Чьи картины в третьяковской галерее. Государственная Третьяковская галерея The State Tretyakov Gallery

Бесценное сокровище русской культуры, хранилище самых дорогих русскому сердцу картин, Третьяковская галерея – светлая радость России.

История «Третьяковки»

Наверное, даже весьма далёкий от искусства человек почувствует щемящую грусть при виде «Алёнушки» Виктора Васнецова или тихое умиротворение от картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». В этом, наверное, и есть основное предназначение этого музея – не только тщательно собрать и бережно хранить золотой фонд живописи Руси, но и выступать в качестве объединяющего звена для, к сожалению, в большой степени разобщённого в наши дни народа. Культура скрепляет и даёт уверенность в том, что и дальше будет существовать нечто, характеризуемое сердцевиной, стержнем Руси.

Как известно, галерея была основана в 1850 годы человеком, в честь которого она впоследствии и была названа - Павлом Третьяковым. Будучи высокообразованным и дальновидным меценатом, Павел Михайлович умел находить жемчужины среди работ тогда ещё неизвестных художников. Именно его стараниями получили признание многие гении того времени. Скупая понравившиеся ему картины, некоторых мастеров он даже спасал от бедности, как, например, Саврасова. Год за годом Павел Михайлович отбирал по крупицам самые лучшие, самые важные картины, заранее решив для себя, что в будущем передаст всё накопленное Москве.

Старания Третьякова не прошли даром: в наши дни Третьяковская галерея, наряду с Московским Кремлём, двуглавым орлом и Медным всадником стала символом России, памятником неиссякаемого дара русского человека видеть и переносить на холст красивое.

В стенах Третьяковской галереи можно почувствовать дух старого времени, силу и мощь русского духа и мысли. Счастье переполняет от созерцания той скромной красоты нашей Родины, что вместили в себя великие полотна. Сколь умело и с любовью передал Исаак Левитан настроение родной природы, её неяркие краски и задумчивость. Какие золотые нивы и лазурное небо на картинах Мясоедова. Насколько точны и исполнены жизненности работы Шишкина.

Неотрывно связана русская живопись и с другими видами искусства, «Демон сидящий» Врубеля, например, вызывает в памяти произведения Михаила Лермонтова, а «Богатыри» Виктора Васнецова - русские былины, эпос, в котором отражена рать и доблесть Древней Руси.

Всё, что можно увидеть в Третьяковской галерее - это отражение целых веков, навсегда вписанное кистью и красками в причудливое переплетение истории. Быт крестьян и пейзажи, изображения святых и портреты великих дворян и знаменитых людей, военные панорамы и футуристические натюрморты начала XX века - всё это летопись народа русского. Нельзя не упомянуть и то, что помимо живописи, в фонде галереи также хранятся и скульптуры, графика и иконы древнерусских мастеров. Наверняка каждый русский человек помнит хотя бы из уроков истории в школе известнейшую икону Андрея Рублёва «Троица», а ведь это ещё один из столпов русской культуры - православное христианство, святая вера народа, живое и трепетное чувство.

Нет ничего прекраснее, чем осознавать, что Третьяковская галерея - одна из самых известных в мире, что она привлекает множество путешественников со всего земного шара, желающих не просто посетить музей по программе, но прикоснуться к таинственной русской душе. У Парижа есть Лувр, у Нью-Йорка - Музей Метрополитен, у России – Третьяковка, как принято её немного фамильярно называть: это наша общая гордость, отличительный знак, культура, воплощённая в собрании предметов искусства.

Вячеслав Подгорный

Третьяковская галерея

Посещение Москвы туристами и «командировочными», как принято говорить, не обходится без знакомства с Третьяковкой. Она является лицом столичного мира искусств и лакмусовой бумажкой культурного развития россиян.

Биография Третьяковки началась с 1856 года. К тому моменту музей нельзя было назвать музеем в полном смысле. Третьяков Павел Михайлович представил на своей первой экспозиции судное собрание экспонатов – это «Стычка с финляндскими контрабандистами» работы Шинлера, «Искушение» Василия Григорьевича Худякова и несколько полотен голландских мастеров и литографий, приобретенных им собственноручно. Спустя какое – то время коллекцию пополнили полотна русского живописца Якоби Валерия Ивановича, Клодта старшего и русского пейзажиста Алексея Саврасова.

Свою экспозицию Павел Михайлович планировал расширять и дальше, для чего мечтал приобрести дорогостоящее собрание полотен Прянишникова Федора Ивановича, – общественного деятеля и библиофила. Цена была непомерной, поэтому Румянцевская галерея с удовольствием приобрела работы Прянишникова, но впоследствии они все же вошли в коллекцию Третьяковки.

Все последующее время Третьяков пополнял выставочные экземпляры, полагаясь на собственный интерес и вкус. Художникам-передвижникам Павел Михайлович уделял особо много внимания. Скупал их работы, разбавив уже существующее собрание жанровых и исторических работ пейзажами Шишкина, Саврасова и Крамского. Причем, последний написал портрет Третьякова.

Кроме приобретения бесценных полотен меценат Третьяков занимался благотворительностью, помогая все тем же передвижникам. Иные нашли даже кров в стенах дома Третьяковых, например Иван Крамской, ставший впоследствии лучшим другом Павла.

С трепетом относился основатель музея к работам Владимира Перова. Он покупал готовые полотна художника («Сельский крестный ход на Пасхе», «Дилетант» и «Тройка»), а после смерти Владимира Васильевича устраивал выставки в память о творчестве великого мастера. Примерно в 1964 году Третьяковскую коллекцию разбавила «Княжна Тараканова» Флавицкого, а спустя несколько лет Бронников написал одно из любимейших произведений Веры Николаевны Третьяковой, – супруги Павла Михайловича, – «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу».

И так, пейзаж. Ему Третьяков посвятил много времени, внезапно полюбив именно этот жанр в период шестидесятых голов позапрошлого столетия. Однако портреты снискали к себе достойное внимание, и, как свидетельствует современное собрание работ, изображения именитых людей населили экспозицию Третьяковки. Так, неимоверными усилиями Павел Михайлович уговорил позировать Льва Толстого для написания его же портрета. Это был 1783 год.

Спустя год Павел Михайлович приобрёл коллекцию Верещагина за девяносто две тысячи рублей. Художник только что вернулся из Туркестана, представив зрителю необычные образцы работ с восточным колоритом. Новое приобретение Третьяков планировал отдать в дар Московскому училищу живописи. Однако училище дар не приняло, по причине отсутствия свободной площади. Следующим на очереди в одариваемых было общество любителей художеств в Москве, откуда спустя три года, собрание вернулось к Павлу Михайловичу.

Случилась так, что к 1872 году экспозиция картин с тала объёмной и не умещалась боле в доме на Лаврушинском переулке. Было принято решение о строительстве другого здания, которое вмещало бы выставочные залы. Возведение нового корпуса завершилось к 1874 году. Но судьба музея на этом не закончилась и девяностых годах позапрошлого столетия Галерея расширилась за счет новых шести залов.

В 1892 году Павел Третьяков передал своё детище в дар столице. Предвидя трудности с содержанием здания и пополнением собрания, Третьяков составил завещание о передаче после своей смерти 150 тысяч рублей в Галерею для её ремонта и содержания и 125 тысяч – для приобретения новых шедевров и предметов искусства. К завещанию прилагались древние иконы – бесценное древнерусское собрание, в том числе часть недвижимого имущества Павла Михайловича. Вплоть до 1898 года, вплоть до своей смерти.

Завещание вступило в законную силу в 1899 году, тогда же Галерея попала под покровительство самого императора Николая II и, созданного по решению Московской Думы, Совета, которому надлежало управлять теперь уже Городской художественной галереей братьев Третьяковых. Александра Боткина, живописцы Остроухов и Серов, коллекционер Иван цветков и главный хранитель музея, – Хруслов Е. М. – вошли в состав Совета. А последний настолько был предан коллекции Третьяковской Галереи, что покончил жизнь самоубийством после вандализма свершенного над полотном «Иван Грозный убивает своего сына». За время своего руководства Хруслов внес новаторское предложение о систематизации собрания братьев Третьяковых в хронологическом порядке. Теперь коллекция имела четкую градацию по эпохам, начиная с древнерусской иконописи вплоть до современного искусства. При этом было создано подробное научное описание каждого экспоната.

