Чацкий и фамусовское общество. (2)



Грабительством богаты,
Великолепные соорудя палаты,



Среди огромных богатств классической литературы комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», законченная в 1824 году, занимает особое место. Она полна молодости и свежести, отличается живостью драматического действия, яркими и сочными характерами. Эта комедия, рассказывая о далеком прошлом, обращает читателя и зрителя к настоящему. Основной конфликт в ней - борьба нового, передового со старым, отжившим, «века нынешнего» с «веком минувшим». В этом смысл борьбы Чацкого с идеалами московского дворянства, в глазах которого Чацкий - новатор, «либералист» и вольнодумец. Этого представители «века минувшего» ему простить не могут.

История жизни Чацкого в пьесе намечена отдельными штрихами. Детство в доме Фамусова, затем служба в полку «назад тому пять лет», Петербург - «с министрами связь, потом разрыв», путешествие за границу - и возращение к сладкому и приятному «дыму отечества». Чацкий молод, но за плечами у него уже много жизненных событий. Не случайно он так наблюдателен и хорошо понимает людей.

Автор неоднократно подчеркивает в комедии ум Чацкого, ясный, острый, отличающийся, впрочем, «несколько рассудочным подходом к жизни». Чацкий учился за границей. Кроме научных истин, он там еще набрался «новых правил». В эти годы беспокойная Европа все еще кипела страстями великих битв - еще и полувека не прошло после революции 1789 года во Франции, и революционные вихри, поднятые ею, бушуют то в Италии, и то в Испании. Наш герой был, по всей вероятности, свидетелем этого и возвратился на родину полный мыслей о свободе личности, равенстве и братстве. Но что его ждет в Москве?

Его милая Софья, к которой он мчался «сорок пять часов, глаз мигом не прищурив, верст больше семисот…», полюбила другого, секретаря отца, Молчалина. Для Чацкого это тяжелый удар, потому что его горячая, искренняя любовь глубока и постоянна. Кроме того, он чувствует себя оскорбленным выбором Софьи. Как могла она, умная, развитая девушка, отдать предпочтение Молчалину, который не смеет даже «своего суждения иметь»?

Но, к сожалению, это не единственное разочарование, ожидающее Чацкого в Москве. Возвращаясь полный надежд домой, наш герой предвидел встречу с представителями фамусовского общества. «Жить с ними надоест», - говорит он Софье при первом свидании, тут же утешая себя: «И в ком не сыщешь пятен». Но он был все же уверен, что фамусовщина - это лишь осколок «века минувшего ». Однако реальная действительность оказалась куда более мрачной. Даже старые друзья были заражены фамусовщиной. Прежний друг Горич, совсем еще недавно полный жизни, теперь «на флейте твердит «дуэт а-мольный» и жалуется на здоровье. Разговор с Репетиловым раскрывает Чацкому поверхность и пустоту либерализма многих, ничтожность собраний «либералистов», происходящих в Английском клубе. А общение с другими представителями фамусовского общества стало для Чацкого вообще драматичным.

И это вполне закономерно. В обществе московских «тузов», где все живут, «на старших глядя», где ценят лишь богатство и чин, где боятся правды и просвещения, Чацкий стоит на особом месте, за это многие дворяне ненавидят и преследуют его. Что же отличает этого героя от его противников? Ум, искренность, прямота - вот что отличает Чацкого от многих его сверстников в московском обществе. Молчалин как будто умен. Если мы познакомимся с ним поближе, то увидим, что главное в нем - хитрость, изворотливость, коварство. Скалозуб прям и откровенен, но зато он «слова умного не выговорил сроду». И лишь Чацкий соединяет в себе ум и честность - качества очень важные для настоящего человека.

Фамусовскому пониманию человека, «пусть плохонького», но богатого, который «не в войне, а в мире берет лбом», Чацкий противопоставляет свой идеал:

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний.

Совершенно разное представление о службе имеют представители двух лагерей. Для Фамусова образцом отношения к служебным обязанностям является Максим Петрович, который «сгибался вперегиб », если нужно было «подслужиться». У Чацкого на этот счет противоположное мнение:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

В противовес Фамусову и его окружению Чацкий лишен аристократического презрения к людям низшего звания. В своем монологе «А судьи кто?» Чацкий гневно обрушивается на тех, кто
Грабительством богаты,

Защиту от суда в друзьях найдя, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве.

