Бурятские девочки. Марию шантанову назвали самой красивой буряткой

Буряты - второй по численности после якутов народ Сибири. Всего в России насчитывается более 460 тысяч бурят, которые проживают в основном в Республике Бурятия, Иркутской области и Забайкальском крае. Существует бурятская диаспора в Монголии (45 тысяч) и Китае (около 10 тысяч). Бурятский язык относится к числу монгольских языков. К родственным бурятам по языку и культуре народам относятся монголы и калмыки. Верующие буряты исповедуют буддизм и шаманизм.

Далее представлены самые красивые бурятки по версии портала Top-Antropos.com . В рейтинг включены только известные бурятки - модели, актрисы, певицы, танцовщицы.

20-е место: Анна Маркакова (род. 8 апреля 1992) - "Мисс Бурятия-2011", "Краса Бурятии-2011". Представляла Бурятию на конкурсе "Мисс Россия-2011". Рост 178 см, параметры фигуры 86-60-89. Страница ВКонтакте - https://vk.com/anna_mark


19-е место: Дулма Сунрапова (род. 15 ноября 1985, село Цокто-Хангил, Забайкайльский край) - бурятская певица. Страница ВК - https://vk.com/dulmasunrapova


18-е место: Донара (Дора) Балданцэрэн - артистка балета Бурятского государственного национального театра песни и танца "Байкал" (Улан-Удэ), народная артистка Республики Бурятия. Гастролировала в Южной Корее, Тайване, ОАЭ, Греции, Испании, Германии, Польше, Голландии. Страница в "Одноклассниках" - http://www.odnoklassniki.ru/profile/194241150705


17-е место: Елена Мардаева (род. 28 января 1985, поселок Бохан, Иркутская область) - дизайнер моды, организатор конкурса "Московская краса Бурятии". Страница ВК - https://vk.com/elenamardaeva


16-место: Наталья Жамсоева - победительница конкурса "Московская краса Бурятии-2007", представительница Бурятии на конкурсе "Краса России-2008". Рост 168 см, параметры фигуры 83-64-92. Страница ВК - https://vk.com/id144218255


15-место: Юлия Замоева - артистка балета театра "Байкал" (Улан-Удэ), народная артистка Республики Бурятия.


14-е место: Анна Обожина - бурятская певица, участница проекта "Битва хоров" на канале "Россия 1". Страница ВК - https://vk.com/id8070133


13-е место: Галина Табхарова - артистка балета театра "Байкал". Гастролировала с театром в странах Европы и городах России. Награждалась почетными грамотами и благодарственными письмами от министерства культуры Республики Бурятия. Страница ВК - https://vk.com/id90942937


12-е место: Арюна Бубеева (род. 19 октября 1993) - "Краса Бурятии-2010", "Мисс Азия Альма Матер-2012". Представляла Бурятию на конкурсе "Краса России-2010", где заняла второе место в номинации "Юная Краса России". Также Арюна стала победительницей конкурса красоты этнофестиваля кочевых народов Евразии "Ердынские игры" в 2011 году. Рост Арюны Бубеевой 175 см.


11-е место: Аюна Албашеева - "Краса Бурятии-2006".


10-е место: Алена Албашеева - "Краса Бурятии-1999". Алена - старшая сестра Аюны Албашеевой "(Красы Бурятии-2006").


9-е место: Виктория Лыгденова - "Краса Бурятии-2008". В возрасте 17 лет Виктория получила титул "Третья Краса России- 2008", соответствующий четвертому месту. 15 марта 2013 года 22-летняя девушка умерла от болезни сердца - кардиомиопатии.


8-место: Евгения Шагдарова - победительница конкурса "Топ-модель Бурятии", участница третьего сезона телепроекта "Топ-модель по-русски" на канале Муз-ТВ. Рост 172 см.


