Что для меня есть литература. «Жюри составит список, мы на него накинемся и начнем потрошить

ГКОУ Специальная (коррекционная) школа-интернат №2 VIII вида

Реферат на тему:

«Животный мир нашего края»

Выполнил:

Нагун Николай, ученик 9 «а» класса

Руководитель:

Ливоненкова Ирина Семеновна, учитель географии и биологии

Пгт. Смирных, 2012 г.

Я хочу рассказать о природе родного края, о животных наших лесов. Животный мир наших лесов богат и разнообразен.

Например, бурый медведь – крупный сильный хищный зверь. С виду зверь неуклюж, хотя в действительности очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, залезать на деревья, плавать. В гору бурый медведь бежит быстрее, чем по ровному месту, т.к. задние ноги у него длиннее передних.

Другое название «медведь» связано с тем, что этот зверь очень любит мёд и ведает, где его искать. Чаще всего бурый медведь кормится лягушками, яйцами птиц, грызунами, муравьями. Может напасть на крупных диких и домашних животных. Например, убить корову, оленя, кабана.

Ест он различные ягоды и фрукты, рыбу. Зиму бурые медведи проводят в берлоге. Во время зимнего сна они живут за счёт жира, накопленного в организме с осени. Живут бурые медведи в глухих дремучих лесах и в горах.

В наших лесах живёт соболь . Соболь принадлежит к числу ценнейших пушных животных, занимающих видное место в составе промысловой фауны России и Сахалина. Соболь стопопальцеходячее животное, с широкими лапками, подошвы, которых густо покрыты жёсткими волосами.

Выходя на охоту, соболь обязательно пробегает по каждому лежащему на его пути стволу упавшего дерева, обследуя вывернутые корни, коряги, завалы, рытвины, где находит норы мышевидных грызунов, которые составляют его основную пищу. Соболь обладает превосходным мехом, который ценится очень высоко.

Чтобы этот зверёк совсем не исчез, в специально созданных заповедниках, (например, «Баргузинский» в Восточной Сибири), проводится работа по охране соболя, увеличению его численности и расселению. Охота на него ограничена.

Расскажу вам про белку и бурундука .

Белка типичный лесной зверёк. Когда белка перепрыгивает с ветки на ветку или соскакивает на землю, хвост служит ей рулём и парашютом. Белки питаются орехами, жёлудями, семенами сосны и ели, грибами, ягодой.

Белка – плодовитое животное, у неё рождаются по 4 – 9 детёнышей 2 раза в году. Детёныши рождаются слепыми, голыми. Родители выкармливают их молоком, и они быстро растут. Белка – ценный пушной зверёк.

Бурундук похож на белку, но меньше его почти вдвое. Отличительной особенностью этого зверька является пять тёмных полос вдоль спины на сером или рыжем фоне. Весной на бурундуков охотятся из-за красивой шкурки.

Типичный представитель наших лесов горностай – один из самых мелких хищных пушных зверьков (длина тела - до 30 сантиметров, масса – до 250 граммов).

Он отличается тем, что у него кончик хвоста остаётся чёрным даже зимой, когда зверёк весь белеет. Летом сверху шерсть у горностая буро-коричневая, а снизу белая. Ведут бродячий образ жизни. Питаются грызунами, отличаются кровожадностью. Зимой могут нырять в толщу снега и добираться до спрятавшихся на ночлег куропаток, рябчиков и тетеревов.

Горностаи имеют красивый и очень прочный мех. Горностаи приносят большую пользу, уничтожая вредных грызунов.

Лисица.

Лисицу можно узнать по вытянутой морде, длинному пушистому хвосту и рыжей окраски шерсти. На охоту лисица выходит в любое время суток. Отыскивает норы полевых и лесных мышей. Зимой норы мышей скрыты под снегом, но это не мешает лисице находить их по доносящемуся оттуда писку и шорохам.

Лисица, выйдя на охоту, останавливается возле снежного сугроба и прислушивается, затем внезапно подпрыгивает и, зарывшись концом мордочки в снег, быстро разгребает его лапами до самой земли, где находится мышиное гнездо. Делает это она так ловко и быстро, что мыши не успевают скрыться и мышки в зубах у лисицы. Лисицы принадлежат к числу промысловых животных, у лисиц ценится пушистый мех.

Многообразен в нашей области и мир птиц . Встречаются синицы, поползни, большой пёстрый дятел, клесты, орланы и другие. Мне нравится снегирь.

Снегирь имеет яркое оперение. У него красная грудка, а спинка серовато-голубая. Снегири имеют чёрную шапочку на темени и толстый короткий клюв чёрного цвета. Осенью снегирей можно видеть в сёлах и городах резко выделяясь на фоне выпавшего снега. Отсюда вероятно, и название этих птиц – снегирь. На фоне снежного покрова, среди оголённых ветвей, сидящие на них снегири напоминают красные фонарики, украшающие дерево и делающие его нарядным.

