Чем отличается темперные краски от остальных. Темперные краски – история и особенности применения

Краску, изготовленную на основе эмульсионного связующего различного происхождения (естественного или искусственного) и пигмента, издревле называют темперой (ит. tempera, от temperare - смешивать краски; фр. detrempe). Основные требования, предъявляемые к темперным краскам:

  • высокая пастозность, т.е. пластично-текущая консистенция
  • свободная набираемость на кисть и легкая разносимость по основе
  • эластичность, способность не растрескиваться после высыхания
  • высокая степень перетира, чтобы избежать посторонних включений и видимых частиц пигмента в отраженном свете
  • хорошая адгезия

ИСТОРИЯ ТЕМПЕРЫ


До усовершенствования масляных красок Я. Ван-Эйком (XV век) средневековая яичная темпера была одним из наиболее популярных и распространенных видов живописи в Европе, но, начиная с этого времени, она постепенно утрачивает свое значение, и мало-помалу интерес к ней совершенно и повсеместно иссякает. Исключением являются лишь наша страна и Греция, где в настоящее время находит применение наряду с позднейшими способами живописи и эта старинная техника ее. В Греции пользуются ею для церковной живописи, у нас же — для различных художественных целей, причем живопись получает стилизованный орнаментальный характер, что свидетельствует еще раз о том, что стиль живописи во многом обязан ее технике.

До XV столетия темпера была наиболее распространенным материалом живописи. В России применялась яичная темпера в иконописании, настенной живописи, а также в народных промыслах (Палех, Мстера и др.). При ее изготовлении в качестве основного связующего использовался куриный желток. Пигмент растирали в эмульсии желтка с водой, добавляя квас, уксус или вино. Полученные таким образом краски не позволяли работать в пастозной технике живописи, поэтому их накладывали постепенно, многослойно и в определенном порядке. Высыхая, они несколько светлели в тоне, и получалась матовая поверхность. Основой для живописи служили деревянные доски, загрунтованные слоем левкаса. После завершения работы вся поверхность покрывалась тонкой пленкой олифы или масляного лака. Яичная темпера до сих пор применяется в иконописи.

Широко использовались в России темперные краски в стенной живописи. Многие русские церкви Москвы, Костромы, Ярославля и других городов расписаны ими в XV - XVII вв. Наилучшими считались яичные (на основе желтка) и казеиновые темперы. Краски изготавливались в небольших объемах, так как связующее вещество должно быть свежим. Нередко краску готовили на цельном яйце, т.е. в качестве связующего использовались как желток, так и белок. Такая темпера уступала яичной по плотности, но подходила для фрески Она применялась и для ретуши фресок.

Во второй половине XIX века разочарование, наступившее в позднейшей масляной живописи, послужило началом поисков новых связующих веществ для красок, и забытая темпера, хорошо сохранившиеся произведения которой красноречиво говорят за себя, снова возбуждает к себе интерес. Но отжившая техника не могла уже удовлетворять в полном объеме запросам позднейших художников, и потому в нее вводятся значительные видоизменения: из темперы с натуральной эмульсией она преобразуется в темперу с искусственной эмульсией. Темпера в этом обновленном и измененном виде скоро завоевывает себе прочное положение и быстро распространяется в Европе.

В русском искусстве, к сожалению, новой темпере до сих пор не придавалось должного значения. Наши школы живописи, игнорировавшие технику живописи, воспитывали своих учеников рутинно - исключительно на масляной живописи.

Неудивительно поэтому, что новые виды живописной техники, возникшие на Западе, не получали у нас должного применения и развития и что появление произведений, исполненных тем или иным способом живописи, упрочившимся на Западе, обусловливалось для наших живописцев просто случайностью. И здесь не обходилось без недоразумений: так, красками темперы писали у нас нередко подобно гуаши! Краски применялись при этом лишь фабричного изготовления, которые в большинстве случаев принадлежат к гуммиарабиковой темпере, т. е. относятся к худшему виду темперы. Для русских художников новейшая темпера является, таким образом, мало использованной техникой. Между тем она обладает весьма серьезными достоинствами и во многих отношениях большими преимуществами перед обыкновенной масляной живописью и, кроме того, наиболее отвечает запросам живописи нашего времени.

РАЗНОВИДНОСТИ ТЕМПЕРЫ


Яичная темпера

Связующим веществом яичной темперы служит искусственная эмульсия, в состав которой входят яйцо, масло и масляный или скипидарный лак.

Имеется немало рецептов этого рода темперы, и возможность составления новых рецептов, можно сказать, безгранична; достаточно лишь при составлении их соблюдать известную закономерность в пропорции веществ, входящих в состав темперы.

Желток яйца и цельное яйцо способны эмульгировать равный себе объем масла и значительно меньшее количество лака. Таковая пропорция для масла и лака по отношению к яйцу является для эмульсии максимальной.

На практике поэтому рекомендуется брать их в несколько меньшем количестве, так как при избытке масла и тем более лака как вещества, более чуждого яйцу, эмульсия способна легче распадаться. Кроме того, слишком «жирная» темпера приближается по своим свойствам к масляной живописи и потому начинает приобретать и недостатки последней - способность желтеть и темнеть, не имея в то же время преимуществ масляной живописи - долгой подвижности ее красок.

