Царский быт. Парадные царские палаты

Покровская церковь

Согласно археологическим открытиям 1990-х гг., Троицкая шатровая церковь (теперь Покровская) была возведена в 1510-х гг., ранее церкви Вознесения в Коломенском (1529-1532 гг.), в Александровой слободе, служившая дворцовым храмом великого князя Василия III. Ранее церковь датировалась 1570-ми годами.
Троицкая церковь - первый каменный шатровый древнерусский храм.

Храм Троицы на Государевом дворе в Александровой слободе. Первый каменный шатровый храм.

Троицкая церковь соответствует типу шатрового храма, близкому к традиционному, с тремя апсидами, с четвериком, завершённым горизонтальной тягой, с кокошниками, перенесёнными на грани восьмерика.

Древнее ядро Троицкой церкви состоит из собственно церкви, двойного (с двумя помещениями) белокаменного подклета и заалтарной казённой палаты. Под подклетом находятся два глубоких погреба. При общей растянутости здания в восточном направлении, все его расположенные в три этажа помещения, начиная с погребов, имеют поперечную ориентацию и слегка вытянутый план. Главный фасад здания - южный, некогда обращённый к центру дворца Василия III (воз¬можно, к тронному залу).

Церковь и палата представляют собой причудливое сочетание двух взаимопроникающих объёмов разной высоты и разной конфигурации (церковь - «верх шатром», палата - «низменной» архитектуры). Несколько «сдавленный» церковный четверик поставлен на высокий белокаменный цоколь и увенчан белокаменным некрепованным карнизом оригинального профиля. Четверик и шатёр инкрустированы кирпичными ковчегами-впадинами.

Церковь Троицы выстроена из большемерного кирпича и белого камня на дубовых осадочных и металлических внутристенных и проёмных связях, на высококачественном известковом растворе. Кладка смешанная, от яруса к ярусу объём белого камня постепенно убывает. В третьем, церковном, ярусе из белого камня целиком (кроме сводов) была выложена только казённая палата и три алтарных апсиды. В отделке же церкви и придела кирпич уже преобладает. Из белого камня здесь выложены только цоколи, лопатки и порталы (не полностью), конструктивные «накрывные» элементы карнизов и кокошников, а также облицованы до половины высоты стены в интерьере. В остальном верхние части здания почти целиком кирпичные.

Белокаменные в своей основе, «плоскостные» порталы храма принадлежат руке иностранного художника. Южный и северный порталы, а также портал придела Фёдора Стратилата - щипцовые; западный - с полуциркульным верхом.
Шатер расписан изнутри – это единственный, уникальный случай сюжетной росписи храмового шатра. Фрески изображают русских святых – князей и мучеников – и ветхозаветные картины.



Роспись шатра Покровской церкви


К храму вплотную примыкали просторные, огромные двухэтажные каменные царские палаты, образуя вместе с ним единый комплекс с доминантой – шатровой церковью. Они были построены примерно в одно время со старейшей частью храма. Палаты были разделены на просторные помещения со сводами, не сообщавшиеся между собой – каждая имела отдельный вход. Сохранились только две палаты в восточной части нижнего яруса, но даже по ним можно судить о роскоши и великолепии всего здания. Под палатами были вырыты гигантские подвалы высотой до 3,5 метров.

В верхнем этаже была большая палата, по-видимому, служившая для официальных приемов и праздников. Она была разобрана при перестройке храма – сейчас частично ее место занимает трапезная Покровской церкви. Старинные гравюры сохранили виды интерьеров палат, в частности, большой парадной палаты, где стоял трон Ивана Грозного.

Согласно историко-архитектурным исследованиям 2000-х годов, архитектором Троицкой церкви был Алевиз Новый. Итальянский зодчий строил свои храмы на Руси так, как понимал русскую архитектуру, и применял те общие объёмно-композиционные и декоративные решения, которые видел вокруг себя, не отказываясь при этом от собственного творческого поиска и от базовых приёмов Ренессанса. В связи с этим мы можем предположить, что возведённый Алевизом каменный шатёр над наосом храма Троицы в Александровской слободе был построен под впечатлением общей высотности и «стрельчатости» русских церквей, в том числе и деревянных. Последние благодаря их огромному количеству формировали общий облик древнерусского храмового зодчества не в меньшей (если не в большей) степени, чем немногочисленные каменные храмы, тем более что строительство шло не в «белокаменной» Москве, а в провинции - Александровской слободе. Применение в Троицком храме вместо купола шатра, возможно, было со стороны Алевиза Нового намеренным внесением в каменное зодчество «древодельных» мотивов, чтобы органично увязать в единый архитектурный ансамбль каменные храмы Александровской слободы и преимущественно деревянный (хотя и с многочисленными каменными палатами) дворец Василия III.

3 декабря 1564 года Иван Грозный из Москвы отправился на богомолье. К 21 декабря царский кортеж прибыл в Троице-Сергиев монастырь. После молитв и традиционной службы Иван IV отправился не в Москву, а в Александрову слободу.

В царствование Ивана Грозного на Государевом Дворе Александровской Слободы на протяжении почти 20 лет вершилась история России. В борьбе за укрепление государственности царь Иван IV прибегнул к самым крайним мерам, вылившимся в террор, и в 1565 году выделил из всего государства «особый удел» - опричнину, на котором учредил особый порядок. Центром «особого государства» и фактически столицей России стала Александровская Слобода. Здесь заседала «опричная» дума, заключались важнейшие торговые договоры, проходили дипломатические приёмы, состоялись пышные царские свадьбы.


Неврев Н. В. Опричники

Центром города является Советская площадь (в народе именуемая просто Площадью), на которой во времена опричнины располагались Посольский двор Ивана Грозного, древний базар, приказная изба.


В. Жученков. Опричники. 1960-е гг.

"Родомыслом был призван стать и Иоанн IV. Страшная трансфизическая судьба Грозного коренится в том, что некоторые свойства натуры сделали его легко доступным бессознательным духовным подменам, а неограниченная власть разнуздала его эмоции, развратила волю, расшатала ум, нанесла непоправимый ущерб его эфирному телу и превратила излучины его индивидуального пути, вернее падения, в цепь несчастий для сверхнарода и в катастрофу для государства.

Проследить и выявить внутреннюю сторону этого процесса, метаисторическую и психологическую, – задача особой монографии. Но всякий, даже и не специалист, заинтересовавшись этой темой, может легко проследить, как совмещались в Иоанне, то сливаясь, то вступая в борьбу, влияния демиурга сверхнарода и воинствующего демона великодержавия; как в 1564 году, во время его странного бегства из Москвы сначала к Троице, потом в Александровскую слободу, уицраор всецело подчинил его личность своим заданиям, и жуткая метаморфоза, происшедшая в государственном творчестве, душевном состоянии и даже во внешнем облике царя, потрясла его окружение. Учреждалась опричнина – то ядро абсолютной тирании, которое, по мысли его создателя, должно было организовать в себе и вокруг себя молодой дворянский класс, послушное орудие новой государственности. Вряд ли можно сомневаться в том, что опричнина мыслилась лишь первым этапом на пути превращения в зону абсолютной тирании всей страны, хотя бы ценой истребления целых классов и того стремительного и ужасающего снижения общего творческого и морального уровня, которое сопутствует всякому тираническому народоустройству.