Он также обвиняет представителей «века минувшего» в косности, отсутствии движения:

А судьи кто? За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забытых газет

Времен очаковских и покоренья Крыма.

Комедия оказалась ответом А. С. Грибоедова на острую потребность его времени в оригинальной, высокохудожественной, общественно значимой, социальной комедии. С тех пор прошло уже очень много времени. Свое общественное значение комедия, безусловно, уже утратила, но художественное - нет. Театры и ныне собирают полные залы, когда на сцене идет «Горе от ума».

“Горе от ума” - реалистическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни. В комедии поставлены злободневные общественные проблемы тех времен: о просвещении, презрении ко всему народному, поклонении иностранному, воспитании, службе, невежестве общества.
Главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий. Остроумный, красноречивый, он зло высмеивает пороки общества, которое окружает его. Он резко отличается от окружающих своим умом, способностями, независимостью суждений. Образ Чацкого - это что-то новое, несущее перемены. Этот герой является выразителем передовых идей своего времени. Фамусовское общество традиционно. Его жизненные позиции таковы, что “учиться надо, на старших глядя”, уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью тому, кто на ступеньку выше, обязательно быть богатым. Единственная страсть Фамусова - это страсть к чинам и деньгам.
Убеждения Чацкого и фамусовского общества различны. Чацкий осуждает крепостное рабство, подражание заграничному, отсутствие у людей стремления к образованию и собственному мнению. Диалоги Чацкого и Фамусова - это борьба. В начале комедии она проявляется не так остро. Фамусов даже готов уступить руку Софии, но ставит при этом условия:

Сказал бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А, главное, поди-тка послужи.

На что Чацкий отвечает:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Но постепенно борьба превращается в битву. Чацкий спорит с Фамусовым по поводу образа и пути жизни. Но главный герой одинок в борьбе со взглядами московского общества, в котором ему нет места.
Молчалин и Скалозуб - не последние представители фамусовского общества. Они соперники и противники Чацкого. Молчалин услужлив, молчалив. Он хочет угодить своей покорностью, аккуратностью, лестью. Скалозуб показывает себя кем-то очень важным, деловым, значительным. Но под мундиром он прячет “слабодушие, рассудка нищету”. Мысли его связаны только с получением чина повыше, деньгами, властью:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы.

Чацкий не терпит лжи и фальши. Язык этого человека остер, как нож. Каждая его характеристика метка и язвительна:

Молчалин прежде был так глуп!..
Жалчайшее созданье!
Уж разве поумнел?.. А тот -
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки!

Монолог Чацкого “А судьи кто?..” беспощадно осуждает фамусовское общество. Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета, становится на сторону Фамусова. Сплетни растут, как “снежный ком”. И Чацкий не выдерживает. Он не может больше оставаться в обществе низких, подлых, зазнающихся и глупых людей. Они осудили его за ум, за свободу слова и мысли, за честность.
Перед тем, как уйти, Чацкий бросает всему фамусовскому обществу:

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.

Чацкий выше их, в нем проявляются лучшие и редкие качества. Те, кто не может увидеть и оценить этого, самое малое, просто глупцы. Чацкий бессмертен, и сейчас этот герой актуален.
Комедия “Горе от ума” внесла огромный вклад в развитие русской литературы. Пьеса Грибоедова была, есть и будет современным произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут чинопочитание, жажда наживы, сплетни.