Казеиновая темпера

Растворы казеина, получаемые тем или иным путем, образуют с маслом и смолами эмульсии, которые не только не уступают по своим качествам описанным выше яичным эмульсиям, но во многих отношениях превосходят их.

Растворы казеина для составления эмульсии получаются из сухого порошка казеина с помощью буры, соды, углекислого аммония, фосфорнокислого натра, едкого натра, едкого кали и, наконец, едкой извести. Казеин в виде творога также дает растворы, но дозировка его затруднительна.

Наиболее отвечающими делу растворителями казеина являются: бура, сода, углекислый аммоний и фосфорнокислый натр.

Подобно яйцу раствор казеина, имеющий одинаковую с яйцом консистенцию, эмульгирует равное себе по объему количество масла и меньшее количество лака.

Таковое взаимоотношение этих составных частей эмульсии является известной нормой, из которой не следует выходить при составлении рецептов казеиновой темперы.

Гуммиарабиковая темпера

Кроме яйца и казеина, которые представляют лучший материал для составления темперы, пользуются для этой цели и растительным клеем, главным образом гуммиарабиком, декстрином и вишневым, а также клеем и других плодовых деревьев.

Темпера эта по качествам своим значительно уступает яичной и казеиновой, но вследствие присущей ей легкости тона нравится некоторым художникам. Она имеет слабую способность прилипания, так что не пристает к масляному грунту и скатывается с него. В гуммиарабиковой темпере краски лишены пасты, подобной пасте яичной и казеиновой темперы, и потому для пастозной живописи они не пригодны, так как, кроме того, легко растрескиваются. Гуммиарабиковая темпера зато портится не так скоро, как яичная, почему и имеет популярность в фабричном производстве красок.

Гуммиарабиковый раствор и вообще раствор растительного клея имеет слабую эмульгирующую силу и потому при составлении эмульсии на 1 объем гуммиарабикового раствора берется не более 1/2 - 1/3 объема масла. В эмульсию эту полезно ввести небольшое количество (1/12-1/15 часть объема) глицерина.

СОВРЕМЕННАЯ ТЕМПЕРА

Связующее вещество современной темперы состоит из искусственной эмульсии.

Время открытия этого нового вещества для красок, получившего такую популярность в современной живописи, трудно в настоящее время восстановить с точностью. Во всяком случае искусственная эмульсия, состоявшая из масла и яйца, была известна уже в средние века, но она имела применение лишь для медицинских и косметических целей. Имеются также сведения, что в средние века в Испании пользовались в живописи эмульсией, состоявшей из раствора казеина и масла. Вазари, говоря о темпере, сообщает, что художник Бальдовинетти писал темперой, состоявшей из яичного желтка с масляным лаком, но тут же прибавляет, что темпера этого состава не имела всеобщего употребления. Все эти исторические данные ясно указывают на то, что современная темпера получила свое начало еще в отдаленные времена, но вместе с тем не получила в свое время должной оценки и развития. Развитие темперы с искусственной эмульсией наблюдается лишь в самое позднейшее время.

Успех современной темперы нельзя объяснить одним лишь недовольством и усталостью по отношению к маслу, наблюдающимися у позднейших живописцев; напротив, он является следствием ее несомненных достоинств, перед которыми пасует обычная в наше время масляная живопись.

Проводя параллель между средневековой и современной темперой, нельзя не заметить, что все преимущества будут на стороне последней. Связующее вещество современной темперы (в лучших ее видах) обладает большей прочностью, нежели таковое же старинной, так как содержит в своем составе кроме яйца или казеина масла и смолы. Живопись, исполненная желтковой темперой, для закрепления ее красок нуждается в лаке, так как долгое время способна растворяться водою, между тем как современная темпера, в состав которой входят скоро высыхающие масла, становится нерастворимой в самый короткий срок и поэтому не нуждается в лаке, если последний не представляет интереса для художника. Техника средневековой желтковой темперы, предназначавшейся главным образом для станковой живописи с ее водянистыми красками и особыми приемами, слишком устарела для нашего времени и вряд ли может удовлетворить кого-либо из современных живописцев, тогда как новая темпера благодаря своему составу не нуждается в особых приемах, предоставляя живописцу полную в этом отношении свободу и вполне отвечает современной манере живописи.

Краска, изготовленная на основе эмульсии ПВА и пигмента, получила название темперы ПВА . Она применяется преимущественно при наружной настенной живописи и при росписи декораций. Главный недостаток темперы ПВА - низкая светостойкость.

ВОСКОМАСЛЯНАЯ ТЕМПЕРА


Воскомасляная темпера - это новый вид красок с уникальными качествами, сочетающими в себе свойства энкаустических, масляных и акварельных красок. Они изготовлены на основе высококачественных пигментов, связующим для которых является сложная композиция из растительного масла, дистиллированной воды, натурального пчелиного воска, мягкой смолы и других компонентов. Краски удобны в работе благодаря своей пастозности и разносимости.

Уникальность воскомасляной темперы заключается в том, что это прозрачные краски, позволяющие создавать сложные цвета и оттенки и получать объемное изображение путем наложения одного цвета на другой. Воск и мягкая смола в составе связующего обеспечивают более продолжительную подвижность красок по сравнению с казеиново-масляной, поливинилацетатной и акриловой темперой.

