Человек который не знает свою историю. Мотомарш «Дороги Победы – на Берлин»: народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего

Красивая фраза, не правда ли? Хлесткая, очень задевающая и кажущаяся совершенно бесспорной. А если попытаться отрешиться от красоты написанного и просто проанализировать смыслы, в ней заложенные? Мне показалось, что подобный анализ столь положительного крылатого выражения будет полезен и мне и читателям, когда я попытался узнать о ее происхождении. 😊

Начнем с происхождения цитаты. Как водится, это крылатое выражение приписывается всем, кому не лень: древним грекам , Черчиллю , Ломоносову и еще массе других известных лиц. А ведь уже это говорит о ее ценности в манипулятивном смысле (иначе бы ее значимость не пытались усилить еще и весом личности, якобы ее произнесшей).

Все варианты, кроме Ломоносова я даже не буду рассматривать глубже и подробнее, кроме упоминания о них. А вот на ломоносовском «следе» остановиться просто необходимо. Оттолкнемся от фактологии, упомянутой

Детали этой истории, как в зеркале отражают проблемы с так называемым традиционным историческим «знанием». В тексте выделения отдельных фраз проделаны мною.

Что касается происхождения этой цитаты, то конкретных документов, подписанных М.В. Ломоносовым, содержащих именно эту фразу, к сожалению, не сохранилось . А предыстория здесь следующая. В 1749-1750 годах Ломоносов резко выступил против новой в то время версии русской истории , создаваемой академиками Г. Миллером и И. Байером. Он подверг публичной критике и диссертацию Миллера «О происхождении имени и народа российского», и дал уничтожающую характеристику трудов Байера по русской истории.

C этого времени занятия вопросами российской истории стали для Ломоносова такой же необходимостью, как и занятия естественными науками. В переписке с И.И. Шуваловым (куратором Московского университета) он упоминал свои работы «Описание самозванцев и стрелецких бунтов», «О состоянии России во время царствования государя царя Михаила Фёдоровича», «Сокращённое описание дел государевых», «Записки о трудах монарха», но наиболее известным его трудом стала «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава Первого или до 1054 года, сочиненная Михайлом Ломоносовым, статским советником, профессором химии и членом Санкт-Петербургской Императорской и Королевской шведской академий наук» (полное название).

Однако ни упомянутых трудов, ни других многочисленных документов , которые Ломоносов намеревался опубликовать в виде примечаний, ни подготовительных материалов, ни рукописей 2-й и 3-й частей I тома «Древней Российской истории» до нас не дошло. Они были конфискованы после смерти великого ученого в 1765 году и исчезли бесследно . Только 1-я часть первого тома всё же была издана в 1772 году.

Добавлю к написанному автором, что разборкой документов, оставшихся от Ломоносова, и корректировкой для печати его трудов занимались именно противники Ломоносова, позицию которых он и критиковал… Как говорится, сразу становится ясным, почему не сохранились эти его работы. Потому что они противоречили той исторической доктрине (призвание варягов на не способную к самостоятельному управлению Русь), которая навязывалась новой российской академией, состоящей практически полностью из вновь прибывших в Россию немцев (в смысле европейцев), не очень хорошо даже владевших русским языком.

Интересно, почему никого не удивляет поголовный «немецкий» состав русской академии. Нельзя ли предположить, что такая ситуация была вызвана «оккупацией», к примеру? Или такие предположения кажутся совершенно не возможными? А разве нельзя называть оккупацией ситуацию РФ в 90е, когда наше руководство чуть менее, чем полностью, управлялось советниками из США? Мы почему то совершенно спокойно воспринимаем тезис, что свердловские или питерские захватили все руководящие высоты тогда, когда их руководитель пересел в кремлевское кресло. Но отказываемся считать оккупацией положение,когда истинный руководитель скрывается в тени марионетки?

Можно из этого абзаца выудить и еще один важный факт, мимо которого не интересующийся историей спокойно пройдет. Почему-то в столь просвещенный век и при наличии печати не удалось сохранить труды нашего великого соотечественника, даже несмотря на то, что он был признанным авторитетом и академиком. Ну, что же вы не иронизируете и не смеетесь по этому поводу, господа сторонники традиционной версии истории? Вы же утверждаете невозможность уничтожения всего корпуса документов через подлоги, искажения и уничтожения неугодных трудов даже в более древние времена отсутствия больших тиражей и поголовной грамотности населения. А где же тогда все те труды Ломоносова и авторов, на которые ссылается Ломоносов и его предшественники, сторонники альтернативной политической версии русской истории? Или исчезновение всех неугодных в политическом и историческом смысле документов середины 18 века – единичный случай, а выпущенные под редакцией противников Ломоносова труды можно считать его трудами? 😊

Я не буду приводить другие примеры подобного. Отошлю вас только в современность, когда ученые историки Украины и других осколков СССР или Российской империи совершенно тенденциозно перевирают ближайшее прошлое, которое дано нам даже не в документах, а в личном опыте… Интересно, какой «краткий курс» изучают школьники там и будут ли они иметь будущее? Найдут ли потомки «голодомор» и «холокост» в интерпретации заинтересованных политических сил или все же мы сумеем увидеть реальность того времени в не искаженном виде?

