Человек создан не для того, чтобы терпеть поражения. Мандолина: интересные факты, видео, история, фото, слушать История возникновения мандолины

Смотрели сегодня в очередной раз самый первый советский фильм с комбинированными съёмками "Старик Хоттабыч".
Стало интересно узнать, как сложилась судьба идейного пионера Вольки ибн Алёши, которого в 1956 году сыграл Алексей Литвинов. На тот момент ему было 12 лет.
Оказалось очень неожиданно, особенно то, как живёт сейчас актёр и как проходили съёмки.


Родился Алексей в Воронежской области 24 марта 1944 года в эвакуации.
Тогда беременную маму вывезли из блокадного Ленинграда по Дороге жизни.
Год они прожили в Воронежской области, потом вернулись в Ленинград.
Рос без отца - он пропал без вести в годы войны.
Литвинов заканчивал пятый класс, когда к ним в школу, располагавшуюся по соседству со студией "Ленфильм", пришли ассистенты режиссера.
Отобрали несколько мальчиков и пригласили на кинопробы. Однако Алеша Литвинов их... не прошел.
А через месяц его всё таки пригласили на съёмки.
Мама очень обрадовалась, что его взяли сниматься в кино.
Тем более, что это была и большая на тот момент финансовая помощь.
В месяц Алёше платили тысячу рублей.

В жизни он был брюнетом.
И чтобы в кадре они не смотрелись, как братья с его киношным темноволосым другом Женькой, режиссер решил перекрасить Вольку перекисью водорода.
Мальчик согласился, но потом сильно пожалел: было очень больно, когда всю голову пергидролем мазали и под фен на целый час сажали. И так каждую неделю.
После окончания съёмок волосы отросли и потемнели, поэтому его никто не узнавал.
Маленького Лёшу это огорчало.

А чтобы исполнить этот трюк, ему приходилось часами висеть под потолком.

Фильм снимался в Одессе, актёры-мальчишки хулиганили, как могли.
Во время съёмок дважды попадали в милицию.
Первый раз - за бесплатный проезд на фуникулёре, второй, что каштанами в прохожих кидались.
Но на съёмках дисциплина была железная дисциплина, никаких поблажек детям не давалось.

Сейчас Алексей Литвинов на пенсии, подрабатывает электриком после сокращения на железной дороге.
Летом живёт в пригороде Санкт-Петербурга в собственном доме.
Выращивает огурцы и топит печку.

Волька - была самая запоминающаяся роль в кино.
Хотя, он ещё снялся после этого в четырёх фильмах.
Алексей Александрович рад, что снялся в таком добром фильме, таких сейчас уже нет.
И надеется, что его всё таки помнят.

фото из открытых источников

Новый пост: Скелет в шкафу. Тайна личной жизни Светланы Ходченковой.

Школьное сочинение По повести Э. Хемингуэя "Старик и море". Хемингуэй является одним из популярных писателей XX века. Еще при жизни он стал человеком-легендой. Писатель Хемингуэй был журналистом, военный корреспондентом на пяти войнах. Интересно то, что Хемингуэя знали тех, кто никогда не был знаком с его творчеством, в нашей стране во многих домах можно было посмотреть в бородатый человек с высоким лбом и ясным взглядом: это был Эрнест Хемингуэй в зените своей славы. "Старик и море" — повесть, по которой писатель получил в 1953 году Нобелевскую премию. Она сделала в литературе переворот мирового масштаба. История на первый взгляд, очень проста — притча о рыбаке Сантьяго. Но под пером Хемингуэя она превратилась в настоящее шедевр

котором определена долгую жизнь. Главный герой повести — старый рыбак Сантьяго — бедный, одинокий человек. Он жил в хижине, построенной из пальмовых листьев, в ней стояли стол, стул и было земляное костер. Однако жизнь старого было не так уж и беден. Ему посланы сны, в которых он видит свою родину, ее "золотые берега, высокие белые горы".

