Чем легенда "солдат и смерть" похожа на русские народные сказки и чем отличается? Народное творчествосолдат и смерть Легенда солдат и смерть читать полностью.

Солдат и смерть - Русская народная сказка - Русские сказки

Солдат и смерть

Прошло срочное время, отслужил солдат службу королю и стал проситься на родину с родными повидаться. Сначала было король не пускал его, но потом согласился, наделил его златом-серебром и отпустили его на все четыре стороны.

Вот получил солдат отставку и пошел с товарищами прощаться, а товарищи и говорят ему:

Неужели на простинах не поднесешь, а прежде ведь мы хорошо жили?

Вот солдат и начал подносить своим товарищам; подносил-подносил - глядь, а денег-то осталось у него только пять пятаков.

Вот идет наш солдат. Близко ли, далеко ли, видит: стоит в сторонке кабачок; зашел солдат в кабачок, на копейку выпил, на грош закусил и пошел далее. Прошел немного, встретилась ему старуха и стала милостыню просить; солдат и подал ей пятак. Прошел опять немного, смотрит, а та же старуха опять идет навстречу и просит милостыню; солдат подал другой пятак, а сам дивуется: как это старуха опять очутилась впереди? Смотрит, а старуха опять впереди и просит милостыню; солдат и третий пятак подал.

Прошел опять с версту. Смотрит, а старуха опять впереди и просит милостыню. Разозлился солдат, не стерпело ретивое, выдернул тесак да и хотел было раскроить ей голову, и только лишь замахнулся, старуха бросила к его ногам котомку я скрылась. Взял солдат котомку, посмотрел-посмотрел да и говорит:

Куда мне с этой дрянью? У меня и своей довольно!

И хотел было уж бросить - вдруг, откуда ни возьмись, явились перед ним, как из земли, два молодца и говорят ему:

Что вам угодно?

Солдат удивился и ничего не мог им сказать, а потом закричал:

Что вам от меня надобно?

Один из них подошел поближе к служивому и говорит:

Мы служители твои покорные, но слушаемся не тебя, а вот этой волшебной сумочки, и если тебе что нужно, приказывай.

Солдат думал, что все это ему грезится, протер глаза, решился попробовать да и говорит:

Если ты говоришь правду, то я приказываю тебе, чтобы сейчас же была койка, стол, закуска и трубка с табаком!

Не успел солдат еще и кончить, а уж все и явилось, как будто с неба упало. Выпил солдат, закусил, повалился на койку и закурил трубку.

Полежал он так довольно времени, потом махнул котомочкой и, когда явился молодец (служитель котомочки), солдат и говорит ему:

А долго ли я буду здесь лежать на этой койке и курить табак?

Сколько угодно, - сказал молодец.

Ну так убери все, - сказал солдат и пошел дальше. Вот шел он после этого, близко ли, далеко ли, и пришел к вечеру в одну усадьбу, и тут славный барский дом. А барин в этом доме не жил, а жил в другом - в хорошем-то доме черти водились. Вот и стал солдат у мужиков спрашивать:

Где барин живет?

А мужики и говорят:

Да что тебе в нашем барине?

Да ночевать бы надо попроситься!

Ну, - говорят мужики, - только поди, так он уж отправит тебя чертям на обед!

Ничего, - говорит солдат, - и с чертями разделаться можно. А скажите, где барин-то живет?

Мужики показали ему барский дом, и солдат пошел к нему и стал у него ночевать проситься. Барин и говорит:

Пустить-то я, пожалуй, и пущу, да только у меня там не тихо!

Ничего, - говорит солдат. Вот барин и повел солдата в хороший дом, а как привел, солдат махнул своей волшебной сумочкой и, когда явился молодец, велел приготовить стол на двух человек. Не успел барин повернуться, а уж и явилось все. Барин, хоть и богат был, а такой закуски никогда еще у него не бывало! Стали они закусывать, а барин и украл золотую ложку. Кончили закуску, солдат махнул опять котомочкой и велел убрать все, а молодец говорит:

Я не могу убрать - не все на столе. Солдат посмотрел да и говорит:

Ты, барин, для чего ложку взял?

Я не брал, - говорит барин.

Солдат обыскал барина, отдал ложку лакею, а сам и начал благодарить барина за ночлег, да так его изрядно помял, что барин со злости запер на замок все двери.

Солдат запер все окна и двери из других покоев, закрестил их и стал чертей дожидаться.

Около полуночи слышит, что кто-то у дверей пищит. Подождал еще солдат немного, и вдруг набралось столько нечистой силы и подняли такой крик, что хоть уши затыкай!

Один кричит:

Напирай, напирай!

А другой кричит:

Да куда напирать, коли крестов наставлено!.. Солдат слушал, слушал, а у самого волосы дыбом встают, даром что не трусливого десятка был. Наконец и закричал:

Да что вам тут от меня надо, босоногие?

Пусти! - кричат ему из-за двери черти.

Да на что я вас пущу сюда?

Да так, пусти!

Солдат посмотрел кругом и увидел в углу мешок с гирями, взял мешок, вытряхнул гири да и говорит:

А что, много ли вас, босоногих, войдет ко мне в мешок?

Все войдем, - говорят ему из-за двери черти. Солдат наделал на мешке крестов углем, притворил немного двери да и говорит:

Ну-ка, я посмотрю, правду ли вы говорили, что все войдете?

Черти все до одного залезли в мешок, солдат завязал его, перекрестил, взял двадцатифунтовую гирю да и давай по мешку бить. Бьет, бьет да и пощупает: мягко ли? Вот видит солдат, что наконец мягко стало, отворил окно, развязал мешок да и вытряхнул чертей вон. Смотрит, а черти все изуродованы, и никто с места не двигается.

