Чем отличается самбо от дзюдо, что лучше выбрать для ребенка.

В СССР дзюдо и самбо всегда развивались совместно - все борцы боролись на соревнованиях и разряды выполняли по обоим видам. Итог этого закономерен - выработалось общее ядро техник, позволяющих добиваться результата в обоих видах, терминология приемов используется самбистская, методики тренировок часто сливаются. Причины на поверхности - после включения дзюдо в программу Олимпийских игр и начала его активного развития в СССР, дзюдо развивалось не с нуля, а именно путем переквалификации самбистов.



Тем не менее, даже современное дзюдо и современное самбо - внутренне очень различающиеся системы. Сформулирую свое видение так - борца можно подготовить по системе самбо и расширять навыки, используя дзюдо, либо подготовить по системе дзюдо и расширять навыки, используя систему самбо, но обучать самбо и дзюдо новичка одновременно невозможно. Даже подготовленный в обеих дисциплинах спортсмен внутри себя определяет основную базу - «я самбист, могу бороться «по дзюдо», либо «я дзюдоист, могу бороться «по самбо».


Вопрос корней, преемственности и уровней общности самбо и дзюдо дает весьма широкое поле для теоретизирования. В данном случае выбрана следующая схема изложения:
за базовую предпосылку берется версия происхождение самбо непосредственно от дзюдо, как наиболее удобная для сопоставления.

Далее по отдельным «точкам различий» проводится оценка или реконструкция перехода от принципов дзюдо к новым принципам, принятым в самбо.


Культурная и воспитательная составляющая
Огромная популярность дзюдо в Японии имеет несколько уровней, и очень важный вплоть до сегодняшнего дня момент - авторитет дзюдо как школы воспитания в духе традиционных и универсальных ценностей, применимых и полезных в повседневной жизни, «интеллектуального дзюдзюцу» со своими позитивными принципами:
прилежность, гибкость, экономичность, хорошие манеры и этичное поведение — являются огромным благом для всех;
принцип сэйрёку дзэнъё, наиболее эффективного использования духовной и физической энергией в целях нападения или защиты, применимый ко всем сферам человеческой жизни
принцип "взаимного процветания" дзи-та кёэй.
гармоничное развития тела и духа как приоритет дзюдо в отличие он традиционного дзю-дзюцу или европейского спорта;

И так далее.
Все то, благодаря чему дзюдо получило часть «До».

Эта часть в России век назад воспринята не была абсолютно, не особенно воспринимается и сейчас. Дзюдо трактовалось как определенный тип борьбы - и все.

Причем, если при более позднем распространении карате, заимствовалась хотя бы внешняя атрибутика обучения - терминология на японском, поклоны, кимоно, атрибуты дзенских практик и т.д. (пусть без понимания сути, с восприятием на уровне «экзотической составляющей», но заимствовались), то в российском самбо и это не прижилось, а в российском дзюдо оказалось очень сильно «самбоизировано».

Система, созданная для гармоничного развития личности, в противовес европейскому спорту, превратилась в европейский спорт. То есть, ценности, заложенные в нее как базовые, на уровне ДО, либо не были оценены, либо не были восприняты учениками дзюдо на самом базисном уровне, на уровне различий культуры. Сейчас, когда благодаря восточным единоборствам российские последователи стали изучать дзен-буддизм и восточную традицию, происходит это совсем в других дисциплинах.

Теоретическая база борьбы


Дзюдо как стройная и цельная система проведения поединка, построенная на логичном и красивом принципе выведения из равновесия и броска.

Небольшое отступление. Вообще, складывается ощущение, что японскому менталитету свойственно упорядочивание окружающего мира на основе принципа «достаточного минимализма». Так же, как в традиционной живописи «главное - это не тушь, а пустое пространство», или как для понятия «красота» используется иероглиф «простота».
В японских стилях - и в дзюдо, и в айкидо, и в карате присутствует собственная понятная и четкая эстетика движений, не позволяющая спутать их друг с другом и с другими стилями, и основана она на сравнительно малом наборе принципов. Да, человека можно бросить через бедро или подхватом - но это будет не айкидо. А можно заломом кисти двумя руками - но это будет не дзюдо.

При этом возникает довольно интересная ситуация - сначала создавалась система единоборства на основе главного принципа, но поскольку она не позволяла решить весь спектр боевых задач, дополнительно изучалась еще и «не классическая техника» (как удары и приемы на кисть в дзюдо). Эта техника позволяет подготовить более универсального бойца, но все время как бы остается за скобками, не нарушая стройную красоту самой системы.