7-е место: Оюна Осодоева (род. 18 августа 1992) - "Московская краса Бурятии-2010". Страница ВК - https://vk.com/oyunaos


6-е место: Ирина Баторова (род. 22 декабря 1978, Улан-Удэ) - артистка балета театра "Байкал", балетмейстер-постановщик, заслуженная артистка Российской Федерации. Страница ВК - https://vk.com/id7013273


5-е место: Ирина Пантаева (род. 31 октября 1967, Улан-Удэ) - модель, актриса, писательница. В 1989 году стала победительницей первого конкурса красоты в Бурятии - "Мисс Улан-Удэ". Потом работала моделью в Москве, Париже, Нью-Йорке, появлялась на обложках журналов Vogue, Harper"s Bazaar, Elle. Ирина снялась в нескольких фильмах: "Возвращение Ходжи Насреддина" (СССР, 1989), "Смертельная битва-2: Истребление" (США, 1997), "Побег из Гулага" (Германия, 2001) и др. На нескольких языках мира (английском, французском, немецком, японском и др.) была издана автобиография Ирины Пантаевой "Сибирская мечта". Рост Ирины 178 см, модельные параметры 86-63-89. Официальный сайт - http://www.irinapantaeva.net


4-е место: Дарима Чимитова - "Мисс Улан-Удэ-2012". Рост 174 см, параметры 85-59-87. Страница ВК - https://vk.com/darichi


3-е место: Анастасия Цыденова (род. 10 июня 1986 года, Иркутск), более известная под псевдонимом Азия - телеведущая на канале Муз-ТВ.

2-е место: Мэдэгма Доржиева - бурятская певица, композитор, профессиональная пианистка, продюсер. Лауреат многочисленных международных конкурсов и фестивалей. В репертуаре и старинные бурятские песнопения, и современные ритмы. Выпустила три успешных сольных альбома. Страница ВК - https://vk.com/midigma_dorzhieva

1-е место: Мария Шантанова - модель. После окончания школы в Улан-Удэ уехала на учебу в Китай, где стала лицом "Nesсafe Gold" в Китае, Гонконге, Тайване и Макао. Исполнила главную роль в 6-й серии проекта "Говорим на бурятском". Рост 167 см, параметры фигуры 86-60-88. Страница ВК - https://vk.com/maria_shantanova

Предложении объединить народы России под новым не гражданским названием. Но даже если государство начнет продвигать новое название единого народа, это не отменит крайне разнообразного отношения жителей разных регионов к друг другу. «Йод » изучил поисковые подсказки для пользователей рунета и выяснил, какие стереотипы есть о россиянах в разных концах страны.

Способ определения стереотипа прост — бралось наименование жителей регионов России и первое слово, которое появляется в поисковой строке «Яндекса» после слова «почему». Например, «почему москвичи… злые» - так выяснилось, какие стереотипы наиболее расхожие, судя по тому, что подсказывают пользователям рунета.

В основном стереотипы негативные: особенно много вопросов о том, почему кто-то кого-то не любит - москвичей, русских, народностей соседних республик. Если верить подсказкам, в центральной России живут “злые” и “гэкающие”, а на Кавказе люди не любят друг друга, но зато красивы.

В восточной части России коренные жители республик не любят русских, люди с Дальнего Востока уезжают из региона, жители Приморского края почему-то говорят быстрее, чем их соседи.

Согласно поисковым подсказкам Яндекса, буряты не любят русских и дерутся между собой, калмыки - агрессивные, быстро пьянеют и не любят казахов, а якуты красивые и не любят ни русских, ни бурят.

Согласно технологии «Яндекса», список поисковых подсказок «формируется после фильтрации всего потока запросов пользователей», а также «из названий энциклопедических статей, музыкальных произведений и другого подходящего контента». После фильтрации они появляются в строке пользователя в зависимости от его местонахождения и текущих новостных событий.

В последние несколько лет именно этот стратегический ресурс Бурятии привлекает внимание не только всей России, но и мира, затмевая по своей значимости и бурятскую культуру и буддизм и Байкал вместе взятые.

