Чтение рассказа е пермяка смородинка. Отзыв о рассказе Е.Пермяка «Смородинка

Смородинка. Пермяк Евгений Андреевич

Танюша много слышала о черенках, а что это такое - не знала. Однажды отец принёс пучок зелёных прутиков и сказал: - Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать. Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки - чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша: - Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек? А отец отвечает: - Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст. Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их. Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелёгкая это работа. Сперва надо дёрн снять, потом комья разбить. А дёрн у земли толстый да жёсткий. И комья твёрдые. Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой. Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Всё сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать. Пришёл долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки. К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А ещё через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста. Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку: - Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растёт. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.
КОНЕЦ

Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов - предпочел псевдоним Пермяк.
"Выходец из коренной уральской среды, Евгений Пермяк принес в литературу свой опыт, свою трудовую биографию, во многом определившую творческую самобытность писателя. Ему не нужно было выдумывать героев. Его книги населены живыми людьми, выхваченными из самой жизни. Они прошли через сердце писателя, наделены его радостями и болями, живут в труде и борьбе, не кичатся подвигом и не ищут легкой доли", - писал московский публицист, писатель Виктор Гура. Евгений Пермяк поклонялся величию труда и воспевал его в своих романах, повестях и сказках. Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам "тайны цены" человеческого труда. Почти все книги писателя - о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве. И всегда во всех произведениях Евгения Пермяка "поет" живое народное слово.
http://modernlib.ru/books/permyak_evgeniy_andreevich/

Главная героиня рассказа Евгения Пермяка «Смородинка» — девочка Таня. Однажды Танин отец принес пучок прутиков, каждый размером с карандаш. Он сказал, что это черенки смородины и из них вырастут смородиновые кусты.

Таня с недоверием отнеслась к словам отца. Она видела, что у черенков нет корешков, и спросила об этом отца. Тот объяснил, что на черенках есть почки. Из нижних почек должны вырасти корешки, а из верхних – листочки.

Таня решила сама проверить, как из черенков вырастает смородина. В палисаднике, под окнами дома, была свободная земля, которая поросла сорняками. С помощью бабушки Таня убрала сорняки, сняла дерн и вскопала землю. По совету отца она разметила вскопанную землю шнурами, привязанными к колышками. Посадила Таня черенки смородины и стала ждать.

Через какое-то время из почек появились ростки, а потом и листочки выросли. К осени черенки превратились в маленькие кустики, которые на следующий год дали первый скромный урожай – по горсточке ягод с каждого кустика.

С тех пор люди стали звать Таню Смородинкой и хвалили ее за настойчивость и трудолюбие.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Пермяка «Смородинка» заключается в том, что освоить можно любое дело, главное, чтобы у человека было желание учиться. Таня ничего не знала о выращивании смородины, но ей очень хотелось вырастить из маленьких черенков полноценную смородину. Таня сумела добиться успеха, благодаря настойчивости и трудолюбию.

Рассказ учит не бояться трудностей и осваивать новые знания и умения.

В рассказе мне понравился папа Тани, который сумел разбудить в дочери интерес к выращиванию полезных растений.

Какие пословицы подходят к рассказу Пермяка «Смородинка»?

Глаза боятся, а руки делают.
Не боги горшки обжигают.
Что потрудился, то и поел.
Любишь смородину – люби и оскомину.

Тема урока: Е. Пермяк «Смородинка».
Дополнительное чтение С.Михалков «Прогулка».

Задачи урока:

Вырабатывать читательскую зоркость;
- обогащать словарь учащихся;
- обеспечивать правильную организацию восприятия;
- формировать нравственное понятие «труд»;
- учить работать с текстом; обучать пересказу;
- воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Оборудование урока:

Учебник «Литературное чтение» 2 класс, учебная хрестоматия 2 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, выставка книг Евгения Пермяка, правила поведения в природе.

Ход урока:

Проверка домашнего задания:

Перед вами схема пересказа рассказа «Как Алешке учиться надоело» С. Баруздина.

(обратить внимание на ошибку в последовательности событий)
-Восстановить последовательность и пересказать рассказ «Как Алешке учиться надоело».

3. Работа над новым материалом:
1) Организация класса:
Ребята, сегодня мы продолжим чтение произведений о детях и для детей и прочитаем рассказ Евгения Пермяка, с творчеством которого мы уже знакомились в 1 классе. Вот эти произведения: (на выставке) «Пичугин мост», «Торопливый ножик, «Про нос и язык», «Самое страшное».
-Послушайте рассказ этого автора, который называется «Смородинка».