Теория классического дзюдо построена Д.Кано на основе отказа от традиционной идеи «движения ки» в пользу европейской логики и принципов физики - для броска необходимо вывести проекцию центра тяжести тела за площадь его опоры. Д.Кано широко использовал захваты за одежду и принцип рычага, по сути, рассматривая человека как некий цилиндр на плоскости. Если противник ведет себя иным образом, то необходимо привести его в это состояние сковывающим захватом. Что помогает не всегда - наверное, всякий изучавший дзюдо, сталкивался с появляющейся довольно естественно «новичковой» техникой защиты - «обмякании» тела в сочетании с прогибанием в подвижной пояснице. Человека тогда очень просто завалить скручиванием или «дворовым» запихиванием, но, используя классическую технику, бросить почти невозможно.
«Вся классическая техника дзюдо выполнятся из классического захвата - отворот - рукав, а все остальное приспособлено к дзюдо в процессе решения проблемы «кто победит». С действиями, которые постоянно уводят дзюдо от его классического варианта в другой вид единоборства, постоянно, методом изменения правил, ведется борьба (запрещения захватов за пояс, штаны, на одной стороне кимоно и т.д.) Из этих захватов правильно вывести из равновесия практически невозможно, и поэтому эти захваты считаются защитными. …».

Итак, в теоретической схеме дзюдо воздействие идет на двух уровнях - на ось плеч и на точку опоры, что влечет канонический двусторонний захват (за рукав и противоположный отворот). Отсюда и два главных принципа броска - фиксация оси плеч с выбиванием опоры и фиксация опоры со сдергиванием оси плеч. Соответственно, вперед, назад, вбок - но по этому принципу. Отдельная группа - броски, основанные на отрыве от точки опоры - приподнимании, включены, возможно, поскольку по механике движений и требуемым захватам хорошо комбинируются с приемами основного принципа.

Такова лаконичная красота теории бросковой техники дзюдо. Действительно, изящная схема.
Но эта схема в самбо тоже не перешла. Вот российские энтузиасты берут зацеп, но делают его с захватом за пояс и с прихватом ноги. Или с односторонним захватом. То есть, заимствуя форму приема без заимствования теоретической базы борьбы. Никакой лаконичной красоты стиля - все, что ее создателем Д.Кано было тщательно исследовано и отброшено как лишнее, не соответствующее принципам, в самбо вдруг возвращается и объявляется равноправным.
Почему?

Вообще интересна сама логика внесенных изменений - «архаичное кимоно» заменила куртка, которая «выполнялась из более плотной ткани и имела пришивные пояса. Это позволяло делать захваты более жесткими, а борьбу более силовой». Вопрос: зачем «вести более силовую борьбу», когда главный принцип «дзю», из которого Кано выводил изящную теорию эффективности дзюдо, как раз и состоит в отказе от приоритета использования силы в пользу использования момента и движения соперника? Причем Д.Кано приводит принцип «дзю» не просто как способ, с помощью которого более слабый физически человек может победить более сильного, а как принцип рациональности: «Если бы я обладал большей силой, чем мой противник, я бы просто задавил его. Но даже если бы у меня были желание и сила для этого, все же лучше для меня самого было бы вначале уступить противнику, поскольку подобные действия значительно экономят мои силы».

То есть, российские последователи самбо уже не просто отказались от социо-культурной части «До», но и от основного борцовского принципа «Дзю». Основы «Ниппон Дэн Кодокан Дзюдо», как писалось на квалификационных удостоверениях Кодокана, что означает "лучшее будо Японии".
Казус? Или непонимание? Основной принцип борьбы дзюдо не понят? Или не то и не иное? Причем в современном самбо борьба действительно гораздо более силовая, чем даже в современном дзюдо, самбо пошло по «нелогичному» пути, даже если не привязывать анализ к приведенной цитате.

Во всем этом преобразовании можно увидеть вполне здравую логику, если исходить из ситуации, что изучавшие и развивавшие дзюдо люди не были новичками в борьбе. Например, была собственная методическая база, которую они не считали худшей или менее правильной. И новые технические действия просто встраиваются в имеющуюся базу, не взирая на искажения формы и сути.

