Царь соломон и суламифь. Царь соломон и суламифь Соломон и суламифь легенда о любви

Царь Соломон и Суламифь

История любви великого царя Соломона и простой девушки по имени Суламифь пережила века и даже тысячелетия. Она настолько прекрасна и трогательна, что достойна стоять первой в этой книге.

Суламита. Гюстав Моро

Царь Соломон – тот самый мудрейший из мудрых, имя которого упоминается в Библии, властелин сильного царства, многоопытный полководец, выигравший множество войн. Именно во времена царя Соломона были построены Иерусалимский храм и дворец – грандиознейшие постройки своего времени. Казалось бы, такому человеку должно быть подвластно все… кроме парящего в небе орла да змеи в расщелине скал.

Когда Соломон случайно встретил в винограднике простую девушку по имени Суламифь, он уже познал любовь и страсть многих женщин, в том числе и прославленной царицы Савской. По одним источникам, у Соломона, который считался не только умнейшим, но и красивейшим мужчиной своего времени, было триста жен и наложниц, по другим – семьсот. Но сколько бы ни было красавиц в гареме великого царя, лишь одной было суждено оставить свое имя рядом с его именем на века. И не оттого, что, как утверждают некоторые, сорокапятилетний царь к тому времени был утомлен капризами и яркой красотой цариц и наложниц, а скорее потому, что на сей раз это было настоящее чувство, какое настигает большинство людей хотя бы раз в жизни. И еще: все эти женщины знали, кто такой Соломон, и любили в нем не столько человека, сколько властителя, наделенного безграничной властью, и царя, который владел несметными богатствами.

Однако скромной девочке из виноградника, перед которой Соломон предстал в обличье пастуха, был нужен только он сам. И она отдала ему сокровища, которыми владела, – свои чистоту, невинность, ум и свое тело. Отдала не торгуясь, не выпрашивая драгоценностей и других наград.

Суламифи было только тринадцать лет, когда они встретились с Соломоном, но женщины в библейские времена взрослели быстро. И возраст, с которого девушек выдавали замуж – двенадцать лет, – она перешагнула. Братья ее уже подумывали, за кого им просватать сестру, которую тяжелый труд на винограднике сделал стройной, гибкой как тростинка и загорелой, как большинство тех, кто был вынужден трудиться целыми днями под палящим солнцем Палестины.

Однако своим внутренним обликом Суламифь резко отличалась и от крестьян, и от пастухов – ведь не зря же она привлекла к себе внимание самого Соломона, притчи о мудрости которого пережили бренный прах их обоих. Ум ее был живым, а язык – образным. И по характеру Суламифь была под стать любому царю – великодушная и решительная, мечтательная и бескорыстная. Свою единственную драгоценность – золотые сережки – перед свиданием с Соломоном она выменяла на благовония, чтобы натереть ими свое тело и доставить радость возлюбленному…

Соломон забрал Суламифь во дворец, одел в лучшие одежды, окружил невиданной роскошью и заботой. Однако любовь Соломона и девушки из виноградника длилась недолго – всего семь дней… Семь длинных и семь коротких дней. Семь ночей, исполненных страсти, ласк и взаимных клятв в верности. Казалось бы, ничто не могло омрачить счастья царя и его юной возлюбленной, но… там, где пускает свои корни любовь, непременно расцветает и ядовитый цветок ревности.

Суламифь была убита по приказу одной из цариц, убита безжалостно, прямо на глазах у Соломона. Но, прежде чем умереть, эта бесстрашная девочка нашла в себе силы улыбнуться возлюбленному и сказать слова благодарности за все, что он сделал для нее. За любовь, которую он ей подарил. За счастье быть любимой. За радость, когда мир вокруг вдруг расцвел яркими красками. Пока смерть не затуманила глаза его ненаглядной, Соломон, стоя на коленях в крови той, которую любил больше жизни, не выпускал ее руки из своих…

Суламифь пронеслась по жизни царя Соломона, как ослепительная комета, как падающая звездочка, пронеслась – и растаяла. После ее смерти царь прожил еще долгие годы. Однако больше в его жизни не было таких ярких мгновений, такого полного единения сердец и тел, которое было между ними – всесильным царем и юной девушкой из виноградника.

Соломон скорбел, и сердце его обливалось кровью – такой же горячей, как та, что струилась по его телу, когда он держал на руках свою умирающую возлюбленную. Однако горе должно было найти выход – и царь, который обладал даром не только полководца, но и поэта, написал «Песнь песней», дошедшую до наших дней и увековечившую Суламифь. И до сегодняшнего дня образ девушки из «Песни песней» – один из самых нежных, глубоких и прекрасных образов Библии. Поэтика этого образа настолько сильна, пронзительна и остра, что буквально сжимается сердце, когда читаешь написанные Соломоном строки:

Запертый сад – сестра моя, невеста,

заключенный колодезь, запечатанный источник:

рассадники твои – сад с гранатовыми яблоками,

с превосходными плодами, киперы с нардами,

нард и шафран, аир и корица со всякими

благовонными деревами, мирра и алой

со всякими лучшими ароматами; садовый

источник – колодезь живых вод и потоки с Ливана.

Так недолго, но так самоотверженно любившая его девушка олицетворяла для царя все самое лучшее и драгоценное: благовония и приправы, ценившиеся тогда на вес золота, воду в пустыне – источник жизни, сад, взлелеянный старательным садовником… Ушла Суламифь, и все потеряло свою ценность: высох сад, затерялся в песках источник, иссушающий ветер развеял запах благовоний, смешав его с пылью веков… Но осталась «Песнь песней», а с ней жива и любовь.

О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна!

глаза твои голубиные.

Что это, как не тоска по умершей любимой:

Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал;

цветы показались на земле; время пения настало,

распустили свои почки, и виноградные лозы,

расцветая, издают благовоние. Встань,

возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди!

