Был ли в союзе художников н осипов. Афанасий осипов

Творчество Афанасия Осипова

Творчество Афанасия Осипова еще при жизни художника стало классикой искусства Якутии, оно многие десятилетия определяло развитие живописи в республике.

После успешного окончания живописного факультета Московского государственного института им. В.И. Сурикова плодотворная профессиональная и организаторская деятельность А.Н. Осипова помогла ему войти в круг ведущих советских художников. В 1955 году он становится членом Союза художников России, с 1956 г. членом Правления Союза художников Якутии. Живописец принимает деятельное участие во всесоюзных, зональных, республиканских выставках. На экспозициях он активно обсуждает с коллегами проблемы современного искусства. В 1966-1991 гг. художник работает членом правления СХ СССР, а с 1968 г. многие десятилетия является секретарем Правления СХ России. Насыщенную общественную жизнь живописец всегда умел сочетать с творчеством. Живопись Осипова тесно связана с традициями русского реализма и советской школы. Художник с большим уважением относился к классическому искусству, и не отделял понятие «ремесла» от «высокого искусства». Столь же значительна для понимания творчества Осипова связь его с родиной, Якутией – ее природой, историей, жизнью.

Всегда активно его отношение к событиям времени – крупным индустриальным проектам, достижениям в области спорта и культуры республики или страны: «Заслуженный тренер СССР Д.П. Коркин с учениками» (1971), триптих «Седой Вилюй» (1969), «Групповой портрет народных писателей Якутии» (1974). Никогда не теряя внутренней связи с современностью, художник обращается к вековым традициям родного края. Тысячелетний жизненный уклад народов Якутии, органически слитый с характерными чертами суровой природы, – сквозная тема произведений Афанасия Осипова: «Крик» (1959), «Праздник оленеводов» (1964), триптих «В краю предков» (1971), «Коневоды. Белые ночи» (1975), «Мунха – праздник подледного лова карасей» (1985), триптих «Золотые жилы Индигирки» (1990), «Праздник оленя» (2008). Растворение человека в природе, представление о гармонии личности, живущей по всеобщим законам мироздания, – основное содержание полотен «Песня Гоби» (1978), «Путник» (1979), «Архангайские араты» (1987), «Погожий вечер» (1989), «Весеннее утро на участке коневодов» (1996) и т.д. Портреты выдающихся, незаурядных современников занимают значительное место в творчестве живописца: «Портрет Героя Советского Союза Федора Охлопкова» (1965), «Портрет Д.Е. Корякиной» (1979), «Портрет Софрона Данилова» (1981), «Портрет Анегины Ильиной-Дмитриевой» (1987), «Портрет Д.К. Сивцева-Суорун Омоллона» (1996), «Портрет Е.Е. Слепцовой «Долгунча» (2000), «Портрет Чингиза Айтматова» (2001), «Портрет художника Андрея Тутунова» (2005) и т.д.

В 1988 году Афанасий Николаевич становится действительным членом Российской Академии художеств. В 1994-2004 гг. Афанасий Осипов трудится в должности профессора и заведующего кафедрой живописи Якутского филиала Красноярского художественного института, а с 2000-2004 год – профессором и заведующим кафедрой живописи художественного факультета Арктического государственного института культуры и искусств. Он ведет практические занятия по живописи для студентов. Художник стоит у истоков создания Академии Духовности Республики Саха (Якутия), став ее теоретиком и вдохновителем. В 1996 г. был назначен президентом Академии Духовности. При этом продолжает много работать как живописец.

Программное значение для Осипова имеют творческие выезды в разные страны: Монголию, Италию, Швейцарию, Францию, Киргизию, Непал. Совершая рабочие поездки, художник вырабатывает некоторые важные принципы живописи, делает открытия, обогащающие впоследствии колорит, рисунок, композицию его произведений: «Панорама Архангайа» (1986), «Таласские горы – родина Чингиза Айтматова» (1988), « Аляска. У подножия гор» (1993), «Сизые горы у Кумджуна» (2003), «Осень в Интерлакене. Вид на Юнгфрау к вечеру» (2007), «Итальянские Альпы. Туманное утро» (2009). В 2003-2006 гг. возникла серия полотен, посвященная древнерусским городам.