Так отражалось в нашем трехмерном мире усиление того сооружения в мире демоническом, которое является перевернутым подобием Небесного Кремля и его трансфизическим полюсом; и которое сперва закачалось в зеркале истории бесовскою карикатурою на монастырь – Александровской слободою, а потом начало искажать Московский Кремль, осквернив его застенками, тюрьмами, плахами и богомерзкими оргиями. Это сооружалась и крепла в Друккарге черная цитадель, это создавали чертеж Грядущего великие игвы, это бесновались раругги, томимые жаждою крови и подстегиваемые безнаказанностью; это разнуздывались силы той исподней страны, которая была призвана стать несколько веков спустя средоточием планетарных сил, стремящихся вырвать из-под влияния Мировой Сальватэрры весь круг человечества...

Таким образом, Иоанн IV являет собой ярчайший пример не столь уж редкого в истории типа родомысла-тирана, то есть личности, призванной к обширной культурно-государственной деятельности демиургом сверхнарода, блистательно вступившей на это поприще и сорвавшейся в пучину инфрафизических слоев с той крутизны, на которую вознес ее демон государственности. Деятельность Грозного подготовила эпоху Великого Смутного времени – единственную в своем роде. Ее хроники озарены фантастическими отсветами массовых видений, сверхъестественных вмешательств, демонических вторжений. Если метаисторическое созерцание подготовило нас к пониманию таких свидетельств, как выражения массового душевного опыта сверхнарода, мы станем вчитываться в эти исторические события как в шифр, которым написана мрачная поэма всеобщего столкновения иерархий в начале XVII столетия".
Даниил Андреев

Александровская Слобода явилась не только средоточием политической и экономической жизни России, а и её национальной культуры. При Иване Грозном Государев Двор перестраивается, и создаются сооружения не имеющие себе равных. По личному заказу царя древние храмы украшаются редкими по красоте росписями, прославляющими московских государей и Богоизбранность России.
Здесь царь и его семья находились во время «моровой Язвы» - чумы, охватившей Москву в 1568 году.
Сюда привлекаются самые лучшие силы из известных культурных центров страны – писцы, художники, печатники, певцы.

В 1569 году сюда из Москвы была перевезена первая в России типография. Ученики первопечатника Ивана Фёдорова Андроник Тимофеев (Невежа) и Никифор Тарасиев в 1578 году печатают в ней Псалтирь, повторившую изданную в 1568 году в Москве первый русский учебник «Псалтирь Учебная». В дальнейшем типография печатала не только книги, но и листовки против Стефана Батория, распространявшиеся во «многих немецких городах».


«В память о первой в России провинциальной типографии и московском печатнике Андронике Невеже. Камень заложен в год 480-летия Александровского кремля».

Прославленный композитор XVI в. Фёдор Христианин создаёт при дворе школу древнерусского пения.

Одно из крупных культурных явлений XVI века – грандиозный Лицевой летописный свод также связан со Слободой.

Дворцовые палаты, подвалы XVI века царя Ивана Грозного

Постройки царской резиденции в Александровской Слободе чётко разделялись на три части: жилые покои, хозяйственные и парадные, предназначенные для торжественных сборов и праздничных столов.



Подвалы

Легенды приписывают подземным кладовым Покровской церкви и палат несметные богатства. Утверждается, что именно здесь хранилась загадочно исчезнувшая богатейшая библиотека Ивана Грозного, унаследованная им от бабки – Софьи Палеолог, – и содержавшая множество греческих книг, привезенных ею с родины.

В 70-е годы XVI века в белокаменных дворцах Александровой Слободы проходят торжественные события, называемые на Руси «государевой радостью» - царские свадьбы. Государь Всея Руси царь Иван IV Грозный венчался здесь со своей третьей избранницей Марфой Собакиной в 1571 году, и в 1575 году – с Анной Васильчиковой, ставшей пятой женой царя.

Здесь в ноябре 1571 года состоялась свадьба царевича Ивана Ивановича с Авдотьей Сабуровой (причислена к лику святых). Подклет, где устраивалась комната для новобрачных – «сенник постельный». Восточный подклет церкви Покрова работы итальянских мастеров начала IV века с роскошным декоративным убранством: лотковый свод, изящные профилированные импосты, резная белокаменная розетка в центре свода, мог служить свадебным «сенником постельным, тем более, что он находился под домовым храмом государя.


«Сенник постельный»



Царской женитьбе в России придавали большое значение, как событию государственной важности, - ведь царица должна была родить наследника престола, будущего царя. В невесте ценили в основном, красота и здоровье. В XVI веке к царской брачной церемонии готовились тщательно. Этому предшествовала переписка о выборе невесты.

После венчания в церкви Покрова Пресвятой Богородицы царь с царицей шли к праздничному столу, рассадив всех гостей «по росписи». В назначенное время молодые шли «к постели».
Сенник постельный, обычно холодный, устраивался на одну ночь, и всё его обустройство было проникнуто духом языческой обрядности и христианской символики. Изнутри, по стенам сенник оббивался тканью, по полу устилался коврами, по углам втыкалось по стреле, на которой вешали по соболю и по калачу. Над дверями и над окнами как изнутри, так и снаружи висели кресты, на стенах иконы. Центральное место в сеннике занимала высокая резная кровать под балдахином. Постель изготовлялась на 27 ржаных снопах «по обычаю» - как символ плодородия. На снопы стелили ковёр, а на ковёр перины, застилавшиеся атласной простыней. В головах лежали взголовье и две подушки в шёлковых «червчатых» (красных) наволочках. В ногах лежало тёплое меховое одеяло и ковёр. Около постели ставили кадь с пшеном, что символизировало изобилие, которого желали жениху с невестой. В кадь ставили две огромные свечи с обручами (вес свечи колебался от 1 до 3 пудов. Они должны были гореть всю ночь и оберегать молодых от порчи. Затем свечи соединяли и ставили в церковь.

Из мебели в сеннике присутствовали стулья для царя и царицы, лавки по стенам, стол за которым ели молодые. На блюде на столе лежала «кика» - головной убор замужней женщины. Наутро новобрачные по традиции шли в баню, а вернувшись, ели кашу из горшочков, которые подавали дружка и сваха.


