Что исследователи относят к культурным универсалиям. Универсалии культуры и особенности их классификации

В масштабе всего человечества культурное наследие выражают так назы­ваемые культурные универсалии - своеобразные инварианты развития, эле­менты культуры. Культурные универсалии - это такие нормы, ценности, пра­вила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Культурные универсалии представляют собой некие инварианты, общие для всех многообразий культур

В 1959 г. Джордж Мердок выделил более 70 универсалий - общих всем культурам элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование, эсха­тология, этика, этноботаника, этикет, вера в чудесные исцеления, семья, празднества, добывание огня, фольклор, табу на пищу, похоронные ритуа­лы, игры, жестикулирование, обычай дарить подарки, правительство, при­ветствие, искусство укладывания волос, гостеприимство, домохозяйство, гигиена, запрет кровосмешения, право наследования, шутки, родственные группы, номенклатура родственников, язык, закон, суеверие, магия, брак, время принятия пищи (завтрак, обед, ужин), медицина, благопристойность в отправлении естественных надобностей, траур, музыка, мифология, чис­ло, акушерство, карательные санкции, личное имя, полиция, послеродовый уход, обращение с беременными, право собственности, умилостивление сверхъестественных сил, обычаи, связанные с наступлением половой зре­лости, религиозные ритуалы, поселенческие правила, сексуальные ограни­чения, учение о душе, статусная дифференциация, изготовление орудий

труда, торговля, хождение в гости, отучение ребенка от груди, наблюдение за погодой и т.д.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человеческим родом окружающая среда. Люди рож­даются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Добывая пропитание, человек использует орудия и вступает в кооперацию с другими. Совместные действия ведут к образо­ванию общества и связанных с ним санкций, полиции, правительства, прав собственности и наследования. Погода бывает то холодной, то жаркой, по­этому для увеличения комфорта человек носит одежду и строит дома. Ребе­нок и беременная женщина нуждаются в особом внимании, и общество изобретает специальные средства ухода за ними. Взрослея, человек науча­ется языку и у него возникают идеи, он верит в магию и прибегает к религи­озным церемониям, ему обязательно дают имя, а в личной жизни он должен соблюдать требования гигиены и чистоты.

В культурологии существует много существуют много понятий производных от слова культура. Например, современная культура, культурный человек, культурное пространство, производственная культура и т.д. Но вместе с ними существует и самостоятельные понятия, близкие по значимости понятию культура. Их и принято называть «культурными универсалиями». В каждом из этих понятий выражается какая-то сторона или сфера специфически человеческого отношения к миру. Эти понятия присутствуют и в философии, и в некоторых других гуманитарных науках, но в культурологии обретают специфику универсалий.

Что такое универсалии, универсальный?

Универсалии потому и универсальны, что встречаются в различных культурах, в различные исторические эпохи. Вообще культурных универсалий насчитывают несколько десятков.

Так к культурным универсалиям относятся уже известный нам термин цивилизация. В самом общем виде, цивилизацией считают определённую совокупность материально- технических, социально- политических и духовных характеристик общества.

Специфическим термином собственно культурологического знания является термин артефакт культуры , обозначающий любой искусственно созданный объект, имеющий как определённые физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание.

Большое значение для понимания проблем культуры имеет понятие образ жизни, в котором раскрываются содержательные характеристики типичной жизнедеятельности больших групп людей и даже целых сообществ. Как выяснили культурологи, определённым типам культур соответствует и определённый образ жизни. Он определяется: природными условиями существования общества, его материально-технической базой, системой социальных институтов и учреждений, культурными традициями и обычаями и, наконец, уровнем и формами социокультурной активности людей, проживающих в данном обществе.

Одним из наиболее распространенных понятий, используемых также практически всеми культурологическими школами, является термин «символ» (в переводе с греческого – знак).

Поскольку понятие символ означает условный вещественный опознавательный знак для членов определённого общества или конкретной социальной группы, постольку символами культуры народа могут выступать практически любые предметы и вещи, природные процессы, животные растения, сказочные существа. Большинство символов культуры многозначно, разнообразно и иносказательно выражает определённое содержание, которое составляет существо ценностей, норм и идеалов конкретной культуры.

