Быковский михаил дормидонтович. Быковский, михаил доримедонтович

Михаи́л Доримедо́нтович (Дормедонтович) Быко́вский (29 октября (10 ноября ) , Москва - 9 (21 ) ноября , там же) - русский архитектор, реставратор, общественный деятель. В 1830-х годах - идеолог раннего этапа эклектики (историзма).

Биография [ | ]

Молодые годы [ | ]

Родился в Москве, сын обрусевшего поляка Дормидонта Быковского (Dormidont Bykowski) - столяра и резчика по дереву - мастера по иконостасам. Как указывал в своих записках М. Д. Быковский:

Однако в книге «Родословная книга дворянства Московской губернии» (М., 1914) со ссылкой на Некролог указана дата рождения 29 декабря 1801 года .

Получил хорошее по тем временам домашнее образование, с 1816 года - в учениках у Доменико Жилярди . В 1817-1823 - помощник Жилярди на постройках в Кузьминках , Останкине , Гребневе . С помощью Жилярди в 1820-е годы приобрёл собственный круг частных заказчиков (Орловы , Орловы-Давыдовы , Панины ; после пожара 1812 года грамотных строителей не хватало). После смерти отца в 1824 году, чтобы поддержать семью, продолжил отцовское ремесло. В 1829 году по представлению Жилярди Императорская академия художеств заочно зачислила Быковского в соискатели звания академика (в те времена - начальный ранг квалифицированных архитекторов); академиком он стал в 1831 году, защитив конкурсный проект здания карантина и получив право на стажировку в Европе и гражданскую службу, в которую он вступил 15 мая 1833 года (чиновником особых поручений московского генерал-губернатора и преподавателем Московском дворцовом архитектурном училище) и уже в 1834 году был награждён бриллиантовым перстнем ; «Д. В. Голицын задумал соорудить грандиозное здание базара с театром в роде Пале-Рояля» и проект этого здания М. Д. Быковский «лично объяснял императору Николаю I в его кабинете в Петербурге и получил одобрение». В 1836-1842 годах М. Д. Быковский возглавлял московское дворцовое архитектурное училище. В 1838 году он отправился в заграничное путешествие; был в Берлине у Шинкеля , посетил Италию.

Городской архитектор [ | ]

Надвратная церковь Страстного монастыря

Вернувшись в Москву, Быковский занял должность архитектора Приказа общественного призрения, ответственного за больницы, богадельни, аптеки и приюты Москвы; в 1847 году он стал также архитектором Воспитательного дома . Долгое время помощником Быковского работал архитектор В. В. Белокрыльцев . Среди гражданских построек М. Д. Быковского 1830-х - 1840-х годов - знаменитый в будущем дом на Шаболовке , 37, бывший Варваринский сиротский приют. Быковский расширил построенный Жилярди и А. Г. Григорьевым Опекунский совет на Солянке , выстроил несохранившиеся Горихвостовскую богадельню на Калужской площади , Московскую биржу и многие другие здания. Особо была отмечена его работа по благоустройству Воспитательного дома в 1850-х годах . В 1839-1849 гг., параллельно с частными и казёнными проектами, Быковский отреставрировал Чудов и Вознесенский монастыри Московского Кремля, уничтоженные в 1930-е годах.

Идеолог историзма [ | ]

В 1834 году М. Д. Быковский выступил с кафедры архитектурного училища с программной речью «О неосновательности мнения, что архитектура Греческая или Греко-Римская может быть всеобщею и что красота архитектуры основывается на пяти известных чиноположениях» (то есть ордерах классической архитектуры). Взамен приевшегося за годы александровского правления ампира , Быковский предложил строить архитектуру национальную, русскую, ибо «Христианин и язычник, Грек и Скиф не могли иметь одинаковое понятие о вещах» . Речь Быковского совпала по времени с призывами Н. В. Гоголя («была архитектура необыкновенная, христианская, национальная для всей Европы - и мы её оставили, забыли, как будто чужую») и деятельностью К. А. Тона , однако его собственная архитектура существенно отличалась от проектов Тона. Если искусство Тона - цельная идеология славянофильства , то Быковский, «обладая широтой художественных взглядов, стремился к выразительности зодчества, интерпретируя западноевропейскую архитектуру предшествующих периодов, и считал главным - соответствие архитектуры назначению сооружений» . Быковский «не мог сочувствовать многоярусным иконостасам и познакомил Ю. Д. Филимонова , который давал уроки старшему его сыну,с появившемся тогда исследованием Ленуара о древней форме иконостасов, что послужило точкой отправления в исследовании Филимонова».

