Чем занимается режиссер а чем продюсер. Профессия продюсер

Мизерные бюджеты, пьяные актеры, капризные режиссеры - с чем ежедневно сталкиваются российские исполнительные продюсеры и какими навыками они должны обладать?

Всем более-менее ясно, чем занимаются режиссер, оператор, сценарист, актеры, художники-постановщики, костюмеры и гримеры, а вот разнообразный продюсерский состав, который можно увидеть в титрах картины, для многих остается загадкой. Самый главный продюсер, понятно, ищет деньги на проект и в идеале доводит фильм до большого экрана. Тогда чем занимается исполнительный продюсер и какую роль он играет в создании фильма? Это не так очевидно. Чтобы расставить точки над «i» в этом вопросе, КиноПоиск отправился на круглый стол в Московскую школу кино , где представители российских кинокомпаний приоткрыли реалии «самой адской профессии на земле» - отечественного исполнительного продюсера.

Деревня для Гоголя и платье для Брежневой: Что входит в обязанности исполнительного продюсера

«Исполнительный продюсер - самая адская профессия на земле. Это люди, которые отвечают за все, что происходит на съемочной площадке. Не привезли тигра, не пустили актера сниматься в Украину - это все головная боль исполнительного продюсера. На все тратятся деньги, а исполнительный продюсер действует в рамках того бюджета, который заложен, и выйти из него не может. Ему нужно решать проблемы на месте», - объясняет генеральный продюсер компании «Приор» Родион Павлючик .

Расчет количества съемочных дней, приемлемых актерских гонораров, вопросы жилья, питания и привоза группы на место съемок - это все обязанности исполнительного продюсера. Даже если он лично не занимается покупкой билетов, он всегда должен быть на связи и контролировать процесс расхода выделенных на производство средств. Причем максимально эффективно.

«Обычно все ложится на плечи исполнительного продюсера. Хорошо, если ему нужно только тигра привезти - это самая элементарная задача, - вступает ведущий продюсер компании Александра Цекало «Среда» Александра Ремизова , которая много лет работала исполнительным продюсером в «СТВ» Сергея Сельянова и «Базелевсе» Тимура Бекмамбетова . - Обычно исполнительному продюсеру говорят: „У тебя есть 100 рублей, еще у тебя есть режиссер, который стоит 99 и привык за 99 снимать, но тебе надо уместить все это в 100. И еще есть сценарий, который вообще стоит 500, но, к сожалению, у нас есть только 100. Вот это все нужно совместить, придумать, как это сделать круто. Так, чтобы было интересно. Так, чтобы режиссер не капризничал, а получал все, что он хочет, оператор бы снимал на нужную ему технику, а художники бы построили декорацию, потому что никто не хочет снимать в тесной квартире. И ты все это один должен с ними со всеми решать».

Исполнительный продюсер на проекте появляется, как правило, на стадии заявки, поддержанной кинокомпанией. Уже во время проработки сценария хороший специалист видит сцены или сюжетные повороты, от которых вполне можно избавиться в целях экономии бюджета. Например, когда герои летают из одного города в другой или когда постоянно меняют средства передвижения. Если, конечно, это не несет реальной смысловой нагрузки и не является важным для сюжета будущей картины.

«Ко мне часто приходят и говорят: вот тут написали гонки, поезда, машины, но у нас нет денег, мы это не снимаем. Я говорю: „Хорошо, вы это не снимаете, предложите другой вариант“. На поезде дорого? Пусть едут на автобусе. Всегда предлагайте замену, всегда находитесь в диалоге с режиссером. Это вообще самое главное. Бывает, что оператор настаивает, например, на использовании крана, а режиссер ему говорит: „Перестань, мы сейчас придумаем, как это сделать по-другому“», - рассказывает Ремизова.

«От его решений и дискуссий с режиссером зависят состояние и содержание картины. Умный исполнительный продюсер понимает драматургию будущего фильма и съемочного процесса», - считает Шутко.

«Если актер пьющий, это надо сразу иметь в виду»: Какими качествами должен обладать исполнительный продюсер

Помимо того что исполнительный продюсер должен разбираться в съемочном процессе и основах работы над сценарием, он должен быть еще и прекрасно самоорганизованным.

