Что делает арт-директор? Душа ночного клуба - это арт-директор.

Арт-директор - художественный руководитель творческого проекта. В нашей должностной инструкции арт-директора прописаны обязанности этого специалиста, в которые входят: организация, планирование и координация деятельности предприятия при осуществлении проектов, разработка планов проведения рекламных и арт-мероприятий.

Должностная инструкция арт-директора

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

1. Общие положения

1.1. Арт-директор относится к категории руководителей.
1.2. Назначение на должность арт-директора и освобождение от нее производится приказом генерального директора компании.
1.3. Арт-директор подчиняется непосредственно генеральному директору.
1.4. На время отсутствия арт-директора его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
1.5. На должность назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в системе проведения арт-мероприятий и рекламы не менее 2 лет.
1.6. Арт-директор должен знать:
- правила проведения арт-мероприятий и рекламной кампании для реализации работ проекта;
- систему организации развлечений и влияние их на потребителей;
- перспективы технического, экономического и социального развития системы организации развлечений;
- основы менеджмента и маркетинга, экономики;
- конъюнктуру рынка;
- порядок составления и согласования планов проведения арт-мероприятий и рекламных акций;
- порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров;
- налоговое законодательство;
- порядок ценообразования;
- трудовое законодательство;
- правила охраны труда в общественном питании;
- правила и нормы техники безопасности, противопожарной защиты, производственной санитарии и гигиены;
- основы делопроизводства и документооборота;
- основы менеджмента и маркетинга;
- деловое общение, технику ведения деловых переговоров;
- основы компьютерной грамотности;
- офисную оргтехнику;
- потребительские предпочтения;
- основы рекламной деятельности;
- методы и приемы связей с общественностью;
- технику проведения и методы успешной презентации;
- методы изучения отзывов гостей;
- основы бухгалтерского учета;
- практику добросовестного ведения бизнеса;
- культуру речи, этику и этикет.
1.7. Арт-директор руководствуется в своей деятельности:
- законодательными и нормативными документами, методическими материалами по вопросам развлечений и рекламы;
- постановлениями, распоряжениями, приказами, другими руководящими и нормативными документами вышестоящих организациями и других органов;
- целями и задачами, распоряжениями и инструкциями, получаемыми от руководства;
- принципами рациональной организации труда;
- уставом предприятия, правилами внутреннего трудового распорядка, устными и письменными приказами и распоряжениями администрации;
- настоящей должностной инструкцией.

