Что изобразил художник на картине масленица. Масленица

© depositphotos

Сегодня tochka.net расскажет тебе, когда отмечается день Якова, жизнеописание святого, традиции и приметы этого дня.

5 ноября православная церковь отмечает день памяти святого апостола Иакова. В 2016 году этот день приходится на субботу.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Святой Яков - жизнеописание

День Якова, Иерусалим © depositphotos

Святой Яков (Иаков) - брат Иисуса Христа по плоти, сын праведного Иосифа Обручника от первого брака, мужа Пресвятой Богородицы.

С раннего детства Яков был назореем - человеком, посвященным Богу. Назореи давали обет чистой и святой жизни, соблюдения девства, укрощения плоти, строгого поста, воздержания от вина, непрестанных молитв.

Когда Спаситель рассказывал народу о Царствии Божием, Яков уверовал во Христа - Сына Божьего и стал его апостолом. Он был первым иерусалимским епископом, посвященным самим Христом, автором Божественной литургии, которая стала основанием литургий, составленных святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. Послание апостола Якова включено в книги Священного Писания Нового Завета.

За свою жизнь святой Яков много людей обратил в христианство. За непреклонную веру в Господа иудеи задумали убить его, столкнув с крыши иерусалимского храма и добив камнями. Принимая мученическую смерть, Яков при этом не переставал молиться Господу за своих палачей.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

Святой Яков - молитва

© depositphotos

Яко Господень ученик восприял еси, праведне, Евангелие, яко мученик имаши еже неописанное, дерзновение яко брат Божий, еже молитися яко иерарх: моли Христа Бога спастися душам нашим.

Яков день - народные традиции, ритуалы и приметы

Святой Яков считался покровителем любой мужской работы, которой занимались в этот день, а ее было немало - плотницкая, скобяная, столярная и т.д.

А вот девушки на Яков день ходили по домам и присматривали, чем занимались парни. Если парень работал, значит, муж из него будет работящим, а если на печи лежал - за такого идти не стоило.

На Якова рубили лес, заготавливали дрова на зиму. Народ приметил, что если сделать это вовремя - зимой в доме будет тепло. Желательно было закончить работу до захода солнца.

Обычно на Якова наступала пора впрягать лошадей в сани, поэтому день еще называли "гужники". Мужчины проверяли и чинили всю конскую упряжь, мастерили гужи - специальные петли, которые крепят оглобли к дуге.

© Depositphotos

В народе в Яков день были популярны пчелиные игры. Люди подражали пчелам, летали, жужжали, ели и медовые пряники. Считалось, что чем больше меда съешь, тем громче будешь жужжать, тем лучше будут роиться пчелы весной, и тем больше будет меда летом.

Об истории святого Якова можно почитать в главе 4.1 "Святой апостол Яков и его захоронение в известном испанском соборе Сантьяго де Компостелла". С полным текстом этой главы можно ознакомиться на сайте www.chronologia.org .

Вот несколько отрывков, к которым я добавил несколько ссылок и фотографий собора .

Считается, что апостол Иаков захоронен в Испании, в огромном готическом соборе Сантьяго де Компостела, рис.5.21 . Сегодня здесь показывают саркофаг с мощами Иакова. Происхождение названия города и собора объясняют так. Имя САНТ-ЯГО - это Святой Иаков, а КОМПО-СТЕЛА (Campo de la Estrella, по-испански) - это латинское словосочетание Campus Stellae, то есть Поле Звезд или Лагерь Звезд , с.7; , с.10.

Символом или, если угодно, гербом апостола Иакова считается крест в виде меча, украшенного полумесяцами, рис.5.22 , рис.5.23 . Более того, в самом центре огромного собора Сантьяго де Компостела, прямо над главным алтарем возвышается большая роскошная статуя Святого Иакова, с ног до головы покрытая золотом и драгоценными камнями. На груди апостола мы видим КРЕСТ-МЕЧ, УКРАШЕННЫЙ ОСМАНСКИМ ПОЛУМЕСЯЦЕМ, сделанным из драгоценных камней, рис.5.24 и рис.5.25 .