Текст сочинения:

Комедия Горе от ума дает общую карҭину всей русской жизни 1020-х годов XIX века, воспроизводиҭ извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время не только копирование запрещено в Москве, но и по всей России, между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины.
Фамусовскому обществу, ҭвердо хранившему традиции века минувшего, противопоставлен в комедии Александр Андреевич Чацкий. Это передовой человек века нынешнего, точнее, того времени, когда, после Отечественной войны 1812 года, обострившей самосознание всех слоев общества России того времени, стали возникать и развиваться тайные революционные кружки, полиҭические общества. Чацкий в литературе 20-х годов XIX века это ҭипичный образ нового человека, положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души.
Столкновение Чацкого человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею с фамусовским обществом было неизбежным. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого крушением его надежд на личное счастье. Его выпады против существующих устоев общества становятся все более резкими.
Если Фамусов защиҭник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говориҭ о крепостниках и крепостном праве. В монологе А судьи кто? он гневно выступает против тех людей, которые являюҭся столпами дворянского общества. Он резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков золотого екатерининского века, века покорности и страха, века лести и спеси.
Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и охотник поподличать, а независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности.
Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб рассматриваюҭ службу как источник личных выгод, службу лицам, а не делу, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходиҭ со службы именно потому, что он желал бы служить делу, а не лакействовать перед начальством. Служить бы рад, прислуживаться тошно, говориҭ он. Он защищает право служить просвещению, науке, литературе, но это трудно в условиях самодержавно-крепостнического строя:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он впериҭ ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудиҭ жар
К искусствам ҭворческим, высоким и прекрасным,
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!..
Под эҭими молодыми людьми разумеюҭся такие люди, как Чацкий, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской химик и ботаник.
Если фамусовское общество с пренебрежением относиҭся ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней кульҭуре Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком, то Чацкий стоиҭ за развиҭие национальной кульҭуры, осваивающей лучшие, передовые достижения европейской цивилизации. Он сам искал ума во время пребывания на Западе, но он против пустого, рабского, слепого под-ражанья иностранцам. Чацкий стоиҭ за единение интеллигенции с народом.
Если фамусовское общество оценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него, то Чацкий цениҭ человека за его ум, об-разованость, его духовные и моральные качества.
Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего что станет говорить княгиня Марья Алексевна! Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать.
Он спрашивает Молчалина: Зачем же мнения чужие только святы? Чацкий резко выступает против произвола, деспотизма, против лести, лицемерия, против пустоты тех жизненных интересов, которыми живуҭ консервативные круги дворянства.
Духовные качества его выявляюҭся в подборе слов, в построении фразы, интонациях, манере говорить. Речь этого литературного героя это речь оратора, прекрасно владеющего словом, высокообразованного человека. По мере обострения его борьбы с фамусовс-ким обществом речь Чацкого все больше окрашивается негодованием, едкой иронией.

Права на сочинение "Чацкий против фамусовского общества (по комедии А.С.Грибоедова Горе от ума)" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на


Один мудрец сказал: "Человек находится в зависимости от общества и нет такого великого гения, который всецело был бы свободен от его влияния". Мы не можем не согласиться с этим утверждением. Действительно, мы рождаемся, растем, развиваемся-все эти процессы становления человека не проходят без взаимодействия с окружающими нас людьми. Почему же на протяжении многих лет случаются столкновения интересов общества и человека? Люди мыслят, творят, создают что-то новое, привнося свой вклад в развитие окружающего мира.

Однако довольно часто этот вклад не воспринимается, как новый этап развития. Годы проходят, а жизнь остается прежней. Старые поколения сменяются новыми, с теми же привычками и устоями. Со временем некоторые люди начинают осознавать необходимость перемен. Вот тут и начинается конфликт.

Проблема взаимоотношения людей в обществе оказывается в центре сюжетов многих произведений великих писателей различных эпох. В середине 19 века этой теме свое творчество посвятил М. Ю. Лермонтов в лирических стихотворениях "Дума", "Выхожу один я на дорогу", "Нищий", в романе "Герой нашего времени", в поэме "Мцыри". В 20 веке к теме человека и общества обращался С. А. Есенин в стихотворениях "Русь Советская", "Все встречаю, все приемлю", "Мы теперь уходим понемногу".

В 18 веке проблему столкновения нового и старого мира рассматривал А. С. Грибоедов. Наиболее глубоко эта проблема раскрыта в комедии "Горе от ума".

"Горе от ума"- социально-политическая комедия. Грибоедов описал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В чем же раскрывается основной конфликт? И почему проблема взаимоотношения человека и общества актуальна и в наши дни? Произведение показывает вечную борьбу старого и нового, которая с особой силой развернулась в то время не только в Москве, но и по всей России между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми "века нынешнего" и ярыми крепостниками, не желающими ничего менять, "века минувшего".

