Царские палаты. Государев двор

Борис, Басманов.

Он побежден, какая польза в том?
Мы тщетною победой увенчались.
Он вновь собрал рассеянное войско
И нам со стен Путивля угрожает.
Что делают меж тем герои наши?
Стоят у Кром, где кучка казаков
Смеются им из-под гнилой ограды.
Вот слава! нет, я ими недоволен,
Пошлю тебя начальствовать над ними;
Не род, а ум поставлю в воеводы;
Пускай их спесь о местничестве тужит;
Пора презреть мне ропот знатной черни
И гибельный обычай уничтожить.

Басманов

Ах, государь, стократ благословен
Тот будет день, когда Разрядны книги
С раздорами, с гордыней родословной
Пожрет огонь.

День этот недалек;
Лишь дай сперва смятение народа
Мне усмирить.

Басманов

Что на него смотреть;
Всегда народ к смятенью тайно склонен:
Так борзый конь грызет свои бразды;
На власть отца так отрок негодует;
Но что ж? конем спокойно всадник правит,
И отроком отец повелевает.

Конь иногда сбивает седока,
Сын у отца не вечно в полной воле.
Лишь строгостью мы можем неусыпной
Сдержать народ. Так думал Иоанн,
Смиритель бурь, разумный самодержец,
Так думал и его свирепый внук.
Нет, милости не чувствует народ:
Твори добро - не скажет он спасибо;
Грабь и казни - тебе не будет хуже.

Входит боярин.

Привели гостей иноплеменных.

Иду принять; Басманов, погоди.
Останься здесь: с тобой еще мне нужно
Поговорить.
(Уходит.)

Басманов

Высокий дух державный.
Дай бог ему с Отрепьевым проклятым
Управиться, и много, много он
Еще добра в России сотворит.
Мысль важная в уме его родилась.
Не надобно ей дать остыть. Какое
Мне поприще откроется, когда
Он сломит рог боярству родовому!
Соперников во брани я не знаю;
У царского престола стану первый...
И может быть... Но что за чудный шум?

Тревога. Бояре, придворные служители в беспорядке бегут, встречаются и
шепчутся.

За лекарем!

Скорее к патриарху.

Царевича, царевича зовет!

Четвертый

Духовника!

Басманов

Что сделалось такое?

Царь занемог.

Царь умирает.

Басманов

На троне он сидел и вдруг упал -
Кровь хлынула из уст и из ушей.

Царя выносят на стуле; все царское семейство, все бояре.

Подите все - оставьте одного
Царевича со мною.

Все удаляются.

Умираю;
Обнимемся, прощай, мой сын: сейчас
Ты царствовать начнешь... о боже, боже!
Сейчас явлюсь перед тобой - и душу
Мне некогда очистить покаяньем.
Но чувствую - мой сын, ты мне дороже
Душевного спасенья... так и быть!
Я подданным рожден и умереть
Мне подданным во мраке б надлежало;
Но я достиг верховной власти... чем?
Не спрашивай. Довольно: ты невинен,
Ты царствовать теперь по праву станешь.
Я, я за все один отвечу богу...
О милый сын, не обольщайся ложно,
Не ослепляй себя ты добровольно -
В дни бурные державу ты приемлешь:
Опасен он, сей чудный самозванец,
Он именем ужасным ополчен...
Я, с давних лет в правленье искушенный,
Мог удержать смятенье и мятеж;
Передо мной они дрожали в страхе;
Возвысить глас измена не дерзала.
Но ты, младой, неопытный властитель,
Как управлять ты будешь под грозой,
Тушить мятеж, опутывать измену?
Но бог велик! Он умудряет юность,
Он слабости дарует силу... слушай:
Советника, во-первых, избери
Надежного, холодных, зрелых лет,
Любимого народом - а в боярах
Почтенного породой или славой -
Хоть Шуйского. Для войска нынче нужен
Искусный вождь: Басманова пошли
И с твердостью снеси боярский ропот.
Ты с малых лет сидел со мною в Думе,
Ты знаешь ход державного правленья;
Не изменяй теченья дел. Привычка -
Душа держав. Я ныне должен был
Восстановить опалы, казни - можешь
Их отменить; тебя благословят,
Как твоего благословляли дядю,
Когда престол он Грозного приял.
Со временем и понемногу снова
Затягивай державные бразды.
Теперь ослабь, из рук не выпуская...
Будь милостив, доступен к иноземцам,
Доверчиво их службу принимай.
Со строгостью храни устав церковный;
Будь молчалив; не должен царский голос
На воздухе теряться по-пустому;
Как звон святой, он должен лишь вещать
Велику скорбь или великий праздник.
О милый сын, ты входишь в те лета,
Когда нам кровь волнует женский лик.
Храни, храни святую чистоту
Невинности и гордую стыдливость:
Кто чувствами в порочных наслажденьях
В младые дни привыкнул утопать,
Тот, возмужав, угрюм и кровожаден,
И ум его безвременно темнеет.
В семье своей будь завсегда главою;
Мать почитай, но властвуй сам собою.
Ты муж и царь; люби свою сестру,
Ты ей один хранитель остаешься.