Еще одним символом Святого Иакова считается большая морская ракушка, перекрещенная двумя мечами, рис.5.26 . Мечи - это, конечно, символ османского завоевания. А океанская раковина, скорее всего, появилась потому, что завоевав Испанию, османские=атаманские войска наконец вышли к самой западной точке Европейского материка и оказались на берегу Атлантического океана. Это было безусловно крупное событие. В память о нем и возник яркий символ - морская ракушка на фоне скрещенных мечей. Иногда мечи рисовали по бокам раковины, рис.5.27 , рис.5.28 .

Сообщается, что Святой Иаков ЛИЧНО УЧАСТВОВАЛ в известной битве средних веков при Клавихо. В скалигеровской истории получается, будто делал он это через много столетий после своей смерти.

Сантьяго де Компостела как в средние века, так и сегодня пользуется огромным уважением в христианском мире , с.9. Мощи Святого Иакова, находящиеся в соборе, являются объектом поклонения тысяч и тысяч пилигримов, прибывающих сюда со всех концов мира. Паломничество к мощам Иакова началось, как считается, в XI-XII веках и не прекращается до настоящего времени. Площадь перед кафедралом называлась в средние века "Раем" (Paraiso, по-испански) и была конечной точкой, куда сходились многочисленные пути пилигримов ,

Очень интересны дошедшие до нашего времени сведения о средневековой традиции, неукоснительно требовавшей, чтобы паломники, даже начав свой путь из дальних стран Европы, шли на поклонение в Сантьяго де Компостела только по специальным путям, нарисованным на карте Западной Европы и образующим достаточно сложную и запутанную сеть.

Эта система средневековых европейских маршрутов была известна под названием "Маршруты Пилигримов в Сантьяго". Существовала специальная средневековая карта, на которой была аккуратно нанесена канонизированная сеть "священных дорог Святого Иакова". Правда, до нашего времени дошла лишь поздняя версия этой карты, датируемая 1648 годом. То есть уже карта эпохи Реформации.

<<В 1987 году ЮНЕСКО признала эту общую концепцию паломнических маршрутов в Сантьяго, объявив ее "Главным Европейским Культурным Путеводителем" (Primary European Cultural Itinerary)>> , с.10.
Обращает на себя внимание чрезвычайно высокий религиозный статус, приданный в средние века сети "маршрутов Иакова", охватывающей всю Западную Европу. Считается, что будто бы с 1119 года был утвержден порядок, согласно которому каждый год, в который день Святого Иакова, отмечаемый 25 июля, приходится на воскресенье, объявляется Святым Годом. Такое событие происходит каждые 6, 5, 6 и 11 лет. Так вот, пилигримы, совершившие паломничество к мощам Святого Иакова в такой Святой Год, получают в соборе Сантьяго де Компостела ПОЛНОЕ ОТПУЩЕНИЕ ВСЕХ ГРЕХОВ, полную индульгенцию , с.10.

Совсем рядом находится мыс, названный в ту эпоху "Конец Земли" - C.de Finis terre, рис.5.42 , рис.5.43 . Здесь - самая западная точка европейского континента. А рядом - город с тем же названием "Конец Земли" (Finisterrae), рис.5.43 . Название "Конец Земли" сохранилось тут до сегодняшнего дня. Кроме этого "Конца Земли" существует еще несколько мест с таким же названием, например, во Франции. Однако отличие "испанского Конца Земли" от других, вероятно, в том, что этот "конец" точно отвечает современному пониманию запад-восток, то есть пониманию того, где расположен северный полюс, из которого исходят меридианы. Люди, поставившие здесь на карте Испании самый западный "Конец Земли", уже хорошо понимали - где находится северный полюс, и представляли, что такое меридианы. "Испанский Конец Земли" - западнее всех других "концов".

В свете всего сказанного особое звучание приобретает следующий яркий факт. Во время нашего посещения собора Сантьяго де Компостела в июне 2000 года мы сразу же обратили внимание на большую рельефную карту Западной Европы, изготовленную из металла, рис.5.44 . Мы сфотографировали карту с разных точек, стараясь высветить по возможности все детали (пока что ее нет в путеводителях и альбомах, посвященных собору). Как нам сообщили служители собора, эта карта была изготовлена сравнительно недавно, несколько лет тому назад, и помещена на почетное место в соборе, прямо под старейшим барельефом, изображающим завоевания Святого Иакова.