Ю. Пекуровский. Царь и Царская невеста. 2003 г.

Свадьбы Ивана IV и царевича Ивана в Александровской Слободе подтверждают тот высокий политический статус, который занимала Слобода во время пребывания здесь первого русского царя Ивана IV. События подобной важности, значимости и торжественности происходили в XVI веке лишь в столице государства – Москве.

«Свет во тьме светит, и тьма не объяла Его».
Это евангельское изречение точнее всего передаёт многовековой спор вокруг личности первого русского царя Ивана IV. В атмосфере средневекового Александровского кремля незримо присутствует тень великого самодержца Ивана Грозного 17 лет прожившего в Александровой Слободе и превратившего её в столицу государства российского. В палатах Покровской церкви, в покоях великого царя, в узких проходах и коридорах, будто слышится поступь его шагов, удары посоха, властный глас.

Выставка «Столовая Палата XVI в. в дворцовых постройках царя Ивана IV»

Небольшая по размеру столовая палата могла служить для малых приёмов духовенства, бояр, иноземных гонцов. Здесь государь мог жаловать своих приближённых именинными пирогами. Описание внутреннего «хоромного наряда» столовой палаты не сохранилось. Известные изображения столовых палат в письменных источниках позволили частично воссоздать интерьер XVI-XVII вв.

Интерьер Столовой Палаты довольно-таки условен. «Хоромный наряд» XVI века имел свои особенности, ему придавалось очень большое значение. Главную роль играли всевозможные покрывала, ковры, ткани, занавески, которые полностью скрывали стены, потолки, полы, мебель и делали Палату похожей на шкатулку. Потолок и стены в каменных Палатах обтягивались дорогими тканями, сукном, кожей, покрывались росписью. В средневековой России не было разнообразия цветовой гаммы. Самым любимым и распространённым был красный и все его оттенки (багрец – красный, червчатый – тёмно-красный, таусиный – синевато-вишнёвый). Пол также закрывался сукном, а в праздничные дни – коврами. Оконница из кованых прутьев, в которые вставлялись кусочки слюды. Изготавливались в виде геометрических фигур, а по краю «опушалась» сукном так же, как и дверь. Мебель Столовой Палаты была немногочисленна и не отличалась большим разнообразием. По стенам размещались лавки и стольцы. В переднем углу, под образами, ставился стол для государя и кресла. К нему приставлялись один или два стола для гостей. Лавки и стольцы покрывались полавочниками из дорогих тканей (парчи, бархата, атласа). Столы покрывались в праздничные дни ковром и нарядным подскатерником.

Палаты освещались люстрами – паникадильцами, стенными и настольными подсвечниками.

Порядок или обряд стола строго соблюдался: стол накрывали дворецкий с ключником, они настилали скатерть и ставили солоницу, уксусницу, горчишницу. Каждое блюдо отведывалось поваром, дворецким и крайчим (охранителем стола). Вина подавал чашник. Сначала подавались печёные и холодные закуски, затем жаренные и после всего похлёбки и уха.

Царь сидел за отдельным столом, гости же помещались в соответствии со знатностью рода: чем древнее род – тем ближе к царю.

Прислуживали гостям стольники – придворные чины государева двора.




Бюст Ивана Грозного

Трон Ивана IV Грозного. Дерево, резьба. Копия.

Жизнь в Государевом Дворе протекала по строго установленному «чину» (распорядку), осуществлявшемуся с помощью часов. В древности в Александровском Кремле большие башенные часы размещались в Распятской церкви – колокольне. В XVII веке часы были установлены в колокольне Покровской церкви. Часы имели старорусский (Византийский) счёт времени. Сутки делились на дневные и ночные часы. Продолжительность дня и ночи в течение года менялась. Например в июне – 17 дневных, 7 – ночных часов, в декабре наоборот. Стрелка в виде луча Солнца, закреплённого вверху циферблата, была неподвижной. Вращался сам циферблат с церковнославянскими буквами, обозначавшими цифры.


Циферблат. Реконструкция по А. Мейербергу. Шестерни XVII в. Гиря XVII в. Вал XVII в.


Врата, оконные ставни из дворцовых построек Александровской Слободы. XVI-XVII вв.

Распятская церковь-колокольня

Распятская колокольня возникла в результате перестройки при Иване Грозном столпообразной церкви митрополита Алексея. Характерно, что её шатер был глухой (окна в гранях шатра были сделаны позднее).
Троицкий собор был расписан фресками, а в западном и южном порталах его установлены привезенные царем Иоанном Грозным из военных походов Тверские и Новгородские врата XVI века.


«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» И.Е. Репин

Бытует множество версий о смерти старшего сына царя – Ивана. По наиболее распространённой, Иван погиб от удара железным посохом, которым во время ссоры царь ранил сына в висок. Трагедия разыгралась во дворцах Александровской Слободы. После смерти сына царь покинул слободу навсегда.


Шустов Н.С. Иван Грозный у тела убитого им сына.

После гибели сына Иван Грозный часто болел, одолеваемый различными предчувствиями. Он скончался внезапно 18 марта 1584 года за игрой в шахматы, и нет полной уверенности в том, что его смерть не была насильственной.

После польско-литовской интервенции церковь Троицы обозначена среди четырёх церквей разорённого Государева двора.
В 1641 году пустующая церковь была отремонтирована и освящена, рядом с ней были заново возведены «царские хоромы» - жилая деревянная часть дворца.
В 1680 году церковь Троицы перестраивается в большую монастырскую трапезную церковь. С запада к ней пристраивается двустолпная палата с шатровой колокольней, церковный шатёр перегораживается дополнительным восьмигранным купольным сводом, алтари расширяются, а на юго-восточном углу строится новый придел Фёдора Стратилата (в честь ктитора монастыря царя Фёдора Алексеевича) взамен старого, возле северо-восточного угла, того же посвящения. По окончании строительства Троицкая церковь была переосвящена: её престол был перенесён в соседнюю соборную Покровскую церковь (ныне Троицкий собор), а престол собора - в Троицкую.


Колокольня Троицкой (Покровской) церкви

Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода» :
- Больничный корпус. «В провинциальной гостиной» .
- Больничный корпус. «Выставочный зал».
- Успенская церковь. Экспозиция «Купеческая лавка» .
- Успенская церковь. «Выставочный зал».
- Покровская церковь.
- Покровская церковь. «Дворцовые палаты, подвалы» .
- Распятская церковь и колокольня. «Легенды и были Александровской Слободы».
- Распятская церковь и колокольня. «Успенская обитель XVI - XVII вв.»
- Распятская церковь и колокольня. «Смотровая площадка».
- «Экспозиция «В Крестьянской избе». Александровская слобода. Свято-Успенский женский монастырь
Музеи Владимирской области.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ

На Руси богатые царские и боярские хоромы называли палатами, и это название прижилось на долгие времена и прочно закрепилось в XVI в. не только за царскими покоями, но и за производственными царскими мастерскими.