Существование собственной методической базы делает понятным быстрый отказ от додзе, татами, кимоно в пользу спортивного зала, борцовского ковра, борцовок и в том числе - значительно возросшую роль борьбы в партере (да и сам термин оттуда). У российских борцов базой, скорее всего, была классическая (вернее, тогда французская борьба + вольно-американская, на смену которым со временем пришла тройка классическая - вольная - самбо). Для борцов, привыкших долго и упорно зарабатывать очки в партере в классике, естественно не упускать возможности «повозиться», «дожать» соперника, благо умение плотно контролировать противника “на земле” уже наработано. В классике - и самбо - стойка и партер как технические действия не противопоставляются. В отличие от дзюдо, в котором Д.Кано рекомендовал изучать технику борьбы лежа только после приобретения основательного опыта бросковой борьбы («выполнение бросков более ценно как для физического развития, так и для духовной подготовки»), а при отсутствии достаточного времени на освоение всех приемов- изучать только бросковую технику.

Это различие даже современного дзюдо и самбо проявляется и сейчас даже на уровне методики и изучаемой техники. Все современные книги по дзюдо в качестве техники партера приводят удушающие, удержания и болевые - то есть, атаки только «раскрытого» соперника. В учебниках же по самбо очень подробно разбираются подготовительные действия - перевороты, переводы и прочее, в том числе, без захватов за одежду.

Именно наличие «своей» борцовской базы - разумное объяснение отказа от принципа контроля противника по «оси плеч», разработанному Д.Кано. Иначе следует принять точку зрения, что ученики В.Ощепкова просто ничего не поняли в строгой и логичной системе, либо нисколько ее не оценили. Причем «не оценили» не в восточном смысле, прививаемом в Японии (приоритет ценности дзюдо над ценностью борца - «высшая ценность дзюдо сама по себе не меняется от личной победы или поражения», при которой изучаемая техника «консервируется» ради сохранения традиции), а на уровне эффективности борцовского поединка.

И здесь уже есть момент сцепки с упоминавшимися выше факторами культурного порядка - не оценили по причине иного понимания природы и сути противоборства. Для европейца и для россиянина борьба - это борьба, в ней главное - определить победителя, а «мера силами» и «игра мускулами» - непременная составляющая европейского понимания борьбы, возможно, со времен тяжеленного военного снаряжения. В классике просто отступивший назад или сбитый на колени борец проигрывает балл, даже в борцовском трактате Ф.Фон Ауэросвальда (Саксония, 1537г.) такие действия называются «выгодный шаг» и сведены в целую группу. То есть, броски - это не вся борьба, а ее кульминация, высшая часть.

В дзюдо же борьба не есть мера сил, а состязание в уровне овладения техникой. Не соревнование, а развитие - главное в рандори, Д.Кано даже требует проводить рандори в высокой стойке, способствующей освоению классической техники, хотя и ослабляющей защиту. Соревнование проводится в уровне овладения принципом дзю, в степени продвижения по пути познания «До», причем огромное значение имеет фактор преемственности традиций.

Разное понимание целей борьбы и смысла ее изучения серьезнейшим образом определило принципиальную двигательную схему и состав приемов двух видов борьбы. То, что было заимствовано, заимствовалось по принципу дополнения имеющегося, без замещения, точно так же, как и в случае социо-культурного фона дзюдо. Трудно подобрать подходящий термин для этого уровня различий, предварительно можно сказать, что два вида борьбы различаются стратегически.

Отдельные вопросы техники. Выведение из равновесия. Комбинация и прием.
Остановимся подробнее на довольно узком различии в технике выведения из равновесия. То, что в самбо равносильными рассматриваются односторонний захват и даже захват только одной рукой, приводит к использованию выведения из равновесия «нависанием» и «задавливанием» для всего арсенала бросков - подсечек, подножек, подхватов, зацепов.
Более интересно другое - разный механизм выведения из равновесия в двустороннем классическом захвате. В самбо одна и та же механика движений используется и в двустороннем и в одностороннем захвате - выведение локтя под мышку противоположной руки.
В классическом дзюдо этот способ- исключение - он есть только в броске сеои-наге. Для всех подхватов и подножек в процессе выведения из равновесия локоть руки отводится вверх -в сторону, как при бросках назад, так и при бросках вперед.

Именно отсюда, плюс жесткая фиксация куртки поясом и более плотный покрой куртки,
так же вытекает техника «вязкой борьбы» в самбо, отсутствующая в дзюдо. Поскольку после выведения из равновесия с заведением локтя под мышку бросок возможен вперед и назад, появляется схема длительной атаки вперед-назад-вперед-назад из этой «полупозиции» без возвращения атакующего в исходную стойку. Переход в атаке вперед-назад (например, передняя подножка - задняя подножка), в дзюдо проходит с относительной потерей контроля захватом, в силу тех же трех причин. Кроме того, вязкой силовой борьбе способствует использование низких стоек и односторонних захватов, позволяющих загружать одно плечо соперника двумя руками.

