Чьей памяти посвящается роман отцы и дети. Кому был посвящен роман И.С.Тургенева «Отцы и дети

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 И.С. Тургенев «Отцы и дети» Уже само название романа «Отцы и дети» подсказывает, что он построен на антитезе. В романе большую роль играют споры героев, конфликты между персонажами, их мучительные размышления, напряженные диалоги. Сюжет строится на соединении прямого и последовательного повествования с жизнеописанием основных героев. Истории жизни персонажей нарушают течение романного повествования, уводят читателя в иные времена, возвращают к истокам происходящего в современности. В центре повествования фигура Базарова. Все сюжетные нити тянутся к нему. В романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы не участвовал Базаров. Из двадцати восьми глав он не появляется лишь в двух. Умирает Базаров, и кончается роман. Уж много лет без утомленья Ведут войну два поколенья, Кровавую войну; И в наши дни в любой газете Вступают в бой "Отцы" и "Дети", Разят друг друга те и эти, Как прежде, в старину. Задание 1.. Кому был посвящён роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»? Задание 2. а) Запишите ответ на вопрос, пользуясь предложенным материалом. Почему появление литературного произведения вызвало такие бурные споры в обществе? Полемический роман Тургенева был создан в переломное для страны время; вневременное, вечное звучание; автор затрагивал очень актуальные проблемы современной жизни. Борьба Тургенева с самим собой, его трагическую неспособность сделать идеологический и человеческий выбор, встать на ту или иную сторону; нет и не может быть верного ответа на вопрос, кто прав. С болью осознаёт поколение уходящих свою слабость; напрасно так уверено в своих силах молодое поколение; в борьбе «отцов» и «детей» не бывает победителей. Проигрывают все. Но если нет борьбы, нет прогресса. Если нет отрицания прошлого, нет будущего. 1

2 б) Составьте характеристику Евгения Базарова, используя цитаты из романа Внешний облик Происхождение Образование Отношение воспитанию Отношение родителям Черты характера к к Общественнополитические взгляды Особенности мировоззрения Отношение к любви Отношение к природе, к искусству Отношение народу Особенности речи Базарова Задание 3. Базаров герой положительный или отрицательный? Почему? Задание 4. Как в первых главах романа рисуется противостояние «отцов» и «детей»? 2

3 Задание 5. Две центральные фигуры Павел Петрович и. Найдите их описание, обратите внимание на прозвучавшее как гром среди ясного неба и озадачившее старших Кирсановых слово «нигилист». Павел Петрович Евгений Базаров Портрет Портрет Яркие художественные детали Яркие художественные детали Описание одежды Описание одежды Отношение к окружающим Отношение к окружающим Задание 6. Зачем И.С.Тургенев дает четкую датировку происходящих событий? Какое время года совпадает с началом романа? Как это отражается в теме, звучащей в 1 главе романа? Задание 7. Как относится Базаров к чувству любви между мужчиной и женщиной? Задание 8. С каким из утверждений Базарова вы бы согласились и почему? Задание 9. Выдерживает ли Базаров испытание любовью? Как заканчивается для Базарова это испытание? 3

4 Задание 10. Нарисуете портрет Одинцовой, выделив главное в облике героини: красоту, спокойствие, женственность, уверенность в себе). Задание 11. Что происходит после бала у губернатора? Где Базаров вновь видит Одинцову? Задание 12. Почему роман заканчивается смертью героя? Означает ли это гибель всех его идей? Задание 13. Анализ последнего абзаца романа - описания сельского кладбища. Почему автор заканчивает роман именно этим описанием? Как оно помогает нам разгадать тайну романа? Можно ли согласиться с тем, что роман Тургенева - о любви? 4

5 Задание 14. Почему Тургенев завершает скорбную картину описания страданий старичков риторическими вопросами? Скорбная картина описания страданий одиноких старичков подробна, эпична и завершается риторическими вопросами: «Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?», ведущими нас к философскому выводу Задание 15. И.С.Тургенев «Отцы и дети» Тест Прошло шесть месяцев. Стояла белая зима с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом, шапками дыма над трубами, клубами пара из мгновенно раскрытых дверей, свежими, словно укушенными лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок. Январский день уже приближался к концу; вечерний холод еще сильнее стискивал недвижимый воздух, и быстро гасла кровавая заря. В окнах марьинского дома зажигались огни; Прокофьич, в черном фраке и белых перчатках, с особенною торжественностию накрывал стол на семь приборов. Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой; а в самый тот день Николай Петрович давал прощальный обед своему брату, который отправлялся по делам в Москву. Анна Сергеевна уехала туда же тотчас после свадьбы, щедро наделив молодых. Ровно в три часа все собрались к столу. Митю поместили тут же; у него уже появилась нянюшка в глазетовом кокошнике. Павел Петрович восседал между Катей и Фенечкой; "мужья" пристроились возле своих жен. Знакомцы наши изменились в последнее время: все как будто похорошели и возмужали; один Павел Петрович похудел, что, впрочем, придавало еще больше изящества и грансеньйорства его выразительным чертам... Да и Фенечка стала другая. В свежем шелковом платье, с широкою бархатною наколкой на волосах, с золотою цепочкой на шее, она сидела почтительно-неподвижно, почтительно к самой себе, ко всему, что ее окружало, и так улыбалась, как будто хотела сказать: "Вы меня извините, я не виновата". И не она одна -- другие все улыбались и тоже как будто извинялись; всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо. Каждый прислуживал другому с забавною предупредительностию, точно все согласились разыграть какую-то простодушную комедию. Катя была спокойнее всех: она доверчиво посматривала вокруг себя, и можно было заметить, что Николай Петрович 5

6 успел уже полюбить ее без памяти. Перед концом обеда он встал и, взяв бокал в руки, обратился к Павлу Петровичу. Ты нас покидаешь... ты нас покидаешь, милый брат, начал он, конечно, ненадолго; но все же я не могу не выразить тебе, что я... что мы... сколь я... сколь мы... Вот в том-то и беда, что мы не умеем говорить спичи! Аркадий, скажи ты. Нет, папаша, я не приготовлялся. А я хорошо приготовился! Просто, брат, позволь тебя обнять, пожелать тебе всего хорошего, и вернись к нам поскорее! Павел Петрович облобызался со всеми, не исключая, разумеется, Мити; у Фенечки он, сверх того, поцеловал руку, которую та еще не умела подавать как следует, и, выпивая вторично налитый бокал, промолвил с глубоким вздохом: "Будьте счастливы, друзья мои! Farewell!" {Прощайте! (англ.).} Этот английский хвостик прошел незамеченным, но все были тронуты. В память, шепнула Катя на ухо своему мужу и чокнулась с ним. Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко предложить этот тост. И.С. Тургенев «Отцы и дети» В1. К какому жанру принадлежит произведение, из которого взят отрывок? В2. В главе, из которой взят отрывок, рассказывается о судьбах героев после завершения основного сюжета. Как называется такая итоговая, заключительная часть художественного произведения, его финал? В3. Запишите фамилию героя (в именительном падеже), которую нужно вставить вместо пропуска. В4. Выпишите из текста слово, которым, наряду со словом «тост», обозначают короткую застольную речь приветственного характера. В5. Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в отрывке, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА А) Евгений Базаров 1) отправляется по делам в Москву Б) Павел Петрович 2) женится на Кате В) Николай Петрович 3) умирает от заражения крови 4) женится на Фенечке 6