И Суламифь, образ которой по сей день жив, и дышит, и разговаривает со страниц Библии, отвечает своему единственному:

О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен!

и ложе у нас – зелень; кровли домов наших – кедры,

потолки наши – кипарисы.

И вечны слова Соломона, и во все времена, пока люди будут любить, и страдать, и терять возлюбленных, они будут перечитывать «Песнь песней»:

Положи меня, как печать, на сердце твое, как

перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть,

любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы

ее – стрелы огненные; она пламень весьма сильный.

Что может быть поэтичнее этих строк? Разве что те слова, которые каждый влюбленный шепчет своей возлюбленной… в ту ночь, когда он для нее – Соломон, а она для него – Суламифь…

Из книги Царь Соломон. Мудрейший из мудрых автора Тибергер Фридрих

Фридрих Тибергер Царь Соломон. Мудрейший из мудрых Памяти моего брата Эрнеста – жертвы бесчеловечного времени Ближний Восток в X в. до н.

Из книги Тринадцать мужчин, которые изменили мир автора Ландрам Джин

СОЛОМОН ПРАЙС – НЕТЕРПЕЛИВЫЙ Терпение бывает необходимо в некоторых жизненных ситуациях, но в процессе претворения инноваций оно является препятствием. Одно из исследований личности, добившейся успеха, подтверждает, что у предпринимателей -“терпеливость равна нулю”.

Из книги Лукашенко. Политическая биография автора Федута Александр Иосифович

Часть II. Царь или не царь О своей первой встрече с Александром Лукашенко я рассказал в начале книги. Теперь несколько слов о нашей последней встрече.…Утром накануне президент подписал указ об отставке главного редактора газеты «Советская Белоруссия» Игоря Осинского. А

Из книги Мой отец Соломон Михоэлс (Воспоминания о жизни и смерти) автора Вовси-Михоэлс Наталия

«СУЛАМИФЬ» Галкин был переводчиком» Лира».Мое первое воспоминание о нем связано со стихотворением, которое он написал и принес папе во время рабо ты над переводом» Лира».Я, помнится, сидела дома с очередной ангиной и с любопытством слушала стихотворение под названием »

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь первая: В Бессарабии автора

Из книги Сколько стоит человек. Повесть о пережитом в 12 тетрадях и 6 томах. автора Керсновская Евфросиния Антоновна

Царь Соломон - мудрейший судья Еще один раз побывала я в горсовете - в тот же день, еще под свежим впечатлением.Зачем я туда пошла? Ведь получила все, что могла. Признаться, я хотела помочь моим «наследникам». Во мне были еще живы утопические идеи, и я не хотела верить, что

Из книги Вот какой Хармс! Взгляд современников автора Глоцер Владимир Иосифович

СОЛОМОН ГЕРШОВ «БЫТ У НАС БЫЛ ЖАЛКИЙ...» Соломон Моисеевич Гершов (1906-1989), живописец, график, иллюстратор детских книг.Запись воспоминаний С. М. Гершова сделана мной 27 и 28 декабря 1980 года в Ленинграде, у него дома на улице Космонавтов, 29.Я с ним знаком был в те годы, когда я

Из книги Путь на Волшебную гору автора Манн Томас

Соломон Апт. Достоинство духа Томас Манн называл себя духовным сыном девятнадцатого века. И с этим легко согласиться, вспомнив хотя бы имена, постоянно занимавшие его ум и чаще других мелькавшие на страницах его романов, статей и писем. Гёте, Шиллер, Клейст, Шопенгауэр,

Из книги 100 великих поэтов автора Еремин Виктор Николаевич

СОЛОМОН (ок. 965 – ок. 928 года до н.э.) Традиция называет Соломона (Шеломо) автором величайшего поэтического произведения древности – поэмы «Песнь песней», включенной в Ветхий Завет Библии.Соломон был вторым сыном царя Давида от Вирсавии. Еще мальчиком Соломон был назначен

Из книги Царь Соломон автора Люкимсон Петр Ефимович

Глава третья «ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЦАРЬ СОЛОМОН!» В течение трех последних лет жизни царя Давида произошел ряд событий, сыгравших немаловажную роль для всей последующей еврейской истории.После потрясшей страну гражданской войны Давид, чтобы упорядочить налогообложение и

Из книги Царь Давид автора Люкимсон Петр Ефимович

Глава третья "Царь умер. Да здравствует царь!" Все известные нам еврейские источники сообщают, что причиной ссоры между Иевосфеем и Авениром стала наложница покойного Саула Рицпа – женщина поистине удивительная, с самоотверженностью которой нам еще предстоит

Из книги Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве автора Мудрова Ирина Анатольевна

Соломон и царица Савская Соломон (?-928 год до н. э.) был десятым сыном царя Давида, рожденным Вирсавией.Вирсавия была женщиной редкой красоты. Царь Давид, прогуливаясь на крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию. Ее муж находился в то время вдали от дома, на

Из книги Смертельная любовь автора Кучкина Ольга Андреевна

«И ХОХОТАЛА СУЛАМИФЬ…» Венедикт Ерофеев и Наталья Шмелькова «Все говорят: Кремль, Кремль. Ото всех я слышал про него, а сам ни разу не видел. Сколько раз уже (тысячу раз), напившись или с похмелюги, проходил по Москве с севера на юг, с запада на восток, из конца в конец,

Из книги 100 знаменитых евреев автора Рудычева Ирина Анатольевна

МИХОЭЛС СОЛОМОН МИХАЙЛОВИЧ Настоящее имя – Соломон Михайлович (Шлиома Михелев) Вовси(род. в 1890 г. – ум. в 1948 г.) Еврейский актер, режиссер, общественный деятель, педагог, профессор школы московского театра (с 1941 г.), художественный руководитель государственного

Из книги Начальник внешней разведки. Спецоперации генерала Сахаровского автора Прокофьев Валерий Иванович

СОЛОМОН (род. ок. 990 г. до н. э. – ум. в 933 г. до н. э.) Согласно Ветхому Завету, сын царя Давида и последний царь единого Израильского царства, правивший с 965 по 928 г. до н. э. и создавший знаменитый Первый Храм в Иерусалиме. Годы правления этого человека были периодом высшего

Из книги автора

МОГИЛЕВСКИЙ Соломон Григорьевич Родился в 1885 году в семье коммерсанта. Учился на юридическом факультете Петербургского университета.В 1904 году за революционную деятельность был арестован полицией. Выпущенный под залог, в конце того же года выехал в Женеву, где

Цитаты из книги Александр Куприн - Суламифь:

«Положи меня, как печать, на сердце твоем, как перстень, на руке твоей, потому что крепка, как смерть, любовь, и жестока, как ад, ревность: стрелы ее - стрелы огненные».

