Бывшие центральные бани. Хлудовские бани: в каких интерьерах парились до революции

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНИ - название комплекса престижных бань в Москве. Первоначально назывались Китайскими банями по наименованию Китайского проезда в Москве, где они располагались. В 1990-х годах на месте Турецкого зала усилиями предпринимателей появился престижный ресторан под названием «Серебряный век».

В 1737 г. Центральные бани во время большого пожара, случившегося в Москве, сгорели. Публика переместилась в Сандуновские бани.
В XIX в. богатый и известный фабрикант Хлудов произвёл капитальное строительство банного комплекса по проекту архитектора Эльбушица.
В 1881 г. открыт первый комплекс - для простонародья и второй - для дворянского сословия. Успех предприятия позволил открыть и самый богатый «полтинный» корпус для обслуживания дворян и аристократов высшего общества.
До 40-х годов прошлого века назывались Бани №1 Коминтерновского р-на.

03 У старых домов всегда есть не только официальная (архивная), но и неформальная история. К примеру, по европейским замкам до сих пор бродят призраки бывших рыцарей, а в древних зданиях Москвы говорят новые жильцы, порой можно натолкнуться на безобидные привидения бывших владельцев. Свою тайну хранят и Центральные бани столицы, объявленные памятником культурного наследия, и расположенные по адресу Театральный проезд, 3, строение 3. Это между Малым театром и центральным магазином торговой сети «Детский мир».

04 ИСТОРИЯ сооружения новых бань в так называемом Белом городе старой столицы началась в конце XIX века с элементарной зависти богатого промышленника. Речь о миллионере-фабриканте «по текстилю», купце первой гильдии старообрядце и щедром благотворителе Герасиме Ивановиче Хлудове из знаменитой династии предпринимателей. Поначалу-то он нисколько не удивлялся, что вся дворянская Москва, да и простые люди буквально валом валят в великолепные бани Силы Сандунова. Старые-то заведения такого рода дотла сгорели во время очередного крупного городского пожара, а народу все одно где-то мыться надо, вот он и ходит. Однако, спустя некоторое время, Герасим Иванович не утерпел, как сам позднее детям признавался. Велел доверенному человеку любым образом выпытать, какие доходы приносит предприятие Сандунова, и приносит ли вообще.

05 Узнать об этом было несложно. Тем более что Хлудов водил добрые знакомства с высшими чинами администрации московского генерал-губернатора, которые часто и с видимым удовольствием принимали приглашение хлебосольного хозяина скоротать вечерок в его фешенебельном доме с огромным плодовым садом над Яузой. К тому же Герасим Иванович всегда имел чем удивить знатных гостей, так как всю жизнь коллекционировал полотна крупнейших русских художников, устроив в усадьбе подобие маленького музея шедевров. Здесь висели картины Василия Перова «Приезд станового на следствие» и «Первый чин дьячковского сына», полотна и миниатюры выдающегося отечественного мариниста Ивана Айвазовского, Алексея Боголюбова, полотно Павла Федотова «Разборчивая невеста» и другие выдающиеся произведения живописи, впоследствии ставшие подлинным украшением московских музеев.

06 Вместе с тем Герасим Иванович был широко известен и как благотворитель. Скажем, после ранней кончины своего единственного сына Павла (у Хлудова остались четыре дочери) владелец десятка московских зданий, заводов, фабрик и пароходов пожертвовал старой столице огромную по тем временам сумму: несколько сот тысяч рублей. А также собственный огромный участок земли в Сыромятниках. На что? Целевое назначение выделенных средств, как принято говорить сегодня, - сооружение удобного во всех отношениях «Дома призрения бедных» с домовой церковью (для постоянного проживания не менее 150 вдов низшего сословия с сиротами в 87 бесплатных квартирах) по проекту австрийского архитектора Б. В. Фрейденберга. Построили. В 1888 году приют принял первых несчастных постояльцев. Но не буду отвлекаться.

07 С ПОМОЩЬЮ высокопоставленных гостей Хлудов скоро уже точно знал, что прибыль от помывки в банях Сандунова огромна. Вот тогда-то Герасим Иванович и решил переплюнуть конкурента, построив свои бани. Для начала без лишнего шума он приобрел земельный участок от Неглинного проезда до Рождественской улицы. Причем вместе с баснословно дорогой недвижимостью (дворцами с домовой церковью Рождества Богородицы) грузинских царевичей Ираклия и Окропира Георгиевичей.

08 Когда автор проекта Китайских бань (так они назывались по прежнему названию проезда, переименованы в советское время) и самый высокооплачиваемый архитектор Москвы Семен Семенович Эйбушитц поинтересовался у заказчика, каким ему представляется будущий банный комплекс, ответ был кратким: «Сказочным. Таким, что в точности и описать невозможно. А еще пышным. С русскими парилками разного разряда, большой Турецкой залой. Ты главное работай, а я подскажу». Так архитектор и поступил: создал проект банного ансамбля в непривычном тогда роскошном стиле эклектики (по принципу смешения различных стилей). Например, фасадная композиция бань, которые народ называл «хлудовскими» представляет собой искусное сочетание черт русского классического зодчества и малых архитектурных форм западноевропейского барокко.

09 С ТЕМ, кто возьмется за осуществление замысла, проблем не возникло. У С. Эйбушитца главным помощником числился талантливый и «жадный до строительства всего нового», как писали современники, позднее один из крупнейших зодчих России Лев Николаевич Кекушев. Вместе с архитекторами В. Залесским и П. Скоморошенко угловой дворец грузинских царевичей по Неглинному проезду он достаточно быстро встроил в новое здание двухэтажных (позже были надстроены еще два этажа) Китайских бань, выходящих одной стороной на улицу Рождественку.

