Через голову джулиано медичи описание картины дали.

Рим. Джулиано Медичи

В Риме Леонардо был радостно принят меньшим братом папы, Джулиано Медичи. Это был просвещенный и гуманный, хотя и не блиставший умом вельможа, которого долгое пребывание при Урбинском дворе в обществе умной и образованной герцогини Елизаветы Гонзага научило ценить не только художников и поэтов, но и ученых. Джулиано, как и все проживавшие продолжительное время в Урбино, где еще не умерли традиции Федерико Монтефельтро, изучал немного математику и механику. Поэтому Леонардо был вдвойне ему дорог. Он поселил славного артиста в Бельведере, отведенном братом под его резиденцию. Леонардо получил светлую мастерскую, комнаты для себя и для всех своих учеников и полное содержание.

Бельведер - часть Ватиканского дворца, где уже тогда стояли лучшие жемчужины папской коллекции антиков: Лаокоон, Аполлон Бельведерский, торс Геркулеса, покинутая Ариадна. Леонардо жил среди всего этого великолепия; мог показывать ученикам величайшие сокровища искусства и учить их пропорциям человеческого тела на Аполлоне и Геркулесе. А если ему хотелось подышать чистым воздухом, он мог прямо по отлогим мраморным ступенькам бельведерской террасы спускаться в ватиканские сады и там гулять и думать, сколько было угодно его душе, рассеянно следя взором за тем, как мелькали за деревьями стройные силуэты ланей и оленей.

Начинало складываться что-то похожее на счастливые миланские дни при Моро. Леонардо мог вздохнуть свободно. Он был, по-видимому, настолько счастлив, что даже не очень упирался, когда Джулиано заказывал ему картины. Он написал портрет одной флорентийской дамы, возлюбленной Джулиано; этот портрет Джулиано, когда женился, побоялся оставить у себя и подарил Леонардо, который увез его с собой во Францию (где портрет и исчез), и знаменитую «Леду», о которой столько говорили современники. У нас имеются рисунки к этой картине самого Леонардо, набросок с нее Рафаэля и свободная копия в римской галерее Боргезе, сделанная, по всей вероятности, Содомой.

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

Из книги Микеланджело Буонарроти автора Фисель Элен

Из книги Генрих IV автора Балакин Василий Дмитриевич

Из книги Микеланджело автора Брион Марсель

Знакомство с Лоренцо де Медичи Тем временем в мастерской маэстро Гирландайо на другом конце города в число первых учеников успели выбиться двое: первым стал маленький и саркастичный уродец (то есть Микеланджело), вторым – высокий красавчик-блондин (Франческо Граначчи).

Из книги Микеланджело автора Дживелегов Алексей Карпович

Джованни и Джулио де Медичи Это собрание выдающихся людей сильно отдавало ересью, но тем не менее именно оно породило двух пап, которые существенно повлияли на судьбу Микеланджело. Первым был Джованни, средний сын Лоренцо Великолепного. Он, как и Микеланджело, родился в

Из книги Леонардо да Винчи автора Шово Софи

Конец Пьеро де Медичи Однажды злые предсказания Савонаролы начали сбываться. В мучениях умер Лоренцо Великолепный, а потом на Флоренцию обрушилась Божья кара в виде французского нашествия.Перепуганные флорентинцы ударялись в крайности. Огромные толпы народа посещали

Из книги Бенвенуто Челлини автора Соротокина Нина Матвеевна

Еще одна Медичи Пока Генрих IV блуждал по кривым дорожкам, ведомый своим либидо, люди занимались делом. Наконец-то удалось успешно завершить переговоры, которые уже много лет велись со Святым престолом. 17 декабря 1599 года папа Климент VIII объявил о расторжении брака Генриха

Из книги Жизнь Леонардо. Часть четвертая.(с иллюстрациями) автора Нардини Бруно

Расцвет и закат Медичи Если бы у Микеланджело был легкий характер, отзывчивый на естественное стремление к наслаждению, или, проще говоря, если бы обезображенное лицо не добавляло ему застенчивости, которой он и без того всегда отличался, возможно, и он втянулся бы в

Из книги Легендарные фаворитки. «Ночные королевы» Европы автора Нечаев Сергей Юрьевич

В садах Медичи Коллекционирование предметов искусств членами семьи Медичи началось давно. Уже Козимо был страстным собирателем, а помогали ему в этом такие художники и знатоки, как Донателло, Брунеллеско, Никколи. Пьеро продолжал дело отца, и около него тоже не было

Из книги Власть женщин [От Клеопатры до принцессы Дианы] автора Вульф Виталий Яковлевич

Капелла Медичи Никто толком не знал, что представляют собой фигуры капеллы. Климент их не видел, потому что после реставрации во Флоренции не был. Герцога Алессандро Микельанджело в капеллу не пускал. Только один раз побывал он в ней - художник был тогда в Риме, - когда

Из книги автора

Микельанджело и Медичи. «Брут» Но в отношениях к Медичи великий художник до конца своих дней оставался тверд, как скала, и не давал сбить себя с позиции никакими, самыми убедительными доводами и никакими, самыми соблазнительными прельщениями.Когда в 1537 году ненавистный

Из книги автора

Город Медичи Город, принявший юного Леонардо где-то между 1465 и 1467 годами, недавно утратил своего великого человека, Козимо Медичи. Дед Лоренцо Великолепного, удостоенный почетного титула «отец отечества», был подлинным родоначальником этой династии дельцов и политиков.

Из книги автора

Медичи на папском престоле Папа Лев X Джованни Медичи стал папой в 1512 году в возрасте тридцати восьми лет. Была надежда, что он положит конец бесконечным войнам не только внутренним, но и внешним. В Европе шел раздел собственности. Возвысился австрийский дом Габсбургов.

Из книги автора

Великолепный Джулиано Чтобы представить себе Рим времен Возрождения, нам следует забыть императорский Рим с его шестью миллионами жителей, а также хаотичную столицу современной Италии.В начале XVI века Рим был маленьким, шумным и бедным городом, где процветали коррупция

Из книги автора

Ревность Екатерины Медичи Екатерина Медичи, внешне всегда сдержанная и невозмутимая, безумно ревновала короля к неувядающей Диане. Пьер де Бурдей, сеньор де Брантом, в своей книге «Жизнь галантных дам» приводит один эпизод, героев которого узнать несложно. Вот он:«Один

Из книги автора

Екатерина Медичи Черная вдоваУже четыре века ее имя волнует воображение историков, наделяющих ее всеми пороками и в то же время оплакивающих ее трагическую судьбу. Три десятка лет она единолично удерживала на плаву тонущий в океане смут корабль французского

Симонетта Веспуччи, Джулиано Медичи, Сандро Боттичелли. Мысли вслух

Есть истории, в которых красивых предположений гораздо больше, чем реально подтверждающихся фактов. Тем более в истории искусства. Одна из таких историй связана с именами Симонетты Веспуччи, Джулиано Медичи и Сандро Боттичелли.
Информации об этой истории в сети много. Увы, я повторяюсь. И это не полноценный рассказ, а просто мои размышления «вслух».

Теперь немного о героях этой истории. Разумеется, дамы вперед.
Симонетта родилась в 1453 году (предположительно 28 января) в семье Гаспаре Каттанео, крупного генуэзского торговца и прокуратора Банка Сант-Джорджио. Местом ее рождения называют как саму Геную, так и маленький городок Портовенере. В 1469 году девушка вышла замуж за своего ровесника флорентийца Марко Веспуччи, изучавшего устройство Банка Сант-Джорджио под началом будущего тестя.
После свадьбы молодая чета перебралась в родной город Марко. Там они были торжественно приняты братьями Медичи, устроившими в их честь роскошный пир на вилле Кареджи. Обосновались молодожены в семейном доме Барго д’Оньисанти.
Симонетта стала настоящей звездой Флоренции. Ее называли Несравненной (Бесподобной) и Прекрасной Симонеттой. Современники, включая Анджело Полициано и Луиджи Пульчи, воспевали красоту и другие достоинства девушки. Она стала центром всех празднеств, приемов и прочих увеселительных мероприятий.

Деталь фрески Доменико Гирландайо «Мадонна делла Мизерикордия», защищающей семью Веспуччи в капелле Веспуччи в церкви Оньисанти. Считается, что Симонетта - это единственная женщина, изображённая в группе с непокрытой головой.


