Быстрые психологические тесты по рисункам. Что вы видите первым на картинке? Психологическое определение личности

Тест Люшера онлайн хотите? Сегодня еще один психологический тест в картинках. Этот тест я адаптировал на основе цветового психологического теста Люшера. Психологическая экспресс-диагностика Вашего эмоционального состояния.

Тесты в картинках от психолога счастья.

Это не первый , который я размещаю на блоге о психологии счастья.

Я адаптирую известные тесты для психологической экспресс-диагностики свойств характера, типов личности или настроения.

Вот подборка нескольких тестов в картинках (и не только):

Уверен, Вы достаточно развлеклись, принимая участие в указанных методиках и проверяя себя согласно этим психологическим тестам.

Психологический тест в картинках на основе методики Люшера

Я адаптировал методику для формата блога.

На картинке ниже расположены 8 карточек разного цвета в случайном порядке.

Выберите 2 картинки-цвета теста Люшера.

Тест Люшера онлайн от психолога счастья

Инструкция к тесту:

Выберите последовательно разглядывая картинку 2 цвета.

Первый цвет — тот, который Вам очень нравится в данный момент.

Второй цвет — который меньше всего Вам по душе в данный момент тестирования.

Внимание! Не выбирайте Ваши любимые цвета вообще. Тест Люшера онлайн измеряет Ваше эмоциональное состояние на сейчас! И характеризует ваш психологический портрет на сегодня.

Психологическая интерпретация выбранных цветов-картинок теста Люшера онлайн:

Тест в картинках Люшера онлайн дает интересные результаты вашего психологического портрета — используйте его выводы осторожно и лучше все-таки обратитесь к психологу — автору этого блога за поддержкой.

Тест Люшера онлайн: расшифровка результата выбора картинки-цвета

Интересные тесты в картинках — то что отличает блог психолога счастья

СИНИЙ ЦВЕТ.

Вам нравится. Вы стремитесь к согласию, доверию, пониманию, сочувствию. Сейчас Вы испытываете эмоциональный комфорт, спокойствие, мягкость, мечтательность. Вы расположены к общению с друзьями.

Вам не нравится. Вы беспокойны. Возможно недавно произошел разрыв близких отношений. Вы одиноки и расстроены.

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ.

Вам нравится. Вы уверены в себе, даже самоуверенны. Сейчас пик Вашей силы, самоуважения. Вы способны на многое и стремитесь захватить власть в общении. Взять верх над собеседниками. Возможно напротив, Вы заняли психологическую оборону.

: зеленый цвет — цвет денег!

Вам не нравится. Вы фрустрированы недостатком внимания и уважения со стороны партнера. Вы унижены, обижены, уязвлены и обесточены. У Вас не осталось сил на сопротивление.

КРАСНЫЙ ЦВЕТ.

Вам нравится. Сейчас Вы эмоционально возбуждены. Настроение приподнятое. Вы стремитесь к достижению, успеху. Вы наступаете, возможно излишне давите. Вы напористы, порой агрессивны.

Вам не нравится. Вы постоянно раздражены и перевозбуждены. Вы в глубоком стрессе. Иногда Вы словно обессилены или даже утомлены.

ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ.

Вам нравится. Оптимизм переполняет Вашу душу и заставляет сердце стучать быстрее. Вы расслаблены и полны мечтами об удаче. Вы готовы к изменениям, к полному освобождению от отношений или обязательств.

Вам не нравится. Вы разочарованы вплоть до отчаяния. Вы недоверчивы и подозрительны. Вы мечетесь, эмоциональное состояние нестабильно: то подъем, то резкий спад.

ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ.

Вам нравится. Вы флиртуете направо и налево, стремитесь завести хоть какую-нибудь сексуальную интрижку. Вы стремитесь понравиться, получить поддержку или комплимент. Настроение ровное, но не спокойное.

Вам не нравится. Вы стремитесь быть незаметным и спрятаться от излишнего внимания. Скромность, контроль чувств и поведения присущи Вам именно сейчас.

КОРИЧНЕВЫЙ ЦВЕТ.

Вам нравится. Вы устали и стремитесь к отдыху и эмоциональной стабильности. Вы психологически устали и голодны по поддерживающим отношениям. Подспудно Вы чего-то боитесь и не чувствуете себя в безопасности. Вы нуждаетесь в чувственном удовлетворении.

Вам не нравится. Вы как натянутая струна. Вы отрицаете все свои эмоциональные и физические потребности. Вы бежите от слабости,ограничивая себя во всем.

ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ.

Вам нравится. Негативизм, неприятие отказ от удовольствия и агрессия заполнили все Ваше сознание и тело. Вы враждебно настроены и можете взорваться яростью в любую минуту. Вы близки к разрушению себя или отношений.

Вам не нравится. Внешне Вы спокойны и уверены. Однако Вы просто загнали агрессию глубоко вовнутрь и перешли на рельсы отрицания и самобичевания.

СЕРЫЙ ЦВЕТ.

Вам нравится. Вы поисках плеча, на которое сможете опереться. Вы хотите спрятаться от всего наносного, что есть в Вашей жизни, обрести эмоциональный покой и пристанище. Вы мимикрируете и маскируете свои истинные чувства под маской деланного безразличия и безучастности.

Вам не нравится. Вы проактивны как никогда. Вы целиком включены в ситуацию «здесь-и-сейчас». Вы контакты, в меру веселы и находчивы. У Вас есть цель и Вы обретаете уверенное спокойствие в завтрашнем дне. Вы словно обрели цель.

Поделитесь результатами теста Люшера онлайн в картинках!

Подробности о цветовом тесте Люшера онлайн

Цветовой тест Люшера — это психологический тест основанный на ​восприятии цвета, является мощным и уникальным средством изучения личности человека.
ПСИХОЛОГИЯ ЦВЕТА
Данный метод относится к так называемой психологии цвета – науке, изучающей взаимосвязь цвета и психики человека. Предпочтение, отдаваемое одному цвету, и неприятие другого, имеют определенное значение: этот выбор точно отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, его настроение и эмоциональное состояние. На этой зависимости и построен тест Люшера.

Структура и процедура Теста Люшера

В настоящее время существует два варианта теста: краткий и полный. Краткий вариант ЦТЛ представляет из себя набор (таблицу) 8-ми цветов: - серого (условный номер - 0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), красно-желтого (3), желто-красного (4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).

Полный вариант ЦТЛ - «Клинический цветовой тест» состоит из 7-ми цветовых таблиц:

1. «серого цвета»
2. «8-ми цветов»
3. «4-х основных цветов»
4. «синего цвета»
5. «зеленого цвета»
6. «красного цвета»
7. «желтого цвета»
Общие правила таковы:
синий – внутреннее удовлетворение,
красный – уверенность в себе,
зеленый – самоуважение,
желтый — внутренняя свобода.
остальные цвета – «проблемные», символизируют внутренние конфликты.

Явное предпочтение к какому-либо цвету или явная нелюбовь к нему говорят о присутствии данного качества в человеке или его отсутствии.Цветовой тест М. Люшера имеет весьма широкую сферу применения, но наиболее продуктивно его использование в таких областях, как:

  • Медицина — оценка актуального нервно-психического статуса пациента и эффективности проводимого психотерапевтического воздействия; диагностика причин нервно-психического неблагополучия;

  • Менеджмент — отбор руководителей и специалистов с высоким нервно-психическим потенциалом, разработка рекомендаций по оптимизации стиля деятельности руководителя и т. д. ;

  • Вооружённые силы — выявление лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям; отбор лиц с высокой психологической надёжностью;Профессиональный спорт — расчет интенсивности нагрузок, разработка мероприятий по достижению оптимального нервно-психического состояния спортсмена, прогноз успешности выступления на соревнованиях и т. д.

Переговоры в цвете

Десятки тысяч опытов с цветовым тестом Люшера на людях самых разнообразных уровней культуры, почти по всему миру показали, что влияние цвета существует везде и оно не зависит от расы, пола и социального положения.

Напишите в комментариях , какие 2 цвета Вы выбрали, какой цвет теста Вам нравится сейчас, а какой — нет. Как этот выбор связан с сегодняшними событиями в Вашей жизни.

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

  • Еще один психологический тест по картинкам поможет Вам определить какая Вы личность в Интернет. Тест личности из 8 картинок покажет как видится Ваша […]

Итак, для того, чтобы результаты теста были максимально точными, нельзя читать ключ до того, как вы нарисуете задание. Это в ваших интересах, поэтому проявите силу воли и не смотрите в ответы раньше времени.

