Царский путь ко спасению. Что такое слава Божья

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 31-33 Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись

«Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор.10:31) . Видишь ли, как он от частного предмета перешел в поучении к общему и преподал нам превосходное правило – прославлять Бога во всем? «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией» (1Кор.10:32) ; т. е. не подавайте никому никакого повода к соблазну. Иначе и брат соблазнится, и иудей еще более возненавидит и осудит тебя, и язычник будет смеяться над тобой, как над чревоугодником и лицемером. Не должно соблазнять не только братий, но, если возможно, и внешних. Если мы – свет, закваска, светила и соль, то мы должны просвещать, а не помрачать, скреплять, а не ослаблять, привлекать к себе неверных, а не отгонять от себя. Для чего же ты отгоняешь тех, которых должен привлекать? Подлинно язычники соблазняются, когда видят, что мы возвращаемся к этим (вещам), потому что они не знают нашего образа мыслей и того, что наша душа стала выше всякого чувственного осквернения. Иудеи и немощнейшие из братий испытают то же самое. Видишь ли, сколько он привел причин, по которым должно воздерживаться от жертв идольских? Именно: потому, что невоздержание бесполезно, излишне, вредит брату, возбуждает хулу со стороны иудея, поношение со стороны язычника, что и не должно иметь общения с демонами, что такое поведение есть некоторым образом идолослужение. Потом, когда сказал: «не подавайте соблазна» , возложил на них ответственность за соблазн иудеев и язычников и выразил нечто тяжкое, – смотри, как он делает это удобоприемлемым и легким: поставляет посредником самого себя и говорит: «так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» (1Кор.10:33) .

Гомилия 25 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Максим Туринский

Итак, он желает, чтобы все наши дела совершались в союзе со Христом или со Христом-свидетелем, дабы мы могли творить добро для Него как начальника добра и избегать зла ради товарищества с Ним. Ведь устыдится делать зло знающий, что Христос находится с ним. А в делах добрых Христос - наш помощник и охранитель от зла.

Собрание речей.

Свт. Феофан Затворник

Аще убо ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся в славу Божию творите

Все соображения покрывает Апостол одним всеобщим правилом: «Видишь ли, как он от частного предмета перешел в поучении к общему и преподал нам превосходное правило – прославлять Бога во всем?» (святой Златоуст). Отсюда видно, что, по мысли Апостола, от неразборчивого вкушения идоложертвенного некоторая тень падала на самую веру и Господа Бога. Почему Апостол и выставил этот общий закон, что мы обязаны не пищу только и питие употреблять, но и все другое делать во славу Божию,– ничего не дозволяя себе, чрез что, хоть на малейший волос, мог бы кто-либо нечто не хвалебное помыслить о святой вере нашей и о Боге. Прекрасно Апостол все это,– и сидеть, и ходить, и беседовать, и сожалеть, и наставлять,– совокупляет воедино, чтобы во всем поставить для себя одну цель – Божию славу. Так повелел и Господь: да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже есть на небесех (Мф. 5, 16) . Так сказано и здесь» (Феодорит). «Так, говорит, все творите, чтобы тем подавать побуждения к прославлению Бога, давая разуметь, что то, как они тогда действовали, служило к бесславию Бога и к хуле на Него и на святую веру Его» (Экумений). «Яст же кто и пиет во славу Божию, когда яст и пиет не на соблазн другим, не как чревоугодник и сластолюбец, но как желающий так содержать тело, чтобы оно было способно к деланию всякой добродетели; и просто, всякое дело творит кто во славу Божию тогда, когда ни другому не вредит соблазном, ни самому себе чем-либо, и когда ничего не делает из человекоугодия или по другому какому страстному помыслу» (Феофилакт).

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию

Все, говорит, делайте в славу Божию: ибо настоящим вашим делом Бог не прославляется, а скорее хулится. Ест же и пьет кто-либо в славу Божию тогда, когда не соблазняет этим никого, делает это не по чревоугодию или по сластолюбию, но для того, чтобы приспособить тело свое к совершению добродетели; вообще же совершает кто-либо всякое дело в славу Божию тогда, когда ни другому не вредит чрез соблазн, ни самому себе, как, например, действующий по человекоугодию, или по какому-нибудь страстному помыслу.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию

Если я подаю милостыню, я постигаю закон Господа. Если посещаю больного, ноги мои постигают закон Господа. Если так делаю, то делаю, что предписано, ибо постигаю телом то, что другие постигают устами.

Трактат на Псалмы (Пс. 1).

Севериан Габальский

Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию

Делайте все осмотрительно, чтобы через вас прославляли Бога и не соблазнялись.

Фрагменты.

Амвросиаст

Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию

Во славу Господа должно есть ли, пить ли, или что иное делать, то есть по призыву Творца с соблюдением меры охотно присутствовать на званом обеде. Во славу Господа нечто происходит, когда в делах и разговорах христианина Бог восхваляется или в рождении детей надежда возлагается на Бога.

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

Ст. 31-32 Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией

В заключение рассуждений об идоложертвенных яствах Ап. высказывает общее положение, которое христианин должен всегда иметь в виду, когда ему придется принимать какие-либо решения в вопросах, касающихся христианской свободы в вещах безразличных с нравственной точки зрения, как еда и питье, христианин должен избирать не то, что ему самому более приятно или выгодно, а то, что всего больше может служить к прославлению Бога и к пользе ближнего. А так как слава Божия состоит в обнаружении Божеских совершенств, особенно же святости и любви, то христианин тогда будет прославлять Бога, когда своим поведением даст своим собратьям познать любовь и святость своего Отца Небесного. Затем, нужно заботиться о том, чтобы наше поведение не соблазняло наших ближних, будут ли иудеи, греки (т. е. язычники вообще) или же христиане (Церковь Божия - так называет Ап. христиан, чтобы внушить больше уважения к самым слабым по вере, которые все-таки составляют собою общество избранных Божиих). Конечно, поведение христианина может воспрепятствовать иудеям и язычникам войти в Церковь Христову, а некоторым из христиан подать повод к отпадению от Церкви.

Что общего у космонавтов и монахов? Благословлено ли исследование Вселенной? Как относиться к «свидетельствам» о контактах с инопланетянами? Зачем иноку понадобилось пройти «предкосмическую подготовку»? Как молятся «насельники» орбитальных станций? Эти и другие вопросы корреспондент портала задал игумену Иову (Талацу) , настоятелю Преображенского храма в Звёздном городке, который по сложившейся доброй традиции напутствует космонавтов перед их отлетом в космос.

Прежде, чем начнется наша беседа, хотелось бы поблагодарить вас за то, что нашли время встретиться, - ведь накануне Дня космонавтики, который стал для вас практически профессиональным праздником, проходит много торжественных мероприятий.

Да, я всегда стараюсь принимать активное участие в мероприятиях, связанных с космосом. А в этом году еще так сложилось, что незадолго до праздника на орбиту отправилась новая космическая экспедиция - экипаж корабля «Союз ТМА-08М»: Павел Виноградов, Александр Мисуркин и Кристофер Кэссиди. И успешно вернулась предыдущая экспедиция.

- Вы провожаете космонавтов в путь?

