Что исследователи относят к культурным. Вопрос

Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройс­тва общества.

Культура рассматривается в социо­логии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание лю­дей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механиз­мы. В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы от­ношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, наро­дность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жи­зни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур. Перед социологами встает проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии.

В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий – общих всем культурам элементов: возрастная градация, спорт, нательные укра­шения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование и т. д.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т.п.

§ 3. Основные элементы культуры

Такие элементы культуры, как знаки и символы, представлены главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт и поведение человека. Язык – это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Термин «язык» имеет по крайней мере два взаимосвязанных значения: 1) язык вообще, язык как определен­ный класс знаковых систем; 2) конкретный, так называемый этнический язык – конк­ретная, реально существующая знаковая система, используемая в кон­кретном социуме, в конкретное время и в конкретном пространстве.

Язык возникает на определенной стадии развития общества для удовлетворения многих потребностей. Поэтому язык является поли­функциональной системой. Основные его функции – создание, хране­ние и передача информации. Выступая средством человеческого об­щения (коммуникативная функция), язык обеспечивает социальное по­ведение человека.

Ценности – это общепринятые убеждения относи­тельно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В христианской морали, например, Десять заповедей, помимо других требований, предусматривают сох­ранение человеческой жизни («не убий»), супружескую верность («не прелюбодействуй») и уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»).

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценнос­тям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Правила – регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

А социальные нормы могут представлять собой стандарты поведения. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, удерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями (например, денежное вознаграждение, наделе­ние властью, высокий престиж) называются поощрения за соблюде­ние норм. Санкции обретают законность на основе норм.

Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в ре­зультате многократного повторения. Привычки – это установившаяся схема (стереотип поведения в определенных ситуациях).

Манеры – внешние формы поведения человека, получающие по­ложительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать. Манеры чрезвычайно разнообразны, одни относятся к светским, другие к повседневным. По отдельности манеры составляют элементы, или черты культуры, особый культурный комплекс, называемый этике­том. Этикет – принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.

В отличие от манер, обычаи присущи широким массам людей. Обычай – традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Обычай – воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычаи – неписаные правила поведения.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к друго­му, они превращаются в традиции. Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в опре­деленном сообществе, социальной группе в те­чение длительного времени. Традиции функционируют во всех соци­альных системах и являются необходимым условием их жизнедея­тельности. Пренебрежительное отношение к традиции приводит к на­рушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое же преклонение перед тра­дицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни. Тра­ди­ция – все то, что унаследовано от предшественников.

Обряд – это совокупность символических стереотипных коллек­тивных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные кол­лективные чувства. В них выража­ются какие-то религиозные предста­вления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной со­циальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Обряды соп­ровождают важные моменты человеческой жизни. Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обряде про­исходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового дейст­вия.

Выполнение ритуалов, или церемониальных актов, пред­писыва­емых религиозной традицией, составляет специфический тип поведе­ния, который можно проследить в любом известном науке обществе. Поэтому ритуал можно рассматривать как информацию, позволяющую дать определение и описание человеческой реальности.

В масштабе всего человечества культурное наследие выражают так назы­ваемые культурные универсалии - своеобразные инварианты развития, эле­менты культуры. Культурные универсалии - это такие нормы, ценности, пра­вила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Культурные универсалии представляют собой некие инварианты, общие для всех многообразий культур

В 1959 г. Джордж Мердок выделил более 70 универсалий - общих всем культурам элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование, эсха­тология, этика, этноботаника, этикет, вера в чудесные исцеления, семья, празднества, добывание огня, фольклор, табу на пищу, похоронные ритуа­лы, игры, жестикулирование, обычай дарить подарки, правительство, при­ветствие, искусство укладывания волос, гостеприимство, домохозяйство, гигиена, запрет кровосмешения, право наследования, шутки, родственные группы, номенклатура родственников, язык, закон, суеверие, магия, брак, время принятия пищи (завтрак, обед, ужин), медицина, благопристойность в отправлении естественных надобностей, траур, музыка, мифология, чис­ло, акушерство, карательные санкции, личное имя, полиция, послеродовый уход, обращение с беременными, право собственности, умилостивление сверхъестественных сил, обычаи, связанные с наступлением половой зре­лости, религиозные ритуалы, поселенческие правила, сексуальные ограни­чения, учение о душе, статусная дифференциация, изготовление орудий