В период советского времени Третьяковская галерея стала называться Музеем имени Третьяковых. Теперь её хранителем стал Грабарь Игорь Эммануилович. В его бытность коллекция Галереи пополнилась полотнами и экспонатами, конфискованными из частных собраний знати и переданными другими музеями. Авангардные работы Татлина, и Казимира Малевича вдохнули новую жизнь в классическое собрание музея. А расширение Галереи за счет дому в Малом Толмачевском переулке позволило расположить в нём третьяковскую библиотеку, фонды графики, сокровищницу, научные и архивные отделы.

В период Второй Мировой войны галерея спасала экспонаты, извлекая из рам, запаивая в металлических тубусах холсты. Коллекцию вывозили частями в Новосибирск, начиная с лета 2014 года. Всего было 4 этапа эвакуации, а к 1942 году, когда немецкие войска были откинуты далеко от Москвы, экспозиция вернулась из Новосибирска в родные стены. Часть зданий музея была разрушена, но это не помешало проведению юбилейной выставки.

Послевоенная жизнь Третьяковки был плодотворной на приобретение новых экспонатов. Галерее были подарены произведения Бенуа, Рериха, Петрова – Водкина, Саврасова, Врубеля и других живописцев. В 1956 году, когда собрание работ уже не вмещалось на площади музея, было принято решение о расширении Галереи за счет строительства нового здания на берегу Москвы-реки.

В новое здание планировалось перевезти большую часть коллекции, однако в 1959 году новенькую постройку подарили Картинной галерее СССР, недавно созданной. Зато в середине восьмидесятых прошлого столетия коллекция этой самой Галереи СССР слилась с третьяковским собранием. В тот период объединенные музеи стали именовать иначе – Государственная Третьяковская галерея, а корпус в Лаврушинском переулке закрыли на реконструкцию.

В начале восьмидесятых, когда Королев Юрий Константинович, – советский живописец, – возглавил Третьяковскую галерею, началось её грандиозное переустройство. В планы Королева входило создание огромного музейного комплекса с хранилищами, конференц-залами в тандеме с историческим обликом, который нужно было сохранить и продолжить. Появились реставрационные мастерские и хранилища образцов искусства – депозитарии.

Первых посетителей после реконструкции дом в Лаврушинском переулке встретил в 1986 году. Тогда же Третьяковская галерея объединилась с квартирой – музеем Васнецова А. М., домами – музеями В. М. Васнецова и Корина П. Д., мастерской – музеем Голубкиной А. С. Теперь этот союз носит название Всероссийского Музейного Объединения «Государственная Третьяковская галерея».

В середине девяностых (1995 год) перестройка завершилась появлением десяти новых залов. Площадь позволила расширить собрание древнерусской экспозиции, открыть выставки скульптурных произведений XVIII – XX веков, разместить панно Врубеля «Принцесса Греза» в отдельном помещении. Основным зданием стало считаться то, что находится на Крымском валу.

Ирина Никонова

Шедевры «Третьяковки»

Более ста лет Третьяковская галерея является одной из обязательных для посещения туристов достопримечательностью российской столицы, входящей в культурную программу. Но прежде, чем отправиться в этот храм искусства, следует хотя бы бегло ознакомиться с экспозицией художественного музея. Можно приобрести брошюру или «покопаться» в интернете.

Немного об истории музея

Российский меценат Павел Третьяков уже несколько лет собирал коллекцию живописи. В 1856 году в своём доме он открыл галерею, а в 1892 году передал её государству. Она насчитывала уже более 1000 картин в живописи и графике, а также нескольких скульптур. С того времени галерея развивалась уже как государственная галерея. Она неоднократно расширялась, появлялись новые корпуса, но оставалась на прежнем месте. В честь 100-летнего юбилея, в 1956 году, у здания установили памятник П. Третьякову.

Семь известных с детства картин, находящихся в экспозиции Государственной Третьяковской галереи

«Богатыри»

Полотно В. М. Васнецова «Богатыри» - настоящий шедевр и символ русского искусства. Картина была создана во II пол. XIX столетия. Именно в то время русские живописцы создавали много картин на тему русских сказок и былин. Многие из них написали всего по одной картине, но у Васнецова эта тема стала основой его творчества. Это произведение он писал около 30 лет. Картина символизируют силу русского народа. Размер полотна – 295 х 446 см.

«Иван Грозный убивает сына»

Известный всем эпизод российской истории, однако окутанный тайнами и загадками, изображён на трагическом полотне Ильи Репина. Ужас на лице царя и умирающий на его руках сын. Впечатление, от этой картины ошеломляющее. Ведь царь убивает сына Ивана, прерывая династию Рюриковичей, которая правила Русью с IX столетия. Это момент прозрения и царь изображен обезумевшим от содеянного им, не грозным самодержцем, а испуганным стариком с безумными глазами..

«Утро в сосновом бору»

Этот шедевр И. Шишкина, знаком нам с раннего детства. Нельзя не восхититься природой, которая оживает на ранней заре. Вот и шаловливые медвежата решили устроить качели. Наверное, уже никого не удивить фактом того, что легендарных мишек дорисовал К. Савицкий. Лес, освещённый лучами восходящего солнца, прописан очень детально, а семья медведей добавляет реалистичности этому замечательному произведению.

«Боярыня Морозова»

XVII, церковный раскол. Боярыня Морозова осталась верной старообрядческой вере, даже под угрозой ссылки. Картина условно разделена на две части. С одной стороны стоят старообрядцы, искренне переживающие и сочувствующие, именно им Морозова и показывает характерный жест. С другой стороны – новообрядцы, они злорадно насмехаются над боярыней, создавая яркий эмоциональный контраст.

Раскол... Вот главная идея этого полотна. В. Суриков писал это гениальное произведение более четырёх лет. И оно принесло ему не только славу, но и бессмертие.

«Тройка»

Одна из самых эмоциональных картин Перова, передающая всю тяжесть судьбы сирот того времени. Холодная зима, ветер, и трое маленьких детей, вынужденные тащить тяжёлый груз. Какой-то мужчина решил им помочь, по его усилиям можно судить о весе бочки. Измученные глаза детей невольно вызывают грусть или даже слёзы на лице.

«Неизвестная»

На небольшом полотне Крамского изображена незнакомка – это дворянка, разъезжающая в экипаже по Петербургу. Обратите внимание на её богатый костюм, состоящий из европейских элементов одежды и аксессуаров. Личность девушки и по сей день остаётся загадкой для искусствоведов.

«Явление Христа народу»

Грандиозное полотно на основе сюжета из Евангелия, над которым Иванов работал 20 лет. Здесь и апостолы, и старцы, и раб, и странник, и ещё много других людей, разных по своему социальному положению. Мастерски выполненная работа несёт большую эмоциональную нагрузку.

Кроме вышеперечисленных картин есть ещё много картин, которые по праву вошли в золотую летопись российского искусства. Это произведения: Грабаря, Крамского, Иванова, Репина, Врубеля, Айвазовского, Перова... Проведенный день в Третьяковской галерее подарит вам массу впечатлений и эмоций. Надолго запомнится день, когда вы прикоснулись не только к настоящему искусству, но и к русской истории.

Наталья Абдуллаева

Государственная Третьяковская галерея появилась на карте Москвы во второй половине 19 столетия. Ее основатель купец Павел Третьяков долгие годы посвятил коллекционированию разнообразных предметов искусства, скопил отличную коллекцию и в 1892 году передал ее во владение города. С тех пор запасники музея значительно обогатились, а коллекция многократно выросла. Сегодня трудно сказать, сколько всего картин в Третьяковской галерее в . Но их общее количество в экспозиции превышает цифру в 7 тысяч.

Первые картины Третьяковской галереи

Начало коллекции русской живописи Павла Третьякова было положено в 1856 году, когда ее основатель приобрел две первые картины: «Стычка с финляндскими контрабандистами» кисти В.Худякова и «Искушение» работы Н.Шильдера. Немногим позднее к двум первым прибавилось еще 4 картины российских художников. Ими стали «Разносчик» В.Якоби, «Больной музыкант» М.Клодта, «Сбор вишен» И.Соколова и «Вид в окрестностях Ораниенбаума» А.Саврасова.

Самые известные картины Третьяковской галереи

Коллекция картин Третьяковской галереи содержит множество шедевров всемирной живописи, но большая ее часть все же посвящена русскому искусству.

Картина Ивана Крамского «Русалки» стала первой сказочной картиной не только в Третьяковской галерее, но и в истории всей русской живописи. Обычный ночной пейзаж стал по-настоящему волшебным после того, как автор поселил на холсте .

Еще одна картина сказочной тематики принадлежит кисти Виктора Васнецова и называется «Богатыри» .

Картина Михаила Врубеля «Демон сидящий» создана в сложной объемной технике рисования мастихином.

Картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» знают в нашей стране и взрослые, и маленькие дети. И это неудивительно, ведь именно она стала визитной карточкой конфет «Мишка косолапый».

Картина Александра Иванова «Явление Христа народу» стала настоящим событием в истории русской живописи. Основанная на библейском сюжете, она поначалу не была принята отечественной публикой, получив высшие похвалы от итальянских критиков.

Полотно Василия Верещагина «Апофеоз войны» поражает не только мастерством автора, но и своим глубинным смыслом. К любому, взглянувшему на эту картину, приходит осознание всего ужаса любой войны, какими бы благими целями она не оправдывалась.

Изучение картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели» давно уже входит в школьную программу.

Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» хотя и не безусловна в отношении исторической достоверности, поражает глубиной человеческих эмоций, на ней изображенных.

Не менее сильное впечатление производит и полотно «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова , посвященная одному из трагических событий в российской истории.

Еще одна картина Василия Сурикова , посвященная истории церковного раскола 17 столетия, называется «Боярыня Морозова» и является одной из основных в богатейшем собрании Третьяковской галереи.

Картина Василия Поленова «Московский дворик» приоткрывает зрителям окно в обычную московскую жизнь конца 19 века. Она написана с такой любовью к сюжету, что хочется возвращаться к ней снова и снова.

Портрет дочери известного мецената Саввы Мамонтова - Верочки - кисти Валентина Серова просто пронизан солнечным светом, и год за годом притягивает к себе тысячи посетителей галереи.

Портрет А.С.Пушкина кисти Ореста Кипренского занимает в Третьяковской галерее особое место.

Картина Карла Брюллова «Всадница» , написанная им в 1832 году, сразу же вызвала бурю восхищенных отзывов.

Государственная Третьяковская галерея - один из красивейших и знаменитых музеев в Москве.

Здесь хранится самая крупная коллекция изобразительного искусства России.

Представляем вашему вниманию десять фактов из истории собрания, которые вы, возможно, знали, но успели забыть.

1. Третьяков начинал с покупки западноевропейской живописи.

Купец и меценат Павел Третьяков на протяжении всей жизни интересовался живописью, но сам картин не писал никогда.

В юности он стал собирать книги с иллюстрациями, гравюры.

Свои первые покупки он делал на Сухаревском рынке, до которого любил совершать воскресные прогулк

В самом начале пути коллекционера Павел Михайлович и не думал, что его собрание будет состоять исключительно из произведений русских живописцев.

Как и все начинающие собиратели, он совершал случайные приобретения.

Так, в 1854-1855 годах Третьяков купил одиннадцать графических листов и девять картин старых голландских мастеров.

Передвижник Илья Остроухов , позже ставший одним из руководителей Третьяковской галереи, после смерти Третьякова вспоминал следующее:

«Первые две-три ошибки в столь трудном деле, как определение подлинности старых картин, навсегда отвернули его от собирательства старых мастеров.

Впоследствии покойный говаривал: “Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена у художника”».

Сегодняшние коллекционеры современного искусства этот здравый довод точно поддержат.

2. Павел Третьяков о планах создании музея русской живописи впервые пишет в завещании.

В двадцать восемь лет Павел Третьяков написал свое первое завещание — он собирался ехать за границу изучать, как устроено льноткацкое дело на фабриках в Западной Европе.

По правилам того времени и по договоренности с партнерами необходимо было составить завещание.

Молодой купец занятно распределяет всё то, что он получит от своего отца и что заработано к двадцати восьми годам уже им самим:

«Капитал в сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи…

Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

3. Датой основания галереи стал день приобретения полотна «Стычка с финляндскими контрабандистами» Худякова.

В этот день Павел Третьяков купил картину Худякова, а художник получил расписку.

Начиная с этого времени Третьяков приобретает десятки работ, не останавливаясь даже перед крупными тратами.

Сам же коллекционер своим первым русским приобретением считал картину «Искушение» живописца-жанриста Шильдера, об этом он пишет в письме к критику Стасову (правда, спустя тридцать лет после первых покупок) в 1893 году после передачи художественной галереи в дар Москве.

Василий Худяков «Стычка с финляндскими контрабандистами» 1853

4. В основе Третьяковской галереи лежат коллекции двух Третьяковых — братьев Павла и Сергея, который собирал западную живопись.

Младший из Третьяковых, Сергей, увлекся коллекционированием намного позже своего брата.

В начале 1870-х он стал постепенно собирать современную западную живопись, прежде всего французскую, которая, кстати, и стоила тогда дороже русской.

Коллекция Сергея была небольшой (включала Добиньи, Коро, Миле) и располагалась в особняке на Пречистенском бульваре.

Хозяин показывал ее только гостям и, что называется, «по рекомендации».

Он покупал живопись для себя и иногда по совету Павла.

Некоторые из его приобретений выставлялись у старшего брата

После внезапной смерти Сергея Третьякова согласно его завещанию коллекция перешла в дар городу (ее стоимость тогда превышала сумму в 500 тыс. рублей).

Воля брата подвигла и Павла передать свой музей вместе с особняком Москве.

Так, в 1892 году появляется соответствующее заявление в Городскую думу.

Полученной коллекции Дума присвоила название «Московская городская галерея имени братьев Павла и Сергея Третьяковых», а живопись из западной коллекции Сергея экспонировалась тут же в Лаврушинском переулке.

Более того, в 1910 году по завещанию коллекционера Михаила Морозова западное искусство в Третьяковке пополнилось работами Ренуара, Писсарро, Мане, Моне и Дега.

Павел и Сергей Третьяковы

5. В коллекционировании русских художников Третьяков соперничал c императором Александром III.

Третьяков в приобретении новых работ проявлял не меньше прыти, чем в коммерческих сделках.

Сохранились воспоминания, согласно которым император Александр III и его брат великий князь Владимир Александрович (он, кстати, был президентом Императорской академии художеств и во многом стал причиной выхода Серова и Поленова из Академии) нередко возмущались на выставках, видя картины, которые уже были отмечены как собственность Третьякова.

Всё потому, что он предпочитал покупать полотна в мастерской непосредственно у художников еще до открытия выставок.

Показательный случай произошел уже после смерти Александра III.

В память о нем его сын Николай II, зная, что отец очень хотел заполучить картину Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», перебил цену и предложил за нее рекордную по тем временам сумму в 40 тыс. рублей, которую Третьяков позволить себе не мог.

6. Эмблемой Третьяковской галереи стал фасад по рисунку Васнецова.

Галерея находилась в доме, купленном Третьяковыми в 1851 году.

Чем больше становилось приобретений, тем просторнее пристраивались новые помещения к жилой части особняка — для хранения и демонстрации произведений искусства.

В 1902-1904 годах, уже после смерти Павла Третьякова, появился знаменитый фасад работы архитектора Башкирова по рисунку Васнецова в русском стиле с «кокошником» и рельефом Георгия Победоносца (покровителя Москвы, который изображен на гербе города).

7. Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» подвергалась нападению вандала.

Шестнадцатого января 1913 года в Третьяковской галерее произошло страшное — неизвестный вандал нанес картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» фатальный удар ножом.

Интересно то, что это полотно в свое время ужасно не понравилось императору Александру III и его окружению.

Своим указом он запретил ее к показу, а сама картина стала таким образом первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской империи.

Позднее запрет был снят.

Однако новая напасть пришла вместе с 29-летним старообрядцем и сыном мебельного магната Абрамом Балашовым.

После нанесенных им порезов Репину пришлось фактически заново восстанавливать лица своих героев.

Тогдашний хранитель Третьяковской галереи Егор Моисеевич Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.

8. Расположение картин по хронологии ввел художник Игорь Грабарь.

В начале 1913 года Московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи, и оставался он на этой должности вплоть до 1925 года.

В соответствии с мировой музейной практикой Грабарь решил переделать экспозицию.

Так, работы одного художника теперь экспонировались в одном зале, а сами залы были подчинены хронологическом принципу.

9. Частью Третьяковской галереи является музей-храм Святителя Николая в Толмачах.

В связи с усилением антирелигиозных настроений в 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах.

Спустя несколько лет ее здание передали Третьяковской галерее под запасники.

Позже оно было соединено с экспозиционными залами двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины Иванова «Явление Христа народу».

Сегодня храм обладает статусом домовой церкви при галерее.

Здесь хранятся уникальные святыни, в том числе Владимирская икона Божьей Матери , а раз в год на праздник Святой Троицы из залов Третьяковской галереи в храм приносится икона Андрея Рублева «Троица».