Именно это имеют в виду самбисты, когда говорят о комбинационной борьбе, отсутствующей в традиционном дзюдо. И именно поэтому чистые дзюдоисты их не понимают - для того, чтобы увидеть разницу, надо иметь опыт самбистских поединков. То, что составляет рэнцоку-вадза в дзюдо - 2 приема в связке, еще не комбинационная борьба для самбо.

В современном дзюдо борец с уровня первого разряда в ответ на вязкую борьбу в самбистском стиле просто скинет с плеч дзюдогу, наклонив голову. Опытный борец уж точно дзюдогу плотно не подвязывает и сбрасывание это проводит играючи. И все, нет жесткого сковывающего захвата, конец комбинационной борьбы. Добавьте сюда большую среднюю продолжительность схваток в самбо в силу большей сложности чистой победы, и в итоге дзюдо и самбо различаются уже тактически.

В традиционном дзюдо схватки в самбистском вязком стиле и не вели, эстетика движений и поединков иная, очень иная.

В«Гении дзюдо» А.Куросавы она воспроизведена показательно - борцы прыгают вправо - влево - вперед - назад, борясь за захват (опять же не удержусь отметить технику освобождения от захвата руки сбивом стопой). После долгой борьбы за захват следует одиночный бросок - и все. Оставшееся время фильма проигравший борец лечится, либо его хоронят сразу.

Все это сохранилось и в традиционном дзюдо, как красиво сформулировал на одном из форумов дзюдоист, живущий и тренирующийся во Франции «у нас происходит перекос в сторону ориентации на иппон в ущерб тактике».

Причем это различие подходов к тактике поединка имеет давние исторические корни. С.В.Мишенев в отличной книге «История европейского фехтования» приводит данные анализа останков на месте битвы при Визби (1361г.), где обнаружены скелеты 1185 бойцов: «Во Ингельмарк, проведя тщательный анализ, выявил интересные закономерности. Большинство ударов - 65% нанесены по левой ноге, в основном по голени, причем это не самые сильные удары. Несколько меньше представлены удары по рукам… причем это тоже не самые сильные и одиночные удары. А вот большинство ударов по голове нанесено с предельной силой, причем в 20% случаев сериями…
Вывод однозначен. Воины, сражаясь друг с другом наносили редкие экономичные удары в наиболее доступные места тела… и добившись преимущества, обрушивали на потерявшего контроль противника мощные и меткие удары, вкладывая в них всю силу.
Такой принцип сочетания дезорганизующего и добивающего ударов вообще характерен для европейского фехтования и более поздних времен.
Для сравнения заметим, что … скелеты, найденные в Японии при Саймокуза, несут на себе следы одного, в основном диагонального или горизонтального, удара по голове» .

Продолжение следует.

Неопытные зрители поединков дзюдо и самбо скажут, что они на первый взгляд похожи.

У этих двух единоборств и правда есть как сходства, так и весьма заметные весомые отличия , на которые необходимо указать.

Разграничение можно провести по нескольким параметрам.

Чем отличается дзюдо от вольной борьбы

Дзюдо и вольная борьба — разные виды единоборств.

В последнем больше используется физическая сила при выполнении приёмов.

В первом спортсмены применяют меньше силы, но здесь есть большое разнообразие технических действий .

В дзюдо нет таких ударных движений, какие есть в вольной борьбе.

Отличия от самбо

Отличить единоборства друг от друга можно по следующим параметрам.

Происхождение единоборства

Дзюдо представляет собой японское боевое искусство со своей философией и этикой. В 1882 году Дзигоро Кано открыл школу под названием «Кодокан» , где обучал желающих искусству борьбы. За основу Кано взял приёмы из дзю-дзюцу, убрал самые травмоопасные, чтобы учащиеся смогли их отрабатывать в полную силу. В результате появилось новое боевое искусство.

Единоборство стало привлекать внимание всё большее количество людей — его популярность росла. Школа расширилась, начали открываться новые филиалы.

Справка! В переводе оно означает «мягкий путь» . Само название определяет принцип этого единоборства.

Самбо как вид спорта создали в СССР , то есть это относительно молодое боевое искусство. Официально признано спорткомитетом 16 ноября 1938 года . При этом вид ещё и смешанный: соединяет в себе эффективные техники и приёмы из разных единоборств. Полное название — «самозащита без оружия».

Что является Олимпийским видом спорта?