В Теремном царском дворце навечно остались названия: Грановитая палата и Золотая палата, да и небольшие царские теремные комнаты зачастую, судя по летописным материалам, называли государевыми палатами.

Эти уникальные древнерусские постройки чудом пережили века и сохранились до наших дней, т. е. до III тысячелетия.

В Грановитой палате во времена Ивана IV происходили приемы иностранных послов.

При Иване Грозном был учрежден особый посольский церемониал, который с незначительными изменениями просуществовал в России до конца XVII в. Английский посланник Ченслер писал об этом церемониале следующее: «…царь сидел на возвышенном троне в золотой диадеме и богатейшей порфире, горевшей золотом. В правой руке у него был золотой скипетр, осыпанный драгоценными камнями. Царя окружали вельможи в богатейших одеждах… Подобный блеск великолепия мог ослепить кого угодно».

Посол германского императора Ганс Кобенцель, посетивший Москву в 1576 г., дает яркое описание роскошной одежды русского царя: «…была на нем царская мантия и диадема… которая не может сравниться с коронами королей… испанского и французского или же великого герцога Тосканского… и даже корона самого цезаря и корона венгерского и богемского не могут сравниться с нею…»

Рядом с Грановитой палатой сохранилась еще одна древняя дворцовая палата.

Впервые она упомянута в документах в конце XVI в. и названа Золотой палатой царицы Ирины - жены царя Федора Иоанновича. Она не так величественна и просторна, как Грановитая палата: и площадь ее меньше, и потолки ниже.

Золотая царицына палата еще в конце XVI в. была украшена великолепной сюжетной живописью. Первое описание интерьера палаты дал епископ Арсений в 1589 г. Цветные изображения по золоту на стенах чудесно сияли, бесчисленные драгоценные камни в окладах икон вспыхивали тысячами цветных искр, а под ногами гостей переливался тканный шелком и золотом огромный персидский ковер. На подоконниках, в нишах стен на поставцах отливали серебром бесчисленные фигурные сосуды.

К Золотой палате вплотную примыкает Жилицкая палата - проходные сени. Палата в старину служила помещением дворцовой стражи из дворян младшего разряда, так называемых жильцов, потому и получила название Жилицкой.

Старинный каменный портал и резной наличник окна XVII в. выходят во Владимирский зал Большого Кремлевского дворца.

Вне Большого дворца стоят по сей день Патриаршие палаты.

В 1589 г. в связи с учреждением патриаршества на Руси двор митрополита с его палатами становится двором патриарха, в котором была возведена лишь надвратная церковь во имя Трех святителей московских.

В 1643 г. патриарх Иосиф значительно обновил Патриарший двор, где заново был выстроен целый корпус с палатами: Золотой, Крестовой (ныне Мироварная), келейной и казенной. Но уже в 1655 г. патриарх Никон строит Патриаршие палаты. Дом имеет оригинальную конструкцию в отношении количества этажей: в одних частях он имеет четыре этажа, в других - три или даже два. Здесь помещалась также Патриаршая Синодальная библиотека, основанная при перенесении митрополии в Москву, т. е. в XIV в. В библиотеке было собрано немало древних книг и рукописей на греческом и славянском языках. *

Вне дворца стоит и Оружейная палата.

Большая казна - как в старину называлась Оружейная палата - хранила в себе с давних пор много сокровищ, принадлежавших русским князьям и царям. Двор царей славился богатствами, как наследственными, так и приобретаемыми при покорении различных областей. И хотя немало предметов и ценностей исчезло при пожарах и нашествиях неприятеля, казна увеличивалась за счет поступления подарков от иностранных государей.

Драгоценные вещи уже не могли разместить в Большой казне, и они хранились в Бронном и Конюшенном приказах и в Запасном дворце.

При Петре I управление Оружейной палатой было подчинено Сенату. При Александре I в 1806 г. для этой палаты архитектором Его-товым было возведено особое здание, но оно было без печей, где ценнейшим экспонатам не могла быть обеспечена должная сохранность. В 1849 г. император Николай I повелел возвести новое здание. Построил здание Оружейной палаты архитектор Бове в очень сжатые сроки, и уже с 1851 г. палата стала государственным музеем - хранили - щем.

Это единственный в своем роде музей, богатый редчайшими предметами не только древнерусского, но и западного и восточного искусства. В музее на протяжении веков хранились царские регалии, которыми короновались все русские цари и императоры на протяжении трех столетий.

Название «Палата» со времен Средневековья прочно закрепилось не только за царскими покоями, но и за царскими производственными мастерскими.

Существовали Золотая и Серебряная палаты, где искусные мастера изготовляли редчайшие предметы для царского обихода.

Одна из кремлевских мастерских называлась Постельной палатой, и находилась она в женской половине Теремного дворца под хоромами царицы.

В ее ведении было хранение и изготовление постельного царского убранства и одежд для членов царской семьи: шуб, кафтанов, зипунов, шапок, сапог и т. д.

Кроме того, в светлице Царицыной мастерской и палатах работало около 100 искусных мастериц, золотошвеек и белошвей.

Они плели роскошник кружева, расшивали одежды царские золотом и серебром, а также жемчужным низаньем.

Итак, с конца XIV в. Оружейная палата становится сокровищницей московских князей и цариц. Упоминалась она в духовных грамотах Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Грозного и многих других царей…

Из каменных сооружений в Кремле вне дворца было построено здание Посольской палаты в 1565 г., однако Посольская палата неоднократно перестраивалась и в XVII в. была перенесена на улицу Варварку - это единственное древнее здание «министерства» иностранных дел, сохранившееся до наших дней.

Был в старину в Кремле Сытной двор, который размещался в под-клете Теремного дворца. Палаты, в него входившие, имели очень образные названия: Клюшная, Казенная, Водочная, Свечная, Воскобойная, Медвенная, Сытная, где «збитень сбавили», заливали яблоки патокой, солили и мочили овощи, фрукты, готовили варенья и соленья…

Здесь размещались огромные глубокие погреба «питейные», походные, с «мартовскими пивами». Над Сытной палатой, как мы уже говорили, размещались Царицыны мастерские. Под мастерскими располагались покои царской семьи. В одной из дальних комнат на этом же этаже в XVII в. была устроена личная баня царя - мыленка. Вода в мыленку подавалась водоподъемной машиной, установленной в ближайшей к Москве-реке башне Кремля, которая с тех давних пор называется Водовзводной.

Таким образом, к началу XVII в. Кремль был значительно застроен палатами царскими и казенными.

К ним нужно еще причислить немалое количество каменных боярских и святительских палат, сооружавшихся беспрерывно в течение XVI в. и особенно усиленно к концу его, внося в строительную практику все новые и новые мотивы.

