Что изображено на картине джованни станки. А знали ли вы как выглядили дикие овощи и фрукты до селекции

В следующий раз, когда возьмёте в руки кусок арбузной дольки или початок кукурузы, задумайтесь о том, что эти хорошо знакомые овощи и фрукты не всегда были такими, как сегодня.


Вокруг ГМО, или генетически модифицированных организмов, сегодня кипят страсти, однако человечество тысячелетиями занималось генетической модификацией наших любимых продуктов.
Генетическая модификация заключается во внедрении в организм чужеродных генов для придания растениям желаемых качеств (например, сопротивляемость насекомым), тогда как селекционное выращивание - это растянутый во времени процесс, в котором фермеры постепенно отбирают и выращивают растения с теми же желаемыми качествами.
Удивительно, но дикие предки современных культурных растений выглядели совершенно иначе до того, как люди стали их выращивать.


Дикий арбуз



На картине Джованни Станки, датированной примерно между 1645 и 1672 годами, изображён арбуз, весьма отличающийся от современного арбуза. На поперечном разрезе видно, что арбуз имеет очень толстую корку и небольшое количество мякоти с пустотами. Можно было бы предположить, что он незрелый или вырос в условиях плохого полива, но чёрные косточки говорят об обратном.


Современный арбуз



С течением времени люди научились выращивать арбузы с красной, сочной мякотью, подобные изображённому на рисунке.


Дикий банан



Первые бананы начали выращивать от семи до десяти тысяч лет назад на территории современной Папуа - Новой Гвинеи и в юго-восточной Азии. Современные бананы происходят от двух диких видов - Musa acuminate и Musa balbisiana, плоды которых имели большие твёрдые косточки.


Современный банан



В результате скрещивания получился современный банан - приятный на вкус, удобной формы, и с легко снимающейся кожурой. По сравнению с предшественниками, у фрукта почти незаметны семена, лучше вкус и много питательных веществ.


Дикий баклажан



Предки современных баклажанов имели большие различия по форме и цвету. Они могли быть белыми, голубыми, фиолетовыми и жёлтыми - как те, что на фото. В том месте, где плод крепится к ветке, располагались защитные шипы.


Современный баклажан



При помощи селективного выращивания человечество избавилось от шипов и получило крупный продолговатый фиолетовый овощ, который вы найдёте в большинстве продуктовых магазинов.


Впрочем, на Ближнем Востоке - к примеру, в Египте, - и в наши дни с удовольствием выращивают круглые баклажаны.


Дикая морковь



Первую морковь начали выращивать в 10 веке в Персии и Малой Азии. Считается, что тонкие, разветвляющиеся корневища имели бело-фиолетовый оттенок – как на фото, но постепенно они утратили фиолетовый пигмент и приобрели жёлтую окраску.


Современная морковь



В результате культивации тонкие белые двухлетние корешки превратились в крупные сочные оранжевые плоды, собираемые каждую осень.


Дикая кукуруза



Пожалуй, наиболее яркий пример селективного выращивания - это сладкая североамериканская кукуруза, предком которой стало едва съедобное растение теосинте. Первую кукурузу начали выращивать в седьмом тысячелетии до нашей эры, и вкус у неё был, как у сушёного картофеля.


Современная кукуруза


Сегодняшняя кукуруза в тысячу раз крупнее, чем её предок, и намного легче поддаётся выращиванию и очистке. В её составе 6,6% сахара, по сравнению с 1,9% в исходной кукурузе. Основные изменения произошли в 15 веке, когда культуру начали выращивать европейские поселенцы.



Современный персик
Первые персики были маленькими, похожими на вишню фруктами, размером около 25 мм, треть которых занимала косточка. Они имели восковую кожицу и землистый, слегка солоноватый вкус, напоминающий чечевицу. Первыми выращиванием персиков занялись древние китайцы около четырёх тысяч лет назад.




Благодаря тысячелетиям упорного труда мы получили современный персик размером до 10 см, в котором косточка занимает только 10%. Он в 64 раза больше своего предка, на треть сочнее и на четыре процента слаще.

В 1660 году Станки по заказу кардинала Флавио Киджи , декорировал его галерею цветочными и фруктовыми натюрмортами . Кардинал Киджи оставался его основным заказчиком до 1673 года. По заказу кардинала Бенедетто Памфили Станки расписал натюрмортами корпуса музыкальных инструментов. В 1675 году Станки работал с Чиро Ферри , декорируя зеркала в Палаццо Боргезе . Как и Марио Нуцци, Станки работал и как театральный декоратор. Большинство сохранившихся картин Станки находятся в Риме. В Галерее Паллавичини хранятся две картины, в Капитолийских музеях хранятся две наддверных росписи, ранее принадлежавших коллекции семьи Саккетти . Цветочные гирлянды работы Станки украшают люнеты в Палаццо Колонна. Выполненные по заказу Виттории делла Ровере (ранее 1686 года) две цветочных гирлянды, сейчас находятся в галерее Уффици и Палаццо Питти .