Таким образом, культурными универсалиями являются наиболее общие понятии, сопоставимые с понятием культура и имеющие универсальное значение, то есть встречающееся в разных культурах, у разных народов, в различные исторические эпохи.



Мы не будем здесь подробно рассматривать все эти универсалии и остановимся на таких важнейших из них как ценности, деятельность, общение.

В отношении ценностей в культурологии нет единого понимания: в простейшем варианте ценности – это значение, значимость явлений.

Согласноаксиологическому подходу культура предстаёт системой ценностных ориентаций человека. Здесь важнейшей ценностью является должное поведение, то есть такое поведение и образ действий людей, которые обеспечивают сплоченность общества и его выживание, а также нормальное функционирование всех его социальных институтов: государства, семьи, учреждений культуры, образования, короче всей системы культуры данного общества.

Откуда же появляются ценности? Из человеческих потребностей. Самый простой пример – для голодного человека ценность представляет кусок хлеба, для сытого – он менее ценен. Золото ценно в обществе и не имеет цены на необитаемом острове.

Культурной ценностью современного человека является книга, для дикаря она не имеет значения.

Таким образом, у человека имеются потребности и то, что позволяет их удовлетворить становиться ценностью. Если же человек не может найти применение вещи, явлению, то оно для него не является ценностью. Можно сказать, что создание ценностей является ответом на человеческие потребности.

Нужно отметить, что далеко не все ценности одинаковы по своему значению. Это зависит от того, какие потребности человека преобладают в том или ином обществе истина науки и ценность представляют собой разные способы объяснения мира. К ценностям относят также нормы, которые обеспечивают сохранение и регуляцию поведения людей в конкретном обществе. Поэтому ценности выступают ориентирами жизнедеятельности людей, система ценностей является регулятором общественных, групповых, межличностных отношений. Именно поэтому ценности в каждой культуре имеют свой специфический характер, и лишь немногие из них становятся общечеловеческими ценностями культуры.

Это дало повод Г. Риккерту заявить, что различия в композиции ценностей – основа разнообразия культур, то есть от того какие ценности входят в данную культуру, какое значение они в ней имеют, какие из них занимают высшее, а какие низшее положение зависит то, как развивается данная культура.

Неразрывно связано с ценностными отношениями в культуре и такое понятие как культурная норма. В переводе с латинского это слово обозначает правило, такое предписание, образец в области каких-либо действий или создание каких-либо предметов, вещей. Поэтому многие считают культуру своего рода нормативным отношением к миру, базирующимся на определённых образах, одобряемых большинством общества, правилах. Большинство социокультурных норм существуют и оказывает существенное влияние на социокультурные процессы, в связи с тем, что они приобрели силу привычки, стали определённой культурной традицией. Примером такого отношения к миру являются самые разнообразные этикетные нормы, которые всегда сопровождают жизнь человека в обществе, делая его поведение понятным для других и достаточно легко прогнозируемым. Нормы этикета, разделяемые людьми, способствуют взаимопониманию, а значит, сплоченности общества, что делает его более жизнеспособным. Нормативные предписания составляют особенность существования в современной культуре, располагающей огромной искусственной средой высоко технически оснащённой. Радио, телефон, телевидение, компьютерные и другие информационные сети опоясывают весь земной шар и выступают той объективно существующей материально-технической основой, которая диктует определённые правила или нормы, связанные с нормальным их функционированием.

Если этот тип норм напрямую зависит от технико-технологических параметров современной культуры, то другой тип нормативного поведения определяют существующими в обществе культурными традициями. Понятие традиция также латинского происхождения и означает определённый порядок, обычай, достаточно сложные поведенческие реакции людей, передающиеся от поколения к поколению, главным образом за счёт устной передачи культурно-исторического опыта. Например, к таким одинаково хорошо известным всем россиянам традициям, относится празднование самой короткой ночи в году – дня Ивана Купалы, масленицы, других календарных праздников, возникших в России задолго до принятия христианства и затем включённых в церковный календарь, и на протяжении не одной сотни лет борьбы церковников с этими «языческими» праздниками их не удалось искоренить из памяти народа.