Да, обычно они перед отправкой на Байконур приезжают в Троице-Сергиеву лавру; сначала прикладываются к мощам , потом мы служим молебен в Никоновской церкви, я окропляю их святой водой и каждому даю с собой в дорогу складень с иконами Божией Матери и Спасителя, а также маленькое Евангелие.

Если они не просят исповедоваться и причаститься непосредственно накануне полета, то я остаюсь в Троице-Сергиевой лавре и там молюсь о ребятах, чтобы они успешно добрались до космической станции. Но если просят, то я улетаю примерно за пять дней до старта на Байконур. Там никого к ним близко уже не подпускают - обсервационный режим, так что причащаю я их дня за три до вылета. Но в путь провожаю иногда до самого трапа космического корабля. С крестом.

Известно, что космонавты с давних пор периодически приезжали в Троице-Сергиеву лавру, даже здесь побывал, правда, уже после полета. Наверное, и с кем-то из насельников монастыря они общались. Как сложилось, что именно вы стали духовным наставником отряда космонавтов?

Случайно. Хотя… в Писании сказано, что у нас даже все волосы на голове подсчитаны и случайного ничего нет. Старец Оптинский Варсонофий говорил, что если бы люди внимательно смотрели на свою прошлую и настоящую жизнь, то могли бы предсказывать свое будущее. Случайностей вообще нет. И никогда не было и не могло быть. Отвечая на ваш вопрос, скажу: естественно, Промыслом Божиим. Не потому, что я такой хороший или умный. А просто Бог так судил. Это мой крест, я должен его нести. А как все получилось… У меня есть друг. Близкий друг, с которым мы вместе постригались - владыка Якутский Зосима. Вот как-то сидим мы в монастыре, и он у меня спрашивает, бывал ли я в Звездном городке. Я ответил: «Нет, конечно. Как я туда попаду!» А надо сказать, что космосом я интересовался с детства. И в монашестве не оставил своего увлечения: в келье у меня есть телескоп, карты звездного неба. Братии было известно об этом моем стремлении… И вот, довольный владыка Зосима говорит, что через полчаса в лавру приедет его друг - Валентин Васильевич Петров, преподаватель академии им. Ю.А. Гагарина, он-то и может показать мне Звездный городок. Так лет 11 назад я впервые попал в Звездный на экскурсию. Меня провели, показали тренажеры, разрешили всюду залезть, все потрогать, пощупать. Я был счастлив, но думал, что на этом все и закончится. И вдруг недели через полторы-две ко мне из Звездного приехал космонавт Юрий Лончаков. Сначала один, потом с супругой, а потом привез отряд космонавтов, а потом меня с начальником Центра подготовки космонавтов познакомили (тогда ЦПК возглавлял Василий Васильевич Циблиев).

Космонавты в лавру стали чаще приезжать. Мы беседовали. Бывало, по восемь часов эти разговоры тянулись. С Василием Васильевичем Циблиевым, Юрием Валентиновичем Лончаковым, Федором Юрчихиным, Юрой Гидзенко. Со многими. На следующий день как только просыпались - опять на восемь часов беседа. Поначалу вот так много на духовные темы общались.

И постепенно появилась идея, чтобы космонавты, готовящиеся к работе на орбите - те из них, кто этого захочет, - приезжали в лавру: помолиться перед дорогой, получить благословение. А у кого? У самого аввы Сергия - игумена земли Русской. И за все время только один наш космонавт отказался от этого. А так - и американцы приезжали, и европейские космонавты, и даже японские, корейские. Вот был случай: приехала первая корейская женщина-космонавт. Я думал, она буддистка, и, когда ребята получали благословение, тактично отправил ее на экскурсию. Она потом подходит ко мне, достает крестик, показывает: «Я христианка, батюшка. Благословите!»

Так что где-то с 2007 года я стал провожать все экипажи, которые улетали в космос.

Вы сказали, что космосом интересовались еще с детства, и, судя по всему, это было не мимолетной детской увлеченностью, когда мальчишки, мечтая о геройских приключениях, воображают себя сегодня космонавтами, а завтра пожарными.

Да, вообще до того, как я принял решение стать монахом, я совершенно серьезно собирался поступать в отряд космонавтов. Планировал вначале закончить Качинское военное училище, а потом подавать заявку в отряд.

- Откуда взялась эта мечта - отправиться в космический полет?

Я не могу сказать. Не потому, что это какой-то секрет. Это тайна Божия. Вот вы подумайте: я уже в три года бредил ракетами! Потом в школе всё модели ракет строил, картонные, которые поднимались на 1,5-2 метра и взрывались. Не летали. Я помню, что мог часами сидеть на балконе и смотреть на звездное небо. Но сейчас, оглядываясь назад, я сознаю, что, не понимая до конца, я все равно всегда стремился к Богу. Когда хорошая погода, нет Луны, Млечный путь так явственно виден, я смотрел - и аж дыхание замирало: «Господи!» Когда я видел, сколько звезд, то понимал, что это все не просто так - это Кто-то устроил. А потом, когда научился молиться (я еще маленький был, меня бабушка научила молитвам, и уже, наверное, лет в 5 я знал молитвы Богородице, «Отче наш»), я читал молитвы на ночь, глядя в распростертое звездное небо. Восхищение этим мирозданием всегда очень глубоко во мне было, и никогда интерес к науке не противоречил моей вере. Я никогда не уставал изучать звездное небо над головой, удивляясь, как же все премудро устроено Господом во Вселенной. Я мог только одно повторять: «Господи, как Ты это премудро все устроил! Господи, как это все красиво! Господи, а Кто же Ты, если создал такой прекрасный мир, Кто же Ты тогда?!»

- Когда наступил переломный момент? Когда будущий курсант летного училища решил стать семинаристом?

Когда я прочитал полностью - по-настоящему - Евангелие. Не спеша. Всё сразу встало на свои места. В первый раз я прочитал Евангелие до армии - ну, так… А вот когда из армии пришел, я читал его не спеша. До этого возникали вопросы самые разные: почему это так устроено, а это иначе? а кто я? почему я живу? а зачем я живу?.. Когда я прочитал Евангелие, у меня все вопросы пропали. Вообще. Я многое не понял в Священном Писании, но у меня было такое состояние, что я мог повторить слова апостолов Клеопы и Луки… Помните, после того, как они прошли часть пути в Эммаус бок о бок с Господом, они говорили: «Не горело ли у нас сердце, когда Он с нами разговаривал?!»

Так вот, когда я читал Евангелие, у меня горело сердце… У меня была такая радость! Я понял, что это истина. Вся истина в Евангелии, вся. И вопрос был решен: я должен стремиться к другому небу. То небо, которое мы можем увидеть в телескоп, - интересно, и, созерцая его, также можно радоваться и приближаться к Богу. Но это - более дальний путь. А есть более прямой - стремиться сразу к Горнему Небу!

Лет пять тому назад я сидел в монастыре, в Троице-Сергиевой обители, насельником которой я являюсь, вместе с космонавтами Юрием Лончаковым и Валерием Александровичем Корзуном. В гости к нам приехал один знаменитый греческий богослов - владыка Иерофей (Влахос), который об Иисусовой молитве книгу написал. Он тогда сказал, что у космонавтов и монахов есть много общего, - космонавты, как и монахи, стремятся к небу: все силы, вся энергия ума, сердца, души, тела - всё направлено к нему. Только космонавты тянутся ко Второму небу, а монахи сразу к Третьему. Но задача космонавта - находясь на Втором, сердцем возноситься еще дальше - к Третьему.