Феодор
(на коленях)

Нет, нет - живи и царствуй долговечно:
Народ и мы погибли без тебя.

Все кончено - глаза мои темнеют,
Я чувствую могильный хлад...

Входит патриарх, святители, за ними все бояре. Царицу ведут под руки, царевна
рыдает.

Кто там?
А! схима... так! святое постриженье...
Ударил час, в монахи царь идет -
И темный гроб моею будет кельей...
Повремени, владыко патриарх,
Я царь еще: внемлите вы, бояре:
Се тот, кому приказываю царство;
Целуйте крест Феодору... Басманов,
Друзья мои... при гробе вас молю
Ему служить усердием и правдой!
Он так еще и млад и непорочен...
Клянетесь ли?

Клянемся.

Я доволен.
Простите ж мне соблазны и грехи
И вольные и тайные обиды...
Святый отец, приближься, я готов.

Начинается обряд пострижения. Женщин в обмороке выносят.

ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ

На Руси богатые царские и боярские хоромы называли палатами, и это название прижилось на долгие времена и прочно закрепилось в XVI в. не только за царскими покоями, но и за производственными царскими мастерскими.

В Теремном царском дворце навечно остались названия: Грановитая палата и Золотая палата, да и небольшие царские теремные комнаты зачастую, судя по летописным материалам, называли государевыми палатами.

Эти уникальные древнерусские постройки чудом пережили века и сохранились до наших дней, т. е. до III тысячелетия.

В Грановитой палате во времена Ивана IV происходили приемы иностранных послов.

При Иване Грозном был учрежден особый посольский церемониал, который с незначительными изменениями просуществовал в России до конца XVII в. Английский посланник Ченслер писал об этом церемониале следующее: «…царь сидел на возвышенном троне в золотой диадеме и богатейшей порфире, горевшей золотом. В правой руке у него был золотой скипетр, осыпанный драгоценными камнями. Царя окружали вельможи в богатейших одеждах… Подобный блеск великолепия мог ослепить кого угодно».

Посол германского императора Ганс Кобенцель, посетивший Москву в 1576 г., дает яркое описание роскошной одежды русского царя: «…была на нем царская мантия и диадема… которая не может сравниться с коронами королей… испанского и французского или же великого герцога Тосканского… и даже корона самого цезаря и корона венгерского и богемского не могут сравниться с нею…»

Рядом с Грановитой палатой сохранилась еще одна древняя дворцовая палата.

Впервые она упомянута в документах в конце XVI в. и названа Золотой палатой царицы Ирины - жены царя Федора Иоанновича. Она не так величественна и просторна, как Грановитая палата: и площадь ее меньше, и потолки ниже.