А может, отсутствия документов у ВАДА, при наличии отдельных случаев задокументированного применения допинга в РФ, совершенно достаточно для обвинения нашей страны в наличии у нее государственной программы допинга? Ведь оказалось достаточным свидетельских показаний заинтересованных лиц для обвинения немцев в наличии госпрограммы уничтожения евреев, не смотря на отсутствие подтверждающих немецких государственных документов? Замени дискриминация, «выдавливание из страны» на слово «уничтожение» и ситуация меняется до неузнаваемости. Укажи, что в концлагерях людей «уничтожали», а не то, что людей там нещадно эксплуатировали в неимоверно тяжелых условиях, и миллионы работавших в концлагерях превращаются в миллионы уничтоженных. Политика – грязное дело. И геббельсовские методы использовались и используются не только гитлеровской пропагандой. Но мои параллели кому-то могут показаться слишком натянутыми и далеко идущими…

Вынужден в очередной раз констатировать причину любви любой власти к сотрудникам искусства, коими являются писатели, актеры и вся творческая «тилихенция» в целом и в частности: владение словом – страшная сила. Вот и кормит хорошо любая власть тех, кто за мзду малую, продает свое умение по владению словом или голосом, потому что народ сильно реагирует на красивое словцо, а умельцы легко могут белое выдать за черное и наоборот. В большинстве случаев красивые и броские фразы вообще не имеют глубокого смысла, кроме манипулятивно-поверхностного, потому что красотой фразы отсекается критичность восприятия текста. Точно так же, как красота голоса и владение им, позволяет совершенно отключить анализ песенных текстов в голове слушателя, очень сильно задевая другие отделы мозга. Именно поэтому слушатели великих битлов (и не только их) предпочитают не замечать убогость многих текстов их песен.

А теперь, давайте посмотрим пристальнее на эту крылатую убойную фразу «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Сначала попытаемся приглядеться к слову «народ». Когда народ вообще что-то узнал про историю? Совсем и недавно. До той самой Советской власти подавляющее большинство народа просто не имело представления об истории, т.к. и в школах то не обучалось. И никакой истории не преподавалось и в церковно-приходских школах. Закон божий, арифметика и азбука в лучшем случае. Значит, тот кто говорил про народ, имел в виду лишь очень небольшую его часть? Но тогда и смысл фразы полностью пропадает, потому что подавляющая часть народа в реальном смысле этого слова жила и живет даже сегодня, не зная своего прошлого. А как же тогда быть с фразой о мудрости народной? Получается, что и без знания своего прошлого народ способен прозреть будущее? Или не способен? А достаточно ли знать свою историю, чтобы понимать будущее, которое зависит уж точно не только от тебя? Получается, что надо иметь широкое представление об истории человечества, чтобы понять, что может случиться с тобой в будущем. Получается, что надо учиться, учиться и еще раз учиться, как бы это кому-то не казалось странным и несвоевременным.

Или мы под словом "народ" должны понимать жителей какой-то территории? Но тогда совсем недалеко до украинской или грузинской истории со всеми вытекающими,в том числе, и расистскими или западоцентричными "историями".

А на сегодня история в главном своем для народа – боевая манипулятивная легенда, которой власть патриотично пытается направить свою паству в направлении, ей выгодном.

А Советская власть, что ей и ставят в заслугу сторонники коммунизма, всемерно повышала широту образования населения, именно понимая, что необразованный человек значительно легче подвержен манипуляции. И такому человеку достаточно легко объяснить, что иметь «потреблятское» будущее, к примеру, - это и есть народная вековая мечта…

Но воспитание человека – очень длительная процедура, которая протекает у личности, подверженной и другим влияниям. Ну, приблизительно как город Москва нельзя сегодня начать строить с нуля снеся всю историческую застройку. Или можно, как это было с Парижем в конце 19 века, что и придало ему определенный современный колорит. Правда никто не вспоминает при этом, что «мир был разрушен до основания», а затем, фактически, построен новый Париж… Это советская власть, снося что-то, рушила "исторические ценности", в отличие от капиталистической французской. А у современных не очень образованных людей, все - даже наоборот: ездят туристы смотреть на парижскую красоту, не задумываясь совершенно о вот такой подробности. 😊

Научный взгляд на любую проблему (в том числе историческую) обязательно содержит такую характеристику, как время. В данном случае надо понимать, что народ и человечество в целом находятся на пути, находятся в постоянном изменении и развитии. Сегодняшний человек совершенно не похож на человека столетней давности в установках и развитии. То, что казалось вопиющей мерзостью буквально несколько десятков лет назад, сегодня воспринимается как вполне допустимая норма. Как же мы пытаемся судить о прошлом с позиций сегодняшнего дня, а не с позиций, например, морали начала ВОВ? Или о подвижках в стиле окон Овертона принято рассуждать только в других темах?

Гитлеровские врачи были поражены уровнем невинности среди девушек, привезенных на работу в Германию из СССР. Им в голову вбили, что там живут животные, а на поверку почти все молодые девушки оказались девственницами, что совершенно противоречило распространенным в Германии представлениям об этих «русских свиньях». Попробуйте осознать этот факт, чтобы сопоставить его с сегодняшними нравами и попробовать предположить, как бы к современному поведению отнеслись в те времена ваши же предки. В советское время в 70е факт беременности одной школьницы в городе под 200 тысяч населения вызывал фурор и обсуждение на самом высоком уровне.

Почему же современный человек не пытается учитывать эту разницу в восприятии мира и правилах жизни, когда ему подсовывают байки или документы без пояснения контекстного восприятия про "страшную кровавость" сталинского режима? Потому что большинство людей сегодня плохо представляют себе, как можно и должно сравнивать поступки и события совершенно разных эпох.

