Чингиз айтматов - рассказы. Чингиз айтматов - рассказы Солдатенок краткое содержание

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Аксы-Барлык

Барун-Хемчикского кожууна РТ»

«Ты только помни, мальчик, чей ты сын…»

(по рассказу Чингиза Айтматова «Солдатёнок»)

Урок внеклассного чтения по литературе

разработала и провела

Саая Саида Хензиг-ооловна

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ с.Аксы-Барлык»

Цель:

Познакомить с Чингизом Айтматовым как писателем, личностью;

Формировать навыки сознательного чтения, умение воспринимать,

Понимать литературный текст;

Развивать логическое мышление через анализ произведения;

Донести идею рассказа; дети должны быть достойны своих отцов,

Надо помнить о них.

Оборудование:

  1. Портрет писателя;
  2. Высказывание: «Он выразил душу своего народа» (Р. Гамзатов)

«Война приносит слёзы, кровь и беды». (Э. Севрус)

  1. Стихотворение о солдате.

Словарная работа:

*кошара- помещение для стрижки овец: и то же, что овчарня.

*джигит- искусный наездник.

*кинопередвижка- передвижное устройство для показа фильмов.

*дразнить- умышленно злить.

*поза- положение тела.

*реальный-действительно существующий (реальная жизнь).

*иллюзия- обман чувств, нечто кажущаяся.

РАССКАЗ- повествовательное произведение небольшого размера.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Мотивация.
  2. Актуализация знаний.

Слово учителя. Сейчас наше поколение живет в 21 веке. Мы радуемся жизни, получаем образование, работаем. Но благодаря кому мы способны все это делать? Благодаря кому наша страна сохранила свою независимость?

Этих людей сейчас все меньше и меньше. Их уже почти не встретишь в магазинах, на улице, в метро. Ветераны Великой Отечественной войны – уже очень пожилые люди. Но именно благодаря их невероятному подвигу наша страна осталась великим государством.

Я считаю, что победа пришла к нам благодаря глубокому патриотизму бойцов. Каждый советский человек понимал, что он не вправе отдавать свою Родину, свою деревню, свой дом... Именно благодаря духовному сплочению всех людей мы победили, не только отстояли родную страну, но и полностью разгромили фашистов.

И сегодня на уроке мы прочитаем рассказ Ч. Айтматова «Солдатёнок».

  1. Изучение нового материала. Слово о писателе.

Чингиз Торекулович Айтматов- один из самых известных писателей нашего времени . Он родился в 1928 году. Рано потерял родителей и жил в детском доме. В годы войны будущий писатель работал в колхозе; он встречал в те годы много солдатских вдов, детей, потерявших отцов на войне, поэтому ему были близки и понятны страдания людей. Он полюбил этих людей и, когда начал писать, сделал их главными героями своих произведений.

После окончания Высших литературных курсов в Москве Чингиз Айтматов пишет книги как на русском, так и на киргизском языках.

Чингиз Айтматов- лауреат Ленинской и Государственной премий; его рассказы и повести «Джамиля», «Первый учитель», «Прощай, Гульсары», «Белый пароход», романы «Буранный полустанок», «Плаха» читают не только у нас, но и за рубежом.

На доске запись. Главные герои рассказа:

  1. Мальчик Авалбек, сын фронтовика
  2. Джеенгуль, его мать
  3. Токтосун, отец, погиб на фронте
  1. Знакомство с текстом. (Тема новая, первичное чтение было дома)
  1. Чтение учителя до слов «…и повесили под стеклом…»
  2. Чтение ученика со слов « А в этот час Авалбек…» и до слов «… которого ему не хватало»
  3. Чтение про себя от слов «Война шла. Впереди показались наступающие танки» и до слов «…и отец упал, как срубленное дерево».
  4. И завершает учитель со слов «Когда в кошаре зажгли свет….» и до конца.
  1. Работа над текстом.

Когда, в какое время происходило это событие? О ком говорится?

Как вы думаете, почему мать решила назвать солдата из фильма отцом мальчика?

