

Живопись Бурлюка около 1910 эволюционировала к фовизму, затем к оригинальному варианту футуризма. В 1912 он предпринял путешествие по странам Европы (Германия, Франция, Швейцария, Италия), в ходе которого освоил французский кубизм и итальянский футуризм, и по возвращении выступал в Москве и Петербурге с докладами, носившими характер скандала. Свои взгляды он излагал в эпатажно-игровой форме, провоцируя бурную реакцию публики. Бурлюк был создателем коллективного образа-маски авангардиста (в терминологии 1910-х – футуриста), которая отличалась от образа декадента не столько экстравагантностью облика и поведения, сколько близостью к «смеховой культуре».

Одновременно с публичными выступлениями Бурлюк развернул активную литературно-издательскую деятельность. В 1910 учредил первую футуристическую литературную группу «Гилея»; написал (совместно с Хлебниковым и В.В.Маяковским) и издал манифест «Пощёчина общественному вкусу» (М., 1913 ). Автор текстов и иллюстраций в поэтических сборниках «Садок судей» (СПб., 1910) и «Садок судей II» (СПб., 1913); «Требник троих» (М., 1913); «Дохлая луна» (М., 1913); «Рыкающий Парнас» (М., 1913) и других. Издавал произведения Хлебникова, Маяковского, Каменского и Б.К.Лившица, в 1913–1914 с Маяковским и Каменским совершил турне по городам России с лекциями и чтением стихов.

Один из организаторов общества «Бубновый валет» (1911), участник одноимённых выставок 1910–1917. Член объединения «Союз молодёжи» (с 1913) и участник его выставок 1910–1914. В живописи Бурлюк постепенно уступал приоритет представителям более радикальных концепций. На протяжении 1910-х он совмещал работу с натуры (пейзаж, портрет) с созданием футуристических композиций (которым часто давал квазинаучные «заумные» названия), экспериментировал с фактурой, не отказываясь от приёмов импрессионизма и традиционного реализма. Всё это, включая интерес к национально-историческим сюжетам («Святослав», «Казак Мамай». Обе – 1916) и символике («Опоздавший ангел мира». 1917) давало повод бывшим соратникам для обвинений Бурлюка в эклектизме.

В 1915, в связи с необходимостью содержать семью, выехал в Башкирию, где занимался торговлей военным фуражом. Жил на станции Иглино близ Уфы. Во время недолгого пребывания в Москве в конце 1917 – начале 1918 возобновил футуристические акции с Маяковским и Каменским, затем вернулся в Уфимскую губернию, оттуда направился в гастрольное турне по Сибири и Дальнему Востоку (1918–1919). Провёл выставки и лекции в Златоусте, Миассе, Екатеринбурге, Иркутске, Троицке, Омске, Томске, Чите. В 1919–1920 жил во Владивостоке, где собрал вокруг себя представителей левого искусства и литературы. В августе 1920 с В.Н.Пальмовым отплыл в Японию для показа выставки русских художников. Писал картины в духе футуризма («Японский рыбак». 1921), натурные пейзажи и жанровые сцены, исполнял заказные портреты.

Осенью 1922 Бурлюк с семьёй переехал в США (в 1931 получил гражданство). Жил в Нью-Йорке, сотрудничал с «Анонимным обществом» («Société Anonyme»), работал в прокоммунистической газете «Русский голос» (1923–1940). Совместно с женой, М.Н.Бурлюк, организовал издательство (1924) и выпускал журнал «Color & Rhyme» (1930–1966). В 1941 поселился в Хемптон-Бейз (Лонг-Айленд) и основал одноимённую художественную группу (один из членов – Арчил Горки). Совершил множество поездок по Америке. В 1950–1960-е путешествовал по странам Европы, побывал в Австралии и Северной Африке, дважды посетил СССР (1956 и 1965).

Творчество Бурлюка американского периода неоднородно. На протяжении 1920-х он стремился сохранить престиж авангардного художника и создавал картины с элементами футуризма («Рыбак с Южного моря»; «Рабочие». 1922), близкие к экспрессионизму («Рабочие». 1924), иногда с использованием символики и монументальных форм («Пришествие механического человека». 1926). Повторял композиции 1910-х («Пейзаж с мостом», «Портрет матери», «Казак Мамай»), создавал беспредметные работы («Коллаж»), ставя на них ложные даты. В середине 1920-х провозгласил открытие «радиостиля» («Гудзон». 1924). В 1930-х в его картинах появляются отголоски сюрреализма («Головы на берегу»). Однако основная продукция Бурлюка 1930–1960-х имеет откровенно коммерческий характер. Помимо натурных портретов (в большинстве – жены Маруси) и натюрмортов, его наследие включает множество пейзажно-жанровых композиций в манере, имитирующей наивную живопись, которую он считал наиболее адекватно передающей американскую действительность. Многие работы посвящены воспоминаниям о России (сельские мотивы, анималистика), в том числе историческим фигурам («Ленин и Толстой». 1925–1930). Позднюю живопись Бурлюка отличает кричащая цветовая гамма и близость к китчу. Но его стиль всегда узнаваем, а наименование «отец русского футуризма» осталось в истории авангарда.

Автор книг: Лысеющий хвост (Курган, 1918); Маруся-сан. Стихи (Нью-Йорк, 1925); Радиоманифест (Нью-Йорк, 1926); Восхождение на Фудзи-сан (Нью-Йорк, 1926); Десятый октябрь (Нью-Йорк, 1927); Русское искусство в Америке (Нью-Йорк, 1928); Горький (Нью-Йорк, 1929); Отец российского футуризма (1929, Нью-Йорк); «Энтелехизм». Теория. Критика. Стихи. Картины (К 20-летию футуризма – искусства пролетариата. 1909–1930). (Нью-Йорк, 1930) и других.