Не очень хорошее знание своей истории советскими людьми, в частности, привело к развалу СССР. В этом смысле крылатая фраза вполне себе сработала. Хотелось бы, чтобы в 21м веке люди таки поняли эту крылатую фразу диалектически и в научном смысле… 😊

Особенно это бросается в глаза при обсуждении легендарной и непростой эпохи правления царя Ивана Грозного, и наглядный пример того приведен в статье на сайте «URA.RU» (http://ura.ru/content/chel/05-06-2013/news/1052158993.html):

Примеры высказываний детей:

  • «Иван Грозный стоял на самой низкой ступени человеческого развития».
  • «Среди опричников Иван Грозный имел авторитет. Остальные относились к нему, как к психу».
  • «Опричники Ивана Грозного были как анархисты на службе у государства».
  • «Иван Грозный не позволял народу вести девиантный образ жизни».
  • «При Иване Грозном на Болотной площади рубили головы, а не орали, что попало».
  • «Сталин мог бы выиграть Ливонскую войну. Иван Грозный все-таки был не Сталин».
  • «Иван Грозный любил духовность, что не мешало ему поджаривать новгородцев на кострищах».
  • «При Иване Грозном никого не спас бы и философский пароход».
  • «Иван IV с детства не любил людей, из-за чего случались массовые казни».
  • «Лучшие умы отрубил палач Скуратов».
  • «Современные милиционеры обижаются, когда их называют опричниками. Мой папа-милиционер бьет таким морду».
  • «Кто не любил работать шел в опричники».
  • «Опричники помогли Ивану Грозному укрепить рубль».
  • «В Сибирь опричники не полезли, послали туда казаков».
  • «Опричникам мы обязаны присоединением Сибири».
  • «Иван Грозный после всего попробовал заставить опричников заниматься сельским хозяйством. Но ничего не получилось. Они не хотели трудиться. Пришлось их тоже убить».
  • «Иван Грозный это создатель тоталитаризма».
  • «Иван Грозный запретил все газеты».
  • «Царь положил конец боярскому беспределу, кого не убил того выгнал».
  • «Иван Грозный был враг стабильности. Его враг Курбский, впрочем, тоже».
  • «Иван Грозный разделил страну на зону террора и зону безвластия».
  • «При Иване Грозном бояре нервничали, им было действительно страшно».
  • «При Грозном происходила гибель больших масс боярского населения».
  • «Покорность народа при Иване IV выросла, но кому от этого легче, если каждую ночь снятся кровавые мальчики».
  • «При Иване Грозном военные могли хорошо зарабатывать».

Уважаемые родители!

Великий российский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»*. Действительно, у нас не сможет сложиться нормальное будущее, если мы свою российскую историю будем считать только чередованием кровавых и жестоких событий, а большинство своих правителей из прошлого считать исключительно «палачами и душителями свободы».

Безусловно, во многом «каша» в головах наших детей обусловлена снижением качества преподавания отечественной истории в школах, но присутствует и другой немаловажный фактор – это пассивность родителей в этой важнейшей сфере знаний. Необходимо и важно и самим родителям изучать историю своей Родины, доводя её потом до своих детей в доступном и популярном виде.

На нашем сайте в разделе «Ребятам об истории России» регулярно публикуются различные материалы, есть и об Иване Грозном, но для того чтобы правление Ивана не замыкалось в вашем сознании только введением опричнины и репрессиями против бояр, предлагаем для сведения краткий перечень его нововведений.

Итак, за время правления Ивана Грозного на Руси произошли следующие нововведения и события:

  • введен суд присяжных;
  • появилось бесплатное начальное образование (церковно-приходские школы);
  • введен медицинский карантин на границах;
  • появилось местное выборное самоуправление вместо воевод;
  • впервые создана регулярная армия (первая в мире военная форма появилась у стрельцов);
  • остановлены татарские набеги из Крыма (после его гибели набеги приобрели прежние масштабы – ежегодно десятки и сотни тысяч людей уводились в рабство);
  • пресечено пиратство «воровских казаков» на средней и нижней Волге;
  • установлено равенство между всеми слоями населения (крепостничество в то время на Руси не существовало: крестьянине обязаны были сидеть на земле, пока не заплатят за ее аренду, а дети их считались свободными от рождения);
  • запрещен рабский труд (судебник Ивана Грозного);
  • введена государственная монополия на торговлю пушниной;
  • территория страны увеличена в 30 раз (Прибалтика, Казань, Астрахань, Сибирь, Дикое поле, Дон);
  • эмиграция населения из Европы превысила 30 тысяч семей (тем, кто селился вдоль Засечной черты, выплачивались подъемные 5 руб. на семью);
  • рост благосостояния населения (и выплачиваемых налогов) за время царствования составил несколько тысяч процентов;
  • за все время царствования (четверть века) не было ни одного казненного без суда и следствия, общее число «репрессированных» составило от 3-х до 4-х тысяч человек (!!!).

Что касается репрессий и человеческих жертв, том же XVI веке в Западной Европе:

  • инквизиция осудила на смерть и казнила 25 тыс. жителей Нидерландов;
  • в Германии при Карле V было казнено около 100 тыс. человек;
  • в Англии при Генрихе VIII за 14 лет было повешено 72 тыс. человек:
  • в Англии с 1558 года по 1603 при Елизавете казнили 89 тыс. человек;
  • Варфоломеевская ночь во Франции унесла жизни 20 тыс. протестантов-гугенотов (за это Римский папа наградил отличившихся специальной медалью).

* Примечание к цитате

Что касается происхождения этой цитаты, то конкретных документов, подписанных М.В. Ломоносовым, содержащих именно эту фразу, к сожалению, не сохранилось. А предыстория здесь следующая. В 1749-1750 годах Ломоносов резко выступил против новой в то время версии русской истории, создаваемой академиками Г. Миллером и И. Байером. Он подверг публичной критике и диссертацию Миллера «О происхождении имени и народа российского», и дал уничтожающую характеристику трудов Байера по русской истории.

C этого времени занятия вопросами российской истории стали для Ломоносова такой же необходимостью, как и занятия естественными науками. В переписке с И.И. Шуваловым (куратором Московского университета) он упоминал свои работы «Описание самозванцев и стрелецких бунтов», «О состоянии России во время царствования государя царя Михаила Фёдоровича», «Сокращённое описание дел государевых», «Записки о трудах монарха», но наиболее известным его трудом стала «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава Первого или до 1054 года, сочиненная Михайлом Ломоносовым, статским советником, профессором химии и членом Санкт-Петербургской Императорской и Королевской шведской академий наук» (полное название).

