Центральные бани театральный проезд. Хлудовские бани

Это лето перекроило расстановку сил на московской клубной сцене. Такие места, как «Рабица» и , задали курс на самодеятельность во всем - от дизайна до диджейских лайнапов - и приучили к мысли, что платой за вход вы поддерживаете определенную культуру (отказ сдавать билеты на - из той же серии). Выросла новая клубная смена, счастье которой - не в шикарных интерьерах и фейсконтроле, а в честном подходе и готовности идти до конца (до вторника, если потребуется).

Закрылся бастион техно-гламура , Rodnya сократила число вечеринок, а «Конструктор» со Space образовали некое подобие мейнстрима. По принципу сохранения энергии весь былой шик переместился в клуб Gazgolder . И он зацвел пышным цветом стройных ног, кожаных корсетов и передовых достижений очечной промышленности. Те, которые из «Рабицы» и «Кругозора», презрительно обзывали все это щелкотней.

Squat ¾ в Театральном проезде впервые замелькал в начале октября в инстаграмах у худых девиц, что плясали тут под израильского хаус-корифея Гая Гербера. Позже по тому же геотегу появились фотографии с вечеринки «Meduza» , которая с одноименным разделяет только любовь к готике, - ее устроители назвали ни больше ни меньше техно-балом. Наконец, в прошлую пятницу состоялось официальное открытие пространства Squat ¾. Очевидно, что это место как раз про балы, ноги, темные очки, а также веера, индейские перья, техно-кобр и прочий декаданс, который, если уж откреститься от щелкотни, можно назвать бохо-рейвом. И это, похоже, какой-то важный феномен московской клубной моды.

Мико Арутюнян

Барбер и владелец греческой закусочной Sito на «Брюсове», в Саду Баумана и в проекте Squat ¾, где он также открыл свою парикмахерскую и пригласил приятелей-греков поставить бар

Марик Джикия

Совладелец магазина No Fake

Сергей Шаповалов

Совладелец магазина No Fake

Дмитрий Учитель

Адвокат, соучредитель «Армы» и Squat ¾

Даша Соломина

Жена Мико, вместе с ним управляет баром и кафе

Сонита Филимонова

Основательница бренда Bizarre. Вся мужская одежда в Squat - от No Fake, женская - марки Сониты

Команда

Занимаются пространством адвокат и клубный деятель Дмитрий Учитель, похожий на булгаковского персонажа, барбер и владелец закусочной Sito с женой Дашей Соломиной, хозяева магазина одежды No Fake Марик Джикия и Сергей Шаповалов, а также основательница бренда Bizarre Сонита Филимонова. О своих долях и должностях в проекте они говорят размыто. «Мы дружим много лет, - отвечает Марик на вопрос о том, как они все нашли друг друга. - Я крестный Диминой дочери, Серега - партнер мой, Мика - наш друг. Самые нормальные истории выстреливаются только при товариществе. Я пришел к Мико, какие-то друзья пришли ко мне - так и создается тусовка, кружок по интересам».

Дом

Ключевой актив тут - место. Это бывшее здание Центральных бань, построенных в Театральном проезде в конце XIX веке Львом Кекушевым - соавтором «Метрополя» и многих купеческих особняков, которые принято причислять к кекушевскому модерну и считать предвесником модерна Шехтеля и Клейна. Бани в Театральном были построены им по заказу семьи купца Хлудова, которому не давала покоя слава Сандунов. Получившийся комплекс с Турецким залом и первым в городе лифтом фирмы «Сименс» по роскоши вполне мог с ними соперничать. Бытует сказка о чанах из чистого золота, потерянных в революционной суматохе, - возможно, они до сих пор замурованы в одну из хлудовских стен. В общем, дом явно ждет своего летописца, а еще лучше - инвестора-сумасброда, готового потратить миллионы, чтобы любовно восстановить московскую легенду.

За неимением денег бани, погоревшие в 1990-х и навсегда утратившие Турецкий зал, разграфили на отдельные помещения, открыли там гостиницу и разнородные рестораны. В нулевых здесь ненадолго окопались фрики и гремел нью-рейвом клуб Justo Bain Douche. Потом пили дешевую водку в заведениях «Мастерская» и «Леди Джейн», по понедельникам работало дикое афтепатийное место «Шкаф». Сейчас в одном из корпусов обосновался бар «Лисица» , кальянная и страшненькие офисы. Самая парадная кекушевская красота досталась ресторану «Серебряный век» . Squat ¾ отошел подвал этого здания с богатой биографией. К одноименному кафе, когда-то работавшему в Варсонофьевском переулке, он отношения не имеет; цифры в названии - от нумерации дома.


Бассейн в барном зале, переоборудованный под столик, - сидеть в нем не очень удобно, зато можно эффектно фотографироваться

Дмитрий Учитель

Партнер проекта Squat 3/4

«Мы долго искали что-нибудь особенное - чтобы было помещение с историей и немного разрушенное. Как в «Арме», где мы всегда стремимся на базе развалин создать что-то новое. Однако Squat - другой по смыслу проект, дух «Армы» тут витать не будет. Это приватный, частный клуб, рассчитанный на правильную техно-музыку, непопсовых артистов и рафинированных гостей. Не хочется пускаться в тираж: большие вечеринки планируем раз в неделю, хотим запускать четверги с Сашей Моисеенковым, владельцем магазина «Проект 3,14» , - нам симпатична его публика.

Это помещение XIX века, охраняемое ЮНЕСКО. С нами работали профессиональные реставраторы: хотелось оставить приятную старину и провести современный ремонт. Все вещи, которые выглядят облезлыми, на самом деле тщательно восстанавливались. На стенах масса примечательных деталей. Например, вся плитка в барном зале - дореволюционная голландская и китайская, а фрагмент с самолетом - 1940-х годов. Его сделали для летчика Василия Сталина, чтобы в бане отдыхал, но не расслаблялся».