7 В6. Установите соответствие между тремя персонажами и репликами, которые они произносят в произведении. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Персонажи Реплики А) Николай Петрович 1) Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу... Б) Базаров 2) Пилюля горька а проглотить ее нужно. Вот теперь наша очередь, и наши наследники могут сказать нам: вы, мол, не нашего поколения, глотайте пилюлю В) Анна Сергеевна 3) Посмотри, сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полетом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мертвое сходно с самым веселым и живым. 4) Я люблю то, что вы называете комфортом, и в то же время я мало желаю жить. Примирите это противоречие, как знаете. В7. Как называется описание природы в художественном произведении (с такого описания начинается приведенный отрывок)? С1. Почему, с вашей точки зрения, Аркадий не решается предложить тост за своего друга вслух? С2. В каких еще произведениях литературы мы встречаем сцены, в которых семья собирается за столом, и как они перекликаются с приведенным отрывком (или с произведением И.С.Тургенева в целом)? 7


Информация о зачете по литературе в 10 классе II семестр 2015-2016 учебного года Программа зачета 1. Задания в формате ЕГЭ (задания 1 7, 10-14) 2. Задания в формате мини-сочинений (8,9 или 15,16) выполняются

Район Город (населенный пункт) Школа Класс Фамилия Имя Отчество Тренировочная работа 1 по ЛИТЕРАТУРЕ 14 октября 2011 года 11 класс Вариант 1 Литература. 11 класс. Вариант 1 2 Инструкция по выполнению работы

Сочинение рассуждение на тему нужен ли базаров россии сочинение на тему евгений базаров новый герой или трагическая я имею в виду его рассуждения о поэзии, искусстве, природе и о любви. Последние слова

Район/ Муниципий MINISTERU EDUCAŢIEI A REPUBICII MODOVA AGENŢIA DE ASIGURARE A CAITĂŢII Место жительства Учебное заведение Имя, фамилия ТЕСТ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА ЭКЗАМЕН НА ДИПЛОМ БАКАЛАВРА Профиль:

Хорошо" дое"хали? спроси"л сын, прислу"шиваясь к же"нскому го"лосу из-за две"ри. Он знал, что э"то был го"лос той да"мы, кото"рая встре"тилась ему" при вхо"де. Да"ма сно"ва вошла" в вагон. Вро"нский вспо"мнил

Научиться составлять синхронистические таблицы.. К этой группе относились А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский.... Сравнения: многие люди добродетелями, как цветами украшены;

Творческая работа Книга или фильм (эссе) Выполнила: Шиянова Надежда Игоревна учащаяся 10В класса МБОУ «Нижнесортымской СОШ» Руководитель: Владимирова Ирина Николаевна учитель русского языка и литературы

1- Тема урока: Смысл сопоставления образов: Ларра- Данко Изергиль. «Каждый сам себе судьба» Тип урока: урок-исследование Цели урока: 1.Обучающая: раскрыть центральную нравственно - философскую проблему

Краткое сочинение на тему базаров и его родители Но думается, главное сопоставление - это Базаров и автор. В романе Именно поэтому создается впечатление, что Базаров и его родители говорят на разных языках,

Литература 9 класс Инструкция по выполнению заданий Уважаемый школьник! Ответы должны быть лаконичными (цифра, буква, слово или словосочетание в любом падеже, имя автора или литературного героя, название

СХЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТА 1 Реальный профиль Задание А (40 баллов) Nr Задание Вариант ответа Критерии оценивания Общее количеств о баллов 1. Замените словосочетание «художественный смысл» другим, близким

Один из тех редких романистов, который почти никогда не фальшивит. Андре Моруа С таким знанием языков, с таким обширным разносторонним образованием и развитием ума, при громадной памяти и таланте, притом

Сочинение если бы базаров остался жив Эта страничка поможет тебе в подготовке к сочинению по литературе, успешное Два богача, Отцы и дети (Базаров, родители Базарова, Одинцова, Павел Сам Толстой признавался:

Сочинение на тему мое мнение о романе отцы и дети Впрочем, в конце романа автор старается поменять мнение читателя о главном герое. Базаров А что, в школе Отцы и дети не читали? Испытание любовью в романе

Сочинение в чём видят смысл жизни любимые герои толстого Поиски смысла жизни главными героями романа Война и мир. Мой любимый герой в романе Война и мир * Впервые Толстой знакомит нас Андреем Читать сочинение

Discourse Cohesion Activity Handout. 1. Прочитайте две версии пересказа рассказа Ф.А. Искандера «Урок». 2. Чем отличаются эти два пересказа? 3. Расскажите о чём эта история своими словами, используя словасвязки.

Тема 56. А. Твардовский «Василий Теркин». Подготовка к сочинению типа «анализ эпизода» Завершать разговор об уникальной поэме Александра Трифоновича Твардовского мы будем по традиции сочинением. Для такой

МАТЕРИАЛЫ ЗАДАНИЙ олимпиады школьников «ЛОМОНОСОВ» по литературе 2015/2016 учебный год http://olymp.msu.ru Олимпиада школьников «Ломоносов» Литература 2015-2016 Отборочный этап 8-9 классы Задание 1 1.

Образовательный минимум. Литературное чтение. 4 класс.1 триместр. Задание. Ответ 1. Назови жанры устного народного творчества (фольклора) Сказка, былина, пословица, поговорка, легенда, песня, небылица,

Калабина Ирина Васильевна Урок семинар по литературе в 9 классе «Тема природы в лирике А.С.Пушкина» Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся предметных и надпредметных компетентностей;

Урок литературы УТВЕРЖДАЮ Начальник цикла преподаватель гуманитарных и математических дисциплин подполковник внутренней службы Т.Б. Ульянова Тема: ЗНАКОМСТВО С ГЕРОЯМИ И ЭПОХОЙ В РОМАНЕ «ОТЦЫ И ДЕТИ».

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СДАЧЕ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЙ С1 и С3 Тип задания: проверка умения отвечать на проблемные

Анализ VII XI глав романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Система персонажей. Природа конфликта в романе. Декларация философии нигилизма. Конспект 2 «ключевых» уроков по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

2 класс Контрольная работа по чтению, февраль Традиционная программа Уважаемые родители, распечатайте данную работу. Запишите звуковой файл (неподготовленное чтение). Ответы на вопросы, задания и тесты

Василий Шукшин Калина красная Monika Hrnčířová UČO: 391617 Василий Шукшин Pодился 25 июля 1929 года в селе Сростки в Сибирском крае B крестьянской семье Был директор, актѐр, кинорежиссѐр, сценарист и писатель

Simona Haňková, 406761 Иван Сергеевич Тургенев русский писатель Дата рождения: 9 ноября 1818 Место рождения: Российская империя, Орел Дата смерти: 3 сентября 1883, Буживаль, близ Парижа; похоронен на

Николай Васильевич Гоголь Ревизор Denisa Smilková 418666 Radka Unčovská 383748 Николай Васильевич Гоголь (1809 1852) Писатель, драматург, публицист, критик. Родился в селе Сорочинцы Полтавской губернии.