Участвовал в выставках местных и иногородних художников (1905. Херсон); Товарищества харьковских художников (1906, 1906–1907, 1907); Общества им. Леонардо да Винчи (1906. Москва); ТЮРХ (1906, 1907. Одесса); СРХ (1906–1907); МТХ (1907, 1912, 1918); ТПХВ (1907, 1908); «Звено» (1908. Киев); «Стефанос» (1907–1908. Москва); «Венок-Стефанос» (1909. Петербург); Салон С.К.Маковского (1909. СПб.); «Венок» (1909. Херсон); «Импрессионисты» (в группе «Венок»; 1909–1910. Вильна–Петербург); Салон В.А.Издебского (1909–1910. Одесса–Киев–Петербург–Рига); 7-й выставке Екатеринославского научного общества (1910. Екатеринослав); Областной южнорусской (1910. Екатеринослав); «Нового мюнхенского художественного общества» (1910. Мюнхен); Второй салон Издебского (1911, Одесса–Николаев); «Синий всадник» (1911–1912. Мюнхен); «Мир искусства» (1911. Москва; 1915, Петроград); 2-й выставке группы «Кольцо» (1912. Харьков); ученических МУЖВЗ (1912–1914); современной живописи (1912. Екатеринбург); 1-й выставке художественно-артистической ассоциации (1912. Петербург); «Московский салон» (1913); современного искусства (1913. Петербург); Первого немецкого Осеннего салона (1913. Берлин); Салона Независимых (1914. Париж); выставки в пользу лазарета деятелей искусств (1914. Петроград), «Выставке живописи1915 год» (1915. Москва); левых течений (1915. Петроград); современной русской живописи (1916. Петроград); Товарищества независимых (1916. Петроград); 7-й выставке общества «Свободное творчество» (1918. Москва); Первой выставке русских художников в Японии (1920. Токио–Иокогама–Осака); Первой русской художественной выставке (1922. Берлин); русской живопи­си и скульптуры (1923. Нью-Йорк); интернациональной (1926. Филадельфия); интернационального искусства (1927. Нью-Йорк); новейших течений в искусстве (1927. Ленинград); «Рабочий и крестьянин в дореволюционной и советской живописи» (1930. Самара); группы «Тринадцать» (1931. Москва); современного русского искусства (1932. Филадельфия), в многочисленных выставках современного искусства в Америке, а также Париже, Мюнхене, Лондоне, Праге.

Прижизненные персональные выставки Бурлюка состоялись в Херсоне (1907, совместно с В.Д. и Л.Д.Бурлюк), Самаре (1917), Нью-Йорке (1924, 1924–1925, 1930, 1941, 1943–1944, 1945, 1946–1947, 1947–1948, 1949, 1954, 1961, 1963, 1964, 1965), Филадельфии (1926), Сан-Франциско (1932–1933); Вашингтоне (1939); на Кубе (1955), Лонг-Айленде (1960), в Нешвиле (1961), Лондоне (1966).

РУССКИЙ ФУТУРИЗМ.ДАВИД БУРЛЮК и другие...

Приветы ветреной весны,
В тюрьме удушных летних дней,
Завяли; и места лесны
И степь и облака над ней
Стареют в солнечных лучах.
И, как привычная жена,
Земля, с покорством дни влача,
– Усталостью окружена
Немеют в небе тополя,
Кристально реют коромысла
И небо, череп оголя,
Дарует огненные числа.
Во всем повторенная внешность
Кует столетьям удила, –
Вотще весне прошедшей нежность
Надежду смены родила.

Николай БУРЛЮК(брат худ. Дмитрия Бурлюка)
1910

Футуризм (от лат. futurum - будущее) - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность.

В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства - «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».

Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.

Николай Кульбин. «Портрет Ф. Т. Маринетти»

Прием эпатажа широко использовался всеми модернистскими школами, для футуристов он был самым главным, поскольку, как любое авангардное явление, футуризм нуждался в повышенном к себе внимании. Равнодушие было для него абсолютно неприемлемым, необходимым условием существования являлась атмосфера литературного скандала. Преднамеренные крайности в поведении футуристов провоцировали агрессивное неприятие и ярко выраженный протест публики. Что, собственно, и требовалось.

Заколите всех телят
Аппетиты утолять
Изрубите дерева
На горючие дрова
Иссушите речек воды
Под рукой и далеке
Требушите неба своды
Разъярённом гопаке
Загасите все огни
Ясным радостям сродни
Потрошите неба своды
Озверевшие народы...

Давид Бурлюк

Давид Бурлюк- "Портрет песнебойца фигуриста Василия Каменского".

"МЁРТВОЕ НЕБО"

«Небо - труп»!! не больше!
Звезды - черви - пьяные туманом
Усмиряю больше - лестом обманом.
Небо - смрадный труп!
Для (внимательных) миопов,
Лижущих отвратный круп
Жадною (ухваткой) эфиопов.
Звезды - черви (гнойная живая) сыпь!
Я охвачен вязью вервий
Крика выпь.
Люди-звери!
Правда-звук!

Затворяйте же часы предверий
Зовы рук
Паук.

Бурлюк, Давид Давидович

Творческая экспансия российских футуристов, достигшая пика своей активности в начале XX века, не обошла стороной, практически, ни одной области искусства и, вряд ли бы это авангардное движение получило столь широкую известность, не будь в его первых рядах Давида Давидовича Бурлюка – гениального самородка из глухой сельской глубинки.

