Что делает помощник режиссера в театре. «Однажды я выключила свет, когда балерины еще танцевали»

На Земле

безжалостно маленькой

жил да был человек маленький.

У него была служба маленькая.

И маленький очень портфель.

Р. Рождественский

Почему «хлопушка»?

Почти у каждой профессии есть отличительные признаки. Сложно представить художника без кистей, строителя без каски, бухгалтера без калькулятора. А у помрежа есть хлопушка. Она состоит из двух частей: доски и бруска на шарнире. На хлопушке пишется основная информация о фильме (рабочее название, режиссер, оператор), а также вспомогательная (дата съемки, сцена, кадр, дубль). Звук хлопушки позволяет монтажеру совместить звуковую и видеодорожку. Забавно, что часто хлопушка не выполняет своих первоначальных функций, так как звук пишется вчерне, и предполагается дальнейшее озвучивание фильма. Но и в этом случае помреж не сидит сложа руки (в самом прямом смысле).

Команда «Начали!»

В кармане у него: несколько маркеров, губка, чтобы стирать старые записи, секундомер, тейп (киношный скотч), мелки и, как показывает практика, еще и маленькая камера хранения для актерских вещей. После команды режиссера «Камера!» помреж, с хлопушкой наперевес, бежит в кадр. Правильно показать ее на камеру — тоже важное умение, которое приходит с опытом. Позиция помрежа зависит от того, какую оптику выбрал оператор. Дождь ли, снег — помреж всегда должен быть на посту.

Предположим, что снимается крупный план актера в болоте длиннофокусным объективом. Ничего не поделаешь, придется, предусмотрительно надев резиновые сапоги, лезть в болото к актеру, держать хлопушку у его лица, дожидаться команды «Начали!», хлопнуть, а потом, прыгая с кочки на кочку, со всех ног убегать из кадра, не забывая запустить секундомер.

Пока бегут секунды, нужно быстро переписать информацию на хлопушке и сделать пометки в монтажном листе. Слушать режиссера, писать комментарии для монтажера, отмечать лучшие дубли — также обязанность помрежа. Среди десятков листов у помрежа хранится режиссерский сценарий, где он зачеркивает отснятые сцены. В любой момент к «хлопушке» может подойти режиссер и задать каверзный вопрос: «Сколько длился дубль?», «Сняли ли сцену № 5?» и т. п.

Солнце еще высоко

У помощника режиссера нет возможности отдохнуть на съемочной площадке, хотя важность его работы не всегда и не для всех очевидна. В обязанности «хлопушки» входят и такие нехитрые занятия, как принести кофе режиссеру, что отнюдь не добавляет его роли значимости. Но если работаешь хорошо, есть возможность вырасти до второго режиссера. Правда, стоит быть готовым, что и в этой роли придется иметь железные нервы. Помощником режиссера работают девушки, обычно это студентки университетов кино или недавние выпускницы. Киношная смена длится 12 часов, практически все это время приходится бегать — эта работа не для ленивых. Съемки могут быть как в павильоне, так и на натуре: в дождь, снег, ночью, в болоте, на высоте 1000 метров. Поэтому хорошим здоровьем обладать просто жизненно необходимо.

На время съемок вся группа становится большой семьей, в условиях стресса нервы напрягаются до предела, и стоит больших трудов не сорваться на коллегу. Но киношный народ отходчивый, и если случается какое-то недопонимание, оно быстро разрешается во время обеда или после смены. Умение минимизировать конфликты и не создавать ссоры пойдет помрежу на пользу.

Общение с представителями других цехов (реквизит, костюмы, грим) часто приводит к тому, что помрежи обучаются профессии реквизитора или костюмера. Такая разносторонность повышает шансы работать на наиболее интересном проекте. Вакансии о работе в кино не найти на сайте вроде Rabota.ru, информация передается исключительно «сарафанным» радио.

Чего ради?

Несмотря на все очевидные минусы, у профессии есть ряд неоспоримых плюсов.

Где еще можно встретиться с таким количеством талантливых людей и побывать в самых отдаленных местах? Находясь на площадке рядом с оператором, помреж перенимает опыт, смотрит, как режиссер работает с актерами и группой, и, возможно, эти знания пригодятся на съемках собственного фильма. Многие режиссеры начинали «с низов», поднимаясь по карьерной лестнице.

