Что или кто бывает колючим. Что (кто) бывает колючим? Что бывает холодным

Упражнение № 1.

Цель: развитие словесно-логического мышления

Ход: к каждому слову, данному ниже, подобрать подходящее по смыслу с учётом назначения предметов. Затем составить предложение каждой парой слов.

Пример: кисточка — краски (клей, рисунок, раскраска, рама, батарее пр.). Мальчик взял кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картин для мамы к 8 Марта.

Щетка___________ . Иголка______________ . Лопата_______________.

Лейка___________ . Грабли______________ . Нож_________________.

Лифт__________ . Холодильник________. Гвоздь________________.

Миксер_________ . Ракетка_____________. Тачка_________________.

Банка___________ . Мясорубка___________. Весло_________________.

Упражнение № 2.

Ход: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.

Цвет: цыпленок, лимон, василёк. Огурец, морковь, трава. Халат врача, помидор, снег

Форма: телевизор, книга, колесо. Косынка, арбуз, палатка

Величина: бегемот, муравей, слон. Дом, карандаш, ложка

Материал: банка, кастрюля, рюмка. Альбом, тетрадь, ручка

Вкус: конфета, картошка, варенье. Торт, селедка, мороженое

Вес: вата, гиря, штанга. Мясорубка, перышко, гантеля.

Упражнение № 3.

Цель: развитие словесно-логического мышления.

птица-воздух, рыба-...(вода)

ложка-каша, вилка-...(мясо).

Упражнение №4 «Подбери слово»

Цель: развитие словесно-логического мышления.

Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна-чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

коньки- зима, лодка-...(лето)

чай-сахар, суп-...(соль)

дерево-сук, рука-...(палец)

дождь-зонтик, мороз-...(шуба)

нож-сталь, стол-...(дерево)

вода-жажда, пища-...(голод)

птица-клюв, слои-...(хобот)

Упражнение №5 «Назови одним словом»

Цель: развитие операции обобщения, классификации, развитие внимания.

Ход: озаглавить группу понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор.

Кисель — кефир — сок — чай (напитки) Утюг — холодильник — пылесос — кофеварка Муравейник — нора — логово — берлога Самолёт - корабль — лодка — мотоцикл Глина — шерсть — дерево — пластмасса Двойка — тройка — пятёрка — единица Дирижёр — шофёр — воспитатель — портниха Салат — каша — борщ — запеканка Топор — лопата — пила — отвёртка Серьги — браслет — цепочка — кулон Храбрость — доброта — трудолюбие — честность Волейбол — баскетбол — футбол — водное поло Клюв — перья — крылья — коготки Есть — спать — учиться — гулять

Упражнение № 6.

Цель: развитие операции классификации, обобщения.

Задание: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобще-нию. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае на-звать обобщающее понятие.

Стол, стул, диван Творог, сыр, масло Врач, повар, лётчиц Сок, кефир, компот Шишка, жёлудь, орех Корабль, лодка, яхта Паровоз, электричка, трамвай Книга, альбом, блокнот Торшер, бра, настольная лампа Сосиски, колбаса, котлета Земляника, клюква, малина Сыроежка, лисичка, подберёзовик Сосна, берёза, липа Жасмин, шиповник, сирень

Дождь, ветер, иней

Игра «Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак»

Цель: развитие мышления, речи, пассивного и активного словаря, внимания.

Необходимо назвать как можно больше предметов, имеющих Данный признак, для чего ребенок должен ответить на вопросы.

Например: «что бывает длинным?» (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, во-лосы). Задание позволяет проверить уместность употребления ребенком имен прилагательных, точность понимания им значений слов, умение правильно сочетать их между собой, поскольку словарный запас важен не сам по себе, а в правильности его использования в речи. Плохо, например, если ребенок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, тогда как для определения их величины больше подходит прилагательное высокий. Итак, предложите ребенку следующие вопросы:

Что бывает круглым (квадратным, овальным, треугольным...)?

Что бывает высоким (низким)?

Что бывает зелёным (красным, синим)?

Что бывает холодным (горячим, тёплым, прохладным)?

Что бывает сладким (горьким, кислым, солёным)?

Что бывает шерстяным (шёлковым, бумажным, деревян-ным, железным)?

Что бывает тяжёлым (лёгким)?

Что бывает глубоким (мелким)?

Что бывает колючим (острым, хрупким)?

Упражнение №8.

Цель: развитие воображения, мышления.

Задание: рассказать, во что превратится

Стул без спинки______________

Чашки без ручки ______________

Мороженое без холодильника ____

Всадник без лошади ____________

Дерево без веток ______________

Стол без ножек________________

Ливан без спинки _____________

Самолёт без крыльев___________

Книга без страниц _____________

Подушка без перьев ___________

Спички без серы ______________

Снеговик без холода___________

Телевизор без электричества____

Карандаш без грифеля _________

Кофта без рукавов_____________

Кепка без козырька ___________

Окно без стекол_______________

Сад без деревьев ______________

Упражнение № 9. «Земля, вода, огонь, воздух»

Цель: Игра активизирует потенциальный запас знаний, скорость и точность реакций, слуховое сосредоточение, внимание, удержание правила, координацию движений.

Ход игры. Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь».