В постсоветской Бурятии выросла целая плеяда титулованных и просто народных красавиц. Бурлящий котёл наций давно сделал черты наших девушек неповторимыми и такими притягательными для модельных агентств и конкурсов красоты. Но только сейчас армия красоток с восточным шармом стала особенно заметна. Особенность наших девушек ещё и в том, что каждая с гордостью несёт в себе частичку родины, каждая взахлёб рассказывает о том удивительном месте, где посчастливилось родиться и каждая своей внешностью с неповторимой азиатской изюминкой даёт понять, что места эти похожи на рай. Длинные ноги и прекрасные лица бурятских девушек, их загадочные души делают нашу республику более узнаваемой, нежели любая республиканская программа по продвижению имиджа.

Одной из первых красавиц, сумевших показать Бурятию лицом, стала Ирина Пантаева. В 1989 году она стала победительницей первого конкурса красоты в республике, потом уехала в Москву, работала моделью у известных дизайнеров, а оттуда за границу, где живёт и работает до сих пор. Ирина стала не просто первой моделью из Бурятии, она стала самой коммерчески успешной моделью. До сих пор, спустя 25 лет рекорды Ирины по количеству обложек модных журналов, таких как Vogue и Elle, по участию в модных показах ведущих домов моды мира, а также по количеству съёмок в художественном кино, не побиты.

Глядя на эту юную красотку никогда не поверишь, что ей недавно стукнуло 40 лет. Ольга стартовала чуть позже Ирины Пантаевой, уже в конце 90-х. Но и она стала своеобразным первопроходцем, наверное не трудно догадаться в какой области. В 2000 году она стала первой и единственной бурятской playmate журнала Playboy Россия. О мисс сентябрь в японском стиле поклонники журнала вспоминают до сих пор.

Самая печально известная красавица Бурятии Виктория Лыгденова. Новость о внезапной кончине 22- летней Красы Бурятии - 2008 облетела всю страну. До сих пор Викторию помнят как одну из самых ярких девушек республики, обладательницу редкой красоты, ума и таланта.

Благодаря балерине и модели Марии Могзоловой о Бурятии заговорили в светских кругах Европы. Несколько лет назад девушка вышла замуж за основателя империи Fashion TV Мишеля Адамса и теперь является бессменой ведущей многих программ на этом канале.

В 2010 году 17- летняя Арюна Бубеева выиграла конкурс «Краса Бурятии», и после него ещё несколько значимых конкурсов красоты. Однако в истории республики она останется известной тем, что первая из красавиц получила деньги от правительства республики на собственное фермерское хозяйство. На полученные 1,3 миллиона Арюна обещала разводить КРС .

Пожалуй,самая нестандартная бурятская красавица Роксолана Дамбаева, которая в 2013 году попала в проект Top people of planet. Сегодня Роксолана работает моделью, воплощая удивительные образы.

Первая и пока последняя участница реалити - шоу о моделях «Топ модель по - русски» Евгения Шагдарова открыла глаза на потенциал бурятской красоты в медийной сфере.

Марию Шантанову не зря называют одной из самых красивых буряток современности, девушка успешно работает моделью в Китае, в Пекине, Шанхае и т.д., снимается для модных журналов и каталогов. Пожалуй, из всех моделей - буряток Мария ближе всего подошла к славе Ирины Пантаевой.

Лучше поздно, чем никогда. Алла Бодиева Фолсом современница Ирины Пантаевой, так же работала с дизайнером Ларисой Дагдановой в Улан-Удэ, так же в 1989 году выиграла один из первых в Бурятии конкурсов красоты и уехала за рубеж. Однако звёздной карьеры землячки Алле повторить не удалось. Лишь в 2014 году стало известно, что бывшая модель взяла весьма странный титул Mrs American US 2015. Бурятские, а потом и российские СМИ перепутали его с престижнейшим титулом Mrs America, что вызвало поистине международный скандал.