Северные пейзажи последних лет – увенчание всего творчества Осипова, в них сказался духовный и художественный опыт его жизни: «Золотая осень Индигирки» (2002), «Дыхание осени» (2004), «Дали Адычи» (2004), «Симфония гор» (2006), «Осень в горах Усть-Неры» (2007). Мотивы представлены так, будто природа живет, ничего не зная о нашем присутствии. Горы, реки, леса увидены в своем самодовлеющем бытии безотносительно к человеку. Эти полотна являются пластической концепцией жизненной силы природы Севера. В творчестве мастера мотив солнца в радужном ореоле становится программным. Пространственный размах пейзажей «В ауре космоса» (2001), «Встает светило в золоте» (2001) буквально захватывает зрителя. В чередовании планов, уводящем взор к нескончаемым далям раскинувшегося горизонта, убедительно раскрываются эпические размышления о всеобщем начале жизни. Солнечный диск с золотым кругом – многозначный символ гармонии, единства мироздания.

Искусство Афанасия Осипова глубоко философично: в единстве современного и вневременного, бытового и поэтического, конкретного и универсального заключается смысл многих картин мастера. Этими произведениями якутский художник прочно вошел в историю искусства России.

Тимофеева Влада Владиславовна
Главный специалист Государственного музейного художественного комплекса «Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)», кандидат искусствоведения, член Союза художников России

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Афанасий Осипов
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Имя при рождении:

Афанасий Николаевич Осипов

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Происхождение:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:
Учёба:
Стиль:
Покровители:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Влияние:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Влияние на:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:
Звания:
Премии:
Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Афанасий Николаевич Осипов (род. 1928) - советский, якутский и российский живописец.

Биография

Афанасий Николаевич Осипов родился 28 февраля 1928 года во II Эргитском наслеге Горного улуса , окончил в 1945 году Якутский кооперативный техникум , в 1949 году - , в 1955 году - (живописный факультет, мастерская профессоров П. П. Котова и Ф. П. Решетникова). Член Союза художников России с 1956 года .

С 1953 года - участник республиканских, с 1955 года - крупных всесоюзных, российских, зональных, региональных и зарубежных художественных выставок. Персональные выставки состоялись в центральных городах России и многих странах мира

Избирался членом Правления Союза художников СССР (1964-1968, 1977-1990), с 1968 года - секретарь Правления Союза художников РСФСР, в 1965-1967, с 1971 - председатель зонального выставкома по региону «Советский Дальний Восток», в 1979-1991 - председатель Союза художников Якутии.

В 1955-1957 годах преподавал специальные дисциплины в Якутском художественном училище . С 1957 года переходит на творческую работу. С 1994 года - заведующий кафедрой живописи Якутского филиала , в 2000-2004 годах - профессор, заведующий кафедрой живописи в Якутске. С 2004 года - снова на творческой работе.

А. Н. Осипов избирался депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР 11-го созыва (1984-1989) от Якутской АССР , Верховного Совета Якутской АССР двух созывов (1967, 1980 гг.); является одним из соавторов Государственного Герба Республики Саха (Якутии) . Почётный гражданин Республики Саха (Якутия) (2000).

Произведения А. Н. Осипова хранятся в Национальном художественном музее РС (Я) , Государственной Третьяковской галерее , Государственном Русском музее , в художественных музеях страны, частных собраниях в России и за рубежом. Среди основных работ: народные писатели Якутии Н. Е. Мординов , В. М. Новиков , С. Р. Кулачиков , Д. К. Сивцев (1974), «Ысыах» (якутский народный праздник, 1980), «Над долиной Эркэны» (1993), триптих «Золотые жилы Индигирки» (1990), «Речка Синэ» (1995), «Весеннее солнце на участке коневодов» (1996), «У озера Тугаранджа» (1997), «Встаёт солнце в ореоле» (1997), «Тебенёвка в долине Эркэны» (1996), серия портретов деятелей искусства, в том числе народного артиста России Ивана Степанова (1996), писателя Чингиза Айтматова (1997).

Награды и звания

  • медали, в том числе:
    • бронзовая медаль ВДНХ (1962, за картину «Крик»)
    • Серебряная медаль Академии художеств СССР (1988; за триптих «Архангайские араты» и серию пейзажей Якутии (1987-1988))
    • две Золотые медали Российской академии художеств (2001, 2004)
  • Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1986; за картину «Мунха - праздник последнего лова карасей» (1985) и пейзажи «Речка Аргомай», «Устье Иньяли» (1984))
  • премия Совета Министров СССР (1982, за роспись фойе Якутского государственного театра оперы и балета им. Суорун-Омоллона на тему «Ысыах»)
  • премия Ленинского комсомола Якутии
  • почётный гражданин Республики Саха (Якутия) (2000)
  • народный художник Республики Саха (Якутия)
  • заслуженный деятель искусств Якутской АССР
  • действительный член Академии художеств СССР (1988); действительный член Российской академии художеств
  • действительный член Национальной Академии художеств Республики Кыргызстан (2005)
  • почётный гражданин Горного улуса

Напишите отзыв о статье "Осипов, Афанасий Николаевич"

Примечания

Ссылки

  • Тимофеева В. В. // Илин: журнал. - 2012. - № 4 .