10 В 1881 году, еще при жизни Герасима Ивановича Хлудова, был построен первый корпус комплекса для рядовых москвичей (в советское время это отделение получило статус высшего разряда), а чуть позже распахнули двери банные помещения дворянского сословия. Наконец для избранной публики появились залы (русские, финские, турецкие) отделанные ценными породами красной древесины и сусальным золотом. Их называли «полтинными». Потому как за 50 копеек вышколенный персонал по высшему классу обслуживал представителей исключительно московской знати. Великих князей, графов, генерал-губернатора и его семейство, приезжих питерских вельмож, приближенных к государю-императору, иностранцев дипломатической миссии: баронов, герцогов.

11 К слову, как явствует из документов, в банях Китайского проезда очень часто можно было встретить графа Льва Николаевича Толстого. Иногда – бывшего врача, великого прозаика и драматурга Антона Павловича Чехова – долго перечислять знаменитых россиян, предпочитавших мыться в банях Хлудова.

12 Тут было все и еще чуть-чуть. Кабинки массажистов и костоправов. Отдельный кабинет врача. Лучшие сорта душистого мыла. Роскошно оформленные комнаты отдыха (с мягкими креслами), куда можно было заказать любые прохладительные (или алкогольные) напитки. Словом, душа и тело отдыхали. Ну а 28 апреля 1893 года, когда по проекту все того же Семена Эйбушитца на углу Неглинной улицы в комплексе со знаменитыми банями Леонид Кекушев сотоварищи закончили возведение жилого дома для всего купеческого семейства Хлудовых, в банкетном зале (был и такой) Китайских бань состоялось их торжественное открытие.

13 МЕЖДУ прочим, по инициативе Герасима Ивановича (помните, «ты работай, а я подскажу») именно здесь появилась первая в России механическая прачечная. Пока пациент мылся, его одежду (по желанию) бережно стирали, сушили и гладили. Также (в 1894 году) по предложению одной из дочерей Хлудова «для пущей выгоды» тут соорудили и первые в Москве крытые плавательные бассейны.

14 После помывки в Китайских банях всегда можно было заглянуть в фешенебельный парфюмерный магазин известной тогда торговой фирмы «Эмиль Бодло и К». Я это к тому, что, по мнению владельцев предприятия, сооруженный комплекс должен был приносить стабильные доходы не только от самих бань. Поэтому помимо прочего здесь находился миниатюрный отель для желающих отдохнуть или поселиться на время, имелись дешевые доходные номера. Несколько промышленных и продуктовых лавок с отборными (лучшими в Москве) товарами, большой буфет, трактир, ресторан. И даже Деловой центр. Там можно было в означенное время встретиться с нужным человеком, договориться с ним о сотрудничестве, заключить сделку

15 ПОТОМ Герасима Ивановича Хлудова не стало. Все свое состояние с оборотным капиталом свыше 10 миллионов рублей он завещал дочерям. Эти серьезные и предприимчивые дамы, имея за нежными плечами гигантское приданое, быстро нашли женихов, вышли замуж и продолжали совершенствовать любимые Китайские бани, которые успешно конкурировали с дворцами Сандунова. В 1917 году Хлудовы спешно ретировались во Францию.

16 И вот тут мы подходим к одному загадочному семейному преданию. Известно, что в канун отъезда Хлудовы собрались на совет в одном из помещений Китайских бань. О чем совещались? О том, как жить дальше. Решили уезжать в Париж. Потом, когда все наследники разошлись собираться в дорогу и в бане осталась одна из дочерей Герасима Ивановича, она попросила мужа принести икону Христа Спасителя и пригласить трех самых надежных работников. Им хозяйка рассказала (после клятвы перед ликом Творца хранить тайну), что в 1914 году для «полтинного» отделения бань Хлудовы заказали 3 тазика из чистого золота (весом 10 килограммов) с литыми барельефами. А также 40 серебряных тазов. Тут грянула Первая мировая война, и драгоценные «шайки» пришлось сдать на хранение в некий московский банк. Забрать пока еще можно. Вывезти – вряд ли. Потому верной троице выдали деньги, квитанции, а утром следующего дня «гонцы» вернулись в Китайские бани с 43-мя тазиками в руках.

17 После новые власти, краем уха слышавшие загадочную историю, сутками простукивали стены, полы и потолки теперь уже Центральных бань, но как ни старались, так ничего и не нашли. Почему? По легенде один из доверенных лиц Хлудовых на всякий случай перевез золотые и серебряные тазики в свою квартиру (какую?) на Волхонке. В те дни там во дворе дома строители копали новый колодец, а старый собирались сровнять с землей. Однако прежде, чем это было сделано, доверенный человек опустил все тазики на дно полуразвалившегося колодца и сам же его засыпал. Так они якобы и лежат там до сих пор. В 200-х метрах от крепостных стен Кремля. Что в истории истина, а где вымысел, трудно сказать. Да и земля неохотно расстается со своими тайнами. Тем не менее, дыма без огня не бывает. Это – современным кладоискателям на заметку.

18 Как знать, может история про таинственную квартиру на Волхонке – выдумка, а золотые шайки все же давно найдены именно в Центральных банях. Впрочем, кто теперь об этом узнает. Главное, памятник старины со своей загадкой обрел сегодня вторую полноценную жизнь в самом центре Москвы.

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНИ - название комплекса престижных бань в Москве. Первоначально назывались Китайскими банями по наименованию Китайского проезда в Москве, где они располагались. В 1990-х годах на месте Турецкого зала усилиями предпринимателей появился престижный ресторан под названием «Серебряный век».


В XIX в. богатый и известный фабрикант Хлудов произвёл капитальное строительство банного комплекса по проекту архитектора Эльбушица.
В 1881 г. открыт первый комплекс - для простонародья и второй - для дворянского сословия. Успех предприятия позволил открыть и самый богатый «полтинный» корпус для обслуживания дворян и аристократов высшего общества.
До 40-х годов прошлого века назывались Бани №1 Коминтерновского р-на.

03 У старых домов всегда есть не только официальная (архивная), но и неформальная история. К примеру, по европейским замкам до сих пор бродят призраки бывших рыцарей, а в древних зданиях Москвы говорят новые жильцы, порой можно натолкнуться на безобидные привидения бывших владельцев. Свою тайну хранят и Центральные бани столицы, объявленные памятником культурного наследия, и расположенные по адресу Театральный проезд, 3, строение 3. Это между Малым театром и центральным магазином торговой сети «Детский мир».

