Чем отличается амфитеатр от бельэтажа. Лучшие места в театре

С вешалки, главным в нем является зрительный зал. А в самом зале – соответственно сцена и зрительские места.

Со времен античности театр претерпел колоссальные изменения. Но суть его оставалась прежней, ибо любой театр – это прежде всего зрелище. А всякое зрелище предполагает зрителя, который, в свою очередь, желает зрелища максимально комфортного. Зрителю во все времена было не безразлично, какое место он будет занимать перед сценой.

Партер и балкон

Прообраз расположения, а следовательно и наименований зрительских мест, появился в средневековых уличных театрах, имевших подмостки балаганного типа.

Из-за гонений театры тогда не имели своих собственных помещений.

Большинство зрителей стояли перед сценой и так, стоя, наблюдали за игрой . Это место и партер. Однако жители окрестных домов могли наблюдать представление со своих балконов. Так появился балкон.

С появлением театральных залов эти уличные благополучно перекочевали под крышу. Правда, места в партере по-прежнему долгое время оставались стоячими и предназначались для лиц низших сословий. Лишь под влиянием идей французской революции в партере появились зрительские кресла.

Балконы же расположились в различных ярусах напротив сцены или по бокам партера. Одной из их разновидностей стал амфитеатр. Он также находился лицом к сцене, уходя вверх плавными уступами.

Ложи и галерка

Но самое почетное место в театральном зрительном зале, бесспорно, принадлежит ложам. В отличии от балкона, это уже отгороженное помещение на каком-либо ярусе.

Особое место среди них занимает генеральная (царская) ложа. Располагается она обычно напротив сцены с самым удобным обзором для зрителей. Кроме того, она служит своего рода пиаром для ее особых посетителей и повышению уровня их безопасности.

Находящиеся в генеральной ложе важные персоны прекрасно видны из любой точки зала. А в целях безопасности она имеет отдельный вход.

Бенуар – располагается в одном из ярусов по бокам партера. Этот ряд лож обычно находится на уровне сцены или чуть ниже ее. Бельэтаж же расположен выше бенуара и амфитеатра.

По своим размерам и форме театральные ложи подразделяются на два типа – итальянский и французский. Итальянский тип лож более углублен внутрь. Тем самым он позволяет находящимся в такой ложе не быть слишком заметными остальной публике. Французские же ложи, напротив, позволяют их обитателям максимально себя продемонстрировать.

И, наконец, есть в зрительном зале галерка, или раек. Излюбленное место для непритязательной к театральному комфорту публики. Места здесь расположены в самом верхнем ярусе. Они максимально удалены от сцены, но зато самые дешевые.

Как говорил классик, «театр начинается с вешалки». Хотя, если еще точнее выразиться, он начинается с фойе. Театральное фойе – особое помещение, которое формирует у зрителя представление о театре в целом, вводит его в театральный мир.

Рассказывает историю театра

Театральное фойе – не только место для ожидания, когда же откроются двери и зрителей пустят в зал, это комната, помогающая познакомиться с историей театра и актерами. В любом уважающем себя театре помимо афиш предстоящих спектаклей на стенах располагаются портреты актеров, как заслуженных, так и . В театре это место носит название «иконостас». Приводится список ролей, сыгранных тем или иным актером, информация о наградах. Тут же помещаются фотопортреты режиссеров театра, балетмейстера и пр. Зритель, пришедший в театр, должен не просто томиться в ожидании начала спектакля под дверьми зала, его необходимо увлечь.

Иногда фойе служит непосредственно местом проведения представлений – в основном это касается театров, предназначенных для юных зрителей. В некоторых столичных театрах еще жива традиция устраивать в театральном фойе литературно-музыкальные композиции, возвращающие зрителей во времена дворянских театров.

Фойе – для релаксации

Безусловно, театральное фойе должно отличаться уютом и гостеприимством. Как правило, фойе оформляют в строгом классическом стиле, с дубовой мебелью, портьерами, резными креслами и маленькими столиками. Допускается наличие буфета в фойе, однако он должен смотреться гармонично, не выбиваясь из общей стилистики, потому располагать его следует так, чтобы не бросалось в глаза.

Фойе в театре обязательно украшено зеркалами – это сделано не только для красоты, но и для удобства зрителей, которые могут немного привести себя в порядок после дороги. Обычно в театральном фойе отводят небольшую стену для этих нужд.