Отрывок, характеризующий Осипов, Афанасий Николаевич

– Я не могу её оставить здесь одну, я за ней смотрю, чтобы с ней ничего не случилось. И вот Дин со мной... Он мне помогает.
Я просто не могла этому поверить... Эта малюсенькая храбрая девчушка добровольно ушла со своего красивого и доброго «этажа», чтобы жить в этом холодном, ужасном и чужом мире, защищая свою, чем-то сильно «провинившуюся», мать! Не много, думаю, нашлось бы столь храбрых и самоотверженных (даже взрослых!) людей, которые решились бы на подобный подвиг... И я тут же подумала – может, она просто не понимала, на что собиралась себя обречь?!
– А как давно ты здесь, девочка, если не секрет?
– Недавно... – грустно ответила, теребя пальчиками чёрный локон своих кудрявых волос, черноглазая малышка. – Я попала в такой красивый мир, когда умерла!.. Он был таким добрым и светлым!.. А потом я увидела, что мамы со мной нет и кинулась её искать. Сначала было так страшно! Её почему-то нигде не было... И вот тогда я провалилась в этот ужасный мир... И тут её нашла. Мне было так жутко здесь... Так одиноко... Мама велела мне уходить, даже ругала. Но я не могу её оставить... Теперь у меня появился друг, мой добрый Дин, и я уже могу здесь как-то существовать.
Её «добрый друг» опять зарычал, от чего у нас со Стеллой поползли огромные «нижнеастральные» мурашки... Собравшись, я попыталась немного успокоиться, и начала присматриваться к этому мохнатому чуду... А он, сразу же почувствовав, что на него обратили внимание, жутко оскалил свою клыкастую пасть... Я отскочила.
– Ой, не бойтесь пожалуйста! Это он вам улыбается, – «успокоила» девчушка.
Да уж... От такой улыбки быстро бегать научишься... – про себя подумала я.
– А как же случилось, что ты с ним подружилась? – спросила Стелла.
– Когда я только сюда пришла, мне было очень страшно, особенно, когда нападали такие чудища, как на вас сегодня. И вот однажды, когда я уже чуть не погибла, Дин спас меня от целой кучи жутких летающих «птиц». Я его тоже испугалась вначале, но потом поняла, какое у него золотое сердце... Он самый лучший друг! У меня таких никогда не было, даже когда я жила на Земле.
– А как же ты к нему так быстро привыкла? У него внешность ведь не совсем, скажем так, привычная...
– А я поняла здесь одну очень простую истину, которую на Земле почему-то и не замечала – внешность не имеет значения, если у человека или существа доброе сердце... Моя мама была очень красивой, но временами и очень злой тоже. И тогда вся её красота куда-то пропадала... А Дин, хоть и страшный, но зато, всегда очень добрый, и всегда меня защищает, я чувствую его добро и не боюсь ничего. А к внешности можно привыкнуть...
– А ты знаешь, что ты будешь здесь очень долго, намного дольше, чем люди живут на Земле? Неужели ты хочешь здесь остаться?..
– Здесь моя мама, значит, я должна ей помочь. А когда она «уйдёт», чтобы снова жить на Земле – я тоже уйду... Туда, где добра побольше. В этом страшном мире и люди очень странные – как будто они и не живут вообще. Почему так? Вы что-то об этом знаете?
– А кто тебе сказал, что твоя мама уйдёт, чтобы снова жить? – заинтересовалась Стелла.
– Дин, конечно. Он многое знает, он ведь очень долго здесь живёт. А ещё он сказал, что когда мы (я и мама) снова будем жить, у нас семьи будут уже другие. И тогда у меня уже не будет этой мамы... Вот потому я и хочу с ней сейчас побыть.
– А как ты с ним говоришь, со своим Дином? – спросила Стелла. – И почему ты не желаешь нам сказать своё имя?
А ведь и правда – мы до сих пор не знали, как её зовут! И откуда она – тоже не знали...
– Меня звали Мария... Но разве здесь это имеет значение?
– Ну, конечно же! – рассмеялась Стелла. – А как же с тобой общаться? Вот когда уйдёшь – там тебе новое имя нарекут, а пока ты здесь, придётся жить со старым. А ты здесь с кем-то ещё говорила, девочка Мария? – по привычке перескакивая с темы на тему, спросила Стелла.