Золотая царицына палата еще в конце XVI в. была украшена великолепной сюжетной живописью. Первое описание интерьера палаты дал епископ Арсений в 1589 г. Цветные изображения по золоту на стенах чудесно сияли, бесчисленные драгоценные камни в окладах икон вспыхивали тысячами цветных искр, а под ногами гостей переливался тканный шелком и золотом огромный персидский ковер. На подоконниках, в нишах стен на поставцах отливали серебром бесчисленные фигурные сосуды.

К Золотой палате вплотную примыкает Жилицкая палата - проходные сени. Палата в старину служила помещением дворцовой стражи из дворян младшего разряда, так называемых жильцов, потому и получила название Жилицкой.

Старинный каменный портал и резной наличник окна XVII в. выходят во Владимирский зал Большого Кремлевского дворца.

Вне Большого дворца стоят по сей день Патриаршие палаты.

В 1589 г. в связи с учреждением патриаршества на Руси двор митрополита с его палатами становится двором патриарха, в котором была возведена лишь надвратная церковь во имя Трех святителей московских.

В 1643 г. патриарх Иосиф значительно обновил Патриарший двор, где заново был выстроен целый корпус с палатами: Золотой, Крестовой (ныне Мироварная), келейной и казенной. Но уже в 1655 г. патриарх Никон строит Патриаршие палаты. Дом имеет оригинальную конструкцию в отношении количества этажей: в одних частях он имеет четыре этажа, в других - три или даже два. Здесь помещалась также Патриаршая Синодальная библиотека, основанная при перенесении митрополии в Москву, т. е. в XIV в. В библиотеке было собрано немало древних книг и рукописей на греческом и славянском языках. *

Вне дворца стоит и Оружейная палата.

Большая казна - как в старину называлась Оружейная палата - хранила в себе с давних пор много сокровищ, принадлежавших русским князьям и царям. Двор царей славился богатствами, как наследственными, так и приобретаемыми при покорении различных областей. И хотя немало предметов и ценностей исчезло при пожарах и нашествиях неприятеля, казна увеличивалась за счет поступления подарков от иностранных государей.

Драгоценные вещи уже не могли разместить в Большой казне, и они хранились в Бронном и Конюшенном приказах и в Запасном дворце.

При Петре I управление Оружейной палатой было подчинено Сенату. При Александре I в 1806 г. для этой палаты архитектором Его-товым было возведено особое здание, но оно было без печей, где ценнейшим экспонатам не могла быть обеспечена должная сохранность. В 1849 г. император Николай I повелел возвести новое здание. Построил здание Оружейной палаты архитектор Бове в очень сжатые сроки, и уже с 1851 г. палата стала государственным музеем - хранили - щем.

Это единственный в своем роде музей, богатый редчайшими предметами не только древнерусского, но и западного и восточного искусства. В музее на протяжении веков хранились царские регалии, которыми короновались все русские цари и императоры на протяжении трех столетий.

Название «Палата» со времен Средневековья прочно закрепилось не только за царскими покоями, но и за царскими производственными мастерскими.

Существовали Золотая и Серебряная палаты, где искусные мастера изготовляли редчайшие предметы для царского обихода.

Одна из кремлевских мастерских называлась Постельной палатой, и находилась она в женской половине Теремного дворца под хоромами царицы.

В ее ведении было хранение и изготовление постельного царского убранства и одежд для членов царской семьи: шуб, кафтанов, зипунов, шапок, сапог и т. д.

Кроме того, в светлице Царицыной мастерской и палатах работало около 100 искусных мастериц, золотошвеек и белошвей.

Они плели роскошник кружева, расшивали одежды царские золотом и серебром, а также жемчужным низаньем.

Итак, с конца XIV в. Оружейная палата становится сокровищницей московских князей и цариц. Упоминалась она в духовных грамотах Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Грозного и многих других царей…

Из каменных сооружений в Кремле вне дворца было построено здание Посольской палаты в 1565 г., однако Посольская палата неоднократно перестраивалась и в XVII в. была перенесена на улицу Варварку - это единственное древнее здание «министерства» иностранных дел, сохранившееся до наших дней.