Вот солдат как крикнет:

А вы что тут, босоногие, разлеглись? Другой бани, что ли, дожидаетесь, а?

Черти все кое-как разбежались, а солдат и кричит им вдогонку:

Еще придете сюда, так я вам не то еще задам!

Наутро пришли мужики и отворили двери, а солдат пришел к барину и говорит:

Ну, барин, переходи теперь в тот дом и не бойся уж

1 ноября 2014

Многим из нас знакомы такие сказки, как «Колобок», «Кот и лиса», «Зимовье зверей», «Репка», «Морозко», «Василиса Прекрасная» и другие. Но мало кто знает о том, что их автор - народ. Созданы они были несколько веков назад. В течение многих лет передаются они из поколения в поколение, не теряя всей актуальности. Совсем не похожа на традиционные русские сказки народная легенда «Солдат и смерть». Краткое содержание ее приведено в данной статье. Что в ней необычного? Какие герои представлены в ней? Какова мораль произведения? Обо всем этом можно узнать здесь.

Герои народных сказок

С детства нам знакомы предания и легенды, в которых главными персонажами являются животные, Баба-Яга, Кощей Бессмертный, русские богатыри, цари и царевичи, Иванушка-дурачок и другие. В каждом произведении сплелись правда и вымысел, проявилась богатая народная фантазия, неистощимая на выдумки. Почти в каждом таком сказании - схватка добра со злом, в которой добро неизменно одерживает победу. Но для того чтобы это свершилось, сказочные персонажи должны обладать определенными качествами. И здесь не только физическая сила, смелость, воля и тонкий ум имеют значение. Для того чтобы победить зло, порой необходимы хитрость, смекалка и изворотливость. Именно этими качествами обладает главный герой предания «Солдат и смерть». С помощью этих качеств ему удается обмануть саму смерть. Стоит сказать о том, что солдат - это один из самых любимых персонажей народных сказок. Как правило, в русских сказаниях он предстает сильным, отважным, смекалистым.

Конец солдатской службы

Жил-был солдат. Нес он исправно свою службу королю. Но подошел ей срок. И стал проситься солдат у короля на родину - с родными повидаться. Не хотел отпускать его государь, да уж делать нечего - пришлось наградить и дать вольную. Говорят ему его товарищи: «Неужели ты нам не поднесешь на прощание? Ведь, как знать, может, уже и не свидимся?» На радостях, что скоро будет дома, угостил солдат сослуживцев в кабаке, да все деньги и спустил. Всего лишь пять пятаков у него и осталось. Но не стал унывать старый воин. Не заботился он о богатстве. Хотелось ему поскорее увидеть своих родных и обнять их. О щедрости русской души говорит сказка «Солдат и смерть». Еще не раз это золотое качество проявит наш герой в рассказе.

Волшебная котомка

Долго ли коротко ли шел солдат и решил зайти в кабачок - выпить и закусить. Смотрит - старуха стоит и милостыню просит. Сжалился наш герой и подал ей пятак. Затем он выпил, закусил на грош и пошел дальше. Только опять встречается ему та же старуха и просит милостыню. Удивился солдат и снова бросил ей пятак. Спустя некоторое время видит служивый опять все ту же нищенку. Сжалось его сердце, и вновь он одарил ее пятаком. Прошел солдат с версту. И в четвертый раз встречается ему старуха. Только в этот раз не выдержал служивый, замахнулся на нее - хотел ударить. А нищенка бросила к его ногам котомку и скрылась. Вдруг откуда ни возьмись, выросли перед солдатом два добрых молодца и спрашивают о том, чего желает его душа. Смекнул наш герой, что котомка не простая, а волшебная. Пожелал он себе еды, питья, трубку с табаком и кровать, чтобы выспаться. Справив все свои потребности, служивый спросил молодцев о том, долго ли ему еще так лежать. На это слуги ответили, что столько, сколько он пожелает. Велел тогда воин им убрать все и самим убираться в котомку. Молодцы все выполнили, как и было наказано. О бывалом русском солдате повествует сказка «Солдат и смерть». Автор ее - народ. Он отразил в характерах персонажей ее все те душевные качества, которые присущи простому русскому человеку. Это и смелость, и удаль, и щедрость, а порой - лень и нетерпеливость.

Солдат в гостях у барина

Вскоре приводит дорога служивого в одну усадьбу, в которой живет богатый дворянин. Только в доме своем этот барин не ночует, так как в нем водятся черти. Местные жители предупредили солдата о том, что богач зол, хитер и жаден, что он отправит своего гостя чертям на обед. Только наш герой был не из трусливых. Он явился к барину и попросился к нему на ночлег.
А в награду за это солдат накормил и напоил дворянина, вызвав молодцев из котомки и приказав им накрыть богатый стол. Барин не удержался и украл со стола золотую ложку. Солдат, обыскав его и забрав прибор, «намял бока» скупому хозяину. Далее будет рассказано о том, в какие еще перипетии попадают здесь герои. «Солдат и смерть» - это сказка о большой смелости простого служаки. В следующей главе мы это увидим.

Ночь в барском замке

Обиженный барин со злости закрыл все двери в замке, чтобы служивый не мог убежать, и оставил его на ночлег. Но наш герой и здесь не испугался. Он закрыл на засовы все окна и двери других комнат и стал дожидаться ночи. Вскоре послышался у двери писк. А потом весь дом наполнился ужасными криками. Несметные полчища нечистой силы ломились в дверь к солдату. «Открой, открой», - кричали ему бесы. Думал служивый, что уже пропал. Но заметил он в углу мешок с гирями. Взял он его и открыл дверь. Все черти в мешок и запрыгнули. Перекрестил его солдат и давай бесов гирями отхаживать. А потом развязал мешок и вытряхнул из него всех чертей. Смотрит наш воин, а бесы-то все изуродованы - лежат и встать не могут. Гаркнул он на них. Разбежались черти - кто куда. Так наш герой победил нечистую силу. Об удальстве и мужестве русского солдата говорится в этой части сказки «Солдат и смерть». Краткое содержание ее может передать всю полноту душевных качеств главного героя.