– Да, общалась... – неуверенно произнесла малышка. – Но они здесь такие странные. И такие несчастные... Почему они такие несчастные?
– А разве то, что ты здесь видишь, располагает к счастью? – удивилась её вопросу я. – Даже сама здешняя «реальность», заранее убивает любые надежды!.. Как же здесь можно быть счастливым?
– Не знаю. Когда я с мамой, мне кажется, я и здесь могла бы быть счастливой... Правда, здесь очень страшно, и ей здесь очень не нравится... Когда я сказала, что согласна с ней остаться, она на меня сильно накричала и сказала, что я её «безмозглое несчастье»... Но я не обижаюсь... Я знаю, что ей просто страшно. Так же, как и мне...
– Возможно, она просто хотела тебя уберечь от твоего «экстремального» решения, и хотела, только лишь, чтобы ты пошла обратно на свой «этаж»? – осторожно, чтобы не обидеть, спросила Стелла.
– Нет, конечно же... Но спасибо вам за хорошие слова. Мама часто называла меня не совсем хорошими именами, даже на Земле... Но я знаю, что это не со злости. Она просто была несчастной оттого, что я родилась, и часто мне говорила, что я разрушила ей жизнь. Но это ведь не была моя вина, правда же? Я всегда старалась сделать её счастливой, но почему-то мне это не очень-то удавалось... А папы у меня никогда не было. – Мария была очень печальной, и голосок у неё дрожал, как будто она вот-вот заплачет.
Мы со Стеллой переглянулись, и я была почти уверенна, что её посетили схожие мысли... Мне уже сейчас очень не нравилась эта избалованная, эгоистичная «мама», которая вместо того, чтобы самой беспокоиться о своём ребёнке, его же героическую жертву совершенно не понимала и, в придачу, ещё больно обижала.
– А вот Дин говорит, что я хорошая, и что я делаю его очень счастливым! – уже веселее пролепетала малышка. – И он хочет со мной дружить. А другие, кого я здесь встречала, очень холодные и безразличные, а иногда даже и злые... Особенно те, у кого монстры прицеплены...
– Монстры – что?.. – не поняли мы.
– Ну, у них страшенные чудища на спинах сидят, и говорят им, что они должны делать. А если те не слушают – чудища над ними страшно издеваются... Я попробовала поговорить с ними, но эти монстры не разрешают.
Мы абсолютно ничего из этого «объяснения» не поняли, но сам факт, что какие-то астральные существа истязают людей, не мог остаться нами не «исследованным», поэтому, мы тут же её спросили, как мы можем это удивительное явление увидеть.
– О, да везде! Особенно у «чёрной горы». Во-он там, за деревьями. Хотите, мы тоже с вами пойдём?
– Конечно, мы только рады будем! – сразу же ответила обрадованная Стелла.
Мне тоже, если честно, не очень-то улыбалась перспектива встречаться с кем-то ещё, «жутким и непонятным», особенно в одиночку. Но интерес перебарывал страх, и мы, конечно же, пошли бы, несмотря на то, что немного побаивались... Но когда с нами шёл такой защитник как Дин – сразу же становилось веселее...
И вот, через короткое мгновение, перед нашими широко распахнутыми от изумления глазами развернулся настоящий Ад... Видение напоминало картины Боша (или Боска, в зависимости от того, на каком языке переводить), «сумасшедшего» художника, который потряс однажды своим искусством весь мир... Сумасшедшим он, конечно же, не был, а являлся просто видящим, который почему-то мог видеть только нижний Астрал. Но надо отдать ему должное – изображал он его великолепно... Я видела его картины в книге, которая была в библиотеке моего папы, и до сих пор помнила то жуткое ощущение, которое несли в себе большинство из его картин...

Афанасий Николаевич Осипов – живописец, действительный член Российской Академии художеств, действительный член Национальной Академии художеств Республики Кыргызстан, народный художник СССР, народный художник России, Народный художник РС (Я), лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина, лауреат премии Ленинского комсомола Якутии, президент Академии духовности РС(Я). Член СХ России.