Был в старину в Кремле Сытной двор, который размещался в под-клете Теремного дворца. Палаты, в него входившие, имели очень образные названия: Клюшная, Казенная, Водочная, Свечная, Воскобойная, Медвенная, Сытная, где «збитень сбавили», заливали яблоки патокой, солили и мочили овощи, фрукты, готовили варенья и соленья…

Здесь размещались огромные глубокие погреба «питейные», походные, с «мартовскими пивами». Над Сытной палатой, как мы уже говорили, размещались Царицыны мастерские. Под мастерскими располагались покои царской семьи. В одной из дальних комнат на этом же этаже в XVII в. была устроена личная баня царя - мыленка. Вода в мыленку подавалась водоподъемной машиной, установленной в ближайшей к Москве-реке башне Кремля, которая с тех давних пор называется Водовзводной.

Таким образом, к началу XVII в. Кремль был значительно застроен палатами царскими и казенными.

К ним нужно еще причислить немалое количество каменных боярских и святительских палат, сооружавшихся беспрерывно в течение XVI в. и особенно усиленно к концу его, внося в строительную практику все новые и новые мотивы.

Небезынтересно отметить, что все царские палаты помещались на подклетах и соединялись друг с другом посредством открытых переходов - террас с открытыми лестницами у каждой, выходящими на Соборную площадь.

Царь имел возможность, минуя площадь Соборную, пройти из Теремного дворца в церковь Ризоположения и на двор патриарха, был проход и из дворца в Благовещенский собор.

Все эти палаты царские представляли собой единый великолепный архитектурный ансамбль Древней Руси.

Из книги Европа в эпоху империализма 1871-1919 гг. автора Тарле Евгений Викторович

4. Реформа палаты лордов В палате лордов числилось в 1909 г., когда возник этот жестокий конфликт с правительством, 606 членов, из них меньше 90 было на стороне либерального кабинета, остальные же - консерваторы. Притом среди консерваторов была обильнее всего представлена

Из книги Испанская инквизиция автора Холт Виктория

7. Жертвы Святой палаты Людей, заподозренных в ереси, доставляли в особую камеру в здании инквизиции. Здание это официально именовалось «Каза Санта», т. е. Святая палата.Для осуждения их достаточно было двух свидетельств, если только они не слишком противоречили друг

Из книги Загадки старой Персии автора

Из книги Армия Александра Великого автора Секунда Ник

«Царские дети» Еще во времена Филиппа детей македонской знати отсылали ко двору царя и делали «царскими детьми» (basilikoi paides). При дворе эти подростки продолжали свое образование, служа в то же время заложниками верности своих родственников. Если кого-то из македонцев

Из книги Зелье для государя. Английский шпионаж в России XVI столетия автора Таймасова Людмила Юлиановна

Царские лекари Практика приглашения иностранных докторов на службу при великокняжеском дворе была введена в годы правления Ивана III. Летописи сообщают о немце Антоне и венецианском еврее Леоне. Великий князь Василий III доверял свое здоровье приехавшему из Рима Николаю

автора Олмстед Альберт

Царские архивы К нашему удивлению, ни одна табличка из архивов Персеполя не написана персидской клинописью, используемой при составлении царских надписей. Из этого необычного факта мы можем сделать вывод лишь о том, что персидская письменность была искусственной.

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Царские надписи В Сузах было закончено строительство великолепной ападаны. Теперь Дарий предложил построить в своей новой столице еще одну ападану, на этот раз в более долговечном камне, который позволит в большей степени развить настоящее персидское искусство. На

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Царские гробницы С Персеполем тесно связан Накш-и Рустам - местность, древнеперсидское название которой неизвестно. Здесь, в скале, на расстоянии 9 км от Персеполя, высечены гробницы четырех царей из династии Ахеменидов. Если стоять лицом к скале, они располагаются слева

Из книги Египет Рамсесов автора Монтэ Пьер

V. Царские награды Один придворный так определил фараона: «Он тот, кто умножает добро, кто умеет дарить. Он бог, царь богов. Он знает всех, кто его знает. Он вознаграждает тех, кто ему служит. Он защищает своих сторонников. Это Ра, чье видимое тело – солнечный диск и который