«золотому яблоку в чаше из прозрачного сардоникса подобно слово, сказанное умело»

«Слово - искра в движении сердца», - так говорил царь.»

«- Все суета сует и томление духа, - так говорит Екклезиаст.

Но тогда не знал еще царь, что скоро пошлет ему Бог такую нежную и пламенную, преданную и прекрасную любовь, которая одна дороже богатства, славы и мудрости, которая дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти.»

«Скажи, правда ли, что ягоды мандрагоры помогают в любви?

Нет, Суламифь, в любви помогает только любовь.»

«Но она сама изгибает назад спину на грудь Соломона. Губы ее рдеют над блестящими зубами, веки дрожат от мучительного желания. Соломон приникает жадно устами к ее зовущему рту. Он чувствует пламень ее губ, и скользкость ее зубов, и сладкую влажность ее языка и весь горит таким нестерпимым желанием, какого он еще никогда не знал в жизни.»

«Любовь же бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, - царица, потому что любовь прекрасна!»

«Стояли светлые, теплые, лунные ночи - сладкие ночи любви! На ложе из тигровых шкур лежала обнаженная Суламифь, и царь, сидя на полу у ее ног, наполнял свой изумрудный кубок золотистым вином из Мареотиса, и пил за здоровье своей возлюбленной, веселясь всем сердцем, и рассказывал он ей мудрые древние странные сказания. И рука Суламифи покоилась на его голове, гладила его волнистые черные волосы.»

«Три вещи есть в мире, непонятные для меня, и четвертую я не постигаю: путь орла в небе, змеи на скале, корабля среди моря и путь мужчины к сердцу женщины. Это не моя мудрость, Суламифь, это слова Агура, сына Иакеева, слышанные от него учениками.»

«Окруженные, осиянные молчаливым светом луны, они забывали о времени, о месте, и вот проходили часы, и они с удивлением замечали, как в решетчатые окна покоя заглядывала розовая заря.»

«Жадно внимала ему Суламифь, и когда он замолкал, тогда среди тишины ночи смыкались их губы, сплетались руки, прикасались груди. И когда наступало утро, и тело Суламифи казалось пенно-розовым, и любовная усталость окружала голубыми тенями ее прекрасные глаза, она говорила с нежной улыбкою:

Освежите меня яблоками, подкрепите меня вином, ибо я изнемогаю от любви.»

«- Жизнь человеческая коротка, но время бесконечно, и вещество бессмертно. Человек умирает и утучняет гниением своего тела землю, земля вскармливает колос, колос приносит зерно, человек поглощает хлеб и питает им свое тело. Проходят тьмы и тьмы тем веков, все в мире повторяется, - повторяются люди, звери, камни, растения. Во многообразном круговороте времени и вещества повторяемся и мы с тобою, моя возлюбленная. Это так же верно, как и то, что если мы с тобою наполним большой мешок доверху морским гравием и бросим в него всего лишь один драгоценный сапфир, то, вытаскивая много раз из мешка, ты все-таки рано или поздно извлечешь и драгоценность. Мы с тобою встретимся, Суламифь, и мы не узнаем друг друга, но с тоской и восторгом будут стремиться наши сердца навстречу, потому что мы уже встречались с тобою, моя кроткая, моя прекрасная Суламифь, но мы не помним этого.»

А. Куприн и Л. Андреев обратились к библейским сюжетам почти одновременно, в начале двадцатого века. «Смутное» время в России, дарование русскому народу демократических свобод, ослабление позиций православной церкви, распространение идей мистицизма позволили этим великим писателям написать нетривиальные художественные произведения на библейские и евангельские темы, «переделать» канонические истории, что еще в конце девятнадцатого века представлялось невозможным. А. Куприн «всего лишь» дописывает великую библейскую «Песнь песней», Л. Андреев переосмысливает поступок самого великого из грешников Иуды, посягает на этические основ православия.

Повесть «Суламифь» впервые напечатана в 1908 г. в альманахе «Земля». Сам Куприн назвал ее «… не то исторической поэмой, не то легендой о любви Соломона и Суламифи». В основу вошла библейская «Песнь песней», повествующая о любви великого израильского царя Соломона, мудрейшего из людей, и Суламифи, дщери израилевой, нищей девушке из виноградника. История этой любви входит в анналы мировой любовной лирики, по праву считается одной из самых прекрасных и значимых любовных историй. Сюжет ее очень прост: царь Соломон, мудрейший из людей, полюбил юную сельскую девушку из своего виноградника в Ваал-Гамоне, где любил уединяться в часы великих размышлений, прекраснейшую из женщин, а потом покинул ее. Страдающая Суламифь ищет своего возлюбленного, страдает от ревности и неразделенной любви, затем влюбленные воссоединяются, Соломон берет девушку в свой дворец. История Соломона и Суламифи остается незавершенной, недосказанной, легкой, оставляет ощущение загадки, предполагает домысливание. Из текста «Песни песней» непонятно, осталась ли Суламифь возлюбленной царя, смерть ее, тем более, не обсуждается.