Небезынтересно отметить, что все царские палаты помещались на подклетах и соединялись друг с другом посредством открытых переходов - террас с открытыми лестницами у каждой, выходящими на Соборную площадь.

Царь имел возможность, минуя площадь Соборную, пройти из Теремного дворца в церковь Ризоположения и на двор патриарха, был проход и из дворца в Благовещенский собор.

Все эти палаты царские представляли собой единый великолепный архитектурный ансамбль Древней Руси.

Из книги Европа в эпоху империализма 1871-1919 гг. автора Тарле Евгений Викторович

4. Реформа палаты лордов В палате лордов числилось в 1909 г., когда возник этот жестокий конфликт с правительством, 606 членов, из них меньше 90 было на стороне либерального кабинета, остальные же - консерваторы. Притом среди консерваторов была обильнее всего представлена

Из книги Испанская инквизиция автора Холт Виктория

7. Жертвы Святой палаты Людей, заподозренных в ереси, доставляли в особую камеру в здании инквизиции. Здание это официально именовалось «Каза Санта», т. е. Святая палата.Для осуждения их достаточно было двух свидетельств, если только они не слишком противоречили друг

Из книги Загадки старой Персии автора

Из книги Армия Александра Великого автора Секунда Ник

«Царские дети» Еще во времена Филиппа детей македонской знати отсылали ко двору царя и делали «царскими детьми» (basilikoi paides). При дворе эти подростки продолжали свое образование, служа в то же время заложниками верности своих родственников. Если кого-то из македонцев

Из книги Зелье для государя. Английский шпионаж в России XVI столетия автора Таймасова Людмила Юлиановна

Царские лекари Практика приглашения иностранных докторов на службу при великокняжеском дворе была введена в годы правления Ивана III. Летописи сообщают о немце Антоне и венецианском еврее Леоне. Великий князь Василий III доверял свое здоровье приехавшему из Рима Николаю

автора Олмстед Альберт

Царские архивы К нашему удивлению, ни одна табличка из архивов Персеполя не написана персидской клинописью, используемой при составлении царских надписей. Из этого необычного факта мы можем сделать вывод лишь о том, что персидская письменность была искусственной.

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Царские надписи В Сузах было закончено строительство великолепной ападаны. Теперь Дарий предложил построить в своей новой столице еще одну ападану, на этот раз в более долговечном камне, который позволит в большей степени развить настоящее персидское искусство. На

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Царские гробницы С Персеполем тесно связан Накш-и Рустам - местность, древнеперсидское название которой неизвестно. Здесь, в скале, на расстоянии 9 км от Персеполя, высечены гробницы четырех царей из династии Ахеменидов. Если стоять лицом к скале, они располагаются слева

Из книги Египет Рамсесов автора Монтэ Пьер

V. Царские награды Один придворный так определил фараона: «Он тот, кто умножает добро, кто умеет дарить. Он бог, царь богов. Он знает всех, кто его знает. Он вознаграждает тех, кто ему служит. Он защищает своих сторонников. Это Ра, чье видимое тело – солнечный диск и который

Из книги Повседневная жизнь московских государей в XVII веке автора Черная Людмила Алексеевна

Из книги Петербург экскурсионный. Рекомендации по проведению экскурсий автора Шишков Сергей Иванович

Свадебные палаты Наименование объекта. Второй Зимний дворец Петра I.Маршрут следования. По набережной Зимней канавки пройти в сторону Невы.Остановка у объекта. Остановиться посередине набережной.Элементы показа. Показать боковой фасад дома № 33 со стороны Зимней

Из книги Гоголь в Москве автора Молева Нина Михайловна

Палаты на Мамстрюковой улице Мамстрюк – народное имя первого начальника опричнины, брата второй жены Ивана Грозного, «из черкас девицы» Марьи Темрюковны. Один из старейших московских боярских дворов, сохранившийся до наших дней в первоначальных параметрах и основных

Из книги Сокровища и реликвии эпохи Романовых автора Николаев Николай Николаевич

3. Сокровища Оружейной палаты Оружейная палата Московского Кремля - старейший музей нашей страны. Она находится недалеко от Боровицких ворот, на месте бывших Житного и Конюшенного дворов. Создание Оружейной палаты как сокровищницы московских великих князей

Из книги Повседневная жизнь московских государей в XVII веке автора Черная Людмила Алексеевна

«Видеть царские очи» Одной из основополагающих частей государева чина были приемы иноземных посольств. Олицетворяя собой державу, государь встречался с представителями других властителей. Тут уж ударить лицом в грязь было никак нельзя. Мельчайшие детали должны были

Из книги От неолита до Главлита автора Блюм Арлен Викторович

П. П. Потёмкин «Он был прокурор из палаты…» Он был прокурор из палаты, Она же - родная печать. Она о свободе мечтала, А он - как бы крестик поймать. И с горя она побледнела, Померкнул сатиры задор… И грезится ей беспрестанно: «Сто третья», арест,

Из книги Святая Русь автора Тальберг Николай Дмитриевич

Царские палаты в Москве День тезоименитства царя Иоанна Васильевича Грозного. Приглашен к столу чтимый царем и митрополитом Макарием Василий Блаженный, Христа ради юродивый. Потчуют его питием, а он содержимое чаши трижды выплескивает в окно, вызывая этим гнев Грозного.

Борис, Басманов.

Он побежден, какая польза в том?
Мы тщетною победой увенчались.
Он вновь собрал рассеянное войско
И нам со стен Путивля угрожает.
Что делают меж тем герои наши?
Стоят у Кром, где кучка казаков
Смеются им из-под гнилой ограды.
Вот слава! нет, я ими недоволен,
Пошлю тебя начальствовать над ними;
Не род, а ум поставлю в воеводы;
Пускай их спесь о местничестве тужит;
Пора презреть мне ропот знатной черни
И гибельный обычай уничтожить.

Басманов

Ах, государь, стократ благословен
Тот будет день, когда Разрядны книги
С раздорами, с гордыней родословной
Пожрет огонь.

День этот недалек;
Лишь дай сперва смятение народа
Мне усмирить.

Басманов

Что на него смотреть;
Всегда народ к смятенью тайно склонен:
Так борзый конь грызет свои бразды;
На власть отца так отрок негодует;
Но что ж? конем спокойно всадник правит,
И отроком отец повелевает.

Конь иногда сбивает седока,
Сын у отца не вечно в полной воле.
Лишь строгостью мы можем неусыпной
Сдержать народ. Так думал Иоанн,
Смиритель бурь, разумный самодержец,
Так думал и его свирепый внук.
Нет, милости не чувствует народ:
Твори добро - не скажет он спасибо;
Грабь и казни - тебе не будет хуже.

Входит боярин.