Родился «первый футурист» России 9 (21) июля 1882 г. в многодетной семье, которая постоянно меняла место жительства и, наверное, поэтому Бурлюк на протяжении жизни придерживался этой «традиции», а география его переездов охватывала как пределы Российской империи, так и страны ближнего и дальнего зарубежья. На момент рождения Давида, семейство Бурлюков проживало на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии (ныне Сумская область).

В Сумах, Тамбове, и Твери – городах, поочередно избираемых семьей для проживания, Давид получал гимназическое образование, а живописи он обучался в Казанской художественной школе (1898-99), затем в Одесском художественном училище (1899-1901, 1909-11), где и получил диплом.

В 1902 г., после неудачной попытки стать учеником Академии художеств, Бурлюк отправляется в Мюнхен в Королевскую академию искусств, затем посещает школу А. Ашбе, а в 1904г. начинает обучение в мастерской Ф. Кормона в Париже.

Время, проведенное Бурлюком в Мюнхене и Париже, совпало с периодом, когда живопись ключевых европейских центров культуры испытывала мощную трансформацию под влиянием новых открытий, и «жадный» до всего нового художник, имел возможность «с первых рук» ознакомиться с авангардными течениями.

Кажется, что молодое русское искусство, «томилось» в ожидании неординарной личности, способной организовать и повести за собой передовое художественное общество, и возвратившемуся в 1907 г. в Россию Бурлюку, больше всех подошла роль такого «мессии».

Много дала художнику учеба в МУЖВЗ (1910-14), как в плане художественного образования, так и знакомства с такими же прогрессивно мыслящими талантами – В. Маяковский, В. Хлебников, Н. Гуро; среди сложной по характеру группы ярких индивидуальностей, его лидерство и авторитет были абсолютными. Благодаря непосредственному участию Бурлюка, создавалось и стало популярным объединение живописцев «Бубновый валет» (1910 г.). Художники этой группы не воспринимали академизма и реализма, больше ориентируясь на кубизм и постимпрессионизм, и чуть позже привнесли в эти направления элементы национального колорита, сочетая их с народным искусством. Следуя своей эпатажной «линии», объединению было подобрано соответствующее название – «Ослиный хвост».

Мысли Бурлюка о творческом объединении, которое продвигало бы новое национальное искусство, привели к созданию в 1908 г. футуристической группы «Гилея», но официально о ней услышали в 1910 г. Впоследствии, участники объединения стали называться кубофутуристами.

Именно там впервые возникла идея создания самостоятельной литературно-художественной группы, ориентированной на создание нового национального искусства. К 1910 г. складывается круг единомышленников с оригинальной философско-эстетической программой - Д.Бурлюк, В. Каменский, М. Матюшин, Е.Гуро - которым Хлебников дал имя "будетлян". Познакомившись в 1911 г. с В.Маяковским и Б.Лифшицем, Давид Бурлюк создает новое литературное объединение - "Гилея". В 1912 году совместно с Маяковским, Крученых и Хлебниковым выпускает программный манифест футуризма "Пощечина общественному вкусу". Обладая редкими организаторскими способностями Давид Бурлюк быстро аккумулирует основные силы футуризма. При его непосредственном участии выходят поэтические сборники, издаются брошюры, организуются выставки и устраиваются диспуты. Для современников имя Давида Бурлюка начинает ассоциироваться с наиболее радикальными выступлениями футуристов. В 1913-1914 годах он организует знаменитое турне футуристов по городам России, выступает с лекциями, чтениями стихов и прокламациями. Пропагандируя кубизм в живописи, Бурлюк считал своим долгом донести идеалы нового искусства и до окраин России, и в 1913-1914 гг. своеобразная «агитбригада», в которую вошли и В. Маяковский с В. Каменским, посетила 27 городов империи. Лекционная деятельность стоила художнику отчисления из МУЖВЗ.
Как автор и иллюстратор принимает участие в издании футуристических книг ("Рыкающий Парнас", "Требник троих", "Дохлая Луна", "Сборник единственных футуристов в мире"), в 1914 году - редактор "Первого футуристического журнала". В 1918 становится одним из издателей "Газеты футуристов". Член многих литературно-художественных объединений ("Синий всадник", "Союз молодежи", "Гилея", "Бубновый валет", "Общество Изобразительных Искусств"). После посещения в 1918 г. Москвы, чуть не попав под расстрел с анархистами, художник возвращается в Башкирию, а оттуда отправляется в очередное турне по городам Урала и Сибири; в 1920-1922 гг. живет в Японии, где параллельно с творчеством, изучает искусство и обычаи Востока. Благодаря упорному труду (создано около 300 работ), Бурлюк получает финансовую возможность переехать в Америку, и с 1922 г. он становится жителем Нового Света, успешно ассимилировавшись в общество, После посещения в 1918 г. Москвы, чуть не попав под расстрел с анархистами, художник возвращается в Башкирию, а оттуда отправляется в очередное турне по городам Урала и Сибири; в 1920-1922 гг. живет в Японии, где параллельно с творчеством, изучает искусство и обычаи Востока. Благодаря упорному труду (создано около 300 работ), Бурлюк получает финансовую возможность переехать в Америку, и с 1922 г. он становится жителем Нового Света, успешно ассимилировавшись в общество, и проведя здесь остаток своих дней.
В 1930 году художник издает теоретический труд "Энтелехизм", в том же году начинает выпускать журнал "Color and Rhyme". Ежегодно участвует в выставках, занимается фотоискусством. В 1950-х в Хэмптон-Бейс (Лонг-Айленд) открывает собственную галерею.
В США ритм творческой жизни Бурлюка остается прежним – живопись, литература, выставки, издательская деятельность. Художник не забывает о своей настоящей родине, его работы участвуют в выставках советских живописцев.
Преклонные года не сказались на работоспособности Бурлюка, в 1960-х годах он посещает Австралию, где экспонируются его работы, после чего направляется в Чехию и Италию.