Великолепие библейского текста, самой древней и знаменитой истории любви, чудесная поэзия, обогатили литературу вечными метафорами, живописующими женскую красоту: «Как прекрасна ты, подруга моя, как ты прекрасна! Глаза твои - голуби! Волосы твои как стадо коз, что сбегает с гор Гилъада, зубы твои, как стадо стриженных овец, что вышли из купальни. Как алая нить губы твои, и уста твои милы, как дольки гранатов виски твои. Шея твоя подобна башне Давидовой, которой все любуются. Две груди твои как два олененка, как двойня газели, что пасутся среди лилий. Вся ты прекрасна, подруга моя, и нет в тебе изъяну». Слова «Песни песней» раскрывают всю силу любви и ревности: «Положи меня печатью на сердце твое, печатью на руку твою, ибо сильна, как смерть, любовь, как преисподняя - люта ревность! Стрелы ее - стрелы огненные - пламень Господень! Многие воды не смогут погасить любовь и реки не зальют ее «. И. Куприна, великого знатока и певца любви, автора «Гранатового браслета» и «Олеси», не могла не привлечь красота и сила этой истории. Ему предстояла непростая задача: создать текст, не уступающий по красоте библейскому. Повесть написана густой, сочной прозой, расцвеченной яркими деталями и красками, в своем тексте Куприн щедро использует библейские стихи, вводя их в диалоги Суламифи и Соломона, что значительно украшает его произведение.

Делая из поэмы повесть, Куприн обязательно должен был изменить сюжет, наполнить его деталями, усложнить простую историю, драматизировать ее, закончить. Он делает это, привлекая другие книги Библии, например, «Притчи Соломоновы», позволившие ему выписать образ царя. Куприн не отходит от библейских оценок в описании знаменитого царя, четко следует им, используя библейский текст, допускает прямые заимствования из книг библии. Он описывает его мудрость, его богатство, благоволение к нему Бога: «За то, что ты не просил долгой жизни себе, не просил себе душ врагов, не просил себе богатства, но просил мудрости… даю я тебе сердце мудрое и разумное. Так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе.» Кроме того, он использует богатый исторический материал, позволивший ему описать Иерусалим, дворец Соломона, храмы, сосуществующие наряду с иудейским другие религиозные культы. Известно, что он долго и тщательно собирал его.

Сюжет «Песни песней» оказывается слишком незамысловатым для прозы, поэтому Куприн решил сделать из поэмы любовную трагедию. Для этого он утяжеляет повествование, заканчивает действие смертью главной героини и вводит в сюжет несуществующий персонаж, египетскую царицу Астис, жрицу богини Исиды, сладострастную злодейку, безумно влюбленную в Соломона и отравившую Суламифь из ревности. Суламифь умирает, оставляя Соломона в великой печали. В результате появляется любовная трагедия по мотивам библейской истории, однозначная, завершенная, полностью высказанная, несмотря на все мастерство Куприна, значительно уступающая оригиналу.

Можно только гадать, что заставило Куприна взяться за переписывание «Песни песней». Возможно, красота последней, заворожившая писателя. Возможно, желание популяризировать прекрасную любовную историю. А может быть и желание получить некоторые авторские дивиденды, используя столь известный неподражаемый текст, позволивший автору украсить собственную прозу неповторимыми отрывками из «Песни песней». В любом случае, его произведение следует признать значительным и красивым.

Удивительно, но к повести, которая всего лишь развивала известную библейскую историю, резко отрицательно отнеслись и «левые», и «правые». Последовательные христиане увидели в произведении Куприна излишний эротизм, попытки «приземлить» теологические символы, согласно которым Соломон есть образ Божественной мудрости, Суламифь тождественна человеческому началу, а их брак означает единение Бога и людей. Либералы и социалисты, напротив, упрекали Куприна в распространении ортодоксальных христианских идей. Повесть осталась «во втором эшелоне» прозы Куприна и до сих пор не очень популярна. Афанасьева Вера