труда, торговля, хождение в гости, отучение ребенка от груди, наблюдение за погодой и т.д.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человеческим родом окружающая среда. Люди рож­даются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Добывая пропитание, человек использует орудия и вступает в кооперацию с другими. Совместные действия ведут к образо­ванию общества и связанных с ним санкций, полиции, правительства, прав собственности и наследования. Погода бывает то холодной, то жаркой, по­этому для увеличения комфорта человек носит одежду и строит дома. Ребе­нок и беременная женщина нуждаются в особом внимании, и общество изобретает специальные средства ухода за ними. Взрослея, человек науча­ется языку и у него возникают идеи, он верит в магию и прибегает к религи­озным церемониям, ему обязательно дают имя, а в личной жизни он должен соблюдать требования гигиены и чистоты.

Понятие «универсалии культуры»

Для того, чтобы обозначить составляющие элементы общечеловеческой культуры в культурологи и социологии существует понятие «культурная универсалия».

Определение 1

Универсалии культуры - это существующие обычаи, традиции, ценности, правила и нормы, которые имеют универсальный характер, то есть они свойственны большинству культур и не зависят от времени существования, исторической эпохи, особенностей географического положения и социального устройства данного общества.

Элементы, составляющие универсалии культуры

Рассмотрим более подробно составляющие элементы универсалий культуры:

  1. Традиции – это коллективный опыт, особенности действий и отношений, нормы поведения, сохраняющиеся в течение достаточно длительного промежутка времени, передающиеся из поколения в поколение и обеспечивающие процесс сохранения и передачи культурной информации, ценностей и образцов поведения.
  2. Обычаи - это элементарный тип культурной регуляции, основывающийся на неписанные правила и привычные образцы поведения, которые совершаются по установленному поводу в определенный временной промежуток и в определенном месте.
  3. Обряды и ритуалы - это отдельные, частные случаи обычаев, которые обычно имеют этническую, религиозную или социальную специфику.
  4. Устои - это разновидность обычаев, которые имеют моральное значение. В данную категорию входит поведение свойственное данному обществу и попадающее под моальную оценку со стороны членов общества.
  5. Культурные нормы - это установившиеся в ходе исторического развития общества стандарты определенной деятельности, которые регулируют поведение и отношения людей, отражают их моральные установки на достойное и желаемое. Нормы могут отличаться обязательностью их выполнения и степенью свободы их выбора.
  6. Ценности - это определенные свойства предметов или явлений, отражающие уровень его значимости для эффективного удовлетворения интересов и желаний членов общества.

Виды ценностей

Каждый человек имеет свою, определенную систему ценностей. Существует классификация различных видов ценностей:

  • жизненные ценности, к которым относятся основные физиологические потребности человека (жилье, еда, вода);
  • социальные ценности, которые обуславливаются необходимостью в общественном признании достижений индивида его ближайшим окружением;
  • моральные ценности, к которым относятся дружба, честность, добро, взаимопомощь;
  • религиозные ценности, пропагандирующие веру в Бога, спасение, добродетельную жизнь и общечеловеческие ценности;
  • эстетические, к которым относятся красота, гармония, умение воспринимать прекрасное в окружающем мире;
  • политические, включающие в себя патриотизм, гражданские права и свободы.

На основе существующей в обществе системы ценностей формируются определенные ценностные установки, передаваемые из поколения в поколение при помощи воспитания и обучения.

Язык как одна из наиболее значимых культурных универсалий

Еще одной, пожалуй, наиболее значимой культурной универсалией является язык.