- Расскажите поподробнее, что это за Второе и Третье небо?

Мы по церковному преданию знаем, что Бог сотворил три неба. Первое - видимая атмосфера. Второе - это небесная твердь: это космос, тот космос, который мы с вами как раз видим, когда смотрим на звездное небо; тот, где находятся звезды, галактики, пульсары, квазары. Вся Вселенная - второе небо для нас. Оно весьма обширно. Сейчас телескоп «Хаббл» край видимой Вселенной запечатлел, и самая крайняя точка находится на расстоянии 14 млрд. световых лет. Представьте себе: свет идет со скоростью 300 тыс. км в секунду, и он будет идти оттуда 14 млрд. лет - посчитайте, какое это невообразимое расстояние! Наша Солнечная система даже не пыль по сравнению со Вселенной.

А вот Третье небо - это Горний Мир.

- И куда он простирается?

Горний Мир - это другой Мир! В нем нет пространства или времени. Так как мы живем в материальном мире, то можем говорить: вправо-влево; а там - все другое! Туда космические корабли не летают! Туда можно подняться только чистым сердцем. Сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо те Бога узрят!» В Горний Мир можно вознестись любому человеку, для этого не надо быть космонавтом. Это доступно и простой бабушке, и профессору. И образованному, и необразованному. Главное условие - выполнять заповеди Божии, очистить свое сердце. Этим мы приближаемся к нашему Христу. И тогда нам открывается Горний Мир - другая Вселенная. Об том, что Бог сотворил две Вселенные, есть свидетельство. В Священном Писании читаем: «Вначале сотворил Бог Небо и Землю». Блаженный Августин и многие другие святые отцы пишут, что Небо, упомянутое в этой части Святого Писания, не просто небо - это духовный мир, духовная Вселенная. Это написано на древнееврейском языке, а у нас в русском языке - меньше слов. У нас «небо» - и видимое над нашей головой, и Божее Небо, а в Писании подразумевается Небо - Горний Мир, духовный, где были созданы ангелы, где Господь, где нет тления. И Земля, сотворенная Богом, это не только наша планета - наш шарик, это весь материальный мир, материальная Вселенная: и Земля, и Солнце, и Галактика М-31, и Галактика М-81, и Галактика IC 1101, и прочее и прочее.

А уже когда описывается второй день творения и речь идет о Земле, там все сужается к нашей Солнечной системе и, в конечном итоге, - к шарику. Понимаете? И снова - все вокруг слова «земля». Слов не хватает в русском языке для обозначения различий…

- Батюшка, бытует мнение, что Второе небо - это место, где обитают духи злобы…

Да, бесспорно.

Что же получается: все, что окружает нашу Землю, - мир духов злобы? Значит, космонавты попадают буквально в самое пекло?

Нет, что вы. Демоны не только в космосе - они везде. И на Земле. Разве мы не видим, сколько войн, насилия, грабежей. Это люди вытворяют, но не сами по себе - как вы думаете, кто их толкает? Они здесь! Они ниспали на Землю, но они могут быть и в космосе. Они же духи - бестелесные существа. Это ангелы, которые отпали от Бога (примерно одна треть от всех сотворенных Господом ангелов) и стали бесами. Вот у нас есть тело, мы передвигаемся медленно, а они - другие существа, наделенные удивительными силами, энергиями. Преподобный Серафим Саровский сказал, что самый слабый бесенок одним мизинцем земной шар может перевернуть. Если Бог попустит это. Только Его милость нас хранит. И падшие ангелы могут перемещаться с огромной скоростью - и на Земле, и в космосе. Им не нужны для этого ракеты, которые будут летать со скоростью света, не нужны скафандры, потому что они находятся вне воздействия этих материальных сил: высоких температур, каких-то облучений. Они не подвластны этому воздействию, а мы - да. И они, конечно, могут использовать это. Великий старец Софроний (Сахаров), ученик Силуана Афонского, говорил, что человеку нужно, где бы он ни находился - здесь, на Земле, или в какой-то другой Вселенной, - прежде всего, научиться молиться и быть с Богом! Потому что каждому человеку придется вступить в противоборство с падшим ангелом. Когда человек рождается, бес посылает своего падшего ангела человека искушать. Когда мы крестимся, Бог дает нам своего Ангела-Хранителя. И эти два существа сопровождают нас всю жизнь. Один толкает на грех, другой - на добрые дела. В зависимости от того, кого мы слушаемся больше, так и живем. Если доверяем больше Ангелу-Хранителю, то ходим в храм Божий, стараемся жить по-христиански. И если ошиблись по немощи своей, то у нас есть великое таинство -исповедь. Мы идем и каемся, что живем не как образ Божий. Просим у Господа прощения - и идем дальше. А если мы упрямые и машем на все рукой: «а я хочу вот так», то значит, мы идем на поводу у совсем другого существа. И они всюду искушают нас своими помыслами. Думаете, у космонавта на околоземной орбите больше помыслов? А у нас с вами, что, их меньше? Вы посмотрите: и гневаемся, и раздражаемся, и осуждаем… Что только к нам в сердце не входит!

Да, но если на Земле у человека есть возможность ходить в храм, исповедоваться, причащаться, то космонавты на борту орбитальной станции этого лишены. Каким образом это отражается на тех, кто привык регулярно прибегать к таинствам на Земле? Ведь среди космонавтов таких людей немало…

Да, им тяжело. Но они молятся. А Бог ведь будет судить в первую очередь наши желания… Допустим, если у человека есть возможность ходить в храм, участвовать в таинствах, а он не ходит - это одно. А если такой возможности нет, но он при этом молится, просит помощи, благословения, то покрывать его будет особенной благодатью все равно. Господь покрывает обращающихся к нему космонавтов. И они обращаются к Господу по мере возможности. Вот, например, Юра Лончаков, Федор Юрчихин, Саша Самокутяев, Валера Корзун, я знаю, читали во время пребывания на МКС утренние и вечерние молитвы. Юрий Лончаков вообще всю Библию от корки до корки там успел изучить. Делился потом своими впечатлениями, как в космосе, во время чтения Святого Писания, чувствовал явное присутствие Бога. И с сожалением признался, что на Земле это ощущение быстро утрачивается.

Были случаи, когда на орбиту человек улетал неверующим, а, увидев всю красоту мироздания, понимал, что это никак не могло возникнуть само собой из хаоса, что здесь чувствуется рука мудрого Творца. Такое осознание, например, пришло к Геннадию Манакову во время выхода в открытый космос. Он понял, что никогда такой особенной планеты во Вселенной не могло получиться благодаря эволюции. Для него был решен этот вопрос. Еще вот Онуфриенко рассказывал, как возвращался из крайнего полета, и на положенной высоте - 10 км - у них не сработала парашютная система. И на 9 км не сработала, и на 7… Вот тогда он и научился молиться, просил Бога помочь. И Господь, конечно, услышал…

Но бывает и так, что человек прибегает к помощи Божией, упорно работает, но все равно что-то не складывается. Ведь это не секрет, что многие космонавты испытывали сложности с зачислением в отряд или в экипаж космического корабля. Должен ли верующий человек увидеть в этом Промысл Божий и задуматься: а может быть, не стоит, может, это гибельный для него путь?