И была седьмая ночь великой любви Соломона. Странно тихи и глубоко нежны были в эту ночь ласки царя и Суламифи. Точно какая-то задумчивая печаль, осторожная стыдливость, отдаленное предчувствие окутывали легкою тенью их слова, поцелуи и объятия. Глядя в окно на небо, где ночь уже побеждала догорающий вечер, Суламифь остановила свои глаза на яркой голубоватой звезде, которая трепетала кротко и нежно. — Как называется эта звезда, мой возлюбленный? — спросила она. — Это звезда Сопдит, — ответил царь. — Это священная звезда. Ассирийские маги говорят нам, что души всех людей живут на ней после смерти тела. — Ты веришь этому, царь? Соломон не ответил. Правая рука его была под головою Суламифи, а левою он обнимал ее, и она чувствовала его ароматное дыхание на себе, на волосах, на виске. — Может быть, мы увидимся там с тобою, царь, после того как умрем? — спросила тревожно Суламифь. Царь опять промолчал. — Ответь мне что-нибудь, возлюбленный, — робко попросила Суламифь. Тогда царь сказал: — Жизнь человеческая коротка, но время бесконечно, и вещество бессмертно. Человек умирает и утучняет гниением своего тела землю, земля вскармливает колос, колос приносит зерно, человек поглощает хлеб и питает им свое тело. Проходят тьмы и тьмы тем веков, все в мире повторяется, — повторяются люди, звери, камни, растения. Во многообразном круговороте времени, и вещества повторяемся и мы с тобою, моя возлюбленная. Это так же верно, как и то, что если мы с тобою наполним большой мешок доверху морским гравием и бросим в него всего лишь один драгоценный сапфир, то, вытаскивая много раз из мешка, ты все-таки рано или поздно извлечешь и драгоценность. Мы с тобою встретимся, Суламифь, и мы не узнаем друг друга, но с тоской и с восторгом будут стремиться наши сердца навстречу, потому что мы уже встречались с тобою, моя кроткая, моя прекрасная Суламифь, но мы не помним этого. — Нет, царь, нет! Я помню. Когда ты стоял под окном моего дома и звал меня: «Прекрасная моя, выйди, волосы мои полны ночной росою!» — я узнала тебя, я вспомнила тебя, и радость и страх овладели моим сердцем. Скажи мне, мой царь, скажи, Соломон: вот, если завтра я умру, будешь ли ты вспоминать свою смуглую девушку из виноградника, свою Суламифь? И, прижимая ее к своей груди, царь прошептал, взволнованный: — Не говори так никогда... Не говори так, о Суламифь! Ты избранная богом, ты настоящая, ты царица души моей... Смерть не коснется тебя... Резкий медный звук вдруг пронесся над Иерусалимом. Он долго заунывно дрожал и колебался в воздухе, и когда замолк, то долго еще плыли его трепещущие отзвуки. — Это в храме Изиды окончилось таинство, — сказал царь. — Мне страшно, прекрасный мой! — прошептала Суламифь. — Темный ужас проник в мою душу... Я не хочу смерти... Я еще не успела насладиться твоими объятиями... Обойми меня... Прижми меня к себе крепче... Положи меня, как печать, на сердце твоем, как печать, на мышце твоей!.. — Не бойся смерти, Суламифь! Так же сильна, как и смерть, любовь... Отгони грустные мысли... Хочешь, я расскажу тебе о войнах Давида, о пирах и охотах фараона Суссакима? Хочешь ты услышать одну из тех сказок, которые складываются в стране Офир?.. Хочешь, я расскажу тебе о чудесах Вакрамадитья? — Да, мой царь. Ты сам знаешь, что, когда я слушаю тебя, сердце мое растет от радости! Но я хочу тебя попросить о чем-то... — О Суламифь, — все, что хочешь! Попроси у меня мою жизнь — я с восторгом отдам ее тебе. Я буду только жалеть, что слишком малой ценой заплатил за твою любовь. Тогда Суламифь улыбнулась в темноте от счастья и, обвив царя руками, прошептала ему на ухо: — Прошу тебя, когда наступит утро, пойдем вместе туда... на виноградник... Туда, где зелень, и кипарисы, и кедры, где около каменной стенки ты взял руками мою душу... Прошу тебя об этом, возлюбленный... Там снова окажу я тебе ласки мои... В упоении поцеловал царь губы своей милой. Но Суламифь вдруг встала на своем ложе и прислушалась. — Что с тобою, дитя мое?.. Что испугало тебя? — спросил Соломон. — Подожди, мой милый... сюда идут... Да... Я слышу шаги... Она замолчала. И было так тихо, что они различали биение своих сердец. Легкий шорох послышался за дверью, и вдруг она распахнулась быстро и беззвучно. — Кто там? — воскликнул Соломон. Но Суламифь уже спрыгнула с ложа, одним движением метнулась навстречу темной фигуре человека с блестящим мечом в руке. И тотчас же, пораженная насквозь коротким, быстрым ударом, она со слабым, точно удивленным криком упала на пол. Соломон разбил рукой сердоликовый экран, закрывавший свет ночной лампады. Он увидал Элиава, который стоял у двери, слегка наклонившись над телом девушки, шатаясь, точно пьяный. Молодой воин под взглядом Соломона поднял голову и, встретившись глазами с гневными, страшными глазами царя, побледнел и застонал. Выражение отчаяния и ужаса исказило его черты. И вдруг, согнувшись, спрятав в плащ голову, он робко, точно испуганный шакал, стал выползать из комнаты. Но царь остановил его, сказав только три слова: — Кто принудил тебя? Весь трепеща и щелкая зубами, с глазами, побелевшими от страха, молодой воин уронил глухо: — Царица Астис... — Выйди, — приказал Соломон. — Скажи очередной страже, чтобы она стерегла тебя. Скоро по бесчисленным комнатам дворца забегали люди с огнями. Все покои осветились. Пришли врачи, собрались военачальники и друзья царя. Старший врач сказал: — Царь, теперь не поможет ни наука, ни бог. Когда извлечем меч, оставленный в ее груди, она тотчас же умрет. Но в это время Суламифь очнулась и сказала со спокойною улыбкой: — Я хочу пить. И когда напилась, она с нежной, прекрасной улыбкою остановила свои глаза на царе и уже больше не отводила их; а он стоял на коленях перед ее ложем, весь обнаженный, как и она, не замечая, что его колени купаются в ее крови и что руки его обагрены алою кровью. Так, глядя на своего возлюбленного и улыбаясь кротко, говорила с трудом прекрасная Суламифь: — Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою любовь, за твою красоту, за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику. Дай мне поцеловать твои руки, не отнимай их от моего рта до тех пор, пока последнее дыхание не отлетит от меня. Никогда не было и не будет женщины счастливее меня. Благодарю тебя, мой царь, мой возлюбленный, мой прекрасный. Вспоминай изредка о твоей рабе, о твоей обожженной солнцем Суламифи. И царь ответил ей глубоким, медленным голосом: — До тех пор, пока люди будут любить друг друга, пока красота души и тела будет самой лучшей и самой сладкой мечтой в мире, до тех пор, клянусь тебе, Суламифь, имя твое во многие века будет произноситься с умилением и благодарностью. К утру Суламифи не стало. Тогда царь встал, велел дать себе умыться и надел самый роскошный пурпуровый хитон, вышитый золотыми скарабеями, и возложил на свою голову венец из кроваво-красных рубинов. После этого он подозвал к себе Ванею и сказал спокойно: — Ванея, ты пойдешь и умертвишь Элиава. Но старик закрыл лицо руками и упал ниц перед царем. — Царь, Элиав — мой внук! — Ты слышал меня, Ванея? — Царь, прости меня, не угрожай мне своим гневом, прикажи это сделать кому-нибудь другому. Элиав, выйдя из дворца, побежал в храм и схватился за рога жертвенника. Я стар, смерть моя близка, я не смею взять на свою душу этого двойного преступления. Но царь возразил: — Однако, когда я поручил тебе умертвить моего брата Адонию, также схватившегося за священные рога жертвенника, разве ты ослушался меня, Ванея? — Прости меня! Пощади меня, царь! — Подними лицо твое, — приказал Соломон. И когда Ванея поднял голову и увидел глаза царя, он быстро встал с пола и послушно направился к выходу. Затем, обратившись к Ахиссару, начальнику и смотрителю дворца, он приказал: — Царицу я не хочу предавать смерти, пусть она живет, как хочет, и умирает, где хочет. Но никогда она не увидит более моего лица. Сегодня, Ахиссар, ты снарядишь караван и проводишь царицу до гавани в Иаффе, а оттуда в Египет, к фараону Суссакиму. Теперь пусть все выйдут. И, оставшись один лицом к лицу с телом Суламифи, он долго глядел на ее прекрасные черты. Лицо ее было бело, и никогда оно не было так красиво при ее жизни. Полуоткрытые губы, которые всего час тому назад целовал Соломон, улыбались загадочно и блаженно, и зубы, еще влажные, чуть-чуть поблескивали из-под них. Долго глядел царь на свою мертвую возлюбленную, потом тихо прикоснулся пальцем к ее лбу, уже начавшему терять теплоту жизни, и медленными шагами вышел из покоя. За дверями его дожидался первосвященник Азария, сын Садокии. Приблизившись к царю, он спросил: — Что нам делать с телом этой женщины? Теперь суббота. И вспомнил царь, как много лет тому назад скончался его отец, и лежал на песке, и уже начал быстро разлагаться. Собаки, привлеченные запахом падали, уже бродили вокруг него с горящими от голода и жадности глазами. И, как и теперь, спросил его первосвященник, отец Азарии, дряхлый старик: — Вот лежит твой отец, собаки могут растерзать его труп... Что нам делать? Почтить ли память царя и осквернить субботу или соблюсти субботу, но оставить труп твоего отца на съедение собакам? Тогда ответил Соломон: — Оставить. Живая собака лучше мертвого льва. И когда теперь, после слов первосвященника, вспомнил он это, то сердце его сжалось от печали и страха. Ничего не ответив первосвященнику, он пошел дальше, в залу судилища. Как и всегда по утрам, двое его писцов, Елихофер и Ахия, уже лежали на циновках, по обе стороны трона, держа наготове свертки папируса, тростник и чернила. При входе царя они встали и поклонились ему до земли. Царь же сел на свой трон из слоновой кости с золотыми украшениями, оперся локтем на спину золотого льва и, склонив голову на ладонь, приказал: — Пишите! «Положи меня, как печать, на сердце твоем, как перстень, на руке твоей, потому что крепка, как смерть, любовь и жестока, как ад, ревность: стрелы ее — стрелы огненные». И, помолчав так долго, что писцы в тревоге затаили дыхание, он сказал: — Оставьте меня одного. И весь день, до первых вечерних теней, оставался царь один на один со своими мыслями, и никто не осмелился войти в громадную, пустую залу судилища.