Второй режиссер работает преимущественно со съемочной группой, координирует работу ассистента по актерам, костюмеров, гримеров. Именно он решает, когда группа пойдет на обед, дает указания помрежу, тщательно следит за режиссерским сценарием и делает все, чтобы ничего не отвлекало режиссера-постановщика от сотворения прекрасного. Хотя, если спросить у группы, кто такой «второй», они ответят: «Тот, который постоянно орет». Смех смехом, но есть доля истины в этом ответе.

Должность второго режиссера подразумевает контроль над организацией всего съемочного процесса.

Но, несмотря на все вышеперечисленное, в «хлопушечьей» жизни случаются и забавные ситуации. Например, такие.

Мария Бондаренко

Мне было 19 лет. Это была моя первая работа на телевидении и самый-самый первый день. Много растерянности, ощущение невероятной ответственности, и было достаточно страшно сделать что-то не так. И вот, наступает момент, когда мне нужно выйти и первый раз сказать: «Сцена 1, кадр 1, дубль 1» перед камерами, и я понимаю, что хлопушка не открывается. Камеры включены, а я пытаюсь расцепить створки хлопушки с мыслями о том, что все, теперь меня уволят. Отдирала минуты три.

Это было первое апреля, а звукорежиссеры с операторами решили поприветствовать меня в новой команде таким образом, склеив хлопушку двусторонним скотчем. Было потом очень смешно. Как вспомню, из-за каких глупостей я тогда переживала... Зато остался на память смешной ролик со мной в панике, воюющей с хлопушкой.

Татьяна Змейкина

Чтобы не опускать камеру с красивого кадра (луна!) на хлопушку, меня поднимали «к луне» осветители. Если съемка проходит в маленькой комнате и камера преграждает путь к выходу, приходится прятаться — залезать в шкаф, под кровать, за диван.

И делать это прихолится вместе с бумщиком, реквизитором, осветителем и много с кем еще. И после «стопа» вся эта толпа начинает вылезать из укромного места — как из Нарнии.

Алена Гутман

Хочу сказать, что за время недолгой работы в качестве «хлопушки» на съемках я поняла, что режиссеры очень нелогичные люди. Когда я пришла в первый день на площадку, режиссер сказал, что я похожа на Сандру Баллок.

А потом, когда я, хлопнув, не совсем удачно спряталась и попала в кадр, запоров при этом очень сложный дубль, он закричал: «Уберите ее из кадра!!!» Как же так?

Екатерина Дорофеева

Я засветила два кадра. Снимали сложный дубль, сняли. Режиссер говорит: «А что это за блик был?» Все: «Да-а-а... Что это было?» И тут я понимаю, что это — мои часы! И тут еще кто-то понимает, что это мои часы. «Катя! А не твои ли это часы?» — говорят они. Переснимали. И второй раз было то же самое, причем я думала, что главное — не дать блик, и отошла подальше. Но опять из-за меня переснимали дубль!

Сейчас будут новые съемки в октябре, но часов этих у меня уже нет: искупалась с ними в море, они встали, и я их выкинула.

Ассистент режиссера по актёрам — это правая рука режиссера в подборе актёров на фильм. В международном кинематографе эта профессия носит название кастинг-директора. Профессия подходит тем, кого интересует мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Кастинг — процесс подбора актеров в кинофильм, который состоит из 3 этапов:

  • предварительный отбор;
  • собственно кастинг;
  • кинопробы.

Кастинг актёров — важнейший этап в создании фильма. Если, как говорят в кинопроизводстве, отличный сценарий составляет 50% успеха, то правильный подбор актёров — все 80%. Поэтому ассистент режиссёра по актерам работает в тесном сотрудничестве с режиссёром и решающее слово остаётся за последним. Ведь только режиссёр изначально знает — как выглядит внешне главный герой его фильма, как двигается, разговаривает и т. д. Замысел нового фильма рождается в голове режиссера и все герои уже существуют в его воображении.