1 этап. Возьмите лист бумаги (или же нарисуйте в графическом редакторе в компьютере не важно). Нарисуйте на листе композицию, целостную картину, на которой будут располагаться: дом, озеро, дерево, солнце, дорога, ограда и змея.

2 этап. После завершения рисунка смотрим ключ-разгадку и расшифровываем картинку.



Дерево
это вы. Этот объект показывает самооценку человека: чем больше дерево в общих масштабах рисунка, тем увереннее в себе человек. Если ветки дерева тянутся вверх вы оптимист, общительный и жизнерадостный человек, вниз пессимист, или же просто у вас плохое настроение на момент прохождения теста.

Дом отношение человека к деньгам. Большой и сложный дом на рисунке означает, что для человека очень важны материальные ценности. Если же дом маленький, к примеру, деревянный, одноэтажный деньги для вас не главное. Того, кто нарисовал коттедж со множеством прорисованных деталей, можно считать материалистом.

Озеро олицетворяет маму. От того, насколько близко озеро располагается к дереву, зависит, насколько близко к вам ваша мать. Если озеро на рисунке больших размеров, значит мама для вас авторитет, если оно маленькое её мнение для вас в жизни не решающее, или же у вас уже есть собственные дети.

Солнце символизирует отца. Нарисованное солнце над деревом означает, что отец защитник, вам с ним спокойно и хорошо. Если солнце находится где-то за деревом, пробиваясь из-за него, - отец не является главным человеком для вас. Чем дальше от дерева солнце, тем меньше ваш отец значит для вас в жизни. Солнце, изображенное не полностью в углу листа может означать, что вы выросли без отца.

Дорога это ваша карьера. Если вы нарисовали прямую и широкую дорогу, это означает успех в деятельности. Узкая и извилистая тропа сложности в делах. Если широкая дорога ведет к вашему дому, это значит, что вы добились многого в жизни. Нарисованная дорога, которая уходит за край рисунка поиск своего места в жизни.

Змея ваше отношение к сексу. Чем она больше, тем большее значение для вас имеет секс. Если вы нарисовали змею далеко от дерева, на краю листа вы неудовлетворены сексом. Извилистая, тщательно прорисованная змея означает разнообразие интимной жизни человека.

Ограда это ваш характер. Если вы нарисовали обычную деревянную ограду вы добрый и честный человек. Если ограда железная и имеет острые прутья у вас непростой, тяжелый характер. Ограда из камня показывает, что человек сильный и волевой.

Дополнение

Расположение предметов и их соседство имеет большое значение. Если дом нарисован через дорогу от дерева ваш материальный путь только на старте или же есть препятствия.
Солнце над озером, а рядом расположено дерево гармоничная семья.
Рядом с деревом нарисована красивая змея, которая не касается озера есть условия для секса (живете отдельно).
Дерево и озеро разделяется оградой обида на мать или ссора с ней.

Что-то давно ты у нас не занимался самокопанием. Поэтому мы подыскали для тебя простой в исполнении, но весьма эффектный по полученным результатам психологический тест. Пройди его - и перед тобой откроются такие тайны твоего «я», что тебе захочется уничтожить все наши серверы от греха подальше.

Итак, перво-наперво ты должен разбежаться и со всей дури стукнуться головой об стену (желательно об угол). Теперь подсчитаем очки. Стой! Мы немного напутали. Это совсем другой тест.

01

Для сегодняшнего теста тебе понадобятся карандаш и лист формата А4.



Раздобыл?


02

Теперь нарисуй животное, которое точно не существует нигде на свете, даже в Австралии и Припяти.

Главное условие: избегай готовых шаб­лонов, твой зверь должен быть абсолютно небывалым. Нельзя рисовать ни уже придуманных кем-то другим невероятных персонажей (Чебурашка), ни тех тварей, которых ты любишь рисовать еще со школы (пятирукий воробей). Изобрази совершенно новую для нашего мира животину.

И не забудь назвать ее таким же новым для этого измерения именем.

Рисуй в тишине, без свидетелей.

Рисуй же! Чего ты ждешь? Для чистоты эксперимента ты не должен больше знать никаких подробностей об этом тес­те. Чтобы тебе было легче оторваться от чтения и приступить к рисованию, мы заполним следующую пару строк какой-нибудь чепухой. Пиу-пиу-пиу! Брым-ды-дым! Вух-вух! Жжжжжжж. Блюп-блюп-блюп! Давай уже рисуй! Вззззззззззззззззззззззззззззззз. Плоп-плоп-плоп!


Прожектор проекции

Пришла пора объяснить, чем ты только что занимался.

Психодиагностический тест «Рисунок несуществующего животного» относится к весьма многочисленной группе проективных методик («Пятна Роршаха», например, из той же оперы). Возможно, тебя охватит некоторая гордость, если ты узнаешь, что автором «животного» теста был не какой-нибудь венский психоаналитик, а психолог Майя Дукаревич, которая разработала эту методику в прошлом веке в дебрях Института судебной психиатрии им. Сербского.

«Проективная методика предполагает, что особенности твоей личности как бы проецируются на все, что ты делаешь, говоришь или, как в этом случае, рисуешь», - объясняет психолог-консультант, специалист по самоотношению, кандидат психологических наук Татьяна Свиридова.

Когда ты рисуешь, не опираясь на готовые шаблоны (ведь ты так и делал, правда?), твои личностные характеристики начинают вылезать из тебя на бумагу и оставлять следы в каждой закорючке.

Мозг идет по пути наименьшего сопротивления, а легче всего ему проецировать на лист себя.

Такова (очень-очень вкратце) теория.

Сейчас, когда мы начнем по пунктам анализировать рисунок, выискивая в нем твои сознательные и бессознательные представления о себе, ты или будешь соглашаться («Да, я именно такой!»), или уйдешь в глубокую несознанку («Чушь собачья!»). И то и другое - показатель того, что тест работает. Во втором случае отторжение - результат работы защитных механизмов, так как, рисуя, ты сам от себя попытался многое скрыть. (Увы, но ничего не поделаешь: ты всего лишь утконос, воспитанный человеческой семьей.) Это, конечно, не говорит о непогрешимости методики. «Сказаться на результате может множество факторов, начиная от усталости и заканчивая длиной и заточенностью карандаша». Как бы то ни было, возможные отклонения некритичны и в целом тест дает довольно кучное попадание в твои личностные особенности.

Приступим!


Расположение рисунка на странице

В идеальном мире идеальный человек, который принимает себя таким, какой он есть, нарисовал бы свою неведому зверушку в центре по средней линии листа.

Поздравь себя, если ты как раз такой идеальный индивидуум.

«Чем ближе животное расположено к верхнему краю , тем выше твоя самооценка», - спешит порадовать тебя наш консультант. Возможно, ты и правда так хорош, но, кроме того, это показывает недовольство своим нынешним положением. К тому же тебе не хватает признания окружающих, и, забравшись выше, ты выдал свое стремление всем понравиться (для этого ты изо всех сил стремишься соответствовать принятым в твоем кругу нормам).


Если твой рисунок расположен в нижней части , ты не слишком уверен в себе и нерешителен. Похоже, ты уже смирился со своей судьбой. Впрочем, возможно, все дело в обычной усталости или в наручниках, которыми ты пристегнут к батарее в этом темном подвале.


Разобравшись с верхом и низом, перейдем к другим координатам. Если верить Карлу Юнгу и коллективному бессознательному, то:
левая часть листа означает прошлое;
правая - будущее;
а середина - настоящее.

Налево? Ты склонен к самоанализу и рефлексии. Тебе свойственно долго прокручивать в голове давний разговор и придумывать себе новые остроумные реплики, до которых сразу не додумался («Как же я не догадался сказать хулиганам, что не надо меня бить?!»). Ты человек не дела, а намерения.

Голова твоей амебы смотрит направо? Хороший знак! Ты не только что-то планируешь, но и всегда приступаешь к выполнению задуманного.

Не сводящее с тебя глаз животное, которое ты изобразил анфас , говорит об эгоцентризме. Это может трактоваться и так, что ты контактная личность, легко завязывающая знакомства.


«Следует также обратить внимание на то, в какую сторону больше смещена вся фигура», - говорит Татьяна.

На рисунке жизнерадостного, здорового, успешного человека (такие обычно живут в рек­ламе банков) животное должно равномерно располагаться во всех трех временах и направляться из прош­лого в будущее.