Если водящий сказал слово «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово «вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «воздух!» — названием птицы. При слове «огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.

Упражнение №10 «Закончи предложение»

Цель: развитие мышления.

Ход упражнения:

Детям предлагается закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и по-вторить получившуюся фразу целиком.

Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки) Маша уколола спицей палец, так как неумела (стирать, вязать, шить) Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъ-езде была (старая, грязная, узкая). Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль). Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки). Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.

Упражнение № 11.

Цель: развитие мышления, внимания.

Задание: подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом а, в котором будут объединены оба антонима.

Пример: во дворе на котенка напала, собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.

Помнить Храбрость

Тупой (нож) Высокий

Знаменитый Мелкий

Подниматься Молчать

Встречать Открывать

Ругаться Широкий

Мягкий Легко

Темно Грязно

Толстый Гладкий

Полный (стакан) Добрый

Искать Ругать

Старый (диван) Шершавый

Грубый (разговор) Весёлый

Быстро Длинный

Упражнение № 12.

Цель: развитие операции анализа, синтеза, внимания, речи.

Задание: подробно объяснить в чём ошибочность приведённых суждений

У Кати кукол больше, чем игрушек

Трехэтажный дом ниже одноэтажного

Ручеёк шире реки

Самолёт движется медленнее машины

В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира

Лапа моложе сына, но старше дедушки

Черепаха ползает быстрее змеи

Тигр слабее кошки

Петя собрал поганок больше, чем грибов

У зайца ушей больше, чем у медведя

Стол квадратнее окна

Стул деревяннее тумбочки

Упражнение №13.

Цель: развитие операции анализа, синтеза.

Задание: на основании 2-х суждений сделать самостоятельное умозаклю-чение,

Все овощи растут на грядке. Морковь продаётся в магазине. Значит.. (её привезли в магазин с огорода). Все дети растут. Катя пока маленькая. Значит _______________________________. Все рыбы не могут жить без воды. Сома положили в лодку. Значит ____________________. Все конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое. Значит _____________________ Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит ___________. Всю одежду надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку. Значит ________. Все изделия из стекла хрупкие. Наташа уронила сумку с вазой на пол. Значит ___________.

Игра «Главное и второстепенное»

Один человек что-то загадывает: растение, животное, птицу, предмет мебели и т. д. и сообщает угадывающему несколько признаков загаданного. Угадывающий должен при помощи дополнительных вопросов полностью охарактеризовать заданные предмет и назвать его. Например, загадывающий задумал слово «цыпленок» и сообщает отгадывающему такие признаки: желтый, тело и голова круглые. Отгадывающий задает вопрос «клюв есть?», ему отвечают «да». Отгадывающий спрашивает. «он пищит?», ему отвечают «да». Отгадывающий говорит, что это цыпленок.

«Подбери слово»

Цель: развитие операций мышления.

Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна-чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

Птица-гнездо, человек-... (дом)

песня-глухой, картина-... (слепой)

паровоз-вагон, конь-...(телега)

бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)

песня-певец, самолет-...(летчик)

карандаш-рисунок, буквы-...(слова, рассказ, текст)

птица-воздух, рыба-...(вода)

машина-дорога, воздух-...(самолет)

корова-теленок, лошадь-...(жеребенок)

яйцо-скорлупа, картофель-...(кожура, шелуха)

ложка-каша, вилка-...(мясо).

«Подбери слово» -2.

Цель: развитие операций анализа.

Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).

Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна-чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.

коньки- зима, лодка-...(лето)

собака-шерсть, щука-...(чешуя)

пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)

ухо - слышать, зубы-.. .(жевать)

чай-сахар, суп-...(соль)

дерево-сук, рука-...(палец)

дождь-зонтик, мороз-...(шуба)

пчела-мед, корова-.. .(молоко)

школа-обучение, больница-.. .(лечение)

нож-сталь, стол-...(дерево)

хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)

пальто-пуговица, ботинок-...(шнурок)

коса-трава, бритва-...(волосы, борода)

нога-сапог, рука-.. .(перчатка)

вода-жажда, пища-...(голод)

электричество -провода, пар-...(трубы)

лимон - кислый, сахар-...(сладкий)

камень - тяжелый, перышко-.. .(легкое)

машина-дорога, корабль-... (море)

птица-клюв, слои-...(хобот)

Выполняя упражнения на развитие логического мышления, ребенок одновременно будет развивать и внимание, и склонность к анализу, и способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений.

Запиши обобщающее слово:

Окунь, карась-…

Трава, дерево-…

Крот, мышка-…

Пчела, жук-…

Чашка, тарелка-…

Ботинки, туфли-…

Что здесь лишнее? Почему?

таракан, муха, муравей, оса, жук, комар, самолет;тарелка, будильник, стакан, молочник, кружка;лиса, заяц, медведь, пчела;машинка, пирамидка, юла, слива, мишка.

Количество игроков: любое
Дополнительно: бумага, ручки
Дайте каждому участнику игры карандаш и листок бумаги. Требуется написать двадцать слов (имен существительных нарицательных) , в состав которых входит гласная буква «А», многократно повторяемая; других гласных нет. Таковы, например, слова: «стакан», «карандаш», «саламандра» и т. п. В первом из них буква «А» встречается дважды, во втором - три раза, а в третьем - четыре раза. В интересах играющего подбирать такие слова, в которых буква «А» повторяется возможно большее количество раз.