«На плечах исполнительного продюсера лежит такой объем организационной работы, что он просто обязан быть самоорганизованным, все помнить, - поясняет Родион Павлючик. - Он должен очень хорошо знать, что он должен сделать в эту минуту и что должен в это время сделать другой. И помнить, что если другой что-то не сделал, то надо пнуть его посильнее, чтобы это было сделано тогда, когда нужно».

Еще исполнительный продюсер должен обладать аналитическим мышлением и способностью прогнозировать потенциальные проблемы.

«Если актер пьющий, то это надо сразу иметь в виду. И желательно с этим актером поселить кого-то еще, кто сможет его контролировать или хотя бы открыть дверь, чтобы его утром можно было вынести под холодный душ. У нас были ситуации на площадках, когда невозможно было добудиться человека. Надо было дверь ломать, чтобы привести его в порядок», - поясняет Павлючик.

Исполнительный продюсер должен еще и обладать навыками психолога. Помните сцену из сериала , где герой Михаила Ефремова уговаривает героя Павла Деревянко

Сегодня удивительно популярным и модным стало громкое звание продюсера. Профессия продюсера кажется невероятно прибыльной и престижной, многие стремятся стать ими, а отдельные звезды меняют своих продюсеров, как перчатки, или же самостоятельно занимаются продюсированием. В чем же выгода почетного звания? Почему быть продюсером сложно, интересно и опасно?

Кто такой продюсер?

Продюсер (от лат. produce - производить, создавать) - это доверенное лицо товара, бренда или производителя. В настоящее время высокая востребованность профессии обусловлена заинтересованностью в реализации творческих проектов различного назначения. В обязанности продюсера может входить как оценка вложенных инвестиций с целью их возрастания, так и профессиональное чутье будущей популярности артиста или кинофильма.

Каждый уважающий себя актер или режиссер имеет личного продюсера, чем увеличивает шансы профессионального признания в широких общественных кругах. Без услуг специалиста в данной сфере искусства сегодня невозможно обойтись: без того, что делает продюсер, сложно самостоятельно установить нужные связи и отношения. Только хороший специалист способен грамотно оценить потенциал артиста, певца или группы и применить должностные обязанности продюсера в полной мере. Иногда, для того, чтобы создать шедевр недостаточно . Нужны деловая хватка и опыт, которые присущи именно продюсерам.

Роль продюсера - это не только сопровождение своих подопечных на различные мероприятия, тусовки, организаторские функции, это, в первую очередь, финансовое инвестирование в выбранный товар - ту или иную «звезду». В мире шоу-бизнеса на продюсеров, словно пчелы на мед, слетаются те, кто желает быть раскрученным, стать интересным для него. В первую очередь, обязанностями продюсера является финансирование и заботливое отношение к своим вкладам.

В развлекательной индустрии и мире шоу-бизнеса профессия продюсер является одной из самых популярных и опасных одновременно. Окупаемость проекта он должен определять самостоятельно, опытом и интуицией чувствовать потенциал в том или ином артисте. Каждый продюсер для своего подопечного царь и бог, потому что открывает для него мир популярности, славы и успеха. Иногда, вложившись в , продюсер добивается для своего подопечного невиданной популярности.

Финансовая сторона вопроса по-прежнему остается за продюсером. В этом и заключаются основные обязанности продюсера - контролирование всех процессов. Однако на самом деле продюсировать можно не только звезду – певца, артиста, актера или танцора. Предметом продюсирования может быть бренд или товар, но самое важное во всем этом - опыт и тонкое чутье специалиста.

Как стать продюсером?

Многие думают, что в роли продюсера есть много преимуществ и уникальных возможностей, но на самом деле это далеко не так. Чтобы стать продюсером стоит иметь не только солидный капитал, стремление, опыт и большое желание, а также массу полезных знакомств и навыков. В противном случае его ждут лишь неудачи и финансовые потери. О том, как стать хорошим продюсером, никто не сможет научить или рассказать, ведь успешные люди секретом своего достатка и успеха никогда не поделятся. Также залогом достижения определенных результатов становится доскональное знание предлагаемого продукта, независимо от его вида и рода. Порой успеха в продюсировании добиваются опытные кино и .

В музыкальной или шоу-индустрии продюсер должен быть широкопрофильным специалистом, который качественно разбирается во вкусах и современных предпочтениях, поскольку неправильный выбор объекта продюсирования может стать плачевным.