04 История сооружения новых бань в так называемом Белом городе старой столицы началась в конце XIX века с элементарной зависти богатого промышленника. Речь о миллионере-фабриканте «по текстилю», купце первой гильдии старообрядце и щедром благотворителе Герасиме Ивановиче Хлудове из знаменитой династии предпринимателей. Поначалу-то он нисколько не удивлялся, что вся дворянская Москва, да и простые люди буквально валом валят в великолепные Сандунвские бани. Однако, спустя некоторое время, Герасим Иванович не утерпел, как сам позднее детям признавался. Велел доверенному человеку любым образом выпытать, какие доходы приносят Сандуны, и приносят ли вообще.

05 Узнать об этом было несложно. Тем более что Хлудов водил добрые знакомства с высшими чинами администрации московского генерал-губернатора, которые часто и с видимым удовольствием принимали приглашение хлебосольного хозяина скоротать вечерок в его фешенебельном доме с огромным плодовым садом над Яузой. К тому же Герасим Иванович всегда имел чем удивить знатных гостей, так как всю жизнь коллекционировал полотна крупнейших русских художников, устроив в усадьбе подобие маленького музея шедевров. Здесь висели картины Василия Перова «Приезд станового на следствие» и «Первый чин дьячковского сына», полотна и миниатюры выдающегося отечественного мариниста Ивана Айвазовского, Алексея Боголюбова, полотно Павла Федотова «Разборчивая невеста» и другие выдающиеся произведения живописи, впоследствии ставшие подлинным украшением московских музеев.

06 Вместе с тем Герасим Иванович был широко известен и как благотворитель. Скажем, после ранней кончины своего единственного сына Павла (у Хлудова остались четыре дочери) владелец десятка московских зданий, заводов, фабрик и пароходов пожертвовал старой столице огромную по тем временам сумму: несколько сот тысяч рублей. А также собственный огромный участок земли в Сыромятниках. На что? Целевое назначение выделенных средств, как принято говорить сегодня, - сооружение удобного во всех отношениях «Дома призрения бедных» с домовой церковью (для постоянного проживания не менее 150 вдов низшего сословия с сиротами в 87 бесплатных квартирах) по проекту австрийского архитектора Б. В. Фрейденберга. Построили. В 1888 году приют принял первых несчастных постояльцев. Но не буду отвлекаться.

07 С помощью высокопоставленных гостей Хлудов скоро уже точно знал, что прибыль от помывки в банях Сандунова огромна. Вот тогда-то Герасим Иванович и решил переплюнуть конкурента, построив свои бани. Для начала без лишнего шума он приобрел земельный участок от Неглинного проезда до Рождественской улицы. Причем вместе с баснословно дорогой недвижимостью (дворцами с домовой церковью Рождества Богородицы) грузинских царевичей Ираклия и Окропира Георгиевичей.

08 Когда автор проекта Китайских бань (так они назывались по прежнему названию проезда, переименованы в советское время) и один из самых высокооплачиваемых архитекторов Москвы Семен Семенович Эйбушитц поинтересовался у заказчика, каким ему представляется будущий банный комплекс, ответ был кратким: «Сказочным. Таким, что в точности и описать невозможно. А еще пышным. С русскими парилками разного разряда, большой Турецкой залой. Ты главное работай, а я подскажу». Так архитектор и поступил: создал проект банного ансамбля в непривычном тогда роскошном стиле эклектики (по принципу смешения различных стилей). Например, фасадная композиция бань, которые народ называл «хлудовскими» представляет собой искусное сочетание черт русского классического зодчества и малых архитектурных форм западноевропейского барокко.

09 С тем, кто возьмется за осуществление замысла, проблем не возникло. У С. Эйбушитца главным помощником числился талантливый и «жадный до строительства всего нового», как писали современники, позднее один из крупнейших зодчих России Лев Николаевич Кекушев. Вместе с архитекторами В. Залесским и П. Скоморошенко угловой дворец грузинских царевичей по Неглинному проезду он достаточно быстро встроил в новое здание двухэтажных (позже были надстроены еще два этажа) Китайских бань, выходящих одной стороной на улицу Рождественку.

10 В 1881 году, еще при жизни Герасима Ивановича Хлудова, был построен первый корпус комплекса для рядовых москвичей (в советское время это отделение получило статус высшего разряда), а чуть позже распахнули двери банные помещения дворянского сословия. Наконец для избранной публики появились залы (русские, финские, турецкие) отделанные ценными породами красной древесины и сусальным золотом. Их называли «полтинными». Потому как за 50 копеек вышколенный персонал по высшему классу обслуживал представителей исключительно московской знати. Великих князей, графов, генерал-губернатора и его семейство, приезжих питерских вельмож, приближенных к государю-императору, иностранцев дипломатической миссии: баронов, герцогов.

11 К слову, как явствует из документов, в банях Китайского проезда очень часто можно было встретить графа Льва Николаевича Толстого. Иногда – бывшего врача, великого прозаика и драматурга Антона Павловича Чехова – долго перечислять знаменитых россиян, предпочитавших мыться в банях Хлудова.

12 Тут было все и еще чуть-чуть. Кабинки массажистов и костоправов. Отдельный кабинет врача. Лучшие сорта душистого мыла. Роскошно оформленные комнаты отдыха (с мягкими креслами), куда можно было заказать любые прохладительные (или алкогольные) напитки. Словом, душа и тело отдыхали. Ну а 28 апреля 1893 года, когда по проекту все того же Семена Эйбушитца на углу Неглинной улицы в комплексе со знаменитыми банями Леонид Кекушев сотоварищи закончили возведение жилого дома для всего купеческого семейства Хлудовых, в банкетном зале (был и такой) Китайских бань состоялось их торжественное открытие.