Судьба Сантьяго тесно связана с морем, что обеспечивает ему скромное существование. Но море ничего не отдает даром. Чтобы выжить, нужно тяжело и много работать. Между морем и берегом год за годом протекает жизнь старика. Много испытаний выпало на его долю, но сердце Сантьяго всегда открыто обитателям моря — живые существа, которые, как и он, является частицей огромного мира. Понятно, что если бы не жестокая борьба за существование, не было бы необходимости уничтожать рыбу, добывая ее для еды.

Но старик всегда думал о море, как о живом существе, способном как успокоиться, так и разволноваться. Очередное испытание уже приготовила рыбаку родная морская стихия. Сантьяго приходится в течение длительного времени бороться с огромной рыбой, которая попала к нему на крючок. Именно борьба старого рыбака с огромной рыбой и является, на мой взгляд, главной идеей повести. Именно тогда мы увидели Сантьяго во всем величии его простой души: "Человек создан не для того, чтобы терпеть поражение. Человека можно уничтожить, но не победить его ". В действительности такое мужество не приносит человеку счастья: акулы съели рыбу, а одинокий подвиг оставил старому Сантьяго только чувство усталости, покалеченные руки и глубокий сон до следующего дня, когда снова нужно выходить в море на очередную рыбалку. Сантьяго нельзя считать индивидуалистом, что уединился в своей мудрости и мужества. Во время рыбалки старик часто вспоминает своего маленького друга — мандолина, мальчика, которого он научил рыбацкой деле, да и вообще имел с ним много общего. Старом хотелось, чтобы рядом с ним всегда был мандолина, и когда уставший рыбак спал после бити с морем, мальчик был рядом.

Присутствие Мандолина в жизни старого то скрашивали одиночество. Одной из главных проблем, которые решает Эрнест Хемингуэй, была проблема счастья в контексте поиска смысла жизни. Сантьяго — пессимист, что не питает иллюзий, и если бы счастье продавали, может, он бы его и купил, но за какие деньги, какой суммой оно измеряется, в какой валюте? Можно понять, что такая же точка зрения присутствует и в Хемингуэя. Действительно, писатель не смог высвободиться из паутины противоречий бытия и покончил жизнь самоубийством. Можно ли считать это проигрышем человека-легенды — Эрнеста Хемингуэя? На мой взгляд, писатель поступил как индивидуалист.

Нобелевская премия в области литературы присуждается тому, кто в своем творчестве добился исключительного понимания человечества и мира. Кто знает, сколько нового мы еще откроем для себя, перечитывая повесть Эрнеста Хемингуэя "Старик и море".

Италия…Интересная страна, привлекающая к себе богатым наследием древнего мира и эпохи Возрождения. Путешествие по ней дарит людям только положительные эмоции и вдыхает в сердце романтику. В памяти надолго остается Вечный город Рим с памятником древней архитектуры Колизеем, великолепная Венеция с гондолами и гондольерами, Милан с мировым центром оперной культуры театром Ла Скала и Неаполь с находящимся неподалеку Везувием, и где воочию можно увидеть молодого человека, распевающего вечером серенаду под окнами своей возлюбленной. Эта традиция, петь серенады под окном избранницы, аккомпанируя себе на мандолине, инструменте ставшим символом Неаполя, зародилась ещё в Средние века и сохраняется до сих пор. Мандолина – это струнно-щипковый инструмент, появившийся во времена отважных рыцарей и прекрасных дам, и прежде всего ассоциирующийся с итальянской музыкальной культурой. Она завоевала любовь и популярность во многих странах мира и активно используется не только в Италии, но и в Австралии, Бельгии, Бразилии, Хорватии, Финляндии, Франции, Греции, Ирландии, Израиле, Японии, Португалии, Румынии, Великобритании, США и Венесуэле.

