Что исследователи относят к культурным универсалиям. Универсалии культуры и особенности их классификации

В мировом масштабе культурное наследие выражают именно культурные универсалии. В современной культурологии существует несколько классификаций универсалий культуры. К культурным универсалиям относится язык, совместный труд, сексуальные запреты, мифы, танцы, обычаи гостеприимства и т.п. Американские антропологии выделяют более семидесяти универсалий, общих для всех культур. Среди них выделяются: возрастная градация, календарь, соблюдение чистоты, приготовление пищи, кооперация труда, декоративное искусство, семья, медицина, число, личностное имя, карательные санкции и т.д. Некоторые культурологи в основу классификации универсалий кладут нравственные ценности. Существует классификация, в которой разделяются универсалии культуры и универсалии цивилизации.

Но для того, чтобы классифицировать универсалии, необходимо понять их сущность и роль в процессе функционирования культуры. Для этого следует обратиться к структурным компонентам сложной системы культуры, посредством которых она направляет, координирует и регулирует деятельность людей. К таким компонентам культуры, отражающим все многообразие ее проявлений в жизни человеческого общества, относится:

-знаково-символические;

-ценностно-познавательные;

-синтетические.

Среди всех элементов культуры наиболее важным является знаково-символический, или познавательный компонент . Он зафиксирован, прежде всего, в языке. Соответственно, язык и является важной культурной универсалией.

Язык – это система знаков и символов, наделенных определенным значением. Люди в процессе воспитания и образования, то есть, социализации, усваивают значение этих знаков и символов, что позволяет понимать смысл сказанного и написанного. Язык, являясь важнейшим элементом культуры, выступает объективной формой аккумуляции, хранения и передачи информации человеческого опыта от одного поколения к другому поколению. Язык – основной носитель культуры, поэтому рост словаря человека может служить, в определенной мере, показателем повышения его культурного статуса. Язык – самый национальный элемент культуры и, в то же время, самая главная культурная универсалия.

Существуют исторически сложившиеся разновидности языка:

-национальные языки – украинский, русский, английский, латинский и др, которые отражают социокультурную специфику данной общности, характер ее общения, представление о символах, заложенных в языковой культуре;

-разновидности естественного языка – литературный язык, диалекты, мертвый язык (латынь);

-искусственные языки – язык программирования, язык жестов для глухонемых, эсперанто;

-специфические языковые знаковые системы – язык искусства, язык математики, язык тела.


Важным системообразующим компонентом культуры является ценностно-познавательный .

Ценность – это такое свойство предмета или явления, которое отражает степень важности этого предмета для удовлетворения потребностей, желаний и интересов. В систему ценностей индивида, группы, общества в целом входят разнообразные ценности:

-смыслообразующие , формирующие представление о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни и т.п.;

-витальные – жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, семья, образование и т.д.;

-общественного признания – трудолюбие, социальный статус, социальное положение и т.п.;

-межличностного общения – честность, доброжелательность, бескорыстие и т.п.;

-демократические – свобода слова, совести, национальный суверенитет.

Такие ценности есть во всех культурах, потому что те культуры, в которых подобных ценностей не было бы, не смогли бы сохранить свое существование в течении сколько – нибудь длительного времени. И поэтому они являются универсальными.

Ценностные отношения выступают важнейшим и необходимым условием формирования ценностных ориентаций , которые выражаются в ценностных установках . Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической практике и передаются из поколения в поколения посредством воспитания. Ценностные установки ориентируют человека в социальной действительности, направляют и стимулируют его деятельность.

Осознание индивидуумами содержания ценностных установок образует мотив их деятельности – своеобразный фактор, который ведет к превращению установок в активную деятельность.

Ближайший побудительный мотив человеческой деятельности, определяющий способ и характер, выступает в качестве цели. Цель деятельности идеально субъекта культуры отражает осознание и стремление преобразовать, облагородить окружающей мир, приспособить его к своим потребностям.

Из многообразия конечных целей выделяется наиболее значимая, высшая, которая определяется понятием «идеал ». Возникновение идеала как целеполагающая способность человеческого сознания и принадлежит к формам опережающего отражения действительности. С одной стороны, идеал отражают наиболее важные и значимые стороны общественной практики определенных социальных групп, а также возможных тенденций их развития, совершенствования. С другой стороны, они выступают в качестве главной оценочной категории, определяющей сознательные стимулы, доминирующий мотив деятельности. И в этом отношении идеал является универсалией культуры.