Стремясь подтвердить свою неординарность не только в творчестве, но и в жизни, вернее, после нее, Бурлюк завещал кремировать свое тело, а прах развеять над водами Атлантики, что и было сделано после его кончины 15 января 1967 г. Место смерти художника – г. Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк.

"ПРИЁМ ХЛЕБНИКОВА"

Я старел, на лице взбороздились морщины -
Линии, рельсы тревог и волнений,
Где взрывных раздумий проносились кручины -
Поезда дребезжавшие в исступленьи.
Ты старел и лицо уподобилось карте
Исцарапанной сетью путей,
Где не мчаться уже необузданной нарте,
И свободному чувству где негде лететь!..
А эти прозрачные очи глазницы
Все глубже входили, и реже огня
Пробегали порывы, очнувшейся птицы,
Вдруг вспоминавшей ласку весеннего дня…
И билось сознанье под клейкою сетью
Морщин, как в сачке голубой мотылек
А время стегало жестокою плетью
Но был деревянным конек.

Бурлюк, Давид Давидович

"КАРУСЕЛЬ" - Давид Бурлюк


Бурлюк Давид Давидович - поэт, художник, один из основоположников русского футуризма, теоретик и пропагандист нового искусства.


Давид Бурлюк родился в 1882 на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии, в семье управляющего помещичьим имением. Его братья - Владимир и Николай и сестра Людмила позднее также приняли участие в футуристическом движении. В 1894-98 Давид учится в Сумской, Тамбовской и Тверской гимназиях. Во время учебы в Тамбовской гимназии знакомится с художником Константиновым и вскоре решает стать профессиональным художником. Учится в Казанском (1898-1999) и Одесском (1999-1900, 1910-1911) художественных училищах. В 1902 году после неудачной попытки поступить в Академию художеств уезжает в Мюнхен. Занимается в Королевской Академии Мюнхена (1902-1903), в студии Кормона в Париже (1904), в МУЖВЗ (1911-1914). С 1908 года активно включается в современную художественную жизнь и вскоре становится одним из лидеров литературно-художественного авангарда. Участвует в большинстве первых выставок "нового искусства" ("Звено", "Венок-Стефанос" и "Бубновый валет"). В 1908 публикует свою первую декларацию "Голос Импрессиониста в защиту живописи". Имение графа Мордвинова Чернянка, где в 1900-1910-х годах работает его отец, стало своеобразной "штаб-квартирой" молодых новаторов. В разное время там побывали Ларионов, Хлебников, Лифшиц, Лентулов и другие представители авангардного искусства. Именно там впервые возникла идея создания самостоятельной литературно-художественной группы, ориентированной на создание нового национального искусства. К 1910 г. складывается круг единомышленников с оригинальной философско-эстетической программой - Д.Бурлюк, В. Каменский, М. Матюшин, Е.Гуро - которым Хлебников дал имя "будетлян". Познакомившись в 1911 г. с В.Маяковским и Б.Лифшицем, Давид Бурлюк создает новое литературное объединение - "Гилея". В 1912 году совместно с Маяковским, Крученых и Хлебниковым выпускает программный манифест футуризма "Пощечина общественному вкусу". Обладая редкими организаторскими способностями Давид Бурлюк быстро аккумулирует основные силы футуризма. При его непосредственном участии выходят поэтические сборники, издаются брошюры, организуются выставки и устраиваются диспуты. Для современников имя Давида Бурлюка начинает ассоциироваться с наиболее радикальными выступлениями футуристов. В 1913-1914 годах он организует знаменитое турне футуристов по городам России, выступает с лекциями, чтениями стихов и прокламациями. Как автор и иллюстратор принимает участие в издании футуристических книг ("Рыкающий Парнас", "Требник троих", "Дохлая Луна", "Сборник единственных футуристов в мире"), в 1914 году - редактор "Первого футуристического журнала". В 1918 становится одним из издателей "Газеты футуристов". Член многих литературно-художественных объединений ("Синий всадник", "Союз молодежи", "Гилея", "Бубновый валет", "Общество Изобразительных Искусств"). В период гражданской войны оказывается в Башкирии, а затем в Сибири и на дальнем Востоке, где продолжает пропаганду футуризма. В 1920 году эмигрирует Японию. Спустя два года перебирается США, где вместе с женой организовывает издательство, под маркой которого выпускал прозу, стихи, публицистику и мемуары. В 1920-х работает в газете "Русский голос", входит в литературную группу "Серп и молот". В 1930 году издает теоретический труд "Энтелехизм", в том же году начинает выпускать журнал "Color and Rhyme". Ежегодно участвует в выставках, занимается фотоискусством. В 1950-х в Хэмптон-Бейс (Лонг-Айленд) открыл собственную галерею. Умер в 1967 году в Лонг-Айленде (США).