При высыхании воскомасляная темпера не растворяется водой, обладает повышенной устойчивостью к внешним воздействиям окружающей агрессивной среды, не изменяется в тонах с течением времени по сравнению с живописью маслом, образует матовую поверхность.

Скорость высыхания воскомасляных темперных красок несколько выше в сравнении с масляными из-за содержания в составе воска. Однако благодаря воску краски не меняют тон при высыхании и хорошо смешиваются с другими художественными материалами как на масляной, так и на водной основе. Ускорить высыхание темперы можно, добавив в нее сиккатив.

Разбавители и вспомогательные средства

Темперные краски хорошо разбавляются водой и соединяются с другими водными красками акварелью, гуашью, всеми видами темперных и акриловых красок. При разбавлении воскомасляной темперы водой ею можно работать как акварелью. При этом краски обладают высокими лессировочными свойствами и позволяют достигать выразительных цветовых эффектов.

Воскомасляная темпера разбавляется пиненом, скипидаром, уайт-спиритом и жирными растительными маслами, хорошо смешивается с масляными красками. Для получения матовой поверхности применяют органические разбавители (уайт-спирит, скипидар или воду). Чтобы получить глянцевую поверхность используют блестящие живописные лаки (дамарный, мастичный) или льняное масло. При смешивании воскомасляной темперы с лаками время высыхания краски уменьшается.

РАБОТА ВОСКОМАСЛЯНОЙ ТЕМПЕРОЙ

Свойства темперы позволяют применять ее в различных техниках и направлениях изобразительного искусства. В качестве основы можно использовать любой загрунтованный материал -дерево (грунт - левкас), холст, картон, бумагу без грунта, оргалит, штукатурку. Большую популярность воскомасляная темпера обрела в настенной живописи при восстановлении храмов. При росписи стен и куполов для наибольшего колористического эффекта художники слегка подогревают темперные краски. Если же краска уже нанесена, для более прочного соединения со стеной живописную поверхность можно слегка прогреть паяльной лампой. В работе можно пользоваться всеми видами кистей: от самых чувствительных - тонких беличьих и колонковых - до грубых щетинных. В пастозной технике применяются шпатели или мастихины. Естественно, что чем толще слой краски, тем дольше она высыхает. Выпускается воскомасляная темпера в тубах объемом 33 мл, палитра, в которую входят краски, изготовленные на органических и неорганических пигментах, состоит из 47 цветов. В продаже есть наборы воскомасляной темперы 12 и 9 цветов. В комплектации набора были учтены рекомендации профессиональных художников.

Вот несколько откликов художников, использующих воскомасляную темперу.

Ермакова Наталья Петровна, художник, сотрудница Донского монастыря, в 1998 г. написала большую фреску «Дух Святой» (1,5x1,5 м) под куполом в небольшой церкви на проспекте Мира (Москва):

Работы велись в сухом помещении по акриловой шпаклевке. Фреска выполнена тонкими слоями. В качестве разбавителя применялся пинен, что позволило сократить время высыхания краски до 1,5 часа. Писали беличьими и колонковыми кистями, для промывания которых использовался тот же пинен. Фреска не покрывалась лаком, но когда через три недели после окончания роспись протерли шерстяной тряпочкой, живопись обрела особый блеск. Как отмечает художница, краски очень удобны, они хорошо набираются на кисть, смешиваются между собой, особо удачно подобрана палитра.

Кириллов Михаил Олегович, художник, староста собора Покрова Богородицы (Москва):

В 1999 году по рекомендации профессора реставрации и технологии живописи В.В. Филатова расписывал полотенца - орнаментальные пояса, восстановленные по фрагментам XVII века. Роспись велась в сыром помещении по старой штукатурке 25-30-летней давности. Приступая к работе, художник предварительно прошел известковую штукатурку олифой, подогретой приблизительно до 70-80°С. Далее стены были загрунтованы обычными строительными титановыми белилами (в целях экономии) в смеси с мыловаром (способ приготовления: 3л воды смешивались с 2/3 куска 72% хозяйственного мыла, предварительно натертого на терке, все это перемешивалось до стадии получения раствора жидкого мыла). Затем использовалась воскомасляная темпера. В качестве разбавителя добавляли скипидар с водой в соотношении 1:1до получения консистенции сметаны.

Основной недостаток воскомасляной темперы, отмеченный художником, -длительное высыхание, однако, как оказалось, краска обладает хорошей адгезией. В 2000 г. стена с росписью была полностью залита водой в результате аварии в отопительной системе. После устранения последствий аварии краски не утратили цветовых качеств и сохранили прекрасную адгезию с грунтом. Они выдержали и еще одно испытание, когда строительные рабочие по халатности забрызгали роспись раствором штукатурки и удаляли его шпателями, роспись сохранилась в своем первозданном виде.