Многие знатные мужчины влюблялись в жену Марко Веспуччи и пытались добиться ее расположения. Среди поклонников Симонетты оказался сам правитель города Лоренцо Великолепный, несмотря на то, что его Прекрасной Дамой уже была Лукреция Донати.
Увы, сияние звезды Флоренции не продлилось долго. Несравненная Симонетта была больна чахоткой. За ходом болезни, переживая, следил Лоренцо, который переписывался с отцом Марко Пьетро Веспуччи и даже направлял к Симонетте одного из лучших врачей того времени Маэстро Стефано. Но чуда не произошло.

Считается, что на этой работе Пьеро ди Козимо в образе Клеопатры изображена Симонетта Веспуччи через десятилетия после своей смерти .

26 апреля 1476 года Симонетта умерла в возрасте двадцати двух лет. Последний покой она нашла в семенной капелле Веспуччи в церкви Оньиссанти.
Все Флоренция оплакивала смерть девушки, погрузившись в траур. Скорбел и Лоренцо, посвятивший впоследствии несколько сонетов на ее уход из жизни.
Память о Симонетте Веспуччи прожила намного дольше. Однако само ее имя Память связала отнюдь не с Лоренцо Великолепным, которому государственные дела оставляли не так много времени на ухаживания за Прекрасными Дамами.

Джулиано Медичи – второй сын Пьеро Медичи, прозванного «Подагриком», и его жены Лукреции Торнабуони, родившийся 25 марта 1453 года. Как и его старший брат, он получил прекрасное воспитание и образование (да и могло ли быть иначе в случае с внуками Козимо Старшего!), однако талантами Лоренцо Великолепного не отличался. Зато природа щедро одарила Джулиано красивой внешностью, вызывавшей восхищение современников.

Предполагаемое изображение Джулиано Медичи на фреске Беноццо Гоццоли «Процессия старого короля» в Капелле волхвов

После смерти отца в 1469 году шестнадцатилетний Джулиано стал соправителем Лоренцо Великолепного. Серьезными государственными делами он себя не утруждал, но выполнял некоторые дипломатические поручения. Так, еще незадолго до смерти Пьеро Медичи Джулиано вместе с другими молодыми людьми из знатных флорентийских родов ездил в Рим за будущей супругой брата Клариче Орсини, а позже, по поручению Лоренцо, – ко двору Галеаццо Марии Сфорца с ответным визитом и в Венецию (в 1472 году) для урегулирования экономических вопросов.
Сначала отец, а затем и брат, пытались добиться для Джулиано кардинальской шапки, но отношения Флоренции с Римом в то время оставляли желать лучшего, поэтому духовный сан младший Медичи так и не получил. Сложно представить, чтобы эти неудачи огорчили его самого.
Джулиано вел праздную жизнь, принимал участия во всех торжественных празднествах и увеселениях, блистал на турнирах, любил танцы и охоту, легко тратил деньги... Он считался одним из наиболее обворожительных людей высшего флорентийского общества и пользовался большим успехом у женщин.

Таким чрез много лет представил себе Джулиано Медичи Аньоло Бронзино

Джулиано суждено было навсегда остаться для Флоренции Принцем Юности Золотого Века – он погиб во время заговора Пацци, одобренного и поддержанного папой Сикстом IV, по ряду причин ненавидевшим Медичи.
Заговорщики желали уничтожить обоих братьев, а возможность для реализации их планов представилась с приездом во Флоренцию юного кардинала Рафаэле Риарио, внучатого племянника папы. 25 апреля 1478 года Медичи давали прием в честь кардинала на вилле Фьезоле. Проще всего было убить обоих братьев во время пира. Но Джулиано на охоте повредил ногу и остался во Флоренции. Исполнение замысла откладывалось.
Пацци и причастный к заговору архиепископ Сальвиати предложили кардиналу напроситься в гости во дворец на Виа Ларга. Лоренцо с удовольствием согласился его принять. Было условлено, что кардинал отслужит воскресную мессу в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре, а потом придет со свитой на пир к Медичи.
И вновь Джулиано спутал все карты заговорщикам, послав к кардиналу сказать, что все еще нездоров и не будет на пиру, однако пойдет в собор. Оставалась единственная возможность - убить братьев во время мессы. Джулиано должны были заколоть Франческо Пацци и Бернардо Бандини.
26 апреля 1478 года, в воскресенье перед Вознесением, в собор Санта-Мария дель Фьоре пришло много народа. Прибыл и Лоренцо, но Джулиано не было.
Франческо Пацци и Бандини отравились за ним во дворец, находящийся неподалеку и уговорили его пойти в собор. Молодой Медичи был легко одет и не носил шпаги, чтобы не тревожить больную ногу. Франческо как бы в шутку ощупал его и убедился, что на нем нет кольчуги. Джулиано немного удивился (он знал, что Пацци ему враги), но решил, что приезд кардинала Риарио - знак скорого мира, и доверчиво дал отвести себя на хоры.
По окончанию мессы сопровители Флоренции направились к выходу. Когда Джулиано оказался рядом с капеллой Санта-Кроче, кинжал Бандини вонзился ему в грудь. Тот зашатался и рухнул. Франческо Пацци яростно набросился на лежащую жертву и нанес Джулиано такое количество ударов и с такой силой, что сам себя серьезно ранил в ногу. Джулиано был уже мертв…
Заговор Пацци и его последствия – отдельная тема, поэтому буду краткой. Лоренцо Великолепному удалось вырваться из рук заговорщиков. Пацци и их сторонники просчитались – флорентийцы в тот день поддержали не их, а Медичи.
Убийцы Джулиано жестоко поплатились. Истекающего кровью Франческо Пацци толпа вытащила из постели, голым приволокла к синьории и повесила на одном окне с архиепископом Сальвиати.
Лоренцо устроил любимому брату пышные похороны при большом стечении народа. В церкви Сан-Лоренцо на всеобщее обозрение в открытом гробу было выставлено тело, пронзенное двадцатью одним ударом кинжала, как тело Цезаря. Флоренция погрузилась в глубокий траур, так как младшего Медичи любили.
Также Лоренцо велел скульптору Бертольдо выбить медаль со своим профилем на одной стороне и профилем Джулиано на другой. Над портретом Джулиано была надпись "Luctus publicus" - «Всеобщая скорбь».

Ниже изображены соборные хоры в тот момент, когда священник оканчивал мессу, а убийцы пронзали молодого человека кинжалом. На другой стороне над портретом Лоренцо было выбито: "Salus publicus" - «Общественное благо». Здесь изображено неудачное покушение злоумышленников на Лоренцо.
Бернардо Бандини, одному из убийц Джулиано, удалось сбежать, добраться до Константинополя и найти там убежище. Но уже год спустя Лоренцо добился у Мехмеда II его выдачи, и 29 декабря 1479 года он был повешен на оконной решетке Барджелло.
Через месяц после убийства Джулиано 26 мая 1478 года одна из его любовниц родила сына. Имя женщины до сих пор остается под вопросом – ее называют и Фьореттой Горини, и Фьореттой дель Читтадино и даже Ореттой Пацци. Мальчик получил имя Джулио, а Лоренцо воспитал его вместе со своими детьми не как племянника, а как сына. Впоследствии ему предстояло войти в историю под именем папы Климента VII.

О третьем герое нашей истории, наверное, можно было бы написать больше, чем о двух других, но я остановлюсь лишь на нескольких деталях.