Так что же изображено на металлической карте? Оказывается, на ней показана уже хорошо знакомая нам густая сеть "дорог Иакова", покрывающая Западную Европу и Англию. В деталях эта сеть отличается от карты 1648 года, однако в целом она более или менее точно воспроизводит старинный оригинал. Впрочем, возможно, что при создании рельефной карты использовались какие-то другие старинные изображения, на которых сеть "путей Иакова" несколько отличалась от карты 1648 года.
САМОЕ ПОРАЗИТЕЛЬНОЕ, ЧТО ВО ВСЕ ОСНОВНЫЕ СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ВЕРТИКАЛЬНО ВОТКНУТЫ ОГРОМНЫЕ МЕЧИ, НА РУКОЯТИ КАЖДОГО ИЗ КОТОРЫХ СИЯЕТ БОЛЬШАЯ ЗВЕЗДА, рис.5.46 . Всего мечей восемь. Мечи воткнуты в Англию, в западную Испанию, в Пиренейский перешеек, то есть в юг Франции, далее в северную Францию, в Италию, в Скандинавию, в Германию, по-видимому, в Балканские страны, рис.5.47 . Вдали на карте видна территория России, но здесь уже никаких вертикальных мечей нет.

В музее Сантьяго де Компостела хранятся старинные манускрипты. Они содержат много интересного. Например, на рис.5.60 мы приводим старинную миниатюру, на которой совершенно четко написано ОРДЫНСКИЙ ЦАРЬ, рис.5.61 .

В статье о чуме "Чёрная смерть " в Википедии утверждается следующее -

От чумы скончалось до половины населения Европы, от 15 дo 34 миллионов человек (во всем мире скончалось 75 миллионов человек). Предполагается, что та же самая болезнь возвращалась в Европу каждое поколение с различными степенями интенсивности и смертности до 1700-ых. Известные поздние эпидемии чумы включают: итальянскую эпидемию 1629-1631 , "Большую эпидемию Лондона" (1665-1666) , "Большую эпидемию Вены (1679)", "Большую эпидемию Марселя" в 1720-1722 и чуму в Москве в 1771 . Части Венгрии, Брабант , "Hainaut" и Лимбург (всё - в современной Бельгии), так же как Сантьяго-де-Компостела в Испании, были незатронуты по неизвестным причинам (хотя эти области были поражены второй эпидемией в 1360-1363 и позже в течение многочисленных возвращений бубонной эпидемии).

Собор "Сантьяго де Компостела"

Картинка взята с сайта wikimedia.

Карта Европы с воткнутыми в нее мечами расположена на одной из стен знаменитого собора Сантьяго де Компостелла.

Старая карта маршрутов пилигримов

Картинка взята с сайта
http://www.geocities.com/Yosemite/8918/img/mapacaminho.jpg

Маршруты Пилигримов в Сантьяго
Map of the way of St James In Europe

Картинка взята с сайта

Человек покорил космос, высадился на Луне, но по-прежнему мечтает о чуде. Отличная возможность увидеть чудо собственными глазами, а заодно испытать себя — пройти дорогой святого Якова. Старинный путь пилигримов, проложенный по Пиренеям к побережью Атлантического океана, растянулся на 800 километров. Чтобы преодолеть его, требуется хорошая физподготовка и вера в помощь свыше.

МЕККА ДЛЯ КАТОЛИКОВ

Этот маршрут больше известен как Путь Сантьяго, или Эль Камино де Сантьяго. Сейчас по нему проходят 150-200 тысяч человек в год. Так, в 2013 году могилу святого Якова посетили 215 880 паломников. Для сравнения: в 1970 году, когда после долгих лет забвения европейцы вновь открыли для себя этот маршрут, его преодолели всего 68 человек. За эти годы дорога святого Якова стала невероятно популярной. Разумеется, далеко не все отправляются в путешествие из религиозных соображений. Многие рассматривают маршрут как хороший вариант для отпуска, благодаря которому можно увидеть много интересных и красивых мест или отдохнуть от суеты больших городов. Но большинство пилигримов, как и раньше, мечтают о соприкосновении с чудом. Такую возможность католикам предоставляют всего три пути так называемого великого паломничества: к Гробу Господню в Иерусалиме, к гробнице святого Петра в Риме и к мощам святого Якова на испанское побережье Атлантики. Испанское местечко Сантьяго-де-Компостела, куда ведет дорога святого Якова, является третьей по значению святыней католичества. Причина такого поклонения — мощи святого Якова, главная реликвия .