Натюрморт с арбузами

Одна из картин Станки, "Натюрморт с арбузами " , привлекла внимание историков, биологов и широкой общественности как наглядная иллюстрация результатов селекции . На картине видно, что в 17 в. корка у арбуза была гораздо толще, жесткая ткань разделяла съедобную мякоть на ячейки, а косточки были гораздо крупнее .

Напишите отзыв о статье "Станки, Джованни"

Литература

  • Lanfranco Ravelli Stanchi dei fiori, Bergamo 2005. (итал.)
  • Alberto Cottino Natura silente. Nuovi studi sulla natura morta italiana, Torino 2007. (итал.)
  • M. Gregori, J. G. Prinz von Hohenzollern Stille Welt - Italienische Stilleben: Arcimboldo, Caravaggio, Strozzi, exhibition catalogue, Munich, 2003, p. 48, figs. 5, as "Giovanni (?) Stanchi" (the second). (англ.)

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Станки, Джованни

– Ах, какая я скотина, однако! – проговорил Ростов, читая письмо.
– А что?
– Ах, какая я свинья, однако, что я ни разу не писал и так напугал их. Ах, какая я свинья, – повторил он, вдруг покраснев. – Что же, пошли за вином Гаврилу! Ну, ладно, хватим! – сказал он…
В письмах родных было вложено еще рекомендательное письмо к князю Багратиону, которое, по совету Анны Михайловны, через знакомых достала старая графиня и посылала сыну, прося его снести по назначению и им воспользоваться.
– Вот глупости! Очень мне нужно, – сказал Ростов, бросая письмо под стол.
– Зачем ты это бросил? – спросил Борис.
– Письмо какое то рекомендательное, чорта ли мне в письме!
– Как чорта ли в письме? – поднимая и читая надпись, сказал Борис. – Письмо это очень нужное для тебя.
– Мне ничего не нужно, и я в адъютанты ни к кому не пойду.
– Отчего же? – спросил Борис.
– Лакейская должность!
– Ты всё такой же мечтатель, я вижу, – покачивая головой, сказал Борис.
– А ты всё такой же дипломат. Ну, да не в том дело… Ну, ты что? – спросил Ростов.
– Да вот, как видишь. До сих пор всё хорошо; но признаюсь, желал бы я очень попасть в адъютанты, а не оставаться во фронте.
– Зачем?
– Затем, что, уже раз пойдя по карьере военной службы, надо стараться делать, коль возможно, блестящую карьеру.
– Да, вот как! – сказал Ростов, видимо думая о другом.
Он пристально и вопросительно смотрел в глаза своему другу, видимо тщетно отыскивая разрешение какого то вопроса.
Старик Гаврило принес вино.
– Не послать ли теперь за Альфонс Карлычем? – сказал Борис. – Он выпьет с тобою, а я не могу.
– Пошли, пошли! Ну, что эта немчура? – сказал Ростов с презрительной улыбкой.
– Он очень, очень хороший, честный и приятный человек, – сказал Борис.
Ростов пристально еще раз посмотрел в глаза Борису и вздохнул. Берг вернулся, и за бутылкой вина разговор между тремя офицерами оживился. Гвардейцы рассказывали Ростову о своем походе, о том, как их чествовали в России, Польше и за границей. Рассказывали о словах и поступках их командира, великого князя, анекдоты о его доброте и вспыльчивости. Берг, как и обыкновенно, молчал, когда дело касалось не лично его, но по случаю анекдотов о вспыльчивости великого князя с наслаждением рассказал, как в Галиции ему удалось говорить с великим князем, когда он объезжал полки и гневался за неправильность движения. С приятной улыбкой на лице он рассказал, как великий князь, очень разгневанный, подъехав к нему, закричал: «Арнауты!» (Арнауты – была любимая поговорка цесаревича, когда он был в гневе) и потребовал ротного командира.
– Поверите ли, граф, я ничего не испугался, потому что я знал, что я прав. Я, знаете, граф, не хвалясь, могу сказать, что я приказы по полку наизусть знаю и устав тоже знаю, как Отче наш на небесех. Поэтому, граф, у меня по роте упущений не бывает. Вот моя совесть и спокойна. Я явился. (Берг привстал и представил в лицах, как он с рукой к козырьку явился. Действительно, трудно было изобразить в лице более почтительности и самодовольства.) Уж он меня пушил, как это говорится, пушил, пушил; пушил не на живот, а на смерть, как говорится; и «Арнауты», и черти, и в Сибирь, – говорил Берг, проницательно улыбаясь. – Я знаю, что я прав, и потому молчу: не так ли, граф? «Что, ты немой, что ли?» он закричал. Я всё молчу. Что ж вы думаете, граф? На другой день и в приказе не было: вот что значит не потеряться. Так то, граф, – говорил Берг, закуривая трубку и пуская колечки.
– Да, это славно, – улыбаясь, сказал Ростов.
Но Борис, заметив, что Ростов сбирался посмеяться над Бергом, искусно отклонил разговор. Он попросил Ростова рассказать о том, как и где он получил рану. Ростову это было приятно, и он начал рассказывать, во время рассказа всё более и более одушевляясь. Он рассказал им свое Шенграбенское дело совершенно так, как обыкновенно рассказывают про сражения участвовавшие в них, то есть так, как им хотелось бы, чтобы оно было, так, как они слыхали от других рассказчиков, так, как красивее было рассказывать, но совершенно не так, как оно было. Ростов был правдивый молодой человек, он ни за что умышленно не сказал бы неправды. Он начал рассказывать с намерением рассказать всё, как оно точно было, но незаметно, невольно и неизбежно для себя перешел в неправду. Ежели бы он рассказал правду этим слушателям, которые, как и он сам, слышали уже множество раз рассказы об атаках и составили себе определенное понятие о том, что такое была атака, и ожидали точно такого же рассказа, – или бы они не поверили ему, или, что еще хуже, подумали бы, что Ростов был сам виноват в том, что с ним не случилось того, что случается обыкновенно с рассказчиками кавалерийских атак. Не мог он им рассказать так просто, что поехали все рысью, он упал с лошади, свихнул руку и изо всех сил побежал в лес от француза. Кроме того, для того чтобы рассказать всё, как было, надо было сделать усилие над собой, чтобы рассказать только то, что было. Рассказать правду очень трудно; и молодые люди редко на это способны. Они ждали рассказа о том, как горел он весь в огне, сам себя не помня, как буря, налетал на каре; как врубался в него, рубил направо и налево; как сабля отведала мяса, и как он падал в изнеможении, и тому подобное. И он рассказал им всё это.