Порой общество отнюдь не представляет собой лучшие творения природы; напротив -следствие полного ее искажения и порчи. Таким в комедии "Горе от ума" является фамусовское общество. Почему же оно испорчено? Ответ мы находим в жизненных устоях и привычках его представителей. Люди, создающие его, подвержены традициям своих предков. Эти люди глупые и корыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли их устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов. Все новое им чуждо, стремятся уничтожить вольнодумство, в учении они не видят смысла: "Забрать все книги бы да сжечь!"- говорит один из его главных представителей- Фамусов. Что больше всего ценит в людях фамусовское общество? Происхождение, число крепостных душ. К службе они относятся как к источнику личных выгод, службе "лицам", а не "делу", уважают лесть и низкопоклонство. Почему Софья- образованная, с сильным и независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой -использует свой острый ум для лжи, а любовь дарит недостойному человеку? Общество сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Оно заставляет представителей молодого поколения проявлять свои негативные качества, подстраивает под себя, меняет, внушает свои идеалы. Для фамусовского общества привычно праздное существование, его интересы узки, распространяются лишь на сплетни да внешний вид. Такая жизнь прочно укрепилась в обществе, тверды его принципы. Но кто же противостоит традиционным устоям?

В борьбе с фамусовским обществом выступает Александр Андреевич Чацкий- представитель нового мыслящего русского дворянства, боец-декабрист, романтик. Что же составляет высшую цель его деятельности, стремлений? За что он ратует? Против чего выступает? Чацкий борется против крепостничества. Зависимость людей от крепостников он расценивает как рабство, его возмущает бесчеловечность тех, кто распоряжается чужими судьбами: "Или вон тот еще, который для затей/ На крепостной балет согнал на многих фурах/ От матерей, отцов отторженных детей..." Чацкий ответственно готовится к общественной жизни, он образован, умен: "Он славно пишет, переводит". Видит своё предназначение в служении народу, хочет видеть Россию грамотной, просвещенной. Но почему же он не находит себя в этом обществе? В попытке повлиять на представителей фамусовского общества, Чацкий понимает, что не сможет нарушить привычный уклад жизни этих людей. Ищет ли он выгоду в службе? Нет, к службе он относится серьёзно. Чацкий любит Родину, но не "государство царей, помещиков и чиновников", он не привык заискивать и преклоняться перед вышестоящим чином: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Удалось ли ему повлиять на старое общество, которое рабски копирует обычаи, повадки и наряды французов? Вскоре мы узнаем, что герой не обретает свободы, которую проповедует, но он не перестает стремиться к ней. Общество, старые его уклады, страшные порядки и обычаи ужаснули Чацкого, но не сломили его. Он не отказывается от своих убеждений, не перестает верить в лучшее.

Автор подводит нас к мысли, что человек-господин своей судьбы и своего назначения в обществе. Каждый из нас способен, подобно Чацкому, сделать шаг навстречу переменам, принести свой вклад в развитие государства, повлиять на его будущее. Сможем ли мы что-то изменить? Возможно, главное- прежде чем менять мир, общество к лучшему- нужно начинать с собственного развития, которое без влияния общества невозможно.

Александр Сергеевич Грибоедов в своей сатирической комедийной пьесе «Горе от ума» наглядно описывает общество дворянин начала XIX века. В образе главного героя, Александра Андреевича Чацкого перед читателями предстает молодой благородный человек, который в силу своей честности и свободомыслию хочет изменить окружающее общество, сделать его современным, отличным от общества прошлых веков. Автор представляет его противообразом не только всем другим персонажам комедии, но и самому фамусовскому обществу, с его устоявшимися традициями, порядками и правилами.

Фамусов Павел Афанасьевич является типичным московским чиновником, бюрократом, для которого все поставленные цели несут исконно финансовую прибыль. Фамусов повяз во взяточничестве, лишен любой нравственности. Павел Афанасьевич служил Родине лишь ради будущего звания и положенному доходу. В отличие от Фамусова, Чацкий по-настоящему служил своей Родине, старался быть полезным для любых обществ и народа в целом, всеми силами выступал против крепостного права и за свободу каждой отдельной личности.