МЕСТО, ОБОЗНАЧЕННОЕ ЗВЕЗДОЙ

Самое большое чудо произошло в Галисии в 813 году, когда один монах, следуя указанию лучей необычайно яркой звезды, обнаружил в земле нетленные мощи. Сомнений в том, что мощи принадлежат Якову, быть не могло: к телу усопшего прилагался свиток, на котором черным по белому указывалось, кто есть кто. Яков был двоюродным братом Иисуса Христа, а также одним из его апостолов. По преданию, ему отсекли голову за горячие проповеди в 44 году в Иерусалиме, останки положили в лодку и пустили в воды Средиземного моря. На месте находки, указанном звездой, построили часовенку, а вокруг нее со временем появились и другие здания. Так в Галисии образовался городок Сантьяго-де-Компостела. Слово «компосте-ла» происходит от латинского выражения Campus Stellae , что в переводе означает «Место, обозначенное звездой». За века часовня выросла до громады собора Святого Якова, который уже в Средневековье прославился на весь христианский мир в качестве хранилища останков праведника.

Первым к мощам святого Якова отправился король франков Карл Великий. Накануне ему приснилась усыпанная звездами дорога, напоминающая Млечный Путь. Она протянулась через все Пиренеи, а путеводная звезда указывала место на карте, где позже возник городок Сантьяго-де-Компостела. Голос свыше велел Карлу Великому расчистить эту дорогу от мавров. В те времена к таким знакам относились серьезно, Карл собрал войско и под знаменами святого Якова повел его через Пиренеи. Поход закончился победой франков — Карл освободил от владычества мавров Наварру, Риоху, Кастилию, Леон, Галисию. Благодарные испанцы подвиг Карла Великого не забыли — с тех пор Млечный Путь называют Небесным Путем Сантьяго. Реконкиста — освободительная борьба против мавров — закончилась в 1492 году, когда с полуострова был изгнан последний мавританский правитель. За это время мощи святого Якова превратились в могущественный христианский талисман. Неоднократно великомученик являлся освободителям в тот момент, когда, казалось, удача отворачивалась от них.

НЕВИДИМЫЙ ДОЗОР

Люди до сих пор верят в заступничество святого Якова. Из уст в уста передают историю о том, как однажды во время паломничества некоего юношу ложно оклеветали в воровстве и осудили на повешение. Спустя месяц, возвращаясь на родину, пилигримы нашли повешенного... живым! Когда беднягу сняли с виселицы, он рассказал, что от верной гибели его уберег сам святой Яков, который поддерживал его тело. С той поры то здесь, то там на дороге встречается изображение висельника, а рядом с ним — великомученик Яков, поддерживающий его. Это наглядное напоминание всем путешественникам о том, что они находятся под покровительством праведника.

День за днем шагают пилигримы по бесконечной дороге, что вьется козьими тропами в Пиренеях, петляет между засеянными полями в испанской глубинке. Позади остаются идиллические деревушки. Кажется, сегодня тут ничто не угрожает простому путешественнику. Однако это обманчивое представление. На стенах старых домов кроме гербов можно увидеть кресты, а на окнах — пучки трав. Зачем? Местные жители свято верят, что на дороге обитает нечистая сила, от которой обязательно нужно защищаться. Кресты и травы — это обереги от оборотней и прочей нечисти, что старается сбить с пути истинного и местных жителей, и пилигримов.

Описания чудес, которые случаются на Пути Сантьяго, можно послушать в соборе Святого Якова каждое воскресенье и в праздничные дни, когда апостолу читают акафист. Говорят, что одна женщина рожала мертвых младенцев. И только после того, как она дала обет пройти всю дорогу святого Якова пешком, она родила здорового мальчика. Но это еще не все: женщина стала матерью трижды!