Встреча со Смертью

Пошел служивый дальше. Встречается ему на пути худая страшная старуха, косой подпирается. Это была сама Смерть. Хотел солдат обойти ее. Да только она загородила ему дорогу, не дав пройти. Обратился наш герой к ней с вопросом о том, что ей нужно от него. Ответила ему Смерть, что она послана Господом Богом для того, чтобы взять его душу. Упал солдат перед старухой с косой на колени и взмолился о том, чтобы она дала ему немного времени, чтобы с родными увидеться. Но Смерть была непреклонна, не отпустила она ему и лишних трех минуток. Взмахнула она своей косой и уморила служивого. Так произошла встреча главных героев сказки «Солдат и смерть». Краткое содержание ее позволяет передать смысл ее для развития будущего сюжета.

На том свете

Так солдат очутился на небесах. Вначале он попал в ад. Но черти, которых он «отметелил» в барском доме, не посмели тащить смельчака в огонь. Прибежали они со страхом к сатане и рассказали о том, как он бил их в доме барина. Дьявол, услышав это, и сам струхнул. Бросился он в огонь со своими бесенятами. Походил по пустому аду служивый, да и стало ему скучно. Пошел он в рай. Да только туда его не пустили. Сказали, что недостоин. Пришел наш герой к Богу с вопросом, что ему делать. Тогда приказал Господь солдату взять ружье у Михаила-архангела и охранять двери в райскую обитель. Так служивый и сделал. Это дело было ему по душе. Здесь легенда «Солдат и смерть» повествует о том, как герой несет свою службу на небесах.

На часах у райских дверей

Стоит солдат, исполняет приказание Господа. Приходит к райским дверям Смерть и просит служивого пропустить ее к Богу за очередным заданием. Только не пустил ее служивый. Сам вызвался сходить за нее к Господу и спросить, каких людей морить в этом году. Бог приказал отправлять на тот свет сначала самых старых. Но смекнул солдат, что его отец и мать тогда умрут. И сказал он Смерти, что Господь велел ей целый год дубы грызть. А как срок подойдет, так пусть вновь приходит за новым наказом. Прошло время, а Смерть опять тут как тут - спрашивает, кого теперь ей морить. И здесь схитрил солдат. Не сказал он ей, что Господь велел самых матерых на тот свет отправлять, а велел самые толстые дубы грызть. Так еще год прошел. В третий раз приходит «костлявая» с косой к Господу, чтобы спросить, кого на это раз изводить ей. А служивый наказывает Смерти губить молодые дубы вместо самых молодых людей. О русской смекалке и хитрости повествует здесь рассказ «Солдат и смерть».

Раскрытие обмана

В четвертый раз приходит Смерть к Господу за очередным наказом. Здесь уже солдат ее пропустил к Богу. Увидел Создатель, что старуха с косой очень плохо выглядит: худая ужасно, вид у нее замученный. Спрашивает он у нее, почему она такой стала. На что Смерть отвечала: «Так ты же сам меня, Господь, посылал три года подряд дубы грызть. Исхудала я, все зубы поломала. С чего мне хорошей-то быть?» Как узнал Бог, что обманывал служивый его верную подопечную, велел ангелам тотчас найти его и привести к себе. В наказание за эту хитрость приказал Господь нашему герою откормить Смерть на белом свете. Так герои предания «Солдат и смерть» снова очутились в нашем мире.

Снова на белом свете

Очутился служака на том самом месте, где Смерть его взяла. Посадил он ее в свой мешок и пошел дальше по свету. Набросал он туда же камней да палок и зашагал по-солдатски размашистым шагом. Смерти в мешке плохо, косточки у нее стонут. А солдат о том не заботится. На все ее просьбы идти потише он отвечает грубостью. Долго ли коротко ли, приходит наш герой в кабак к целовальнику. Бросил он свой мешок на стойку и спросил себе выпивки. Только денег у служивого не было. Взамен платы обещал он хозяину оставить свою ношу и вернуться через три дня с монетами. Согласился на это целовальник, бросил мешок солдата под стойку и налил ему рюмочку. Далее легенда о солдате повествует о следующих странствиях старого служаки.

Встреча с родными

Пошел солдат дальше. Вот наконец дошел он до родного дома. Как же обрадовался отец, когда его увидел. И все родные стали служивого обнимать и целовать. Хотел зайти наш герой на три дня домой, да и прожил там целый год. И только тогда он вспомнил о том, что оставил свой мешок в кабаке у целовальника. И хоть не хотелось ему покидать родной дом, делать нечего - нужно выполнять наказ Господа.

Смерть и табакерка

Пришел солдат опять в кабак и стал спрашивать про свой мешок. А он тут как тут - под стойкой лежит. Развязал его служивый, чтоб узнать, жива ли еще Смерть в нем. А «невольница» насилу дождалась служивого, чуть не задохнулась в душном мешке. Решил солдат табачку понюхать. Открыл он табакерку и давай чихать. А Смерти тоже захотелось того же. Попросила она табачку у нашего героя. А он ей и говорит: «Что тебе щепотка-то? Полезай вся в табакерку и нюхай, сколько захочется». Так Смерть и сделала. Залезла она в табакерку и давай чихать. А солдат закрыл ее, да и носил так целый год. А когда он открыл табакерку, Смерть еле отдышалась - так тяжело ей было. Не пощадила старуха с косой старого служаку. Решил и он ее не жалеть, всячески глумясь над нею. Еще немало издевательств пришлось претерпеть от него «костлявой». Об этом далее повествует легенда «Солдат и смерть».