Разные ситуации могут быть. Если у нас что-то не получается, это может означать, что Бог человека испытывает. Может быть, Господь требует, чтобы вы проявили волю, чтобы вы упорство проявили. Как сказано: «Стучите и отверзится вам, просите и дастся вам» В иных случаях прозреть истинную причину может только человек, обладающий духовным разумом. Поэтому и нужно просить благословения, советоваться с духовниками, старцами. Возможно, Господь требует терпения: «Претерпевый до конца - спасен будет!» Представьте, если бы апостол Павел, придя в город Коринф, сказал: «Ну и ладно, они меня не принимают - воля Божия, значит»… А он шел. Его гнали, а он шел к людям, и они становились христианами, каялись и исправлялись.

Или, допустим, препятствием достигнуть желаемого служит какая-то наша страсть. От человека требуется мужество, чтобы победить свою слабость. Если он, с Божией помощью, борется, страдает, плачет, кается, я думаю, в конечном итоге смиряясь, он получает благодать. Если нам попускаются какие-то искушения, то главная причина, что мы гордые… как только мы смиримся, нас ничто не возьмет. Никакая пуля духовная. Нас никто не сможет ни в чем подловить. И если человек способный, талантливый, умный, он должен помнить, что любое дарование, которое дает нам Бог, должно прославлять Творца.

А если человек выдающихся способностей и при этом невероятной скромности, достойно прошедший испытание всемирной славой, обладающий, на мой взгляд, даром истинной любви к людям, вплоть до самопожертвования, все равно испытывает скорби? И даже трагически погибает? Я имею в виду первого космонавта планеты - Юрия Алексеевича Гагарина. Неужели его смерть была промыслительна?

Сложно сейчас говорить, почему он погиб. У нас ведь до сих пор нет подлинного знания того, что происходило тогда в действительности. Мне рассказывали, что ему были явлены некие знамения о том, что не надо больше летать. Мама Юрия Алексеевича Анна Тимофеевна дружила со схимонахиней Макарией, проживавшей в Смоленской губернии. И Гагарин раза три-четыре к матушке Макарии приезжал, привозил ей врачей из Кремлевской больницы, дровишками помогал. И она его предупреждала, чтобы он не летал. Но он все же человек был не церковный - и не прислушался. Должно быть невероятно большое доверие к тому человеку, который такое говорит. А у Юрия Алексеевича, наверное, такого полного доверия не было. Да и для летчика отказаться от полетов, даже если он все понимает, - очень сложно. У меня тоже был подобный опыт смирения, я понимаю, о чем говорю. Хотел я убежать на Афон. Никому не сказал о своих планах - вроде как в паломническую поездку собирался. Но все не ладилось, и с документами что-то… А знакомые братия поехали к старцу Николаю Гурьянову на остров Залит, ну, и я братию лукаво так - не открывая всей правды - попросил взять у батюшки Николая благословения для меня на поездку. Вернулись братия и говорят, что отец Николай просил передать: в паломничество мне можно ехать, но насовсем - не надо. А откуда он мог знать мои истинные планы? Это его словами так меня Господь остановил. И я послушал. А других до этого и слушать не хотел! Даже не знаю, что стало бы, если б не отец Николай. А вот Юрий Гагарин не сумел довериться. Он, конечно, хороший был человек, необычайный, помогал очень многим, квартиры выбивал, защищал. Но… он же летчик, молодой, полный сил - а тут ему вдруг говорят: не летай. А он еще и в космос второй раз собирался! Тут, конечно, Промысл Божий был, наверное, в том, что если бы он был более церковным человеком и прислушался к кому-то из старцев, то нашел бы силы смириться…

Когда он погиб, старице Макарии, конечно, сообщили. Она пригласила священника, и отпели Юру прямо у нее в келье. Матушка сказала: «Юра очень был светлый человек, он ни в чем не виноват». Так она сказала, потому предвидела будущие обвинения, ведь некоторые заявляли, что Гагарин и его наставник Серегин выпили до полета. Все это ложь и клевета. Делали анализ останков и не обнаружили ни грамма спиртного. Все это были досужие домыслы.

- 27 марта этого года исполнилось 45 лет со дня смерти первого космонавта. Как вы встретили эту печальную дату?

Я, к сожалению, улетал в этот раз на Байконур - провожать экипаж. А обычно 27 марта я вместе с космонавтами отправляюсь в Киржач - городок, рядом с которым разбился Гагарин. Там в храме совершается заупокойная служба - отец Андрей служит, и я часто принимаю участие. Потом небольшой митинг и крестный ход с цветами - идем к месту гибели Гагарина. А дальше - встречи, беседы. А вообще я поминаю его на каждой службе, которую служу. Как и всех наших ребят. И Сергея Павловича Королева, и Бориса Раушенбаха, и Павла Поповича, и Германа Титова - в общем, всех, кто был крещен. А также родителей Гагарина и Королева.

- К вам родные Юрия Алексеевича обращались с такой просьбой?

Нет, просто я считаю, что это моя обязанность. Знаете, я начал постоянно поминать Юрия Алексеевича - и на Псалтири, и на литургии - лет шесть-семь назад. И примерно год спустя увидел такой сон… Хотя, конечно, снам верить нельзя, но рассказываю, как есть… Вижу: сад цветущий. Яблони. И из сада выходит Юра, в белой одежде весь, смеется, улыбается. А я стою на границе сада - внутрь не входил; он ко мне подошел, обнял и, ничего не говоря, ушел обратно. Вот такой случай был. Я подумал: значит, надо молиться дальше.

- Отец Иов, а у вас, как у духовного отца отряда космонавтов, есть какая-то официальная штатная должность?

Вообще мне предлагали войти в штат группы, которая летает на невесомость, и принимать участие во всех тренировочных полетах. Но я отказался. Я испросил тут в лавре совета - и пришли к выводу, что я не смогу постоянно летать. Часто бывают тренировки, в которых я не могу принимать участие, потому что у меня в это время богослужение идет. И помимо этого у меня есть много обязанностей в Преображенском храме, и не только в храме. Я побоялся подвести людей. Но при этом, если есть необходимость, я постоянно летаю. Когда ребята просят, обязательно стараюсь быть.

- А что это за тренировка такая - «полеты на невесомость»?

Она проводится на самолете «Ил-76», кажется. Там огромный салон. В ширину метра 4, в высоту метра 3. Как птица летаешь - так красиво! Состояние невесомости достигается за счет параболического полета, то есть самолет делает такие «горки» - идет вверх, потом начинает падать, и в это время возникает невесомость. Она длится примерно 30 секунд. Потом снова набор высоты - и опять падаешь 30 секунд. Каждый полет - это примерно десять горок.

- И сколько раз вы уже «летали на невесомость»?

- Но это же очень тяжело! Надо иметь хороший вестибулярный аппарат. Вас обследовали перед полетом?

Да, я проверялся в свое время. Вообще я там себя плохо не чувствую. Вначале, конечно, когда первый полет был, они присматривались: как себя чувствуешь. Вот покрутили в невесомости. Разок слетал, второй, потом все больше и больше нагрузок. Но, слава Богу, перенес все неплохо.