Многие продюсеры также являются хорошими звукорежиссерам, организаторами и даже стилистами-менеджерами. На начальных этапах продюсер должен самостоятельно оценить человека, рассмотреть его шансы на успех и только потом подключать все свои активы для того, чтобы добиваться желаемого результата.

Легко ли стать продюсером

Если вы не знаете, как стать продюсером, то помочь в этом могут специализированные курсы и семинары. Овладев профессией, вы сможете самостоятельно продюсировать клиентов в музыкальной, танцевальной, кино- и шоу-индустрии. Многопрофильный опыт позволяет отслеживать ситуацию с более широкой панорамы, предугадывая желания публики и максимально глубоко изучая всю сопутствующую информацию. Разумеется, учиться на продюсера следует, если вы располагаете достаточным для вложений капиталом, деловой прозорливостью и высокой степенью ответственности.

Можно легко узнать, где учат на продюсера, получив образование в соответствии с выбранным профилем. Должностные инструкции продюсера не исключают также овладение дополнительной профессией актерами, сценаристами, режиссерами для самостоятельного продвижения проектов. Выбрав курсы, где вы будете учиться на продюсера, можно в короткое время научиться тонкостям данного вида искусства, одновременно овладевая организаторскими, режиссерскими, а также операторскими и актерскими навыками.

В чем основа работы продюсера?

Чтобы узнать, чем занимается продюсер, достаточно посмотреть на степень окупаемости проекта и известности той или иной звезды. Конечно же, без личных качеств интуиции и чутья, умноженного на обширный опыт, здесь не обойтись. Это то, чем отличается режиссер от продюсера - продюсирование предполагает тонкий расчет окупаемости проекта, который зачастую недоступен его творческому полету фантазии.

Помимо организации мероприятий, пресс-конференций, вечеринок, показов продюсер занят контролированием всех процессов, ведущих к славе и успеху. Поэтому для начинающих талантов креативный продюсер - это человек, формирующий творческую составляющую и способный воздвигнуть их на вершину Олимпа.

Продюсер или шарлатан

Продюсера тоже нужно уметь выбирать, потому как отдаваться в первые попавшиеся руки не стоит. Достаточно оценить его умения, связи и средства. Сегодня на отечественных просторах есть немало тех, кто желает возвыситься за счет других, получить баснословные гонорары и быстро окупить вложения. Основополагающими являются документы, которые перед подписанием должен посмотреть опытный юрист.

Мумин Шакиров: Кто главный в российском кино – режиссер или продюсер? В советские времена государство доверяло деньги на производство фильма через студию директору картины. Именно этот человек распоряжался бюджетом фильма, который составлял, в зависимости от размаха постановки, от полумиллиона до миллиона советских рублей. Деньги немалые. Директор картины составлял смету и нес ответственность за каждую потраченную корейку. Но выполнял он чаще всего указание режиссера, то есть творца, который реализовывал свой замысел согласно сценарию.


С появлением продюсера в российском кино статус человека, который сегодня тратит деньги на производство фильма, кардинально изменился. Имена этих людей на слуху наряду с фамилиями успешных режиссеров. Зритель, конечно же, мало обращает внимания на руководителей проекта, больше следит за актерами, реже – за режиссерами. Но кино сегодня держится во многом на продюсерах, которые достают деньги на картину, рискуют капиталом и несут ответственность перед спонсорами или инвесторами за потраченные средства. Иногда продюсера и режиссеры выступают в едином лице.


Моя собеседница – Генеральный директор студии «Слон» Сабина Еремеева. Она принадлежит к молодому поколению продюсеров, которые пришли в кино в начале 2000-х. За ее плечами такие проекты, как «Марс» режиссера Анны Меликян, «Манга» Петра Хазизова, «Ты да я да мы с тобой» Александра Велединского и «Никто не знает про секс» Алексея Гордеева. Кто такой продюсер в современном российском кино?