И, наконец, первая красавица из Бурятии, которая не просто выиграла конкурс красоты, но стала символом борьбы за политические права и свободы, а также расовую терпимость в России. Виктория Маладаева на пути к титулу «Народная миссис Санкт - Петербург» пережила не только унижение по национальному признаку, но и гонения за оппозиционные политические взгляды. О конкурсе в северной столице многие в России узнали только из-за скандала с Викторией Маладаевой, и до своего завершения конкурс был связан только с её именем.

Досадным образом надорвал штанину у брюк. Приехал в Улан-Удэ, вселился в гостиницу. Надо же как-то зашить брюки, не ходить же с дыркой. А гостиница маленькая, всего на 10 номеров. На ресепшене спросил у девушки, не найдется ли у нее иголки? Она ответила что да, конечно, найдется. Принесла мне. Спрашивает, а нитки-то у вас есть? Отвечаю, что нет. Она: "-Эх, горе вы луковое, мужчины наши, покажите ваши брюки, что там у вас случилось?". Конечно же я не позволил ей зашивать мои брюки! Но такое возможно только в России, такая материнская забота к незнакомому человеку, о, прекрасные российские женщины. А брюки я зашил сам, что, зря 3 года в армии и лет 6 скитаний по сьемным квартирам и общагам.

И второй забавный момент: на каком-то подсознательном уровне и после многочисленных за последние месяцы путешествий в соседние Китай, Японию и Монголию, я начал воспринимать людей монголоидной внешности исключительно в контексте языковых проблем. Люди прикольные, милые, красивые, но... в Китае общался исключительно на пальцах, в Монголии примерно также, в Японии с Кореей тоже с английским плохо. Так вот, поймал от улан-удинского ж.д вокзала такси до гостиницы, а таксист - бурят. И я по привычке на смеси английского и жестов руками изображаю ему поездку в отель. И поскольку мужик несколько офигел в первый момент, то я ему еще и знаками показываю, мол, спать хочу, отель, улица 50-и летия октября. Потом едва не брякнул "сесе" (спасибо на китайском), когда тот помог забросить рюкзак в багажник. И вдруг соображаю, что мужик абсолютно русскоязычный и я вообще-то в России нахожусь. Пока ехали, оба смеялись, извинился за свое странное поведение, тем более, что не выспался в поезде, так еще и многочисленные поездки совсем мозг переклинили.

А Улан-Удэ мне понравился, светлый и приятный город. Вот только гигантская голова Ильича, ставшая его символом - ну совсем не в тему. Прямо как в классике "Голова профессора Доуэля" Александра Беляева -

Вокзал в Улан-Удэ, откуда мое познание города началось -

Главная площадь с колоссальной головой Ленина. Интересно, у создателей головы просто не хватило материала на туловище (прикиньте размеры толовища, если голова высотой порядка 10 метров!), либо изначально намекали на то, что мудрость надо увековечить и хранить в виде говорящей головы? Но без ручек и ножек, чтобы не убежал -

Центр города очень компактен и приятен для прогулок и отдыха, между прочим фонтан "поющий" -

Была бы моя воля - поставил бы именно нижеследующее фото в качестве заглавного для поста. Но уж так сложилось, что символ Улан-Удэ это головастый Ильич, никуда не денешься.