Ценностные отношения обретают самостоятельное существование в виде социальных норм . Социальные нормы – это исторически сложившиеся требования к организации определенной деятельности и отношениям индивидов, групп, общественных институтов. Нормы являются следствием устойчивой и повторяющейся оценки. Они – средство, те звенья, которые сближают наиболее ценностно значимое, необходимое, должное с жизнью, практической необходимость и, таким образом, обладают универсальностью.

Еще одним важным компонентом культуры является синтетический элемент, который проявляется в общественной жизни в виде образцов поведения, таких, как традиции, обычаи, обряды, ритуалы, нравы и законы.

Традиции (от лат. tradition – передача, преемство) – это механизм передачи элементов социального и культурного наследия; наиболее устойчивые формы действий и отношений, передающихся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе и социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием жизнедеятельности всех социальных объектов.

Обычаи – это неписанные правила поведения, отражающие стиль жизни народа, его отношение к природе, человеку, обществу, сфере священного. Это – воспринятые из прошлого формы социальной регуляции деятельности и отношений людей, которые воспроизводятся в определенном обществе или социальной группе и являются привычными для его членов. Например, способы приготовления пищи, одежды, манеры поведения, осуществление различных обрядов (свадьбы, похороны и пр.), система воспитания детей.

Обряды представляют собой совокупность стереотипных групповых действий, имеющих символическую форму и воплощающих в себе социальные идеи и представления, нормы и ценности. Сила обряда коренится в его эмоционально-психологическом воздействии на людей, так как обряды вызывают определенные коллективные чувства. Например, обряд крещения, присяга, обряд «посвящения в студенты».

Церемония – это определенная последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию (празднованию) знаменательных событий, дат или чествованию людей. Коронование – яркий пример важной для монархического общества церемонии. Обряды и церемонии состоят из разнообразных ритуалов.

Ритуал – это набор стилизованных и четко распланированных жестов и слов, которые зачастую исполняются лицами, специально избранными и подготовленными для этого. Ритуалы широко распространены в религиозной, политической и даже бытовой жизни. Например, ритуал приветствия.

Нравы – это обычаи, имеющие моральное значение. Под эту категорию попадают те бытующие в данном обществе формы поведения людей, которые могут быть подвергнуты нравственной оценке. Например, отношение в обществе к инвалидам и старикам.

Особой формой нравов является табу – абсолютный запрет, накладываемый на какое-то действие, слово, предмет. В современном обществе табу накладываются, например, на кровосмешание, каннибализм, осквернение могил и другие подобные действия.

Разновидностью нравов являются законы, - нормы поведения, оформленные парламентским или правительственными документами. Существуют также нравственные (неписанные) законы. Законами общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности – жизнь, государственную тайну, человеческие права и достоинство, собственность.

Особым синтетическим элементом культуры является техника, а в широком смысле – материальная составляющая культуры. Уровень техники отражает уровень цивилизации, способности и творческий гений народа, общества. Каждая культура имеет в своем арсенале целую систему технических навыков, технологий, технических средств.

Таким образом, каждый народ, каждая национальная культура, базируется на вышеприведенных основополагающих компонентах, которые и являются универсалиями культуры.

Вопросы к самостоятельной работе .

1.Как соотносится национальное и интернациональное в культуре?

2. Что такое культурные универсалии и какие принципы их классификации существую?

3. Знаково-символический, или познавательный компонент как универсалия культуры.

4. Ценностно-познавательный компонент как универсалия культуры.

5. Синтетический элемент компонент как универсалия культуры.

Культурные универсалии

Культурные универсалии - это такие нор­мы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географиче­ского положения, исторического времени и социаль­ного устройства общества.

В 1959 году Джордж Мердок выделил более 70 уни­версалий: возрас­тная градация, спорт, нательные украшения, кален­дарь, соблюдение чистоты, общинная организация, тор­говля, хождение в гости, наблюдение за погодой и др.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человеческим родом окружающая среда.

Универсалии происходят оттого, что в мире суще­ствует очень устойчивый порядок, образованный обще­ством. Общество - это большая совокупность людей, находящихся между собой в более или менее постоян­ной связи.