Звук

Мандолина, обладающая большими техническими и художественными возможностями, имеет насыщенный, мягкий, но в то же время быстро угасающий звук. Бархатный, трепетный тембр инструмента отличается теплотой и нежностью. Источником звука на мандолине являются сильно натянутые спаренные струны, которые, зажимая на определенных ладах, извлекают требуемую высоту звука. Игра на инструменте, как правило, происходит при помощи медиатора. Основными способами звукоизвлечения на инструменте являются удары по струнам вверх и вниз, а также тремоло, так как длинные ноты на мандолине исполняются только этим приемом. Кроме базисных способов, для достижения художественных целей музыканты используют и другие приемы звукоизвлечения, применяемые при игре на других струнно-щипковых инструментах, например, гитаре. Это пиццикато, флажолеты, глиссандо, вибрато, арпеджиато, бенд (подтяжка), расгеадо, пульгар, тамбурин, флажолеты и различные мелизмы.

Самая популярная мандолина, которая получила название «неаполитанской», настраивается также как скрипка, по квинтам: соль, ре, ля, ми. Диапазон инструмента находится в пределах от соль малой до ми четвертой октавы. Ноты для мандолины записываются в скрипичном ключе и соответствуют реальному звучанию.

Фото :





Интересные факты

  • Музыкант, играющий на мандолине, называется мандолинистом.
  • Мандолина считается одним из самых простых в освоении инструментов.
  • Знаменитый скрипичный мастер А. Страдивари изготавливал не только инструменты скрипичного семейства, но и мандолины. Сегодня известны два инструмента знаменитого мастера, один из которых хранится в Национальном Музее музыки в Университете Южной Дакоты г. Вермиллион (США).
  • Именно мандолина была самым первым струнным инструментом, который выпустила в 1894 году всемирно известная фирма «Гибсон» (США), специализирующаяся на производстве музыкальных инструментов.
  • В Соединенных Штатах для повышения спроса производители специально нанимали музыкантов, чтобы они создавали оркестры мандолин, тем самым побуждая людей приобретать инструменты. Некоторые коллективы, организованные в начале прошлого века, существуют и поныне.
  • Легендарные музыканты Джимми Пейдж («Led Zeppelin») и Пол Маккартни («Beatles») играли в своих композициях на мандолине.
  • Электрическая мандолина была сконструирована в США В 30-е годы прошлого века.
  • Большой популярностью во всем мире пользовались и до сих пор пользуются «неаполитанские оркестры» - так называются коллективы, в состав которых входят мандолины разных размеров. В XIX веке в таком оркестре музицировала итальянская королева Маргарита Савойская.
  • Старинные мандолины, изготовленные представителями знаменитой неаполитанской династии Виначчиа, которая насчитывала девять мастеров: Винченцо, Джованни, Доменико, Антонио Гаэтано, Дженнаро, Паскуале, Дженнаро и Ахилла, сегодня находятся в разных музеях мира. Это Лондонский Музей Виктории и Альберта (Англия), Музей Музыкальных Инструментов в Клермонте, Калифорния (США), Королевская консерватория Брюсселя (Бельгия), Музей музыки Барселоны (Испания).
  • Мандолина украшает своим звучанием композиции таких известных рок-групп, как «Led Zeppelin», «Styx», «R.E.M.», «Blackmore’s Night», «Nightwish», «Ария», «ДДТ», «Эпиде́мия», «In Extremo».

Применение и репертуар

Пережившая взлеты популярности, а порой даже периоды забвения, мандолина на сегодняшний день вновь является весьма востребованным инструментом, который широко применяется не только в классике, но и в музыке различных современных стилей. Фольк, кантри, блюграсс, джаз, блюз, этно, поп, рок, кельтская музыка, рок-н-рол – это только небольшой перечень музыкальных направлений и композиции, которые мандолина украшает своим звучанием. Спектр применения этого универсального музыкального инструмента очень широк. Он прекрасно звучит на сцене как соло, так и в аккомпанементе. Мандолина также прекрасно сочетается в ансамбле с другими инструментами, в том числе и с теми, которые входят в состав симфонического оркестра.