По материалам статьи из журнала "Художественный совет" 5(45)2005

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕМПЕРЫ

Положительные свойства темперы

  1. В противоположность масляной живописи и старинной темпере новая темпера не требует от живописца определенной системы выполнения живописи, предоставляя ему в этом отношении полную свободу, которую он может использовать без всякого ущерба для прочности живописи.
  2. Краски темперы, крытые лаком, превосходят по красоте таковые же обыкновенной масляной живописи.
  3. Живопись темперой, исполненная красками, не отягченными излишком масла, не темнеет, не желтеет и вообще не изменяет своего тона с течением времени.
  4. Процесс высыхания красок темперы весьма отличен от процесса высыхания масляных красок. Краски темперы уменьшаются в объеме лишь в первом периоде своего высыхания, оставаясь в дальнейшем без изменения, тогда как в масляной живописи изменение объема красочного слоя продолжается неопределенное время, что неблагоприятно отражается на прочности живописи.

Недостатки темперы

  1. Быстрота высыхания красок
  2. Изменение тона при высыхании красок

Итак, положительные свойства темперы превышают ее отрицательные свойства. Недостатки ее, кроме того, условны. Конечно, быстро высыхающие краски затрудняют живопись, но в современной живописи с присущим ей импрессионизмом передача форм практикуется мазком, штрихом и т. п. Таким образом, новая темпера не только отвечает стилю современной живописи, но, можно смело сказать, создана для него.

  • Те́мпера (итал. tempera, от латинского temperare - смешивать краски) - водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии - натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Гуашевые краски, выпущенные некоторыми итальянскими фирмами, имеют на этикетках надпись «tempera», что не соответствует русскому пониманию термина «темпера» и вносит путаницу при покупке.

    Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками, так и густое пастозное письмо.

    Темперные краски - одни из древнейших. До изобретения и распространения масляных красок вплоть до XV-XVII вв. темперные краски были основным материалом станковой живописи. История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет. Так, знаменитые росписи саркофагов древнеегипетских фараонов выполнены темперными красками. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. В России техника темперного письма была преобладающей в искусстве вплоть до конца XVII века.

    В настоящее время промышленным способом изготавливаются четыре вида темперы: казеиново-масляная (связующим является водная эмульсия казеина с высыхающим растительным маслом), поливинилацетатная (ПВА, связующее - водная дисперсия на основе поливинилацета), акриловая (связующее - водная дисперсия на основе полиакрилатов) и воско-масляная (воско-масляная композиция с водными ПАВ - поверхностно-активными веществами). При высыхании темпера изменяет тон и цвет - некоторые краски темнеют, другие высветляются. Поверхность произведений, выполненных в этой технике, матовая, бархатистая. Для защиты от влияния окружающей среды (например, копоти от горящих свечей) поверхность картин (икон) покрывали масляным лаком или олифой. Яичная (желтковая) темпера из-за медлено твердеющих яичных масел (которым требуется постоянный контакт с кислородом воздуха для полимеризации) лаком покрывается не сразу после окончания произведения. Так сохранилось письмо Дюрера, в котором он предупреждает заказчика не покрывать лаком отправленную к нему только что написанную картину. Он приедет через несколько месяцев, сам покроет её лаком и гарантирует сохранность 300 лет.

    Акриловая темпера (называемая часто просто "акрил"), в зависимости от бренда, может быть матовой, полуматовой или глянцевой. Глянцевая разновидность акрила минимально изменяется по тону и цвету, приближается по своему восприятию к масляным краскам и не требует защитного лака. Воско-масляная темпера (производство «Гамма») разбавляется и водой, и растворителем (скипидар, уайт-спирит). Но Воско-масляная темпера имеет в своем составе достаточно эффективные ПАВ, которые в первые дни после нанесения на поверхность (палитра, холст, картон и т. п.) после высыхания легко растворяются и смываются водой. Это со одной стороны хорошо (можно смыть засохшие краски с палитры и кистей - с акрилом это будет достаточно сложно), но ведение многослойной живописи требует внимательности и осторожности. Рисунок, сделанный один-два дня назад, очень легко растворяется водой при нанесении последующих слоев краски. Но после 20-30 дней полимеризуется, становится нерастворимой в воде. При натирании шерстяной тканью поверхность красочного слоя приобретает небольшой блеск за счет мельчайших частиц выделившегося воска.

    Высохшая казеино-масляная темпера водостойка, но при этом остается проницаемой для газов и влаги, то есть «дышит». Поэтому она используется для настенных росписей в монументальной живописи, где избыточная влага, оставшаяся в кирпичной или каменной кладке стен после строительства, будет со временем испаряться сквозь роспись. Хотя после высыхания казеина, краска становиться нерастворимой в воде процесс полимеризации масла продолжается длительное время.

    В магазинах предлагается широкий ассортимент сухих пигментов для самостоятельного приготовления из них темперных красок. Темпера, приготовленная самим художником по несложным технологиям непосредственно перед ис

Краски темперные известны с древних времен. Так художники именовали приготовленные на основе сухих порошковых пигментов и связующего их клея материалы для создания своих бессмертных произведений. Прилагательное «темперные» происходит от латинского слова temperare, переводимое как «соединять, смешивать».

Особенности темперы

Чем же своеобразны краски темперные? В старину добывали, в основном, из минералов, полученный порошок тщательно смешивали с клейким веществом - яичным желтком, соком некоторых растений, или нефтью. Сегодня темперные краски готовят на основе синтетических красителей и эмульсий. До того как были изобретены (XV век), темпера была самым популярным материалом для создания фресок, икон и произведений станкового искусства. Стиль такой живописи неповторим и своеобразен, вот почему и в наши не утрачивают интереса к темперным краскам.