Бурятские девушки значительнее красивее, стройнее и изящнее монгольских, хотя, казалось бы, два родственных народа, даже более близких этнически, чем русские и украинцы. Да, представьте себе, в путешествиях обращаю внимание далеко не только на здания и памятники -

Забавный уличный аттракцион с турником. Провисишь 2 минуты - получаешь 500 рублей. Правда, это никому не удается. Думаете, турник смазан маслом и руки соскальзывают? Вовсе нет. Он просто прокручивается -

Необычная предвыборная агитация, ФИО кандидата в виде ребуса -

В городе немало интересных памятников "сталинской" классической архитектуры. Когда я фотографировал это здание, из него вышел человек в форме и стал орать мне через дорогу "-Нельзя снимать! Подойдите сюда!", на что я ему ответил "-Здесь опасно переходить, я могу попасть под машину, лучше вы идите сюда...". Тот несколько растерялся и молча вернулся назад в здание -

Парк отдыха в самом центре Улан-Удэ почему-то много лет назад был заброшен -

Внутри парка ощущение, что вы в зоне техногенной катастрофы и человечество вымерло -

Среди бурьяна, посреди парка стоит одинокая церковь -

Как, снова Кашпировский? Или это его клон?

Ну о-о-очень "забавный" магазин -

По городу курсируют колоритные старые трамваи -

И еще тут очень дешевый интернет, 390 рублей в месяц -

А вот аэропорт столицы Бурятии не просто убогий, а я бы сказал ужасный. Называется он "Байкал" (прежнее название "Мухино"), находится примерно в 15км к северо-западу от центра города. Хорош он лишь тем, что перед посадкой можно выйти на балкон и пофотографировать самолеты. Ничего подобного не видел ни в одном другом аэропорту мира. Впрочем, вру, в маленьком аэропорте городка Корозаль в Белизе еще круче, см. "".

Мой самолет "Уральских авиалиний" -

Так вот, касательно аэропорта. В мой день и час вылетало три борта, два в Москву и один (мой) в Екатеринбург. Пассажиры трех рейсов физически не помещались в маленьком зале регистрации и были вынуждены толкаться на улице, у входа. Внутри толпа людей, все зажаты как сельдь в консервной банке, еще и многие кашляют - не хватало грипп подхватить под занавес поездки. Затем пошел дождь и таки пришлось "утрамбоваться" внутри. Зато есть бесплатный wi-fi. Но не успел я достать ноутбук, как обьявили о каком-то задымлении и выгнали всех людей под дождь на улицу. А еще курильщики, которые в этих местах совсем непуганные и спокойно закуривают в метре от входа в терминал. Внутри задымление, на входе cигаретное задымление. Однозначно не мне им обьяснять, что для курения есть специально выделенные места, буквально в двадцати метрах от входа. Я перебазировался в зал прибытий, там тоже воняет куревом, но хотя бы народа поменьше.

А вот эта фотография, как и вышеупомянутое фото городского МВД памятно тем, что после того, как на посадке я сфотографировал аэропорт Улан-Удэ и уже убрал камеру, как ко мне подошел милиционер и сказал, что фотографировать нельзя. Честно говоря, не желал с ним спорить и обьяснять, что фотографировать по закону можно (исключая ситуации, когда идет пограничный и таможенный контроль, но в данном случае ничего подобного нет), поэтому извинился и сказал, что больше не буду. Но тот попытался в полной мере реализовать "синдром вахтёра" и заявил, что я должен достать камеру и удалить фотографию аэропорта. Я ответил ему категорическим отказом. Тот стал говорить что-то на тему отказа в посадке, я ему ответил что он тут ничего не решает и пусть зовет начальника смены, тот развил мысль до "я вас могу задержать...", я ему тоже ответил что-то достойное. Но по ходу перепалки закончилась посадка и весь борт ждал только меня. А мы с ментом стояли внизу у трапа и увлеченно спорили на тему того, имею я право фотографировать аэропорт, или нет. Поэтому я просто молча повернулся к менту спиной и пошел по трапу вверх, в самолет. Тот что-то бурчал снизу, но за мной не побежал. На том общение и иссякло. Смеюсь.

Если выборы красавиц среди девушек обычно никаких скабрезных ассоциаций не вызывают, то мужские конкурсы вызывают споры. К примеру, недавно в Сети много критики и насмешек прозвучало в адрес конкурса «Мистер Бурятия». Как выяснилось, в восприятии многих пользователей Интернета тип субтильного бледного юноши с чувственными губами расходится с понятием красавца-бурята, который, по мнению большинства, архетипично должен быть брутален, суров лицом, коренаст и смугл.