Лучшие переводы стихотворений Роберта Бёрнса учащихся 8-х классов Жуков Павел, 8а класс В горах моё сердце, не здесь и не тут В Горной стране, оленя преследуя, В погоне за диким оленем, косулей Моё сердце

ÔÈËÜÌ 2 ÏÎ ÌÎÑÊÂÅ }ohgnd 1 Серёжа решил показать Кате Москву. Он родился и живёт в Москве, а Катя в Москве первый раз. Серёжа считает, что для англичанки любая информация о Москве будет новой. Но так ли

1 Пусть солнце, мир, любовь и дети Вам будут радостью большой! Живите в мире и согласьи До вашей свадьбы золотой! Пусть солнце светит только вам, Для вас растут цветы, Весь мир и солнце вам к ногам - Семьею

Сочинение тарас бульба отношение к отцу и матери Работа над сочинением по повести Тарас Бульба Владимир Дубровский как матери, Но неожиданное известие о тяжелой болезни отца изменило. 3. Вывод. Мое отношение

Аллегория иносказание, когда под конкретным изображением предмета, человека, явления скрывается другое понятие. Аллитерация повторение однородных согласных звуков, предающее литературному тексту особую

Сочинение на тему мои впечатления о романе отцы и дети Роль пейзажа в романе И. С. Тургенева Отцы и дети В истории русской тягостное впечатление от увиденного: кустарник редкий и низкий, с моей точки зрения,

100 ЛУЧШИХ ХУДОЖНИКОВ - ДЕТЯМ К. Чуковский С. Маршак С. Михалков А. Барто, П. Барто Борис Заходер Ю. Владимиров А. Елисеев некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него было

Интегрированное занятие в старшей группе МБДОУ «Радуга» «Осень - дивная пора» Составили: Чеснокова Н.В. музыкальный руководитель Гусева О.В. воспитатель Пено 2015 Цель: обогащение мировосприятия детей

Презентация к уроку литературы по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» Тема урока: «Образ Евгения Базарова»

Тренировочный вариант по ЛИТЕРАТУРЕ 2013, Вариант 02 B1 Укажите жанр произведения, из которого взят отрывок. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста. Что это? опять обнимаетесь? раздался

Монетки в море Мы монетки кидали в море, Но сюда мы, увы, не вернулись. Мы с тобою любили двое, Но не вместе в любви захлебнулись. Нашу лодку разбили волны, И любовь потонула в пучине, Мы с тобою любили

Работу выполнили: Виноградова Яна, ученица 7 класса Мой дедушка, мой герой Раскаты залповых орудий...огонь сметает все вокруг... В дыму ребенок тянет руки... Война замкнула страшный круг.. Я вижу это на

Изучение лирического произведения (М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива») Урок литературы в 7 классе Учитель: Дружинина Т.В. Цели: 1. развитие навыков анализа поэтического текста 2. формирование

Задания A21 по русскому языку 1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в Крысобой вынул из рук у легионера (1) стоявшего у подножия бронзовой статуи (2) бич и (3) несильно

СТРАНА ЛЮДМИЛА ПЕТРУШЕВСКАЯ (родилась в 1938 г.) ЗАДАНИЯ ЗАДАНИЕ 1. Ответьте на вопросы к тексту: 1) Где и с кем живет героиня рассказа? Героиня рассказа живет со своим ребёнком в однокомнатной квартире.

Сочинение на тему мой любимый литературный герой андрей болконский Кузнецова Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы. Наташа Ростова и Мария Болконская любимые героини Толстого с Марья и

Тест по русскому языку как иностранному I сертификационный уровень Субтест 1. ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Время выполнения теста 60 минут. При выполнении теста пользоваться словарем нельзя. Напишите Ваше имя и

Сочинение понимание добра и правды в пьесе на дне Величие не там, где нет простоты, добра и правды, - утверждал писатель. На такой вопрос пытался ответить М. Горький в пьесе На дне. Кроме Умение вникать

Меня вокруг все отвлекает, И все мне чем-нибудь мешают, Я ничего не понимаю... Без тебя я так скучаю! Не торопись... не надо... помолчи... Слова уносит ветер, их забудешь... О счастье, о любви ты не кричи,

Тема урока: Б.Заходер «История Гусеницы». Цели: учить видеть и понимать окружающую природу, учить представлять черты характера героя, его интересы; развивать воображение, критическое мышление, связную

Урок Изучение романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (10 класс) Тема: Базаров и Одинцова. Испытание любовью Уровень: школьный Цели урока: образовательные выявить понимание обучающимися внутреннего мира главного

1 Муниципальный этап конкурса «Учитель года- 2016». Открытый урок русского языка в 5 классе. Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 42 Потатуева Н.С. Тема урока: Текст и его основные признаки. Цель:

1 Не владея топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. Максим Горький. 2 Задание В 8 Предложения: (5) Мы стояли у окна

Тема 25. Подготовка к написанию сочинения по роману А. С. Пушкина «Дубровский» на выбранную тему Маршрут 1 Тема сочинения: «Владимир Дубровский русский Робин Гуд» Маршрут 2 Тема сочинения: «Жестокие и

НГЕЁТ АЖК ИЙМ УХЧ 09/18/17 1 of 6 РБВЯ ЬЪЫ ПЛДЦШЩ ОСЗЭФЮ 09/18/17 2 of 6 ННГНОГОО ННЕННОЕОО ННЁНОЁОО ННТНОТОО ННАНОАОО ННЖНОЖОО ННКНОКОО ННИНОИОО ННЙНОЙОО ННМНОМОО ННУНОУОО ННХНОХОО ННЧНОЧОО ННРНОРОО ННБНОБОО

Классный час. Все мы разные, но общего в нас больше. Автор: Алексеева Ирина Викторовна, учитель истории и обществознания Этот классный час строится в форме диалога. В начале классного часа ребята садятся

ВОЕННОЕ ЛИХОЛЕТЬЕ Салтыкова Эмилия Владимировна, г. Брянск Великая Отечественная Война. Это была самая кровавая война за всю историю нашего народа. Более двадцати семи миллионов погибших печальный еѐ итог.

Сочинение на тему утверждение вечных ценностей в романе тихий дон Тема войны и развития исторических событий как отображения жизни государства неминуемо Вечное и вещное в рассказе ИА Бунина Господин из

Хочу свою ошибку я исправить И отношения наши наладить, Надеюсь, ты меня простишь И обижаться прекратишь, Знай, люблю тебя, малыш! За окном кружится снег, На улице зима, Где же ты, мой любимый человек?