«Суламифь», бедная селянка из виноградника, в которую влюбляется израильский царь, считающийся мудрейшим из людей.

История создания

Александр Куприн написал повесть «Суламифь» в 1907 году. Сюжет заимствован автором из «Песни песней» царя Соломона - текста, который является частью Ветхого Завета. Судя по письмам Куприна, в сентябре и октябре 1907 года автор еще был занят подбором материала для работы над рассказом. Куприн изучил Библию и ряд исследовательских работ, посвященных сюжету «Песни песней».

Сам писатель в письмах сообщал респондентам, что пишет «то ли историческую поэму, то ли легенду о любви» и задумывает ввести в сюжет произведения «много яркой страсти и голого тела». Впервые повесть опубликовали в 1908 году в сборнике «Земля».

Повесть «Суламифь»


В повести Куприна Суламифь - это бедная девушка из виноградника, в которую влюблен царь Соломон. У героя тысяча жен, наложниц, танцовщиц и прочих женщин, которыми тот может пользоваться, царь делил ложе с царицей Савской, но больше всех любит беднячку Суламифь. Героиня работает в царском винограднике, и Соломон как-то раз застает ту подвязывающей лозы. Героиня напевает некую мелодию, занята работой и не замечает наблюдающего за ней царя. Соломон подходит к девушке и просит, чтобы та показала лицо.

У Суламифи юное стройное тело, смуглая кожа, густые и кудрявые темно-рыжие волосы падают девушке на спину. Сам царь тоже молод и прекрасен, и девушка влюбляется в него. Соломон просит героиню сесть с ним рядом и рассказать, кто она. Героиня называет свое имя и признается, что помогает братьям заниматься царскими виноградниками. Соломон целует девушку и назначает свидание следующей ночью у дома Суламифи. О себе царь лжет, что он царский повар.

Суламифи тринадцать лет, но девушка уже поднаторела в искусстве соблазнения. Героиня отправляется вечером в город и продает там свои единственные серебряные серьги, чтобы выручить денег. Вместо серег девушка покупает сладкую мирру, которой собирается умастить собственное тело перед свиданием, чтобы то пахло благовониями.


Ночью героиня ждет явления возлюбленного, тот долго не приходит, а когда шаги героя все-таки раздаются за дверью, девица пугается и долго не решается отпереть ему. В конце концов Суламифь выглядывает за дверь, но никого там не находит. Героиня ищет возлюбленного на улицах ночного города, а затем идет к винограднику - месту их первой встречи. Там девушка находит Соломона, между персонажами происходит эротическая сцена, после которой Соломон признается, кто он такой на самом деле.

Царь увозит возлюбленную во дворец, где та купается в целом бассейне благовоний, затем украшает волосы жемчугом и облачается в одежды из легчайших египетских тканей. Проходит неделя, в течение которой царь и Суламифь «наслаждаются любовью», а Соломон осыпает девушку драгоценными камнями и подарками.