Культурная традиция в течении долгого времени рассматривалась как обычай, передаваемый из поколения в поколение в виде определенного предания, завета предков. Когда культурологи стали исследовать этот феномен средствами современной науки, то выявили целый ряд составляющих в культурных традициях. Причём новый подход был определён не культурологами, а психологами и здесь в первую очередь необходимо назвать К.Г. Юнга, швейцарского учённого, который выдвинул концепциюархетипов культуры. Изучая разного рода психические болезни, Юнг увидел, что душевное здоровье людей определяется происходящими в обществе социокультурными процессами; в основе которых, по его мнению, лежит «коллективное бессознательное», которое тождественно у всех людей; передаётся по наследству.

Существуют разные типологии ценностей.

В зависимости от объекта действия выделяют экзистенциальные (экзистенция - существование) ценности, то есть ценности бытия человека. К ним относятся: любовь, жизнь, смерть, страх, надежда. Социальные ценности – ценности группы и личности в группе – интеграция, социальный порядок, социальная дифференциация, социальный престиж, равенства, понимаемое в правовом государстве как равноправие, то есть равенство всех граждан перед единым для всех законом.

Среди экзистенциальных ценностей особо следует отметитьнадежду в веру. Человек по своей природе существо оптимистическое, надеющееся на лучшее будущее. Да иначе он просто бы и не выжил, если не надеяться на что-то хорошее, то жизнь теряет смысл. Отчаявшийся человек совершает самоубийство. Но всякая надежда должна быть как-то обоснованна, лучшее будущее не наступает само по себе что-то должно способствовать его наступлению. Поэтому надежда порождает веру в то, что должно привести к лучшему в жизни человека и общества. Веру в Бога, в вождя, в партию.

Однако если эта вера не оправдывает разочарование в предмете веры, которое ведёт к нигилизму (безверию), а значит душевному надлому, потере жизненных ориентиров человека. Человек без веры – отчаявшийся человек, ему нечего терять и он способен на всё. Поэтому безверие, нигилизм являются опасными разрушающими факторами, как для общества, так и для личности, а вера, напротив, фактором созидающим, стабилизирующим общество и вносящим душевный покой в личный духовный мир человека.

Наряду с такой типологией выделяется другая, основанная на сфере влияния тех или иных ценностей. Согласно ей выделяют локальные и общечеловеческие ценности.

Локальные ценности – ценности, действующие лишь в одном или нескольких сообществах и требующие признавать вершиной ценностной иерархии отдельное сообщество, противостоящее всем остальным.

Общечеловеческие ценности – социально значимые ценности, направленные на поддержание и развитие человечества, требующие признать в человечестве (человеке) важнейшую ценность, Они соотносятся с локальными ценностями и вырастают из них, и включает те из локальных ценностей, в которых объединён наиболее значимый для всех людей культурный опыт.

В последствии столетия европейская культура своим рационализмом, как считает Юнг, оказала угнетающее воздействие на сферу «коллективного бессознательного», именно поэтому в ХХ веке она испытывает большие кризисы, а подавляемое в течение столетий архетипическое заставляет европейцев подчинять свою жизнь разного рода массовым психозам, в которых и проявляется это «коллективное бессознательное» (фанатичная любовь к спортивным командам, артистам, политическим деятелям или не менее архаичная любовь к массовым действиям в виде демонстраций, факельных шествий, тяготение к определённым формам одежды, символике, к моде).

Техническая цивилизация исключила человека из мира единения с природой, обрекла эту часть человечества вначале на жизнь, основанную на рациональности, а затем ввергла европейцев в мир коллективного безумия, создавая новые символы, весьма далёкие от священного отношения к природе.

Сторонники теории Юнга считают, что обращение человечества к экологической культуре, живой этике будет способствовать возвращению человеку утраченной им гармонии с природой и теми архетипическими образами, которые восстановят душевное равновесие всех этносов, угнетённых технической цивилизацией, загоняющей людей в мир безумия.

Не случайно поэтому, что в гуманистическую ориентацию последних десятилетий всё активнее входят экологические ценности, которые включили в себя природу, окружающую среду, а с созданием космических кораблей, распространяются на космос и всю Вселенную. Теперь окружающая среда рассматривается как освоенная или осваиваемая деятельностью и целью человека культурная среда, космический Дом человечества.