10. Третьяковская галерея закрывалась в общей сложности на шестнадцать лет (на два года при Третьякове, четыре во время ВОВ и десять на реконструкцию).

Впервые галерея закрылась на два года из-за кражи.

В 1891 году в Лаврушинском переулке выкрали из галереи четыре полотна.

Для Третьякова это происшествие оказалось настоящей трагедией, и он распорядился закрыть галерею на два года. Позднее два полотна нашлись.

В годы Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Новосибирск и вернулась в мае 1945-го.

С 1986 по 1995 год из-за капитальной реконструкции Третьяковка была закрыта для посетителей.

Тогда единственной экспозиционной площадью музея на целое десятилетие стало здание на Крымском Валу.

Оно, кстати, было объединено с Третьяковской галереей как раз накануне ремонта в 1985-м.

За годы существования собрание Третьяковской галереи увеличилось в пятьдесят раз.

1. Третьяков начинал с покупки западноевропейской живописи.

Купец и меценат Павел Третьяков на протяжении всей жизни интересовался живописью, но сам картин не писал никогда. В юности он стал собирать книги с иллюстрациями, гравюры. Свои первые покупки он делал на Сухаревском рынке, до которого любил совершать воскресные прогулки. В самом начале пути коллекционера Павел Михайлович и не думал, что его собрание будет состоять исключительно из произведений русских живописцев. Как и все начинающие собиратели, он совершал случайные приобретения. Так, в 1854–1855 годах Третьяков купил одиннадцать графических листов и девять картин старых голландских мастеров.

Передвижник Илья Остроухов , позже ставший одним из руководителей Третьяковской галереи, после смерти Третьякова вспоминал следующее: «Первые две-три ошибки в столь трудном деле, как определение подлинности старых картин, навсегда отвернули его от собирательства старых мастеров. Впоследствии покойный говаривал: “Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена у художника”». Сегодняшние коллекционеры современного искусства этот здравый довод точно поддержат.

2. Павел Третьяков о планах создании музея русской живописи впервые пишет в завещании.

В двадцать восемь лет Павел Третьяков написал свое первое завещание — он собирался ехать за границу изучать, как устроено льноткацкое дело на фабриках в Западной Европе. По правилам того времени и по договоренности с партнерами необходимо было составить завещание. Молодой купец занятно распределяет всё то, что он получит от своего отца и что заработано к двадцати восьми годам уже им самим: «Капитал в сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи… Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

3. Датой основания галереи стал день приобретения полотна «Стычка с финляндскими контрабандистами» Худякова.

Принято считать, что история Третьяковской галереи началась 22 мая 1856 года (по новому стилю). В этот день Павел Третьяков купил картину Худякова, а художник получил расписку. Начиная с этого времени Третьяков приобретает десятки работ, не останавливаясь даже перед крупными тратами. Сам же коллекционер своим первым русским приобретением считал картину «Искушение» живописца-жанриста Шильдера, об этом он пишет в письме к критику Стасову (правда, спустя тридцать лет после первых покупок) в 1893 году после передачи художественной галереи в дар Москве.

Василий Худяков
«Стычка с финляндскими контрабандистами»
1853

4. В основе Третьяковской галереи лежат коллекции двух Третьяковых — братьев Павла и Сергея, который собирал западную живопись.

Младший из Третьяковых, Сергей, увлекся коллекционированием намного позже своего брата. В начале 1870-х он стал постепенно собирать современную западную живопись, прежде всего французскую, которая, кстати, и стоила тогда дороже русской. Коллекция Сергея была небольшой (включала Добиньи, Коро, Миле) и располагалась в особняке на Пречистенском бульваре. Хозяин показывал ее только гостям и, что называется, «по рекомендации». Он покупал живопись для себя и иногда по совету Павла. Некоторые из его приобретений выставлялись у старшего брата. После внезапной смерти Сергея Третьякова согласно его завещанию коллекция перешла в дар городу (ее стоимость тогда превышала сумму в 500 тыс. рублей). Воля брата подвигла и Павла передать свой музей вместе с особняком Москве. Так, в 1892 году появляется соответствующее заявление в Городскую думу. Полученной коллекции Дума присвоила название «Московская городская галерея имени братьев Павла и Сергея Третьяковых», а живопись из западной коллекции Сергея экспонировалась тут же в Лаврушинском переулке. Более того, в 1910 году по завещанию коллекционера Михаила Морозова западное искусство в Третьяковке пополнилось работами Ренуара, Писсарро, Мане, Моне и Дега.

Павел и Сергей Третьяковы
Фото: пресс-служба Третьяковской галереи

5. В коллекционировании русских художников Третьяков соперничал c императором Александром III.

Третьяков в приобретении новых работ проявлял не меньше прыти, чем в коммерческих сделках. Сохранились воспоминания, согласно которым император Александр III и его брат великий князь Владимир Александрович (он, кстати, был президентом Императорской академии художеств и во многом стал причиной выхода Серова и Поленова из Академии) нередко возмущались на выставках, видя картины, которые уже были отмечены как собственность Третьякова. Всё потому, что он предпочитал покупать полотна в мастерской непосредственно у художников еще до открытия выставок. Показательный случай произошел уже после смерти Александра III. В память о нем его сын Николай II, зная, что отец очень хотел заполучить картину Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», перебил цену и предложил за нее рекордную по тем временам сумму в 40 тыс. рублей, которую Третьяков позволить себе не мог.

6. Эмблемой Третьяковской галереи стал фасад по рисунку Васнецова.

Галерея находилась в доме, купленном Третьяковыми в 1851 году. Чем больше становилось приобретений, тем просторнее пристраивались новые помещения к жилой части особняка — для хранения и демонстрации произведений искусства. В 1902–1904 годах, уже после смерти Павла Третьякова, появился знаменитый фасад работы архитектора Башкирова по рисунку Васнецова в русском стиле с «кокошником» и рельефом Георгия Победоносца (покровителя Москвы, который изображен на гербе города).

Рисунок предоставлен пресс-службой Третьяковской галереи

7. Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» подвергалась нападению вандала.

Шестнадцатого января 1913 года в Третьяковской галерее произошло страшное — неизвестный вандал нанес картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» фатальный удар ножом. Интересно то, что это полотно в свое время ужасно не понравилось императору Александру III и его окружению. Своим указом он запретил ее к показу, а сама картина стала таким образом первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской империи. Позднее запрет был снят. Однако новая напасть пришла вместе с 29-летним старообрядцем и сыном мебельного магната Абрамом Балашовым. После нанесенных им порезов Репину пришлось фактически заново восстанавливать лица своих героев. Тогдашний хранитель Третьяковской галереи Егор Моисеевич Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.

8. Расположение картин по хронологии ввел художник Игорь Грабарь.

В начале 1913 года Московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи, и оставался он на этой должности вплоть до 1925 года. В соответствии с мировой музейной практикой Грабарь решил переделать экспозицию. Так, работы одного художника теперь экспонировались в одном зале, а сами залы были подчинены хронологическом принципу.

9. Частью Третьяковской галереи является музей-храм Святителя Николая в Толмачах.

В связи с усилением антирелигиозных настроений в 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах. Спустя несколько лет ее здание передали Третьяковской галерее под запасники. Позже оно было соединено с экспозиционными залами двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины Иванова «Явление Христа народу». Сегодня храм обладает статусом домовой церкви при галерее. Здесь хранятся уникальные святыни, в том числе Владимирская икона Божьей Матери, а раз в год на праздник Святой Троицы из залов Третьяковской галереи в храм приносится икона Андрея Рублева «Троица».

10. Третьяковская галерея закрывалась в общей сложности на шестнадцать лет (на два года при Третьякове, четыре во время ВОВ и десять на реконструкцию).

Впервые галерея закрылась на два года из-за кражи. В 1891 году в Лаврушинском переулке выкрали из галереи четыре полотна. Для Третьякова это происшествие оказалось настоящей трагедией, и он распорядился закрыть галерею на два года. Позднее два полотна нашлись. В годы Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Новосибирск и вернулась в мае 1945-го. С 1986 по 1995 год из-за капитальной реконструкции Третьяковка была закрыта для посетителей. Тогда единственной экспозиционной площадью музея на целое десятилетие стало здание на Крымском Валу. Оно, кстати, было объединено с Третьяковской галереей как раз накануне ремонта в 1985-м. За годы существования собрание Третьяковской галереи увеличилось в пятьдесят раз.

Нравится

Памятник Третьякову коллекционеру картин.которые он передал городу Москве. Над фасадом здания галереи поработал художник Васнецов.