Устройство

Внутри пространство закольцовано, как семпл в техно-треке или коллайдер в Швейцарии. Свернув в Третьяковский проезд, резко забирайте налево. Заходите в неприметную дверь со ставнями - она напоминает стилизованные под подполье бары в Нью-Йорке или Берлине. Если пойдете направо, то попадете в барбершоп, тут вместо парикмахерских кресел установлены стоматологические, что поддает жути (и телефоны в подвале совсем худо ловят). Оттуда выйдете в вытянутое кафе Sito с окошком раздачи, как в заводской столовой. Через комнату, заставленную вешалками с одеждой, можно попасть в бар со стрельчатым потолком, ванной и тем самым самолетом. Отсюда можно снова выйти к гардеробу, напротив которого угадываются останки банной печи.

В смысле дизайна Squat как слоенный пирог: тут и дореволюционный модерн, и советская плитка, и современные светильники

1 из 14

Заложенная кирпичом банная печь

2 из 14

Бассейн, в котором, по легенде, любил прохлаждаться Василий Сталин

3 из 14

При ином стечении обстоятельств в этих интерьерах можно представить себе и дорогой ресторан, и музей, и собственно бани

4 из 14

Фотогеничность заведения трудно оспорить

5 из 14

Дмитрий Учитель утверждает, что в «Сквоте» оставили ощущение старины, но не старости

6 из 14

Есть и вкрапление дизайна 2016 года в исторический интерьер

7 из 14

Рейлы с женской одеждой марки Bizzare

8 из 14

Бар в готическом стиле сработан из исходного набора элементов: кафеля и стеклоблоков

9 из 14

Современного применения этой ванне не нашли - она просто стоит

10 из 14

Вытянутый корридор - кафе Sito внутри Squat

11 из 14

Бар собираются компоновать алкоголем греческих сортов - мастикой и узо

12 из 14

Историческая мощь тут подавляет все - вплоть до сиропа Monin и веточек мяты

13 из 14

Та самая плитка с самолетом, призванном напоминать сыну Сталина о небесах

14 из 14

В ежедневном режиме с полудня и до полуночи будут работать бар и ресторан, барбершоп и магазин одежды. Ассортимент No Fake - корейские дизайнеры со сложной модой по ценам масс-маркета: свитера - 4000–5000 р., брюки - 5000 р., парки - 10 000 р. Женская линия, которой занимается Сонита Филимонова, - в таком же диапазоне.

На счет вечеринок и входной политики участники команды до конца не определились. Марик утверждает, что они ориентируются на публику «Кругозора» и клуба «Ванильный ниндзя». Учитель более категоричен: «Мы не ждем праздно гуляющих прохожих, - говорит он, - хотим видеть примерно тех людей, что тусуются на бекстейдже «Армы». Однако, несмотря на то что вход у нас только по рекомендации членов клуба, Squat не закрытое ВИП-место».

Далее следуют определения, которые обычно используются на запуске проектов с замутненным форматом. Мы - клуб по интересам для специальных людей, и не хотим, чтобы кто-то нарушал их комфорт. Мы рассчитываем на окупаемость, но большую роль играет некоммерческий интерес. Мы видим ажиотаж и за счет него планируем устраивать строгий отбор. Мы будем закрытые и открытые одновременно. Летом собираемся на улице поставить китайский дворик с лапшой, думаем запустить виниловый магазин и кинозал. Из всего этого понятно, что Squat ¾ заграбастал жутко харизматичное помещение. А из всех установок самой рабочей выглядит бар. Им тоже занимается Мико, у него есть отдельное название - Xydia, «бухло» по-гречески.


Вердикт

Многое в Squat ¾ представляется неубедительным - сочетание общепита с гигиеническими услугами, например. Или наклейки на зеркалах и туалеты, обрызганные золотым спреем. Однако стоит заручиться «рекомендацией члена клуба», чтобы посмотреть на место хотя бы из краеведческого интереса. Оно может стать неким ретритом для владельцев и их многочисленных друзей. А может, повторив историю Центральных бань, превратиться в нестыдную достопримечательность для туристов, скажем, . Если «Рабица» представлялась летним санаторием, собиравшим альтернативных любителей индастриала, то почему бы не представить Squat как зимнюю нору для техно-кобр и богемных рейверов с перьями.

Много в Москве скрытой красоты, таящейся в неприметных с виду особняках и обезличенных временем строениях. К счастью, в наш коммерческий век, когда люди используют разные возможности подзаработать, грех не использовать доставшуюся невзначай красоту и получить профит, пуская экскурсантов в свои владения.

Так, открыли свои двери для организованных экскурсий отель Метрополь, особняки Смирнова, Стахеева, Носова (это ни в коем случае не обезличенные строения, а самые что ни на есть архитектурные шедевры – как снаружи, так и внутри).

Недавно мы побывали внутри роскоши и великолепия, достойных дворца, а именно — в помещении бывших Центральных бань , до революции именуемых Хлудовскими . Сейчас в здании находится ресторан «Серебряный век ». По выходным ресторан открывается с 15 часов, а в первой половине дня исторические Хлудовские бани посещают экскурсанты.

Адрес ресторана: Театральный проезд, 3с3 .

Когда-то весь этот квартал занимал Пушечный двор , на котором отливались пушки (в том числе Царь-пушка) и колокола. Пушечный двор был окружен крепостной стеной и спускался к Неглинке. Вода реки использовалась для производства.

А вот напротив Пушечного двора, там, где сейчас стоит отель Метрополь, традиционно располагались бани, использовавшие воду той же Неглинки.

В конце 19 века этот участок земли купил купец Герасим Иванович Хлудов, владевший ткацкой мануфактурой в .