В гражданской архитектуре, крупнейшая постройка М. Д. Быковского - готический ансамбль усадьбы Марфино, работа над главным домом которого была завершена только в 1846 году. Кроме этого, в 1850-х годах он выполнил внутреннюю отделку дома графа Шереметьева, а к коронации Александра II отреставрировал Останкинский дворец .

С 1843 года Быковский, одновременно завершая Марфино и продолжая работу на городские службы, работал для московских и подмосковных монастырей. В течение одного десятилетия он выполнил заказы шести московских монастырей (Алексеевского, Зачатьевского, Ивановского, Никитского, Покровского и Страстного). Надвратная церковь Страстного монастыря в течение восьмидесяти лет определяла облик Страстной (Пушкинской) площади и Тверской улицы . Церковь Алексеевского монастыря близка к тоновским проектам, но однокупольные храмы Ивановского и Зачатьевского монастыря и церкви Троицы на Грязех, которые были выполнены после второй заграничной поездки Быковского в конце 1850-х годов, представляют собой совершенно уже иную ветвь русского историзма, не порывающего окончательно с классическими корнями и готикой конца XVIII - начала XIX века. К этому же времени относится отделка домовой церкви в доме Шипова.

Сохранившиеся постройки [ | ]

Петропавловская церковь в Марфино

  • Усадьба Марфино (1837-1846)
  • Оранжереи и павильоны усадьбы Семеновское-Отрада (1848)
  • Собор Владимирской иконы Божией Матери Спасо-Бородинского женского монастыря , Бородинское поле (1851-1859)
  • Колокольня и иконостас Никольской церкви в Никольское-Урюпино (1840-е гг.)
  • Варваринский сиротский приют , Шаболовка , 37 (1849-1855, перестроен в начале XX века)
  • Ограда с башнями Армянского Ваганьковского кладбища (1850-е гг.)
  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, с. Головково, Московская обл. (1852-1864)
  • Церковь Алексия, человека Божия , в Ново-Алексеевском монастыре , Верхняя Красносельская улица , 15a (1853)
  • Церковь Александра Невского в Вонлярово (1853)
  • Церковь Воскресения Словущего в Покровском монастыре (расширение здания 1792 года постройки, 1854-1855)
  • Храм Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот , улица Покровка , 13. От большой однокупольной церкви сохранился только уличный фасад с портиком (1856-1861)
  • Ивановский монастырь , с собором усекновения главы Иоанна Предтечи (1860-1879)
  • Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине , Фестивальная улица , 66 (1866-1870)

Утраченные постройки [ | ]

Колокольня Никитского монастыря. 1882

Здание бывшего Варваринского сиротского приюта с церковью великомученицы Варвары

  • 1836-1839 - Московская биржа (полностью перестроено в 1860-е гг. А. С. Каминским)
  • 1839 - Горихвостовская богадельня и церковь Живоначальной Троицы в здании Мещанских училищ (современный Ленинский проспект , 6)
  • строения в усадьбе Студенец
  • здание Земледельческой школы (Земледельческий переулок)
  • дом Фонвизина
  • 1842 - Голицынская галерея (торговый пассаж), Неглинная улица
  • дом Рахманова
  • 1842 – реконструкция Дома Неклюдовой для нужд детской больницы (позже – Филатовской). Здание снесено в 2017 году, несмотря на многолетнюю борьбу жителей Малой Бронной за его сохранение.
  • 1849 - часовня Воспитательного дома
  • 1850 - церковь Сошествия Святого Духа в Зачатьевском монастыре
  • 1849-1855 - надвратная церковь Алексия, человека Божия, в

В 1830-х годах - идеолог раннего этапа эклектики (историзма). Один из организаторов Московского училища живописи, ваяния и зодчества, основатель Московского архитектурного общества.

Биография

Молодые годы

Родился в Москве, сын обрусевшего поляка Дормидонта Быковского - столяра и резчика по дереву - мастера по иконостасам.

Получил хорошее по тем временам домашнее образование, с 1816 года - в учениках у Доменико Жилярди. В 1817-1823 - помощник Жилярди на постройках в Кузьминках, Останкине, Гребневе. С помощью Жилярди в 1820-е годы приобрёл собственный круг частных заказчиков (Орловы, Орловы-Давыдовы, Панины; после пожара 1812 года грамотных строителей не хватало).