В фойе театра уместно устроить тематическую выставку, приуроченную к какому-то празднику, например, дню рождения А.С. Пушкина. В крупных театрах организуют выставки, посвященные бенефису знаменитого актера.

Уместным считается украшать театральное фойе репродукциями картин , потому что наверняка большинство зрителей во время антракта захотят выйти из зала и немного отдохнуть в фойе.

Иногда в фойе располагается рояль, и в особые вечера пианист исполняет перед началом выступления классические произведения.
Таким образом, при оформлении театрального фойе стоит придерживаться правил классического оформления комнаты, возможно даже воспользоваться услугами опытного дизайнера.

Говорят, что театр начинается с вешалки, но на самом деле он начинается с покупки билетов. Главный вопрос - какие места выбрать? Есть партер, ложи, бельэтаж... В некоторых театрах есть так называемые неудобные места - это где ничего не видно и мало что слышно. При этом заранее о таком неудобстве предупреждают далеко не всегда.

Одни места находятся слишком далеко, с других - край сцены не видно. Чтобы выбрать самые лучшие места, для начала посмотрим на схему театрального зала.

Партер - это места в зоне зрительного зала, которые находятся ближе всего к сцене. Амфитеатр - пространство сразу за партером. Обычно зона амфитеатра чуть выше партера. Места в бельэтаже - еще выше. На самом верху - балкон. По обеим сторонам от партера находятся ложи - это небольшие пространства с отдельным входом.

По традиции места в ложе считаются самыми престижными - раньше там могли сидеть только богатые посетители. В каждой ложе есть отдельный вход, а кроме этого можно не только спектакль посмотреть, но и себя показать. Больше ста лет назад именно ради этого приходили в театр представители высшего света. В партере сидели офицеры, а титулованные особы в отдельных ложах. Лев Толстой описал это в «Анне Карениной».

В наше время красотку Вивьен в исполнении Джулии Робертс бизнесмен Эдвард Льюис Ричарда Гира знакомит с оперой, выкупив билеты в ложе. Но на самом деле места там - одни из самых неудобных. Сцену видно не полностью, и спектакль приходится смотреть вполоборота.

Сегодня на вопрос «Какие места в театре самые лучшие?» практически каждый ответит «в партере». Места в партере традиционно считаются лучшими, они же и самые дорогие. При этом практически в каждом театре есть так называемая «звуковая яма» - она находится где-то между 5 и 10 рядами. Там звук буквально пролетает над зрителем. Особенно это важно, если идешь на оперу.

Знаменитый кинопример: герой Брюса Уиллиса Корвин Даллас в фильме «Пятый элемент» смотрит оперу из первого ряда. Брать билеты в первые ряды партера многие не посоветуют. Это только издалека кажется, что артисты порхают по сцене как бабочки, но в первом ряду вы будете слышать все посторонние шумы. Кроме того смотреть действие надо будет, задрав голову, при этом вы все равно будет видеть перед собой затылок дирижера.

Выбирайте места в середине зала или чуть дальше. Там билеты дешевле, чем в первых рядах, а обзор - лучше. Настоящие театралы помимо партера часто выбирают и первые ряды бельэтажа.

В общем, самые престижные и дорогие места в театре не значит лучшие. Иногда и на балконе можно все увидеть и услышать без помех.

АМФИТЕАТР

АМФИТЕАТР

(греч. amphitheatron , от amphi - вокруг, и theatron - театр). 1) у римлян, овальное или круглое, не покрытое крышей здание, с постепенно возвышающимися вокруг стен местами для зрителей; оно предназначалось для боя зверей и гладиаторов. 2) часть зрительной залы, устроенной полукружием, с рядами мест, поднимающимися один над другим.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

АМФИТЕАТР

греч. amphitheatron , от amphi , вокруг, и theatron , театр. Здание с постепенно возвышающимися местами для зрителей.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

АМФИТЕАТР

места в аудитории или зрительном зале, расположенные на постепенно возвышающихся ступенях, уступами.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

АМФИТЕАТР

места для зрителей или слушателей, расположенные постепенно возвышающимися рядами.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Амфитеа́тр

(гр. amphitheatron)

1) в древнегреческом театре - места для зрителей, расположенные полукругом на склонах холмов;

2) в древнеримской архитектуре - открытое круглое или эллиптическое сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей располагались уступами вокруг арены,

3) в современных театральных, концертных залах, цирках и т. п. - места в зрительном зале, расположенные за партером.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Амфитеатр