Самбо до сих пор не включено в программу Олимпийских игр, а дзюдо входит с 1964 года .

Разрешённые приёмы

В дзюдо разрешены удушающие приёмы и категорически запрещены болевые на ноги.

В самбо наоборот: спортсмены применяют болевые на коленные, тазобедренные и голеностопные суставы. В дзюдо присутствуют броски и захваты .

Победа в дзюдо может быть одержана выполнением одного технически «чистого» и красивого броска.

Принципы

Одно из правил дзюдо звучит так: «Поддаться, чтобы победить» . Он и характеризует его название «мягкий путь». Здесь должны соблюдаться некоторые принципы даже в ущерб эффективности боя.

Борцу нужно одержать победу над соперником особым образом с соблюдением философии искусства: мягкости и сдержанности , которые культивируются и в обычной жизни спортсменов.

Таким образом, дзюдо — это техническая борьба , а не силовое противостояние. Чтобы овладеть приёмами, не нужно иметь высокую физическую силу.

Самбо преимущественно силовое искусство с широким арсеналом приёмов и разрешений . Сам поединок выглядит более вязким и жёстким, так как спортсмены используют низкие стойки. В дзюдо, наоборот, применяют высокие стойки.

Этика и культура поведения

В самбо присутствует агрессивная тяга к победе. Здесь также не соблюдаются традиции в виде поклона тренеру и противнику на бойцовской площадке. В дзюдо поклоны обязательны, так как это проявление уважения к противнику , чему и учит философия «мягкого пути».

Вам также будет интересно:

Форма татами

Татами — специальные маты, которые складываются вместе, чтобы образовать поверхность для проведения поединков.

В самбо участники ведут борьбу на круглом татами, а в дзюдо спортсмены соревнуются на квадратном .

При этом во втором единоборстве применяются маты более жёсткие, чем в первом .

Наличие обуви

На площадку спортсмены дзюдо выходят босиком. Самбисты надевают специальную обувь — борцовки . От обычной спортивной обуви они отличаются:

  1. Мягкой кожаной нетолстой подошвой.
  2. Отсутствием жёстких и выступающих элементов.
  3. Заделанными внутрь швами.
  4. Модели высокие с полной поддержкой голеностопа .

Одежда соперников

Традиционный костюм в дзюдо — кимоно белого цвета (дзюдога), состоящее из куртки и штанов. Оно завязывается специальным поясом. Цвет последнего определяет степень мастерства спортсмена. На тренировках разрешено использование кимоно разных цветов. На международных соревнованиях спортсмены выходят либо в синем костюме, либо в белом . Это помогает различать участников поединка.

Фото 1. Кимоно для занятий дзюдо модели Super, 705 хлопок, 30% полиэстер, производитель - «Green hill».

Самбисты во время состязания надевают куртки с небольшими крылышками , через которые продевается пояс, а также шорты красного или синего цвета . Форма более открытая, чем костюмы дзюдоистов.

Куртка самбистов плотно прилегает к телу борца, как и пояс. Между рукавом и рукой должно быть расстояние 10 см (такой же стандарт и в дзюдо). Общая длина куртки — не ниже 15 см от пояса.

Шорты должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Свободные , не облегают. Спортсмену комфортно в них двигаться.
  2. Отсутствуют карманы, застёжки и твёрдый декор.
  3. Покрывают треть бедра.
  4. Подбираются строго в тон куртке.

Определение уровня профессионализма

В самбо есть только разряды и звания: первый разряд, кандидат в мастера спорта, мастер спорта и т. д.

Наверное, каждый из вас, хоть раз в жизни, видел по телевизору, в интернете, или может даже в живую, соревнования по самбо и дзюдо. Эти единоборства настолько похожи, что практически неотличимы для взгляда простого обывателя. Но разница между ними все же есть, об этом мы с вами, уважаемые читатели, и поговорим в данной статье.

Дзюдо – уходящее корнями в глубокую древность японское боевое искусство, философия и спортивная дисциплина. Самбо - более универсальный вид единоборств, который вобрал в себя приёмы и техники из многих видов борьбы, и боевых искусств, самых разных народов мира, в том числе и из дзюдо. Родина самбо - Советский Союз. Самбо немного младше дзюдо, и недавно отпраздновало свой 75-ти летний юбилей.

И дзюдо и самбо можно условно разделить на два вида - прикладное и спортивное. Спортивное дзюдо, в отличии от спортивного самбо - Олимпийский вид спорта. Прикладное дзюдо (традиционное) используется в подготовке американской армии и полиции. Прикладное самбо (боевое) состоит на вооружении армии и спецслужб в России.