Деталь фрески Филлиппино Липпи «Диспут с Симоном Волхвом и распятие Петра» в капелле Бранкаччи. Считается, что это портрет Боттичелли

Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи родился 1 марта 1445 года. В историю искусства он вошел под прозвищем Боттичелли – «Бочонок», - унаследованным им от одного из братьев (о происхождении прозвища до сих пор спорят). Считается, что семья Филипепи жила по соседству с семьей Веспучии, и именно кто-то из Веспуччи рекомендовал художника влиятельным флорентийским гражданам.
Боттичелли был близок к семье, сосредоточившей в своих руках власть над Флоренцией, но основным его заказчиком из Медичи был ни Лоренцо Великолепный и не Джулиано, а их двоюродный брат Лоренцо ди Пьерфранческо.
Принято считать (но далеко не все разделяют эту версию), что Сандро Боттичелли вслед за многими другими флорентийцами попал под влияние яростных проповедей Джироламо Савонаролы и даже бросал в «костер сует» свои работы. Отмечают также, что под влиянием Савонаролы из работ художника ушли свет и радость.
Боттичелли так и не обзавелся семьей и не оставил потомства. В последние годы художник сильно болел и перестал писать. Умер он 17 мая 1510 года и был похоронен в церкви Оньиссанти.
Творчество Сандро Боттичелли не вписалось в эпоху Высокого Возрождения, поэтому о нем вскоре забыли.
Заново его имя открыли и возвратили к жизни прерафаэлиты, ратовавшие за возврат к искренности и наивной религиозности средневекового и раннеренессансного искусства, найдя в Боттичелли свой идеал. Джон Рескин первым разглядел истинную ценность творений забытого мастера, смело назвав его реформатором, подобным Лютеру, перевернувшим представления об истинной красоте и подлинной вере.

Рассказав о героях, можно перейти к пересказу самой истории, но… В единое целое история не складывается. Есть очень много красивых предположений, каждое из которых сопровождается не меньшим количеством «НО».

Андреа Вероккьо. Женский портрет. Есть предположение, что скульптор создал портрет Симонетты Веспуччи

Принято считать, что Симонетта Веспуччи после переезда во Флоренцию стала возлюбленной Джулиано Медичи. Мы не знаем, были ли они любовниками, или же он куртуазно и целомудренно поклонялся ей как Прекрасной Даме.
Самое яркое событие в истории возможного романа Симонетты и Джулиано связано с турниром, состоявшимся 28 января 1475 года. Предполагается, что эта дата приурочена ко дню рождения Прекрасной Дамы младшего Медичи.
Этот турнир, ставший турниром Джулиано и воспетый впоследствии Полициано, затмил даже состоявшийся в 1469 году турнир Лоренцо, посвященный Лукреции Донати. В оформлении турнира принимал участие и Боттичелли, изобразивший на штандарте младшего Медичи Симонетту Веспуччи в образе Минервы в белом платье, со щитом и копьем, с головой Медузы Горгоны в руках. Джулиано стал одним из победителей и провозгласил даму своего сердца королевой турнира. Увы, штандарт до нас не дошел…

Андреа Вероккьо. Портрет Джулиано Медичи, созданный по заказу Лоренцо уже после его гибели

Как относился к возможному роману между своей супругой и Джулиано Медичи Марко Веспуччи остается только гадать. По одной из версий, он не испытывал неприязни к сопернику и даже, женивший второй раз через шесть лет после смерти Симонетты, назвал своего сына Джулиано. По другой версии, семья Веспуччи была вовлечена в заговор Пацци из-за того, что младший брат Лоренцо удачно наставил Марко рога.
Стоит также отметить, что Симонетта Веспуччи и Джулиано Медичи умерли в один день – 26 апреля. Разница между их уходами из жизни составила ровно два года.

И все же, даже несмотря на поэму Полициано, такой романтической истории Симонетты и Джулиано, которую мы знаем, могло бы и «не случится»… Если бы не Сандро Боттичелли.
Можно только предполагать, в каких отношениях находился с художником Джулиано (если вообще находился). Повторюсь, что основным заказчиком Боттичелли являлся кузен правителей Флоренции Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.
И все же они встречаются на картине Боттичелли «Поклонение волхвов» , заказанной Джуаспарре ди Заноби дель Лама, богатым банкиром, близким к семье Медичи, для фамильного алтаря в церкви Санта Марии Новеллa. Картина создавалась в 1470-1475 годах.

Все сходятся во мнении, что таким нарисовал свой автопортрет художник:


А таким, как принято считать, Боттичелли запечатлел Джулиано Медичи:

Правда, мне попались утверждения, что это не портрет Джулиано, а портрет его старшего брата. Но почему-то больше хочется согласиться с теми, кто усматривает черты Лоренцо Великолепного в другом персонаже «Поклонения волхвов»:

Еще больше сложностей связано с хранящимися в разных музеях портретами младшего Медичи.


Не все уверены, что написаны эти портреты именно Боттичелли, и что изображен на них именно Джулиано. Но хотелось бы верить…
Наиболее известен этот портрет:

Считается, что написал его Боттичелли уже после убийства младшем правителе Флоренции, о чем свидетельствуют символы смерти – голубь, сидящий на сухой ветке, и открытая дверь.
Мне попадалось предположение о том, что портрет в память о брате заказал сам Лорнецо Великолепный, так как убийцы ударами кинжалов изуродовали лицо Джулиано, и посмертную маску снять было нельзя.

С Симонеттой Веспуччи Сандро Боттичелли не картинах не встречается, но принято считать, что именно она стала моделью для многих его работ. И снова много всяких «НО».
Начнем с портретов, каждый из которых известен просто как "Портрет молодой женщины" .


Нет полной уверенности, что портрет принадлежит кисти Боттичелли, а на возможность быть запечатленной на нем претендуют как минимум три дамы – Симонетта Веспуччи, жена Лоренцо Великолепного Клариче Орсини и упоминавшаяся ранее мать папы Климента VII, чье имя также под вопросом.

Ага, авторство Боттичелли не доказано. Претенденток снова как минимум три – Симонетта Веспуччи, Клариче Орсини и даже мать Лоренцо и Джулиано Медичи Лукреция Торнабуони.

И снова сомнения, что портрет писал Сандро Боттичелли, а изображена на нем именно наша Симонетта.

А на авторство этого портрета претендует еще и Якопо дель Селлайо, проходивший вместе с Боттичелли обучение в мастерской фра Филиппо Липпи.

В сети нередко гуляет вызывающее скептицизм утверждение о том, что Симонетта Веспуччи также служила моделью чуть ли не для всех написанных художником мадонн.
Наиболее известны из них «Мадонна с гранатом» :

И "Мадонна Магнификат" :


Но в случае с запечатленными в «Мадонне Магнификат» лицами есть и другая не менее интересная версия. Так, в качестве Марии может быть изображена Лукреция Торнабуони. Мальчик с чернильницей – Лоренцо Великолепный, мальчик держащий книгу – Джулиано, а их сестры (включая и сводную) – изображены по бокам. Ну а в образе Младенца запечатлена дочь Лоренцо Великолепного Лукреция, получившая имя в честь матери правителя Флоренции.

Предполагается, что именно Симонетта Веспуччи изображена на картине «Венера и Марс» .


По поводу мужчины, изображенного в образе Марса, также существует ряд предположений. По одной из версия Боттичелли таким образом изобразил ее мужа Марко. В соответствии с более романтизированной версией Марс – это Джулиано Медичи. При условии, что картина долгое время хранилась в семье Веспуччи изображение Симонетты, возлежащей рядом с любовником, кажется весьма-таки пикантным.

С именем Симонетты Веспуччи связывают один из наиболее известных шедевров Сандро Боттичелли – «Весна» . Предполагается, что заказчиком картины выступил Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, и она украшала его приемную во дворце во Флоренции.


В образе Меркурия принято узнавать Джулиано Медичи.


А с Симонеттой все гораздо сложнее. Существуют предположение, что именно ее черты художник придал всем запечатленным женским образам.
По более скромным предположениям Симонетта могла быть Венерой

или Флорой

Но есть и другие претендентки. Например, есть версия, что в образах Венеры и Флоры художник запечатлел ту самую любовницу Джулиано, которая родила ему сына. Также предполагают, что моделью для Венеры стала Лукреция Донати.
А в лице одной из граций усматривают черты "Тигрицы Романьи" Катерины Сфорца:

Связывают с Прекрасной Симонеттой и другой шедевр Сандро Боттичелли – «Рождение Венеры» . Заказчиком и владельцем картины также считают Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи.


Стоит вспомнить, что одним из предполагаемых мест рождения Симонетты называют Портоверенере – «Порт Венеры», получившем свое название благодаря легенде о том, что именно здесь богиня Венера, родившись из морской пены, вышла на берег. Возможно, именно в связи с картиной и возникло такое предположение.

Возникает ощущение, что чем больше ты пытаешься разобраться в материале, тем успешнее в каждой изображенной Боттичелли женской фигуре угадываешь черты Симонетты Веспуччи. Поэтому нужно остановиться...