Сабина Еремеева

Сабина Еремеева: Это человек, который придумывает проект, является инициатором всего, потому что в основном он занимается поиском сценария плюс режиссера. Поскольку у нас все равно режиссерское кино, и все делают ставку, прежде всего, на режиссера, вне зависимости от того, дебютант это или уже известный мэтр российского кино, тем не менее, это момент выбора. Отсматриваются короткометражки, отсматриваются работы, читаются сценарии и делается ставка на сценарий, выбор сюжета и режиссера, а остальное все дополняется в процессе, когда ты уже понимаешь, что выбор сделан. Это еще выбор темы, поскольку у каждого продюсера существует такая сверхзадача: как предвосхитить ситуацию? Потому что кинопроизводство – это год, пока фильм выйдет, пока все это задумывается – это, условно говоря, полтора-два года. Предвосхитить ситуацию, что будет востребовано через два года. Это анализ рынка на сегодняшний момент и на его перспективы. Это определенный риск.


Я стараюсь не идти по шаблонам, но при этом анализирую ситуацию: что запускается и по какому принципу. Иногда меня смущает, когда успешный фильм – и по нему создается подобное кино на подобную же тему и так далее. Это даже не сиквел, это просто повторы, в одно и то же время. Я не понимаю мотивации, потому что, как правило, собирают пенки только первые успешные проекты. Хочется придумать что-то новое, даже рискованное, но опять-таки я иду от персоналий, я иду от личностей, от идеи, от сценария и от режиссера. Например, то, что мне интересно, это комедийные мелодрамы. Я чувствую, что это может быть востребовано, и это совпадает с моими личными интересами – комедии и мелодрамы.

Мумин Шакиров: Продюсеры нередко вмешиваются в творческий процесс, участвуют в разработке сценария, дают советы на съемочной площадке и даже сидят в монтажной. У каждого свои методы работы с режиссерами, иные полностью доверяют творцам, ограничиваясь решением финансовых и производственных проблем.

Сабина Еремеева: Я не могу сказать, что я вмешиваюсь, потому что я являюсь также соавтором проекта не в буквальном, а в более широком понимании. Я бы назвала это сотрудничеством – начинаем с самого начала. Для меня самый важный этап – это подготовительный момент, и самый сложный – это монтажно-тонировочный, « post - production ».


На съемках продюсер – совершенно бесполезное существо, потому что машина запущена, и ты максимум что можешь – смотреть материалы, как-то комментировать. Но повлиять существенно на ход событий, кроме как остановить съемки, продюсер не может, потому что все решается «на берегу». Если ты что-то не успел сделать до съемок, то, значит, не успел или не понял.


Дальше начинаются сложности на « post - production », что самое мучительное, потому что это всегда момент правильного подхода и выбора. Когда есть некая рабочая версия, и у тебя нет четкого решения, позиционирования, ты начинаешь собирать мнения – отборщиков фестиваля, если это фильм « art - house » и ты понимаешь, что продвижение фильма может происходить через фестиваль. Я для себя сделала вывод: пока фильм не будет максимально готов, никому его не показывать. Потому что, как правило, дают диагноз, а диагноз, авторам тоже очевиден, но не дают рецепта. А ты как бы ждешь, рассчитывая на откровенное мнение, что с этим можно сделать. Рецепта нет, с диагнозом понятно все, и любое высказывание по поводу неготового фильма, когда оно выходит наружу – это всегда очень болезненно для картины, потому что это всегда очень предварительно. Когда, например, мне мои друзья показывают фильм и просят дать комментарии, я всегда очень аккуратно высказываюсь и говорю только им, поскольку не могу публично высказываться о фильме, который не готов. Я могу качественно обсуждать только готовый и сделанный фильм.

Мумин Шакиров: Важная составляющая работы режиссера – выбор актеров.

Сабина Еремеева: Мы проговариваем изначально, кого бы мы хотели. Первый шаг – предложения делает режиссер. Я всегда иду от режиссера. Глупо приглашать режиссера для того, чтобы навязывать ему свою точку зрения. Я считаю, что это неправильно. Я выбираю определенного режиссера с определенным вкусом, и именно этим он для меня ценен. Поэтому, я, прежде всего, слушаю то, что хочет режиссер. Когда у меня появляются какие-то сомнения, безусловно, я это обсуждаю. Но я могу сказать по небольшому опыту, который у меня был, что у меня никогда не было противоречий с режиссером с точки зрения выбора актеров. Мы как-то всегда находили общий язык, мы думали, смотрели и делали дополнительные пробы. От меня, как от продюсера, никаких установок по поводу актеров нет, и быть не может.