Определение 2

Язык – это совокупность знаков и символов, которые наделены определенным содержанием и организованы по определенным правилам. Язык является одним из важнейших носителей культуры, способом хранения и передачи человеческого опыта из поколения в поколение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что возникновение культурных универсалий обусловлено единообразием жизни человека как единицы общества. Любой человек, к какой культуре он бы не относился, имеет практически одни и те же физические потребности , социальные проблемы, что и представители других культур. Эти проблемы и способы их решения ставит перед человечеством окружающий его мир.

В культурологии существует много существуют много понятий производных от слова культура. Например, современная культура, культурный человек, культурное пространство, производственная культура и т.д. Но вместе с ними существует и самостоятельные понятия, близкие по значимости понятию культура. Их и принято называть «культурными универсалиями». В каждом из этих понятий выражается какая-то сторона или сфера специфически человеческого отношения к миру. Эти понятия присутствуют и в философии, и в некоторых других гуманитарных науках, но в культурологии обретают специфику универсалий.

Что такое универсалии, универсальный?

Универсалии потому и универсальны, что встречаются в различных культурах, в различные исторические эпохи. Вообще культурных универсалий насчитывают несколько десятков.

Так к культурным универсалиям относятся уже известный нам термин цивилизация. В самом общем виде, цивилизацией считают определённую совокупность материально- технических, социально- политических и духовных характеристик общества.

Специфическим термином собственно культурологического знания является термин артефакт культуры , обозначающий любой искусственно созданный объект, имеющий как определённые физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание.

Большое значение для понимания проблем культуры имеет понятие образ жизни, в котором раскрываются содержательные характеристики типичной жизнедеятельности больших групп людей и даже целых сообществ. Как выяснили культурологи, определённым типам культур соответствует и определённый образ жизни. Он определяется: природными условиями существования общества, его материально-технической базой, системой социальных институтов и учреждений, культурными традициями и обычаями и, наконец, уровнем и формами социокультурной активности людей, проживающих в данном обществе.

Одним из наиболее распространенных понятий, используемых также практически всеми культурологическими школами, является термин «символ» (в переводе с греческого – знак).

Поскольку понятие символ означает условный вещественный опознавательный знак для членов определённого общества или конкретной социальной группы, постольку символами культуры народа могут выступать практически любые предметы и вещи, природные процессы, животные растения, сказочные существа. Большинство символов культуры многозначно, разнообразно и иносказательно выражает определённое содержание, которое составляет существо ценностей, норм и идеалов конкретной культуры.

Таким образом, культурными универсалиями являются наиболее общие понятии, сопоставимые с понятием культура и имеющие универсальное значение, то есть встречающееся в разных культурах, у разных народов, в различные исторические эпохи.



Мы не будем здесь подробно рассматривать все эти универсалии и остановимся на таких важнейших из них как ценности, деятельность, общение.

В отношении ценностей в культурологии нет единого понимания: в простейшем варианте ценности – это значение, значимость явлений.

Согласноаксиологическому подходу культура предстаёт системой ценностных ориентаций человека. Здесь важнейшей ценностью является должное поведение, то есть такое поведение и образ действий людей, которые обеспечивают сплоченность общества и его выживание, а также нормальное функционирование всех его социальных институтов: государства, семьи, учреждений культуры, образования, короче всей системы культуры данного общества.

Откуда же появляются ценности? Из человеческих потребностей. Самый простой пример – для голодного человека ценность представляет кусок хлеба, для сытого – он менее ценен. Золото ценно в обществе и не имеет цены на необитаемом острове.

Культурной ценностью современного человека является книга, для дикаря она не имеет значения.

Таким образом, у человека имеются потребности и то, что позволяет их удовлетворить становиться ценностью. Если же человек не может найти применение вещи, явлению, то оно для него не является ценностью. Можно сказать, что создание ценностей является ответом на человеческие потребности.