Был Хлудов страстным коллекционером, собравшим большую коллекцию картин, в общем, человеком, к красоте неравнодушным. Для строительства он нанял архитектора С.С. Эйбушица, но тот настолько был завален заказами, что практически отдал строительство банного комплекса «дворцового типа» своему помощнику, молодому архитектору Льву Кекушеву, незадолго до этого перебравшемуся в Москву из Петербурга.

Здание бань строилось около 13 лет. Семью Хлудова за это время настигло большое горе: умер единственный сын фабриканта Павел, 22-х лет от роду. Отец ненадолго его пережил. Остались 4 дочери, которые обладали отцовской коммерческой хваткой. При них Хлудовские бани были достроены и открыты в 1893 году.

Справа располагались 5-тикопеечные бани для простого люда, слева – за полтину, для господ. И так они были великолепны, что первое время народ просто валил полюбоваться интерьерами. И конкуренты приходили – владельцы Сандуновских бань Вера Фирсанова с супругом, тоже кое-что взяли на заметку.

Бани стали приносить хороший доход, все было сделано по уму. Да и помыться в таких интерьерах – одно удовольствие. И люди царских кровей здесь парились, и литераторы. Говорят, и Толстой в Хлудовских банях парился, и Чехов – может, и сталкивались здесь порой, каждый со своей шайкой.

А сестры Хлудовы так были довольны работой молодого Льва Кекушева, что по углам квартала заказали ему возвести два доходных дома, которые он и построил. А впоследствии по заказу сестер сделал часовню на месте упокоения их родителей.

Хлудовские бани дали «зеленый свет» карьере Кекушева, после этого он прочно утвердился в Москве как архитектор и уже не знал нужды в заказах. Вскоре напротив «квартала Хлудовых» (два доходных дома и бани между ними) он строит гостиницу Метрополь.

После революции Хлудовские бани стали называться Центральными. Просуществовали они до 1990-х годов, а потом каким-то загадочным образом сгорели. И вскоре после этого здания банного комплекса разделили между несколькими собственниками. И в самой красивой части бань – той, что была за полтину – открыли ресторан.

Осмотр интерьеров

Итак, начинаем осмотр Хлудовских бань, этого шедевра Кекушева.

Проходим в неприметную щель между домами и попадаем в Театральный проезд. Справа и слева тянутся невысокие здания – ну, совершенно непримечательного вида. Слева — пятикопеечные бани, справа — за полтину.

Бани за полтину (в них-то и располагается сейчас ресторан «Серебряный век»):

Вестибюль

Ровно в 12 нам открыли дверь, мы зашли в прихожую и буквально с первых шагов были сражены великолепием парадной лестницы.

Не правда ли, ошеломляющее впечатление? Я ничего подобного даже не ожидала увидеть.

Как нам сказал экскурсовод, это была задумка Хлудова – создать контраст между внешним видом здания и его содержимым, такой, чтобы каждый входящий в помещение бывал сражен с первых шагов.

Поднимаемся по лестнице.

Белый рояль. Путти держат лампы

Потолок над вестибюлем

Плитка тоже осталась еще с тех пор

Зал с камином

Проходим в большой зал с камином. Сейчас в этом зале проходят банкеты, а когда-то здесь разоблачались посетители, снимали верхнюю одежду и проходили дальше.

Великолепный камин

Потолок расчерчен на вдавленные прямоугольники

Вентиляционные решетки: слева — современная, справа — дореволюционная

Решетки для радиаторов тоже сохранились с тех времен, для каждого помещения — свое оформление

Из большого зала можно пройти в отдельный кабинет

Мавританский зал

Роскошный мавританский зал использовался как курительная комната. Невероятно эффектен! Сказочные чертоги!

Фотографии я делала со вспышкой и без, поэтому такие разные цвета

Зал с бассейном

Совершенно зачарованные, из мавританской курительной мы перешли в круглую залу с высоким куполом. В центре залы — мелкий бассейн, по периметру тянутся диваны. В нишах расставлены скульптуры.

Собственно, на этом прогулка по Хлудовским баням была завершена. По обратном пути мы еще раз полюбовались великолепным вестибюлем. Экскурсия занята минут 40. До посещения бань экскурсовод нам рассказала историю создания бань и историю самого Пушечного квартала. После бань мы прошлись до Метрополя — еще одного выдающегося творения Кекушева. Посмотрели на доходные дома, которые по обеим сторонам бань построил Кекушев по заказу сестер Хлудовых.

Один из домов не слишком пострадал от переделок

Зато другой был практически полностью лишен декоративных элементов, некогда выделявших его среди других зданий.

Когда-то этот дом выглядел так

Экскурсия получилась интересной и, главное, необыкновенно красивой. Рекомендую. Экскурсии в Хлудовские бани сейчас организуют многие московские туристические фирмы, предложений в интернете много, без труда можно подобрать на нужную дату. А при желании — и отобедать в исторических интерьерах.

В январе я побывала в бывших Хлудовских (Центральных) банях, ныне ресторане "Серебряный век" и осталась под глубоким впечатлением от интерьеров. А когда я готовила материал о них, то наткнулась на очень интересный очерк из истории бань . Его автор, Евгений Аксенов родился и провел детство в здании бань, потому что его дед, Иван Аксенов, был одним из старейших и доверенных работников бань еще у сестер Хлудовых, а после революции стал Комиссаром Центральных бань. Его дневники внук дополнил рассказами родных, соседей, работников бань и архивными документами, которые собирал в течение полувека.

Нет смысла копировать очерк целиком, хотя он этого определенно заслуживает, поэтому я выбрала из него лишь то, что касается замечательного архитектора Льва Николаевича Кекушева, в трагической судьбе которого до сих пор немало белых пятен . Аксенов приводит немало фактов, где раскрываются новые грани таланта Кекушева, и самое главное - версию его гибели, совершенно непохожую на все, что пишут в статьях и монографиях о Льве Николаевиче. Правда ли это? Кто знает... Автора уже не спросишь, он умер, и его работа о банях вышла посмертно.
Фрагменты из очерка Евгения Аксенова я дополнила старыми фотографиями с сайта pastvu.com и современными фотографиями интерьеров.
Центральные бани построили 1370 инженеров, техников и рабочих 32 специальностей на деньги сестер Хлудовых, по проекту архитектора Семена Семеновича Эйбушитца. А также художники, под руководством инженера-архитектора Льва Николаевича Кекушева, которому принадлежит также проект бассейна и целый ряд некоторых технических и художественных новшеств того времени.

