Чимароза композитор биография. Искрометный чимароза

Доменико Чимароза родился в городке Аверса близ Неаполя в семье каменщика и прачки. Отец его умер рано, и мать отдала сына в монастырскую школу для бедных. Мальчик рано проявил большие способности в области музыки. В 1761 году Доменико поступает в консерваторию "Санта-Мария ди Лорето" (в Италии в консерваторию принимались с детства), где его учителями были Г.Саккини, Н.Пиччини и другие известные музыканты. Здесь он изучает композицию, овладевает искусством игры на органе, клавесине и скрипке. В 1772 юноша оканчивает консерваторию и становится органистом в церкви. В том же году в неаполитанском театре "Фьорентини" ставится его первая опера-буффа "Причуды графа". Премьера имеет успех, композитор получает заказы на новые сочинения. Среди ранних опер наибольшей известностью пользуется "Итальянка в Лондоне" (1778, Рим, либретто Д.Петроселини). Эта опера не забыта и поныне (есть студийные записи). Постановки новых опер следуют одна за другой в крупнейших городах Италии.

Важнейшей вехой в творческом и жизненном пути композитора стал 1787 год. Его приглашают в Петербург на должность придворного капельмейстера и композитора. В те годы северная Пальмира становится одним из центров музыкальной культуры. Первые итальянские музыканты появились в столице в 1735 году (Ф. Арайя). В дальнейшем, особенно при Екатерине II, это становится уже господствующей традицией. До Чимарозы здесь работали Б.Галуппи, Дж.Паизиелло, Т.Траэтта и Дж.Сарти - непосредственный предшественник Чимарозы на посту придворного капельмейстера.

Своему приглашению в Петербург Чимароза во многом был обязан интриге вокруг придворной фаворитки-певицы Луизы Тоди, в которую невольно ввязался Сарти. Примадонна не простила итальянцу того, что тот выписал из Италии в Петербург знаменитого кастрата Маркези для участия в одной из своих опер. И Екатерина, покровительствовавшая Тоди, не стала продлевать контракт с капельмейстером (впрочем, Сарти Россию не покинул, а перешел на службу к Потемкину). Так или иначе, но место при дворе стало вакантным, и по рекомендации неаполитанского посла в Петербурге Антонио Мареска герцога Серракаприола Чимароза получает приглашение ко двору.

Композитор пробыл в России 3 года. За это время он написал и поставил в Эрмитажном театре две свои новые оперы-сериа "Дева солнца" (1788) и "Клеопатра" (1789), а также ряд опер своего друга Паизиелло. Но первым сочинением, которое Чимароза создал в России, стал реквием по жене герцога-посла, умершей через десять дней после приезда композитора в Петербург.

Однако суровый климат северной столицы не пришелся по душе теплолюбивому южанину. Да тут подоспело и новое обстоятельство. В Вене в 1790 году скончался император Иосиф II. Его сменил на троне брат, правитель Тосканы Леопольд II. В это же время (а во многом и в связи с этими переменами) подал в отставку с поста придворного капельмейстера А.Сальери. Давно надеявшийся на это место Моцарт воспрянул было духом, но его надеждам не суждено было сбыться. Должность в 1791 году получает Чимароза.

Именно в этот период была создан шедевр композитора - опера "Тайный брак" (1792, Венский Придворный театр). В основе либретто оперы, написанного Джованни Бертати - одноименная английская комедия Джорджа Колмана-старшего и Дэвида Гаррика. В Англии тогда пользовались успехом назидательные сюжеты, связанные с различными житейскими коллизиями, в том числе и брачными. Большую популярность приобрела серия картин У.Хогарта "Модный брак". Сюжетные мотивы этого цикла художника явственно прослеживаются в перипетиях интриги комедии.

Яркие музыкальные характеристики героев, драматургическая активность оркестра, блистательные ансамбли (особенно финал 1-го действия) - все это не могло не сказаться на огромном успехе оперы. Существует исторический анекдот (вполне похожий на правду), что опера настолько понравилась Леопольду II, что монарх пригласил артистов на обед, где попросил исполнить ее полностью еще раз.