Однако ни упомянутых трудов, ни других многочисленных документов, которые Ломоносов намеревался опубликовать в виде примечаний, ни подготовительных материалов, ни рукописей 2-й и 3-й частей I тома «Древней Российской истории» до нас не дошло. Они были конфискованы после смерти великого ученого в 1765 году и исчезли бесследно. Только 1-я часть первого тома всё же была издана в 1772 году.

В советское время 1-я часть I тома «Древней Российской истории» издана в Полном Собрании Сочинений М.В. Ломоносова (т.6, Издательство Академии Наук СССР, Москва, Ленинград, 1952).

Именно поэтому знаменитое высказывание М.В. Ломоносова стало расходиться в российском обществе в фольклорном варианте, дойдя так и до наших дней.

P.S. Поскольку данная статья вызвала большой интерес у читателей, только в 2014 году её прочитали более 3-х тысяч посетителей сайта, редакция посчитала возможным добавить к ней дополнительно интересный материал, касающихся двух легендарных исторических личностей России – Ивана Грозного и Иосифа Сталина, опубликованный 3 января на сайте информационного центра «AfterShock» автором «Солидарный» (первоисточник http://aftershock.su/?q=node/278741).

Сталин о Грозном

На АШ (AfterShock) нашёл лишь пару предложений отсюда. Считаю, что эти высказывания И.В.Сталина о царе Иване IV должны быть на ресурсе – они ни на каплю не потеряли своей актуальности.

Выступление на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б) по вопросу о кинофильме “Большая жизнь”

«Или другой фильм - «Иван Грозный» Эйзенштейна, вторая серия. Не знаю, видел ли кто его, я смотрел, - омерзительная штука! Человек совершенно отвлекся от истории. Изобразил опричников, как последних паршивцев, дегенератов, что-то вроде американского Ку-Клукс-Клана. Эйзенштейн не понял того, что войска опричнины были прогрессивными войсками, на которые опирался Иван Грозный, чтобы собрать Россию в одно централизованное государство, против феодальных князей, которые хотели раздробить и ослабить его. У Эйзенштейна старое отношение к опричнине. Отношение старых историков к опричнине было грубо отрицательным, потому что репрессии Грозного они расценивали, как репрессии Николая Второго, и совершенно отвлекались от исторической обстановки, в которой это происходило.

В наше время другой взгляд на опричнину. Россия, раздробленная на феодальные княжества, т.е. на несколько государств, должна была объединиться, если не хотела подпасть под татарское иго второй раз. Это ясно для всякого и для Эйзенштейна должно было быть ясно. Эйзенштейн не может не знать этого, потому что есть соответствующая литература, а он изобразил каких-то дегенератов. Иван Грозный был человеком с волей, с характером, а у Эйзенштейна он какой-то безвольный Гамлет. Это уже формалистика. Какое нам дело до формализма, - вы нам дайте историческую правду. Изучение требует терпения, а у некоторых постановщиков не хватает терпения и поэтому они соединяют все воедино и преподносят фильм: вот вам, «глотайте», - тем более, что на нем марка Эйзенштейна. Как же научить людей относиться добросовестно к своим обязанностям и к интересам зрителей и государства? Ведь мы хотим воспитывать молодежь на правде, а не на том, чтобы искажать правду».

Запись беседы с С.М. Эйзенштейном и Н.К. Черкасовым по поводу фильма “Иван Грозный”

Сталин. Вы историю изучали?

Эйзенштейн. Более или менее…

Сталин. Более или менее?.. Я тоже немножко знаком с историей. У вас неправильно показана опричнина. Опричнина - это королевское войско. В отличие от феодальной армии, которая могла в любой момент сворачивать свои знамена и уходить с войны, - образовалась регулярная армия, прогрессивная армия. У вас опричники показаны, как ку-клус-клан.

Эйзенштейн сказал, что они одеты в белые колпаки, а у нас - в черные.

Молотов. Это принципиальной разницы не составляет.

Сталин. Царь у вас получился нерешительный, похожий на Гамлета. Все ему подсказывают, что надо делать, а не он сам принимает решения… Царь Иван был великий и мудрый правитель, и если его сравнить с Людовиком XI (вы читали о Людовике XI, который готовил абсолютизм для Людовика XIV?), то Иван Грозный по отношению к Людовику на десятом небе. Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал, ограждая страну от проникновения иностранного влияния. В показе Ивана Грозного в таком направлении были допущены отклонения и неправильности. Петр I - тоже великий государь, но он слишком либерально относился к иностранцам, слишком раскрыл ворота и допустил иностранное влияние в страну, допустив онемечивание России. Еще больше допустила его Екатерина. И дальше. Разве двор Александра I был русским двором? Разве двор Николая I был русским двором? Нет. Это были немецкие дворы.

Замечательным мероприятием Ивана Грозного было то, что он первый ввел государственную монополию внешней торговли. Иван Грозный был первый, кто ее ввел, Ленин - второй.

Жданов. Эйзенштейновский Иван Грозный получился неврастеником.

Молотов. Вообще сделан упор на психологизм, на чрезмерное подчеркивание внутренних психологических противоречий и личных переживаний.

Сталин. Нужно показывать исторические фигуры правильно по стилю. Так, например, в первой серии не верно, что Иван Грозный так долго целуется с женой. В те времена это не допускалось.

Жданов. Картина сделана в византийском уклоне, и там тоже это не практиковалось.

Молотов. Вторая серия очень зажата сводами, подвалами, нет свежего воздуха, нет шири Москвы, нет показа народа. Можно показывать разговоры, можно показывать репрессии, но не только это.

Сталин.
Иван Грозный был очень жестоким. Показывать, что он был жестоким можно, но нужно показать, почему необходимо быть жестоким. Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять боярских семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени. А Иван Грозный кого-нибудь казнил и потом долго каялся и молился. Бог ему в этом деле мешал… Нужно было быть еще решительнее.