Идея постройки бассейна в Центральных банях принадлежала главному архитектору Семену Семеновичу Эйбушитцу. Для воплощения этой идеи в жизнь Семен Семенович пригласил из Петербурга представителя русской школы модерна инженера-архитектора Льва Николаевича Кекушева, и они сделали совместный проект бассейна. К созданию вышеупомянутых скульптур и отделки всего интерьера Центральных бань Лев Николаевич привлек весьма своеобразного художника Альфреда Томашко. Томашко в свою очередь нанял с десяток подмастерьев, при помощи которых довольно быстро выполнял любое задание архитекторов, причем весьма творчески.
Для Кекушева это был один из первых реализованных в Москве проектов.

Хлудовские бани. Мавританская курильная. Фото сделано между 1901 и 1913

Кекушев сам произвел расчеты и соорудил довольно внушительную центрифугу для банных веников. Дело в том, что во всех московских банях в те годы проблемой номер один было, как и куда девать такое огромное количество использованных веников. Ведь к концу рабочего дня во дворе вырастала гора мокрых веток, которые надо было как-то утилизировать.

Инженер Лев Кекушев вместе с главным архитектором строительства нашли выход: они решили с помощью паровой центрифуги выжимать из веников воду, как в современных стиральных машинах, а затем малыми партиями сжигать их вместе с дровами в главном котле. Кекушев создал также и машину для колки дров, работающую при помощи пара, и эта установка проработала в первозданном виде до 1931 года, затем на нее поставили электромотор, и машина исправно колола дрова аж до 1953 года, пока главный котел не перевели на газ.

В левом (западном) здании Центральных бань в начале 1893 года немецкая фирма «Сименс и Гальске» устанавливает первый в городе общественный лифт, в основном для посетителей отдельных номеров третьего этажа. В городе уже работали лифты на электрической тяге, но все они были персональными.

Лев Кекушев учел возможные перебои с электричеством и, чтобы люди не застряли в лифте, усовершенствовал всю лифтовую систему тяги так, что лифт продолжал поднимать пассажиров даже при полном отключении электричества. В самой фирме-изготовителе об этом усовершенствовании узнали лишь через 20 лет — в 1913 году, во время капитального ремонта, в котором Лев Кекушев принимал самое активное участие. Тогда из Германии специально приехали три инженера-конструктора, дабы своими глазами видеть этот лифт в работе.

За усовершенствование лифтового оборудования в начале 1914 года фирма «Сименс и Гальске» выдала Льву Кекушеву огромную премию, как позже говорили в Центральных банях: «За немецкую блоху, кою Лева подковал».

Кстати, немецкая фирма сразу применила изобретение Кекушева в США, где в те годы устанавливала свои лифты в высотных зданиях. Патент на техническое усовершенствование лифтового оборудования немецкие инженеры, присутствовавшие во время капитального ремонта лифта, оформили на себя, но с позволения Льва Николаевича.

Парикмахерская при банях

В отличие от машины для колки дров, лифт проработал до лета 1918 года, затем был национализирован и демонтирован. Примерно за неделю до демонтажа лифта соседний дом № 3, что по Театральному проезду, бывший Торговый дом Хлудова, посетил Владимир Ильич Ульянов (Ленин). В тот день в этом здании проходило собрание московских водопроводчиков. Только не путайте инженерно-технических работников с сантехниками.

Ленину кто-то, видимо, доложил об этом мероприятии, и он явно захотел придать этому собранию политическую окраску. Ленина сначала освистали, но, учитывая его статус и возможные последствия, культурно послали вождя в баню. Владимир Ильич оскорбился, а затем покинул собрание через запасной выход хлудовского дома и оказался во дворе Центральных бань, но не сел в свою персональную машину, а неожиданно пошел куда посылали — в баню, благо рядом. Естественно, что его личная охрана быстро организовала посещение отдельного номера на третьем этаже западного корпуса.

Поднимался вождь на третий этаж и спускался в единственном при бане лифте — это точно. В тот день возле лифта дежурил вахтер по кличке Фонарь. Такую кличку ему дали за необычно высокий рост, и он, естественно, запомнил «высокого гостя» с низким ростом. А через неделю этот общественный лифт был демонтирован и вывезен в неизвестном направлении... Рабочие демонтировали лифт, проработавший 25 лет, всю лифтовую технику на четвертом этаже западного здания увезли в неизвестном направлении под конвоем латышских стрелков. Позже в Центральных банях досужие посетители поговаривали, что лифт украл Ленин для своего бункера в Московском Кремле.

После октябрьского переворота Лев Николаевич Кекушев, единственный в Москве специалист, знающий лифтовую технику, страдал одышкой и нигде не работал, но Центральные бани посещал регулярно до 1919 года. Примерно через полгода после демонтажа лифта он пропал без вести. На Мясницкой, возле чайного магазина, его арестовали люди в кожаных куртках и увезли в легковой автомашине в сторону Чистых прудов. Все это произошло на глазах женщины, работавшей в прачечной Центральных бань и хорошо знавшей Льва Николаевича. Кто знал лично Льва Кекушева, говорили, что новую власть он люто ненавидел и вряд ли стал на нее работать. Причем своих взглядов никогда не скрывал и говорил то, что думал. Если большевики рассчитывали наладить лифт в бункере с помощью Льва Кекушева, то они глубоко ошиблись. Это был не тот человек, коего можно было сломить...

