Быт и традиции народов южной америки проект. Московский государственный университет печати

Лекция № 8 (2 часа) Обычаи и традиции народов Южной (Латинской) Америки. Территория. Современные государства Южной Америки. Современная численность населения. Обитатели Южной Америки до начала европейской колонизации. Расы и этносы. Этническая история народов Южной Америки. Материальная и духовная культура. Хозяйственная деятельность. Семья. Быт. Обряды и традиции. Современные центры международного туризма. Особенности поведения туристов в странах Южной Америки.

Семинарское занятие № 9 (2 часа) Южная Америка после завоеваний и колонизации европейцами. Расовая и этническая история. Трансформация этнического самосознания. Культуры и этносы Южной Америки в постколониальные эпохи. Процессы конвергенции обрядов и традиций под влиянием европейской культуры.

Самостоятельная работа (4 часа) По рекомендуемым источникам составьте конспект, отразив в нем следующие вопросы: Обычаи и традиции народов Южной Америки. Территория. Современные государства Южной Америки. Современная численность населения. Обитатели Южной Америки до начала европейской колонизации. Расы и этносы. Этническая история народов Южной Америки.Южная Америка после завоеваний и колонизации европейцами. Расовая и этническая история. Трансформация этнического самосознания. Культуры и этносы Южной Америки в постколониальные эпохи. Процессы конвергенции обрядов и традиций под влиянием европейской культуры. Материальная и духовная культура. Хозяйственная деятельность. Семья. Быт. Современные центры международного туризма. Особенности поведения туристов в странах Южной Америки.

Раздел 5. Обычаи и традиции народов арабского Востока

Тема 5.1 Роль ислама и суфизма в становлении обычаев и традиций народов арабского Востока

Лекция № 9 (2 часа) Современный исламский мир. История территориального расселения, расовый и этнический состав. Исламские традиции в хозяйственной и семейно-бытовой жизни этносов. Понятие суфизма и его роль в традициях и обычаяхнародов арабского Востока. Особенности материальной и духовной культур. Современные центры международного туризма. Особенности поведения туристов в странах арабского Востока.

Семинарское занятие № 10 (2 часа) Обычаи и традиции народов стран Магриба, Ближнего и Среднего Востока. Этническая история народов региона.Исламские традиции в хозяйственной и семейно-бытовой жизни этносов арабского Востока. Понятие суфизма и его роль в традициях и обычаях народов арабского Востока.

Самостоятельная работа (4 часа).

По рекомендуемым источникам составьте конспект, отразив в нем следующие вопросы:Современный исламский мир. История территориального расселения, расовый и этнический состав. Исламские традиции в хозяйственной и семейно-бытовой жизни этносов. Особенности материальной и духовной культур. Современные центры международного туризма. Особенности поведения туристов в странах арабского Востока.Обычаи и традиции народов стран Магриба, Ближнего и Среднего Востока. Этническая история народов региона.

Форма контроля: опрос на семинарском занятии, подготовка рефератов.

Тема 5.2 Проблема экспансии обычаев и традиций народов арабского Востока

Лекция № 10 (2 часа)

Понятие экспансии. Арабская экспансия в страны Европы и Америки. Модернизация ислама. Исламский панисламизм. Исламский национализм и ваххабизм. Исламское противостояние и проблема экспансии терроризма и исламского экстремизма.Участие ваххабитов в совершении преступлений террористической направленности. Опасность террористической угрозы для России и всего мирового сообщества в настоящее время. Роль пропаганды в разъяснении отличий обычаев и традиций исламистов и ваххабитов. «Теория ориентализма» Э. Саида: подход к осмыслению проблемы Восток – Запад.

Невозможно описать население Южной Америки пользуясь только критериями этнического происхождения. Слишком большим упрощением будет описать Гайанское общество как общество различных расовых групп. Такие термины, как индоГайанцы и афроГайанцы относятся к этнической самобытности. Но значительные физические и культурные различия существуют между этническими общностями. Такое разделение может привести к ошибочному мнению, что существует две Гайаны с совершенно разными происхождением, поведением и политическими и экономическими интересами в одной и той же стране.