Яичная темперная краска

Краски темперные на основе яичной эмульсии включают в состав куриный желток, масло и скипидарный лак. От пропорции этих веществ зависят свойства и художественные возможности краски. Например, избыток масла делает краску похожей на масляную, а излишки лака придадут нанесенному на холст материалу больше хрупкости. В Византии и в России яичная темпера широко использовалась в иконописи, в народных промыслах, при помощи нее на стены храмов наносились фрески. В те далекие времена связывающее сухой пигмент вещество готовили, добавляя к куриному желтку воду, квас, вино или уксус. Краски накладывали слой за слоем, а затем покрывали олифой или масляным лаком.

Казеиновые и растительные темперные краски

Кроме распространенной яичной эмульсии темпера нередко готовилась на основе раствора казеина, лака и масла. Также краски темперные делали на базе растительных эмульсий. С этой целью использовали гуммиарабик, клейкое вещество из картофельного или кукурузного крахмала (декстрин) или вишневый клей. Такие краски отличаются невесомостью тонов и дольше остаются свежими, а потому их охотно используют на фабриках, производящих материалы для живописи.

Современные технологии в изготовлении красок

Новые темперные краски основаны на искусственных пигментах и полимерах. Они обладают большей прочностью и не требуют лакового покрытия, поскольку не смываются и не растворяются водой.

Среди востребованных современных средств живописи выделяются темперные краски «Мастер-класс». Серия изготавливается из натуральных и искусственных пигментов на основе поливинилацетатной дисперсии. Пастообразная краска серии «Мастер-класс» широко используется в живописи и дизайнерских работах. Высыхая, она образует несмываемую

Достоинства и недостатки, которыми обладают темперные краски

Как рисовать подобным материалом и каких тонкостей техники он требует - тема для отдельного разговора. Коснемся здесь лишь плюсов и минусов темперы, не потерявшей привлекательности для современных мастеров. Главным достоинством этого материала считают красоту и долговечность. В отличие от образцов масляной живописи, полотна, написанные темперой, не меняют оттенков, не желтеют и не темнеют со временем. Поскольку темперные краски высыхают быстро, можно не беспокоиться о том, что с течением времени цветной слой будет претерпевать изменения в объеме, а значит, картина не облупится и не растрескается. В то же время, быстрое высыхание создает определенные проблемы для художника. Также мастеру придется учитывать, что при высыхании темперные краски меняют тон - светлеют или темнеют.

Темпера – одна из старейших красок, которая использовалась в Древнем Египте. Археологами при раскопках найдены уникальные росписи на саркофагах, выполненные аналогами современных темперных красок. Есть несколько видов этой краски, но все они имеют одну общую особенность – основа красящего состава – эмульсия, которая растворяется водой, однако, в процессе высыхания ода испаряется и темпера становится устойчивой к воде.

Общая информация

Слово «темпера» имеет итальянские корни, в переводе означает – смешивать краски. Темперные окрашивающие составы состоят из:

  • порошкового натурального пигмента;
  • синтетического пигмента (аналог натурального);
  • связующего вещества – применяется эмульсия из натурального желтка, растительных соков, также используются искусственные компоненты на основе клеевого раствора, масел и полимеров.

Темперная живопись разнообразна по приемам, фактурам, подобные краски отлично подходят для гладкого письма и для пастозной живописи.

По статистике, темпера лишь немногим уступает акварели по популярности. Специалисты выделяют две особенности окрашивающих составов:

  1. темпера современного производства – поливинилацетатная – имеет хорошую кроющую способность;
  2. прекрасно перемешивается с акварельными красками, таким образом, можно получить новые оттенки и сохранить художественную ценность акварели.

Темпера в большей степени подходит для рабочих основ с высокой впитывающей способностью, а также для полотен, обработанных впитывающим грунтовым составом. После высыхания картина приобретает бархатную, матовую поверхность, которая по своим характеристикам напоминает гуашь, только с одним отличием – темпера незначительно меняет оттенок.

Это важно! Для станковой живописи темпера не подходит, но в истории живописи известны случаи, когда мастер работал исключительно темперными красками.

При пастозной технике, необходимо учесть – краска достаточно быстро сохнет, это происходит на палитре. Перемешивать темперу на рабочем холсте сложно, такой процесс доступен только при работе маслом. Важно помнить, что темпера менее пластична, чем масло, следовательно, когда слой слишком толстый, краска растрескивается.

Основное предназначение – лессировочная техника. Посредством темперы можно прорисовывать мелкие детали. Также выделяют следующие особенности темперных красок:

  • под слоем лака не меняет оттенок;
  • нет текстурности – на полотне не остается след от кисти;
  • отличная кроющая способность;
  • не размывается водой;
  • проникает в слои древесины, удалить темперу можно наждачной бумагой.

Новички опасаются использовать темперой, поскольку считается, что она непростая в работе. Да, к такому художественному материалу необходимо привыкнуть, приноровиться, но тренировки помогут преодолеть любые сложности. Если вы хотите отточить свое мастерство, потренируйтесь на гуаши – ее легко превратить в аналог темперы, добавив клей ПВА.