Между тем против героини замыслила недоброе царица Астис, верховная жрица храма Изиды, которую Соломон в свое время оставил. Астис испытывает черную ревность к Суламифи и подговаривает начальника царской стражи Элиава убить новую возлюбленную царя. В обмен Астис обещает тому отдаться.

Начальник стражи прячется у дверей царской спальни, где пребывают главные герои, и ждет удобного момента. Суламифь тем временем мучают недобрые предчувствия, и девушка говорит царю, что рядом притаилась смерть. В этот момент убийца врывается в спальню и пронзает Суламифь мечом. На этом короткая биография героини завершается. Царь Соломон приказывает умертвить начальника стражи, а царицу Астис выслать в Египет.

Суламифь в Библии

«Суламифь», «суламита» – таким словом в Библии называют возлюбленную царя Соломона, и связано это имя с местом, откуда происходит девушка. Это слово встречается в тексте Библии дважды и на иврите звучит как «хаш-шуламит», что в переводе означает «женщина из селения Шулем (или Сунам)». Получается, «Суламифь» - это имя нарицательное, а не собственное.


Царица Савская

Некоторые исследователи считают, что «Суламифь» - тот же персонаж, что и царица Савская, либо отождествляют героиню с некой дочерью фараона, женой Соломона. Другие исследователи полагают, что имя «Суламита» - женская форма имени «Соломон», и оба эти имени служат для символического обозначения жениха и невесты во время свадебного обряда.

Предполагается, что образы Суламифи и Соломона используются для описания неких идеальных взаимоотношений между женихом и невестой, которые еще не успели заключить законный брак. В текстах Песни песней Соломона говорится о недопустимости встреч наедине, описывается целомудренное общение Суламиты с возлюбленным и т.д.

Цитаты

«Тысячи раз может любить человек, но только один раз он любит».
«Но тогда не знал еще царь, что скоро пошлет ему Бог такую нежную и пламенную, преданную и прекрасную любовь, которая одна дороже богатства, славы и мудрости, которая дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти».
«Любовь же бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, - царица, потому что любовь прекрасна!»

«Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа. Но единственная - она, голубица моя...» "Песнь Песней" Соломона, гл. 6,8- 10

Соломон, десятый сын царя Давида, родился в 1033 году до н.э.. Традиционно его считают автором некоторых книг Танаха, в том числе "Песнь Песней". Эта книга является 30-й частью Танаха.

В Третьей Книге Царств утверждается, что Соломон сложил 1005 песен (3 Цар 4:32). Имя Соломона присутствует не только в названии книги, но и неоднократно называется в тексте. Повествование ведётся в том числе и от имени Соломона. Героиня книги красавица Суламифь прямо обращается к герою по имени.

Соломон правил Израильско-Иудейским царством с 965 - 928 гг. до н. э. В Танахе он изображен величайшим мудрецом всех времен, героем многих легенд. Его имя переводится на русский как "мирный", "благодатный".

Уже при рождении Соломона "Господь возлюбил его", и Давид назначил его наследником престола в обход всех старших сыновей. Бога, явившегося царю во сне и обещавшего исполнить любое его желание, Соломон просит даровать ему "сердце разумное, чтобы судить народ". И за то, что он не просил никаких земных благ, Бог наделяет Соломона не только мудростью, но и невиданным богатством и славой.

Трон Соломона был украшен золотыми львами, которые оживали и впоследствии не дали ни одному завоевателю воссесть на этот трон. Согласно иудейской традиции Соломон попросил руки Премудрости, дочери Царя небесного, и получил в приданое весь мир. Мудрости Соломона искали люди, звери и духи. На судах Соломон читал мысли тяжущихся, и не нуждался в свидетелях. Звери, птицы и рыбы являлись на суд Соломона и творили его волю.

Царь Соломон владел чудесным перстнем ("Соломонова печать"), с помощью которого он укрощал демонов и покорил даже их главу Асмодея. Позже он помог Соломону возвести Храм. В оправу перстня был вставлен осколок священного камня с Ориона.

"Песнь Песней" царя Соломона по-существу является гимном единения Начал человеческих. Книга построена в форме диалога двух любящих сердец и раскрывает смысл этой могучей творческой силы. Интересно отметить, что имя Суламифь - это женский вариант имени Соломон. Многие современные имена также имеют два варианта, например: Валерий и Валерия, Ян и Яна, Александр и Александра, Евгений и Евгения и др.

Истоки такой полярности, несомненно, уходят в далекое прошлое, когда человек являл собой цельность андрогинна, т.е. человека, наделённого внешними признаками обоих полов, объединяющий в себе оба пола, либо лишённый каких бы то ни было половых признаков.

В настоящее время книгу "Песнь Песней" чаще всего толкуется как сборник свадебных песен без единого сюжета. Однако её можно интерпретировать и как историю любви царя Соломона и девушки Суламифь. Это тонкое лирическое противопоставление чистой любви Суламифь к пастуху и участи женщин в гареме царя Соломона.

Главные герои «Песнь Песней» - простая девушка Суламифь и мудрый иудейский царь Соломон. Царю около сорока пяти лет. Слава о нем, о его мудрости и красоте, о великолепии его жизни к этому времени уже разнеслась далеко за пределы Израильско-Иудейского царства.

Соломон очень богат и щедр. Настолько, что серебро в те дни ценилось не дороже простого камня. А для тех, кто окружал царя и берег его покой, он ничего не жалел - щиты пятисот его телохранителей были покрыты золотыми пластинками.

У царя Соломона было семьсот жён и триста наложниц, а кроме того - бесчисленное количество рабынь и танцовщиц. Среди них были и белолицые, и черноглазые, и высокие, и коренастые, и округлые, и стройные - всех очаровывал царь своею любовью.