Среди наиболее принципов культуры – признание за ней внеприродного, внебиологического. Культура, в отличие от природы, - всё то, что творится человеком. Но сущность самого человека противоречива: он и природное и культурное существо. Двойственность в человеке – источник двойственного понимания культуры

В отношении к природе. Так что же такое культура – это способ борьбы или способ сотрудничества с природой?

Сегодня культурология единственной перспективой человека видит его органичное присутствие в мире природы! История культуры не даёт забыть о том, что сообщества людей, не сумевшие найти общего языка с естественной средой обитания, уничтожали природу и самих себя или были вынуждены мигрировать в новых поисках благоприятной среды. Экологическая культура традиционных обществ основана на запретах-табу, ограничивающих рост сообществ и его воздействие на природу. В культурологи ведущего (футурологи культуры) есть концепция «нулевого роста», «ограниченного роста», в которых экологические принципы традиционных сообществ приняты единственно возможным способом избежать опасности глобальной катастрофы.

Как же развивать культуру без урона для природы? Постиндустриальная культура считает выживание, права человека и качество жизни вершинами в иерархии ценностей. В становлении идеи качественно новой унитарной культуры внесли вклад мыслители из разных стран. В. Вернадский (СССР) видел выход в утверждении науки важнейшим событием «ноосферы» сферы разума. И. Тейяр де Шарден (Франция) выдвинул идею союза христианства и науки, как панацеи от всех бед современности, в движении и ноосфере. А. Швейцер (Германия) предложил заменить старый рационализм Просвещения новым, мистическим, согретым верой в святость жизни. Его этика благоговения перед жизнью опирается на девиз «я есть жизнь, желающая жить среди жизни». Таким образом, к концу ХХ века культурологическая мысль возвращается к идее эволюционизма к формированию «первобытной» идеологии общественного развития и коэволюции (совместного бытия) природы и общества.

В мировом масштабе культурное наследие выражают именно культурные универсалии. В современной культурологии существует несколько классификаций универсалий культуры. К культурным универсалиям относится язык, совместный труд, сексуальные запреты, мифы, танцы, обычаи гостеприимства и т.п. Американские антропологии выделяют более семидесяти универсалий, общих для всех культур. Среди них выделяются: возрастная градация, календарь, соблюдение чистоты, приготовление пищи, кооперация труда, декоративное искусство, семья, медицина, число, личностное имя, карательные санкции и т.д. Некоторые культурологи в основу классификации универсалий кладут нравственные ценности. Существует классификация, в которой разделяются универсалии культуры и универсалии цивилизации.

Но для того, чтобы классифицировать универсалии, необходимо понять их сущность и роль в процессе функционирования культуры. Для этого следует обратиться к структурным компонентам сложной системы культуры, посредством которых она направляет, координирует и регулирует деятельность людей. К таким компонентам культуры, отражающим все многообразие ее проявлений в жизни человеческого общества, относится:

-знаково-символические;

-ценностно-познавательные;

-синтетические.

Среди всех элементов культуры наиболее важным является знаково-символический, или познавательный компонент . Он зафиксирован, прежде всего, в языке. Соответственно, язык и является важной культурной универсалией.

Язык – это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Люди в процессе воспитания и образования, то есть, социализации, усваивают значение этих знаков и символов, что позволяет понимать смысл сказанного и написанного. Язык, являясь важнейшим элементом культуры, выступает объективной формой аккумуляции, хранения и передачи информации человеческого опыта от одного поколения к другому поколению. Язык – основной носитель культуры, поэтому рост словаря человека может служить, в определенной мере, показателем повышения его культурного статуса. Язык – самый национальный элемент культуры и, в то же время, самая главная культурная универсалия.

Существуют исторически сложившиеся разновидности языка:

-национальные языки – украинский, русский, английский, латинский и др, которые отражают социокультурную специфику данной общности, характер ее общения, представление о символах, заложенных в языковой культуре;

-разновидности естественного языка – литературный язык, диалекты, мертвый язык (латынь);

-искусственные языки – язык программирования, язык жестов для глухонемых, эсперанто;

-специфические языковые знаковые системы – язык искусства, язык математики, язык тела.