Из книги Повседневная жизнь московских государей в XVII веке автора Черная Людмила Алексеевна

Из книги Петербург экскурсионный. Рекомендации по проведению экскурсий автора Шишков Сергей Иванович

Свадебные палаты Наименование объекта. Второй Зимний дворец Петра I.Маршрут следования. По набережной Зимней канавки пройти в сторону Невы.Остановка у объекта. Остановиться посередине набережной.Элементы показа. Показать боковой фасад дома № 33 со стороны Зимней

Из книги Гоголь в Москве автора Молева Нина Михайловна

Палаты на Мамстрюковой улице Мамстрюк – народное имя первого начальника опричнины, брата второй жены Ивана Грозного, «из черкас девицы» Марьи Темрюковны. Один из старейших московских боярских дворов, сохранившийся до наших дней в первоначальных параметрах и основных

Из книги Сокровища и реликвии эпохи Романовых автора Николаев Николай Николаевич

3. Сокровища Оружейной палаты Оружейная палата Московского Кремля - старейший музей нашей страны. Она находится недалеко от Боровицких ворот, на месте бывших Житного и Конюшенного дворов. Создание Оружейной палаты как сокровищницы московских великих князей

Из книги Повседневная жизнь московских государей в XVII веке автора Черная Людмила Алексеевна

«Видеть царские очи» Одной из основополагающих частей государева чина были приемы иноземных посольств. Олицетворяя собой державу, государь встречался с представителями других властителей. Тут уж ударить лицом в грязь было никак нельзя. Мельчайшие детали должны были

Из книги От неолита до Главлита автора Блюм Арлен Викторович

П. П. Потёмкин «Он был прокурор из палаты…» Он был прокурор из палаты, Она же - родная печать. Она о свободе мечтала, А он - как бы крестик поймать. И с горя она побледнела, Померкнул сатиры задор… И грезится ей беспрестанно: «Сто третья», арест,

Из книги Святая Русь автора Тальберг Николай Дмитриевич

Царские палаты в Москве День тезоименитства царя Иоанна Васильевича Грозного. Приглашен к столу чтимый царем и митрополитом Макарием Василий Блаженный, Христа ради юродивый. Потчуют его питием, а он содержимое чаши трижды выплескивает в окно, вызывая этим гнев Грозного.

Палаты бояр Романовых – музей в Зарядье, в самом центре Москвы, являющийся филиалом . Он единственный, где сохранился патриархальный быт аристократии допетровской эпохи. Здесь, в старинной боярской усадьбе, по преданию, в 1596 родился Михаил Федорович Романов – зачинатель новой царской династии на Руси.

Сами палаты – памятник архитектуры XV столетия, ставший в XIX веке по приказу царя Александра II одним из первых музеев столицы. Архитектура здания необычна – оно трехэтажное, и каждый последующий этаж меньше предыдущего. В музейных фондах собраны предметы быта тех лет и старинное оружие. Здание состоит из нескольких помещений: сени, палата для трапез, деловая комната боярина, светлица для девушек. В подземной части палат расположен еще один музей – археологический, где есть архаичная гончарная мастерская, присущая Москве XV века.

Музей «Палаты бояр Романовых» опровергает привычные представления о подобных учреждениях. Раз в неделю тут проходит театрализованное представление, которое полностью ломает стереотипы о маленьких музеях.

Посвящены палаты бояр Романовых быту. При этом слове у многих сразу же возникает ассоциация с чем-то обыденным и скучным. Но вся «соль» в том, что быт здесь показан не современный, а XVII столетия. Как ни странно, главные ценности человеческой жизни с тех пор совсем не изменились – и сейчас, как и тогда, для абсолютного и подавляющего числа людей самым важным были не злато да серебро, а благополучие семьи, как говаривали в те времена, лад в дому.