Если рисунок прижат к левой стороне - возможно, это связано с полученным в детстве негативным опытом, который все еще аукается (развод родителей или тефтеля, которую тебе бросила во втором классе за шиворот учительница пения). А может, недавние события снова напомнили тебе о давнем переживании и сдвинули зверя влево.

Сильный уход вправо может интерпретироваться как защитная реакция. Ты бежишь из настоящего (или все того же прошлого) в будущее. Живешь надеждой на завтрашний день. Впрочем, если завтра суббота, тебя можно понять.


Общее впечатление

Несуществующие животные, как и существующие на канале Animal Planet, делятся на тех, кто:

угрожает остальным (например, что-нибудь зубастое);

кому все угрожают (нечто зайцеподобное);
кто еще не определился (саблезубый бегемотозайчик).

Кого бы ты ни выбрал своим тотемом, это отражение того, как ты видишь себя в этом мире. Букашка ты или слон - делай вывод сам.

Если твоя особь носит человеческую одежду или слишком антропоморфна (при этом ей необязательно напоминать гуманоида, достаточно просто быть прямоходящей), то ты, малыш, эмоционально незрел и инфантилен.

Наш эксперт почти на сто процентов уверен, что половые органы своему зверю ты, будучи нормальным человеком, не нарисуешь («Это свойственно только маленьким детям, которые еще недостаточно осознают нормы»). В противном случае ты не совсем здоров, функции контроля ослаблены. Даже банальное вымя (образ женской груди) у твоей совы выдает твою нездоровую фиксацию на сексе.


Размеры и пропорции

Рисунок среднего размера , гармонично смотрящийся на странице (он может быть коряв, но органично вписан в лист), свидетельствует о позитивном отношении к миру и себе.

Слишком большое животное - нарциссизм. Как вариант: здоровенное создание может появляться в качестве защитного механизма личности. «Очень больших животных чаще всего рисуют дошкольники. Дети вкладывают свою завышенную самооценку в рисунки животных огромных размеров», - объясняет Татьяна. Также твоя гигантомания может быть вызвана реакцией на недавний стресс.

Мелкая тварь внизу страницы - признак психических проблем. Вряд ли это к тебе относится, но учти: наноживотных обычно рисуют шизофреники и другие люди с интересным устройством мозга. Так что та крошечная крылатая козявка*, как-то нарисованная Карлсоном, увы, заставляет взглянуть на его поступки в новом свете.

* Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Очень одинокий петух», акварель, 1955. Экспонируется в Стокгольмском музее современного искусства »


«Кроме того, психически больным свойственна схематичность и изощренность в трактовке рисунка», - добавила наш консультант. На наш вопрос, как одновременно рисунок может быть схематичным и изощренным, Татьяна привела пример: «Человек рисует палочку с ножками и говорит, что это император Павел». Гм, но ведь палочка с ножками и правда похожа на Павла!

Иглы, рога, панцирь - в общем, все то, что служит для животного защитой, может быть заменено в рисунке просто тщательным, прорисованным несколько раз контуром.

Поэтому сразу отметь для себя: пусть даже твое создание на первый взгляд беззащитно перед миром, это совсем не так, если некоторые линии и выступы толще прочих.

Самое важное - с какой стороны у твоей животины броня.

Если панцирь закрывает животное сверху , ты защищаешься им от тех, по отношению к кому находишься в подчиненном положении. Это может быть начальство, государственные структуры или просто родители.

Если у зверя закрыт низ , ты опасаешься тех, кого считаешь своей ровней, или тех, кто и вовсе слабее тебя. То есть опасаешься за свой авторитет.

Броня по бокам показывает твою готовность к самозащите в любой жизненной ситуации. «При этом, - акцентирует Татьяна, - прорисовка линий справа говорит о том, что ты очень дорожишь своим вкусом, предпочтениями и убеждениями и готов биться за них». (К слову, хотя мы и несогласны с твоими убеждениями, мы готовы где-нибудь расписаться в коллективном письме за твое право высказать их.)

Если какая-то из деталей выделяется тщательностью прорисовки или более сильным нажимом карандаша (линии заметны на обратной стороне листа), это сигнализирует о твоей тревоге.

К сожалению, объяснение, почему что-то ты прорисовал основательнее всего прочего, ты сможешь дать только сам.

Трактовок может быть сколько угодно.

Например, у животного тревога локализована в ногах. Если опираться на трактовку образов коллективного бессознательного, выходит, что ты не уверен в себе. Но, может, ты просто сегодня много ходил пешком. Так что мы бросаем тебя одного биться над трактовкой загадки, почему ты прорвал бумагу, рисуя горбик сумчатой куропатке.



Ноги - еще одно зеркало души. Прорисованные ноги показывают уверенность в себе, продуманность решений. Если ног у зверя нет вообще или они очень хиленькие, это подчеркивает импульсивность характера рисовавшего и его легкомысленность. (NB! Подрисованный под, казалось бы, слабыми ногами мощный постамент играет роль недостающих сильных ног. Ведь именно этот пьедестал служит опорой фигуре.)

Важно и то, как соединяются ноги с туловищем. Каково это соединение, таков и твой контроль над словами и решениями. Ноги плохо или вовсе не прикреплены к корпусу - ты не слишком следишь за точностью своих слов, не придаешь сильного значения своим же речам. Ноги ладно приделаны к телу - твои суждения взвешенны и по крайней мере для тебя убедительны.

Теперь изучи форму ног. Если обе ноги на одно лицо (точно повторены линии, размер, изгиб), ты конформист, а твои творческие решения не блещут новизной и выдумкой. А вот если нижние конечности твоего животного отличаются (одна нога занесена для пинка, а второй твоя скотина почесывает третью), ты наш человек. Ты независим в своих суждениях и вообще творческая натура. Руку, товарищ!

Кстати, если уж речь пошла о творческом начале: люди с клишированным мышлением используют готовые шаблоны (рыба, свинья, птица). Корова с крыльями - это неоригинально, это всего лишь формальное соединение двух заготовок - коровы и птицы. Да и вообще это не несуществующее животное, а обычный склисс!

Чем больше элементов и чем неожиданнее их комбинации, тем выше у тебя творческий потенциал и вообще жизненная энергия.



Если ты нарисовал безголового пендельпопа, пропусти этот пункт. Но при наличии у твоего создания какой-никакой морды, придется ее проанализировать.

Большая голова показывает, что рисовавший придает особое значение эрудиции и вообще рациональному началу как в себе, так и в окружающих.

Выделяющиеся уши - знак того, что тебе важно знать, как другие относятся к тебе. Плюс это показатель твоего интереса к миру, к информации, которую ты из него черпаешь.

Рот. Открытый, да еще с языком, вопиет о твоей болтливости. Прорисованные губы выдают чувственность (извини, если это звучит как цитата из пособия по астрологии). Зубастый рот рисуют люди, склонные к вербальной агрессии. Причем агрессия эта часто носит защитный характер (ты огрызаешься, ругаешь всех и вся). Если рот на рисунке открыт, но ни языка, ни зубов, ни птички тари там не видно, есть мнение, что ты мнителен и вечно чего-нибудь опасаешься.

Нос хотя и является фаллическим символом, но на рисунках мужчин не несет особой дополнительной информации. А вот если ты будешь анализировать рисунок девушки, на котором у животного будет особенно длинный или слишком уж прорисованный шнобель, смело предположи, что она сексуально не удовлетворена.

Глаза. Акцент на зрачок (допустим, сильная штриховка) свидетельствует о том, что ты сейчас пребываешь в тревоге. Ты явно чего-то боишься. Нарисовал ресницы? Ай-яй-яй! Ты придаешь слишком много значения своему внешнему виду. Рисовать ресницы мужчинам вообще не пристало.

На рисунках, сделанных девушками, ресницы во многих случаях означают истероидно-демонстративную манеру поведения.

«Это манипуляция чувствами других людей в своих целях», - переводит на понятный язык темный термин госпожа Свиридова. Не спеши злорадствовать. Истероидно-демонстративная манера поведения встречается и у мужчин. Надеемся, это не твой случай, но если… Короче, вот тебе пистолет - ты знаешь, что с ним делать. (Слышен приглушенный дверью выстрел, а затем стук падающего тела.)