В общество Павла Фамусова входило множество схожих по характеру и нраву личностей, которых объединяло лишь одно – единый взгляд на существующую жизнь. Для них были в приоритете невежество, постоянное безделье, крепостное право и чинопочитание. Общество жило лишь ради распространения сплетен и обсуждения всех окружающих «инакомыслящих» людей. Именно поэтому Чацкий выступал против фамусовского общества, ведь в нем не было его единомышленников. Критикуя его, Чацкий не мог понять, почему люди не хотят жить по-новому, жить лучшей жизнью, чем есть сейчас, но его никто не хотел слушать.

Фамусов является ярким представителем «минувшего века», Чацкий же единственный персонаж «нынешнего». Но как бы не старался главный герой, конфликт фамусовского общества он так и не смог развязать, поэтому Фамусов одержал победу, но нрав Чацкого не сломлен, он смог одержать моральную победу над миром дворянства, со всей ее патриархальностью. Чацкий верит, что время должно расставить все по своим местам, что должны найти люди, которые смогут его поддержать и стать истинными сторонниками.

Вариант 2

Грибоедов написал комедию «Горе от ума» в то время, когда в высшем русском обществе передовое дворянство стало противостоять старым консервативным нравам. Главным представителем прогресса в комедии является Чацкий, а оппозицией к нему выступает фамусовское общество.

Вначале кажется, что это лирическая комедия, где главной темой является любовь главных героев: Александра Андреевича Чацкого и Софьи Павловны Фамусовой. Чацкий ни на минуту не может себе представить, что Софья может увлечься таким ничтожеством, как Молчалин.

По сути в комедии лишь единственный персонаж, а это Чацкий, противостоит невежеству и лести. Начало конфликта происходит после фразы Александра Андреевича, что прислуживать не желает (тошно). На это заявление Фамусов приводит пример своего дальнего родственника, который не гнушался изображать из себя шута, лишь бы услужить и продвинуться по служебной линии вышестоящим господам.

Чацкий приезжает к Фамусовым просить руки Софьи, но получив отказ, в полном недоумении, заметив, что над ним смеются, он произносит свой известный монолог «А судьи кто?». Он смело обличает крепостное право, издевается над пристрастием людей высшего света разговаривать на французском языке. Александр Андреевич высоко ценит свой русский народ, его смекалку и религиозность.

Фамусов же полностью показывает себя ограниченным человеком. Он халатно относится к своим обязанностям, не любит развиваться. Даже запрещает читать дочери, считая, что в книгах написано много вредного как для души, так и для глаз. Такие как Фамусов, преклоняются только перед богатством. Для дочери он нашел подходящего жениха в лице Скалозуба, который и богат и продвигается в обществе («метит в генералы»). Его не интересуют чувства дочери и Чацкого, кажется, он вовсе не замечает как глуп Скалозуб (имя говорит за себя).

Александр Андреевич Чацкий поступает смело. Несмотря на насмешки, он обличает фамусовское общество, его тупость, жадность, невежество. Поговорка, что люди смеются над тем, чего не понимают, полностью оправдывается в данном случае. Фамусовское общество вполне себе потешается над прогрессивным человеком. С легкой руки Софьи, его называют сумасшедшим и Чацкий вынужден уйти побежденным.

И хотя в комедии главный герой проигрывает в споре с представителями «века минувшего», по сути он выходит победителем в моральном плане. Его единомышленников становится все больше и больше. Скоро закончится спокойная жизнь фамусовского общества, на смену им придут люди свободные, лишенные предрассудков.

Несколько интересных сочинений

  • Числа в романе Преступление и наказание Достоевского (символика чисел) сочинение

    Это психологически сложное произведение на протяжении всего повествования переплетается с мистическим значением чисел. И на протяжении всего романа на слух запоминается ряд чисел, которые использует автор при своем рассказе.

    Первая публикация произведения вызывает неоднозначные и бурные мнения в кругу литературного сообщества, выражающиеся в отсутствии единогласия в оценке романа, доходящего до полярно противоположных суждений и полемик.