Есть контакт! - игра для детей

Количество игроков: не менее трех (один ведущий и двое отгадывающих)
Дополнительно: нет
Ведущий загадывает слово, называет его первую букву (слово должно быть существительным в ед.ч., именительном падеже). В процессе тура отгадывания данного слова все определения должны касаться слов, начинающихся на указанную букву (или, в дальнейшем, указанную последовательность букв).
Участники задают ведущему вопросы-определения. Ведущий должен придумать слово, которое подходит под определение, и ответить: «нет, это не … (указывает подразумевавшийся участником термин)», или, если определение однозначно описывает загаданное слово, «да, это (загаданное слово)».

Придумай название - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: книги со стихами
Подберите несколько небольших детских стихотворений (можно из сборников).
Читайте ребенку стихотворения не называя заголовка и, предложите малышу самому придумать каждому стихотворению какое-то название.
Игра научит малыша обобщать и выделять главную мысль в стихотворении. Нам очень нравится эта игра, иногда мне кажется, что ребенок придумывает более удачное название.

Знакомство - игра для детей дошкольного возраста

Количество игроков: любое
Дополнительно: 2 объекта одинаковые по сути, но разными по исполнению
Берем два объекта одинаковые по сути, но разными по исполнению. Например, игрушечного клоуна и клоуна, нарисованного на бумаге. Можно познакомить одного клоуна с другим. "Привет! Я тоже клоун, меня зовут..., а тебя? Смотри, мы с тобой похожи, только у тебя красненькая шапочка, а у меня синенькая; у тебя бантик в горошек, а у меня в клеточку...".
То есть развиваются не только аналитическое мышление, но и речь, коммуникативные навыки.

Игра для малышей - у кого какая работа?

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Эта игра поможет вам быстро определить назначение каких предметов, или допустим, частей тела ребенок еще не знает. А значит есть повод рассказать ему о них.
Спросите малыша, какую "работу" делают наши глазки, уши, нос, руки и т.д. Сначала приведите ребенку несколько примеров, чтобы он понял принцип.
Можно спросить о назначении любых предметов в комнате или на улице (какая работа у утюга, у холодильника, у автомобиля и т.д.)

Неоднозначные ответы - игра для детей на развитие мышления

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Заранее обдумайте вопросы на которые возможны неоднозначные ответы. Когда ребенок ответит на ваши вопросы, возможно вы будете очень удивлены. Такого ли ответа вы от него ожидали?
Маленькие примеры:
«Шерсть у нашей кошки очень….» ;
«Ночью на улице очень…»;
«У людей есть руки, для того чтобы …».;
«Я заболел потому, что …».;

Верю - не верю - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий называет фразы, а игроки должны определить среди них ошибочные. Можно просто отвечать "верю" или "не верю" (верно - неверно). Можно договориться, что если фраза верная, то игроки прыгают, а если неверная, то приседают.
Самый простой вариант просто на знания:
Эта ручка синяя
У людей три глаза
Вода мокрая
Два плюс два равно три
А теперь пробуем включить логику:
Все кубики красные
Некоторые карандаши сломаны
Все птицы летают
Зимой постоянно идет снег

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ребенку задается вопрос о том, как узнать (по каким признакам) о каком-то событии, явлении, а он пытается предложить варианты. Затем можно поменяться ролями. Вопросы можно задавать и простые и сложные. Даже если ребенок не знает ответа, пусть фантазирует.
- Как узнать есть ли на улице ветер?
- Как узнать утро сейчас или вечер, если на улице темно?
- Как узнать какой подарок спрятан в коробке?
- Как узнать чайник холодный или горячий?
- Как узнать какое блюдо готовит папа?

1. Рассмотри картинки. Покажи (назови) предметы по инструкции педагога. Они колючие.

Найди в классе веточку ели. Потрогай её. Какая она? Повтори.

Покажи на картинках (назови), что (кто) бывает колючим. Что случилось с Аней?

2. Нарисуй ежу иголки. Раскрась ёжиков.

ЧТО БЫВАЕТ ОСТРЫМ?

1. Рассмотри картинки. Покажи (назови) предметы по инструкции педагога. Они острые.
Найди в классе острые предметы. Покажи. Назови, какие они.

Покажи на картинках (назови), что бывает острым.

Что случилось с Ваней? Как нужно обращаться с острыми предметами?

2. Заштрихуй треугольники.

ЧТО БЫВАЕТ ХОЛОДНЫМ?

1. Рассмотри картинки. Покажи (назови) предметы по инструкции педагога. Это мороженое. Оно
холодное.

Покажи (назови), что бывает холодным.

Потрогай рукой снег, холодную воду. Какой снег (вода)?

2. Нарисуй снежинку синим карандашом. Проведи прямые линии по пунктирным (пальчиком,
фломастером).


ЧТО БЫВАЕТ ГОРЯЧИМ?

1. Рассмотри картинки. Покажи (назови) предметы по инструкции педагога. Покажи (назови), что
бывает горячим.

2. Заштрихуй чайник. Проведи прямые линии по пунктирным.