Эпитафии дочери -301- Была примером нам всегда, Как человек с душою чистой. И память о тебе жива В сердцах людей и близких. -302- По жизни пролетела как комета, Оставив за собою яркий след. Мы любим, помним,

Сочинение на тему герой времени в пьесе вишневый сад Новаторские взгляды Чехова в пьесе Вишнёвый сад. Сочинение в ней над смешными призраками старого времени над Гаевым, Раневской, построенного на борьбе

1 Вспоминаем то, что знаем Обсуждение в парах 1. Информация, которая выражается прежде всего словами, называется фактуальной 2. Информация, полученная не только из текста, но и как бы между строк, так

«Тургенев Муму» - Моя биография в моих сочинениях. Главными героями в рассказе «Муму» являются барыня и дворник Герасим. Автобиографический рассказ "муму". Кто же виноват в том, что Герасим несчастлив? Портрет как средство характеристики героя. Осуждение крепостничества в рассказе И.С.Тургенева "МУМУ".

«Роман Отцы и дети Тургенева» - Кому симпатизирует И.С.Тургенев: Критическую статью «Базаров» написал: Найдите соответствие героев романа социальному положению: Кому из героев романа соответствуют характеристики: Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»: Людей, близких Евгению Базарову по духу называют: 1. А.И.Герцену 2. В.Г.Белинскому 3. Н.А.Некрасову 4. Другому лицу.

«Годы жизни Тургенева» - Впервые И.С.Тургенев влюбился в 15 лет в княжну Екатерину Шаховскую. Девушка потупила голову... - И на преступление готова. Не решился признаться. «Завтра буду счастлив!» Будущее казалось беспредельным. Обсуждает с Гагиным отношения с Асей. Как для меня значителен 40-й год!.. XXII Воспоминания Н.Н. Имя И.С. Тургенева давно и тесно связано с поэтическим и возвышенным чувством любви.

«Урок по биографии Тургенева» - Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! июнь 1882г. Франция. (1847-1850) Дела домашние. (1850-1852). Н.А.Добролюбов. Л.Н.Толстой. Ссылка и воля. (1852-1855). Слава. (1879-1880) Судьба. (1881-1883). Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

«Жизнь и творчество Тургенева» - Отец писателя. С 1850 года Спасское-Лутовиново стало принадлежать И. С. Тургеневу. И.С.Тургенев. Вопросы для обсуждения. Кабинет писателя. Образ тургеневской девушки не был неподвижным. В 1842 г. Тургенев, по желанию матери, поступил в канцелярию министерства внутренних дел. Творец общественного мнения.

«Иван Сергеевич Тургенев» - Иллюстрации к рассказам. Намет на щите голубой, подложен серебром. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасском-Лутовинове. мать, Варвара Петровна, - из богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Дальнейшее образование продолжал под руководством частных учителей. В дворянской семье. Иван Сергеевич Тургенев Родился 28 октября.

Вопрос задан игрокам телеигры «Кто хочет стать миллионером» Валерий Сюткин и Меладзе. До данного вопроса игроки уже истратили все подсказки и дальше играли без них. Вопрос звучит так: Чьей памяти Иван Сергеевич Тургенев посвятил роман «Отцы и дети»?

Варианты ответов:

  • Сергея Тургеньева
  • Николая Чернышевского
  • Николая Добролюбова
  • Виссариона Белинского

Согласитесь, вопрос для любителесь русской литературы. Но большие любители русской литературы могт не знать правильный ответ на вопрос. Игроки выбрали ответ: Николай Добролюбов и он оказался неправильным.

Правильный ответ: Виссариона Белинского.

Сергей Тургенев

Отец писателя Ивана Сергеевича, происходил из старинного рода тульских и орловских дворян. Прадед его был кавалергардом в 1726 г. и позднее бригадиром, а отец служил в Семеновском полку. Сергей Тургенев родился в родовом имении с. Тургеневе, Чернского уезда, Тульской губернии, в 18 верстах от с. Спасского-Лутовинова; у отца его было всего только 140 душ крестьян.

Николая Чернышевского

Публицист и писатель, философ-материалист и ученый, революционер-демократ, теоретик критического утопического социализма, Николай Гаврилович Чернышевский был личностью выдающейся, оставившей заметный след в развитии социальной философии и литературоведения и самой литературы.

Выходец из семьи саратовского священника, Чернышевский тем не менее был хорошо образован. До 14 лет учился дома под руководством отца, начитанного и умного человека, а в 1843 году поступил в духовную семинарию.

Николая Добролюбова

Литературный критик, поэт, публицист, революционный демократ - за свою недолгую жизнь (судьба отвела ему всего 25 лет) Николай Добролюбов успел написать сотни статей и рецензий. Он критиковал современный ему общественный строй и, даже рецензируя чужие произведения, старался проповедовать свои социально-политические идеи. «Учительский тон» его текстов отмечали и современники, и исследователи. Учителем он был и в жизни. Выпускник петербургского Педагогического института, Добролюбов был готов к блестящей деятельности на ниве народного образования и просвещения, много говорил о принципах педагогики, превратив узкую специальную проблему в общезначимую.

Виссариона Белинского

Внук священника и сын лекаря, будущий критик и публицист родился в селе Белыни в Пензенской губернии тридцатого мая (11 июня) 1811 года. Выучив чтение и письмо у местной учительницы, Виссарион Белинский был отправлен обучаться в уездное училище, открывшееся в Чембаре. В 1825-м его перевели в губернскую гимназию, в которой он пробыл три с половиной года, так и не окончив четырехлетнего курса. По словам Белинского, учеба там его не удовлетворяла. Его целью был Московский университет. Исполнить этот замысел будущему русскому мыслителю удалось нелегко. Его отец, вследствие ограниченности денежных средств, не имел возможности содержать своего сына в Москве. Однако юноша был согласен бедствовать, только бы быть студентом. В августе 1829 года его зачислили на словесный факультет и в том же году приняли на казенный счет.

К знаменитому роману «Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев шел через очередную «большую повесть» - «Накануне» (1859, опубликовано в «Русском вестнике» в 1860 году). В романе «Накануне» был уже новый герой – смелый революционер Дмитрий Инсаров, но болгарин, а не русский, и уезжал он бороться за свободу своей родины, а передовая девушка Елена следовала за ним и участвовала в этой вооружённой борьбе с турками. И сами красноречивые названия этой тургеневской книги и посвящённой ей нашумевшей статьи Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?» говорили о напряжённом ожидании в обществе, о близком явлении русского борца и демократа с новыми идеями и методами, способного возглавить прогрессивные силы России, и, прежде всего, её нарождающуюся демократическую интеллигенцию, передовую молодёжь, ее деятелей.

Тургенев-художник увидел, точнее, почувствовал это новое явление и новых людей в русском обществе, предсказал их трудную судьбу. Поэтому его называли писателем-пророком: «Не только он записывал, но предсказывал … погоду и непогоду, бурю и вёдро. Он не был зеркалом отражающим, а был барометром, показателем того, что уже есть , но еще не видимо и не ощутимо, а будет завтра или сегодня вечером… В 1860-61 гг. «нигилист» народился, но еще не определился вполне, когда Тургенев уже … написал Базарова. Зародыш бури уже есть, но ее еще нет для вас…» (Е.А.Салиас). Роман «Отцы и дети» написан в 1861 и напечатан в «Русском вестнике» в 1862 году. Он посвящён памяти Белинского, а само действие романа разворачивается с мая 1859 года. Все эти тщательно подобранные детали в сочетании с чрезвычайно удачным, значимым названием книги имеют глубокий смысл.