Выставки:

Выставка в пользу голодающих. Харьков, 1905

Выставка Союза русских художников. Санкт-Петербург, 1906-1907

17-ая Выставка ТЮРХ. Одесса, 1906

18-ая Выставка ТЮРХ, Одесса, 1907

35-ая Выставка Товарищества передвижных художественных выставок. Москва, 1907

Весенняя выставка в АХ. Санкт-Петербург, 1907

Стефанос. Москва, 1907/1908

15-ая Выставка МТХ. Москва, 1908

Звено. Киев, 1908

36-ая Выставка Товарищества передвижных художественных выставок. Москва, 1908

Выставка современных течений в искусстве. Санкт-Петербург, 1908

Салон Золотого руна. Санкт-Петербург, 1909

Салон С. Маковского. Санкт-Петербург, 1909

Импрессионисты. Санкт-Петербург, 1909

Импрессионисты. Вильна (Вильнюс), 1909

Венок-Стефанос. Санкт-Петербург, 1909

Салоны В. Издебского. Одесса, Киев, Санкт-Петербург, Рига 1909-1910

Треугольник - Венок-Стефанос. Санкт-Петербург, 1910

Союз молодежи. Санкт-Петербург, 1910-1913; Рига 1910.

Бубновый валет. Москва, 1910, 1912, 1913, 1916, 1918

Выставка нового художественного общества. Мюнхен, 1910

Der Blaue Reiter (Синий всадник). Мюнхен, 1911, 1912

Салон П. Касирера. Берлин, 1911

Выставка Треугольник. Санкт-Петербург, 1912

Выставка картин Художественно-артистической ассоциации. Санкт-Петербург, 1912

15-ая Выставка МТХ. Москва, 1912

Современная живопись. Екатеринбург, 1912

Выставка общества художников Московский салон. Москва, 1913

3-я выставка Свободное творчество. Москва, 1913

35-ая юбилейная выставка учащихся МУЖВЗ. Москва, 1913

Первый немецкий осенний салон. Галерея Штурм (Der Sturm). Берлин, 1913

Салон Независимых. Париж, 1914

Выставка Художники - товарищам-воинам. Москва, 1914

Выставка картин левых течений. Петроград, 1915

Выставка живописи. Москва, 1915

Мир искусства. Петроград, 1915

Выставка современной русской живописи. Петроград, 1916

Выставка картины Давида Бурлюка. Уфа, 1916

Выставка картин Уфимского художественного кружка. Уфа, 1916

Персональная выставка Давида Бурлюка. Самара, 1917

1-ая выставка картин Московского художественного кружка. Москва, 1918

24-ая выставка картин МТХ. Москва, 1918

7-ая выставка картин Свободное творчество. Москва, 1918

Выставка петроградских и московских художников. Чита, 1919

Первая выставка русских художников в Японии. Токио, 1920

Персональная выставка. Осака, 1921; Нагойя 1921; Токио, 1921

Первая выставка русского искусства. Берлин, 1922

Персональная выставка в Нью-йоркском центре искусств. Нью-Йорк, 1923

Выставка русского искусства в Бруклинском музее. Нью-Йорк, 1923

Международная выставка. Филадельфия, 1926

Выставка нового искусства в Бруклинском музее. Нью-Йорк, 1927/1928

Выставка группы "13" и клуба Джона Рида. Москва, 1931

(список выставок после 1920 года дан не в полном объеме)

Персональные издания Давида Бурлюка:

Листовка. По поводу "Художественных писем" А. Бенуа. 1910

Галдящие "бенуа" и новое русское национальное искусство. Санкт-Петербург, 1913

Пояснения к картинам Давида Бурлюка. Каталог персональной выставки картин. фа, 1916

Д.Д. Бурлюк. Каталог выставки картин. Самара, 1917

Лысеющий хвост. Курган,1919

Бурлюк пожимает руку Вульфорт Бильдингу (к 25-летию художественно-литературной деятельности). Нью-Йорк, 1924

Маруся-сан. Нью-Йорк, 1925

Восхождение на Фудзи-сан. Нью-Йорк, 1926

Морская повесть. Нью-Йорк, 1927

По тихому океану. Из жизни современной Японии. Нью-Йорк, 1927

Ошима. Японский декамерон. Нью-Йорк, 1927

Десятый октябрь. Нью-Йорк, 1928

Толстой. Горький. Нью-Йорк, 1929

Энтелехизм. 20 лет футуризма. Нью-Йорк, 1930

1/2 века. Нью-Йорк, 1932

Книги и поэтические сборники с участием Давида Бурлюка:

Студия импрессионистов. Санкт-Петербург, 1910

Садок Судей. Санкт-Петербург, 1910

Пощечина общественному вкусу. Москва, 1912

Die Wilden Russlands // Der Blaue Reiter. Munich, 1912

Садок Судей 2. Санкт-Петербург, 1913

Союз молодежи. № 3. Санкт-Петербург, 1913

Требник троих. Москва, 1913

Дохлая луна. Москва, 1913

Затычка. Херсон, 1913

В. Хлебников. Ряв! Перчатки 1908-1914. Санкт-Петербург, 1913 (иллюстрации Д. Бурлюка)

Пощечина общественному вкусу. Листовка. 1913.

Молоко кобылиц. Херсон, 1914

Рыкающий Парнас. Санкт-Петербург, 1914

Первый журнал русских футуристов, № 1-2. Москва, 1914

Дохлая луна. (издание второе). Москва, 1914

В. Хлебников. Изборник стихов 1907-1914. Санкт-Петербург, 1914 (иллюстрации Д. Бурлюка)

В. Каменский. Танго с коровами. Железобетонные поэмы. Москва, 1914 (иллюстрации Д. Бурлюка)

В. Маяковский. Трагедия Владимир Маяковский. Москва, 1914 (иллюстрации Д. Бурлюка)

Грамоты и декларации русских футуристов. Санкт-Петербург, 1914

Весеннее контрагентство муз. Москва, 1915

Взял. Барабан футуристов. Петроград, 1915

Стрелец 1. Петроград, 1915

Четыре птицы. Москва, 1916

Московские мастера. Москва, 1916

Стрелец 2. Петроград. 1916

Газета футуристов. Москва, 1918

В плену небоскребов. Нью-Йорк, 1924

Свирель сабвея. Нью-Йорк, 1924

Красная стрела. Нью-Йорк, 1932

Статьи Д. Бурлюка в периодических изданиях: Кустарное искусство // Московская газета, 25 февраля 1913