Впрочем, благодаря масс-медиа этот образ уже давно не является стандартом мужской красоты. К примеру, на вкусы молодых людей до 25 лет явно оказывают «тлетворное влияние» Корея и Япония. В разнообразных группах социальной сети «В контакте» по запросу «красивые буряты» появляется множество страниц, где фигурируют изображения современного молодого бурятского мужчины «японо-корейского типа», очень далекого от образа степного рыцаря, мужчины-батора.

По этому поводу на форумах то и дело ведутся споры, где защитники традиционализма отстаивают несомненные визуальные достоинства бурят-монгольского мужчины, которые выделяют его из числа других представителей Азии.

Стивен Сигал - типичный бурят

«Из всех азиатов, которых я знаю, самые высокие и здоровые – это буряты. И этим я очень горжусь», – отмечает посетительница Сайта бурятского народа. На форуме даже встречаются экскурсы в историю, объясняющие данный факт.

«… Я уже как-то писал, что русское население Баргузина и окрестностей считает предшествующее население – баргутов, очень высокими людьми. Это распространенный мотив легендарного образа коренных жителей Баргузина обычно связывают с находками останков, якобы кости ног поражали русских крестьян своей длиной. До недавних пор в тамошнем русском говоре слово «баргут» означало также «высокий» или «матерый» (здоровенный) человек. Встречались русские с прозвищем Баргут, которые получали ее за высокий рост. Знакомых археологов я спрашивал по поводу баргутов, они мне сказали, что все те легендарные находки длинных костей (если имели место в реальности) были сделаны еще в 17-19 веках. И специалистами в общем-то не изучались…», – пишет один из старожилов Сайта бурятского народа.

В середине 2000- х Илья Стогов, известный питерский прозаик и журналист, путешествуя вокруг Байкала, в своей нашумевшей книжке ««MASIAfucker» не преминул отметить: «Вокруг ходили жители Азии. Это не были рахитичные вьетнамцы. Это были громадные, выше русских, широкоплечие, вспоенные кумысом мужики с крепкими и кривыми ногами. Гортанные и горбоносые кочевники…» Эту сцену писатель запечатлел в поселке Усть-Ордынский, увидев местных бурят-маршрутчиков.

Однажды, во времена видеосалонов, буряты смотрели фильм со Стивеном Сигалом, и посмеивались между собой: «Его одеть в дубленку, норковую шапку и унты – в Бохане за своего сошел бы спокойно». Причем, тогда никто не знал о монгольских корнях голливудского актера.

В принципе, по антропометрическим показателям, монголы, буряты и калмыки гораздо выше других жителей Азии. Тувинцы, алтайцы, якуты и жители Крайнего Севера в среднем поменьше ростом, что обусловлено либо горной местностью, либо суровым климатом. В среднем рост монголоязычного мужчины около 170 см.

Человек длинной воли и большого живота

В старину одним из признаков достатка у мужины-бурята также считался вес. Ходят легенды о великих баторах, которые отличались не только своей физической силой, но и огромным животом. Мол, они съедали барана за один присест, выпивали ведро тарасуна, пытаясь усесться на коня, ломали ему хребет.

Так, предок сумоиста Анатолия Михаханова – Загаша-бухэ, по преданиям, весил почти полтонны и ездил на телеге, запряженной шестью лошадьми. Сам Михаханов сейчас весит 273 килограмма.

Упитанность в прежние времена демонстрировала социальный статус мужчины, равно как и лоснящиеся рукава дэгэла. Мужчины специально вытирали об них губы после трапезы, тем самым, показывая, что они едят мясо каждый день. Однако, тучность должна была компенсироваться, скажем, победами в борцовских поединках. Иначе, слабого и толстого человека остряки вполне могли прозвать «беременной коровой» и сочинить о нем анекдоты.