(Ответ: Возможно, просто так, случайно, возможно, смотря фильм, разволновалась, вспомнила мужа, а может просто хотела, чтобы её сын никогда не забывал своего отца, который тоже погиб на фронте, он знал своего отца только по фотографии, которая висела на стене под стеклом.

Действительно ли был он его отцом? Почему мать подтвердила и после окончания фильма, что солдат- артиллерист был его отцом Авалбеку?

(Ответ: чтобы сын гордился своим отцом; …чтобы он был похож на отца;… чтобы он был достоин своего отца)

Что можно сказать о матери мальчика? Чего она хочет?

(Ответ: Возможно, она хотела показать как погиб отец, и Авалбек понял

Почему его нет с ними)

Как вы думаете, что стал понимать Авалбек о войне?

Ответ: С той минуты, когда мать шепнула ему, что это его отец, в его душе что-то перевернулось. И война уже не казалась, ему забавной, и ничего смешного не было в том, как падали люди. Война стала серьёзней, тревожней, страшней, и он впервые испытал чувство страха за близкого человека, которого ему так не хватало. А ещё хочется добавить, что война- это смерть, это разруха.

Слушая рассказ, не возникло ли у вас желание помочь герою фильма? Если да, то почему и как?

(Ответ: Да, мне хотелось помочь герою фильма, так как их осталось только двое и потому что силы были неравные. А ещё, потому что каждый человек должен беречь свою Родину. Я могу сражаться.)

Почему после такого страшного фильма Авалбек испытывает радость?

(Ответ: Потому что он увидел своего отца, который до последней минуты сражался с врагом, его переполняла гордость, что отец шёл один с гранатой в руке против танка со словами: «Стой, не пройдёшь!». А ещё ему хотелось, чтобы все сельчане радовались вместе с ним)

Как вы понимаете выражение «горечь утраты»?

(Ответ: - это боль, горе, смерть, обида за погибшего отца;

Это слёзы, одиночество;

Это когда дети остаются сиротами)

На какие части можно разделить рассказ? (на 2 части)

Настоящее прошлое

Реальная жизнь людей События Великой

в киргизском селе, жизнь Отечественной войны

Авалбека и его матери.

Какими словами в данном предложении наиболее точно выражается идея рассказа?

(Ответ: Отец на экране словно знал, что за ним следит сын, и словно хотел за свою мгновенную жизнь в кино показать себя таким, чтобы сын вечно помнил о нём и вечно гордился им- солдатом минувшей войны).

Каким станет Авалбек?

(Ответ: Хорошим, добрым и любящим человеком. Он станет настоящим солдатом своей страны).

Итак, какова ИДЕЯ рассказа? Что хотел сказать Айтматов своим рассказом?

(Ответ: - чтобы дети помнили о своих отцах, героях войны;

Чтобы дети гордились ими, продолжали их дело;

Чтобы дети стали достойны отцов)

Как бы вы назвали это произведение? Почему?

VI. Работа над вопросом учителя.

  • Написать мини- сочинение: «Что такое война?»
  • Проверить 2-3 работы учащихся и одновременно поработать над эпиграфом.

VII. Заключительное слово учителя. Итог.

Вы должны знать и помнить, что ваши отцы, матери хотят одного- чтобы вы стали хорошими людьми, и они ничего не пожалеют для вас. И в свою очередь вы сами должны стараться, подтянуться, чтобы не огорчать их, чтоб они действительно гордились вами. Вот, Авалбеком мама будет гордиться: он станет опорой, защитником, надеждой матери.

VIII. Чтение стихотворения наизусть.

Война- жесточе нету слова.

Война- печальней нету слова.

Война- святее нету слова.

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного,

Ещё не может быть и нет.

IX. Дома.

  1. Написать мини-сочинение о своём отце на тему:

«Мой отец когда-то был солдатом».

  1. Выучить словарь.