А лифтовая пристройка долго не пустовала. Сначала в ней был склад, а затем Иван Афанасьев, будучи в те годы одним из первых комиссаров Центральных бань (была и такая должность), с разрешения местного райкома партии, переехал в эту «капитанскую рубку» вместе со всей семьей и обосновался там в двух комнатах, а чуть позже туда же переехал и его заместитель — Леонид Афиногенов. Райком партии специальным решением присвоил этой новой трехкомнатной коммунальной квартире номер 26. Вот в этой «коммуналке» я (Евгений Афанасьев) и появился на свет в августе 1945 года.

Дом Хлудова на Театральном проезде во дворе которого находились Центральные бани. 1906

Повторяю: выше - текст, автором которого является Евгений Аксенов. А дальше - мои дополнения и фото.
1.

Итак, текстильный промышленник и купец Герасим Хлудов решил построить свои бани самого высшего сорта и переплюнуть знаменитые Сеандуновские бани. Первые корпуса Центральных бань открыли еще при жизни Герасима Ивановича в 1881 г. Четыре дочери - наследницы Хлудова продолжили строительство бань, которые были открыты в 1893 году.
Согласно легенде, на вопрос Эйбушица, каким должен быть новый банный дворец, заказчик ответил: "Сказочным. Таким, что в точности и описать невозможно".

Хлудовские бани под названием Центральные проработали практически все время, что существовал Советский Союз. Просуществовали они ровно сто лет (с этим тоже связана легенда), и в 1993 году бОльшая часть комплекса сгорела:(((В оставшихся четырех залах разместился ресторан "Серебряный век". туда мы и отправимся.

2.Входим. Здесь царит полумрак. Проект лестницы выполнил Лев Кекушев

3.У входа камин

4.У подножия лестницы сидят два грифона

5.

6.Потолок над входом

7.Поднялись по лестнице

8.

9.Главный зал ресторана, он же бывшая раздевалка. Здесь сохранились камин и потолки.

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНИ - название комплекса престижных бань в Москве. Первоначально назывались Китайскими банями по наименованию Китайского проезда в Москве, где они располагались. В 1990-х годах на месте Турецкого зала усилиями предпринимателей появился престижный ресторан под названием «Серебряный век».

В 1737 г. Центральные бани во время большого пожара, случившегося в Москве, сгорели. Публика переместилась в Сандуновские бани.
В XIX в. богатый и известный фабрикант Хлудов произвёл капитальное строительство банного комплекса по проекту архитектора Эльбушица.
В 1881 г. открыт первый комплекс - для простонародья и второй - для дворянского сословия. Успех предприятия позволил открыть и самый богатый «полтинный» корпус для обслуживания дворян и аристократов высшего общества.
До 40-х годов прошлого века назывались Бани №1 Коминтерновского р-на.

03 У старых домов всегда есть не только официальная (архивная), но и неформальная история. К примеру, по европейским замкам до сих пор бродят призраки бывших рыцарей, а в древних зданиях Москвы говорят новые жильцы, порой можно натолкнуться на безобидные привидения бывших владельцев. Свою тайну хранят и Центральные бани столицы, объявленные памятником культурного наследия, и расположенные по адресу Театральный проезд, 3, строение 3. Это между Малым театром и центральным магазином торговой сети «Детский мир».

04 ИСТОРИЯ сооружения новых бань в так называемом Белом городе старой столицы началась в конце XIX века с элементарной зависти богатого промышленника. Речь о миллионере-фабриканте «по текстилю», купце первой гильдии старообрядце и щедром благотворителе Герасиме Ивановиче Хлудове из знаменитой династии предпринимателей. Поначалу-то он нисколько не удивлялся, что вся дворянская Москва, да и простые люди буквально валом валят в великолепные бани Силы Сандунова. Старые-то заведения такого рода дотла сгорели во время очередного крупного городского пожара, а народу все одно где-то мыться надо, вот он и ходит. Однако, спустя некоторое время, Герасим Иванович не утерпел, как сам позднее детям признавался. Велел доверенному человеку любым образом выпытать, какие доходы приносит предприятие Сандунова, и приносит ли вообще.

05 Узнать об этом было несложно. Тем более что Хлудов водил добрые знакомства с высшими чинами администрации московского генерал-губернатора, которые часто и с видимым удовольствием принимали приглашение хлебосольного хозяина скоротать вечерок в его фешенебельном доме с огромным плодовым садом над Яузой. К тому же Герасим Иванович всегда имел чем удивить знатных гостей, так как всю жизнь коллекционировал полотна крупнейших русских художников, устроив в усадьбе подобие маленького музея шедевров. Здесь висели картины Василия Перова «Приезд станового на следствие» и «Первый чин дьячковского сына», полотна и миниатюры выдающегося отечественного мариниста Ивана Айвазовского, Алексея Боголюбова, полотно Павла Федотова «Разборчивая невеста» и другие выдающиеся произведения живописи, впоследствии ставшие подлинным украшением московских музеев.

06 Вместе с тем Герасим Иванович был широко известен и как благотворитель. Скажем, после ранней кончины своего единственного сына Павла (у Хлудова остались четыре дочери) владелец десятка московских зданий, заводов, фабрик и пароходов пожертвовал старой столице огромную по тем временам сумму: несколько сот тысяч рублей. А также собственный огромный участок земли в Сыромятниках. На что? Целевое назначение выделенных средств, как принято говорить сегодня, - сооружение удобного во всех отношениях «Дома призрения бедных» с домовой церковью (для постоянного проживания не менее 150 вдов низшего сословия с сиротами в 87 бесплатных квартирах) по проекту австрийского архитектора Б. В. Фрейденберга. Построили. В 1888 году приют принял первых несчастных постояльцев. Но не буду отвлекаться.