Посмотрите на нижний правый угол картины. Это арбуз. Нет, не думайте, что ваши глаза вас обманывают. Картина кисти Джованни Станки демонстрирует пример арбуза, который не доводилось видеть кому-либо из ныне живущих.

Арбуз Станки, нарисованный приблизительно между 1645 и 1672 годами, — невероятная возможность заглянуть в прошлое этой тыквины до того, как селекция изменила ее до неузнаваемости.

Родиной арбуза считается Африка, после окультуривания он прекрасно приспособился к жаркому климату Ближнего Востока и юга Европы. Предположительно, к 1600 году арбузы вроде тех, что на картине Станки, были весьма распространены в европейских садах и рынках и отличались весьма приятным вкусом. Но почему тогда современный арбуз настолько отличается от своих предка?

Причина в том, что селекция была направлена на выведение арбузов с наибольшим содержанием ярко-красной мякоти, которая на самом деле является плацентой, содержащей семена. А красный цвет мякоти придает пигмент ликопин, которого лишены белые части арбуза. Сотни лет искусственный отбор был направлен на увеличение съедобной части арбуза, и, следовательно, преобладающий белый цвет уступил место красному.

Но люди способны изменить не только цвет арбуза: мы постепенно избавляемся от семян, что является логичным продолжением окультуривания. Все идет к тому, что будущие поколения смогут увидеть арбузы с косточками лишь на фотографиях.

К 19 веку арбуз уже претерпел значительные изменения. Художник — Джон Френсис (1808-1886)

Профессор Джеймс Ниинхюйс с факультета растениеводства университета Висконсина использует картину XVII века, чтобы показать студентам, как селекция изменила арбузы за последние 350 лет. Речь идет о работе итальянского художника Джованни Станки, которую он написал между 1645 и 1672 годами.



Картина Джованни Станки
Изображение: Christie"s

Арбузы на этой картине — в нижнем правом углу. И они совсем не такие, какими мы их привыкли видеть. «Весело ходить в музеи изобразительного искусства, смотреть на натюрморты и видеть, как выглядели наши овощи 500 лет назад», — рассказал Vox Ниинхюйс.


Фрагменты картины Джованни Станки
Изображение: Christie"s

Арбузы пришли в Европу из Африки и, предположительно, прижились в местных садах в начале XVII века. Профессор Ниинхюйс полагает, что старые арбузы были такими же сладкими, как и нынешние. Bнешний вид ягод менялся в процессе селекции: человек делал так, чтобы увеличить количество ликопина — вещества, которое придает красную окраску мякоти арбуза.

За сотни лет культивации мы превратили маленькие арбузы с белой мякотью в более крупные ягоды, полные ликопина (англ. яз.).
Vox

Кстати. Родиной арбуза считается Южная Африка. "В средневековую Западную Европу арбузы были завезены в эпоху крестовых походов. На территорию России арбузы были завезены татарами в XIII-XIV веках." -


Top