Ассистент режиссёра по актёрам (или кастинг-директор) собирает информацию об актерах в так называемой актерской базе или агентствах Москвы и Петербурга либо ищет новые лица в учебных заведениях в соответствии с идеей сценариста и режиссера. Настоящие профи хорошо ориентируются в этой среде, всегда в курсе того — какие актеры насколько и где заняты, как ведут себя во время съёмок. У опытных ассистентов есть своя актёрская база, постоянно обновляемая, которая состоит не только из фотографий, но и видеоматериалов.

Чтобы безошибочно подобрать варианты кандидатов, ассистент должен чувствовать и знать потребности режиссера. А в голове надо постоянно держать «фотобанк» - целую галерею лиц и фамилий актёров. После утверждения актёров на роли и начала съёмок ассистент режиссёра остаётся на связи с актёрами, составляя графики их съёмочных дней.

Особенности профессии

Профессиональные обязанности ассистента режиссёра зависят от периода съёмок. В первые дни после прочтения сценария ассистент мысленно подбирает актёров, которые бы могли соответствовать типажу и характеру героев.

В подготовительный период он занимается:

  • поиском кандидатур актеров на роли в фильме и статистов для массовок;
  • составлением актерского ансамбля, учитывая как будут выглядеть на экране герои в сочетании друг с другом;
  • согласованием актёров — кандидатов на роли с режиссёром-постановщиком;
  • составлением графика проб;
  • подготовкой к кастингу и актёрским пробам: оповещение актёров и вызов их на пробы;
  • в случае необходимости — поисками непрофессиональных исполнителей (студентов, школьников, детей);
  • после утверждении актёров на роли ассистент собирает и предоставляет необходимую информацию для заключения договоров с ними, а также ведёт и контролирует реестр договоров.

Во время съёмочного периода в задачи ассистента входит:

  • вызов актёров на съёмки;
  • уведомление о съёмочном графике;
  • контроль за своевременным их прибытием;
  • участие в проведении репетиций с актёрами и массовкой;
  • сопровождение актёров в течение всего съёмочного процесса.

Но даже если ассистент режиссёра не участвует в каком-либо проекте, он постоянно работает над обновлением и совершенствованием своей актерской базы, посещает театры, учебные студенческие спектакли, дипломные работы выпускников, общается с кастинг-директорами других фильмов.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Творческая интересная работа при съёмках независимого кино
  • Возможность карьерного роста, налаживание связей в прекрасном мире кино

Минусы

  • Непостоянная занятость, возможны периоды простоев
  • Нерегулярный заработок
  • При съёмках продюсерского кино, как правило, актёры на главные роли утверждены заранее, ассистенту по актёрам остаётся подбор кандидатов на вторые и эпизодические роли
  • Несовпадение мнений по поводу того или иного актера, необходимость доказывать свою правоту

Место работы

Киностудии

Важные качества

  • Умение разбираться в людях (знание психологии и физиогномики)
  • Хорошая память на лица
  • Коммуникабельность
  • Дипломатический склад характера
  • Ответственность
  • Организованность
  • Внимательность
  • Умение слушать и понимать
  • Трудоспособность

Где учиться на ассистента режиссера по актёрам

Специальность киноработника среднего звена, к которому относятся и ассистенты режиссера разных подразделений (по актерам, реквизиту, костюмам, декорациям, монтажу) можно получить на краткосрочных курсах при киностудиях - «Мосфильме», «Ленфильме». В наше время получение конкретной профессии с практическими навыками за очень короткий срок с последующим трудоустройством на этих же киностудиях — это синица в руке и реальная основа для последующего профессионального роста.

На «Мосфильме» регулярно проводится набор на «Курсы по подготовке специалистов». На специальность «Ассистент режиссера по актёрам» набор производится 1 раз в 2 года. Обучение бесплатное. Кроме того, здесь можно получить следующие профессии: второй режиссер, редактор фильмов и сценариев, ассистент режиссера по реквизиту, художник-декоратор, ассистент художника по костюмам, механик по обслуживанию съемочной техники, ассистент кинооператора и второй оператор, видеоинженер, реквизитор и костюмер, администратор съемочной группы, ассистент монтажера.