Роман «Отцы и дети» написан в 1861 и напечатан в «Русском вестнике» в 1862 году. Он посвящён памяти Белинского, а само действие романа разворачивается с мая 1859 года. Все эти тщательно подобранные детали в сочетании с чрезвычайно удачным, значимым названием книги имеют глубокий смысл.

Отцы – это дворяне, люди 1840-х годов, и сам Тургенев и его друг Герцен в их числе. Дети – новые люди молодого поколения, деятельная и сплочённая вокруг журнала Некрасова «Современник» разночинная интеллигенция, возглавляемая революционными демократами Чернышевским и Добролюбовым. Их духовный отец и учитель – Белинский. Именно в 1859 году оба лагеря окончательно складываются и определяются в своих планах и стремлениях, происходит их неизбежное публичное столкновение, отразившее в критических статьях Чернышевского о повести Тургенева «Ася» и Добролюбова об обломовщине. Тургенев, как и другие выдающиеся писатели, порывает с «Современником» и начинает печататься в консервативном журнале М.Н.Каткова «Русский вестник». Эмигрант Герцен и его лондонская газета «Колокол» выступают против революционных демократов.

Хотя роман Тургенева вышел после крестьянской реформы 1861 года, автор выбирает именно 1859 год для его действия, ибо после реформ революционная партия поняла, что многие её радикальные требования реализованы «сверху» и что благодаря этому прежняя военно-феодальная империя Россия без всяких революций и великих потрясений постепенно превращается в умеренно-конституционное монархическое государство с буржуазной экономикой, судами присяжных, служилой (а не оппозиционной) интеллигенцией, земским самоуправлением и капиталистическим сельским хозяйством без пресловутой «общины». Эпоха Великих Реформ – детище «отцов»-дворян, её делали не питерские чиновники паншины «сверху», а честные помещики лежневы и лаврецкие «снизу», поступаясь ради этого собственными дворянскими интересами.

Чернышевский и его партия не захотели поддержать эти реформы, ибо им нужно было другое – власть, разрушение прежнего государства. Революционерам-«детям» пришлось встать на путь подпольной борьбы, организации пожаров и народных волнений, пропаганды и террора и даже союза с польскими мятежниками, под предлогом борьбы с реакцией бороться с реформами по принципу «Чем хуже, тем лучше», и царь-освободитель Александр II был убит ими в день подписания проекта конституции новой России.

Тургенев не мог и не хотел сделать положительным героем своей книги такого революционного деятеля, хотя впоследствии и посвятил народовольцам и их хождению в народ свой последний роман «Новь» (1876). Антинигилистическую карикатуру на «детей» он также не собирался публиковать под видом романа, ибо был художником и видел в лучших представителях молодёжи здоровую новую силу. Поэтому молодой врач из разночинцев Базаров приезжает в поместье дворян Кирсановых 20 мая 1859 года. Как новый деятель и самобытный характер он уже сложился, но вся его деятельность, научная и общественная, - впереди.

Чрезвычайно важно, что действие «Отцов и детей» происходит не в Петербурге или Москве, оно снова, как и в «Дворянском гнезде», разворачивается во глубине России, в поместьях и губернском городе. Здесь, на первый взгляд, царят те же покой, тихая поэзия природы, высокая былая культура. Однако дворянское гнездо растревожено, упадок и разорение помещиков усилились, крестьяне тоже были неспокойны, настроены против прежних хозяев. Недаром в начале романа сердце окончившего университет молодого помещика Аркадия Кирсанова невольно сжимается при виде унылой картины русской деревенской нищеты, явного отсутствия народного довольства и трудолюбия, требующих решительных преобразований.

К тому же видны все грозные признаки надвигающейся крестьянской реформы, которая, как верно писал Некрасов, ударила одним концом по барину, другим – по мужику. Происходит и социальный, идейный раскол русского общества, причём часть молодых дворян примкнула к революционным демократам, покинула своё служилое и вместе с тем правящее сословие и стала лучшей, наиболее образованной частью передовой интеллигенции, пойдя против своего класса и своего государства (Софья Перовская, одна из убийц царя-освободителя, была дочерью губернатора).

Роман Тургенева уже названием своим показал, что раскол прошёл через основу этого общества – дворянскую семью, для которой и создавалось усилиями многих поколений дворянское гнездо, строилось сословно-крепостническое государство, вырабатывалась высокая культура. В центре «Отцов и детей» - дворянская семья Кирсановых.

«Отцы» - братья Николай и Павел Кирсановы, пытающиеся создать новое гнездо в новом месте и на новых принципах, - как ферму с наёмными работниками. Домашний, семейный Николай воплотил в себе тихую поэзию глубоко штатского дворянского мечтателя с университетским образованием и не чужд новых идей, зато брат его Павел Петрович – в прошлом блестящий гвардейский офицер, известный в светском обществе Петербурга щёголь и «лев» лермонтовского круга (в нём есть черты знаменитого А.А.Столыпина-Монго, родственника и друга Лермонтова, гвардейца и мужественного красавца, прославившегося своими военными подвигами и «романами» и умершего во Флоренции), классический аристократ в безукоризненном костюме и белоснежном накрахмаленном воротничке, чью счастливую судьбу и придворную карьеру сломала несчастная любовь к загадочной красавице. Но по этим очень разным дворянам видно, что их некогда боевое и могучее сословие, отразившее нашествие Наполеона, в эпоху николаевского безвременья утратило жизненные силы, саму цель жизни, светлый и сильный разум, решительность и необходимую для правящего класса беспощадность.

Хотя братьям Кирсановым меньше пятидесяти лет, они не раз названы в романе стариками и даже «старенькими романтиками» (слова Базарова), видно, что они доживают своё, живут воспоминаниями, пытаются защитить своё прошлое, мирное и уютное семейное гнездо, личное благородство, высокие принципы и культуру русского дворянства, многое видят и понимают правильно (тут надо больше внимания обратить на интересные мысли сильно чувствующего красоту поэзии, музыки и природы Николая, заслонённого своим блистательным братом), но не обладают должной силой, энергичным умом и дальновидностью, беспомощны перед надвигающимся великим потрясением.

Не случайно русский дворянин и орловский помещик Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса» . Он же говорил: «Николай Петрович Кирсанов – это я». Значит, автор-дворянин критикует свой слабеющий класс и самого себя, но в то же время его жалеет, боится за него, за его высокую культуру, которую хочет разрушить волевой и мрачный бунтарь Базаров.