Привели гостей иноплеменных.

Иду принять; Басманов, погоди.
Останься здесь: с тобой еще мне нужно
Поговорить.
(Уходит.)

Басманов

Высокий дух державный.
Дай бог ему с Отрепьевым проклятым
Управиться, и много, много он
Еще добра в России сотворит.
Мысль важная в уме его родилась.
Не надобно ей дать остыть. Какое
Мне поприще откроется, когда
Он сломит рог боярству родовому!
Соперников во брани я не знаю;
У царского престола стану первый...
И может быть... Но что за чудный шум?

Тревога. Бояре, придворные служители в беспорядке бегут, встречаются и
шепчутся.

За лекарем!

Скорее к патриарху.

Царевича, царевича зовет!

Четвертый

Духовника!

Басманов

Что сделалось такое?

Царь занемог.

Царь умирает.

Басманов

На троне он сидел и вдруг упал -
Кровь хлынула из уст и из ушей.

Царя выносят на стуле; все царское семейство, все бояре.

Подите все - оставьте одного
Царевича со мною.

Все удаляются.

Умираю;
Обнимемся, прощай, мой сын: сейчас
Ты царствовать начнешь... о боже, боже!
Сейчас явлюсь перед тобой - и душу
Мне некогда очистить покаяньем.
Но чувствую - мой сын, ты мне дороже
Душевного спасенья... так и быть!
Я подданным рожден и умереть
Мне подданным во мраке б надлежало;
Но я достиг верховной власти... чем?
Не спрашивай. Довольно: ты невинен,
Ты царствовать теперь по праву станешь.
Я, я за все один отвечу богу...
О милый сын, не обольщайся ложно,
Не ослепляй себя ты добровольно -
В дни бурные державу ты приемлешь:
Опасен он, сей чудный самозванец,
Он именем ужасным ополчен...
Я, с давних лет в правленье искушенный,
Мог удержать смятенье и мятеж;
Передо мной они дрожали в страхе;
Возвысить глас измена не дерзала.
Но ты, младой, неопытный властитель,
Как управлять ты будешь под грозой,
Тушить мятеж, опутывать измену?
Но бог велик! Он умудряет юность,
Он слабости дарует силу... слушай:
Советника, во-первых, избери
Надежного, холодных, зрелых лет,
Любимого народом - а в боярах
Почтенного породой или славой -
Хоть Шуйского. Для войска нынче нужен
Искусный вождь: Басманова пошли
И с твердостью снеси боярский ропот.
Ты с малых лет сидел со мною в Думе,
Ты знаешь ход державного правленья;
Не изменяй теченья дел. Привычка -
Душа держав. Я ныне должен был
Восстановить опалы, казни - можешь
Их отменить; тебя благословят,
Как твоего благословляли дядю,
Когда престол он Грозного приял.
Со временем и понемногу снова
Затягивай державные бразды.
Теперь ослабь, из рук не выпуская...
Будь милостив, доступен к иноземцам,
Доверчиво их службу принимай.
Со строгостью храни устав церковный;
Будь молчалив; не должен царский голос
На воздухе теряться по-пустому;
Как звон святой, он должен лишь вещать
Велику скорбь или великий праздник.
О милый сын, ты входишь в те лета,
Когда нам кровь волнует женский лик.
Храни, храни святую чистоту
Невинности и гордую стыдливость:
Кто чувствами в порочных наслажденьях
В младые дни привыкнул утопать,
Тот, возмужав, угрюм и кровожаден,
И ум его безвременно темнеет.
В семье своей будь завсегда главою;
Мать почитай, но властвуй сам собою.
Ты муж и царь; люби свою сестру,
Ты ей один хранитель остаешься.

Феодор
(на коленях)

Нет, нет - живи и царствуй долговечно:
Народ и мы погибли без тебя.

Все кончено - глаза мои темнеют,
Я чувствую могильный хлад...

Входит патриарх, святители, за ними все бояре. Царицу ведут под руки, царевна
рыдает.

Кто там?
А! схима... так! святое постриженье...
Ударил час, в монахи царь идет -
И темный гроб моею будет кельей...
Повремени, владыко патриарх,
Я царь еще: внемлите вы, бояре:
Се тот, кому приказываю царство;
Целуйте крест Феодору... Басманов,
Друзья мои... при гробе вас молю
Ему служить усердием и правдой!
Он так еще и млад и непорочен...
Клянетесь ли?

Клянемся.

Я доволен.
Простите ж мне соблазны и грехи
И вольные и тайные обиды...
Святый отец, приближься, я готов.

Начинается обряд пострижения. Женщин в обмороке выносят.

Свое название он получил в XVI веке. И сегодня это место в центре Москвы.

Музей под открытым небом

В комплекс входят древние палаты, собор с золочеными куполами, церкви, зубчатая крепостная стена-одиннадцать разнообразных по назначению и стилю построек XVI-XVIII вв.

Это огромный музей древнерусского зодчества под открытым небом. Ранее рядом с ним располагалось огромное сооружение гостиницы «Россия». В соседствующем с районе, среди построек старой и новой Москвы, на улице Варварке, дом 10, расположено своеобразное по архитектуре, увенчанное высокой четырехскатной кровлей трехэтажное здание, каждый из этажей которого по мере подъема в высоту уменьшается в размере. Это Палаты XVI-XVII вв., филиал , «Палаты в Зарядье».

Ludvig14 , CC BY-SA 3.0

На территории комплекса находятся несколько церквей, правда, до революции их было еще больше. Среди них - , по которой и названа была улица, собор Знаменского монастыря, храмы Максима Блаженного и Георгия на Псковской горке, а также церковь Рождества Иоанна Предтечи с приделом в честь Климента, папы римского, на Варварской площади. Также здесь расположены, наверное, самые древние из сохранившихся в городе зданий - и Палаты бояр Романовых. Довершает архитектурный ансамбль - зубчатая крепостная .

Палаты разделены на две половины - мужскую и женскую. На первом этаже, мужской половине, представлены интерьеры: «Столовая палата», «Кабинет боярина», «Библиотека», «Комната старших сыновей». На втором этаже, женской половине, «Сени», «Комната боярыни», «Светлица». В подвалах представлены кладовые. Интерьеры древних Палат передают своеобразие русской жизни и культуры XVII в. Интерьеры и обстановку комнат составляют преимущественно подлинные предметы XVII в.: изразцовые печи, серебряная и расписанная эмалями посуда, шитье, женские украшения, сундуки, коробья, мебель, прекрасные росписи на стенах.

История

Белокаменное здание палат некогда входило в состав обширного городского двора. По предположениям учёных, время основания усадьбы, относится к концу XVI века - она обозначена уже на первом плане Москвы 1597 года. По преданию, здесь, 12 июля 1596 г. родился Михаил Федорович Романов родоначальник новой царственной династии.