13 Между прочим, по инициативе Герасима Ивановича (помните, «ты работай, а я подскажу») именно здесь появилась первая в России механическая прачечная. Пока пациент мылся, его одежду (по желанию) бережно стирали, сушили и гладили. Также (в 1894 году) по предложению одной из дочерей Хлудова «для пущей выгоды» тут соорудили и первые в Москве крытые плавательные бассейны.

14 После помывки в Китайских банях всегда можно было заглянуть в фешенебельный парфюмерный магазин известной тогда торговой фирмы «Эмиль Бодло и К». Я это к тому, что, по мнению владельцев предприятия, сооруженный комплекс должен был приносить стабильные доходы не только от самих бань. Поэтому помимо прочего здесь находился миниатюрный отель для желающих отдохнуть или поселиться на время, имелись дешевые доходные номера. Несколько промышленных и продуктовых лавок с отборными (лучшими в Москве) товарами, большой буфет, трактир, ресторан. И даже Деловой центр. Там можно было в означенное время встретиться с нужным человеком, договориться с ним о сотрудничестве, заключить сделку

15 Потом Герасима Ивановича Хлудова не стало. Все свое состояние с оборотным капиталом свыше 10 миллионов рублей он завещал дочерям. Эти серьезные и предприимчивые дамы, имея за нежными плечами гигантское приданое, быстро нашли женихов, вышли замуж и продолжали совершенствовать любимые Китайские бани, которые успешно конкурировали с дворцами Сандунова. В 1917 году Хлудовы спешно ретировались во Францию.

16 И вот тут мы подходим к одному загадочному семейному преданию. Известно, что в канун отъезда Хлудовы собрались на совет в одном из помещений Китайских бань. О чем совещались? О том, как жить дальше. Решили уезжать в Париж. Потом, когда все наследники разошлись собираться в дорогу и в бане осталась одна из дочерей Герасима Ивановича, она попросила мужа принести икону Христа Спасителя и пригласить трех самых надежных работников. Им хозяйка рассказала (после клятвы перед ликом Творца хранить тайну), что в 1914 году для «полтинного» отделения бань Хлудовы заказали 3 тазика из чистого золота (весом 10 килограммов) с литыми барельефами. А также 40 серебряных тазов. Тут грянула Первая мировая война, и драгоценные «шайки» пришлось сдать на хранение в некий московский банк. Забрать пока еще можно. Вывезти – вряд ли. Потому верной троице выдали деньги, квитанции, а утром следующего дня «гонцы» вернулись в Китайские бани с 43-мя тазиками в руках.

17 После новые власти, краем уха слышавшие загадочную историю, сутками простукивали стены, полы и потолки теперь уже Центральных бань, но как ни старались, так ничего и не нашли. Почему? По легенде один из доверенных лиц Хлудовых на всякий случай перевез золотые и серебряные тазики в свою квартиру (какую?) на Волхонке. В те дни там во дворе дома строители копали новый колодец, а старый собирались сровнять с землей. Однако прежде, чем это было сделано, доверенный человек опустил все тазики на дно полуразвалившегося колодца и сам же его засыпал. Так они якобы и лежат там до сих пор. В 200-х метрах от крепостных стен Кремля. Что в истории истина, а где вымысел, трудно сказать. Да и земля неохотно расстается со своими тайнами. Тем не менее, дыма без огня не бывает. Это – современным кладоискателям на заметку.

18 Как знать, может история про таинственную квартиру на Волхонке – выдумка, а золотые шайки все же давно найдены именно в Центральных банях. Впрочем, кто теперь об этом узнает. Главное, памятник старины со своей загадкой обрел сегодня вторую полноценную жизнь в самом центре Москвы.

29 МАВРИТАНСКИЙ ЗАЛ

Это лето перекроило расстановку сил на московской клубной сцене. Такие места, как «Рабица» и , задали курс на самодеятельность во всем - от дизайна до диджейских лайнапов - и приучили к мысли, что платой за вход вы поддерживаете определенную культуру (отказ сдавать билеты на - из той же серии). Выросла новая клубная смена, счастье которой - не в шикарных интерьерах и фейсконтроле, а в честном подходе и готовности идти до конца (до вторника, если потребуется).

Закрылся бастион техно-гламура , Rodnya сократила число вечеринок, а «Конструктор» со Space образовали некое подобие мейнстрима. По принципу сохранения энергии весь былой шик переместился в клуб Gazgolder . И он зацвел пышным цветом стройных ног, кожаных корсетов и передовых достижений очечной промышленности. Те, которые из «Рабицы» и «Кругозора», презрительно обзывали все это щелкотней.

Squat ¾ в Театральном проезде впервые замелькал в начале октября в инстаграмах у худых девиц, что плясали тут под израильского хаус-корифея Гая Гербера. Позже по тому же геотегу появились фотографии с вечеринки «Meduza» , которая с одноименным разделяет только любовь к готике, - ее устроители назвали ни больше ни меньше техно-балом. Наконец, в прошлую пятницу состоялось официальное открытие пространства Squat ¾. Очевидно, что это место как раз про балы, ноги, темные очки, а также веера, индейские перья, техно-кобр и прочий декаданс, который, если уж откреститься от щелкотни, можно назвать бохо-рейвом. И это, похоже, какой-то важный феномен московской клубной моды.

Мико Арутюнян

Барбер и владелец греческой закусочной Sito на «Брюсове», в Саду Баумана и в проекте Squat ¾, где он также открыл свою парикмахерскую и пригласил приятелей-греков поставить бар

Марик Джикия

Совладелец магазина No Fake

Сергей Шаповалов

Совладелец магазина No Fake

Дмитрий Учитель

Адвокат, соучредитель «Армы» и Squat ¾

Даша Соломина

Жена Мико, вместе с ним управляет баром и кафе

Сонита Филимонова

Основательница бренда Bizarre. Вся мужская одежда в Squat - от No Fake, женская - марки Сониты

Команда

Занимаются пространством адвокат и клубный деятель Дмитрий Учитель, похожий на булгаковского персонажа, барбер и владелец закусочной Sito с женой Дашей Соломиной, хозяева магазина одежды No Fake Марик Джикия и Сергей Шаповалов, а также основательница бренда Bizarre Сонита Филимонова. О своих долях и должностях в проекте они говорят размыто. «Мы дружим много лет, - отвечает Марик на вопрос о том, как они все нашли друг друга. - Я крестный Диминой дочери, Серега - партнер мой, Мика - наш друг. Самые нормальные истории выстреливаются только при товариществе. Я пришел к Мико, какие-то друзья пришли ко мне - так и создается тусовка, кружок по интересам».