Прикоснись к утюгу (чайнику). Какой утюг (чайник)? Как нужно обращаться с горячими предметами?

ТВЁРДОЕ - МЯГКОЕ.

1. Рассмотри картинки, вырезанные из Приложения. Покажи (назови) шапку (стол). Наложи их на
соответствующие контурные изображения.

Покажи (назови), что бывает твёрдым (мягким).

2 . Это пёстрый шарфик. Заштрихуй шарфик. Проведи сплошные линии по пунктирным карандашами
разного цвета (пальчиком, краской с помощью пальца).

ГОРЯЧЕЕ - ХОЛОДНОЕ.

1. Рассмотри картинки, вырезанные из Приложения. Покажи (назови) предметы по инструкции педагога.
Наложи их на соответствующие контурные изображения.

Покажи (назови), что бывает горячим (холодным).

2. Раскрась солнышко. Нарисуй снежинку.
Назови (покажи), что холодное (горячее).

БУКВА А.

1. Рассмотри картинку. Это аист. Покажи аиста. Кто это? Повтори. Произнеси слово протяжно. Какой звук
слышится в начале слова? Повтори за педагогом. Аист держит в клюве букву А. Найди и покажи букву А.

2. Найди и покажи в красном квадрате большую букву А. Обведи её пальчиком.

3. Найди (покажи) на рисунке девочку (врача). Что случилось с девочкой? Что говорит девочка? Какой
звук слышится? Повтори его. Прочитай подпись под рисунком. Веди пальником по стрелке.

4. Найди и покажи, где буква А сложена из палочек. Возьми палочки и сложи с помощью педагога букву А.
Раскрась букву А красным карандашом.

1. Рассмотри рисунок. Это арбуз. Повтори, что это. Произнеси слово протяжно. Выдели голосом звук
в начале слова.

2. Найди и покажи букву А. Из полосок какого цвета она сложена? Найди на парте полоски красного
цвета. Наложи их на букву А. Сложи букву А из полосок цветной бумаги (с помощью педагога).

3. Посмотри на рисунок. Мама укачивает малыша. Мама поёт песенку: «А-А-А». Покажи маму. Покажи,
кого мама укачивает. Покажи, кто поёт песенку. Покажи, кому мама поёт песенку. Пропой, как мама поёт
песенку. Прочитай, что поёт мама.

4. Раскрась арбуз. Какого цвета фломастер нужен? Заштрихуй букву А.

1. Рассмотри картинку. Это автобус. Покажи (назови) предмет. Произнеси слово протяжно. Какой звук
слышится в начале слова? Произнеси его (повтори за педагогом).

2. Найди и покажи, где буква А сделана из пластилина. Найди на парте букву А из пластилина. Пощупай
её. Покажи у буквы А «ножки», «перекладинку». Возьми пластилин и вместе с педагогом сделай букву А.

3. Рассмотри рисунок. Покажи девочку (куклу). Девочка укачивает куклу. Девочка поёт кукле песенку:
«А-А-А». Повтори, какую песенку поёт девочка. Прочитай, какую песенку поёт девочка кукле. Веди пальчиком
от буквы к букве.

4. Возьми куклу. Покачай её. Спой ей песенку: «А-А-А». Какую песенку ты поёшь?

5. Назови буквы. Раскрась буквы А цветными карандашами.

1. Рассмотри картинку. Найди (покажи) на картинке апельсин. Назови предмет. Произнеси слово
протяжно. Выдели голосом звук А в начале слова (с помощью педагога).

2. Найди букву А из ниток. Обведи её пальчиком. Возьми нитки. С помощью педагога сделай букву А
из ниток.


3. Рассмотри рисунок. Найди (покажи) девочку. Её зовут Аня. Повтори, как зовут девочку. Выдели
голосом звук в начале слова. Покажи, что держит Аня в руке. Это тетрадь. Какая буква написана в тетради?
Обведи её. Запиши букву А в тетрадь (на доске) (с помощью педагога). Прочитай.

4. Рассмотри картинку. Покажи мальчика. Его зовут Антон. Повтори, как зовут мальчика. Выдели
голосом звук в начале слова. Антон поёт. У него широко открыт рот. Прочитай, что поёт Антон. Поставь
пальчик под букву А. Читай протяжно по стрелке. Спой и ты, как Антон. Антон поёт громко (тихо). Веди
пальчиком по стрелке вверх (вниз). Повтори за педагогом.

5. Найди на картинке автобус. Он везёт буквы. Найди. Покажи буквы. Назови их. Обведи буквы А
красным фломастером.

1. Рассмотри картинку. Это альбом. Покажи (назови) предмет. Произнеси слово протяжно. Выдели
голосом звук в начале слова. Произнеси его.

2. Найди, где буква А сложена из мозаики. Сложи с помощью педагога букву А из мозаики.

3. Рассмотри картинку. Покажи Аню. Она потерялась и плачет: «А-А-А». Повтори, как Аня плачет.
Прочитай, как плачет девочка. Поставь пальчик под буквой А. Веди пальчик от буквы к букве.

4. Найди на картинке домик. Покажи его. Найди (покажи) буквы А в домике. Обведи их пальчиком
(красным карандашом).

5. Помоги девочке попасть домой. Проведи Аню по дорожке к домику (пальцем с помощью краски
проведи дорожку).