Многие люди считают историю не очень важной, второстепенной наукой, к изучению которой можно относиться не очень серьезно.как минимум для того, чтобы извлекать уроки из прошлого. Без знания прошлого, нельзя понять настоящего. Как можно осмыслить картину происходящих перемен, если не знаешь факторов, которые привели этому. Как можно называть себя гражданином своей страны, когда не знаешь условий ее создания. Поэтому изучение истории это познание себя самого, своего «я» и своих корней.


Сегодня мэр Москвы Сергей Собянин и патриарх Московский и всея Руси Кирилл открыли популярные мультимедийные выставки «Рюриковичи» и «Романовы». Эта уникальная мультимедийная площадка позволит прикоснуться к удивительному и неповторимому миру русской истории. Исторический парк расположен в возрожденном по решению Правительства Москвы павильоне легендарной ВДНХ. Материалы экспозиций цикла «Моя история» занимают более 22 000 квадратных метров и расположены на 2-х ярусах павильона.

По словам Сергея Собянина, в ближайшие годы на ВДНХ будет создан крупнейший в Москве музейный квартал, который помимо музея "Россия - моя история" будет включать музеи космоса и авиации, атомной промышленности, кино, экспозицию "РОСИЗО", музей искусств народов Востока, выставочный центр, национальные павильоны и другие музеи.

В музее работают мультимедийные лектории - 5 аудиторий по 20-50 мест, кинотеатр, конференц-зал, книжный магазин

Создатели парка — историки, художники, кинематографисты, дизайнеры и специалисты по компьютерной графике — сделали все, чтобы российская история перешла из категории черно-белого учебника в яркое, увлекательное и вместе с тем объективное повествование.

Со стен на вас смотрят цари и императрицы

Над созданием парка работали историки, художники, кинематографы, дизайнеры, специалисты по компьютерной графике. И чего здесь только нет.Сенсорные столы и экраны, кинотеатры, коллажи и проекторы - и вот уже черно-белые страницы учебника превращаются в красочное действо. Одним словом, самый современный музей.

Тут даже Путин есть, заметили на верхнем фото?

Приглушенный свет

Каждая эпоха выделена своим цветом

Первые посетители - студенты и школьники

Есть здесь даже музей русской трапезы «Вкусная история России: от Рюрика до наших дней» - будем знать все о почках заячьих верченных и икре заморской, баклажанной.

картошечку я бы съел)


Выставка работает каждый день с 11 утра и до 10 вечера. Места хватит - в павильоне одновременно могут разместиться до 5 тысяч человек.

22 апреля стартует ежегодный международный мотомарш «Дороги Победы - на Берлин» , который по традиции завершится 9 Мая посещением Мемориального комплекса в Трептов парке, на территории которого погребено более 7000 советских солдат, и возложением цветов к подножию памятника Воину-Освободителю. Мотомарш «Дороги Победы» посвящен 73-й годовщине Победы над фашизмом и направлен на сохранение исторической правды о подвиге советских солдат. На протяжении всего маршрута участники марша посетят места сражений ВОВ, воинские мемориалы и захоронения, примут участие в патриотических мероприятиях, приуроченных ко Дню Победы, и почтут память Героев ВОВ.

В пятницу, 6 апреля, в пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция, на которой главный советник Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД РФ Сергей Морозов, Президент Всероссийского мотоклуба «Ночные Волки» Александр Хирург Залдастанов, Президент отделения «Дороги Победы» Андрей Бобровский и представители других отделений мотоклуба рассказали об особенностях предстоящего пробега.

Главный советник Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД РФ Сергей Морозов заявил, что в виду постоянно предпринимаемых в мировом сообществе попыток искажения исторических фактов, переписывания истории, умаления значения Великой Победы и дискредитации подвига советского народа в годы ВОВ, ежегодное мероприятие мотоклуба имеет особую значимость. Сергей Морозов рассказал о многолетнем положительном опыте сотрудничества с мотоклубом «Ночные Волки», а также отметил, что все препятствия проведению мотомарша «Дороги Победы» из года в год возникают исключительно со стороны Польши.

«Польская сторона ни разу не выдала официального разрешения на проезд российских участников. В 2015 году на соответствующую ноту протеста Посольства России из МИД Польши пришел отказ под формальным предлогом. В 2016 году проезд российским мотоциклистам через Польшу был запрещен без объяснения причины. В 2017 году российские участники даже не стали пытаться въезжать в эту страну. А один из российских участников мотомарша, обнаруженный польской полицией на территории государства, был задержан и депортирован с аннулированием ранее выданной ему шенгенской визы, - сказал Сергей Морозов.

Главный советник Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД РФ Сергей Морозов

Морозов заявил, что считает действия польских властей в отношении участников пробега «Дороги Победы» совершенно несправедливыми, и подчеркнул, что в отличие от Польши Россия всегда оказывала содействие и помощь польским мотоциклистам во время проводимого ими пробега «Катынский рейд».

(Примечание: Мотопробег «Катынский рейд» проводится одноименным польским мотоклубом на протяжении 17-ти лет в память о жертвах катынской трагедии. В рамках данного пробега мотоциклисты посещают значимые для поляков и россиян места памяти, возлагают цветы к мемориалам, зажигают свечи. В 2015 и 2016 годах президент мотоклуба «Катынский рейд» Виктор Венгжин (скончался 17.01.2017) и его мотоциклисты стали одной из немногих общественных организаций в Польше, выступивших в защиту участников пробегов «Дороги Победы - на Берлин», организованных Всероссийским мотоклубом «Ночные волки», после того как польские власти приняли решение не пускать россиян в страну под предлогом «обеспечения безопасности». В беседе с корреспондентом ТАСС Виктор Венгжин назвал решение властей Польши это решение «постыдным». Тогда польские мотоциклисты в знак солидарности совершили мотопробег за своих российских товарищей, пройдя по Европе маршрутом Ночных волков, зажигая памятные свечи и возлагая венки у памятников павших при освобождении Польши советских солдат.)