Дом

Ключевой актив тут - место. Это бывшее здание Центральных бань, построенных в Театральном проезде в конце XIX веке Львом Кекушевым - соавтором «Метрополя» и многих купеческих особняков, которые принято причислять к кекушевскому модерну и считать предвесником модерна Шехтеля и Клейна. Бани в Театральном были построены им по заказу семьи купца Хлудова, которому не давала покоя слава Сандунов. Получившийся комплекс с Турецким залом и первым в городе лифтом фирмы «Сименс» по роскоши вполне мог с ними соперничать. Бытует сказка о чанах из чистого золота, потерянных в революционной суматохе, - возможно, они до сих пор замурованы в одну из хлудовских стен. В общем, дом явно ждет своего летописца, а еще лучше - инвестора-сумасброда, готового потратить миллионы, чтобы любовно восстановить московскую легенду.

За неимением денег бани, погоревшие в 1990-х и навсегда утратившие Турецкий зал, разграфили на отдельные помещения, открыли там гостиницу и разнородные рестораны. В нулевых здесь ненадолго окопались фрики и гремел нью-рейвом клуб Justo Bain Douche. Потом пили дешевую водку в заведениях «Мастерская» и «Леди Джейн», по понедельникам работало дикое афтепатийное место «Шкаф». Сейчас в одном из корпусов обосновался бар «Лисица» , кальянная и страшненькие офисы. Самая парадная кекушевская красота досталась ресторану «Серебряный век» . Squat ¾ отошел подвал этого здания с богатой биографией. К одноименному кафе, когда-то работавшему в Варсонофьевском переулке, он отношения не имеет; цифры в названии - от нумерации дома.


Бассейн в барном зале, переоборудованный под столик, - сидеть в нем не очень удобно, зато можно эффектно фотографироваться

Дмитрий Учитель

Партнер проекта Squat 3/4

«Мы долго искали что-нибудь особенное - чтобы было помещение с историей и немного разрушенное. Как в «Арме», где мы всегда стремимся на базе развалин создать что-то новое. Однако Squat - другой по смыслу проект, дух «Армы» тут витать не будет. Это приватный, частный клуб, рассчитанный на правильную техно-музыку, непопсовых артистов и рафинированных гостей. Не хочется пускаться в тираж: большие вечеринки планируем раз в неделю, хотим запускать четверги с Сашей Моисеенковым, владельцем магазина «Проект 3,14» , - нам симпатична его публика.

Это помещение XIX века, охраняемое ЮНЕСКО. С нами работали профессиональные реставраторы: хотелось оставить приятную старину и провести современный ремонт. Все вещи, которые выглядят облезлыми, на самом деле тщательно восстанавливались. На стенах масса примечательных деталей. Например, вся плитка в барном зале - дореволюционная голландская и китайская, а фрагмент с самолетом - 1940-х годов. Его сделали для летчика Василия Сталина, чтобы в бане отдыхал, но не расслаблялся».

Устройство

Внутри пространство закольцовано, как семпл в техно-треке или коллайдер в Швейцарии. Свернув в Третьяковский проезд, резко забирайте налево. Заходите в неприметную дверь со ставнями - она напоминает стилизованные под подполье бары в Нью-Йорке или Берлине. Если пойдете направо, то попадете в барбершоп, тут вместо парикмахерских кресел установлены стоматологические, что поддает жути (и телефоны в подвале совсем худо ловят). Оттуда выйдете в вытянутое кафе Sito с окошком раздачи, как в заводской столовой. Через комнату, заставленную вешалками с одеждой, можно попасть в бар со стрельчатым потолком, ванной и тем самым самолетом. Отсюда можно снова выйти к гардеробу, напротив которого угадываются останки банной печи.

В смысле дизайна Squat как слоенный пирог: тут и дореволюционный модерн, и советская плитка, и современные светильники

1 из 14

Заложенная кирпичом банная печь

2 из 14

Бассейн, в котором, по легенде, любил прохлаждаться Василий Сталин

3 из 14

При ином стечении обстоятельств в этих интерьерах можно представить себе и дорогой ресторан, и музей, и собственно бани

4 из 14

Фотогеничность заведения трудно оспорить

5 из 14

Дмитрий Учитель утверждает, что в «Сквоте» оставили ощущение старины, но не старости

6 из 14

Есть и вкрапление дизайна 2016 года в исторический интерьер

7 из 14

Рейлы с женской одеждой марки Bizzare

8 из 14

Бар в готическом стиле сработан из исходного набора элементов: кафеля и стеклоблоков

9 из 14

Современного применения этой ванне не нашли - она просто стоит

10 из 14

Вытянутый корридор - кафе Sito внутри Squat

11 из 14

Бар собираются компоновать алкоголем греческих сортов - мастикой и узо

12 из 14

Историческая мощь тут подавляет все - вплоть до сиропа Monin и веточек мяты

13 из 14

Та самая плитка с самолетом, призванном напоминать сыну Сталина о небесах

14 из 14

В ежедневном режиме с полудня и до полуночи будут работать бар и ресторан, барбершоп и магазин одежды. Ассортимент No Fake - корейские дизайнеры со сложной модой по ценам масс-маркета: свитера - 4000–5000 р., брюки - 5000 р., парки - 10 000 р. Женская линия, которой занимается Сонита Филимонова, - в таком же диапазоне.