Есть отличия и в проведении спортивных поединков. В спортивном самбо запрещены удушающие приёмы, но, разрешены болевые на ноги, а в спортивном дзюдо запрещены болевые на ноги, но разрешены удушающие.

У самбистов поединки проходят на круглом татами с мягким покрытием, дзюдоисты борются на татами в форме квадрата, с более жёстким покрытием.

Дзюдоисты выходят на татами босяком, самбисты всегда борются в обуви. Форма одежды дзюдоиста - традиционное кимоно белого цвета, самбисты одеты в куртки и шорты, красного или синего цвета.

Спасибо за разьяснение.понятно и доступно.


[Ответить] [Отменить ответ]
Сергей 2017-08-16 00:41:06

Доходчиво и,понятно обьяснили! Спасибо)


[Ответить] [Отменить ответ]

Умение защитить себя крайне важно для любого человека. Относится это и к детям. Если ребёнок умеет постоять за свою честь и достоинство, жизнь родителей становится чуточку спокойнее. Конечно, все родительские тревоги не уйдут, но бояться конфликтов между родной кровиночкой и одноклассниками или уличными хулиганами папы и мамы будут меньше. Уверенный в собственных силах спортивный сын или физически подготовленная дать отпор дочь – это замечательно!

Борьба или боевые искусства традиционно считаются мужскими видами спорта. Регулярно тренирующиеся мальчики приобретают отличную физическую форму ещё до службы в армии. Также они закаляют характер и развивают лидерские качества важные для любого уважающего себя мужчины.

Но никто не говорит, что девочкам нельзя этим заниматься тоже. Если дочку не пугает перспектива еженедельных занятий в спортивном зале и усиленные физические тренировки, почему бы родителям не отдать её с детства на дзюдо или самбо?

В чем отличие

И самбо, и дзюдо одинаково хороши и эффективны – нельзя с уверенностью заявить, что лучше для ребенка. Но при этом стоит не забывать о перспективах. В зависимости от того, какую цель ставят перед собой дети и их родители, можно дать окончательный и единственно правильный ответ. Это будет выбор конкретного человека, но никак не общая рекомендация. То, что подошло одной семье, не обязательно понравится родственникам, друзьям или одноклассникам.

Если идёт речь о воспитании настоящего спортсмена, с перспективой участия в Олимпийских играх и различных международных соревнованиях, лучше отдать предпочтение дзюдо. Это на 100% олимпийский вид спорта.

Если же основная цель – закалка характера и обучение искусству защиты, отлично подойдёт самбо. Это универсальная система самообороны без оружия, которую может осилить любой физически здоровый ребёнок. Особо успешные борцы могут поучаствовать в общероссийских соревнованиях или даже в чемпионатах мира. Они не так престижны, как поединки дзюдоистов, но проводятся на вполне достойном уровне.


Основные достоинства и особенности

Техника дзюдо более разнообразна, что позволяет представителям этой борьбы участвовать в соревнованиях по самбо. Человек, имеющий степень кандидата в мастера спорта (КМС), очень быстро осваивает новые правила (запрещены приёмы на удушение!) и успешно выступает в, казалось бы, незнакомом виде спорта. Эти единоборства очень похожи по манерам ведения поединков и общей подготовке к ним.

Но эти боевые искусства отличаются некоторыми ограничениями, которые блокируют возможности бойца в реальной уличной стычке:

  • нельзя душить противника в самбо;
  • запрещено проводить болевые приёмы и захваты руками ног противника для дзюдо.

Очевидно, что эти методы допустимы и часто используются на улицах. А спортсмен, действующий исключительно по правилам, будет дезориентирован с первой секунды «грязной» стычки. По этой причине для желающих рекомендуется освоить обе техники упомянутых выше единоборств. Это поможет приобрести некоторую универсальность в навыках.

Важно понимать, что правила не будут изменяться под каждого . Его задача заключается в «суммировании» важных познаний и умений, почёрпнутых из разных полезных источников.

Что выбрать

Единого ответа на этот вопрос нет! Всё зависит от желания, целей и физического состояния будущего спортсмена.

  • Если в городе представлены оба вида единоборств, можно смело отдать предпочтение самбо. В нём много болевых приёмов, проводимых на ноги противника, что приближает этот спорт к условиям реального поединка. Также присутствует более разнообразная тактика. А это большой плюс для новичка. Позже недостающие навыки можно получить из других дисциплин.
  • Если в населённом пункте присутствуют исключительно группы по дзюдо, можно также уверенно записывать в них своих детей. Этот вид единоборств отлично обучает технике без использования прочной верхней одежды. Иногда её отсутствие приносит массу сюрпризов мастерам самбо. Ведь привычные для татами коронные броски попросту не работают — не за что ухватить соперника!