Важным системообразующим компонентом культуры является ценностно-познавательный .

Ценность – это такое свойство предмета или явления, которое отражает степень важности этого предмета для удовлетворения потребностей, желаний и интересов. В систему ценностей индивида, группы, общества в целом входят разнообразные ценности:

-смыслообразующие , формирующие представление о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни и т.п.;

-витальные – жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, семья, образование и т.д.;

-общественного признания – трудолюбие, социальный статус, социальное положение и т.п.;

-межличностного общения – честность, доброжелательность, бескорыстие и т.п.;

-демократические – свобода слова, совести, национальный суверенитет.

Такие ценности есть во всех культурах, потому что те культуры, в которых подобных ценностей не было бы, не смогли бы сохранить свое существование в течении сколько – нибудь длительного времени. И поэтому они являются универсальными.

Ценностные отношения выступают важнейшим и необходимым условием формирования ценностных ориентаций , которые выражаются в ценностных установках . Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической практике и передаются из поколения в поколения посредством воспитания. Ценностные установки ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность.

Осознание индивидуумами содержания ценностных установок образует мотив их деятельности – своеобразный фактор, который ведет к превращению установок в активную деятельность.

Ближайший побудительный мотив человеческой деятельности, определяющий способ и характер, выступает в качестве цели. Цель деятельности идеально субъекта культуры отражает осознание и стремление преобразовать, облагородить окружающей мир, приспособить его к своим потребностям.

Из многообразия конечных целей выделяется наиболее значимая, высшая, которая определяется понятием «идеал ». Возникновение идеала как целеполагающая способность человеческого сознания и принадлежит к формам опережающего отражения действительности. С одной стороны, идеал отражают наиболее важные и значимые стороны общественной практики определенных социальных групп, а также возможных тенденций их развития, совершенствования. С другой стороны, они выступают в качестве главной оценочной категории, определяющей сознательные стимулы, доминирующий мотив деятельности. И в этом отношении идеал является универсалией культуры.

Ценностные отношения обретают самостоятельное существование в виде социальных норм . Социальные нормы – это исторически сложившиеся требования к организации определенной деятельности и отношениям индивидов, групп, общественных институтов. Нормы являются следствием устойчивой и повторяющейся оценки. Они – средство, те звенья, которые сближают наиболее ценностно значимое, необходимое, должное с жизнью, практической необходимость и, таким образом, обладают универсальностью.

Еще одним важным компонентом культуры является синтетический элемент, который проявляется в общественной жизни в виде образцов поведения, таких, как традиции, обычаи, обряды, ритуалы, нравы и законы.

Традиции (от лат. tradition – передача, преемство) – это механизм передачи элементов социального и культурного наследия; наиболее устойчивые формы действий и отношений, передающихся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе и социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием жизнедеятельности всех социальных объектов.

Обычаи – это неписанные правила поведения, отражающие стиль жизни народа, его отношение к природе, человеку, обществу, сфере священного. Это – воспринятые из прошлого формы социальной регуляции деятельности и отношений людей, которые воспроизводятся в определенном обществе или социальной группе и являются привычными для его членов. Например, способы приготовления пищи, одежды, манеры поведения, осуществление различных обрядов (свадьбы, похороны и пр.), система воспитания детей.

Обряды представляют собой совокупность стереотипных групповых действий, имеющих символическую форму и воплощающих в себе социальные идеи и представления, нормы и ценности. Сила обряда коренится в его эмоционально-психологическом воздействии на людей, так как обряды вызывают определенные коллективные чувства. Например, обряд крещения, присяга, обряд «посвящения в студенты».

Церемония – это определенная последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию (празднованию) знаменательных событий, дат или чествованию людей. Коронование – яркий пример важной для монархического общества церемонии. Обряды и церемонии состоят из разнообразных ритуалов.

Ритуал – это набор стилизованных и четко распланированных жестов и слов, которые зачастую исполняются лицами, специально избранными и подготовленными для этого. Ритуалы широко распространены в религиозной, политической и даже бытовой жизни. Например, ритуал приветствия.

Нравы – это обычаи, имеющие моральное значение. Под эту категорию попадают те бытующие в данном обществе формы поведения людей, которые могут быть подвергнуты нравственной оценке. Например, отношение в обществе к инвалидам и старикам.