Один из залов Третьяковской галереи с картиной"Явление Христа народу" художника А.А.Иванова.

Картина "Явление Христа народу" Художник А.А.Иванов после оканчания академии живописи уехал в Италию где на протяжении 20 лет с 1837 года по 1857 работал над этой огромной и ставшей знаменитой картиной.В своей картине автор стремился показать как возвышенное,божественное оказывает влияние на людей.

Художник А.А.Иванов после окончания академии живописи уехал в Италию где на протяжении 20 лет с 1837 года по 1857 работал над этой огромной и ставшей знаменитой картиной.В своей картине автор стремился показать как возвышенное,божественное оказывает влияние на людей.

С разными чувствами смотрят герои картины на Явление Христа. Одни вдохновлены,другие испуганны,радостны.На каждом лице есть что то свое....

"Явление Христа народу." Деталь.

Картина " Апполон,Гиацинт,и Кипарис за пением".
Одна из немногих картин А.А.Иванова (1806-1858) автора " Явление Христа народу". Написана художником 9 1831 - 1834)годах в Италии при приезде на стажировку. Перед написанием автор чтобы развить свой вкус,и благородный стиль рисунка автор списывает группы,головы, драпировки с фресок Рафаэля в Ватикане и творчески использует это в картине. На картине изображен бог искусства Аполлон и двое юношей музицирующие на лужайке с Итальянским пейзажем.

Картина И.И.Шишкина (1832 - 1898) написана автором в 1878 годуи является одним из самых выдающихся произведений. На полотне изображены бескрайние просторы Русского поля с морем поспевающей ржи. Через поле тянется пыльная дорога с редкими уветами. Колосья уже поспели и тяжело колышатся не ветру..Поле в ожидание жнецов. В центре поля гиганские сосны подчеркивают величие пейзажа. Эта картина многим знакома с детства,с неё часто делают копии и репродукции.Картина - олицетворение русской природы и жизни.

"Сельский крестный ход на пасху" Перов В.
Картина русского критического реализма обличающая пороки общества. Написана Василием Перовым(1834 - 1882) в пореформенное время. Наиболее выразительно на картинеизображен пьяный священник и образ молодой крестьянки с иконой..Не трезвыми изображены многие образы на картине. Художник этим заострял внимание общеста над существующими проблемами. Точно на картине показаны психологические типы персонажей и весенняя пробуждающаяся русская природа.Картина вызвала большой скандал при первом показе. Но мнение критики разделилось.Люди увидели в картине болезни Русского общества.Картина заставила многих задуматься.


Орест Кипренский один из известнейших портретистов начала 19 века.Обратиться к нему о написании портрета А.С.Пушкина предложил А.Дельвиг. В изображении Пушкина художник дает романтично обобобщеный образ поэта. Видна глубокая сосредоточенность поэта чуть тронутая оттенком скорби что раскрывает натуру Пушкина. Освещение четко прорабатывает лицо на котором угадывается момент внимания и вдохновения. Поэт выглядит задумчиво,но мысли его тревожны и печальны. Портрет создан в 1828 году и является одним из шедевров галереи.

И.Н.Крамской," Портрет неизвестной".
Этот портрет написан художником Иваном Николаевичем Крамским в 1883году. В день первого представления этой картины в галерее восторженные зрители подняли художника на руки и пронесли по залу..... Портрет стал одним из самых значительных произведений художника.Тайну создания этого портрета художник так и не раскрыл. Многие задавали еиу вопросы ктоже эта незнакомка в коляске с надменным взглядом и смуглой кожей очаровательного лица..Но художник решил что этот портрет останется его тайной

" Танец среди мечей." Семирадский Г.И.
Художник Г И.Семирадский (1843 - 1902) был ярким мастером салонной живописи. Картина " Танец среди мечей" написана в 1881 году и рассказывает о древнем мире,о утраченном людьми " золотом веке". Прекрасная обнаженная женщина на фоне античного пейзажа танцует среди музицирующих гетер..Художнику академисту удалось передать изящную пластику тела и великолепный средиземноморский пейзаж.


В.И.Суриков " Боярыня Морозова".
Картину " Боярыня Морозова" художник Василий Суриков (1848 - 1916) написал в 1887 году по воспоминаниям детства проведенного в Сибири На картине изображена женщина староверка Федосия Морозова высылаемая из своего села за свои религиозные взгляды. Всем своим видом она взывает к богу и людям в борьбе за справедливость и веру. Зима снег,десятки собравшихся людей по разному относящиеся к вере и самой боярыне.... на картине десятки ярко выраженных портретов,хорошо изображенная зимняя северная природа России. За личной трагедией боярыни Морозовой автор показал целое историческое народное движение

В.И.Суриков " Боярыня Морозова". Деталь.

Картина " Боярыня Морозова" Деталь.
Деталь картины В. И. Скрикова " Боярыня морозова." Третьяковская галерея,деталь.Картина приобритена самим Третьяковым.


Один из залов русских икон государственной Третьяковской галереи.


Лики богоматери одни из самых почитаемых икон на Руси. На фото икона Богоматерь Донская кисти Феофана Грека 1390 год.

Избранные Святые: Параскеева,Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий на иконе 15 века из Пскова.

Зал Третьяковской галереи с иконой " Троица" Андрея Рублева.

В специальном шкафу с поддерживаемой температурой и влажностью за толстым специальным стеклом находится русская национальная реликвия икона Андрея Рублева 1420 года " Троица".

Икона из собрания Третьяковки " Царь Царем. 1776 год. ШколаОружейной палаты.

" Охотники на привале" ПероваВ.Г. Картина художника передвижника Вас.Григ.Перова относится к позднему периоду жизни. Сам художник был страстным охотником.На картине изображены три охотника ведущих между собой разговор..Главное психологические портреты персонажей..Молодой охотник доверчиво слушает пожилого охотника,он так поглощен беседой что забывает зажечь папиросу..Средний охотник слушая рассказ только почесывает во лбу не раз уже слушая эти байки.....Картина охотников с элементами натюрморта,пейзажа и бытовой картины очень популярна у зрителей.

Картина написана в 1898 году учеником И.Репина художником И.Э.Браз.по просьбе Третьякова для своей галереи..Написана в Ницце где отдыхал А.П.Чехов..Портрет не понравился Чехову и самому художнику,так как многие не увидели в портрете той жизнерадостности присущей великому писателю Но может быть все более прозаично Чехов уже серьезно болел и не был столь жизнерадостным как ранее.

Васнецов В.М.(1848 - 1926). Подготовительная работа для росписи Владимирского собора в Киеве(1885 - 1896). Еартина масляными красками приобретена для галереи самим Третьяковым. На ней изображено крещение Руси князем Владимиром Святославовичем.На картине а потом и на фреске художник ярко изобразил десятки фигур наделенных индивидуальными чертами в то судьбоносное время.Фреска является одной из главных росписей Киевского кафедрального храма.

Русский художник Виктор Михайлович Васнецов родился в Вятской губерни в 1848 году.Умер в Москве 1926 году.Живописец исторической живописи,архитектор..Заканчивал духовное училище. Поступил в академию художеств в Петербурге,учился у Крамского. Участвовал в выставках художников передвижников. Его брат Апполинарий тоже известный русский художник..В 1898 году стал действ. членом академии живописи..Написаны им десятки работ такие как" Крещение Руси"," Аленушка",Иван царевич на сером волке"и др. Как архитектор построил храм в Абрамцево,собственный дом в Москве, часовню над могилой С.Мамонтова, Проект павильона на выставке в Париже..... В 1893 году получил потомственное дворянство. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

" Иван царевич на сером волке." Васнецов. Картина написана В.Васнецовым в 1889 году в период работы над росписями Киевского собора как бы для отдыха от основной темы. Картина представляет собой как бы иллюстрацию русской сказки" Иван царевич и серый волк". Иван царевич похищает Елену прекрасную и мчится на волке через лес спасаясь от погони..Образ царевны написан с племянницы известного мецената С.И.Мамонтова. С неё же написана знаменитая картина кисти В.А. Серова " Девочка с персиками" которая так же находится в собрании Третьяковской галерее.

Картина Аленушка была написана М.В..Васнецовым в 1881 году.и навеяна лирическим образом русской сказкой " Сестричка Аленушка и братец Иванушка". Не нашедшая своего заблудившегося брата Аленушка печальная села на камень у водоема.Прототипом девушки была реальная героиня из подмосковного села Ахтырка. В картине прекрасно изображена осенняя, не яркая Русская природа. Ни один элемент картины не отвлекает от печального лица девочки. Одиночество,тоска, печаль на её русском лице.