Все это делает образ Авалбека «солдатенка» художественно правдивым и запоминающимся.
Подобный материал:
  • Творчество Чингиза Айтматова в контексте межнационального культурного диалога и гуманизации , 104.32kb.
  • Отражение двуязычия в художественной прозе Чингиза Айтматова Юмаева Л. А., кандидат , 93.08kb.
  • Духовно-нравственный и художественный мир чингиза айтматова и его мотивы в северокавказской , 463.42kb.
  • М. А. Булгакова и Ч. Айтматова реферат , 668.87kb.
  • Ч. Т. Айтматова «плаха». Цели урок , 62.67kb.
  • Проблема свободы и несвободы в романах М. Булгакова и Ч. Айтматова , 671.89kb.
  • Экспериментальная работа учительницы начальных классов Кукморской гимназии №1 имени , 233.05kb.
  • Название работы , 89.96kb.
  • Роман Ч. Айтматова воззвание к совести каждого , 47.11kb.
  • Вступительное слово Ч. Айтматова к первой русской публикации повести М. Ауэзова «Лихая , 61.23kb.
Урок «Памяти»

по произведению Чингиза Айтматова

«Солдатенок».

«Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем».

А.Твардовский

ХОД УРОКА.

  1. Звучит песня «Журавли».
Музыка Я.Френкеля

Слова Р.Гамзатова

Н. Дербенёва

На фоне музыки слово учителя.

Вам, героям нашей страны, живые и павшие, известные и безымянные, посвящается.

В каждом районе, сельском поселении существует книга «Памяти» – о тех, кто погиб во время Отечественной войны и о тех ветеранах, кто умер в мирное время. Ветеранов с каждым днем становится все меньше. По нашему сельскому совету их осталось – 17 человек.

Тяжелую войну вынес на своих плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал, отдавал фронту последнее.

«Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас… Пусть эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!»

(Ю.Фучик)

Об этом же рассказ «Солдатенок» Чингиза Айтматова.

II. Рассказ ученицы о Ч. Айтматове.

Ч. Айтматов родился в 1928 году, лишился родителей и жил в детском доме. Юность писателя пришлась на годы Великой Отечественной войны, когда он вместе со всем народом переживал трудности, радовался победе, одержанной над врагом. В годы войны будущий писатель работал в колхозе; он встречал в те годы много солдатских вдов, детей, потерявших отцов на войне, поэтому ему близки и памятны страдания людей, и, когда начал писать, сделал их главными героями своих произведений.

После окончания Высших литературных курсов в Москве Ч. Айтматов пишет книги как на русском, так и на киргизском языках.

Русский язык стал для него вторым родным языком.

III. Учитель.

А сейчас мне хочется уточнить и остановиться на временных рамках:

1. Когда началась Великая Отечественная война?

2. Когда она закончилась?

3. Какие книги вы читали об этих событиях? (Богомолов «Иван», Катаев «Сын полка», Шолохов «Судьба человека», Л. Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре» и т.д.).

4. А знаете ли вы что-нибудь о современных войнах и какие фильмы смотрели? («Грозовые ворота», «Кукушка» - фильмы о конфликтах, о Чечне).

IV. Словарная работа:

  • Кошара
  • Стригальный сезон
  • Окотная компания
  • Сверхурочные дни
  • Коммутатор
  • Чабан
  • Отары
  • Джеенгуль
  • Токтосун
  • Авалбек

V. Работа по содержанию рассказа «Солдатенок».

Учитель: В рассказе Ч.Айтматова, описываются важные события 1941-1945 г.г. На фоне этих событий и рассматриваются глубокие переживания мальчика, неожиданно осознавшего потерю – гибель отца на фронте.

Беседа по вопросам:

  1. Где и когда происходит действие рассказа? (Действие рассказа происходит в кошаре, той белой кошаре, где каждый год проводят стрижку овец. Сюда, в кошару приехало кино. Картину начали показывать после работы, когда стемнело. Фильм был про войну)
  2. Как ведется повествование? Кто рассказывает историю? (Повествование ведется от лица автора. В своем рассказе автор показывает те трудности, что легли на плечи солдатам и в то же время не забывает о людях оставшихся в тылу).