Братья Кирсановы – лучшие из дворян, но тем яснее видны их несостоятельность, вялость, слабость. Плохие сельские хозяева, они быстро убеждаются, что без неусыпного жёсткого контроля и ещё более беспощадных наказаний с русским мужиком никакую «ферму» построить нельзя: хитрые и ленивые крестьяне вечно лгут, пьянствуют и устраивают пожары, воруют помещичий лес, дерутся друг с другом, портят дорогие импортные машины, калечат племенной скот, разоряют барские поля. Любые попытки улучшить их жизнь, лечить, просвещать, строить новые светлые дома, больницы и сельские школы наталкиваются на тяжёлое кулацкое недоверие и недоброжелательность. Даже своё долгожданное освобождение от крепостного права мужики воспринимают как редкую возможность пограбить при разделе наивных помещиков и свободу всеобщего пьянства, демагогии и безделья.

К тому же единственный наследник рода, сын Николая Аркадий в городе увлёкся передовыми идеями модного нигилизма, сошёлся в университете с революционно настроенным разночинцами, составлявшими половину русского студенчества. Их и представляет его друг Евгений Васильевич Базаров, окончивший Московский университет по медицинскому факультету и заехавший погостить в имение Кирсановых. Увидев и услышав его, братья изумлённо и горестно воскликнули: «Вот они – наши наследники!» Они поняли: пришёл разрушитель дворянского гнезда, которого им одним не остановить.

Вот эта-то могучая и в то же время трагическая фигура, олицетворяющая собой новую общественную силу, и стала центром романа «Отцы и дети» и главным открытием Тургенева. «Он – в моих глазах – действительно герой нашего времени», - говорил автор. Ради этого героя и написан в первую очередь роман. Всё здесь обращено к Базарову, помогает ему высказаться и определиться как человеку сильному, умному и самобытному, способному решительно и планомерно действовать и изменить впавшую в глубокий социальный и духовный кризис Россию. В людях 1840-х годов видны были рефлексия и раздвоенность (об этом написан тургеневский роман «Рудин»), Базарова отличает какая-то мрачная, грубоватая цельность.

Базарова характеризуют его пренебрежительные слова «Ваш брат, дворянин» и презрительная ответная фраза аристократа Павла Кирсанова «Я не семинарская крыса». Их размежевание и неизбежное столкновение (дуэль) происходят по социальным законам, это борьба сословий, борьба классовая, если угодно. Понятно, что Базаров не один, за ним стоят многочисленные разночинцы, люди нового поколения и взглядов, просто иной культуры, «левые» интеллигенты, презирающие и отрицающие всё наследие русского дворянства как правящего класса и высшего сословия, построенную им государственную систему, империю, крепостничество, нравственные идеалы и принципы, семью, культуру, Пушкина.

Это намеренно резкое, громкое, вызывающее на спор отрицание всех основ русской жизни и есть знаменитый нигилизм 1860-х годов, новая идеология нарождающейся интеллигенции. Но сам Базаров, показывая и признавая себя нигилистом, демонстрирует и свою (и демократического лагеря) положительную программу. Она заключается в отрицании и уничтожении всего старого, организации новых общественных сил для борьбы со старым и построении нового демократического общества, где будут править базаровы. Это не реформы, а революция. «И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером», - писал о нём Тургенев.

Базаров только появился на общественной сцене, только начинает свою деятельность. «Базаров все-таки ещё тип, провозвестник, крупная фигура, одарённая известным обаянием, не лишённая некоторого ореола», - писал о своём «новом деятеле» автор. Он создавал сильный характер. Сразу видно, что Базаров умён, самоуверен и самолюбив, зол, правдив и честен, в глубине души презирает слабых современников, но всегда готов их использовать для реализации своих планов: «Нам других ломать надо!». Это неутомимый труженик, убежденный материалист, практический работник в храме природы, в котором он видит свою личную мастерскую.

По университетской привычке Базаров начинает с науки: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Чувства, красивую и трагическую любовь Павла Кирсанова он презрительно именует «романтизмом, чепухой, гнилью, художеством». Все люди для Базарова просты, как анатомируемые им лягушки, и похожи друг на друга. В этом самоуверенном медике живет большое неуважение к человеку, самобытной личности, для него это лишь человеческий материал. Он жаждет эту личность использовать в своих целях, убедить, заставить действовать, отрицать, ломать: «Исправьте общество, и болезней не будет». Ученый химик словно не видит, что общество уже «исправляли» на все лады тысячу раз, а число страшных болезней лишь прибавляется.

Посвящение романа памяти Белинского не случайно: это духовный отец нашей интеллигенции и учитель Базарова, который с удовольствием цитирует его знаменитое, запретное письмо к Гоголю. Ведь и критик был внуком сельского священника и сыном уездного лекаря. Белинский критиковал Пушкина за «отсталость», делает это и его ученик, за которым скоро последует критик-демократ Д.И.Писарев, кстати, дворянин из хорошей семьи. От великого критика и убежденного атеиста идут и ключевые для понимания Базарова-деятеля и его материалистического миросозерцания слова: «Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть».

Противостоять мощному напору этой сильной грубоватой личности с искренними отрицательными убеждениями, его скептическому уму и воле трудно. Базаров умело вербует сторонников, вокруг него появляется целый демократический кружок, в том числе и такие карикатурные персонажи, как от грибоедовского Репетилова произошедший либеральный болтун Ситников и любой революционно-демократической моде следующая вздорная и неумная «передовая женщина» Евдоксия Кукшина. «Это торжество демократизма над аристократией», - говорил о своем герое Тургенев.

И именно этот персонаж романа вызвал самые яростные споры и обвинения в адрес автора. «Отцы и дети» писала вместе с автором история, сама тогдашняя эпоха русской жизни, и лишь тонкий лирик, помещик и дворянин Тургенев смог понять и выразить её глубинный смысл в художественных образах. Отсюда беспримерный успех тургеневского романа во всех слоях русского читающего общества. Ведь эта уникальная книга оказалась в центре литературной и общественной жизни 60-80-х годов XIX века, была прочитана и обсуждена всеми - от революционных кругов до правительственной верхушки и крайних реакционеров. Причём спор об «Отцах и детях» Тургенева вёлся не только в образованном обществе и журнальной критике, но и в главных тогдашних романах – «Что делать?» Чернышевского и «Бесах» Достоевского.

Дело тут не в спорах, а в самом характере противоположных мнений критики и читателей о тургеневском романе и его главном герое. Консервативные круги считали Базарова апофеозом, оправданием нигилизма и революционеров-демократов, заигрыванием автора «Отцов и детей» с передовой молодежью. Передовые разночинцы из лагеря «Современника» увидели в персонаже тургеневского романа карикатуру на себя и своих вождей. Вот только один намеренно грубый отзыв о тургеневском романе, характерный для радикальной молодежи школы Писарева: «Мы все на Тургенева негодовали, ругали его, на чём свет стоит... В своём новом романе он вполне излил свою старческую злобу на молодое поколение».

Изумленный такой противоречивостью суждений и глубиной читательских заблуждений, автор пытался объясниться: «Знаю одно: никакой предвзятой мысли, никакой тенденции во мне тогда не было… Мне навязывают желание уязвить молодежь карикатурой!» Но Тургенева никто не желал слушать, каждый лагерь говорил и думал своё.