2. Функциональные обязанности арт-директора

Арт-директор выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Обеспечивает прибыльность предприятия.
2.2. Несет полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества при подготовке и проведении арт-мероприятий и рекламных акций.
2.3. Владеет принципами организации арт-мероприятий, рекламных акций.
2.4. Осуществляет организацию, планирование и координацию деятельности предприятия при осуществлении проектов, направляет свою деятельность на совершенствование качества и конкурентоспособности оказываемых услуг с учетом потребностей посетителей.
2.5. Получает от руководства техническое задание и согласовывает с ним основные цели и задачи проекта.
2.6. Принимает непосредственное участие в разработке и производстве рекламных средств.
2.7. Разрабатывает планы проведения рекламных и арт-мероприятий, определяет конкретных носителей.
2.8. Определяет количество и оценивать стоимость ресурсов, необходимых для осуществления конкретного проекта.
2.9. Оценивает стоимость и определяет предварительную смету затрат проекта, вносит поправки в смету затрат по ходу его реализации.
2.10. Выбирает команду проекта.
2.11. Производит поиск подрядчиков для реализации проекта, заключает с ними договоры.
2.12. Организовывает сотрудничество с организациями-исполнителями творческих концепций: типографиями, рекламными агентствами, телекомпаниями, печатными изданиями и др.
2.13. Оформляет и получает документы (разрешения), необходимые для исполнения проекта.
2.14. Обеспечивает оформление залов и размещение рекламных материалов согласно условиям реализации проектов.
2.15. Реализовывает готовые проекты.
2.16. Проводит анализ результатов завершенных проектов.
2.17. Ведет историю работ по каждому проекту.
2.18. Ведет внутренний документооборот в соответствии с установленной на предприятии формой отчетности (финансовый отчет, бухгалтерские документы).
2.19. Составляет и своевременно представляет отчетность о работе, обеспечивает достоверность учета и отчетности.
2.20. Отслеживает и доводит до сведения руководства современные тенденции (предприятий данного сегмента) и формирует предложения по дальнейшему развитию предприятия.
2.21. Соблюдает правила и нормы охраны труда и техники безопасности, требования производственной санитарии и правила личной гигиены, требования противопожарной безопасности, гражданской обороны, производственной и трудовой дисциплины, правила внутреннего трудового распорядка.
2.22. Планирует и проводит анализ эффективности использования рабочего времени.
2.23. Обеспечивает высокий уровень эффективности проводимых мероприятии, максимально удовлетворяя запросы потребителей.
2.24. Работает с претензиями и пожеланиями посетителей.
2.25. Обеспечивает конфиденциальность коммерческой деятельности предприятия.
2.26. Арт-директор не дает интервью, не проводит встречи и переговоры, касающиеся деятельности предприятия, без разрешения генерального директора.
2.27. Соблюдает внутрифирменную методику разрешения проблем.
2.28. Доброжелательно относится к посетителям, разрешает конфликтные ситуации.
2.29. Рационально организовывает текущий рабочий день.
2.30. Поддерживает свой общекультурный уровень.
2.31. Работает в команде.
2.32. Точно и четко выполняет работу, непрерывно повышает компетентность.
2.33. Быстро и правильно реагирует на изменение ситуации, готов к переменам, владеет программным обеспечением. Использует офисную оргтехнику, умеет работать с электронной почтой и Интернетом.
2.34. Проявляет инициативу и принимает решения в рамках компетентности.
2.35. Владеет методами психологического контроля ситуации.
2.36. Планирует профессиональную карьеру.

3. Права арт-директора

Арт-директор имеет право:

3.1. Запрашивать и получать от структурных подразделений и специалистов информацию, материалы и документы, необходимые для исполнения свои функций.
3.2. Участвовать в обсуждении проектов решений, касающихся деятельности предприятия.
3.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.
3.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений к решению возложенных на него задач.
3.5. Вносить предложения администрации по улучшению работы предприятия, увеличению прибыльности и улучшению качества предоставляемых услуг в рамках своих должностных обязанностей.
3.6. Сообщать руководству обо всех выявленных в процессе исполнения своих обязанностей недостатков в производственной деятельности предприятия или структурных подразделений и вносить предложения по их устранению.
3.7. Арт-директор имеет право на зачисление выполненных проектов в личное портфолио как авторских разработок.

4. Ответственность арт-директора

Арт-директор несет ответственность за:

4.1. Результаты производственной деятельности в рамках проведения арт-мероприятий и рекламных акций.
4.2. Ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством РФ.
4.3.Правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
4.4. Причинение ущерба производству - в порядке, установленном действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.
4.5. Последствия принятого им необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб.
4.6. Использование вверенного ему имущество и средств в собственных интересах или в интересах, противоположных интересам собственников, - в пределах, установленных гражданским, уголовным, административным законодательством РФ.
4.7. Недостоверную информацию при выполнении производственных заданий, нарушение сроков их исполнения.
4.8. Невыполнение приказов, распоряжений генерального директора.
4.9. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных на предприятии.
4.10. Разглашение коммерческой тайны.
4.11. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу нормальной (безопасной) деятельности предприятия, его работникам.
4.12. Арт-директор несет персональную ответственность за качество реализации творческой идеи, ее этическую, смысловую нагрузку, за влияние на потребителя творческой стороны рекламы.

Арт-директор – это специалист, отвечающий за художественное направление деятельности компании. Его обязанностью является разработка общей творческой концепции отдельного проекта или деятельности организации в целом, а также ее внедрение и контроль. Данная профессия требует наличия креативного мышления и навыков управления людьми.