Как солдат Смерть похоронил

Наконец решил служака исполнить наказ Господа - откормить старуху с косой. Привел он ее домой, посадил за стол, поставил перед ней еду. Смерть начала есть за семерых. Все смела со стола. Рассердился на это солдат. Схватил он ее, посадил опять в мешок и понес на кладбище - в могилу зарывать. Так и похоронил «костлявую» здесь солдат. Три года прошло, и Господь вспомнил о том, что отпустил служаку с наказом. А тот в срок и не является. И Смерти больше нет. Приказывает Бог ангелам найти и ту, и другого. Ходили святые духи по белу свету, но Смерти не нашли. Тогда явились они к солдату и стали его спрашивать, куда он ее дел. Пошел наш герой на кладбище и откопал старуху с косой. Едва жива была Смерть. Взяли ее ангелы и отнесли к Господу. Когда Бог спросил «костлявую» о том, почему она такая худая и замученная, она ответила, что служивый едва не уморил ее. Тогда сказал ей Господь: «Что ж, видно, не будет тебе проку от старого солдата. Иди кормись сама». И пошла вновь Смерть со своей косой по миру. Да только своего мучителя не посмела она уже трогать. Весь колорит устного народного творчества в этой легенде способен передать даже ее краткий пересказ. «Солдат и смерть» - это произведение о лучших качествах нашего национального характера. В несколько неожиданном свете здесь предстают перед нами герои библейских сказаний: Господь, бесы, Смерть, ангелы. Но мораль сказки остается все той же: добро и смелость всегда побеждают зло.

Мы рассказали о легенде «Солдат и смерть». Краткое содержание произведения приведено в этой статье. В этой сказке простой народ попытался высмеять то, чего боится - смерть. Люди верят, что смелость, удаль, отвага способны победить любое зло.

Загробный мир. Мифы о загробном мире Петрухин Владимир Яковлевич

Солдат и смерть

Солдат и смерть

В русских народных легендах роль умельца и хитреца нередко принадлежит солдату. В одной из таких легенд рассказывается, как солдат, отслужив свои двадцать пять лет, не дождавшись отставки, пошел куда глаза глядят.

По дороге он встретил самого Господа. Справедливый Господь за верную службу велел солдату идти прямо в рай. Солдат, конечно, подивился красоте райских кущ, но, когда попытался раздобыть там табаку, выяснилось, что в Царстве Небесном табаку «не положено». Не мог солдат раздобыть и вина. Принялся он жаловаться Господу, и тот, выслушав его, велел идти по левую руку, где все есть. Отправился солдат налево и добрался до нечистой силы, там ему пожаловали трубку и полуштоф перцовки. Но недолго ему пришлось гулять, ибо со всех сторон набежали черти.

Пришлось служивому пойти на хитрость: он наделал колышков и принялся размечать ими пространство в аду. Чертям же сказал, что хочет построить здесь монастырь. Избавиться от непрошеного гостя черти не могли, ведь он сам попросился в пекло. Пришлось и чертям пойти на хитрость: содрав шкуру с одного из чертенят, они сделали барабан и принялись бить тревогу за воротами ада. Служивый, привыкший нести службы, направился на сигнал, и, как только он вышел, черти же захлопнули за ним ворота ада.

Напрасно солдат ломился в ворота: ему не под силу было сломать их, ведь он не был мессией. Уныло побрел он прочь и опять встретил Господа. Сам Господь уже не знал, что делать с солдатом, да тот попросил поставить его у себя на часах. Первой к часовому явилась сама Смерть. На вопрос, зачем она идет к Господу, Смерть призналась: за повелением, кого ей следует морить. Пошел солдат докладывать о посетительнице, и Господь велел передать ей, чтобы морила стариков. Солдату жаль стало стариков - ведь еще живы были его родители. Он велел Смерти три года точить самые старые дубы. Через три года Смерть явилась снова, и солдат, вместо того чтобы морить молодых, как велел передать Господь, повелел ей точить молодые дубы. А когда черед дошел до младенцев, солдат послал Смерть точить малые дубки. Придя в следующий раз, Смерть едва волокла ноги, но принялась рваться к Господу, не слушая часового. Тот заслышал шум и узнал о хитростях солдата. Пришлось теперь служивому девять лет носить Смерть на закорках.

Притомился солдат таскать Смерть и достал табаку. Смерти захотелось попробовать понюшку, и солдат пустил ее в рожок для табака, да там ее и закрыл. С рожком за голенищем он вновь явился на пост. Господь понял, что не обошлось без очередной проделки, и велел выпустить Смерть, но солдат не слушался, пока Бог его не простил. Зато когда Смерть освободилась, Всевышний велел ей уморить надоедливого солдата.

Солдат готов был к смерти, принес чистое белье и даже гроб. Но когда Смерть велела ему ложиться в гроб, то он лег спиной кверху. Потом он повернулся на бок и так продолжал издеваться над Смертью до тех пор, пока та сама не предложила ему показать, как нужно лежать в гробу. Тут солдат и накрыл гроб крышкой, да набил на него железных обручей. Пустил он гроб со Смертью по воде, и если бы Господь не увидел очередной проделки и не выпустил Смерть, солдат еще долго мог бы хитрить. Но тут уж Господь велел Смерти уморить солдата без разговоров, и хитрецу пришел конец.

Мотивы этой легенды уже знакомы читателю: немало хитрецов хотело запереть смерть (вспомним так же, как дети обманывали Бабу-ягу, притворяясь, что не знают, как сесть на печную лопату). Гораздо интереснее мотив строительства монастыря в пекле: он восходит к апокрифическому рассказу о мудром Соломоне, которого не стал выводить из ада сошедший туда Христос, ибо тот и сам был достаточно хитер, чтобы спастись из преисподней. Соломон стал размечать пространство для строительства храма, и Сатана в ужасе выпустил его.