Мумин Шакиров: Сабина Еремеева оставляет за собой право вмешиваться в процесс монтажа фильма.

Сабина Еремеева: Да, могу, и, собственно говоря, всегда оставляю за собой такое право. Это, к сожалению, потеря времени, потому что всегда картина диктует и начинает жить своей жизнью. И всегда понятно, что лишнее. К сожалению, режиссеру это очень близко и с трудом дается расставание с каждым кадром. Он не всегда может быть объективным – это понятно. Я просто выжидаю время. Кому-то нужна неделя – я говорю: «Хорошо, неделя». Кому-то нужен месяц – я говорю: «Хорошо, месяц». Потом, когда у меня заканчивается терпение, я говорю: «Все!» Для меня нежелательно отстранение режиссера от монтажа. К счастью, я всегда этого избегала, мы как-то договаривались, но право монтажа я оставляю за собой.

Мумин Шакиров: Несмотря на огромное влияние продюсера на кинопроизводство и на судьбу картины, российское кино остается режиссерским. Эту точку зрения разделяет Сабина Еремеева.

Сабина Еремеева: Во-первых, у нас есть определенные традиции, которые нельзя за несколько лет разрушить. Более того, делая каждый свой проект, я работаю в основном с режиссерами-дебютантами, с теми у которого второй фильм. Есть определенная тенденция: я на каждый новый проект с трудом нахожу деньги. Притом что режиссеры, с которыми мы работали, после выхода фильма у них очень много интересных предложений, финансовых предложений, более выгодных, чем я им могу предложить. А я так же начинаю с нуля, я так же начинают подавать на господдержку, я ею регулярно пользуюсь и ищу сопродюсеров. А режиссер в данном случае сделал фильм – у него больше выбора. Поскольку я совершенно независимо существую, то мне всегда гораздо сложнее найти больший бюджет. Вся слава в случае успеха и так далее, достается режиссеру. И, слава богу!

Мумин Шакиров: Но времена меняются – позиции продюсера укрепляются.

Сабина Еремеева: Меняется поколение, поэтому оно не может не отражать все тенденции. Например, приходят молодые люди, которые с иным сознанием, которые уже порабощены продюсером. Они все прекрасно информированы, и они знают о том, что происходит на Западе, какую роль там играет продюсер, они уже имеют небольшой опыт работы на телевидении, где доминирующая функция, вообще главный человек – это продюсер, и это даже не обсуждается. Поэтому когда они приходят к кинопродюсерам, они уже подавлены, они готовы согласиться на все, они уже априори готовы пойти на любые компромиссы. Меня иногда это раздражает, потому что хочется определенной воли, и когда ко мне приходит молодой режиссер, я говорю: «А что вам интересно?» - он говорит: «А что вам интересно?» Я говорю: «Я хочу пойти от вас, от ваших идей». Он говорит: «А я могу все! Вот что вам нужно?» И в данном случае это не любопытно, потому что все равно те проекты, которые я делаю, они такие авторские проекты, очень индивидуальные, мне интересен режиссер, его самобытность. Мне не нужно делать средние какие-то фильмы, я не воспринимаю то, чем занимаюсь, как чистый бизнес, потому что для меня это не бизнес. Понятно, я зарабатываю какие-то деньги, но это не самоцель.

Мумин Шакиров: В России немало известных и успешных кинопродюсеров. Для Сабины Еремеевой их личный опыт – это возможность учиться и добиваться новых результатов.

Сабина Еремеева: Как правило, это Константин Эрнст и Анатолий Максимов, и Александр Роднянский с Игорем Толстуновым. И это не только связано с тем, что они обладают телевизионными ресурсами. Мне нравится их подход. Совершенно полдела – снять фильм, это всего лишь какая-то часть процесса. Как его продвинуть? И это не только деньги, потому что были примеры, когда были деньги, был дополнительный пиар, но, тем не менее, фильмы не получили того резонанса. Это, прежде всего, креатив и концепция. И четкая интуиция, как продвигать, что продвигать и что продавать. И мне кажется, у этих продюсеров это получается. Например, «Дозор», «9 рота», «Питер- FM » - мне кажется, это наиболее интересно.