Практически все работы Сандро Боттичелли, персонажей которых принято отождествлять с Симонеттой, появились уже после ее ранней смерти. Почему же художник стремился каждый раз воскресить и увековечить именно ее черты? Почему она стала для него воплощением Красоты?
Существует мнение, что Боттичелли не просто рисовал возлюбленную Джулиано Медичи, но и тайно любил ее всю жизнь. Поэтому он так никогда и не обзавелся собственной семьей и завещал похоронить себя вблизи от любимой женщины в церкви Оньиссанти.
Вряд ли Симонетта, которой поклонялись многие, могла знать об этой любви.
Если все действительно было так, то эту историю можно смело поставить в один ряд с историями Данте и Беатриче или Петрарки и Лауры.
Но все могло быть иначе. И нам остается только соглашаться или не соглашаться с различными предположениями и строить собственные догадки.


Продолжая увлекательные прогулки в недрах вызывающей иронию у тех, кто ее не читает, Википедии, решила вынести в отдельный пост портреты знаменитых Медичи. И тех людей, которые их знали и окружали, насколько это можно проследить пользуясь подручной и вседоступной народной энциклопедией.

Люблю я старые портреты. Глядя на них мы встречаемся с теми, кто жил иными жизнями, в иных мирах, можем заглянуть этим людям в глаза. Почувствовать их живые души...

И вот интересно мне стало свести в единую галерею лица людей, чья фамилия стала легендарной. Представителей рода, веками, из поколение в поколение упорно стремившегося к власти, рода, меценатству которого мир обязан появлению множества шедевров искусства. А так же - представленные в интернете портреты тех, кто окружал их...
Это было единое целое, хоть и растянутое во времени.
И его, это целое, я и попытаюсь показать, не вдаваясь в глубокие изучения и рассуждения. Все это каждый может и сам найти, в недрах той же Википедии, имея время и желание...

Все короткие пояснительные тексты ниже, будут взяты из соответствующих статей Википедии. Как сама буду идти по этим сплетающимся биографиям - такой и вам путь покажу).
Здесь нет полного генеалогического древа. Представлены только те члены семейства и их явные прижизненные знакомые, чьи изображения мне удалось найти.

Когда две части обзора из запланированных 4-х были сделаны и путь пройден наполовину - неожиданно к проекту с новой, замечательной мыслью присоединилась Zhourck http://zhourck.livejournal.com/ . Предложенная ею идея состоит в идентификации показанных портретов с тем, чтобы через них показать развитие портретного искусства Возрождения, тесно связанного с семьей и двором меценатов Медичи.
Zhourck, как профессионал, взяла на себя эту чрезвычайно сложную, кропотливую и ответственную часть работы, благодаря чему проект выходит на новый уровень - с обзорно - поверхностного на исследовательский.


1. Джованни ди Биччи де Медичи (1360, Флоренция — 20 февраля 1429, там же) — итальянский банкир, сделавший Банк Медичи одним из самых высокодоходных предприятий в Европе. Считается основателем политического могущества рода Медичи.

О приведенном портрете: портрет работы Cristofano dell"Altissimo, техника - масло, дерево. Размер 49.61 x 39.76 cm. (19.5 x 15.7 in.).
Но есть интересная работа Zanobi Strozzi в технике иконографии http://www.palazzo-medici.it/mediat eca/en/schede.php?id_scheda=46&sezione=1 предположительно сделана прижизненно и передает более точный портрет.
Под номером 1 видимо копия работы Zanobi Strozzi.


2. Мартин V , в миру — Оддоне Колонна (1368 — 20 февраля 1431) — папа римский с 11 ноября 1417 года.
В 1418 году пожаловал Джованни Медичи титул графа Монтеверде, от которого тот вежливо отказался сказав, что хочет остаться рядовым гражданином.

О приведенном портрете: работа Pisanello http://commons.wikimedia.org/wiki/Pisan ello является современником папы, но тем не менее его работа считается копией некоего портрета. Увы, не нашла. http://www.galleriacolonna.it/Ru/el enco-dei-dipinti/ предполагаю, что портрет на обложке книги http://www.galleriacolonna.it/Ru/pubbli cazioni-disponibili/


3. Ко́зимо Ме́дичи Ста́рый (27 сентября 1389, Флоренция — 1 августа 1464, Флоренция) — сын Джованни ди Биччи, основателя династии Медичи, активный флорентийский политический деятель, один из выдающихся государственных людей своего времени. Купец и банкир, владелец крупнейшего в Европе состояния.

О приведенном портрете: работа Jacopo Pontormo, масло, холст, 86 × 65 см.


4. Карло Медичи (1428 или 1430 — 29 мая 1492) — флорентийский церковный деятель, аббат монастыря.
Был внебрачным сыном Козимо Медичи и Мадлены, по национальности черкешенки, которую Козимо Медичи купил у работорговцев на рынке в Венеции.

О приведенном портрете: работа Andrea Mantegna, масло по дереву 40,5 × 29,5 см. 1466 г.


5. Пьеро ди Козимо де Медичи (19 сентября 1416, Флоренция — 2 декабря 1469, там же) — правитель Флоренции с 1464 по 1469 год. Из-за болезни имел прозвище Подагрик. Был инвалидом, старшим сыном Козимо Медичи и его жены Контессины де Барди.

О приведенном портрете: работа Angelo Bronzino.


6. Лука Питти (1398, Флоренция — 1472, Флоренция) — богатый флорентийский банкир, живший во времена правления Козимо Медичи. Был преданным другом и слугой семьи Медичи и Флорентийской республике. За заслуги перед государством Лука Питти был произведен в рыцари, а также получал щедрые подарки от Синьории и Медичи в качестве награды за помощь правительству в последние годы правления Козимо Медичи, когда тот был слишком стар и слаб, чтобы удержать власть в одиночку. Соперничал с Козимо и был участником заговора против Пьетро.

О приведенном портрете: находится в картинной галерее г. Курска. Очень интересна история его обретения:...в 1979 году при реставрации полотна «Святое семейство» была найдена еще одна картина. Дело в том, что холст неизвестного автора ХVIII века с изображением Марии, Иосифа и младенца Христа оказался наклеен на старую доску с сохранившимся вполне читаемым изображением. Как выяснилось, доска намного интереснее того, что на ней наклеено. В инвентарной книге Курской картинной галереи добавилась работа с инвентарным номером 1899ж: портрет пожилого седобородого мужчины в красном камзоле и берете с крупной декоративной надписью в верхней части «LUKA PITTI». Реставрацию доски приостановили, а «Святое семейство» приобрела экспозиционный вид лишь к 1988 году. Исследования и реставрация портрета Луки Питти продолжаются, однако уже сейчас ясно, что это будет один из шедевров коллекции...


7. Лукреция Торнабуони де Медичи (1425, Флоренция — 28 марта 1482) — супруга Пьеро ди Козимо Медичи и мать Лоренцо Великолепного, итальянская религиозная поэтесса периода Возрождения, патронесса искусств и благотворительница, игравшая большую роль в общественной жизни Флоренции XV века.

О приведенном портрете: работа Доменико Гирландайо.


8. Луиджи Пульчи (15 августа 1432, Флоренция — 11 ноября 1484, Падуя) — итальянский поэт-гуманист, друг Лукреции Торнабуони де Медичи. Имел репутацию безбожника и потому был похоронен в неосвященной земле.

О приведенном портрете: Филиппо Липпи, фреска Капелла Бранкаччи - фрагмент портретных профилей в левой группе на «Воскрешении сына Теофила»


9. Фра Филиппо Липпи (1406—1469) — флорентийский живописец, один из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения. Беглый монах.Несмотря на свою громкую известность,не знал покоя и по причине своей беспорядочной жизни и расточительности был преследуем кредиторами. Был учителем Сандро Боттичелли. Имел сына-художника, которого тоже звали Филиппо. Лукреция Торнабуони де Медичи заказывала ему некоторые картины.

О приведенном портрете : автопортрет, деталь фрески в Сполетском соборе.


10. Лоре́нцо ди Пьеро де Ме́дичи «Великоле́пный» (1 января 1449, Флоренция — 9 апреля 1492, Флоренция) — флорентийский государственный деятель, глава Флорентийской республики в эпоху Возрождения, покровитель наук и искусств, поэт.
Сын Пьеро Медичи и его жены Лукреции Торнабуони.