На «Ленфильме» существуют подобные курсы, выпускники которых трудоустраиваются на этой же киностудии.

Международный Центр Кинопрофессий в Санкт-Петербурге. 4-месячные курсы «Ассистент режиссера по актерам».

Есть и другой путь получения этой профессии : многие выпускники неактерских факультетов нижеперечисленных учебных заведений начинают свою карьеру с должности ассистентов режиссера разных подразделений:

  • Российский университет театрального искусства (ГИТИС).
  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК).
  • Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ).
  • Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов.
  • Театральный институт им. Б. Щукина.

Оплата труда

Заработная плата ассистента режиссера по актерам зависит от бюджета фильма и исчисляется по количеству рабочих дней.

Оплата за 1 рабочий 12-часовой день - от 2000 до 3000 рублей. В целом за месяц зарплата может составить 60 000 - 90 000 рублей.

Ступеньки карьеры и перспективы

Выпускники ВУЗов, как правило, начинают свою карьеру с должности ассистента режиссера. Этот начальный этап даёт хороший старт для развития будущей карьеры: приобретается бесценный опыт и важные связи, оттачиваются профессиональные навыки. В перспективе все мечтают стать известными режиссерами. При наличии определенных способностей и упорстве возможно всё. Другое возможное направление — продюсирование или работа над собственным проектом. Здесь в большей степени важны предпринимательские качества.

Известные современные кастинг-директоры

Карина Романова, у которой 2 актерские базы. В одной — около 3 тысяч актеров, с которыми она лично знакома, во второй 10 тысяч, с которыми она незнакома.

Фирменный стиль работы К.Романовой - сломать привычное амплуа актёра, разнообразить список его ролей. Актерам, игравшим положительных героев, она предлагает отрицательные роли и наоборот.

Должностная инструкция помощника главного режиссера [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 марта 2011 г. N 251н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии", и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Помощник главного режиссера относится к художественному персоналу и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.2. Помощник главного режиссера назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].

1.3. На должность помощника главного режиссера принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

1.4. Помощник главного режиссера должен знать:

Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств;

Основы режиссуры и актерского мастерства, сценического и музыкального оформления постановок, вокального, хорового и хореографического искусства;

Историю отечественного и мирового театрального, музыкального, других видов искусства, литературы;

Современные проблемы отечественного и зарубежного театрального искусства, других видов исполнительских искусств;

Современную и классическую драматургию;

Основы менеджмента, психологии управления, социологии искусства, сценической технологии, экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового законодательства, авторского права;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила санитарной, личной гигиены;

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

На помощника главного режиссера возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществление организационного руководства творческо-производственной деятельностью труппы.

2.2. Анализ состояния артистического состава и внесение предложений главному режиссеру по составу и пополнению труппы, приглашению исполнителей для разового участия в спектаклях, вводам новых исполнителей в спектакли текущего репертуара.

2.3. Участие в распределении ролей в новых и капитально возобновляемых постановках, назначении составов исполнителей в текущем репертуаре, обеспечивая рациональную загрузку артистов труппы в новом и текущем репертуаре.

2.4. Организационное обеспечение составления репетиционных планов и расписания репетиций, планов-графиков подготовки новых постановок, ведения учета репетиций и спектаклей (концертов, представлений), творческой работы художественного и артистического персонала.

2.5. Участие в планировании текущего репертуара.

2.6. Рассмотрение и представление руководству организации заявлений артистов о разовой работе за пределами своей организации.

2.7. Участие в организации работы по повышению квалификации артистического персонала.

2.8. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Помощник главного режиссера имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного начальника.

3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.

3.4. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

3.7. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Помощник главного режиссера несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Как это ни странно, но видеть зрительный зал помощнику режиссера так же важно, как и сцену. Перед началом спектакля он должен удостовериться в готовности зала. Кроме того, в некоторых спектаклях («Чисто английское привидение», «Вишневый сад») актеры играют в партере, а спектакль «Лоренцаччо» полностью идет в зрительном зале, тут уж без камеры совсем не обойтись. Недалеко от монитора расположен радиоприемник, по которому транслируется спектакль. Таким образом, помреж полностью застрахован от того, что он чего-то не услышит или не увидит.