Президент Всероссийского мотоклуба «Ночные Волки» Александр Хирург отметил, что традиция проведения мотомарша «Дороги Побыла» началась намного раньше 2015 года, когда мероприятие впервые привлекло внимание СМИ в виду провокационных и противоправных действий со стороны польских властей в отношении участников пробега:

«Первый такой мотомарш «Дороги Победы» состоялся в 2005 году, когда мы проводили байк-шоу в Калининграде. Именно тогда было положено начало этому маршброску, который с тех пор совершается ежегодно, - пояснил лидер Ночных Волков. - Наш мотопробег в 2015 году, приуроченный к 70-летию Великой Победы, также был посвящен памяти Надежды Алексеевны, с которой мои братья по клубу познакомились еще в 2006 году. Тогда она оставила стихотворное послание Ночным Волкам и всем потомкам. В 2007 году Надежда Кириллова скончалась, и мы посвятили байк-шоу 2007 года в Калининграде ее памяти. Мне хотелось, чтобы историю этой героической женщины, дошедшей на мотоцикле до Берлина, узнало как можно больше людей. Организуя мотопробег на Берлин, мы по сути повторили боевой путь, который Надежда Алексеевна прошла на своем М-72 будучи радистом 1-ой мотоциклетной роты разведывательного батальона 10-го Гвардейского Уральского добровольческого танкового корпуса».

Президент Всероссийского мотоклуба «Ночные Волки» Александр Хирург Залдастанов

«Разумеется, в этом году мы ожидаем новых провокаций со стороны Польши и поддерживающих антироссийскую пропаганду СМИ. Но хотят того польские власти или нет, наш мотомарш будет проходить каждый год. И количество людей, желающих присоединиться к пробегу, увеличивается с каждым годом. А множество видеохроник движения колонны свидетельствует о том, какое огромное количество людей поддерживает мероприятие, несмотря на все провокации и клевету. Правда всегда побеждает самую гигантскую ложь, - заявил Александр Хирург. - Я хочу поблагодарить польских мотоциклистов и вообще всех граждан Польши, которые оказывают поддержку. Со стороны польского населения никогда не возникало никаких проблем или сопротивления. Все препятствия и провокации исходили исключительно от польских властей, которые мешали проезду колонны. Со стороны же местных жителей мы всегда встречали теплый прием, за который безгранично им признательны».

По словам лидера Ночных Волков одной из особенностей мотомарша этого года будет показ фильма «Русский Реактор» в посещаемых на маршруте городах:

«Я долго сомневался, удастся ли нам экранизировать этот проект по мотивам байк-шоу 2017, но реакция зрителей, которая была в Севастополе во время премьеры, превзошла все наши ожидания. Мы сделали там 5 показов в день, и люди чуть не разнесли кинотеатр. После каждого сеанса зрители не хотели покидать кинозал и долго аплодировали стоя. Более того, несколько дней назад мы показали «Русский Реактор» нашим европейским друзьям, приехавшим в гости в Московский Байк-Центр. На мой вопрос, будет ли понятен смысл фильма европейцам, они ответили утвердительно. Да и сама реакция переводчика, который переводил фильм, меня сильно впечатлила. Он настолько эмоционально переживал увиденное на экране, будто бы сам стал участником представленных в фильме событий. Я думаю, что эта работа будет интересна не только нашим соотечественникам, живущим за рубежом, но и европейцам. Фильм уже переведен на немецкий, английский, сербский и французский языки. А в конце апреля по настоятельным просьбам людей показ фильма пройдет в Ставрополе».

(Примечание: Фильм «Русский Реактор» снят по мотивам одноименного , которое посетило около 200 000 зрителей со всего земного шара. Что примечательно, спустя две недели после байк-шоу Ночных Волков Президент РФ В.В. Путин на открытом уроке поговорил со ярославскими школьниками о «внутреннем «ядерном реакторе» русского народа, который позволяет двигаться вперед».)

Президент отделения «Ночные Волки Дороги Победы» Андрей Бобровский сказал, что в этом году мотомарш впервые будет состоять из трех этапов - Южного, Западного и Европейского.

«Причина такого расширения, - объяснил Андрей, - стремительно растущий интерес людей к мотомаршу как в России, так и на Западе, несмотря на постоянный прессинг и антироссийскую риторику. И мы заметили, что чем больше давят, тем больше растет поддержка. Мы предполагаем, что количество участников мотомарша в этом году составит порядка 12-15 тысяч человек, среди которых будут не только россияне, но граждане Польши, Германии, Белоруссии, Чехии, Словакии, Словении, Италии, Англии, Сербии, Македонии, Болгарии, Германии, Дании и других стран».

Президент отделения «Ночные Волки Дороги Победы» Андрей Бобровский

Костяк колонны составят мотоциклисты из разных отделений мотоклуба «Ночные Волки», при этом по пути следования к колонне будут присоединяться другие участники: представители дружественных мотоклубов, свободные мотоциклисты, представители различных общественных организаций и движений, а также единомышленники-автомобилисты, желающие выразить свою поддержку инициативе Ночных Волков и отдать дань памяти героическим предкам.

22 апреля из Сочи стартует первый этап, в рамках которого колонна проследует через Краснодар, Ростов-на-Дону, Воронеж, Елец и 28 апреля в Москве соединится с участниками второго этапа. Из Москвы консолидированная колонна мотоциклистов пройдет через Ярцево, Соловьево, Смоленск, Линию Сталина, Пинск до Бреста. Линия Сталина и город Пинск в этом году будут впервые включены в маршрут пробега. Третий этап мотомарша стартует 1 мая в Варшаве, откуда мотоциклисты отправятся в Вроцлав, чтобы почтить память жертв Волынской трагедии.

«Как сказал Михаил Ломоносов, народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего, - заявил Андрей Бобровский. - Сейчас активно стараются «забыть» свою историю, «забыть» Волынскую трагедию… Мы делаем все, чтобы привлечь внимание людей к этим важнейшим вехам в истории мира не только России, но и всего человечества, чтобы подобные трагедии не повторялись вновь».