О приведенном портрете: работа Girolamo Macchietti.

11. Джулиано Медичи (25 марта 1453 — 26 апреля 1478, Флоренция) — второй сын Пьеро Медичи и его жены Лукреции Торнабуони, соправитель своего брата Лоренцо Великолепного. Джулиано был убит во время заговора Пацци во время пасхальной мессы в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции 26 апреля 1478 года.

О приведенном портрете: Сандро Боттичелли, масло по дереву 53 × 76 см.


12. Фьоретта Горини или дель Читтадино — любовница Джулиано Медичи, мать Джулио ди Джулиано Медичи, в будущем папы римского Климента VII.


13. Климент VII (в миру Джулио Медичи,26 мая 1478 — 25 сентября 1534) — Папа Римский с 19 ноября 1523 по 25 сентября 1534.Был внебрачным сыном Джулиано Медичи (брата Лоренцо Великолепного) и Фьоретты Горини.


14. Ге́нрих VIII Тюдо́р (28 июня 1491 - 28 января 1547) — король Англии с 22 апреля 1509 г, сын и наследник короля Англии Генриха 7, второй английский монарх из династии Тюдоров. Генрих VIII больше всего известен Английской Реформацией, что сделало Англию в большинстве своем протестантской нацией; и необычным для христианина числом браков — всего у короля было 6 жён, из которых с двумя он развёлся, а двух казнил по обвинению в измене. По изложенным причинам. находился в жестком конфликте с папой Климентом 7.


15. Екатери́на Араго́нская (16 декабря 1485 — 7 января 1536) — дочь основателей основателя испанского государства Фердинанда Арагонского иИзабеллы Кастильской, первая жена короля Англии Генриха 7 Тюдора, мать королевы Марии 1. После двадцати четырёх лет супружества, из-за отсутствия наследников мужского пола, Генрих настоял на аннулировании брака с Екатериной. Этот шаг стал одной из причин конфликта Генриха с папой римским разрыва с Римско - католической церковью и Реформации в Англии. Папа Климент 7 не позволял Генриху развестись с ней.


16. Симонетта Веспуччи (урожд. Каттанео, 28 января (?) 1453, Портовенере или Генуя — 26 апреля 1476, Флоренция) — возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Считалась первой красавицей флорентийского Ренессанса, за свою красоту получила прозвище Несравненной и Прекрасной Симонетты. Служила моделью картины Боттичелли «Рождение Венеры», и нескольких других его работ; изображена в виде Клеопатры со змеёй на шее на полотне Пьеро ди Козимо и на его же полотне «Смерть Прокриды».Её современник Полициано описывает её как «простую и невинную даму, которая никогда не давала повода к ревности или скандалу», и говорит, что «среди других исключительных даров природы она обладала такой милой и привлекательной манерой общения, что все, кто сводил с ней близкое знакомство, или же те, к кому она проявляла хоть малейшее внимание, чувствовали себя объектом её привязанности. Не было ни единой женщины, завидовавшей ей, и все настолько хвалили её, что это казалось вещью необыкновенной: так много мужчин любили её без возбуждения и ревности, и так много дам восхваляли её без злобы»


17. Сикст IV (в миру Франческо делла Ровере, 21 июля 1414 — 12 августа 1484) — папа римский с 9 августа 1471 по 12 августа 1484. Поддержал заговор против Лоренцо и Джулиано Медичи, в ходе которого погиб Джулиано. Отлучил от церкви Лоренцо и всю Флоренцию. Впоследствии заключил с Лоренцо мир.


18. Джова́нни Пи́ко де́лла Мира́ндола (24 февраля 1463, Мирандола, близ Модены — 17 ноября 1494, около Флоренции) — итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма.
Был членом академии Кареджи, которую патронировал Лоренцо Медичи.
Сторонник идей неоплатонизма.


19. Са́ндро Боттиче́лли (настоящее имя Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи 1 марта 1445 — 17 мая 1510) — великий итальянский живописец, представитель флорентийской школы живописи. Работал при дворе Лоренцо Медичи.

О приведенном портрете: Сандро Боттичелли, деталь картины "Поклонение волхвов" - The Adoration of the Magi
http://commons.wikimedia.org/wiki/F ile:Sandro_Botticelli_Adoration_of_the_M agi_2.jpg


20. Микела́нджело Буонарро́ти , Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (6 марта 1475 — 18 февраля 1564) — великий итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса. Работал при дворе Лоренцо Медичи.


21. Джиро́ламо Савонаро́ла (21 сентября 1452, Феррара — 23 мая 1498, Флоренция) — итальянский доминиканский священник, бывший монах, диктатор Флоренции с 1494 по 1498.
Чувствуя приближение смерти, Лоренцо Медичи пригласил к себе знаменитого проповедника, бывшего тогда настоятелем доминиканского монастыря Св. Марка во Флоренции. Биографы Лоренцо говорят, что он исповедовался у Савонаролы, и что выслушав его, последний произнес речь, в которой убеждал его возвратить флорентийцам свободу и отдать законным владельцам всё несправедливо приобретенное имущество; Лоренцо с досадой отвернулся, и Савонарола ушёл, не дав умирающему отпущения грехов
.


22. Лукреция Донати , в замужестве Ардингелли (1447—1501) — возлюбленная (как предполагается, платоническая) флорентийского правителя Лоренцо Великолепного, вдохновительница его стихов первого периода творчества.Лукреция Донати являлась той дамой, которую по правилам куртуазной любви Лоренцо Медичи воспевал в своих стихах под именем «Дианы». Он превозносил её как светлую звез-ду, как блестящее солнце, как богиню, явившую земле небес-ное совершенство.
Он выбрал её своей музой в 1465 году, когда ей было 18, а ему 16 лет, и она только что вышла замуж за Никколо Ардингелли, с которым была обручена два года. (Сам Лоренцо не мог на ней жениться, поскольку существовали договоренности о его династическом браке со знатной римлянкой).
«Об этой поэтической связи было объявлено во всеуслышание: на большом турнире 1469 года имя Лукреции красовалось рядом с Клариче Орсини, будущей же-ной Лоренцо. Та, впрочем, не держала обиды: в 1471 году она согласилась быть крестной матерью новорожденного Пьетро Ардингелли, сына Лукреции и Никколо. А Никколо не возражал, чтобы его супруга была царицей флорентий-ских праздников»


23. Лукреция Мария Ромола Медичи (4 августа 1470, Флоренция — 15 ноября 1553, там же) — дочь Лоренцо Великолепного и бабушка по материнской линии Козимо I Медичи, первого великого герцога Тосканского и Папы Льва XI.


24. Пье́ро II ди Лоре́нцо де Ме́дичи , прозванный Пьеро Глупый (или Невезучий) (15 февраля 1472, Флоренция — 28 декабря 1503, Флоренция) — старший сын Лоренцо Великолепного, фактический правитель Флоренции с 1492 года до его изгнания из республики в 1494 году.


25. Лев X (в миру — Джованни Медичи,11 декабря 1475, Флоренция, Флорентийская республика — 1 декабря 1521, Рим) — папа римский с 11 марта 1513 года по 1 декабря 1521 года.Последний папа, не имевший священного сана на момент избрания.
Был вторым сыном Лоренцо Великолепного.

О приведенном портрете: Raffael, масло по дереву 154 × 119 см.


26. Джулиано ди Лоренцо де Медичи , герцог де Немур (12 марта 1479, Флоренция — 17 марта 1516, Флоренция) — капитан-генерал Флорентийской республики из рода Медичи, третий сын Лоренцо Великолепного и Клариче Орсини, младший брат Пьеро Глупого и папы Льва X. Законных наследников не оставил.


27. Кардинал Иппо́лито Ме́дичи (1511—1535) — единственный и внебрачный сын герцога Немурского Джулиано Медичи, внук Лоренцо Великолепного.
Отец внебрачного сына Асдрубале Медичи (ум.1565), мальтийского рыцаря, имя матери которого неизвестно (согласно легенде, ею была Джулия Гонзага).
Флорентийский историк Сципион Аммирато сообщает, что он жил в великолепном дворце на Кампо Марцио, где он держал блестящий двор, насчитывавший три сотни представителей различных национальностей. У него была коллекция зверей и редких птиц, которых прежде никогда не видели в Италии. В их числе был ручной лев, подареный ему Франциском I. Сансовино сообщает, что «благодаря роскоши своей жизни он заслужил славное имя по всей Италии». Он основал клуб для изучения Витрувия, который собирался дважды в неделю в Риме.