Павел Шехтман , Public Domain

Сама усадьба, с XVI века, принадлежала его деду - Никите Романовичу Захарьеву-Юрьеву, сыну того самого Романа Юрьевича, который и дал начало династии русских царей Романовых, брат Анастасии Романовой, ставшей супругой царя Ивана IV Грозного, дед первого царствующего Романова - Михаила Федоровича. Само здание, к сожалению, до нас не дошло в своём первоначальном виде. Зато сохранился глубокий белокаменный подвал, построенный еще в XVI веке. Сами Палаты одно время относились к монастырскому подворью, впоследствии неоднократно подвергались огню, разграблению.

Во времена правления Борис Годунова, Романовы, как наиболее вероятные претенденты на русский престол, подверглись опале. В 1599 г. Фёдора Никитича заключили в тюрьму, а затем, насильно, постригли в монахи под именем Филарета. С этого времени Палаты остались бесхозными. И, несмотря на то, что Филарет Никитич и был при самозванцах в Москве, но не долгое время и, будучи монахом, не жил в своём доме.

Некогда усадьба была обширной, и занимала видное место в топографии Москвы XVI в... Даже была особо отмечена на плане города 1613 г... В углу усадьбы находилась тогда другая постройка - «Палаты на верхних погребах»; она, вероятно, являлась одной из вспомогательных построек усадьбы, возникавших постепенно, в связи с ростом семейных бытовых потребностей. Основным жилым помещением боярской семьи Романовых, служили, более обширные «Палаты на нижних погребах», стоявшие в центре усадьбы.

3 мая 1626 г., в Москве, случился пожар, опустошивший город. Бушевавший огонь не пощадил и Двор Государев. После пожара была расширена. Возрождение двора началось только по избрании Михаила Федоровича на престол Российский. Новый Государь разместился в царских палатах в Кремле, отчего дом стал известен как «Старый государев двор, что на Варварском крестце или у Варвары-горы». К этому времени, при Знаменской церкви на государевом дворе, был уже протопоп Иаков с двумя священниками и третьим придельным и другими лицами клира. Сами же царские палаты едва ли кем были заняты.

24 сентября 1631 г., по смерти матери, инокини Марфы Ивановны, Михаил Фёдорович, подписал царский указ об основании Знаменского монастыря, и грамотой от 1 ноября 1631 г. наделил обитель бывшими за ней родовыми царскими населенными имениями и угодьями, а также и самими Палатами, вместе со всей усадьбой - «Старым государевым двором», ставшими неотъемлемой частью монастыря. Монастырь, на белокаменных подвалах, выстроил два этажа из кирпича - подклети и первый жилой этаж с тяжелыми сводчатыми перекрытиями. Кроме двух зданий, непосредственно составлявших палаты Романовых, были также построены деревянные кельи и больница. Вся площадь монастыря была обнесена частично решетчатым забором, а больше частоколом.

Во время пожара 1668 г., сильно пострадал Знаменский монастырь, о чём и подано было царю Алексею Михайловичу донесение и прошение. Сами Палаты также сильно пострадали, и в 1674 г. были разобраны под «погребной свод» (подвал). На месте сохраненной белокаменной основы XVI в. мастер Мелетий Алексеев «со товарищи» соорудили в камне новые Палаты с крыльцом - нынешние первый и второй этажи филиала музея. В 1675–1679 гг., перестроенное здание служило кельями монахов. А в 1679–1752 гг. - «казенными кельями» (управление монастыря), которые считались первым местом в монастыре после храмов Божьих, так как в них находилось монастырское правление и хранились драгоценности.

В 1680 г. царь Фёдор Алексеевич (внук Михаила Фёдоровича), после свадьбы на Агафье Грушецкой (28 июля 1680 г.), занялся постройкой новых деревянных хоромов, как для себя и для своей супруги, Агафьи Грушецкой, так и для своих сестер, бóльших и меньших царевен. Его хоромы были поставлены у терема, возле западной стены Воскресенской теремной церкви; сюда же перенесены были и хоромы Натальи Кирилловны.

В 1737 году монастырь и палаты вновь подверглись пожару. В первой половине XVIII века, казенные кельи, из палат, были переведены в другое место, а в палатах поместился на житье грузинский митрополит Афанасий, вместе со своим штатом. В них он жил десять лет, с 1752 по 1762 год, отчего палаты назывались архиерейскими. С 1752 по 1856 гг., здание сдавали в аренду разным лицам.


В. Тимм , Public Domain

Уже в 1857 году здание стало носить статус исторического памятника. Этому послужил появившийся в середине XIX в. интерес к памятникам старины, в том числе и к данной постройке, как непосредственно относящейся к семье Романовых.

Император Александр II устроил в своей родовой вотчине музей «Дом бояр Романовых», один из первых музеев в Москве. Палаты были выкуплены у монастыря, расчищены от поздних наслоений, тщательно обмерены и отреставрированы. Проект ансамбля разработал придворный архитектор Ф. Ф. Рихтер, который в своей работе использовал исторические аналоги. Идея основателей музея была такова, что он должен был воссоздать бытовую обстановку предков русского царя.

Реставрвция была осуществлена в 1857-1858 гг. Был надстроен полностью утраченный верхний деревянный этаж в виде теремка с высокой крышей, достроено крыльцо. В комнатах поставили богатые изразцовые печи, настелили паркет, стены обили дорогой парчой с царскими вензелями. Эта обивка сохранилась частично и сегодня. В комнатах также находилась серебряная и расписанная эмалями посуда, шитьё, женские украшения, сундуки, коробья, мебель, стены были украшены прекрасными росписями. И, хотя, здание строилось как часть монастыря, сочиненная в 1850-х годах придворными кругами легенда, стала называть его местом рождения царя Михаила Романова.

Жилые помещения

Жилые помещения представляли собой небольшие комнаты с тяжелыми сводчатыми потолками, и предназначались для мужчин. Кроме общей «трапезной», где семейство обедало, а также принимались гости, здесь находится «кабинет боярина» и «комната старших сыновей» с обширной библиотекой и «учебными пособиями»: астролябией, телескопом, географическими картами.

Терем

Женщинам отводился верхний, деревянный этаж, который назывался теремом. Здесь, наоборот, большие и просторные помещения, освещенные множеством окон. Самое светлое из помещений - светлица - предназначалось для занятий рукоделиями.

В женской половине также находилось большое количество книг, зеркала, разные женские принадлежности: коробочки и ларчики для румян, белил и сурмил, серьги, перстни, опахалы, а также и материалы для всевозможных рукоделий. Боярская дочь трудилась над прялкой или пяльцами наравне со своими служанками.