Антокольский М.М..Царь Иван Грозный. Скульптура "Царь Иван Грозный" создана в 1875 году профессором ваяния М.М.Антокольским. Мечущийся в сомнениях грозый царь изображен сидящим на троне задумчивым и яростный одновременно..За эту работу художник получил звание академика..Для Эрмитажа эту скульптуру отлили в бронзе..Скульптор создал еще много ярких и великих образов. Царя Петра великого, Ярослава Мудрого,Мефистофеля.,Ермака и другие.За скульптуру Голова Иоанна Крестителя автор на Парижской выставке был награжден орденом " Почетного легиона". Умер Антокольский в 1902году, в Гамбурге.

Бюст Петра первого исполнен французским мастером Никола Франсуа Жилле долгое время работавший преподавателем профессором скульптуры в Академии художеств. Под его руководством работали знаменитые в последствии русские мастера Шубин,Щедрин, Гордеев и др. Рядом со скульптурой Петра Первого висит портрет сподвижника царя Г.И.Головкина.1720гг. Худ.И.Н.Никитин.

Царь Павел первый (1754 - 1801) изображен в последний год своей короткой жизни. Сын Петра третьего и империатрицы Екатерины второй всего пять лет был Императором. Его реформами была недовольна вся правящая бюрократия.Ими он и был убит 1801 году в Михайловском замке Петербурга..Бюст из усадьбы Надеждино изваял скульптор.Федор Иванович Шубин. На заднем плане портрет крепостной актрисы из Останкино

Серов В.А. был сыном известного русского композитора А.Н.Серова. Поэтому еще с раннего детства приобщился к искусству. Талант и наблюдательность проснулись в нем необычайно рано,поэтому не удивительно что его первым учителем был Илья Репин. В 1880 году он поступил в Академию художеств.где сразу выделился среди талантливых учеников. Ему многое дало поездка во Францию и работа в в усадьбе Саввы Мамонтова "Абрамцево". Именно в Абрамцево он заметил 12 летнюю девушку Веру с которой и была написана. Все помещение комнаты усадьбы залито солнцем.На столе персики лисья клена и блестящий нож.сана знаменитая русская картина. Её он рисовал на протяжении 3х месяцев. На картине изображена молоденькая девочка в розовом одеянии с бантом. Девочка с тонкой улыбкой и уверенностью в себе очень беспокойная,её руки заняты плодом персика а ей самой хочется погулять... Картина художника заслужила восторг у современников и у людей последующих поколений. В подмосковном Музее усадьбе " Абрамцево". копия этой картины.висит в той же комнате где работал художник.

"Девушка освещенная солнцем " одно из самых значительных произведений Валентина Александровича Серова..Которое выделял в числе лучших и сам Серов. Солнечный день,дубовая поляна...На скамье под деревом сидит девушка.Художник мастерски передает массу солнечных бликов и теней на земле,одежде,лице девушки..От её лица с нежным румянцем исходит легкий и тихий свет.Стиль портрета ранний русский импрессионизм.Мастерски передана художником духовность девушки.Свет солнца и её душа как бы сливаются друг с другом..Девушка одухотворяет природу и пейзаж.

Портрет композитора,морского офицера, музыканта, общественного деятеля Николая Андреевича Римского - Корсакова написан в 1898 году,в стиле реализма с элеиентами импрессионизма.На картине живой,порывистый,творчески одержимый человек- философ. Художник пишет его широким мазком как бы фотографически выхватывает момент жизни знаменитого композитора.

Сергей Константинович Зорянко (1818 - 1870) был учеником и последователем знаменитого художника Венецианова..Отличался кропотливой и тщательной отделкой портретов..Портрет Марии Васильевны Воронцовой написан художником в период пика своей популярности.Изображенная княгиня Воронцова урожденная Трубецкая была близка к царствующему двору, ей нужен был парадный портрет..Художник в своей манере тонко и точно выписывает мельчайшие детали платья,прически.Тонко передает лицо и фигуру портретируемой..... Художник С.К.Зорянко исполнил десятки портретов своих современников в том числе портрет художника Венецианова, министра сообщений Мельникова, поэта Лермонтова,музыканта Танеева и других.

Картина " Осада Пскова Стефаном Баторием" написана К.П. Брюлловым в 1839 - 1843 годах. Автор огромного полотна изобразил эпизод Ливонской войны времен Ивана Грозного..Баторий со своим войском пытается овладеть укреплениями русской крепости Псков..Момент был критический уже заняты две башни крепости,...опасались худшего.. Но тут боярин Шуйский и игумен Тихон двинулись на завоевателей крестным ходом,за ними пошли все воины защитники крепости. Поднятое духом войско отобрало у врага оставленные было укрепления и ворвались в город. Баторий с войском бежал. Последущая осада псковичан в крепости не увенчалась у С.Батория успехом и он с остатками своих войск ушел из пределов России. На картине изображен кульминационный момент боя за Псковскую крепость.

Фрагмен картины Осада Пскова Стефаном Баторием..Русские воины отбивают у врага оставленные было башни Псковской крепости.,С оружием и хоругвиями русские пошли на приступ крепости.

Карnина Карла Брюллова " Графиня Ольга Орлова (1814 - 1874)- Давыдова с дочерью Натальей Давыдовой". Фрагмент....1834 год. Одна из интереснейших и загадочных картин Третьяковской галереи. На картине изображена дочь князя Борятинского церемонмейстера царя Павла Первого. Орлова она была по мужу и таким образом была родственницей одного и 5 знаменитых братьев Орловых. Позировала Брюллову в Италии в 20 летнем возрасте.Картина была семейной реликвией.... Но когда то картина была другого размера с обширным итальянским пейзажем по правую руку от портретируемой На пейзаже был изображен конный мужчина подезжающий к балкону на котором сидит женщина с ребенком. Почему картину разрезали пополам оставив только портрет Орловых неизвестно. В дореволюционное время была попытка воспроизвести утрату по памяти художником который видел эту картину целиком.

Художник моренист и пейзажист Боголюбов А.П. (1824 - 1896) родился под Новгородом. Окончил кадетское училище и военно морское училище.Профессиональный военный моряк. С детства рисовал. Поступил в Академию художеств где попал под большое влияние И.Айвазовского. Став художником моренистом и пейзажистом объездил многие страны.Писал Рим, виды Константинополя,Женевское озеро,Ревель.... Картина " Катание на Неве" изображает утеху Петербуржцев прошлых веков- катание на санях по замерзшей Неве..Картина изображает и точную панораму центра города. Картины Боголюбова висят и в знаменитой Феодосийской галерее Айвазовского.в Крыму.

Картина Алексея Кондратьевича Саврасова (1830 - 1896) " Грачи прилетели". написана художником в 1871 году в селе Молтвино (Сусанино) Костромской губерни. При первом же показе полотна в галерее передвижников картина получила ошеломляющий успех. Статичные пейзажы Шишкина и Куинджи.отошли на второй план..Картина была сразу же куплена в Третьяковскую галерею. Картина стала открытием новой красоты Русской природы.. На ней изображено само таинство наступления нашей весны..Глядя на картину чувствуется тающий снег, прозрачность и свежесть воздуха,радостный гвалт грачей.Вся природа ждет весеннего солнца.. Вся картина до мелочей внимательно продумана создавая полную реалистичность происходящего. Церковь изображенная на картине и сейчас радует глаз под Костромой. Из других картин профессора живописи Московской академии живописи,ваяния и зодчества А.Саврасова стоит отметить картины " Оттепель"," Печерский монастырь", " Сельский вид",и другие...

Сорокин Евграф Семенович (1821 - 1892) русский живописец исторического и религиозного жанра. Родился в Костромской области. Рисовать начал в мастерской иконописца в Ярославле. В большую живопись пришел написав картину " Царь Петр за обедней в соборе." Картина была преподнесена приехавшему в Ярославль царю, за что художник был отослан в Академию художеств учиться. После окончания академии стажировался в Испании Италии и других местах. Оставив целый цикл картин о этих странах. Преподавал в Моск.Академии живописи,ваяния,и зодчества..Считался хорошим рисовальщиком и колористом. За картину "Благовещание" получил звание Академика живописи..Расписывал строившийся Храм Христа Спасителя,реставрировал в этом соборе испорченные влагой росписи художника Бруни..... Картина " Свидание" написана в Италии в 1858 году.