Мандолина, с самого начала возникновения, своим красивым и благородным звучанием привлекала к себе внимание композиторов. Её репертуар довольно богат и разнообразен. Особо следует отметить концерты для мандолины А. Вивальди , Д. Перголези, Д. Паизиелло, Ф. Лечче, Р. Калаче, А. Кауфманна – это произведения, ставшие жемчужинами в репертуаре этого инструмента. В.А.Моцарт , Д. Лигети, Д. Верди , А. Шёнберг использовали звучание мандолины в своих оперных спектаклях. Г. Малер, А. Шенберг, А. Веберн, О. Респиги, И. Стравинский , С. Прокофьев, Р. Щедрин вводили её в состав симфонического оркестра. Л.В. Бетховен и Н. Паганини тоже разнообразили репертуар мандолины, сочинив для неё несколько произведений. Композиторов писавших для инструмента очень много, однако, художественные и технические возможности мандолины наиболее ярко раскрывались в произведениях И. Гуммеля, Б. Бортолацци, М. Джулиани, И. Вангала, К. Муньера, Г. Галя, Х.Бауманна, З. Беренда, Н. Шупуронгуру, А. Дормана, С. Раньери, М. Такано, Д. Кратона и других.

Исполнители


Мандолина во все времена привлекала к себе большое внимание не только любителей, но и музыкантов-профессионалов. Уже во второй половине XVIII века, в период расцвета барочной мандолины, большую известность имели музыканты-мандолинисты П. Леоне, Дж. Джервазио, П. Дени и П. Фучетти, которые своим искусством внесли значительный вклад в развитие исполнительского мастерства. «Золотой век» мандолины, начавшийся с конца XIX века выявил таких выдающихся исполнителей, как Д. Петтине, Р. Калаче и С. Раньери, П. Вимеркати. Их эстафету в XX веке продолжили Б. Монро, Д. Аполлон, Д. Бернс, Я. Бандолим, Д. Грисман. В настоящее существует немало замечательных исполнителей, которые много делают для поддержания популярности инструмента своим искусством, приводя слушателей в восторг. Среди них: Я. Реувен, А. Авитал,А. Сариэль, К. Аонцо, Д. Брент, К. Лихтенберг, Э. Марлин, М. Маршалл, Д. Штаатс, Э.Статман, А. Штеффи, К. Тил, В. Гилл, Р. Скэггс, Б. Осборн, М. Магуайр, М. Канг, Л. Коэн.


Конструкция

Мандолина - инструмент, так же как и скрипка требующий от мастера длительной и усердной работы. Её конструкция включает в себя корпус и, заканчивающийся головкой, гриф.

Корпус мандолины, чаще всего имеющий грушевидную форму, состоит из кузова и деки.

  • Кузов, осуществляющий роль резонатора, состоит из нескольких сегментов, которые называются клепками. Он изготавливается из древесины клена, чёрного дерева, палисандра или вишни. К кузову крепится украшенный гравировкой струнодержатель из металла, дерева или кости.
  • Дека, являющаяся лицевой частью корпуса, в классической версии имеет голосник - резонаторное отверстие, которое традиционно декорируется инкрустацией. На деке, имеющей небольшой сгиб, устанавливается не имеющая прочного крепления подставка для струн.
  • Гриф у мандолины сравнительно короткий. При его изготовлении используется лиственница, кедр, клен или красное дерево. Гриф металлическими порожками разделен на лады, число которых разнится от 11 до 24 и завершается головкой с колковым механизм, необходимым для натягивания струн.

Общая длина мандолины составляет 60 см, из которых 33 см - длина корпуса.

Звук на мандолине извлекается при помощи медиатора-плектра, предпочтительным материалом для которого считается панцирь черепахи. В нынешнее время плектры также изготавливают из различных синтетических пластиков.

Разновидности

Семейство мандолины в процессе эволюции приобрело значительное количество видов, отличающихся по форме корпуса, количеству струн и диапазону.