История про хитрого солдата, однако, имела продолжение за пределами фольклорной легенды, в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».

За далекие пригорки

Уходил сражения жар.

На снегу Василий Тёркин

Неподобранный лежал.

Снег под ним, набрякши кровью,

Взялся грудой ледяной.

Смерть склонилась к изголовью:

Ну, солдат, пойдем со мной…

Дрогнул Тёркин, замерзая

На постели снеговой:

Я не звал тебя, Косая,

Я солдат еще живой.

Смерть в поэме А. Т. Твардовского вступила в спор с солдатом и проиграла. Но поэт вновь привел Тёркина в преисподнюю в поэме «Тёркин на том свете» (1964), где солдату не было покоя не от чертей, а от советской бюрократии. Тёркин делает то, что под силу оказалось лишь Гераклу и великим героям древности: избавляется от оков преисподней - вскакивает в порожняк, идущий к живым.

Комендант иного мира

За охраной суетной

Не заметил пассажира

На площадке тормозной.

Обратный путь напоминает Дантов ад:

Там в страде невыразимой,

В темноте - хоть глаз коли -

Всей войны крутые зимы

И жары ее прошли.

Жар и холод того света напоминают об обмираниях и средневековых видениях. Кстати вспомнить в конце книги, что «Божественная комедия» называлась комедией потому, что начиналась страшно, зато кончалась счастливо.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Многослов-1: Книга, с которой можно разговаривать автора Максимов Андрей Маркович

СМЕРТЬ Известен философский силлогизм о том, что о смерти невозможно сказать ничего определенного уже хотя бы потому, что мы никогда не сможем с ней встретиться: пока мы есть – смерти нет, когда она приходит – нас уже нет.И это абсолютно справедливо. Отношение к смерти

Из книги Нацизм и культура [Идеология и культура национал-социализма автора Моссе Джордж

Из книги Повседневная жизнь русского офицера эпохи 1812 года автора Ивченко Лидия Леонидовна

Ружья солдат русской армии Начало XIX в.

Из книги Цивилизация классического Китая автора Елисеефф Вадим

Смерть Когда приходила смерть, в подземном мире покойника должна была окружать та же роскошь, что и при жизни. На протяжении эпохи Борющихся Царств, гегемоны следовали обычаю самим строить собственные могилы еще при жизни. Эти могилы возводились из кирпича, покоившегося

Из книги Рублевка и ее обитатели. Романтическое повествование автора Блюмин Георгий Зиновьевич

Из книги Цивилизация Древнего Рима автора Грималь Пьер

Глава 5 ЗАВОЕВАТЕЛИ Римское войско: организация и тактика. - Солдат в военное время. - Военная реорганизация в эпоху империи Армия римлян, втянутых волей Ганнибала в жестокую борьбу против сил более значительных, чем те, что когда-либо ставились под ружье в какой бы то ни

Из книги Книга всеобщих заблуждений автора Ллойд Джон

В какой из войн погибло больше всего британских солдат – если считать в процентах? В гражданской войне в Англии (или «Войне трех королевств», как теперь называют ее историки).За семь лет, с 1642 по 1649 год, умер каждый десятый житель Англии – просто ошеломляющая цифра: в

Из книги Любовь и французы автора Эптон Нина

Из чего шили форму немецких солдат в Первую мировую войну? Из крапивы.В годы Первой мировой войны как в Германии, так и в Австрии запасы хлопка практически иссякли.В поисках подходящего заменителя ученые случайно пришли к оригинальнейшему решению: смешать крошечные

Из книги Загробный мир. Мифы о загробном мире автора Петрухин Владимир Яковлевич

Глава 1. Наполеон - солдат-император После Революции наступили новые времена: ни короля, ни двора, ни салонов более не существовало, зато было множество героев-военных и недавно разбогатевших поставщиков, обеспечивавших нужды армии. Манеры были грубыми, любовь -

Из книги О чём умолчали книги автора Белоусов Роман Сергеевич

Солдат и смерть В русских народных легендах роль умельца и хитреца нередко принадлежит солдату. В одной из таких легенд рассказывается, как солдат, отслужив свои двадцать пять лет, не дождавшись отставки, пошел куда глаза глядят. По дороге он встретил самого Господа.

Из книги Говорят что здесь бывали… Знаменитости в Челябинске автора Боже Екатерина Владимировна

Гарви Берч - солдат невидимого фронта Было десять часов вечера, когда на старой бостонской колокольне метнулся тревожный свет сигнального фонаря. Условный знак означал, что «красные мундиры» - так американские колонисты называли солдат Георга III, короля Англии, вышли

Из книги Время, вперед! Культурная политика в СССР автора Коллектив авторов

Из книги Лермонтов и Москва. Над Москвой великой, златоглавою автора Блюмин Георгий Зиновьевич

Из книги Бронзовый век России. Взгляд из Тарусы автора Щипков Александр Владимирович

Из книги Как это делается: продюсирование в креативных индустриях автора Коллектив авторов

Из книги автора

1.2 Малика Торабаева. Продюсер как универсальный солдат медиапроизводства Малика Торабаева – выпускница магистратуры факультета коммуникаций, медиа и дизайна

Ответ оставил Гость

Легенда "Солдат и Смерть". Сходство и отличие от сказки.