Рядом с пультом – два внутренних телефона, они дублируют друг друга на случай, если один выйдет из строя. С цехами можно также связаться с помощью громкой односторонней связи (оповещение) и тихой двусторонней. Помимо этого существуют световые сигналы на галерки, в трюм, на переходный мостик. Они работают по принципу красной и зеленой лампочки. Красная лампочка обозначает сигнал «приготовились», зеленая – «действие». На галерках располагаются рабочие сцены, перемещающие штанкеты. В РАМТе это делается вручную. Поднять штанкет можно, потянув за дальнюю веревку, опустить – за ближнюю. Переходный мостик расположен над верхним краем просцениума. Оттуда высыпают осенние листья в спектакле «Думайте о нас» или снег в «Чисто английском приведении», а на «Незнайке» сбрасывают воздушный шар. Трюм используется в некоторых спектаклях для появления и ухода актеров. Все эти действия осуществляются по сигналу помощника режиссера.

Еще со своего пульта помреж управляет занавесом. В сегодняшнем РАМТе он электрический, но в некоторых театрах сохранился механический занавес. И для того, чтобы поднять его, необходимо долго вращать ручку особого механизма или тянуть трос. Помреж такого театра должен быть поистине тренированным человеком. Хотя эту работу можно поручить и машинисту сцены.

На пульте также расположены кнопки вращения круга. Особый переключатель позволяет контролировать его скорость. При этом нужно учитывать, что круг останавливается не сразу, а проезжает еще метр-полтора после выключения. Управление кругом требует опыта!

Все команды, которые помреж дает в течение спектакля, записаны в особой партитуре. Это «помрежский» экземпляр пьесы, в котором описано и зарисовано оформление каждой сцены, переходы, перестановки, отмечено, какие актеры должны присутствовать на сцене в каждой картине, а также все, что касается действий помощника режиссера, его команд и сигналов. Игорь Владимирович называет партитуры «записками сумасшедшего». Действительно, где еще можно встретить пометку «унести труп». На самом деле, схемы и записи в партитуре очень четкие и понятные. Сами помрежи ориентируются в них очень легко. И работая долгие годы на спектакле, многое уже помнят.

Форс-мажоры

У помощника режиссера бывают различные поводы для беспокойства. Тревогу вызывают в основном большие, массовые, технически сложные спектакли. Бывает, что верховые, перемещая штанкеты, промахиваются мимо метки, вызывая «завалы» при перестановках. Задача помрежа – предотвратить или быстро ликвидировать возникшие неполадки, а также избежать конфликтной ситуации. Бывает, что все кипит внутри, но приходится сдерживать эмоции, не кричать на нерадивых работников. Тем более что существуют другие методы воздействия на них. Если по вине сотрудника случаются одна-две серьезные ошибки, то на него накладывается взыскание. А если промах повторяется, то такого работника увольняют.

Иногда подводит техника. Но самое серьезное ЧП, которое может случиться – поломка помрежского пульта. Правда, происходит такое не часто, но если бывает, то помреж сразу же звонит в фирму, обслуживающую пульт. Как правило, неполадки успевают устранить еще до начала спектакля. Но если быстро это сделать не получается, то помощник режиссера берет у реквизиторов колокольчик и проходит по мужскому и женскому этажам, давая сигнал вручную. В такой ситуации всем работникам театра приходится быть особенно внимательными, а актерам самим следить за собственным выходом на сцену.


В работе помощника режиссера иногда требуются

Внезапная болезнь помощника режиссера – еще одно из самых серьезных форс-мажорных обстоятельств. В РАМТе четыре помрежа, и каждый из них ведет только свои спектакли. Если кто-то из них не может выйти на работу, то сложную задачу –вести чужой спектакль берет на себя другой, обязательно опытный сотрудник. Это напоминает срочный ввод актера, когда все вокруг стараются помочь «новичку», с пониманием относятся к возможным неточностям в его работе.