Известный американский культуролог и социолог Клайд Клакхон полагал, что перечень культурных уни­версалий нужно дополнить ценностями и образом мыш­ления. Однако Дж. Кларк решительно противился теории культурных универсалий, базисные потребности не могут обусловливать специфические аспекты культуры. Кларк Уислер выделил всего девять: речь; ма­териальные черты; искусство; мифология и научное знание; религиозная практика; семья и социальная система; собственность; правительство; война. Он назвал их универсальными паттернами (структурами, образцами) культуры.

Ценности и нормы как содержательные элементы культуры

Частью культуры являются ценности и нормы. Ценности – продукт взаимодействия людей и их групп, в процессе которого обнаруживается способность того или иного явления или процесса удовлетворять потребности, и интересы, желания личности, социальной группы или общества в целом и происходит её оценка. Именно они позволяют каждому члену общества понять и усвоить, что в нём признаётся добром, а что злом; какие черты поведения личности принимаются, одобряются и насколько, а какие и насколько осуждаются. Конечно, не все люди в одном и том же обществе привержены одним и тем же ценностям, одинаково понимают и принимают принципы добра, равенства, справедливости, свободы, братства и т.д. Одни – сторонники коллективизма, другие– индивидуализма, для одного главное в жизни – карьера, для другого – богатство, для другого честность и порядочность и т.д.

Нормы – это более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т.е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Иными словами, отвечают на вопрос, как относится к тому, что уже есть, и к тому, что может быть. Так, в демократическом обществе: мир, свобода, равенство и братство людей, их честь достоинство, социальная справедливость, солидарность, гражданский долг, материальное благополучие, духовное богатство и многое другое.

Нормы производны от ценностей и основываются на них. Нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определённой культуры и определяющие стабильность и целостность общества. Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путём применения социальных поощрений и социальных наказаний, т.е. позитивными и негативными санкциями, выступающими как более конкретный, прямой и непосредственный элемент в структуре социальной регуляции. Особенно важно для ценностно-нормативной регуляции жизни общества подразделение их на правовые и моральные. Первые проявляются в форме закона, иногда государственного или административного нормативного акта, содержат чётные диспозиции, определяющие условия применения данной юридической нормы, и санкции, осуществляемых соответствующими органами. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности. Культура, предписывающая стандарты правильного поведения, называются нормативной культурой. Социальные нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и обычаи и традиции.

Понятие «универсалии культуры»

Для того, чтобы обозначить составляющие элементы общечеловеческой культуры в культурологи и социологии существует понятие «культурная универсалия».

Определение 1

Универсалии культуры - это существующие обычаи, традиции, ценности, правила и нормы, которые имеют универсальный характер, то есть они свойственны большинству культур и не зависят от времени существования, исторической эпохи, особенностей географического положения и социального устройства данного общества.

Элементы, составляющие универсалии культуры

Рассмотрим более подробно составляющие элементы универсалий культуры:

  1. Традиции – это коллективный опыт, особенности действий и отношений, нормы поведения, сохраняющиеся в течение достаточно длительного промежутка времени, передающиеся из поколения в поколение и обеспечивающие процесс сохранения и передачи культурной информации, ценностей и образцов поведения.
  2. Обычаи - это элементарный тип культурной регуляции, основывающийся на неписанные правила и привычные образцы поведения, которые совершаются по установленному поводу в определенный временной промежуток и в определенном месте.
  3. Обряды и ритуалы - это отдельные, частные случаи обычаев, которые обычно имеют этническую, религиозную или социальную специфику.
  4. Устои - это разновидность обычаев, которые имеют моральное значение. В данную категорию входит поведение свойственное данному обществу и попадающее под моальную оценку со стороны членов общества.
  5. Культурные нормы - это установившиеся в ходе исторического развития общества стандарты определенной деятельности, которые регулируют поведение и отношения людей, отражают их моральные установки на достойное и желаемое. Нормы могут отличаться обязательностью их выполнения и степенью свободы их выбора.
  6. Ценности - это определенные свойства предметов или явлений, отражающие уровень его значимости для эффективного удовлетворения интересов и желаний членов общества.