Животный мир наших островов не только разнообразен, но и уязвим. Для сохранения редких и исчезающих видов животных нашего края была создана Красная книга Сахалинской области .

В Красную книгу внесено 18 видов млекопитающих, 105 видов птиц, 4 вида пресмыкающихся, 7 видов рыб, 10 видов насекомых, 18 видов моллюсков и 6 видов ракообразных.

Приведу пример:

сахалинская кабарга, северный олень (дикая популяция), калан, восточно-сибирская росомаха, европейская норка, лебедь-кликун, орлан-белохвост и др.

Роль русской литературы очень трудно переоценить. Эта роль многогранна, как и сама литература. Горький писал: «Наша литература - наша гордость».

«Вершиной мирового гуманизма» - называют русскую литературу. Классическая русская литература - это образец для многих людей. Все тот же Максим Горький писал: «Гигант Пушкин - величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой, … , Достоевский, чародей языка Островский - не похожие друг на друга, как это может быть у нас Руси», а мы добавим, что они наши пророки, учителя, совесть нации.

К их творчеству, к творчеству других русских писателей человек обращается всю свою жизнь: ищет ответы на волнующие душу вопросы, постигает науку взаимоотношений людей, полов, учится жить.

Великими писателями-психологами есть Ф.Достоевский, Л.Толстой, А.Чехов. На примере их литературных героев мы понимаем, что такое добро и зло, что помогает человеку развиваться и идти дальше. Мы понимаем, что такое соблазн, который ведет к нравственному падению человека. Читая их произведения, мы учимся делать правильный выбор в жизни, разбираться в людях и в себе самом, объективно оценивать окружающий мир.

О Тургеневе Белинский писал, что он писатель, в душе которого «вся скорбь и вопросы русского народа». А еще, по словам того же Белинского, этот писатель обладает умением необыкновенно изображать картины русской природы. Описанные им пейзажи воспитывают любовь к Родине, чувство патриотизма. Социально-психологические романы Тургенева раскрывают тонкую душу русской женщины.

Говоря о русской литературе, нельзя не вспомнить о русской поэзии, ведь творчество многих русских поэтов знаменито на весь мир.

Пушкин… Кто не любит его творчество? Дети любят его сказки, впервые влюбленная девушка утирая слезы читает любовную лирику поэта, а любители созерцать русские пейзажи наизусть цитируют те или другие его стихи. У них, правда, точность в подборе слов и поэтому в его творчестве мы находим себя. Читая его произведения, - мы верим ему, мы становимся лучше, мы исправляем свои ошибки, мы учимся любить.

А как же не вспомнить творчество Фета, Тютчева? Они поэты-художники русской природы. Их творчество играет большую роль в эстетическом воспитании человека. Они пробуждают в нем наблюдательность, внимательность, чувство любви к природе. «Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом», - писал Тютчев просто, но лучше не скажешь. Ты не только слышишь, но и видишь несмелые раскаты грома и даже чувствуешь запах первой весенней грозы. Или «Есть в осени первоначальной. Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...», - ну как же точнее сказать о теплом периоде осени, «бабьем лете».

Давайте вспомним творчество Некрасова. Его понимание простой русской души, души русской женщины - ни с чем не сравнимы. Строки его произведений проникнуты тревого за судьбу русского человека, пробуждают в нас чувство сострадания.

Вся русская литература учит быть человеком. Человеком - Личностью! Русская литература - это бесценное наше достояние, это учебник жизни, по которому учились наши родители, учимся мы.

Радость детства не в игрушках и удовольствиях,

а в открытии себя и жизни, в приближении

к своему будущему.

Ш. Амонашвили.

Федяева Татьяна Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории,

зав. кафедрой учителей предметов

гуманитарного цикла

МОБУ Лицей № 8 г. Тынды

Амурской области

На протяжении многих лет работы в лицее вопросы нравственности и развитие творческих способностей детей стали для меня определяющими. Это были годы поисков нетрадиционных подходов к преподаванию русского языка и литературы.

Уроки русского языка и литературы отличаются от других уроков. Это особый мир, где важно не только постичь умом изучаемое, сознанием усвоить излагаемый материал, но и принять его душой, сердцем, чувствами. Происходящее на уроке должно увлекать ученика, иначе встреча с произведением искусства не состоится. Ребята должны понять, что «Литература - это для МЕНЯ! Это про МЕНЯ!»

Поэтому я стараюсь создавать все условия для раскрытия творческого потенциала ученика. На уроках использую элементы методик общего развития Л. В.Занкова, Ш. Амонашвили и Н.И. Ильина, который создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-эстетического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.

Основная цель моей педагогической деятельности - воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования.