- Опишите, пожалуйста, свои ощущения во время полета на невесомость.

Сложно объяснить… Вот представьте: мы живем здесь, на Земле, в условиях гравитации, благодаря этому можем ходить. Камешек подбросили - он падает. По потолку, как мухи, мы ползать не можем, по стенкам тоже. А на тренировках в моменты невесомости всего этого нет, можно по потолку лазить, летать, как птица. Когда воду выливаешь, она не стекает, а летает шарами такими. Конечно, ощущение удивительное, потому что ты начинаешь понимать, что вся материальная Вселенная находится именно в таком вот состоянии, что все большие объекты находятся в невесомости, то есть как раз очень мало гравитации во Вселенной. Невесомость - это такое первородное состояние…

- Вы считаете, что в невесомости человек возвращается к состоянию первородности?

Нет, я так не считаю. Потому что человек все же жил в Раю, а это не совсем тот мир, где нет гравитации - у нас же есть тело, а иначе оно было бы нам не нужно, не были бы нужны ноги, руки. Просто это состояние другое. Мы же не на все вопросы можем ответить. Например, Господь сотворил Вселенную - духовную и материальную. А была ли материальная Вселенная до грехопадения такой, как сейчас, мы не знаем точно. Но можем сказать, по крайней мере в отношении некоторых законов, что, конечно, в этой материальной среде не было смерти. Потому что смерть вошла с грехом человека. И она вошла не только в человека - она вошла во Вселенную. Появился закон - второй закон термодинамики: все идет от сложного к простому, потом все разлагается и умирает. Сейчас это действует во всей Вселенной. До грехопадения, я думаю, такого не было.

Но то, что касается невесомости, это не совсем проявление греха человека. Думаю, это основополагающий закон, на котором зиждется по великой премудрости Вселенная. Как сказано в книге Иова Многострадального: «Распростер Бог Север над пустотою, и повесил Землю ни на чем». Удивительные слова. То есть и Земля, и Солнце, и звезды - висят ни на чем. Господь сотворил мир по таким законам. Думаю, внимательный человек очищенным сердцем способен будет это узреть.

Отец Иов, у вас сразу со всеми членами отряда космонавтов наладилось взаимопонимание? Ведь священник, монах, принимающий деятельное участие в жизни отряда, - это довольно необычное явление для космонавтики в те годы.

Вначале ко мне присматривались. Потом предложили пройти ограниченную космическую подготовку.

- И вы согласились? А чья это была идея?

Предложение поступило от Василия Васильевича Циблиева, он тогда руководил Центром подготовки. Замечательный человек. Генерал-лейтенант, Герой России, дважды побывал в космосе, тушил пожар там…

Так я стал проходить подготовку. Первая тренировка - имитация выхода в открытый космос на тренажере «Выход-2». В полном обмундировании - в скафандре «Орлан-МТ». Выходил я вместе с Валерием Корзуном, мы трудились около двух часов.

Где-то недели через две я полетел на невесомость, потом еще недели через две - второй полет. А месяца через два-три я пошел на гидроневесомость. Это тоже имитация выхода в открытый космос, но уже в воде, чтобы научиться работать в безопорном пространстве. Тренировки происходят в огромном бассейне, где на глубине примерно 8-12 метров устанавливают специальный макет российского сегмента МКС в полную величину. Работал я также часа 2-2,5 и потерял за это время 1,5 кг. И это еще очень мало! У ребят тренировка или настоящий выход могут длиться по 6 часов!

Летал на самолетах «Л-39». На высший пилотаж. Во-первых, очень помогает научиться ориентироваться в небе, а еще мне было интересно нагрузку попробовать большую. В первый раз у меня была перегрузка 5 g! Летал в противоперегрузочном костюме. Во второй раз стали выполнять фигуры высшего пилотажа: и боевой разворот с двумя бочками - в одну строну, в другую, и петля Нестерова, и штопор, и колокол! А уже в третий раз я попробовал без костюма, там была нагрузка около 6,5 g. Ну, немножко поддавило. У меня даже щеки опустились.

Пришлось и строение космического корабля изучать - с Юрием Лончаковым. Конечно, в ограниченном объеме. И даже экзамен сдавал. Ну, в шутку. Устраивали нам нештатные ситуации. А в конце, помню, сидим - и вдруг дым идет снизу. Я спрашиваю: «Юра, а что теперь делать?» А он отвечает: «Батюшка, осталось одно - молиться!»

В некоторых своих интервью космонавты, рассказывая о внештатных ситуациях, говорят: «Действовал по инструкции, а бросаться сразу молиться - это непрофессионально». Значит, к Господу надо обращаться в совсем уж форс-мажорных обстоятельствах, когда остается надеяться только на чудо?

Это, конечно, не совсем верно. Думаю, ребята говорили так из-за не совсем полного понимания. Да, один космонавт ко мне как-то обратился: «Батюшка, вот если у меня будет пожар, я помолюсь, то пожар потухнет, что ли?» Если бы у него была вера, как у древних, как у великих апостолов, - то да! Ему надо было бы только встать на колени, помолиться - и все в миг бы потухло. А так как он такой веры не имеет, то ему надо просто перекреститься, сказать «Господи, благослови!» и идти тушить пожар. И Господь поможет ему загасить пламя. А если у вас была такая возможность, но вы ею пренебрегли, возгордились и понадеялись только на свои силы, то я не уверен, что вы успешно потушите пожар…

Я уже говорил, и еще раз повторю, потому что это очень важно: всё, абсолютно всё, что человек делает, должно быть во славу Божию. Господа надо не забывать благодарить. Всегда. «Без меня не можете творити ничесоже» - помните это изречение. Бог может всё. Но если люди сами ничего не хотят и ничего не делают для своего спасения, то мы, если даже будем молиться за них, не всегда сможем им помочь.

Пока человек в гордом упоении думает, что он - покоритель Вселенной… Я всегда умиляюсь, когда говорят: покорители космоса… Что там покорили? - хочется спросить. Исследователи - да.

Как вы относитесь к тому, что люди сегодня пытаются заглянуть всё дальше и дальше в просторы Вселенной? И даже ищут так называемые «экзопланеты» - если не вторую Землю, то планету, очень похожую по условиям жизни, куда человечество могло бы в будущем переселиться. Но ведь в Библии даже намека нет на то, что человек будет обитать где-то, кроме Земли… Значит, эти попытки обречены?

Нигде не сказано, что этого делать нельзя. В Священном Писании есть повествование о том, как Господь сотворил мироздание. И во главе этого мироздания поставил человека вообще-то. Поэтому, знаете, стремление к звездам, к иным мирам - это заложено в нас. Я считаю, что загадки и непостижимость Вселенной, с которыми сталкивается человек во время этих научных исследований, ее масштабы и разнообразие могут лишний раз напомнить нам о величии Творца, Который все это так премудро сотворил! И задуматься: «А Кто же Ты, если Ты все так премудро сотворил? А кто же мы сами, если Ты нас сотворил такими? Мы же должны быть богочеловеками, управлять Вселенной. А мы стали смертными по грехам нашим». Вот к чему мы должны идти. И, по большому счету, для нашей веры абсолютно без разницы - в центре Вселенной стоит Земля или Марс или какая-нибудь планета; искривлено пространство или не искривлено…

Другое дело, что заселять иные планеты, я думаю, Господь нам не позволит. Потому что при нашей современной нравственности у нас вряд ли появятся технические средства, которые смогут понести к другим планетам и помочь там обжиться.