Екатерина и её время. В центре изображен парадный портрет Екатерины второй так называемый " Екатерина Законодательница. (Фемида). Художника Дмитрия Григорьевича Левицкого1783 год. Изображение Екатерины исполнено с царской осанкой. Все детали подчеркивают особую торжественность происходящему. Над царицей возвышается мраморная статуя Фемиды с весами правосудия. Алый цвет бархата, переливы белого атласа одежды,царская горностаевая мантия создают незабываемый эффект. Империатрица тут предстала в виде просвещенной справедливой повелительницы. .... Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 - 1822). Академик живописи. Ученик А.П.Антропова. Манера живописи очень самостоятельная и созвучная западно европейскому искусству. Художник писал в основном русскую знать.О нем говорили: " Всякий его портрет похож более чем сама модель".

Скульптор Шубин (1740 - 1805гг) родился в крестьянской семье под Архангельском. С детства занимался резьбой по кости. По примеру земляка Ломоносова ушел учиться в Питербург где с трудом но поступил в Академию художеств. Учился скульптуре у француза Н.Ф.Желле. По окончании учебы был одним из первых отправлен на стажировку за границу. Кропотливо работал в Париже и Риме. Там же заграницей создает свои первые работы,бюсты А.М.Голицина, Ф.Г.Орлова, Шувалова и др. Работы принесли большой успех..По возвращении в Россию очень много работал над бюстами Российской знати. Им было всего создано более 200 . Порой создавал по одному мраморному бюсту в месяц. Он создал бюсты Екатерины второй,Павла первого,Ломоносова,Румянцева - Задунайского,Заводовского и многих других. Создал 58 медальонов - портретов Русских великих князей и царей которые сейчас хранятся в Оружейной палате.Был представлен к званию профессора живописи. Последние годы жизни болел,жил в нужде и забвеньи.


Нестеров." Видение отроку Варфаломею" Мих.Вас. Нестеров (1862 - 1942). Художник родился в состоятельной купеческой Уфимской семье с крепкими религиозными корнями.Это преопределило все его дальнейшее творчество.Картины на религиозные темы,роспись соборов главное в его творчестве.." Я избегал рисовать так называемые сильные страсти,предпочитая наш тихий пейзаж,человека живущего внутренней жизнью." так характеризовал свое творчество художник. Лучшей его картиной признана работа посвященная Сергию Родонежскому " Видение отроку Варфаломею". На картине типичный русский пейзаж с полями,лесом церковкою и даже с грядками капусты на огороде. На переднем плане фигура монаха схимника перед которым котором мальчик пастушок. Мальчик впереди у которого жизнь с верой и доверием просит указать путь и получает благославление. В картине нет молитвенного экстаза свехестественного чуда,все просто.. Картина появилась перед публикой на выставке художников передвижников и сразу же ошеломила зрителей.

Художник М.В.Нестеров.Портрет Нестеровой О.М. дочери художника. 1905 год. Не поступив в Техническое училище М.В. Нестеров поступил в училище живописи,вояния и зодчества где училсяу художника П Сорокина, И.Прянишникова,В Перова, А. Саврасова, В. Маковского..В 1881 году поступил в Академию художеств Начал писать картины на исторические и религиозные темы. Исскуствоведы о его творчестве говорят что "он писал душу Народа". Прожил долгую художественную жизнь. Портрет дочери написан в модном в начале 20 века стиле Символизма. В Советское время художнику не давали писать на религиозные темы но он тайком их писал и выдавал за свои старые дореволюционные работы. Писал иллюстрации к произведениям Пушкина,Гоголя, Достоевского... Скончался в возрасте 81 года (1942 год) перед этим получив от Советского правительства Сталинскую премию!

Портрет Е.А.Нарышкиной Боровиковского. Дано о ней воспоминание, Ее минутное внимание, Отрадой долго было мне. Творил я стих обвороженный, Мой стих уныния звук живой, Так мило ею повторенный, Замеченный ее душой. А.С. Пушкин. Эти стихи А.С.Пушкина посвящены героине портрета В.Л Боровиковского Елене Александровне Нарышкиной (1785 - 1855)дочери обер камергера А.Л Нарышкина. Будучи широко образованной,музыкальной,красивой дружила с поэтом Жуковским, Козловым, Итальянский композитор Дж Россини написал в честь неё Контату. На портрете она цветущая,молодая, но ей не легко жилось,выйдя замуж за сына полководца А.В.Суворова и родив 4х детей она овдовела.тяжело болела жила за границей потом в Крыму... Портрет Боровиковского доносит до нас пору её цветущей молодости.
Картина Александра Кондратьевича Саврасова Вид кремля от Крымского моста в ненастную погоду принесла молодому 20 летнему художнику первый успех. Картина романтического характера с контрастным освещением,буйством природы,грозовыми облаками через которые выглянуло солнце..Освещенный кремль и спокойно идущая женщина.как бы говорят что буйство природы это временно все пройдет..вечное остается вечным! Эта картина сделала 20 летнего Саврасова популярным!

Скульптор,академик Чижов М.А.(1838 - 1916). выходец из простого народа. Его отец был каменотесом и сын с детства помогал отцу в его нелегком труде,одновременно и сам научился обрабатывать камень. Окончил Академию художествпод руководством Н.С.Пименова и А.Р.Бока. В своем творчестве часто использовал сценки из жизни простого народа. Такова и скульптура " Крестьянин в беде"(1873). Тяжелая дума о беде пришедшую в семью охватила крестьянина.Мальчик еще не осознающий призошедшее успокаивает отца что еще больше придает драматизма происходяшему. Эта скульптура куплена самим Третьяковым!

Худ, Корзухин А.И. "Перед исповедью". Художник Корзухин Алексей,Иванович (1835 - 1894).родился в Екатеринбурге В молодости до обучения в Академии художеств расписывал иконы для Екатеринбургских церквей. Поступил в Академию художеств.где взбунтовался вместе с другими студентами из за того что их заставляли писать на заданные конкурсные темы...За картины в стенах академии не раз были удостоин медалей. Писал картины на народные темы." Поминки на деревенском кладбище","Птичьи враги",За картину " Возвращение семейства с ярмарки" получил звание звания академик. Был членом "Товарищества художников передвижников". " Картина перед исповедью" написана в 1878году. На ней изображены люди готовящиеся по своему готовящиеся к таинству Исповеди... Картина написана в нескольких вариантах. её можно увидеть в галерее г.Твери. Перед смертью написал "Тайную вечерю"для кафедрального собора Риги.

Картина написана Ильей Ефимовичем Репиным в 1882 году.На ней изображена спящая молодая девушка из богатой семьи в непринужденной позе. Тонкие розовые тона лица девушки говорят о её молодости.

И.Репин.Портрет Льва Николаевича Толстого. Портрет Льва Николаевича Толстого написан И.Репиным в ясной поляне в1887 году..Это один из лучших портретов писателя. Толстой изображен сидящим в кресле с книгой в руке.Простая одежда,светлый простой фон заставляет всмотреться в лицо и фигуру писателя. Взгляд писателя пронизывает зрителя,это сильный,уверенный,испытывающий взгляд... На картине изображен писатель,философ в момент размышления. Глядя на портрет чувствуется духовное величие портретируемого.

Над картиной " Три богатыря" Виктор Михайлович Васнецов работал 20 лет. В 1898 году она была закончена и сразу же куплена в Третьяковскую галерею. Сам художник её описывает так: "Богатыри Добрыня,Илья, и Алеша Попович на богатырском выезде смотрят на землю Русскую нет ли ворога,не обижают ли где кого." Вынут меч,приготовлено копье,лук и булава и готовы в любой момент ринуться в бой. Добрыня Никитьевич на белом коне.На вороном коне Илья Муромец.Алеша Попович с луком в руке на пегой лошади. А вокруг них Русская природа с полями лесами и холмами.... Три богатыря воспринимаются как защитники и олицетворение русского духа нашей земли.

Художник Иван Иванович Шишкин (1832 - 1898) родился в краях Вятских лесов в купеческой семье. С детства рисовал. После школы сразу же попал в Московское училище живописи,ваяния и зодчества. Учился и в Академии художеств. Русский пейзаж,русский лес,природа главное в его картинах. О был активным участником прогрессивного товарищества передвижных художников Известны сотни его работ и рисунков. Картину " Сосновый бор" художник И.Краской представил публике так *- Шишкин просто изумляет своими познаниями. Когда он перед натурой,то точно в своей стихии. Шишкин это человек"Школа".Его образы леса- символ богатырской природы России.". Каменев Валериан Константинович. Простой русский чиновник который уже в зрелые годы бросил службу и всецело посвятил себя живописи. Занимался в классах академии художеств. В 1848 году за участие в многочисленных выставках получил звание Некласного художника. Через десять лет получил звание Академика живописи. Писал виды Санкт- Петербурга,Финляндии, портреты царя Павлапервого,империатрицы Марии - Федоровны,и др. Его работы представлены в Третьяковской галерее, Таганрогской картинной галерее.,Сочинском художественном музее....