Как учитель-филолог, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить своим ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.

Применяя технологию личностно-ориентированного обучения, ставлю перед собой вопросы:

Как сделать урок радостным и интересным?

Как активизировать деятельность учащихся на уроке?

Как дать ребёнку возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше?

Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос. Этому в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке. Провожу сюжетные уроки. По моему мнению, во-первых, это простота, отсутствие какой-либо усложненности в подаче материала, во-вторых, это организация игрового действия, которое объединено не только темой, но и общим сюжетом урока.

Например, урок-путешествие на незнакомую планету, урок-расследование, урок-фестиваль. Единый сюжет предусматривает общность поставленных перед классом дидактических задач, но именно это актуализирует обращение к индивидуальным формам учебной деятельности - это «проводники», «ассистенты», «детективы». В-третьих, это сочинение вместе с учениками яркого и увлекательного рассказа, имеющего необычное сюжетное решение и поэтому заставляющего работать образно-эмоциональные мнемонические центры.

Кроме того, проблемные ситуации, на которых строится урок творческого взаимодействия, способствуют развитию творческого потенциала личности, реализации «открытий», которые не преподнесены педагогом, а постигнуты самостоятельно.

Постоянно увеличивая долю индивидуальной самостоятельной деятельности учащихся и усложняя эту деятельность, готовлю учеников к самообразованию: к самостоятельному анализу учебного материала, формулировке целей своей работы (Что я должен уметь?).

Планируя уроки литературы, следую методике Ильина, строю их на основе яркой конструктивной детали, творческого приема втягивания при помощи вопроса в урок весь класс. Ставя перед учащимися увлекательные задачи, задавая вопросы, которые вызывают живой творческий отклик, стараюсь добиваться не внешней, показной самостоятельности, проявляющейся в привычном наборе выражений: «я думаю», «мне кажется», «по-моему», - а истинной, рождающейся в процессе искренних переживаний, в увлеченности анализом произведения. Строю уроки литературы как диалог, который старшеклассники ведут с автором, своими сверстниками, своим временем. При изучении комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», чтобы увлечь учащихся текстом, даю задание написать репортаж с бала, который проходил в доме Фамусова.

Немаловажную роль в воспитании интереса к предмету играет вовлечение учеников в самостоятельную поисковую исследовательскую деятельность. За последние три года моими учениками были проведены следующие исследования:

- «История происхождения слова «белка»;

- «Магия водной стихии во фразеологических оборотах»;

- «Образ женщины-матери в пословицах и поговорках русского народа»

- «Функции школьных прозвищ в формировании личности подростка»

- «Женские образы в поэзии Ф.И. Тютчева».

Сделать урок личностно-ориентированным мне помогает выработанная система творческих работ, специально направленная на раскрытие личности ребёнка, которая включает разные формы и приёмы работы по развитию творческого воображения на уроке: вычитывание по строчкам, чтение вслух, чтение наизусть, работа от «зацепившего» образа, словесное рисование, создание различных видов творческих работ:

Ассоциация-эксперимент с пословицей « Пишут только втроём: разум, чернила и перо»;

Необычность формулировок при ясности задания (включи воображение, придумай): «Капуста сжала руки в кулачок» или поэтическая картинка «Кто вертолёт научит мёд собирать на солнце » (П. Неруда) способствуют образному представлению о предмете;

-творческая работа в жанре подражания (написать сказку, песню, рассказ, сонет, былину). Такие работы дают возможность ребёнку раскрыться, освоить эстетическую авторскую форму, но вложить в неё своё содержание. Ученик как бы пропускает через себя авторские идеи и авторский стиль, но остаётся самим собой.

Сочинения на лингвистические темы представляют собой результат вдумчивого, критического отношения к нашему языку. Моя задача - заинтересовать ребят словом, чтобы они могли разглядеть за его обыденностью и привычностью целый мир. Ученикам важно понять, что язык живой. С этой целью практикую задания творческого характера, которые будят желание мыслить по-своему, нестандартно:

Эксперимент - сравнение «Слова живут в речи! Это живой организм!» Докажи это, используя наук биологию или ботанику. Посмотри вокруг!

Эссе на тему: «Не умея владеть топором и дерева не срубишь, а ведь язык - тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им » (М.Горький);

Лингвистическая абстракция «Русский язык нужно наблюдать!»;

Практикую творческие работы социально-нравствеенной направленности:

- «Каждый человек после 40 лет имеет то лицо, которое он заслужил» (9-11 классы)

- «Маленький взрослый мальчик» (5-8 классы)

- «Самое сокровенное» (5-9 классы)

- «Легко ли быть молодым» (9-11 классы)

- «Без мата нет русского языка»? (7-11 классы)

В преподавании русского языка я использую фонетический аспект, много работаю над выразительным чтением и развитием связной речи. Это позволяет совершенствовать речевой слух, дикцию, артикуляцию и произношение.