- Как связаны нравственность и технический прогресс?

Старец Иосиф сказал: «Земля землю уничижает, земля над землей превозносится, земля землю смиряет». В нас сидит вот такая враждебность, и что же мы можем понести к другим мирам? На Марсе будет так же. А зачем? Кому это нужно? Я верю, что Господь этого не допустит.

Есть только одно условие, которое помогло бы человеку обрести технологии для длительных космических путешествий, - это исполнение заповедей Евангелия. Жить по Евангелию. И тогда Бог все управит. Я думаю, Богу ничего не жалко. Тому, Кто взошел на Крест и распял Свои руки на Кресте, - ничего не жалко. Я со многими учеными общался, и все они говорят, что если бы американцы, европейцы не враждовали с русскими, мы бы уже Солнечную систему освоили! У нас были бы уже корабли быстроходные, с защитой от солнечного и галактического излучений. Но люди разъединились. А война эта была заложена еще во времена Адама, когда Каин убил Авеля, и до сих пор мы становимся все хуже и хуже. И смерть заходит все дальше и дальше. Эта война до сих пор в сердце каждого человека. Мы воюем друг с другом, государство с государством…

Но какие-то попытки объединить усилия все же были. На Марс, например, собирались лететь международным составом. Ученые считают, что условия окружающей среды Красной планеты - нашей ближайшей соседки по Солнечной системе - позволят со временем создать для землян новое пристанище. А еще ученые так активно стремятся на Марс, потому что, по одной из теорий, жизнь зародилась именно на Красной планете, а на Землю была занесена с метеоритами…

Господи помилуй! (Батюшка крестится.)

- … и потом то ли из-за крупномасштабной космической катастрофы, то ли еще по каким-то причинам развитие жизни на Марсе остановилось. А нашей Земле повезло больше.

Это же бредни - эти эксклюзивные теории! У нас сейчас настоящих ученых очень мало, а это - демагогия, которая работает на политику. Ученый должен опираться на факты. А какие факты? Никаких. Это просто болтовня, это просто фантазия. Это фантазеры, зарабатывающие большие деньги. Неужели вы думаете, что политики для достижения каких-то своих низменных целей не будут использовать в своих интересах науку? Но никаких доказательств этим вот теориям нет. Никто на Марсе не был. Никакой там цивилизации громадной не было. Так на каком основании? Люди запустили туда несколько марсоходов, которые прошли какие-то сравнительно небольшие пространства, ничего там не нашли, и то постоянно вбрасываются какие-то слухи: «Вот, что-то сенсационное обнаружили!» А что? Господь сотворил мир, мироздание. Святое Писание свидетельствует, что Бог сотворил Жизнь, человека. Святое Писание - это не учебник по астрономии или геологии, хотя там отображены иногда факты мироустройства. Поэтому есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - нам все равно. Как и на Юпитере, Тритоне, Титане, других звездах…

Существует еще теория панспермии, ее выдвинули давно, еще в 1907 году. Авторы теории предположили, что во Вселенной существует вечная жизнь - например, в виде космических туманностей - плантаций органических зародышей. Зачатки переносятся с планеты на планету космическими телами: метеоритами, например, и даже разумными существами. И там, где есть благоприятные условия, эти зачатки приживаются и начинают развиваться.

Я часто спрашиваю: а почему вы этим ученым доверяете? Они были гордые, безнравственные, самолюбивые. А как, например, они объясняют, откуда взялась сама жизнь во Вселенной? Никак. А ответ есть. В Священном Писании.

Но вы им, этим псевдо-ученым, верите. А почему вы гениям в другой области не доверяете? Каким? Преподобному Сергию, преподобному Серафиму Саровскому, преподобному Иоанну Лествичнику. Это люди, которые боялись даже слово плохое сказать - обидеть кого-то.

- А чем объяснить такое упорство в поиске жизни на других планетах?

Разные могут быть причины. Первое - гордость человеческая. Люди разные. Я проводил беседы и с нашими космонавтами, и с астронавтами НАСА, и европейского агентства и т.д. Существуют разные толчки. Иногда это искреннее любопытство, которое заложено в нас, - мы же созданы по образу Божию, и нам хочется что-то созидать, изучать. Человек тем и отличается от животного, что у него есть пытливость, тяга к познанию. Поэтому кто-то, может быть, искренне интересуется - и благодарит при этом Бога. Например, Джеймс Ирвин, американский астронавт, побывав на Луне в составе экспедиции «Апполон-15» и вернувшись на Землю, отправился искать Ноев ковчег. И считал, что значение этой миссии ничуть не меньшее, чем полет на Луну! И человек благодарил Бога за это.

А кто-то все делает с самомнением. Я! Мы - человеки! Какие-то глупости начинает говорить о том, что мы произошли от взрыва.

- Может быть, эти люди хотят просто найти братьев по разуму?

Конечно, братья по разуму у них есть - они же часто присутствуют в нашей жизни…

Я сейчас имею в виду тех «братьев по разуму», которые толкают нас на то, чтобы мы убивали, грабили, насиловали.

- Вы о бесах?

Конечно. У прекрасно написано, что собой представляют НЛО, он это исследовал. Почитайте, советую! Умнейший человек, знал три-четыре языка, закончил несколько университетов. Он исследовал материалы НАСА о летающих тарелках, контактах человека с пришельцами. И пришел к выводу, что по действиям своим они очень похожи на бесов. Во-первых, крестного знамения боятся. Во-вторых, чем больше человек входит в контакт с ними, тем ему становится хуже. Но я еще раз хочу напомнить, что цивилизация, которая достигла высокого уровня развития, не может быть злой. Иначе Господь не допустил бы этого развития. Это покажется вам парадоксальным, но это так. Если бы у нас была высокая нравственность, вы бы переживали за меня, я - за вас - искренне! - так, чтобы ваша боль - моя боль, тогда бы мы далеко ушли. А люди высоконравственные не могут желать смерти никому. И самому маленькому существу! А после контакта с так называемыми «зелеными человечками» у людей начинаются неприятности, иногда до самоубийства доходит! Пришельцы… Людям пытаются заморочить голову. И они с удовольствием верят всяким басням. Только истине, которая от Христа, - не верят. Как сказано в Священном Писании: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; И от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен».

Но есть, например, артефакты, подтверждающие, что в древности на Земле существовала высокоразвитая цивилизация, которой были доступны космические полеты. Об этом свидетельствуют рисунки, оставленные на камнях - так называемая каменная библиотека Ики (это название племени). Исследователи этих артефактов, которых не признает официальная наука, демонстрировали рисунки, изображающие предположительно контакты людей с инопланетянами. Что вы думаете по этому поводу?