VI. Выполнение заданий по содержанию текста (раздать вопросы).

3. Ответить на 2 – 3-ий вопрос текста.

4. Почему мать подтвердила Авалбеку, что солдат – артиллерист был его отцом (Он был очень похож на отца. Мать разволновалась и вспомнила мужа.

- «Мама, это мой отец?- переспросил Авалбек у матери

Что? – не поняла она. Сиди тише. Смотри.

Ты же сказала, что он мой отец.

Да, конечно, твой отец. Только не разговаривай, не мешай другим).

(Она хотела, чтобы сын знал, что его отец был храбрым солдатом, отдавшим свою жизнь за Родину и гордился им).

5. Разговор с Чабаном (инсценировка рассказа)

6. При каких обстоятельствах Авалбек по-настоящему пережил потерю отца, давно погибшего на фронте? (Когда он в фильме увидел, как сражался и как погиб солдат-артиллерист, которого он воспринимал как своего отца.)

  1. Композиционные особенности рассказа определяются двумя планами повествования:
а) планом настоящего (реальная жизнь людей в киргизском селе, жизнь главного героя Авалбека, которого автор называет сыном солдата (солдатенок)

б) планом прошедшего, запечатленного на экране (события Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

Переплетение этих двух планов происходит в то время, когда мальчик узнает в одном из артиллеристов, действующих на экране, своего отца. С этого момента он становится солдатенком, сыном солдата.

  1. В этом переплетении ярко выражается авторская позиция, гуманизм Ч. Айтматова. В словах, мыслях и чувствах автора мы видим высшую и главную оценку того, что мы называем памятью о погибших во имя жизни на Земле. Они живут в наших сердцах, в нашей памяти: «А в этот час Авалбек смотрел на отца глазами сына, и в его детской душе поднималась горячая волна сыновней любви и нежности».
  2. В центре рассказа два главных героя: солдат-артиллерист Токтосун и сын солдата Авалбек. В начале Токтосун предстает перед нами как безымянный герой войны, пришедший с экрана в мирную жизнь горного киргизского села. А затем в мужественном, сильном, храбром артиллеристе Авалбек узнает своего отца, который перестает быть для всех, для мальчика в особенности просто солдатом минувшей войны.

Процесс узнавания находит непосредственное отражение в языке рассказа: «Один из артиллеристов не был похож на русского». «И с этой минуты он стал его отцом». «А он, малыш, поверил и очень обрадовался, растерялся от этой неожиданной и незнакомой ему радости и по-детски возгордился им, своим отцом, солдатом». «Солдат на экране стал его отцом». «Он действительно был похож на военную фотографию отца, молодого солдата». «Сыну казалось, что и сам он там, рядом с отцом, в огне и в грохоте войны!»

  1. Сюжетная линия «узнавания» связана с моментами наивысшего напряжения повествования, когда все «перевернулось» в душе мальчика, и отношение к войне стало иным: «И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, и ничего смешного не было в том, как падали люди. Война стала серьезней, тревожней, страшней. И он впервые испытал чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хватало».
  • Словесный образ «узнавания» рисуется постепенно – мелкими, но точными языковыми штрихами, подчеркивающими внутреннее душевное состояние Авалбека: «Не был похож», «поверил», «обрадовался, растерялся», «был похож».
  • Глубина эмоционального состояния ребенка передается в словосочетаниях: «Глотать слезы», «раскинуть руки», «сжать кулаки».

Все это делает образ Авалбека «солдатенка» художественно правдивым и запоминающимся.

Вывод:

«Он не знал, что с этого часа в нем начал жить отец, давно погибший на войне».

Учитель:

А войны идут и в наши дни, где гибнут тоже дети. Конфликты в Чечне, Грузии, Беслане – Северной Осетии. Десятки тысяч погибших, так мало успевших в жизни и сделавших так неизмеримо много, отдав свою жизнь за Родину, всегда будут совестью всех нас, живущих.

Ученица:

Покуда сердца стучатся, -

Помните!