Следуя высказыванию Пешковского, который говорил: «Мы предаём язык, когда отрекаемся от звука», на каждом уроке провожу фонетическую зарядку.

Великий педагог К.Д. Ушинский писал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…» Со времён К.Д. Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.

Мною создана система уроков обобщающего повторения в картинках под названием «Защита портрета части речи» и «Защита портрета звука». Эти уроки развивают творческое воображение ученика. Осваивая в игровой форме лингвистическую терминологию, дети получают заряд эмоций и необходимые знания.

Для развития навыков описания картины на уроках русского языка и литературы мною разработана методика «вхождения» в картину. Создан проект «Объёмный мир представлен плоскостью…» (Моё восприятие картины, рисунка, схемы…) Это позволяет научиться критически мыслить, вырабатывать свой взгляд на мир, владеть искусствоведческой терминологией, повысить общий интеллектуальный и культурный уровень

При работе со старшеклассниками я использую технологию развития критического мышления, наиболее приемлемым для себя считаю такой приём как дискуссия, который особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения...

Эффективным приёмом считаю чтение с остановками и вопросы Блума (условное название методического приёма организации чтения с использованием разных типов вопросов). Этот приём часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть С в КИМ- ах ЕГЭ по русскому языку), так как эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю.

В своей работе успешно применяю следующие приёмы: опорный конспект, мозговая атака, групповая дискуссия, чтение с остановками, ключевые термины, перепутанные логические цепочки, синквейн.

Интересным видом деятельности считаю интеграцию предметов, т.к. одна из задач литературы - создать условия для освоения учащимися культуры во всем ее многообразии. Поэтому на своих уроках использую метапредметные связи литературы, живописи, музыки.

Душевный взлёт, радость открытия ребята пережили на внеклассных мероприятиях: «Тургенев и музыка» (10 класс), «Моя Мадонна» (10 класс), «Если душа родилась крылатой» (9 класс), «Устарел ли Бетховен»? (6 класс), «Урок-выставка одной картины» (8 класс).

Интересными с точки зрения деятельностной интеграции с другими предметами являются такие технологии и методики, как технология решения исследовательских задач, не имеющих прямого ответа, которая требует от обучающихся нестандартного, креативного мышления, «Учебный мозговой штурм», «Творческие задачи»; работа с докладами, сообщениями; проведение на уроках практических и самостоятельных работ.

Метод проекта, относящийся к технологии проблемного обучения, используется мною при обобщении изученного материала. При этом учитываю индивидуальные способности учащихся: сильным даю сложное задание, слабым - по их реальным возможностям.

Интернет-технологи дают возможность мне и ученикам познакомиться с новинками литературы и искусства, подготовить яркую презентацию, в создании которой сами учащиеся принимают активное участие. Это позволяет создавать условия для формирования не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, важность которых существенно возросла с учётом требований ФГОС.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания: творческие работы разных видов: лингвистическое мини-исследование текста, подготовка иллюстраций «портретов» частей речи и звуков речи, рисование героев литературных произведений, обложек книг, портретов писателей и поэтов, художественное чтение, создание собственных произведений, придумывание оригинальной концовки произведения, подготовка словарных диктантов.

Мною в целях развития речевых и интеллектуальных способностей обучающихся, формирования их орфографической и пунктуационной грамотности были составлены следующие программы:

- «Хоть и заглядывал я встарь в академический словарь…» (Культура устной и письменной речи). Факультативный курс по русскому языку для обучающихся 9 класса.

- «Его величество Слово…» (Фонетический и грамматический разбор на уроках русского языка в 6 классе)

- «Пишем сочинение» (Рабочая программа по русскому языку для 10 класса)

Программа элективного курса по русскому языку для обучающихся 11 класса «Стилистика и культура речи»

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 8 класса «Учись писать грамотно» (вынести на слайд)

Я стремлюсь, чтобы отношения между мной и учениками строились на взаимопонимании и взаимоуважении, чтобы ученик не боялся высказывать свою точку зрения, мог самостоятельно открывать новое, привлекая уже известное, мог свободно участвовать в сотворчестве учителя и класса.

Результативность работы заключается: (на слайд)

В положительной динамике обучения;

В повышении уровня мотивации к обучению;

В успешном развитии коммуникативных способностей учащихся;

В активном и результативном участии в конкурсах различного уровня.

О позитивной динамике успеваемости и качестве знаний обучающихся по русскому языку и литературе за последние 3 года свидетельствуют результаты промежуточной и итоговой аттестаций в форме ЕГЭ, ГИА:

Форма ОГЭ/ЕГЭ

ЕГЭ по русскому языку

ОГЭ по русскому языку

ОГЭ по русскому языку

ОГЭ по русскому языку

В книге Бориса Черных «Шалва Амонашвили и его друзья в провинции» (Глава «Пристрастные страницы учеников «Нашего дома» из других школ Амурской области в стихах и прозе») опубликовано сочинение ученицы 6 класса Кахоровой Полины «Письмо ровеснику в 1945 год», М., Европа, 2005 г.