Это важно! Если использовать темперные краски в комбинации с акварелью, необязательно покупать большую палитру. При этом определенные оттенки каждый художник подбирает индивидуально, исходя из техники, жанра живописи и, конечно, личных предпочтений.

Историческая справка

Вплоть до 15 столетия именно темпера повсеместно применялась в иконописи, настенной живописи, а также народном творчестве, например, палехские изделия выполнялись исключительно темперой. Основной компонент – яичный желток, его смешивали вместе с водой, добавляли вино, квас или уксус. Такие краски были не пригодными для пастозной техники. По мере высыхания краски светлели, приобретали матовость. После высыхания полотно покрывали олифой или лаком на масляной основе.

Иногда для приготовления темперы использовалось целое яйцо, вместе с белком, плотность окрашивающего состава получалась меньшей, однако, для фресок отлично подходила.

Интересный факт! В некоторых российских городах до сих пор сохранились старинные церкви, расписанные темперными красками.

В 16 столетии знаменитый фламандский художник Ван-Эйк усовершенствовал окрашивающие составы на основе масла, после этого темпера утратила свою актуальность в живописи. Интерес к ней остается довольно высоким только в России и Греции, в этих странах художники до сих пор работают в старинной технике. Кроме этого, темпера актуальна в церковной живописи.

В конце 19 столетия многие живописцы разочаровались в масле, поэтому, активно искали достойную замену. Специалисты занимались поисками новых компонентов и вспомнили о темпере. Однако темперная живопись к этому моменту уже изжила себя и не могла удовлетворить запросы мастеров. В связи с этим в состав краски вводятся новые компоненты, которые в значительной степени меняют ее эксплуатационные качества. Главное изменение – вместо натуральной эмульсии использовалась искусственная эмульсия. Новая краска получила широкое распространение в странах Европы.

Учитывая, что традиционная русская школа живописи больше использует масляные краски, поэтому современная темпера до недавнего времени не находила должного применения в России. Сегодня ситуация меняется и в живописи активно применяются темперные краски.

Виды красок

1. Казеиново-масляная.

Готовят из эмульсии на основе растительного масла и казеинового клея, растирая с порошковым пигментом. После высыхания темпера приобретает более темный оттенок, но если использовать вместо белил гуашь, картина потемнеет гораздо меньше. Работать лучше всего упругими кистями с синтетическим ворсом, также подойдут колонковые и щетинные кисти.

2. Яичная темпера.

Связующим элементом применяется яичный желток. Основная сфера использования иконописи. Чтобы продлить срок использования, в краску добавляют консерванты и расфасовывают в тубы.

Полезно знать! Сегодня яичные темперные краски готовят в Италии и Франции.

В процессе высыхания темпера незначительно темнеет. Вместо белил предпочтительно добавлять гуашь. Если состав на палитре высыхает, его можно развести водой, при этом ее характеристики не меняются.

Работают темперой следующим образом:

  • выполняется полупрозрачный подмалевок;
  • наносятся составы густой консистенции.

Также можно работать в один слой, для прорисовки штриховки используют тонкую кисть.

3. Гуммиарабиковая темпера.

Яичный желток и казеин – не единственные компоненты, применяемые для производства темперных красок. Также используют клеевые составы растительного происхождения – гуммиарабик, декстрин или вишневый клей.

Необходимо отметить, что подобная темпера по эксплуатационным характеристикам уступает краскам на основе яичного желтка и казеина. Однако некоторым мастерам нравится работать именно этими составами. Гуммиарабиковая краска имеет незначительную степень прилипания.

Это важно! Гуммиарабиковая темпера не подходит для пастозной живописи, поскольку растрескиваются.

4. Воскомасляная темпера.

Новый тип красок, сочетающий качества масляных, энкаустических и акварельных красок. В состав входят пигменты высокого качества, а в качестве связующего вещества используют многокомпонентную композицию из:

  • растительного масла;
  • пчелиного воска;
  • дистиллированной воды;
  • смолы.

Красками комфортно работать, они имеют пастозную структуру. Главное преимущество воскомасляной краски – прозрачность, благодаря этому можно создавать сложные оттенки. Для создания объемного изображения цвета накладываются друг на друга.

Это важно! Благодаря наличию воска в составе краски дольше остаются подвижными в сравнении с темперой на основе казеина, акрила и поливинилацетата.

После высыхания воскомасляную краску нельзя растворять водой, такая краска устойчива к внешним факторам и агрессивной среде. Темпера на основе воска и масла хорошо смешивается с масляными и водными красками. Чтобы ускорить ее высыхание, достаточно добавить сиккатив. Необходимо учесть, что по мере высыхания краски меняют свой оттенок и темнеют. Чтобы этого избежать, можно в краску добавить белую гуашь.

Работать лучше щетинными кистями.

5. Поливинилацетатная темпера.

Темпера на основе клея ПВА является предшественницей акриловой краски. В сравнении с акрилом поливинилацетатная краска менее устойчива к механическим повреждениям. Используют ее преимущественно для наружной живописи и росписи декораций. Основной недостаток – недостаточная светостойкость.

Акриловая темпера наиболее популярная среди художников. Основные преимущества:

  • чистый цвет и насыщенные оттенки;
  • быстрое высыхание;
  • устойчивость к механическим воздействиям.