И только потом передовая молодежь признала правду художественного портрета, объективность изображения: достаточно привести отзыв из письма 1862 года А.М.Скабичевского, впоследствии видного либерального критика и историка литературы: «Базаров не есть карикатура; Базаров один из типов современной жизни, весьма метко схваченный, изображённый весьма художественно и глубоко прочувствованный». Стоит напомнить и раннюю, ещё до ссоры писателей, до «Дыма» написанную характеристику Базарова в «Зимних заметках о летних впечатлениях» Достоевского: «С каким спокойным самодовольствием мы отхлестали, например, Тургенева за то, что он осмелился не успокоиться с нами и не удовлетвориться нашими величавыми личностями и отказался принять их за свой идеал, а искал чего-то получше, чем мы... Ну и досталось же ему за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм».

Достоевский точно выбрал ключевое слово – «сердце». Ведь тургеневский Базаров не только суровый могучий борец и смелый мыслитель, но и живой человек со всеми порывами и недостатками. Он упорно выламывается из любых умозрительных схем и теорий, в том числе и своих собственных. Сердце начинало спорить с мыслью. Тургенев о нём тоже говорит: «страстное, грешное, бунтующее сердце». Если бы шла речь об уже сложившемся человеке и деятеле, то он мало интереса представлял бы для романа. Базаров молод и полон сил и планов, он только вступает на путь деятельности и борьбы, его, по словам автора, подхватывает «широкая жизненная волна, непрерывно катящаяся и кругом нас, и в нас самих». Сам автор романа сказал о своём герое: «Образ вышел до того определённый, что немедленно вступил в жизнь и пошёл действовать особняком на свой салтык».

Однако материалистическая философия жизни Базарова основана на механическом, чуждом диалектики позитивизме и потому несравненно беднее самой реальной жизни. Это даже не философия, а практическая идеология, руководство к действию для нарождающейся интеллигенции. А действие пока отрицательное – «ломать».

Здесь молодой русский ум освобождается через отрицание устоявшихся форм жизни, но обретает новые, «демократические» оковы и догмы. К тому же нигилизм – это западничество, отрицающее и порицающее Россию за её отсталость и с тех пор ставшее общим местом интеллигентской идеологии. Он неизбежно задевает национальное чувство, русскую гордость.

И Базаров, как и его предшественник Чацкий, быстро убеждается, что действие рождает противодействие. Не в правительстве и жандармах дело, Базаров понимает всё бессилие власти и дворянства. Его головные теории, волевые методы и вычитанные из чужих умных книг «убеждения» встречают естественное сопротивление самой русской действительности и реальных людей, не желающих жить по теориям и умным книжкам Бокля и Бюхнера, и меняются, неожиданные перемены ждут и самоуверенного Базарова. «Тургенев как бы извлекает своего героя из навязанного им самому себе шаблона и помещает в нормальный мир, где царствует случай», - говорил писатель В.В.Набоков.

Для этого Тургеневым и создан образ Анны Сергеевны Одинцовой, молодой красавицы-вдовы и богатой аристократки, женщины праздной, холодной, но умной и любопытной. Она на мгновение увлеклась Базаровым как человеком сильным и оригинальным, таких она ещё не встречала. Верно заметил об Одинцовой наблюдательный Набоков: «Сквозь грубую наружность ей удаётся разглядеть очарование Базарова». Она им интересуется, спрашивает о его главной цели: «Куда вы идете?» Это именно женское любопытство, а не любовь.

Базаров же, гордый и самоуверенный разночинец, смеявшийся над любовью как над недостойным мужчины и борца романтизмом, испытывает перед уверенной в себе красавицей внутреннее волнение и смущение, сконфужен и, наконец, страстно влюбляется в аристократку Одинцову. Вслушайтесь в слова его вынужденного признания: «Я люблю вас глупо, безумно». Так никогда бы не сказал культурный дворянин, умевший ценить красоту возвышенного любовного чувства, и здесь печальный рыцарь несчастной любви Павел Кирсанов выше и благороднее Базарова, стыдящегося своей любви. Романтизм вернулся и ещё раз доказал свою силу. Сердце одерживает победу над сильным и смелым умом нигилиста. Базаров признаёт теперь, что человек – загадка, его самоуверенность поколеблена. Нигилист и циник вдруг понял, что он не знал сам себя, жаждет большой любви. А сцена его предсмертного прощания с Одинцовой, исповедь Базарова – одна из самых сильных в тургеневском романе.

В этой сцене герой проходит последнее испытание – испытание смертью. Невозможно что-либо добавить к замечательному тургеневскому описанию. Сильный человек умирает мужественно. Но самому Базарову становится ясна вся самоуверенная ограниченность его рассудочного, волевого нигилизма: «Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» Здесь лучше всего видно, что дерзкий бунт молодого интеллигента-нигилиста против жизни (ведь отрицаемые им любовь, семья, поэзия, вера – это формы самой реальной жизни) завершается его поражением.

С неожиданностями сталкивается Базаров и в своём революционном народолюбии. Он хочет освободить крестьян, но в то же время ненавидит их, ибо должен ради них из кожи лезть, бороться, подвергаться опасности при полном равнодушии мужиков к этим попыткам интеллигенции их освободить. Он честно хочет помочь народу: «Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними». Однако русский крестьянин остаётся для Базарова «таинственным незнакомцем». Самое главное здесь - отношение демократа-нигилиста к готовящейся в России крестьянской реформе. Ведь он говорит прямо: «Самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт нам в прок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке».

Революционный разночинец против мирного, постепенного освобождения крестьян «сверху», он хочет толкнуть их на «русский бунт, бессмысленный и беспощадный» (Пушкин). Это любимая идея Чернышевского и Добролюбова, Тургеневу как автору «Современника» и приятелю Некрасова хорошо знакомая. Мужики же не понимают Базарова и исподтишка подсмеиваются над демократом, именуя его барином, как всякого образованного человека. Передовая интеллигенция только появляется, Базаровых, в сущности, мало. И впоследствии их романтически наивное «хождение в народ» с целью распропагандировать крестьян и привлечь их на свою сторону оканчивается полным провалом, о чем написан тургеневский роман «Новь». Прав Павел Петрович: «Посмотрим, как вы будете существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве… вас всего четыре человека с половиною».

Стоит обратить внимание и на развитие характера «дворянчика» (так его иронически называет Базаров) Аркадия Кирсанова. Ведь и оно характеризует главного героя романа. Юноша вначале ученик и последователь Базарова, он самодоволен в своем начётническом прогрессизме и напускном нигилизме настолько, что простодушно советует немолодому отцу поднабраться ума-разума из популярной немецкой брошюрки, снисходительно называет его и дядю отсталыми, отставными людьми. Но, попав в родное гнездо и с болью в сердце увидев его упадок и разорение, этот опростившийся дворянин меняется, умнеет, начинает жить воспоминаниями детства, коренными принципами семьи и своего благородного сословия, постепенно понимает и начинает сильнее любить отца и дядю, с понятной обидой видит деспотизм и скрытое неуважение к нему Базарова.