С 1823 года преподавал в Московском дворцовом архитектурном училище (официально зачислен в штат в 1825); после смерти отца в 1824, чтобы поддержать семью, на время вернулся к отцовскому ремеслу.

В 1829 по представлению Жилярди Императорская академия художеств заочно зачислила Быковского в соискатели звания академика (в те времена - начальный ранг квалифицированных архитекторов); академиком он стал в 1831, защитив конкурсный проект и получив право на стажировку в Европе.

Городской архитектор

Вернувшись в Москву, Быковский принял пост архитектора Приказа общественного призрения, ответственного за больницы, богадельни, аптеки и приюты Москвы; в 1847 также принял должность архитектора Воспитательного дома. Долгое время помощником Быковского работал архитектор В. В. Белокрыльцев.

Среди гражданских построек М. Д. Быковского 1830-х - 1840-х годов - знаменитый в будущем дом на Шаболовке, 37, бывший Варваринский сиротский приют. Быковский расширил построенный Жилярди и А. Г. Григорьевым Опекунский совет на Солянке, выстроил несохранившиеся Горихвостовскую богадельню на Калужской площади, Московскую биржу и многие другие здания.

Особо была отмечена его работа по благоустройству Воспитательного дома в 1850-х годах. В 1839-1849, параллельно с частными и казёнными проектами, Быковский отреставрировал Чудов и Вознесенский монастыри Московского Кремля (оба уничтожены в 1930-е).

Идеолог историзма

В 1830-х годах Быковский продолжал преподавать в училище, а в 1836-1842 - возглавил его.

В 1834 выступил с кафедры училища с программной речью «О неосновательности мнения, что архитектура Греческая или Греко-Римская может быть всеобщею и что красота архитектуры основывается на пяти известных чиноположениях» (то есть ордерах классической архитектуры).

Взамен приевшегося за годы александровского правления ампира, Быковский предложил строить архитектуру национальную, русскую, ибо «Христианин и язычник, Грек и Скиф не могли иметь одинаковое понятие о вещах».

Речь Быковского совпала по времени с призывами Н. В. Гоголя («была архитектура необыкновенная, христианская, национальная для всей Европы - и мы ее оставили, забыли, как будто чужую») и деятельностью К. А. Тона, однако его собственная архитектура существенно отличалась от проектов Тона.

Если искусство Тона - цельная идеология славянофильства, то Быковский, «обладая широтой художественных взглядов, стремился к выразительности зодчества, интерпретируя западноевропейскую архитектуру предшествующих периодов, и считал главным соответствие архитектуры назначению сооружений».

В гражданской архитектуре крупнейшая постройка Быковского - готический ансамбль усадьбы Марфино, принадлежавшей Паниным. Быковский приступил к нему не позже 1832 года, когда были выполнены мост и два готических флигеля (разобраны и выстроены заново в 1940-х годах). Работа над главным домом была завершена только в 1846 году.

С 1843 года Быковский, одновременно завершая Марфино и продолжая работу на городские службы, работает на московские и подмосковные монастыри.

В течение одного десятилетия он выполнил заказы шести московских монастырей (Алексеевского, Зачатьевского, Ивановского, Никитского, Покровского и Страстного). Надвратная церковь Страстного монастыря в течение восьмидесяти лет определяла облик Страстной (Пушкинской) площади и Тверской улицы.

Церковь Алексеевского монастыря близка к тоновским проектам, но однокупольные храмы Ивановского и Зачатьевского монастыря и церкви Троицы на Грязех представляют собой совершенно иную ветвь русского историзма, не порывающего окончательно с классическими корнями и готикой конца XVIII - начала XIX века.

Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Архитектор Константин Михайлович Быковский родился в 1841 году в семье известного зодчего . Его мать - Эмилия, умершая сразу после родов, приходилась сестрой архитектору Константину Львовичу Минелли.

Первым учителем мастера стал его отец, а затем, в период с 1859 по 1865 годы, Константин Быковский проходил обучение в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге на отделении архитектуры у Николая Леонтьевича Бенуа.

В 1866 году молодой человек получает звание «классного художника архитектуры» второй степени, а год спустя его принимают на должность архитектора в Министерство внутренних дел в специальный Техническо-строительный отдел.

В 1868 году Константин Михайлович возвращается в Первопрестольную и помогает своему отцу на строительстве , расположенную в Ховрине (ныне - Фестивальная улица, 77А).

В период с 1870 по 1881 годы, а затем в 1899-1906, архитектор Быковский преподавал в «Московском училище живописи, ваяния и зодчества», «Строгановском училище технического рисования» и в «Училище изящных искусств ».