  • Флорентийская мандолина – имеет 5 спаренных струн.
  • Миланская – у нее 6 спаренных струн, настраиваемых на октаву выше, чем струны гитары.
  • Сицилийская (мандриола) – имеет 4 строенные струны, настраиваемые в унисон, а самая нижняя иногда в октаву. Данный вид мандолины используется в музыке народов Мексики.
  • Португальская – с плоским корпусом. На верхней деке вместо голосового отверстия располагаются резонаторные эфы, по форме напоминающие скрипичные. Инструмент отличаются резким звуком и используется в музыке народов Ирландии, Британии, Бразилии, и США.

Следующие разновидности мандолины активно применяются в ансамблевой и оркестровой практике и отличаются по размерам и высоте звучания.

  1. Мандола – имеет 4 спаренные струны, настраиваемые как струны скрипичного альта: до, соль, ре, ля.
  2. Октавная мандолина – строй на октаву ниже мандолины.
  3. Мандочелло - строй струн виолончели: до, соль, ре, ля. Мандочелло соотносится к мандолине, как виолончель к скрипке.
  4. Мандо-бас – инструмент большого размера, может быть, как четырехструнным, так и восьмиструнным. Инструмент может иметь различные варианты настройки:
  • соль, ре, ля, ми;
  • ми, ля, ре, соль;
  • до, соль, ре, ля.

История

Начало истории мандолины берет свое начало на Ближнем Востоке. Именно там, приблизительно шесть тысячелетий назад, на территории Древней Месопотамии появились инструменты семейства лютневых, которые по предположениям искусствоведов были родоначальниками мандолины. Непосредственным предшественником инструмента принято считать небольшую лютню сопранового диапазона, имеющую от 4 до 6 одинарных или парных кетгутовых струн. Она появилась в обиходе и широко распространилась в странах Европы в период с XI по XIV век под разными названиями: мандора, мандола или пандурина.

Считается, что мандолина появилась в Италии в XVII веке в результате преобразований предшествующих ей инструментов. Внешне она ещё во многом напоминала лютню, но головка грифа инструмента была уже выпрямлена. С течением времени мандолина стала одним из самых любимых народных инструментов, быстро распространилась и завоевала популярность в разных странах.

Особый расцвет для мандолины начинается в XVIII веке. Инструмент, приобретающий популярность у разных сословий, становится особенно востребованным в высшем обществе для камерного музицирования. Исполнительское искусство на инструменте достигает своего апогея. Издаётся «Школа игры на мандолине». В Неаполе мастерами по изготовлению музыкальных инструментов из семьи Виначчиа была сконструирована обновленная мандолина. Она имела изогнутую деку, более глубокий корпус, четыре парные металлические струны, настроенные как у скрипки по квинтам. Инструмент, имеющий более яркий звук, вводят в состав оркестров, исполняющих кантаты, оратории и оперы, а композиторы пишут музыку, предназначенную специально для мандолины. Вскоре, по образцу нового инструмента создаются мандолины различные по звуковому диапазону, впоследствии вошедшие в состав ансамблей и оркестров, и позже получившие название неаполитанских.

Начало XIX века для мандолины было не очень благосклонным, другие инструменты, с более насыщенным и экспрессивным звуком, вытесняют её с концертных площадок. Мандолина утрачивает свою популярность и используется лишь в Италии как народный инструмент. Спрос на мандолины падает, и многие музыкальные мастера прекращают её изготавливать. Ситуация изменилась только после того, как в 1835 году Паскуале Виначчиа кардинально преобразовывает классическую мандолину. Для достижения более объемного резонанса он увеличивает размер корпуса, удлиняет гриф, соответственно прибавляет количество ладов, тем самым расширяя диапазон инструмента. Простые деревянные колки мастер поменял на механизм, который лучше удерживал сильное натяжение металлических струн, а вместе с этим строй инструмента. Такая модернизация значительно изменила характеристики инструмента и дала возможность исполнителям добиваться более яркого, сочного звука в соответствии с требованиями музыки эпохи романтизма.