В те времена девушке стыдно было выходить замуж, не научившись шить, прясть и вышивать. Своё приданое невеста должна была изготовить своими руками. Только выйдя замуж, боярыня становилась полноправной хозяйкой дома. И, хотя она и не была посвящена в торговые или государственные дела своего мужа, но зато в домашнем хозяйстве зачастую имела решающий голос.

После революции

После революции 1917 г., в музее открыли «Музей старого русского быта», или «Музей боярского быта», сохранившего подлинные предметы давно прошедших лет. Музей был частично перестроен. С 1932 г. он является филиалом Государственного Исторического музея.

На территории музея обнаружили уникальное деревянное сооружение - три венца сруба, столбики, поддерживающие его основание, фрагменты русской печной кладки, а также некрополь XVI века.

Наиболее интересная и важная находка - производственный комплекс конца XV-XVII веков с двумя одновременно работавшими печами - гончарная мастерская. Рядом с горнами были обнаружены глиняные игрушки, фрагменты посуды, изразцы - всего около 500 предметов.


неизвестен , Public Domain

Здание филиала состоит из трех частей, разбитых на разные исторические отрезки:

  • боярской кладовой XVI в.,
  • монашеских келий XVII в.
  • и музейной надстройки XIX в.

Палаты

Палаты сохранили классический тип русской избы, состоящей из «клети» (жилое помещение) и «подклета» (подсобное помещение). Построены они, как и характерно для большинства русских домов XVII в., в виде буквы «Г».

С внешней стороны стены имеют декоративное убранство XVII в, наличники окон, карниз, полуколонны на углах.

Внутри терема - небольшие комнаты, низкие, сводчатые потолки, толстые стены, двери, окна и печушки с закруглениями верхов. Два помещения подвала и четыре комнаты второго этажа здания оформлены в характерном для того времени интерьеров боярского дома. Убранство комнат состоит из, преимущественно, подлинных предметов XVII в.

Столовая

Боярская столовая - самая большая из комнат, с окнами, обращенными на ул. Варварка. Это помещение, в котором семья собиралась для обеда. Здесь устраивались пиры, иногда носившие официальный характер, принимались гости.

В самом углу стоит стол, порядок мест за которым соблюдался согласно обычаю «местничества» - распределения служебных должностей по признаку родовитости: наиболее знатные гости садились около хозяина, менее знатные - в противоположном конце стола. Рядом со столом - небольшой столик с кумганом (умывальником) и чашей (лоханью) - принадлежности для мытья рук во время пиршества.


Shakko , CC BY-SA 4.0

В просторной столовой стоит пять кресел, которые были редкостью в русском доме XVII в. Вдоль стен и стола, расположено множество традиционных лавок. Лавки покрасуются разного вида и размера деревянные, обитые прорезным железом ларцы с изящно расписными изнутри крышками. У стены находится поставец, имеющий вид горки с уступами, на котором расставлена столовая посуда.

Также в столовой выставлены иноземные вещи, свидетельствующие о развитии торговых связей России с Востоком и Западом. Среди них - шведское паникадило, полавочники турецкого бархата, немецкая гравюра, портрет боярина Т. Стрешнева в раме (в те времена портреты только входили в обиход и их могли себе позволить лишь небольшой круг знати), шкаф с слюдяными створками, фигурным фронтоном, и украшенными росписью в виде крупных тюльпанов, нижними дверьми.

Кабинет

Смежная со столовой комната, оформлена как кабинет боярина. Окна её обращены во двор. В комнате представлена будничная обстановка домашних дел и служила для досуга главы дома. Под иконой расположен рабочий стол с письменными принадлежностями. Возле стола стоит кресло, лавка и два стула. Также в комнате стоит сундук-теремок с книгами в кожаных переплетах, глобус голландской амстердамской работы 1642 г., портрет русского дипломата XVII в. и думного дьяка И. Т. Грамотина и картина «Осада Смоленска польско-литовскими войсками в 1610 г.». Две стены комнаты обиты сукном и ещё две - золоченой фландрской кожей, считавшейся в те времена, особо изысканным украшением. Возле входной двери расположена печь из зеленых поливных изразцов, с рельефными изображениями исторических сюжетов, сказок и бытовых сцен («Александр Македонский», «Соловей-разбойник», «Борцы борются» и другие).

Спальные чуланы

Проход в другую половину дома, состоящую из двух помещений, проходит через площадку лестницы. Первое от лестничной клетки помещение оформлено в виде сеней, служившие в боярских домах и как «спальные чуланы», и как места хранения необходимых в повседневной жизни вещей. По комнате на лавках расставлены ларцы, шкатулки и коробья, в которых находятся кружева и ткани. В стенных нишах расположен кокошники (женские головные уборы) и барабан с коклюшками и сколками. Отсюда же, из сеней - вход в женскую комнату, светелку, в которой окна с трех сторон. Таковое расположение женской комнаты, за сенями, в изолированной части дома, лучше всего передает характерные особенности женского быта XVII в.

Женская комната

Единственное развлечение для женщины того времени (если, конечно же она не умела читать) было шитье, которое и заполняло досуг. Соответственно и основная обстановка интерьера светлицы - предметы, связанные с шитьем: пяльцы, в них образцы орнаментального шитья, сундук-укладка с шитьем, на стене - шитая пелена с изображением Христа во гробе (Плащаница). Помимо этого в светлице находятся зеркало со створками, «коробья» и ларец для тканей и драгоценностей, широкая лавка, крытая бархатом, на ней подголовок - ларец со скошенным верхом, который ночью ставили в изголовье постели, под подушку.

Подвал

Далее, из жилых комнат, в подвал XVI в., некогда принадлежавший боярину Никите Романовичу ведёт внутренняя лестница. В подвале стоят сундуки для денег и ценностей, тканей, одежды и обуви, железные светцы, посуда. Помимо этого - предметы, которые напоминают о военной службе боярина, который был обязан являться на войну при своем вооружении и на своем коне - холодное и огнестрельное оружие, доспехи и конский убор.

Реставрация XXI века

Герб Романовых - с изображением грифона был расположен на фасаде музея над входной дверью северного фасада со стороны улицы Варварки.

«В Советское время ниша была заделана, грифон снят и дальнейшая судьба этого памятника не известна. Во время реставрационных работ 1984-1991 гг. нишу раскрыли. Ее предназначение выяснили в результате работы в архивах. Нашли ряд малоизвестных проектов Ф. Ф. Рихтера и фотографию 1913 года, на которой изображен император Николай II на фоне северного фасада палат, над входом хорошо виден грифон».


Shakko , CC BY-SA 4.0

В 2008 годe потомки Ф. Ф. Рихтера - семья Черновых-Рихтеров и Пол Эдвард Куликовский, потомок сестры Николая II, финансово помог реконструировать эти два рельефа с изображением геральдических грифонов на фасадах здания.

Фотогалерея










Top