6. Узнай (назови) буквы. Раскрась буквы А краской.

1. Найди (покажи) букву в красном квадрате. Назови её. Найди букву А среди других букв. Покажи её.
Возьми букву А в кружок.

2. Напиши большую букву А на парте (доске тёмного цвета) пальцем с помощью воды (и без воды).

3. Рассмотри рисунок. Покажи девочку (школьную доску). Как зовут девочку? Прочитай, что написала
Аня на доске. Веди пальчиком от одной буквы к другой.

4. Напиши буквы. Проведи сплошные линии по пунктирным. Назови буквы.

1. Буквы бывают большие и маленькие. Найди и покажи в красном квадрате большую букву А. Обведи
её пальчиком. Напиши букву А большую на парте пальцем, водой на тёмной доске, ногой на полу.

2. Покажи в красном квадрате маленькую букву а. Обведи её пальчиком.

3. Рассмотри рисунок. Покажи Аню (Антона, шары). Назови, кто (что) это. (Аня, Антон, шар.) Выдели
голосом звук в начале (середине) слов. Прочитай буквы на шарах. Назови, большие они или маленькие.
Дай Ане шары с большой буквой А (соедини линией). Дай Антону шары с маленькой буквой а (соедини
линией).

4. Назови буквы. Обведи их пальцем. Раскрась краской с помощью пальца.

1. Рассмотри рисунок. Это мак. Произнеси слово. Выдели голосом звук а в слове. Найди и покажи
букву а в красном квадрате.

2. Рассмотри рисунок. Покажи девочку Аню. Аня учит куклу читать. Прочитай буквы в книге. Прочитай,
что читает кукла.

3. Найди на рисунке волшебный мяч. Найди на мяче большие буквы А. Покажи. Прочитай их громко.
Раскрась жёлтым карандашом. Найди на мяче маленькие буквы а. Покажи. Прочитай их тихо. Раскрась их
красным карандашом.

4. Найди, где буква а сделана из пластилина. Найди на парте букву а из пластилина. Потрогай её.
Найди у буквы а «животик».

Возьми пластилин и сделай букву а из пластилина (с помощью педагога).

5 . Назови букву. Обведи её пальцем. Раскрась красным карандашом.

1. Рассмотри рисунок. Покажи цветы. Покажи (назови) буквы, которые спрятались в цветах. Закрой
большую букву А красным кружком, маленькую букву а - зелёным кружком.

2. Рассмотри буквы. Найди, покажи большую (маленькую) букву. Назови буквы. Раскрась буквы
цветными карандашами. Найди эти буквы в классе. Возьми их, покажи, назови.


1. Рассмотри рисунок. Покажи цветы. Назови буквы, которые спрятались в цветах. Раскрась цветы с
маленькой буквой а жёлтым карандашом, с большой буквой А - красным карандашом.

2 . Рассмотри буквы. Найди и покажи большую (маленькую) букву. Назови буквы. Найди эти буквы в
классе. Покажи их. Возьми их и назови,

БУКВА У.

1 . Рассмотри рисунок. Покажи на рисунке волка. Волк воет: «У-У-У». Какой звук слышится? Произнеси
его протяжно.

2. Найди и покажи в красном квадрате большую букву У. Обведи её пальчиком.

3. Прочитай под картинкой, как волк воет. Веди пальчиком по стрелке.

4. Покажи утку на рисунке. Произнеси слово протяжно. Какой звук слышится в начале слова? Произнеси его.

5. Найди, где буква У сложена из палочек. Возьми палочки. Сложи букву У.

6. Назови букву. Обведи её пальчиком. Раскрась букву У краской с помощью пальца.

1. Найди и покажи на рисунке улитку. Произнеси слово протяжно. Какой звук слышится в начале
слова? Произнеси его протяжно.

2 . Найди, где буква У сделана из полосок цветной бумаги. Покажи эту букву. Какого цвета полоски
бумаги? Назови. Возьми полоски бумаги. Сделай на парте букву У из полосок цветной бумаги.

3 . Найди (покажи) на рисунке паровоз (корабль, самолёт). Он гудит: «У-У-У». Произнеси звук протяжно:
«У___ ». Прочитай, как гудит паровоз (самолёт...). Веди пальчиком по стрелке (меняя высоту голоса).

4. Покажи улитку. Она ползёт и пишет букву У. Помоги улитке написать букву. Проведи сплошные
линии по пунктирным. Какая буква получилась? Назови её.

1. Покажи на рисунке утюг. Произнеси слово. Какой звук слышится в начале слова? Произнеси его.

2. Найди букву У из пластилина. Обведи её пальчиком. Найди в классе букву У из пластилина.
Пощупай её. Возьми пластилин. Сделай букву У из пластилина (с помощью педагога).

3. Найди на рисунке детей. Покажи. Дети играют в поезд. Паровоз гудит: «У ». Какой звук слышится?

Произнеси звук У протяжно. Поставь пальчик под буквой У. Прочитай, как гудит паровоз.

4. Покажи на рисунке поезд (паровоз, вагоны, колёса). Поезд везёт буквы У. Найди (покажи, назови),
какие буквы везёт поезд. Обведи их фломастером.