Все группы иммигрантов адаптировались к доминирующей в колонии британской культуре. Во многих отношениях потомки различных групп иммигрантов похожи друг на друга больше, чем на своих далеких предков. Кроме того, потомки иммигрантов вышли за пределы своих прежних социальных ниш. ИндоГайанцев можно найти не только на плантациях сахарного тростника и риса, но и в городах, где некоторые из них стали предпринимателями, специалистами или просто рабочими. АфроГайанцев также можно найти на всех уровнях Гайанского общества.

У всех иммигрантов в Гайане есть общий опыт. Они все работали на плантациях. Изменился с отменой рабства характер рабочей силы, но не сам труд. Индийцы выполняли ту же работу, как и африканские рабы, перед ними, жили в таком же жилье, как и бывшие рабы. Все иммигранты подвергались доминирующему влиянию британской системы ценностей, и им негде было сохранить свои ценности.

Африканцы считают себя принадлежащими к различным культурным группам, индийское общество также было дифференцировано по религии и кастам. Для англичан, однако, принадлежность к расе была единственным признаком, и все индусы классифицировались в одну группу, а все африканцы в другую.

Наибольшее влияние на ассимиляцию оказало употребление языка. Английский язык стал основным языком всех Гайанцев, за исключением некоторых стариков и некоторых американских индейцев. Универсальное использование английского языка оказалось мощной объединяющей культурной силой.

Потомки групп иммигрантов становились все более англизированными. Культурные различия слабели. И даже физические различия размывались посредством смешанных браков. Культурные различия сохраняют свое символическое значение. Многие из этих культурных отличий не передавались по наследству, а возникали на месте. Например, Гайанский индуизм ближе к исламу и христианству, чем на самой родине индуизма.Человечеству свойственно мыслить стереотипами. Так и население Южной Америки разбивается на стереотипные группы самим же населением Южной Америки.


Расовый стереотип развивался в Гайане в начале основания колонии. Британские плантаторы характеризовали африканцев как физически сильных, но ленивых и безответственных. Индийцы характеризовались как трудолюбивые, но клановые и жадные. В некоторой степени эти стереотипы были признаны самими иммигрантами, причем позитивные стереотипы охотно приписывались себе, а негативные стереотипы - другим.

В процессе развития страны стереотипами объяснялись особенности поведения представителей различных национальностей. Африканцы были охарактеризованы как недальновидные, когда они отказались работать за низкую заработную плату на плантациях или заключать с плантаторами долгосрочные договоры. Индийцы были названы эгоистичными, когда все усилия направили на максимальное приобретение капитала.

В современной Гайане стереотипам менее подвержены этнические признаки. Большее значение сейчас имеют другие различия. Существует градация на "столичные" манеры и манеры "кули". Однако, то, что считается столичными манерами в провинции, одновременно может быть признано манерами кули в самой столице.

Наряду с этими стереотипами сохраняется и колониальное отношение к европейским странам, когда идеализировались все британские обычаи, нравы и поведение. Сохранению евроцентризма способствовала британская система образования. Представление о превосходстве британской культуры было признано и принято среди рабов. В частности, бывшие рабы до сих пор считают, что приверженность христианству есть признак цивилизованности человека.

Средний класс, который образовывался с конца девятнадцатого века из среды афроГайанцев и индоГайанцев основывался также в основном на британских ценностях, представление о которых было как о самых прогрессивных и цивилизованных.

Невозможно описать население Южной Америки пользуясь только критериями этнического происхождения. Слишком большим упрощением будет описать Гайанское общество как общество различных расовых групп. Такие термины, как индоГайанцы и афроГайанцы относятся к этнической самобытности. Но значительные физические и культурные различия существуют между этническими общностями. Такое разделение может привести к ошибочному мнению, что существует две Гайаны с совершенно разными происхождением, поведением и политическими и экономическими интересами в одной и той же стране.