Какие задания выполняет арт-директор

Задачи арт-директора определяются в зависимости от специфики организации. В большинстве случаев перечень задач включает:

  • создание и внедрение стратегии визуальной подачи товара, отдельного проекта или бренда;
  • разработку дизайна;
  • управление командой дизайнеров, фотографов, режиссеров, промоутеров;
  • курирование процесса реализации созданной стратегии;
  • изучение требований заказчика и планирование новых проектов;
  • налаживание связей со сторонними исполнителями, партнерскими организациями.

Арт-директор – это лицо, отвечающее не только за генерирование идеи, но и за качество ее исполнения и соблюдение сроков реализации.

Нужен ли он в компании

Работа арт-директора необходима в сферах, требующих особого креативного подхода для развития своей деятельности. К таким сферам деятельности относятся рекламный бизнес, дизайн-студии, брендинг, полиграфия, кино, ресторанное дело, индустрия развлечений и СМИ .

Арт-директор – это прежде всего специалист, который дает направление работы всему отделу или компании в целом. Его можно сравнить с шеф-поваром в ресторане: нужно не только уметь готовить разные блюда, но правильно их презентовать. В этом он отличается от дизайнеров и других исполнителей.

Задачи, которые выполняет арт-директор, отличаются в зависимости от сферы деятельности организации.

Дизайн-студии и брендинговые агентства

В дизайн-студиях и брендинговых агентствах арт-директор выполняет следующие задачи:

  • разработка фирменного стиля;
  • разработка товаров и услуг;
  • создание концепции бренда;
  • разработка дизайна упаковки;
  • разработка дизайна полиграфической продукции;
  • разработка дизайна сайта;
  • создание бренд-бука.

В подчинении у арт-директора находится команда дизайнеров. Он полностью организовывает работу команды, следит за качеством выполнения работ и соблюдением сроков, следит за технической реализацией дизайнерских разработок. Он ведет общение непосредственно с заказчиком по вопросам дизайна проекта. Активно сотрудничает с копирайтером, а также отделом маркетинга и планирования.

Рекламные агентства

В рекламном агентстве арт-менеджер работает в креативном отделе совместно с копирайтером . Вместе они генерируют идеи, при этом арт-директор несет ответственность за визуальную часть, копирайтер – за вербальную. Руководит ими креативный директор.

Арт-директор должен отследить весь путь идеи от возникновения до момента, когда она выйдет в эфир . Исключительно от него зависит, сохранить ли идея свою целостность в процессе реализации и какого качества будет ее воплощение – это полностью его ответственность.

Работа арт-директора начинается с брифа . Бриф – это задача, которую ставит клиент агентству, причем задача может быть нестандартная. Арт-менеджер должен проанализировать бриф, изучить аудиторию и придумать решение, как выступить перед ней с определенным посланием. Он должен вести диалог с заказчиком, уточнять и корректировать пункты брифа.

После изучения задачи, арт-директор и копирайтер генерируют ряд идей для ее решения . Эти идеи оцениваются сначала внутри агентства, а затем проводится презентация для клиента. За визуальную часть презентации отвечает также арт-директор.

После того, как концепцию одобрил заказчик, выстраивается стратегия ее реализации. Арт-директор составляет набор понятных для своей команды задач. Ему подчиняются дизайнеры, фотографы, иллюстраторы, режиссеры как штатные, так и привлеченные со стороны. Все они получают творческие задачи напрямую от него.

Индустрия развлечений

В ночных клубах, ресторанах, барах предусмотрена штатная должность арт-директора. Компетенция такого сотрудника зависит от уровня развлекательного заведения.

Самой важной задачей арт-директора является продвижение заведения. Он должен создавать и контролировать полную концепцию и стилистику заведения, определять вектор его развития.

В эпоху, когда новые заведения открываются как грибы, только от него зависит заметит ли публика новинку или нет.

Арт-директор развлекательного заведения должен:

  • определить целевую аудиторию;
  • разработать концепцию заведения;
  • разработать рекламную компанию;
  • определить, как будет позиционироваться заведение в средствах массовой информации;
  • проводить тематические шоу-программы для привлечения целевой аудитории.
  • следить за трендами в индустрии.