амфитеатра, м. [греч. amphitheatron ]. 1. В древнегреческом театре – места для зрителей, расположенные полукругом. 2. В современных театрах – места за партером или над ложами, расположенные полукругом.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Амфитеатр

а, м. (фр. amphithéâtre греч. amphitheatron amphi вокруг, около, с обеих сторон + theatron театр).
1. Возвышающиеся друг над другом задние ряды партера или весь партер, поднимающийся от первого к последнему ряду уступами.
|| Ср. балкон , бельэтаж , бенуар , галерея , ложа , партер .
2. ист. У древних греков и римлян: сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей располагались вокруг арены, возвышаясь уступами по полукружию или кругу.
|| Ср. цирк .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Смотреть что такое "АМФИТЕАТР" в других словарях:

    Амфитеатр … Орфографический словарь-справочник

    амфитеатр - а м. amphithéâtre m., Amphitheater, лат. < amphitheatrum <гр. 1. Открытое круглое или полукруглое сооружение для зрелищ у древних греков и римлян. Сл. 18. Пречудный сей амфитеатр <колизей> был кругл снаружи, хотя арена была овальная.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от греч. amphitheatron), 1) древнеримское монументальное здание для зрелищ (боёв гладиаторов, травли диких зверей, театрализованных представлений), амфитеатры представляли собой грандиозные, эллипсовидные в плане сооружения без… … Художественная энциклопедия

    - (от греческого amphitheatron: amphi с обеих сторон, theatron зрелище), 1) предназначенное для публичных зрелищ античное монументальное, овальное в плане сооружение с ареной посредине, вокруг которой располагались поднимавшиеся уступами места для… … Современная энциклопедия

    - (от греч. amphitheatron) 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались Места для зрителей (Колизей в Риме).2) Места в зрительном зале (в театре и цирке за партером) или в аудитории, расположенные… … Большой Энциклопедический словарь

    АМФИТЕАТР, амфитеатра, муж. (греч. amphitheatron). 1. У древних здание для зрелищ с возвышающимися полукружием или кругом местами для зрителей. 2. В современных театрах места за партером или над ложами, расположенные полукругом. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

    АМФИТЕАТР, а, муж. 1. В Древней Греции и Риме: сооружение для зрелищ, в к ром места для зрителей возвышаются полукругом. Здания расположены амфитеатром (перен.: возвышаясь одно за другим). 2. Места в зрительном зале, возвышающиеся уступами за… … Толковый словарь Ожегова

    - (amphiteatrum от греч. amjiqearon) означал у римляновальное, непокрытое крышей здание, состоявшее из двух соединенных междусобою театров, без помещения для сцены и предназначавшее для боя зверейи людей. В самой середине помещалась усыпанная… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Полукруглое замыкание склонов. Различают верхний А., или цирк, замыкающий в верховьях ледниковую долину трог; каровый А., или кар, нитеобразное углубление на склоне, ограниченное полукруглый крутым склоном; моренный А. полукруглый вал конечной… … Геологическая энциклопедия

    Зрительный зал для театра, стадиона и др., первоначально открытый, с дугообразно расположенными ступенчатыми рядами сидений. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Книги

  • Археологическая прогулка по Помпеям , Литвина Александра Леонидовна , Степаненко Екатерина Алексеевна , Профессор Носорогов приезжает в Помпеи на археологические раскопки. Там, прогуливаясь по пиниевой роще, он неожиданно встречает древнеримского военачальника и писателя Плиния Старшего. Вместе… Категория: История Серия: Древний Рим Издатель:

Дорогие друзья! Вы, конечно же, знаете, что для продуктивной работы надо уметь отдыхать. Одним из приятных и культурных способов отдыха давно считается посещение театра. Но за первыми же дверями, в вестибюле, мы попадаем в мир полный тайн и загадок. В прямом смысле слова. Нас захватывает поток незнакомых, а часто и непонятных слов: фойе, администратор, партер, бельэтаж… Что же делать? Где найти администратора? Куда лучше взять билет: в партер или бельэтаж? Где найти фойе? Давайте попробуем разобраться.

Начнем с начала. Что такое театр?

Театр (греч. Θέατρον – основное значение – место для зрелищ, затем – зрелище, от θεάομαι – смотрю, вижу) – форма исполнительского искусства.

Театр – это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т.д. Основным средством выразительности является актер, который через действие, используя разные театральные приемы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене.