07 С ПОМОЩЬЮ высокопоставленных гостей Хлудов скоро уже точно знал, что прибыль от помывки в банях Сандунова огромна. Вот тогда-то Герасим Иванович и решил переплюнуть конкурента, построив свои бани. Для начала без лишнего шума он приобрел земельный участок от Неглинного проезда до Рождественской улицы. Причем вместе с баснословно дорогой недвижимостью (дворцами с домовой церковью Рождества Богородицы) грузинских царевичей Ираклия и Окропира Георгиевичей.

08 Когда автор проекта Китайских бань (так они назывались по прежнему названию проезда, переименованы в советское время) и самый высокооплачиваемый архитектор Москвы Семен Семенович Эйбушитц поинтересовался у заказчика, каким ему представляется будущий банный комплекс, ответ был кратким: «Сказочным. Таким, что в точности и описать невозможно. А еще пышным. С русскими парилками разного разряда, большой Турецкой залой. Ты главное работай, а я подскажу». Так архитектор и поступил: создал проект банного ансамбля в непривычном тогда роскошном стиле эклектики (по принципу смешения различных стилей). Например, фасадная композиция бань, которые народ называл «хлудовскими» представляет собой искусное сочетание черт русского классического зодчества и малых архитектурных форм западноевропейского барокко.

09 С ТЕМ, кто возьмется за осуществление замысла, проблем не возникло. У С. Эйбушитца главным помощником числился талантливый и «жадный до строительства всего нового», как писали современники, позднее один из крупнейших зодчих России Лев Николаевич Кекушев. Вместе с архитекторами В. Залесским и П. Скоморошенко угловой дворец грузинских царевичей по Неглинному проезду он достаточно быстро встроил в новое здание двухэтажных (позже были надстроены еще два этажа) Китайских бань, выходящих одной стороной на улицу Рождественку.

10 В 1881 году, еще при жизни Герасима Ивановича Хлудова, был построен первый корпус комплекса для рядовых москвичей (в советское время это отделение получило статус высшего разряда), а чуть позже распахнули двери банные помещения дворянского сословия. Наконец для избранной публики появились залы (русские, финские, турецкие) отделанные ценными породами красной древесины и сусальным золотом. Их называли «полтинными». Потому как за 50 копеек вышколенный персонал по высшему классу обслуживал представителей исключительно московской знати. Великих князей, графов, генерал-губернатора и его семейство, приезжих питерских вельмож, приближенных к государю-императору, иностранцев дипломатической миссии: баронов, герцогов.

11 К слову, как явствует из документов, в банях Китайского проезда очень часто можно было встретить графа Льва Николаевича Толстого. Иногда – бывшего врача, великого прозаика и драматурга Антона Павловича Чехова – долго перечислять знаменитых россиян, предпочитавших мыться в банях Хлудова.

12 Тут было все и еще чуть-чуть. Кабинки массажистов и костоправов. Отдельный кабинет врача. Лучшие сорта душистого мыла. Роскошно оформленные комнаты отдыха (с мягкими креслами), куда можно было заказать любые прохладительные (или алкогольные) напитки. Словом, душа и тело отдыхали. Ну а 28 апреля 1893 года, когда по проекту все того же Семена Эйбушитца на углу Неглинной улицы в комплексе со знаменитыми банями Леонид Кекушев сотоварищи закончили возведение жилого дома для всего купеческого семейства Хлудовых, в банкетном зале (был и такой) Китайских бань состоялось их торжественное открытие.

13 МЕЖДУ прочим, по инициативе Герасима Ивановича (помните, «ты работай, а я подскажу») именно здесь появилась первая в России механическая прачечная. Пока пациент мылся, его одежду (по желанию) бережно стирали, сушили и гладили. Также (в 1894 году) по предложению одной из дочерей Хлудова «для пущей выгоды» тут соорудили и первые в Москве крытые плавательные бассейны.

14 После помывки в Китайских банях всегда можно было заглянуть в фешенебельный парфюмерный магазин известной тогда торговой фирмы «Эмиль Бодло и К». Я это к тому, что, по мнению владельцев предприятия, сооруженный комплекс должен был приносить стабильные доходы не только от самих бань. Поэтому помимо прочего здесь находился миниатюрный отель для желающих отдохнуть или поселиться на время, имелись дешевые доходные номера. Несколько промышленных и продуктовых лавок с отборными (лучшими в Москве) товарами, большой буфет, трактир, ресторан. И даже Деловой центр. Там можно было в означенное время встретиться с нужным человеком, договориться с ним о сотрудничестве, заключить сделку

15 ПОТОМ Герасима Ивановича Хлудова не стало. Все свое состояние с оборотным капиталом свыше 10 миллионов рублей он завещал дочерям. Эти серьезные и предприимчивые дамы, имея за нежными плечами гигантское приданое, быстро нашли женихов, вышли замуж и продолжали совершенствовать любимые Китайские бани, которые успешно конкурировали с дворцами Сандунова. В 1917 году Хлудовы спешно ретировались во Францию.

16 И вот тут мы подходим к одному загадочному семейному преданию. Известно, что в канун отъезда Хлудовы собрались на совет в одном из помещений Китайских бань. О чем совещались? О том, как жить дальше. Решили уезжать в Париж. Потом, когда все наследники разошлись собираться в дорогу и в бане осталась одна из дочерей Герасима Ивановича, она попросила мужа принести икону Христа Спасителя и пригласить трех самых надежных работников. Им хозяйка рассказала (после клятвы перед ликом Творца хранить тайну), что в 1914 году для «полтинного» отделения бань Хлудовы заказали 3 тазика из чистого золота (весом 10 килограммов) с литыми барельефами. А также 40 серебряных тазов. Тут грянула Первая мировая война, и драгоценные «шайки» пришлось сдать на хранение в некий московский банк. Забрать пока еще можно. Вывезти – вряд ли. Потому верной троице выдали деньги, квитанции, а утром следующего дня «гонцы» вернулись в Китайские бани с 43-мя тазиками в руках.