В 1792 году император Леопольд умирает. С его смертью заканчивается венский период творчества Чимарозы. Он возвращается в Неаполь. Здесь также занимает пост придворного капельмейстера. С 1796 композитор живет в Венеции. Среди лучших сочинений этого периода опера-буффа "Женские хитрости" (1794, Неаполь) и опера-сериа "Горации и Куриации (1796, Венеция). В 1799 он с воодушевлением поддерживает Неаполитанское восстание и провозглашение республики, откликаясь на это событие сочинением "Патриотического гимна". Однако восстание терпит поражение. Чимароза арестован. Ему грозит смертная казнь. И только вмешательство Австрийского императора спасает жизнь композитора. В 1800 он выходит из тюрьмы. Вторично намеревается отправиться в Россию. Но здоровье композитора подорвано. Он скоропостижно умирает в Венеции 11 января 1801 года. Через несколько дней после его смерти в венецианском театре "Ла Фениче" состоялась премьера его последней оперы "Артемизия".

"Тайный брак" имеет счастливую судьбу. Опера по сей день идет во многих театрах мира. Среди многочисленных постановок отметим одну, имеющую историческое значение. В 1955 году опера была исполнена в Милане на открытии театра "Пиккола Скала" (дирижер Н.Санцоньо, режиссер Д.Стрелер). Хорошо знают "Тайный брак" и в России. Уже в 1794 году состоялась петербургская премьера оперы. В 1850 году она вновь с успехом шла на сцене Итальянской оперы Петербурга.

Первая русская постановка осуществлена в 1895 году в Михайловском театре (ныне Театр оперы и балета имени М.П.Мусоргского, в советское время - МАЛЕГОТ). Эта постановка знаменательна тем, что партию Графа Робинзона в ней пел Ф.Шаляпин. В наши дни опера входит в репертуар театра "Санктъ-Петербургъ Опера", идет также на сцене Красноярского театра оперы и балета.

У Чимарозы есть еще одно сочинение, которое часто исполняется в театрах и концертах, и о котором необходимо упомянуть. Это интермеццо для оркестра и баса "Дирижер оркестра", написанное предположительно между 1786 и 1792 годами, возможно в Петербурге (В России впервые поставлено в 1985 году в Московском Камерном музыкальном театре под руководством Б.Покровского). Эта своеобразная одноактная опера-буффа (сейчас бы ее назвали монооперой) в гротескной форме повествует о дирижере, который репетирует со своим оркестром, постоянно недоволен исполнителями, демонстрирует скрипкам, виолам, контрабасу, духовым как надо правильно играть. В конце концов, дирижер достигает (как ему кажется) нужного звучания и, довольный, заканчивает репетицию.

Закончим и мы нашу небольшую статью, посвященную одной из блестящих страниц истории оперного жанра.

Иллюстрации:
Доменико Чимароза.
Автограф партитуры оперы "Тайный брак".
У.Хогарт. "Помолвка" из серии "Модный брак".
Михайловский театр в Петербурге.
Ф.Шаляпин в роли Робинзона.
Сцена из спектакля "Тайный брак" ("Санктъ-Петербургъ Опера").

Стиль музыки Чимарозы - пламенный, огненный и жизнерадостный...
Б. Асафьев

В историю музыкальной культуры Доменико Чимароза вошел как один из наиболее ярких представителей неаполитанской оперной школы, как мастер оперы-buffa, завершивший в своем творчестве эволюцию итальянской комической оперы XVIII в.

Чимароза родился в семье каменщика и прачки. После смерти мужа, в 1756 г. мать устроила маленького Доменико в школу для бедных при одном из монастырей Неаполя. Именно здесь будущий композитор получил первые уроки музыки. За короткое время Чимароза сделал значительные успехи и в 1761 г. был принят в Сайта Мария ди Лорето - старейшую консерваторию Неаполя. Там преподавали прекрасные педагоги, среди которых были крупные, а порой и выдающиеся композиторы. За 11 консерваторских лет Чимароза прошел отличную композиторскую школу: написал несколько месс и мотетов, овладел в совершенстве искусством пения, игры на скрипке, чембало и органе. Его учителями были Г. Саккини и Н. Пиччинни.