В процессе своей деятельности арт-директор взаимодействует со штатными или привлеченными со стороны дизайнерами, промо-группами, артистами, рекламными агентствами и СМИ.

Издательства

В печатных издательствах арт-директор разрабатывает общий стиль оформления журналов и газет. Он подбирает сетку верстки, типографику. Определяет, по каким канал продвижения будет распространяться журнал или газета и в соответствии с этим разрабатывать необходимые визуальные решения.

Он устанавливает связи с руководителями различных рубрик . Имеет в своем подчинении команду дизайнеров и специалистов по верстке и цветокоррекции. Активно сотрудничает со сторонними фотографами и придумывает идеи для фотосессий. Сам он подчиняется непосредственно главному редактору.

Требования к специалисту

Арт-директор должен обладать навыками профессионального дизайнера , знать законы композиции и колористики, обладать художественным вкусом. Приветствуется знание английского языка, так как большая часть терминологии представлена именно на английском.

Арт-директор – это художник и руководитель одновременно, поэтому кандидат на должность обязан соответствовать множеству требований:

Плюс ко всему, арт-директор должен уметь продавать свои идеи . Ему платят за то, что он уверен в своей концепции.

Общие положения инструкции

Арт-директор обязан знать:

  • документацию, устанавливающую порядок деятельности предприятия;
  • закон о рекламе, защите прав потребителей, защите авторских прав;
  • основы дизайна и сценической деятельности;
  • основы менеджмента и маркетинга;
  • этикет и общение;
  • психологию и социологию;
  • специализированные компьютерные программы, графические редакторы, средства вычислительной техники, средства коммуникации и связи;
  • составление и заключение договоров;
  • специализированную терминологию;
  • порядок оформления внутренней документации;
  • трудовой закон.

Назначение на должность осуществляется приказом Генерального директора.

Должностные обязанности

Арт-директор:

  • контролирует творческую деятельность отдела рекламы и маркетинга;
  • возглавляет отдел дизайна;
  • обсуждает с клиентом главные элементы развлекательных мероприятий и маркетинговых кампаний;
  • выявляет потребности и желания клиента;
  • составляет план мероприятий, акций, банкетов;
  • организовывает работу своей команды, разъясняет основную концепцию и направление рекламной кампании или развлекательного мероприятия;
  • участвует в технической реализации проекта, несет ответственность за визуальное восприятие продукта;
  • контролирует разработку рекламных посылов, слоганов, лозунгов, действующих на сознание потребителя;
  • вносит коррективы в план развлекательных мероприятий;
  • определяет основные каналы распространения рекламы;
  • считает сметы и ратифицирует их у руководителя;
  • контролирует весь процесс реализации одобренной концепции;
  • налаживает связи с рекламными и иными организациями, услуги которых необходимы для реализации проекта.

Ответственность и права

Арт-директор имеет право:

Арт-директор несет ответственность:

  • за несоблюдение профессиональных обязанностей, прописанных в инструкции;
  • за профессиональные действия, повлекшие за собой нарушения закона;
  • за материальные убытки организации, возникшие в результате профессиональной деятельности.

Преимущества и недостатки профессии

Преимущества:

  • высокий спрос на рынке труда;
  • хорошее вознаграждение;
  • увлекательная креативная деятельность;
  • большой потенциал для карьерного роста;
  • творческая реализация.

Недостатки:

  • большая ответственность;
  • потребность совмещать творческую и организаторскую функции;
  • необходимость обладать широким набором знаний и навыков.

Интересное видео для тех, кто хочет построить карьеру бильд-редактора.

Думать — самая сложная из работ.

Именно поэтому так мало людей ее делают.
Форд Генри

Писать о том, кто, чем занимается, что входит в компетентность рекламщика, астронавта, сантехника или штатного журналиста можно больше, чем много. А можно не спорить. Но не следует спорить о том, чем занимается арт-директор. Не следует по причине, в основе которой лежит единственно верная истина: работа любого арт-директора, будь то арт-директор рекламного агентства, ночного клуба, целого развлекательного комплекса или миленького уютного ресторанчика не оспаривается потому, что она не выполняется по шаблону.