О Максе Линдере // Кине-журнал, 1915, № 1-2

Интересные встречи // Лель, 1919, № 5-6

Воспоминания Бурлюка // Творчество (Владивосток), № 1, 1920

От лаборатории к улице (эволюция футуризма) // Творчество (Владивосток), № 2, 1920

Владимир Маяковский. // Творчество (Владивосток), № 11, 1920

Литература и художество в Сибири и на Дальнем Востоке 1919-1922 // Новая русская книга, №2. Нью-Йорк, 1924

Правила игры // "Китоврас", № 2, Нью-Йорк, 1924

Откровения в простоте, краски и линии // Китоврас, № 3, Нью-Йорк, 1924

Color and Rhyme. N-Y., № 1 - 60, 1930-1966

Бурлюк Давид Давидович - поэт, художник, один из основоположников русского футуризма, теоретик и пропагандист нового искусства.

Давид Бурлюк родился в 1882 на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии, в семье управляющего помещичьим имением. Его братья - Владимир и Николай и сестра Людмила позднее также приняли участие в футуристическом движении. В 1894-98 Давид учится в Сумской, Тамбовской и Тверской гимназиях. Во время учебы в Тамбовской гимназии знакомится с художником Константиновым и вскоре решает стать профессиональным художником. Учится в Казанском (1898-1999) и Одесском (1999-1900, 1910-1911) художественных училищах. В 1902 году после неудачной попытки поступить в Академию художеств уезжает в Мюнхен. Занимается в Королевской Академии Мюнхена (1902-1903), в студии Кормона в Париже (1904), в МУЖВЗ (1911-1914). С 1908 года активно включается в современную художественную жизнь и вскоре становится одним из лидеров литературно-художественного авангарда. Участвует в большинстве первых выставок "нового искусства" ("Звено", "Венок-Стефанос" и "Бубновый валет"). В 1908 публикует свою первую декларацию "Голос Импрессиониста в защиту живописи". Имение графа Мордвинова Чернянка, где в 1900-1910-х годах работает его отец, стало своеобразной "штаб-квартирой" молодых новаторов. В разное время там побывали Ларионов, Хлебников, Лифшиц, Лентулов и другие представители авангардного искусства. Именно там впервые возникла идея создания самостоятельной литературно-художественной группы, ориентированной на создание нового национального искусства. К 1910 г. складывается круг единомышленников с оригинальной философско-эстетической программой - Д.Бурлюк, В. Каменский, М. Матюшин, Е.Гуро - которым Хлебников дал имя "будетлян". Познакомившись в 1911 г. с В.Маяковским и Б.Лифшицем, Давид Бурлюк создает новое литературное объединение - "Гилея". В 1912 году совместно с Маяковским, Крученых и Хлебниковым выпускает программный манифест футуризма "Пощечина общественному вкусу". Обладая редкими организаторскими способностями Давид Бурлюк быстро аккумулирует основные силы футуризма. При его непосредственном участии выходят поэтические сборники, издаются брошюры, организуются выставки и устраиваются диспуты. Для современников имя Давида Бурлюка начинает ассоциироваться с наиболее радикальными выступлениями футуристов. В 1913-1914 годах он организует знаменитое турне футуристов по городам России, выступает с лекциями, чтениями стихов и прокламациями. Как автор и иллюстратор принимает участие в издании футуристических книг ("Рыкающий Парнас", "Требник троих", "Дохлая Луна", "Сборник единственных футуристов в мире"), в 1914 году - редактор "Первого футуристического журнала". В 1918 становится одним из издателей "Газеты футуристов". Член многих литературно-художественных объединений ("Синий всадник", "Союз молодежи", "Гилея", "Бубновый валет", "Общество Изобразительных Искусств"). В период гражданской войны оказывается в Башкирии, а затем в Сибири и на дальнем Востоке, где продолжает пропаганду футуризма. В 1920 году эмигрирует Японию. Спустя два года перебирается США, где вместе с женой организовывает издательство, под маркой которого выпускал прозу, стихи, публицистику и мемуары. В 1920-х работает в газете "Русский голос", входит в литературную группу "Серп и молот". В 1930 году издает теоретический труд "Энтелехизм", в том же году начинает выпускать журнал "Color and Rhyme". Ежегодно участвует в выставках, занимается фотоискусством. В 1950-х в Хэмптон-Бейс (Лонг-Айленд) открыл собственную галерею. Умер в 1967 году в Лонг-Айленде (США).

Выставки:

Выставка в пользу голодающих. Харьков, 1905

Выставка Союза русских художников. Санкт-Петербург, 1906-1907

17-ая Выставка ТЮРХ. Одесса, 1906

18-ая Выставка ТЮРХ, Одесса, 1907

35-ая Выставка Товарищества передвижных художественных выставок. Москва, 1907

Весенняя выставка в АХ. Санкт-Петербург, 1907

Стефанос. Москва, 1907/1908

15-ая Выставка МТХ. Москва, 1908

Звено. Киев, 1908

36-ая Выставка Товарищества передвижных художественных выставок. Москва, 1908

Выставка современных течений в искусстве. Санкт-Петербург, 1908

Салон Золотого руна. Санкт-Петербург, 1909

Салон С. Маковского. Санкт-Петербург, 1909

Импрессионисты. Санкт-Петербург, 1909

Импрессионисты. Вильна (Вильнюс), 1909

Венок-Стефанос. Санкт-Петербург, 1909

Салоны В. Издебского. Одесса, Киев, Санкт-Петербург, Рига 1909-1910

Треугольник - Венок-Стефанос. Санкт-Петербург, 1910

Союз молодежи. Санкт-Петербург, 1910-1913; Рига 1910.