Вот этим-то семейным ценностям на старинный лад и посвящен музей «Палаты бояр Романовых». Благополучной семье необходим дом, а хорошему хозяину – верная жена. У каждого должно быть свое занятие, у мужа – государю да Отчизне служить, а задача жены – в доме порядок соблюдать. Как это исполнялось в те давние времена, увидят посетители экспозиции. Заодно им поведают имеющиеся исторические подробности, которые прольют свет на устоявшиеся, но уже не совсем понятные современному человеку обороты речи, такие как «трудится, спустя рукава», крик о помощи «Караул!», выражение «ходи козырем» и смысл наименования «Зарядье».

Дальше начинается самое увлекательное действо. Гостей приглашают в главное помещение – палаты, где им встречается ключница, пытающаяся задобрить домового. Она разрешает посетителям зайти в дом. Сначала их проводят в подвал, выполняющий в старину функцию гигантского холодильника. Тут гостей радушно угощают наливкой домашнего приготовления. Поить гостей – очень необычно и не свойственно музеям. Но тут исключение из правил – это дом знатного боярина, а в домах на Руси, в бедных и богатых, во все времена было принято угощать гостей всем самым лучшим.

Затем посетители идут в самое охраняемое помещение дома, где лежала боярская казна. Под словом «казна» тогда понимали не только денежные знаки и драгоценности, но и военную амуницию, дорогую одежду, меха, посуду – все то, что в допетровские времена называли словом «рухлядь». В комнату вбегает молодой пригожий боярин, который готовится к военному походу и горюет о том, что не успел посвататься к милой боярышне. Все сцены показывают обычные дружеские диалоги тех лет, они ведутся с учетом исторических фактов, которые благодаря такой подаче легко запоминаются и усваиваются зрителями. Убранство палат состоит из подлинных старинных предметов, что тоже положительно влияет на восприятие и запоминание.

Потом все поднимаются по витиеватой лестнице на женскую часть дома. Там юные красавицы, модницы и говоруньи с жаром обсуждают свои наряды. Они выясняют, что краше смотрится, атлас или парча, советуют друг другу как брови сделать чернее, губы – алее, а щечки – румянее. В светлице юницы принимаются за рукоделие, попутно дивясь заморским диковинкам: страшному чудищу с двумя хвостами (слону) и питью, которое пахнет сеновалом (чаю).

Точно воссозданные интерьеры допетровских времен делают музей «Палаты бояр Романовых» уникальным. Второго такого нет нигде в мире, он входит в число самых лучших музеев планеты – это было признано в 1998 году на Европейском международном форуме.

  • ПАЛА"ТА , ы, ж. [латин. palatium]. 1. только мн. Дворец, великолепное здание, первонач., встарину, каменное (устар.). Все в том острове богаты, изоб нет, везде палаты. Пушкин. Боярские палаты. Великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве... Грибоедов. От трудов праведных не нажить палат каменных. Поговорка. 2. Большое помещение, роскошно отделанное или предназначенное для каких-н. специальных целей (устар.). Оружейная п. Грановитая п. Царь Салтан сидит в палате на престоле и в венце. Пушкин. 3. Комната, где лежат больные в лечебных заведениях. 4. Название высших законодательных учреждений, из к-рых состоит Верховный Совет СССР (нов.). Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Конституция СССР. Обе палаты Верховного Совета СССР: Совет Союза и Совет Национальностей равноправны. Конституция СССР. 5. Название представительных учреждений в ряде буржуазных стран (полит.). Нижняя п. (собрание представителей, являющееся первой законодательной инстанцией в этих странах; парламент). Верхняя п. (сословно-представительное собрание, высшая законодательная инстанция по отношению к нижней палате). Нижняя и верхняя палаты в буржуазных странах не равноправны. П. депутатов (нижняя палата Франции). П. общин (нижняя палата Англии). П. лордов (верхняя палата Англии). 6. Название нек-рых государственных учреждений (офиц. и истор.). П. мер и весов. Книжная п. (учреждение, ведущее библиографию печатной продукции). Торговая п. Каженная п. (см. казенный). Судебная п. (учреждение, бывшее высшей судебной инстанцией для окружных судов; дореволюц.).

    Ума палата у кого (разг.) - очень умен.