11 сентября на 89-м году жизни умер крупнейший якутский живописец, народный художник СССР, действительный член Российской Академии художеств Афанасий Николаевич Осипов. Не стало человека, которого называли символом целой эпохи. А.Н. Осипов представляет поколение, которое сформировалось в послевоенное десятилетие и вступило в творческую жизнь в середине 1950-х годов. Искусство Афанасия Осипова в течение многих десятилетий определяет развитие якутской живописи. В произведениях «Праздник оленеводов», «Правление колхоза», «Седой Вилюй», «Заслуженный тренер СССР Д.П. Коркин с учениками», «Золотые лучи», «В ауре космоса» воплощены вековые традиции родного края, пафос обновлений, дух и энергия людей, мощь северной природы. Художник находит такое образное решение холстов, в котором грани истории и современности соприкасаются и создают жизнеутверждающую ноту.

Творчество Афанасия Осипова, окончившего Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, тесно связано с традициями русского реализма и советской живописи. Столь же значительна для понимания искусства мастера связь его с родиной, Якутией – ее природой, историей и культурой. Всегда активно его отношение к событиям времени – крупным индустриальным проектам, достижениям в области спорта и культуры республики или страны. Портреты выдающихся, незаурядных современников занимают значительное место в творчестве живописца: «Народные писатели Якутии», «Портрет Героя Советского Союза Федора Охлопкова», «Портрет Д.Е. Корякиной», «Портрет Софрона Данилова», «Портрет Д.К. Сивцева-Суорун Омоллона», «Портрет Чингиза Айтматова» и т.д. Никогда не теряя внутренней связи с современностью, художник обращается к вековым традициям родного края. Тысячелетний жизненный уклад народов Якутии, органически слитый с характерными чертами суровой природы, – сквозная тема полотен Афанасия Осипова: «Коневоды. Белые ночи», «Мунха – праздник подледного лова карасей», «Праздник оленя». Растворение человека в природе, представление о гармонии личности, живущей по всеобщим законам мироздания, – основное содержание произведений «В краю предков», «Песня Гоби», «Архангайские араты». Афанасий Николаевич Осипов своими картинами навсегда вошел в историю искусства России. Уход из жизни Афанасия Николаевича Осипова стал большой утратой для культуры и искусства Республики Саха (Якутия).

Андрюша. 1969 г. картон, масло

В яранге. 1959 г. холст, масло

Народные писатели Якутии.1974 г. холст, масло

Триптих Седой Вилюй.1969 г. холст, масло

Автопортрет. 1978 г. холст, масло

Союз художников Якутии с глубоким прискорбием сообщает, что ночью 11 сентября на 89 году жизни скончался член Союза художников РФ, народный художник СССР, РСФСР, РС (Я), лауреат государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина, действительный член Российской академии художеств, почетный гражданин республики Афанасий Николаевич Осипов.

Афанасий Осипов в последнем интервью сайт рассказал о том, что для него жизнь и искусство.

Все мои работы на основе жизненных наблюдений. Это образ жизни художника. Просто взял и нарисовал картину - такое невозможно. Нужно пережить, внутри переварить, собрать материал, пережить. Во всем должна быть любовь. Любовь — всё для человека. Мой девиз - мечтать, мечтать, мечтать!».

Справка:

Афанасий Николаевич Осипов — народный художник СССР и России, заслуженный деятель искусств и президент Академии духовности Республики Саха, лауреат Госпремии России, действительный член-корреспондент Российской Академии художеств.

Родился 28 февраля 1928 года во II Эргитском наслеге Горного улуса, окончил в 1945 году Якутский кооперативный техникум, в 1949 году — Московскую среднюю художественную школу при институте им. В. И. Сурикова, в 1955 году — Столичный муниципальный институт им. В. И. Сурикова (красочный факультет, мастерская профессоров П. П. Котова и Ф. П. Решетникова). Член Союза живописцев РФ с 1956 года.

Начиная с 1955 года, Афанасий Осипов участвовал в 45 всесоюзных и всероссийских выставках, а также в выставках за рубежом: в Германии, Японии, Вьетнаме, Канаде, Румынии, Франции, Афганистане, Индии, Египте, Мексике. Его произведения хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, в художественных собраниях и галереях Германии, Франции, Монголии, Италии, США, Болгарии и других стран.




Top