Еще рассказывают, что после молитвы перед иконой святого Якова в Сантьяго-де-Компостеле многие получают помощь в несчастьях и болезнях. Одна женщина шла по дороге, и вылетевший из-под машины камешек сильно ударил в глаз. Образовался отек. Пришлось обратиться в местную больницу. Врачи запугали женщину: мол, возможно отслоение сетчатки, надо срочно прекращать путь. Но женщина много лет собиралась преодолеть дорогу Якова, поэтому решила довести начатое до конца. Когда она добралась в Сантьяго-де-Компостелу, глаз перестал болеть. После обследования выяснилось, что с ним действительно все в порядке.

ДА ВОЗДАСТСЯ КАЖДОМУ

Прежде чем выйти в путь, паломники должны получить специальный паспорт. Документ выдают в церквях, монастырях, приютах для путешественников. Второй вариант — паспорт можно получить по почте. Важная бумажка дает право останавливаться на ночлег в специальных бесплатных приютах для паломников. По пути нужно ставить в паспорт печати церквей или приютов, которые посещает паломник. Если в конце путешествия он захочет получить именной сертификат на латинском языке о прохождении Пути Сантьяго, эти печати послужат подтверждением.

По дороге в Сантьяго-де-Компостелу везде — на фасадах церквей и соборов, на крестах и фасадах жилых домов, в витринах сувенирных лавочек, на тротуарной плитке и на ограде — попадается изображение морской раковины. Кроме того, чтобы паломники не сбились с дороги, весь Путь Сантьяго отмечен специальными указателями с изображением ракушки и желтой стрелки.

Существует несколько предположений, почему еще в старину раковина морского гребешка стала символом паломников. По одной из версий, богомольцы верили, что в море водится удивительная рыба, у которой с каждого бока находится по раковине, и вот эти-то раковины пилигримы и собирали, чтобы нашить на одежду. По другой версии, странники привозили раковины с Финистерре — самого западного мыса на атлантическом побережье — в доказательство того, что им удалось дойти до края земли. Вот и сегодня, отдавая дань традиции, все паломники прикрепляют красивые раковины к своим рюкзакам.



Картина написана: 1919 г.
Холст, масло.
Размер: 98 × 71 см

Описание картины «Масленица» (1919 г) Б.Кустодиева

Художник: Борис Михайлович Кустодиев
Название картины: «Масленица»
Картина написана: 1919 г.
Холст, масло.
Размер: 98 × 71 см

Творчество Б. Кустодиева можно сравнить с народными лубочными картинками – небольшими изображениями, основной целью которых было распространение в народе. Несколько простые и грубоваты линии, но в то же время изобразительный язык и некий примитивизм обеспечили популярность данного жанра. Добавьте к ним яркую раскраску и пояснительный текст – в итоге получится то, что «дойдет» до каждого человека.

Б. Кустодиев много учился у художников лубочного жанра и поэтому его произведения такие красочные, многообразные и веселые. Среди предков художника были купцы, что не могло не отразиться на его восприятии мира – он любил изображать народные гуляния. Каждая картина Кустодиева – это событие, участвует в котором и люди, и архитектурные сооружения, и природа, а еще у них есть настроение.

Живописец не раз обращался к теме Масленицы – национального праздника проводов зимы, когда пекут горы блинов, катаются на санях и сжигают чучело, как во времена язычества. Известны работы, изображающие Масленицу, датированные разными годами – 1916, 1919 и 1920 года. Он постоянно рисовал эскизы праздничных гуляний, создавал разные образы людей и событий, среди которых выделяется «Масленица» 1919 года.

Россия на то время была одним и государств, которые затронула Первая мировая война, а для художника это было нелегкое время. У него нашли опухоль спинного мозга еще в 1909 году, но операцию сделали гораздо позже. Оставшуюся жизнь Кустодиев провел в инвалидном кресле, но, превзнемогая боль, писал удивительные и яркие полотна. «Масленица» полна свежего, морозного и счастливого настроения, она противопоставлена болезни и войне, а также выполнена в лучших традициях лубочного жанра.