И это не только ресурс. Это просто понимание того, что можно вытащить из проекта. Например, я видела рабочую версию «Питер- FM » и была на премьере – я искренне поздравила всех участников этого фильма, поскольку они вытащили из этого проекта все, что возможно, фильм сложился, фильм удался. Очень была интересная реклама. И в итоге фильм собрал деньги. Я очень радовалась. Более того, у продюсеров всех были опасения – может ли быть востребовано такое кино? И я очень рада, что это кино востребовано, на него пошли зрители. Это значит, что можно делать более рискованные проекты и получать своего зрителя.

Мумин Шакиров: О том, кто такой сегодня продюсер в России, мы беседовали с генеральным директором студии «Слон» Сабиной Еремеевой.


С развитием киноиндустрии в нашей стране все чаще можно услышать о такой профессии, как продюсер. "Кто это?" - спросит любой человек, не так глубоко знакомый с телевидением или шоу-бизнесом. Эта статья ответит на все ваши вопросы об этой относительно новой профессии.

Продюсер - кто это?

Итак, продюсер - это специалист, который непосредственно участвует в производстве проекта, решая финансовые, технологические и творческие вопросы. Однако наш неискушенный зритель, дождавшись окончания фильма, видит огромный список разных продюсеров и не понимает, почему их так много, в чем заключается работа каждого из них. Это и не удивительно, ведь эта профессия стала набирать популярность лишь после распада СССР, и она относительно молода. Итак, давайте же разберемся, зачем одному фильму или шоу так много этих самых продюсеров.

Ведущий или генеральный продюсер. Кто это?

Это, несомненно, отправная точка любого фильма. Он занимается финансовыми вопросами, корректирует замыслы режиссера, одобряет и сам подбирает персонал и актерский состав для работы на площадке. В телевизионных проектах все эти функции исполняет шоу-продюсер.

Исполнительный продюсер

Его можно назвать основным участником процесса производства фильма. Чаще всего именно на нем лежит большая часть финансовых проблем и правовых вопросов. Он отвечает за расходы по заработной плате, разного рода издержки. Кстати, если хотят привлечь внимание к будущей киноленте, то в качестве исполнительного продюсера указывают знаменитого человека.

Говоря о расходах, можно вспомнить знаменитый фильм и одновременно мюзикл Бродвея "Продюсеры". Суть в том, что его главный герой свято верит в три главных, незыблемых правила продюсера, суть которых сводится к одному выражению: "Продюсер никогда не вкладывает в фильм собственные деньги". Главный герой пытается доказать это своему другу. Конечно, в реальной жизни часто происходит все с точностью до наоборот.

Ассоциированный продюсер

Это обозначение можно воспринимать в двух смыслах. В первую очередь, это человек, всегда готовый помочь ведущему продюсеру. Он выполняет ряд его задач и поручений. Также не стоит забывать, что фильм производит обычно группа компаний, и глава одной из них чаще всего становится ассоциированным продюсером. А глава большей фирмы - исполнительным. Теперь ясно, что его функции схожи с задачами генерального или ведущего, он также нанимает персонал, следит за ходом работ и ищет средства на создание и развитие проекта.

Линейный продюсер

Он контролирует бюджет фильма, а иногда и ежедневно следит за процессом производства. Чаще его не включают в список креативной группы, ведь он занимается управлением на месте и вовлечен в процесс.

Сопродюсер

Этот человек одновременно отвечает за бюджет и влияет на подбор актерского состава. Сопродюсером может выступать глава второй компании, принимающей участие в производстве, или партнер первого продюсера. Он также должен обладать обширными знаниями в области кино, знать основные тенденции, хоть немного разбираться в маркетинге, менеджменте, логистике. В общем, это должен быть всесторонне развитый человек.

Ассистирующий продюсер

Это действительно нелегкая профессия. Продюсер должен быть правой рукой, главным помощником. Человек, который не обладает безграничным потоком энергии, вряд ли справится с этой работой. Ведь от и быстро решать непростые задачи, то есть от качества работы ассистирующего продюсера, зависит успех фильма.

Другие виды

Музыкальный продюсер - вопрос, скорее всего, уже возник в вашей голове, поэтому мы непременно на него ответим. Этот человек отвечает за звук и музыкальную составляющую.