Дворцы русских самодержцев исстари отличались роскошью и великолепием убранства, обилием золота в оформлении интерьеров.
Большой Кремлёвский дворец архитектора Константина Андреевича Тона, сооружённый в 1849 г. как московская резиденция императора Николая I, достойно продолжил эту традицию. Включённые в его состав древние дворцовые палаты - Грановитая XV в., Золотая Царицына XVI в., Терема XVII столетия - своим образным строем как будто предопределили обращение к золоту в архитектурно-декоративных решениях нового дворца.

Грановитая палата. Красное крыльцо Грановитая палата. Грановитая палата.

Грановитая палата (1487-1491 гг.) прежде именовалась Большой золотой, поскольку настенные росписи, покрывавшие стены и своды, были выполнены по золотому фону. Солнечно-жёлтая сусальная позолота светится на резных белокаменных порталах палаты и Святых сеней, примыкающих к ней. Грановитая палата - тронный зал русских государей - предназначалась для официальных и торжественных церемоний. Золотом сиял и парадный приёмный зал русских цариц. Не случайно с конца XVI в. за ним утвердилось название Золотой Царицыной палаты.

Царицына палата (три окна под желтым сводом) Царицына палата (рисунок) Царицына палата (рисунок)

Роскошно убранство "зело чудных палат" - Теремного дворца, построенного для царя Михаила Фёдоровича Романова. Мастера использовали практически все известные материалы, изобразительные мотивы и, конечно, золото.

Теремной дворец Теремной дворец. Золотое крыльцо Теремной дворец. Вход Теремной дворец. Приемная Теремной дворец. Круглая печка

Золотая решётка на Верхоспасской площадке, Золотое крыльцо на переднем каменном дворе, золотые «травные» узоры и геральдические гербовые изображения на стенах царского кабинета в теремах, золото резных деревянных иконостасов в теремных церквах и лучистое сияние 11 золотых куполов с красивыми ажурными крестами.

Теремной дворец. Царский кабинет

Древние царские дворцы всегда представляли комплекс разнообразных многоликих строений. Следуя традиции, К. Тон создал новый архитектурный ансамбль также как группу зданий - компактную и удобную. Ключевым звеном в соединении сохранившихся старых палат с новым дворцом стал Владимирский зал, возведённый на месте открытой Боярской площадки.

Владимирский зал

Большой Кремлёвский дворец вполне оправдывает своё название. В нём около 700 различных помещений. Длина главного, южного фасада, обращённого к реке Москве, - 125 м, высота здания - 40 м. На втором этаже дворца расположены главные парадные залы, посвящённые важнейшим орденским наградам России и в их честь получившие свои названия, - Андреевский, Александровский, Георгиевский, Владимирский, Екатерининский. В декоре каждого зала использованы изображения знака ордена, его звезды с девизом и учтены цвета орденских лент.
Андреевский зал - главный тронный зал дворца. Перед взором входящего он представал ослепительно роскошным, изобилующим изощрённой лепниной и золотом, в мерцании полированного белого искусственного мрамора, в лазури фонов (голубой - цвет орденской ленты), в торжественной нарядности декора из гербов и орденских эмблем. Судьба зала драматична. В 1932-1934 гг. его вместе с соседним Александровским залом, посвящённым ордену Александра Невского, полностью перестроили и преобразовали в единый зал заседаний Верховного Совета СССР. В результате залы утратили своё архитектурное и декоративное убранство.

Андреевский зал

В 1999 г. Андреевский и Александровский залы были воссозданы по чертежам, обмерам, эскизам и акварелям XIX в. и вновь обрели первоначальный облик. Сейчас в полной мере можно руководствоваться описанием этих великолепных залов из книги Сергея Петровича Бартенева "Большой Кремлёвский дворец. Указатель к его обозрению" 1911 г.: "Александровская зала с розовыми под мрамор стенами, вся сверкающая золотом, устроена в честь ордена Св. Александра Невского... В золотых барельефах купола и арок - знаки ордена; по углам в куполе и над дверьми государственные орлы с императорской короной. Между витыми золочёными колоннами - гербы губерний и областей России. По бокам дверей и между окнами - золочёные арматуры, состоящие из древних вооружений славян... мерцание позолоты в орнаментах и повсюду создают "почти варварское изобилие блеска".