Впрочем, как бы внешне не изменялись бурятские мужчины, достоинства их ментальности – перманентны. Это, прежде всего, восточная сдержанность. Что вовсе не означает, что человек не темпераментный. «Это как огонек, который постепенно прорывается наружу», – пишет один из респондентов СБН.

Не менее привлекательна интеллектуальная сила молодых людей. Недаром сейчас так популярны в Улан-Удэ разного рода брэйн-игры, где молодые буряты и демонстрируют всю мощь своего интеллекта, чтобы произвести впечатление на противоположный пол.

По мнению Инны Ивахиновой, шахматистки и красавицы, бурятский мужчина должен быть харизматичным, целеустремленным, волевым, умным и добрым: «Я думаю, что песня Саяна и Эржены Жамбаловых «Звезда кочевника» показывает, каким должен быть настоящий мужчина».

Сергей Банаев, преподаватель и защитник родного языка, так ассоциирует идеальный образ бурятского мужчины: «Гора, скала. Понятие незыблемое. Опора. Надежда для близких. Особенно для любимой женщины. Со своей мудростью, отвагой, мужеством, украшение прекрасной половины! Эрхим эрдэмтэй, шадалтай, мунхэ ажабайдалтай».

По мнению режиссера Солбона Лыгденова, «у мужчин, особенно бурятских, да и вообще любых, красота прежде всего в его действиях, в его ответственности и силе духа. Не плакаться, не бояться, не зависеть от мелких обстоятельств. Одним словом красив тот, кто имеет длинную волю…»

Министр культуры республики Тимур Цыбиков уверен, что красивым мужчину вне зависимости от национальности делает ум, интеллектуальная сила мозга.

Синтетические «анимешные» азиатки…

Что касается красоты бурятских женщин, то здесь однозначного мнения нет. Когда-то этнограф Василий Стародумов определил, что «Бурятки - это загадочные девушки с глазами цвета ночи. Они выглядят таинственно, скромно улыбаясь уголками губ. В большинстве своем это девушки от небольшого до среднего роста, со смуглой кожей и черными как смола волосами. У них узкий разрез глаз и неявно выражена переносица, сам нос не очень большой, аккуратный. Губы не пухлые, тонкие. Из черт характера отметил бы окладистость, но если бурятской девушке что-то не понравится, то лучше с ней не связываться, ох и задаст она жару!»

Можно данный визуальный образ взять за некую основу, но опять же влияние масс-медиа, прозападность и достижения в косметологии совершенно изменили образ бурятской красавицы.


К примеру, на СБН пришли к мнению, что «современные бурятки более стандартно красивые, более «анимешные», проглядывает все больше некая синтетическая азиатская красота сейчас пока присущая больше кореянкам и японкам и некоторым китаянкам».

«За отрезок времени красивых девушек в Улан-Баторе промелькнет больше, чем в других городах, где я бывал. В 2000-х из Монголии, преимущественно из Улан-Батора выехали за рубеж десятки, если не сотни тысяч монголов, и это в массе была молодежь, среди которой немало как раз холеных городских красавиц. Сейчас за тот же отрезок времени в Улан-Баторе встретится, пожалуй, поменьше красоток, но этот город все равно остается местом, где можно в любом магазине или кафе повстречать дам, как говорится, «словно сошедших с обложек модных журналов». Сейчас смешно вспоминать, но раньше думал, что кореянки и японки чуть ли не поголовно должны быть как минимум симпатичными. Сеул в этом плане несколько остудил, а вот до Японии я так и не добрался, хотя с японками в разных местах мира довольно часто сталкиваюсь. Тем не менее, факт, что в масс-медиа Японии и Кореи полно женщин просто неземной красоты. В крупных городах Европы, Австралии, Юго-Восточной Азии теперь можно встретить китаянок, работающих стюардессами, продавщицами, официантками. Поражает, как много среди них красавиц. Попадаются и высокие, длинноногие, модельного типа девушки. При виде их почему-то всегда возникает подозрение, что это бурятки. В Улан-Удэ теперь такие не редкость».