На счет вечеринок и входной политики участники команды до конца не определились. Марик утверждает, что они ориентируются на публику «Кругозора» и клуба «Ванильный ниндзя». Учитель более категоричен: «Мы не ждем праздно гуляющих прохожих, - говорит он, - хотим видеть примерно тех людей, что тусуются на бекстейдже «Армы». Однако, несмотря на то что вход у нас только по рекомендации членов клуба, Squat не закрытое ВИП-место».

Далее следуют определения, которые обычно используются на запуске проектов с замутненным форматом. Мы - клуб по интересам для специальных людей, и не хотим, чтобы кто-то нарушал их комфорт. Мы рассчитываем на окупаемость, но большую роль играет некоммерческий интерес. Мы видим ажиотаж и за счет него планируем устраивать строгий отбор. Мы будем закрытые и открытые одновременно. Летом собираемся на улице поставить китайский дворик с лапшой, думаем запустить виниловый магазин и кинозал. Из всего этого понятно, что Squat ¾ заграбастал жутко харизматичное помещение. А из всех установок самой рабочей выглядит бар. Им тоже занимается Мико, у него есть отдельное название - Xydia, «бухло» по-гречески.


Вердикт

Многое в Squat ¾ представляется неубедительным - сочетание общепита с гигиеническими услугами, например. Или наклейки на зеркалах и туалеты, обрызганные золотым спреем. Однако стоит заручиться «рекомендацией члена клуба», чтобы посмотреть на место хотя бы из краеведческого интереса. Оно может стать неким ретритом для владельцев и их многочисленных друзей. А может, повторив историю Центральных бань, превратиться в нестыдную достопримечательность для туристов, скажем, . Если «Рабица» представлялась летним санаторием, собиравшим альтернативных любителей индастриала, то почему бы не представить Squat как зимнюю нору для техно-кобр и богемных рейверов с перьями.

В самом центре Москвы находится здание Хлудовских бань с одним из самых красивейших интерьеров. Удивляет то, что помещения удивительной изящности предназначались для бытовых нужд. В настоящее время объект не используется по назначению, но посетить историческое место можно с экскурсией. На месте Хлудовских бань — ресторан «Серебряный век», в котором можно почувствовать атмосферу тех времен, благодаря роскошным интерьерам.

В конце XIX — начале XX века китайские бани Хлудовых были один из самых популярных мест у светской публики Москвы. В разное время здесь бывали многие известные личности, в числе которых Чехов и Толстой. Бани были богаты на новшества: здесь функционировала машина, убиравшая излишнюю влажность; работало 2 типа отопления: воздушное и водяное; вода проходила 3 степени очистки.

Экскурсии в Хлудовские бани

Так как официального сайта у Хлудовских бань нет, экскурсии можно приобрести при Музеях Москвы . Экскурсия включает в себя осмотр интерьеров Хлудовских бань: классического зала с каминной и изящной лепниной, круглый бассейн (один из первых крытых бассейнов Москвы), курительную комнату в мавританском стиле, уникальную по красоте и дизайну лестницу.

Официального сайта у Хлудовских бань нет. Приобрести экскурсии можно по запросу у государственного объединения «Музеи Москвы» (проводятся нерегулярно) или у частных московских гидов.

Без экскурсионного сопровождения можно посетить ресторан. Но имейте в виду, что цены здесь высокие. Туристы утверждают, что экскурсия обходится дешевле обеда в ресторане.

История

Самый известный столичный банный комплекс был построен в 1889 году Семеном Эйбушитцом для купца Герасима Хлудова. Предприимчивому совладельцу текстильной фабрики в Егорьевске захотелось создать конкуренцию прибыльным Сандуновским баням, которые в то время располагались в здании гостиницы «Метрополь». Хлудов задумал превзойти Сандуновых. По его задумке бани должны были представлять своеобразный торгово-развлекательный комплекс — уникальный для Москвы XIX века. Внешне здание проектировал уже упомянутый Семен Эйбушитц, а внутренними интерьерами занимался Лев Кекушев.

При жизни купца были построены простые, «5-копеечные бани», которые не приносили дохода. После смерти Герасима Хлудова, его дочери воплотили в жизнь все задумки отца: был возведен дворянский корпус бань. Отдых здесь стоил в разы дороже — от 50 копеек за общую баню до 12 рублей за апартаменты из 3 комнат с бассейном.

Полный комплекс открылся в 1893 году. Помимо мытья здесь можно было пообедать в трактире или ресторане, посетить парикмахера или мастера по маникюру, поправить здоровье в кабинетах массажиста и костоправа. Комплекс включал в себя парфюмерный магазин, продуктовые лавки, гостиничные номера, крытый бассейн, зал для деловых переговоров. В Хлудовские бани приходили не на час мытья, а на целый день — расслабиться, посплетничать, провести день с семьей.

В советское время бани не потеряли своего первоначального предназначения, только поменяли название — с Хлудовских на Центральные бани Москвы. Еще одно название, Китайские бани, появилось в результате соседства с Китайгородской стеной.

Накануне отъезда дочерей Хлудова во Францию, одна из них попросила трех самых надежных рабочих спрятать драгоценный инвентарь: 3 тазика из чистого золота и 40 из серебра. Позднее стены и все помещения тщательно обыскали, но утварь так и не нашли.

В 1993 году в банях произошел пожар, в результате которого полностью выгорели почти все помещения. Оригинальный интерьер сохранился только в нескольких комнатах в левом корпусе. В настоящее время шикарные интерьеры дворянских бань украшают ресторан «Серебряный век». А на месте выгоревших помывочных отделений построен шикарный отель «Арарат Парк Хаятт».