Нужно отметить, что далеко не все ценности одинаковы по своему значению. Это зависит от того, какие потребности человека преобладают в том или ином обществе истина науки и ценность представляют собой разные способы объяснения мира. К ценностям относят также нормы, которые обеспечивают сохранение и регуляцию поведения людей в конкретном обществе. Поэтому ценности выступают ориентирами жизнедеятельности людей, система ценностей является регулятором общественных, групповых, межличностных отношений. Именно поэтому ценности в каждой культуре имеют свой специфический характер, и лишь немногие из них становятся общечеловеческими ценностями культуры.

Это дало повод Г. Риккерту заявить, что различия в композиции ценностей – основа разнообразия культур, то есть от того какие ценности входят в данную культуру, какое значение они в ней имеют, какие из них занимают высшее, а какие низшее положение зависит то, как развивается данная культура.

Неразрывно связано с ценностными отношениями в культуре и такое понятие как культурная норма. В переводе с латинского это слово обозначает правило, такое предписание, образец в области каких-либо действий или создание каких-либо предметов, вещей. Поэтому многие считают культуру своего рода нормативным отношением к миру, базирующимся на определённых образах, одобряемых большинством общества, правилах. Большинство социокультурных норм существуют и оказывает существенное влияние на социокультурные процессы, в связи с тем, что они приобрели силу привычки, стали определённой культурной традицией. Примером такого отношения к миру являются самые разнообразные этикетные нормы, которые всегда сопровождают жизнь человека в обществе, делая его поведение понятным для других и достаточно легко прогнозируемым. Нормы этикета, разделяемые людьми, способствуют взаимопониманию, а значит, сплоченности общества, что делает его более жизнеспособным. Нормативные предписания составляют особенность существования в современной культуре, располагающей огромной искусственной средой высоко технически оснащённой. Радио, телефон, телевидение, компьютерные и другие информационные сети опоясывают весь земной шар и выступают той объективно существующей материально-технической основой, которая диктует определённые правила или нормы, связанные с нормальным их функционированием.

Если этот тип норм напрямую зависит от технико-технологических параметров современной культуры, то другой тип нормативного поведения определяют существующими в обществе культурными традициями. Понятие традиция также латинского происхождения и означает определённый порядок, обычай, достаточно сложные поведенческие реакции людей, передающиеся от поколения к поколению, главным образом за счёт устной передачи культурно-исторического опыта. Например, к таким одинаково хорошо известным всем россиянам традициям, относится празднование самой короткой ночи в году – дня Ивана Купалы, масленицы, других календарных праздников, возникших в России задолго до принятия христианства и затем включённых в церковный календарь, и на протяжении не одной сотни лет борьбы церковников с этими «языческими» праздниками их не удалось искоренить из памяти народа.

Культурная традиция в течении долгого времени рассматривалась как обычай, передаваемый из поколения в поколение в виде определенного предания, завета предков. Когда культурологи стали исследовать этот феномен средствами современной науки, то выявили целый ряд составляющих в культурных традициях. Причём новый подход был определён не культурологами, а психологами и здесь в первую очередь необходимо назвать К.Г. Юнга, швейцарского учённого, который выдвинул концепциюархетипов культуры. Изучая разного рода психические болезни, Юнг увидел, что душевное здоровье людей определяется происходящими в обществе социокультурными процессами; в основе которых, по его мнению, лежит «коллективное бессознательное», которое тождественно у всех людей; передаётся по наследству.

Существуют разные типологии ценностей.

В зависимости от объекта действия выделяют экзистенциальные (экзистенция - существование) ценности, то есть ценности бытия человека. К ним относятся: любовь, жизнь, смерть, страх, надежда. Социальные ценности – ценности группы и личности в группе – интеграция, социальный порядок, социальная дифференциация, социальный престиж, равенства, понимаемое в правовом государстве как равноправие, то есть равенство всех граждан перед единым для всех законом.