Виды ценностей

Каждый человек имеет свою, определенную систему ценностей. Существует классификация различных видов ценностей:

  • жизненные ценности, к которым относятся основные физиологические потребности человека (жилье, еда, вода);
  • социальные ценности, которые обуславливаются необходимостью в общественном признании достижений индивида его ближайшим окружением;
  • моральные ценности, к которым относятся дружба, честность, добро, взаимопомощь;
  • религиозные ценности, пропагандирующие веру в Бога, спасение, добродетельную жизнь и общечеловеческие ценности;
  • эстетические, к которым относятся красота, гармония, умение воспринимать прекрасное в окружающем мире;
  • политические, включающие в себя патриотизм, гражданские права и свободы.

На основе существующей в обществе системы ценностей формируются определенные ценностные установки, передаваемые из поколения в поколение при помощи воспитания и обучения.

Язык как одна из наиболее значимых культурных универсалий

Еще одной, пожалуй, наиболее значимой культурной универсалией является язык.

Определение 2

Язык – это совокупность знаков и символов, которые наделены определенным содержанием и организованы по определенным правилам. Язык является одним из важнейших носителей культуры, способом хранения и передачи человеческого опыта из поколения в поколение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что возникновение культурных универсалий обусловлено единообразием жизни человека как единицы общества. Любой человек, к какой культуре он бы не относился, имеет практически одни и те же физические потребности , социальные проблемы, что и представители других культур. Эти проблемы и способы их решения ставит перед человечеством окружающий его мир.

Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Культурно-ценностные универсалии являются общечеловеческими ценностями. Они возникают потому, что все люди, в какой бы части света они не жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью.

Общечеловеческие ценности были и остаются проблемой для социальной науки. Их выявлением, описанием и интерпретацией занимаются многие исследователи. Подходов много, и они разные. Кто-то ищет общечеловеческие ценности в семантике ценностных терминов и в проверке на истинность, истину ценностных суждений. Кто-то обращается за помощью к генеалогии: чем древнее ценности, тем они «общечеловечнее». Кто-то видит выход в одобряющем мнении большинства и т.д.

Генрих Риккерт (1863 – 1936), немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства, помещает общечеловеческие ценности в особый мир трансценденции и объективной значимости, который находится по ту сторону субъекта и объекта, их привычной для нас взаимосвязи. Всех же миров у него три: мир действительности, мир ценностей и мир имманентного смысла (в последнем объединяются два первых).

В биогенетической концепции общечеловеческих ценностей, разработанной Б.К. Малиновским (1884 – 1942), универсальные феномены культуры обладают функциональной общностью, т.е. удовлетворяют жизненно важные потребности человека и общества, закрепляют социальные связи между людьми. Функциональная общность удовлетворения названных потребностей (в конечном счете – потребности выживания, приспособления к среде) распространяется на все без исключения культуры, это их тождественно-сущностная характеристика.

Луис П. Поджман общечеловеческие ценности называет ядром морали как таковой, так как они носят объективный или prima facie (принимаемый «с первого раза», «сразу же») характер. Отталкиваясь от разумной природы человека и рационально взвешивая различные моральные системы, он выделяет десять «кандидатов» в общечеловеческие ценности (коренные или базовые моральные принципы):

Не убивай невинных людей;

Не причиняй ненужной боли и страданий;

Смягчай, облегчай, где это возможно, боль и страдание;

Выполняй обещания и договоры;

Не покушайся на свободу другого человека;

Будь справедлив, относись равно к равным и неравно к неравным;

Принимай с благодарностью оказываемые тебе услуги, отвечай взаимностью;

Будь правдив и искренен;

Помогай другим людям;

Соблюдай справедливые законы.

В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религия, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычаи дарить подарки, спорт и т.д. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические и социальные потребности.

А. Маслоу (1908 – 1980) также выделял ценности, присущие каждому индивидууму: истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность.

Итак, в систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности, но все они делятся на две большие группы: материальные и духовные. Такая дихотомия ценностей обусловлена двоякой природой человека: материальной (телесной, биологической) и духовной (идеальной, сознательной).

Человек, как биологическое существо, живет материальной жизнью; у него имеются материальные (биологические, витальные) потребности, удовлетворение которых необходимо для сохранения жизни. Именно эти материальные потребности обусловливают возникновение материальной ценности, составляющей одну из важных сфер ценностного сознания. Предметы и явления мира представляют для человека ценность лишь постольку, поскольку они служат средствами удовлетворения его материальных потребностей. То, что не является таким, не имеет никакой ценности для человека, как материального (биологического) существа.