Далее мотоциклисты посетят Освенцим, Фридек-Мистек, Банска Быстрицу, Трнаву, Братиславу, Старовички, Брно, Раквице, Прагу, Баутцен, Дрезден, Торгау, Карлсхорст и 9 Мая финишируют в Берлине, где участники пробега почтут память советских солдат, спасших мир от фашистской чумы. По традиции конечной точной маршрута станет Мемориальный комплекс «Воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом» в Трептов парке, воздвигнутый в ознаменование разгрома гитлеровского нацизма в 1949 году. На территории мемориала погребено более 7000 советских солдат. В конце Великой Отечественной войны в апреле и мае 1945 года в боях за Берлин погибли десятки тысяч людей. Среди них - более 22 000 советских солдат. Также в рамках мотомарша мотоциклистов передадут капсулы с Кубанской, Чеченской и Донецкой землёй в российско-германский Музей в Карлсхорсте, где по приказу И.В. Сталина состоялось повторное подписание Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

Президент отделения «Ночные Волки Кубань» Олег Шевлеков сообщил, что перед стартом колонны из Сочи состоится ряд мероприятий, приуроченных памяти 75-летия освобождения Краснодарского края от фашистских захватчиков. Мотоциклисты планируют провести патриотическую акцию в Майкопе, посетят Шаумянский перевал, где на протяжении почти четырех месяцев велась оборона Туапсе, и непосредственно город Воинской Славы Туапсе, после чего прибудут в Сочи для старта на Берлин 22 апреля. (Ознакомиться с подробным маршрутом движения колонны можно на сайте пробега)

Президент отделения «Ночные Волки Кубань» Олег Шевлеков

Президент отделения «Ночные Волки Польша» Дариуш Качмарчик через журналистов обратился ко всем людям с призывом поддержать акцию, присоединившись к пробегу, информационно или иным способом, дабы оказать сопротивление проводимой рядом стран политики «стирания памяти»:

«Меня неоднократно спрашивали, почему мы, поляки, едем Дорогами Победы. Это очень важная причина. Причиной, по которой мы ежегодно проводим наш мотопробег, является нежелание забывать нашу общую историю. И я прошу вас тоже не забывать, что Победа над фашизмом - это наша общая Победа. Польские солдаты вместе с Красной Армией в 45-м штурмовали Берлин. Для меня, моих друзей и многих людей в Польше не понятна позиция наших властей в отношении России в целом и мотопробега в частности. Между нашими странами были тяжелые моменты, но намного больше было тех, где мы были вместе. Мы можем сказать, что мы - одна большая семья. И я бы хотел поблагодарить Россию, которая в отличие действий властей Польши в отношении мотомарша Дороги Победы, всегда помогает моим согражданам в проведении пробега «Катынский рейд». Несмотря на запреты и сопротивление польских властей мы будем продолжать поддерживать пробег, чтобы не позволить вычеркнуть из сознания людей память о нашей общей истории и общей Победе над фашизмом. Также я хочу напомнить, что наш друг и брат Матеуш Пискорский второй год находится в тюрьме по подложному обвинению (прим. - ). И здесь тоже нужна ваша поддержка, чтобы при возможности говорить об этом.»

Президент отделения «Ночные Волки Польша» Дариуш Качмарчик

Александр Хирург в свою очередь также выразил благодарность Дариушу:

«От лица мотоклуба и от себя лично я хотел бы тебя поблагодарить за твое мужественное и достойное поведение во время прохождения белорусско-польской границы в прошлом году. В тот момент я испытывал к тебе особую благодарность и уважение и как к Ночному Волку, и как к гражданину и человеку с духовным стержнем. За сутки до прохождения границы к нам поступила информация о том, что на погранпереходе Бранево всем участникам пробега аннулируют визы и целенаправленно ищут свидетельства о принадлежности к клубу у всех проходящих границу мотоциклистов. Чувствуя ответственность за безопасность участников пробега и не желая делать из них камикадзе, я предложил Дариушу пройти границу как обычный турист без клубного жилета. На что услышал следующий ответ: «Я знаю, зачем я пришел в клуб, и на что я шел, поэтому буду пересекать границу только как Ночной Волк». Не знаю, как это удалось, но Дариуш не только прошел границу как Ночной Волк, но и провез с собой флаг 8-го мотоциклетного полка, который впоследствии сопровождал колонну до Берлина и был поднят в Трептов парке.»

Журналисту, озвучившему жалобы некоторых нейтральных мотоциклистов по поводу повышенного внимания к ним на границах и предложившему идею прохождения погранпостов «по-партизански», без демонстрации клубной символики и огласки намерений посетить мемориалы советским воинам, Александр Хирург категорично ответил:

«Ни о каких «партизанских» переходах границы и речи быть не может! Своим примером Дариуш уже сказал об этом, отказавшись отрекаться от своих взглядов и убеждений и скрывать свою принадлежность к Ночным Волкам в угоду антироссийски настроенным пограничникам. Я хочу идти открыто и делать то, что считаю своим долгом. Когда я был у Захарченко в момент самой горячей фазы на Донбассе, я видел, что они все воют без масок. Я тогда тоже спросил, что, может, лучше по-партизански, на что услышал: «Мы хотим, чтобы наши лица видели». И в этом есть особый вызов. Мы все по Богом ходим. Мне лучше потерять жизнь, чем потерять честь. Это первое, а второе - нет смысла жить, есть нет смысла умирать.

А вот этим «нейтральным» мотоциклистам, которым мы «доставляем неудобства» своим проездом на могилы наших героических предков, я хочу сказать следующее. Пусть они воткнут сзади флаг Евросоюза и привяжут на свои мотоциклы радужные ленточки, тогда их с удовольствием пустят в Европу, и никто не будет чинить им препятствий на границах».