Особенности акриловой темперы:

  • краска по мере высыхания сильно темнеет;
  • после высыхания акрил светлеет, поэтому проступают нижние слои краски.

Если работать на холсте, от воды, которой разводится акриловая темпера, полотно провисает. На палитре краска быстро засыхает, поэтому ее сложно отмывать, иногда приходится работать мастихином.

Выбор кисти зависит от жанра, в котором работает мастер, а также стиля картины. Лучше всего использовать синтетические кисти или мастихин. Акриловая темпера накладывается прозрачными слоями или толстым слоем, ею также выполняют подмалевок для дальнейшей работы маслом.

Вспомогательные средства для работы темперой

Разбавлять краски можно водой или другими красками на водной основе – гуашью, акварелью, акриловыми и темперными красками. Если использовать в качестве разбавителя воскомасляную темперу, получится окрашивающий состав, близкий по характеристикам к акварели. При этом краски обладают отличными лессировочными качествами и позволяют создавать оригинальные цветовые эффекты.

Воскомасляную темперу можно разбавлять пиненом, уайт-спиритом, скипидаром, водой – в этом соучае после высыхания поверхность картины получается матовая. Чтобы добиться глянцевого эффекта, темперу смешивают с лаками – мастичным, дамарным, а также растительным маслом, лучше работать льняным. Этот тип темперы отлично спешивается с масляными красками.

Это важно! При добавлении лака скорость высыхания воскомасляной краски уменьшается.

Особенности работы темперными красками

Темперные краски обладают хорошей текучестью, легко стекают с кисти, образуют четкий, тонкий штрих, а в сравнении с масляными красками сохнут несколько быстрее. Темпера твердеет по мере испарения из нее воды, на этом этапе процесс высыхания считается практически завершенным.

Мельчайшие частицы пигмента надежно скрепляются с рабочей основой, благодаря этому исключается вероятность растрескивания краски. В сравнении с гуашью и акварелью темпера держится прочнее на полотне, устойчива к механическим повреждениям и не подвергается влиянию воды. В этом темпера схожа с масляными красками. Однако в сравнении с маслом темперные краски смешиваются сложнее и меняют свой оттенок.

Основу для темперы покрывают грунтовкой, для этого выбирают клеевой или эмульсионный состав, также подойдет водоэмульсионная краска на акриловой основе. В качестве рабочего полотна используют плотный картон, холст, дерево, штукатурку. Учитывая, что темпера быстро высыхает, цвета подбирают на палитре.

Что касается кистей, лучше подобрать инструмент из щетины, а для прорисовки мелких элементов – колонковый инструмент.

Если вы работаете современной темперой, можно не придерживаться особых техник и приемов в работе. Работать можно жидкими красками или в пастозной технике. Если на полотне преобладают светлые оттенки и нужно выдержать прозрачные оттенки, работать нужно на белом грунте. Добиться необходимого оттенка можно посредством лессировки. Покрывать картину можно теми же лаками, которые используются в масляной живописи.

Продают темперные краски в тубах объемом 33 мл, в палитру входят 47 оттенков. Также в продаже представлены наборы, которые состоят из 9 и 12 цветов.

Поливинилацетатная темпера представляет собой высокодисперсную пастообразную водоэмульсионную смесь синтетической смолы, стабилизаторов и структирующих веществ. Этот вид темперы отличается от масляно-казенновой и яичной рядом свойств.

Краски поливинилацетатной темперы прозрачны, эластичны и могут наноситься как пастозно, так и лессировочно.

Живопись синтетической темперой - может быть, многослойной, каждый новый слой накладывается на высохший предыдущий без опасений отслаивания красок.

Отличительной особенностью темперы является ее быстрое высы­хание: через 1 - 2 часа в тонких слоях и за 3-4 часа в пастозных.

Поливинилацетатную темперу, которая сама водорастворимая, нельзя смешивать с другими водорастворимыми красками. Так, в смеси с масляно-казеиновой темперой краски створаживаются и пло­хо разносятся по поверхности живописного основания.

Разбавителем красок является вода, но после высыхания их можно растворить лишь специальной смывкой, представляющей смесь этилацетата с раствором этилового спирта, взятых в соотношении 1: 1.

В процессе работы краски, хотя они и содержат до 50% воды, следует выдавливать из туб в колечки из мокрой ваты для удержания в них влажности. Поливинилацетатные темперные краски быстро высыхают. Это требует от живописца определенных навыков.

Кисти в процессе работы необходимо держать в банке с водой, по окончании работы их следует тщательно промыть водой. В случае засыхания краски на кистях их промывают смывкой или 70-75 - процентным этиловым спиртом.

Поливинилацетатной темперой можно работать на самых различных поверхностях: на холсте с синтетическим и эмульсионным (масляно-клеевым) грунтом, на бумаге, картоне, дереве, штукатурке, бетоне, линоксиновом линолеуме, стекле и многих других поверхностях, т. е. краски эти являются универсальным живописным материалом, особенно в декоративно-прикладном и оформительском искусстве.

Высыхая, некоторые краски несколько изменяются в оттенке:

Слегка светлеют: окись хрома и окись жженая.

Значительно светлеют: кобальт синий и охра.

Слегка темнеют: кадмий желтый и красный, охра светлая и сиена жженая. При этом охра светлая и сиена жженая, нанесенные на бумагу, значительно темнеют, а затем степень их потемнения уменьшается.