2) Первичное знакомство с текстом:
(чтение рассказа учителем)

Понравился вам этот рассказ?

Хотелось бы вам быть похожими на героиню этого рассказа?

3) Аналитическое чтение произведения:

А) артикуляционная гимнастика; чтение длинных, трудночитаемых, неудобнопроизносимых слов (медленно, быстро, в темпе скороговорки)

Смородиновые в палисаднике
Вскопанная долгожданный
Проклюнулись у Калиниковых

Б) словарно- лексическая работа:

Дёрн - верхний слой почвы с травой;

В) Повторное чтение произведения хорошо читающими детьми:

Какую работу выполняла девочка? (выборочное чтение)
-повыдергивала лопухи, землю вскопала, дерн сняла, комья разбила, разметила шнуром и колышками, посадила рядками черенки;

Г) Деление текста на части и составление плана пересказа:

Смородиновые черенки.
Подготовка грядки.
Долгожданный день.

Дифференцированная работа.

1 группа хорошо читающие дети
2 группа слабо читающие дети

Пересказ по плану рассказа «Смородинка»
Работа в тетради стр.18 №3.

4. Физминутка.
5. Работа в учебной Хрестоматии:

А теперь пришло время работы в учебной Хрестоматии. Мы познакомимся с произведением Сергея Михалкова «Прогулка». Послушайте его, пожалуйста, и подумайте, о чем оно?
(чтение стихотворения учителем)

Итак, о чем рассказывает это произведение?
-В этом произведении говорится о том, как люди не берегут природу: разбрасывают мусор, жгут костры, а потом самим же негде отдохнуть.

Определите жанр и тему этого произведения.
-Мы прочитали стихотворение о детях, которое написал Сергей Михалков, называется оно «Прогулка».

Прочитайте, как начинается стихотворение?
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!

Какими словами заканчивается стихотворение?

Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти.

Ребята, сравните эти строки, что вы заметили?

Правильно ли вели себя отдыхающие у речки?
-Нет, отдыхающие вели себя неправильно.

А какие правила поведения в природе вы знаете, давайте вспомним.

Нельзя разводить костры
-нельзя бросать мусор
-нельзя рвать цветы
-нельзя разорять птичьи гнезда

(на доске вывешиваются правила поведения в природе)

Ребята, помните о том, как нужно вести себя в природе, берегите ее.

А теперь выполним задание в тетрадях. Откройте, пожалуйста, рабочие тетради на странице 19.
Задание1. (Подчеркнуть слова, которые выражают огорчение рассказчика)
Задание 2. Расставить в отрывке знаки препинания и прочитать его выразительно. теперь давайте выполним задание в тетрадях. природе, берегите ее.
еста.
ния говорится о том, что в воскресенье возле речки не

Итог урока:
Вот и подошел к концу этот урок. Над какими произведениями мы сегодня работали?
-Мы работали над рассказом Е.Пермяка «Смородинка» и стихотворением С.Михалкова «Прогулка».

Домашнее задание:
Подготовить пересказ рассказа «Смородинка» от лица Тани- 1 группа
Подготовить пересказ рассказа «Смородинка»- 2 группа
Тетрадь- страница 19 №, страница 18-№2.

Опять в школу!

Надоело учиться!

Хочу быть
врачом!

О детях и для детей

Ответы к стр. 18

Евгений Пермяк

Смородинка

Танюша много слышала о черенках, а что это - не знала.
Однажды отец принёс пучок зелёных прутиков и сказал:
- Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать.
Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки - чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша:
- Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек?
А отец отвечает:
- Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст.
Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их.
Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелёгкая это работа. Сперва надо дёрн снять, потом комья разбить. А дёрн у земли толстый да жёсткий. И комья твёрдые.
Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой.
Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Всё сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать.
Пришёл долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки.
К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А ещё через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста.
Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку:
- Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растёт. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.

Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки — чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша:

— Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек?

А отец отвечает:

— Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст.

Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их.

Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелегкая это работа. Сперва надо дерн снять, потом комья разбить. А дерн у земли толстый да жесткий. И комья твердые.

Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой.

Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Все сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать.

Пришел долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки.

К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А еще через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста.

Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку.




Top