В 22 года Чимароза окончил консерваторию и вступил на поприще оперного композитора. Вскоре в неаполитанском театре деи Фиорентини (del Fiorentini) была поставлена его первая опера-buffa «Причуды графа». За ней непрерывной чередой последовали другие комические оперы. Популярность Чимарозы возрастала. Его стали приглашать многие театры Италии. Началась многотрудная жизнь оперного композитора, связанная с постоянными разъездами. По условиям того времени сочинять оперы полагалось в том городе, где они ставились, чтобы композитор мог учесть возможности труппы и вкусы местной публики.

Благодаря своей неисчерпаемой фантазии и безотказному мастерству Чимароза сочинял с непостижимой быстротой. Его комические оперы, среди которых особенно выделяются «Итальянка в Лондоне» (1778), «Джанина и Бернардоне» (1781), «Рынок Мальмантиле, или Обманутое тщеславие» (1784) и «Неудачные интриги» (1786), ставились в Риме, Венеции, Милане, Флоренции, Турине и других городах Италии.

Чимароза стал самым известным композитором Италии. Он с успехом заменял таких мастеров, как Дж. Паизиелло, Пиччинни, П. Гульельми, находившихся в то время за границей. Однако скромный, не умеющий делать карьеру композитор не смог достичь обеспеченного положения у себя на родине. Поэтому в 1787 г. он принял приглашение на пост придворного капельмейстера и «сочинителя музыки» при русском императорском дворе. В России Чимароза провел около трех с половиной лет. В эти годы композитор сочинял не так интенсивно, как в Италии. Он отдавал больше времени руководству придворным оперным театром, постановке опер, преподаванию.

На обратном пути на родину, куда композитор отправился в 1791 г., он посетил Вену. Радушный прием, приглашение на пост придворного капельмейстер а - вот что ожидало Чимарозу при дворе австрийского императора Леопольда II. В Вене, совместно с поэтом Дж. Бертати, Чимароза создал лучшее из своих творений - оперу-buffа « » (1792). Премьера ее прошла с ошеломляющим успехом, опера была бисирована целиком.

Вернувшись в 1793 г. в родной Неаполь, композитор занял там пост придворного капельмейстера. Он пишет оперы-seria и оперы-buffa, кантаты и инструментальные произведения. Здесь опера «Тайный брак» выдержала более 100 постановок. Это было неслыханно для Италии XVIII в. В 1799 г. в Неаполе произошла буржуазная революция, и Чимароза с восторгом встретил провозглашение республики. На это событие он, как истинный патриот, откликнулся сочинением «Патриотического гимна». Однако республика просуществовала лишь несколько месяцев. После ее поражения композитор был арестован и брошен в тюрьму. Дом, где он жил, разгромили, а его знаменитое клавичембало, выброшенное на булыжную мостовую, было разбито вдребезги. 4 месяца Чимароза ожидал казни. И только ходатайство влиятельных лиц принесло ему желанное освобождение. Пребывание в тюрьме серьезно сказалось на его здоровье. Не желая оставаться в Неаполе, Чимароза отправился в Венецию. Там, несмотря на плохое самочувствие, он сочиняет onepy-seria «Артемизия». Однако премьеры своего произведения композитор уже не увидел - она состоялась через несколько дней после его смерти.

Итальянский композитор Доменико Чимароза родился 17 декабря 1749 года



Domenico Cimarosa

Родившийся близ Неаполя, композитор как никто был тесно связан с неаполитанской культурой.

Неаполь 18 века

Стиль его творчества удивительно ясный, «солнечный», темпераментный, порожден яркими красками юга. До наших дней имя Чимарозы сохранилось, главным образом, благодаря опере «Тайный брак», хотя помимо этого оперного шедевра им написано огромное количество произведений: около 70-ти опер в жанрах серия и буффа, симфония для чембало, концерт для двух флейт и много других камерных сочинений, а также кантаты, оратории и другие произведения церковного характера. И всё же основным призванием композитора была опера и именно комическая.