Картина Ильи Репина " Не ждали" написана художником в двух вариантах в 1883- 1888 годах. Приобретена Третьяковым у самого автора. На картине запечатлен момент когда в усадебный дом неожиданно возвращается человек из политической ссылки.... Его очень ждали и он неожиданно все же вернулся для членов семьи..Его мать и жена музицирующая за роялем в трауре и просто ошеломлены. Во взглядах прислуги у дверей написано удивление Девочка за столом в испуге от неизвестного для неё человека... Мальчик узнал своего старшего брата и несмотря на его странный вид очень обрадован своему старшему брату.... Картина трагична,но яркие краски из окон смягчают драму. Все будет хорошо в этой семье! Искусствоведы Третьяковки считают что это одна из топового десятка картин галереи которую обязательно надо посмотреть в экспозиции.

Зинаиде Серебряковой(1884 - 1967) судьбой обязана была рисовать. В семье Ленсере из которой она происходила рисовали все. Дедушкой её был знаменитый архитектор Николай Бенуа. Жила в Петербурге и в семейной усадьбе в пригороде столицы. В пятнадцать лет страстно влюбилась в своего двоюродного брата Бориса Серебрякова с которым ходила на этюды по окрестным деревням... Их пытались разлучить но они только сильней сближались.. Церковники тоже были против венчания близких родственников тем более они были разного вероисповедания.Лишь крупная сумма данная деревенскому попу соединила их. Картина написана в 1909 году для столичной выставки и сразу прилекла свежими яркими красками....Третьяковка купила сразу три её работы.. Дальнейшая судьба художницы Разбилась о стенку революции.Муж умер заразившись тифом. Ей не на что было жить и рисовать. ... В 1924 году она уплыла на пароходе во Францию. Судьба не ласкала её ... Лишь однажды она смогла провести выставку картин да и то в своей квартире.

К.А.Сомов.Дама в голубом.Сомов Константин Андреевич.(1869 - 1939). Картина "Дама в голубом" написана в 1897 - 1900 годы.Художник Шишкин писал Русский лес.Васнецов картины Русской истории,Кустодиев писал купцов и купчих.... Константин Сомов черпал вдохновление в 18 веке,в мире галантных дам и мужчин,старинных парках..и усадьбах.Мире музыки и цветов. Художник поместил свою любимую женщину Е.М.Мартынову(тоже художницу)в мир 18 го века который так любил. Он одел её в широкое блестящее платье нисподающее струящимися голубыми волнами.В руках у неё книга стихов в кожаном переплете,кружева на хрупких плечах и груди. На заднем плане картины водоем у которого музицирует на скамейке молодая пара,деревья усадебного парка. Влюбленный художник не мог не нарисовать и себя - мужчина с тростью это автор картины. Художник создал возвышенный образ своей возлюбленной в 27 лет. Эта картина вершина его любви и творчества.

Картина В.Г.Перова " Тройка".
Эту картину знаменитый живописец В.Г.Перов (1834 - 1882) написал в 1866г. Куплена для галереи самим Третьяковым. На картине изображены мастеровые ребята принужденные хозяином в мороз,гололедицу везти воду в дом хозяина.Перову сначала никак не удавался центральный образ мальчика и как то у одного монастыря он встретил женщину с ребенком который очень подходил художнику. Мальчика звали Вася,был он из Рязанской губерни... Его то и изобразил художник. За эту картину В.Г.Перов был удостоен звания Академик живописи. Картина нарисована у стены на скате дороги у Московского Рождественского монастыря.

Автограф художника В.Г.Перова на картине "Тройка" Москва 1866 год.

Картина " Неравный брак". В.Пукирева.
Картина " Неравный брак"написана художником Вас. Пукиревым в 1862 году и сразу же получила всеобщее признание.За эту картину Академия художеств присудила автору звание профессора. Тема картины вседозволенность власти богатых которые что хотят то и делают не взирая на общественное осуждение. На картине старый богатый сластолюбец ведет под венец молоденькую девушку. Авторская позиция на неравный брак выражена в фигуре молодого человека стоящего позади невесты со скрещенными руками.. Считается что этот осуждающий явление человек никто иной как сам художник.

Русский художник Архип Иванович Куинджи написал эту картину в 1879 году. Его работы это передача художником красоты Русской природы,он любил передать кистью солнечный свет,чудесную простоту и в тоже время красоту русской природы. На картине все необычайно ярко,без облочное небо,мощные кроны берез дающие тень и прохладу.Природа у художника символизирует жизнь любовь к русской земле- простой просторной и красивой. Картина яркая и надолго запоминается.

Зал портретов В.Л.Борвиковского. в Третьяковской галерее. В центре большой портрет вице канцлера князя Нозади канцлера бюст царя Павла Первого. А.Б.Куракина (1752 - 1818) с регалиями.На картине видно изображение Мальтийского креста членом которого был цари и сам Куракин. Картина написана в 1802 году.

Мраморный бюст царицы Екатерины второй и живописный её же портрет в Третьяковской галерее.Портрет исполнен федором Степановичем Рокотовым по высочайшему хаказу Империатрицы что является признанием таланта живописца.Этот портрет является одним из достижений живописца в области портретирования.
Мудрая женщина и государь-правительница!!! За годы своего правления, немка Екатерина возрождала чувство национального достоинства и укрепляла могущество России. Недаром период правления Екатерины II называют «Золотым веком»…

Картина Врубеля "Демон сидящий."
Картина Врубеля " Демон сидяший" написана автором в 1890 году к юбилейному изданию сочинений М.Лермантова. Демон это образ силы человеческого духа,внутренней борьбы и сомнений. Трагически сцепив руки Демон сидит в окружении невиданных цветов.Печальные крупные глаза смотрят в сторону. Картина написана в индивидуальном стиле Врубеля в виде кристаллических граней сделанных мастехином.Это делает картину похожей на витраж или панно.

Картина Врубеля " Пан ".
Картина написана художником Врублем в 1899 году и является одним из лучших произведений автора. "Пана" Врубель написал в период высшего вдохновения всего за 3 дня. Это Эллинский козлорогий бог и в то же время русский леший слившиеся воедино в образ Пана. Пан фантасчичен,он лесной житель,он то что нам мерещится и мнится заблудившемуся в лесу. Ночь, светит луна Пан начинает шевелить косматой головой из мха. На голове козьи рога,в руке свирель,круглые голубые глаза светятся как гнилушки... Но есть в его взгляде что то печальное,доброе, человечье.

Экспозиция картин К.П.Брюлова (1799 - 1852) в Третьяковской галерее. Художник Карл Павлович Брюллов родился в Петербурге.Как живописец учился в академии художеств у А.И.Иванова. Много лет провел в Италии где изучал живопись и архитектуру. Там он написал свою самую знаменитую картину " Последний день Помпеи". Картина "Всадница" находящаяся в Третьяковской галерее также произвела в России большой фурор. Творчество К.Брюллова стало вершиной Русского художественного романтизма..Но художник был автором как парадного так и камерного портрета.... На знаменитом памятнике М.Микешина " 1000 летие России" установленного в Новгороде среди 16 фигур исторических личностей государства изображен и К.П.Брюллоов..

К. Брюллов. " Вирсавия". Картина"Вирсавия"Карла Брюллова написана в 1832 году..Это восхищение автора красоте женского тела. Мощный поток света вырывает из полутьмы женщину сидящую за туалетом. Чернокожая служанка восхищенно и преданно смотрит на свою хозяйку,белизну её тела, красоту. Фонтан у ног красавицы подчеркивает уходящее в жизни и бренность человеческого бытия.Картина осталась не законченной автором. Но эта незаконченность никак не влияет на восприятие великолепной работы автора.

Картину " Всадница"К.П.Брюллов написал 1832 году по заказу графини Ю.П.Самойлвой и изображает её приемных дачерей... Старшая из сестер наездница Джованна резко останавливает своего вороного коня у входа в дом..Но сама остается невозмутимой и спокойной.На стук копыт и задорный лай собаки на крыльцо дома выбегает младшая дочь с борзой собакой. Живой образ младшей сестры особенно удался автору.Композиция картины отличается уравновешенностью,изысканными красками и придает всей картине парадный характер.




Top