На городской научно-практической конференции защитила исследовательскую работу «Многозначность образов и сюжетов в творчестве В.В. Высоцкого» (диплом второй степени).

Работаю над методической темой: «Пути и средства развития творческого воображения на уроках русского языка и литературы».

2 ноября, в первый день XI Красноярской ярмарки книжной культуры, прошли дебаты литературной премии «НОС». В начале обсуждения стало известно, что председатель жюри режиссер Константин Богомолов не приехал в Красноярск по не зависящим от организаторов причинам. За столом жюри расселись другой режиссер и художник Вера Мартынов и кинорежиссер Роман Либеров, компанию им составили уже знакомые по предыдущим сезонам «НОСа» руководитель проекта «Устная история» Дмитрий Споров и переводчик русской литературы на польский язык Агнешка Любомира Пиотровска. Ирина Прохорова представила экспертов этого сезона - Анну Наринскую, Константина Богданова и Льва Оборина. Начались дебаты.

Ирина Прохорова: Что вам кажется наиболее важным критерием для формирования шорт-листа в этом году?

Агнешка Любомира Пиотровска: В прошлый раз сложно было собрать даже лонг-лист, это был не лучший год в русской литературе. Я помню свое удивление: как много книг в прошлом сезоне оказалось посвящено воспоминаниям о детстве и молодости в Советском Союзе, но эта память не осмыслялась. Ее фиксировали без общественно-политического контекста, писатели сентиментально вспоминали о том, как катались на коньках с бабушкой. В этом году авторы возвращаются к беседе с читателем о сегодняшнем дне. Если при этом они и говорят о прошлом, то осознают, что обсуждение истории ведется из настоящего времени. Действие большинства текстов, которые прислали на премию, происходит в больших городах. Кажется, у нас нет хороших книг, показывающих современную деревню. В этом году меньше и литературы нон-фикшен.

Пиотровска: Да, есть книга Льва Данилкина о Ленине. Я обратила внимание и на изменение книжного рынка. В Польше вообще сегодня не печатают сборники рассказов, поэтому многих важных авторов не издают. Почти половина заявок на премию в этом году - сборники рассказов.

Прохорова: Все по стопам великого Чехова, почему нет?

Пиотровска: Для меня главная тенденция в этом году - преодоление сказочных, детских воспоминаний и обращение к сегодняшней действительности.

Прохорова: Идея преодоления истории в пользу современности?

Пиотровска: Для меня важно и обращение к современному языку, вербатим. Кажется, авторы в этом году слушают улицу, изображают с помощью средств языка своих героев, их образование, социальное положение.

Прохорова: Интересно, какие два текста из длинного списка подходят под ваши формулировки?

Пиотровска: Два - это сложно!

Прохорова: Давайте три!

Пиотровска: Меня в этом году обрадовало присутствие Сорокина - моего любимого автора, главного автора в русской литературе. Хотя я не стала поклонницей «Теллурии», новый его текст - «Манарага» - конечно, про будущее, и в языковом плане для меня это книга номер один. Как переводчица русской литературы я думала: будут ли читать эту книгу за границей? Я только что подписала договор на перевод Сорокина. Мне очень понравился и «Текст» Глуховского - простая история, криминальная, но прекрасно показан фон современной Москвы, живой язык, отличный материал для театра и кино. Третья книга - Анна Тугарева, «Иншалла. Чеченский дневник».

Прохорова (обращается к экспертам) : Есть ли какие-то соображения?

Анна Наринская: А вот жюри сейчас составит список, и мы на него накинемся и начнем потрошить. Что касается Глуховского, то в его «Тексте» нет надувания щек, в отличие от многих других русских авторов, которые иначе как Толстыми себя не мыслят. Например, герой Глуховского приходит в московский магазин и описывает реально существующую рекламу, подписывается на сиюминутность, заранее говорит, что эта история не вечна. Глуховский говорит нам не метафоры вечности, а о том, что происходит сейчас, и это меня подкупает.

Прохорова: Великий Лев Толстой, на которого равняются многие наши писатели, тоже любил описывать вещность мира.

Наринская: Мне кажется, что книга Глуховского напоминает «Чапаева и Пустоту» Пелевина, у него там есть описания сериала «Просто Мария». Думаю, Пелевин хотел показать, что жизнь, которая идет здесь и сейчас, его тоже волнует.

Лев Оборин: Еще одно соображение о Глуховском. Нет ничего более неловкого, чем подделываться под современный молодежный язык. Недавно телеведущая Екатерина Андреева пыталась писать что-то на интернет-сленге, и это выглядело анекдотически.