Бубновый валет. Москва, 1910, 1912, 1913, 1916, 1918

Выставка нового художественного общества. Мюнхен , 1910

Der Blaue Reiter (Синий всадник ). Мюнхен, 1911, 1912

Салон П. Касирера. Берлин, 1911

Выставка Треугольник. Санкт-Петербург, 1912

Выставка картин Художественно-артистической ассоциации. Санкт-Петербург, 1912

15-ая Выставка МТХ. Москва, 1912

Современная живопись. Екатеринбург, 1912

Выставка общества художников Московский салон. Москва, 1913

3-я выставка Свободное творчество. Москва, 1913

35-ая юбилейная выставка учащихся МУЖВЗ. Москва, 1913

Первый немецкий осенний салон. Галерея Штурм (Der Sturm). Берлин, 1913

Салон Независимых. Париж, 1914

Выставка Художники - товарищам-воинам. Москва, 1914

Выставка картин левых течений. Петроград, 1915

Выставка живописи. Москва, 1915

Мир искусства. Петроград, 1915

Выставка современной русской живописи. Петроград, 1916

Выставка картины Давида Бурлюка. Уфа, 1916

Выставка картин Уфимского художественного кружка. Уфа, 1916

Персональная выставка Давида Бурлюка. Самара, 1917

1-ая выставка картин Московского художественного кружка. Москва, 1918

24-ая выставка картин МТХ. Москва, 1918

7-ая выставка картин Свободное творчество. Москва, 1918

Выставка петроградских и московских художников. Чита, 1919

Первая выставка русских художников в Японии. Токио, 1920

Персональная выставка. Осака, 1921; Нагойя 1921; Токио, 1921

Первая выставка русского искусства. Берлин, 1922

Персональная выставка в Нью-йоркском центре искусств. Нью-Йорк, 1923

Выставка русского искусства в Бруклинском музее. Нью-Йорк, 1923

Международная выставка. Филадельфия, 1926

Выставка нового искусства в Бруклинском музее. Нью-Йорк, 1927/1928

Выставка группы "13" и клуба Джона Рида. Москва, 1931

(список выставок после 1920 года дан не в полном объеме)

Персональные издания Давида Бурлюка:

Листовка. По поводу "Художественных писем" А. Бенуа. 1910

Галдящие "бенуа" и новое русское национальное искусство. Санкт-Петербург, 1913

Пояснения к картинам Давида Бурлюка. Каталог персональной выставки картин. фа, 1916

Д.Д. Бурлюк. Каталог выставки картин. Самара, 1917

Лысеющий хвост. Курган,1919

Бурлюк пожимает руку Вульфорт Бильдингу (к 25-летию художественно-литературной деятельности). Нью-Йорк, 1924

Маруся-сан. Нью-Йорк, 1925

Восхождение на Фудзи-сан. Нью-Йорк, 1926

Морская повесть. Нью-Йорк, 1927

По тихому океану. Из жизни современной Японии. Нью-Йорк, 1927

Ошима. Японский декамерон. Нью-Йорк, 1927

Десятый октябрь. Нью-Йорк, 1928

Толстой. Горький. Нью-Йорк, 1929

Энтелехизм. 20 лет футуризма. Нью-Йорк, 1930

1/2 века. Нью-Йорк, 1932

Книги и поэтические сборники с участием Давида Бурлюка:

Студия импрессионистов. Санкт-Петербург, 1910

Садок Судей. Санкт-Петербург, 1910

Пощечина общественному вкусу. Москва , 1912

Die Wilden Russlands // Der Blaue Reiter. Munich, 1912

Садок Судей 2. Санкт-Петербург, 1913

Союз молодежи. № 3. Санкт-Петербург, 1913

Требник троих. Москва, 1913

Дохлая луна. Москва, 1913

Затычка. Херсон, 1913

В. Хлебников. Ряв! Перчатки 1908-1914. Санкт-Петербург, 1913 (иллюстрации Д. Бурлюка)

Пощечина общественному вкусу. Листовка. 1913.

Молоко кобылиц. Херсон, 1914

Рыкающий Парнас. Санкт-Петербург, 1914

Первый журнал русских футуристов, № 1-2. Москва, 1914

Дохлая луна. (издание второе). Москва, 1914

В. Хлебников. Изборник стихов 1907-1914. Санкт-Петербург, 1914 (иллюстрации Д. Бурлюка)

В. Каменский. Танго с коровами. Железобетонные поэмы. Москва, 1914 (иллюстрации Д. Бурлюка)

В. Маяковский. Трагедия Владимир Маяковский. Москва, 1914 (иллюстрации Д. Бурлюка)

Грамоты и декларации русских футуристов. Санкт-Петербург, 1914

Весеннее контрагентство муз. Москва, 1915

Взял. Барабан футуристов. Петроград, 1915

Стрелец 1. Петроград, 1915

Четыре птицы. Москва, 1916

Московские мастера. Москва, 1916

Стрелец 2. Петроград. 1916

Газета футуристов. Москва, 1918

В плену небоскребов. Нью-Йорк, 1924

Свирель сабвея. Нью-Йорк, 1924

Красная стрела. Нью-Йорк, 1932

Статьи Д. Бурлюка в периодических изданиях: Кустарное искусство // Московская газета, 25 февраля 1913