1 . Рассмотри картинку. Это уж. Произнеси слово. Какой звук слышится в начале слова? Произнеси его.

2. Буквы бывают большие и маленькие. Найди и покажи в красном квадрате большую (маленькую)
букву у. Обведи пальчиком. Напиши букву У на парте пальчиком (водой на тёмной доске).

3. Покажи на рисунке девочку. Её зовут Уля. Повтори, как зовут девочку. Какой звук слышится в
начале слова? Произнеси его. Покажи мальчика (мячи). Прочитай буквы на мячах. Уле дай мячи с большой
буквой У (соедини линией). Мальчику дай мячи с маленькой буквой у (соедини линией).

4. Назови буквы. Найди и покажи большую (маленькую) букву У. Раскрась краской буквы с помощью пальца.

1. Рассмотри рисунок. Покажи на рисунке утку (утят, озеро). У утки утята. Утка плывёт. Утята плывут.
Покажи, кто плывёт первый (впереди). Покажи, кто плывёт за уткой (сзади).

2. Послушай, правильно ли я говорю: «У утки котята». «У утки лисята». «У утки утята» (хлопни в
ладоши на правильный ответ).

3. Рассмотри картинки. Покажи букву У (утку, утят). Составь предложение. (У утки утята.) Повтори
за педагогом: «У утки утята». Прочитай предложение. Веди пальчиком от слова к слову (от картинки к
картинке). Покажи слово утка (у, утята).

4. Рассмотри картинку. Кто нарисован на картинке? Покажи (назови). Найди, какие буквы спрятались
в крылышках. Обведи их фломастером. Назови буквы.

1. Найди и назови букву в красном квадрате. Рассмотри буквы в строке. Найди букву У (А) среди других букв. Возьми её в кружок (зачеркни). Напиши большую букву У (А) на парте пальцем (водой на доске).


2.
начале слова. Найди в Приложении соответствующую ему букву. «Запиши» букву в пустое окошко.

3. Раскрась утят жёлтым карандашом.

1. Прочитай буквы в строке. Найди (покажи, назови) большие (маленькие) буквы. Читай большие
буквы громко, а маленькие - тихо.

2. Рассмотри картинку. Покажи малыша в коляске. Он плачет: «У-А!» Повтори, как плачет малыш.
Прочитай. Поставь пальчик под букву У, читай букву У протяжно. По стрелке передвигай пальчик до буквы А.
Прочитай буквы вместе: УА. Сколько букв прочитали? Прочитай первую (вторую) буквы, две буквы вместе.

3. Рассмотри картинку. Найди (покажи) шар с большой буквой А. Раскрась его жёлтым карандашом.
Найди (покажи) шар с маленькой буквой а. Раскрась зелёным карандашом. Раскрась шар с маленькой
буквой у красным карандашом, с большой буквой У - синим карандашом.

1. Прочитай буквы и слоги в строке. Найди (покажи, прочитай) букву У (А, слог УА).

2. Рассмотри рисунок. Аня и Ваня пошли в лес. Они собирали грибы. Аня заблудилась в лесу. Покажи
Аню. «АУ!» - кричит Аня. Повтори, как кричит Аня. Покажи Ваню. Ваня ей отвечает: «АУ!» Повтори.

Прочитай. Поставь пальчик под букву А. Читай букву А протяжно, ведя пальчик по стрелке до буквы У. Прочитай буквы вместе: АУ. Сколько букв прочитали? Прочитай первую (вторую, две буквы вместе).

3 . Разноцветный мяч. Раскрась мяч (часть с буквой У-красным карандашом, часть с буквой А-жёлтым).

1. Рассмотри картинку. Покажи мальчика в лесу. Он заблудился. Как он кричит?
Покажи малыша в коляске. Он плачет. Как он плачет?

2. Прочитай слоги. (УА, АУ.) Кто кричит: «АУ»? Соедини слог с картинкой. Кто плачет: «УА»? Соедини
слог с картинкой. Повтори, как кричит мальчик (плачет малыш).

3. Раскрась мяч. Возьми жёлтый карандаш, раскрась им часть мяча с буквой У. Возьми зелёный
карандаш, раскрась часть мяча с буквой а.

БУКВА М .

1. Рассмотри рисунок. Это мышка. Повтори, кто это. Выдели голосом звук в начале слова. Произнеси
звук м вместе с педагогом.

2. Найди и покажи в синем квадрате большую букву М. Обведи её пальчиком.

3. Помоги мышке добраться до норки. Веди пальчиком по стрелке (пунктиру). Назови, какую букву
написали. Напиши букву М на парте пальцем (водой на доске).

4. Найди, где буква М сложена из палочек. Обведи её пальчиком. Возьми палочки. Сложи букву М из
палочек (с помощью педагога).

5. Назови, кто это. Покажи мышку. Обведи её пальчиком. Выдели голосом звук в начале слова.
Раскрась мышку.

1. Рассмотри картинки, вырезанные из Приложения. Покажи (назови) предмет. Подбери соответствующее
ему контурное изображение. Наложи картинку на контурное изображение. Назови предмет. Выдели голосом
звук в начале слова.

2. Буквы бывают большие и маленькие. Найди и покажи в синем квадрате большую (маленькую)
букву М. Обведи её пальчиком. Напиши на парте пальчиком (водой на доске).

