Что говорят о конногвардейском манеже. Диоскуры на конногвардейском плацу

Коломенский пешеходный мост перекинут через канал Грибоедова в створе улицы Володи Ермака, ниже Аларчина и выше Мало-Калинкина мостов. Это однопролетное алюминиевое цельносварное сооружение длиной 32,6 метра и шириной 2,75 метра.

Коломенский — третий в мире, первый и единственный в нашей стране алюминиевый цельносварной мост. Пролетное строение представляет собой оригинальную систему двухшарнирной арки из двух труб и соединительных элементов, обеспечивающих необходимую жесткость и прочность. Устои моста - бетонные на свайном основании, облицованы гранитом.

На мосту установлено перильное ограждение в виде металлических бестумбовых решеток простого рисунка. Входы на мост выполнены в виде раскрытых гранитных пятиступенчатых лестниц с гранитными парапетами. Светодиодные фонари установлены на торшерах из металлических труб.

История моста

Первая переправа через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) в створе Упраздненного переулка (ныне улица Володи Ермака) сооружена в 1906 году. Это был деревянный временный мост, который навели на время ремонта Мало-Калинкина и Аларчина мостов: скромная пешеходная переправа, не имеющая никакого архитектурного оформления, но необходимая для соединения Коломенского и Покровского островов. Мост был деревянный трехпролетный подкосной системы, имел два устоя и два быка, каждый из двойных рядов свай, связанных поверх насадками, а у горизонта воды продольными и поперечными схватками. Величина среднего пролета была равна 10,67 метров, крайние — по 6,6 метров… Полная ширина всего моста — 12,46 метров.

Свое название мост перенял от Коломны - старинного наименования района Санкт-Петербурга, и сохранившего до наших дней большую часть рядовой застройки XIX века.

Мост несколько раз перестраивали в дереве. К середине 1930-х годов он представлял собой трехпролетную деревянную конструкцию на свайных опорах с пролетным строением из металлических балок. Его длина составляла 34,3 метра, ширина - 2,3 метра.

В 1967 году по инициативе профессора В. И. Крыжановского на кафедре металлических конструкций ЛИСИ был разработан эскизный проект сварного алюминиевого моста из ферм пространственной системы - первого в СССР. Строительство моста осуществлялось в 1968-1969 годах, 30 сентября 1969 года мост был открыт для движения. Это первый и пока единственный цельносварной мост из алюминия. Сварка алюминиевых пролетных строений производилась на судостроительном заводе им. А.А. Жданова, они целиком были перевезены и установлены на место.

В 2016 году силами ГУП «Ленсвет» на мосту установлены четыре светодиодные фонаря и подключены к сетям освещения.

Дополнительная информация

До наших дней этот однопролётный мост дошёл в практически первозданном виде - изменилась только форма светильников. Его гранитные лесенки барочной формы и лёгкая, почти воздушная конструкция органично вписались в архитектурный ландшафт Коломны. Название «Коломна», согласно самой распространенной версии, было принесено мастеровыми из подмосковного села Коломенского, переселёнными в Петербург в 1730-1740-х годах.

В некоторых источниках можно прочесть, что Коломенский мост был первым алюминиевым мостом в мире, однако это неверно. В 1948-1950 годах 150-метровый алюминиевый автомобильный мост был построен в канадском городе Арвида на севере Квебека.

Здание Конногвардейского манежа в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле классицизма, построенное в 1804-1807 годах по проекту Джакомо Кваренги для выучки и парадных выездов Лейб-гвардии Конного полка. Сегодня здесь размещается центральный выставочный зал «Манеж».

Казармы Лейб-гвардии Конного полка, особо приближенного к императорскому двору войскового соединения, изначально располагались на берегу канала, соединявшего Адмиралтейство с Новой Голландией, но позже засыпанного. Именно на месте бывшего канала и был построен манеж для зимней и летней выучки, а также парадных конных выездок этого полка. Он должен был стать украшением Исаакиевской площади, поэтому к строительству и оформлению манежа подошли со всей возможной серьезностью и монументальностью.

Продолговатое двухэтажное здание строго, но со вкусом украшено — по углам его обрамляют пилястры, верх покрыт антаблементом с барельефом со сценами античных спортивных конных состязаний, а парадный фасад выполнен в виде портика из 8-и колонн дорического ордера с треугольным фронтоном, низ внешних стен обрамлен рустовой отделкой. Главный фасад также дополняют скульптуры итальянского мастера Паоло Трискорни — уменьшенные копии фигур братьев-близнецов Диоскуров, Кастора и Полидевка, как у Квиринальского дворца в Риме, они выполнены в виде юношей, укрощающих коней. Статуи на фронтоне манежа появились позже, во время реконструкции конца XIX века, когда классическому зданию попытались придать больше пышности.

Поскольку Диоскуры изображают обнаженных языческих богов — детей Зевса, после окончания строительства Исаакиевского собора по требованию православного духовенства их перенесли на задний фасад Конногвардейского манежа, и там они простояли вплоть до 1954 года.