28. Джу́лия Гонза́га Колонна , графиня Фонди и герцогиня Траетто (1513, Гадзуоло — 16 апреля 1566, Неаполь) — итальянская аристократка периода Возрождения, патронесса художников, поэтов и венецианских издателей, хозяйка салонов в Фонди и Неаполе, глава влиятельного кружка, желавшего реформировать католическую церковь, предполагаемая еретичка. ЕЕ поклонником и, возможно, возлюбленным, был Ипполито Медичи.


29. Туллия д’Арагона (ок. 1510, Рим-1556, Рим) — знаменитая потомственная итальянская куртизанка XVI века, прославившаяся также как писатель и философ. Личность отца девочки неизвестна, сама Джулия утверждала, что им был кардинал Луиджи д’Арагона, архиепископ Палермо, в свою очередь, побочный внук короля Фернандо I Неаполитанского. С помощью кардинала Туллия получила образование, которое давалось обычно мальчикам. Способности вундеркинда поражали гостей её матери. Войдя в мир продажной любви в возрасте 18 лет, она стала позиционировать себя как «интеллектуальную куртизанку» и быстро, за 3-4 года оказалась в элите. Кардинал Иппо́лито Ме́дичи был одним из ее поклонников, и покинул ее салон ради Джулии Гонзага.


30. Мария Сальвиати (17 июля 1499, Флоренция — 29 декабря 1543, Вилла ди Кастелло) — аристократка из рода Медичи и рода Сальвиати, мать Козимо I Медичи, великого герцога Тосканского.Она была дочерью Лукреции Медичи 9 внучкой Лоренцо Великолепного) и Якопо Сальвиати.


31. Джованни де Медичи , известный также как Джованни делле Банде Нере, букв. «Джованни с чёрными полосами на гербе», также прозывавшийся «Большой Дьявол» (5 апреля 1498, Форли — 30 ноября 1526, Мантуя) — последний из великих итальянских кондотьеров, отец Козимо I, герцога Тосканского. Его родители - Катерина Сфорца — «Львица Романьи», одна из самых известных женщин итальянского Ренессанса, и её третий мужа Джованни де Медичи Иль Попполано, член младшей ветви рода Медичи.
Джованни был одной из любимых фигур Макиавелли, который считал, что он мог бы объединить Италию. Считается самым способным военачальником Италии XVI века, и иногда называется историками Бонапартом XVI века.С раннего возраста Джованни проявил способности и большой интерес к физической активности, в особенности к военному искусству — верховая езда, фехтование и проч. Свое первое убийство совершил в возрасте 12 лет — в драке между бандами мальчиков, и был дважды изгнан из Флоренции за свое поведение.После смерти матери согласно её завещанию его опекуном стал Якопо Сальвиати, женатый на Лукреции, дочери Лоренцо Великолепного. Якопо продолжал опекать его, пока Джованни не исполнилось 17 лет.в 1516 году Якопо выдал за Джованни свою дочь Марию.


32. Катерина Сфорца (1463 — 10 мая 1509), графиня Форли, внебрачная дочь Галеаццо Мария Сфорца, одна из последних представительниц знаменитой династии. Одна из самых знаменитых женщин итальянского Возрождения, по прозвищу «Львица Романьи».Её отец, герцог Галеаццо Сфорца, был заколот в Миланском соборе; брат, молодой Джан Галеаццо, умер в Павии, замученный безжалостным дядей, известным Людовико Моро. Первый муж Катерины, Джироламо Риарио, погиб во время мятежа у неё на глазах, и бунтовщики выбросили его обнаженное мёртвое тело из окна её замка. Почти такая же судьба постигла Джакомо Фео, второго супруга Катерины, с которым она обвенчалась тайно, ибо он принадлежал к недостаточно знатному роду. Заговорщики зарезали его на глазах у жены, но просчитались, недооценив волю графини.
В ту же ночь, собрав слуг и сторонников, она приказала оцепить квартал, где жили убийцы, и не оставлять в живых ни мужчин, ни женщин, ни детей — никого, кто был связан с виновными узами хотя бы самого дальнего родства. Эту историю приводит Макиавелли. Графиня лично руководила карательной операцией. Не сходя с седла, наблюдала она за точным и доскональным исполнением своего повеления.
Следует заметить, что эта мера оказалась действенной — третий муж Катерины, Джованни де Медичи, умер в 1498 году естественной смертью.


33. Лоренцо II ди Пьеро де Медичи (12 сентября 1492 — 4 мая 1519) — капитан-генерал Флорентийской республики с 1516 года и герцог Урбинский с 1516 года из рода Медичи. Сын Пьеро II Невезучего и Альфонсины Орсини, внук Лоренцо Великолепного, отец Екатерины Медичи. Лоренцо де Медичи был женат на Мадлен де ла Тур, графине Оверньской. Их дочь Екатерина Медичи (будущая королева Франции) родилась за три недели до смерти отца.
Преждевременная смерть герцога Урбинского наступила, вероятно, от сифилиса. Согласно маршалу де Флоранжу, Лоренцо уже ко времени брака был болен и передал эту болезнь Мадлен.
Лоренцо де Медичи покоится в капелле Медичи в грандиозной гробнице, изваянной Микеланджело. Трактат флорентийского писателя Никколо Макиавелли «Государь» (1513) посвящён Лоренцо де Медичи как молодому правителю, который мог бы объединить всю Италию, выслав иностранных оккупантов.


34. Мадлен де ла Тур, графиня Оверньская , (ок. 1500 — 28 апреля 1519) — представительница старшей ветви дворянского дома де ла Тур д’Овернь, дочьЖана IV (V) де ла Тур-д’Овернь (1467 — 28 марта 1501), графа Оверни и Жанны де Бурбон-Вандом (1465—1511).
Выдана замуж за Лоренцо II ди Пьеро де Медичи в замке Амбуаз, 5 мая 1518 года.
Умерла Мадлен, впрочем как и её супруг, Лоренцо Медичи вскоре после рождения дочери, будущей королевы Франции Екатерины Медичи.



35. Никколо́ Макиаве́лли (3 мая 1469, Флоренция — 21 июня 1527, там же) — итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель — занимал во Флоренции пост секретаря второй канцелярии, отвечал за дипломатические связи республики, автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде Государь, опубликованном в 1532 году. Трактат был посвящен Лоренцо II ди Пьеро де Медичи. Хотя взаимоотношения с домом Медичи у Макиавелли были весьма непростыми...


36. Алессандро де Медичи детто Моро (22 июля 1510, Флоренция — 6 января 1537) — герцог флорентийский, первый из старшей линии Медичи, кто правил городом, нося титул «герцог».Считался побочным сыном 17-летнего Лоренцо II Медичи (внука Лоренцо Великолепного). Хотя многие ученые сегодня считают, что на самом деле он был побочным сыном Джулио Медичи (позже — папы Климента VII), племянника Лоренцо Великолепного. Историки предполагают, что он мог родиться от чернокожей женщины, служившей прислугой в доме Медичи, которая упоминается в документах как Симонетта да Коллавекьо, выданная замуж за итальянца. Его прозвище il Moro (Смуглый, Мавр) может быть связано с этим фактом.
Алессандро отличался жестоким и деспотичным нравом, имел склонность к извращениям. Был весьма злопамятным. Был убит.
Алессандро — первый чернокожий глава государства в современной истории Запада.


37. Маргарита Пармская (28 декабря 1522, Ауденарде — 18 января 1586, Ортона) — герцогиня Пармская и штатгальтер Испанских Нидерландов с 1559 по 1567 год, внебрачная дочь Карла V от Иоганны ван дер Гейнст, фламандки по происхождению, которая, будучи горничной Карла Лалена, губернатора Ауденарде, забеременела от императора Карла V в 1521 году во время его шестинедельного пребывания в городе (при осаде Турне). В 1533 году с разрешения отца ей было позволено носить имя Маргариты Австрийской.
В 1527 году в возрасте семи лет она была помолвлена с Алессандро Медичи. 29 февраля 1536 года они поженились, а в 1537 году Алессандро был убит. Детей в этом браке не было.