Ну вот мы дошли и до макушки. Волосы (грива, дреды, залысины) чаще всего просто соответствуют полу рисовавшего. Хотя в некоторых случаях характерная прическа может указывать на сексуальную ориентацию. Рога и прочие колющие наросты указывают на агрессию. Но служит ли она защитой от окружающих или для нападения на них, точнее скажешь ты сам. Безобидное же перо или хохолок трактуются как стремление выделиться.


Любые не функциональные, а чисто декоративные детали, выходящие за пределы нарисованной фигуры, - вроде пышных перьев, кисточек на хвостах и кудрей - указывают на некоторую неестественность поведения и желание обратить на себя внимание.

Не удивимся, если на твой автомобиль, вытатуированный на спине, нанесен аэрографический рисунок тиг­ра, которого проглотил дракон.

Наличие вроде бы и лишних, но все же практичных конечностей (щупальца, запасные ноги, крылья, хоботки) - индикатор того, что ты хочешь охватить (а может, и охватываешь) сразу много областей деятельности. Все эти отростки суть твои многочисленные хобби или просто твоя многостаночность на работе. Или же это означает то же самое, но со знаком минус: ты часто лезешь не в свои дела, мешаешь окружающим своим всезнайством.

Хвост - то, что тянется за тобой. Твои дела, твои намерения, твои слова. Тут снова тебе пригодится временная шкала (налево пойдешь - в прошлое попадешь, и т.д.). Проследи, куда указывает хвост. Направо - у тебя какие-то важные планы на будущее, налево - ты все еще вспоминаешь и анализируешь прошлые поступки. Чтобы разобраться, положительные или отрицательные чувства вызывают эти твои будущие или прошлые дела, обрати внимание на то, вверх или вниз смотрит хвост. Хвост торчком - ты или горд чем-то содеянным, или предвкушаешь будущие победы. Опавший хвост - страх перед будущим и сожаление о минувшем.


Кроме всего прочего, хвост, кто бы сомневался, является фаллическим символом.

Поэтому направление (вверх-вниз) может быть просто сиюминутным индикатором твоей потенции. Ничего-ничего, это случается с каждым мужчиной.


В редких случаях в теле зверя пытливый взгляд обнаружит неживые детали (колеса, батарейки, пропеллеры, входы для USB). Появляются такие дополнения или от большого ума (рисовальщик использует все свое воображение, стараясь выдумать несуществующее животное), или, наоборот, от поврежденного разума - у больных шизофренией.

Важны и те детали, которых у твоего зверя нет.

Нет ног - ты в себе не уверен (см. значение нижних конечностей). Нет рук или щупалец - ты не воздействуешь на мир, а предпочитаешь пассивно ждать, когда что-то произойдет.


Если ты внимательно прочел задание и дал своему несуществующему животному небывалое имя, а не просто нарек его, как обычно, Виталием Сергеевичем, ты наверняка найдешь среди этих вариантов название, чем-то похожее на твое.

Рациональное соединение двух и более смысловых частей: слоногусь, ползучий конь, собакоед. Показывает практичность, рациональность мышления, четкое следование поставленной задаче, стремление соблюдать нормы.

Псевдонаучное название: латиноимениус, восточно-европейский репейный козлодер. Выдает, что ты гордишься своей эрудицией и начитанностью. Да и вообще дураком себя не считаешь.

Бессмысленный набор звуков: блюнь, хиворамира, вляу. Характерно для легкомысленного человека, не думающего о последствиях своих поступков. Кроме того, такое кулювляу может подчеркивать, что для придумавшего это имя эстетический элемент важнее рационального.

Смешное имя: чучучка, попеньция. Показатель твоего иронично-снисходительного отношения к жалким окружающим.

Повторяющиеся звуки: флю-флю, виз-виз, жум-жум. Инфантильность. Извини, но не мы это придумали.

Слишком длинное название: зелофукиропотестораль, колибарнофуруказу. Типично для любителя фантазировать и витать в облаках.

Последний штрих

Теперь, когда ты выяснил всю подноготную о себе и сидишь над закапанным слезами рисунком, попробуй отыграться на своих знакомых. Конечно, для повышения твоего мастерства необходима практика.

«Чем больше своих рисунков ты проанализируешь, тем легче потом будет анализировать рисунки других», - пообещала наш эксперт, а потом высказалась в том смысле, чтобы ты остерегся однозначно подходить к трактовке выдуман­ных животных. Все вышеизложенное - лишь основа и не может объяснить все защечные мешки и щупальца. Доверяй своей интуиции. Если тебе кажется, что гитлеровские усики у горного пингвина, которого нарисовала твоя подружка, означают ее тайное желание заняться сексом втроем, то, скорее всего, так оно и есть.


Об одном художнике

Вот малая часть того, что выяснил наш эксперт, бросив взгляд на зонтичного жабоконя, нарисованного редактором по фитнесу.


У существа нет рук. А там, где они ожидаются, - рот. Можно предположить, что вербальный контакт является основным способом взаимодействия с окружающей средой. Зонтик с иголочками - личность ожидает нападения, но при некоторых провокациях извне склонна вести себя достаточно агрессивно. Жабоконь - имя с некоторой долей иронии. Отношение к себе амбивалентно. Жаба - возможно, то, что иронизируется личностью, а конь - то, чем она гордится и что ею более принимается.

(проективные тесты в помощь родителям, педагогам, интересующимся...)

Проективные тесты используются в работе психолога для: а) диагностики внутреннего эмоционального состояния ребёнка и б) вытаскивания наружу проблем, глубоко сидящих в подсознании взрослого человека.

Один из самых распространённых проективных рисуночных тестов, это тест ДДЧ - «Дом. Дерево. Человек». Он работает с архетипами и поэтому очень точно диагностирует проблемы из нашего подсознания.

Но ведь то же самое можно сказать и о взрослых! Умные рассуждения взрослого человека о себе и своих делах - не проясняют, а чаще только ещё больше запутывают ситуацию. Ведь «язык используется для того, чтобы скрывать истину» ...

Для более подробного ознакомления с этим азбучным положением психоанализа, я отсылаю Вас к статье .

А мы переходим к первой части теста ДДЧ - собственно, к рисунку Человека .

Напоминаю, что рисуночный тест должен создаваться легко и непринуждённо, без мыслей о том, что «Вы не умеете рисовать». Если Вы умеете рисовать - создайте рисунок в стиле «наив».

Тем не менее - рисовать «тяп-ляп», наскоро - тоже никому не следует.

Создавая рисунок, нужно стараться, нужно пытаться вложить в него всё своё сиюминутное настроение, нужно не торопиться, но и не переживать о том, что не рисуешь, как настоящий Художник из Академии.

1. Возьмите лист бумаги формата А4.
2. Возьмите простой карандаш.
3. Нарисуйте, не торопясь, своего человечка.

А теперь, если Вы закончили рисовать, внимательно изучите

Ключ к тесту.

Первое, что мы сделаем - обратим внимание на

НАЖИМ КАРАНДАША.

Слабый нажим диагностирует

  • а) либо общую физическую вялость
  • б) либо эмоциональную подавленность,

Сильный нажим диагностирует

  • а) сильную эмоциональную напряжённость данного момента, или же
  • б) порывистый, импульсивный характер вообще.

ЗАШТРИХОВАННЫЙ\НЕЗАШТРИХОВАННЫЙ рисунок

Незаштрихованный рисунок (белый фон) означает незрелость, инфантилизм, неготовность отвечать за свои поступки.

Заштрихованный рисунок может быть заштрихован по-разному:

Сильно «затушёванный» рисунок (когда заштрихованность просто бросается в глаза) диагностирует:

Озабоченность какой-то конкретной проблемой, фиксацию на ней;
- повышенную тревожность как черту характера.

Перекрёстное штрихование выдаёт

Либо гиперконтроль (человек постоянно себя контролирует, играет роль, не снимает маски, не доверяет никому);
- либо постоянные навязчивые мысли и попытку борьбы с ними.

Стирание и исправление линий - попытка контролировать свою тревогу и своё поведение

Линии, не доведённые до конца
- клиническая астения, истощение организма.

Линии, не попадающие в нужную точку - гиперактивность у детей, импульсивность у взрослых.

Аккуратность линий - представление о своём окружении как о несущем угрозу.