Картина динамична, ведь сани, несущиеся по снегу, белые кони, толпа на заднем плане, продавец сладостей, компания в правом углу построены по принципу театра. Вы можете увидеть здесь и контрасты светотени, и кулисы, и даже своеобразный «хор». Колорит и декор полотна позволяет сравнить его со шкатулкой, расписанной диковинными мотивами. Удивительно, что работа эта написана по памяти, большинство образов взяты из детства, они представляют обобщенную национальную жизнь. В «Масленице» нет ни одного отрицательного персонажа, они наполнены наивной добротой, поэзией и чувством собственного достоинства. Вы больше никогда не увидите таких позитивных и ярких сюжетов – патриархальный уклад ушел в прошлое.

Масленица, тем не менее, всегда останется тем древним праздником проводов зимы и встречи весны, когда проводились состязания, торговцы на площади расхваливали свой товар, строились снежные городки, жарились блины со всевозможными начинками, сжигалось поднадоевшее изображение зимы, из сундуков вытаскивались лучшие наряды. Куча лохматых ушанок и тулупов, цветастые женские платки и юбки, варежки детишек – все мелькало чудесном хороводе. Кустодиев обладал потрясающим талантом, ведь сумел изобразить все это на едином полотне.

«Масленица» красочна, необычна и, несмотря на примитивизм мазков, воспринимается как идеал народных гуляний. Разгар праздничной недели в провинциальном городишке отражается в розовых лучах заходящего солнца и составляет блики на белоснежном снегу. Город в движении – сани мчатся с горки и по центральной части полотна. молодежь веселится и догоняет друг друга, а по переулку чинно проезжает на санях с белоснежными конями и веселыми бубенчиками супружеская пара купцов. Атмосфера особого веселья передается росписью саней, деталей одежды, а отдых отражен в чинно шествующей знати. Складывается впечатление, что люди забросили все свои дела – остается лишь безудержное веселье и бойкая торговля.

Образы картины многогранны. Вы увидите лихого молодого человека, который шепчет красавице заманчивые речи, от которых она заливается краской или бородатого кучера купеческой упряжки, лихо вскинувшего кнут. Разносчик сладостей удивленно смотрит на тройки лошадей, которые мчатся мимо него, а два семейства в роскошных шубах неспешно ведут диалоги. Мужчины убеждают друг друга в чем-то, один из них даже активно жестикулирует, а их жены сплетничают чуть поодаль и тихонько хихикают в ладошку.

В городе радость – к ним приехали актеры передвижного театра. Это вы можете узнать по надписи. Вывеска «Театр» - еще одно подтверждение принадлежности творчества Кустодиева к лубочному жанру, для которого характерны пояснительные тексты. Заведение обещает зрителям силача Борьку, веселые сценки из жизни и хорошее настроение.

По узенькой улочке, ведущей от храма, стекается народ. Художник использует тут весьма интересный композиционный прием: церковь расположена на заднем плане, а кажется, что она возвышается над городом. Эта деталь в «Масленице» неспроста – русский народ издавна известен своей религиозностью.

Картина написана яркими красками – вот еще один аспект лубка. Тут насыщенные тона зеленого, красного, желтого, синего и розового. Даже снег на полотне – не кристально белый, а с отблесками. Желтый дом, желтый театр и золотые купола церкви приносят в атмосферу народных гуляний торжественности. Коричневые оттенки одежды и дома в левом углу несколько успокаивают буйство ярких красок, создавая ощущение размеренности жизни.

Полотно разгульно, широко, разухабисто, весело, хлебосольно и жизненно. На нем нет конкретных образов купцов, торговцев лавчонок или простого люда – Кустодиев создает обобщенный образ народа, которому не чужды человеческие желания.

Закат солнца наполняет мир, оставшийся в памяти художника веселыми тонами. Тут все быстротечно, жизненно и неповторимо – просто настоящие царство беззаботной добродушной атмосферы, в которой нет места военным потерям и постоперационной боли. «Масленица» переносит каждого в сказку, вдохновляет на мечту и вселяет оптимизм. Она дает возможность современным вечно занятым людям понять, что в праздником может стать каждое мгновение нашей жизни, а создавать его нужно своими руками.




Top