Интерьер

Наиболее впечатляющие детали интерьера, доступные к просмотру и в наши дни:

  • Мраморная лестница. Она является точной копией лестницы (только немного уменьшенной) парижской Гранд Опера. Ограждения перил лестницы украшены ажурным литьем в виде растительного узора, при подъеме на второй этаж она разделяется. На первом этаже перила лестницы увенчаны драконами.
  • Камин. Небольшой декоративный камин украшен фарфоровым медальоном и ажурной решеткой.
  • Плафон на потолке. Потолки украшены причудливой лепниной на фоне которой выделяется плафон с изображением неба и облаков.
  • Кессонные потолки. Кекушев щедро украшал потолки и стены «кассетами» или «кессонами». Они представляют собой вдавленные в поверхность квадраты или прямоугольники.
  • Раздевальня. Теперь здесь находится ресторанный зал. Он выполнен в стиле Ренессанс: лепнина, позолота, камин со львами и ангелами, барная стойка из благородного дерева.
  • Мавританская курительная комната. Интерьер сохранил мозаику и арки на стенах. Сегодня помещение используется как кальянная.
  • Зал с бассейном и фонтаном. Комната оформлена в морской тематике и украшена позолоченными дорическими колоннами, майоликовыми панно с ангелочками и античными статуям в нишах.

Как добраться до Хлудовских бань в Москве

Точный адрес Хлудовских бань: Театральный проезд, дом 3, строение 3. В паре минут ходьбы — Большой театр и «Центральный детский магазин» . Примерно на одном расстоянии находятся 2 станции метро:

  • «Кузнецкий мост» (Таганско-Краснопресненская линия).
  • «Лубянка» (Сокольническая линия).
  • «Площадь Революции» (Арбатско-Покровская линия).

Наземный транспорт останавливается на Театральной площади, у Большого театра. Остановка называется «Театральная площадь», до нее можно добраться на автобусах М2, М3, М10, М27, Н1, Н2, Н11, 38, 101, 144, 904.

Вызвать такси в Москве можно через приложения: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, Такси Везёт.

Внешних вид Хлудовских бань (ресторан «Серебряный век») на Яндекс-панорамах

Хлудовские (Центральные) бани на видео

Сандуновские бани (Сандуны) в Москве

Shutterstock

Они не могли быть вместе из-за гонений и угроз влиятельного графа, но покровительницей их брака стала сама императрица Екатерина Великая... Речь идет о Силе Сандунове и Елизавете Урановой — артистах театра, а впоследствии основателях Сандуновских бань. Покинув Петербург, продав драгоценности, подаренные императрицей на их свадьбу, пара потратила средства на основание в 1808 году старейших и известнейших на сегодняшний день бань Москвы.

После смерти Сандунова бани несколько раз меняли своих владельцев, пока в конце XIX века не перешли к дочери миллионера-лесопромышленника Ивана Фирсанова Вере, на деньги которой ее муж Алексей Ганецкий (иногда пишут Гонецкий) перестроил Сандуновские бани, превратив в настоящий «дворец для бань, которого Москва еще не видела». Ганецкий объездил все страны востока и запада, где банное дело наиболее популярно. Все прежние корпуса Сандуновских бань были снесены, на их месте к 1896 году возведены новые здания. Ни по стилю (сочетание барокко, ренессанса, рококо, готики, классицизма), ни по инженерным системам «новые» Сандуны не имели аналогов в Москве.

Передавая поколениям историю любви основателей Силы и Елизаветы, москвичи верили, что Сандуны приносят удачу. Считалось, что невеста должна прийти в Сандуны накануне свадьбы и помыться из серебряной шайки — быть тогда счастливому браку.

В Сандунах есть скамья Владимира Маяковского. На скамье сбоку — маленькая табличка, которая сообщает, что «здесь мылся Человек, шагающий в ногу со временем». Рассказывают, что

Маяковский был чрезмерно брезглив, боялся чем-либо заразиться, и в дни его посещений для него держали именно эту скамью, заранее вымытую работниками.

Накануне премьеры фильма «Броненосец «Потемкин»» режиссер с ужасом осознал, что в Одессе они забыли снять важную сцену. Режиссер решил снимать эпизод в Сандуновских банях. Днем спешно подготовили макеты кораблей для съемок, а уже к следующему вечеру фильм вышел с добавленным эпизодом.


Интерьер Сандуновских бань

Ксения Сидорова/РИА «Новости»

В Сандунах же снимали сцену Ледового побоища в фильме Эйзенштейна « »: рыцари уходили под искусственный лед того же бассейна.

А вот сцена в бане из «Иронии судьбы», несмотря на широко распространенное мнение, была снята не в Сандунах, а под лестницей на «Мосфильме».

«Новые» Сандуны хвалили все: Шаляпин, например, говорил, что нигде нет таких бань, «а уж он Россию объездил. Не Сандуны — царь-бани!». Он же восхищался акустикой и всегда репетировал здесь; на его пение сбегались все работники бани. Рассказывают, что Шаляпин в общении был «прост со всеми, каждого по имени-отчеству помнил. Даже мальчиков по батюшке величал». Для хороших людей ничего не жалел: молодому парню,

завсегдатаю Сандунов, спустя пять лет знакомства подарил китайскую рубашку, которую сам много лет надевал только по праздникам.

С даты основания «новых» Сандунов реконструкция проводилась только один раз, в 1944 году.

Хлудовские бани

Хлудовские (Центральные) бани. Сейчас на их месте размещается ресторан «Серебряный век»

Wikimedia Commons

Успех Силы Сандунова не давал предпринимателям покоя, и в 1889 году по заказу купца Герасима Хлудова был построен комплекс доходных домов и бань Хлудовых. Первый корпус возвели в 1881-м, но строительство продолжалось еще двенадцать лет. Хлудов также планировал построить маленький дворец в восточном стиле и даже приказал заложить фундамент, но неожиданно заболел. Умер он на 64-м году жизни. Торжественное открытие комплекса состоялось уже после смерти Хлудова, в 1893 году. Все наследство осталось четырем его дочерям, которые были практичней отца и решили вместо восточного дворца построить шикарные бани, в коих город в те годы нуждался. Огромные залы с потрясающим декором ничуть не уступали Сандунам.

Равно как и в Сандунах, в Хлудовских банях бывало немало известных людей. Одним из постоянных посетителей был . Частенько заходил , который и «Сандуны» очень уважал.