РАЗМЕРЫ ФИГУРЫ

Крупная фигура - тревога и стресс «здесь и сейчас»,

Гигантская фигура - желание экспансии (заполнение всего мира - собой) , неумение строить границы («Всё ваше - моё»), импульсивность

Маленькая фигура - депрессия, низкая самооценка, хроническая тревожность

РАСПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ

Рисунок вверху - высокая самооценка

Рисунок внизу - низкая самооценка

Рисунок в углу - чувство вины, подавленность

Рисунок выходит за лист - страх, (или импульсивность)

СХЕМАТИЧНОСТЬ ИЛИ ДЕТАЛИЗАЦИЯ

Много разнообразных деталей в рисунке - демонстративность или творческое воображение (часто одно и другое - тесно переплетены)

Много однообразных деталей в рисунке - это либо:

  • а) ригидность (упёртость, стояние «на своём», отсутствие интереса к новациям),
  • б) тревожность «здесь и сейчас»,
  • в) стремление к перфекционизму.

Рисунок схематичен - возможны совершенно разные варианты (внимание!):

Астения,
- всё та же импульсивность,
- низкая эмоциональность,
- замкнутость как черта характера,
- подавленность «здесь и сейчас»

ВИД ФИГУРЫ (АН ФАС, ПРОФИЛЬ...)

Фигура стоит спиной - негативизм, конфликтность,
Фигура в профиль - негативизм,
Фигура в «три четверти» ничего не означает, означает только умение Автора рисовать,
Фигура лицом - ничего не означает.

ТИПАЖИ

Богач\бедняк - зацикленность на теме денег,
Военный - агрессивность (здоровая или нет - покажут другие детали),
Король, принцесса - очень высокая самооценка,
Роботы и пришельцы - их рисуют люди, испытывающие одиночество в группе, не вписывающиеся в коллектив, интроверты,
Клоун, шут - низкая самооценка,
Карикатурное изображение человека - демонстративность, негативизм, желание «уйти от разговора».

ЧАСТИ ТЕЛА

Если (кроме гениталий) какие-то части тела человека на рисунке отсутствуют , пропущены - это всегда означает одно: человек отрицает функцию этой части тела. Например, «забыв» нарисовать уши, человек показывает, что он не хочет кого-то или что-то слышать. Это часто трактуют как закрытость для критики. Однако это может означать и то, что человек просто устал от критики вполне конкретного лица, а не от критики вообще как таковой.

Укрупнение какой-либо части тела
- всегда означает повышенный интерес к её функции,

Искажения в правой части рисунка - несоблюдение социальных норм и конфликты с людьми, которые контролируют эти социальные нормы.

Слишком крупное туловище - неудовлетворённость потребностей,

Слишком короткое туловище - низкая самооценка.

Слишком вытянутая фигура
может говорить об:
- астении,
- либо о характере интроверта.

РУКИ

Длинные руки - страсть к накопительству,

Короткие руки:
- характер интроверта,
- склонность не идти до конца, «отступать»

Руки, прижатые к телу - сильное внутреннее напряжение,

Руки, сжатые в кулаки - попытка открыто проявить протест,

Ладони отсутствуют - нехватка общения или неумение общаться,

Очень большие ладони - очень высокая неудовлетворённость потребности в общении,

Заштрихованные (зачернённые) кисти и пальцы
- конфликтность,

НОГИ

Длинные ноги - стремление к автономии от других людей, членов семьи (желание убежать),

Короткие ноги
- подавленность,

Широко расставленные ноги:
- либо характер экстраверта,
- либо потребность в опоре

Плотно сведённые ноги
- характер интроверта,

Маленькие или не прорисованные стопы:
- непрактичность, слабая ориентация в бытовых вопросах,
- пассивность,
- иногда - зависимость от других людей.
- чётко прорисованные ноги - уверенность в себе.

Не хотите или не умеете рисовать? Не проблема! Это упражнение можно сделать с помощью психологических карт !

Упражнение 1 на картах "1000 Дорог": «Якобы части тела».

Необходимость данного упражнения - его высокая экологичность, точность и новизна!

Итак, вы помните «золотые азы» данного теста: даже неумело рисуя «человечка», экспериментируемый должен не забыть нарисовать человечку всё, исключая разве что гениталии, которые из скромности и боязни показаться «озабоченным», обычно никто и не рисует и ни один вменяемый психолог, кстати, этого и не потребует:)

Но! Если что-то «обычное и приличное» всё же пропущено, это означает одно: вы отрицаете функцию данной части тела! Нет ушей на рисунке - значит, в жизни я не хочу кого-то слушать...

А давайте по-юнгиански доверимся Бессознательному и сделаем всё то же самое, но при помощи карт "1000 Дорог! "

Так даже лучше – не нужно рисовать и позориться от того, что рисовать ты смехотворно не умеешь.

Это, кстати, (естественные стыд и раздражённость от неумения нарисовать – хотя психологи это отрицают) одна из причин «нервности нажима линий», «злобной штриховки» и общего плохого качества рисунка, включая гротеск и сатиру в изображении фигур.

Не клиент «невротик и психопат», просто его, взрослого человека, естественно бесит прямо здесь и сейчас, что его в детстве не водили на рисование, а сейчас вот выставляют дураком и заставляют демонстрировать свою неумелость в какой-то практике, вроде бега в мешках или ловли яблока на ниточке ртом.

А вас бы не бесила просьба психолога «станцевать на коньках» или «пропеть примерно арию Ленского», если вы этого не умеете? Психолог должен не превращаться в аниматора на свадьбе и помнить – с клиентом нужно работать экологично и стараться его не унижать своими креативными просьбами «представить что-то» и другими приколами.

Вот поэтому мы и будем работать с картами "1000 Дорог" , «рисуя» таким образом части тела нашего человечка!

***
В нашем упражнении «Тело в целом, Силуэт» присутствуют только следующие понятия-Позиции:

    Туловище,

    Руки и кисти,

    Ноги и ступни,

    «Правая» и «левая» часть рисунка.

Начнём?

ПЕРВАЯ ПОЗИЦИЯ ПРАВАЯ И ЛЕВАЯ ЧАСТИ РИСУНКА

Попросите клиента представить (презентировать) своего Человечка с помощью (спонтанных!!!) карт "1000 Дорог" .

Объясните клиенту, что у человека (как и у любого объекта) есть правая и левая сторона, разделяемые воображаемой осью симметрии.

Объясните клиенту, что живой человек всегда асимметричен, потому что его «левая сторона» всегда творческая и «волшебная», детская, а правая сторона – деловая, взрослая, серьёзная и ответственная за наши коммуникации с миром (и ЖКХ).

А теперь пускай клиент вытащит спонтанно (хорошо подумав) две карты и положит их рядышком – направо и налево, говоря при этом:

    вот так символически выглядит «детская» часть моего Человечка,

    а вот так выглядит его Взрослая грань личности.

    Он как бы создан из этих двух половинок!

А теперь анализируем карты!

Как читать «право-лево»?

Этот вопрос задают часто, но здесь всё очень просто: рисунок мы всегда читаем так, как мы, зрители, его видим! Это проще всего, и правильнее (но если ваш клиент хочет поспорить – Бог с ним, пусть читает рисунок так, как он «видит»).

Вы помните, что: «Любые искажения в правой части рисунка означают несоблюдение социальных норм и конфликты с людьми, которые контролируют эти социальные нормы» .

Какую же карту вытянула рука клиента? Гармоничную? Мирную? Или агрессивную, проблемную? Как сам клиент толкует эту карту? (Это самое главное!)

Так каковы же его отношения с нормами социума и с социумом вообще? Как он решает конфликты? Как вообще относится к людям? Есть ли люди на этой карте вообще?

Теперь самое время проводить терапию – ведь проблемы вы увидели воочию!

Придумайте вместе с клиентом мини-сказку по этой карте, цель которой – погасить конфликт, успокоить страхи – помогите в этом клиенту! Сказка по проблемной карте может начаться «за упокой», но закончиться она обязана «Во здравие»!

***
А теперь так же анализируем «левую» – творческую и детски-волшебную сторону нашего Человечка.

Из чего же из чего же из чего же сделаны наши девчонки?..

Что там у клиента с воображением и с «духовными мыслями», с юмором и с «полётом сознания»? По аналогии заметьте проблемы второй карты (если они есть), выслушайте рассказ клиента о карте и сочините вместе с ним вторую, исцеляющую сказку.

Гармонична ли симметрия?

Вас должно насторожить, если обе карты у клиента «взрослые», или обе «фантастичные». В первом случае, он сам перекрыл себе канал чудес, самоисцеления и роста, во втором случае, он просто неспособен выдержать бой с ЖКХ, даже самый несложный.