Арт-дирекшн: что это?


В мире все циклично. Поэтому все повторяется. К примеру, через примерно равные временные отрезки появляются на рынке труда профессии, которые являются очень непонятными для огромного количества людей, но поскольку эта профессия является «чем-то модным», то она нужна. 10-15 лет назад это был пиарщик. Хотя на западе эта профессия давно не в ходу, у нас она еще не до конца понятна людям. Теперь появился арт-директор. Сразу опровергнем мнение, что нет таких профессий. Элементарно появилась форма двух важнейших составляющих бизнеса: «PR-специалист и арт-директор». Говоря о том, кто такой арт-директор, лучше сказать о том, что такое арт-дирекшн.

Арт-дирекшн – это направление визуально — креативного ведения бизнеса для клиента, выполняемое определенным специалистом – арт-директором. При этом следует уточнить, что арт-директор, не смотря на присутствие в определении слова «директор», как правило, «является свободным игроком». Арт-директор, в особенности, если говорится о заведении, является своеобразным человеком-аркестром и дирижером одновременно.

Рынок меняется столь стремительно, что очень многие игроки, не успевают адаптироваться к новым условиям и «сгорают». Или адаптируются. Сегодня подавляющая часть российского бизнес-рынка поделена и насыщена. Количество заведений уже подходит к «удовлетворительному», а потому рынок начинает работать по-новому закону: не на количество посетителей, а на качество проведенного посетителем времени в ресторане с точки зрения самого посетителя.

Арт-директор: кто это?

Но все эксперты сходятся в одном: главное в арт-дирекшене идея.

Сегодня арт–директор в заведении – мультипрофессионал. Особенно сейчас, в забавные, но непростые времена, когда границы функций и компетенций размываются десятибальными штормами бизнес-импровизаций. Канули в глубокую Лету времена дикого бизнеса. Потихоньку в тех же пучинах скрываются времена жестко разграниченных полномочий. Арт-директор – это человек, который должен уметь не очень многое, а просто все. Он должен обладать такими знаниями и опытом, которых хватит для решения или предупреждения различного рода ситуаций:

Шаг третий: PR
Арт-директор в заведении, в основном, птица свободная. Конечно, все зависит от формата заведения, от корпоративной культуры этого заведения и от личности арт-директора. Именно поэтому в элитных заведениях личность арт-директора, как правило, личность очень и очень многогранная. Это часто может быть композитор, музыкант, художник, писатель. По этой причине думающий и профессиональный арт-директор будет задумываться о том, как с помощью заведения раскрутить и свое имя. А для этого наилучшим методом является работа с прессой. Вот здесь мы и подходим к высшему пилотажу арт-дирекшена в заведении: PR.

Арт-директор - художественный руководитель и воплотитель проекта.

От англ. art - искусство. Профессия подходит тем, кого интересует экономика, психология, рисование и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Арт-директор может работать в областях, требующих применения творческих и организаторских способностей. Это может быть издательское дело, дизайн, брендинг, реклама а также индустрия развлечений. Все эти области накладывают на данного специалиста несколько разные обязанности.

В дизайн-студиях и брендинговых агентствах арт-директор занимается разработкой фирменного стиля различных компаний и их товаров или услуг, работает над концепцией бренда, дизайном упаковки, сопутствующей полиграфической продукции и web-сайта, а также создает бренд-буки (многостраничные документы, объясняющие концепцию бренда, содержащие руководство по работе с графическими составляющими его стиля).

Арт-директор руководит штатом дизайнеров в процессе работы над различными проектами. Отвечает за качество творческой работы и сроки её выполнения, контролирует процесс технического воплощения дизайна (в печати, в нестандартных конструкциях и т.п.). Общается с заказчиком по вопросам художественной части ведения проекта, сотрудничает с внутренним отделом маркетинга и стратегического планирования и может работать в паре копирайтером.