Все группы иммигрантов адаптировались к доминирующей в колонии британской культуре. Во многих отношениях потомки различных групп иммигрантов похожи друг на друга больше, чем на своих далеких предков. Кроме того, потомки иммигрантов вышли за пределы своих прежних социальных ниш. ИндоГайанцев можно найти не только на плантациях сахарного тростника и риса, но и в городах, где некоторые из них стали предпринимателями, специалистами или просто рабочими. АфроГайанцев также можно найти на всех уровнях Гайанского общества.

У всех иммигрантов в Гайане есть общий опыт. Они все работали на плантациях. Изменился с отменой рабства характер рабочей силы, но не сам труд. Индийцы выполняли ту же работу, как и африканские рабы, перед ними, жили в таком же жилье, как и бывшие рабы. Все иммигранты подвергались доминирующему влиянию британской системы ценностей, и им негде было сохранить свои ценности.

Африканцы считают себя принадлежащими к различным культурным группам, индийское общество также было дифференцировано по религии и кастам. Для англичан, однако, принадлежность к расе была единственным признаком, и все индусы классифицировались в одну группу, а все африканцы в другую.

Наибольшее влияние на ассимиляцию оказало употребление языка. Английский язык стал основным языком всех Гайанцев, за исключением некоторых стариков и некоторых американских индейцев. Универсальное использование английского языка оказалось мощной объединяющей культурной силой.

Потомки групп иммигрантов становились все более англизированными. Культурные различия слабели. И даже физические различия размывались посредством смешанных браков. Культурные различия сохраняют свое символическое значение. Многие из этих культурных отличий не передавались по наследству, а возникали на месте. Например, Гайанский индуизм ближе к исламу и христианству, чем на самой родине индуизма.Человечеству свойственно мыслить стереотипами. Так и население Южной Америки разбивается на стереотипные группы самим же населением Южной Америки.


Расовый стереотип развивался в Гайане в начале основания колонии. Британские плантаторы характеризовали африканцев как физически сильных, но ленивых и безответственных. Индийцы характеризовались как трудолюбивые, но клановые и жадные. В некоторой степени эти стереотипы были признаны самими иммигрантами, причем позитивные стереотипы охотно приписывались себе, а негативные стереотипы - другим.

В процессе развития страны стереотипами объяснялись особенности поведения представителей различных национальностей. Африканцы были охарактеризованы как недальновидные, когда они отказались работать за низкую заработную плату на плантациях или заключать с плантаторами долгосрочные договоры. Индийцы были названы эгоистичными, когда все усилия направили на максимальное приобретение капитала.

В современной Гайане стереотипам менее подвержены этнические признаки. Большее значение сейчас имеют другие различия. Существует градация на "столичные" манеры и манеры "кули". Однако, то, что считается столичными манерами в провинции, одновременно может быть признано манерами кули в самой столице.

Наряду с этими стереотипами сохраняется и колониальное отношение к европейским странам, когда идеализировались все британские обычаи, нравы и поведение. Сохранению евроцентризма способствовала британская система образования. Представление о превосходстве британской культуры было признано и принято среди рабов. В частности, бывшие рабы до сих пор считают, что приверженность христианству есть признак цивилизованности человека.

Средний класс, который образовывался с конца девятнадцатого века из среды афроГайанцев и индоГайанцев основывался также в основном на британских ценностях, представление о которых было как о самых прогрессивных и цивилизованных.

На сегодняшний момент Южная Америка - континент с населением более трехсот миллионов человек, численность которого постоянно увеличивается. Вследствие непростых обстоятельств истории «покорения» Америки здесь наблюдается сложный и многонациональный этнический состав, в котором расовые признаки значительно перемешаны.