Опера "Тайный брак"

Оперы-буфф в творчестве Чимарозы привлекают естественностью и жизненной достоверностью. В них много комичного, но, вместе с тем, нежного и трогательного. Заслуженную славу среди них, конечно, снискала опера «Тайный брак», которая еще при жизни композитора обошла многие сцены мира, и продолжалась ставиться на протяжении всего XIX века. Высокую оценку творчества Чимарозы дал в своё время Россини. Однажды, когда поклонник его опер — это был Стендаль — выразил ему свое восхищение перед «Итальянской в Алжире» и спросил, что ему самому больше нравится: «Итальянка» или «Танкред», — Россини ответил: «Тайный брак». Эта оперы была создана в 1792-ом году в Вене, в период службы Чимарозы при дворе австрийского императора. А после возвращения на родину, в 1794-ом году, композитор создал оперу «Женские хитрости» на текст Джузеппе Паломбы.

Мимо этого великолепного монастыря св.Клары Ассизской,построенного в 14 веке,Доменико Чимароза проходил не раз...

Поставленная в короткий срок в неаполитанском театре, эта оперы быстро завоевала признание публики. Интерес к ней не ослабевал и в последующие годы. Также как и «Тайный брак», опера удержалась в репертуаре итальянских театров и в XIX столетии. Примечательно, что в этой опере Чимароза использовал и русскую тему, в интонациях которой каждый из нас узнает тему камаринской. Эта тема звучит в увертюре и в балетной сцене финала. В том нет ничего удивительного, ведь композитор в конце 80-х годов XVIII века жил и работал в России, он был придворным капельмейстером в Петербурге. Вопрос о том, является ли заимствованная им русская тема оригинальной или имитацией остается до сих пор открытым.

В наследии Чимарозы 66 опер, 10 кантат, 4 политических гимна, 40 сонат для клавесина, концерт для двух флейт, 8 дуэтов, 3 оратории, реквием, заупокойная месса, Credo и много иных произведений в церковных жанрах.

(17 XII 1749, Аверса - 11 I 1801, Венеция)

Доменико Чимароза (Cimarosa) Итальянский композитор. Родился 17 декабря 1749 г. в городе Аверсе близ Неаполя. Осиротев, воспитывался в школе миноритов (монахов-францисканцев) в Неаполе. Выказав незаурядное музыкальное дарование, был определен в Неаполитанскую консерваторию, где обучался у А. Саккини и Н. Пиччини.

Первый успех молодого композитора - опера "Причуды графа" (1772). Дальнейшая жизнь Чимарозы проходит в непрерывных скитаниях, одновременно - в напряженной творческой работе. Музыкант пишет со сказочной быстротой: к 1789 г. он - автор тридцати опер, поставленных театрами Рима, Неаполя, Турина; со сказочной быстротой ширятся его известность и слава. По примеру своего соотечественника Паизиелло, Чимароза едет в Россию, где на протяжении трех лет (1789-1791) пребывает в должности придворного капельмейстера. Петербуржцы восторженнно принимают "Клеопатру" (1789), "Двух невест" (1789) и другие оперы, созданные композитором в русской столице. Суровый северный климат - причина возвращения Чимарозы в Италию. С 1793 г. он - придворный капельмейстер и учитель иузыки в Неаполе. Плачевно окончились попытки Чимарозы вмешаться в политическую жизнь страны: за участие в восстании неаполитанских патриотов (1799) он был приговорен к смертной казни (музыканту вменялось в вину создание республиканского гимна). По настоянию общественности, приговор был смягчен: Чимарозе было предложено навсегда покинуть Италию. На пути в Петербург, где композитор намеревался провести остаток своих дней, он неожиданно скончался. (Венеция, 11 января 1801 г.) Слухи об отравлении музыканта его политическими противниками вызвали необходимость официального опровержения со стороны лейб-медика папы Пия VII.

Чимарозой написано свыше 80 опер (75 из них - в жанре буффа), две оратории, две мессы, ряд кантат, камерно-инструментальных и вокальных сочинений. Последние создавались в основном в России по заказам императрицы и двора. Вершиной творчества итальянского мастера признана опера "Тайный брак", написанная в 1792 г. в Вене, где Чимароза остановился, следуя из Петербурга в Неаполь. Произведение синтезирует лучшие стороны дарования композитора: мелодии здесь непринужденны и пластичны, ритмы увлекательны и темпераментны, инструментовка совершенна и проста. Остроумен сюжет; забавные перипетии героев живо заинтересовывают зрителя. Высмеиваются человеческие слабости, воспеваются добродетели, бичуются корыстолюбие и косность, привозносится искреннее, сердечное чувство. Опера Чимарозы - типичный и превосходный образец итальянской музыкальной буффонады XVIII в. Композитор сознательно следует путями, проложенными Перголези; по словам советского музыковеда В. Фермана, "Тайный брак" - это "Служанка-госпожа" на высшем композиционно-сценическом и вокально-стилистическом уровне".