…или луноликие красавицы?

В фильме «Монгол» Сергея Бодрова-старшего отец Тэмуджина, Есугей, поучает своего сына: «У женщины лицо должно быть плоское, глаза узкие, бедра крепкие и широкие».

Ширина таза, понятно, была продиктована практическими соображениями –женщина должна была родить как можно больше баторов. Но луноликость и форма глаз были чисто эстетическими представлениями степняков о красоте.

У монголов и бурят Луна («Һара», «Сар»), является символом женского начала. Этим они отличаются от стран Запада, где такую роль несет Венера. Кстати, в Степи эта планета являлась признаком утреннего вестника, и называлась мужским именем «Солбон».

Так что круглое лицо у женщины соответствовало понятию красоты у степных народов. Узкие же глаза напоминали силуэт лука, главного оружия мужчины.

Также особенностью антропометрии у женщин – потомков гордых степнячек, являются длинная спина и плоские бедра. Представительницы прекрасного пола в старину скакали на лошади по-мужски, поэтому, якобы, у них развились соответствующие признаки. Современные бурятки пытаются бороться с этими атавизмами, в частности, популярностью пользуется операция по увеличению мягкой части тела.

Еще одним известным хирургическим вмешательством является удаление эпикантуса. Сделать «дабхаряшки», то есть европейские веки, стало идеей фикс для многих азиатских женщин.

Однако, в отличие от китаянок, кореянок и японок, бурятки с удовольствием загорают и ходят в солярии. В азиатских странах загорелая женщина считается бедной, это означает, что ей приходится заниматься физическим трудом, скажем, сеять и убирать рис. А бледная кожа – признак праздности и достатка.

Любопытно, что кочевники не обращали большого внимания на размер груди. Эта часть тела у женщины вообще не являлась признаком сексуальности, и стала таковой лишь по приходу европейской культуры.

Разумеется, северные азиатки также отличаются ростом от южных. Тем не менее, средний рост у женщин в 160 см считается нормой. Не раз уже писали о том, как на одном из праздников «Алтаргана» для претенденток на титул «Мисс фестиваль» хотели ввести ограничение – не ниже 165 см, на что один из представителей агинской делегации воскликнул – «бурятская красота сантиметрами не меряется!».

Хранительницы генетического багажа

Опять же в разных мнениях в Сети следует одно, как бы не менялась внешность, суть, составляющая красоты идет от внутреннего содержания.

Вот, к примеру, что пишет некая бурятка в своем «Блоге начинающей шаманки»: «… Есть мужиковский, так сказать, биологический и одновременно социальный смысл существования на Земле. А что же женщина? А женщина наша, засим, сохраняет весь тот генетический «багаж», что был посеян в нее пробегавшим мимо самцом. (Ну, или умыкнувшим ее из чужого племени, – на время – для исполнения честного дела сеятеля). И так уж устроен ее этот самый генетический механизм. Все, что ни попало когда-либо в организм – остается записано в файлы ДНК. И передается, соответственно, далее по наследству. Обогащая генофонд нации.

По моему скромному разумению, мы, бурятки, являем собой в упомянутом смысле замечательный феномен. При подробном рассмотрении характера и особенностей внешности вы увидите все генетическое богатство, все хитросплетения путей формирования нашей нации. В чертах лица, в изгибах тела ясно отражена наша непростая история. И только мы, бурятки, можем ее сохранить. Для будущих, если хотите, поколений….».

Вывод из сего размышления – один. Красота бурятки – понятие растяжимое и кроется не в наносной «анимешности», а в ментальности и силе характера, умении сохранить свой генетический багаж.




Top