В издательствах арт-директор занимается художественным оформлением книг или журналов и газет. Он подчиняется главному редактору издания, работает сообща с редакторами различных рубрик, имеет в подчинении дизайнеров, иллюстраторов и технических специалистов, которые занимаются версткой и цветокоррекцией. Для журнала или газеты арт-директор разрабатывает общую концепцию издания, сетку верстки, выбирает шрифты. В глянцевых журналах он также придумывает идеи для фотосессий и контролирует их воплощение, как и воплощение всего журнала. При разработке книг, арт-директорработает над стилем издания, соблюдая требования ГОСТ, особенно при работе с детскими книгами, где важно соблюдение требований к размеру шрифта, контрасту цветов и выбору бумаги.

Арт-директор рекламного агентства подчиняется руководителю творческой группы и креативному директору. Работает в паре с копирайтером. В его подчинении может находиться дизайнер, а также подрядчики (фотографы, иллюстраторы, режиссеры, привлечённые со стороны), перед которыми он ставит творческие задачи. Обычно креативная пара (копирайтер и арт-директор) предлагают несколько концепций, арт-директор отвечает за их визуальную часть. Далее идет оценка предложений сначала внутри агентства (проверяется соответствие заданию и духу бренда, оценивается неожиданность и свежесть решения). Когда концепции одобрены внутри агентства, их представляют клиенту, т.е. проводят презентацию, визуальную часть которых также готовит арт-директор.

После утверждения одной из концепций клиентом идет уже конкретная работа над проектом рекламной кампании. На этой стадии работы наиболее активно подключается дизайнер, занимающийся визуализацией идей креативной пары и созданием дизайна. Арт-директор, как ответственное лицо, контролирует качество всех этапов работы, включая допечатную подготовку, техническое воплощение нестандартных конструкций и видеосъемку рекламных роликов.

В небольших рекламных агентствах арт-директор выполняет вышеперечисленные функции лишь частично. Здесь он занимается разработкой дизайна полиграфической и сувенирной продукции, упаковки, фирменного стиля и является по сути старшим дизайнером. Подчиняется непосредственно генеральному директору или начальнику отдела дизайна.

В индустрии развлечений арт-директор работает с клубами, ресторанами и другими развлекательными заведениями. В его обязанности входит подбор репертуара, соответствующего стилю заведения, и организация концертов и вечеринок. Он также занимается продвижением этих заведений, то есть часто выступает как менеджер и PR-специалист. Следит за модой и новинками в шоу-бизнесе.

Важные качества

Не смотря на все различия содержания работы в таких разных областях, все арт-директора должны обладать следующими качествами. Арт-директору необходимо иметь образное мышление, чувство стиля, развитый художественный вкус, чувство формы и цвета, уверенность в своих силах, инициативность, высокую трудоспособность, хороший управленческий потенциал, харизму, дипломатичность и чувство такта.

Знания и навыки

Арт-директору необходимо иметь глубокие знания в области современного дизайна, рекламы и культуры, навыки разработки концепций рекламных акций, стиля изданий или образа бренда, опыт руководства штатом подчиненных сотрудников и подрядчиков, опыт презентации идей и конкретных разработок клиентам и умение защищать проект, умение работать в коллективе, планировать свою работу и подразделять ее на этапы.

Ему также важно обладать знаниями в области истории и теории дизайна и искусства, шрифта, цвета и композиции. Кроме того, арт-директор должен профессионально владеть компьютерными программами, такими как Photoshop, Illustrator, InDesign и другими. Необходимо обладать знанием закона об авторском праве. Арт-директор должен следить за новинками в своей области работы и идти в ногу со временем, отслеживая модные тенденции и изучая психологию и убеждения целевой аудитории.

Где учат

Подобное образование можно получить в вузах, имеющих факультеты рекламы и дизайна. Лучше всего обучаться в престижных вузах, например,таких как

  • Международный институт рекламы или МГХПА им. С. Г. Строганова.

Возможно также получение практических навыков на специализированных курсах, которые проводятся в таких образовательных учреждениях как

  • Академия коммуникаций или Британская высшая школа дизайна.