Однако человек есть не только материальное (биологическое) существо; он становится человеком лишь тогда, когда сможет контролировать свои биологические потребности, подчинить их своему сознанию. Человек имеет так же духовные потребности , являющиеся основой духовной жизни, стимулирующие его к духовному становлению. Это так называемое поле духовности, где формируются личностные ценности, идеи и поступки под воздействием духовной реальности.

На каждом этапе развития общества складывается определенное «поле духовности», границы которого задаются через господствующие формы духовного опыта и знания, получаемого на основе данного опыта.

Специфика духовной ситуации нашего времени заключается в том, что современный человек, резко ощущая бездуховность своей эпохи, утратил некоторые исходные основы понимания духовности и остался с чувством самоутраты и полной потери жизненных ориентиров, когда ему не во что верить. Кризис духовности в современном обществе определяется и сопровождается рядом причин: теологическая – утрата религиозного чувства; метафизическая – девальвация абсолютных ценностей; культурологическая – общая дезорганизация жизни и потеря человеком ориентиров смысла жизни.

Человек нуждается в «ценностной вертикали», в соотнесенности с абсолютными ценностями и смыслами. Духовный поиск и движение к духовному совершенству связывались с устремленностью к абсолютным ценностям. К духовным ценностям по праву можно отнести религиозные ценности, затрагивающие глубинные уровни жизни человеческого духа.

Универсалии - это широкие понятия, включающие в себя множество аналогичных предметов. Примерно так пишут словари. Из определения не ясно почти ничего. Давайте разложим всё по полочкам и разберёмся, наконец, в этом понятии.

В философии

Примерами универсалии могут быть такие понятия как "планета", "растение", "человек" и многие-многие другие.

Средневековые философы обсуждали вопрос о том, существуют ли универсалии на самом деле как явления или вещи, а не просто на словах. Если их существование - это всего лишь наша выдумка, тогда они и существуют только в наших головах. Например, нет такого растения, которое объединило бы в себе все растения на земле (представляете, что за "ёлкоромашкоподорожник" это бы был?). Конкретные виды растений, конечно, существуют, мы их видим и можем пощупать, а вот само слово "растение" придумали люди для того, чтобы объединить цветы, травы, деревья и т.п. общим названием.

Платон предложил посмотреть на этот вопрос под другим углом. Он полагал, что общее название существует на самом деле, но в невидимом людскому глазу высшем мире. Все конкретные вещи - это порождения универсалии. Средневековые философы, придерживающиеся такой же концепции, стали называть себя реалистами (ведь они полагали, что универсалии реальны).

Философы, считавшие, что универсалии - это всего лишь названия, имена, объединяющие группу предметов со сходными признаками, причисляли себя к номиналистам (с латинского nomina переводится как название, имя).

Философия Средневековья - реализм. Номинализм появился позже, уже на закате Средних веков, на "брезжущей зорьке" Возрождения.

Реализм

Средневековый реализм имел две формы: крайний и умеренный.

Крайние реалисты утверждали, что универсалии появились раньше вещей в мире, недоступном для восприятия. А все предметы, существующие на земле - это производные той или иной универсалии - вечной идеи, порождающей вещи.

Вы, наверно, уже догадались, что Платон как раз и был крайним реалистом.

Умеренные реалисты придерживались идеи о том, что универсалии - это основания любой вещи; они существуют в самих предметах. Мир универсалий и мир предметов неотделимы друг от друга. В любой вещи содержится какая-либо универсалия, которая и делает её вещью, без неё она была бы просто бесформенной материей. Умеренный реализм вытекает из идей Аристотеля.

Номинализм

Номинализм имеет такие же формы, как и реализм.

Умеренные номиналисты считали, что универсалии сохраняются в сознании, когда вещей уже нет. Они остаются там в форме понятий - обобщённых наименований предметов. Понятия объективно не существуют (ведь мы не можем их взять в руки, пощупать), но именно с помощью слов и терминов мы можем разбивать действительность на разные области и сферы. Так становится намного проще ориентироваться и познавать мир. Умеренный номинализм также носит название концептуализм (conceptus с латинского - представление, мысль).