Сочиняя сказки, выровняйте баланс, радостно «приземлите» карту, которая требует здоровой приземлённости (покажите клиенту, что социум – это тоже здорово и не больно), и «возвысьте» карту, которая требует Сказки и Мечты.

ВТОРАЯ ПОЗИЦИЯ РУКИ НОГИ ТУЛОВИЩЕ

Первые две карты – это как бы «герб» вашего Человечка. Они красуются вверху стола как символ работы, как знамя на башне.

А теперь попросите клиента «сложить человечка» из карт "1000 Дорог ": туловище, две ручки и две ножки.

Пусть клиент думает не торопясь, смачно, со вкусом, и произносит вслух: «Вот его ручки (обе карты тянутся одновременно), вот его ножки, вот его тело белое...»

А теперь смотрим в карты и вспоминаем азы, приспосабливая их (по существу) к нашей новой работе.


Ноги. Ноги – это самое важное.

«На чём стоит» Человечек? Что его опора – символическая, философская? Хорошо ли ему там, где он очутился (не болото ли это)? Чисто ли там, безопасно ли? (Спросите у клиента, как ему это нравится). А кто там на карте – лежит, задрав ноги кверху? Почему ногами не пользуется по назначению, устал что ли? От чего?

А кто тут следы оставил? А кто тут стоит уже три часа, переминаясь с ноги на ногу?

А кто тут летает на крыльях, ног не имея? А кто тут в карете едет, используя ноги лошади?

Ноги – это заземлённость и опора, отсутствие страха перед бытием, чёткость и дерзкость, умение жить и выживать, не падать в грязь ничком.

Иногда слабость ног компенсирует что-то другое (фантастические крылья, например, или карета с лошадьми – везите меня вы).

Ваша задача выяснить – и насколько же хорошо это «другое» компенсирует клиенту слабость его «реальных ног»?.. Может быть вообще не компенсирует?

Клиент должен рассказывать Историю по карте, а вы регистрировать, есть ли у него проблемы по теми «Ноги», «Устойчивость», «Уверенное Движение» и «Заземление».

Как же укрепить ноги клиенту? Исправьте его Историю так, как найдёте нужным, используя в рассказе символы и образы ног, обуви, волшебных лекарств-снадобий, – по вашему ощущению и спонтанному озарению. Ноги у клиента должны быть. Крепкие. И ходячие.

Руки

Руки – это отношение к деньгам и собственности, к накопительству и жадности. А также отношение к агрессии, к войне, к вооружению. И наконец, к общению, к дружбе, к взаимопомощи.

В общем, руки бывают: загребущие, лупящие по башке кулаками и, наконец, дружелюбно протянутые, с мандаринкой в открытой ладошке...

И какие же руки у вашего клиента? Что говорят две карты "1000 Дорог "? Что тут можно исправить? За сколько сеансов?

Туловище. Сердце или Чрево?...

Есть люди, у которых сердце такое огромное, что занимает всё туловище. А есть люди, у которых главное – это брюхо, чрево. И лучше всего, если всего будет поровну. А если нет, то мы имеем или несносного истерика или животное, тупое и тоже несносное.

Ваш клиент вытащил одну карту – туловище Человечка. О чём говорит карта "1000 Дорог" ? А сам клиент что по ней рассказывает? Чего там больше – сердца или брюха? Уравновесьте, психолог, выровняйте клиенту баланс!

    Спросите клиента: «Что и как кушают твои влюблённые?». Пусть ответит подробно.

    Спросите: «Что снится твоему миллиардеру, о чём он порою плачет?»

Упражнение-2 Присаживаем Человечку Голову или «Типажи»

Итак, у нас всё готово, осталось на плечи голову посадить. Голова – штука социальная... Поэтому берём колоду "1000 Жизней".

Пусть клиент (как следует подумав и сделав священную паузу) вытащит наугад из колоды "1000 Жизней" голову своему Человечку! Та-да-да-дамм!!


А теперь клиент должен сказать несколько слов о своём человеке. Обращайте внимание на следующие акценты:

    тема «богач\бедняк» – клиент зациклен на теме денег,

    тема «короли, монархи, принцессы и царицы» – клиент имеет завышенную самооценку, инфантилен,

    тема «военные» – агрессивность, а здоровая, конструктивная или нет – вы поймёте,

    тема любых «фантастических вымышленных существ», «киборгов» – клиент очень одинок и сильный интроверт, его трудно разговорить, он раним,

    тема «не человек а карикатура на порядочного человека, преступник, подлец и негодяй» – сильный негативизм вообще, нежелание работать с психологом.

В целом – вам лучше смотреть не в схему, а прислушиваться к тому, что говорит сам клиент! Вы можете скорректировать «голову» человечка так же, как и в предыдущей части работы!

Хотите узнать, как еще можно работать с психологическими картами? Заходите в наш официальный интернет-магазин .

Елена Назаренко

Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. рисуночный тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование и тестирование .
(см. психология детского рисунка)

Суть методики рисуночного теста заключается в следующем:
Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану.

Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека.

Если первым нарисовано дерево , значит, основное для человека – жизненная энергия .

Если первым рисуется дом , то на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями .

Интерпретация признаков в тесте «Дом. Дерево. Человек»

«ДОМ» в психологическом рисуночном тесте ^

Дом старый, развалившийся – иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.

Дом вдали – чувство отвергнутости (отверженности).

Дом вблизи – открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимства.

План дома (проекция сверху) вместо самого дома – серьезный конфликт.

«СТЕНЫ» ^

Задняя стена, расположенная необычно – сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но, вместе с тем, есть сильные враждебные тенденции.

Контур задней стены значительно ярче (толще) по сравнению с другими деталями – субъект стремится сохранить (не потерять) контакта с реальностью.

Стена, отсутствие ее основы – слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу).

Стена с акцентированным контуром основы – субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу .

Стена с акцентированным горизонтальным измерением – плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект чувствителен к давлению среды.

Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен – предчувствие (угроза) катастрофы.
Стена: контуры линии слишком акцентированы – сознательное стремление сохранить контроль.

Стена: одномерная – изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.

Прозрачные стены – неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

Стена с акцентированным вертикальным измерением – субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

«ДВЕРИ» ^

Их отсутствие – субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Двери (одна или несколько), задние или боковые – отступление, отрешенность, избегание.

Двери открыты – первый признак откровенности, достижимости.

Двери открытые. Если дом жилой – это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).

Двери боковые (одна или несколько) – отчуждение, уединение, неприятие реальности. Значительная неприступность.

Двери очень большие – чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью .

Двери очень маленькие – нежелание впускать в свое «Я». Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.

Двери с огромным замком – враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

«ДЫМ» ^

Дым очень густой – значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).

Дым тоненькой струйкой – чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.

«ОКНА» ^

Первый этаж нарисован в конце – отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности.

Окна сильно открытые – субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсутствие стремления скрывать свои чувства.

Окна закрытые (занавешенные). Озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).

Окна без стекол – враждебность, отчужденность. Отсутствие окон на первом этаже – враждебность, отчужденность.

Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже – пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

«КРЫША» ^

Крыша – сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, символически выражают чувства субъекта, что им повелевают, независимо от собственной силы воли.

Крыша, жирный контур, несвойственный рисунку, – фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.

Крыша, тонкий контур края – переживание ослабления контроля фантазии.

Крыша, толстый контур края – чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).

Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом – плохая личностная организация.

Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлеванием за стены – усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.

«КОМНАТА» ^

Ассоциации могут возникнуть в связи с:
1) человеком, проживающим в комнате,
2) интерперсональными отношениями в комнате,
3) предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым ей).

Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоциональную окраску.

Комната, не поместившаяся на листе — нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом.

Субъект выбирает ближайшую комнату – мнительность.

Ванна – выполняет санитарную функцию. Если манера изображения ванны значима, возможно нарушение этих функций.

«ТРУБА» ^

Отсутствие трубы – субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.

Труба почти невидима (спрятана) – нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

Труба нарисована косо по отношению к крыше – норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.

Водосточные трубы – усиленная защита и обычно мнительность.

Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) – усиленные защитные установки (и обычно повышенная мнительность).

«ДОПОЛНЕНИЯ» ^

Прозрачный, «стеклянный» ящик символизирует переживание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом.

Деревья часто символизируют различные лица. Если они как будто «прячут» дом, может иметь место сильная потребность зависимости при доминировании родителей.

Кусты иногда символизируют людей. Если они тесно окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.

Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе стороны дорожки – незначительная тревога в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.

Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована – показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.

Дорожка очень длинная – уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.

Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся у дома – попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.

Погода (какая погода изображена) – отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.

Цвет; обычное его использование: зеленый – для крыши; коричневый – для стен;
желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно:
1) среда к нему враждебна,
2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.

Количество используемых цветов: хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно использует не меньше двух и не более пяти цветов.

Субъект, раскрашивающий дом семью-восемью цветами, в лучшем случае является очень лабильным.

Использующий всего один цвет боится эмоционального возбуждения.

«ВЫБОР ЦВЕТА» ^

Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.

Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) – чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым.

Перспектива, рисунок изображен вдали – желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует.

Перспектива, признаки «потери перспективы» (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены – не умеет изображать глубину) – сигнализирует о начинающихся сложностях интегрирования, страх перед будущим (если вертикальная боковая линия находится справа) или желание забыть прошлое (линия слева).

Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует по меньшей мере четыре отдельные стены, на которых даже двух нет в том же плане) – чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.

Размещение рисунка над центром листа – чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что:

1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели;

2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);

3) субъект склонен держаться в стороне.

Размещение рисунка точно в центре листа – незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради со-хранения психического равновесия.

Размещение рисунка ниже центра листа – чем ниже рисунок по от-ношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:

1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение;

2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.
Размещение рисунка в левой стороне листа – акцентирование прошлого.

Размещение рисунка в левом верхнем углу листа – склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.

Размещение рисунка на правой половине листа – субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего.

Рисунок выходит за левый край листа – фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.

Выход за правый край листа – желание «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль над ситуацией.

Выход за верхний край листа – фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.

Контуры очень прямые – ригидность.

Контур эскизный, применяемый постоянно – в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем – указание на неспособность к четкой позиции.

№ Выделяемый признак
1. Схематическое изображение
2. Детализированное изображение
3. Метафорическое изображение
4. Городской дом
5. Сельский дом
6. Заимствование из литературного или сказочного сюжета
7. Наличие окон и их количество
8. Наличие дверей
9. Труба с дымом
10. Ставни на окнах
11. Размер окон
12. Общий размер дома
13. Наличие палисадника
14. Наличие людей рядом с домом и в доме
15. Наличие крыльца
16. Наличие штор на окнах
17. Наличие растений (количество)
18. Количество животных
19. Наличие пейзажного изображения (облака, солнце, горы и т.д.)
20. Наличие штриховки по шкале интенсивности 1,2,3
21. Толщина линий по шкале интенсивности 1, 2, 3
22. Дверь открытая
23. Дверь закрытая

«Человек» в психологическом рисуночном тесте ^

Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

Голова большая – неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.

Голова маленькая – переживание интеллектуальной неадекватности.

Нечеткая голова – застенчивость, робость. Голова изображается в самом конце – межперсональный конфликт.

Большая голова у фигуры противоположного пола – мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.

Орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.

Подчеркнута шея – потребность в защитном интеллектуальном контроле.

Чрезмерно крупная шея – осознание телесных импульсов, старание их контролировать.

Длинная тонкая шея – торможение, регрессия.

Толстая короткая шея –уступки своим слабостям и желаниям, выражение не подавленного импульса.

Признак физической силы или потребности во власти.

Плечи чрезмерно крупные – ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.

Плечи мелкие – ощущение малоценности, ничтожности.

Плечи слишком угловатые – признак чрезмерной осторожности, защиты.

Плечи покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.

Плечи широкие – сильные телесные импульсы.

Символизирует мужественность.

Туловище угловатое или квадратное – мужественность.

Туловище слишком крупное – наличие неудовлетворенных, остро-осознаваемых субъектом потребностей.

Туловище ненормально маленькое – чувство унижения, малоценности.

Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это сенсорный контакт с действительностью.

Лицо подчеркнуто – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

Подбородок слишком подчеркнут – потребность доминировать.

Подбородок слишком крупный – компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.

Уши слишком подчеркнуты – возможны слуховые галлюцинации. Встречаются у особо чувствительных к критике.

Уши маленькие – стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.

Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы – сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

Глаза изображены как пустые глазницы – значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.

Глаза выпучены – грубость, черствость.

Глаза маленькие– погруженность в себя.

Подведенные глаза – грубость, черствость.

Длинные ресницы – кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

Полные губы на лице мужчины – женственность.

Рот клоуна – вынужденная приветливость, неадекватные чувства.

Рот впалый – пассивная значимость.

Нос широкий, выдающийся, с горбинкой – презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.

Ноздри – примитивная агрессия.

Зубы четко нарисованы – агрессивность.

Лицо неясное, тусклое – боязливость, застенчивость.

Выражение лица подобострастное – незащищенность.

Лицо, похожее на маску – осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.

Брови редкие, короткие ~– презрение, изощренность.

Признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней).

Волосы сильно заштрихованы – тревога, связанная с мышлением или воображением.

Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову – субъектом управляют враждебные чувства.

Руки – орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях.

Широкие руки (размах рук) – интенсивное стремление к действию.

Руки шире у ладони или у плеча – недостаточный контроль действий и импульсивность.

Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вытянутые в стороны – субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.

Руки скрещены на груди – враждебно-мнительная установка.

Руки за спиной – нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений.

Руки длинные и мускулистые – субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации.

Руки слишком длинные – чрезмерно амбициозные стремления.

Руки расслабленные и гибкие – хорошая приспособляемость в меж-персональных отношениях.

Руки напряженные и прижатые к телу – неповоротливость, ригидность.

Руки очень короткие – отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.

Руки слишком крупные – сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.

Отсутствие рук – чувство неадекватности при высоком интеллекте.

Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне– социально-ролевой конфликт.

Руки изображены близко к телу – напряжение.

Большие руки и ноги у мужчины – грубость, черствость.

Сужающиеся руки и ноги – женственность.

Руки длинные – желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.

Руки длинные и слабые – зависимость, нерешительность, потребность в опеке.

Руки, повернутые в стороны, достающие что-то – зависимость, желание любви, привязанности.

Руки вытянуты по бокам – трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.

Руки сильные – агрессивность, энергичность.

Руки тонкие, слабые – ощущение недостаточности достигнутого.

Рука как боксерская перчатка – вытесненная агрессия.

Руки за спи-ной или в карманах – чувство вины, неуверенность в себе.

Руки неясно очерчены – нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.

Руки большие – компенсация ощущаемой слабости и вины.

Руки отсутствуют в женской фигуре – материнская фигура воспринимается как не любящая, отвергающая, не поддерживающая.

Пальцы отделены (обрублены) – вытесненная агрессия, замкнутость.

Большие пальцы – грубость, черствость, агрессия.

Пальцев больше пяти – агрессивность, амбиции.

Пальцы без ладоней – грубость, черствость, агрессия.

Пальцев меньше пяти – зависимость, бессилие.

Пальцы длинные – скрытая агрессия.

Пальцы сжаты в кулаки – бунтарство, протест.

Кулаки прижаты к телу – вытесненный протест.

Кулаки далеко от тела – открытый протест.

Пальцы крупные, как гвозди (шипы) – враждебность.

Пальцы одномерные, обведены петлей – сознательные усилия против агрессивного чувства.

Ноги непропорционально длинные – сильная потребность независимости и стремление к ней.

Ноги слишком короткие – чувство физической или психологической неловкости.

Рисунок начат со ступней и ног – боязливость.

Ступни не изображены – замкнутость, робость.

Ноги широко расставлены – откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).

Ноги неодинаковых размеров – амбивалентность в стремлении к независимости.

Ноги отсутствуют – робость, замкнутость.

Ноги акцентированы – грубость, черствость.

Ступни – признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.

Ступни непропорционально длинные – потребность безопасности. Потребность демонстрировать мужественность.

Ступни непропорционально мелкие – скованность, зависимость.

Лицо изображено так, что виден затылок – тенденция к замкнутости.

Голова в профиль, тело анфас – тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.

Человек, сидящий на краешке стула – сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение.

Человек, изображенный бегущим – желание убежать, скрыться от кого-либо.

Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой и левой стороне – отсутствие личного равновесия.

Человек без определенных частей тела указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).

Человек в слепом бегстве – возможны панические страхи.

Человек в плавном легком шаге – хорошая приспособляемость.