И хотя все инженеры, техники, электрики и сантехники по завершении строительства Центральных бань были направлены работать в Сандуны, конкурентами эти парные не стали: они были ориентированы на разных клиентов. Если в Сандунах мылись купцы попроще, то в Центральных — богатые промышленники, банкиры, известные ученые, музыканты, врачи и т.д. С самого начала Центральные бани посещали генералы, капитаны и майоры же предпочитали Сандуны. Спортсмены,

цирковые силачи и борцы также еще до революции облюбовали Сандуновские бани, а вот футболисты московского в XX веке как-то сразу закрепились за Центральными банями».

Артисты балета Большого театра ходили, в основном, в Центральные бани, а вокалисты того же театра предпочитали Сандуновские. И если парился только в Сандунах и только в санитарные дни, то его жена-балерина предпочитала Центральные бани.

Незадолго до революции Александра Найденова, одна из дочерей Хлудова, решила забрать из банка золото и серебро и спрятать до лучших времен в надежном месте. Больше Найденову в Центральных банях никто не видел. Три золотых таза с барельефами и сорок серебряных тазов, согласно квитанции, были в банке получены. Спрятаны они были, вероятнее всего, на дне старого колодца, в 180 метрах от Боровицких ворот Кремля. Сотрудники ВЧК в 1918 году интересовались этими ценностями: всю территорию Центральных бань несколько дней тщательно обыскивали, в нескольких местах вскрывали полы — не нашли. С тех пор никто из поколений семейства Хлудовых этими тазами не интересовался, хотя потомки живы и здоровы.

Во время Великой Отечественной войны в банях был организован пункт раздачи лекарств для военных, а позже — и для гражданских, страдающих диабетом. Также во время войны, чтобы было теплее, бойцы под гимнастеркой носили картонные «жилеты», за что и получали от начальства: не по уставу.

Сотрудники бань, решив помочь солдатам, вырезали из журналов портреты Сталина, которые те клеили на картон — командиры теперь не рисковали изымать у бойцов «жилеты».

Закончилась история бань довольно мистическим образом. По легенде, в день открытия Центральных бань одна пожилая женщина из цыганского ансамбля сказала главному архитектору Эйбушитцу, что бани проработают ровно век. Архитектор не очень хорошо понимал русский и попросил коллегу Чагина пояснить, что женщина имела в виду. Чагин не стал расстраивать друга и обманул, сказав, что «век» значит «вечный». Однако предсказание сбылось: сначала бани начали финансово страдать в эпоху перестройки, а в 1993 году случился пожар, после которого сохранилось только четыре зала. Сейчас бани используются для проведения модных мероприятий.

Краснопресненские бани


Краснопресненские бани в Москве

Wikimedia Commons

Краснопресненские бани были государственными до середины XIX века, когда у города их купили ямщики Бирюковы, у которых они оставались до Октябрьской революции 1917 года. Бирюковы были старообрядцами. Рассказывают, что ямщики посещали баню после каждого возвращения в Москву из дальнего пути, то есть обычно два-три раза в неделю, и

каждый поход в баню торжественно обставлялся: впереди шествовал ямщик с веником, за ним его супруга с «мыльною корзиною»,

следом дети, родня, которые несли шайки, самовар и калачи.

В конце 1905 года пресненские революционеры организовали в банях госпиталь. В перерывах между боями там парились дружинники, которые обороняли баррикады у Горбатого моста и у Кудринской площади. Здание бань сильно пострадало от обстрела правительственных войск. В 1908 году они были заново восстановлены. После революции поменял название район, были переименованы улицы, бани были названы Краснопресненскими, но в народе их все равно именовали Бирюковскими.

Когда в 70-е годы началась реконструкция Красной Пресни, ширина улицы увеличилась более чем в два раза и все старые дома по нечетной стороне улицы были снесены. Так, в 1980 году Пресненские бани прекратили свое существование на старом месте: там выстроили Венгерское торговое представительство и киноцентр, а бани переехали ближе к метро.

Для здания «новых» Краснопресненских бань архитекторы Гинзбург и Таранов создали индивидуальный проект, что было редкостью в СССР. За свои интерьеры, внешний облик, техническое оснащение Краснопресненские бани получили Государственную премию , став в то время лучшими в столице, что особенно было важно в период Олимпиады-80. Кстати, многие спортсмены любили париться именно в этих банях: например, там можно было встретить двукратного олимпийского чемпиона по плаванию или футболиста .

Челышевские бани

В центре снимка — Птичья башня Китай-города (единственная из сохранившихся до наших дней башен). Справа от нее вывеска «Торговые бани». Это знаменитые Челышевские бани (Челыши). Сейчас на их месте гостиница «Метрополь.

Wikimedia Commons

Там, где сейчас в Театральном проезде стоит гостиница «Метрополь», раньше располагались Челышевские бани, открытые купцом Петром Челышевым во дворе своего домашнего комплекса. Воду в эти бани изначально подавали из большого и глубокого колодца при помощи журавля и из реки. А с открытием московского водопровода у Челышевских бань появился бассейн с чистой мытищинской водой.

Хозяева в те времена «пользовались всеми правдами и неправдами, чтобы выдавливать из всего копейки и рубли.

В некоторых банях даже воровали городскую воду»,

писал в «Москве и москвичах». Так, например, известна история, как пруд во дворе в Челышевских банях, который всегда полон воды, «вдруг высох, и бани остались без воды. Но на другой день вода опять появилась — все пошло по-старому». О том, что случилось, куда исчезла и откуда снова появилась вода, на широкую публику не сообщили; о событии не узнало и начальство, а тот, кто знал, с выгодой для себя не никому ничего не сообщал.

Оказалось, что на Лубянской площади был бассейн, откуда брали воду водовозы. «Вода шла из мытищинского водопровода, и по мере наполнения бассейна сторож запирал краны. Когда же нужно было наполнять Челышевский пруд, то сторож крана бассейна не запирал, и вода по трубам шла в банный пруд». Говорят, что как-то сторож остался недовольным платой за свою «забывчивость» и специально перекрыл в бане воду.




Top