Книга «Текст» построена на переплетении мессенджеров, каналов связи, общении с телефоном. Глуховский смог написать об этом убедительно.

Роман Либеров: Спасибо за возможность столько всего прочесть сразу, в обычной жизни такого со мной обычно не происходит.

Прохорова: Насилие иногда плодотворно!

Либеров: Насилие радости. Никогда прежде столько не взаимодействовал с современной литературой. Я был глубоко разочарован, расстроен буквально физиологически, друзья говорили, что не обязательно дочитывать эти книги. В итоге исходя из моих эстетических предпочтений у меня сложилось любительское ощущение. Я в силу своей профессии наблюдаю за современным искусством, даже плохое искусство мне что-то дает. Искусство сейчас чаще всего обслуживает провокативные идеи, а вокруг создается инфраструктура. Я был потрясен, когда понял, что то же самое происходит и в литературе. А ведь мне интересен, прежде всего, русский язык, кроме него, где бы в мире я ни находился, у меня больше ничего нет! Корпус русского языка, который складывается после чтения всех этих книг, меня фраппирует.

Прохорова: А современное искусство вас не фраппирует?

Наринская: А он его меньше любит.

Либеров: Мне кажется ложным путем то, что литературный язык должен отражать уличную речь, как люди разговаривают в жизни, - это тупиковый путь. Я обожаю мандельштамовскую литературную злость, особенно его «Четвертую прозу», умение поссориться со всеми, текст, в котором смешалось все. В этом длинном списке у меня только один фаворит - Александр Бренер, он способен нас всех перессорить! Кроме подаренных экземпляров «Житий убиенных художников» я купил еще несколько и раздарил друзьям, влюбил их в Бренера. В Лондоне ноги сами понесли меня в бары, которые он описывал.

Наринская: Они же закрыты?

Либеров: Нет! Один-то работает!

«Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь!» Поэтому второй мой выбор - «Иншалла. Чеченский дневник», а третий - Ольга Брейнингер, «В Советском Союзе не было аддерола»; ее книга похожа на длинный пост в Фейсбуке, но, по крайней мере, там есть жизнь.

Наринская: Если бы я одна принимала решение, то выбрала бы Бренера - да, там есть ужасные слова, он глубоко задел многих моих друзей. Но человек из подполья - это одна из актуальнейших фигур в мировой и русской литературе. Кто у нас русский Буковски? Жан Жене? Харитонов? Ах да - Лимонов, тот старый Лимонов! Мне кажется, главная идея литературы, как это определял Рене Жирар, извините за умничанье…

Прохорова: Прощаю вас.

Наринская: ...зависимость от Другого, невозможность осуществиться самому никак, только через Других. Набоков ненавидел Достоевского, а в романе «Отчаяние» пересказал «Двойника».

Константин Богданов: Для меня книга Бренера - это не текст. Да, он задел многих, но фактически мы оказываемся в пространстве вечной инвективы: перед нами юродствующий текст, автор хочет себя возвеличить и уронить всех вокруг. При этом он крайне непоследователен: почему-то в попутчики берет Агамбена и Шаламова, упоминает Аверинцева.

Наринская: Ты говоришь «юродство», будто это что-то плохое?

Оборин: И книга «Обоссанный пистолет», и другие сочинения Бренера пересказывают анекдоты про него самого. Но «Жития убиенных художников» - наиболее выдающаяся среди них книга с литературной точки зрения.

Вера Мартынов: Я - художник и режиссер и с текстами дело имею редко. Совсем недавно я отказалась от почитания шедевров изобразительного искусства и окунулась в современное искусство, чтобы уйти от снобизма и понять, как мои коллеги по всему миру думают прямо сейчас. Я смотрю на современное искусство как на процесс, так же я воспринимала и чтение книг, которые прислали на премию. Я думаю о Бренере как о выдуманном авторе. Если я буду воспринимать его как того, кто ругает Мизиано или Бакштейна и просит денег у Хельмута Ньютона, то это не моя философия. Но книга у него очень интересная. Казалось бы, он ничего не хочет сказать, а говорит очень много. Мне не нравится роман Сорокина, но я понимаю, что он должен быть в шорт-листе. Я ни Бренера, ни Сорокина не люблю, но понимаю, что у них интересные книги. А третий мой автор, даже фаворит, - Герман Садулаев, «Иван Ауслендер». Это моя тройка, если мы определили концепцию шорт-листа как переосмысление прошлого и формирование образа сегодняшнего дня. Хотя эти книги написаны таким языком, на котором я и люди из моего круга общения не разговариваем.