Человек – абсолютный профиль – серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

Профиль амбивалентный – определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны – особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

Неуравновешенная стоячая фигура – напряжение.

Куклы – уступчивость, переживание доминирования окружения.

Робот вместо мужской фигуры – деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.

Фигура из палочек – может означать увиливание и негативизм.

Фигура Бабы-Яги – открытая враждебность к женщинам.

Клоун, карикатура – свойственное подросткам ощущение неполноценности. Враждебность, самопрезрение.

Тучи – боязливая тревога, опасения, депрессия.

Забор для опоры, контур земли – незащищенность. Фигура человека на ветру – потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте.

Линия основы (земли) – незащищенность. Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка, придает стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества, например, «мальчик катается на тонком льду». Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже – под человеком.

Оружие – агрессивность.

Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка – сфера конфликта.

Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы – зависимость.

Контур. Нажим. Штриховка. Расположение Мало гнутых линий, много острых углов – агрессивность, плохая адаптация.

Закругленные (округленные) линии – женственность. Комбинация уверенных, ярких и легких контуров – грубость, черствость.

Контур неяркий, неясный – боязливость, робость. Энергичные, уверенные штрихи – настойчивость, безопасность.

Линии неодинаковой яркости – напряжение.

Тонкие продленные линии – напряжение.

Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, – изоляция.

Эскизный контур – тревога, робость.

Разрыв контура – сфера конфликтов.

Подчеркнута линия – тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали).

Зубчатые, неровные линии – дерзость, враждебность.

Уверенные твердые линии – амбиции, рвение.

Яркая линия – грубость.

Сильный нажим – энергичность, настойчивость. Большая напряженность.

Легкие линии – недостаток энергии.

Легкий нажим – низкие энергетические ресурсы, скованность.

Линии с нажимом – агрессивность, настойчивость.

Неровный, неодинаковый нажим – импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.

Изменчивый нажим –эмоциональная нестабильность, лабильные на-строения.

Если человек возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет –удлиняются.

Прямые штрихи – упрямство, настойчивость, упорство.

Короткие штрихи – импульсивное поведение.

Ритмичная штриховка – чувствительность, сочувствие, раскованность.

Короткие, эскизные штрихи – тревога, неуверенность.

Штрихи угловатые, скованные – напряженность, замкнутость.

Горизонтальные штрихи – подчеркивание воображения, женственность, слабость.

Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи – незащищенность, недостаток упорства, настойчивости.

Вертикальные штрихи – упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.

Штриховка справа налево – интраверсия, изоляция.

Штриховка слева направо – наличие мотивации.

Штриховка от себя – агрессия, экстраверсия.

Стирания – тревожность, опасливость.

Частые стирания – нерешительность, недовольство собой.

Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) – это хороший знак.

Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка – наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта.

Стирание без попытки перерисовать (т.е. поправить) – внутренний конфликт или конфликт собственно этой деталью (или с тем, что она символизирует).

Большой рисунок – экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию.

Маленькие фигуры – тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности.

Очень маленькая фигура с тонким контуром – скованность, чувство собственной малоценности и незначительности.

Рисунок у самого края листа – зависимость, неуверенность в себе.

Рисунок на весь лист – компенсаторное превознесение себя в воображении.

Здесь важно их знание, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтересованности субъекта такими вещами, степень реализма, с которым он их воспринимает; относительную значимость, которую он им придает; способ соединения этих деталей в совокупность.

Детали существенные – отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недалеком прошлом характеризовался средним или более высоким интеллектом, чаще показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.

Избыток деталей – «неизбежность телесности» (неумение ограничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении.

Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.

Лишнее дублирование деталей – субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.

Недостаточная детализация – тенденции к замкнутости.

Особо щепетильная детализация – скованность, педантичность.

Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его – критерии неутерянного контакта с реальностью.

Принятие задания с минимальным протестом – хорошее начало, за которым следует усталость и прерывание рисования.

Извинения из-за рисунка – недостаточная уверенность.

По ходу рисования уменьшаются темп и продуктивность – быстрое истощение.

Название рисунка – экстраверсия, потребность и поддержка. Мелочность.

Подчеркнута левая половина рисунка – идентификация с женским полом.

Упорно рисует, несмотря на трудности – хороший прогноз, энергичность.

Сопротивление, отказ от рисования – сокрытие проблем, нежелание раскрыть себя.

«Дерево» в психологическом рисуночном тесте ^

Интерпретация по К. Коху исходит из положений К. Юнга (дерево – символ стоящего человека).

Корни – коллективное бессознательное.

Ствол – импульсы, инстинкты, примитивные стадии.

Ветви – пассивность или противостояние жизни.

Интерпретация рисунка дерева всегда содержит постоянное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, плоды, пейзаж). Как уже отмечалось, интерпретация К. Коха была направлена в основном на выявление патологических признаков и особенностей психического развития.

Земля приподнимается к правому краю рисунка – задор, энтузиазм.

Земля опускается к правому краю листа – упадок сил, недостаточность стремлений.

Корни меньше ствола – тяга к спрятанному, закрытому.

Корни равны стволу – более сильное любопытство, уже представляющее проблему.

Корни больше ствола – интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.

Корни обозначены чертой – детское поведение в отношении того, что держится в секрете.

Корни в виде двух линий – способность к различению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.

Симметрия – стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, моральные проблемы.

Расположение на листе двойственное – отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т.е. к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения.

Центральная позиция – желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности в жесткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки.

Расположение слева направо – увеличивается направленность на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении.

Круглая крона – экзальтированность, эмоциональность.

Круги в листве – поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувства покинутости и разочарования.

Ветви опущены – потеря мужества, отказ от усилий.

Ветви вверх – энтузиазм, порыв, стремление к власти.

Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов, самораспыление. Суетливость, чувствительность к окружающему, отсутствие противостояния ему.

Листва-сетка, более или менее густая – большая или меньшая ловкость в избежании проблемных ситуаций.

Листва из кривых линий – восприимчивость, открытое принятие окружающего.

Открытая и закрытая листва на одном рисунке – поиски объективности.

Закрытая листва – охрана своего внутреннего мира детским способом.

Закрытая густая листва – скрытая агрессивность.

Ветви выходят из одного участка на стволе – детские поиски защиты, норма для ребенка семи лет.

Ветви нарисованы одной линией – бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.

Толстые ветви – хорошее различение действительности.

Листья-петельки – предпочитает использовать обаяние.

Пальма – стремление к перемене мест.

Листва-сетка – уход от неприятных ощущений.

Листва как узор – женственность, приветливость, обаяние.

Плакучая ива – недостаток энергии, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений.

Зачернение, штриховка – напряжение, тревожность.

Заштрихованный ствол – внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.

Ствол в форме разломанного купола – желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач.

Ствол из одной линии – отказ реально смотреть на вещи.

Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми – может само-утверждаться и действовать свободно.

Листва тонкими линиями – тонкая чувствительность, внушаемость.

Ствол линиями с нажимом – решительность, активность, продуктивность.

Линии ствола прямые – ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.

Линии ствола кривые – активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.

«Вермишель» – тенденция к скрытности ради злоупотреблений, не-предвиденные атаки, скрытая ярость.

Ветви не связаны со стволом – уход от реальности, несоответствующей желаниям, попытка «убежать» в мечты и игры.

Ствол открыт и связан с листвой – высокий интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить внутренний мир.

Ствол оторван от земли – недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.

Ствол ограничен снизу – ощущение несчастья, поиск поддержки.

Ствол расширяется книзу – поиск надежного положения в своем кругу.

Ствол сужается книзу – ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое «Я» против беспокойного мира.

Общая высота – нижняя четверть листа – зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти.

Нижняя половина листа – менее выраженная зависимость и робость.

Три четверти листа – хорошее приспособление к среде.

Лист использован целиком – хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.

Острая вершина – защищается от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад; желание действовать на других, атакует или защищается, трудности в контактах; хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти; поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности.

Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) – детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции.

Два дерева – могут символизировать себя и другого близкого человека (см. положение на листе и другие моменты интерпретации).

Добавление к дереву различных объектов – трактуется в зависимости от конкретных объектов.

Пейзаж – означает сентиментальность.

Переворачивание листа – независимость, признак интеллекта, рассудительность.

Земля изображена одной чертой – сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.

Земля изображена несколькими различными чертами – действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале.

Несколько совместных линий, изображающих землю и касающихся края листа–спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.




Top