О Максе Линдере // Кине-журнал, 1915, № 1-2

Интересные встречи // Лель, 1919, № 5-6

Воспоминания Бурлюка // Творчество (Владивосток), № 1, 1920

От лаборатории к улице (эволюция футуризма) // Творчество (Владивосток), № 2, 1920

Владимир Маяковский. // Творчество (Владивосток), № 11, 1920

Литература и художество в Сибири и на Дальнем Востоке 1919-1922 // Новая русская книга, №2. Нью-Йорк, 1924

Правила игры // "Китоврас", № 2, Нью-Йорк, 1924

Откровения в простоте, краски и линии // Китоврас, № 3, Нью-Йорк, 1924

Color and Rhyme. N-Y., № 1 - 60, 1930-1966

"Истинное художественное произведение можно сравнить с аккумулятором, от которого исходит энергия электрических внушений."
Давид Бурлюк


Портрет матери, 1906. Холст, масло. ГТГ


Натюрморт с букетом и книгой, 1910. Холст, масло. Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера


Пейзаж с речкой, 1910-е. Холст, масло. Собрание Андрея Дзамашвили, Москва


Цветущие акации, 1911-1912. Холст, масло. Частное собрание, Москва


Пейзаж с розовым домом, 1910-е. Холст, масло. Государственное музейное объединение Художественная культура Русского Севера


Полдень на Днепре, 1910. Холст, масло. Серпуховский историко-художественный музей


Цветущий сад, 1913. Холст, масло. Собрание Андрея Сарабьянова, Москва


Двусторонний этюд, конец 1900-х. Бумага, масло. Собрание Людмилы Лисиной, Москва


Фрагмент


Куст роз, начало 1910-х. Холст, масло, темпера. Собрание Петра Авена, Москва


Волы, 1908. Холст, масло. Самарский областной художественный музей


Портрет Марии Бурлюк, 1957. Фанера, масло. Собрание Сергея Денисова, Тамбов


Сидящая обнажённая (Маруся). Холст, масло.


Букет жёлтых цветов, 1918. Холст, масло.


Ветер. Холст, масло.


Женщина с зеркалом. Холст, масло, бархат, кружево, зеркальное стекло


Фрагмент с зеркалом


Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского, 1916. ГТГ


Пара с лошадью, середина 50-х. Холст, масло. Собрание ABA Galery, Нью-Йорк

Давид Бурлюк восхищался народным искусством и вдохновлялся им при создании собственных произведений.

Народная картина. Казак Мамай. Фанера, масло. Собрание Андрея Сарабьянова, Москва


Красный полдень, 1915-1918. Холст, масло


Казак. Изображение с пяти точек зрения, 1912. Холст, масло. Частное собрание, Москва


Радуга, 1916. Холст, масло. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова


Казак Мамай, 1916. Холст, масло. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова


Беспредметная композиция с буквой F. Холст, масло. Собрание ABA Galery, Нью-Йорк


Беженцы в Уфе, 1916. Холст, масло. Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля


Семейный портрет, 1916. Холст, масло. Государственный музей В.В. Маяковского


Жница, 1915. Холст, масло. Коллекция Марины Кашуро и Валерия Дудакова, Москва


Японская деревня, 1921-1922. Холст, масло. Частное собрание


Рикша, 1923. Холст, масло. Собрание ABA Galery, Нью-Йорк


Каменщик. Холст,масло. Частное собрание, Нью-Йорк


Японский рыбак, 1921. Холст, масло. Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк


Японец, разделывающий тунца, 1922. Холс, масло. Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк


Крестьянка с петухом, конец 1920-х. Дерево, монеты, резьба, раскраска. Собрание ABA Galery, Нью-Йорк


Рабочие, 1924. Холст, масло. Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк


Озеро у Медвежьей горы, 1924. Холст, масло. Собрание ABA Galery, Нью-Йорк

Давид Давидович Бурлюк (1882-1967) родился на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии в казачьей семье. Отец, продав хутор, работал управляющим в разных имениях, поэтому семья часто переезжала с места на место, и Бурлюку пришлось учиться в гимназиях разных городов: Сумы, Тамбова, Твери.
С десяти лет увлекался живописью, учился в Казанском и Одесском художественных училищах, в Мюнхенской Королевской академии искусств. Участвовал в художественных выставках в России и за границей.
В 1909-1910 годах вокруг Бурлюка объединились молодые поэты и художники, отрицавшие эстетику символизма. Они искали новые пути развития поэзии и искусства. Позже они назовут себя футуристами. К этому времени относится встреча Бурлюка с Маяковским (с 1910 Бурлюк, как и Маяковский, учится в Московском художественном училище живописи и ваяния), который называл его своим "действительным учителем".
Энергия Бурлюка, его организаторские способности и инициативность помогли становлению и утверждению новой поэтической школы. В сборнике "Пощечина общественному вкусу" (1912) провозглашался манифест, в котором звучал призыв отказаться от классических традиций (предлагалось "сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности"). Последовали яростные нападки на сборник, что только увеличивало интерес читающей публики к новой школе.
В эти же годы Бурлюк выступает с публичными лекциями и докладами, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма в живописи. В 1914 Бурлюк и Маяковский были исключены из училища "за участие в публичных диспутах".
В 1918-1919 годах уехал на Дальний Восток, выступал с лекциями в городах Сибири, затем читал лекции и устраивал выставки в Харбине. С 1920 Бурлюк жил в Японии, а с 1922 - в Соединенных Штатах Америки. Он продолжал заниматься живописью и литературой, издавал журнал "Цвет и рифма". В 1956 Бурлюк приезжал в Советский Союз. Умер в США 15 января 1967.
Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.




Top