38. Джо́рджо Ваза́ри (30 июля 1511 года, Ареццо— 27 июня 1574 года, Флоренция) — итальянский живописец, архитектор и писатель. Автор знаменитых Жизнеописаний, основоположник современного искусствознания. Герцог Алессандро Медичи был его покровителем и почитателем.


39. Джулия Медичи (1534, Флоренция — 1558, там же) — дочь флорентийского герцога Алессандро из рода Медичи, в первом замужестве — герцогиня Пополийская.2-ой брак-Бернардетто Медичи.
Она была незаконнорожденной дочерью Алессандро Медичи, герцога Флорентийского и Таддеи Маласпины, маркизы Массанской. Её старшим братом был Джулио Медичи, а сводной сестрой Порция Медичи.Джулия была очень надменна и гордилась своим происхождением от Медичи и Маласпина.Единственный сын от 2-го брака, Алессандро Медичи, стал генералом в папской армии и правителем Борго.


40. Екатерина Медичи или Екатерина Мария Ромола ди Лоренцо де Медичи (13 апреля 1519, Флоренция — 5 января 1589, Блуа) — королева Франции с 1547 по 1559 год; жена Генриха II, короля Франции из династии Валуа. Дочь Лоренцо II ди Пьеро де Медичи и Мадлен де ла Тур, графини Оверньской. Будучи матерью троих сыновей, занимавших французский престол в течение её жизни, она имела большое влияние на политическую жизнь Франции. Некоторое время управляла страной в качестве регента.Екатерину вырастила её тётя, Кларисса Строцци (Клариче Медичи), вместе со своими детьми, которых Екатерина любила, как родных братьев и сестёр, всю свою жизнь.


41. Клариче Медичи (1493, Флоренция— 1528, там же) — аристократка из рода Медичи тётя Екатерины Медичи, будущей королевы Франции. Дочь Пьетро 2 Невезучего. Супруга Филиппо Строцци.


42. Пьеро Строцци, сеньор д"Эпирне (ок. 1510 — 1558) — флорентийский кондотьер на французской службе. По матери, Клариче Медичи, он приходился двоюродным братом Екатерины Медичи и благодаря родству с королевской фамилией стал маршалом Франции (1552). Он принимал участие практически во всех военных кампаниях, которые вела Франция в 1540-е и 1550-е годы.

На этом месте - произвольно временно прерываю повествование, поскольку утомилась хитросплетениями семейных дел плодовитого рода.) Еще раз напоминаю - это не полная их родословная - а лишь портреты представителей славного рода, людей, в которых текла кровь этого рода, и знаменитостей, с этим родом связанных, найденные на безбрежных просторах Википедии.
Сам род был намного обширнее, даже и на охваченном временном участке. Но... нет портрета в энциклопедии - нет и упоминания в моем посте)

"Однажды я увидела его во сне – неизвестного молодого мужчину с темными волнистыми волосами, одетого в алый бархатный плащ.
Он медленно шел по старой каменистой дороге туда, где в небе гасли последние лучи догорающего солнца.
Как это часто бывает во сне, я откуда-то знала, что там, за горизонтом,незнакомца ждет беда, и мне нужно остановить его, удержать. Я что-то закричала ему вслед, громко и отчаянно. А потом заплакала от безысходности. Мне показалось, что он не слышит меня, уходит все дальше и дальше туда, где прячется смерть.
Солнце полностью погрузилось во тьму, отороченную алой, словно залитой кровью, полосой.
Внезапно незнакомец остановился и обернулся. Лицо его, странно знакомое мне лицо, бледным пятном выделялось на фоне заката. Он улыбнулся и что-то ответил мне, но я не расслышала.
Незнакомец повернулся и продолжил свой путь во тьму.
Сон приходил снова и снова, и потому мне захотелось узнать, кто же этот человек. Но как его найти? Я перелистала десятки альбомов с картинами, перечитала справочники, просмотрела каталоги выставок, но ничего не обнаружила. В конце концов, я решила, что такого человека никогда в реальности не существовало, а странные сны о нем - просто плод моей фантазии.
Я перестала искать незнакомца. И тогда он сам нашел меня.
Однажды, когда я «сидела в интернете», на экране появилась картинка – портрет молодого мужчины в старинной одежде. Сначала я не обратила на него внимания, мало ли какой спам всплывает на экране!
Но это лицо чем-то притягивало меня. Я вгляделась внимательнее и поняла, что это лицо незнакомца из моих снов, того самого молодого мужчины в бархатном плаще, с темными волнистыми волосами.
Я кликнула на картинку и узнала его имя - Джулиано Медичи. Передо мной был знаменитый портрет работы Сандро Боттичелли.
Я принялась жадно читать все, что написано о моем герое, времени и людях, которые его окружали.
Джулиано Медичи жил во Флоренции эпохи Возрождения. Его брат – Лоренцо Медичи Великолепный. Его возлюбленная – Симонетта Веспуччи, знакомая нам по картинам того же Боттичелли – «Весна» и «Рождение Венеры». А еще рядом с ним были Леонардо да Винчи, Америго Веспуччи, Антонио Верроккьо, Доменико Гирландайо, Анджело Полициано, Марсилио Фичино.
Все они жили в прекрасное и жестокое время, которое сегодня мы называем эпохой Возрождения, сражались в кровавых войнах и нежились в роскоши, любили беззаветно и коварно предавали, писали стихи и доносы, отдавали жизни за друзей и безжалостно мстили врагам, строили великолепные соборы и поклонялись древним богам.
Я читала, и мне казалось, что все это я знала раньше. Что я лично знакома с героями, они доверяют мне, посвящают в свои тайны и хотят, чтобы я рассказала о них. Рассказала о том, что прежде было скрыто, а теперь пришло время приподнять завесу тайны.
И однажды я села и написала эту книгу.
Сначала мне было просто интересно погрузиться в атмосферу того времени, ощутить то, что чувствовали мои герои, понять чем и для чего они жили. Но постепенно, по мере погружения в сюжет, я стала понимать, для чего и для кого пишу. Было столько невероятных совпадений, столько раз я придумывала что-то, а потом находила подтверждения тому, что так и было на самом деле, столько раз я задавала вопросы и тут же получала ответы. Словно кто-то держал меня за руку и вел сквозь толщу лет туда, в средневековую Флоренцию, чтобы я увидела все своими глазами и что-то поняла.
Постепенно я стала понимать, что пишу книгу не для моих героев, а для себя, что это нужно не братьям Медичи, не Сандро Боттичелли, а мне, только мне.
И вот теперь, после того, как я написала книгу, после того, как разгадала тайну портрета Джулиано Медичи, этот портрет привезли на выставку в Пушкинский музей.
Сейчас я иду на встречу с Джулиано. И очень волнуюсь, потому что чувствую, что случится что-то необычное. Я знаю, что он проделал долгий путь из Бергамо в Москву через всю Европу, через десятки городов и музеев, проведя в дороге несколько лет, ради встречи со мной, и теперь ждет меня в холодном и равнодушном музейном зале среди мертвых статуй и картин. Живой среди мертвых.
Я иду, Джулиано, я уже иду к тебе!"