Cложно ответить в двух словах. Мы с вами не знаем, что представляла собой цивилизация до потопа. Очень немного в Святом Писании и в Предании об этом говорится. Вполне возможно, что это могла быть духовно развитая цивилизация, которая отошла от Бога. Богоборческая. Она могла иметь развитые технологии. Это подтверждает то, что мы сейчас узнаем, например, про египетские пирамиды. Там использованы технологии, которые нам и сейчас не под силу. И находки в городах инков, майя, на Юкатане и у ацтеков. Строения, возведенные по технологиям, которыми мы и по сей день не владеем. А это делалось высоко в горах. Что они из себя представляют, такие строения? Это просто достижения людей, которые так возгордились, что это привело к потопу? Или у них были помощники - «братья по разуму», бесы, им помогавшие? Вы не забывайте о том, что это могла быть не только технотронная цивилизация, то есть развитая технически, а духовно-технотронная цивилизация. Мы знаем, в Писании были свидетельства, что люди дошли до такого бесчестия, что с бесами соединились. Возможно, бесы помогли им создать подобную цивилизацию, и вполне возможно, что они могли создать даже летательные аппараты. Святое Писание не опровергает такую гипотезу; я считаю, что такое было возможно. В какой мере - мы не знаем. Поднимались ли они на 1-2-3 метра или выше? Но Бог не допустил всего этого, потому что люди сошли с ума, а вне Бога нет жизни. В Святом Писании говорится, что перед потопом люди стали плотью. А это страшно. Только плотские желания и интересы. Это страшно. Мы становимся скотоподобными, если нами движут только плотские желания. Да, мы живые существа, у нас есть какие-то телесные потребности, но это только часть нас. Эти потребности должны контролироваться духом! А если у людей телесные потребности выходят на первый план в ущерб духовности, то это уже ското-люди. И человек не может находиться постоянно в скотоподобном состоянии, рано или поздно он подвергается влиянию диавола. И он становится бесо-человеком. Почему люди творят иногда такие страшные безумия, грехи: убивают тысячи, миллионы? Такие злодеяния совершают уже не совсем люди - нелюди, которые уже под властью духа злобы, ненавидящего человека. Потому что, по преданию, мы занимаем их место - ангелов отпадших.

Но, слава Богу, есть старцы, которые за нас молятся. У нас есть святые, к помощи и заступничеству которых мы можем прибегать.

А чтобы вы так не расстраивались, я вам скажу, что сам авва Сергий крестным ходом многократно обошел нашу Землю.

Вы имеете в виду тот случай, когда Юрий Лончаков взял с собой на орбиту частичку мощей преподобного Сергия Радонежского?

Да, мощи были на орбите полгода, Юра Лончаков дважды с ними в открытый космос выходил. Еще я просил его, чтобы он периодически Землю ими благословлял - все-таки МКС совершает 16 оборотов вокруг Земли за сутки, получается - 16 крестных ходов. Вот и считайте: эти мощи летали полгода, по 16 раз в сутки огибая Землю.

И Юра мне сказал, что даже чувствовал рядом живое присутствие преподобного Сергия.

- Чья это была инициатива - отправить мощи на орбиту?

Моя. Просто я посчитал, что с древних времен и русские, и греческие, да и все православные народы старались в дни каких-то серьезных испытаний совершать крестные ходы - вокруг деревень, городов. А у нас сейчас есть возможность совершить крестный ход вокруг Земли!

- А какие еще святые угодники побывали в космосе?

Федор Юрчихин брал мощи великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона, а также часть древа, в котором находились мощи святителя Николая Чудотворца, когда их переносили в Бари. Игумен Бовэ, настоятель базилики в Бари, дал нам эту частичку древа. Часть мы вернули после полета в Бари, а часть оставили себе, как и договаривались.

Антону Шкаплерову я давал мощи святителя Петра, митрополита Московского, и святителя Филиппа, митрополита Московского.

Мощи брал с собой на орбиту Сергей Волков. Тоже на полгода.

У Максима Сураева была с собой на орбите частица Животворящего Креста Господня, тоже полгода там находилась.

Я надеюсь, что эта традиция будет продолжаться. В ближайшее время на космическую вахту, даст Бог, заступит Георгий Победоносец!

И очень ответственно подходила к его формированию и воспитанию. Чаще всего у других, правда. Себя она видела смирительным орудием, подавляющим всякие страсти и устраняющим недостатки ближних - особенно гнева, гордыни, богословской необразованности и недисциплинированности.

Характер ее был сложноват. Начать хотя бы с того, что никакой Светланой она не была: кто осмеливался так ее назвать, получал (бесплатно) небольшой урок греческого и - еще бесплатнее - упражнение в безгневии, которое длилось чуть подольше.

Фотиния учила всех, круша истуканы духовной безграмотности молотом смирения

Фотиния учила всех, круша истуканы духовной безграмотности молотом смирения и желания добра ближнему. От уроков был освобожден только настоятель, которому она присвоила чин «мой батюшка». Тот радовался возможности прогуливать уроки: зачетов у благочинного и контрольных у митрополита вполне хватало для постоянного взращивания семян наиважнейшей добродетели. Но, однажды столкнувшись с слезным ропотом молодых прихожанок, которых, вместе с малышами, Фотиния считала главным объектом своей миссии, не смог сдержаться и назвал ее «Молотом ведьм». Хотя смущенно и попросил, во-первых, сильно об этом не распространяться, а во-вторых, иметь все-таки снисхождение и носить Фотиньины тяготы: «Ну, некого мне больше за ящик поставить и в трапезную тоже! Она ж почти даром работает!» Молодые прихожанки и их дети по такому случаю даже вытерли слезы и улыбнулись. Но ненадолго, конечно: им предстоял курс правильной лексики и рукоскладывания.

Под тотальный запрет на всей территории смирительного прихода попали мирские гадкие слова и словосочетания: «спасибо», «пожалуйста», «приятного аппетита», «разрешите», «будьте добры» и т.п. Фотиния очень тщательно наблюдала за избавлением от них у своих подопечных и просто-напросто не реагировала на просьбы, пожелания, нейтральные информативные сообщения, высказанные при помощи неправильной, а то и прямо еретической лексики. То есть ни свечу купить, ни чаю выпить: говори правильно, во славу Божию, тогда, Бог (и Фотиния) даст, чего и получишь.

Смирялся приход вовсю. Насколько искренне, неизвестно

Рукоскладывание тоже дело важное. Так просто, без правильного угла, под которым надо сложить ладони, брать благословение у Фотиньиного батюшки нельзя. Градус рукоскладывания определял сам Молот, подводя прихожанок и их детишек к священнику. Тут было все на ее усмотрение: кому-то доставался угол ладоней в 90 градусов, кому-то в 45, а кому и вовсе «ковшичек». Истинное Православие, брат ты мой, хитрая наука! Смирялся приход вовсю. Насколько искренне, неизвестно.

Конец педагогической деятельности Фотинии был положен пятилетним дитятей, которое, несмотря на увещания и даже запрет непрошеного учителя, упрямо желало пойти на исповедь после всенощной. Она использовала, кажется, весь свой запретный арсенал: и грудью вставала на пути исповедного дитяти, которое до семи лет вроде как безгрешно и потому в исповеди не нуждается, и шепотом, способным вернуть в сознание роту обморочных глухонемых, взывала к совести родителей-незнаек, в общем, мешала сильно. Пока взрослые боролись со страстями, безгрешное дитя с невесть откуда взявшейся силой отодвинуло туловище Фотинии с пути к исповеди, где стоял грустный настоятель, и, глядя ей в глаза, улыбаясь, прошепелявило: «Тетя Фотя! Заткнись во славу Божию, а?» Пока Светлана хватала рывками воздух, дитя прошло к священнику, изрядно повеселевшему. О чем они там говорили, не наше дело, но исповедь ребенка, помимо отпущения грехов, сильно способствовала водворению тишины на службах и полному прекращению смирительных порывов не в свой адрес. Да и Света как-то подобрела после этого случая: детям конфеты раздает, бывает. И из Молота ведьм она стала Светой-конфетой. Чему, кажется, очень рада. А мы-то как рады - не пересказать.