Крайние номиналисты считали, что общие понятия абсолютно бессмысленны, о них не стоит ни говорить, ни думать, ведь их не существует. Например, перед нами конкретное растение. Мы можем его увидеть, потрогать, изучить свойства, собственно, как и любой другой предмет, который реально существует. Что же такое растение в общем? Это просто слово, не обозначающее никакой реальный предмет, поэтому от таких общих понятий стоит совсем отказаться, пользуясь лишь наименованиями конкретных предметов.

Универсалий в философии - это очень сложный вопрос, размышления о котором могут привести к неожиданным выводам. Например, задумайтесь о том, на самом ли деле существует дружба или любовь. Это всё реально, или нам только кажется?

Языковые универсалии

В лингвистике универсалии - это свойства всех или большинства языков.

В теории языковых универсалий рассматриваются следующие аспекты:

  1. Отличия и сходства человеческого языка и языка животных.
  2. Сходства и различия языков разных народов.
  3. Содержательные категории в различных языках (например, во всех языках каким-то образом обозначается единственное и множественное число).
  4. Свойства структур языка (например, деление на фонемы).

Виды языковых универсалий

Существует огромное количество видов (классов) языковых универсалий.

  • По характеру утверждения различают полные или абсолютные (не предполагающие исключений) и неполные или статистические (допускающие их). Например, полная универсалия: во всех языках есть гласные звуки. Неполная универсалия: почти во всех языках есть носовые согласные.
  • По различаются простые (утверждающие о существовании какого-либо явления) и импликативные универсалии (содержащие в себе условие, подчёркивающее взаимосвязь явлений. Пример простой универсалии: в каждом языке есть явление Y. Пример импликативной универсалии: если в языке есть Y, то должно быть и X, причем первое зависит от второго.
  • Выделяют количественные и неколичественные универсалии. Количественные сообщают о некоторой количественной закономерности. Например: в любом языке количество фонем не более 85. Все остальные универсалии называются неколичественными.
  • В зависимости от языкового уровня термина выделяются символические, семантические, лексические, синтаксические, морфологические, фонологические универсалии.

Культурные

Культурные универсалии - это понятия, которые выражают черты явлений, встречающиеся во всех культурах.

Во многих источниках говорится, что к культурным универсалиям относят такие характеристики культурного опыта, которые отражают картину мира всех народов.

Но понятие картины мира слишком размыто, поэтому давайте скажем немного проще.

То, что исследователи относят к культурным универсалиям, является общей характеристикой для представителей любой культуры, на каком бы континенте они ни жили.

Список культурных универсалий

Американский антрополог Джордж Мердок в 1959 г. обозначил более 7 десятков универсалий, присущих всем культурам: от украшений и подарков до сексуальных ограничений, карательных санкций и погребальных обрядов.

Почему же между людьми, никогда не встречавшихся друг с другом, так много общего? Ответ прост. Физически все люди устроены одинаково, поэтому и потребности у всех идентичны, окружающая среда ставит перед всеми одинаковые проблемы, и пути их решения тоже схожи.

Все люди рождаются, а потом умирают, поэтому и обычаи, связанные со смертью и рождением, присутствуют в каждой культуре. В любом обществе присутствуют беременные женщины, дети и старики, поэтому универсалии, связанные с этими категориями людей, также есть в любом социуме.

Клайд Клакхон, американский социолог и культуролог, предлагал дополнить список Мердока ещё двумя универсалиями. Он считал, что у всех народов одинаковый образ мышления и ценности. В любом обществе запрещено убивать, лгать, нигде не одобряется причинение боли или страдания.

Культурные паттерны

Сократил список универсалий, а точнее структурировал его американский антрополог Кларк Уисслер. Он выделил 9 паттернов (образцов) культуры:

  • семья;
  • речь;
  • мифология и научные знания;
  • искусство;
  • религиозные практики;
  • материальные сходства;
  • правительство;
  • собственность;
  • война.

Культура разных народов может быть построена вокруг одной из этих тем, но другие всё равно зримо или незримо будут присутствовать в жизни любого общества.

Понятие универсалии многогранно и применяется в различных сферах и областях науки и жизни. Как бы то ни было, универсалии - это всегда определённые сходные черты. Латинское слово universalis (общий) не зря послужило этимологическим "отцом" этого термина.




Top