3. Найди и покажи, где буква М сложена из пластилина. Найди на парте букву М из пластилина.
Пощупай её. Возьми пластилин. Сделай букву М (с помощью педагога). Назови букву.

4. Узнай букву. Назови её. «Напиши» букву с помощью пальца. Раскрась букву синей краской с
помощью пальца.

1. Рассмотри рисунок. Покажи морковку. Назови предмет. Выдели голосом звук в начале слова.
Произнесём звук М вместе с педагогом.

2. Найди и покажи, где буква М сложена из морковок. Найди морковки в классе. Сложи букву М из
морковок.


3. Рассмотри рисунок. Покажи (назови) зайца (морковку). Что у зайца? Составь предложение.
зайца морковка.)

4. Назови букву и предметы в прямоугольниках. Составь предложение по картинкам. (Узайца морковка.)
Прочитай предложение. Веди пальчиком от картинки к картинке (от слова к слову).

5. Рассмотри рисунок. Что это? Назови. Найди буквы М в морковке. Раскрась буквы цветным карандашом.

1. Рассмотри рисунок. Покажи мальчика Ваню. Ваня учит буквы. Помоги Ване найти букву М среди
других букв. Обведи букву М синим карандашом.

2. Найди, где буква М сложена из мозаики. Сложи букву М из мозаики (с помощью педагога).

3. Рассмотри рисунок. Назови предмет. Выдели голосом звук в начале слова. Обведи машину пальчиком.
Проведи пальчиком, карандашом (фломастером) сплошные линии по штриховым линиям.

1. Назови букву в красном (синем) квадрате. Рассмотри вырезанные из Приложения картинки. Назови их.
Выдели голосом звук в начале слова. Назови его. Расположи картинку в окошке под соответствующей буквой.

2. Рассмотри картинку. Найди и покажи на рисунке маму. Мама кормит малыша. Покажи, кого мама
кормит. Мама говорит: «АМ-АМ». Повтори, что говорит мама.

3. Прочитай, что говорит мама. Поставь пальчик под букву А. Произноси А протяжно. Веди пальчик по
стрелке до буквы М. Прочитай две буквы вместе.

4. Прочитай слоги.

5. Покажи буквы А, М. Обведи их пальчиком. Назови буквы. Раскрась буквы краской. Прочитай слог.

1. Найди и покажи букву У (М). Назови букву в красном (синем) квадрате. Рассмотри вырезанные из
Приложения картинки. Назови их. Выдели голосом звук в начале слова. Назови его. Расположи картинку в
окошке под соответствующей буквой.

2. Рассмотри картинку. Покажи мальчика. Мальчик читает. Повтори, что мальчик делает. Покажи, что
мальчик читает. Мальчик много читает. Он умный. Прочитай слово под картинкой.

3. Покажи букву М (У). Обведи буквы пальчиком. Назови их. Раскрась буквы краской. Прочитай слог.

1. Назови буквы в строке. Найди, покажи (назови) буквы по инструкции педагога. Прочитай большие
буквы громко, маленькие - тихо.

2. Рассмотри картинку. Это корова (телёнок). Они пасутся на лугу. Корова зовёт телёнка: «МУ!»
Повтори, как корова зовёт телёнка. Телёнок отвечает корове: «МУ!» Повтори. Прочитай под картинкой запись.
Прочитай две буквы вместе. Прочитай слоги.

3. Найди и покажи букву У (М). Назови буквы по порядку. Раскрась буквы. Прочитай слог.

1. Рассмотри картинки. Покажи (назови) предметы по инструкции педагога. Выдели голосом звук в
начале слова. Найди на парте букву, с которой начинается слово.

2. Рассмотри рисунок. Кто это? Назови. Как корова подаёт голос? «МУ!» Повтори. Прочитай, как
корова подаёт голос.

3. Корова пасётся на лугу Корова ест травку и цветочки. Найди на лугу буквы. Обведи их фломастером.

1. Работа ведётся сначала по каждой картинке отдельно, постепенно количество картинок увеличивается.
Рассмотри картинку. Покажи маму (малыша). Назови, кто это. Прочитай слог (слово). Что мама делает?
(Держит, одевает, играет.) Повтори за педагогом (самостоятельно). Найди, покажи картинку, где мама держит
малыша (играет с малышом, одевает малыша).

2. Назови буквы. Раскрась. Прочитай слово.

БУКВА О.

1. Рассмотри картинку. Это девочка Оля. Повтори, как зовут девочку. Произнеси слово протяжно.
Какой звук слышится в начале слова? Произнеси его.

2. Найди и покажи в красном квадрате букву О. Обведи её пальцем. Назови букву.


3. Покажи картинку, где Оля поёт. Оля поёт песенку: «О-О». Повтори, как поёт Оля. Прочитай, что поёт Оля.

4. Найди, где буква О сделана из пластилина. Найди на парте букву О из пластилина. Пощупай её.
Возьми пластилин. Вылепи букву О из пластилина.

5. Рассмотри букву. Обведи её пальчиком. Назови букву. Раскрась букву краской с помощью пальца.

1. Рассмотри рисунок. Найди, где буква О сложена из мозаики. Сложи букву О из мозаики с помощью
педагога.