Особой формой нравов является табу – абсолютный запрет, накладываемый на какое-то действие, слово, предмет. В современном обществе табу накладываются, например, на кровосмешание, каннибализм, осквернение могил и другие подобные действия.

Разновидностью нравов являются законы, - нормы поведения, оформленные парламентским или правительственными документами. Существуют также нравственные (неписанные) законы. Законами общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности – жизнь, государственную тайну, человеческие права и достоинство, собственность.

Особым синтетическим элементом культуры является техника, а в широком смысле – материальная составляющая культуры. Уровень техники отражает уровень цивилизации, способности и творческий гений народа, общества. Каждая культура имеет в своем арсенале целую систему технических навыков, технологий, технических средств.

Таким образом, каждый народ, каждая национальная культура, базируется на вышеприведенных основополагающих компонентах, которые и являются универсалиями культуры.

Вопросы к самостоятельной работе .

1.Как соотносится национальное и интернациональное в культуре?

2. Что такое культурные универсалии и какие принципы их классификации существую?

3. Знаково-символический, или познавательный компонент как универсалия культуры.

4. Ценностно-познавательный компонент как универсалия культуры.

5. Синтетический элемент компонент как универсалия культуры.

Универсалии - это широкие понятия, включающие в себя множество аналогичных предметов. Примерно так пишут словари. Из определения не ясно почти ничего. Давайте разложим всё по полочкам и разберёмся, наконец, в этом понятии.

В философии

Примерами универсалии могут быть такие понятия как "планета", "растение", "человек" и многие-многие другие.

Средневековые философы обсуждали вопрос о том, существуют ли универсалии на самом деле как явления или вещи, а не просто на словах. Если их существование - это всего лишь наша выдумка, тогда они и существуют только в наших головах. Например, нет такого растения, которое объединило бы в себе все растения на земле (представляете, что за "ёлкоромашкоподорожник" это бы был?). Конкретные виды растений, конечно, существуют, мы их видим и можем пощупать, а вот само слово "растение" придумали люди для того, чтобы объединить цветы, травы, деревья и т.п. общим названием.

Платон предложил посмотреть на этот вопрос под другим углом. Он полагал, что общее название существует на самом деле, но в невидимом людскому глазу высшем мире. Все конкретные вещи - это порождения универсалии. Средневековые философы, придерживающиеся такой же концепции, стали называть себя реалистами (ведь они полагали, что универсалии реальны).

Философы, считавшие, что универсалии - это всего лишь названия, имена, объединяющие группу предметов со сходными признаками, причисляли себя к номиналистам (с латинского nomina переводится как название, имя).

Философия Средневековья - реализм. Номинализм появился позже, уже на закате Средних веков, на "брезжущей зорьке" Возрождения.

Реализм

Средневековый реализм имел две формы: крайний и умеренный.

Крайние реалисты утверждали, что универсалии появились раньше вещей в мире, недоступном для восприятия. А все предметы, существующие на земле - это производные той или иной универсалии - вечной идеи, порождающей вещи.

Вы, наверно, уже догадались, что Платон как раз и был крайним реалистом.

Умеренные реалисты придерживались идеи о том, что универсалии - это основания любой вещи; они существуют в самих предметах. Мир универсалий и мир предметов неотделимы друг от друга. В любой вещи содержится какая-либо универсалия, которая и делает её вещью, без неё она была бы просто бесформенной материей. Умеренный реализм вытекает из идей Аристотеля.

Номинализм

Номинализм имеет такие же формы, как и реализм.

Умеренные номиналисты считали, что универсалии сохраняются в сознании, когда вещей уже нет. Они остаются там в форме понятий - обобщённых наименований предметов. Понятия объективно не существуют (ведь мы не можем их взять в руки, пощупать), но именно с помощью слов и терминов мы можем разбивать действительность на разные области и сферы. Так становится намного проще ориентироваться и познавать мир. Умеренный номинализм также носит название концептуализм (conceptus с латинского - представление, мысль).