Мир профессий велик и разнообразен. Он, как живой организм, постоянно растет и обновляется. С развитием экономики, технического прогресса, уровня жизни в целом возникают одни специальности и исчезают другие. Одной из новых, востребованных сегодня должностей является арт-директор. О том, в каких сферах она имеет значимость, что входит в круг обязанностей этого специалиста и какими качествами необходимо обладать для работы, и пойдет речь в нашей статье.

Возникновение профессии

Данная должность появилась относительно недавно: около 20 лет назад. Ее появление было связано с быстрым развитием рекламного бизнеса. Во время стремительного роста конкуренции возникла необходимость в специалисте, который сможет продуцировать курировать создание креативных проектов, организовывая работу творческого отдела.

Первые представители профессии не имели были художники-оформители, сотрудники издательств, одним словом, люди, связанные с творчеством. Именно у них были необходимые арт-директору навыки: чувство цвета, умение рисовать, знание оформительских стилей и видов шрифтов.

Значение термина

Если исходить из названия профессии, где art (англ.) — это искусство, а director —руководитель предприятия, можно сделать вывод, что эти 2 составляющие дословно означают "творческий начальник", то есть человек, который возглавляет целый отдел сотрудников данного направления, сам выдвигает новые идеи и способствует их воплощению. Он курирует творческую деятельность компании и непосредственно отвечает за реализацию креативных проектов. Как правило, в работе напрямую сотрудничает с фотографами, редакторами, дизайнерами, копирайтерами и другими представителями данной сферы.

Объем работы, возложенных обязанностей и штат подчиненных всегда зависит от профессиональных качеств сотрудника и масштаба организации, в которой он работает.

Сегодня должность арт-директора относится к управленческим и имеет ряд других названий: арт-менеджер, художественный руководитель, администратор... Сверхзадача деятельности этого сотрудника — повышение прибыли заведения.

Необходимый сегмент рынка труда

Эта профессия, как правило, является востребованной в сферах, связанных с творчеством. Среди них: издательство, дизайн, кино, телевидение, реклама, развлечения, Интернет, создание видеоигр, брендинг и т. п. Во всех этих направлениях "творческий руководитель" выполняет как общие задачи, так и специализированные (в зависимости от рода деятельности компании).

Должностные обязанности

Работа арт-директора сводится к выполнению двух основных функций, а именно:

1. Творческой:

  • Создание концепции бренда.
  • Выбор средств СМИ для проведения рекламной кампании.
  • Подготовка контента для интернет-ресурса.
  • Работа в социальных сетях.
  • Подготовка материалов для пиара (подготовка полиграфии, макетов, эскизов рекламной продукции).
  • Внедрение акций и специальных предложений для клиентов.
  • Работа над презентациями бренда.

2. Управленческой:

  • Совместная работа с творческой группой дизайнеров, авторов, художников и других задействованных специалистов над созданием проекта, контроль за выполнением в срок поставленных им задач.
  • Анализ рынка и стратегическое планирование работы отдела.
  • Мониторинг результатов проведения рекламной кампании.
  • Составление отчетов.
  • Подписание договоров с подрядчиками.
  • Коммуникация с партнерами компании.

По необходимости в работу арт-директора входит организация фото- и видеосъемки, осуществление продаж, подготовка участия в тендерах.

Следует отметить, что список данных обязанностей является общепринятым, так как в зависимости от творческого направления специалист будет иметь дополнительный объем работы.

Особенности профессии в различных сферах

Каждое творческое направление накладывает на арт-директора дополнительные обязанности. Так, например, в студиях дизайна и брендинговых компаниях одной из главных задач данного сотрудника является создание уникального стиля компании, ее товаров и услуг, подготовка типографской рекламной продукции и разработка эскиза упаковки товара.

В издательском деле в обязанности арт-директора входит работа с редакторами рубрик, дизайнерами, иллюстраторами и техническими работниками над художественным оформлением печатной литературы. Он анализирует общий замысел издания, разрабатывает сетку верстки, делает подбор шрифтов, в случае необходимости предлагает идеи для фотосессии. При создании типографской литературы именно творческий директор следит за соответствием требованиям ГОСТ, особенно для маленьких читателей.