Александровский зал

Аванзал Большого Кремлёвского дворца, к которому ведёт парадная лестница, предваряет вход в самый большой зал " Георгиевский. Он посвящён высшей воинской награде дореволюционной России " ордену Святого Георгия, учреждённому Екатериной II в 1769 г. Архитектурный облик и декоративное оформление зала отражают идею прославления воинского героизма и подвига. Громадные размеры (17,5x61x20,5 м), благородная белизна стен и свода, золото светильников создают атмосферу торжественного величия. Мемориальный характер зала подчёркивают многократное повторение изображений Георгиевского креста и звезды с девизом "За службу и храбрость", высеченные золотом названия отличившихся воинских частей и имена георгиевских кавалеров.

Георгиевский зал

Неповторимое своеобразие парадному залу придают мраморные изваяния, помещённые над витыми колоннами вдоль длинных стен. Эти статуи аллегорически изображают земли и царства, вошедшие в состав России с XV по XIX в. Они созданы известным русским скульптором Иваном Петровичем Витали.
Обилие лепных, резных и скульптурных украшений, богатство золочёной бронзы в изумительных люстрах и больших каминных часах, многоцветье драгоценного наборного паркета, выполненного по рисунку академика Фёдора Григорьевича Солнцева более чем из 20 редких пород дерева, усиливают впечатление торжественности и величия.
Рядом с Георгиевским расположен сравнительно небольшой Владимирский зал. Квадратный (16x16 м), со срезанными углами, он перекрыт 16-гранным куполом, густо декорированным вызолоченной орнаментальной лепниной, растительными узорами, орденскими знаками (крест и звезда с девизом "Польза. Честь. Слава"). Купол Владимирского зала интересен и как образец удачного конструктивного решения. Для облегчения веса и улучшения акустических свойств он сложен из пустотелых керамических горшков. Этот приём был известен русским зодчим ещё в XII в.

Владимирский зал. Центральная люстра

Екатерининский зал дворца назван в честь ордена Святой Екатерины, учреждённого Петром I в 1714 г. Единственный женский орден в статуте российских наград имел вид креста с овальным золотым медальоном и эмалевым изображением святой Екатерины. Стены зала затянуты светлым серебристым муаром и украшены крупными декоративными медальонами ордена. В насыщенный резной орнамент богато вызолоченных дверей также включены и орденские знаки. Екатерининский зал был тронным залом императриц. За ним располагаются комнаты Парадной половины дворца.

Екатерининский зал

Парадная гостиная - это роскошно обставленная комната с высоким сводчатым потолком, расписанным цветочным орнаментом. Стены затянуты зелёной с золотом узорной парчой. Такой же парчой обтянута мягкая позолоченная мебель. В убранстве гостиной большую роль играют фарфоровый торшер-цветник (на 66 рожков) с вазами для живых цветов и два канделябра в японском и китайском стилях. Они выполнены на знаменитом Императорском фарфоровом заводе в Петербурге. Несомненной достопримечательностью Парадной гостиной являются высокие зеркальные двери из палисандрового дерева, искусно инкрустированные бронзой, панцирем черепахи, перламутром.

Парадная гостиная

Замыкает Парадную половину Парадная опочивальня. Она решена как классическая дворцовая спальня с обязательным альковом, выделенным двумя колоннами-монолитами серо-зелёного мрамора с золочёными коринфскими капителями. Стены комнаты расчленены пилястрами, отделанными тем же мрамором. Простой по форме камин облицован яшмой глубокого тёмно-зелёного цвета с редким дымчато-голубым нацветом. Как и все дворцовые камины, его украшают нарядные золочёные бронзовые канделябры и часы.

Парадная опочивальня Парадная опочивальня

Теремной дворец. Царская приемная




Top