Среди экзистенциальных ценностей особо следует отметитьнадежду в веру. Человек по своей природе существо оптимистическое, надеющееся на лучшее будущее. Да иначе он просто бы и не выжил, если не надеяться на что-то хорошее, то жизнь теряет смысл. Отчаявшийся человек совершает самоубийство. Но всякая надежда должна быть как-то обоснованна, лучшее будущее не наступает само по себе что-то должно способствовать его наступлению. Поэтому надежда порождает веру в то, что должно привести к лучшему в жизни человека и общества. Веру в Бога, в вождя, в партию.

Однако если эта вера не оправдывает разочарование в предмете веры, которое ведёт к нигилизму (безверию), а значит душевному надлому, потере жизненных ориентиров человека. Человек без веры – отчаявшийся человек, ему нечего терять и он способен на всё. Поэтому безверие, нигилизм являются опасными разрушающими факторами, как для общества, так и для личности, а вера, напротив, фактором созидающим, стабилизирующим общество и вносящим душевный покой в личный духовный мир человека.

Наряду с такой типологией выделяется другая, основанная на сфере влияния тех или иных ценностей. Согласно ей выделяют локальные и общечеловеческие ценности.

Локальные ценности – ценности, действующие лишь в одном или нескольких сообществах и требующие признавать вершиной ценностной иерархии отдельное сообщество, противостоящее всем остальным.

Общечеловеческие ценности – социально значимые ценности, направленные на поддержание и развитие человечества, требующие признать в человечестве (человеке) важнейшую ценность, Они соотносятся с локальными ценностями и вырастают из них, и включает те из локальных ценностей, в которых объединён наиболее значимый для всех людей культурный опыт.

В последствии столетия европейская культура своим рационализмом, как считает Юнг, оказала угнетающее воздействие на сферу «коллективного бессознательного», именно поэтому в ХХ веке она испытывает большие кризисы, а подавляемое в течение столетий архетипическое заставляет европейцев подчинять свою жизнь разного рода массовым психозам, в которых и проявляется это «коллективное бессознательное» (фанатичная любовь к спортивным командам, артистам, политическим деятелям или не менее архаичная любовь к массовым действиям в виде демонстраций, факельных шествий, тяготение к определённым формам одежды, символике, к моде).

Техническая цивилизация исключила человека из мира единения с природой, обрекла эту часть человечества вначале на жизнь, основанную на рациональности, а затем ввергла европейцев в мир коллективного безумия, создавая новые символы, весьма далёкие от священного отношения к природе.

Сторонники теории Юнга считают, что обращение человечества к экологической культуре, живой этике будет способствовать возвращению человеку утраченной им гармонии с природой и теми архетипическими образами, которые восстановят душевное равновесие всех этносов, угнетённых технической цивилизацией, загоняющей людей в мир безумия.

Не случайно поэтому, что в гуманистическую ориентацию последних десятилетий всё активнее входят экологические ценности, которые включили в себя природу, окружающую среду, а с созданием космических кораблей, распространяются на космос и всю Вселенную. Теперь окружающая среда рассматривается как освоенная или осваиваемая деятельностью и целью человека культурная среда, космический Дом человечества.

Среди наиболее принципов культуры – признание за ней внеприродного, внебиологического. Культура, в отличие от природы, - всё то, что творится человеком. Но сущность самого человека противоречива: он и природное и культурное существо. Двойственность в человеке – источник двойственного понимания культуры

В отношении к природе. Так что же такое культура – это способ борьбы или способ сотрудничества с природой?

Сегодня культурология единственной перспективой человека видит его органичное присутствие в мире природы! История культуры не даёт забыть о том, что сообщества людей, не сумевшие найти общего языка с естественной средой обитания, уничтожали природу и самих себя или были вынуждены мигрировать в новых поисках благоприятной среды. Экологическая культура традиционных обществ основана на запретах-табу, ограничивающих рост сообществ и его воздействие на природу. В культурологи ведущего (футурологи культуры) есть концепция «нулевого роста», «ограниченного роста», в которых экологические принципы традиционных сообществ приняты единственно возможным способом избежать опасности глобальной катастрофы.