Чацкий и фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

А. С. Грибоедов написал свою комедию в тот период, когда в русском обществе наиболее обозначилось противостояние приверженцев старых устоев жизни и представителей передового дворянства, выступающих за немедленное переустройство общества. Это противостояние отражено в комедии на примере столкновения “века нынешнего” и “века минувшего”, воплощенного в лице Фамусова и его гостей. Комедия в силу своей актуальности сразу же завоевала большой успех у современников, не менее актуальна она и сейчас, так как пороки, высмеянные Грибоедовым, находят свое место и в наше время, и они вряд ли исчезнут в будущем.

Произведение начинается как обыкновенная любовная комедия, и трудно предположить, что наряду с любовным конфликтом найдет место и общественный.

Начало общественному конфликту, выраженному в противостоянии “века нынешнего” и “века минувшего”, положено монологом Фамусова (“Вот то-то, все вы гордецы!”). Этот монолог - ответ Фамусова на фразу Чацкого: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Старый барин рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, вельможе в случае, который, чтобы продвинуться по служебной лестнице, готов был играть роль шута. Этот пример вызывает у Чацкого негодование. Он хочет служить “делу, а не лицам”. С этого момента начинает развиваться противостояние двух эпох русской жизни.

Представителем “века нынешнего” в комедии является Александр Андреевич Чацкий. Он приезжает в дом к Фамусову, чтобы просить руки его дочери Софьи. Получив отказ и совет “поди-тка послужи”, Чацкий начинает обличать устои и порядки московского общества. Он презирает чинопочитание, преклонение перед чинами, богатством, всем иностранным. Русский народ он считает “умным и бодрым” и открыто высказывает свое неприятие крепостного права, обличая жестокость крепостников в монологе “А судьи кто?..”

Главным же представителем “века минувшего” является Фамусов. Он типичный для того времени “начальник казенного места”. Его нисколько не интересует дело, которым он занимается. У него свой подход к делам: “Подписано, так с плеч долой”. Эта фраза подчеркивает халатное отношение чиновника к своим обязанностям. Он ценит в людях только чин и богатство, поэтому и ищет для своей дочери богатого жениха. На примете у него Скалозуб: “И золотой мешок, и метит в генералы”. И Фамусова нисколько не беспокоит, что тот беспросветно глуп и “слова умного не выговорил сроду”. Фамусов не признает книг и необходимость образования, так как считает их источниками вольнодумства.

Чацкий и Фамусов по-разному относятся и к крепостному праву. Фамусов, ярый его защитник, считает, что все должно оставаться по-прежнему. Он презрительно и грубо относится к своим слугам, называя их Петрушками, Фильками, Фомками. Чацкий же, напротив, в своем гневном монологе “А судьи кто?..” обличает крепостное право и приводит ужасающие факты обращения крепостников со своими слугами. Это и “Нестор негодяев знатных”, и помещик-балетоман, и любитель театра, который “сам толст, его артисты тощи”.

Кульминация общественного конфликта происходит на танцевальном вечере в доме Фамусова, где собираются все самые яркие представители “века минувшего”. Они приехали, чтобы повеселиться, завести полезные знакомства, найти выгодную партию для своих дочерей. А тут им помешал Чацкий со своими обличительными речами. Консервативное общество не может принять идеи передового дворянина и выставляет против него оружие - сплетню, объявляет его сумасшедшим.

Чацкий - единственный сценический персонаж “века “нынешнего”, но он не одинок, его единомышленниками являются внесценические персонажи - двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской, профессора Пединститута, “упражняющиеся в расколах и безверьи”.

Развязка общественного конфликта вынесена за рамки пьесы. Вопреки симпатиям автора, фамусовское общество одержало победу, но Чацкий не сломлен, он одержал моральную победу над миром патриархального дворянства, застывшего в своем развитии. Мирная, спокойная жизнь фамусовского общества кончилась. Это может служить первым признаком того, что на смену “веку минувшему” идет “век нынешний”.

В комедии «Горе от ума» две сюжетные линии. Первая связана с развитием отношений в любовном треугольнике Чацкий-Софья-Молчалин. Вторая, более глубокая – общественно-политическая – заключается в столкновении нравов и порядков «века нынешнего» и «века минувшего».