Мягкий и добрый дворянин и помещик Аркадий возвращается в своё сословие и культуру, навсегда покидая апостола нигилизма и бывшего друга в его мрачных метаниях и тяжелых сомнениях. Нигилизм, кружковая ослеплённость «левой» интеллигенции, радикальные идеи революционных демократов – не его сердечные, выстраданные мысли, это молодое, временное и наносное, очередная мода для кукшиных и ситниковых. Он понимает это вовремя, а не на эшафоте или на каторге, как то было потом со многими революционерами из дворян. Поэтому он выбирает традиционный путь: любовь, брак, семья, заботы об имении и отце. В будущем Аркадий Кирсанов, видимо, пополнит ряды практических русских деятелей, новых лаврецких, на которых так надеялся Тургенев.

И, наконец, Базаров показан через своё отношение к матери и отцу, самым близким людям. По-своему он их любит, но отношение его к простым и добрым старикам, чья жизнь вся сосредоточилась в единственном сыне, бездушно и жестоко (он, несколько лет не быв дома, спокойно гостит в чужом имении, едет в город и к Одинцовой), и никакие прогрессивные идеи не могут этого объяснить и оправдать. Более того, невольно выявляется бесчеловечность самих этих идей. Ведь Базаров ничего не может ответить старой любящей матери, в печальных глазах которой застыл «смиренный укор» сыну-революционеру.

Портрет нового поколения русской интеллигенции и его типичного представителя в «Отцах и детях» получился вполне объективный и подвижный. Ясен и вывод Тургенева – «Ни отцы, ни дети». Это-то как раз и не понравилось передовой молодежи, которая сразу уловила здесь критические интонации и не очень радужные предсказания своего будущего. Однако и Тургенев имел право сказать о Базарове: «Это самая симпатичная из всех моих фигур». Его роман куда богаче и умнее любого памфлета или восхваления и потому стал подлинно художественной книгой на все времена. Сам автор «Отцов и детей», выслушав самые разные и резкие суждения о романе, так высказался о своём методе художественной оценки эпохи и её деятелей и об откликах на эту оценку: «Наши любители свободы не допускают свободного отношения к сюжетам и типам. Объективность для них - тоже обида. Отнесись к их героям объективно - они тебя и «заругают». Сказал Тургенев и о критике и критиках: «Критика наша, особенно в последнее время, не может предъявить притязания на непогрешимость, – и тот писатель, который слушается её одной , подвергается опасности испортить своё дарование».

Спор о Базарове показал, что весь накал страстей вызван именно объективной художественной характеристикой этого незаурядного человека, сочетавшего в себе волевое, героическое начало с несомненным трагизмом. Дело было, понятно, не только в Базарове. Речь шла о целой эпохе русской жизни, путях и судьбах дворянства и интеллигенции, о передовом поколении, его деятелях, очерченных в «Отцах и детях».

Сам Тургенев так выразил суть своего метода: «...Художественное воспроизведение - если оно удалось - злее самой злой сатиры». Потому-то его гениальные «художественные воспроизведения», равно далекие и от карикатуры, и от апофеоза, появлявшиеся в переломные моменты исторического развития и неизменно дававшие точную картину этих моментов, не были поняты и приняты враждующими группировками русского общественного движения, ибо каждая группировка желала видеть в этом писателе союзника и не могла принять его проницательных критических высказываний о её характере, возможностях и судьбе. Им всем не нужна была тургеневская реальная правда, которой и сегодня восхищаются читатели.

Тем не менее, созданный Тургеневым тип социально-психологического романа оказал немалое влияние на развитие общественной и литературной жизни России. Его «художественные воспроизведения» были настолько точны, выпуклы и реальны, что им сразу верили и начинали подражать. Романы эти в то же время были лирическими, музыкальными, запечатлели сильные подлинные чувства, увлекали читателя. Созданные Тургеневым характеры зажили своей жизнью в мире социальных и литературных идей и перешли в обыденную действительность, с лёгкостью заменяя портреты реальных людей. Это первая глава художественной и потому правдивой истории русской интеллигенции. Именно поэтому «Отцы и дети» Тургенева противостоят в нашей классической литературе идеологическому роману публициста Чернышевского «Что делать?».

© Vsevolod Sakharov . All rights reserved.

Творчество И.С. Тургенева стало огромным вкладом в развитие русской литературы. Многие его произведения хорошо знакомы читателям разных возрастов. Но самым популярным был и остается роман Тургенева «Отцы и дети», который стал ответом на многие вопросы современности писателя. История создания романа «Отцы и дети» началась в 1860 году, с замысла, посетившего Ивана Сергеевича.

Начальный этап

Мысли о создании нового произведения, описывающего окружающую действительность, возникли у Тургенева, когда он находился в Англии на острове Уайт. Тогда он задумывает крупную повесть, героем которой должен стать молодой врач. Прототипом Базарова стал случайно встреченный Тургеневым во время путешествия по железной дороге молодой доктор. В нем он увидел зачатки нигилизма, только зарождавшегося в то время. Это поразило Ивана Сергеевича. Он был просто очарован воззрениями этого юноши.

Начало работы

Непосредственно к началу работы Тургенев приступает в 1860 году. Он уезжает вместе с дочерью в Париж, обосновывается там и планирует в сжатые сроки закончить работу с новым произведением. В течение первого года работы над «Отцами и детьми» писатель заканчивает первую половину романа. Он чувствует огромное удовлетворение от своей работы. Его безумно привлекает образ Евгения Базарова. Но со временем он чувствует, что не может более работать в Париже. Писатель возвращается на родину.

Завершение романа

Возвращение в Россию дает Тургеневу возможность окунуться в атмосферу современных общественных движений. Это помогает ему завершить роман. Незадолго да конца работы над «Отцами и детьми» в России происходит знаменательное событие – отмена крепостного права. Последние главы произведения дописываются Иваном Сергеевичем в родном селе Спасском.

Первые публикации и споры

Впервые «Отцы и дети» явились миру на страницах популярного литературного издания «Русский вестник». Как и опасался Тургенев, неоднозначный образ Базарова вызвал бурную реакцию в литературных кругах. Его обсуждение порождало массу споров в печати. Множество великолепных критиков посвящали свои статьи разбору идейного содержания романа и характеристике главного героя. Появление нового образа, отрицающего все привычное и прекрасное, стало своеобразным гимном молодому нигилистическому течению.

Последняя редакция романа

После появления романа в «Русском вестнике» Тургенев занимается небольшой переработкой текста произведения. Он сглаживает некоторые особо резкие черты характера главного героя, и делает образ Базарова более привлекательным, чем в первоначальном варианте. Осенью 1862 года в печать выходит отредактированная версия романа. На титульной странице стоит посвящение Виссариону Григорьевичу Белинскому. Тургенев и Белинский были очень близкими друзьями, и благодаря влиянию Виссариона Григорьевича формировались некоторые общественные взгляды Ивана Сергеевича.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» стал уникальным произведением, отразившим вечное противостояние двух поколений не только в рамках отдельно взятого семейства, но и на уровне общественно-политической жизни целой страны.




Top