Помимо преподавания, зодчий, в период с 1874 по 1877 году, служил архитектором одного из участков города Москвы. Звание академика получил в 1881 году. Тогда же становится архитектором в успешном страховом обществе «Россия».

Главным архитектором Московского университета Константин Михайлович Быковский был назначен в 1883 году и пробыл на этой должности вплоть до 1897 года. В 1886 им был разработан проект клинического городка, место под которое отвели на . Зодчий лично проектировал там застройку северной стороны нынешней Большой Пироговской улицы в стиле поздней эклектики, корнями уходящей в классицизм.

Над воплощением этого проекта вместе с Быковским работали молодые в то время архитекторы и Игнатий Павлович Залесский.

Большой вклад в архитектурный облик Московского университета, располагавшийся в то время в основном в районе Большой Никитской и Моховой улицы, архитектор внес уже после сдачи в эксплуатацию объектов первой очереди на Девичьем поле. В частности, им были построены университетская библиотека, Зоологический музей, здание Биологического корпуса, а также корпуса Физического и Физиологического институтов. В период с 1892 по 1893 годы Константин Михайлович построил здание Центрального банка по улице Неглинной.

Звание профессора архитектуры Быковскому присвоили в 1900 году.

Помимо строительства, архитектор занимался вопросами реставрации старинных архитектурных памятников. В частности, он лично участвовал в обновлении Успенского собора Кремля.

Константин Михайлович считается одним из пятнадцати отцов-основателей Архитектурного общества города Москвы, первым председателем которого стал его отец. Сам Быковский находился на этой должности в период с 1894 по 1903 годы.

Состоял зодчий и в Московском археологическом обществе: сначала членом (с 1882 года), а затем заместителем председателя «Комиссии по сохранению древних памятников» (с 1890). С 1893 по 1902 годы возглавлял Общество любителей художеств.

Родная сестра Быковского - Лидия Михайловна - была супругой архитектора . Их сын - Алексей Дмитриевич - некоторое время работал помощником у Константина Михайловича, как и известный в будущем зодчий Мечеслав Густавович .

Умер мастер в 1906 году и похоронен на столичном

А, между тем, наши коллеги из Главархива Москвы и Мосгорнаследия уже вторую неделю проводят хорошую выставку в "Белых палатах" на Пречистенке (она продлится до 8 декабря, правда, работает только с пн по пт с 10 до 17 часов). Наш музей представил на нее ряд интересных изображений. Герои выставки - архитекторы отец и сын Быковские, во многом определившие облик Москвы 19 века.

Михаил Дормидонтович строил Ивановский монастырь, старую Биржу, готическую усадьбу Марфино, перестраивал Опекунский совет на Солянке, реставрировал Чудов и Воскресенский монастырь в Кремле. Но, быть может, наиболее известна его надвратная церковь Страстного монастыря, на месте которого ныне располагается Пушкинская площадь.
Вместе со своим сыном Константином он стоял у истоков Московского архитектурного общества.


Быковский М.Д. Проект здания Купеческой биржи на Ильинке (1836-39 гг.)
до его перестройки арх. А.С. Каминским в 1860-х годах.
Первоначальный вариант. 1-ая пол. 1830-х гг. Бумага на паспарту, тушь, акварель.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер PI-9874.

Константин Михайлович был главным архитектором Московского университета и автором крупного градостроительного проекта на Девичьем поле - университетского клинического городка, также как и зданий университета по Большой Никитской. Он продолжил дело отца - реставрацию памятников архитектуры Кремля (Успенский собор).



Поперечный разрез по центральной части с показанием росписей.

Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер PI-9922.



Быковский К.М. Монастырский собор. 1853 г. Картон, карандаш.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер PI-10485.



Вариант фасада. 1838 г. Бумага, тушь.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер PI-9873.


Быковский М.Д. Проект богадельни Горихвостова на Калужской площади.
Вариант фасада. 1837 г. Бумага, тушь, коричневая тушь, акварель.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер PI-9872.


Быковский К.М. Церковь Всех Святых на Кулишках. Северный фасад. Проект устройства нового входа.
Бумага, тушь, цветная тушь. Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева.
Инв. номер PI-3363.


Быковский К.М. Собор Иоанна Предтечи в Зарайске.
Продольный разрез по боковому нефу с показанием росписей.
Бумага, тушь, акварель, золотая краска, серебряная краска, карандаш.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер PI-9923.




Top