Она распечатала только что написанный текст и вложила лист в книгу, словно обернута в картину Беноццо Гоццоли «Шествие волхвов», с надписью – «Рисую Бога золотым».
Потом положила книгу в маленькую алую сумочку на тонкой цепочке, и, уже выходя из дома, бросила взгляд на свое отражение в зеркале.
Белый плащ, накинутый на алое платье из плотного шелка, алые туфли с золотистой пряжкой на высоком толстом каблуке, алая помада на бледном лице, темные волосы, собранные в пучок – она сегодня нравилась себе.
Выйдя на улицу, она с наслаждением вдохнула пьянящий аромат сирени, которой были полны парки и сады, и направилась к метро.
Солнце уже садилось, теплый вечер постепенно заполнял улицы города, превращая все вокруг в нечто загадочное и таинственное.
Она шла и вспоминала некоторые эпизоды своей жизни, связанные с написанием книги.
Вспомнила, как поехала во Флоренцию, чтобы понять этот город и ощутить его очарование. Рано утром она вошла в главный собор города лилий - Санта Мария дель Фьоре. Народу было немного, нашествие туристов ожидалось часа через два.
Под круглым куполом Брунеллески, перед распятием, стояла большая корзина, наполненная белыми лилиями. Она увидела корзину и вдруг осознала, что ноги привели ее сюда 26 апреля, в день убийства Джулиано Медичи, которое произошло здесь, в этом соборе, более пятисот лет назад.
Она произнесла шепотом: "Значит, здесь тебя убили, Джулиано? И неожиданно почувствовала легкое дуновение и услышала, как кто-то тихо произнес: "Она вспомнила о Медичи! Она вспомнила о Медичи!" Оглянулась, но никого не было рядом. Она почувствовала, как слабеют ноги, поняла, что теряет сознание и, собрав последние силы, добралась до мраморной колонны, находящейся в нескольких шагах. Прижалась щекой к холодному камню, и это привело ее в чувство. Потом она вышла из собора, не оглядываясь, и долгое время сидела за чашкой кофе в уличном кафе, пытаясь взять себя в руки.
Она вспомнила, как долго не могла описать первую встречу Джулиано Медичи и Симонетты Веспуччи, не могла представить, где и как они встретились. Было бы логично представить, что это произошло на каком-нибудь балу во дворце Медичи, но эта сцена как-то не писалась, не хотела превращаться в реальность.
Однажды друзья пригласили ее на концерт Вивальди в католическом соборе, что на Большой Грузинской. И когда зазвучал Concerto Grosso, она явственно увидела, как навстречу ей летит всадник, прекрасный, словно греческий бог. Она стоит и ждет его, и ощущает биение своего сердца и невероятную радость, и понимает, что это – судьба. Слышны звуки охотничьих рожков и лай собак, она видит, как испуганный олень стремительно пересекает поляну и скрывается в лесу. Значит, встреча Джулиано и Симонетты произошла в лесу, во время охоты! Так она и написала в своей книге.
А через некоторое время нашла и прочла "Стансы на турнир Джулиано Медичи". Автор - Анджело Полициано – поэт и близкий друг братьев Медичи - в этом произведении описал первую встречу влюбленных – на охоте в лесу!
Она вспомнила, как совершенно случайно придумала имя одному из своих персонажей – лекарю и отравителя – Парре. Просто придумала, и все. А потом в одной из бесчисленных книг, посвященных магам Средневековья, которые она изучала, обнаружила, что маг с таким именем действительно жил в Италии в это время.
И еще множество совпадений и угадываний того, что она знать не могла, но оказалось, что знала. Их было так много, что она даже перестала этому удивляться.
И вот теперь, после того, как она написала свою книгу, портрет Джулиано Медичи привезли в Пушкинский музей. Вернее, она думала, что Джулиано появился для того, чтобы поставить точку в этой истории, поблагодарить ее и попрощаться навсегда. Увы, это значит, что она подошла к концу своего пути. Ее путешествие завершается. Выставка закончится, и все войдет в прежнее русло. Но как она сможет жить прежней серой жизнью, без открытий, озарений, угадываний? Без счастья и восторга, которые она испытала, взяв в руки в первый раз свою книгу?
Она вспомнила, как помчалась в редакцию поздно вечером, после работы, узнав, что книги, наконец, привезли из типографии, Это было настоящее волшебство – из ничего, из мыслей, стихов, фантазий, догадок и фактов возникло НЕЧТО - великолепное, романтичное и печальное.
Она взяла книгу в руки и прижала к себе. Это был ее роман, ее ребенок – прекрасный и беззащитный в своей невинности и чистоте.
Ребенок, которого она создала, которого она растила, холила и нежила долгое время. Ребенок, который выходил в свет, такой безжалостный и жестокий. И она не могла его защитить.
Она сидела в вагоне метро и листала книгу, и перечитывала ее, и … плакала.
Она плакала, радуясь, что получился столь прекрасный роман, такой, как она хотела, - искренний и красивый.
Она плакала, печалясь, что закончились дни, когда она писала его, используя каждую свободную минутку, и придумывала, и искала исторические справки, и подбирала стихи и картины. Когда она жила внутри этого романа. Когда разгадывала тайну портрета Джулиано и свою тайну.
И вот теперь портрет Джулиано Медичи здесь, в Пушкинском музее.
Она вошла в музей и купила билет на выставку шедевров итальянской живописи из Бергамо.
В зале народу уже было немного, но она все равно не сразу подошла к Джулиано, а присела на свободную скамейку, листая книгу в ожидании, когда от портрета отойдет группа поклонников таланта Боттичелли во главе с опытным экскурсоводом - сухой седовласой дамой.
Она рассказывала о том, что до сих пор этот портрет хранит свою тайну. Джулиано нарисован с закрытыми глазами на фоне распахнутой двери. Обычно, в эпоху Возрождения, подобным образом изображали уже умерших людей. Но картина написана в 1476-77 годах, когда Джулиано был жив. В углу изображен одинокий голубь, сидящий на сухой ветке. Согласно существовавшей в те времена легенде, голубь, потерявший свою подругу, остается одиноким навсегда и садится только на сухие ветви деревьев. Возможно, портрет был заказан самим Джулиано в память о его возлюбленной, Симонетте Веспуччи, умершей в 1476 году. В память Прекрасной дамы, Несравненной, как ее называли во Флоренции. Но как же Несравненная сможет оценить вечную любовь Джулиано, его скорбь, его верность? Возможно, этот портрет – послание в будущее, надежда на то, что где-то и когда-то Симонетта увидит этот необычный портрет и вспомнит о своем возлюбленном!
Джулиано заказал этот необычный портрет, а потом его убили. В главном соборе Флоренции, во время праздничной пасхальной мессы 26 апреля 1478 года. Как Цезаря - двадцатью одним ударом. Он не ожидал нападения, а потому не защищался. Джулиано упал после первого удара в грудь, и в него, уже мертвого, убийцы воткнули ножи еще двадцать раз для верности. Так погиб Принц Юности.
Наконец, группа перешла к следующей картине, негромко обсуждая рассказанное экскурсоводом.
Она почувствовала устремленный на нее взгляд и, оторвавшись от книги, повернула голову направо, туда, где находился портрет Джулиано.
Глаза на портрете были открыты. Джулиано улыбался хорошо знакомой ей улыбкой. Она оставила книгу на скамеечке и побежала к портрету, вернее полетела к нему, как тогда, в лесу. Она взяла руки Джулиано в свои и… оказалась внутри картины. Дверь была распахнута настежь, открывая взору зеленые просторы Тосканы и ослепительное небо. Они переступили порог и шагнули на древнюю землю, согретую весенним солнцем. Голубь, поднявшись с засохшей ветки, полетел вслед за ними и через мгновение растворился в синеве. Симонетта скинула свои нарядные туфли на высоком каблуке и засмеялась, коснувшись мягкой травы. Взявшись за руки, они направились к зеленым холмам, за которыми их ждала прекрасная Флоренция.
Еще несколько шагов и перед ними откроется столь памятный и чарующий Город Лилии, с его мощёными узкими улицами и каменными домами, роскошным куполом собора посреди главной площади, медленной зеленой рекой в ожерелье мостов, сверкающей под лучами весеннего солнца. Еще несколько шагов…
Дверь на картине закрылась, словно занавес в театре по окончании спектакля, и теперь ничего не было на старом холсте, кроме этой закрытой двери.
На скамейке в зале музея осталась лежать книга, раскрытая на странице с изображением фрагмента картины Сандро Боттичелли "Весна".
Юная девушка, уставшая от бесконечного разглядывания шедевров, присела на минуту, чтобы немного передохнуть, и обратила внимание на книгу.
Страничка неожиданно перевернулась, словно для того, чтобы заинтересовать ее. Девушка взяла книгу в руки и прочитала стихи, набранные курсивом

В каком лесу взошли гвоздики эти,
Что так великолепны и свежи
В руках моей прекрасной госпожи?
Откуда аромат такой в букете?
Каких они ветров лучистых дети?
Какой росой вспоил ты их, скажи,
О небосвод, не ведающий лжи,
Каким дождем, прозрачнейшим на свете?
Нет, не Природа выбрала в саду
Цветы, нежней которых не найду,
А милая рука, что сердце злое
Смирила добротою неземной.
Гвоздики, позабудьте же былое
И благодарны будьте ей одной!

Лоренцо Медичи.

Она улыбнулась и положила книгу в свою сумочку.




Top