Сначала надоопределить, в чем же сходство и отличие сказки от легенды. Обе они – народное творчество . Сюжетом сказки являются вымышленные, неимеющие ничего общего с действительностью троекратные (со счастливым концом) испытания героя, которому обязательнопомогают волшебные силы, причем по устойчивому сказочному порядку, т.е. рассказывается о разных чудесах . А в легендерассматриваются события или персонажи, претендующие на достоверность, идействие разворачивается подобно ходу реальной жизни. Герой сам совершает чудо .

Легенда «Солдат иСмерть» имеет много общего с народными сказками .
Герой – Солдат - добрый,широкой русской души человек, немного безалаберный, не умеющий размышлять и строитьпланы. За счет бесстрашия, хитрости, смекалки выпутывается изо всех трудных ситуаций ирешает неразрешимые задачи.
Солдат всю награду за службу прокутил с друзьями,да и последние пятаки отдал нищенке. Получив случайно котомку, исполняющуюжелания (тоже сказочная вещь!), не думает о том, что можно извлечь из обладанияею. Его желания просты – поесть, попить,да отдохнуть.
Остался, неразмышляя, в доме, куда нечистая сила наведывается, и навел порядок!
Барин - хозяин домана золотую ложку из котомки польстился, так и ему не поздоровилось. Солдат не ложку пожалел, наказал из справедливости: ложку эту потом лакею отдал.
Но легенда "Солдат и Смерть" имеет некоторые отличия от типичной сказки .
Смерть – не отвлеченноепонятие, не глубоко спрятанная иголка, как в сказках. Это вполне реальныйперсонаж: безжалостная, глупая, ненасытная и завистливая старуха с косой, пилами, ножами и топориками.
Грызетдубы, нюхает табак, косточки болят, ест за столом за семерых, а от голода худеети умереть может. И отношения с ней у солдата житейские, обыденные. Он и умоляетее о пощаде, и обманывает, и хоронит .
Испытания Солдатуникто не дает – он сам находит себе работу.
И в дом с чертями сам просится, и вад сам пришел, и в раю у Господа дела просит и сам ружье добывает у воротпостоять. А от возложенной обязанности Смерть кормить и вовсе простоизбавляется – пошел, да закопал ее, чтоб не объедала. И где же котомка-то его?
Волшебный предмет –котомка с молодцами - играет второстепенную роль.
Куда она после обеда сбарином делась – неизвестно. Легенда о ней забыла. Солдат и без нее прекрасно справляется!
Не просит молодцов из котомки пособить,а сам и чертей, в обыкновенный мешок обманом собирает, и Смерть то в своютабакерку завлекает, то в мешке с камнями носит, то на кладбище закапывает .

И не волшебные вещии помощники чудеса творят – сам Солдат главный герой!
Из-за его личной хитростисмерть несколько лет вместо того, чтобы людей морить, годами грызла дубы, сидела в табакерке, в мешке под стойкойвалялась и в могиле лежала. А когда свободу получила – отступилась от солдата .
Смерть его стала бояться, а не он ее!

Прошло срочное время, отслужил солдат службу королю и стал проситься на родину с родными повидаться. Сначала было король не пускал его, но потом согласился, наделил его златом-серебром и отпустили его на все четыре стороны.

Вот получил солдат отставку и пошел с товарищами прощаться, а товарищи и говорят ему:
- Неужели на простинах не поднесешь, а прежде ведь мы хорошо жили?
Вот солдат и начал подносить своим товарищам; подносил-подносил - глядь, а денег-то осталось у него только пять пятаков.

Вот идет наш солдат. Близко ли, далеко ли, видит: стоит в сторонке кабачок; зашел солдат в кабачок, на копейку выпил, на грош закусил и пошел далее. Прошел немного, встретилась ему старуха и стала милостыню просить; солдат и подал ей пятак. Прошел опять немного, смотрит, а та же старуха опять идет навстречу и просит милостыню; солдат подал другой пятак, а сам дивуется: как это старуха опять очутилась впереди? Смотрит, а старуха опять впереди и просит милостыню; солдат и третий пятак подал.

Прошел опять с версту. Смотрит, а старуха опять впереди и просит милостыню. Разозлился солдат, не стерпело ретивое, выдернул тесак да и хотел было раскроить ей голову, и только лишь замахнулся, старуха бросила к его ногам котомку я скрылась. Взял солдат котомку, посмотрел-посмотрел да и говорит:
- Куда мне с этой дрянью? У меня и своей довольно!
И хотел было уж бросить - вдруг, откуда ни возьмись, явились перед ним, как из земли, два молодца и говорят ему:
- Что вам угодно?

Солдат удивился и ничего не мог им сказать, а потом закричал:
- Что вам от меня надобно?
Один из них подошел поближе к служивому и говорит:
- Мы служители твои покорные, но слушаемся не тебя, а вот этой волшебной сумочки, и если тебе что нужно, приказывай.

Солдат думал, что все это ему грезится, протер глаза, решился попробовать да и говорит:
- Если ты говоришь правду, то я приказываю тебе, чтобы сейчас же была койка, стол, закуска и трубка с табаком!
Не успел солдат еще и кончить, а уж все и явилось, как будто с неба упало. Выпил солдат, закусил, повалился на койку и закурил трубку.

Полежал он так довольно времени, потом махнул котомочкой и, когда явился молодец (служитель котомочки), солдат и говорит ему:
- А долго ли я буду здесь лежать на этой койке и курить табак?
- Сколько угодно, - сказал молодец.
- Ну так убери все, - сказал солдат и пошел дальше. Вот шел он после этого, близко ли, далеко ли, и пришел к вечеру в одну усадьбу, и тут славный барский дом. А барин в этом доме не жил, а жил в другом - в хорошем-то доме черти водились. Вот и стал солдат у мужиков спрашивать:
- Где барин живет?
А мужики и говорят:
- Да что тебе в нашем барине?
- Да ночевать бы надо попроситься!
- Ну, - говорят мужики, - только поди, так он уж отправит тебя чертям на обед!
- Ничего, - говорит солдат, - и с чертями разделаться можно. А скажите, где барин-то живет?