Всевышний дал ему такую неиссякаемую силу страсти, какой не было у людей обыкновенных. Ну, а помимо всего этого царь Соломон разделял своё ложе с царицей Савской, самой красивой и мудрой женщиной в мире. Но больше всех любил Соломон Суламифь, бедную девушку, работавшею на его виноградниках.

Предания гласит, что у царя была мраморная кожа, губы были точно яркая алая лента, волосы черны и волнисты, а руки его были настолько нежны, теплы и красивы, что одним прикосновением исцелял царь головные боли, судороги и чёрную печаль.

Владыка небесный сделал царя Соломона способным понимать языки зверей и птиц. И что важнее, царь понимал суть людских поступков, плохих и хороших. Потому-то приходило к нему великое множество народа, прося суда, совета, помощи, разрешения спора. Таков был царь Соломон, и так живописали его историки тех дней.

Недалеко от царского дворца на южном склоне горы находился царский виноградник. Соломон любил уединяться там в часы великих размышлений. Однажды он сидел в одиночестве на простой деревянной скамье, и размышлял о чем-то, что было подвластно только его уму. Вдруг царь прислушался: где-то рядом раздался милый, чистый и ясный женский голос, напевающий какую-то мелодию.

Вскоре перед ним предстала девушка в лёгкой тунике. Подвязывая лозы, она не заметила царя, и продолжала прелестно петь. Тем временем ее голос все больше завораживает Соломона. Слух его наслаждался пением девушки.

Неожиданно царь встал и произнёс: «Прелестница, покажи мне лицо твоё!» Девушка повернулась в сторону Соломона. Вдруг порыв ветра плотно облепил платьем её стройный стан. И царь увидел ее всю, как нагую под одеждой, всё ее прекрасное и стройное тело, все ее округлости и впадины.

Девушка подошла к царю и с восторгом посмотрела на него. Она увидела, как он красив и величествен, и замерла от волнения. Соломон пригласил её сесть рядом с ним на скамью и назвать своё имя. «Суламифь» - ответила девушка. А потом добавила, что она помогает своим братьям охранять, и обрабатывать эти царские виноградники.

И тогда царь иудейский взял Суламифь за руку. По её телу пробегает дрожь восторга. А когда Соломон поцеловал девушку сладостным поцелуем, она сразу поняла, что только он может быть ее возлюбленным, только ему она подарит свою девственность.

Соломон назвался царским поваром и договаривается о свидании на следующую ночь у стен дома Суламифь. В этот день Соломон был особенно светел и радостен, и особенно много добра он сделал когда сидел на троне в зале суда.

Весь день Суламифь провела в сладострастном томлении в ожидании ночной встречи с возлюбленным. Вечером она продала ювелиру своё единственное украшение - праздничные серьги. На вырученные деньги она купила у продавца благовоний мирру (ароматическая смола).

Суламифь, прекрасная тринадцатилетняя девушка, хотела, чтобы её тело в момент, когда его будет касаться возлюбленный пахло сладостью мирры. Долго она лежала на своём ложе в ожидании, пока не услышала шаги. Когда Суламифь выглянула, возле дома никого не оказалось.

В страхе и надежде побежала девушка к виноградникам, в которых встретила утром того, кого же успела полюбить всем сердцем. Когда Суломифь добежала до виноградников, счастью ее не было предела: Соломон ждал ее и протягивал к ней свои руки.

Губы их сливаются в поцелуе, а через некоторое время царь спросил: не жалеет ли она? Суламифь с улыбкой смущения и счастья отвечает ему: «Братья мои поставили меня стеречь виноградник, а своего виноградника я не уберегла»

В эту ночь Соломон признается девушке, что он царь иудейский. А утром Суламифь привезли во дворец. Её искупали в бассейне с благовонной водой, прекрасное тело облачили в легчайшие египетские ткани, а волосы обвивают жемчугом.

Семь дней и шесть ночей наслаждаются они любовью друг с другом. Семь дней лицо царя освещает радость. Семь дней осыпал Соломое свою возлюбленную Суламифь драгоценностями с ног до головы. А в это время в храме Изиды совершается великое тайнодействие.

Когда-то Мать богов Изида потеряла мужа, Озириса. Его украл злобный Сет, запрятал в гроб, а потом, когда Изида нашла тело, снова выкрал его и, разорвав на четырнадцать частей, рассеял по всему миру. Тринадцать частей отыскала богиня Изида, кроме одной - священного фаллоса.

Жрецы стегали себя плётками, разрывают кожу свою и рвут рты в бешеном экстазе, пока один из них, высокий и худощавый старик с криком восторга делает какое-то движение и бросает к ногам богини обесформленный кусок мяса.

Мгновенно воцаряется тишина. Жертвоприношение совершено. А царица Астис, верховная жрица храма, задумывает в это время чёрное дело. С тех пор, как царь охладел к ней, в ее сердце поселилась чёрная ненависть. А теперь, когда она узнала о том, что прекраснейший Соломон проводит дни и ночи с некой Суламифью, Астис задумала чёрное зло.

Она подозвала к себе, начальника царской стражи Элиава. Он давно пылает к ней страстью. И Астис даёт ему обещание, что подарит ему свою любовь, если он умертвит Суламифь. Без слов Элиав выходит из храма.

Он идёт к дворцу Соломона. Там прячется у дверей царской спальни. Но в эту, седьмую ночь, Суламифь не может полностью отдаться своему безмерному всё поглощаемому чувству любви к Соломона. Дело в том, что душу девушки гложет печаль. Она признаётся возлюбленному, что чувствует - где-то рядом находится ее смерть.

Неожиданно раздаётся шорох. Суламифь успела вскочившая с ложа. Но поздно, она падает, пронзённая мечом. Элиав убегает. Однако царь Соломон приказывает схватить его и умертвить. В тот же день Соломон требует отправить в Египет и царицу Астис, дабы более не видеть ее в Иудее. Сам царь до глубоких вечерних теней сидит возле тела Суламифи, и о том, какие мысли посещают его, никто не знает.




Top