Долгое время существовала легенда, что между Зимним дворцом и Конногвардейским манежем был прорыт высокий туннель, по которому можно было проехать верхом на лошади.

В советское время в манеже размещался автомобильный гараж войск НКВД (для этого здание пришлось перестроить, добавив второй этаж). В 1967 году его переоборудовали в выставочный центр, вернув фасаду прежний облик, заданный еще архитектором Кваренги.

Здание Конногвардейского манежа включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение здания Конногвардейского манежа будет интересно туристам, интересующимся архитектурой первой половины XIX века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — ,

Конногвардейский манеж заинтересует туристов архитектурными особенностями здания, его историей и современным наполнением.

Большой дом с портиком, поддерживаемым восемью огромными колоннами, был построен знаменитым архитектором Д. Кваренги – сторонником стиля классицизм в архитектуре. Манеж стал последней работой в карьере великого мастера. Строительство объекта продолжалось с 1804 по 1807-ой годы.

Здание предназначалось для Императорского конного полка. Гвардейцы использовали манеж для выучки лошадей, отработки парадных построений, обучения новичков верховой езде. В осеннее и зимнее время в огромном помещении проводились парады, смотры и награждения особо отличившихся всадников.

Само предназначение здания не позволяло архитектору создать шикарные интерьеры: внутри манеж выглядел строго и просто.

Долгое время в народе ходили слухи, что манеж и Зимний дворец соединяет высокий подземный ход, по которому всадники смогут примчаться на помощь царю, если таковая потребуется.

Впоследствии фасад манежа был украшен статуями героев древнегреческого эпоса об аргонавтах. Скульптуры, изготовленные П. Трискорни, представляют собой точные копии монументов из Квиринальского дворца в Риме.

Во времена СССР здание использовалось в качестве гаража НКВД. В 1977 году был создан Центральный выставочный зал «Манеж», который и сейчас располагается в доме на Конногвардейском бульваре.

В «Манеже» проходят выставки, мастер-классы, исторические и просветительские лекции, встречи с творческими личностями, перформансы. Выставочное пространство зала в 4,5 тыс. кв. м. делает его самой большой экспозиционной площадкой Города на Неве.

В постоянной экспозиции «Манежа» - свыше 3 тысяч картин отечественных и зарубежных художников. Основное направление деятельности этого культурного учреждения – современное искусство. Кураторы «Манежа» ищут таланты по всей России, помогая живописцам с организацией выставок в Северной столице.

В выставочном зале регулярно проходят концерты классической музыки.

Также в здании находится книжный магазин, в котором можно приобрести современные и антикварные издания.

Короткий видеоролик про Конногвардейский манеж:

Конногвардейский манеж построен в 1804-1807 годах по проекту архитектора Джакомо Кваренги на углу Сенатской площади и Конногвардейского бульвара. Манеж предназначался для верховых занятий солдат Конногвардейского полка в осеннее и зимнее время года.

Проект Кваренги на практике реализовывал архитектор Гирше.

До появления Исаакиевского собора и засаженного деревьями Александровского сада Конногвардейский манеж играл большое значение в перспективе Сенатской площади.

Парадная лестница выполнена из сердобольского гранита. Базы колонн Конногвардейского манежа первоначально принадлежали бирже на стрелке Васильевского острова, которую в 1780-х годах начал строить тот же Кваренги. Но её возведение не было доведено до конца, биржа была разобрана.

Главный вход в здание украшен барельефом, изображающим конные состязания. Здесь же в 1810-1811 годах установлены копии римских античных статуй Диоскуров. Их автор Паоло Трискорни, выполнивший и украшающие здание барельефы. Изготовлены они в Италии в 1810 году, являются уменьшенными копиями античных Диоскуров, стоявших у Квиринального дворца в Риме. Статуи изображают мифических близнецов Кастора и Полидевка, сыновей Зевса и Леды, олицетворявших братскую любовь и преданность и потому отображавшихся всегда вместе, зеркально отображёнными.

Статуи Диоскуров не были выполнены в указанный в контракте срок. Первое время Конногвардейский манеж был украшен мраморными кентаврами. К августу 1816 года Диоскуры прибыли в Кронштадт. И только в 1817 году, после реставрации повреждённой при перевозке одной из фигур, они были открыты для всеобщего обозрения у входа в манеж.

Постоянными посетителями манежа были царские особы. Существовала легенда о подземном ходе, якобы связывавшим Зимний дворец и манеж.

В 1837 году на фронтонах Конногвардейского манежа установили барельефы работы Д. И. Иенсена.

В 1840-х годах капитул Исаакиевского собора посчитал кощунственным нахождение рядом с храмом обнажённых языческих богов. Статуи поставили позади манежа, рядом с казармами Конногвардейского полка. Вернули их на своё историческое место только в 1954 году. Диоскуры являлись предметом изучения для скульптора Петра Клодта. Он работал с ними перед созданием своих знаменитых скульптурных групп Аничкова моста.