Первая постановка оперы Чимарозы в дореволюционной России датируется 1822 годом, в СССР - 1925 годом (режиссер - К. Станиславский).

М. Сабинина, Г. Цыпин

IGDA/A. De Gregorio
ДОМЕНИКО ЧИМАРОЗА

Чимароза, Доменико (Cimarosa, Domenico) (1749–1801), итальянский оперный композитор, один из ведущих представителей подлинно итальянской оперы. Чимароза родился 17 декабря 1749 в Аверсе. Он был сыном бедного каменщика и прачки. В 1756 семья Чимарозы поселилась в Неаполе. Вскоре скончался отец, и Доменико отдали в монастырскую школу в Пендино. В 1761 он получил доступ в консерваторию «Санта Мария ди Лорето» (старейшую из четырех прославленных неаполитанских консерваторий). Здесь Чимароза учился музыке, преимущественно игре на скрипке, клавесине и пению. В 1772 женился на Гаэтане Палланте, дочери богатого музыкального импресарио. Гаэтана умерла год спустя, и о дальнейших событиях в жизни Чимарозы почти ничего не известно. По-видимому, он почти сразу же вступил во второй брак. Во всяком случае его новая подруга (возможно, вторая жена) родила двух детей и вскоре после этого скончалась. Третья жена Чимарозы умерла в 1796, подарив ему сына Паоло.

Первая опера Чимарозы Причуды графа (Le stravaganze del conte) была поставлена в Неаполе в 1772. После этого он жил попеременно в Риме и Неаполе, совершая иногда путешествия на север; писал и ставил оперы и вскоре был признан главным соперником Паизиелло, в ту эпоху корифея итальянской оперы.

В 1787 Чимароза был приглашен придворным композитором ко двору русской императрицы Екатерины II. Первым заказом, который он получил по прибытии в Петербург, стал реквием на смерть жены неаполитанского посла. В течение четырех лет, проведенных Чимарозой в России, он сочинил пять больших опер и много произведений в других жанрах. В 1791 испросил разрешения вернуться на родину ввиду расстроенного здоровья, однако из России поехал не в Италию, а в Вену, где занял должность придворного капельмейстера (сменив А.Сальери). В Вене появилась наиболее известная опера Чимарозы Тайный брак (Il matrimonio segreto, 1792).

В 1793 Чимароза наконец добрался до Неаполя, где провел в нищете последние годы жизни. Вдохновленный идеями Великой французской революции, композитор с восторгом встретил провозглашение в Неаполе республики, осуществленное при поддержке французской армии, и даже сочинил по этому случаю Патриотический гимн. Когда через несколько месяцев монархия была восстановлена, композитора обвинили в сотрудничестве с оккупантами, посадили в тюрьму, а его портрет был символически сожжен. Король Фердинанд помиловал его, но условием был немедленный выезд из Италии. Чимарозе пришлось вновь отправиться в Петербург, где он некогда блистал, но в дороге музыкант скоропостижно скончался. Слух о том, что Чимароза был отравлен, распространился настолько широко, что неаполитанские власти послали специального врача для составления официального отчета о смерти композитора.

В наследии Чимарозы 66 опер, 10 кантат, 4 политических гимна, 40 сонат для клавесина, концерт для двух флейт, 8 дуэтов, 3 оратории, реквием, заупокойная месса, Credo и много иных произведений в церковных жанрах.

Важнейшими достоинствами музыки Чимарозы являются ее живость, изобретательность, искрящееся веселье и блестящая инструментовка. Главный вклад композитора в развитие оперного жанра – введение заключительных ансамблей, подытоживающих развитие действия в картине или акте.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Литература:

Крунтяева Т. Д.Чимароза. – В кн.: Крунтяева Т. Итальянская комическая опера XVIII в. Л., 1981

Далее читайте:

Исторические лица Италии (биографический справочник).




Top