Незаменим представитель данной профессии и в индустрии развлечений, а именно в ресторанах и ночных клубах. Здесь к его обязанностям относится анализ потребностей клиентов, составление плана зрелищных мероприятий и смет расходов, выбор средств СМИ для проведения рекламы, менеджмент творческих идей и концепций. При этом арт-директор ресторана проводит анализ конкурентной среды, рекламные фотосессии, работает над отзывами посетителей.

В ночном клубе творческий руководитель выполняет административные функции: ищет и привлекает арендаторов для проведения заказных мероприятий, занимается организацией концертов, вечеринок, зрелищных шоу-программ и выполняет все сопутствующие задачи (подбор репертуара, подписание договоров с артистами, бронирование гостиниц), работает над продвижением заведения (размещает информацию на сайте, занимается подбором контента и дизайном рекламной продукции). Арт-директор клуба также постоянно следит за выполнением сотрудниками своих обязанностей с целью слаженной работы заведения.

Для хорошей личной результативности и умелого управления творческим отделом необходимы определенные навыки:

  • умение работать в офисных программах: Excel, Power Point, Word;
  • владение графическими программами (Photoshop, Adobe Illustrator, CorelDRAW, InDesign);
  • понимание основ композиции и графического дизайна;
  • скетчинг;
  • верстка.

Обязательной для творческого руководителя является грамотная речь, так как итог его деятельности напрямую зависит от умения достигать взаимопонимания с сотрудниками, клиентами и партнерами по бизнесу.

Личные качества управляющего отделом

Арт-директор - довольно ответственная профессия, поэтому человеку, решившему заниматься данным видом деятельности, должны быть присущи:

  1. Организаторские способности.
  2. Стрессоустойчивость.
  3. Целеустремленность.
  4. Решительность.
  5. Креативность.
  6. Лидерские качества.
  7. Ответственность.
  8. Коммуникабельность.

Имея все вышеперечисленные качества и профильное образование, можно добиться хорошей результативности в профессии и достойной оплаты своего труда.

Необходимое образование

Как показывает анализ требований к должности арт-директора (вакансии по России), соискатель должен иметь высшее профильное образование (художественное), поэтому для обучения в вузе подходят специальности "Арт-менеджмент", "Предпринимательство в культуре" и т.п. Не лишними будут дополнительные курсы в коммерческих заведениях, таких как Школа дизайна и компьютерной графики. А для тех, кто хочет получить должность в крупной компании, работающей на международном рынке, необходимо хорошее владение английским языком.

Возможности карьерного роста

Профессия арт-директора относится к престижным, так как это руководящая должность с хорошей заработной платой. Понятно, что не все дается сразу, и иногда продвижение по служебной лестнице начинается с простого менеджера, но при полной самоотдаче и целеустремленности можно сделать отличную карьеру. Так, имея хорошие организаторские способности, опыт работы и лидерские качества, вполне возможно за короткий срок получить вышеупомянутую должность с хорошей оплатой. Сегодня начинающий арт-директор (Москва), по данным специализированных по трудоустройству сайтов, получает 30-40 тысяч рублей, а профессионал — от 50 до 150. Необходимо учитывать, что данный специалист имеет большой круг обязанностей и немалую ответственность, поэтому его финансовое вознаграждение напрямую зависит от уровня профессионализма, объема и результативности выполняемой работы.

При желании, постигнув все азы этой творческой профессии, человек может открыть свою фирму, набрать штат сотрудников и успешно заниматься любимым делом.

Таким образом, услуги арт-директора сегодня достаточно востребованы. В сфере образования имеются все возможности для получения нужной специальности, а рынок труда наполнен интересными и перспективными предложениями для соискателей в этой сфере. Данная должность идеально подойдет людям, которые не любят однообразия, могут работать в условиях многозадачности, не боятся трудностей и хотят стать успешными в своей профессии.




Top