Так, олицетворением «века нынешнего» в комедии практически единолично выступает вернувшийся в Москву Александр Андреевич Чацкий. Но одиночество Чацкого в фамусовском обществе лишь кажущееся. Кроме него, есть еще ряд внесценических героев: племянник княгини Тугоуховской Федор, изучающий химию и биологию, двоюродный брат Скалозуба, оставивший службу и уехавший в деревню читать книги, а также друзья Чацкого, о которых тот вскользь упоминает. Зато представителями «века минувшего» пьеса действительно изобилует. Литературоведы, как правило, объединяют их под общим названием «фамусовское общество». Это персонажи с «говорящими» именами и фамилиями – в первую очередь, сам Фамусов, а также Софья, Молчалин, Скалозуб, Хлестова, Загорецкий, Репетилов, семья Тугоуховских, Горичи, Хрюмины. Они зависимы от мнения окружающих и страдают галломанией – преклонением перед всем французским и вообще иностранным. Выразители взглядов «века минувшего» не видят никакого прока в просвещении, зато гонятся за чинами и знают, как их достичь.

Словно смерч, врывается Чацкий в монотонную жизнь дома Фамусова. Герой сразу замечает, что пока он получал новые знания и впечатления во время своего путешествия, в сонной Москве жизнь текла по-старому:

Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался – успел, а тот дал промах,
Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

Монологи Чацкого в комедии «Горе от ума» характеризуются большой долей публицистичности: в них выражается мнение определенной группы прогрессивно мыслящих людей, а также содержится много риторических вопросов и восклицаний, нередко встречаются архаизмы. «Говорит, как пишет», – отмечает Фамусов. Чацкий решительно выступает против всего, что уже должно отжить, забыться, кануть в Лету – против тех пороков фамусовского общества, которые мешают новому поколению начать свою жизнь, жизнь без крепостничества, безграмотности, лицемерия, низкопоклонства.

Фамусов, как главный антипод главного героя в комедии, не хочет понимать и принимать прогрессивные взгляды на жизнь. Поэтому и принцип «служить бы рад, прислуживаться тошно» звучит для фамусовского общества дико. Правда «дома новы, но предрассудки стары» воспринимается как гнусная ложь, «гоненье на Москву». В финале произведения мы видим, что ни Фамусов, ни его окружение так и не поняли нравственных уроков Чацкого.

К сожалению, для него, Чацкий слишком поздно понимает, что эту «толпу мучителей» не переубедить. По мнению Александра Сергеевича Пушкина, главный герой вовсе не так умен, раз не распознает в своих собеседниках людей недостойных, а продолжает метать бисер «перед Репетиловым и тому подобными». Однако за четыре действия комедии он все же успевает своими смелыми фразами вселить в читателя полное отвращение к порокам «века минувшего». Конфликт Чацкого с фамусовским обществом все же принес свои просветительские плоды.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали,...

    Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», написанная между 1815 и 1820 годами и увидевшая свет в 1824 году, остается в русской литературе величайшим памятником. Автор, говоривший о себе: «Я как живу, так и пишу свободно и свободно», создал произведение,...

    Что возмущает Чацкого в эпизоде с «французиком из Бордо»? Прежде чем ответить на данный вопрос, мне хотелось бы ненадолго вернуться в прошлые события и посмотреть, как развивалось действие комедии до этого гневного и обличительного выступления Чацкого. Итак,...

    Образ литературного героя, олицетворяющего собой или иной человеческий тип, создается автором литературного произведения сообразно целям и задачам, ставящимся перед его детищем. Чтобы правильно осветить проблему, обозначить возможные исходы ее разрешения,...

    В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай? А. С. Пушкин Грибоедов назвал свою пьесу «Горе от ума». Это название может быть понято и всерьёз, и...

    В те годы, когда А.С.Грибоедов создает свою комедию, в русском обществе уже четко наметился разрыв между образованной частью общества, думающей и ищущей, стремя щейся к коренным изменениям в русской жизни, и властью. Война 1812 года, вызвавшая общий...




Top