Крайние номиналисты считали, что общие понятия абсолютно бессмысленны, о них не стоит ни говорить, ни думать, ведь их не существует. Например, перед нами конкретное растение. Мы можем его увидеть, потрогать, изучить свойства, собственно, как и любой другой предмет, который реально существует. Что же такое растение в общем? Это просто слово, не обозначающее никакой реальный предмет, поэтому от таких общих понятий стоит совсем отказаться, пользуясь лишь наименованиями конкретных предметов.

Универсалий в философии - это очень сложный вопрос, размышления о котором могут привести к неожиданным выводам. Например, задумайтесь о том, на самом ли деле существует дружба или любовь. Это всё реально, или нам только кажется?

Языковые универсалии

В лингвистике универсалии - это свойства всех или большинства языков.

В теории языковых универсалий рассматриваются следующие аспекты:

  1. Отличия и сходства человеческого языка и языка животных.
  2. Сходства и различия языков разных народов.
  3. Содержательные категории в различных языках (например, во всех языках каким-то образом обозначается единственное и множественное число).
  4. Свойства структур языка (например, деление на фонемы).

Виды языковых универсалий

Существует огромное количество видов (классов) языковых универсалий.

  • По характеру утверждения различают полные или абсолютные (не предполагающие исключений) и неполные или статистические (допускающие их). Например, полная универсалия: во всех языках есть гласные звуки. Неполная универсалия: почти во всех языках есть носовые согласные.
  • По различаются простые (утверждающие о существовании какого-либо явления) и импликативные универсалии (содержащие в себе условие, подчёркивающее взаимосвязь явлений. Пример простой универсалии: в каждом языке есть явление Y. Пример импликативной универсалии: если в языке есть Y, то должно быть и X, причем первое зависит от второго.
  • Выделяют количественные и неколичественные универсалии. Количественные сообщают о некоторой количественной закономерности. Например: в любом языке количество фонем не более 85. Все остальные универсалии называются неколичественными.
  • В зависимости от языкового уровня термина выделяются символические, семантические, лексические, синтаксические, морфологические, фонологические универсалии.

Культурные

Культурные универсалии - это понятия, которые выражают черты явлений, встречающиеся во всех культурах.

Во многих источниках говорится, что к культурным универсалиям относят такие характеристики культурного опыта, которые отражают картину мира всех народов.

Но понятие картины мира слишком размыто, поэтому давайте скажем немного проще.

То, что исследователи относят к культурным универсалиям, является общей характеристикой для представителей любой культуры, на каком бы континенте они ни жили.

Список культурных универсалий

Американский антрополог Джордж Мердок в 1959 г. обозначил более 7 десятков универсалий, присущих всем культурам: от украшений и подарков до сексуальных ограничений, карательных санкций и погребальных обрядов.

Почему же между людьми, никогда не встречавшихся друг с другом, так много общего? Ответ прост. Физически все люди устроены одинаково, поэтому и потребности у всех идентичны, окружающая среда ставит перед всеми одинаковые проблемы, и пути их решения тоже схожи.

Все люди рождаются, а потом умирают, поэтому и обычаи, связанные со смертью и рождением, присутствуют в каждой культуре. В любом обществе присутствуют беременные женщины, дети и старики, поэтому универсалии, связанные с этими категориями людей, также есть в любом социуме.

Клайд Клакхон, американский социолог и культуролог, предлагал дополнить список Мердока ещё двумя универсалиями. Он считал, что у всех народов одинаковый образ мышления и ценности. В любом обществе запрещено убивать, лгать, нигде не одобряется причинение боли или страдания.

Культурные паттерны

Сократил список универсалий, а точнее структурировал его американский антрополог Кларк Уисслер. Он выделил 9 паттернов (образцов) культуры:

  • семья;
  • речь;
  • мифология и научные знания;
  • искусство;
  • религиозные практики;
  • материальные сходства;
  • правительство;
  • собственность;
  • война.

Культура разных народов может быть построена вокруг одной из этих тем, но другие всё равно зримо или незримо будут присутствовать в жизни любого общества.

Понятие универсалии многогранно и применяется в различных сферах и областях науки и жизни. Как бы то ни было, универсалии - это всегда определённые сходные черты. Латинское слово universalis (общий) не зря послужило этимологическим "отцом" этого термина.




Top