Как человек может жить для славы Божьей? Разве есть более важный, с практической точки зрения, вопрос! Высшей целью в жизни любого человека является прославление Бога. Вот в чем заключается смысл жизни. Прославление Бога – это главная цель в жизни христианина. Духовная зрелость проявляется в средоточии на Личности Бога, до тех пор пока мы не предстанем пред престолом Его славы.

Я бы хотел предложить несколько практических способов, благодаря которым христианин может прославлять Бога:

Исповедуйте свои грехи

Исповедание грехов прославляет Бога, ведь если вы будете искать оправдание своему греху, вы, тем самым, снимаете с себя ответственность и перекладываете на Бога вину за то, что вы оказались в трудной ситуации. Адам является примером поведения такого рода. Когда Бог обличал его, что он сказал в свое оправдание? «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12). Что он на самом деле хотел сказать этими словами, так это: «Это Ты виноват, Бог. Если бы Ты не дал мне эту женщину, то ничего бы этого не произошло». Если мы так поступаем, то мы виним Бога, перекладываем ответственность на Него. Но Бог никогда не виновен в нашем грехе. Даже предполагая Его ответственность, мы, тем самым, посягаем на Его святость. Поэтому те, кто пытается как-то выкрутиться из постыдной ситуации, снявши с себя абсолютную ответственность за свой грех, совершают тяжкий грех против Божьей славы. 1 Иоанна 1:9 гласит: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». Греческий термин, переведенный как «исповедуем» буквально означает «говорить то же самое». Исповедоваться – означает согласиться с Богом в том, что грех – это наша вина, и искренне в нем раскаяться. Это приносит славу Богу. Нам нет необходимости вымаливать Его прощение. Он – верен и праведен и готов простить нас, как только мы согласимся с Ним.

Приносите плод

В Иоанна 15:8 Христос сказал ученикам: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода». Почему? Да потому что тогда мир видит результаты исполненной Духа жизни. Вот зачем мы живет в этом мире – для того, чтобы «выставлять Бога на показ» в этом мире. Колоссам 1:10 гласит: «Чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая [Ему], принося плод во всяком деле благом». Добрые дела – это плод. Когда в добрые дела присутствуют в нашей жизни, то мир, видя это, прославит нашего Небесного Отца.

Прославляйте Бога

Псалом 49:23 гласит: «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня». Хвала чтит Бога. Один из способов вознесения хвалы Богу – отдать Ему должное за все. Во 2 Царств 12:26-3, когда Иоав одержал победу над Раввой и овладел вражеской короной, он послал за Давидом, чтобы вручить своему царю корону. Это хороший пример того, как верующий должен относиться к своему Господину. Когда вы одержали победу в своей жизни, но отказываетесь от лавров и почестей. Вы отдаете должное Богу, Который, на самом деле, одержал эту победу за вас.

Научитесь довольствоваться тем, что имеете

Нас может не удовлетворять наше положение или наши обстоятельства. Но Кто создал нас? Бог. Он обещает обеспечить все наши нужды. Когда мы довольствуемся тем, что имеем, мы признаем верховную и независимую руку Бога над нашей жизнью, и это приносит Ему Славу. Если мы недовольны, то мы, тем самым, поддаем сомнению Божью мудрость. Это не приносит Ему чести. Павел свидетельствовал: «я научился быть довольным тем, что у меня есть» (Филиппийцам 4:11).

Павел был уверен, что Бог будет использовать любые обстоятельства – бедность или изобилие, боль или утешение – во благо Павлу и во славу Себе (Римлянам 8:28). Он не сказал: «я буду прославлять Бога, несмотря на мою боль». Он сказал: «я буду прославлять Бога за эту боль». Недовольный христианин, какова бы ни была причина (работа, супруг(а), финансы) – является ужасным свидетельством благости нашего Бога. Какой же у нас Бог? Действительно ли Он верховный и независимый? Можно ли Ему доверять? Прославление Бога – означает абсолютная удовлетворенность, осознание того, что наши обстоятельства в данной ситуации – Божий план в нашей жизни.

Молитесь по воле Божьей

Христос говорил: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Иоанна 14:13). Имя Иисуса символизирует Его характер, всю Его сущность. Поэтому молитва во имя Его – означает молитва в соответствии с Его характером и волей. Бог жаждет явить Свою славу в ответах на молитвы. Вот одна из причин, по которой Он повелевает нам молиться – чтобы показать нам Свое величие, чтобы мы воздали Ему всю славу, которой Он достоин.

Провозглашайте Слово Божье

Павел писал: «Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас» (2 Фессалоникийцам 3:1). Как же Слово прославлялось через тех верующих? Они услышали его и поверили в него. Они доверились Христу и родились заново – это принесло Богу славу. Ясное и точное провозглашение Слова всегда приносит Богу славу. Каждый раз, когда в воскресной школе учитель дает урок детям; каждый раз, когда руководитель группы по изучению Библии отрывает Слово у кого-то в гостиной; каждый раз, когда отец беседует со своими детьми о Слове Божьем – Бог прославляется. Мы прославляем Бога, проповедуя и объясняя Его Слово.

Приводите людей ко Христу

Бог даже прославляется в искуплении людей. Он прославляется, когда оковы Сатаны свергаются и люди уже не находятся под игом греха. Люди получают спасение от греха, чтобы прославлять Бога. Поэтому,чем больше людей приходят ко Христу, тем больше хвалы возноситься Богу, и тем больше голосов стройно воспоют: «Аллилуйя!» (2 Коринфянам 4:15).


КАК НАСЛАЖДАТЬСЯ БОГОМ

Когда мы живем, чтобы прославить Бога, Он дает нам в ответ переполняющую нас радость. Вы можете сказать, что ваша жизнь нелегка. Что вам тяжело иметь радость. Позвольте дать вам совет. Начните прославлять Бога.

Радость не всегда забирает печаль, боль и неудачи. Но верующие могут испытать сверхъестественную радость даже в трудную минуту. По сути, лишь грех может лишить христианина радости. Когда наша радость начинает увядать, это признак того, что в нашу жизнь вкрадывается грех или неверие. Что же нам делает, когда это происходит? Преклонить колени и исповедовать свой грех. Наши молитвы должны быть подобны молитве Давида: «Возврати мне радость спасения Твоего» (Псалом 50:14). Тогда мы смиряемся перед Духом и, радость возвращается.

Христос желает, чтобы Его радость пребывала в нас (Иоанна 15:11). Его радость, который мы обладаем сейчас, частично является той радостью, которую мы совершенно познаем на небесах. Может быть величайшим обетованием, которое мы находим в Библии является 1 Фессалоникийцам 4:17: «всегда с Господом будем». Разве это не радость!




Top