Какою ценой завоевано счастье, -

Пожалуйста, помните!

(Р. Рождественский)

Учитель:

Нашей школе в 2007 году исполнится 170 ЛЕТ – мы гордимся этим, но мы никогда не забудем о том, что здесь учились братья Суворовы.

(Рассказ о них).

Выступление детей «Памяти братьев».

Итог урока:

Они уходили твои одногодки,

Зубов не сжимая, судьбу не кляня.

А путь предстояло пройти не короткий:

От первого боя до вечного огня.

(зажечь свечу)

Песня «За того парня» музыка М. Фрадкина, слова Р. Рождественского. Исполняет учитель русского языка и литературы Иванова Галина Юрьевна.

Спасибо за урок и понимание!

НА РЕКЕ БАЙДАМТАЛ

«Разыгралась река Байдамтал;

Будь осторожен ночью через брод.

Но я буду ждать и тосковать,

Если ты не придешь на свидание…»

(Песня девушек Таласской долины)

Дождь обрушился внезапно. Мутные потоки, рожденные в мгновение ока, безудержно неслись по склонам, промывая зияющие овраги, с корнями вырывая старые ели, сталкивая в пропасти камни. В конце своего разрушительного бега они вливались в Байдамтал.

Почерневшая, вздувшаяся река клокотала в ущелье, не находя себе места. Было уже темно, и все же можно было разглядеть, как время от времени, вздыбившись черным валом, она набегала на берег. Ревущие волны со всего разгона ударялись о камни и, вдребезги разбившись, со стоном откатывались.

А через секунду вода и камень снова сшибались, наполняя ущелье грохотом.

Волнам тесно в стремнине. На бурунистых порогах они напирают друг на друга, кидаются вверх и кажется, что вот-вот сорвут люльку, подвешенную над рекой на стальном тросе. Ветер раскачивает люльку, и она жалобно скрипит.

Громадные черные скалы, угрюмо нависшие над бушующей рекой, казалось, были ко всему безучастны и равнодушны.

А на дворе, возле небольшого домика, выла собака. Усевшись под темным окном, она так нудно выводила свое: «А-у-у-у!..», что по спине проходил мороз. Ветер далеко разносил собачий вой по ущелью.

Асия не могла уснуть. Ей было особенно страшно, когда молнии, будто кто чиркал спичкой, сверкали под окном, и сквозь стекла, залитые мутными потоками дождя, заглядывали тучи, как лохматые чудовища. Ей даже чудилось, что они стучатся в окно. Асия испуганно прижимала к груди раскрытую книгу и боязливо закрывала глаза. Затаив дыхание, она прислушивалась.

Через стенку жила семья гидротехника Бектемира. Оттуда доносились обрывки слов, покашливание. Это отец Бектемира - старик Асылбай. Он мучился ревматизмом, и сегодня его кости, видно, еще больше разболелись. Он уже несколько раз принимался громко ругать собаку:

Пошел, Байкурен, пошел отсюда! Да замолчи, ты, проклятый пес, чтоб тебе на свою голову накликать беду! Замолчи!

Потом Асылбай подошел к двери Асии и, покашливая, заговорил сердитым голосом:

Ты не спишь, Асия? Лампа все горит! Лучше бы отдохнула, доченька! В книгу успеешь заглянуть и в другое время. Или боязно тебе, а?

Что вы, папаша! Не беспокойтесь! Ложитесь спать, укройтесь потеплее!

Да вот беда, не спится! Ненастье такое разыгралось! Да и собака, чтоб ей костью подавиться, дурно воет, на душе неспокойно…

Ах, боже ты мой, спал бы себе, старик, спокойно! Ребенка разбудишь! И что вам собака далась?.. Повоет, повоет и перестанет!..

Но туговатый на ухо Асылбай не унялся. Он начал перестилать постель и, ложась, громко забормотал:

Сохрани бог от напастей! Долго ли до беды!.. Вон как разошелся наш Байдамтал… Того и гляди сорвет люльку с каната… Ищи потом… Ой, наказание аллаха, поясницу ломит, ой, поясница моя!..