При этом актером не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком. Театр считается самым сильным средством влияния на людей, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем. Через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения. Основные работники театра: режиссеры, актеры, гримеры, гардеробщики, осветители, билетеры, балетмейстеры, художники, рабочие сцены. Но о них чуть позже.

Открыв первые входные двери, мы попадаем в вестибюль.

Я, м. Большое помещение, отделяющее вход от внутренних частей здания, преимущ. общественного. Во многих театрах именно в вестибюле располагаются кассы и окошко администратора.

В кассах можно приобрести билет на нынешний спектакль или на будущие представления театра. В случае отмены спектакля здесь же можно будет сдать билет или узнать, когда будет дан отмененный спектакль.Там же располагается и окно администратора.

Администратор – член коллектива театра, отвечающий за организационную сторону и ежедневную работу кассиров, билетеров и др. персонала театра, часто также за предоставление бесплатных или льготных билетов на и во время конкретного спектакля; отвечающий за соблюдение правил и техники безопасности во время нахождения зрителей в театре. Пройдя во вторые двери, вы попадаете в театральное фойе.

Нескл., ср. Помещение в театре (кинотеатре, цирке) для пребывания зрителей перед началом спектакля, сеанса, представления, а также для отдыха публики во время антракта. Из фойе первого этажа вы сможете попасть в гардероб.

– комната или специально отведенное пространство во входном вестибюле, где зрители могут оставить верхнюю одежду, головные уборы, зонты (и пр.) на хранение во время спектакля. Если здание театра содержит несколько этажей, то фойе будет присутствовать на каждом из них.

И вот вы входите в зал. Перед вами сцена и ряды кресел, которые «расходятся» от нее рядами и ярусами. Как же разобраться, куда идти? С одной стороны, вам всегда помогут администраторы по залу. С другой стороны вот наши подсказки: ряды кресел, которые расположены ближе всего к сцене, называются партер, следом за ним идет амфитеатр, вокруг них и слегка выше располагаются ложи и бельэтаж, над ними ярусами идет балкон.

Партер (фр. рarterre– на земле) – нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или до амфитеатра. Родоначальником партера была скамья для сенаторов в театрах Древнего Рима. В XVII веке, после появления ярусного театрального здания, видоизменился и партер, приняв более современный вид. Партер предназначался для низшего сословия, поэтому долгое время не имел сидячих мест – зрителям партера приходилось смотреть спектакль стоя. Места для сидения в партере появились в начале XVII века в частных закрытых театрах Англии. Тогда сидячие места расставлялись по мере надобности. В настоящее время места чаще всего располагаются рядами, которые повышаются от сцены к амфитеатру и параллельны краю сцены. Места разделены проходами для выхода из партера.

Амфитеатр – это места для зрителей за партером, расположенные возвышающимся полукругом.

Ложа – это обособленное, в виде небольшого внутреннего балкона, помещение в зрительном зале, предназначенное для нескольких зрителей. Ложи, как правило, расположены по сторонам и сзади партера, на ярусах, а также по боковым сторонам просцениума или примыкают к оркестровой яме (такие ложи носят название «бенуар»). Характеризуется недостаточным обзором сцены; иногда используется для осветительной аппаратуры.

Бельэтаж – места в зрительном зале, как правило, расположенные полукругом или по кривой линии, сзади и выше партера и амфитеатра. Иногда рассматриваются как балкон первого яруса театра.

Балкон – это места для зрителей, расположенные выше партера, в различных ярусах зрительного зала. Примечание: часто в англоязычной литературе под словом «balcony» подразумевается балкон первого яруса. Вы заняли свое место и замерли в ожидании спектакля…

Определения представленных терминов взяты с сайтов.

Зрительный зал

Амфитеатр (в переводе с греческого - "с обеих сторон") - так называются места, которые поднимаются за партером уступами. Они располагаются полукругом.

Балкон - места в зрительном зале, расположенные амфитеатром в различных ярусах (1-й ярус, 2-й ярус...).

Бельэтаж (в переводе с французского - "красивый", "прекрасный") - первый ярус зрительного зала, располагающийся полукругом над бенуаром и амфитеатром. В старинных театральных зданиях в центре бельэтажа находилась так называемая "царская ложа". Это самые удобные места в театре. Представление не начиналось, пока не приезжал царь, даже если он опаздывал на час. Когда он появлялся, все ему аплодировали, по его знаку гасили свет и начинали спектакль. Если царь смеялся, то и смеялись большинство зрителей, если зевал - то и на зрителей нападала скука. Но самым страшным для актёров было, если Его Величество вставал и уходил во время действия. Это означало полный провал.