Как же развивать культуру без урона для природы? Постиндустриальная культура считает выживание, права человека и качество жизни вершинами в иерархии ценностей. В становлении идеи качественно новой унитарной культуры внесли вклад мыслители из разных стран. В. Вернадский (СССР) видел выход в утверждении науки важнейшим событием «ноосферы» сферы разума. И. Тейяр де Шарден (Франция) выдвинул идею союза христианства и науки, как панацеи от всех бед современности, в движении и ноосфере. А. Швейцер (Германия) предложил заменить старый рационализм Просвещения новым, мистическим, согретым верой в святость жизни. Его этика благоговения перед жизнью опирается на девиз «я есть жизнь, желающая жить среди жизни». Таким образом, к концу ХХ века культурологическая мысль возвращается к идее эволюционизма к формированию «первобытной» идеологии общественного развития и коэволюции (совместного бытия) природы и общества.

Универсалии - это широкие понятия, включающие в себя множество аналогичных предметов. Примерно так пишут словари. Из определения не ясно почти ничего. Давайте разложим всё по полочкам и разберёмся, наконец, в этом понятии.

В философии

Примерами универсалии могут быть такие понятия как "планета", "растение", "человек" и многие-многие другие.

Средневековые философы обсуждали вопрос о том, существуют ли универсалии на самом деле как явления или вещи, а не просто на словах. Если их существование - это всего лишь наша выдумка, тогда они и существуют только в наших головах. Например, нет такого растения, которое объединило бы в себе все растения на земле (представляете, что за "ёлкоромашкоподорожник" это бы был?). Конкретные виды растений, конечно, существуют, мы их видим и можем пощупать, а вот само слово "растение" придумали люди для того, чтобы объединить цветы, травы, деревья и т.п. общим названием.

Платон предложил посмотреть на этот вопрос под другим углом. Он полагал, что общее название существует на самом деле, но в невидимом людскому глазу высшем мире. Все конкретные вещи - это порождения универсалии. Средневековые философы, придерживающиеся такой же концепции, стали называть себя реалистами (ведь они полагали, что универсалии реальны).

Философы, считавшие, что универсалии - это всего лишь названия, имена, объединяющие группу предметов со сходными признаками, причисляли себя к номиналистам (с латинского nomina переводится как название, имя).

Философия Средневековья - реализм. Номинализм появился позже, уже на закате Средних веков, на "брезжущей зорьке" Возрождения.

Реализм

Средневековый реализм имел две формы: крайний и умеренный.

Крайние реалисты утверждали, что универсалии появились раньше вещей в мире, недоступном для восприятия. А все предметы, существующие на земле - это производные той или иной универсалии - вечной идеи, порождающей вещи.

Вы, наверно, уже догадались, что Платон как раз и был крайним реалистом.

Умеренные реалисты придерживались идеи о том, что универсалии - это основания любой вещи; они существуют в самих предметах. Мир универсалий и мир предметов неотделимы друг от друга. В любой вещи содержится какая-либо универсалия, которая и делает её вещью, без неё она была бы просто бесформенной материей. Умеренный реализм вытекает из идей Аристотеля.

Номинализм

Номинализм имеет такие же формы, как и реализм.

Умеренные номиналисты считали, что универсалии сохраняются в сознании, когда вещей уже нет. Они остаются там в форме понятий - обобщённых наименований предметов. Понятия объективно не существуют (ведь мы не можем их взять в руки, пощупать), но именно с помощью слов и терминов мы можем разбивать действительность на разные области и сферы. Так становится намного проще ориентироваться и познавать мир. Умеренный номинализм также носит название концептуализм (conceptus с латинского - представление, мысль).

Крайние номиналисты считали, что общие понятия абсолютно бессмысленны, о них не стоит ни говорить, ни думать, ведь их не существует. Например, перед нами конкретное растение. Мы можем его увидеть, потрогать, изучить свойства, собственно, как и любой другой предмет, который реально существует. Что же такое растение в общем? Это просто слово, не обозначающее никакой реальный предмет, поэтому от таких общих понятий стоит совсем отказаться, пользуясь лишь наименованиями конкретных предметов.