Племена древних индейцев попали на Южноамериканский континент более 20 тысяч лет назад из Северной Америки, постепенно расселяясь по всему материку. Потом в 16 веке началась эпоха европейского колонизаторства, сначала сюда приплыли португальцы и испанцы, чуть позже переселенцы из других европейских стран - немцы, англичане, французы и т.д. Коренное население страны - южноамериканские племена индейцев жестоко истреблялись, уничтожалась их древняя культура, разрушались древние города, храмы и святилища. В последующие годы, после того как большая часть индейского народа была бездумно уничтожена, в качестве рабов было завезено большое количество негров с Африканского континента. Результат такого стремительного и довольно кровавого заселения Южной Америки - пестрый этнический состав материка.

Коренные жители в доколумбовскую эпоху

В то время, когда европейцы «окрыли» для себя Новый Свет, коренное население обоих материков находилось на разных этапах развития, и если на севере Америки племена собирали грибы и ягоды, и жили первобытнообщинным строем, то на территории Центральной и Южной Америки, индейские племена уже создавали государства и целые цивилизации, строили классовые отношения и творили уникальные памятники культуры, науки и зодчества, ставшие впоследствии настоящими феноменами и загадками для всех ученых умов мира

Племена, жившие на востоке от Анд, охотились и собирали дары природы, находились на довольно низком уровне развития, практиковали основы первобытнообщинного строя.

(Древнее исчезающее племя )

Высокоразвитые индейские племена, которые жили в горных районах Анд и на побережье Тихого океана (современная территория Колумбии, Перу, Чили), они создали здесь первые государства с развитым земледелием и разведением домашнего скота, здесь развивались ремесла, различные прикладные искусства и научные знания. Это древние цивилизации инков, майя, культуры Чавин, Мочика и др.

Жители крайней южной части Южноамериканского континента, жившие на архипелаге островов Огненная земля (современная провинция Аргентины и часть Чили) - огнеземельцы, это племена она, алакалуфы, яганы, ко времени европейской экспансии находились на низком уровне развития, ходили в шкурах животных, имели каменное и костяное оружие, охотились на гуанако (предок домашней ламы) и ловили рыбу в океане на утлых суденышках из бересты.

(Мужчины племени долины реки Амазонка )

На ступеньку выше в развитии стояли индейские племена, жившие в долине рек Ориноко и Амазонка в центре и на севере континента (племена языковых групп араваков, карибов, тупи-гуарани), которые занимались охотой, оружие - лука и трубки с отравленными стрелами (знаменитый яд кураре), выращивали кукурузу, маниоку, табак, хлопок, форма социальной организации - родовая община.

На севере Анд (современная Колумбии) в долине реки Богота народом чибча было организовано индейское государство народов чибча-муиска с довольно развитой культурой, в пределах современного Перу, Боливии и Эквадора существовала культура индейского племени кечуа.

Культура и быт древних индейцев

(Племя Ирокезы )

Наиболее известной и подробно изученной является культура древней Империи Инков или Таунтинсуйю («четыре соединенные стороны света»), которая образовалась во втором веке нашей эры путем захватнических войн, когда одно из горных племен завевало обширные соседние земли, где жили такие племена как аймара, кеуар, уальякан и т.д и объединило их все в одно мощное инкское государство. В 14-15 веке, на которые пришлась эра захватнической европейской колонизации, Империя Инков занимала огромные территории сегодняшних Эквадора, Перу, Боливии, некоторых частей Аргентины, Колумбии и Чили. Специально построенная столица государства - Куско, язык - кечуа, первый правитель (Верховный Инка) - Манко Капаку.