2. Рассмотри рисунок. Покажи слона. Кто это? Повтори. Произнеси слово слон протяжно. Выдели
голосом звук о в слове. Слон большой. Покажи с помощью рук, какой слон большой.

Найди и покажи детей на картинке. Дети смотрят на слона и удивляются, какой слон большой: «0-0-0!» Повтори. Прочитай, как дети удивляются. Веди пальчиком от буквы к букве. Покажи, как ты умеешь удивляться.

3. Заштрихуй слонов.

1. Рассмотри рисунок. Это осы. Покажи ос. Повтори, кто это. Выдели голосом первый звук в слове.

2. Найди и покажи в красном квадрате букву О (большую, маленькую). Обведи её пальчиком. Напиши
букву О на парте пальцем (водой на доске, пальцем в воздухе, ногой на полу).

3. Рассмотри картинку. Покажи девочку Олю. Оля убегает от ос. Повтори, что делает Оля (убегает).
Оля испугалась ос. Оля кричит: «О!» Повтори, как кричит Оля. Покричим, как Оля: «0-0!» Прочитай, что
кричит Оля.

4. Назови буквы. Обведи их пальчиком. Раскрась буквы карандашом.

1. Рассмотри рисунок. Это облако. Покажи облако. Повтори, что это. Выдели голосом первый звук в
слове. Найди букву О. «Напиши» букву О (пальчиком, карандашом).

2. Напиши в других облаках букву О.

3. Рассмотри буквы. Назови их. Обведи пальчиком. Раскрась большую букву жёлтым фломастером,
маленькую - красным.

1. Рассмотри рисунок. Это ослик. Покажи ослика. Повтори, кто это. Выдели голосом первый звук в слове.

2. Найди букву О на картинке. Она сделана из ниток. Сделай букву О из ниток (с помощью педагога).

3. Рассмотри картинку. Покажи девочку (ослика). Оля держит ослика за верёвочку. Составь
предложения. (Это девочка.) (Это ослик.) (Оля держит ослика.)

4. Рассмотри картинку. Покажи букву У (девочку Олю, ослика). Составь предложение. (У Оли ослик.)
Прочитай предложение. Веди пальчиком от слова к слову (от картинки к картинке).

5. Назови буквы. Раскрась их краской.

1. Назови букву в красном квадрате. Прочитай буквы в строке. Найди букву О среди других букв.
Зачеркни её красным карандашом.

2. Рассмотри картинку. Это обруч. Повтори, что это. Обруч - это игрушка. С ним играют. Найди в
классе обруч. Покажи, как ты играешь с обручем. Выдели голосом первый звук в слове обруч. На какую
букву похож обруч? Покажи (назови).

3. Рассмотри картинку. Покажи девочку Олю (обруч). Составь предложения. (Это Оля. Это обруч.)

4. Рассмотри картинки. Покажи букву У (Олю, обруч). Составь предложение. (У Оли обруч.) Прочитай
предложение. (У Оли обруч.) Веди пальчиком от слова к слову (от картинки к картинке).

5. Соедини точки. Какая буква получилась? Назови.

1. Рассмотри картинку. Это волшебный цветок. Педагог показывает слог. Читает его. Ребёнок повторяет.
Затем ребёнок читает слоги самостоятельно.

2. Найди (покажи, прочитай, раскрась) слог по инструкции педагога.


Что это?........................................................... ,.......................................... 3

Что это? ...................................................................................................... 4

Кому что нужно? ....................................................................................... 5

Что это?....................................................................................................... 6

Что стоит в комнате, на кухне?.............................................................. 7

Большой - маленький.......................................................................... 8

Большой - маленький.......................................................................... 9

Кто это?..................................................................................................... 10

Узнай животное по его тени................................................................. 11

Кто это? .................................................................................................... 12

Один - много......................................................................................... 13

Узнай предмет......................................................................................... 14

Кто это? Что это?.................................................................................... 15

Что делает Ваня?................................................................................... 16

Что делает Аня? ..................................................................................... 17

Кто ползёт? .............................................................................................. 18

Кто прыгает?............................................................................................ 19

Кто (что) плывёт? ................................................................................... 20

Кто (что) летит?....................................................................................... 21

Летит - летят.......................................................................................... 22

Летит - летят.......................................................................................... 23

Летает - ползает................................................................................... 24

Плавает - прыгает................................................................................ 25

Кто что делает?....................................................................................... 26

Кто что делает?....................................................................................... 27

Что бывает сладким?............................................................................ 28

Что бывает кислым? ............................................................................. 29

Сладкое - кислое.................................................................................. 30

Что бывает горьким? ............................................................................ 31

Что бывает твёрдым? ........................................................................... 32

Что бывает мягким?............................................................................... 33

Что (кто) бывает колючим?................................................................... 34

Что бывает острым?.............................................................................. 35

Что бывает холодным?......................................................................... 36

Что бывает горячим?............................................................................. 37

Твёрдое - мягкое.................................................................................. 38

Горячее - холодное............................................................................. 39

Буква А...................................................................................................... 40

Буква У.................................................................................................... 50

Буква М..................................................................................................... 59

Буква О..................................................................................................... 68

Приложение............................................................................................. 75

Учителю. Задания для учащихся.............. ,...................................... 85


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27




Top