Универсалий в философии - это очень сложный вопрос, размышления о котором могут привести к неожиданным выводам. Например, задумайтесь о том, на самом ли деле существует дружба или любовь. Это всё реально, или нам только кажется?

Языковые универсалии

В лингвистике универсалии - это свойства всех или большинства языков.

В теории языковых универсалий рассматриваются следующие аспекты:

  1. Отличия и сходства человеческого языка и языка животных.
  2. Сходства и различия языков разных народов.
  3. Содержательные категории в различных языках (например, во всех языках каким-то образом обозначается единственное и множественное число).
  4. Свойства структур языка (например, деление на фонемы).

Виды языковых универсалий

Существует огромное количество видов (классов) языковых универсалий.

  • По характеру утверждения различают полные или абсолютные (не предполагающие исключений) и неполные или статистические (допускающие их). Например, полная универсалия: во всех языках есть гласные звуки. Неполная универсалия: почти во всех языках есть носовые согласные.
  • По различаются простые (утверждающие о существовании какого-либо явления) и импликативные универсалии (содержащие в себе условие, подчёркивающее взаимосвязь явлений. Пример простой универсалии: в каждом языке есть явление Y. Пример импликативной универсалии: если в языке есть Y, то должно быть и X, причем первое зависит от второго.
  • Выделяют количественные и неколичественные универсалии. Количественные сообщают о некоторой количественной закономерности. Например: в любом языке количество фонем не более 85. Все остальные универсалии называются неколичественными.
  • В зависимости от языкового уровня термина выделяются символические, семантические, лексические, синтаксические, морфологические, фонологические универсалии.

Культурные

Культурные универсалии - это понятия, которые выражают черты явлений, встречающиеся во всех культурах.

Во многих источниках говорится, что к культурным универсалиям относят такие характеристики культурного опыта, которые отражают картину мира всех народов.

Но понятие картины мира слишком размыто, поэтому давайте скажем немного проще.

То, что исследователи относят к культурным универсалиям, является общей характеристикой для представителей любой культуры, на каком бы континенте они ни жили.

Список культурных универсалий

Американский антрополог Джордж Мердок в 1959 г. обозначил более 7 десятков универсалий, присущих всем культурам: от украшений и подарков до сексуальных ограничений, карательных санкций и погребальных обрядов.

Почему же между людьми, никогда не встречавшихся друг с другом, так много общего? Ответ прост. Физически все люди устроены одинаково, поэтому и потребности у всех идентичны, окружающая среда ставит перед всеми одинаковые проблемы, и пути их решения тоже схожи.

Все люди рождаются, а потом умирают, поэтому и обычаи, связанные со смертью и рождением, присутствуют в каждой культуре. В любом обществе присутствуют беременные женщины, дети и старики, поэтому универсалии, связанные с этими категориями людей, также есть в любом социуме.

Клайд Клакхон, американский социолог и культуролог, предлагал дополнить список Мердока ещё двумя универсалиями. Он считал, что у всех народов одинаковый образ мышления и ценности. В любом обществе запрещено убивать, лгать, нигде не одобряется причинение боли или страдания.

Культурные паттерны

Сократил список универсалий, а точнее структурировал его американский антрополог Кларк Уисслер. Он выделил 9 паттернов (образцов) культуры:

  • семья;
  • речь;
  • мифология и научные знания;
  • искусство;
  • религиозные практики;
  • материальные сходства;
  • правительство;
  • собственность;
  • война.

Культура разных народов может быть построена вокруг одной из этих тем, но другие всё равно зримо или незримо будут присутствовать в жизни любого общества.

Понятие универсалии многогранно и применяется в различных сферах и областях науки и жизни. Как бы то ни было, универсалии - это всегда определённые сходные черты. Латинское слово universalis (общий) не зря послужило этимологическим "отцом" этого термина.




Top