17 После новые власти, краем уха слышавшие загадочную историю, сутками простукивали стены, полы и потолки теперь уже Центральных бань, но как ни старались, так ничего и не нашли. Почему? По легенде один из доверенных лиц Хлудовых на всякий случай перевез золотые и серебряные тазики в свою квартиру (какую?) на Волхонке. В те дни там во дворе дома строители копали новый колодец, а старый собирались сровнять с землей. Однако прежде, чем это было сделано, доверенный человек опустил все тазики на дно полуразвалившегося колодца и сам же его засыпал. Так они якобы и лежат там до сих пор. В 200-х метрах от крепостных стен Кремля. Что в истории истина, а где вымысел, трудно сказать. Да и земля неохотно расстается со своими тайнами. Тем не менее, дыма без огня не бывает. Это – современным кладоискателям на заметку.

18 Как знать, может история про таинственную квартиру на Волхонке – выдумка, а золотые шайки все же давно найдены именно в Центральных банях. Впрочем, кто теперь об этом узнает. Главное, памятник старины со своей загадкой обрел сегодня вторую полноценную жизнь в самом центре Москвы.

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНИ - название комплекса престижных бань в Москве. Первоначально назывались Китайскими банями по наименованию Китайского проезда в Москве, где они располагались. В 1990-х годах на месте Турецкого зала усилиями предпринимателей появился престижный ресторан под названием «Серебряный век».


В XIX в. богатый и известный фабрикант Хлудов произвёл капитальное строительство банного комплекса по проекту архитектора Эльбушица.
В 1881 г. открыт первый комплекс - для простонародья и второй - для дворянского сословия. Успех предприятия позволил открыть и самый богатый «полтинный» корпус для обслуживания дворян и аристократов высшего общества.
До 40-х годов прошлого века назывались Бани №1 Коминтерновского р-на.

03 У старых домов всегда есть не только официальная (архивная), но и неформальная история. К примеру, по европейским замкам до сих пор бродят призраки бывших рыцарей, а в древних зданиях Москвы говорят новые жильцы, порой можно натолкнуться на безобидные привидения бывших владельцев. Свою тайну хранят и Центральные бани столицы, объявленные памятником культурного наследия, и расположенные по адресу Театральный проезд, 3, строение 3. Это между Малым театром и центральным магазином торговой сети «Детский мир».

04 История сооружения новых бань в так называемом Белом городе старой столицы началась в конце XIX века с элементарной зависти богатого промышленника. Речь о миллионере-фабриканте «по текстилю», купце первой гильдии старообрядце и щедром благотворителе Герасиме Ивановиче Хлудове из знаменитой династии предпринимателей. Поначалу-то он нисколько не удивлялся, что вся дворянская Москва, да и простые люди буквально валом валят в великолепные Сандунвские бани. Однако, спустя некоторое время, Герасим Иванович не утерпел, как сам позднее детям признавался. Велел доверенному человеку любым образом выпытать, какие доходы приносят Сандуны, и приносят ли вообще.

05 Узнать об этом было несложно. Тем более что Хлудов водил добрые знакомства с высшими чинами администрации московского генерал-губернатора, которые часто и с видимым удовольствием принимали приглашение хлебосольного хозяина скоротать вечерок в его фешенебельном доме с огромным плодовым садом над Яузой. К тому же Герасим Иванович всегда имел чем удивить знатных гостей, так как всю жизнь коллекционировал полотна крупнейших русских художников, устроив в усадьбе подобие маленького музея шедевров. Здесь висели картины Василия Перова «Приезд станового на следствие» и «Первый чин дьячковского сына», полотна и миниатюры выдающегося отечественного мариниста Ивана Айвазовского, Алексея Боголюбова, полотно Павла Федотова «Разборчивая невеста» и другие выдающиеся произведения живописи, впоследствии ставшие подлинным украшением московских музеев.

06 Вместе с тем Герасим Иванович был широко известен и как благотворитель. Скажем, после ранней кончины своего единственного сына Павла (у Хлудова остались четыре дочери) владелец десятка московских зданий, заводов, фабрик и пароходов пожертвовал старой столице огромную по тем временам сумму: несколько сот тысяч рублей. А также собственный огромный участок земли в Сыромятниках. На что? Целевое назначение выделенных средств, как принято говорить сегодня, - сооружение удобного во всех отношениях «Дома призрения бедных» с домовой церковью (для постоянного проживания не менее 150 вдов низшего сословия с сиротами в 87 бесплатных квартирах) по проекту австрийского архитектора Б. В. Фрейденберга. Построили. В 1888 году приют принял первых несчастных постояльцев. Но не буду отвлекаться.

07 С помощью высокопоставленных гостей Хлудов скоро уже точно знал, что прибыль от помывки в банях Сандунова огромна. Вот тогда-то Герасим Иванович и решил переплюнуть конкурента, построив свои бани. Для начала без лишнего шума он приобрел земельный участок от Неглинного проезда до Рождественской улицы. Причем вместе с баснословно дорогой недвижимостью (дворцами с домовой церковью Рождества Богородицы) грузинских царевичей Ираклия и Окропира Георгиевичей.

08 Когда автор проекта Китайских бань (так они назывались по прежнему названию проезда, переименованы в советское время) и один из самых высокооплачиваемых архитекторов Москвы Семен Семенович Эйбушитц поинтересовался у заказчика, каким ему представляется будущий банный комплекс, ответ был кратким: «Сказочным. Таким, что в точности и описать невозможно. А еще пышным. С русскими парилками разного разряда, большой Турецкой залой. Ты главное работай, а я подскажу». Так архитектор и поступил: создал проект банного ансамбля в непривычном тогда роскошном стиле эклектики (по принципу смешения различных стилей). Например, фасадная композиция бань, которые народ называл «хлудовскими» представляет собой искусное сочетание черт русского классического зодчества и малых архитектурных форм западноевропейского барокко.