(Воины Ирокезов )

Подобно Римской империи главной силой этой державы была армия, её обеспечением занимался весь народ, регулярно оплачивая в казну налоги на её содержание. Покоренным народам разрешалась верить в свои божества, но обязательным было поклонение верховному богу Солнца инков - Инти. Население жило в каменных домах, построенных из таких горных пород как известняк, базальт, диорит и т.д. Дома обычных жителей были незамысловатыми и скромными, зато дома знати, жрецов и правителей украшалась золотыми и серебряными пластинами. Архитектура древних инков отличается суровостью и аскетичностью, дворцы и храмы подавляют своей мощью и величием, для их возведения использовались огромные монолитные глыбы, плотно подогнанные по размеру и не скрепленные никаким раствором. Ансамбль храмов Кориканча («Золотой храм») в столице инков Куско - вершина зодчества инков. В нем находились золотой алтарь и золотой диск бога Солнца Инти, он был разрушен и разграблен испанцами. Сейчас на его развалинах находится собор Санта-Доминго.

(Мачу-Пикчу - древний город Инков на вершине горы, возвышаясь над долиной реки Урубамбы )

Древние инки были искусными ремесленниками, они добывали руды горных металлов и умели обрабатывать золото, бронзу, делали удивительные по красоте ювелирные украшения, которые позже были переплавлены на золотые слитки и увезены в Испанию конкистадорами-завоевателями. Письменности как таковой у инков не было, считается, что они передавали и хранили информацию с помощью специального узелкового письма «кипу».

Все население империи делилось на социальные классы и профессии, основой социальной пирамиды инков лежало понятие айлью, состоящее из семейных кланов, живших на одной земле и сообща её обрабатывающих, занимавшихся общим разведением скота и деливших урожай на всех. Главой государства был Единственный Инка - верховный правители и главный жрец бога Солнца.

В начале 16 века, когда испанский конкистадор Франсиско Писарро пришел на земли Империи, в связи с острой междоусобной борьбой за власть она уже находилась на грани развала, была быстро завоевании и разграблена, древняя цивилизация инков прекратила свое существование. Сегодня от неё остались только развалины древнего города Мачу-Пикчу в горах Перу.

Также древнейшим цивилизациями на территории современной Мексики, Белиза, Гватемалы, Гондураса, и Сальвадора, государств Латинской Америки, считаются культуры майя и ацтеков.

(Древние Майя )

Майя - ярчайший пример индейской докуломбовской цивилизации, которая и сегодня для всех остается загадкой и научным феноменом. Начала свое существование в начале нашей эры, и к приходу конкистадоров находилась уже в глубоком упадке. Это уникальный народ, существуя в условиях каменного века и не умея добывать и обрабатывать металл, не имея средств передвижения и животных для перевозки грузов, разработали удивительно точный солнечный календарь, имели сложную иероглифическую письменность, предсказывали затмения Луны и Солнца, вычисляли движение планет. Именно майя создали неповторимые шедевры строительного искусства, которые известны и сейчас по всему миру (пирамиды Майя в древних городах Теотиуаукане, Чолула и Чечен-Ица). Цивилизация майя погибла в 11 веке, еще до прихода конкистадоров, которые застали уже остатки былого могущества, почему это произошло до сих пор неизвестно.

(Храм надписей древней цивилизации Майя - визуализация )

Цивилизация ацтеков существовала на территории современной Мексики в период с 14 по 16 век нашей эры. Столицей древнего государства ацтеков был Теночтитлан на озере Тескоко, который представлял собой огромный город, расположенный на нескольких островах посредине озер, соединявшихся между собой дамбами. Везде были проложены отличные каменные дороги, его улицы пересекались каналами, каменные дворцы и храмы находились в зелени садов. Ацтеки были великолепными резчиками по дереву, скульпторами, ремесленниками и ювелирами. К сожалению, наследие этой древней цивилизации практически до наших дней не сохранилось, только единичные шедевры, чудом избежавшие уничтожения от рук испанских конкистадоров, попали в Европу и стали достоянием общественности.

Традиции и обычаи

Обычаи и традиции играли огромную роль в жизни практически каждой индейской народности, которая проживала на территории Южноамериканского континента в древности.