Фонд Михаила Прохорова

Наринская: Как мать подростка, могу утверждать, что мой шестнадцатилетний сын на сленге, кальке с английского нечасто разговаривает. Это писатели придумали такой язык. Но ты можешь быть как Зощенко и сочинить метаязык или бежать за комсомолом, думая, что ты современный.

Мартынов: Я общаюсь с небольшой группой людей, которые в основном занимаются творчеством, порой не знаю, что ответить тому, кто меня толкнул.

Прохорова: Ну уж не знаете, я потом вам расскажу.

Богданов: Некоторым нужны усилия, чтобы перейти из сферы повседневного в литературу. Текст Садулаева не требует никакого преодоления, поэтому мне кажется эта книга просто скучной.

Дмитрий Споров: В этом году очень хороший лонг-лист. Можно смело идти и покупать почти любую книгу из длинного списка. Я отношусь с большим уважением к тексту Анны Тугаревой «Иншалла. Чеченский дневник», в нем рассматривается, как чеченец конструирует свой мир в российских условиях. Алексей Сальников здорово написал про обыденность простой семьи. Я считаю красивым текстом сочинение Андрея Филимонова «Головастик и святые», хотя коллеги говорят, что эта книга - сусальная картинка с нарочитой русскостью. Важный автор - Станислав Снытко - абсолютная эстетическая радость и удовольствие, пока читаешь его книгу!

Мартынов: Книга Садулаева - скучная? А каковы критерии скучности?

Богданов: Понимаете, мы - заложники своих ролей: вы - жюри, мы - эксперты.

Для меня книга Снытко - синестезия визуального и вербального через призму воображаемых медиа. Этот текст интересен как образец проникновения в новую изобразительность.

Оборин: Я не считаю, что нужно покупать все книги из длинного списка. В отношении некоторых можно поберечь деньги и время. В этом году поступившие тексты для меня разделяются на два кластера. Один - остросоциальные высказывания: Глуховский, Рубанов, Садулаев, Данилкин о Ленине. В 1990-е -2000-е не принято было хвалить Ленина, а сейчас такое отношение - скорее мейнстрим. Я бы отметил текст Виктора Пелевина: вечный пересмешник трендов, он оставляет читателя каждого своего нового текста на пограничье.

С другой стороны, я выделил бы три важные книги. «Дым внутрь погоды» Андрея Левкина - в ней показан процесс фиксации мыслительного опыта, но это не совсем поток сознания. Процессы, которые происходят в тексте Левкина, иные. Вторая - посмертная книга Виктора Iванiва, в которой встречаются выдающиеся языковые эксперименты. Они могли бы отодвинуть русскую прозу от постсоциалистической модели, не предлагающей ничего любопытного с точки зрения эстетического переживания. Третья - «Белая кисть» Станислава Снытко, который синтезирует прозу и поэзию; его письмо часто вызывает споры о границе между прозой и поэзией, самый известный случай - он два раза попадал в шорт-лист поэтической Премии Аркадия Драгомощенко, и вопрос о статусе его текстов стал предметом жесткой полемики.

Либеров: Книга Данилкина о Ленине очень спорная, написана чудовищно, но опыт, который она актуализирует, опыт сопротивления, сегодня важен.

Споров: Это точно не мнение всего жюри. Включение книги Данилкина в шорт-лист означает солидарность с ее содержанием. Автор подробно проработал биографию и сочинения Ленина, и перед нами - апологетика, не более.

Наринская: Вы говорите, что апологетика - это что-то плохое? Специфика «НОСа» в том, что мы обсуждаем книги публично. Мы вообще не упоминаем, например, роман Медведева «Заххок». Я не фанат этой книги, но ее появление не случайно. После лекции в Санкт-Петербурге студенты спрашивали у меня: почему у нас нет постколониальных романов?

Оборин: Как учил Эткинд - у нас внутренняя колонизация.

Наринская: Что важно сейчас для литературы? Вся тема слияния поэтического и прозаического началась не сегодня. У нас такие тексты называли прозой поэта, но кто написал «Героя нашего времени» или «Капитанскую дочку»? Писатель. И сейчас важны попытки соединения поэтического и жизненного опыта.

Молодой человек, выкрикивая «Больше красного! Данилкин рулит!», выходит из зала. Наринская вспоминает поэму Пепперштейна о Ленине.

Пиотровска: Мне кажется, «Ленин» Данилкина - книга, написанная для молодого иностранца.

Прохорова: А сегодня молодое поколение в каком-то смысле - иностранцы. Эта книга кажется мне продолжением советской литературы без осмысления. Продукт мастеровитого автора, но наивного в своей рецепции прошлого. При этом опыт неофициальной советской культуры остается непроговоренным, им пока интересуется лишь небольшая часть общества.

Жюри остановилось на десяти позициях для шорт-листа. Наринская предлагает «отполировать» список, Оборин хочет сократить две-три позиции. Впервые за несколько лет дебаты превратились из собрания «по поводу» в живую дискуссию.