09 С тем, кто возьмется за осуществление замысла, проблем не возникло. У С. Эйбушитца главным помощником числился талантливый и «жадный до строительства всего нового», как писали современники, позднее один из крупнейших зодчих России Лев Николаевич Кекушев. Вместе с архитекторами В. Залесским и П. Скоморошенко угловой дворец грузинских царевичей по Неглинному проезду он достаточно быстро встроил в новое здание двухэтажных (позже были надстроены еще два этажа) Китайских бань, выходящих одной стороной на улицу Рождественку.

10 В 1881 году, еще при жизни Герасима Ивановича Хлудова, был построен первый корпус комплекса для рядовых москвичей (в советское время это отделение получило статус высшего разряда), а чуть позже распахнули двери банные помещения дворянского сословия. Наконец для избранной публики появились залы (русские, финские, турецкие) отделанные ценными породами красной древесины и сусальным золотом. Их называли «полтинными». Потому как за 50 копеек вышколенный персонал по высшему классу обслуживал представителей исключительно московской знати. Великих князей, графов, генерал-губернатора и его семейство, приезжих питерских вельмож, приближенных к государю-императору, иностранцев дипломатической миссии: баронов, герцогов.

11 К слову, как явствует из документов, в банях Китайского проезда очень часто можно было встретить графа Льва Николаевича Толстого. Иногда – бывшего врача, великого прозаика и драматурга Антона Павловича Чехова – долго перечислять знаменитых россиян, предпочитавших мыться в банях Хлудова.

12 Тут было все и еще чуть-чуть. Кабинки массажистов и костоправов. Отдельный кабинет врача. Лучшие сорта душистого мыла. Роскошно оформленные комнаты отдыха (с мягкими креслами), куда можно было заказать любые прохладительные (или алкогольные) напитки. Словом, душа и тело отдыхали. Ну а 28 апреля 1893 года, когда по проекту все того же Семена Эйбушитца на углу Неглинной улицы в комплексе со знаменитыми банями Леонид Кекушев сотоварищи закончили возведение жилого дома для всего купеческого семейства Хлудовых, в банкетном зале (был и такой) Китайских бань состоялось их торжественное открытие.

13 Между прочим, по инициативе Герасима Ивановича (помните, «ты работай, а я подскажу») именно здесь появилась первая в России механическая прачечная. Пока пациент мылся, его одежду (по желанию) бережно стирали, сушили и гладили. Также (в 1894 году) по предложению одной из дочерей Хлудова «для пущей выгоды» тут соорудили и первые в Москве крытые плавательные бассейны.

14 После помывки в Китайских банях всегда можно было заглянуть в фешенебельный парфюмерный магазин известной тогда торговой фирмы «Эмиль Бодло и К». Я это к тому, что, по мнению владельцев предприятия, сооруженный комплекс должен был приносить стабильные доходы не только от самих бань. Поэтому помимо прочего здесь находился миниатюрный отель для желающих отдохнуть или поселиться на время, имелись дешевые доходные номера. Несколько промышленных и продуктовых лавок с отборными (лучшими в Москве) товарами, большой буфет, трактир, ресторан. И даже Деловой центр. Там можно было в означенное время встретиться с нужным человеком, договориться с ним о сотрудничестве, заключить сделку

15 Потом Герасима Ивановича Хлудова не стало. Все свое состояние с оборотным капиталом свыше 10 миллионов рублей он завещал дочерям. Эти серьезные и предприимчивые дамы, имея за нежными плечами гигантское приданое, быстро нашли женихов, вышли замуж и продолжали совершенствовать любимые Китайские бани, которые успешно конкурировали с дворцами Сандунова. В 1917 году Хлудовы спешно ретировались во Францию.

16 И вот тут мы подходим к одному загадочному семейному преданию. Известно, что в канун отъезда Хлудовы собрались на совет в одном из помещений Китайских бань. О чем совещались? О том, как жить дальше. Решили уезжать в Париж. Потом, когда все наследники разошлись собираться в дорогу и в бане осталась одна из дочерей Герасима Ивановича, она попросила мужа принести икону Христа Спасителя и пригласить трех самых надежных работников. Им хозяйка рассказала (после клятвы перед ликом Творца хранить тайну), что в 1914 году для «полтинного» отделения бань Хлудовы заказали 3 тазика из чистого золота (весом 10 килограммов) с литыми барельефами. А также 40 серебряных тазов. Тут грянула Первая мировая война, и драгоценные «шайки» пришлось сдать на хранение в некий московский банк. Забрать пока еще можно. Вывезти – вряд ли. Потому верной троице выдали деньги, квитанции, а утром следующего дня «гонцы» вернулись в Китайские бани с 43-мя тазиками в руках.

17 После новые власти, краем уха слышавшие загадочную историю, сутками простукивали стены, полы и потолки теперь уже Центральных бань, но как ни старались, так ничего и не нашли. Почему? По легенде один из доверенных лиц Хлудовых на всякий случай перевез золотые и серебряные тазики в свою квартиру (какую?) на Волхонке. В те дни там во дворе дома строители копали новый колодец, а старый собирались сровнять с землей. Однако прежде, чем это было сделано, доверенный человек опустил все тазики на дно полуразвалившегося колодца и сам же его засыпал. Так они якобы и лежат там до сих пор. В 200-х метрах от крепостных стен Кремля. Что в истории истина, а где вымысел, трудно сказать. Да и земля неохотно расстается со своими тайнами. Тем не менее, дыма без огня не бывает. Это – современным кладоискателям на заметку.

18 Как знать, может история про таинственную квартиру на Волхонке – выдумка, а золотые шайки все же давно найдены именно в Центральных банях. Впрочем, кто теперь об этом узнает. Главное, памятник старины со своей загадкой обрел сегодня вторую полноценную жизнь в самом центре Москвы.

29 МАВРИТАНСКИЙ ЗАЛ




Top