(Жизнь древних племен Майя )

Например, майя считали, что рождение ребенка - знак особого расположения богов, особенно богини Луны, имя ребенку выбирали жрецы, рассчитывали его гороскоп и предсказывали будущее. Косоглазие у майя было признаком красоты, чтобы ребенок стал косоглазым, ему ко лбу прикреплялась бусинка, свешивающаяся на глаза, на которую ребенок должен почаще смотреть. Также с помощью дощечки примотанной впереди удлинялся лоб и голова становилась более плоской, этого требовали каноны красоты майя, а также обязывало высокое положение в обществе.

Большой популярностью пользовалась игра в мяч, она была религиозного характера, проводилась с большими церемониями и тщательной подготовкой.

Одним из страшных и кровавых обрядов этого народа был обряд жертвоприношения, когда человеческую жертву приносили в угоду какому-нибудь богу, вырывая сердце и сбрасывая тело с высокой пирамиды.

(Воин древнего племени Инки )

В религии инков присутствовал целый пантеон богов: творец мира и всего живого Кон Тиски Виракоча, после него шли бог Солнца Инти, Ильяпа - бог погоды, богиня Луны - Мама Килья и другие. Инки проводили великое множество религиозно-обрядовых церемоний, подчинявшихся земледельческому календарю или датам, приуроченным к жизни правящей царской семьи. Праздники и торжества проводились на центральной площади города Куско, которая называлась Уякапата («Священная терраса»), там же находились дворец правителя, после его смерти он превращался в святилище, где находилась забальзамированная мумия покойника. Новый Верховный Инка жил в другом, построенном лично для него, дворце.

Современная жизнь народов Южноамериканского континента

(Город Пуно в Перу )

Современная численность населения Южной Америки - 387,5 миллиона человек. Характеризуется преобладанием смешанных этнических групп: метисов (результат смешанных барков европейцев и индейцев), мулатов (брак европейцев с негроидной расой), самбо (брак индейцев с негроидной расой).

В Колумбии, Парагвае, Эквадоре и Венесуэле преобладают метисы, потомки смешанных браков коренных жителей (индейцев) и испанских поселенцев. В Перу и Боливии в большинстве индейцы. В государствах центральной части Южной Америки в Бразилии, Колумбии и Венесуэле большинство граждан африканского происхождения, меньшинство - потомки жителей европейского континента. А вот их большая часть особенно выходцев из Испании и Италии обитает в Аргентине, Уругвае. В Чили много выходцев с таких европейских стран как Германия, Англия, Франция, Австрия, Греция, Скандинавия и т.д. Официальный язык большинства стран материка говорит на испанском языке, в Бразилии на португальском, в Перу индейский язык кечуа официальный наравне с испанским.


Защита проектов I группа – Индейцы – коренные жители Южной Америки. Древние цивилизации Индейцы II группа – Колонизация Южной Америки и ее последствия Колонизация III группа – Процесс метисации. География этносов. Процесс метисации IV группа – Обычаи и традиции народов Южной Америки. Обычаи и традиции народов Южной Америки


Коренные жители Южной Америки – индейцы. Они появились здесь предположительно тыс. лет назад. Племена индейцев находились на разных уровнях развития. Они занимались охотой, земледелием, террасировали склоны на высокогорьях, строили водопроводы. Именно они впервые начали выращивать картофель, кукурузу, томаты, тыкву, фасоль, Древние цивилизации существовали у инков (территория современного Перу). Они строили города и могущественные пирамиды, обрабатывали металлы, изготавливали ткани, В области медицины делали даже трепанацию черепа, мумифицировали умерших, обладали познаниями в области космоса. Предполагается развитие письменности (фасолевые находки).










Последствия колонизации материка. Завоевание материка Испанией и Португалией принесло неисчислимые беды коренным жителям: индейцы истреблялись и оттеснялись в глубь материка, были разрушены древние цивилизации. Но наряду с жестокостью и алчностью европейцы все же внесли свой вклад в развитие культуры, распространили христианство.




Top