Мужики показали ему барский дом, и солдат пошел к нему и стал у него ночевать проситься. Барин и говорит:
- Пустить-то я, пожалуй, и пущу, да только у меня там не тихо!
- Ничего, - говорит солдат. Вот барин и повел солдата в хороший дом, а как привел, солдат махнул своей волшебной сумочкой и, когда явился молодец, велел приготовить стол на двух человек. Не успел барин повернуться, а уж и явилось все. Барин, хоть и богат был, а такой закуски никогда еще у него не бывало! Стали они закусывать, а барин и украл золотую ложку. Кончили закуску, солдат махнул опять котомочкой и велел убрать все, а молодец говорит:
- Я не могу убрать - не все на столе. Солдат посмотрел да и говорит:
- Ты, барин, для чего ложку взял?
- Я не брал, - говорит барин.

Солдат обыскал барина, отдал ложку лакею, а сам и начал благодарить барина за ночлег, да так его изрядно помял, что барин со злости запер на замок все двери.
Солдат запер все окна и двери из других покоев, закрестил их и стал чертей дожидаться.
Около полуночи слышит, что кто-то у дверей пищит. Подождал еще солдат немного, и вдруг набралось столько нечистой силы и подняли такой крик, что хоть уши затыкай!

Один кричит:
- Напирай, напирай!
А другой кричит:
- Да куда напирать, коли крестов наставлено!.. Солдат слушал, слушал, а у самого волосы дыбом встают, даром что не трусливого десятка был. Наконец и закричал:
- Да что вам тут от меня надо, босоногие?
- Пусти! - кричат ему из-за двери черти.
- Да на что я вас пущу сюда?
- Да так, пусти!

Солдат посмотрел кругом и увидел в углу мешок с гирями, взял мешок, вытряхнул гири да и говорит:
- А что, много ли вас, босоногих, войдет ко мне в мешок?
- Все войдем, - говорят ему из-за двери черти. Солдат наделал на мешке крестов углем, притворил немного двери да и говорит:
- Ну-ка, я посмотрю, правду ли вы говорили, что все войдете?
Черти все до одного залезли в мешок, солдат завязал его, перекрестил, взял двадцатифунтовую гирю да и давай по мешку бить. Бьет, бьет да и пощупает: мягко ли? Вот видит солдат, что наконец мягко стало, отворил окно, развязал мешок да и вытряхнул чертей вон. Смотрит, а черти все изуродованы, и никто с места не двигается.

Вот солдат как крикнет:
- А вы что тут, босоногие, разлеглись? Другой бани, что ли, дожидаетесь, а?
Черти все кое-как разбежались, а солдат и кричит им вдогонку:
- Еще придете сюда, так я вам не то еще задам!
Наутро пришли мужики и отворили двери, а солдат пришел к барину и говорит:
- Ну, барин, переходи теперь в тот дом и не бойся уж ничего, а мне за труды надо на дорогу дать!

Барин дал ему сколько-то денег, и солдат пошел себе дальше.
Вот шел и шел он так долгонько, и до дому уже недалеко осталось, всего три дня ходьбы! Вдруг повстречалась с ним старуха, такая худая да страшная, несет полную котомочку ножей, да пил, да разных топориков, а косой подпирается. Загородила она ему дорогу, а солдат не стерпел этого, выдернул тесак да и закричал:
- Что тебе надобно от меня, старая? Хочешь, тебе голову раскрою?

Смерть (это была она) и говорит:
- Я послана Господом взять у тебя душу!
Вздрогнуло солдатское сердце, упал он на колени да и говорит:
- Смилуйся, матушка смерть, дай мне сроку только три года; прослужил я королю свою долгую солдатскую службу и теперь иду с родными повидаться.
- Нет, - говорит смерть, - не видаться тебе с родными и не дам я тебе сроку три года.
- Дай хоть на три месяца.
- Не дам и на три недели.
- Дай хоть на три дня.
- Не дам тебе и на три минуты, - сказала смерть, махнула косой и уморила солдата.

Вот очутился солдат на том свете да и пошел было в рай, да его туда не пустили: недостоин, значит, был. Пошел солдат из раю да и попал в ад, а тут прибежали к нему черти да и хотели было в огонь тащить, а солдат и говорит:
- Вам что надо от меня? Ах вы, босоногие, или позабыли уж барскую баню, а?
Черти все побежали от него, а сатана и кричит:
- Вы куда, детки, побежали-то?
- Ой, батька, - говорят ему чертенята, - ведь солдат-то тот здесь!

Как услыхал это сатана, да и сам побежал в огонь. Вот солдат походил, походил по аду - скучно ему стало; пошел в рай да и говорит Господу:
- Господи, куда ты меня пошлешь теперь? Раю я не заслужил, а в аду все черти от меня убежали; ходил я, ходил по аду, скучно стало, да и пошел к тебе, дай мне службу какую-либо!

Господь и говорит:
- Поди, служба, выпроси у Михаила-архангела ружье и стой на часах у райских дверей!
Пошел солдат к Михаилу-архангелу, выпросил у него ружье да и стал на часы к райским дверям. Вот стоял он так, долго ли, коротко ли, и видит, что идет смерть, и прямо в рай. Солдат загородил ей дорогу да и говорит:
- А тебе что надобно, старая? Пошла прочь! Господь без моего доклада никого не примет!

Смерть и говорит:
- Я пришла к Господу спросить, каких на этот год велит людей морить.
Солдат и говорит:
- Давно бы так, а то лезешь не спросясь, а разве не знаешь, что и я что-либо да значу здесь; на-ка ружье-то подержи, а я схожу спрошу.