Заметнее темнеют: английская красная, капут-мортуум, умбра жженая и краплак красный.

Сильно темнеют: сиена натуральная, изумрудно-зеленая и, ультра­марин (в корпусном слое).

Поверхность поливинилацетатной живописи матовая. Для получения поверхности, насыщенной по цвету, живопись покрывают од­ним из покрывных лаков, например даммарным, акрилфисташковым и другими. Разбавляя лак пиненом, можно получить различную степень блеска живописи. Наиболее благоприятно разбавление лака в соотношении 1:1. Живопись, покрытая лаком, приобретает глубину и колористическую насыщенность, но при этом при углубленности тона красок живопись кажется более темной.

Хранить краски следует при комнатной температуре, и не ниже 0 градусов. Гарантийный срок хранения красок - 1 год. Количества звездочек указывает на степень светостойкости краски: три звездочки - высокая светостойкость, две звездочки - средняя, одна звездочке - низкая светостойкость.

При нанесении краски на основание образуются эластичные пленки. Для смывания высохшего красочного покрытия употребляется смесь этилацетата с водным этиловым спиртом. Поливинилацетатные краски нельзя смешивать в процессе работы с казеиново-масляной темперой, что часто делают художники при недостатке каких-либо цветов в тех или иных красках.

Современная темпера вполне может соперничать по прочности со старинной темперой и масляной живописью, а ее свойства и возможности хорошо отвечают требованиям различных видов современного изобразительного искусства.

Кроме перечисленных выше видов темперы, которые являются наиболее распространенными, существует также восковая и камедная темпера. Однако в состав связующих этих красок входят более редкие вещества и приготовление их значительно сложнее.

Наиболее часто в приготовлении темперы употребляют следующие красящие вещества:

белые - свинцовые, цинковые, титановые белила;

желтые - желтые охры, сиена натуральная, марс желтый, марс оранжевый, кадмий желтый, кадмий оранжевый, ауреолин, стронциановая желтая, желтый лак из крушины;

красные - киноварь натуральная и искусственная (розовая, красная и вишневая), кадмий красный, английская красная, марс красный, кармин натуральный, краплак натуральный;

фиолетовые - марс фиолетовый, кобальт фиолетовый, фиолетовые лаки из ягод ежевики, черняки;

зеленые - изумрудная зелень, окись хрома, зеленая земля, волконскоит, глауконитовая зеленая, зеленый кобальт, зеленые лаки из крушины;

синие - ультрамарин натуральный и искусственный, кобальт синий, лазурь горная, лазурь берлинская, индиго;

коричневые - марс коричневый, коричневый лак из коры ольхи, коричневые земли, жженые охры, жженая сиена, Ван-Дик коричневый;

черные - виноградная черная, франкфуртская черная, кость слоновая жженая, древесная чернь, косточковые черные из косточек вишни, абрикоса, персика.

Воскомасляная темпера

В модернизированной темпере в качестве связующего (которое обладает большей прочностью из-за содержания в составе масла и смолы) применяют эмульсию ПВА и казеиново-масляную эмульсию.

Казеиновая темпера быстро твердеет становясь нерастворимой в воде, имеет хорошую адгезию с материалом, на который наносится (дерево, холст, металл, камень и стекло), однако со временем растрескивается.

Краска, изготовленная на основе эмульсии ПВА и пигмента, получила название темперы ПВА. Она применяется преимущественно при наружной настенной живописи и при росписи декораций. Главный недостаток темперы ПВА - низкая светостойкость.

Энкаустические краски - краски, приготовленные путем смешивания пигмента с воском, смолой и маслом. История этих красок уходит в античные времена. В Египте их использовали для росписи гробниц и мумий. В Греции восковые краски были известны древним художникам, но, к сожалению, до нашего времени ни одна из работ не сохранилась, остались только упоминание в литературных источниках.

Что такое воскомасляная темпера?

Воскомасляная темпера - это новый вид красок с уникальными качествами, сочетающими в себе свойства энкаустических, масляных и акварельных красок. Они изготовлены на основе высококачественных пигментов, связующим для которых является сложная композиция из растительного масла, дистиллированной воды, натурального пчелиного воска, мягкой смолы и других компонентов. Краски удобны в работе благодаря своей пастозности и разносимости.

Уникальность воскомасляной темперы заключается в том, что это прозрачные краски, позволяющие создавать сложные цвета и оттенки и получать объемное изображение путем наложения одного цвета на другой. Воск и мягкая смола в составе связующего обеспечивают более продолжительную подвижность красок по сравнению с казеиново-масляной, поливинилацетатной и акриловой темперой.

При высыхании воскомасляная темпера не растворяется водой, обладает повышенной устойчивостью к внешним воздействиям окружающей агрессивной среды, не изменяется в тонах с течением времени по сравнению с живописью маслом, образует матовую поверхность.

Скорость высыхания воскомасляных темперных красок несколько выше в сравнении с масляными из-за содержания в составе воска. Однако благодаря воску краски не меняют тон при высыхании и хорошо смешиваются с другими художественными материалами как на масляной, так и на водной основе. Ускорить высыхание темперы можно, добавив в неесиккатив.


Похожая информация.





Top