Скромный облик Конногвардейского манежа постепенно переставал соответствовать соседним ампирному зданию Сената и Синода, перестроенному зданию Адмиралтейства. В 1872-1873 годах фасад здания был частично скорректирован архитектором Д. И. Гриммом, опиравшемся на первоначальные нереализованные задумки Кваренги. Тогда боковые фасады манежа были украшены парными трёхчетвертными колоннами, его фронтон украсили статуи.

Кроме выставок в Конногвардейском манеже проводились и концерты. В 1886 году здесь давал представление знаменитый Иоганн Штраус. Для этого в зале оборудовали 900 нумерованных кресел, помещение украсили и задрапировали при помощи 1800 аршин ткани. В программу концерта были включены "Конногвардейский марш" и вальс "Петербургские дамы".

В 1930-х годах Конногвардейский манеж переоборудовали по проекту Н. Е. Лансере под гараж. В 1954 году статуи Диоскуров вернулись на своё исконное место перед главным входом. В 1977 году после капитальной реконструкции в здании был открыт центральный выставочный зал, которым пользуется Союз художников Санкт-Петербурга. Выставочным целям это здание служит по сей день.

Конногвардейский манеж был построен в 1804-1807 годах под руководством архитектора Джакомо Кваренги на Конногвардейском бульваре, который находится на месте бывшего Адмиралтейского канала. Это здание входило в комплекс Конногвардейского полка и использовалось для верховых занятий солдат и офицеров в осеннее и зимнее время года.

Конногвардейский полк был создан на основе лейб-шквадрона А. Д. Меншикова, участвовавшего в Северной войне и Прусском походе, домовой драгунской роты генерала-фельдмаршала Б. П. Шереметева и драгунской роты Санкт-Петербургского губернского батальона. Роты этого полка принимали участие в русско-турецкой и русско-шведской войнах, отличились в войне с Францией и Отечественной войне 1812 года. Конногвардейский полк считался одним из наиболее привилегированных и пользовался особым вниманием императоров.

Манеж представляет собой простое прямоугольное здание, украшенное строгим портиком с фронтоном. В глубине портика расположен барельеф неизвестного автора, изображающий сцены конных состязаний в Риме. На постаментах перед портиком поставлены парные скульптуры Диоскуров, удерживающих коней. Они были отлиты в Италии скульптором П. Трискони в 1817 году, а прообразом для них послужили античные статуи мифических Диоскуров перед Квиринальским дворцом в Риме. В 1840-х годах статуи перенесли к казармам Конногвардейского полка, но в 1854 году они были возвращены на прежнее место.

В конце 19 века с западной стороны манежа появилась пристройка, а в тимпанах фронтонов – терракотовые барельефы работы Д. И. Иенсена. В первой половине 20 века по проекту Н. Е. Лансере здание было переоборудовано в гараж и приобрело второй этаж с ведущими на него пандусами, лишившись достаточно неудачных терракотовых барельефов. С 1967 года манеж используется Союзом художников Санкт-Петербурга как выставочный зал.

Как добраться

Адрес: Конногвардейский бульвар, 2
Станция метро: Гостиный двор

Доехать до станции метро “Садовая” или “Сенная площадь”, выйти на переулок Гривцова и идти по нему до пересечения с набережной реки Мойки, на которой нужно повернуть налево и идти до Исаакиевской площади. Затем нужно пройти через площадь к Конногвардейскому бульвару.

Историческая справка

1700-1721 гг. – война Северного союза против Швеции.
1706 г. – создание лейб-шквадрона А. Д. Меньшикова.
1711 г. – Пруcский поход.
1721 г. – создание Конногвардейского полка.
1735-1739 гг. – русско-турецкая война.
1741-1743 гг. – русско-шведская война.
1804-1807 гг. – строительство Конногвардейского манежа.
1805-1807 гг. – война с Францией.
1812-1814 гг. – Отечественная война.
1817 г. – создание статуй Диоскуров.
1840 гг. – перенос скульптур Диоскуров к зданию Конногвардейских казарм.
1842 г. – Адмиралтейский канал заключен в трубу.
1854 г. - возвращение статуй Диоскуров к зданию манежа.
1873 г. - установка терракотовых барельефов Д. И. Иенсена.
1930 гг. – переоборудование здания под гараж.
1967 г. - передача здания Союзу художников.

Легенды и мифы

О Конногвардейском манеже, как и о многих других зданиях, которые часто посещали российские императоры, ходили слухи, приписывающие ему подземное сообщение с Зимним дворцом. От других легенд, посвященных подземным ходам, эта отличалась любопытной подробностью – рассказывали, что потолок хода между Зимним дворцом и манежем сделан таким высоким, что по нему можно проехать верхом на лошади.




Top