В первый год детей, как и начинающих взрослых любителей этого спорта, ожидают многочисленные разминки – нагрузка на организм будет повышенной. А вот поединки в классическом понимании этого слова будут занимать меньше времени. Это позволит адаптироваться и сделать окончательный выбор – заниматься дальше или выбрать себе другое спортивное направление для саморазвития.

На самом деле, особого значения не имеет, что именно выберет начинающий спортсмен. Важно его желание защищать себя, смелость, упорство и умение всегда учиться чему-то новому.

Самбо или дзюдо — что выбрать? В этой статье описаны отличия и сходства этих двух видов борьбы.

Борьба — это один из самых распространенных видов активных видов спорта. Она задействует все виды мышц, и помогает выстроить красивое и крепкое тело.

  • Борьба делает из человека дисциплинированного спортсмена, с закаленным характером, крепким духом и хорошим трудолюбием.
  • Самбо и дзюдо — это самые популярные виды борьбы, которыми приходят заниматься взрослые люди, а также многие родители приводят своих детей на тренировки, чтобы сделать из них настоящих борцов — сильных и профессиональных.
  • В этой статье мы расскажем, что такое самбо и дзюдо, и чем эти виды борьбы отличаются друг от друга.

Что такое самбо и дзюдо: краткое описание единоборств

— расшифровывается, как «САМ ооборона Б ез О ружия».

  • Ее техника состоит из приемов разных единоборств, которые были распространены еще во времена Советского Союза, а также из методов японского дзюдо.
  • Поединок самбо «вязкий», кажется, что ударов нет совсем, больше захваты, от которых противнику должно быть невыносимо больно.
  • Такие захваты за руки и ноги выполняются быстро из любого положения.
  • Восточные боевые виды борьбы известны своим налетом духовности, но в самбо это отсутствует.
  • В этом виде борьбы спортсмен всесторонне развивается, воспитывая в себе лучшие моральные качества.
  • Мастера, которые стояли у истоков самбо, старались сделать не спортсменов, а замечательных людей — крепких, сильных духом и телом.

Дзюдо — это красивая разновидность борьбы.

  • Пришел этот вид спорта к нам из Японии, и сразу же завоевал популярность среди людей, которые посвятили такому виду спорта всю свою жизнь.
  • Поединок смотрится эффектно: спортсмены в белых кимоно (костюм дзюдоиста) с огромной силой бросают друг друга на пол, демонстрируя всем вокруг свою мощь, технику и ловкость.
  • Всего одно движение может отправить противника в принудительный полет, который заканчивается болезненным приземлением на пол.
  • Красота и зрелищность этого вида спорта сделали его популярным в нашей стране.

Обычному человеку сложно разобраться, в чем разница между самбо и дзюдо, но все же отличие есть.

Чем отличается дзюдо от самбо: сравнение, разница и сходство



При сравнении этих двух видов спортивного сопротивления стоит рассмотреть их принципы. В дзюдо они заключаются в следующем:

  • «Поддаться и одержать победу» — это основной принцип дзюдо.
  • При этом спортсмен должен не просто побеждать, а сделать это придерживаясь философии боевого искусства.
  • Борьба должна быть техничной и красивой, а не силовой.
  • Перемещение спортсменов идет в высокой стойке.
  • Мягкость и сдержанность должны проявляться в схватке, а также быть основными чертами характера спортсмена. Такое единоборство — это целая система духовного и физического воспитания человека.
  • Настоящий мастер дзюдо стремится к победе с небольшими затратами физической силы.

Принципиальные особенности самбо:

  • Перемещение спортсменов должно происходить в низкой стойке — тяжело и с силой. Производятся захваты за пояс, штаны.
  • Дзюдо — это упор на технику и пластику, а не противостояние силы.
  • Победа может быть одержана при помощи использования одного «чистого» броска . Спортсмен может больше не делать никакие усилия, и в этом он превзойдет соперника. Главное — чисто, красиво и технично.
  • Мастера дзюдо утверждают, что духовная ценность этого вида борьбы, заключается в любви к родине , ее делам и вещам, возвышении своего духа и воспитании мужественного и деятельного характера.
  • В поединке потенциальный победитель всегда инициативен. Сначала он обдумает свои действия, а потом будет решительно действовать.