На рассвете, когда чуть только забрезжило над горами, Бектемир оседлал лошадь и поехал в сторону скалистого ущелья. Он спешил пораньше добраться туда и посмотреть - не снесли ли ночные потоки установленные им на звериных тропах капканы.

Дождь уже перестал, но тучи, тяжелые, как набрякшие кошмы, еще низко висели над землей. На вершинах и хребтах снег за ночь заметно осел, превратился из белого в сизо-водянистый. По ущелью от снежных залежей дул неприятный, резкий ветер. Прибитые к земле травы и кусты поднимались, отряхиваясь от воды.

Тропинка была скользкая, поэтому Бектемир ехал шагом. Опустив поводья, он задумался о своих делах. Вдруг лошадь остановилась и, несмотря на понукания, не двинулась с места. «Что же это такое, чего она насторожилась?» - подумал Бектемир и огляделся… В нескольких шагах от тропинки лежал человек. Бектемир обмер от неожиданности. Человек лежал вниз лицом на каменистой осыпи, под обрывом. На голове и на плече, выглядывавшем из разорванной куртки, запеклась кровь.

«Живой или мертвый?» - Бектемир, не слезая, осторожно приблизился, - «Кто же это такой?»

Здесь, на Байдамтале, никто не живет, на десятки километров вокруг нет селений. Правда, приезжают иногда охотники, так они все знакомые люди и непременно останавливаются на гидрологическом пункте посоветоваться с Бектемиром насчет охоты. Да этот человек и не похож на охотника. Подстрижен по-городскому, одежда замаслена, на руке часы.

Бектемир огляделся. Ясно, что этот человек всю ночь лежал под дождем. Его наполовину залила глина, стекавшая с обрыва. Сам он, видать, еще совсем молодой парень. Судя по изорванной на локтях и коленях одежде, он отчаянно боролся, хотел выползти наверх. Он и сейчас лежит так, словно ползет со дна обрыва: правая рука выброшена вперед, пальцы судорожно вцепились в камень. Откуда, с какой стороны он шел? Установить невозможно - дождь уже давно смыл все следы.

Неожиданно человек зашевелился и тихо простонал. «Ой, живой еще!» - обрадовался Бектемир и, соскочив с седла, схватил его за рукав:

Эй, товарищ! Слушай, товарищ!..

Тот не отвечал. Бектемир с трудом повернул его на спину, расстегнул ворот рубашки, положил руки на грудь. Сердце еще работало, Бектемир осмотрел его карманы, не нашел ничего, кроме комсомольского билета. Мокрые листки билета слиплись, чернила расплылись пятнами. Он с трудом прочитал три слова: «…Алиев Нурбек… 1930…»

Вот интересно! - покачал головой Бектемир. Потом он подвел лошадь так, чтобы было удобней положить Нурбека на седло.

«Пенициллин кончается, что делать?» - это были первые слова, которые услышал Нурбек, очень смутно, будто издали. Но он не знал, кто произнес их и к кому они относятся. Нурбек попытался открыть глаза, это ему не удалось, просто не хватало сил, и он вновь, как показалось ему, провалился куда-то в глубокую тьму.

Потом Нурбек почувствовал, что кто-то вливает ему в рот воду. Холодная струйка побежала по подбородку и проникла за пазуху. Нурбек открыл глаза. На этот раз он совершенно ясно расслышал, как кто-то, склонившись над ним, сказал:

Смотрите, Асылбай-ата. Он открыл глаза!

Нурбек определил по голосу, что это говорит или девушка, или молодая женщина. Но лица ее он так и не разглядел, глаза не видели ничего, перед ним все расплывалось, как в тумане. «Это, видимо, сон», - подумал Нурбек. Но тут заговорил кто-то второй, судя по всему, старый человек.

Ну, доченька, жизнь к нему вернулась! - и с облегчением вздохнул. - Доброе ты сделала, Асия! Вот это и есть - божья сила и помощь лекарств!..




Top