Пришел служивый в рай, а Господь и говорит:
- Зачем ты, служба, пришел?
- Пришла смерть. Господи, и спрашивает: каких ты на следующий год велишь людей морить?
Господь и говорит:
- Пусть морит самых старых!

Пошел солдат назад да и думает "Самых старых велит Господь людей морить; а что, если у меня отец еще жив, ведь она его уморит, как и меня. Так ведь, пожалуй, я и не повидаюсь больше. Нет, старая, ты не дала мне вольготушки на три года, так поди-ка погрызи дубы!"

Пришел да и говорит смерти:
- Смерть, Господь велел тебе на этот раз не людей морить, а дубы грызть, такие дубы, которых старее нет!
Пошла смерть старые дубы грызть, а солдат взял у нее ружье и стал опять у райских дверей ходить. осказках.ру - сайт Прошел на белом свете год, смерть опять пришла спросить, каких на этот год велит ей Господь людей морить.

Солдат отдал ей ружье, а сам и пошел к Господу спросить, каких на этот год велит смерти людей морить. Господь велел морить самых матерых, а солдат опять и думает:
"А ведь у меня там есть еще братья да сестры и знакомых много, а смерть как уморит, так мне с ними и не повидаться больше! Нет, пусть же и другой год погрызет дубов, а там, быть может, нашего брата-солдата и миловать станет!"
Пришел да и послал смерть грызть самые ядреные, матерые дубы.
Прошел и другой год, пришла смерть на третий раз. Господь велел ей морить самых молодых, а солдат послал ее молодые дубы грызть.
Вот, так пришла смерть на четвертый раз, солдат и говорит: - Ну тебя, старую, поди, коли нужно, сама, а я не пойду: надоела!

Пошла смерть к Господу, а Господь и говорит ей:
- Что ты, смерть, худая такая стала?
- Да как худой-то не быть, целых три года дубы грызла, все зубы повыломала! А не знаю, за что ты, Господи, на меня так прогневался?
- Что ты, что ты, смерть, - говорит ей Господь, - с чего ты взяла это, что я посылал тебя дубы грызть?
- Да так мне солдат сказал, - говорит смерть.
- Солдат? Да как он смел это сделать?! Ангелы, подите-ка, приведите ко мне солдата!

Пошли ангелы и привели солдата, а Господь и говорит:
- С чего ты взял, солдат, что я велел смерти дубы грызть?
- Да мало ей, старой, этого! Я просил у ней вольготушки только на три года, а она не дала мне и три часа. Вот за это-то я и велел ей три года дубы грызть.
- Ну, так поди-ка теперь, - говорит Господь, - да откармливай-ка ее три года! Ангелы! Выведите его на белый свет!

Вывели ангелы солдата на белый свет, и очутился солдат на том самом месте, где уморила его смерть. Видит солдат какой-то мешок, взял он мешок да и говорит:
- Смерть! Садись в мешок!

Села смерть в мешок, а солдат взял еще палок да каменья положил туда, да как пошагал по-солдатски, а у смерти только косточки хрустят!
Смерть и говорит:
- Да что ты, служивый, потише!
- Вот еще, потише, еще чего скажешь, а по-моему так: сиди, коли посажена!

Вот шел он так два дня, а на третий пришел к свату-целовальнику да и говорит:
- Что, брат, дай выпить; все деньги прожил, а я тебе на днях занесу, вот тебе мой мешок, пусть у тебя полежит.
Целовальник взял у него мешок да и бросил под стойку. Пришел солдат домой; а отец еще жив. Обрадовался, а еще больше обрадовались родные. Вот жил так солдат и здорово и весело целый год.

Пришел солдат в тот кабак и стал спрашивать свой мешок, а целовальник едва и отыскал его. Вот солдат развязал мешок да и говорит:
- Смерть, жива ли ты?
- Ой, - говорит смерть, - едва не задохлась!
- Ну ладно, - говорит солдат. Открыл табакерку с табаком, понюхал да и чихнул. Смерть и говорит:
- Служивый, дай-ка мне!
Она все просила, что увидит у солдата.

Солдат и говорит:
- Да что, смерть, ведь тебе мало одной щепотки, а поди сядь в табакерку да и нюхай сколько захочешь; Только что смерть залезла в табакерку, солдат захлопнул да и носил ее целый год. Потом он опять отворил табакерку да и говорит:
- Что, смерть, нанюхалась?
- Ой, - говорит смерть, - тяжело!
- Ну, - говорит солдат, - пойдем, я теперь покормлю тебя!

Пришел он домой да и посадил ее за стол, а смерть ела да ела за семерых. Рассердился солдат и говорит:
- Ишь, прорва, за семерых съела! Эдак тебя не наполнишь, куда я денусь с тобой, проклятая?
Посадил ее в мешок да и понес на кладбище; вырыл в сторонке яму да и закопал ее туда. Вот прошло три года, Господь вспомнил про смерть и послал ангелов ее отыскивать. Ходили, ходили ангелы по миру, отыскали солдата да и говорят ему:
- Куда ты, служивый, смерть-то девал?
- Куда девал? А в могилу зарыл!
- Да ведь Господь ее к себе требует, - говорят ангелы.

Пришел солдат на кладбище, разрыл яму, а смерть там уж чуть-чуть дышит. Взяли ангелы смерть и принесли ее к Господу, а он и говорит:
- Что ты, смерть, такая худая?

Смерть и рассказала Господу все, а он и говорит:
- Видно, тебе, смерть, от солдата не хлебы, подика кормись сама!
Пошла опять смерть по миру, да только того солдата больше не посмела морить.

Добавить сказку в Facebook, Вконтакте, Одноклассники, Мой Мир, Твиттер или в Закладки




Top