Бенуар (в переводе с французского - "ванна") - ложи, расположенные по обеим сторонам партера на уровне сцены и перегороженные между собой. История возникновения бенуара довольна забавна. Когда-то во Франции, которая была в Европе законодательницей мод, привилегированная знатная публика во время действия находилась на сцене, что, конечно же, очень мешало актёрам. Но в XVIII веке это было запрещено. Тогда с целью отделения зрителей-аристократов от остальной публики были придуманы ложи бенуара. В те времена эти ложи даже закрывались специальными сетками, которые позволяли находящимся там оставаться невидимыми.

Галёрка - самый высокий балкон зрительного зала, на котором находятся не очень удобные, однако самые дешёвые места. Раньше галёрку называли "раёк".

Партер (в переводе с французского - "по земле") - нижняя часть зрительного зала, находящаяся на плоскости перед сценой и наиболее приближённая к ней.

Фойе - часть театрального здания, предназначенная для зрителей. В фойе публика ожидает начало спектакля, а в антракте обменивается впечатлениями. Фойе украшается стендами, рассказывающими об истории театра, а также портретами работающих там актёров.

Сцена

Авансцена - передняя часть сценической площадки между занавесом и рампой.

Декорации (в переводе с французского - "украшать") - художественное оформление сцены, воссоздающее обстановку, в которой происходит действие спектакля.

Задник - большой кусок ткани или другого материала, который вешается на самую удалённую от зрителей часть сцены и обычно изображает общий фон для декораций.

Занавес - несколько соединённых полотнищ, закрывающих сцену от зрителей. Это тот порог, за которым начинается театральная сказка.

Колосники - решётчатый настил для установки сценических механизмов и подвески декораций. Если вы, сидя в зале, видите, как "взлетают" и исчезают одни декорации и опускаются другие, знайте, что все они крепятся на колосниках.

Кулисы - плоские части театральной декорации, однотонные или расписные полотнища, которые попарно располагаются по бокам сцены, параллельно или под углом к рампе.

Планшет (в переводе с французского - "доска") - пол сцены. Сценический планшет состоит из отдельных деревянных щитов, сделанных из высококачественных сосновых досок, которые плотно прилегают друг к другу, но при необходимости могут выниматься. Планшет должен быть очень прочным, ведь на нём располагаются тяжёлые декорации, много людей.

Поворотный круг - часть сценической площадки, расположенная в центре и способная вращаться. Вращение поворотного круга создаёт иллюзию непрерывного сценического действия. Круг бывает также накладной, поменьше размером, чем основной. Поворотный круг был изобретён в Японии в XVIII веке, им был оборудован знаменитый японский театр кабуки.

Рампа - осветительное устройство, размещаемое на авансцене по её переднему краю. Огни рампы освещают сцену, артистов и декорации спереди и снизу. Осветительная аппаратура рампы обычно спрятана от публики невысоким бортиком.

Софит (в переводе с итальянского - "потолок") - театральная осветительная аппаратура, предназначенная для освещения сцены спереди и сверху. Софиты могут создавать впечатление яркого солнечного утра или сумерек, темного подземелья или лунной ночи.

Суфлёр (в переводе с французского - "дуть, поддувать"). В старые времена эта должность была одной из самых главных в театре. Суфлёр подсказывал артистам текст из специально оборудованной будки, которая находилась на сцене. В те времена спектакли выпускались очень быстро, в одном театре часто собирались артисты из разных городов, пьесы были многословные и актёры не успевали учить текст. Поэтому спектакли, как правило шли "под суфлёра".

Сцена (в переводе с греческого - "палатка") - площадка, на которой происходит театральное представление. Самая первая сцена в Европе была в Древней Греции и представляла собой круглую площадку - называлась она "оркестра". В XVI веке в Англии спектакли игрались во дворах гостиниц с внутренними галереями, к которым пристраивался помост. Постепенно, в течении долгого времени, сцена приобрела тот облик, который она имеет сейчас. Существуют малые сцены, где действие происходит в центре, а зрители сидят вокруг.

Чистая перемена - смена или перестановка декораций, которая делается на глазах у зрителей, как правило, в полной темноте за несколько секунд. требует чётких и слаженных действий всего технического персонала.




Top