«Второй этап - это обратный визит всех европейцев, которые участвовали в майском пробеге. Ежегодно в начале августа стартует мотопробег «Дороги Победы - на Севастополь», в рамках которого европейские друзья и единомышленники, следуя маршрутом через памятные места ВОВ, прибывают на Байк-шоу в город-Герой Севастополь. Люди хотят не через стекло телевизора, а своими собственным глазами увидеть Россию, посетить Крым, и, разумеется, поучаствовать в главном событии клуба - Международного байк-шоу, - объяснил Андрей. - В прошлом году сложилась уникальная ситуация, когда участники пробега из Европы изъявили желание посетить Донецк и Луганск. Люди хотели понять, как на самом деле обстоят дела в Новороссии. И по их желанию это было реализовано. Посещение ЛНР и ДНР в августе 2017 года произвело на них огромное впечатление».

(Примечание: 11 августа 2017 года из Смоленска стартовал международный автомотопробег «Дороги Победы - на Севастополь 2017», организованный отделением «Дороги Победы» Всероссийского мотоклуба «Ночные Волки» совместно с НКО «Фонд содействия примирению народов, участвовавших в военных конфликтах». Автомотомарш проходил при поддержке Администрации Смоленской области и был посвящен вечной памяти героев Великой Отечественной Войны и укреплению дружбы между народами России и Европы. К пробегу русских мотоциклистов присоединилось более сотни участников из европейских стран. В рамках пробега из Смоленска в ДНР и ЛНР был доставлен гуманитарный груз общим весом 40 тонн.)

Кроме ежегодных мотопробегов на Берлин и Севастополь отделение «Дороги Победы» совместно с другими отделениями мотоклуба ведут активную работу по патриотическому воспитанию молодежи, проводят уроки мужества для школьников, тематические спортивные, военно-исторические и образовательно-развлекательные мероприятия, шефствуют над различными социальными учреждениями, детскими домами, интернатами, спортивными секциями и объединениями в разных городах России. Полностью на добровольных началах в свободное время мотоциклисты занимаются поддержанием в надлежащем виде памятников героям ВОВ: организуют субботники по уборки территории, восстанавливают надписи. Эту инициативу русских мотоциклистов разделяют и друзья-европейцы, которые также на протяжении многих лет тратят свое личное время и ресурсы, ухаживая за памятниками советским солдатам.

«Говоря о сегодняшней стратегии так называемой декоммуниказации, уничтожения памятников, мемориалов, что сейчас особенно ярко видно на примере Польши, хочется отметить следующее, - сказал Андрей Бобровский. - Мы очень сильно недооцениваем значимость всех этих символов, памятников истории. Уничтожь историю, подотри, подправь, и можно все тоже самое проводить по новой».

«И это хорошо видно на примере Украины, - добавил Александр Хирург. - Стоит стереть историю, и страна сразу превращается в территорию. В первую очередь начинают бомбить сознание и памятники».

31.08.2018

2 сентября 2018 года в Тольятти на территории храма в честь святителя Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси, по адресу ул. Лизы Чайкиной, 30, состоится открытие памятника командиру Ставропольского казачьего калмыцкого полка Диомидию.
Начало мероприятия в 12.00.
Организаторы: ГКУ СО «Дом дружбы народов», Тольяттинское городское казачье общество, РО МОО «Союз православных женщин».
Памятники и монументы защитникам Отечества являются важным символом воинской славы и помогают сохранить память о значимых исторических событиях, формируя чувство патриотизма и готовность честно выполнять воинский долг. Памятник подполковнику Диомидию П.И. служит делу увековечивания памяти воинской славы Ставропольского казачьего калмыцкого полка и подвига его командира. Ибо по словам великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова, народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего.

Для справки:
В жаркий день 15 августа 1812 г., когда жители приволжского села Переволоки от мала до велика правили барщину на господских гумнах, вдруг ударил церковный колокол. Услышав набат, люди бросили работу и побежали к площади. Здесь их ошеломило известие о начале войны с французами. Так, с опозданием в два месяца, эта новость достигла провинциального российского уезда. Колокола в тот день звонили в Самаре, Усолье, Шигонах, Ставрополе и других местах. Страшная весть о войне разошлась по Приволжью на фельдъегерских тройках, почтовых и ямских подводах, с верховыми нарочными людьми. Повсюду проводились сходы, выделяли провиант, фураж и лошадей для формирования армии…
В конце 1811 г. командование Ставропольским калмыцким полком принял 32-летний капитан Оренбургского гарнизонного полка Павел Иванович Диомидий. Грек по происхождению, солдат суворовской школы, Павел Иванович принимал участие во многих крупных сражениях, в том числе и в знаменитом штурме Измаила. П.И. Диомидий был образованным человеком, знающим европейские языки. «Российской грамоте и другим языкам, географии, арифметики, фортификации, ситуации и истории обучен, рисовать умеет», — так отзывались о нем современники. Под его командованием полк стяжал себе настоящую воинскую славу.
Славной страницей в истории Ставропольского калмыцкого полка стало его участие в битве под местечком Мир 27-28 июня 1812 г. Это сражение между казачьим корпусом М.И. Платова и авангардом французского корпуса маршала Даву было первым серьезным столкновением русской конницы с наполеоновскими войсками. За участие в этом бою и под Романово (2 июля) и проявленные при этом мужество и отвагу командир полка капитан П.И. Диомидий был произведен в чин майора.
31 октября полк принимал участие в сражении под Смоленском. В начале декабря после поражения наполеоновской армии под Березино ставропольчане преследовали неприятеля от Сморгони и до Вильно в авангарде армии Петра Христофоровича Витгейнштейна. Им удалось взять в плен 7 обер-офицеров и 220 человек низших чинов. За этот подвиг командир полка майор П.И. Диомидий и хорунжий Дандаров были награждены орденами св. Владимира IV степени.
(При подготовке использованы материалы сайта




Top