Также во всем этом разнообразии есть и креативный продюсер, которого вряд ли встретишь в титрах иностранного кино. Это легко объяснить, ведь функции любого профессионала не ограничиваются "сухим" решением вопросов бюджета и финансовой составляющей. Однако в нашей стране креативный продюсер появляется в титрах почти каждого фильма.

Вот, пожалуй, и все, что вам нужно знать об этой нелегкой профессии и ее видах. Теперь вы знаете, чем занимаются продюсеры, и в разговоре с человеком, связанным с миром кино, вы не будете выглядеть нелепо и сможете ответить на любой вопрос. Совершенствуйтесь дальше!

В съемке практически любого студийного фильма принимают участие продюсер и режиссер. Чем занимается каждый из них?

Кто такой продюсер?

Продюсер - очень разносторонняя профессия. Но если обобщить основные ее признаки, то в их число будет входить:

  • создание необходимых условий для проведения съемки фильма, сериала либо телепередачи (финансовых, организационных);
  • сопровождение процесса издания картины или телепрограммы;
  • участие в разработке идеи проекта, адаптация ее к запросам аудитории, пожеланиям кинематографического сообщества;
  • формирование съемочных групп;
  • участие в съемке, монтаже фильма, выводе его в прокат;
  • решение задач, связанных с дистрибуцией продукта, - через телеканалы, кино, диски, интернет.

Таким образом, в компетенции продюсера - обеспечить функциональную среду для осуществления съемок фильма.

Кто такой режиссер?

Режиссер решает задачи, связанные непосредственно со съемочным процессом. Он определяет то, каким именно образом следует снимать те или иные сцены, каких актеров приглашать на роли, где именно осуществлять съемку с точки зрения достижения наилучших результатов по зрелищности.

В компетенции режиссера - реализация творческой составляющей проекта с учетом его идеи, а также особенностей функциональной среды для съемок, подготовленной продюсером. Если каких-то ресурсов недостаточно (например, финансовых средств для привлечения дорогих актеров), задача режиссера - приблизить качество и рейтинги фильма к тем, которые бы могли достигаться при условии приглашения более узнаваемых исполнителей ролей. Но не менее сложная, конечно же, задача - снять классный фильм, даже если продюсеру удалось пригласить самых известных актеров. Хороший кинематографический продукт - результат работы не только звездных исполнителей, но также и грамотной постановки их ролей, и это находится в компетенции режиссера.

Сравнение

Главное отличие продюсера от режиссера - в тех задачах, которые они решают. Но в большинстве случаев это задачи схожих категорий, часто решаемые одновременно и требующие активного взаимодействия людей, занимающих соответствующие ключевые позиции в процессе создания фильма.

Соотношение функций продюсера и режиссера часто определяется историческими традициями и нормами, которые сложились в той или иной кинематографической школе. Например, в Голливуде нередко бывает, что задачи, типичные для режиссера, все-таки решает продюсер. Это может быть собственно разработка идеи проекта - а не только ее адаптация к продукту, подбор актеров, организация съемочного процесса. Как считают эксперты в области киноиндустрии, это связано главным образом с тем, что продюсеру необходимо окупить затраты на фильм. Доверить значительную часть функций режиссеру, который может что-то сделать по-своему, продюсер, скорее всего, не пожелает - эксперименты способны негативно сказаться на монетизации фильма.

Бывает и так, что сводятся к минимуму, в свою очередь, функции продюсера. Например, он может быть назначен ответственным за решение задач, не имеющих прямого отношения к созданию кинематографического продукта, - закупку и инсталляцию оборудования, расчеты с поставщиками. Как правило, такой сценарий актуален для небольших, малобюджетных проектов.

Спорным является вопрос о том, у кого должно быть больше полномочий - у продюсера или режиссера. При создании киностудией одной серии фильма однозначный приоритет может быть у предпочтений и решений первого, при выпуске другой серии того же фильма той же киностудией и при приглашении тех же продюсера и режиссера больший объем полномочий способен получить второй.

Таким образом, справедливо говорить не том, что продюсер и режиссер - принципиально разные профессии, а о том, какие конкретно функции характерны для первого и для второго. Именно они определяют, в чем разница между продюсером и режиссером. Более наглядно рассмотреть специфику обоих типов функций нам поможет небольшая таблица.




Top