Чем отличается дзюдо от самбо — сравнение, разница и сходство:

  • Дзюдо входит в программу Олимпийских игр, самбо — нет.
  • Приемы этих видов противостояний активно используются служащими в полиции и на полигонах в армии в разных странах мира.
  • Татами у самбистов — круглый, у спортсменов по дзюдо — квадратный.
  • Экипировка по самбо — открытая, но спортсмены по этому виду борьбы, борются в кроссовках, а дзюдоисты — без обуви.
  • В самбо применяются болевые приемы на коленные, тазобедренные, голеностопные суставы, в японском спортивном противостоянии — нет. Огромное значение имеет физическая подготовка спортсмена, чтобы можно было удержать соперника в низкой стойке. В дзюдо важна техника и красивая верхняя стойка.

Принципиальных отличий в этих двух видов спорта нет. Обычно дзюдоисты участвуют в соревнованиях по самбо, и наоборот. В самбо за основу было взято дзюдо, а сама японская борьба была образована из отдельно взятых приемов, которые придумал один японский мастер — основоположник этого вида борьбы — Дзигоро Кано.

Что лучше для самообороны, сильнее, практичнее для тренировок: самбо или дзюдо?



Самооборона — самбо

В обычной жизни человеку нужны навыки борьбы для самообороны. Спортсмены же намерены достигать высоких результатов и завоевывать ранги и медали. Но, что выбрать обычному человеку, чтобы уметь себя защищать? Что лучше для самообороны, сильнее, практичнее для тренировок: самбо или дзюдо? Вот несколько аспектов:

  • Вы должны для себя решить однозначно, что для вас подходит больше — противостояние силы, как в самбо или красивая техника со знанием многих эффективных приемов . Когда вы определитесь с ответом, тогда у вас не возникнет вопроса, что выбрать.
  • Для самообороны кому-то больше подойдет самбо, так как применение силы заставляет противника сдаться. Но техника дзюдо также не дает устоять нападающему на ногах. Ее приемы выводят из равновесия.
  • Дзюдо — это немного больше, чем борьба . В процессе изучения бросковой техники, человек познает азы механики, физики, комбинации разных техник, связок, учится импровизировать.
  • Если человек научится контролировать силу противнику , как в японской борьбе, и направлять ее же против него нападающего, тогда отбиться от врага можно в считанные секунды.

Из всего вышеизложенного следует, что для самообороны одинаково хорошо подходит и дзюдо и самбо. Что вам ближе по духу, тот вид борьбы и нужно выбирать.



Когда перед родителями стоит выбор: в какую секцию отвести своего ребенка и на какой вид борьбы отдать его заниматься, они начинают спрашивать совет у знакомых, друзей, родственников.

Важно: Не нужно искать ответ на эти вопросы у чужих людей. Ведь каждый советует со своей точки зрения, а люди все разные. Пусть ребенок сам выбирает, предоставьте ему такое право. Сначала сводите его на занятия в одну секцию в течение месяца или более длительного периода времени, а потом в другую.

Ребенок самостоятельно поймет, что для него лучше, подходит и близко по душе. Вот несколько советов, что выбрать для ребенка — самбо или дзюдо:

  • В дзюдо движения борца должны быть координированными . В этом виде спортивного противостояния важно поймать нужный момент, иначе многие приемы просто не сработают.
  • Дзюдо — универсальный вид спортивной защиты . Дзюдоист может участвовать в соревнованиях по самбо, каратэ и другим видам спорта.
  • В самбо много болевых захватов, и поэтому родители обычно опасаются этого вида борьбы для своих детей. Но для маленьких ребят тренировки поставлены таким образом, чтобы они умели владеть самостраховкой, знали множество приемов. Навыки они будут показывать только на соревнованиях.
  • В самбо умение контрактовать ударом и отражать его , появится чуть позже, в более старшем возрасте. Это важно, так как ударная техника всегда пригодится в жизни любого мальчика, парня или мужчины для защиты.

Неважно, куда вы хотите отдать ребенка — на секцию самбо или дзюдо. Эти техники, хоть и имеют отличия, во многом схожи. Самое главное, ищите хорошего тренера. Посетите вместе с ребенком несколько тренировок. Присмотритесь к тому, как тренер работает с детьми. Вам повезет, если наставник по самбо или дзюдо окажется не только хорошим спортсменом, но и психологом. Только так он сможет привить ребенку лучшие качества, характерные для спортсменов этих видов спорта.

Видео: Самые красивые броски. Самбо, Дзюдо, Бокс.




Top