Вторая половина XIX века характеризуется началом нового витка увлечения мандолиной, а вместе с этим её возрождением. Инструмент очень быстро завоевывает разные сословия, от простолюдинов до венценосных особ, и вновь завоёвывает одобрение музыкантов-профессионалов, которые вновь выводят его на концертную сцену. Инструмент быстро набирает популярность не только в странах Европы, но и в США, Японии. Канаде и Австралии. Для мандолины начинается её «Золотой век».

В XX веке в связи с использованием мандолины в музыкальных стилях, как кантри, блюз и джаз инструмент становится ещё более востребованным.

Мандолина – это интересный музыкальный инструмент, перешагнувший к нам через столетия и в нынешнее время пользующийся очень большим уважением. Во многих странах он получил статус народного и все больше укореняется в современной культуре. Популярность мандолины постоянно возрастает и её звучание все чаще используют в новых музыкальных жанрах.

Видео: слушать Мандолину

Повесть Эрнеста Хемингуэя была написана в 1952 году, и с тех пор вызывает постоянные споры по поводу толкования основного смысла произведения. Сложность толкования заключается в том, что в повести одинаковое внимание уделяется мотивам страдания и одиночества человека и победа героического начала в нем.

А ведь эти темы необычайно важны в жизни каждого человека. Гениальность писателя состоит в том, что он показывает эти темы, как две стороны одной медали, и ключевой смысл повести заключается в том, что Хемингуэй позволяет читателю самостоятельно выбрать то, на какую из сторон смотреть. Именно это и можно назвать творческой философией Хемингуэя - противоречивость и двойственность его произведений. А «Старик и море» называют самым яркой и потрясающей повестью писателя.

Образы повести «Старик и море»

Прежде всего, стоит обратить внимание на главный образ в повести - на старика Сантьяго, который терпит постоянные неудачи на протяжении всего повествования. Парус его лодки старый и недееспособный, а сам герой - это изнеможенный жизнью старик с веселыми глазами. Глазами человека, который не сдается. В этом и заключается философский символизм повести. Когда читатель наблюдает за тем, как старик борется с рыбой, в действиях и словах главного героя он видит фатализм извечной борьбы человека . Сантьяго напрягает все свои силы и несмотря ни на что продолжает поединок, в конце которого он побеждает. Именно в этом моменте раскрывается одно из основных философских задумок произведения, которая заключается в том, что «человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Сила характера старика

Поединком старого Сантьяго и большой рыбы Хемингуэй обращает наше внимание на истинную натуру человеческой души и смысл человеческой жизни. Символическая борьба личности Сантьяго продолжается тогда, когда акулы нападают на его рыбу. Герой не отчаивается, не сдается, и несмотря на усталость и изнеможенность, продолжает бороться, защищать то, что он добыл таким большим трудом. Ни раны на его руках, ни поломанный нож не мешает ему в этом. И в момент, когда становится очевидно, что Сантьяго не смог спасти рыбу, раскрывается ключевой символ философии писателя. Герой не сберег рыбу, но герой не проиграл, потому что - он боролся до последнего.

Обессиленный и ослабевший герой все-таки возвращается в порт, где его дожидается мальчик. Хемингуэй показывает нам старика, как победителя и раскрывает силу его характера. Ведь образ Сантьяго вобрал в себя черты настоящего героя, человека, который никогда не изменяет самому себя и своим принципам. Задумкой писателя было показать философскую сторону принципов человеческого существования, и он делает это на примере единственного персонажа и его отношении к жизни.

Смысл человеческой жизни в повести

В этой повести отсутствует трагическая концовка, финал можно назвать полностью открытым для воображения читателей. В этом и заключена сокрушительная сила философии Хемингуэя, он предоставляет нам возможность самостоятельно подвести моральный итог повести. Личность Сантьяго - это символ силы героического начала в человеке и символ настоящей человеческой победы, которая не зависит от обстоятельств и событий. Используя этот образ, писатель раскрывает смысл человеческой жизни, которую можно назвать борьбой. Главный герой несокрушим, благодаря силе своего характера, духа и жизненных позиций, именно эти внутренние качества помогают ему побеждать, несмотря на старость, убыток физических сил и неблагоприятные обстоятельства.




Top