Каким должен быть настоящий профессионал

Основные профессиональные качества помощника режиссера - это хорошая память, предельное внимание, умение сконцентрироваться, быстрая реакция. Важно также быть тактичным, уметь находить общий язык с людьми, потому что помреж работает не с техникой, не с бумагами, а именно с людьми. Не менее важны организаторские способности. И еще настоящий помреж должен обладать стрессоустойчивостью, ведь его работа связана с постоянным нервным напряжением.

И при всей важности этой профессии, о которой вы уже в полной мере можете судить из нашего рассказа, помощника режиссера ни один вуз не готовит. В эту профессию можно попасть только из театра. Начинающему сначала дают почитать должностные инструкции, в который прописано, что он должен делать на репетиции и спектакле. Потом его прикрепляют к опытному сотруднику, который ему показывает и рассказывает, в чем состоит работа, а впоследствии и передает один из своих спектаклей. В этой профессии, как ни в какой другой, очень важен опыт, ведь, по большому счету, обучиться ей можно только в процессе работы.

История Игоря Питерского

Игорь Владимирович попал в РАМТ, а тогда еще Центральный Детский Театр, когда учился в старших классах школы. Ему очень нравился театр вообще, и Детский театр в частности, он по нескольку раз посмотрел все спектакли текущего репертуара. А потом услышал, что при театре существует школьный актив, сам пришел в педагогическую часть и попросил записать его. Юный Игорь посещал встречи актива, занятия театроведческой секции, проходившие в ЦДРИ, дежурил на спектаклях. Со временем он стал даже участвовать в спектаклях. В этот период в театре был недостаток участников массовых сцен, и педагог педчасти, Вера Михайловна Хабалова, договорилась с директором и режиссером, чтобы некоторые активисты попробовали себя в массовке.

Как и многие школьники, Игорь Питерский мечтал стать актером, пробовал поступать в театральный институт и не поступил. Окончив школу, он пришел в Детский театр осветителем, через год был призван в армию, а когда вернулся, у осветителей не оказалось в штате свободной единицы. Проработав около полугода в мебельном цехе, он перешел в помощники режиссера. Основам профессии его учила Людмила Константиновна Баландина, настоящий профессионал в своем деле.

В 1981 году молодой помреж выпустил свой первый спектакль – «Гуманоид в небе мчится» с режиссером Сергеем Яшиным. Игорь Владимирович с улыбкой вспоминает, что очень волновался тогда. Ему казалось, что многое им было сделано не так.

Игорь Питерский служит помощником режиссера уже почти тридцать лет. За эти годы он поработал с самыми разными режиссерами – Алексеем Бородиным, Сергеем Яшиным, Юрием Ереминым, Еленой Долгиной, Алексеем Блохиным, Александром Назаровым, Адольфом Шапиро, японским режиссером Асая Фудзита, который ставил спектакль «Хагоромо», а так же немцем Иоахимом Зибеншу, поставившим «Фауста». 20 декабря 2004 года Игорю Питерскому было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Игорь Владимирович рассказывает о своей работе очень подробно. Сомневаюсь, что он упустил даже какую-то незначительную деталь. Многое из рассказанного им не вошло в этот материал, он и так получился объемным. Чувствуется, что для помощника режиссера Игоря Питерского нет несущественных деталей в работе, все заслуживает его внимания. А еще, мне кажется, он умеет слушать и слышать других людей. Во время интервью я часто замечала, что еще не произнесла вопрос до конца, а он уже понял, о чем я собираюсь его спросить. Его ответы были достаточно короткими, но всегда очень информативными и четкими. Это настоящий профессионал.

Игорь Владимирович говорит, что помощник режиссера всегда находится в сердцевине театра. Он все время на сцене, рядом все службы, актеры, режиссеры, он связан со всеми. И для того, чтобы работать эффективно, он должен не обижать окружающих его людей, не оскорблять, не кричать на них, не предъявлять необоснованных претензий, не подставлять, быть честным и справедливым по отношению к ним, а если наказывать, то справедливо, и всегда очень добросовестно относиться к своей работе. Добавим к этому то, что помреж должен всегда держать в своей голове колоссальный объем информации, ведь на его плечах лежит груз ответственности за весь спектакль. Думая обо всем этом, понимаешь, что, нажать кнопку первого звонка, в этой профессии действительно самое простое.




Top