В ходе обсуждения Ирина Прохорова запускает видеообращение режиссера Константина Богомолова: он перепутал даты вылета на ярмарку из-за репетиций нового спектакля «Бесы» в Афинах.

Константин Богомолов: Я не собираюсь делать программные объявления, ничего я лично не понял нового о литературном процессе после чтения книг, присланных в этом году. Отобрал 20 из них, но осталось ощущение рыхлой, бессмысленной, даже аморфной и булькающей массы. Лидеры в литературе уже определились, подорвали литературную реальность и продолжают это привычно делать в известных местах и с понятными последствиями. Новые литературные террористы в этом году не появились. В этом сезоне текст Сорокина - лучший, но выдающиеся книги у нас обычно премии не получают. Для короткого списка я предлагаю тексты Глуховского, Бренера, Iванiва, Сальникова, Филимонова, Снытко. А если четыре - Бренера, Глуховского, Сорокина и Iванiва.

(После выключения связи с Богомоловым)

Споров: А давайте исключим Сорокина из шорт-листа - и тогда интрига сохранится?

Оборин: Как показывает опыт других премиальных сезонов, включение Сорокина в шорт-лист все равно сохраняет интригу.

Либеров: Хочу заявить, что роман Сорокина к литературе никакого отношения не имеет!

Публичное обсуждение шорт-листа и объявление победителя пройдут в Москве 5 февраля 2018 года.

Значение литературы в моей жизни.

Литература… это целый мир, который открылся для меня даже не тогда, когда я научилась читать. Нет. О существовании этого огромного, загадочного, волшебного мира я узнала чуть ли не с самого первого дня своего рождения, даже не осознавая этого.
Моим проводником в этот чудесный мир стала моя мама. Она пела колыбельные, читала сказки, библейские истории.
Спустя некоторое время я сама начала сочинять. Сначала это были просто мечты, как улучшить нашу непростую жизнь, потом появилось желание писать о жизни и о людях в ней. А сама литература(а если конкретнее – наиболее близкие мне по настроению и стилю авторы и их творения) давала и даёт до сих пор пищу для размышлений, энергию и вдохновение для написания новых произведений.

Февраль, 2013

Я сегодня снова пишу...

Чёрной или синей змейкой бегут по белому песку тетрадного или альбомного листа буквы. Я сегодня снова пишу. Иногда змейка замирает - я задумываюсь, грызя кончик ручки или карандаша, - иногда ускоряется - мысли торопятся вылиться на бумагу и, порой, написанное довольно-таки проблематично разобрать, - иногда возвращаются назад, оставляя на белом песке борозду - я зачёркиваю, замазываю или стираю, непонравившееся мне предложение или слово...

Но вот, на одном или нескольких исписанных листах появляется новый рассказ или отрывок чего-то большего... Потом как будто заново рождается в электронном варианте. Иногда, правда, бывает, что сразу - в электронном...

Что это? Мои мысли, мечты, надежды? Планы на будущее? В этом году в институте познакомилась с творчеством Константина Николаевича Батюшкова: "Живи как пишешь, и пиши, как живёшь... Не валяйся только в грязи" - завещал предшественник Александра Сергеевича.

Я сейчас следую, да и раньше следовала этому правилу... Только всё же... Что же это такое? Эти буквы на бумаге и, впоследствии, в электронном варианте? Только ли стихи - частички души написавшего их человека?

21.01.2015

Я пишу по строчке в день

Я пишу по строчке в день,
Иногда по пол листа,
Иногда по п я ть страниц выходит.
А сейчас, мой друг, мен
я
Захватила суета -
Столько нового всего
В моей жизни происходит!
Прозу не пишу давно,
Только за день-два стихи
Рождаютс
я украдкой.
Вз я ть бы снова мне перо -
Ручку или карандаш
И склонитьс
я снова над тетрадкой,
Да продолжить тот роман,
Что в июне начала
Или новый написать рассказик?
А пока стихи пишу,
Или даже иногда
Песня новая мой день, бывает, скрасит.

9.03.2015

Эскиз

Я нарисую рисунок из слов
Паутинкой сплету
Стихотворение
Вот уж и эскиз готов
Его
25.11.2015

Стих неизвестного поэта

Меня не зная помни стих,
Который подарю тебе
Пускай запечатлится он
В твоей душе
И я уйду, а этот стих
Останется жить на Земле
И будет людям он нести
Добро и свет
Ноябрь 2015

Вот поднялась рука и написала строчку...

Вот поднялась рука
И написала строчку
За ней вторую
Из многоточия
Из того,
О чем мечтала,
Что чувствовала...

Из чего рождаются стихи?

Из чего рождаются стихи?
Из роя мыслей чувств и образов
Идущих друг за другом
Цепочкой слов
декабрь 2015




Top